Крупные аварии на подводных лодках в СССР/России. Справка

09:4207.04.2011

(обновлено: 12:59 03.05.2017)

1052310

7 апреля в России отмечается День памяти погибших подводников. Приводим хронологию катастроф на подводных лодках СССР и России.

7 апреля в России отмечается День памяти погибших подводников. Приводим хронологию катастроф на подводных лодках СССР и России.

ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

Гибель «Курска»

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка «Курск». Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 «Комсомолец», получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно «Агатан».

24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек погибли.

21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером «Рефрижератор‑13». Авария унесла жизни 31 моряка.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. АПЛ затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна.

8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 «Ленинский комсомол», первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.

14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350.

Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение одной из торпед при погрузке боеприпасов. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж ‑ 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля погибла дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота. Из 42 членов экипажа М‑256 в живых остались лишь 7 человек.

21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» затонула дизельная подводная лодка М‑200 «Месть» из состава 157‑й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В результате аварии погибло 28 моряков.

15 декабря 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках

7 апреля в России особый день — День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.

Подводник — героическая профессия. К сожалению, ее специфика такова, что, уходя в плавание, офицеры, мичманы, старшины, матросы подводных лодок не знают, увидят ли снова своих родных и близких. История советского и российского подводного флота — это не только достижения, все более совершенные подводные корабли и боевые победы. Это — и человеческие потери, тысячи подводников, не вернувшихся с боевых заданий и в военное, и в мирное время.

Так, с 1955 по 2014 гг. только атомных подводных лодок затонуло шесть — 4 советских и 2 российских (правда, К-27 была затоплена в целях утилизации, но прежде на лодке случилась серьезная авария, которая впоследствии и стала причиной решения об ее затоплении).

Советская атомная подводная лодка «К-27» была спущена на воду в 1962 г. и получила среди моряков прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года подводная лодка К-27 находилась в Баренцевом море. Экипаж лодки осуществлял проверку параметров главной энергетической установки на ходовых режимах после выполнения работ по модернизации оборудования. В это время мощность реактора стала снижаться, и моряки попытались ее поднять. В 12:00 в реакторном отсеке произошел выброс радиоактивных газов. Экипаж сбросил аварийную защиту левого реактора. Радиационная обстановка на лодке ухудшилась. Авария привела к серьезным последствиям для экипажа. Все моряки лодки были облучены, 9 членов экипажа погибли — один матрос задохнулся в противогазе на борту лодки, восемь человек скончались позднее в госпитале от последствий полученных на борту лодки доз радиации. В 1981 г. лодка была утилизирована в Карском море.

12 апреля 1970 года, ровно 47 лет назад, в Бискайском заливе, в 490 км от испанского побережья, затонула К-8, советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Лодка К-8 была зачислена в состав ВМФ СССР 2 марта 1958 года, а 31 мая 1959 года спущена на воду. Как и другие атомные подводные лодки первого поколения, к-8 не была совершенной — на ней часто происходили аварии, связанные с различными поломками оборудования. Например, 13 октября 1960 года в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, случилась утечка теплоносителя, в результате чего экипаж получил различные дозы облучения. 1 июня 1961 года произошел повторный подобный случай, в результате чего пришлось комиссовать одного из членов экипажа с острой лучевой болезнью. 8 октября 1961 года вновь произошла авария.

Всеволод Бессонов  командир АПЛ «К-8».

Однако, несмотря на попытки экипажа спасти лодку, К-8 в течение короткого времени затонула. Всего на ПЛ погибли 52 человека. Спастись, таким образом, удалось 46 членам экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вся команда подводной лодки получила государственные награды. Гибель К-8 и 52 моряков стала первой подобной потерей советского атомного подводного флота и открыла счет другим подобным трагедиям.

Атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» была заложена в 1970 году — в тот самый год, когда произошла страшная авария на АПЛ «К-8». В 1971 г. атомную подводную лодку спустили на воду. За пятнадцать лет службы атомной подводной лодки она неоднократно сталкивалась с самыми разнообразными проблемами, связанными с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт. Например, уже в 1973 г. была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в шахту стала поступать вода, вступившая в реакцию с компонентом ракетного топлива. Образовавшаяся агрессивная азотная кислота повредила топливопроводы ракеты и произошел взрыв. Его жертвой стал один член экипажа, а ракетная шахта оказалась затопленной. В январе 1986 г. имела место проблема с запуском ракеты на учениях, что заставило лодку всплыть после пуска и возвращаться в надводном положении на военно-морскую базу. Тем не менее, 4 сентября 1986 г. атомная подводная лодка «К-219» отправилась в поход к побережью США, где ей предстояло нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командовал подводным крейсером капитан 2 ранга Игорь Британов. Перед выходом К-219 в море были заменены 12 офицеров подводной лодки из 32. В поход предстояло отправляться с новыми старшим помощником, помощником командира, командирами ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальником радиотехнической службы, командиром электротехнического дивизиона, командирами 4 отсеков, корабельным врачом. Кроме того, были заменены 12 мичманов из 38 мичманов экипажа, включая двух старшин команд ракетной БЧ-2. Когда крейсер погрузился в Баренцево море, в ракетной шахте № 6 открылась течь. Отвечавший за ракетное вооружение офицер об этом происшествии командиру К-219 Британову не сообщил. Вероятно, что он руководствовался соображениями собственной карьеры — не хотел отвечать за последствия возвращения лодки на военно-морскую базу. Между тем, о неисправности в ракетной шахте было известно давно, но вышестоящему командованию не докладывали — замечание снял флагманский специалист дивизии.

Когда лодка находилась между Великобританией и Исландией, ее обнаружили системы гидроакустики ВМС США. При этом К-219 предпринимала все усилия, чтобы не быть обнаруженной. 3 октября К-219 была обнаружена подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta, которая следовала к побережью СССР — также для выполнения патрульных функций. К этому времени приходилось уже дважды в день откачивать воду из ракетной шахты № 6. Однако, в конце концов ранним утром 3 октября 1986 г. ракетная шахта № 6 полностью разгерметизировалась и в нее хлынула вода. Отвечавший за ракетное вооружение офицер Петрачков выдвинул свое предложение — всплыть до глубины 50 метров, заполнить ракетную шахту водой, после чего осуществить выстрел ракет аварийным запуском маршевых двигателей. Так он рассчитывал защитить ракету от разрушения в самой шахте. Однако, времени не хватило, и ракета взорвалась в самой шахте. Взрывом были разрушены внешняя стенка корпуса и боеголовки ракеты. Ее части упали внутрь крейсера. Пробоина способствовала быстрому погружению корабля на 300 метров — почти на предельно допустимую глубину. После этого командир крейсера принял решение о продувании цистерн с целью избавления от балластной воды. Через две минуты после взрыва К-219 резко выплыла на поверхность. Личный состав покинул ракетный отсек и задраил герметичные переборки. Таким образом, лодка оказалась разделенной на половины — командный и торпедный отсек были изолированы аварийным ракетным отсеком от других отсеков — медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков, располагавшихся в корме корабля.

Памяти погибших подводников. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин (на фото) отправились в реакторную выгородку — они собирались опустить компенсирующие решетки. В камере температура достигала 70 °C, однако старший лейтенант Беликов все же опустил три из четырех решеток, и лишь потом упал без сознания. Последнюю четвертую решетку опустил матрос Преминин. Но выйти назад он не смог — из-за разницы давления ни он, ни матросы с другой стороны не смогли открыть люк отсека. Преминин погиб, ценой своей жизни предотвратив ядерный взрыв. Примечательно, что тогда его подвиг не был оценен по заслугам — матросу посмертно дали орден Красной звезды, и только в 1997 году, уже в постсоветский период отечественной истории, Сергею Преминину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.

К-219 установила связь с советским гражданским рефрижератором «Федор Бредихин». К месту аварии подошли, помимо рефрижератора, лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей», сухогруз «Красногвардейск» и ролкер «Анатолий Васильев». Затем подоспели корабли ВМС США — буксир USNS «Powhatan» и подводная лодка USS «Augusta». Командование ВМФ СССР приняло решение о буксировании К-219. Существовала большая опасность того, что лодка в случае оставления ее экипажем, будет захвачена американскими ВМС. Из-за распространения ядовитого газа в конце концов советское командование приняло решение об эвакуации экипажа, однако командир К-219 Британов остался на лодке — защищать ее от возможного проникновения американцев с оружием в руках. Он с группой офицеров и секретными документами покинул лодку последним — на шлюпке. В результате аварии на К-219 погибли 4 человека — командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр; матрос по вооружениям Смаглюк Николай; машинист Харченко Игорь; реакторщик Преминин Сергей. По возвращению в СССР Игорь Британов находился под следствием, затем обвинения с него сняли, но из рядов ВМФ СССР уволили. Об аварии на К-219 написано достаточно много статей, выдвигались и выдвигаются различные версии возможных причин аварии. Не вдаваясь в более подробное освещение этого вопроса, следует отметить, что моряки лодки ценами своей жизней пытались исправить аварийную ситуацию, возникшую на подводной лодке. Вечная им за это память.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2

aeslib.ru

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

АПЛ К-152 «Нерпа»

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации затонула атомная подводная лодка К‑159. На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма произошел отрыв понтонов, с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

Атомная подводная лодка К‑159

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Курск». Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, «Курск» затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

Хроника гибели атомной подводной лодки «Курск» >>

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий погибла АПЛ К‑278 «Комсомолец». В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа удалось спасти.

АПЛ К‑278 «Комсомолец»

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров затонула АПЛ К‑219. Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда «Красногвардейск» и «Анатолий Васильев», которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

АПЛ К‑219

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, погибла в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. «Академик Берг» ударил «К‑56» в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования на АПЛ К‑19 произошел пожар.
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.

АПЛ К‑19

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно «Касимов», а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 «Ленинский комсомол» в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

Подводная лодка «Ленинский комсомол»

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37. На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений «Полярный круг» на борту АПЛ К‑19 вышел из строя один из двух реакторов главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды удалось починить вышедший из строя атомный реактор, корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации восемь членов экипажа скончались через несколько дней.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80, входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря затонула дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла: из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Рубка атомной подводной лодки Курск

Подводная лодка «Ленинский комсомол»

АПЛ К‑19

АПЛ К‑219

АПЛ К-152 «Нерпа»

Атомная подводная лодка К‑159

АПЛ К‑278 Комсомолец

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США » Военное обозрение


Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…

Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер». Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» — последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Перо руля USS Tresher (SSN-593)


Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион».

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.

Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)


Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.


Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8. Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец».

К-219 с развороченной ракетной шахтой


Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай — взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.

К-278 «Комсомолец» на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом «Мир».


Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» — субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск». Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).

Обломки «Курска» в доке СРЗ-82


Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159. Причина — потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

— двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

— пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море — в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 — 0,24 у наших и 0,5 — 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

— 9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! — ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! — могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина — обычная халатность.

USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса


Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.

Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно — ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

«Батон Руж» отправляется на гвозди


Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: оружие и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

Мемориал погибшим подводникам, Мурманск

topwar.ru

Аварии подводных лодок в СССР и России

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.

21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес «Статный». Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.

Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля «Маряата»  срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.

4 июля 1961 , в ходе учений «Полярный круг» произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.

14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.

8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 «Ленинский комсомол», первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.

21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером «Рефрижератор‑13». Авария унесла жизни 31 моряка.

24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно «Агатан».

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 «Комсомолец» пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка «Курск». Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

vlad-radoff.livejournal.com

Крупнейшие катастрофы подводных лодок / Происшествия / Мы создаем общение

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли.


Хотя важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность, до 1944 года все подлодки большую часть времени проводили в надводном положении и по сути были погружающимися лодками — надводными кораблями.

Сегодня мы вспомним крупнейшие катастрофы подводных лодок, ведь временами эти металлические монстры уходят под воду навсегда…

Субмарина ВМС США SS-109 (1927)

40 человек погибли, когда американская подлодка «SS-109» (USS S-4) затонула после того, как ее протаранил американский корабль береговой охраны у полуострова Кейп-Код.

Удивительный факт: субмарина вернулась в строй спустя год после этой аварии и активно прослужила вплоть до своего списания в 1936 году.

Советская подводная лодка С‑117 «Щука», 1952 год

«Щ-117» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ — «Щука». 10 июня 1949 года переименована в «С-117».

Щ-117, 1930-е годы:

К началу пятидесятых годов С-117 была уже далеко не новым кораблем, однако возложенные на нее задачи она выполняла успешно. В декабре 1952 года в Японском море «Щука» должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила.

Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. Она как-будто исчезла.

На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров. Поиски С-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Подводная лодка ВМС США «Трешер», 1963

Американская субмарина затонула во время учений возле полуострова Кейп-Код у берегов штата Массачусетс, унеся жизни 129 членов экипажа.

Механическая поломка привела к тому, что лодка быстро затонула и взорвалась. Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло на глубине 732 м и заняло не более 0.1 секунды. Ее обломки были обнаружены на глубине более 2500 метров. Корпус лодки распался на шесть основных частей — носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.

Фотография вертикального руля «Трешера», лежащего на дне:

Гибель советской подлодки К‑129, 1968 год

Дизельная подводная лодка ВМФ СССР К-129, на борту которого находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, вышел на боевое дежурство в северной части Тихого океана в феврале 1968 года.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота, оснащенная ядерными боеголовками. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли.

Причина катастрофы неизвестна. Относительно этой аварии существует целый ряд теорий, включая столкновение с неким американским кораблем, однако Вашингтон последовательно это отрицал, и, согласно официальному отчету ВМС США, виной гибели советской субмарины был «трагический взрыв на борту». Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

Советская сторона организовала поиски пропавшей субмарины, которые не принесли результата. Впоследствии К-129 обнаружили американцы, которые и организовали ее подъем.

Подводная лодка к-129 на дне:

При подъеме подлодка разломилась надвое, но несколько ее отсеков удалось доставить на одну из баз ВМФ США. Во время их обследования были обнаружены тела шестерых советских подводников. Американцы отдали погибшим воинские почести и похоронили погибших подводников в море.

Американская USS Scorpion (SSN-589), 1968 год

Закладка корабля ВМС США состоялась 20 августа 1958 года. Лодка затонула 21 мая 1968 года в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метров, за 5 дней до возвращения на базу в Норфолк. Погибло 99 человек.

Затонувшую лодку искали в течение 5 месяцев, в поисках было задействовано более 60 кораблей и судов, до 30 самолётов. Через неделю после начала поиска в 100 милях от Норфолка была обнаружена немецкая подводная лодка, потопленная в годы второй мировой войны. Поиски долгое время были тщетными.

Вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров и сфотографирована судном «Мизар». Причина гибели корабля до сих пор не установлена, наиболее вероятной версией считается взрыв торпеды. Но есть и другие версии…

США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки «Скорпион» боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования «Scorpion Down» военный журналист Эд Оффли.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение «Скорпиона» было «местью» советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

Трагедии 1968 года были частью подводной «разведывательной войны», многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.

Фрагмент корпуса лодки. Видны деформации от чрезмерного давления:

Советская подводная лодка K-8, 1970

Советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1970 года.

Последние часы жизни К-8 и части ее экипажа:

АПЛ К‑8 погибла 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости. Подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в 490 км к северо-западу от Испании. Погибли 52 члена экипажа. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы.

Памятник экипажу К-8:

Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», 1989 год

Советская атомная подводная лодка 3-го поколения К-278 «Комсомолец» была единственной лодкой проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985). Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Погибли 42 человека, многие от переохлаждения.

Российская подлодка «Курск, 2000 год

К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаше» в 1990 году принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

Российская подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года на глубине 108 метров во время военно-морских учений в Баренцевом море, в акватории между Норвегией и Россией, после того как на борту произошло два взрыва, вызванных утечкой топлива торпедного двигателя.

Большинство из 118 человек на ее борту моментально погибло. 23 человека сумели выбраться в задний отсек, однако умерли от удушья на следующие сутки.
По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Все этапы операции по подъему «Курска» проводились в течение года. В ней были задействованы около 120 компаний из 20 государств. Стоимость работ оценивалась в 65 — 130 млн долларов США. В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора

Китайская подлодка «Мин 361», 2003

Подводная лодка была спущена на воду в 1995 году. Приписана к Восточному флоту ВМС КНР

16 апреля 2003 года во время учений произошла поломка дизельного двигателя подлодки «Мин 361», когда она находилась в заливе Бохайвань в Желтом море у северо-восточного побережья КНР. Поломка привела к резкому снижению кислорода на борту и удушению всех 70 членов экипажа.

Это был первый случай, когда Китай обнародовал случай гибели своей дизель-электрической подводной субмарины. Согласно агентству «Синьхуа» от 2 мая 2003 года, лодка была обнаружена китайскими рыбаками 25 апреля 2003 года, когда они зацепили сетями её перископ. Позже субмарина была поднята на поверхность и отбуксирована.

Аргентинская подлодка «Сан-Хуан», 2017

Подводная лодка ВМС Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь 15 ноября на переходе из военно-морской базы Ушуайя в Мар-дель-Плата. В момент последнего сеанса связи с субмарины сообщили об аварии. На борту находились 44 человека.

Через 15 дней после исчезновения субмарины ВМС Аргентины сообщили, что операция по спасению 44 членов экипажа подлодки «Сан-Хуан» прекращается, но будет продолжен поиск самой субмарины.

Капитан пропавшей подводной лодки ВМС Аргентины «Сан-Хуан» пообещала своей матери, что это будет его последний поход. так и получилось.

Что касается атомных подводных лодок, всего с 1955 по 2017 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Все они погибли в результате различных аварий: три — из-за технических неисправностей, две — в результате пожаров, две — из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна.

uposter.ru

Затонувшая подводная лодка. Катастрофы в атомном подводном флоте СССР и России

Затонувшие атомные подводные лодки СССР и России являются темой неутихающих дискуссий. За советские и постсоветские годы погибло четыре атомные субмарины (K-8, K-219, K-278, «Курск»). Затонувшая подводная лодка K-27 была затоплена самостоятельно в 1982 году в Карском море после радиационной аварии. Это было сделано потому, что АПЛ не подлежала восстановлению, а утилизация была слишком дорогой. Все эти субмарины были приписаны к Северному флоту.

АПЛ К-8

Эта затонувшая подводная лодка считается первой официально признанной потерей в атомном флоте Союза. Причиной гибели судна 12 апреля 1970 года стал пожар, возникший во время пребывания его в Бискайском заливе (Атлантика). Экипаж долгое время боролся за живучесть субмарины. Моряки смогли заглушить реакторы. Часть экипажа была эвакуирована на борт вовремя подошедшего болгарского гражданского судна, но 52 человека погибли. Эта затонувшая подводная лодка являлась одним из первых атомоходов СССР.

Субмарина К-219

Этот атомоход проекта 667А в свое время был одним из самых современных и живучих кораблей подводного флота. Он затонул 6 октября 1986 года из-за мощного взрыва баллистической ракеты в шахте. В результате аварии погибло 8 человек. Кроме двух реакторов, затонувшая подводная лодка имела на борту не менее пятнадцати баллистических ракет и 45 термоядерных боеголовок. Судно было сильно искалечено, но продемонстрировало удивительную живучесть. Оно смогло всплыть с 350-метровой глубины со страшными повреждениями корпуса и затопленным отсеком. Атомоход затонул лишь спустя трое суток.

«Комсомолец» (K-278)

Данная затонувшая подводная лодка проекта 685 погибла 7 апреля 1989 года в результате пожара, который возник во время выполнения боевой задачи. Судно находилось неподалеку от острова Медвежий (Норвежское море) в нейтральных водах. Экипаж шесть часов сражался за живучесть подводного корабля, но после нескольких взрывов в отсеках подлодка пошла ко дну. На её борту находилось 69 членов экипажа. Из них погибло 42 человека. «Комсомолец» был самой современной субмариной того времени. Его гибель вызвала большой международный резонанс. До этого затонувшие подводные лодки СССР не привлекали к себе столько внимания (отчасти из-за режима секретности).

«Курск»

Эта трагедия, наверное, является самой известной катастрофой, связанной с гибелью подводной лодки. «Убийца авианосцев», грозный и современный атомный крейсер, затонул на 107-метровой глубине в 90 км от побережья. На дне оказались заперты 132 подводника. Мероприятия по спасению экипажа оказались безуспешными. По официальной версии, атомная субмарина затонула из-за взрыва опытной торпеды, который произошёл в шахте. Однако в гибели «Курска» до сих пор остается много неясного. По другим версиям (неофициальным), атомоход затонул из-за столкновения с американской подлодкой «Толедо», которая находилась неподалеку, или из-за попадания пущенной с неё торпеды. Неудачная спасательная операция по эвакуации экипажа с затонувшего судна стала потрясением для всей России. На борту атомохода погибло 132 человека.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *