Первый в мире броненосец Манассас
Битву у Хэд-оф-Пасса можно назвать одним из самых бескровных сражений в мировой истории, поскольку в ней с обеих сторон не было ни одного убитого или раненого. В этом сражении конфедераты пытались уничтожить или, хотя бы, отогнать флот юнионистов, который блокировал их кораблям выход из Миссисипи в Мексиканский залив. Основные надежды возлагались на считавшийся неуязвимым «Манассас», но он их не оправдал.Броненосцу удалось таранить флагманский корабль северян — винтовой шлюп «Ричмонд» и проломить борт, однако удар не привел к гибели судна, так как он пришелся на заполненный угольный бункер. Уголь воспрепятствовал проникновению воды в трюм, корабль остался на плаву и даже не потерял боеспособности. А второго удара не последовало, поскольку при первом у «Манассаса» отвалился таран. После этого броненосец сделал по противнику несколько выстрелов из пушки, ни разу не попав, а в конце концов из-за неудачного маневрирования — налетел на отмель и застрял, повредив винты.
Рисунок 1904 года, автор которого почему-то решил изобразить «Манассас» однотрубным. Непонятно, на чем он основывался, однако в дальнейшем именно эта картинка стала «каноничным» изображением «Манассаса», которое присутствует во многих корабельных справочниках и монографиях. а заодно и в «Википедии».
fishki.net
Первый броненосец в мире
Подробности- Подробности
- Просмотров: 2135
Во времена парусного военного флота мощь любой флотилии оценивалась по количеству пушек на палубах кораблей, входивших в её состав. Однако с развитием технологий стал доступен и другой способ повысить боеспособность флота – это сделать борта боевых кораблей непробиваемыми для пушечных ядер, оснастив их броней. Так появился первый броненосец. Когда же это произошло?
Идея применить металлические листы для увеличения обороноспособности корабля впервые была реализована корейцами во время борьбы с японскими захватчиками в 1522 году. Они установили толстые железные щиты вдоль бортов и на палубе парусника «Кви нун», и это позволило корейским лучниками быть недосягаемыми для стрел противника. Но, разумеется, настоящим первым броненосцем «Кви сун» назвать нельзя.
Считается, что первый в мире боевой корабль, сделанный полностью из металла, построили русские рабочие на Балтийском заводе в 1861 году. Это была канонерская лодка, называлась она «Опыт» и предназначалась она для защиты российских морских границ в Финском заливе.
«Опыт» оказался удачным и в 1872 году русские кораблестроители спустили на воду первый русский броненосец «Петр Великий». Это был первый крупный в мире эскадренный броненосец и вообще, первый настоящий броненосец (хотя англичане с этим не согласны). «Петр Великий» имел толщину брони от 203 до 356мм, 20 орудий на борту и, имея водоизмещение 9665 тонн, мог развивать скорость до 14 узлов.
Неоспоримый рекорд англичан – это постройка первого броненосца с толщиной брони 600 миллиметров. Построен он был немного позже «Петра Великого» и назывался «Несгибаемый». Этот рекорд мощи брони непревзойден до сегодняшнего дня.
ПЕРВЫЙ В МИРЕ ВЕРТОЛЕТ
- < Назад
- Вперёд >
vse-fakty.ru
Первые броненосцы.Начало эпохи брони и пара.
Батарейный броненосец “Уорриор”, Англия, 1861 г.
Заложен в 1859 г., спущен на воду в 1860 г.
Водоизмещение 9140 т, длина наибольшая 128 м, ширина 17,8 м, углубление 7,9 м. Мощность машины 5300 л. с., скорость хода 13,5 уз.
Бронирование (кованое железо): пояс по ВЛ — 114 мм, траверзы 114 мм.
Вооружение (на 1867 г.): четыре 203-мм и двадцать восемь 179-мм нарезных дульнозарядных орудий, четыре 20-фунтовых казнозарядных орудия.
Построено 2 единицы: “Уорриор” и “Блэк Принс” (1862).
Уорриор сохранился до сих пор. Действует в виде музея.
http://klaaz.livejournal.com/92798.html .
Кому-интересно-фото сохранённого Уорриора.
Батарейный броненосец “Gloire” (“Глуар”), Франция, 1860 г.
Заложен 1 мая 1858 г. в Тулоне, спущен 24 ноября 1859 г., вступил в строй в июле 1860 г. В 1869 г. прошел ремонт и перевооружение , в 1879 г. исключен из списков, разобран в 1883 г.
Вооружение: тридцать шесть 164-мм дульнозарядных нарезных орудий. С 1860 г. — 6 240-мм и 2 194-мм дульнозарядных нарезных орудий, расположенных в бортовой батарее.
Экипаж: 570 человек.
Всего построено 3 единицы.
А почему их, собственно, так долго не строили?
Идея защищать «мягкое» и легковоспламеняемое дерево металлом известна в военном судостроении очень давно, по крайней мере – со времен античности. Уже тогда, в Сиракузах, что на Сицилии, для тирана Дионисия была построена триера «Артемис», передняя надстройка которой была обшита медными листами – разумеется, не для защиты от снарядов (в то время на судах уже использовались метательные машины – катапульты и баллисты), но от зажигательных стрел.
В 1592г. корейский флотоводец Й-сун, готовясь к отражению японского вторжения, приказал изготовить судно-«черепаху» («кобуксон»), борта и палуба которого были покрыты металлическими листами. Благодаря своим «черепахам» корейцы разгромили японский флот и отстояли свою независимость. «Кобуксоны», по сохранившимся данным, имели водоизмещение порядка 300 тонн и вооружались 16 орудиями калибра 190мм (вес ядра – 50 фунтов) по бортам и четырьмя более легкими пушками в оконечностях. В движение они приводились либо 18 парами весел – в отличии от европейских галер весла этих судов входили в воду вертикально и гребля ими представляла собой серию достаточно замысловатых манипуляций, либо, при благоприятной погоде, парусами-циновками, поднятыми на двух невысоких мачтах. Управление этими парусами осуществлялось при помощи веревок через специальные люки в палубе – чтобы не подвергать людей опасности. Корпус они имели тупоносый, бронирование осуществлялось привинченными к бортам и палубами бронзовыми пластинками, причем палубные пластинки еще имели и острый шип – чтобы противнику было труднее захватить судно абордажной атакой.
По историческим данным, броня «кобуксонов» выдерживала даже обстрел из осадных орудий. В последней, хотя и победоносной, битве с японцами Й-Сун погиб, и гребные броненосцы более в Корее не строились: не было нужды, не было более и такого изобретателя-энтузиаста, каким, чувствуется, был Й-Сун, да и низкая мореходность и тихоходность этих плавучих батарей не внушали, очевидно, оптимизма его последователям на посту командующих корейским флотом…
Испанцы в 1782г., готовясь к штурму Гибралтара, соорудили несколько плавучих батарей, борта которых были защищены медными листами и пробковыми щитами. Кроме того, эти суда оснастили специальными помпами, которые обливали толстые деревянные борта водой – чтобы те не возгорались от каленых ядер. Правда, все эти ухищрения ни к чему толковому не привели, и испанцы в очередной раз потерпели сокрушительное поражение.
Таким образом, несмотря на относительную простоту и видимую осуществимость идеи бронирования, на протяжении тысячелетий она не получала распространения. Впору задаваться не вопросом: «Почему люди только в середине позапрошлого столетия догадались бронировать корабли в массовом порядке?», а вопросом «Почему они раньше этого не начали делать?»
И ответ на этот вопрос чрезвычайно прост: не было смысла.
1. Деревянный корабль, при всей его кажущейся уязвимости, обладал, благодаря использованию конструкционного материала с плотностью меньше плотности воды, отменным запасом плавучести и чрезвычайной устойчивостью к обстрелу сплошными ядрами. Достаточно сказать, что, к примеру, в Наваринском бою (1827г.) русский линейный корабль «Азов» получил 153 попадания и при этом до конца боя сохранял боеспособность. Годом позже маленький русский бриг «Меркурий» (20 орудий) подвергся нападению двух турецких кораблей, имеющих суммарно более 180 орудий, выдержал продолжительный обстрел и самостоятельно возвратился на базу.
То есть на протяжении большей части истории военных судов бой между ними мог быть приведен к решительному исходу либо абордажем, либо при помощи брандеров.
2. Деревянный корабль достаточно дешев. С этой точки зрения, его легко заменить. Покрытие его броневыми плитами на порядок увеличивало стоимость, существенно не улучшая боевых качеств: артиллерия вплоть до XIX века еще не играла настолько фатальной роли. В то же время из-за увеличения веса корпуса маневренность, скорость и мореходность бронированного корабля резко ухудшилась бы, что превращало его в легкий объект для абордажной атаки.
3. В 1822г. в Англии было построено первое судно с железным корпусом «Аарон Менби». Опыт плаваний этого корабля показал перспективность железного судостроения, что дало толчок разговорам о неминуемом и скором появлении бронированных судов. Слухи о появлении подобных проектов во Франции, США и других странах все чаще достигали Великобритании – тогдашней «владычицы морей», весьма ревностно относившейся к первенству своего флота.
Обеспокоенные этими слухами, англичане решились на дорогостоящий эксперимент: обшили борта старого шлюпа «Саймум» листами железа общей толщиной 25,4 (1 дюйм; 4 слоя по 6,35мм), и обстреляли его из обычных корабельных 32-фунтовых пушек.
Эффект оказался сокрушительным. Ядра не только пробили броню, но рваные куски раздробленного железа настолько изрешетили все внутри шлюпа и выглядели настолько устрашающе, что присутствовавший на испытаниях известный английский артиллерийский офицер Г.Дуглас заявил, что предпочел бы получить аккуратную «дырку» от пули, чем рану от такого осколка.
Эксперимент с «Саймумом» на некоторое время поставил крест на идее бронированных судов.
Революция в корабельной артиллерии как стимул введения бронирования на судах
Проекты повышения эффективности гладкоствольной артиллерии, стреляющей сферическими ядрами, известны достаточно давно. К примеру, еще в XVI веке изобретатель логарифмов шотландский ученый Нэпир мучался идеей о том, как заставить ядро, после попадания в борт корабля, менять траекторию, «метаться» по судну, полнее расходуя свою кинетическую энергию. Но более реальной оказалась идея использования разрывных снарядов. Правда, и на этом пути предстояло преодолеть ряд препятствий: пустотелый сферический снаряд с легкостью мог быть раздавлен пороховыми газами еще при выстреле. Выход был найден в укорочении орудийного ствола. Так, в XVII веке появились мортиры – очень короткоствольные (1,5-2,5 калибра) орудия, стреляющие по навесной траектории. Во второй половине XVIII века, почти одновременно в России и в Англии, появились единороги и карронады – короткоствольные орудия, способные стрелять настильно разрывными бомбами. И единороги, и карронады сотнями поставлялись на флоты, но в реальности стреляли они, также, как и пушки, сплошными ядрами: промышленность того времени была просто не в состоянии обеспечить сотни корабельных орудий разрывными снарядами, каждый из которых стоил в 20-25 раз дороже, чем обыкновенное ядро.
В 1819г. французский инженер Пексан разработал конструкцию крупнокалиберного (220мм) орудия, способного стрелять по настильной траектории тяжелыми бомбами. Такое орудие могло считанным числом попаданий вывести из строя практически любой деревянный корабль. Новинка Пексана произвела такое впечатление, что аналогичные орудия принимаются на вооружение во всех флотах мира: в Англии – калибром 203 мм (8 дюймов), в России – 216 мм (8,5 дюймов). Такие орудия стали называть «бомбическими». Причем в России, начиная с 1847г., на Черном море начинается строительство линейных кораблей («Париж», «Великий князь Константин»), гондек которых полностью был оснащен такими орудиями взамен стандартных для русских линкоров того времени 36-фунтовок.
В 1849г., во время Датско-Прусской войны, береговая батарея прусских бомбических пушек нанесла серьезные повреждения двум крупным датским кораблям – линкору «Христиан III» (84 пушки) и фрегату «Гефион» (48 пушек). И хотя погибли эти суда от начавшихся на них пожаров, вызванных попаданиями каленых ядер, участие в этом бою бомбических орудий сыграло для них роль хорошей рекламы. Еще более сильный импульс нововведениям в морском деле дала Крымская война 1853-1856гг. Уничтожение русской эскадрой, в состав которой входили «Париж» и «Великий князь Константин», отряда турецких кораблей при Синопе, тяжелые повреждения англо-французского флота при бомбардировке Севастополя, — все это вплотную поставило вопрос о создании бронированных кораблей.
Эта тема стала тем более актуальна в виду стремительного роста калибров бомбических орудий – в Англии – до 254 мм (10 дюймов), в России появились единороги и бомбические пушки калибром 245 мм и 273 мм; в США начиная с 1856г. закладывается серия крупных (порядка 4600 тонн) фрегатов, несущих до 40 исключительно бомбических орудий калибром от 203 мм до 254 мм, а в 1857 г. была заложена гигантская (порядка 5,5 тыс. тонн) «Ниагара», вооруженная 279 мм (11 дюймов) орудиями.
Механическая революция: паровая машина приходит на корабли.
Использование энергии пара для целей механики известно с глубокой древности. Еще во времена античности сиракузский ученый Гиерон построил макет двигателя внешнего сгорания, представляющего собой пустотелую сферу, закрепленную на оси, и снабженную наклонными патрубками, расположенными в плоскости, перпендикулярной указанной оси. При нагреве сферы вода, залитая в нее, закипала, пар вырывался через патрубки и создавал реактивную силу, приводящей котел-сферу во вращение.
Со второй половины XVII века на каналах в Англии и Франции для буксировки барж использовались установленные на берегу цилиндры с ходящими внутри них поршнями, которые приводились в движение давлением поступающего в цилиндры пара.
Наконец, в 1784г. английский механик Джеймс Уатт создал первую действующую паровую машину современного типа. Проекты использования этого устройства как силовой установки для судов не замедлили появиться. В 1806 году американец Роберт Фултон построил первый успешно прошедший испытания пароход («Клермонт»; правда, машину для него поставили из Англии). Судно имело длину 40,5м, ширину 3,96 м и мощность машины порядка 20 номинальных лошадиных сил. В 1812г. Фултон создает для флота США первый в истории боевой пароход «Демологос». Это был очень крупный для своего времени (более 2000т водоизмещения) корабль, устроенный в виде катамарана. В одном из его корпусов размещалась паровая машина, в другом – запас угля для нее, колесо располагалось между корпусами, и было, таким образом, надежно защищено. Машина мощностью порядка 120 л.с. позволила во время одного из переходов развить кораблю скорость 5,4 узла. «Демологос» вооружался 20-ю 32-фунтовыми орудиями и имел необычайно толстые борта из крепкого дуба – до 1,5 метра! предполагалось, что ядра тогдашних пушек не смогут пробить такую преграду.
Шла Англо-Американская война, и «Демологос» предназначался для обороны гавани Нью-Йорка; правда, поучаствовать в боевых действиях ему не довелось. После окончания войны он использовался как плавучий пороховой склад и погиб от пожара и последовавшего взрыва.
Начиная со второй половины 20-х годов XIX столетия строительство паровых судов – шлюпов, корветов, фрегатов – для военных флотов становится заурядным делом. Причем если вначале в качестве движителя использовалось гребное колесо, то, начиная с 40-х годов – все в большей мере более удачный вид движителя – винт; переход от гребного колеса к винту позволил заодно и увеличить протяженность бортовой батареи судов – на колесных пароходах гребное колесо и его кожух заметно ограничивали пространство для размещения пушек.
В 1847г. англичане впервые установили паровую машину на линейном корабле – 74-пушечном «Бленхейме»; под парами это судно могло развить порядка 6,7 узлов. Опыт оказался удачным и вскоре в Англии и ее извечной сопернице Франции начинается строительство винтовых линкоров. Особо отличились в этом деле французы: в 1849г. они спустили на воду 90-пушечный линкор «Наполеон» (5047 тонн водоизмещения), который показал под парами фантастическую по тем временам скорость в 13,5 узлов!
Итог: ко времени Крымской войны и в ее ходе корабли, снабженные паровыми двигателями, показали существенное тактическое превосходство над чисто парусными. Так, серьезное превосходство англо-французов в паровых судах практически парализовало активность русских эскадр и на Балтике, и на Черном море, хотя по численности парусных кораблей русский флот стоял в то время на втором месте, уступая только английскому.
Но, обретя машину, паровые суда утратили одно из прежних своих достоинств: дешевизну. Корабли стали дороги, и на них появилось, что защищать броней: машины, котлы, дорогостоящие бомбические пушки, специалисты для обслуживания всего этого. Наконец, развитие европейской цивилизации к середине XIX века привело к переоценке «человеческого фактора», человек стал «дорог», а военные потери стали восприниматься общественным мнением все более болезненно.
Первые броненосцы.
Первые броненосцы были построены во Франции. Вскоре после первой бомбардировки Севастополя, 5 сентября 1854г., Наполеон III приказал построить пять плавучих батарей водоизмещением около 2000 тонн – «Лаве», «Тоннан», «Девастасьон», «Фудройян» и «Конгрев». Это были деревянные ширококорпусные суда, оснащенные паровой машиной и винтовым движителем. Каждое из них предполагалось вооружить 18 гаубицами Пексана. Памятуя британский опыт с «Саймумом», французы решили обшить их борта очень толстыми по тем временам плитами кованного железа – 100-110мм, палубу – листами толщиной 25 мм.
Из пяти батарей было построено только три; вместо 220-мм гаубиц их решили вооружить более современными 195-мм бомбическими орудиями; причем по специальным рельсам, проложенным по палубе, все орудия могли перемещаться к амбразурам любого из бортов.
Как и ожидалось, первые броненосцы обладали мизерной скоростью – всего 3-4 узла, скверной маневренностью и ничтожной мореходностью. На буксире пароходов осенью 1855г. их отправили на Черное море. Севастополь к тому времени был взят; англо-французский флот господствовал на море и осуществлял диверсии против различных русских портов и береговых крепостей.
Так, во второй декаде октября эскадра под командой французского адмирала Брюэ была отправлена для захвата крепости Кинбурн, имевшей на вооружении 62 пушки и мортиры в каменном бастионе и на земляных укреплениях. В состав эскадры были включены и все три плавучие батареи.
На рассвете 17 октября суда пошли на свои позиции. К 9 часам утра первые броненосцы встали на якоря напротив фортов Кинбурна: «Девастасьон» — чуть менее чем в 900 метрах, «Лаве» – в 975 метрах и «Тоннан» – в 1250 метрах. Перед боем их палубы были дополнительно прикрыты мешками с песком. В 9:06 «Девастасьон» дал первый залп; в течение получаса к нему присоединились две других батареи и канонерские лодки с дальнобойными мортирами, маневрировавшие на значительном удалении. Канонада продолжалась почти 5 часов, в течение какового времени все три батареи выпустили 3177 ядер. Укрепления Кинбурна были разрушены, почти половина береговых орудий уничтожены, потери русских составили 45 убитыми и 130 раненными.
А что же батареи? Потери на них были минимальны. «Девастасьон», стоявший к фортам ближе всего, получил 29 попаданий в бортовую броню – ядра наиболее мощных русских длинноствольных 36-фунтовых пушек оставляли лишь полуторадюймовые вмятины; еще 35 ядер и бомб не смогли пробить его палубу. Внутрь батареи попало только три ядра: одно – через плохо закрытый люк и два – через орудийные порты, убив двоих и ранив 13 человек.
«Лаве» и «Тоннан» получили примерно по 60 попаданий; на «Тоннане» 9 моряков были ранены. Впечатление, произведенное неуязвимостью броненосных кораблей, оказалось настолько сильным, что русский комендант Кинбурна в тот же день сдал крепость.
Из первого опыта применения бронированных кораблей французы сделали правильные выводы: на очереди – строительство реально мореходных броненосцев. Францией в то время правил честолюбивый император Наполеон III – племянник знаменитого Наполеона Бонапарта, захватившего в 1795-1812 годах всю Европу кроме Великобритании и России, и, а конце концов, потерпевшего поражение в борьбе с ними. После поражения России в Крымской войне на повестку дня французской империи естественным образом вставала борьба с Англией – наиболее мощной промышленной державой того времени (до 60% мирового промышленного производства) и обладательницей самого многочисленного флота.
Император понимал, что для победы над «владычицей морей» необходимо качественное превосходство. Будучи не только августейшей особой, но и человеком, живо интересовавшимся различными военно-техническими новшествами, Наполеон III на какие только эксперименты ни шел в поисках антианглийского чудо оружия – вплоть до опытов по постройке гребных судов с носовым тараном по образцу античных триер! Но, в конце концов, рецепт был определен двусложно: броненосцы с нарезной артиллерией!
В ходе Крымской войны нарезное стрелковое оружие продемонстрировало подавляющее превосходство над гладкоствольными ружьями, и естественным образом стал вопрос о создании нарезных пушек. Справедливо предполагалось, что такие орудия будут обладать большей дальнобойностью, точностью стрельбы и, благодаря более тяжелому продолговатому снаряду – большей пробивной и разрушающей силой по цели. В ходе экспериментов в 1855-1857г. французам удалось разработать для флота довольно удачную дульнозарядную нарезную пушку, совпадающую по калибру (164,7 мм) со стандартной 30-фунтовкой – основным орудием французских линкоров и фрегатов.
Ведущий французский кораблестроитель того времени Дюпюи де Лом предлагал строить корабль целиком из железа, но император торопил, и решено было переделать в броненосец один из строящихся деревянных линкоров «Ла Глуар» («La Gloire» – «Слава»). Верхнюю батарейную палубу на нем разобрали, а сэкономленный вес израсходовали на установку 120-100 миллиметровых железных плит, которыми почти полностью покрыли всю надводную часть корпуса. Получился корабль водоизмещением порядка 5600 тонн, со скоростью около 13 узлов, вооруженный 36-ю нарезными пушками калибром 164,7мм.
Вслед за «Ла Глуаром» началась перестройка в броненосцы еще двух деревянных линкоров – «Инвинсибль» («Invincible» – «Непобедимый») и «Нормандия» (назван в честь провинции на сервере Франции). А в следующем 1859г. начинается постройка первого французского железного броненосца «Куронь» («Couronne» – «Корона»).
Британский ответ
Еще в ходе Крымской войны французы, исходя из того, что борьба с Россией будет долгой и потребует больших затрат, передали чертежи своих броненосных плавбатарей англичанам. По которым те заложили две серии аналогичных кораблей: «Глаттон», «Метеор», «Тандер», «Трасти», а после сражения под Кинбурном – немного более крупные «Этна», «Эребус», «Террор» и «Тендерболт». Первые два из них даже успели попасть на Черное море, но в боевых действиях участия не приняли.
Большого впечатления на военно-морское руководство «Туманного Альбиона» они не произвели: было ясно, что из-за плохих мореходных и скоростных качеств подобные суда для самостоятельных действий не годятся, требуют для обеспечения эскадр все тех же деревянных судов. И потому рассматривались лишь как средство для решения узкспециализированных задач.
Кроме того, англичане провели новые эксперименты и убедились, что железное 68-фунтовое ядро, выстреленное из 203 мм орудия 16 фунтовым зарядом пороха, с расстояния менее 400 метров пробивает и 100 мм броню, и деревянную подложку под ней, а попадание чугунного ядра приводит к растрескиванию броневой плиты.
Умиротворенные своими умозаключениями, лорды адмиралтейства заказали очередную порцию корабельного дуба на миллион фунтов стерлингов (цикл вымачивания и сушки – 20 лет!). И тем большим был эффект от известия о строительстве во Франции «Ла Глуара». Стало ясно, что эру броненосцев отложить не удастся.
Надо отдать англичанам должное: работу над своим первым броненосцем они начали с достойной подражания оперативностью, энергией и продуманностью. Прежде всего, его решено было строить целиком из железа. По мореходности он не должен уступать деревянным судам. Чтобы компенсировать вес брони, водоизмещение было решено увеличить до 9000т, благо новый конструкционный материал это позволял (прочность дерева не позволяла строить суда водоизмещением более 6000-7000т, так как они могли разрушиться под собственным весом).
Правда, забронировать весь надводный борт такого гиганта не представлялось возможным. И англичане решили ограничиться 114-мм броневым поясом протяженностью примерно в 2/3 длины судна с такими же по толщине траверзами (поперечными переборками), и бронированием батареи, также замыкающейся траверзами.
Броневые плиты отличались тщательностью обработки и соединялись друг с другом посредством «ласточкиных хвостов», входящих в соответствующие пазы соседних плит. Можно представить себе, насколько сложной была установка таким образом и подгонка 4-тонных плит, но англичане с этой задачей справились. Правда, считается, что именно из-за трудоемкости этой операции первый английский броненосец задержался со спуском на воду почти на год. Оконечности корабля оставались незащищенными. Поддержание плавучести обеспечивалось разделением трюма на большое количество отсеков и двойным дном на протяжении 2/3 корабля.
При крещении корабль получил название «Уорриор» (“Warrior» — «Воитель»). Так как это было первый броненосец в мире, построенный из железа (французский «Куронь» хотя и был раньше заложен, но вступил в строй позднее), данное обстоятельство дало англичанам право приписать себе первенство в создании «первого истинного броненосца».
Использование железа в качестве конструкционного материала позволило заметно увеличить соотношение длины к ширине по сравнению с деревянными кораблями и придать корпусу острые обводы. В сочетании с мощной машиной это позволило громадному кораблю показать на испытаниях рекордную скорость свыше 14 узлов.
Первоначально «Уорриор» предполагалось вооружить 40 гладкоствольными пушками калибром 68 фунтов, из которых только 26 размещалось за броней батареи, а остальные – в незащищенных оконечностях и на открытой палубе. Но к моменту готовности корабля решено было из 68-фунтовых пушек оставить только те, что стояли за броней на закрытой батарее, а на верхней палубе установить новые нарезные: 2 калибром 178 мм (7 дюймов) – в оконечностях, еще 8 такого же калибра – по бортам, и еще 4 калибром 127 мм, установленные на открытой палубе, предназначались для стрельбы по мелким неприятельским судам, салютов, отражения абордажных партий и т.д. Необходимо сказать, что впоследствии артиллерийское вооружение корабля неоднократно менялось в виду быстрого совершенствования артиллерии в 60-70 годы XIX столетия.
Эксперименты с нарезными орудиями англичане начали едва ли не раньше французов, причем сначала сделали ставку на разработку казнозарядных орудий. В первой половине 60-х годов на вооружение британского флота принимаются нарезные пушки калибром 3,5, 5, 6 и 7 дюймов. Последние обладали неплохими баллистическими характеристиками и могли забросить снаряд весом в 110 фунтов (около 50 кг) на фантастическую по тем временам дистанцию свыше 8000 метров.
«Уорриор» отличался высоким качеством постройки и находился в составе действующего флота и вооруженного резерва очень долго, чуть ли не три десятилетия, а потом использовался в качестве вспомогательного судна. Он был на плаву даже в годы II мировой войны и использовался как блокшив; в настоящее время сохраняется как корабль-музей в Портсмуте.
По образу и подобию «Уорриора» был построен еще один броненосец – «Блэк Принс» («Black Prince» – «Черный Принц», названный в память об английском полководце принце Эдуарде, разгромившем французов в годы Столетней войны при Пуатье).
Первая гонка вооружений: Франция против Англии.
После закладки в 1858г. четырех броненосных фрегатов (то есть судов с одной закрытой батарейной палубой) французы с присущей им непосредственностью пришли к мысли, что следующим шагом должна стать постройка броненосных линкоров – то есть кораблей с двумя закрытыми батарейными палубами. В 1859г. происходит закладка первой пары таких броненосцев, названных в честь побед в недавно отгремевшей войне с Австрией – «Сольферино» и «Маджента». Водоизмещение их увеличилось более чем на 1000 тонн, количество орудий возросло в полтора раза, но какого-либо качественного рывка не получилось: это были все те же деревянные линкоры, обшитые плитами кованного железа толщиной 110-120 мм, вооруженные все теми же нарезными 164,7 мм пушками и гладкоствольными 195мм. Единственным новшеством стали стальные 14-тонные тараны, выступающие на 3 метра от форштевней новых броненосцев – сказались-таки эксперименты Наполеона III с триерами!
Вся эта броненосная шестерка благополучно строилась, но французы не собирались сбавлять темп, и вскоре после закладки «Ла Глуара» Дюпюи де Лом выступает с грандиозным предложением: построить еще 10 подобных броненосцев всего за полтора года! В конце 1860 г. император утвердил эту программу; правда, с полутора годами вышла накладка: заложенные в 1861-1863гг. «Прованс», «Фландр», «Мананим», «Савойя», «Гиень», «Реванш», «Сюрвейянт», «Валерез», «Эроин» и «Галуаз» вошли в строй только в 1865-1867гг. (прогресс по сравнению с первенцем броненосного судостроения выразился лишь в том, что «Эроин» – единственная из всей серии – имела железный корпус).
Но для англичан это было слабым утешением: в 1862г., когда в строй вошел их второй броненосец «Блэк Принс», французы имели 6 мореходных броненосцев! Соотношение 1:3! Кажется, судьба островной державы зависла на волоске! Так что же англичане?
Отметив основной недостаток «Уорриора» — отсутствие брони в оконечностях корпуса, они исправляют его на заложенном в 1861г. «Ахиллесе», водоизмещение которого вплотную подходит к 10000 тоннам. В том же 1861г. англичане закладывают три еще более крупных броненосца – «Минотавр», «Эджинкорт» (так на английский манер произносится название французской деревни Азенкур, возле которой британцы в годы Столетней войны разбили французов) и «Нортумберленд». Они еще на 1000 тонн крупнее «Ахиллеса» и толщина брони на них увеличена до 140 мм. Чтобы придать им способность двигаться под парусами (высокая автономность боевых судов была одним из основных требований адмиралов империи, разбросанной по пяти континентам, машины же пока обеспечить должную дальность плавания не могли), конструкторы снабдили этих монстров аж 5-ю мачтами. Тем не менее, с момента подъема парусов и до начала движения «Минотавра» проходило порядка 40 минут: понятно, что ходоками под парусами они были неважными, а маневрировали – еще хуже.
Если «Ахиллес» вступил в строй в 1864г., то «Эджинкорт» – только в 1867г., а два последних гиганта – только в 1868г.
Однако, еще в годы постройки «Уорриора» англичане сообразили, что подобные корабли, во-первых, слишком дороги, и, во-вторых, Британия, при всей ее индустриальной мощи, строя подобные гиганты, не скоро обгонит Францию по числу броненосцев. Поэтому сразу после первой пары кораблей типа «Уорриор» англичане закладывают еще одну пару линкоров меньшего водоизмещения – «Дифенс» и «Резистенс» («Защита» и «Сопротивление»), примерно совпадающие по своим параметрам с французскими броненосцами того времени, но с незащищенными, как на «Уорриоре» и «Блэк Принсе», оконечностями. Два десятка гладкоствольных 68-фунтовых пушек стояли на них на закрытой батарее, а еще 4 более мощных нарезных 178-миллимитровых пушек – «ромбом» (по две – в оконечностях, по две – у бортов) – на открытой палубе.
В 1862г. Адмиралтейство объявило конкурс среди частных фирм на постройку еще двух броненосцев по образу и подобию «Дифенса»; так появились «Гектор» и «Вэлиант» («Valiant» – «Могущественный»). Интересной особенностью этих кораблей было то, что они являлись, пожалуй, единственными в истории мирового судостроения броненосцами, у которых верхний пояс (защита батареи) был длиннее, чем нижний (защита ватерлинии). Объясняется эта несуразность довольно просто: адмиралы по-прежнему предъявляли к судам требования максимально хорошей мореходности, легкого восхождения на волну, для чего требовалось максимально облегчить оконечности. Вот и простирался на этих двух броненосцах пояс только на 65 метров при общей длине корпуса более 85 метров.
«Дифенс», «Резистенс», «Гектор» вступили в строй в 1864г., но постройка «Вэлианта» затянулась до 1868г.
В 1861г. в Англии стало известно о решении Наполеона III строить сразу 10 броненосцев типа «Прованс», и тогда британцы решились идти по «французскому пути»: параллельно с постройкой чисто железных броненосцев, перестраивать в броненосные суда и начатые строительством деревянные линкоры. Для этой цели было отобрано сразу 8 кораблей: один линкор I класса (131-пушечный) – заложенный еще в 1849 г. «Ройял Соверейн», и 7 – II класса (91-пушечных) – «Ройял Оук» (год вступления в строй – 1863), «Принс Консорт» (1864г.), «Каледония» (1865г.), «Оушн», «Зилэс» (1866г.), «Ройял Альфред» и «Рипалс» (1870г.). И если перестройка линкоров II класса не представляла из себя ничего экстраординарного: деревянные корпуса обшивали 114-миллиметровой броней (оконечности были забронированы плитами толщиной 76 мм) и вооружали разным числом 178-203 мм пушек, то «Ройял Соверейн» ждала совсем иная судьба. Его решили переделать в башенный корабль. В связи с чем две верхние батарейные палубы достраивать не стали, а над главной появились 4 круглых башни, несущих 5 мощных пушек (носовая – двухорудийная). Все башни стояли в диаметральной плоскости и на каждый борт «Ройял Соверейна» могла вести огонь вся его батарея.
Эксперимент этот показался англичанам удачным, и до 1866 г. ими был построен еще один подобный корабль, но целиком железный – «Принц Альберт».
Кроме перестройки этих 8 деревянных судов в броненосцы, в 1863г. англичане заложили два броненосца с деревянными корпусами специального проекта – «Лорд Клайв» и «Лорд Уорден» (вступили в строй, соответственно, в 1866 г. и в 1867г. Но к тому времени уже пришло время других судов: в том же 1867г. в строй вступил «Беллерофон» – первый броненосец нового поколения…
Однако пока по разные стороны Ла-Манша англичане и французы трепетно высчитывали друг у друга число броненосцев, количество пушек и дюймы брони на них, по другую сторону Атлантики разворачивалась война, в которой броненосцы уже стали одной из главных сил, и количество их измерялось не единицами, а десятками.
USS Monitor. Первый настоящий броненосец.
Пы.сы. Я выделил в подписях к картинках -нарезных дульнозарядных-потому, что по сути 10 лет все флоты использовавшие нарезные дульнозарядные орудия были фактически безоружны. Орудия были крайне ненадёжны, низкая скорострельность и т.д. В случае реального боя вполне могла быть катастрофа-полная непригодность крупной артиллерии. Например:
Сведения о небоеспособности британской корабельной артиллерии периодически просачивались и в английскую печать. В конце 1869 г. в Атлантику вышел только что вступивший в строй броненосец «Геркулес». Его водоизмещение было около 9000 т, главный калибр состоял из восьми Вуличских 10-дюймовых (254мм) орудий, заряжаемых с дула, помещенных в каземате. У берегов Португалии в ходе первой же практической стрельбы шесть из восьми орудий вышли из строя. Добавлю от себя, что на практических стрельбах обычно стреляют практическими (половинными) зарядами.
Лондонская «Army and Navy gazette» от 15 января 1870 г. писала: «Орудия самого сильного нашего броненосца приведены в негодность собственными снарядами». Вот оно, действие цинковых выступов!
maxpark.com
«Редутабль» — первый стальной броненосец
Броненосец «Редутабль» — первый стальной военный корабль в мире. По мореходности, скорости хода, площади бронирования и артиллерии был лучшим броненосцем конца XIX века.
Поражение Франции в войне с Пруссией сильно осложнило положение французского флота. То, что сухопутная страна победила вторую морскую державу мира, поставило под сомнение саму необходимость развития флота. Тем не менее здравый смысл возобладал, и в 1872 году была принята новая программа обновления французского флота. Еще до ее окончательно утверждения, 14 ноября 1871 года, был объявлен конкурс на разработку и постройку нового броненосца 1-го ранга.
ПРОЕКТ И СТРОИТЕЛЬСТВО
В конкурсе победил проект инженера 1-го класса Де Бюсси, из арсенала Лорьяна, который предложил проект новейшей концепции. В качестве материала для строительства Де Бюсси предложил сталь. Он использовал сталь Мартэна, изготовленную литейным заводом Крезо. Из нее изготавливался набор — шпангоуты и стрингеры, носовая часть внешней обшивки. Внешняя обшивка бортов и внутренняя обшивка были выполнены из листового железа. Такое комбинированное решение было связано с тем, что сталь слишком подвержена коррозии в условиях прямого контакта с морской водой. Кроме тою, она плохо рихтуется молотом, что было необходимо для придания листу изгиба по форме корпуса. Корабль окрестили «Редутабль» (Le Redoutable — «Грозный»). Проект утвердили 9 апреля 1872 года. Строительство начали в январе 1873-го в г. Лорьян.
Броненосец собирался по бракетной системе. Шпангоуты имели поперечные кницы, собранные из уголков между внешней и внутренней обшивками, и продольные стрингеры, связывающие каждые два шпангоута, что придавало корпусу дополнительную прочность. Некоторое количество этих стрингеров тянулось вдоль всего корпуса. Впервые был построен корабль с двойным дном и водонепроницаемыми переборками.
Вооружение корабля в проекте соответствовало стратегическим теориям того времени. Броненосец имел казематную батарею из четырех 27-см орудий, расположенных по его четырем углам. Палубой выше в барбетных полубашнях были расположены два других орудия того же калибра. К тяжелому вооружению добавляли шесть 14-см орудий, стреляющих по траверзу через порты, сделанные в фальшборте.
Паровая машина должна была развивать мощность 5600 л. с. Кроме того, броненосец должен был иметь парусную оснастку барка с площадью парусов 2000 м². Корпус корабля был спущен на воду 18 сентября 1876 года в состоянии готовности более 70 %. В состав флота корабль вошел 1 августа 1878-го. Броненосец был испытан к 24 декабря, а 31 декабря 1878 года на него окончательно установили вооружение.
В проекте «Редутабль» французам удалось избежать многих ошибок своих прежних проектов. Это был мощный, хорошо вооруженный и адекватно скомпонованный броненосец с хорошей остойчивостью и высокой мореходностью. Доктрина на соответствие бортового и погонного/ретирадного залпа по числу тяжелых орудий, реализованная в этом проекте, в дальнейшем стала основной для французских боевых кораблей конца XIX века.
КОРПУС
Корпус «Редутабля» имел максимальную длину 101 м и ширину в миделе 19,6 м. Набор собирался по принципу бракетной системы и включал восемь продольных стрингеров и 73 шпангоута, из которых восемь были водонепроницаемыми. Все восемь водонепроницаемых переборок находились между днищем и броневой палубой.
Жилая палуба, находящаяся на нижнем уровне каземата, была водонепроницаемой, и люки, прорезанные в ней, снабдили герметичными горловинами.
Обшивка второго дна была тоже герметичной. Планировалось, чтобы ограничить вероятный пропуск воды, продольные переборки на большей части корабля выполнить двойными. Двойное дно простиралось по длине 64,5 м. Это расстояние было разделено водонепроницаемыми шпангоутами и стрингерами на 40 ячеек или клеток, длиной каждая 1,61 м. Броненосец нес стальной таран и форштевень кованого железа. Дымовая труба находилась в центре корабля, посредине каземата. Котлы разделялись на четыре группы одной поперечной и одной продольной переборками. Продольная переборка разделяла также два центральных пороховых погреба. Эти переборки доходили до главной палубы и были герметичны. Четыре котельных отделения были совершенно независимы друг от друга. Угольные ямы разместили по бортам, напротив топок котлов. Машина находилась позади котлов.
БРОНИРОВАНИЕ
В течение строительства корабля толщина броневого пояса увеличивалась — 22 см, затем 25, а потом 30 см. В конце концов «Редутабль» получил 35-см кованную броню выше ватерлинии на высоте 1,16 м, ниже ватерлинии — 29-см. Общая высота броневого пояса составила 2,8 м.
Крепление под броню состояло из стальных 30-см балок, закрепленных на торсионах угловыми кницами. Весь пояс состоял только из двух рядов плит. Впервые были применены плиты большой ширины. Батарея была защищена с бортов 30-см броней. Но крыша батареи бронирования не имела и могла быть легко пробита навесным огнем. «Редутабль» был первым броненосцем, получившим полноценную броневую палубу. Ее толщина составляла 30-40 мм.
ДВИЖИТЕЛИ
Главная паровая машина броненосца — компаунд системы Вольфа с тремя группами по два цилиндра, с опрокинутыми шатунами. Машина стояла на фундаменте и на 60 см возвышалась над внутренним дном. Каждая из трех групп цилиндров была независима, так как расширение пара могло производиться по желанию без действия параллельных шатунов и без изменения их расположения относительно коленчатых валов. Паровая машина работала на один вал с винтом диаметром 6,3 м и шагом 7,34 м. Пар вырабатывался восемью овальными котлами, имевшими по пять топок каждый. Все восемь котлов размещались в двух рядах друг за другом с топками, повернутыми к бортам. Машина позволяла при полном водоизмещении развивать скорость в 14,5 узлов. Дальность плавания броненосца была 2840 миль на скорости 10 узлов. «Редутабль» нес парусное вооружение трехмачтового барка с общей площадью парусов 2033 м². Высота грот-мачты была 24,12 м, длина грот-стеньги — 22,1, высота фок-мачты — 24,12, фор-стеньги — 22,1, бизань-мачты — 18,66, длина бушприта — 7,7 м.
ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение «Редутабля» — восемь 27-см орудий моделей 1870/75 гг. Четыре пушки размещались в броневой батарее в центре корпуса. Еще четыре стояли открыто на верхней палубе: два — побортно, на крыше центральной батареи. Еще одно орудие было погонным и стреляло через орудийный порт на носу. Восьмое 27-см орудие было ретирадным, стреляя по корме. Таким образом полный бортовой залп броненосца в любом направлении состоял из пяти орудий — на каждый борт могли стрелять два казематных и три из четырех орудий верхней палубы. По носу или по корме — два казематных, два бортовых и погонное или ретирадное орудие.
Дополнительно к тяжелым пушкам броненосец нес шесть 14-см орудий модели 1870 г., установленных на верхней палубе в открытых установках с сектором горизонтальной наводки 80°, два других — позади полубашен. Их угол горизонтального огня — от 0° до 90°. Эти пушки предназначались для стрельбы фугасами по небронированым частям броненосцев противника и поражения легких вражеских небронированных кораблей. В 1880-х корабль получил 28 противоминных револьверных пушек «Гочкис». Они распределялись следующим образом: две на полубаке, 12 на планшире, четыре по краям полубашен, четыре на мостике, шесть на марсах.
«Редутабль» был первым французским кораблем, оснащенным при постройке двумя 356-мм торпедными аппаратами, которые могли стрелять вперед под углом в 45° от диаметральной линии корабля. Корабль имел массивный плугообразный таран, характерный для французского кораблестроения девятнадцатого века. Состав артиллерийского вооружения варьировался от модернизации до модернизации. Неизменным оставалось количество и калибр основных орудий.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Модернизация «Редутабля» началась еще в процессе его строительства и проводилась в течение всей службы. Она складывалась в основном из улучшения артиллерийской части и облегчения рангоута и такелажа. Новыми стальными орудиями калибра 27 см обр. 1870 г. заменили первоначально установленные уже в конце 1879 года. В 1880-е годы менялась система вентиляции, установили стальные щиты к кормовому и носовым орудиям, поменяли котлы. Внешний облик корабля также стал изменяться. С грот-мачты и бизань-мачты сняли реи.
В 1893-1894 годах «Редутабль» прошел большую модернизацию. Прежде всего было принято решение полностью отказаться от рангоута. На месте фок- и бизань-мачты были установлены полые стальные боевые мачты (с винтовой лестницей внутри), с прожекторами и легкой артиллерией (37 и 47 мм). Артиллерия броненосца была модернизирована в два этапа. Сначала временно поставили восемь новых 274,4-мм орудий обр. 1881 г. на прежние станки, на втором этапе установили новое вооружение. На верхней палубе разместили три 274,4-мм орудия обр. 1881 г. на новых станках, на полубаке одно 274,4-мм орудие, в каземате четыре 240-мм орудия модели 1881/84 гг. на лафетах. Другие изменения в артиллерийской части касались увеличения главных погребов и подготовительных работ с целью установки 240-мм орудий. Паровая машина двойного расширения была перестроена в машину тройного расширения.
СЛУЖБА
Начало службы броненосца 1878-1880 годов прошло в постоянных испытаниях. Затем он участвует в многочисленных маневрах и учениях.
В мае 1882 года волнения в Египте подвергли опасности свободу плавания в Суэцком канале. «Редутабль» вошел в состав Эволюционной эскадры вместе с броненосцами «Кольбер», «Фридлан», «Осеан», «Триден», «Маренго» и другими кораблями. Эскадра снялась с якоря 3 июля для следования в Тунис и, под предлогом летнего крейсерства, приблизилась к вероятному театру военных действий. Однако Франция предпочла не вмешиваться.
Маневры сменялись ремонтами и модернизациями. Затем броненосец снова участвовал во всевозможных маневрах и плаваниях в Средиземном море. 1 июля 1889 года Эволюционная эскадра была переименованная в Эскадру западного Средиземноморья и Леванта.
1 августа 1900 года на броненосце поднял свой флаг вице- адмирал Потье, а на следующий день в сопровождении крейсера «Шасслу-Лоба» он направился на Дальний Восток, где «Редутабль» оставался вплоть до своего исключения из списков флота в 1910 году. Корпус первого стального броненосца продали 17 августа 1911-го за 100 тыс. франков. В 1912 году начались работы по разборке корабля.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕНОСЦА «РЕДУТАБЛЬ»
- Водоизмещение, т:
— полное: 9430
— стандартное: 8858 - Размерения, м:
— длина (наибольшая): 100,7
— ширина (на миделе): 19,76
— осадка: 7,88 - Бронирование (мм):
— главный пояс: 350
— батарея: 300
— палуба: 30/40 - ГЭУ: паровая машина «Вольф» мощностью 4500 и. л. с, 8 овальных котлов
- Скорость хода (максимальная), узлов: 14,66
- Дальность плавания, миль: 2840 на скорости 10 узлов
- Вооружение: орудия 8 х 27-см обр. 1870/75., 6 х 14-см, 28×37 мм револьверных орудий «Гочкис», 2 х 533 мм ТА
- Экипаж, чел.: 709
warfor.me
Первые американские броненосцы: устройство и тактика
В ходе боевых действий гражданской войны в США стали очевидны сильные и слабые стороны броненосцев. Смелые мечты южан и опасения их противников, что «Вирджиния» в одиночку может разрушить Вашингтон, сменились рутиной войны. Броненосец северян «Монитор» – основатель одноимённого класса кораблей – был потерян при буксировке в плохую погоду. Для северян стало очевидным то, что броненосцы – это корабли для действия на реках и в спокойных гаванях. С другой стороны, отсутствие у Конфедерации количества броненосцев, достаточного для сложного взаимодействия, так и оставило тактику их применения на зачаточном уровне.
Тактика применения броненосцев
Появление нового оружия морской войны потребовало понимания его возможностей и правильной тактики использования. Никаких теоретических наработок ни у одной из сторон не существовало. Первый же бой на Хэмптонском рейде определил мизерные дистанции боя (от 50 до 100 м), но даже на таком расстоянии пушки, мало изменившиеся со времён наполеоновских войн, с трудом пробивали защиту из обычного железа толщиной от 25 до 350 мм. Сблизившись как можно сильнее, броненосцы обменивались выстрелами, причём мониторы давали один залп примерно в семь минут, а броненосцы южан – один залп в пятнадцать минут. Даже при бое на столь незначительных дистанциях точность ведения огня в среднем не превышала 5%.
Полноразмерная реплика броненосца «Монитор» у входа в Морской музей в Ньюпорт-НьюсИсточник: marinersmuseum.org
Обычная практика была такова: орудие наводилось по горизонтали и вертикали на требуемый угол, после чего артиллерист осуществлял выстрел в тот момент, когда линия прицеливания совпадала с мишенью. Сложность заключалась в осуществлении выстрела именно в этот момент, а не мгновением раньше или позже, и именно здесь крылся источник наибольших погрешностей. Ошибка в десятую долю секунды на корабле, раскачивающемся с амплитудой в десять градусов, означала, что снаряд пройдет на 30 футов выше или ниже цели, находящейся на расстоянии 1000 ярдов. Скорость реакции артиллеристов колебалась от четырех до восьми десятых секунды и могла меняться в зависимости от их самочувствия и эмоционального состояния. Каждый артиллерист должен был бесконечно тренироваться в стрельбе именно в тот момент, когда три точки – прорезь целика, мушка и мишень – окажутся на одной линии. Некоторые могли достичь совершенства после долгих тренировок, но общим было мнение, что хорошими артиллеристами рождаются, а не становятся. Даже после всех возможных тренировок погрешности были столь велики, что считалось невозможным вести эффективный огонь с дистанции более 1000 ярдов.
Модели броненосцев «Монитор» и «Вирджиния» в одном масштабеИсточник: marinersmuseum.org
Тщательная наводка и корректирование стрельбы считались необходимыми и для того, чтобы избежать бесполезной траты драгоценных боеприпасов, особенно бронебойных снарядов и ядер. Высокая стоимость и сложность изготовления снарядов заставляли вести тщательный учет и стараться использовать их наверняка. Чтобы увеличить энергию бронебойного снаряда, следовало использовать двойной, а иногда и тройной заряд пороха (по сравнению с безопасным).
Новинкой морской артиллерии для обеих сторон стало ограниченное использование нарезных орудий и снарядов вместо привычных круглых ядер и гладкоствольных пушек. Однако несовершенство технологий делало нарезные пушки опасными, так как, несмотря на все преимущества в точности, дальности и проникающей силе снаряда, они могли взорваться в любую минуту.
Таранные атаки стали попыткой преодолеть почти тупиковую ситуацию, когда для вывода из строя броненосца требовался концентрированный огонь в течение длительного времени. Таран позволял быстро отправить противника на дно, но низкие скорости и плохая манёвренность осложняли задачу определения траектории для выхода в атаку. Против таранных ударов мониторы Союза были защищены размещением главного бортового бронепояса на некотором расстоянии от корпуса, а южане удлиняли нижнюю кромку своих наклонных казематов, и она уходила под воду, образуя своеобразный «горбыль». Продолжением тактики таранного удара стало размещение в носовой части корабля выступавших вперёд шестов, на которых крепились мины. При контакте с корпусом противника мина взрывалась, и от этого уже не мог спасти никакой горбыль.
Модель броненосца южан «Теннесси» показывает внутреннее устройство казематаИсточник: cottageindustrymodels.com
Как показали многократные опыты, таран – это оружие, которое очень трудно использовать. Чтобы применить его, нужно было подойди к неприятелю вплотную. Если же паровые машины врага не имели повреждений, и он не был стеснен в движениях, то это становилось весьма непростой задачей. При таране же быстродвижущегося корабля атакующему грозила опасность сильно пострадать – оказаться протараненным самому или взорванным своей шестовой миной.
Перед началом боя командование определяло общую задачу для корабля или эскадры. К месту сражения корабли двигались в кильватерной колонне – при таком построении было легко менять курс и перестраиваться, сохранять свои места и пользоваться бортовыми орудиями, не боясь попасть в собственные корабли. Необходимость в сигналах была невелика, что являлось важным преимуществом при управлении броненосцами, на верхней палубе которых во время боя никого нет.
Буквально через несколько минут после начала боя капитаны сами определяли для себя цели и направление движения – каждый корабль маневрировал в одиночку. Во многом это объясняется тотальным количественным превосходством Союза в броненосцах – разрабатывать какую-либо особую тактику северянам было незачем. Борьба с неподвижными береговыми укреплениями Конфедерации не требовала ухищрений, кроме того, на реках попросту не хватало места для сложного маневрирования или сохранения строя.
Дешевая мина, изготовленная из обычной деревянной бочки, могла в одночасье уничтожить дорогостоящий броненосецИсточник: marinersmuseum.org
Отдельно стоит упомянуть важную роль первых, ещё совсем простых и ненадёжных морских мин. Железный или деревянный контейнер, цепь и решётка в роли якоря составляли внешние элементы смертоносного оружия, а заряд пороха – его «начинку». Детонатором служила стеклянная капсула с особым химическим веществом, при повреждении приводившая к взрыву, либо электрические провода, протянутые до гальванического элемента питания, расположенного на берегу. Стоило корпусу мины проржаветь или получить иное повреждение, как она становилась бесполезной. Тем не менее, 100% боевых потерь мониторов северян приходятся именно на мины.
Устройство броненосцев
Во второй половине XIX века происходило становление индустриального общества и рост колониальных империй. В этих условиях господство на море стало решающим фактором, а борьба за него вышла на новый уровень благодаря паровым бронированным кораблям. Фактически кораблестроение было наиболее наукоёмкой и передовой отраслью того времени, вбиравшей в себя тогдашние технологические достижения. Эпохой броненосцев принято называть период с 1855 по 1905 год.
К моменту появления первых броненосцев все элементы, определявшие их особенности, были в той или иной степени опробованы. Паровая машина использовалась на деревянных парусных кораблях в качестве вспомогательного механизма на случай штиля. Винт упростил конструкцию и повысил коэффициент полезного действия парового двигателя. Пушки, стрелявшие разрывными и зажигательными бомбами, уже уничтожили турецкую эскадру при Синопе. Технический прогресс позволил наладить производство в рамках существовавших технологий и быстрое освоение новых типов кораблей. Пожалуй, новинкой являлась лишь железная броня, предназначенная для защиты от зажигательных и разрывных снарядов.
Даже лучшая в мире британская 6-дюймовая броня не могла устоять против мощи огромных бронебойных снарядов американских 15-дюймовых пушек Дальгрена. Фото из коллекции автораК 1862 году уже имелся вполне успешный опыт строительства железных клепаных корабельных корпусов – например, английского броненосного фрегата «Уорриор». Железный корпус обеспечивал большую конструктивную прочность, меньший вес и самое важное – возможность придать обводам корпуса большую остроту, что обеспечивало выигрыш в скорости. Однако железо стоило значительно дороже привычного дерева, кроме того, ощущался недостаток квалифицированных специалистов для работы с новым материалом. Тем не менее, первый же броненосец северян «Монитор» был полностью железным, что отчасти объясняло низкую скорость его постройки. Последовавшие за ним броненосцы имели деревянные корпуса и железную обшивку – большие запасы дерева, отработанные технологии постройки и наличие квалифицированных плотников позволяли строить такие корабли быстро и относительно дешево. Сложности в сочетании дерева и железа заключались в неоднородной прочности конструкции, ее склонности к вибрациям и повышенной пожарной опасности.
На Юге отсутствие развитой промышленности не позволяло строить боевые корабли с железными корпусами – исключением являлся лишь броненосец «Атланта», перестроенный из английского железного парохода.
Разрез реконструкции брони и деревянной подложки броненосца «Вирджиния»Источник: marinersmuseum.org
Характер ведения боевых действий на мелководье и реках требовал небольшой осадки (от 3 до 4 м), что повлекло за собой пренебрежение к мореходности броненосцев. Лишь северные «Галена» и «Нью-Айронсайд», а также «Стоунволл» конфедератов могут считаться вполне мореходными кораблями. Хотя длина корпуса кораблей редко превышала 70 м, на полную циркуляцию затрачивалось от 15 минут у северян до 40 минут – у кораблей Конфедерации.
Водоизмещение южных броненосцев варьировалось от 500 до 1000 т, северных – от 1000 до 2100 т, хотя так называемый мореходный монитор крейсерского типа «Диктатор» имел водоизмещение 4438 т, а в постройке находились двухбашенные мониторы типа «Каламацу» с водоизмещением в 5660 т.
Корабли противников отличались друг от друга и расположением артиллерии. За исключением двух броненосных фрегатов, все остальные броненосцы Союза были мониторами с расположением спаренных пушек в одной или двух бронированных вращающихся башнях. Такое размещение давало почти круговой радиус обстрела и позволяло хорошо защитить артиллерию вертикальной бронёй. Для вращения башен требовались вспомогательные гидравлические и паровые механизмы, что делало этот тип корабля недоступным для южан ввиду их слабой промышленности. Поэтому броненосцы Конфедерации несли свою артиллерию в наклонных бронированных казематах. Наклон стенки каземата приводил к рикошетам вражеских снарядов и обеспечивал лучшую устойчивость брони к повреждениям. Малые углы ведения огня каждой из пушек требовали размещения в каземате большего количества орудий, чтобы обеспечить круговой обстрел.
Наглядный макет устройства башни федерального броненосца «Монитор»Источник: marinersmuseum.org
Броненосцы Союза и Конфедерации были вооружены пушками одинаковых систем (Дальгрена, Брука и Парротта) калибрами от 6 до 15 дюймов, причём северяне отдавали предпочтение крупнокалиберным дульнозарядным гладкоствольным пушкам системы Дальгрена, а южане – нарезным шести- и семидюймовым дульнозарядным пушкам Брука.
Из бомбических пушек стреляли тремя видами боеприпасов (не считая картечи) – сплошными ядрами (solid shot), бомбами (shell) и пустотелыми ядрами (hollow shot). Пушки стреляли пустотелыми ядрами или бомбами, снаряженными порохом. Оба типа боеприпаса имели одинаковый вес, чтобы канониры в горячке сражения не перепутали пороховые заряды. При этом пустотелые ядра не были пустыми бомбами, а являлись отдельным типом боеприпаса.
Бомбы для бомбических пушек представляли собой полые чугунные оболочки, заполненные чёрным порохом. Они имели дистанционный взрыватель в виде деревянного (позднее – медного) запала со специальной огнепроводной вставкой. Бомбы хранили пустыми и снаряжали перед боем, либо заранее снаряжали и хранили вместе с установленным взрывателем. Бомбу снаряжали, вставляя запал, который укорачивали до определённой длины, соответствовавшей предполагаемой дальности выстрела, сверяясь при этом со специальной таблицей. Впрочем, такая «настройка» была очень грубой и делалась «с запасом». Обычно бомбы пробивали небронированный борт корабля и взрывались уже внутри. Бомбы с контактным взрывателем распространения не получили, поскольку артиллеристы боялись их случайного срабатывания до или во время выстрела.
Нарезная дульнозарядная 6,4-дюймовая пушка Брука на низком деревянном станке. Самое опасное орудие, которым мог вооружаться броненосецИсточник: portcolumbus.org
Нарезные пушки стреляли конусообразными сплошными или разрывными снарядами большей пробивной силы. Лучшее качество дымного пороха у северян давало им ещё одно преимущество над южанами, которым не хватало пороха вообще и качественного в частности. Статистика, собранная конфедератами за время войны, показала, что примерная вероятность взрыва пушки Уитворта или Блэкли при выстреле составляла 0,4–0,5%. Отчет северян 1865 года содержит информацию о том, что одна из испытуемых 100-фунтовых пушек Парротта взорвалась после 514-ти выстрелов, одно 150-фунтовое орудие разорвалось после 660 выстрелов, ещё два – после 88-ми и 215-ти выстрелов, а средняя вероятность взрыва при выстреле составила 0,3%.
Другим оружием броненосца стал таран, впервые применённый «Вирджинией» в бою на Хэмптонском рейде. Железная броня определила эффективную дистанцию ведения огня в 50–100 м и, чтобы уничтожить броненосец противника, требовался концентрированный огонь по одной цели в течение 30–40 минут. В таких условиях таран, который одним удачным ударом мог решить исход боя, приобрел особую важность. Ещё одним новым оружием, призванным нейтрализовать броневую защиту, стали мины, начинённые взрывчаткой и укрепленные на шестах в носовой части броненосца. После подведения мины под корпус атакуемого корабля срабатывал контактный стеклянный взрыватель, либо заряд детонировали вручную посредством электрического заряда и воспламенения.
Масштабная (3/8) ходовая реплика броненосной канонерки южан «Албемарл»Источник: civilwartalk.com
Броневую защиту мониторов Союза обеспечивали дюймовые листы катаного железа – несколько слоев, из которых набиралась броня необходимой толщины: борт – 100–150 мм; башня – 250–300 мм; рубка – 200–300 мм; палуба – 12–40 мм. При равной толщине такая броня уступала по прочности сплошным пластинам европейской выделки, однако имелась возможность набрать большую толщину брони, чем позволяли тогдашние технологии проката сплошного железного листа (127 мм). Южные броненосцы несли на себе импровизированную броню, состоявшую из нижнего продольного и верхнего поперечного слоёв железнодорожных рельсов толщиной в 101 мм, расплющенных методом ковки. Подобная броня не могла устоять перед гладкоствольными 11- и 15-дюймовыми пушками Дальгрена на дистанции менее 50 м. В то же время, и слоёная броня мониторов не выдерживала снарядов, выпущенных из 7-, 8- и 9-дюймовых нарезных пушек южан.
Еще одной постоянной проблемой броненосцев Конфедерации были паровые машины. Не имея возможности строить новые, южане снимали изношенные паровые машины с гражданских судов. Такое решение не позволяло развивать скорости более 5–7 узлов, в то время как новые паровые машины северян, построенные специально для конкретных кораблей, обеспечивали их броненосцам скорость в 7–11 узлов. Небольшие запасы угля не позволяли броненосцам совершать длительных переходов, что не было критичным для действий в прибрежной зоне.
В целом, за время войны броненосцы обеих сторон прошли путь от экспериментального и довольно неуклюжего оружия до главного аргумента противостояния на море. Даже в условиях нехватки практически всех необходимых ресурсов южане сумели выработать самобытный и вполне жизнеспособный тип казематной броненосной лодки. Современные американские историки характеризуют программу строительства конфедеративного флота очень уместной поговоркой: «На день опоздали, и доллара не хватило». В тех же случаях, когда южане не «опаздывали», и всего «хватало», их броненосцы становились весомым фактором боевых действий. Северяне сделали ставку на развитие мониторов – самого сложного и дорогого из доступных им типов броненосцев. Отчасти это было обусловлено громким успехом первого детища инженера Эрикссона на Хэмптонском рейде, отчасти – угрозой вмешательства в войну европейских держав. Тихоходные мониторы не вполне подходили для блокадной службы, плохо проявили себя в противостоянии с фортами и батареями, зато могли успешно воевать с любыми вражескими кораблями – от канонерок южан до французских или британских батарейных броненосцев.
Источники и литература:
- Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. low, Marston and Company, 1896
- A. Stenzel – H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
- Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
- Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071 ISBN 13: 9781841763071
- Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063 ISBN 13: 9781841763064
- Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868 ISBN-13: 978–0870215865
- Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN-10: 0938289586 ISBN-13: 978–0938289586
- http://www.marinersmuseum.org, Американский национальный морской музей в Ньюпорт-Ньюс
- http://www.portcolumbus.org, Военно-морской музей Гражданской войны в США
warspot.ru
ПЕРВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ БРОНЕНОСЦЫ. РОЖДЕНИЕ « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал
Многие, наверное, помнят известный фильм “Сахара” с Мэттью МакКонахи в главной роли в сюжет которого положена история плавучего броненосца конфедератов «Техас». Именно о рождении такого класса судов и пойдет речь в сегодняшней статье…
В середине XIX века господству деревянных линейных кораблей в ведущих флотах мира был брошен вызов, рассказывает сайт WARSPOT. Уже первое применение паровых броненосных батарей во время Крымской войны 1853–1856 годов показало серьёзный потенциал нового морского оружия – броненосцев. Настоящее же понимание возможностей пароходов, закованных в железную броню, пришло к морякам в ходе сражений на реках и у берегов Соединённых Штатов, где в смертельном поединке сошлись северяне и южане. Иногда одного броненосца было достаточно, чтобы нейтрализовать несколько тысяч вражеских солдат или надёжно защитить важный порт. Новый боевой опыт помогал обеим сторонам совершенствовать конструкцию кораблей и развивать тактику применения броненосных эскадр.
С 1861 по 1865 год в США шла гражданская война между северными (так называемыми федеральными штатами или Союзом) и южными штатами, образовавшими Конфедерацию. Её причиной стал конфликт экономических и политических интересов Юга и Севера: вопрос использования новых территорий под рабовладельческие плантации или фермерские хозяйства; отмена рабства как способ увеличения количества свободной рабочей силы для севера и угроза экономического краха для юга; потеря южанами политического господства над США; разница интересов в области таможенных пошлин и торговли и т. д. Возглавили междоусобную борьбу президент Союза Авраам Линкольн и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.
Президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн (слева) и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис (справа)Источник: civil-war.net
Соотношение сил Севера и Юга примерно оценивалось как 7:3. Тем не менее, решающие сражения 1861–1863 годов были выиграны войсками Конфедерации под командованием генералов Роберта Ли и Томаса Джексона (вместе с этим южане потеряли штаты Кентукки и Миссури, а также северные районы Миссисипи и Алабамы). Поражения южан в битвах при Геттисберге и Чаттануге в 1863 году определили переход Конфедерации к обороне.
Военные будни противников были весьма схожими. Да и отличить «янки» от «дикси» с первого взгляда трудноИсточник: civil-war.net
В 1864–1865 годах, имея подавляющее превосходство в численности и снабжении, армии Союза под командованием генералов Улисса Гранта и Уильяма Шермана взяли под контроль всю территорию США и выиграли войну. За годы войны потери Союза составили около 360 000 человек, южане потеряли не менее 258 000 человек. Рабство было законодательно запрещено, а политическая власть в стране перешла от южных плантаторов к экономической элите Севера.
Силы и задачи военно-морских сил Севера и Юга
С самого начала войны задачи военно-морских сил противников формулировались исходя из огромной протяжённости побережья Конфедерации и зависимости южан от импорта вооружений, а также экспорта хлопка и табака.
Главная задача флота Союза была сформулирована в плане «Анаконда». Плотная блокада портов и побережья, а также захват стратегических точек на приморских территориях южан должны были задушить экономику Конфедерации подобно кольцам огромной змеи. Тотальное превосходство в силах позволило северянам начать выполнение плана уже с первого года войны. По мере усиления флота северян и захвата баз на берегах южных штатов эффективность блокады увеличивалась, а экономическое положение Конфедерации ухудшалось.
Одна из иллюстраций плана «Анаконда»Источник: loc.gov
Конфедерации приходилось защищать ключевые порты и гавани при помощи укрепления существующих и строительства новых фортов, а также плотного минирования подходов к гаваням. Не имея финансовой и технической возможности создать полноценный флот, южане сделали ставку на технические новшества – броненосцы, подводные лодки, морские мины и нарезные морские пушки. Шанс переломить ход морской войны в свою пользу был упущен на первом году войны с потерей крупных городов, где находились судостроительные предприятия. Поэтому качество и количество кораблей всегда было невысоким, а экипажам не хватало опыта и профессионализма. Поражения при Геттисберге и Виксберге лишили Юг поддержки Европы и надежды построить современный флот за границей.
Морские военные поставки Конфедерации хаотично осуществлялись частными кораблями. Успех сопутствовал коммерсантам более чем в 80% случаев, но обеспечить все нужды «клиента» они не могли. Кроме того, вместо оружия эти корабли зачастую привозили из Европы модные наряды и шампанское, которые можно было продать быстрее и выгоднее.
За время войны одиночные каперы-крейсера Конфедерации уничтожили или захватили примерно 5% торгового флота Союза (около 200 кораблей) – эти цифры могут показаться внушительными, но ущерб был незначителен. В свою очередь, северяне к концу войны не смогли нейтрализовать лишь один крейсер Юга.
Стратегическое господство и инициатива всегда были на стороне военно-морского флота Союза, который самостоятельно или при поддержке сухопутных сил выполнял поставленные перед ним задачи. В целом, действия южан можно охарактеризовать как активное, мужественное и отчаянное сопротивление, которое позволило продлить агонию Конфедерации.
Особенности судостроения
Весной 1861 года флот США насчитывал 70 боеспособных судов – в том числе 35 паровых (из них 20 винтовых). Ни один из боевых кораблей не перешёл на сторону Юга. При этом на вооружении или в постройке не было ни одного броненосца. К декабрю 1864 года ВМФ Союза под руководством секретаря Гидеона Уэллеса вырос до 671 единицы – в том числе 113 паровых винтовых кораблей и 71 броненосца.
Канонерская лодка флота США «Янтик» (USS Yantic). Подобные канонерки и вооружённые пароходы несли всю тяжесть блокадной службыИсточник: navsource.org
Судостроение северян опиралось на шесть крупных верфей в Бостоне, Бруклине, Портсмуте, Вашингтоне, Балтиморе и Филадельфии. Паровые машины, сопутствующие механизмы и орудия выпускали шесть крупных машиностроительных предприятий – проблем с производственными мощностями не наблюдалось. Число рабочих в арсеналах и верфях за время войны возросло с четырёх до пятидесяти тысяч. В таких условиях строительство и ремонт кораблей не представляли проблем.
Южане на момент начала войны не только не имели ни одного боевого корабля, но и не располагали промышленностью для строительства военного флота. Судостроительными центрами Конфедерации были Норфолк, Новый Орлеан и Мемфис – больших верфей там не имелось, а судостроение составляло 5% от общеамериканского тоннажа (по состоянию на 1860 год). За исключением леса, ресурсов для строительства кораблей или новых верфей на Юге не было. С 1862 года Конфедерация начала испытывать и серьёзную нехватку трудовых ресурсов, так как на воинскую службу были призваны опытные рабочие, которые не вступили в армию ранее. Нехватка специалистов-корабелов росла год от года.
Винтовой шлюп флота США «Вачусетт» (USS Wachusett). Шлюпы охраняли морские коммуникации и охотились на крейсера южанИсточник: navsource.org
В феврале 1861 года южане создали военно-морской департамент во главе со Стефаном Мэллори. Большому флоту северян, состоявшему из парусных и паровых деревянных кораблей, он предложил противопоставить небольшой флот из броненосцев, первые из которых уже состояли на вооружении в Англии и Франции. По проекту конструктора Джона Портера с 1862 по 1865 год было начато постройкой около 50 броненосцев, но закончено лишь 22. Средняя стоимость одного броненосца составила около 300 000 долларов золотом. Всего южане заказали 150 боевых кораблей, из которых достроили лишь половину.
Перед инженерами Конфедерации стояла задача по перестройке в броненосцы военных и гражданских судов, сильно различавшихся по характеристикам. Юг никогда не мог позволить себе сконструировать и построить корабль «с нуля». Тем более удивительным является тот факт, что при отсутствии специализированной промышленности и нехватке ресурсов южанам удалось раньше северян построить броненосец, а позднее создавать более или менее унифицированные отряды броненосных кораблей.
Знаменитая «Вирджиния» в процессе перестройки из парового фрегата «Мерримак». Художник — Том ФримэнИсточник: pinterest.com
Известия о строительстве южанами броненосца «Вирджиния» и наличие броненосных батарей и фрегатов у потенциальных врагов (Англии и Франции) требовали от северян пополнения флота аналогичными по классу кораблями. В июле 1861 года Секретарь флота Гидеон Уэллес посоветовал Конгрессу назначить совет морских офицеров для выработки рекомендаций по строительству броненосцев – так называемый «Совет по броненосцам». Проекты батарейных броненосцев «Нью-Айронсайдс» и «Галена» были приняты без проблем, хотя все понимали, что на их постройку понадобится немало времени.
«Галена» – классический паровой корвет с тонкой и неудачно расположенной бронёй закончил войну уже без брони. «Нью-Айронсайдс» следовал образцу первых французских броненосных фрегатов. Оба корабля оказались бы незаменимыми в случае вступления в войну Англии и Франции с их мощными линейными флотами. «Нью-Айронсайдс» оказался лидером по количеству попаданий и полученных повреждений, зарекомендовав себя сильнейшим броненосцем Союза. Слабой стороной обоих кораблей была большая осадка, что осложняло их действия при блокаде побережья и подавлении береговой обороны противника.
Первые федеральные броненосцы. Сверху — схема башенного броненосца «Монитор», снизу слева — броненосный фрегат «Нью Айронсайдс», снизу справа — броненосный корвет (шлюп) «Галена»Источник: navsource.org
Самым интересным оказался последний, революционный проект – «Монитор» инженера Джона Эрикссона. На «Мониторе» были применены 47 запатентованных изобретений, он стал прародителем нового класса кораблей, получившего название по его имени. Низкая осадка, достаточная степень защиты, высокая манёвренность, большая огневая мощь и практически круговая зона ведения огня делали мониторы Эрикссона весьма эффективными при защите и ближней блокаде побережья.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. Low, Marston and Company, 1896
- A. Stenzel-H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
- Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
- Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071, ISBN 13: 9781841763071
- Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063, ISBN 13: 9781841763064
- Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868, ISBN-13: 978–0870215865
- Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN 10: 0938289586, ISBN 13: 978–0938289586
- http://www.civil-war.net, The Civil War Home Page. Dedicated to the participants, both North and South, in the great American Civil War 1861–1865
- http://www.navsource.org, Photographic History of the U.S. Navy
- https://www.loc.gov, Library of U.S. Congress
.
Источник WARSPOT.
.
.
.
wwportal.com
Линейный корабль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Дредноут» — родоначальник класса линкоров «Ямато» — один из двух крупнейших линкоров в историиЛинейный корабль — русское название класса самых мощных артиллерийских бронированных кораблей в XX столетии. До начала Второй Мировой войны линейные корабли являлись символом могущества ВМС морских держав — средством обеспечения господства на морских ТВД. Линейные корабли предназначались: для нанесения мощных артиллерийских ударов по кораблям противника (в первую очередь по себе подобным линейным кораблям), в целях обеспечения боевой устойчивости соединений и для разрушения стратегических береговых объектов противника.
- в широком значении, корабль, предназначенный для ведения боевых действий в составе эскадры;
- в традиционном значении (также сокращенно линкор), — класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.
Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлись эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.
Перед Второй Мировой войной линейные корабли входили в состав флотов всех крупных морских держав. Линейные корабли построенные в США в период второй мировой войны были самыми крупными боевыми кораблями, превосходя по водоизмещению авианосцы того периода. Однако в ходе второй мировой войны линейные корабли не оправдали возлагаемых на них надежд. Артиллерийские дуэли между линейными кораблями были сравнительно редки, генеральных сражений линейных сил с целью завоевания господства на море не произошло. Линейные корабли оказались весьма уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Использование линейных кораблей для разрушения береговых объектов и поддержки десантов было весьма ограниченным. Вследствие этого строительство линейных кораблей во всех странах мира после конца 1940-х годов прекратилось, а некоторые имевшиеся линкоры были в боевом составе и крайне ограниченно использовались до 1990-х годов.
Крупнейшими в истории линкорами были японские корабли типа «Ямато» периода Второй Мировой войны. Крупнейшие проектировавшиеся немецкие линкоры типа H-44 реализованы не были.
ru.wikipedia.org