Годы правления | Имя | Личное имя | Комментарии | |
---|---|---|---|---|
Эпоха Яёи | ||||
1 | 660 до н. э. по 585 до н. э. | Император Дзимму | Кан-Ямато-иварэ-хико или Каму-Ямато-ихарэ-бико[1] | потомок богини Аматэрасу, 301—316 годы н. э. (испр. хрон.) |
2 | 581 до н. э. по 549 до н. э. | Император Суйдзэй | Каннэна-кавамими или Камунуна-кавамими[1] | легендарный, начало IV века н. э. |
3 | 549 до н. э. по 511 до н. э. | Император Аннэй | Сикицухито-таматэми[1] | легендарный, начало IV века н. э. |
4 | 510 до н. э. по 476 до н. э. | Император Итоку | Ояматохико-сукитомо[1] | легендарный, начало IV века н. э. |
5 | 475 до н. э. по 393 до н. э. | Мимацухико-каэсинэ[1] | легендарный, начало IV века н. э. | |
6 | 392 до н. э. по 291 до н. э. | Император Коан | Ямато-тарасихико-куниоси-хито[2] | легендарный, начало IV века н. э. |
7 | 290 до н. э. по 215 до н. э. | Император Корэй | Оямато-нэкохико-футони[2] | легендарный, начало IV века н. э. |
8 | 214 до н. э. по 158 до н. э. | Император Когэн | Оямато-нэкохико-куникуру[2] | легендарный, вторая половина III века н. э. |
9 | 157 до н. э. по |
ru.wikipedia.org
Президент Японии — Акихито. Краткая история жизни
Президент Японии, а если быть точным, то император, играет в стране формальную функцию. Он представляет государство на каких-либо собраниях, сборах, где не нужно решать стратегически важные государственные вопросы. Если сравнивать императора Японии с королевой Британии, то можно сказать сразу: последняя имеет больше полномочий. В Японии вся власть сосредоточена в руках премьер-министра. Императорское кресло передается по мужской линии.
Президент Японии сейчас на 83 году жизни. Он получил титул правителя в 1989 г. и является таковым по сей день. Зовут его Акихито.
Семья Акихито
Солидный мужчина, который стал императором в 56 лет, имел другое имя до вступления на престол. Звали его принц Цугуномия. Родился президент Японии, имя которого известно на весь мир, 23 декабря 1933 года. В семье мальчик является старшим сыном и пятым ребенком. Его отца звали Хирохито, мать – Кодзюн.
Акихито обучался в специальной школе кадзоку. Она предназначена только для представителей аристократического рода, другие дети не могут в ней учиться. Школа была открыта при университете Гакусюин. Двенадцать лет мальчик провел в стенах этого учебного заведения и в 1952 году получил документы о его окончании. Родители хотели привить своему ребенку любовь к знаниям и языкам, чтобы он мог развиваться разносторонне. Поэтому будущий президент Японии обучался известной писательницей Элизабет Вининг. Она давала ему знания по английскому языку и рассказывала о западном быте и культуре.
Дальнейшее обучение
Сразу после окончания школы Акихито поступил в вуз на отделение политики того же университета, который содержит указанное младшее учебное заведение. В 1952 г., а именно во втором месяце осени, он был официально представлен народу наследным принцем.
В следующем году парень осуществил поездку по 14 странам мира, в рамках которой заехал в Лондон. Там он побывал на коронации Екатерины II и выступил от лица своего отца.
Университет был окончен в 1956 г. Через три года президент Японии женился на дочери правителя одной из крупных мукомольных компаний. Тем самым он разрушил традицию своей семьи о заключении браков только совместно с партнером исключительно аристократических кровей. Женщина же была рождена в обществе интеллигенции.
Митико Седе
Жена императора Митико родилась в 1934 году 20 октября. Ее семья представляет собой глубокоуважаемое объединение японской интеллигенции. При этом два ее родственника получили высшую государственную награду, которую присуждает за выдающиеся достижения в науке лично император. Женщина умеет играть на пианино и арфе. Она также любит проводить свободное время вышивая. Ей очень нравится литература и флористика. Занимаясь переводами стихов одного из поэтов Японии, Митико сделала его известным на весь мир, а автору вскоре дали почетную награду.
Семейная жизнь
После единогласного одобрения будущей супруги Акихито, состоялся процесс бракосочетания. Семья смогла немного улучшить требования к императорскому союзу. Президент Японии смог добиться того, чтобы отменить некоторые обязательства. Например, детей семья воспитывала сама, не прибегая к помощи нянек и гувернеров. И даже несмотря на то, что им постоянно требовалось выходить на официальные мероприятия, ребята (на тот момент у них было двое детей – мальчик и девочка) никогда не страдали от недостатка внимания.
Акихито – император
В сентябре 1988 года состояние здоровья отца Акихито заметно ухудшилось, поэтому ему пришлось взять на себя некоторые обязанности. Он также был удостоен чести открывать первую сессию парламента. Кронпринц получил титул императора после смерти своего наставника в начале января 1989 года. После его назначения в жизни Японии начинается новая эпоха – Хэйсэй. Имена каждого императора связаны с тем или иным промежутком времени, который получает свое название. Так легче запомнить, как зовут президента Японии того или другого периода правления.
Увлечения Акихито
Правитель любит биологию и ихтиологию, также как и его покойный отец. За всю его жизнь он написал 25 научных работ на тему «морские бычки». Также Акихиро интересует история. Среди видов спорта император выделяет теннис (именно там произошло первое знакомство правителя и его жены), верховую езду.
fb.ru
Годы правления | Имя | Личное имя | Комментарии | |
---|---|---|---|---|
Эпоха Яёи | ||||
1 | 660 до н. э. по 585 до н. э. | Император Дзимму | Камуямато Иварэбико | потомок богини Аматэрасу, 301—316 годы н. э. (испр. хрон.) |
2 | 581 до н. э. по 549 до н. э. | Император Суйдзэй | Камисама Гава Мимино но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
3 | 549 до н. э. по 511 до н. э. | Император Аннэй | Сикицухико Тама Дэмино но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
4 | 510 до н. э. по 476 до н. э. | Император Итоку | Охо Яматохико Суки Томонау но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
5 | 475 до н. э. по 393 до н. э. | Император Косё | Мина Цухико Каэсинэно но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
6 | 392 до н. э. по 291 до н. э. | Император Коан | Охо Ямато Тарасихико Куниоси Хито но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
7 | 290 до н. э. по 215 до н. э. | Император Корэй | Охо Ямато Нэкохико Футони но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
8 | 214 до н. э. по 158 до н. э. | Император Когэн | Охо Ямато Нэкохико Куни Куроно но Микото | легендарный, вторая половина III века н. э. |
9 | 157 до н. э. по 98 до н. э. | Император Кайка | Охо Вакай Ямато Нэкохико Охо Бибино но Микото | легендарный, начало IV века н. э. |
10 | 97 до н. э. по 30 до н. э. | Император Судзин | Мимаки Ирихико Исати но Микото | начало IV века н. э.: илил до 318 года н. э., или в 324—331 годы (испр. хрон.) |
11 | 29 до н. э. по 70 н. э. | Император Суйнин | Икумэ Ирихико Исати но Микото | начало IV века н. э., 332—336 годы (испр. хрон.) |
12 | 71 по 130 | Император Кэйко | Охо Тарасихико Осивакэ но Микото | начало IV века н. э., 337 — около 343 года (испр. хрон.) |
13 | 131 по 191 | Император Сэйму | Вакай Тарасихико | середина IV века н. э., соправитель Кэйко в 341—343 годах (испр. хрон.) |
14 | 192 по 200 | Император Тюай | Тараси Накацухико но Микото | середина IV века н. э., 343—346 годы (испр. хрон.) |
200 по 201 | междуцарствие | |||
201 по 269 | Регент Дзингу Кого | вторая половина IV века н. э., 347—389 годы (испр. хрон.) | ||
15 | 270 по 310 | Император Одзин | Хомуда-но мико но микото / Отомовакэ но микото / Хомудавакэ-но микото | рубеж IV—V веков, 390—414/415 годы (испр. хрон.) |
310 по 313 | правитель Удзи | Удзи-но ваки-ирацуко | непризнанный правитель 415—417 годов (испр. хрон.) | |
16 | 313 по 399 | Император Нинтоку | Охо Садзаки но Микото | 418-425/427 годы (испр. хрон.) |
Эпоха Ямато | археологическая Эпоха Кофун | |||
17 | 400 по 405 | Император Ритю | Исаво Вакэ но Микото | 426/427-431/432 годы (испр. хрон.) |
18 | 406 по 410 | Император Хандзэй | Мису ва Вакэ но Микото | 432-437/438 годы (испр. хрон.) |
19 | 411 по 453 | Император Ингё | О Ацумано Вакако но Сукунэ | 438-453 |
20 | 453 по 456 | Император Анко | Анахоно но Микото | С 453 года датировки японских источников считаются правильными, так как предполагают, что в это время, видимо, в Ямато был введён в действие в китайский календарь Юань-цзя-ли (яп. гэн-ка-рэки — «календарь годов Юань-цзя» 445 года) |
21 | 456 по 479 | Император Юряку | Охо Хацунэно но Микото | С 461 года японские датировки начинают совпадать с корейскими |
22 | 480 по 484 | Император Сэйнэй | Сирага Такэхиро Куни Оси Вакай Ямато Нэко но Микото | |
23 | 485 по 487 | Император Кэндзо | Охокэ но Микото | |
24 | 488 по 498 | Император Нинкэн | Охо Ай Адзана Симано Иракко | |
25 | 498 по 506 | Император Бурэцу | О Фацусэ Вакай Садзаки | |
26 | 507 по 531 | Император Кэйтай | О Офу Атонохико Фудо но Микото | |
27 | 531 по 536 | Император Анкан | Хирокуни Оситакэ Канахи но Микото | |
28 | 536 по 549 | Император Сэнка | Такэхи Хирокуни Оситакэ но Микото | |
Эпоха Асука | ||||
29 | 539 по 571 | Император Киммэй | Амэкуни Осихараки Хиронива но Микото | |
30 | 572 по 585 | Император Бидацу | Нумакура Футотамасики но Микото | |
31 | 585 по 587 | Император Ёмэй | Татибана но Тоёхи но Микото | |
32 | 587 по 592 | Император Сусюн | Хацусэбэ но Микото | |
33 | 593 по 628 | Императрица Суйко | Тоёмикэ Касикия | первая Императрица |
34 | 629 по 641 | Император Дзёмэй | Тамура | |
35 | 642 по 645 | Императрица Когёку | Такара | правила дважды |
36 | 645 по 654 | Император Котоку | Кару | |
37 | 655 по 661 | Императрица Саймей | смотри также 35 | Второе правление императрицы Когёку под этим именем. |
38 | 661 по 672 | Император Тэндзи | Амэ Хираки Вакэ но Микато | |
39 | 672 | Император Кобун | Отомо | |
40 | 672 по 686 | Император Тэмму | Оама | |
41 | 686 по 697 | Императрица Дзито | Такэ Ама Вара Хиро но Химэ | |
42 | 697 по 707 | Император Момму | Аманомо Мунэ Тоё | |
43 | 707 по 715 | Императрица Гэммэй | Ямато Нэко Амацу Ми Сиро Тоё Куни Нари Химэ | |
Эпоха Нара | ||||
44 | 715 по 724 | Императрица Гэнсё | Хидака | |
45 | 724 по 749 | Император Сёму | Амэ Сируси Куни Оси Хираки Тоё Сакура Хико | |
46 | 749 по 758 | Императрица Кокэн | Такано? | правила дважды |
47 | 758 по 764 | Император Дзюннин | Охо Ино Охокими | |
48 | 764 по 770 | Императрица Сётоку | смотри также 46 | Второе правление императрицы Кокэн под этим именем |
49 | 770 по 781 | Император Конин | Сира Кабэна Охокими | |
Эпоха Хэйан | ||||
50 | 781 по 806 | Император Камму | Ямато Нэко Субэраги Такаратэру но Микото | |
51 | 806 по 809 | Император Хэйдзэй | Ямато Нэко Амахираки Куни Такахико | |
52 | 809 по 823 | Император Сага | Ками но Сино | |
53 | 823 по 833 | Император Дзюнна | Оходомо но Сино | |
54 | 833 по 850 | Император Ниммё | Масара | |
55 | 850 по 858 | Император Монтоку | Митиясу Синно | |
56 | 858 по 876 | Император Сэйва | Корэхито | |
57 | 876 по 884 | Император Ёдзэй | Садааки | |
58 | 884 по 887 | Император Коко | Токиясу | |
59 | 887 по 897 | Император Уда | Садаёси | |
60 | 897 по 930 | Император Дайго | Ацухито | |
61 | 930 по 946 | Император Судзаку | Хироакира | |
62 | 946 по 967 | Император Мураками | Нариакира | |
63 | 967 по 969 | Император Рэйдзэй | Норихира | |
64 | 969 по 984 | Император Энъю | Морихира | |
65 | 984 по 986 | Император Кадзан | Моросада | |
66 | 986 по 1011 | Император Итидзё | Канэхито | |
67 | 1011 по 1016 | Император Сандзё | Суэсада | |
68 | 1016 по 1036 | Император Го-Итидзё | Ацунари | |
69 | 1036 по 1045 | Император Го-Судзаку | Ацуёси | |
70 | 1045 по 1068 | Император Го-Рэйдзэй | Тикахито | |
71 | 1068 по 1073 | Император Го-Сандзё | Такахито | |
72 | 1073 по 1087 | Император Сиракава | Садахито | инсэй до 1129 |
73 | 1087 по 1107 | Император Хорикава | Ёсихито | |
74 | 1107 по 1123 | Император Тоба | Мунэхито | инсэй 1129 по 1156 |
75 | 1123 по 1142 | Император Сутоку | Акихито | |
76 | 1142 по 1155 | Император Коноэ | Тосито | |
77 | 1155 по 1158 | Император Го-Сиракава | Масахито | инсэй 1158 по 1192 |
78 | 1158 по 1165 | Император Нидзё | Морихито | |
79 | 1165 по 1168 | Император Рокудзё | Тосихито | |
80 | 1168 по 1180 | Император Такакура | Норихито | |
81 | 1180 по 1185 | Император Антоку | Котохито | |
82 | 1183 по 1198 | Император Го-Тоба | Таканари | |
Эпоха Камакура | ||||
83 | 1198 по 1210 | Император Цутимикадо | Тамэхито | |
84 | 1210 по 1221 | Император Дзюнтоку | Моринари | |
85 | 1221 | Император Тюкё | Канэнари | |
86 | 1221 по 1232 | Император Го-Хорикава | Тоёхито | |
87 | 1232 по 1242 | Император Сидзё | Хидэхито | |
88 | 1242 по 1246 | Император Го-Сага | Кунихито | |
89 | 1246 по 1260 | Император Го-Фукакуса | Хисахито | |
90 | 1260 по 1274 | Император Камэяма | Цунэхито | |
91 | 1274 по 1287 | Император Го-Уда | Ёрихито | |
92 | 1287 по 1298 | Император Фусими | Хирохито | |
93 | 1298 по 1301 | Император Го-Фусими | Танэхито | |
94 | 1301 по 1308 | Император Го-Нидзё | Кунихару | |
95 | 1308 по 1318 | Император Ханадзоно | Томихито | |
96 | 1318 по 1339 | Император Го-Дайго | Такэхару | Свергнут сёгунатом, 1332; Южный двор с 1336 по 1339 |
Северный Двор | ||||
1331 по 1333 | Император Кōгон | Кадзухито | ||
1336 по 1348 | Император Кōмуō | Ютахито | ||
1348 по 1351 | Император Суко | Окихито | ||
1351 по 1352 | междуцарствие | |||
1352 по 1371 | Император Го-Когон | Ияхито | ||
1371 по 1382 | Император Го-Энъю | Охито | ||
1382 по 1392 | Император Го-Комацу | он же 100-й | Воссоединил дворы в 1392 | |
Эпоха Муромати | ||||
97 | 1339 по 1368 | Император Го-Мураками | Нориёси | Южный двор |
98 | 1368 по 1383 | Император Тёкэй | Ютанари | Южный двор |
99 | 1383 по 1392 | Император Го-Камэяма | Хиронари | Южный двор |
100 | 1392 по 1412 | Император Го-Комацу | Мотохито | |
101 | 1412 по 1428 | Император Сёко | Михито | |
102 | 1428 по 1464 | Император Го-Ханадзоно | Хикохито | |
103 | 1464 по 1500 | Император Го-Цутимикадо | Нарихито | |
104 | 1500 по 1526 | Император Го-Касивабара | Кацухито | |
105 | 1526 по 1557 | Император Го-Нара | Томохито | |
106 | 1557 по 1586 | Император Огимати | Митихито | |
107 | 1586 по 1611 | Император Го-Ёдзэй | Катахито | |
Эпоха Эдо | ||||
108 | 1611 по 1629 | Император Го-Мидзуно | Котохито | |
109 | 1629 по 1643 | Императрица Мэйсё | Окико | |
110 | 1643 по 1654 | Император Го-Комё | Цугухито | |
111 | 1655 по 1663 | Император Го-Сай | Нагахито | |
112 | 1663 по 1687 | Император Рэйгэн | Сатохито | инсэй 1687 по 1713? |
113 | 1687 по 1709 | Император Хигасияма | Асахито | |
114 | 1709 по 1735 | Император Накамикадо | Ёсихито | |
115 | 1735 по 1747 | Император Сакурамати | Тэрухито | |
116 | 1747 по 1762 | Император Момодзоно | Тохито | |
117 | 1762 по 1771 | Императрица Го-Сакурамати | Тосико | |
118 | 1771 по 1779 | Император Го-Момодзоно | Хидэхито | |
119 | 1780 по 1817 | Император Кокаку | Томохито (Морохито, до усыновления) | |
120 | 1817 по 1846 | Император Нинко | Аяхито | |
121 | 1846 по 1867 | Император Комэй | Осахито | |
Современная Япония | ||||
122 | 1867 по 1912 | Император Мэйдзи | Муцухито | первый император при конституционной монархии |
123 | 1912 по 1926 | Император Тайсё | Ёсихито | |
124 | 1926 по 1989 | Император Сёва | Хирохито | последний Император, обладавший реальной властью |
125 | 1989 и по настоящее время | Акихито | Акихито | Известен как Тэнно Хэйка (то есть Его величество Император) в Японии и Император Акихито в Западном мире. После смерти получит имя Император Хэйсэй. |
dic.academic.ru
Японские императоры
Японский императорский дом – старейшая непрерывная династия современного мира.
Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма, император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны –Реставрация Мэйдзи, когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.
Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й.
Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как “династия Романовых” или “династия Мин”). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий, одни лишь личные имена.
Императорская печать Японии — символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи. Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует.
Девизы правления
Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихитоправит под девизом “Хэйсэй” (“Мир и спокойствие”). Систему девизов по китайскому образцу “внедрил” в середине VII века император Котоку. По девизам правления ведется традиционный японский календарь.
В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.
Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.
Посмертные имена
После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.
Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.
Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.
Император Хирохито (裕仁 яп.; 1901—1989) — 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря1926 по 7 января 1989
Император Японии, по-японски «тэнно», 天皇 1 — глава японского государства, символ единства нации, нравственный пример для своих подданных. Все императоры Японии принадлежат к одной династии, согласно легенде ведущей свой род от богини Аматэрасу. Первый император, Дзимму, взошел на престол 11 февраля 660 года. Престол наследуется по мужской линии. Ныне царствующий император Акихито 125-й по счету.
В Японии царствующего императора не полагается называть по имени, его называют «тэнно хэйка», 天皇陛下, то есть «Его Величество Император», или короче «хэйка», 陛下 («Его Величество»).
Каждый император правит под девизом, которым именуется эра (эпоха) его правления. Например, эра правления Акихито — Хэйсэй («мир повсюду»). После ухода императора из жизни название эры становится его посмертным именем. Предыдущего императора, Хирохито, полагается называть не Хирохито (что непочтительно), а «император Сёва» в память об эре его правления.
По эрам правления императоров в Японии ведется летосчисление. Акихитовзошел на трон 7 января 1989 года, эра его правления началась 8 января. Следовательно, 2007 год соответствует 19-му году эры Хэйсэй.
Императорские регалии: зеркало, драгоценный камень и меч.
Возможности и права японского императора
Власть императоров Японии всегда была более или менее ограничена. В наши дни её пределы оговариваются конституцией. Император вершит государственные дела и даже получает подарки только с согласия правительства. Главу правительства — премьер-министра — он назначает по представлению парламента. По представлению правительства император назначает Верховного судью. Он участвует в официальных и религиозных церемониях, вручает государственные награды, принимает иностранных послов. Некоторые свои функции император может передать премьер-министру. Регент при малолетнем императоре действует только от имени императора.
День рождения царствующего императора — национальный праздник Японии(в эру Хэйсэй это 23 декабря).
Перечень императоров
Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.
Имя императора (название правления) | Начало правления (коронация) | Окончание правления |
---|---|---|
Акихито (Хэйсэй) | 1989 (1990) | |
Хирохито (Сёва) | 1926 (1928) | 1989 |
Ёсихито (Тайсё) | 1912 (1915) | 1926 |
Муцохито (Мэйдзи) | 1866 (1868) | 1912 |
Комэй | 1847 | 1866 |
Нинко | 1817 | 1846 |
Кокаку | 1780 | 1817 |
Гомомодзоно | 1771 | 1779 |
Госакурамати | 1763 | 1770 |
Момодзоно | 1747 | 1762 |
Сакурамати | 1735 | 1747 |
Накамикадо | 1710 | 1735 |
Хигасияма | 1687 | 1709 |
Рэйгэн | 1663 | 1687 |
Госай | 1656 | 1663 |
Гокомё | 1643 | 1654 |
Императрица Мэйсё | 1630 | 1643 |
Гомидзуно-о | 1611 | 1629 |
Гоёдзэй | 1586 | 1611 |
Огимати | 1557 (1560) | 1586 |
Гонара | 1526 (1536) | 1557 |
Гокасивабара | 1500 (1521) | 1526 |
Гоцутимикадо | 1465? (1465) | 1500 |
Гоханадзоно | 1429? (1429) | 1464 |
Сёко | 1412 (1414) | 1428 |
Гокомацу | 1392 | 1412 |
Гокамэяма | 1383 | 1392 |
Тёкэй | 1368 | 1383 |
Гомураками | 1339 | 1368 |
Годайго | 1318 | 1339 |
Ханадзоно | 1308 | 1318 |
Гонидзё | 1301 | 1308 |
Гофусими | 1298 | 1301 |
Фусими | (1288) | 1298 |
Гоуда | 1274 | 1287 |
Камэяма | 1259 | 1274 |
Гофукакуса | 1246 | 1259 |
Госага | 1242 | 1246 |
Сидзё | 1232 | 1242 |
Гохорикава | 1221 | 1232 |
Тюкё | 1221 | 1221 |
Дзюнтоку | 1210 | 1221 |
Цутимикадо | 1198 | 1210 |
Готоба | 1183 (1184) | 1198 |
Антоку | 1180 | 1183 |
Такакура | 1168 | 1180 |
Рокудзё | 1165 | 1168 |
Нидзё | 1158 | 1165 |
Госиракава | 1155 | 1158 |
Коноэ | 1141 | 1155 |
Сутоку | 1123 | 1141 |
Тоба | 1107 | 1123 |
Хорикава | 1086 | 1107 |
Сиракава | 1072 | 1086 |
Гасандзё | 1068 | 1072 |
Горэйдзи | 1045 | 1068 |
Госудзаку | 1036 | 1045 |
Гоитидзё | 1016 | 1036 |
Сандзё | 1011 | 1016 |
Итидзё | 986 | 1011 |
Кадзан | 984 | 986 |
Эн-ю | 969 | 984 |
Рэйдзи | 967 | 969 |
Мураками | 946 | 967 |
Судзаку | 930 | 946 |
Дайго | 897 | 930 |
Уда | 887 | 897 |
Коко | 884 | 887 |
Ёсэй | 876 (877) | 884 |
Сэйва | 858 | 876 |
Монтоку | 850 | 858 |
Ниммё | 833 | 850 |
Дзюнна | 823 | 833 |
Сага | 809 | 823 |
Хэйдзэй | 806 | 809 |
Камму | 781 | 806 |
Конин | 770 | 781 |
Императрица Сётоку | 764 | 770 |
Дзюннин | 758 | 764 |
Императрица Кокэн | 749 | 758 |
Сёму | 724 | 749 |
Императрица Гэнсё | 715 | 724 |
Императрица Гэммей | 707 | 715 |
Момму | 697 | 707 |
Императрица Дзито | (690) | 697 |
Тэмму | (673) | 686 |
Кобун | 671 | 672 |
Тэндзи | (662) | 671 |
Императрица Саймэй | (655) | 661 |
Котоку | 645 | 654 |
Императрица Когёку | (642) | 645 |
Дзёмэй | (629) | 641 |
Императрица Суйко | 592 | 628 |
Сусюн | 587 | 592 |
Ёмэй | 585 | 587 |
Бидацу | (572) | 585 |
Киммэй | 539 | 571 |
Сэнка | 535 | 539 |
Анкан | 531 | 535 |
Кэйтай | (507) | 531 |
Бурэцу | 498 | 506 |
Нинкэн | (488) | 498 |
Кэндзо | (485) | 487 |
Сэйнэй | (480) | 484 |
Юряку | 456 | 479 |
Анко | 453 | 456 |
Ингё | (412) | 453 |
Нандзэй | (406) | 410 |
Ритю | (400) | 405 |
Нинтоку | (313) | 399 |
Одзин | (270) | 310 |
Регент Дзингу Кого | 201 | 269 |
Тюай | (192) | 210 |
Сэйму | (130) | 190 |
Кэйко | (71) | 130 |
Суйнин | 29 г. до н.э. | 70 |
Судзин | (97 г. до н.э.) | 30 г. до н.э. |
Кайка | 158 г. до н.э. | 98 г. до н.э. |
Когэн | 214 г. до н.э. | 158 г. до н.э. |
Корэй | 290 г. до н.э. | 215 г. до н.э. |
Коан | 392 г. до н.э. | 291 г. до н.э. |
Косё | 475 г. до н.э. | 393 г. до н.э. |
Итоку | 510 г. до н.э. | 477 г. до н.э. |
Аннэй | 549 г. до н.э. | 511 г. до н.э. |
Суйдзэй | 581 г. до н.э. | 549 г. до н.э. |
Дзимму | (660) г. до н.э. | 585 г. до н.э. |
Император Хирохито (裕仁 яп.; 1901—1989) — 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198
В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет — а вот в Японии почти нет республиканцев.
Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория «мандата Неба», по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось — как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.
Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути — ее копировала), в Японии доктрину «небесного Мандата» не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии — откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.
В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства — его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена — строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.
Первая и главная особенность японской монархии — ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны — история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато — изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.
Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто («путь богов») отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот — в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов — Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль «обычных», сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.
В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: «Власть — императору!». Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась «реставрация Мэйдзи («Мэйдзи», то есть «просвещенное управление» — девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).
Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.
После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.
В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция — политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время «император», в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.
В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления «Сёва»), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически — единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как «военного преступника», и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что «форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа». После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.
С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина «военные преступления» мы здесь говорить не будем), а с другой — демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора «символом государства и единства народа», но не предусмотрела для него никаких обязанностей — кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся «символом государства», вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой «в миру» являются биологами (нынешний император Акихито — ихтиолог, автор 25 научных статей).
Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых — главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.
В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к «новой» аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки — и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).
Впрочем, сын Акихито — родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.
Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления «Хэйсэй») во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более «открытой», более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения — короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как «современный» европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к «рациональной», «дешевой» и «открытой» монархии. Японское общество тоже постепенно меняется — и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.
В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей — в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.
А. Ланьков
03.07.2002
Источник: Русский журнал
В 2012 году нынешнему императору Японии Акихито исполнилось 79 лет, но, несмотря на почтенный возраст и перенесенную операцию на сердце в начале этого года, он полон сил и планирует и дальше занимать пост главы государства. Празднования в честь дня рождения императора прошли в это воскресение во всех городах Японии с большим размахом.
Дни рождения императоров японцы отмечают как государственные праздники. Такой закон был принят в 1873 году. В действующей же Конституции страны говорится, что император — это «символ государства и единства народа Японии».
В честь 79-го дня рождения Акихито улицы были украшены национальными флагами, а все желающие могли в этот день прибыть ко дворцу императора, дабы лично увидеть монарха и пожелать ему здоровья. Первая половина дня прошла в торжественной обстановке, члены семьи императора и сам Акихито трижды появились перед народом. После обеда в самом дворце прошли праздничные мероприятия, посвященные дню рождения главы государства, кроме того, около дворца были установлены специальные столы с письменными приборами, чтобы желающие могли отправить императору поздравительное письмо.
Интересно, но факт: Акихито в настоящее время — единственный правящий император во всем мире. Как отмечают местные СМИ, Акихито является 125-м представителем правящей династии.
Родился Акихито 23 декабря 1933 года в семье императора Хирохито (Сева), которого и заменил на посту в январе 1989 года. Интересно, что наследным крон-принцем Акихито был объявлен в 1952 году после того как поступил в университет Гакусюин на факультет политики и экономики. И хотя он являлся всего лишь принцем, Акихито посетил около 15 стран Европы и Америки. Кроме того, в 1953 Акихито присутствовал на коронации королевы Великобритании Елизаветы Второй.
Как отмечают аналитики, Акихито выгодно отличался от своих предшественников. Во время его правления страна не претерпела никаких крупных финансовых катастроф, а лишь уверено шла по пути развития. Действующий император Японии не стал продолжать некоторые традиции, сложившиеся задолго до его появления. К примеру, в 1959 году Акихито взял в жены Седа Митико, дочь владельца мукомольного производства, тем самым нарушив одну из основных традиций, которая предписывала представителям императорской семьи брать в жены только женщин из аристократии. Своих двух детей император и императрица воспитывали самостоятельно, не отдавая их на попечение гувернеров, как того требовали традиции высших семей государства.
С момента провозглашения Акихито императором, в Японии начался новый период национального летоисчисления под названием Хэйсэй, то есть за нулевую точку отсчета берется год, когда император взошел на трон. В настоящее время в Японии заканчивается 24-й год Хэйсэй. Подобное летоисчисление официально принято в стране, именно так текущий год должен указываться на всех официальных бумагах и документах. Хэйсэй в переводе с японского означает «мир и спокойствие».
Принц Акисино выгоняет императора Японии с престола
Младший сын императора Японии Акихито предложил ввести для него пенсионный возраст.
По мнению принца Акисино, смена власти в некоторых случаях должна происходит еще при жизни правителя. Такие меры принц предпринял, так как обеспокоился здоровьем отца.
«Поскольку люди стареют с разной скоростью, наверное, нам стоит обсудить возможность ограничить время пребывания императора на троне», добавив, что из-за прошедших катастроф в Японии императору пришлось «отдать особенно много сил государственным делам », цитируетРИА Новости.
В ноябре императора Акихито доставили в больницу с диагнозом воспаление бронхов и легких в слабой степени на фоне затяжного бронхита. Врачи прописали ему щадящий режим.
Император Акихито вошел на престол 22 года назад. В этом году ему исполнится 78 лет. Со здоровьем у императора проблемы далеко не впервые. Ему была проведена операция на предстательной железе, в 2008 году он попал в больницу из-за воспаления слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, причиной которому стал стресс.
Однако сами японцы в подавляющем большинстве считают, что император Акихито соответствует роли символа нации.
Стоит отметить, что ближайшим наследником престола является принц Нарухито, старший брат Акисино.
Принц Акисино предложил прислушаться к мнению его и старшего брата, перед тем как обсуждать структуру императорско власти.
6 сентября принцу Хисахито, сыну принца и принцессы Акисино и единственному внуку императора Акихито, будущему императору Японии (если Закон о престолонаследии не будет изменён), исполнилось 3 года.
Управление Императорского двора выпустило новые фотографии юного принца. Как быстро растут и меняются дети! (Предыдущие фото принца в сообществе здесь, здесь и здесь).
Виды дворца и парка японского императора
s30556663155.mirtesen.ru
Император Японии: История, Правление, титул
Император Японии представляет собой главу государства и символ единства всей японской нации. В соответствии с сохранившимися древними источниками все японские императоры связаны кровными узами, так как являются потомками одной династии напрямую связанной с богиней солнца Аматэрасу. Титул императора Японии — Тэнно, имеет Китайские корни и дословно переводится как «небесный хозяин». Дзимму — это первый император Японии, который начал свое правление в 660 году н.э. В наше время царствующим императором является Акихито занявший свою должность 7 января 1989 года.
Императорская власть
Власть тэнно в Японии уже долгое время довольно ограничена и незначительна. В наше время её границы закреплены в конституции. Заниматься делами государственной важности император может только при таком условии, что правительство даст на это свое согласие. Глава правительства также выбирается не императором, а парламентом, который представляет главе государства кандидатуру на пост председателя, и правитель должен дать свое согласие на назначение. Верховный судья назначается по такому же принципу. Тэнну по совместительству является верховным жрецом в чьи обязанности входит проведение различных ритуалов и церемоний в основном для увеличения урожая. Также он должен проводить приемы с иностранными гостями и награждать людей. С согласия императора, премьер-министр может замещать его при выполнении некоторых своих функций. Стоит выделить такую особенность, что в Японии день рождения, правящего тэнну стоит на одном уровне с другими национальными рпаздниками.
Девизы японских императоров
Периоды правления Японских императоров принято разделять в соответствии с девизами, которые они устанавливают в момент начала их правления. Например, император Японии сейчас несет бразды правления под девизом «Хэйсэй», что переводится на русский как «Мир и спокойствие». Такая традиция зародилась в Японии под влиянием Китайской культуры, а первым императором «внедрившим» её стал император Котоку.
Во время правления одного императора могло существовать несколько девизов, сменяющих друг друга в результате происходящих в государстве бед. Если на страну обрушивалось какое-либо несчастье, то народ считал, что богам не пришелся по вкусу действующий девиз. Тэнну также мог сменить девиз правления в честь важного или счастливого события, произошедшего в его жизни. Например, за 21 год правления Годайго тэнну в стране сменилось восемь девизов.
В период Мэйдзи был установлен закон, по которому император, в период своего правления мог давать только один девиз, что в дальнейшем позволяло избежать проблем с традиционным японским летоисчислением.
Посмертные имена императоров
Тэнно также, как и все члены их семьи не имели фамилий, а их пожизненные имена находятся под строжайшим запретом и не могут озвучиваться в СМИ на японском. В момент смерти императора, ему присваивалось посмертное имя, которое должно было в какой-то степени отражать основные достижения за время правления.
Система с присвоением «храмового» имени в Японии начала действовать в 7 веке и была также заимствована в Китае. Изначально императорам давались слишком длинные посмертные имена на японском языке, но позднее было решено писать их на китайском и в более укороченном варианте. В результате этого все императоры, умершие ранее были переименованы на новый лад задним числом.
В период Мэйдзи приняли такое решение, по которому посмертные имена для императоров стали подбирать основываясь на девизе, установленном в период его правления.
Похожие записи:
amazingjapan.info
Император Японии: с древности и до сегодняшних дней | Сайт Виталия Подобаева
Удивительно, но император Японии фактически не является главой государства. Его статус – представительство страны восходящего солнца на встречах, в поездках за рубеж, на государственных праздниках и в других церемониях. Возникает резонный вопрос: «Кто же управляет Японией?» Ответ прост. Согласно Конституции все бразды правления страной находятся в руках премьер-министра. Именно он принимает все важные для государства решения и подписывает различные международные соглашения. Но всегда ли было так?
История возникновения и развития титула
Как и многое в японских культуре и традициях, титул императора был заимствован из соседнего Китая. В даосской религии существовал термин «Тяньхуан». Так называли Полярную звезду, которая считалась «Хозяином неба». Но в качестве титула данный термин не использовался китайскими императорами.
В Древней Японии сначала правителей называли терминами «Сумэра микото» или «Субэроги», что переводилось как «Правящий хозяин». Вторым значением слова «микото» было «божество».
Современный титул императора, произносимый японцами как «Тенно»(天皇), то есть «Хозяин неба», впервые стал использоваться в стране восходящего солнца принцем-регентом Сётоку. Это стало основным термином для обращения к правителям государства. Но также использовались и другие слова, целью которых было подчеркнуть и усилить божественную природу императоров в глазах подданных. К таким терминам относились: акицу-миками (в переводе означает «воплощение божества») и арахито-гами (то есть «человек-Бог») и многие другие древние японские слова («его правящее высочество», «первейший», «великий хозяин»). Впервые они получили свое применение как обращения к императорам в конце VII века.
Также в качестве титула правителей использовался термин «хи-но-мико». Что в переводе означает «Сын Солнца». Он сохранился со времен синтоистской религии, то есть еще до появления в Японии даосизма, буддизма и христианства. Считается, что первый император страны восходящего солнца был праправнуком Аматэрасу, одной из верховных божеств синто. Согласно религиозным положениям синтоизма, она озаряет небеса. То есть это богиня Солнца, имеющая огромное уважение и почтение у верующих, а ныне тождественная Будде. По статистическим данным Министерства культуры и науки Японии синтоизм до сих пор является ведущей по популярности религией среди населения страны восходящего солнца.
Кроме того, часто использовались титулы, применяемые к императорам Китая («хозяин Поднебесной», «южноликий», «сын Неба», «хозяин мириады колесниц»), а также термины из буддизма («святой хозяин», «золотое колесо», «господин десяти добродетелей»), поскольку исторически императоры всячески помогали внедрению и развитию данного религиозного направления в Японии.
Такое многообразие слов-обращений обязано возникновению традиции запрета произношения вслух титулов и имен императоров. Что напрямую связано с верованиями о возможности сглаза правителя злыми духами и тому подобным, взятыми из японской мифологии. Подобные страхи привели к тому, что зачастую императоров называли словами-ассоциациями с местами расположения их резиденций: «дворец» (по-японски «синги»), «врата» («микадо»), «покои» («ути») и другие.
Интересен тот факт, что имена монархов при жизни в стране восходящего солнца до сих пор находятся под запретом и не фигурируют ни в одном из официальных документов на японском языке. А после смерти им присваиваются двойные имена, одно из них – это «Тенно», то есть титул, а второе указывает на заслуги покойного (например, «Император Просвещённого правления» или «Император Божественный воин»). Во всех остальных странах мира японских правителей называют их именами, полученными при рождении, добавляя обращения «Его величество» и «Его величество Император».
Значения перечисленных титулов подчеркивают и помогают понять всю фундаментальность и божественность происхождения императоров Японии. Таким образом, усиливался их статус первосвященника, а благодаря проведению ритуалов и праздников, они становились самим Богом. Таким образом, и их методы правления, и все принятые решения совершались от его имени и должны были приниматься и выполняться беспрекословно.
После проведенных императором Мэйдзи комплексных мер по внесению политических, экономических и ряда других изменений в законодательство, государственный строй и многие сферы жизни японцев было принято решение о том, что с 1868 года для официальных отношений с другими странами будут использоваться 2 термина для обозначения японского императора – «Тенно» и «Котей». Но с 1936 года остался лишь один официальный титул «Тенно» для применения в международных документах на японском языке, имеющий во всех западных странах значение «Император».
Легенды об императорах Японии
Богиня Аматэрасу
Существует древняя синтоистская легенда о происхождении японских императоров. Она гласит о том, что одно из верховных божеств Аматэрасу отправила на Землю своего внука Ниниги. Он должен был стать правителем островов Японии, которые ранее были созданы родителями богини-солнца. Перед дальним путешествием Аматэрасу вручила внуку 3 волшебных предмета: ожерелье из драгоценных камней, зеркало из бронзы и меч. Они были необходимы Ниниги, чтобы облегчить себе путь с неба.
Сойдя на остров Кюсю, принц привел с собой многих из почитаемых до сих пор богов, а также предков некоторых из древнейших японских родов. Впоследствии многие из этих кланов свято чтили и поклонялись каждый своему богу-родоначальнику.
Уже на Земле Ниниги женился и родил детей. Первым императором Японии на Земле стал Дзимму. Это внук Ниниги, которому последний передал свои регалии. У японцев принято считать, что Дзимму правил, начиная с 660г. до н.э. Но в официальных документах правление императора впервые было отмечено лишь в начале V века н.э. Что еще больше усиливает «божественность» монарха.
Император Дзимму
Принц Ниниги считается богом прорастания и урожая риса, являющегося важным продуктом питания японцев на протяжении тысячелетий. О чем свидетельствовал ежегодно проводимый во дворце императоров праздник первого риса и ритуалы поклонения внуку Аматэрасу.
На сегодняшний день 3 регалии, врученных богиней Солнца Ниниги, считаются символами японских императоров. Но никто из японских подданных никогда не видел эти предметы, так как они постоянно хранились у жрецов. Да и император мог лично лицезреть их лишь в момент проведения процедуры восхождения на трон.
Однако, в июле 1945 года, когда над Японией возникла угроза капитуляции, и император понимал, что страна не сможет противостоять влиянию Америки, был отдан приказ жрецам уберечь регалии ценою жизни. Сегодня никому точно не известно, где хранятся символы императорской власти. Но некоторые историки предполагают, что драгоценное ожерелье из яшмы хранится в императорском дворце в нынешней столице Японии, меч спрятан где-то в Нагое, а бронзовое зеркало – в главной синтоистской святыне Японии храме Исэ-Дзингу, посвященном богине Аматэрасу.
А по одной из неофициальных версий все 3 оригинальных регалии были утеряны во время легендарного сражения кланов Минамото и Тайра, а впоследствии заменены копиями.
Краткий обзор истории императорской власти
Страна претерпевала множество неожиданных изменений в правящих кругах – вначале государством руководили императоры, затем регенты, впоследствии пришедший на смену тоталитарный режим сёгуната, и после – вновь возобновилась власть монархов. Судьба не всегда была благосклонна к японским императорам. Одним из переломных моментов также стал и 1945 год, период после поражения Японии во Второй мировой войне.
Так, в том же году синтоизм перестает быть государственной религией. В 1946 году правящий император Хирохито отказался от своего божественного происхождения. В 1947 году принята новая Конституция Японии, согласно которой император объявлен символом государства и единства нации, теперь он может участвовать в различных церемониях (вручать различные награды, принимать послов), но все свои действия обязан согласовывать с Кабинетом министров. Также монарх лишен всех функций по управлению государством и не имеет права вмешиваться в руководство страной премьер-министром. Кроме того, императорское имущество может переходить по наследству только с согласия Парламента.
В том же 1947 году был подписан новый закон, согласно которому монарх остается правителем до конца своих дней. Наследник же избирается из его родственников по мужской линии.
Всего история Японии насчитывает 125 императоров.
Знаменитые императоры Японии
Вот список некоторых из знаменитых японских правителей:
- Дзимму – праправнук Аматэрасу, первый император Японии, содействовал миграции японских племен и созданию их союза, предположительно основал японское государство;
- Суйдзэй – первый из «восьми незарегистрированных императоров», о которых ничего не известно, кроме их имен и генеалогии, и не сложено ни одной легенды;
- Судзин – расширил владения Ямато и наладил дипломатические отношения с правителями южнокорейских территорий;
- Одзин – активно налаживал внешнеэкономические и политические отношения с Кореей.
- Нинтоку – под его личным контролем и руководством было создано первое в Японии инженерное сооружение – защитные валы на равнине Кавати;
- Суйко – в период его правления буддизм был признан в стране официально;
- Тэндзи – был поэтом;
- Камму – перенес столицу из Нары в Киото, что стало началом периода Хэйан;
- Ёдзэй – поэт жанра вака, известен также тем, что на троне пробыл лишь 8 лет, после чего был свергнут братом из-за психического расстройства, жестокости и самодурства;
- Сутоку – развязал смуту Хогэн;
- Мэйдзи – изменил название города Эдо на Токио и сделал его столицей страны. Также известен своими реформами, которые восстановили абсолютную власть монархии.
- Хирохито – многие страны считают, что он несет ответственность за начало Второй мировой войны. Отказался от своего божественного происхождения для того, чтобы уберечь Японию от полной оккупации американцами.
Император Японии. Современность
Сегодня главой государства является Его величество Акихито. Он знаменит тем фактом, что нарушил многовековые традиции бракосочетания. Согласно которым, японские императоры женились на девушках из самых знатных семей. Настоящая императрица, которую зовут Митико Сёда, не имеет аристократического происхождения, а приходится дочерью главе крупной мукомольной компании. Но Совет императорского двора согласился с выбором Акихито, и свадьба состоялась 10 апреля 1959 года.
Наследным принцем объявлен Нарухито, старший сын действующего императора Японии.
На сегодняшний день, несмотря на очень малые полномочия императора, народ относится к своему «Тенно» с уважением и благоговением. Одним из доказательств этому можно считать то, что день рождения императора является национальным праздником и с 1989 года отмечается в Японии 23 декабря. Именно в этот день и еще 2 января ежегодно открываются ворота Императорского дворца в Токио, который в остальное время закрыт для посетителей. В свой день рождения император с женой появляется на балконе, где несколько минут приветствует собравшуюся огромную толпу подданных.
Император Японии
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
aikilife.ru
Почему императором в Японии быть хуже, чем королем в Европе
Император Акихито и императрица Микино. Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon Первый курс, лекция по конституционному праву в Токио. Профессор Тадано:– Господа, кто, согласно конституции, является главой государства в Японии? Несмелый голос: – Император? – Нет, неправильно. Главы государства у нас, вообще-то, нет совсем. А кто, согласно конституции и равным ей по статусу конституционным законам, является самым бесправным человеком в Японии? Несмелый голос: – Император? – Совершенно верно.
После этого я официально расхотел стать императором Японии. Но кто-то, судя по всему, все равно очень хочет.
Кроме шуток, принц Акисино, второй сын нынешнего императора Акихито и второй человек в «очереди» на «Хризантемный трон», высказался в пользу неслыханной инициативы: установить «пенсионный возраст» для императоров Японии. Мол, «посидел, устал – передай другому». Всем же хочется. Повод вполне очевиден: нынешний император недавно был выписан из больницы, где он восстанавливал подорванное пневмонией здоровье. В результате затяжного больничного Его Императорское Величество в течение нескольких недель не мог исполнять свои обязанности.
Но, даже учитывая этот факт, предложение, мягко говоря, странное. Мне лично неизвестны примеры стран, где существует подобная норма. Пожилой монарх на троне – отнюдь не редкость, со всеми возможными неудобствами. История знает множество примеров, когда монарх не мог исполнять свои обязанности: в силу почтенного возраста или, напротив, малолетства. На эти случаи придуман институт регентов. Недавняя история Японии знает такой случай: дед нынешнего правителя, император Тайсё (1913–1926), был подвержен психическому заболеванию, и в последние годы его правления обязанности императора исполнял его сын, будущий император Хирохито. Отречение от трона также не было редкостью, хоть и не практиковалось после Реставрации Мэйдзи в XIX веке.
В чем же проблема? Зачем нужен возрастной потолок? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, кто же эти люди – императоры Японии.
БЕСПРАВНЫЕ ПОТОМКИ БОГОВ
Официальная история на нашем архипелаге, да будет известно миру, начинается в 660 году до нашей эры с основания государства императором Дзимму. Раньше всяких Периклов с Фемистоклами. Этот день, 11 февраля, до сих пор отмечается в Японии как государственный праздник, День основания государства.
Император Дзимму был, помимо иных его достоинств, потомком солнечной богини Аматэрасу в пятом поколении и правнуком бога моря Рюдзина. Всякий историк, у которого в голове осталось хоть немного шариков, уже на этом основании справедливо умозаключит, что никакого императора Дзимму в помине не было, и будет прав. Документированная история японской императорской фамилии начинается ну никак не раньше IV века нашей эры. Впрочем, это никогда не мешало считать, что императорская династия – самая древняя непрерывно правящая династия в мире.
Исторически император являлся главой государства с абсолютной властью и верховным жрецом религии синто. Однако в XII веке императоры эту власть потеряли (ее забрало военное сословие – самураи) и остались со своими жреческими обязанностями и символическими полномочиями. Самураи вертели и крутили потомками богов как им хотелось.
Положение поменялось в 1868 году с так называемой Реставрацией Мэйдзи, в результате которой император вернул себе всю полноту власти. Его положение «священной и неприкосновенной фигуры» было закреплено конституцией 1890 года. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что Япония имперского периода лишь очень условно может называться конституционной монархией. Скорее абсолютной, но с конституцией: император единолично командовал вооруженными силами, формировал верхнюю палату парламента, обладал широкими законодательными и исполнительными полномочиями, а кабинет министров был подотчетен лишь ему и назначался им лично.
Закончилось это известно чем: поражением в войне и американской оккупацией. Перед американцами встала дилемма: что делать с императором Хирохито и самим институтом императорской власти? Судить товарища и упразднить пост или не трогать? Ключевым фактором в решении стала советская угроза: генерал Макартур справедливо решил, что полный демонтаж всего консервативного даст слишком много влияния в обществе левым, с последующей советизацией Японии. Американцы хотели опереться на императорскую фамилию в установлении контроля над Японией. В итоге, по политическим резонам ни один из членов императорской фамилии не был отдан под суд за военные преступления, а Хирохито остался на троне. В обмен император был вынужден отречься от божественного происхождения и всей реальной власти.
Согласно статьям 6 и 7 действующей Конституции Японии император является символом государства и единства нации и не обладает никакими полномочиями в области государственной политики.
Английская версия «Википедии» все же называет императора главой государства, но это ошибка. По крайней мере, большинство японских специалистов по конституционному праву (среди них Нобуёси Асибэ, крупнейший эксперт в этом вопросе) резко против такой трактовки. Такого термина в японском законодательстве нет вообще (де-юре), а правовой статус императора не позволяет утверждать это и де факто – по сравнению с другими конституционными монархами мира император Японии подчеркнуто лишен всех властных полномочий. Более того, император поражен в ряде других прав: он не может участвовать в выборах (ни как избиратель, ни как кандидат), высказываться по политическим вопросам, жениться по своему усмотрению, владеть имуществом и получать его без одобрения парламента, а также передавать его лично по наследству. Император, таким образом, – самый бесправный гражданин Японии. Сама конституция начинается, по сути, абсолютно республиканской преамбулой. При живом монархе.
Никаких полномочий, ограниченные права и сплошные обязанности. Император в Японии – такой же неодушевленный символ, как флаг, герб и гимн. Из-за чего весь сыр-бор?
ОТ НЕНАВИСТИ К БЕЗРАЗЛИЧИЮ
Когда я приехал в Японию, меня очень удивило одно обстоятельство: безразличие, если не враждебность, многих японцев к символам государства. Особенно к гимну, котор
republic.ru