избрание, особенности правового статуса и полномочия

По Конституции 1958 г., президент является центральным должностным лицом в системе органов государственной власти (и не только исполнительной).

Президент вместе с правительством возглавляет систему органов исполнительной власти государства. Такая формулировка, закрепленная в Конституции Франции, выражает дуализмисполнительной власти: она принадлежит Президенту и Правительству совместно – Правительство может заседать под руководством Президента (Совет министров) или Премьер-министра (кабинет).

В этой модели организации исполнительной власти, наиболее явно проявляется сущность смешанной республики.

Следует отметить, что президент благодаря значительным полномочиям может влиять и на другие ветви государственной власти (и прежде всего законодательную

).

Статус президента определен разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место президента в системе органов власти определено через его функции:

Функции Президента Франции

Следит за соблюдением конституции

Обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства

Гарант национальной безопасности, территориальной целостности и соблюдения международных договоров

Такие функции, в общем, обычны для республик с «сильными президентами» (и президентских и смешанных республик). Глава государства здесь, условно говоря «возвышается» над иными ветвями государственной власти, своим арбитражем обеспечивая их нормальное функционирование, разрешая конфликты между ними.

Такое положение, однако, не означает особого положения президента, принцип разделения властей естественно сохраняется и функционирует – глава государства не превращается в диктатора, сосредотачивающего в своих руках всю власть. Деятельность президента осуществляется строго в рамках закона.

Порядок избрания:президента обычен для данной формы республик. Президент избирается путем прямых выборов населением страны, помажоритарной системе смешанного типа. Порядок выборов, а общих чертах определен ст.7 конституции:

ПЕРВЫЙ ТУР

Применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Поскольку в этом случае избрать президента в один тур сложно, второй тур почти обязателен (все французские президенты избирались во 2 туре

).

ВТОРОЙ ТУР

Здесь используется мажоритарная система относительного большинства.

Во втором туре участвуют два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом.

Правовой статус президента Франции вполне обычен:

Требования к кандидату

Требования к кандидату на должность президента традиционны:

  • Гражданство Франции;

  • Обладание избирательным правом;

  • Возраст 35 лет;

Срок полномочий

Срок полномочий президента также вполне обычен– 5 лет.

Ранее (до 2000 г.), срок был большим – 7 лет, такое положение делало французских президентов «долгожителями» выделяя их статус по сравнению с другими странами. Теперь срок полномочий ничем не отличается от других государств

Возможность переизбрания

Конституция не устанавливает никаких ограниченийна переизбрание одного лица. Теоретически это возможно сколько угодно раз.

Однако на сегодняшний день, ни один из президентов не избирался более чем на два срока

Полномочия Президента– как и свойственно республикесмешанного типа, объем полномочий достаточно велик. Все их можно подразделить на 2 группы:

Полномочия, осуществляемые Президентом самостоятельно

Полномочия, на которые требуется контрасигнатура Премьер-министра

  • Представляет страну в международных отношениях, заключает договоры

  • Право роспуска Национального Собрания

  • Право введения в стране чрезвычайного положения

  • Назначение Премьер-министра, иных министров и других высших должностных лиц государства.

  • Передача на референдум законопроектов

  • Председательствовать на заседаниях Совета Министров

  • Право обращения в Конституционный Совет

  • Главнокомандующий вооруженными силами страны.

  • Право помилования

  • Созыв Парламента на внеочередные сессии

  • Подписание нормативных актов принятых СМ

  • Назначение на часть гражданских и военных должностей

  • Назначение дипломатических представителей

Ответственность:как и во всех президентских республиках, политической ответственности перед Парламентом нет. Юридическая ответственность – традиционно в форме импичмента.

Специфическая черта импичмента во Франции — для его осуществления есть особый орган политической юстиции– Высокий суд правосудия.

studfiles.net

Выборы президента во Франции, Полномочия президента Франции

Сначала президент республики избирался сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. В сентябре 2000 г в результате референдума было принято решение о том, что срок президентских эт вноважень не должен превышать пяти. Рокиів.

Президент республики избирается абсолютным большинством голосов. Если ее не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только и два кандидата, которые — если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, — окажутся теми, получившие наибольшее количество голосов в первом туррі.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание нового президента происходит не менее чем за 20 и не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий президента, находящийся на должности

В случае вакантности поста президента республики по любой причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных. Конституционным советом, востребована об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем. Сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия — правительство.

В случае вакантности или если препятствие объявлено конституционным советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит (кроме случая непреодолимой силы) не менее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствий.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом по меньшей мере за. ЗО дней до названной даты умрет или у нее в возникнут препятствия, то. Конституционный совет может принять решение о переносе выборе.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то. Конституционный совет принимает решение о переносе выборов

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре, до возможного снятия кандидатур,. Конституционный совет объявляет о новом пер ведение всех избирательных операций; подобно она действует и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором тур.

Полномочия президента Франции

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов время. Конституция предусматривает взаимодействие президента и главы правительства:»Акты президента. Республики, за исключением указанных в статьях 8,11, 12,16,18, 54 и 61, контрасигнуватимуться премьер-министром и, в случае необходимости, — ответственными министрами»Согласно этому положению. Конституции, формально-юридические полномочия президента разделение яються на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. На практике существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, чис рема премьер-министр назначается без контрасигнационтрасигнації.

Важнейшим личным полномочием президента. Франции является право распускать. Национальное собрание, ограничено лишь тремя условиями: во-первых, не может быть осуществлено роспуск в течение года, следующего после по опереднього роспуска, во-вторых, роспуск не может быть проведен во время действия чрезвычайного положения и, в-третьих, роспуск не может быть осуществлен временным президентом республики, т.е. председателем. Сената, который занимает вакантную должность главы государства до избрания нового президент.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичной власти, который не противоречит. Конституции и отразился бы на функционировании государственных институтов

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Статья 16. Конституции позволяет президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, при которой он употребляет в все меры, продиктованных, по его мнению, обстоятельствами. Но в этой статье определяются два условия для введения чрезвычайного положения: 1) должен быть имеющейся одно из четырех требований — серьезная и непосредственная я угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, или выполнения международных обязательств, 2) должен быть поднят нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с. Конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее, когда захочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий делает право введения чрезвычайного положения грозной оружием в руках президента. Для такого введения глава государства обязан лишь получить»официальную консультацию»у премьер-министра, председателей палат и. Ко нституцийнои совета и обратиться к нации с посланием их мнения учитывать вовсе не обязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен стать парламент, но на практике он не реализует контрольных ф. УНКЦ. Правда, парламент в это время не может быть распущен, и он вправе передать дело о государственной измене президента в. Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены определено нечетко, офи ции толкования этого термина нетого терміна немає.

Президент практически полностью, сверху донизу, формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и ??комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 19644 р.

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом. Ратификация требует контрассигнации членов правительства

В судебной области президент реализует традиционное право главы государства — право помилования. Президент представляет вершину судебной власти, являясь гарантом ее независимости

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации премьер-министра или министров, также достаточно значительной. Он председательствует в. Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые ею участвует в рассмотрении законопроектов правительства, назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют. Конгресс для ратификации правуок.

На практике президент обладает большим объемом прав, чем если следовать букве закона. Так, вел принимает решения в сферах, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте есть»одноцветная»с президентом бы большинство. Президент порою открыто вмешивается в компетенцию премьер-министра. Например, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президентії президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, который составляет несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручит чень; все сотрудники этих служб назначаются лично президентомм.

uchebnikirus.com

Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента

Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра политологии и современной идеологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ:

СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА

XX век внес колоссальные изменения в жизнь народов. Однако трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и эко­номической сферах были бы столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из «моторов» западно­европейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими страна­ми Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником.

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль­ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи­тывается пять.

Франция — пример развития либерально-демократических институтов, 1 которое шло в направлении расширения избирательного права (всеобщее избира­тельное право окончательно установлено только в 1944 г.) и становления респуб­ликанского режима.

Цель политического режима современной Франции — соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами. Пятая республика — страна с централизованно-бюрократической системой управления. Местное самоуправление не имеет такого значения в этой стране, как в Англии и США.

В 1958 г. во Франции обострились социально-экономические и политические противоречия, правящую элиту беспокоил рост популярности левых сил, которые на парламентских выборах 1956 г. собрали почти 40 % (коммунисты и социалис­ты). Начали возникать правительственные кризисы, разваливалась ее колониаль­ная империя. В мае этого же года возник мятеж алжирских колонистов, который поставил Францию на грань войны и военно-фашистской диктатуры. Поэтому ру­ководители Четвертой республики в целях предотвращения кризиса предоставили генералу Шарлю де Голлю пост премьер-министра. В качестве условия возраще­ния он назвал осуществление конституционной реформы. И такой проект новой конституции был подготовлен при соблюдении следующих принципов: сохране ние всеобщего избирательного права, разделения законодательной и исполнитель­ной властей, независимости судебной власти, ответственности правительства перед парламентом, формирование новых отношений с колониями. Отличие от прежней конституции 1946 г. состояло в том, что президент наделялся огромными полномочиями и явно возвышался над всеми другими государственными органа­ми. Этот проект обсуждался в правительстве, затем в консультативном комитете (состоял из представителей правительства и двух палат парламента), а впослед­ствии был вынесен для окончательного утверждения на референдум, где его под­держали 80 % участников. 4 октября 1958 г. новая конституция была введена в действие. В декабре состоялись президентские выборы, в результате которых первым президентом Пятой республики Франции стал Шарль де Голль.

В статье 5 Конституции Французской Республики 1958 г. зафиксирована по­литическая роль главы государства. Президент Республики следит за соблюде­нием конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функциониро­вание публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

В соответствии со статьей 6 Конституции 1958 г. президент избирался колле­гией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Однако на референдуме 28 октября 1962 г. был утвержден конституционный закон, изменивший статью 6 конституции. Согласно новой редакции, президент избирается на семь лет посредством прямых всеобщих выборов с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем. Такие временные возможности осуществления полномочий должны были усилить власть президента, обеспечение стабильности государственной власти. Однако та­кое длительное пребывание на высшем государственном посту вызвало серьезную критику. Президенты после де Голля обещали сократить этот срок или ограни­чить, но опасения разрушить конституционную конструкцию перевешивали. Предложение о пятилетнем президентстве одобрено только в 2000 г.

Для выдвижения кандидатов в президенты необходимо собрать 500 подписей поручителей из числа представителей административной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 департаментов (каждый дает не более 10 % подписей). Система достаточно экономна, так как собрать голоса полутысячи представителей политической эли­ты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей. Выборы проходят в воскресенье за 20 — 35 дней до истечения срока полномочий действующего президента.

Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет не менее 5 % голосов. Требования к кандидату не являют­ся жесткими. Они зафиксированы в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным пра­вом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публи­куется в случае победы на выборах. Еще представляется информация о финанси­ровании их избирательной кампании.

Выборы проводятся по двухтуровой системе абсолютного большинства, т.е. для избрания президента необходимо более 50 % голосов, участвующих в голосо­вании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две не­дели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура.

Французская пресса всегда внимательно следит за жизнью и деятельностью президента. Жак Ширак выступил инициатором принятия в 1988 г. закона о про­зрачности собственности политических деятелей и в момент вступления на пост главы государства в 1995 г. объявил, что его состояние оценивается примерно в 8,3 млн франков. С тех пор, по данным журнала «Экспресс», оно сократилось до 7 млн. Тем не менее семья Шираков по-прежнему входит в число самых богатых людей страны и платит специальный налог солидарности на состояние. Каким же образом Жаку Шираку, выходцу из средних классов, удалось попасть в узкий круг самой обеспеченной элиты?

Начиная с 1967 г., когда он получил первый министерский портфель госсекре­таря по социальным вопросам, Ширак играл ведущую роль в политической жиз­ни столицы и всей страны: заместитель мэра, в течение 17 лет мэр Парижа, депу­тат, министр, премьер-министр, президент. На посту главы государства его еже­месячная зарплата — 44 061 франков (около 6 тыс. дол.). Но к этой сумме надо приплюсовать его многочисленные «пенсионные», которые ему полагаются за прошлую работу депутатом, мэром, генеральным советником и пр. В общей слож­ности «набегает» 127 тыс. франков в месяц, из которых примерно половина ухо­дит на фискальные сборы. Как и многие французы, констатирует «Экспресс», президент главным образом вкладывал свои заработки в недвижимость. В начале 80-х годов он приобрел в Париже квартиру на улице Сены площадью в 144 м2, ко­торая сегодня оценивается в 2,65 млн. франков. Квартиру на улице Сены он сдает примерно за 15 тыс. франков. Главной семейной ценностью является замок Шато Бити в центральной Франции, который приобретен им в 1969 г. Из материалов прессы стало известно, что замок за две недели до приобретения Шираком был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Это позволило ему получить две субсидии на общую сумму 60 тыс. франков для его реставрации. История наделала много шума, а тогдашний президент Жорж Помпиду учинил разнос своему молодому министру. Прилегающими к замку лесом и угодьями семья Жака Ширака разрешает бесплатно пользоваться фермеру, который содер­жит их в порядке. Там же, в департаменте Коррез, президент имеет деревенский дом с амбаром и прочими хозяйственными постройками, унаследованный от роди­телей. Дом он сдает совсем недорого местному жителю, который каждый месяц шлет чек за аренду мадам Ширак в Елисейский дворец.

Последние три с половиной десятилетия президентская чета живет за счет налогоплательщиков в парижской мэрии, в резиденции премьер-министра, прези­дента. Бюджет Елисейского дворца в 1999 г. составил 57 млн франков. Президен­ту так же, как и его соотечественникам, приходится платить так называемый «на­лог за проживание» в Елисейском дворце в размере 22 тыс. франков ежегодно. И когда Ширак заполняет декларацию о владениях, то в графу «Автомобили» пи­шет: «Пежо-305» (1970 г.) и «Пежо-205» (1984 г.), которыми иногда пользуется первая леди при выполнении своих обязанностей муниципального советника.

Неплохие доходы семья Шираков извлекает из акций на общую сумму в 3,5 млн. франков. Про состояние Шираков теоретически известно все: какие суммы лежат на их банковских счетах, их номера, какими ценными вещами они обладают — глава государства всю жизнь коллекционирует китайские ста­туэтки. Тем не менее, пресса бдительно следит за тем, кто оплачивает президент­ский отпуск, что и где он покупает «для дома, для семьи» и за прочими расхо­дами. И когда Шираку задают вопросы, касающиеся его владений, он готов дать разъяснения.

Рассмотрим полномочия президента Французской республики. Как уже отме­чалось, он должен обеспечивать своим арбитражем правильное функционирова­ние публичных властей и преемственность государственной власти. Его роль как арбитра, стоящего над остальными властями и партиями, стремился играть де Гол ль. Однако в конституции не определены характер этого арбитража, его воп­лощение и механизм реализации. Кроме того, многие специалисты высказывают сомнение в возможности той отстраненности главы государства от текущих поли­тических страстей, которая позволила бы ему играть роль беспристрастного судьи.

Важным полномочием президента являются назначения им премьер-министра и по представлению последнего — министров, а также возможность освобождать их от должности. Формально президент свободен в выборе кандидата на пост премьер-министра. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия. Это ставит правительство в двойное подчи­нение. Кто же оказывает на его состав и курс решающее влияние? На практике — парламент. Сказывается свойственная Третьей и Четвертой республикам тради­ция формирования правительства именно парламентским большинством. Влияет также существование мощных и дисциплинированных партий, которые, обладая большинством в Национальном собрании, просто не допустят нахождения у влас­ти инопартийного правительства.

Поэтому степень влияния президента и парламента на правительство зависит от партийного состава Национального собрания. Если большинство здесь имеет президентская партия, то влияние главы государства на правительство становится определяющим, правительство фактически состоит при президенте. Пределы вме­шательства президентов в его деятельность могут быть различными и определять­ся особенностью их характера, мировоззрения. Например, де Голль не стремился подменять премьер-министра в решении текущих административных вопросов. Он выделил из сферы правительственной деятельности свой «участок» — оборо­ну, национальную безопасность, внешнюю политику — и действовал в этой сфере абсолютно самостоятельно. В социально-экономических вопросах он предостав­лял премьерам большую свободу. Его приемник Помпиду, ранее занимавший премьерский пост, хорошо знавший эту сферу деятельности, активно вмешивался в работу правительств. Индивидуальный стиль общения с правительством был и у других президентов.

Президент отправляет правительство в отставку согласно заявлению премьер-министра. Специалисты сходятся во мнении, что президент имеет воз­можность принудить премьера к этому и без подобного прошения, отказываясь подписывать правительственные документы. Но отправить министерство в отставку просто росчерком пера он имеет возможность в том случае, если контролирует парламентское большинство (в 1972 г. Помпиду отправил в отставку прави­тельство Шабаи-Дельмаса).

Статусным полномочием президента является его председательствование в Совете Министров. Он не руководит правительством, это функция премьер-ми­нистра. Однако именно Совет Министров рассматривает важнейшие правитель­ственные решения, что позволяет президенту быть лично информированным об основных правительственных делах, излагать свою позицию по данным вопросам.

Глава государства назначает 3 членов Конституционного совета и обращается к нему с запросами по поводу конституционности международных соглашений, законов и регламентов палат парламентов.

К правам президента относятся и его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание — нижнюю, важную палату парламента. Для принятия такого решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Однако существует ограничение президентского права роспуска — запре­щение пользоваться им в течение года после предшествующего.

Президент имеет право передавать на референдум законопроекты, касающие­ся организации публичных властей, социально-экономических реформ, утвержде­ния международных соглашений, которые могут отразиться на функционирова­нии государственных институтов. Референдумы проводятся по предложению правительства или обеих палат парламента. Поэтому возможность главы государ­ства проводить их фактически зависит от соотношения сил в парламенте.

Генерал де Голль часто прибегал к референдуму, чтобы получить санкцию не­посредственно от граждан, считая, что осуществляет власть от имени народа и воплощает его суверенитет. При этом он связывал результаты референдума с воп­росом о политическом доверии к себе. Наиболее известны проведенные им два ре­ферендума: 28 октября 1962 г. — о введении прямых выборов президента, и 27 апреля 1969 г. — о программе регионализации и реформе Сената. Первый из них вызвал скандал и резкие заявления о не конституционности действий президента. Тем не менее, он закончился победой президента. В 1969 г. де Голль потерпел неудачу. И, верный своему взгляду на значение данной процедуры, немедленно подал в отставку, покинув резиденцию на следующий день.

Президент имеет право обращаться к парламенту с посланием. Причем оно не может служить предметом дискуссий. Периодичность таких посланий не оговоре­на, поэтому глава государства составляет их только в исключительных случаях. Подобные послания зачитываются от его имени, так как по традиции президент не имеет права доступа в законодательное собрание.

Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения в стране. Это предусмотрено в том случае, если сущест­вование государства оказывается под угрозой, а нормальное функционирование государственных властей прекращено. Для установления чрезвычайного режима требуется формальная консультация с премьер-министром, руководителями па­лат, членами Конституционного совета. Это право было реализовано один раз, когда закончился мятеж в Алжире в апреле 1961г.

Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют про­цедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента главой испол­нительной власти. К таким полномочиям относят руководство внешней полити­кой. Президент не только аккредитует иностранных послов и других высших дипломатических представителей иностранных государств, но и ведет перегово­ры, ратифицирует международные договоры.

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности. Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент са­мостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

Далее остановимся на участии президента в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их. Во многих странах у главы государства есть право отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его. Оно называется правом вето. Отлага­тельное вето означает, что не подписанный главой государства закон возвращает­ся для повторного рассмотрения парламентом. Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето. Суть его в следующем. Для того чтобы закон всту­пил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в пер­вый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. Закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство. В США применяется ус­ложненное вето. Если там президент использовал вето к принятому закону, тре­буется повторное одобрение закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса.

Ранее мы отметили, что президент председательствует в Совете Министров, определяет его повестку. Здесь обсуждаются правительственные акты делегиро­ванного законодательства и акты, принимаемые в пределах собственных регламентарных полномочий правительства, которые затем подписываются президен­том. Конституция не дает четких разъяснений по поводу того, свободен президент в праве подписи или обязан подписывать решения, принятые в Совете Министров большинством голосов.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и воен­ные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего пред­ставителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает «монаршим» правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дна добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства. Во Франции аппарат президента («дом Президента») насчитывает более 500 человек и подразделяется на гражданский и военный. Одна из главных структур «гражданского дома» — генеральный секретариат, выступающий главным инструментом политического действия президента и координирующий деятельность министерств и иных ведомств. Генеральный секретарь, который руководит всем персоналом Елисейского дворца (резиденции президента), является доверенным лицом президента и поддерживает контакты с правительством и парламентом. Большую роль в аппарате играет также начальник кабинета резидента, который организует его повседневную жизнь, поездки, контакты, охрану. Существует начальник личного штаба президента, который помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил. В структуру служб Елисейского дворца входят пресс-служба, чиновники особых поручений — советники президента, подчиненные ему непосредственно.

Литература

1. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1999.

2. Круглоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М., 2003.

3. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2004.


diplomba.ru

Полномочия Президента во Франции и США. — МегаЛекции

 

Основные полномочия Президента США перечислены в Конституции. Однако со временем теорией и практикой было сформулировано понятие «подразумеваемых полномочий», благодаря которому конституционные права и обязанности Президента существенно расширились. Кроме того, глава государства систематически наделяется Конгрессом «делегированными правами». Таким образом, все полномочия Президента США можно условно подразделить на конституционные (т. е. прямо предусмотренные Конституцией США), подразумеваемые (не упоминаемые ею, но имеющиеся в виду) и делегированные Конгрессом[5].

Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту; он же расширительно толкуя право помилования, объявляет амнистию. Как «лидер нации» Президент возглавляет разного рода церемонии, участвует в торжествах и празднествах. Он награждает высшими военными и другими наградами, что, впрочем, вправе делать и Конгресс[6].

Президент формально не пользуется правом законодательной инициативы и не участвует в заседаниях палат при принятии законов. Но его полномочия в законодательном процессе существенны: он обращается к Конгрессу с посланиями, в которых, по сути, содержатся планы законодательных мероприятий, подписывает законы, обладая правом отлагательного вето, которое может быть преодолено Конгрессом большинством в 2/3 голосов обеих палат. Президент не вправе созывать или распускать Конгресс, но при чрезвычайных обстоятельствах может созвать обе палаты или одну из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым. Правовые акты Президента обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. Принудительная сила таких актов вытекает из конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись.



Он имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 присутствующих сенаторов, с одобрения Сената назначает послов, консулов и иных полномочных представителей. Наряду с этим Президент вправе заключать с другими государствами исполнительные соглашения, которые не требуют одобрения Сенатом.

Военные полномочия Президента выводятся из его положения верховного главнокомандующего армией и флотом США и полицией отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США. Он не вправе объявлять войну, но может направлять войска за границу для «защиты американских интересов», в миротворческих целях и др. Такие полномочия Президента регламентируются специальным законом 1973 г. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах. Постановление Президента об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается в Конгресс. Но парламенту не предоставлено права утверждать введение чрезвычайного положения. Однако Национальное чрезвычайное положение может быть прекращено совпадающей резолюцией Конгресса, а так же актом Президента или по истечении указанного срока. При объявлении национального чрезвычайного положения за Президентом сохраняются только те права и полномочия, которые основываются на законах. Он вправе осуществлять в период его действия специальные или экстраординарные меры вплоть до применения сил армии и национальной гвардии. Чрезвычайные полномочия Президента США прямо не предусмотрены Конституцией. Они предоставляются Президенту Актом о национальном чрезвычайном положении 1976 г. Военные и чрезвычайные полномочия Президента США также входят в область прерогатив главы государства и могут быть определены как правомочия в сфере обеспечения безопасности страны. Однако некоторые авторы относят эти прерогативы президентской власти к полномочиям в сфере исполнительной власти.

Назначение высших должностных лиц — одно из важнейших управленческих полномочий Президента США. Все высшие должностные лица назначаются главой исполнительной власти «по совету и с согласия» Сената. Среди них министры, руководители ведомств, послы, консулы, судьи Верховного суда и других федеральных судов (последнее можно отнести одновременно к полномочиям в сфере судебной власти), и все другие должностные лица, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом. Конгресс может законом предоставить право назначения нижестоящих должностных лиц, каких сочтет уместным, Президенту единолично. Президент имеет право замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями Сената, на срок до окончания ближайшей сессии. Отстранение всех этих лиц от должностей осуществляется Президентом по собственному усмотрению (в Конституции соответствующий порядок не прописан). Президент определяет полномочия всех должностных лиц США и обеспечивает точное соблюдение законов. Видно, что наибольшим объемом полномочий Президент США обладает как глава исполнительной власти.

Президент Франции — высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни (как и Президент США) и обладает значительным объемом собственных полномочий в различных сферах. Но, в отличие от главы США, Президент Франции осуществляет исполнительную власть наряду или совместно с коллегиальным органом – Правительством, первостепенную роль в котором Конституция отводит Премьер-министру. Он руководит деятельностью Правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет назначения на высшие военные и гражданские должности (в США – прерогативы Президента), обладает собственной регламентарной властью и правом законодательной инициативы. Конституция не устанавливает политической ответственности Президента ни перед каким государственным органом за исключением случаев государственной измены.

В законодательной сфере Президент Франции, в отличие от Президента США, обладает правом законодательной инициативы (по предложению Премьер-министра) в том, что касается конституционных пересмотров, правом передачи законопроектов на референдум, назначает референдум в предусмотренных Конституцией случаях; имеет право обратиться в Конституционный совет в целях установления соответствия одобренных парламентом актов Конституции. Почти ничем не ограниченным правом Президента является роспуск нижней палаты Парламента, что не входит в полномочия Президента США. Президент Франции промульгирует законы; может в пределах установленных сроков потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей и в этом новом обсуждении не может быть отказано; обращается к Парламенту с посланиями. Президент обладает широкой регламентарной властью. На основании Конституции он издает ордонансы и декреты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон.

В сфере внешней политики Президент ведет переговоры, заключает и ратифицирует международные договоры, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитируются при нем. Президент США, как было показано выше, осуществляет такие полномочия по совету и с согласия Сената.

Президент Франции является гарантом независимости судебной власти, возглавляет Высший совет магистратуры; его актами осуществляется назначение и перемещение чиновников судебного ведомства; назначает треть членов Конституционного совета; осуществляет право помилования.

Президент Франции является главой вооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Но объявление войны разрешается Парламентом. В США именно Конгресс правомочен объявлять войну. Президент Франции может единолично ввести в стране чрезвычайное положение (в отличие от США, это полномочие предусмотрено Конституцией Франции), но при наличии предусмотренных в Конституции условий и после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, с Конституционным советом; он также обязан проинформировать об этом нацию посланием. При этом Парламент реальных контрольных полномочий (отмена актов Президента) не имеет. И в этом отношении можно констатировать, что чрезвычайные конституционные полномочия Президента Франции несколько шире соответствующих полномочий главы США.

Президент Франции так же, как и Президент США, обладает огромными полномочиями в сфере исполнительной власти: он единолично назначает Премьер-министра, а по его предложению других членов Правительства и освобождает их от должности; председательствует в Совете министров; подписывает декреты и ордонанасы, рассмотренные Советом министров; назначает на гражданские и военные государственные должности.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Президент Франции — реферат

Введение.

XX век внес колоссальные  изменения в жизнь народов.  Среди крупных индустриальных стран, есть страна, где в политической и экономической сферах произошли очень значительные изменения, – это Франция. Изменилось ее политическое устройство, резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в одного из активных деятелей западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником.

В настоящее время Французская  республика входит в число наиболее экономически и политически развитых стран мира. Она является демократической республикой, во главе которой стоит президент. Конституция Франции 1958 года установила, что Франция — неделимая, светская, демократическая и социальная республика (Статья 1 Конституции).

Целью нашей работы является рассмотрение вопроса полномочий президента во Франции, обратив внимание, на соотношение  его полномочии с полномочиями парламента.

При работе в первую очередь  были использованы учебники по истории  конституционного права зарубежных стран под редакцией В.Е.Чиркина и

А.В. Малько. Большое  внимание уделено тексту Конституции Французской  республики, что позволило нам  не быть голословными, а снабдить текст  выдержками из текста,  также использована дополнительные работы, например, работа Круглова М.А. «Президент Французской  республики».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Президентские выборы и официальное вступление в должность.

Президент Франции с 1962 г. избирается прямыми выборами. Они производятся не позднее, чем за 20 и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего в должности (Ст. 7 Конституции)1.

Для выдвижения кандидатуры  требуется 500 подписей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заявлением о выдвижении кандидатуры должны представлять, по меньшей мере, 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. С 2012 года Французский Конституционный совет признал соответствующим конституции положение закона о выборах президента Франции, согласно которому имена народных избранников, поддержавших выдвижение того или иного кандидата, становятся известны публике.

Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет  не менее 5 % голосов. Требования к кандидату  не являют-ся жесткими. Они зафиксированы  в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным правом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публи-куется в случае победы на выборах. Представляется информация о финансировании их избирательной кампании.

Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Если большинство голосов не получено в первом туре голосования, то проходит второй тур, назначаемый обычно на второе воскресенье. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры.

Срок полномочий Президента — 5 лет. В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции Закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост Президента более двух раз подряд».

После выборов проходит официально вступление президента в должность  – инаугурация.

 Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост Президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете Президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый Президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

В Зале торжеств начнется церемония  инаугурации нового Президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет  нового Президента республики.

Новый Президент принимает  цепь Великого магистра Ордена Почётного  легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем  он произведет смотр республиканской  гвардии и выслушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе  Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с  конным эскортом новоизбранный Президент  проезжает по Елисейским полям к  Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к  могиле Неизвестного солдата. Последнее  время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Конституция Французской  республики предусматривает досрочное прекращение полномочий Президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае Конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Полномочия Президента.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с Президента.

В общих чертах полномочия президента определены в ст. 5 Конституции  «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров»2.

 

2.1. Полномочия  Президента  во внешних делах.

Главной фигурой и органом  в области внешних сношений Франции  является Президент Республики. Его  функции излагаются в разд. 2 и 6 Конституции.

Президент Франции аккредитирует  послов и чрезвычайных посланников  при иностранных державах; иностранные  послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем (Ст. 14 Конституции)3.

 Президент ведет переговоры  о заключении международных договоров и ратифицирует их (Ч.1 Ст. 52 Конституции). Его информируют обо всех переговорах, о заключении соглашений, не требующих ратификации (Ч. 2 Ст. 52 Конституции)4.

 В тоже время статья 53 Конституции говорит о том, что для ратификации или одобрении мирных договоров, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся к международной организации, договоров, обременяющих финансы государства, изменяющих законодательные положения, относящихся к статусу лиц, либо к уступке, обмену или присоединению территорий, необходимо указание, прописанное в законе (для решения территориальных вопросов согласие заинтересованного населения)5.

Президент должен гарантировать национальную независимость, территориальную целостность страны и соблюдение соглашений Сообщества и международных договоров (ст. 5) и  быть главой вооруженных сил страны (ст. 15). Являясь главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности. Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент самостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

 

2.2. Полномочия Президента во внутренних делах.

  1. Президент Франции назначает Премьер-министра и прекращает его служебные полномочия после вручения им заявления об отставке Правительства.
  2. По предложению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей (Ст. 8 Конституции)6.
  3. Президент председательствует в Совете министров.
  4. Он подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.
  5. Президент обнародует законы в течении пятнадцати дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона. Причем, в этом новом обсуждении ему не может быть отказано (Ст. 10 Конституции)7.
  6. Ст. 11 Конституции предоставляет Президенту право по предложению Правительства во время парламентской сессии или по совместному предложению обеих палат Парламента передавать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрения какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании установлений.
  7. Президент производит назначения на гражданские и военные государственные должности. В тоже время государственные советники, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, генералы, ректоры университетов, директоров центральных ведомств и ряд других важных должностных лиц назначаются в Совете министров. Практически Президент назначает всех высших чиновников с согласия или по предложению Правительства.
  8. Акты, издаваемые Президентом в осуществлении полномочий, вытекающих из статей 14, 15, 52 требуют контрасигнатуры (Ст. 19 Конституции).
  9. Чрезвычайно важное значение имеет право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право предоставлено Президенту не Конституцией, а обычным декретом правительства.
  10. Ст. 16 предоставляет право Президенту Франции вводить чрезвычайное положение «Когда установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами»8.
  11. При этом Президент проводит официальные консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, Конституционным Советом. О принятом решении Президент информирует страну своим посланием. Ограничением власти Президента здесь является прямой запрет Конституции роспуска в этот период Национального собрания.
  12. Президент осуществляет право помилования (Статья 17 Конституции).

 

2.3.Отношения Президента с Парламентом.

 

  Президент Франции может после консультации с Премьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание9. При этом Конституция оговаривает право роспуска только тремя условиями: — роспуск не допускается во время чрезвычайного положения;

— в течении года после предыдущего роспуска;

— не может осуществляться председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента.

Президент Франции сносится с обеими палатами Парламента посредством  посланий, которые зачитываются, но не обсуждаются. Президент вправе собрать  для этих целей Парламент в  перерыве между сессиями (Статья 18 Конституции).

 

 

 

 

2.4. Ответственность Президента.

  Президент Франции не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены10. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение абсолютным большинством своих членов при открытом голосовании. Судить Президента в этом случае будет Высокий суд правосудия.

На практике президент  расширяет свою власть, и без того очень большую, в частности за счет правительства. В осуществлении полномочий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основании проведенной  работы можно сделать вывод о  том, что Президент Франции – является  центральной фигурой в органах государственной власти французской республики. Он обладает реальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику страны. Данные ему Конституцией права и возможности, позволяют в необходимый момент взять на себя практически единоличную власть. Но все же следует отметить, что Президент не обладает всей полнотой власти. В правовом государстве главенствующую силу имеет закон. Для не юристов термин «президентский режим» может означать, что у главы государства в руках вся власть. На самом деле это не так. Это система, в которой власть разделена между парламентом и президентом. Речь идет о том, чтобы он получил возможность выступать с различными инициативами и тем самым помогать деятельности исполнительных органов, находящихся под контролем парламента, а значит, и избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Конституционное право зарубежных стран/ Под ред. Малько А.В. М., 2004.
  2. Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997.
  3. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1999.
  4. Круглоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М., 2003.
  5. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2004.
  6. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран. М.,1997.

 

 

1 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

2 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

3 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

4 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.670.

5 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.670.

6 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.665.

7 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

8 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.667.

9 Ст. 12. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С.666.

10  Ст.68. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 1997.

 


student.zoomru.ru

Президент Франции.

Политика Президент Франции.

Количество просмотров публикации Президент Франции. — 245

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Президент Франции.
Рубрика (тематическая категория) Политика


Президент является основной фигурой в системе государственной власти Франции. Конституция Франции не только прямо перечисляет полномочия президента, но и определяет ᴇᴦο функции, ключевые для нормального функционирования государственного механизма. Так, согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства, «является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров». Некоторые перечисленные функции нашли отражение в конкретных полномочиях президента. Но они могут иметь и иное значение, например использоваться для расширительной интерпретации полномочий — как их перечня, так и содержания конкретных полномочий, что имело место, к примеру, при вынесении де Голлем на референдум в нарушение установленной процедуры вопроса об изменении Конституции.

Вместе с тем даже прямо закрепленные за президентом Франции весьма обширные полномочия используются лицами, замещавшими должность президента после Ш. де Голля, исходя из политических традиций уважительного отношения к демократическим традициям весьма сдержанно.

Полномочия Президента можно условно разделить на две группы. К первой относятся полномочия президента собственно как главы государства. Ко второй группе — полномочия по руководству исполнительной властью. Необходимо отметить, что если полномочия президента собственно как главы государства связаны с возможностью принятия реальных властных решений, по сути дела они являются проявлением исполнительной власти президента. Можно иначе классифицировать полномочия президента˸ полномочия, осуществляемые им самостоятельно, и полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра и в ряде случаев соответствующих министров. Самостоятельно президент осуществляет только назначение референдума, роспуск Национального Собрания, введение чрезвычайного положения, направление посланий палатам парламента, направление в Конституционный совет запросов о соответствии Конституции законов и международных договоров. Это, как видно из перечня, в основном полномочия президента собственно как главы государства. Иные акты реализации полномочий президента требуют контрассигнации. В этом плане президент оказывается в некоторой степени зависимым от правительства — ведь даже назначение на государственные должности должна быть проведено только с согласия последнего. И в данном отношении реальные властные возможности президента зависят от конкретной расстановки политических сил. Если и президент, и парламентское большинство (следовательно, и правительство), принадлежат к одной партии, то роль президента возрастает. Фактически он возглавляет исполнительную власть. В иных случаях инициатива переходит к правительству.

Полномочия президента в основном заключены в сфере исполнительной власти. Он назначает и освобождает от должности высших должностных лиц исполнительной власти, в т.ч. премьер-министра и других членов правительства, председательствует в Совете министров (только при ᴇᴦο участии заседание правительства может иметь форму заседаний Совета министров), подписывает декреты, акты, осуществляющие текущее регулирование, и ордонансы, наиболее значимые подзаконные акты, принятые Советом министров, на практике нередко сам издает акты, регулирующие отношения в сфере полномочий исполнительной власти.


Президент Франции. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Президент Франции.» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Президент Франции — это… Что такое Президент Франции?

Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтоб не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) — избираемый французами глава государства.

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

С 1965 года выборы президента республики являются прямыми и всенародными (закон изменён в 1962).

До 2002 года (закон изменён в 2000 г.) срок президентских полномочий составлял 7 лет (фр. septennat), затем — 5 лет (фр. quinquennat).

В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд».

В настоящее время президентом республики избран Франсуа Олланд, который вступил в должность на пятилетний срок 15 мая 2012 года, став 24-м президентом Французской республики. Полный список президентов Франции.

Резиденция президента — Елисейский дворец в Париже. Также статус официальных резиденций имеют замок в Рамбуйе, парижский особняк «Отель Мариньи» и форт Брегансон в департаменте Вар.

Президенты Франции де-юре являются со-князьями Андорры и гроссмейстерами ордена Почётного легиона.

Нынешние конституционные атрибуты

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства. По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Церемония инаугурации

Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

После этого в Зале торжеств начинается церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Цепь Великого магистра ордена Почётного легиона

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он производит смотр республиканской гвардии и слушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. В последнее время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Ссылки

dvc.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *