53. Политика Холодной войны

После Второй мировой войны, мир разделился на 2 враждебных лагеря: социалистический (Москва) и капиталистический (Вашингтон). Между ними развязалась Холодная война. Вчерашние союзники во Второй мировой войне Россия, Англия … оказались в противоположных лагерях.

В ходе войны состоялись 3 встречи на высшем уровне глав 3 государств: Черчеля, Сталина, Рузвельта (на последней Трумэна). Это Федеральная, Ялтинская и Подзданская конференции. На последней конференции решались вопросы о послевоенном обустройстве мира. США, опираясь на испытанное ими ядерное оружие, пытались навязать свою волю, свое видение мира Сов союзу. СССР не была согласна, что и послужило началом Холодной войны.

Холодная война сопровождалась информационным оформлением двух блоков: НАТО и Страны участники Варшавского договора.

В 1949 году успешное испытание атомного оружия в СССР. В 1957 году Советский Союз запускает искусственный спутник земли. 1961 год – первый полет человека в космос. Гонка вооружений распространялась на все виды вооружений.

54. Внутренняя политика ссср в 1953 – 1964 годах. Реформаторские поиски н.С. Хрущева

После смерти Сталина в 1953 году, в стране изменилась руководство государством. Фактическим главой государства явился первый секретарь ЦККПСС Никита Сергеевич Хрущев. Он предпринял целый ряд реформ и преобразований в стране. В области управления экономикой произошли изменения. Отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Министерства были ликвидированы, вместо них создавались территориальные органы правления так называемые совнархозы. Совнархозам подчинялись все народные предприятия не зависимо от рода деятельности, находящиеся на данной территории.

Как показала в дальнейшем практика, эта реформа оказалась не эффективной. В сельской местности начала осуществляться политика укрупнения колхозов и совхозов. Мелкие сельскохозяйственные предприятия стали объединяться в одно. В сельской местности так стала осуществляться политика

ликвидации неперспективных деревень. Малонаселенные пункты ликвидировались, их жители переселялись на центральные усадьбы. Это преобразование так же отрицательно сказалось на развитии сельского хозяйства. Именно в этот период были ликвидированные сотни населенных пунктов Российской Федерации.

Кроме того, для жителей села были осуществлены еще ряд преобразований. Для сельских жителей впервые во второй половине 50-х годов стали выдавать паспорта. Впервые государство стало оплачивать труд колхозником деньгами.

В социальной сфере также были предприняты целый ряд преобразований. Прежде всего, при Хрущеве в крупных масштабах развернулась жилищное строительство. Именно при нем, впервые стали строиться панельные дома. Кроме того, Хрущев ввел дополнительный выходной – суббота, но увеличил рабочий день.

56. Основные направления внешней политики ссср в 1950-1980 годах.

В это время продолжается Холодная война, которая сопровождается гонкой вооружения. В это время СССР и США приобрели паритет для хранения ядерного оружия. В 1957 году СССР запускает искусственный спутник земли. Гонка вооружений распространяется на все сферы: вода, земля, воздух.

В конце 50-годов на Кубе, которая находится под юрисдикцией США, происходит революция во главе с Ф. Кастро. Куба провозглашает образование самостоятельного государства и берет ориентацию на Советский Союз. СССР поддерживает его и Куба покровительствует ему. США вынуждена отступить, опасаясь Советского Союза.

В начале 60-х годов США размещают ядерные ракеты средней дальности в Турции. В ответ на это, СССР размещает свои ракеты на Кубе. Это привод к конфликту – Карибскому конфликту. В мире созревает Карибский кризис.

studfiles.net

Политика холодной войны | We are students

Холодная война – уникальная эпоха мировой истории. Две сверхдержавы открыто противостояли друг другу, однако при этом поддерживали дипломатические отношения и проводили консультации напрямую и через международные структуры. Политика холодной войны отличалась специфической методикой. Когда холодная война завершилась, эта методика видоизменилась, но многие её черты заметны в мировой политике до сих пор.

Апелляции к международному праву

Мирные конференции 1943–45 годов восстановили верховенство международного права и позволили создать институты, довлеющие над национальными правительствами. Важнейшим из них стала ООН. Её Совет Безопасности, в котором каждая великая держава имела право вето, фактически стал высшим органом международной юрисдикции. Его решения были обязательными, но вступали в силу лишь в случае принятия единогласного решения. В важнейших вопросах применение право вето парализовывало работу Совета Безопасности.

После холодной войны процедуры применения международного права мало изменились.

Ядерный шантаж, ядерный паритет и ядерное сдерживание

С 1945 года США применяли против СССР ядерный шантаж. К пятидесятым годам ядерным оружием обладали четыре государства: Англия, Франция, СССР и, разумеется, США. С тех пор противоборствующие стороны холодной войны применяли в своей политике тактику ядерного сдерживания: каждое правительство стремилось обзавестись устрашающим арсеналом, который не позволил бы противнику решиться на прямое вторжение. После Карибского кризиса, который показал, что ядерное оружие может быть использовано не только для устрашения, но и в боевых целях, великие державы начали политику разоружения. Со временем «ядерный клуб» пополнился пятью новыми членами (КНР, Индия, Израиль, Пакистан, КНДР).

После холодной войны великие державы не применяли ядерный шантаж друг против друга, но в такой политике неоднократно обвинялись Израиль и КНДР.

Создание блоков

СССР и США избегали открытой конфронтации. Политика холодной войны требовала от великих держав, чтобы они окружали себя сателлитами. В 1949 году США создали первый в истории холодной войны военно-политический блок – НАТО. Через шесть лет СССР в противовес НАТО создал блок ОВД. Существовали и другие блоки – СЕНТО, СЕАТО, Организация Тихоокеанского пакта и блок Пакта Рио. Страны, не входившие, ни в ОВД, ни в проамериканские блоки, сформировали Движение Неприсоединения. В то же время формировались экономические блоки: СЭВ в соцлагере и ЕЭС в Западной Европе.

Часть блоков холодной войны были распущены ещё в семидесятых годах (СЕНТО, СЕАТО). Другие перестали существовать с окончанием холодной войны (СЭВ, ОВД). Третьи переродились в сообщества нового типа. ЕЭС стало основой Евросоюза, а НАТО, пережив внутренний кризис, стал к началу ХХI века оборонительно-наступательным альянсом.

Политика холодной войны помогала великим державам добиваться поставленных целей в глобальном противостоянии. После окончания холодной войны, старые методы международной политики оказались неэффективными. Мировые лидеры начали искать новые способы реализации своей политики.

Виновники холодной войны – видео

westud.ru

Холодная война и ее сущность | Политика | ИноСМИ

Холодная война как государственная система закончилась холодным, серым днем в декабре 1991 года, когда Михаил Горбачев в Москве объявил о том, что Советский Союз прекратил свое существование. Коммунизм, вернее марксизм-ленинизм изжил себя в качестве общественного идеала. Но идеологическая холодная война, начавшаяся примерно за пару поколений до возникновения этой государственной системы, осталась в прошлом лишь отчасти.


У американцев с того декабрьского дня 1991 года изменилось немногое. Вашингтон продолжал все это время свою внешнюю политику, не внося сколько-нибудь существенных корректив в свои стратегические цели. Холодная война закончилась, и США ее выиграли. Но американские элиты по-прежнему полагали, что смогут считать себя по-настоящему в безопасности лишь при условии, что мир будет брать пример с Америки, и все остальные страны будут жить по правилам, устанавливаемым американским правительством.


Сейчас многие уже подзабыли, как сильно холодная война повлияла на наш современный мир. Во времена моего детства, в мирной Норвегии 1960-х годов, даже мой мир существовал под знаком холодной войны. Она разделяла семьи, города, регионы и страны, вызывала у людей страх и беспокойство. Разве можно было быть уверенным, что завтра не случится ядерная катастрофа? Что могло бы спровоцировать ее? Коммунисты — крохотная горстка людей в моем родном городе — вызывали подозрения, потому что представляли нетипичную точку зрения, а еще, пожалуй, потому что они, как многие говорили, были верны не нашей стране, а Советскому Союзу.


В стране, которая во время Второй мировой войны находилась в оккупации, это нельзя было назвать мелочью. На измену Родине люди там реагировали очень болезненно. На самом севере страны Норвегия граничила с СССР, и при минимальном росте напряженности в международной политике напряженность росла и на почти всегда замерзшей пограничной реке. Даже в мирной Норвегии мир был разделен, а сейчас уже практически никто не вспоминает о том, насколько острыми были эти конфликты.

Delfi.ee
The Weekly Standard
AgoraVox

Холодную войну наиболее наглядно можно описать как конфронтацию между капитализмом и социализмом, достигшей своей наивысшей точки между 1945 и 1989 годами, хотя ее корни уходят намного глубже в историю, а ее последствия ощущаются до сих пор. Холодная война была международной системой в том смысле, что ведущие державы мира ориентировали свою внешнюю политику на этот конфликт. Холодная война оказывала решающее влияние практически на все внутриполитические дебаты. Но даже во времена своего апогея холодная война была не единственным моментом, двигавшим мир.


В конце ХХ века имело место много важных исторических процессов, не имевших ничего общего с холодной войной. Холодная война определяла далеко не все, но имела большое — и зачастую отрицательное — влияние. Она укрепляла мир, в котором доминировали супердержавы и в котором основными элементами были сила и насилие (или угроза насилия), а собственное мнение возводилось в абсолют. Хорошей считалась лишь собственная система, тогда как чужая система считалась заведомо плохой. И вот такие претензии на абсолют являются частью «наследия» холодной войны. Наихудшими их примерами стали американские войны в Ираке и Афганистане: моральная уверенность в собственной правоте, неготовность к диалогу, вера в чисто военные решения. Но эти элементы проникали также и в доктрины свободной экономики или «иерархического сближения» в случаях социальных конфликтов или проблем между разными поколениями.


Некоторые режимы по-прежнему делают ставку на авторитарные структуры, уходящие корнями во времена холодной войны. Китай является в этом смысле наиболее впечатляющим примером, а Северная Корея — наихудшим, но десятки стран — от Вьетнама и Кубы до Марокко и Малайзии — имеют в своем общественном порядке заметные элементы холодной войны.


До сих пор многие экологические проблемы, социальные или этнические конфликты во многих регионах мира являются следствием холодной войны. Некоторые критики называют цель нескончаемого экономического роста, который в долгосрочной перспективе угрожает не только благополучию, но даже самому существованию человечества, результатом соперничества времен холодной войны.


Справедливости ради надо заметить, что холодная война — по крайней мере, то, как она подошла к концу — имела и менее негативные аспекты. Лишь немногие западные европейцы или жители Юго-Восточной Азии предпочли бы жить в каком-нибудь из коммунистических государств, которые были созданы в восточных регионах их континента. И хотя американские интервенции в Азии почти повсюду подвергались осуждению, многие европейцы по-прежнему убеждены в том, что присутствие американских войск в той или иной стране обеспечили ей мир и демократический порядок.


Тот факт, что противостояние сверхдержав закончилось мирно, имело, конечно, огромное значение. С учетом наличия в мире ядерных арсеналов, которые могут многократно разрушить его, избежать ядерного Армагеддона можно было, лишь проявив сдержанность и ум. Холодная война, возможно, не была долгим миром, каким его воспринимали некоторые историки. Но в центре международной политики войн удавалось избегать на протяжении настолько долгого времени, что было возможно ее изменение. И наше общее выживание зависело от этой долгой «отсрочки».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Политика — холодная война — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Политика — холодная война

Cтраница 1

Политика холодной войны и гонки вооружений США наглядно проявляется не только в гигантских затратах средств на Изготовление атомного и термоядерного оружия, атомного подводного и надводного флота, но и в темпах их ежегодного роста.  [1]

Политика холодной войны была открыто провозглашена в программной речи У.  [2]

Развитию урановой промышленности способствовала политика холодной войны и гонка атомного вооружения, проводимая правящими кругами США.  [3]

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике холодной войны положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания помощи афганской революции.  [4]

На тот момент между США и СССР имела место официальная политика холодной войны, соответственно, держать свои долларовые счета сов-загранбанки хотели не в американских, а в европейских банках. Некоторая финансовая парадоксальность ситуации ( расчеты в американской валюте, хотя ни один из банков не американский) была улажена ко взаимной пользе. Советское руководство — очень выгодный клиент, и французский EUROBANK решил не упускать выгодного денежного клиента.  [5]

Все больше людей, следуя голосу разума, осуждают политику холодной войны и антикоммунистическую истерию и желают установления нормальных мирных отношений Западного Берлина с Востоком и Западом. При этом необходима нормализация отношений с Германской Демократической Республикой — первым рабоче-крестьянским государством в истории Германии, воплощающим в себе мир и национальное будущее нашего народа, последовательно отстаивающим политику европейской безопасности.  [6]

Монополии, получающие огромные доходы от гонки вооружений, всячески поддерживают политику холодной войны, выступают против разрядки международной напряженности, являются главными вдохновителями агрессивной политики. Они стремятся контратаковать, ослабить и даже подорвать процесс разрядки напряженности.  [7]

Совещание коллективно подвело необходимый политический итог второй мировой войны, подтвердило бесплодность и вредность политики холодной войны и открыло новые возможности для упрочения мира и безопасности народов. В Заключительном акте совещания сформулированы согласованные его участниками принципы межгосударственных отношений, представляющие собой кодекс мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Достигнутые на совещании договоренности охватывают широкий спектр актуальных проблем: мира, безопасности, сотрудничества в разнообразных областях. На нем была разработана долгосрочная программа расширения и активизации сотрудничества между европейскими государствами в области экономики, науки, техники, охраны окружающей среды, а также в вопросах обмена в области культуры, образования, информации, контактов между людьми и др. Совещание приняло ряд важных договоренностей, дополняющих политическую разрядку военной.  [8]

Совещание коллективно подвело необходимый политический итог второй мировой войны, подтвердило бесплодность и вредность политики холодной войны и открыло новые возможности для упрочения мира и безопасности народов. В Заключительном акте совещания сформулированы согласованные его участниками принципы межгосударственных отношений, представляющие собой кодекс мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Достигнутые на совещании договоренности охватывают широкий спектр актуальных проблем: мира, безопасности, сотрудничества в разнообразных областях. На нем была разработана долгосрочная программа расширения и активизации сотрудничества между европейскими государствами в области экономики, науки, техники, охраны окружающей среды, а также в вопросах обмена в области культуры, образования, информации, контактов между людьми и др. Совещание приняло ряд важных договоренностей, дополняющих политическую разрядку военной.  [9]

Главной преградой на европейском фронте борьбы за обеспечение мира является агрессивная политика Федеративной Республики Германии, ее политика холодной войны, вновь подтвержденная в ноте боннского правительства, направленной недавно правительствам других государств, и в том числе также правительствам социалистических стран. Боннское правительство, стоя на позиции пересмотра нынешней границы Польши на Западе и стремясь под прикрытием лицемерных лозунгов об объединении Германии к ликвидации миролюбивого немецкого государства — Германской Демократической Республики, проводит опасную для дела мира политику, которую не скроет никакая его мирная фразеология.  [10]

Нет сомнения, что нынешние позитивные тенденции на международной арене и, в частности, все растущее превосходство политики разрядки и мирного сосуществования над политикой холодной войны и военной конфронтации в огромной степени обусловлены многочисленными инициативами вашей партии, неуклонно претворяющей в жизнь Программу мира, провозглашенную на XXIV съезде КПСС.  [11]

Смелая и последовательная внешняя политика СССР по обеспечению мира и сотрудничества между государствами, независимо от их общественного строя, находит поддержку в ншрочай-пшх народных массах всех стран мира, расширяет фронт миролюбивых государств и вызывает глубокий кризис политики холодной войны, политики сколачивания военных блоков и гонки вооружений. Пе случайно, что наибольший шум вокруг борьбы с культом личности в СССР подняли империалистические круги в США. Им было выгодно наличие отрицательных явлений, связанных с культом личности, для того, чтобы, пользуясь этими фактами, бороться против социализма.  [12]

Заключения мирного договора с Германией и окончательного закрытия страницы второй мировой войны не хотят допустить только западногерманские милитаристы и реваншисты, только те, кто преисполнен преступными мечтами о новом Дранг нах Остен через польские границы на Одере и Нейссе, и те империалистические круги, для которых усиливающийся милитаризм в Федеративной Республике Германии служит трамплином для продолжения политики холодной войны и обострения положения в Европе и во всем мире.  [13]

Вначале цены на концентрат устанавливались Комиссией по атомной энергии США для каждой страны в зависимости от уровня издержек, связанных с добычей и переработкой руды. Политика холодной войны и гонка вооружения, проводимые американскими правящими кругами, способствовали установлению для стран, добывающих уран, высоких гарантийных цен на урановое сырье, что стимулировало добычу урановых руд и их переработку и позволяло за сравнительно короткое время значительно расширить урановую промышленность капиталистических стран.  [14]

Внешнеполитическая деятельность империалистических государств во главе с США, как и прежде, была направлена своим острием против СССР, других социалистических стран, против освободительного движения во всем мире. Правящие круги США настойчиво продолжали политику холодной войны.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Реферат Политика холодной войны

«Политика холодной войны»

Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Бесспорно, на Советский Союз тогда работал своеобразный «эффект Сталинграда» как в общественном сознании, так и среди элиты стран-союзников. Но все же соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Так, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире.

В то же время в области военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации возможны были два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения «залогов безопасности» посредством расширения сферы советского влияния. Эти два взаимоисключающие подхода, предполагавшие противоположные восприятия «других», отражались в позициях, дискутируются в партийном руководстве. Первый, защищался в 1945 г. группой Жданова-Вознесенского, исходил из традиционного тезиса о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистичених противоречий», прежде всего между Великобританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсному мире и препятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсного мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

Через некоторое пассивность западных держав второй подход, непосредственно выражавшийся в политике приобретения «залогов безопасности», возобладал в первые месяцы, последовавшие за Ялтинской конференцией, пожалуй, при личном содействии Сталина, вполне поддерживало концепцию зон влияния, ободренный успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавших добиться окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.

В условиях все мира более поляризуется, эта политика привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений 1945-1946 г. «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г., когда мир раскололся на два антагонистических блока. Впрочем, усиление напряженности всегда умело дозувалося и с одной, и с другой стороны в зависимости от того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою волю к сопротивлению. Так, СССР проявлял большую осторожность и даже робость (Сталин признает это через несколько лет) в своей политика в отношении китайских коммунистов в 1945-1948 г., считая, что американцы рассматривают этот регион как часть своей сферы влияния. Ннаткнувшись на твердую позицию США и Англии, он отказался от своих претензий на Иран и Турцию.

Напротив, поняв буквально заявление Рузвельта в Ялте о том, что американские войска в течение двух лет будут выведены из Европы, Советский Союз пошел на риск в Берлине и проявил непоколебимую решимость строго контролировать, чего бы это ни стоило, режимы, он создал на своих восточноевропейских рубежах.

В начале 1945 г., когда близость победы над Германией уже не вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете новой политической и военной ситуации окончательно определить основные черты послевоенного мирового устройства. Эти вопросы стали предметом переговоров на Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.), во время которой, как и в Тегеране Сталин ловко играл на противоречиях между англичанами и американцами и на доверии, что питал к нему Рузвельт. В течение недели был решен, чаще всего в пользу СССР, ряд фундаментальных вопросов, прежде всего затрагивающих принципы деятельности ООН, учредительная конференция которой должна была открыться 25квитня в Сан-Франциско. Советский Союз, требовавший для себя на всем протяжении предыдущих переговоров, проходивших в Думбартон-Окс, о формировании этой международной организации 16 мест (по числу союзных республик), заявил, что удовлетворяется четырьмя, а затем и тремя местами (РСФСР, Украина и Белоруссия).

Он также согласился с американским предложением о том, что «никакой постоянный член Совета Безопасности не может пользоваться правом вето при рассмотрении конфликта, в котором он участвует». По мнению Рузвельта, советская позиция «была большим шагом вперед, что будет положительно воспринят народами всего мира». В обмен на эти уступки, незначительные в глазах Советского Союза, но важные для американского президента, желавшего до конца довести свой проект ООН, как важнейшего элемента нового равновесия, реалистичного и мирного, для послевоенного мира, советская сторона добилась желаемых результатов почти по всем другим пунктах:

Восточная граница Польши пройдет по «линии Керзона».

Люблинский комитет, в который будут добавлены «другие демократические польские лидеры в Польше и за границей», составит ядро будущего правительства национального единства. Это правительство займется скорейшей организацией свободных выборов.

Весь процесс будет осуществляться под надзором из Москвы КОМИССИИ, что включает в себя Молотова и послов США и Великобритании в СССР.

не вызывал больших споров принцип военной оккупации Германии. По предложению Черчилля Сталин согласился на выделение французской зоны за счет английской и американской оккупационных зон. Напротив, вопрос о будущем Германии, о ее возможном расчленении, по которому были разногласия между Рузвельтом (за раздел) и Черчиллем (против раздела), был передан на рассмотрение специальной комиссии.

Опасаясь возможного затягивания войны с Японией, Рузвельт предложил Сталину очень выгодные условия в обмен на открытие СССР военных действий против Японии через три месяца после капитуляции Германии: присоединение к СССР Курильских ^ островов и южного Сахалина, право на аренду Порт-Артура, интернационализация порта Дайрен и эксплуатация железнодорожного комплекса Маньчжурии.

Наконец западные союзники признали обоснованность предъявленных СССР требований по репарациям: $ 10 млрд., (половина общего объема репараций из Германии), получение которых состояло бы в вывозе товаров и капиталов, использовании рабочей силы.

Однако в дальнейшем межсоюзническая комиссия, работавшая в Москве, не смогла достичь соглашения на этой основе.

myreferat.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *