Список потерь самолётов ВВС СССР в Афганской войне Википедия

Афганская война (1979—1989)
Основной конфликт: Гражданская война в Афганистане

Афганские моджахеды возле фонаря кабины сбитого советского самолёта, 1984
Дата 25 декабря 1979 — 15 февраля 1989
Место Афганистан
Причина Стремление СССР поддержать НДПА и обезопасить свои южные границы
Итог ОКСВ не удалось подавить сопротивление моджахедов; заключение Женевских соглашений; вывод советских войск из Афганистана, гражданская война продолжилась
Противники

СССР СССР

  • ОКСВ
  • КГБ

ДРА ДРА

  • ВС ДРА
  • ХАД

Суннитские моджахеды:

  • «Пешаварская семёрка»
  • «ИПА»
  • «ИОА»
  • «ИСОА»
  • «НИФА»
  • «ДИРА»
  • «ИПА(ЮХ)»
  • «НФСА»


Иностранные боевики:

  • Египетский исламский джихад

ru-wiki.ru

Какие на самом деле были потери СССР в Афганской войне

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

В декабре 1979 советские войска вошли в Афганистан, с целью поддержать дружественный режим, и были намерены уйти максимум через год. Но изначальный план обернулся долгой войной, ценой которых были большие потери.

Политбюро ЦК КПСС на заседании от 12 декабря постановило о введении войск в Афганистан. Военные меры принимались не для захвата территории Афганистана, а для охраны государственных границ. Еще одна причина ввода войск – остановить попытки США закрепиться на этой территории. Формальным основание для военной помощи стали просьбы руководства Афганистана.

Данные, опубликованные в газетах

В газете «Известия» приводятся другие данные: «о потерях правительственных войск — за 5 месяцев боев с 20 января по 21 июня 1989 г.: 1748 солдат и офицеров убиты и 3483 ранены». Получается, что в год убито 4196 человек, ранено 8360 человек. Нужно учитывать, что любая информация с фронта тщательно контролировалась, и в газетах печатали заниженные цифры раненых и убитых. В это время в СССР пытались создать положительный образ миротворческой страны, и такие потери для благотворительной миссии были просто недопустимы.

Официальные данные

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции. Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил.

Неофициальная версия

Боевые действия моджахедов против советских солдат отличались особой жестокостью. Например, авторы книги «Сражения, изменившие ход истории: 1945-2004» делают следующие расчеты. Так как противники считали русских «интервентами и оккупантами», то при подсчете убитых около 5 тысяч в год – в день на афганской войне погибали 13 человек. В Афганистане было 180 военных городков, 788 командиров батальонов приняло участие в военных действиях. В среднем один командир служил в Афганистане 2 года, следовательно, за неполные 10 лет численность командиров сменилась 5 раз. Если разделить количество командиров батальонов на 5, получается 157 боевых батальонов в 180 военных городках.

1 батальон – не меньше 500 человек. Если умножить количество городков на численность одного батальона, то получаем 78500 тысяч человек. Для войск, которые борются с противником, нужен тыл. В число вспомогательных частей входят те, кто подвозит боеприпасы, пополняют провизию, охраняют дороги, военные городки, лечит раненых и так далее. Соотношение составляет примерно три к одному, то есть еще 235 500 тысяч человек в год находились в Афганистане. Складывая два числа, получаем 314 000 человек.

Согласно, такому расчету авторов «Сражения, изменившие ход истории: 1945-2004», за 9 лет и 64 дня суммарно в военных действиях в Афганистане участвовало не меньше 3 миллионов человек! Что, кажется, абсолютной фантастикой. Примерно 800 тысяч участвовали в активных боевых действиях. Потери СССР – не меньше 460 000 человек, из которых 50 000 убитых, раненых 180 000 тысяч, 100 000 подорвались на минах, около 1000 человек числятся без вести пропавшими, более 200 тысяч человек, зараженных тяжелыми болезнями (желтуха, брюшной тиф). Эти числа показывают, что данные в газетах занижены в 10 раз.

Надо признать, что как официальные данные потерь, так и приведенные цифры отдельных исследователей(вероятно, ангажированных) вряд ли соответствуют действительности.

Источник

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

grandhistory.ru

Список потерь ВВС СССР в Афганской войне Википедия

Афганская война (1979—1989)
Основной конфликт: Гражданская война в Афганистане

Афганские моджахеды возле фонаря кабины сбитого советского самолёта, 1984
Дата 25 декабря 1979 — 15 февраля 1989
Место Афганистан
Причина Стремление СССР поддержать НДПА и обезопасить свои южные границы
Итог ОКСВ не удалось подавить сопротивление моджахедов; заключение Женевских соглашений; вывод советских войск из Афганистана, гражданская война продолжилась
Противники
Командующие

С. Л. Соколов
В. И. Варенников
Ю. В. Тухаринов
Б. И. Ткач
В. Ф. Ермаков
Л. Е. Генералов
И. Н. Родионов
В. П. Дубынин
Б. В. Громов
Мухаммед Рафи
Абду-л-Кадыр
Назар Мухаммед
Шахнаваз Танай
Абдул-Рашид Дустум

Г. Хекматияр,
Б. Раббани,
Ахмад Шах Масуд,
Исмаил-хан,
Юнус Халес,
Д. Хаккани,
Саид Мансур,
Абдул Али Мазари,
М. Наби,
С. Моджаддеди,
Абдул Хак,
Амин Вардак,
Абдул Расул Сайяф,
Сайед Гайлани

Силы сторон

80—104 тыс. военнослужащих[1],
50—130 тыс. военнослужащих[2] По данным «НВО», не больше 300 тыс.[3]

По советским данным: от 25 тыс. (1980)
до более чем 140 тыс. (1988)[4]; по данным Д. Крайла, до 400 тыс. [5]

Потери

: 15 051 погибших,
53 753 раненых,
417 пропавших без вести,
: от 18 000 до 243 900 погибших, 77 000 раненых

: от 75 000 до 90 000 убитых, более 75 000 раненых[6]

Общие потери

wikiredia.ru

Список потерь самолётов ВВС СССР в Афганской войне Википедия

Афганская война (1979—1989)
Основной конфликт: Гражданская война в Афганистане

Афганские моджахеды возле фонаря кабины сбитого советского самолёта, 1984
Дата 25 декабря 1979 — 15 февраля 1989
Место Афганистан
Причина Стремление СССР поддержать НДПА и обезопасить свои южные границы
Итог ОКСВ не удалось подавить сопротивление моджахедов; заключение Женевских соглашений; вывод советских войск из Афганистана, гражданская война продолжилась
Противники
Командующие

С. Л. Соколов
В. И. Варенников

Ю. В. Тухаринов
Б. И. Ткач
В. Ф. Ермаков
Л. Е. Генералов
И. Н. Родионов
В. П. Дубынин
Б. В. Громов
Мухаммед Рафи
Абду-л-Кадыр
Назар Мухаммед
Шахнаваз Танай
Абдул-Рашид Дустум

Г. Хекматияр,
Б. Раббани,
Ахмад Шах Масуд,
Исмаил-хан,
Юнус Халес,
Д. Хаккани,
Саид Мансур,
Абдул Али Мазари,
М. Наби,
С. Моджаддеди,
Абдул Хак,
Амин Вардак,
Абдул Расул Сайяф,
Сайед Гайлани

Силы сторон

80—104 тыс. военнослужащих[1],
50—130 тыс. военнослужащих[2] По данным «НВО», не больше 300 тыс.[3]

По советским данным: от 25 тыс. (1980)
до более чем 140 тыс. (1988)[4]; по данным Д. Крайла, до 400 тыс. [5]

Потери

: 15 051 погибших,
53 753 раненых,
417 пропавших без вести,
: от 18 000 до 243 900 погибших, 77 000 раненых

: от 75 000 до 90 000 убитых, более 75 000 раненых[6]

Общие потери

wikiredia.ru

Список потерь самолётов ВВС СССР в Афганской войне

Согласно опубликованным данным, в ходе Афганской войны (1979—1989) потери советской авиации (почти исключительно Военно-воздушные силы СССР) составили 118 самолётов[1]. В то же время некоторые источники называют несколько иные цифры, например, 103[2] или 109 самолётов[3]. Неоднозначность во многом связана с отсутствием подробной статистики потерь, в частности, раскладки по типам самолётов. Данный список составлен по материалам открытых источников и не претендует на исчерпывающую полноту.

  • 25 декабря 1979 —— Ил-76 №86036 (128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк). Столкнулся с горой при заходе на посадку в районе Кабула. Погибли 44 человека.
  • 15 января (или 17 января?) 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит огнём с земли во время атаки цели южнее Шинданда. Пилот погиб.
  • 16 января 1984 — Су-25 (200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья). Сбит ПЗРК (по другим данным — ДШК) в районе Ургун. Пилот комэск подполковник П. В. Рубан погиб.[10]
  • 18 января 1984 — Ан-12№11104 (930-й военно-транспортный авиаполк). Сбит огнём с земли южнее Мазари-Шарифа. Погибли все находишиеся на борту (8 человек).
  • 9 апреля 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны, информации о судьбе пилота нет.
  • 21 апреля 1984 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в Панджшерском ущелье из-за ошибки пилота или боевых повреждений. Пилот погиб.
  • 25 апреля 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян в районе Баграма, предположительно сбит. Пилот выжил.
  • 11 мая 1984 — четыре МиГ-21бис (927-й истребительный авиаполк). Уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Баграм.[11]
  • 13 мая 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян юго-западнее Герата, предположительно сбит ПЗРК. Пилот выжил.
  • 25 мая 1984 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб.
  • 15 июня 1984 — МиГ-21бис (927-й истребительный авиаполк). Сбит в районе Баграма. Пилот выжил.[11]
  • 9 сентября 1984 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Группа самолетов 136 апиб вылетела с аэродрома Кокайды, СССР для нанесения БШУ в ДРА. Самолет к-на В.Ластухина сбит в районе Пули-Хумри; по другим данным, пилот потерял управление из-за особенностей данной машины. Пилот катапультировался и погиб на земле в бою с противником.
  • 20 сентября 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Разбился при посадке на аэродроме Баграм из-за ошибки пилота. Машина списана (хотя формально учтена как подлежащая восстановлению), пилот не пострадал.[12]
  • 21 сентября 1984 — Ан-12. Сбит огнём с земли в районе Саракчар, провинция Логар. Информации о жертвах нет.
  • 18 октября 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны. Пилот погиб.
  • 27 октября 1984 — Ил-76 (128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк). Сбит ПЗРК «Стрела-2» при заходе на посадку в районе Кабула. Погибли 5 членов экипажа (западные источники на основании данных моджахедов сообщали о более чем 200 погибших в этой катастрофе).
  • 10 декабря 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём с земли в Панджшерском ущелье. Пилот старший лейтенант Владимир Иванович Заздравнов погиб.[10]
  • 1984 (дата неизвестна) — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян в результате взрыва одной из мин во время проведения минирования с воздуха. Пилот выжил.
  • 22 января 1985 — Ан-26РР (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Джебаль-Уссардж. Погибли все находившиеся на борту (7 человек).
  • 13 февраля 1985 — Су-17М3 (168-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиаполк). Столкнулся с землёй северо-западнее Кандагара во время атаки цели в ночных условиях. Пилот погиб.
  • 11 марта 1985 — Ан-30Б (50-й отдельный смешанный авиаполк). Подбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; возник пожар на борту, упал при попытке совершить посадку в Баграме. 2 члена экипажа погибли, 3 выжили.
  • 21 июня 1985 — МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиаполк). Потерян в районе Калат, предположительно мог быть сбит зенитным огнём. Пилот погиб.[13]
  • 1 июля 1985 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян из-за отказа двигателя сразу после взлёта с аэродрома Баграм. Пилот выжил.
  • 11 июля 1985 — Ан-12 (111-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК на взлёте с аэродрома Кандагар. Погибли 14 человек. Некоторые источники относят эту потерю к 22 сентября.
  • 22 июля 1985 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём зенитной горной установки в Панджшерском ущелье. Пилот, старший лейтенант Сергей Викторович Шумихин, погиб.[14]
  • 23 июля 1985 — МиГ-23МЛД (905-й истребительный авиаполк). Сбит огнём ДШК при перелёте из Афганистана в Талды-Курган (Казахстан). Пилот погиб.[13][15]
  • 8 августа 1985 — МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиаполк). Столкнулся с горой северо-западнее Кандагара, возможно, в результате боевых повреждений. Пилот погиб.[13]
  • 18 октября 1985 — МиГ-23 (982-й истребительный авиаполк). Столкнулся в воздухе с другим МиГ-23 (вернувшимся после столкновения на аэродром) в районе Кандагара. Пилот выжил.[13]
  • 16 декабря 1985 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в долине Бамиан, вероятно, в результате обстрела из ДШК. Пилот выжил.
  • 27 декабря 1985 — МиГ-23МЛД (982 истребительный авиаполк). Сбит огнём зенитной горной установки над Джабаль-Уссардж. Пилот старший штурман 982 полка подполковник А. Левченко погиб.
  • 3 апреля 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ДШК юго-западнее Гардеза. Пилот, старший лейтенант Покатаев Евгений Александрович, погиб.[5]
  • 6 апреля 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе Хоста зенитным огнём и ПЗРК Redeye. Пилот А. В. Руцкой выжил.
  • 18 апреля 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Списан после аварийной посадки в районе Хост с боевыми повреждениями от огня ДШК. Пилот (майор К. Л. Осипов) не пострадал.
  • 17 мая 1986 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ДШК в районе Баграма. Пилот выжил.
  • 15 июня 1986 — Су-17УМ3 (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян по небоевой причине во время взлёта с аэродрома Баграм. Оба члена экипажа выжили.
  • 16 августа 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Самолёт сбит ДШК или ПЗРК юго-западнее Джелалабада. Пилот выжил.
  • 23 августа 1986 — Су-25 (378-я ОШАП). Сбит ПЗРК в районе афгано-иранской границы. Пилот капитан Смирнов А.Г. катапультировался — выжил.[16]
  • 22 сентября 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Во время разведывательного вылета в районе Бамиана получил боевые повреждения от огня с земли, разбился при посадке. Пилот капитан Александров выжил.
  • 2 октября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Предположительно столкнулся с горой в ночном вылете в провинции Вардак. Пилот старший лейтенант А.Баранов погиб.
  • 22 октября 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит в районе афгано-пакистанской границы. Пилот выжил.
  • 18 ноября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК. Пилот выжил.[17]
  • 20 ноября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе Саланга. Пилот старший лейтенант Алешин Игорь Викторович погиб.[18]
  • 29 ноября 1986 — Ан-12 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Кабул. Все члены экипажа и пассажиры погибли (около 30 человек).
  • 3 декабря 1986 — два Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Оба самолёта сбиты ПЗРК западнее Кабула. Оба пилота выжили.[12]
  • 26 декабря 1986 — Ан-26РТ (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит двумя ракетами ПЗРК. Из состава экипажа погиб 1 человек.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Получил тяжёлые боевые повреждения и списан.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сгорел на аэродроме Баграм по неизвестным причинам.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3 (166-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит огнём с земли. Пилот выжил.
  • 21 января 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК ‘Стингер’ в районе Баграма. Пилот старший лейтенант Константин Григорьевич Павлюков катапультировался и погиб на земле в бою с противником.
  • 28 января 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 5 февраля 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны. Пилот командир звена капитан Бурак Мирослав Михайлович погиб.[18]
  • 23 февраля 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Совершил неудачную посадку из-за ошибки пилота и списан. Пилот не пострадал.[19]
  • 10 марта 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Потерян из-за помпажа двигателя при нанесении удара в районе озера Суруби; официально считается сбитым ДШК. Пилот катапультировался и спасён.[19]
  • 2 апреля 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК. Пилот выжил.[20]
  • 12 апреля 1987 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ПЗРК северо-западнее Кандагара. Пилот командир 2-й аэ п/п-к В.Шломин катапультировался, подобран вертолетом ПСО.
  • 15 апреля 1987 — Як-28Р (87-й отдельный разведывательный авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Мазари-Шарифа. Оба члена экипажа катапультировались и погибли на земле в бою с противником(Поваренков и Чистеев).
  • 16 апреля 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Сбит в районе Джавары огнём зенитной горной установки. Пилот командир полка Л.Фурса катапультировался и спасён.[21]
  • 16 мая 1987 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ПЗРК юго-западнее Кабула. Пилот капитан Михаил Александрович Александров выжил.
  • 1 июня 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе аэродрома Кандагара. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 16 июня (19 июня?) 1987 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ДШК западнее Кандагара. Пилот к-н Ю.Стрибный катапультировался, подобран вертолетом ПСО.
  • 12 июля 1987 — Ан-12 (930-й военно-транспортный авиаполк). Самолёт при посадке в Кандагаре попал под обстрел и выкатился на минное поле. В результате возникшего на борту пожара сдетонировал груз боеприпасов. Пострадал 1 член экипажа. Были погибшие и раненные среди личного состава вертолетного полка, базировавшегося в Кандагаре, и 1-й аэ 136 апиб, бросившихся на помощь экипажу. В 136 апиб погибли к-н Федин и ст.пр-к Бочарников, были ранены м-р Павлущенко и м-р Васильев. В общей сложности погибли 16 человек[22].
  • 20 августа (менее вероятно 20 июля) 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Потерян в районе Газни. Во время взлёта пуля ДШК пробила трубопровод кислородной системы питания летчика. Пилот старший лейтенант Палтусов Владимир Александрович потерял сознание и погиб в катастрофе.[18]
  • 13 сентября 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Потерян в районе Бараки, по официальным данным, сбит ПЗРК. Пилот старший лейтенант Земляков Виктор Николаевич погиб.[18]
  • 21 октября 1987 — Ан-12БК (50-й отдельный смешанный авиаполк). На взлёте с аэродрома Кабул столкнулся с вертолётом Ми-24. Погибли 18 человек. Стрелок экипажа Ан-12 остался жив.
  • 22 октября (23 октября?) 1987 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Джелалабада. Погибли 8 членов экипажа и пассажиров.
  • 27 октября (28 октября?) 1987 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит в провинции Кунар предположительно ПЗРК. Пилот погиб (его останки не найдены, как и место падения самолёта).
  • 21 декабря 1987 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Баграм. Погиб 1 член экипажа.
  • 28 декабря (26 декабря?) 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Пропал во время ночного вылета восточнее Баграма. Пилот сочтён погибшим.
  • 12 января 1988 — Су-17М4 (274-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; по неофициальной версии, является небоевой потерей. Пилот выжил.
  • 17 марта 1988 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Во время учебных стрельб на полигоне при выходе из блока взорвалась неуправляемая ракета С-8. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 18 апреля 1988 — МиГ-23МЛД (979-й истребительный авиаполк). Столкнулся с землёй в районе Кандагара при заходе на посадку; по официальной версии, сбит ПЗРК[23]. Пилот погиб.
  • 25 апреля 1988 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в районе Баграма в результате остановки двигателя после попадания птицы в воздухозаборник; по неофициальной версии — в результате попадания в самолёт тепловой ловушки ведущего. Пилот выжил.
  • 7 июня 1988 — Су-25. Сгорел на аэродроме Кандагар в результате ракетного обстрела.
  • 23 июня (24 июня?) 1988 — восемь Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кабул.
  • 24 июня 1988 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит огнём из стрелкового оружия в районе Баграм. Погибли 5 членов экипажа.
  • 4 августа 1988 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит южнее Хоста пакистанским истребителем F-16 после непреднамеренного вторжения в воздушное пространство Пакистана. Пилот (заместитель командующего ВВС 40-й армии полковник Александр Руцкой) катапультировался и был взят в плен на территории Пакистана, позднее освобождён в обмен на партию оружия для моджахедов.
  • Август 1988 — Су-17М4 (274-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сгорел на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Шинданд; по неофициальной версии, пожар возник при попытке слить керосин для продажи.
  • 28 октября 1988 — Су-25 (378-й штурмовой авиаполк). Самолёт, накануне повреждённый при посадке, сгорел на аэродроме Баграм в результате пожара на складе тепловых ловушек.[12][24]
  • 8 ноября 1988 — МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиаполк). Сошёл с ВПП во время посадки в Баграме в результате технической неисправности. Самолёт списан, пилот не пострадал.[25]
  • 18 декабря 1988 — Су-24. Самолёт, возвращавшийся из боевого вылета, при посадке на аэродром Карши (Узбекистан) сошёл с взлётно-посадочной полосы и загорелся. Погиб 1 член экипажа.
  • 7 января 1989 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Пагман. Пилот старший лейтенант (возможно капитан) Гордиенко погиб.[26][27]
  • 11 января 1989 — МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиаполк). Потерян в районе Шинданд из-за технических неполадок (отказ турбонасоса). Пилот капитан С.Лубенцов выжил.[28]
  • 22 января 1989 — Ан-26М (50-й отдельный смешанный авиаполк). Получил тяжёлые повреждения на аэродроме Кандагар во время ракетного обстрела, по всей видимости, списан. Жертв нет.
  • 23 января 1989 — Ан-12БП№11987 (930-й военно-транспортный авиаполк). Разбился при посадке под огнём противника на аэродром Кандагар. Жертв нет.

Общая статистика

В нижеприведённой таблице просуммированы все потери, перечисленные в статье по состоянию на 22 декабря 2012 года. Эта статистика не является официальной и может меняться по мере уточнения и дополнения информации в статье.

Примечания

  1. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 540.
  2. Латыпов Т. Чужие горы. Война (Время и деньги, 16 февраля 2005)
  3. «Вечная память» (Пульс недели, 14 февраля 2007)
  4. Афганистан, август 1980-го (2)
  5. 1 2 Су-17М4 » patriot-games.ru
  6. Геннадий Нечаев. Су-25 не вышел из пике
  7. М. Жирохов. «Грачи» против «воинов Аллаха» (потери и боевые повреждения штурмовиков Су-25 в Афганской войне 1979-1989 гг.) // «Крылья Родины», № 1-2, 2012. стр.76-83
  8. Ильдар Бедретдинов. Штурмовик Су-25 и его модификации. — М.: Бедретдинов и Ко, 2002. — С. 173.
  9. Афганистан, рассказ первый
  10. 1 2 Виктор Марковский. Су-25 в Афганистане
  11. 1 2 Потери 1984 (skywar.ru)
  12. 1 2 3 4 5 6 Марковский В. Штурмовик Су-25 в Афганистане. — Экспринт, 2006.
  13. 1 2 3 4 Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 15.
  14. Потери штурмовиков в афганской войне 1979—1989 гг.
  15. Михаил Жирохов. Потери летного состава ВВС СССР в Афганистане
  16. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 177.
  17. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 178.
  18. 1 2 3 4 Афганистан
  19. 1 2 Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 21.
  20. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 181.
  21. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 22.
  22. Виктор Марковский. Ан-12 в Афганистане
  23. 2 смена 979го истребительного полка в Афганистане
  24. http://aviabvvaul.narod.ru/samol/poteriSU25.htm
  25. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 33.
  26. Skywar.ru. Потери 1989
  27. ГОРДИЕНКО Борис Васильевич
  28. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 35.

См. также

Ссылки

muller.academic.ru

Список потерь самолётов ВВС СССР в Афганской войне

Согласно опубликованным данным, в ходе Афганской войны (1979—1989) потери советской авиации (почти исключительно Военно-воздушные силы СССР) составили 118 самолётов[1]. В то же время некоторые источники называют несколько иные цифры, например, 103[2] или 109 самолётов[3]. Неоднозначность во многом связана с отсутствием подробной статистики потерь, в частности, раскладки по типам самолётов. Данный список составлен по материалам открытых источников и не претендует на исчерпывающую полноту.

  • 25 декабря 1979 —— Ил-76 №86036 (128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк). Столкнулся с горой при заходе на посадку в районе Кабула. Погибли 44 человека.
  • 15 января (или 17 января?) 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит огнём с земли во время атаки цели южнее Шинданда. Пилот погиб.
  • 16 января 1984 — Су-25 (200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья). Сбит ПЗРК (по другим данным — ДШК) в районе Ургун. Пилот комэск подполковник П. В. Рубан погиб.[10]
  • 18 января 1984 — Ан-12№11104 (930-й военно-транспортный авиаполк). Сбит огнём с земли южнее Мазари-Шарифа. Погибли все находишиеся на борту (8 человек).
  • 9 апреля 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны, информации о судьбе пилота нет.
  • 21 апреля 1984 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в Панджшерском ущелье из-за ошибки пилота или боевых повреждений. Пилот погиб.
  • 25 апреля 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян в районе Баграма, предположительно сбит. Пилот выжил.
  • 11 мая 1984 — четыре МиГ-21бис (927-й истребительный авиаполк). Уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Баграм.[11]
  • 13 мая 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян юго-западнее Герата, предположительно сбит ПЗРК. Пилот выжил.
  • 25 мая 1984 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб.
  • 15 июня 1984 — МиГ-21бис (927-й истребительный авиаполк). Сбит в районе Баграма. Пилот выжил.[11]
  • 9 сентября 1984 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Группа самолетов 136 апиб вылетела с аэродрома Кокайды, СССР для нанесения БШУ в ДРА. Самолет к-на В.Ластухина сбит в районе Пули-Хумри; по другим данным, пилот потерял управление из-за особенностей данной машины. Пилот катапультировался и погиб на земле в бою с противником.
  • 20 сентября 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Разбился при посадке на аэродроме Баграм из-за ошибки пилота. Машина списана (хотя формально учтена как подлежащая восстановлению), пилот не пострадал.[12]
  • 21 сентября 1984 — Ан-12. Сбит огнём с земли в районе Саракчар, провинция Логар. Информации о жертвах нет.
  • 18 октября 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны. Пилот погиб.
  • 27 октября 1984 — Ил-76 (128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк). Сбит ПЗРК «Стрела-2» при заходе на посадку в районе Кабула. Погибли 5 членов экипажа (западные источники на основании данных моджахедов сообщали о более чем 200 погибших в этой катастрофе).
  • 10 декабря 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём с земли в Панджшерском ущелье. Пилот старший лейтенант Владимир Иванович Заздравнов погиб.[10]
  • 1984 (дата неизвестна) — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян в результате взрыва одной из мин во время проведения минирования с воздуха. Пилот выжил.
  • 22 января 1985 — Ан-26РР (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Джебаль-Уссардж. Погибли все находившиеся на борту (7 человек).
  • 13 февраля 1985 — Су-17М3 (168-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиаполк). Столкнулся с землёй северо-западнее Кандагара во время атаки цели в ночных условиях. Пилот погиб.
  • 11 марта 1985 — Ан-30Б (50-й отдельный смешанный авиаполк). Подбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; возник пожар на борту, упал при попытке совершить посадку в Баграме. 2 члена экипажа погибли, 3 выжили.
  • 21 июня 1985 — МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиаполк). Потерян в районе Калат, предположительно мог быть сбит зенитным огнём. Пилот погиб.[13]
  • 1 июля 1985 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян из-за отказа двигателя сразу после взлёта с аэродрома Баграм. Пилот выжил.
  • 11 июля 1985 — Ан-12 (111-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК на взлёте с аэродрома Кандагар. Погибли 14 человек. Некоторые источники относят эту потерю к 22 сентября.
  • 22 июля 1985 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём зенитной горной установки в Панджшерском ущелье. Пилот, старший лейтенант Сергей Викторович Шумихин, погиб.[14]
  • 23 июля 1985 — МиГ-23МЛД (905-й истребительный авиаполк). Сбит огнём ДШК при перелёте из Афганистана в Талды-Курган (Казахстан). Пилот погиб.[13][15]
  • 8 августа 1985 — МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиаполк). Столкнулся с горой северо-западнее Кандагара, возможно, в результате боевых повреждений. Пилот погиб.[13]
  • 18 октября 1985 — МиГ-23 (982-й истребительный авиаполк). Столкнулся в воздухе с другим МиГ-23 (вернувшимся после столкновения на аэродром) в районе Кандагара. Пилот выжил.[13]
  • 16 декабря 1985 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в долине Бамиан, вероятно, в результате обстрела из ДШК. Пилот выжил.
  • 27 декабря 1985 — МиГ-23МЛД (982 истребительный авиаполк). Сбит огнём зенитной горной установки над Джабаль-Уссардж. Пилот старший штурман 982 полка подполковник А. Левченко погиб.
  • 3 апреля 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ДШК юго-западнее Гардеза. Пилот, старший лейтенант Покатаев Евгений Александрович, погиб.[5]
  • 6 апреля 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе Хоста зенитным огнём и ПЗРК Redeye. Пилот А. В. Руцкой выжил.
  • 18 апреля 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Списан после аварийной посадки в районе Хост с боевыми повреждениями от огня ДШК. Пилот (майор К. Л. Осипов) не пострадал.
  • 17 мая 1986 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ДШК в районе Баграма. Пилот выжил.
  • 15 июня 1986 — Су-17УМ3 (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян по небоевой причине во время взлёта с аэродрома Баграм. Оба члена экипажа выжили.
  • 16 августа 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Самолёт сбит ДШК или ПЗРК юго-западнее Джелалабада. Пилот выжил.
  • 23 августа 1986 — Су-25 (378-я ОШАП). Сбит ПЗРК в районе афгано-иранской границы. Пилот капитан Смирнов А.Г. катапультировался — выжил.[16]
  • 22 сентября 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Во время разведывательного вылета в районе Бамиана получил боевые повреждения от огня с земли, разбился при посадке. Пилот капитан Александров выжил.
  • 2 октября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Предположительно столкнулся с горой в ночном вылете в провинции Вардак. Пилот старший лейтенант А.Баранов погиб.
  • 22 октября 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит в районе афгано-пакистанской границы. Пилот выжил.
  • 18 ноября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК. Пилот выжил.[17]
  • 20 ноября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе Саланга. Пилот старший лейтенант Алешин Игорь Викторович погиб.[18]
  • 29 ноября 1986 — Ан-12 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Кабул. Все члены экипажа и пассажиры погибли (около 30 человек).
  • 3 декабря 1986 — два Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Оба самолёта сбиты ПЗРК западнее Кабула. Оба пилота выжили.[12]
  • 26 декабря 1986 — Ан-26РТ (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит двумя ракетами ПЗРК. Из состава экипажа погиб 1 человек.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Получил тяжёлые боевые повреждения и списан.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сгорел на аэродроме Баграм по неизвестным причинам.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3 (166-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит огнём с земли. Пилот выжил.
  • 21 января 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК ‘Стингер’ в районе Баграма. Пилот старший лейтенант Константин Григорьевич Павлюков катапультировался и погиб на земле в бою с противником.
  • 28 января 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 5 февраля 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны. Пилот командир звена капитан Бурак Мирослав Михайлович погиб.[18]
  • 23 февраля 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Совершил неудачную посадку из-за ошибки пилота и списан. Пилот не пострадал.[19]
  • 10 марта 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Потерян из-за помпажа двигателя при нанесении удара в районе озера Суруби; официально считается сбитым ДШК. Пилот катапультировался и спасён.[19]
  • 2 апреля 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК. Пилот выжил.[20]
  • 12 апреля 1987 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ПЗРК северо-западнее Кандагара. Пилот командир 2-й аэ п/п-к В.Шломин катапультировался, подобран вертолетом ПСО.
  • 15 апреля 1987 — Як-28Р (87-й отдельный разведывательный авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Мазари-Шарифа. Оба члена экипажа катапультировались и погибли на земле в бою с противником(Поваренков и Чистеев).
  • 16 апреля 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Сбит в районе Джавары огнём зенитной горной установки. Пилот командир полка Л.Фурса катапультировался и спасён.[21]
  • 16 мая 1987 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ПЗРК юго-западнее Кабула. Пилот капитан Михаил Александрович Александров выжил.
  • 1 июня 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе аэродрома Кандагара. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 16 июня (19 июня?) 1987 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ДШК западнее Кандагара. Пилот к-н Ю.Стрибный катапультировался, подобран вертолетом ПСО.
  • 12 июля 1987 — Ан-12 (930-й военно-транспортный авиаполк). Самолёт при посадке в Кандагаре попал под обстрел и выкатился на минное поле. В результате возникшего на борту пожара сдетонировал груз боеприпасов. Пострадал 1 член экипажа. Были погибшие и раненные среди личного состава вертолетного полка, базировавшегося в Кандагаре, и 1-й аэ 136 апиб, бросившихся на помощь экипажу. В 136 апиб погибли к-н Федин и ст.пр-к Бочарников, были ранены м-р Павлущенко и м-р Васильев. В общей сложности погибли 16 человек[22].
  • 20 августа (менее вероятно 20 июля) 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Потерян в районе Газни. Во время взлёта пуля ДШК пробила трубопровод кислородной системы питания летчика. Пилот старший лейтенант Палтусов Владимир Александрович потерял сознание и погиб в катастрофе.[18]
  • 13 сентября 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Потерян в районе Бараки, по официальным данным, сбит ПЗРК. Пилот старший лейтенант Земляков Виктор Николаевич погиб.[18]
  • 21 октября 1987 — Ан-12БК (50-й отдельный смешанный авиаполк). На взлёте с аэродрома Кабул столкнулся с вертолётом Ми-24. Погибли 18 человек. Стрелок экипажа Ан-12 остался жив.
  • 22 октября (23 октября?) 1987 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Джелалабада. Погибли 8 членов экипажа и пассажиров.
  • 27 октября (28 октября?) 1987 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит в провинции Кунар предположительно ПЗРК. Пилот погиб (его останки не найдены, как и место падения самолёта).
  • 21 декабря 1987 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Баграм. Погиб 1 член экипажа.
  • 28 декабря (26 декабря?) 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Пропал во время ночного вылета восточнее Баграма. Пилот сочтён погибшим.
  • 12 января 1988 — Су-17М4 (274-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; по неофициальной версии, является небоевой потерей. Пилот выжил.
  • 17 марта 1988 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Во время учебных стрельб на полигоне при выходе из блока взорвалась неуправляемая ракета С-8. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 18 апреля 1988 — МиГ-23МЛД (979-й истребительный авиаполк). Столкнулся с землёй в районе Кандагара при заходе на посадку; по официальной версии, сбит ПЗРК[23]. Пилот погиб.
  • 25 апреля 1988 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в районе Баграма в результате остановки двигателя после попадания птицы в воздухозаборник; по неофициальной версии — в результате попадания в самолёт тепловой ловушки ведущего. Пилот выжил.
  • 7 июня 1988 — Су-25. Сгорел на аэродроме Кандагар в результате ракетного обстрела.
  • 23 июня (24 июня?) 1988 — восемь Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кабул.
  • 24 июня 1988 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит огнём из стрелкового оружия в районе Баграм. Погибли 5 членов экипажа.
  • 4 августа 1988 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит южнее Хоста пакистанским истребителем F-16 после непреднамеренного вторжения в воздушное пространство Пакистана. Пилот (заместитель командующего ВВС 40-й армии полковник Александр Руцкой) катапультировался и был взят в плен на территории Пакистана, позднее освобождён в обмен на партию оружия для моджахедов.
  • Август 1988 — Су-17М4 (274-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сгорел на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Шинданд; по неофициальной версии, пожар возник при попытке слить керосин для продажи.
  • 28 октября 1988 — Су-25 (378-й штурмовой авиаполк). Самолёт, накануне повреждённый при посадке, сгорел на аэродроме Баграм в результате пожара на складе тепловых ловушек.[12][24]
  • 8 ноября 1988 — МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиаполк). Сошёл с ВПП во время посадки в Баграме в результате технической неисправности. Самолёт списан, пилот не пострадал.[25]
  • 18 декабря 1988 — Су-24. Самолёт, возвращавшийся из боевого вылета, при посадке на аэродром Карши (Узбекистан) сошёл с взлётно-посадочной полосы и загорелся. Погиб 1 член экипажа.
  • 7 января 1989 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Пагман. Пилот старший лейтенант (возможно капитан) Гордиенко погиб.[26][27]
  • 11 января 1989 — МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиаполк). Потерян в районе Шинданд из-за технических неполадок (отказ турбонасоса). Пилот капитан С.Лубенцов выжил.[28]
  • 22 января 1989 — Ан-26М (50-й отдельный смешанный авиаполк). Получил тяжёлые повреждения на аэродроме Кандагар во время ракетного обстрела, по всей видимости, списан. Жертв нет.
  • 23 января 1989 — Ан-12БП№11987 (930-й военно-транспортный авиаполк). Разбился при посадке под огнём противника на аэродром Кандагар. Жертв нет.

Общая статистика

В нижеприведённой таблице просуммированы все потери, перечисленные в статье по состоянию на 22 декабря 2012 года. Эта статистика не является официальной и может меняться по мере уточнения и дополнения информации в статье.

Примечания

  1. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 540.
  2. Латыпов Т. Чужие горы. Война (Время и деньги, 16 февраля 2005)
  3. «Вечная память» (Пульс недели, 14 февраля 2007)
  4. Афганистан, август 1980-го (2)
  5. 1 2 Су-17М4 » patriot-games.ru
  6. Геннадий Нечаев. Су-25 не вышел из пике
  7. М. Жирохов. «Грачи» против «воинов Аллаха» (потери и боевые повреждения штурмовиков Су-25 в Афганской войне 1979-1989 гг.) // «Крылья Родины», № 1-2, 2012. стр.76-83
  8. Ильдар Бедретдинов. Штурмовик Су-25 и его модификации. — М.: Бедретдинов и Ко, 2002. — С. 173.
  9. Афганистан, рассказ первый
  10. 1 2 Виктор Марковский. Су-25 в Афганистане
  11. 1 2 Потери 1984 (skywar.ru)
  12. 1 2 3 4 5 6 Марковский В. Штурмовик Су-25 в Афганистане. — Экспринт, 2006.
  13. 1 2 3 4 Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 15.
  14. Потери штурмовиков в афганской войне 1979—1989 гг.
  15. Михаил Жирохов. Потери летного состава ВВС СССР в Афганистане
  16. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 177.
  17. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 178.
  18. 1 2 3 4 Афганистан
  19. 1 2 Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 21.
  20. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 181.
  21. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 22.
  22. Виктор Марковский. Ан-12 в Афганистане
  23. 2 смена 979го истребительного полка в Афганистане
  24. http://aviabvvaul.narod.ru/samol/poteriSU25.htm
  25. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 33.
  26. Skywar.ru. Потери 1989
  27. ГОРДИЕНКО Борис Васильевич
  28. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 35.

См. также

Ссылки

xzsad.academic.ru

Список потерь самолётов ВВС СССР в Афганской войне

Согласно опубликованным данным, в ходе Афганской войны (1979—1989) потери советской авиации (почти исключительно Военно-воздушные силы СССР) составили 118 самолётов[1]. В то же время некоторые источники называют несколько иные цифры, например, 103[2] или 109 самолётов[3]. Неоднозначность во многом связана с отсутствием подробной статистики потерь, в частности, раскладки по типам самолётов. Данный список составлен по материалам открытых источников и не претендует на исчерпывающую полноту.

  • 25 декабря 1979 —— Ил-76 №86036 (128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк). Столкнулся с горой при заходе на посадку в районе Кабула. Погибли 44 человека.
  • 15 января (или 17 января?) 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит огнём с земли во время атаки цели южнее Шинданда. Пилот погиб.
  • 16 января 1984 — Су-25 (200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья). Сбит ПЗРК (по другим данным — ДШК) в районе Ургун. Пилот комэск подполковник П. В. Рубан погиб.[10]
  • 18 января 1984 — Ан-12№11104 (930-й военно-транспортный авиаполк). Сбит огнём с земли южнее Мазари-Шарифа. Погибли все находишиеся на борту (8 человек).
  • 9 апреля 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны, информации о судьбе пилота нет.
  • 21 апреля 1984 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в Панджшерском ущелье из-за ошибки пилота или боевых повреждений. Пилот погиб.
  • 25 апреля 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян в районе Баграма, предположительно сбит. Пилот выжил.
  • 11 мая 1984 — четыре МиГ-21бис (927-й истребительный авиаполк). Уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Баграм.[11]
  • 13 мая 1984 — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян юго-западнее Герата, предположительно сбит ПЗРК. Пилот выжил.
  • 25 мая 1984 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб.
  • 15 июня 1984 — МиГ-21бис (927-й истребительный авиаполк). Сбит в районе Баграма. Пилот выжил.[11]
  • 9 сентября 1984 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Группа самолетов 136 апиб вылетела с аэродрома Кокайды, СССР для нанесения БШУ в ДРА. Самолет к-на В.Ластухина сбит в районе Пули-Хумри; по другим данным, пилот потерял управление из-за особенностей данной машины. Пилот катапультировался и погиб на земле в бою с противником.
  • 20 сентября 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Разбился при посадке на аэродроме Баграм из-за ошибки пилота. Машина списана (хотя формально учтена как подлежащая восстановлению), пилот не пострадал.[12]
  • 21 сентября 1984 — Ан-12. Сбит огнём с земли в районе Саракчар, провинция Логар. Информации о жертвах нет.
  • 18 октября 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны. Пилот погиб.
  • 27 октября 1984 — Ил-76 (128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк). Сбит ПЗРК «Стрела-2» при заходе на посадку в районе Кабула. Погибли 5 членов экипажа (западные источники на основании данных моджахедов сообщали о более чем 200 погибших в этой катастрофе).
  • 10 декабря 1984 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём с земли в Панджшерском ущелье. Пилот старший лейтенант Владимир Иванович Заздравнов погиб.[10]
  • 1984 (дата неизвестна) — Су-17М3 (156-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Потерян в результате взрыва одной из мин во время проведения минирования с воздуха. Пилот выжил.
  • 22 января 1985 — Ан-26РР (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Джебаль-Уссардж. Погибли все находившиеся на борту (7 человек).
  • 13 февраля 1985 — Су-17М3 (168-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиаполк). Столкнулся с землёй северо-западнее Кандагара во время атаки цели в ночных условиях. Пилот погиб.
  • 11 марта 1985 — Ан-30Б (50-й отдельный смешанный авиаполк). Подбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; возник пожар на борту, упал при попытке совершить посадку в Баграме. 2 члена экипажа погибли, 3 выжили.
  • 21 июня 1985 — МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиаполк). Потерян в районе Калат, предположительно мог быть сбит зенитным огнём. Пилот погиб.[13]
  • 1 июля 1985 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян из-за отказа двигателя сразу после взлёта с аэродрома Баграм. Пилот выжил.
  • 11 июля 1985 — Ан-12 (111-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК на взлёте с аэродрома Кандагар. Погибли 14 человек. Некоторые источники относят эту потерю к 22 сентября.
  • 22 июля 1985 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит огнём зенитной горной установки в Панджшерском ущелье. Пилот, старший лейтенант Сергей Викторович Шумихин, погиб.[14]
  • 23 июля 1985 — МиГ-23МЛД (905-й истребительный авиаполк). Сбит огнём ДШК при перелёте из Афганистана в Талды-Курган (Казахстан). Пилот погиб.[13][15]
  • 8 августа 1985 — МиГ-23МЛД (982-й истребительный авиаполк). Столкнулся с горой северо-западнее Кандагара, возможно, в результате боевых повреждений. Пилот погиб.[13]
  • 18 октября 1985 — МиГ-23 (982-й истребительный авиаполк). Столкнулся в воздухе с другим МиГ-23 (вернувшимся после столкновения на аэродром) в районе Кандагара. Пилот выжил.[13]
  • 16 декабря 1985 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в долине Бамиан, вероятно, в результате обстрела из ДШК. Пилот выжил.
  • 27 декабря 1985 — МиГ-23МЛД (982 истребительный авиаполк). Сбит огнём зенитной горной установки над Джабаль-Уссардж. Пилот старший штурман 982 полка подполковник А. Левченко погиб.
  • 3 апреля 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ДШК юго-западнее Гардеза. Пилот, старший лейтенант Покатаев Евгений Александрович, погиб.[5]
  • 6 апреля 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе Хоста зенитным огнём и ПЗРК Redeye. Пилот А. В. Руцкой выжил.
  • 18 апреля 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Списан после аварийной посадки в районе Хост с боевыми повреждениями от огня ДШК. Пилот (майор К. Л. Осипов) не пострадал.
  • 17 мая 1986 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ДШК в районе Баграма. Пилот выжил.
  • 15 июня 1986 — Су-17УМ3 (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян по небоевой причине во время взлёта с аэродрома Баграм. Оба члена экипажа выжили.
  • 16 августа 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Самолёт сбит ДШК или ПЗРК юго-западнее Джелалабада. Пилот выжил.
  • 23 августа 1986 — Су-25 (378-я ОШАП). Сбит ПЗРК в районе афгано-иранской границы. Пилот капитан Смирнов А.Г. катапультировался — выжил.[16]
  • 22 сентября 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Во время разведывательного вылета в районе Бамиана получил боевые повреждения от огня с земли, разбился при посадке. Пилот капитан Александров выжил.
  • 2 октября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Предположительно столкнулся с горой в ночном вылете в провинции Вардак. Пилот старший лейтенант А.Баранов погиб.
  • 22 октября 1986 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит в районе афгано-пакистанской границы. Пилот выжил.
  • 18 ноября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК. Пилот выжил.[17]
  • 20 ноября 1986 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе Саланга. Пилот старший лейтенант Алешин Игорь Викторович погиб.[18]
  • 29 ноября 1986 — Ан-12 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Кабул. Все члены экипажа и пассажиры погибли (около 30 человек).
  • 3 декабря 1986 — два Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Оба самолёта сбиты ПЗРК западнее Кабула. Оба пилота выжили.[12]
  • 26 декабря 1986 — Ан-26РТ (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит двумя ракетами ПЗРК. Из состава экипажа погиб 1 человек.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Получил тяжёлые боевые повреждения и списан.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сгорел на аэродроме Баграм по неизвестным причинам.
  • 1986 (дата неизвестна) — Су-17М3 (166-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит огнём с земли. Пилот выжил.
  • 21 января 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК ‘Стингер’ в районе Баграма. Пилот старший лейтенант Константин Григорьевич Павлюков катапультировался и погиб на земле в бою с противником.
  • 28 января 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 5 февраля 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Обстоятельства потери неизвестны. Пилот командир звена капитан Бурак Мирослав Михайлович погиб.[18]
  • 23 февраля 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Совершил неудачную посадку из-за ошибки пилота и списан. Пилот не пострадал.[19]
  • 10 марта 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Потерян из-за помпажа двигателя при нанесении удара в районе озера Суруби; официально считается сбитым ДШК. Пилот катапультировался и спасён.[19]
  • 2 апреля 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК. Пилот выжил.[20]
  • 12 апреля 1987 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ПЗРК северо-западнее Кандагара. Пилот командир 2-й аэ п/п-к В.Шломин катапультировался, подобран вертолетом ПСО.
  • 15 апреля 1987 — Як-28Р (87-й отдельный разведывательный авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Мазари-Шарифа. Оба члена экипажа катапультировались и погибли на земле в бою с противником(Поваренков и Чистеев).
  • 16 апреля 1987 — МиГ-23МЛД (190-й истребительный авиаполк). Сбит в районе Джавары огнём зенитной горной установки. Пилот командир полка Л.Фурса катапультировался и спасён.[21]
  • 16 мая 1987 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит ПЗРК юго-западнее Кабула. Пилот капитан Михаил Александрович Александров выжил.
  • 1 июня 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит в районе аэродрома Кандагара. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 16 июня (19 июня?) 1987 — Су-17М3 (136-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ДШК западнее Кандагара. Пилот к-н Ю.Стрибный катапультировался, подобран вертолетом ПСО.
  • 12 июля 1987 — Ан-12 (930-й военно-транспортный авиаполк). Самолёт при посадке в Кандагаре попал под обстрел и выкатился на минное поле. В результате возникшего на борту пожара сдетонировал груз боеприпасов. Пострадал 1 член экипажа. Были погибшие и раненные среди личного состава вертолетного полка, базировавшегося в Кандагаре, и 1-й аэ 136 апиб, бросившихся на помощь экипажу. В 136 апиб погибли к-н Федин и ст.пр-к Бочарников, были ранены м-р Павлущенко и м-р Васильев. В общей сложности погибли 16 человек[22].
  • 20 августа (менее вероятно 20 июля) 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Потерян в районе Газни. Во время взлёта пуля ДШК пробила трубопровод кислородной системы питания летчика. Пилот старший лейтенант Палтусов Владимир Александрович потерял сознание и погиб в катастрофе.[18]
  • 13 сентября 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Потерян в районе Бараки, по официальным данным, сбит ПЗРК. Пилот старший лейтенант Земляков Виктор Николаевич погиб.[18]
  • 21 октября 1987 — Ан-12БК (50-й отдельный смешанный авиаполк). На взлёте с аэродрома Кабул столкнулся с вертолётом Ми-24. Погибли 18 человек. Стрелок экипажа Ан-12 остался жив.
  • 22 октября (23 октября?) 1987 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Джелалабада. Погибли 8 членов экипажа и пассажиров.
  • 27 октября (28 октября?) 1987 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Сбит в провинции Кунар предположительно ПЗРК. Пилот погиб (его останки не найдены, как и место падения самолёта).
  • 21 декабря 1987 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Баграм. Погиб 1 член экипажа.
  • 28 декабря (26 декабря?) 1987 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Пропал во время ночного вылета восточнее Баграма. Пилот сочтён погибшим.
  • 12 января 1988 — Су-17М4 (274-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сбит ПЗРК в Панджшерском ущелье; по неофициальной версии, является небоевой потерей. Пилот выжил.
  • 17 марта 1988 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Во время учебных стрельб на полигоне при выходе из блока взорвалась неуправляемая ракета С-8. Пилот катапультировался и спасён.[12]
  • 18 апреля 1988 — МиГ-23МЛД (979-й истребительный авиаполк). Столкнулся с землёй в районе Кандагара при заходе на посадку; по официальной версии, сбит ПЗРК[23]. Пилот погиб.
  • 25 апреля 1988 — Су-17М3Р (263-я отдельная тактическая разведывательная авиаэскадрилья). Потерян в районе Баграма в результате остановки двигателя после попадания птицы в воздухозаборник; по неофициальной версии — в результате попадания в самолёт тепловой ловушки ведущего. Пилот выжил.
  • 7 июня 1988 — Су-25. Сгорел на аэродроме Кандагар в результате ракетного обстрела.
  • 23 июня (24 июня?) 1988 — восемь Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кабул.
  • 24 июня 1988 — Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиаполк). Сбит огнём из стрелкового оружия в районе Баграм. Погибли 5 членов экипажа.
  • 4 августа 1988 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит южнее Хоста пакистанским истребителем F-16 после непреднамеренного вторжения в воздушное пространство Пакистана. Пилот (заместитель командующего ВВС 40-й армии полковник Александр Руцкой) катапультировался и был взят в плен на территории Пакистана, позднее освобождён в обмен на партию оружия для моджахедов.
  • Август 1988 — Су-17М4 (274-й истребительно-бомбардировочный авиаполк). Сгорел на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Шинданд; по неофициальной версии, пожар возник при попытке слить керосин для продажи.
  • 28 октября 1988 — Су-25 (378-й штурмовой авиаполк). Самолёт, накануне повреждённый при посадке, сгорел на аэродроме Баграм в результате пожара на складе тепловых ловушек.[12][24]
  • 8 ноября 1988 — МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиаполк). Сошёл с ВПП во время посадки в Баграме в результате технической неисправности. Самолёт списан, пилот не пострадал.[25]
  • 18 декабря 1988 — Су-24. Самолёт, возвращавшийся из боевого вылета, при посадке на аэродром Карши (Узбекистан) сошёл с взлётно-посадочной полосы и загорелся. Погиб 1 член экипажа.
  • 7 января 1989 — Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиаполк). Сбит ПЗРК в районе Пагман. Пилот старший лейтенант (возможно капитан) Гордиенко погиб.[26][27]
  • 11 января 1989 — МиГ-23МЛД (120-й истребительный авиаполк). Потерян в районе Шинданд из-за технических неполадок (отказ турбонасоса). Пилот капитан С.Лубенцов выжил.[28]
  • 22 января 1989 — Ан-26М (50-й отдельный смешанный авиаполк). Получил тяжёлые повреждения на аэродроме Кандагар во время ракетного обстрела, по всей видимости, списан. Жертв нет.
  • 23 января 1989 — Ан-12БП№11987 (930-й военно-транспортный авиаполк). Разбился при посадке под огнём противника на аэродром Кандагар. Жертв нет.

Общая статистика

В нижеприведённой таблице просуммированы все потери, перечисленные в статье по состоянию на 22 декабря 2012 года. Эта статистика не является официальной и может меняться по мере уточнения и дополнения информации в статье.

Примечания

  1. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 540.
  2. Латыпов Т. Чужие горы. Война (Время и деньги, 16 февраля 2005)
  3. «Вечная память» (Пульс недели, 14 февраля 2007)
  4. Афганистан, август 1980-го (2)
  5. 1 2 Су-17М4 » patriot-games.ru
  6. Геннадий Нечаев. Су-25 не вышел из пике
  7. М. Жирохов. «Грачи» против «воинов Аллаха» (потери и боевые повреждения штурмовиков Су-25 в Афганской войне 1979-1989 гг.) // «Крылья Родины», № 1-2, 2012. стр.76-83
  8. Ильдар Бедретдинов. Штурмовик Су-25 и его модификации. — М.: Бедретдинов и Ко, 2002. — С. 173.
  9. Афганистан, рассказ первый
  10. 1 2 Виктор Марковский. Су-25 в Афганистане
  11. 1 2 Потери 1984 (skywar.ru)
  12. 1 2 3 4 5 6 Марковский В. Штурмовик Су-25 в Афганистане. — Экспринт, 2006.
  13. 1 2 3 4 Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 15.
  14. Потери штурмовиков в афганской войне 1979—1989 гг.
  15. Михаил Жирохов. Потери летного состава ВВС СССР в Афганистане
  16. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 177.
  17. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 178.
  18. 1 2 3 4 Афганистан
  19. 1 2 Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 21.
  20. Ильдар Бедретдинов. Указ. соч., с. 181.
  21. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 22.
  22. Виктор Марковский. Ан-12 в Афганистане
  23. 2 смена 979го истребительного полка в Афганистане
  24. http://aviabvvaul.narod.ru/samol/poteriSU25.htm
  25. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 33.
  26. Skywar.ru. Потери 1989
  27. ГОРДИЕНКО Борис Васильевич
  28. Виктор Марковский. Истребители МиГ-23 в Афганистане. — М.: Экспринт, 2005. — С. 35.

См. также

Ссылки

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *