Палица – смертельное оружие древних воинов

Палица – оружие с древнейшей историей. Появилась она ещё в каменном веке и представляла собой переходную форму от простейшей дубины к боевой булаве. Палица относится к группе ударно-дробящего холодного оружия и при должной силе и сноровке представляет собой смертельное оружие. Современные разновидности палицы используются до сих пор.

Боевая палица – общий вид и классификация

Для изготовления палицы выбиралось самое твёрдое дерево, которое было доступно в местности, где проживали воины. Палица могла быть изготовлена несколькими способами:

  1. Самый простой способ изготовления данного оружия заключался в том, что молодое дерево вырывалось с корнем, а его комель служил ударным элементом. Наличие сучков приветствовалось, так как это позволяло сильнее травмировать противника. Естественно, что перед использованием дубина обрабатывалась для придания более удобной формы;
  2. Другой способ изготовления палицы заключался в том, что на стволе дерева, ближе к комлю, делался глубокий надрез, куда вставлялся камень. Через несколько лет дерево с вросшим камнем срубалось. Там, где был камень, образовывалось утолщение, которое и служило в качестве ударного элемента;
  3. Более современные образцы данного оружия просто вырезались из твёрдого дерева. Ударная часть укреплялась различными накладками, кольцами и даже небольшими шипами.

Удары, наносимые этим оружием, обладали огромной силой, так как параметры палицы были достаточно внушительные. Вес палицы мог достигать 12 килограммов, а её длина – 1,2 метров. Конечно, таким оружием мог владеть только настоящий богатырь, поэтому средний вес палицы не превышал 6 кг, при длине до метра.

Навершие любой палицы было всегда в 3-5 раз толще, чем её рукоять. Иногда навершие палицы могло быть каменным или железным, но чаще всего просто оковывалось металлом.

Существовали и более лёгкие палицы, которые иногда использовались для метания. Такое оружие чаще всего использовали всадники. Металась палица обычно в убегающего врага, так как для всадника она была резервным оружием, которое использовалось в случае потери основного. Кроме того, удары лёгкой палицей оглушали врагов, позволяя взять их в плен.

В древней Руси существовал двуручный вариант палицы – ослоп. Именно этот вариант отличался длиной и весом. Таким оружием мог владеть лишь воин, обладающий огромной физической силой. Удары ослопа сбивали противников с ног, нанося тяжелейшие травмы. Часто ослоп применялся против всадников. Длина данной палицы позволяла работать ей на безопасном расстоянии от всадника, а удары по лошади гарантировано сваливали её с ног.

Отличие палицы от булавы

Стандартная палица является короткодревковым оружием. Многие люди, увидев палицу впервые, могут перепутать её с булавой. Действительно, часто эти два вида оружия очень похожи друг на друга. Главное отличие между ними — это то, что булава является составным оружием, так как состоит из рукояти, на которой закреплён ударный элемент (с помощью проушины). Палица же всегда изготавливается из цельного куска.

Часто палица обматывалась кожей, а в навершие вставлялись шипы, которые можно было сделать из толстых гвоздей. Для этого нужно было просверлить отверстия в навершии (иначе гвозди могут просто расколоть палицу) и не до конца вбить в них гвозди, с которых потом обрубались или стачивались шляпки.

Боевые палицы различных времён и народов

В Африке до сих пор используются легкие палицы местного племени масаи, которые называются «рунду». Эта дубинка используется в местных соревнованиях по метанию, а так же продаётся туристам, как сувенир. Её ударная часть резко выделяется и сделана в форме шара, часто имеющего специфический носик в виде клюва птицы.

Самыми тяжёлыми вариантами палицы можно считать русский ослоп и его японского собрата, боевую дубину тецубо. В отличие от ослопа, который был оружием простолюдинов, тецубо не гнушались использовать самураи. Наоборот, японский воин, который владел техникой применения тецубо, пользовался огромным уважением, так как обладал просто медвежьей силой.

Существовала и более лёгкая японская палица, которая называлась канабо. Эту дубинку часто использовали герои японских легенд.

Вообще, применение палицы часто встречается в легендах. Именно она была оружием греческих героев Геракла и Тесея. Даже короля Англии Вильгельма Завоевателя часто изображали с лёгкой палицей в руках.

Интересную форму имеют дубинки индейцев северной Америки. Некоторые из них были похожи на кремневые ружья первых поселенцев. Ударная часть данных дубинок была похожа на приклад. Обычно ударную кромку этих дубинок венчали плоские шипы из кремния или обсидиана.

Ещё одна интересная разновидность палицы была у индейцев племени дакота. Это была так называемая «гибкая палица». Она изготавливалась из пучка ивовых прутьев, связанных вместе. На конце этой палицы крепился тяжёлый камень круглой или овальной формы.

Средневековые воины Европы и Азии использовали железные палицы, с гранёным сечением ударной части. За счёт граней палица легко раскалывала головы. Деревянные палицы в ту эпоху использовали крестьяне и разбойники. Данное оружие пользовалось огромной популярностью, так как было простым в изготовлении и обладало сокрушительной мощью.

Фехтовальные школы Европы и Азии использовали деревянные палицы в качестве оружия для тренировок. Среди простых горожан и крестьян палица была популярна как оружие для зрелищных поединков. Многие крестьяне в средневековой Европе виртуозно владели деревянной палицей.

Хотя рыцарское сословие презирало деревянные дубинки, рыцари часто участвовали в крестьянских турнирах. Для крестьян участие рыцаря в их потехе означало не только потеху, но и смертельную опасность. Дело в том, что тренированные рыцари били со всех сил, а если крестьянин побеждал, то нередко гордый феодал поджидал его после турнира с мечом в руке.

Рыцари иногда тоже использовали деревянные палицы в своих турнирах, но только в том случае, когда их противниками становились неблагородные люди.

Карпатская пастушья палица

В Карпатских горах до сих пор можно встретить интересный вариант палицы. Данное оружие длиной около двух метров, но имеет толщину около 4 сантиметров в диаметре. Верхняя часть палицы загибается в форме дуги, а ударная часть имеет значительные наросты с четырёх сторон. Данные наросты получались из-за надрезов, которые делались ещё на растущем дереве. Верхнюю часть дерева привязывали в форме дуги. Через несколько лет, когда ствол дерева достигал необходимой длины, его срубали и обрабатывали.

Такая палица называлась «гзрлыга». Крюк на одной из его частей служил для того, чтобы можно было зацепить животное за ноги, а ударной частью можно было оглушить даже матёрого волка. Кроме того, гэрлыгой можно было отбиться от разбойников. Местные старожилы рассказывают, что раньше подобной палицей владели многие пастухи, которые часто использовали её для решения конфликтов между собой. К сожалению техника боя гэрлыгой сейчас известна лишь единицам и те уже не в состоянии повторить некоторые приёмы техники боя из-за старости.

Палицы народов Океании, Меланезии и островов архипелага Фиджи

Палицы у местных аборигенов значительно доминируют над остальными видами оружия. Они бывают как каменные, так и деревянные, различных размеров. Именно туземцы с Фиджи прославились как виртуозные мастера боя на палицах.

Самым важным боевым оружием островитян является боевая палица нескольких видов:

  1. Метательная, которая по способу применения похожа на дубинку африканского племени масаи. Данная дубинка делалась из цельного дерева, причём переплетение корней у основания служило готовой ударной частью. Рукоять такой дубинки не превышала 35 сантиметров. Кроме метания, палицы этого типа использовались и в рукопашных схватках;
  2. Ещё один вариант метательной дубинки отличался навершием, которое было гладким или резным. Часто навершие палицы этого вида было снабжено множеством торчащих во все стороны шипов. Вся рукоять этого оружия была покрыта искусной мелкой резьбой, которая кроме декоративных функций, не позволяла руке скользить;
  3. Тяжёлую палицу для ближнего боя островитяне держали двумя руками, для метания она не годилась из-за своего веса. Такая палица имела плоское заострённое лезвие на одном конце. Сама дубинка своей формой напоминает весло. Так как удар по противнику наносился именно этой гранью, данное оружие обладало скорее рубящими чем дробящими свойствами;
  4. Существовал ещё один достаточно экзотический вариант палицы – с остриями на обоих концах. Техника боя такой дубинкой сильно отличался от использования традиционных палиц. Это орудие держалось двумя руками посередине. Несмотря на достаточно нелепый вид, такая палица (в руках мастера) показала себя более эффективной, чем европейская сабля;
  5. Кроме данных боевых образцов, встречается ещё множество различных видов палиц, которые являются символом власти вождя или используются только в ритуальных танцах. Такие образцы являются настоящими произведениями искусства, так как полностью покрыты резьбой с инкрустацией. В данной резьбе преобладает изображение глаза и человека.

Все палицы аборигенов изготовлены из твёрдых сортов дерева.

Существует ещё одно полинезийское оружие, которое местные жители называют деревянным мечом. Хотя по классификации, это скорее палица. Несмотря на грозный вид, такая палица годилась лишь на несколько ударов, после чего победившая сторона долго её восстанавливала.

Современный вариант палицы можно найти в домах и машинах многих наших соотечественников. Это бейсбольная бита, которую используют вовсе не для игры в бейсбол.

militaryarms.ru

7 видов оружия русского ратника (15 фото)

От булавы до «Булавы» — русское оружие всегда вызывало страх и трепет недругов.

«Меч-сто-голов-с-плеч»

Правда или сказка, но русские богатыри могли мечом разрубить напополам врага вместе с лошадью. Неудивительно, что за русскими мечами велась настоящая «охота». Однако в отличие от меча, добытого у врага в бою, изъятый клинок из кургана никогда не приносил удачи своему хозяину. Выковать же меч могли себе позволить только состоятельные воины. Самым известным, например, в IX веке считался кузнец Лютода. Мастер ковал высококлассные булатные уникальные мечи. Но преимущественно все же мечи делали заграничные мастера, и самыми популярными были каролингские мечи, клинок которых преимущественно представлял собой стальные лезвия, наваренные на металлическую основу. Ратники скромного достатка вооружались более дешевыми цельножелезными мечами. По лезвию оружия пускали долы, которые облегчали его вес и повышали прочность. Со временем мечи стали короче (до 86 см) и чуть легче (до килограмма), что не удивительно: попробуй-ка порубись минут 30 полуторакилограммовым метровым мечом. Правда, встречались особенно выносливые дружинники, которые орудовали двухкилограммовым мечом длиной 120 см. Оружие вкладывали в обитые кожей или бархатом ножны, которые декорировались золотыми или серебряными насечками. Каждый меч получал при «рождении» имя: Василиск, Горыня, Китоврас и др.

«Сабля острее, так и дело спорее»

С IX-X века русские войны, преимущественно конные, начинают применять более легкую и «проворную» саблю, которая приходит к нашим предкам от кочевников. К XIII веку сабля «покоряет» не только юг и юго-восток Руси, но и ее северные пределы. Сабли знатных воинов украшались золотом, чернью, серебром. Первые сабли русских ратников достигали метровой длины, их кривизна доходила до 4,5 см. К XIII веку сабля вытягивается на 10-17 см, а кривизна порой доходит до 7 см. Эта кривизна позволяла наносить скользящий удар, от которого оставались более длинные и глубокие раны. Чаще сабли были цельностальными, их выковывали из заготовок науглероженного железа, после чего подвергали многократному закаливанию по очень сложной технологии. Иногда делали немонолитные клинки – сваривали две полосы или вваривали одну полосу в другую. К XVII веку в ходу были сабли как отечественного, так и импортного производства. Однако наши мастера равнялись на иностранцев, в первую очередь, на турок.

«Ошеломляющий удар»

Кистень появился на Руси в X веке и прочно удерживал свои позиции вплоть до XVII века. Чаще оружие представляло собой короткий ременной кнут с закрепленным на конце шаром. Иногда шар «украшали» шипами. Австрийский дипломат Герберштейн вот как описывал кистень великого князя Василия III: «на спине за поясом князь имел особое оружие – палку чуть длиннее локтя, к которой прибит кожаный ремень, на его краю находится булава в виде какого-то обрубка, украшенного со всех сторон золотом». Кистень при своей массе в 250 грамм был отличным легким оружием, которое оказывалось очень кстати в самой гуще схватки. Ловкий и внезапный удар по шелому (шлему) противника, и дорога свободна. Отсюда и берет свои истоки глагол «ошеломить». В общем, умели наши воины внезапно «изумлять» врага.

«Секир башка, мотай кишка»

На Руси секира использовалась в первую очередь пешими ратниками. На обухе секиры располагали прочный и длинный шип, часто загнутый вниз, при помощи которого воин легко стаскивал противника с лошади. Вообще, секиру можно считать одной из разновидностей топоров – очень распространенного рубящего оружия. Топорами владели все: и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Разница заключалось только в том, что пешие воины отдавали предпочтение тяжелым топорам, а конные – топорикам. Еще одной разновидностью топора является бердыш, которыми вооружалась пехота. Это оружие представляло собой длинное лезвие, насаженное на длинное же топорище. Так, в XVI веке стрельцы бунтовали именно с таким оружием в руках.

«Была бы булава, будет и голова»

Родительницей и булав, и палиц можно считать дубину – древнерусское оружие «массового поражения». Дубину предпочитали ополченцы и бунтующий люд. Например, в войске Пугачева были люди, вооруженные только дубинами, которыми они с легкостью крошили черепушки врагов. Лучшие дубины изготавливались не абы из какого дерева, а из дуба, на худой конец – из вяза или березы, при этом брали самое прочное место, где ствол переходил в корни. Для усиления разрушающей силы дубины ее «декорировали» гвоздями. Такая дубина уж не соскользнет! Булава же представляла собой следующую «эволюционную ступень» дубины, наконечник (навершие) которой делали из медных сплавов, а внутрь заливали свинец. Отличается палица от булавы геометрией наверший: грушевидное шипованное оружие в руках богатырей – это палица, а оружие с кубическим навершием, «украшенное» крупными треугольными шипами – это булава.

«Рука бойцов колоть устала»

Копье – оружие универсальное, военно-охотничье. Копье представляло собой насаженный на прочное древко стальной (булатный) или железный наконечник. В длину копье достигало 3 метров. Иногда часть древка заковывалась в металл, чтобы враг не смог перерубить копье. Интересно, что наконечник мог достигать в длину полуметра, были случаи и применения целого «меча» на палке, при помощи которого не только кололи, но и рубили. Любили копья и всадники, но они использовали другой способ ведения боя, нежели средневековые рыцари. Следует заметить, что таранный удар появился на Руси только в XII веке, что было вызвано утяжелением доспехов. До этого момента всадники наносили удар сверху, предварительно сильно замахнувшись рукой. Для метания воины использовали сулицы – легкие копья длиной до полутора метров. Сулица по своему поражающему эффекту была чем-то средним между копьем и стрелой, выпущенной из лука.

«Тугой лук – то сердечный друг»

Владение луком требовало особой виртуозности. Недаром стрелецкие дети изо дня в день тренировались, стреляя из лука по пням. Нередко лучники обматывали руку сыромятным ремнем, что позволяло избежать значительных травм – неловко выпущенная стрела забирала с собой внушительный кусок кожи с мясом. В среднем лучники стреляли на 100-150 метров, при великом старании стрела улетала в два раза дальше. В середине XIX века при раскопках кургана в Бронницком уезде нашли захоронение воина, в правом виске которого крепко засел железный наконечник стрелы. Ученые предположили, что ратник был убит лучником из засады. В летописях описывается поразительная скорость, с которой лучники выпускали стрелы. Существовала даже такая присказка «Стрелять, как прядь делать» — стрелы летели с такой частотой, что образовывали сплошную линию. Лук и стрелы были неотъемлемой частью иносказательности речи: «Как стрела с лука спрянула», значит, «быстро ушла», когда говорили «как из лука стрела», имели в виду «прямо». А вот «поющая стрела» — это не метафора, а реальность: на наконечниках стрел делали отверстия, которые в полете издавали определенные звуки.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

боевая дубина, холодное оружие древности, виды и характеристики, отличия от булавы, размеры и масса, как применялась и использовалась

Палица как оружие известна с древнейших времен. Появились палицы по одним данным еще пять миллионов лет назад, по другим — в каменном веке. Они представляли собой переходную форму от простейших дубин к боевым булавам. Палицы относят к ударно-дробящему холодному оружию. В руках воина, обладающего соответственной силой и сноровкой, они могут быть грозным, смертельным оружием. Некоторые разновидности палиц используются и до сих пор.

Боевая палица: виды и характеристики

Обычно, чтобы изготовить палицу, необходимо было отобрать самую твердую древесину, которая была доступна в районе проживания воинов.

Палицы изготовлялись по-разному. Например, вырывалось с корнем молодое деревцо, и его прилегающие к корню части служили ударными элементами. Сучковатость дерева влияла на больший травматизм неприятеля. Понятно, что перед применением дубину обрабатывали для более удобного пользования ею.

Кроме того, на древесном стволе, в районе комля, делали надрез, а в него вставляли камень. Спустя годы дерево с осевшим в нем камнем срубали. В районе вросшего камня получалась галтель, которая и служила ударным элементом.

Образцы оружия поновее вырезали из твердых древесных пород. Ударную часть укрепляли с помощью самых разнообразных накладок, колец и даже небольших шипов.

Удары, причиняемые с помощью этого оружия, имели огромную силу, да само оно было довольно-таки внушительным. Масса палиц достигала до 12 кг, а их длина – 1,2 метра. Понятно, что такое оружие мог иметь только подлинный силач, вследствие этого средняя масса палиц не превышала 6 кг, а длина — одного метра.

Верхушки любых палиц были всегда в несколько раз толще их рукоятей. Порой верхушки палиц могли быть каменными или железными, однако чаще их оковывали металлом.

Существовало и наличие более легких палиц, порой использовавшихся для бросания. Таким оружием чаще пользовались наездники. Метались палицы, как правило, в убегающих врагов. Поскольку у всадников они были в качестве резервного оружия, пользовались ими при потере основного вооружения. С помощью ударов легких палиц можно было оглушить врага и взять в плен.

На территории древней Руси существовали двуручные варианты палиц – ослопы. Собственно эти варианты отличались по своей длине и весу. Такое оружие могли носить только воины, обладающие недюжинными физическими данными. От ударов ослопами неприятель падал иногда замертво либо сильно травмировался. Нередко ослопы применяли против наездников. Длинные палицы позволяли действовать ими на безопасной дистанции от всадников, а ударами по коню можно было свалить его с копыт.

Отличия палиц от булав

Типовые палицы являлись оружием короткодревкового типа. Несведущие люди при виде палиц в первый ра, нередко путают их с булавами. И в самом деле, эти разные виды оружия чрезвычайно схожи один на другой. Главным их отличием является то, что булавы являются комбинированным оружием. Поскольку они состоят из рукояток, к которым прикреплены ударные элементы. Тогда как палицы всегда изготовляются из цельных кусков дерева.

Нередко палицы обматывали кожей, а на вершинах устанавливали шипы. Обычно в качестве шипов выступали толстые гвозди. С этой целью просверливали отверстия на вершине, чтобы гвозди смогли раскалывать палиц. Но и сами гвозди вбивали не полностью, у них затем обрубали или стачивали шляпки.

Боевые палицы народов мира

Некоторые африканские народы до сих пор пользуются легкими палицами. Например, племена масаев называют их «рунду». Этими дубинками обычно пользуются в племенных состязаниях по дальности бросания. Кроме того, их продают туристам в качестве сувенирной продукции. Их ударные части четко выделяются и сделаны по форме шаров. Нередко они обладают специфическими носиками в виде птичьего клюва.

Одними из самых тяжелых вариантов палиц считаются российские ослопы, а также японские боевые дубины — тецубо. Ослопами пользовались в качестве оружия простолюдины, тогда как тецубо не брезговали пользоваться даже самураи. Кроме того, японские воины, которые владели техникой использования тецубо, пользовались громадным почтением, поскольку обладали просто невероятной силой.

Имелись и более легкие японские палицы под названием канабо. Именно этими дубинками нередко пользовались легендарные японские героические личности.

Палицы нередко встречаются в народных сказаниях. Собственно ими мастерски орудовали греческие герои Геракл и Тесей, а английский король Вильгельм Завоеватель изображался с легкой палицей в руке.

Оригинальными формами обладали дубины североамериканских индейцев. Отдельные из них напоминали кремневые ружья, которые были у первых поселенцев. Ударные части этих дубин больше напоминали приклады. Как правило, ударные кромки этих дубин венчались плоскими кремниевыми или обсидиановыми шипами.

Индейское племя Дакота обладало так называемыми «гибкими палицами». Они изготавливались из пучков ивняка, которые были связаны между собой. На концах этих палиц крепились тяжелые камни круглых или овальных форм.

У средневековых европейских и азиатских воинов были палицы из железа, имеющие граненые сечения ударных частей. Благодаря этим граням, палицы с легкостью раскалывали черепа. Деревянными палицами той поры пользовались простолюдины и грабители. Палицы были крайне популярны, потому что легко изготавливались и обладали огромной силой.

В фехтовальных европейских и азиатских школах пользовались деревянными палицами как оружием для тренировочных боев. У простого люда палицы были популярны в качестве оружия на зрелищных поединках. Кроме того, многим простолюдинам того времени удавалось мастерски владеть деревянными палицами.

Рыцари презирали деревянные дубинки, хотя нередко принимали участие в турнирах простолюдинов. Для первых это была забава, а для вторых — смертельно опасное мероприятие.

Тем не менее, рыцари время от времени пользовались деревянными палицами на турнирах, однако лишь тогда, когда сражались с неблагородным людом.

Карпатские пастушьи палицы

На территории Карпатских гор даже в наше время можно встретить одну интересную разновидность палиц. Это длинное, практически двухметровое оружие, обладающее толщиной приблизительно четыре сантиметра. Верхние части палиц изгибаются дугообразной формой, а ударные части обладают значительными наростами по четырем сторонам.

Наличие таких наростов получалось вследствие надрезаний. Их делали еще на растущих деревьях. Верхние части деревьев привязывались дугообразно. Спустя годы, когда стволы деревьев достигали необходимых параметров, их срубали и обрабатывали.

Такие палицы называются «герлыгами». Крюки на одной из их частей служили для зацепов животных за лапы. Тогда как ударными частями могли оглушать даже матерых волков. Более того, герлыгами можно было и довольно-таки успешно отбиваться от грабителей. По словам местных старожилов, такие палицы были у многих пастухов.

Сами же пастухи нередко пользовались этими палицами для разрешения конфликтных ситуаций в своей среде. К настоящему времени техникой боя гэрлыг почти никто не владеет, и она почти утеряна. Однако имеются сведения, что все еще имеются некоторые «адепты» владеющие этой техникой, и их практически единицы. Но они уже настолько стары, что просто не смогут продемонстрировать хоть какие-то приемы.

Современные палицы

Современные варианты палиц часто находятся дома или в автомобилях многих россиян — это, естественно, бейсбольные биты. Известно, что столь популярная в Соединенных Штатах игра в нашей стране не прижилась. Тем не менее, очень хорошо прижилась сама бейсбольная бита. В начале девяностых ими очень часто пользовались рэкетиры, хулиганы и просто криминальный элемент, а в наши дни бейсбольными битами нередко вооружаются и законопослушные граждане.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Булава, палица, дубина — Славянская культура

Когда говорят «булава», чаще всего представляют себе то чудовищное грушеобразное и, видимо, цельнометаллическое оружие, которое художники так любят привешивать на запястье или к седлу нашему богатырю Илье Муромцу. Вероятно, оно должно подчёркивать тяжеловесную мощь былинного персонажа, который, пренебрегая утончённым «господским» оружием вроде меча, сокрушает врага одной физической силой. Возможно также, что здесь сыграли свою роль и сказочные герои, которые если уж заказывают себе у кузнеца булаву, так непременно «стопудовую»… 

Булавы из железа. (XI–XIII века): 1 – булавы пирамидальной формы с шипами, 2 – булавы-«клевцы»

 

Между тем в жизни, как водится, всё было гораздо скромнее и эффективней. Древнерусская булава представляла собой железное или бронзовое (иногда заполненное изнутри свинцом) навершие весом 200–300 г, укреплённое на рукояти длиной 50–60 см и толщиной 2–6 см. Рукоять в некоторых случаях обшивалась для прочности медным листом. Как пишут учёные, булава употреблялась в основном конными воинами, была вспомогательным оружием и служила для нанесения быстрого, неожиданного удара в любом направлении. Булава кажется менее грозным и смертоносным оружием, нежели меч или копьё. Однако прислушаемся к историкам, которые указывают: далеко не всякий бой раннего средневековья превращался в схватку «до последней капли крови». Довольно часто летописец заканчивает батальную сцену словами: «…и на том разошлись, и раненых было много, убитых же мало». Каждая сторона, как правило, желала не истребить врага поголовно, а лишь сломить его организованное сопротивление, заставить отступить, причём бегущих преследовали отнюдь не всегда. В таком бою было вовсе не обязательно заносить «стопудовую» булаву и по уши вколачивать недруга в землю. Его вполне достаточно было «ошеломить» – оглушить ударом по шлему. И с этой задачей булавы наших предков справлялись отлично.

Многошипные булавы различных форм. XI–XIII века

Судя по археологическим находкам, булавы проникли на Русь с кочевого Юго-Востока в начале ХI века. Среди древнейших находок преобладают навершия в виде куба с четырьмя шипами пирамидальной формы, расположенными крестообразно. При некотором упрощении эта форма дала дешёвое массовое оружие, распространившееся в ХII—ХIII веках среди крестьян и простых горожан: булавы делали в виде кубов со срезанными углами, при этом пересечения плоскостей давали подобие шипов. На некоторых навершиях такого типа имеется сбоку выступ-«клевец». По мнению учёных, булавы-«клевцы» предвосхищают «молоты с клювом сокола», распространившиеся в ХV веке и служившие для дробления тяжёлых, прочных доспехов.

1. Шаровидная головка булавы с выпиленными ребрами. XIII век.
2. Шестоперы. XIV–XV века

Однако развитие шло не только по линии упрощения. Тогда же, в ХII—ХIII веках, появились навершия весьма сложной и совершенной формы – с шипами, торчавшими во всех направлениях таким образом, чтобы на линии удара в любом случае оказался выступ – один или несколько. Эти навершия в основном отливали из бронзы, что первоначально ввело учёных в досадное заблуждение: в музейных каталогах и даже в научных трудах их причисляли к эпохе бронзы лишь на том основании, что они были сделаны из упомянутого металла!

Многошипные булавы в руках опытных мастеров-литейщиков подчас превращались в настоящие произведения искусства. Пространство между шипами заполняли мелкими выпуклостями и плетёным узором. На некоторых навершиях узор сплющен и смят: эти булавы побывали в сражениях… 

Археологи установили, что мастер делал вначале восковую модель, придавая податливому материалу нужную форму. Затем модель обмазывали глиной и нагревали: воск вытекал, а в образовавшуюся пустотелую форму вливали расплавленную бронзу. Но булав требовалось немало, и восковую модель делали не для каждой. Форму-слепок можно было получить и с готового навершия, только в этом случае глиняную форму разделяли надвое, а потом скрепляли: на готовом слитке получался характерный шов, который в дальнейшем заглаживали напильником. Отлив по восковой модели одно навершие, мастер затем уже с него изготавливал несколько форм. Разойдясь по рукам, изделия порой попадали в руки других, часто менее квалифицированных ремесленников, те делали копию с копии – и так далее. Интересно следить за тем, как учёные, знакомясь с копиями разного качества, постепенно выходят на главные центры художественного ремесла… 

Кроме железа и бронзы, на Руси ещё делали навершия для булав из «капа» – очень плотного нароста с причудливой волнистой структурой волокна, который встречается на берёзах. 

А с ХII—ХIII веков археологам попадаются шаровидные головки булав, у которых рёбра, предназначенные для удара, выпилены. Учёные считают такие булавы непосредственными предшественниками знаменитых шестопёров – булав с шестью рёбрами «перьями», историю которых в Западной Европе и на Руси принято начинать с ХIV века. 

Как мы видели выше, булавы нередко становились массовым оружием. С другой стороны, сверкающая позолоченная булава, изделие хорошего мастера, делалась порой и символом власти. Это отмечено, в частности, у русских, украинцев, турок, венгров и поляков. В ХVI веке, например, булавы ещё служили оружием, но уже появились и специальные, церемониальные: их отделывали золотом, серебром и дорогими каменьями и, конечно, использовали не для сражений.

1. Палица. XIII век. 2. Булава. XII век

В том же ХVI веке, по-видимому, закрепляется в русском языке и само слово «булава», первоначально имевшее смысл «шишка», «набалдашник». Во всяком случае, впервые встречается оно в письменных документах начала ХVII века. Как же именовали это оружие в более ранние времена? В древнерусских летописях встречаются два термина, смысл и употребление которых не оставляет сомнений, что речь идёт именно о булавах. Первый из них это «жезл ручной», упоминаемый в произведениях ХI века. Второй термин «кий». В главе «Кузница и мельница» было рассказано об одном из значений этого слова «молот». Однако оно имело ещё смысл «посох», «тяжёлая палка», «дубинка». Между тем булава есть не что иное, как наследница первобытной дубины, боевая разновидность молота. А по-сербски «кий» и значит до сих пор – «булава».

Всадник с булавой в руке

Что же касается древних дубин, наши предки славяне отлично сохранили память о временах, когда ещё не были известны металлы и люди «бились палицами и камнями». Об этом говорилось в главе «Мать Земля и Отец Небо». Деревянные дубины истлели в земле, не дождавшись лопат археологов, но из письменных источников известно, что они очень долго находились на вооружении. В самом деле: палицу мог изготовить себе самый последний ополченец, у которого не было даже приличного лука, не говоря уже о мече. Арабский путешественник Х века, рассказывая о вооружении встретившихся ему славян, упоминает дубинки. Их носили у пояса, в бою же стремились ударить противника по шлему. Иногда дубинки метали. Происхождение слов «палица» и «дубинка» в комментариях, надо думать, не нуждается. Другим названием палицы было «рогдица» или «рогвица».

Статья из книги М.Семёновой «Мы — славяне!»

Похожие статьи:

Традиции → Ношение оружия на руси

Традиции → Палица, булава, шестопер

История → Боевой топор и булава

История → Шаг в сторону от стереотипов

Славянские герои → Как не стало богатырей Русских

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Палица

Палица – одно из наиболее древних видов холодного оружия. Простейшая дубина довольно быстро эволюционировала (отсюда и название, т.к. «пала, палка, палица» — это дубина и есть по обще-славянски) и завоевала популярность как у пеших, так и у конных воинов.

Палица применялась не только для ударов рукой в контактном бою, но и для метания с расстояния в голову или тело врага. Вес обычной палицы составлял до 12 кг (в большинстве случаев 1-3 кг), длина – до 120 см (классические размеры пехотной палицы – 60..70 см, а кавалерийской – 70..80 см), боевая часть толще рукояти в 3-5 раз – в находках X-XI веков навершие часто имело грушевидную форму. Часто изготавливалось это ударно-дробящее оружие не просто из крепкого дерева, но и оковывалось металлом и снабжалось шипами или гвоздями. В древнерусских былинах также упоминаются железные, стальные и булатные палицы.

Высокая популярность этого оружия была обусловлена простотой изготовления, удобством, надежностью. Палица была одним из немногих примеров внеклассового оружия – поскольку в вооружении как пеших, так и конных воинов, как простых дружинников, так и князьев, а в средневековой Европе среди принимавших участие в крестовых походах епископов и аббатов – поскольку представителям церкви запрещалось «проливать кровь». В облачении некоторых священников до сих пор имеется элемент, называемый «палица» (кусок ткани ромбовидной формы) и символизирующий духовное оружие – Слово Божие.

Конструкция палицы имела удобно расположенный центр тяжести, симметричную форму – что позволяло не следить за расположением боевой части (как, например, у меча — плашмя), она не могла застрять, благодаря чему воины часто крепили палицу при помощи петли на запястье.

При всех достоинствах у палиц были и недостатки – прежде всего, это сложность ведения оборонительного боя и слабая эффективность против серьезно защищенных противников. У конников палица являлась дополнительным оружием и применялась чаще для метания во врага.

Одним из подвидов палицы являлась рогдица (роговица) – обитая железом деревянная дубина, которую широко использовали малообеспеченные воины.

www.holodnoe-oruzhie.ru

Бивак: Шестопер, насека, пернач, булава

В история казачества шестопер, пернач, насека, булава — это и оружие, и символ власти, и войсковые регалии — клейноды (от нем. kleinod — драгоценность). На протяжении веков, они символизировали у казаков высшую честь, доблесть, славу… И, одновременно, являлись персональными знаками отличия, которые носили казачьи старшины, в соответствии с занимаемой должностью и званием.  

Автор текста: © Джамбулат Аутлев

Бродники и ушкуйники. 

Во многом старинные традиции донского, да и всего южнорусского казачества, связанные с употреблением боевой дубинки и булавы (причем не только в качестве оружия, но и в качестве символа воинской власти) генетически восходят к традициям волжско-донских бродников (полукочевого народа славяно-туранского происхождения, занимавшегося коневодством) и новгородских ушкуйников, по сути являвшихся предтечей ранних казаков. Так, например, российские археологи во время раскопок на Дону обнаружили погребение воина XI в., который, по мнению ученых, являлся кошевым атаманом одного из броднических отрядов. Воин был похоронен с булавой — атрибутом его звания, конем и другим оружием по бродницкому обычаю, идентичному раннему казацкому погребальному обряду. Вместе с тем, в былинах о Василии Буслаеве — атамане новгородских ушкуйников — часто упоминается «червленый вяз». Название указывает одновременно и на породу дерева, из которого изготавливалась атаманская дубинка, и на способ придания ей красноватого оттенка — обжиг пламенем (так же обжигались и осмаливались для крепости «ушкуи» — ладьи древних новгородцев, называемые в былинах также «червлеными кораблями»). С 70-х гг. XIV в. опорным пунктом ушкуйников, совершавших свои пиратские набеги на Волгу и Каспий, была крепость Хлынов на реке Вятке, а после ее разгрома московским царем Иваном III в 1489 г. — город Камышин на Волге. Однако в первой половине XVI столетия вся эта удалая вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а затем расселилась по его берегам вплоть до Азова и, наряду с потомками бродников, сыграла значительную роль в образовании южнорусского казачества (возможно Вам будет интересна статья: «Балачка кубанская, донская, горская — исчезающий казачий язык»).
Европейская деревянная палица  XII-XIII веков с длинными железными шипами. Рукоять обернута черной кожей.

Различные типы булав XII-XIII века. Слева: типичная европейская булава XII — XIII веков с металлическим навершием в виде многогранника. Деревянная рукоять окована металлом и украшена витой медной проволокой. Справа: булава с металлическим грушевидным навершием, усиленным мелкими скругленными шипами. Навершие оснащено металлической втулкой для насада на древко, а само древко  украшено резными полосками белого металла, образующими узоры. В центре: простая тяжелая железная булава с  шарообразным навершием. Железное «древко» оковано желтым металлом.

Импровизированные булавы и палицы времен Первой мировой войны (1914-1918).  Подобное оружие достаточно широко использовалось в траншейных рукопашных боях по обе стороны фронта — и солдатами стран Оси и солдатами стран Антанты (подробней о немецком траншейном дубье здесь: Немецкие штурмовые группы Первой мировой войны. Часть 1).  

Булава — дальнейшее развитие палицы, произошедшей, в свою очередь, от примитивной дубины. Булава представляет собой простое, надежное и весьма эффективное оружие рукопашного боя, широко применявшееся человеком с древнейших времен, вплоть до начала XX века. Она прекрасно приспособлена для поражения противника защищенного мягкими доспехами — кольчужными, чешуйчатыми, кожаными, войлочными и т.п. (подробней кольчужный доспех, клепаная кольчуга). Простые булавы, как правило, имеют гладкое шарообразное навершие. Однако такое навершие склонно соскальзывать с поверхности щитов и жестких доспехов, что в свою очередь приводит к бесполезной потере большей части энергии удара. По этой причине, в процессе эволюции, навершие булавы стали оснащать шипами. Шипы вонзались в щит или доспехи, навершие резко останавливалось, и энергия удара расходовалась эффективно. Шипы могли быть длинными, либо короткими. Длинные причиняли более опасные раны, но наибольшее распространение получили короткие, т.к. не «вязли» в щитах и доспехах, были удобней и безопасней в носке. 
Ранний вариант шестопера. Европа XIII — XIV век. Сталь, дерево.

Европейский (немецкий) стальной шестопер со скрытым в рукояти клинком. В конном бою таким шестопером сражались одной рукой, а в пешем, вынимали скрытый в рукояти кинжал, и бились двумя руками. Германия XV — XVI век.


Шестопер XVII века иранской работы. Сталь, золотая насечка, латунь.

Импровизированный французский шестопер времен Первой мировой войны (XX век!). Состоит из массивной железной шестеренки насаженной на древко.
Наиболее совершенная разновидность булавы — шестопер. Его навершие представляет собой стержень с радиально расходящимися в разные стороны широкими рубящими лопастями — перьями. Как можно догадаться из названия, обычно перьев шесть (иногда, впрочем, и больше — в этом случае оружие называется перначом или пернатом). Перья шестопера исключали соскальзывание оружия и, в то же время, эффективно переламывали кости и проламывали металлические части жестких пластинчатых доспехов, против которых обычная булава с мелкими шипами или гладким шарообразным навершием была недостаточно эффективна. Эти достоинства способствовали широкому распространению шестопера в период позднего средневековья. Им вооружались и европейские рыцари, и русские витязи, и египетские мамлюки, и турецкие спаги, и индийские раджпуты. 
На Дону-Батюшке. 
Очевидно, именно в этот период былинный «червленый вяз» новгородских ушкуйников и попал на Дон, где стал частью воинской традиции донских казаков. Здесь он довольно быстро трансформировался в атаманскую насеку. Поначалу ее готовили из тернового ствола, во время роста делая по нему насечки ножом, которые затягивались корой, образуя витые наплывы (отсюда название: насека). Однако со временем насека превратилась в некий гибрид булавы и трости, состоявший из длинного прямого древка со специальными отметинами «по числу лет атаманских служений, с самого возникновения войска» и металлического набалдашника («набулдыги») в виде кольца, небольшого сплюснутого шара, головы зверя или птицы. До конца XVIII в. насека оставалась на Дону основным атрибутом атаманов всех рангов, но в дальнейшем в высшей казачьей среде была заменена булавой и сохранилась лишь в качестве особого знака достоинства станичных, поселковых и хуторских атаманов. Другой донской разновидностью «червленого вяза» стала трость есаула, символизировавшая его власть и представлявшая собой обыкновенную гладкую толстую палку с тупым железком на конце, выструганную из ореха или лещины. Войсковой есаул, фактически осуществлявший полицейские функции в среде казачества, а также отвечавший за военную подготовку новобранцев, без стеснения применял эту трость и по прямому назначению — наказывал ею нерадивых и провинившихся.
Металлический фрагмент насеки донского станичного атамана. Посеребрённая латунь, резьба. Вторая половина XIX в.

За днепровскими порогами. 
У запорожских казаков архаичную насеку, атрибут донских атаманов, булава вытеснила еще в конце XVI в., когда часть запорожцев стала формировать полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с турками. Эти казачьи отряды приравнивались к мелкой шляхте, находились на государственном содержании и назывались реестровыми казаками, а их войсковые атаманы, на польский манер, — гетманами. Польский король Стефан Баторий (1533–1586 гг., король с 1576 г.), желая уравнять казацких гетманов с литовскими и польскими коронными гетманами, впервые даровал им право носить булаву, издавна служившую знаком гетманской власти. Вместе с ней гетманы получали ранговые «булавинские» имения, приносившие своим хозяевам солидный доход. В свою очередь, командиры казачьих полков стали именоваться полковниками и, в соответствии с этим званием, получили право носить малые булавы, или перначи, и шестоперы. Таким образом, булавы в казачьем войске стали делится на большие гетманские и малые полковничьи. Первые обычно представляли собой ореховую рукоять длиною ¾ аршина, в оправе из резного серебра, с крупным набалдашником в виде серебряного позолоченного шара или шарообразного восьмигранника. Нередко среди них встречались и настоящие произведения искусства. Так, например, турецкий султан пожаловал украинскому гетману Богдану Хмельницкому (ок. 1595–1657 гг., гетман с 1648 г.) булаву, всю осыпанную жемчугом и драгоценными камнями. Вторые же — выполнялись из железа, являли собой грозное оружие и могли применяться в реальном бою. После присоединения левобережной Украины к Российской империи теперь уже малороссийские гетманы стали получать булавы, бунчуки и знамена из Москвы. В частности, царь Алексей Михайлович через ближнего боярина Бутурлина послал первую булаву Богдану Хмельницкому, всю из серебра, с надписью «1654» и со своим личным вензелем. Между тем, вольное сообщество запорожцев — Запорожская Сечь, подчинявшееся польскому королю лишь номинально, никогда не теряло связей со своими «реестровыми» товарищами. В результате кошевые и куренные атаманы Сечи также обзавелись большими и малыми булавами в качестве знаков своего достоинства. В целом же, сравнивая запорожские войсковые клейноды с регалиями войскового атамана и есаула у донских казаков, нельзя не отметить еще одну интересную деталь. У запорожцев более примитивную трость донского есаула вытеснила трость, посредине несколько суженная, к концам утолщенная и окованная серебряными кольцами.
Великий коронный гетман Ян Клеменс Браницкий (1689 — 1771) с гетманской булавой.

Польный коронный гетман Стефан Чарнецкий (1599 — 1665) с гетманской булавой.

Польный коронный гетман Ян Станислав Яблоновский (1634 — 1702) с гетманской булавой.
Гетман Войска Запорожского Иван Брюховецкий (1623 — 1668) с гетманской булавой.

Запорожский казачий полковник Иван Богун (1618 — 1664) с полковничьим шестопером за поясом.

На фото (снизу вверх): железный шестопер, пернач с позолоченным железным навершием и  пернач с железным навершием. Турция XVI — XVII век.
Железная булава с шарообразным навершием и вызолоченной резной рукоятью. Турция XVI — XVII век.

Обычно казачьи полковники в качестве атрибутов своей власти носили булавы, перначи или шестоперы, которые выполнялись из железа, являли собой грозное оружие и могли применяться в реальном бою. 




Одна из булав гетмана Украины Богдана Зиновия Хмельницкого. Рог носорога, резьба, эмаль. XVII век.

Издревле булава служила человеку не только оружием, но и символом власти. Желая привлечь казаков на свою сторону, польские короли, русские цари и турецкие султаны нередко одаривали высших казачьих атаманов символами власти — булавами, представлявшими собой произведения ювелирного искусства (подобными тем, что представлены на фото ниже). 


Парадный турецкий шестопер — символ власти военачальника. Лопасти выполнены из полудрагоценного камня и украшены золотом и россыпью достаточно крупных драгоценных камней. Рукоять обернута позолоченным металлическим листом, покрытым искусной резьбой. XVII — XVIII век.

Армянская парадная булава — символ власти военачальника. Серебро, позолота, перламутр, черное дерево. XVII век.

Коронационная булава шведского короля Карла X Густава IV Адольфа (1622 — 1660) — символ монаршей власти. Золото, чернь, резьба. XVII век.

Польская гетманская булава — символ воинской власти.  Серебро, позолота, резные накладки. XVII век.


Монаршие «милости». 
На протяжении всего периода существования вольных казацких обществ их история характеризовалась весьма непростыми и, порой, трагичными взаимоотношениями с монаршей властью централизованных государств. С одной стороны, короли, императоры и султаны жаждали привлечь казаков на свою сторону, в качестве хорошо зарекомендовавшей себя военной силы, а с другой — не желали терпеть их свободного образа жизни, вольнодумия, автономии и самоуправления. Так, польские короли, одаривая казачью старшину званиями, знаками отличия и поместьями, одновременно пытались превратить всех казаков, не вошедших в реестр, в холопов литовских и польских магнатов, что, наряду с другими факторами, привело к Казацко-польским войнам и добровольному вхождению левобережной Украины в состав России (1654 г.). Но и здесь по отношению к казачеству проводили ту же политику. После Азовских походов (1695–1696 гг.) царь Петр I (1672–1725 гг.) начал укрепляться на донской земле и одну за другой отбирать у казаков их исконные вольности. Причем, одной рукой он ограничивал их права на свободу торговли, ловлю рыбы, рубку леса на собственных территориях и т.п., жестоко карал и казнил недовольных, а другой, — за участие в Северной войне жаловал Великому Войску Донскому денежное вознаграждение, новую серебряную печать и деревянную насеку, оправленную с двух концов серебром и украшенную надписью: «Насека Войска Донского 1704». В 1706 г. за подавление астраханского стрелецкого бунта — серебряный пернач, вызолоченный и украшенный дорогими камнями, «бунчук с яблоком и с доскою, и с трубкою серебряною, золочен» и большое войсковое знамя, писанное золотом на камке, а также шесть станичных знамен, писанных золотом и серебром. Императрица Екатерина II продолжила политику Петра I по отношению к казачеству. После сурового подавления восстания Е. Пугачева и укрощения яицких казаков ее войска в 1775 г. вероломно разгромили Запорожскую Сечь, а уцелевшим запорожцам было «милостиво дозволено» переселиться на Кубань («милость», надо прямо сказать, весьма сомнительная, поскольку земли Кубани в то время фактически не принадлежали России, и казаки вынуждены были почти сто лет оплачивать их собственной кровью в Кавказской войне с горцами (Кавказская война кратко причины, итоги, последствия). Через тринадцать лет им была оказана еще одна «милость»: за отвагу и смекалку, проявленные в войне с Турцией, — возвращены войсковые клейноды, отобранные при разгроме Сечи. В 1776 г. императрица в знак благоволения прислала донскому войсковому атаману Алексею Иловайскому большую булаву и насеку, обе с надписями. Насека была деревянной, 2¼ аршина длиной, с набалдашником из двух стиснутых вместе серебряных шаров, украшенных наверху двумя крестообразно помещенными черными орлами. Булава же — из черного дерева, длиною в 1 аршин, с грушевидным серебряным навершием, украшенным позолотой. А в 1786 г. жаловала Земли Войска Донского донским казакам в вечное пользование, но за это потребовала от них нести государеву службу пожизненно, начиная с 17 лет, со своим конем и снаряжением.
 
Войсковые регалии (клейноды) Всевеликого Войска Донского. 1776 г.

Военно-служилое сословие. 
Так, постепенно, при помощи политики «кнута и пряника» казачество из свободного воинского люда превращалось монархией в военно-служилое сословие, в дальнейшем ставшее надежным инструментом имперских устремлений царской России на Кавказе, Балканах, в Закавказье, Средней Азии и других регионах. Именно с этим периодом казачьей истории связано и постепенное исчезновение булав, перначей и шестоперов, поскольку в прошлое уходили и сами традиции вольного казачества. Прошло время казацких гетманов, выборных атаманов, войсковых рад и козаков-«лыцарей» (подробней: «Лыцари». Запорожские козаки и из рыцарский кодекс), превыше всего ценивших равенство, свободу, воинскую славу и честь казачью. Наступало время «служилых людей», воинов на службе у государства, защищавших его границы, являвшихся опорой его верховной власти и получавших от него за это определенные льготы и привилегии, офицерские чины и погоны. Однако и этот тип со временем стал уходить в прошлое. Уже со второй половины XIX в. преобладающим становится тип казака-фермера, которого заставляла браться за оружие лишь сложившаяся система и слабеющая традиция. Более того, в начале ХХ века наблюдалось нарастание противоречий между казаком-фермером и казаком-воином. Именно последний тип, как более боеспособный, старалась сохранить и порой искусственно культивировала власть. С этой целью она пыталась возродить и некоторые внешние атрибуты былого казачества. В частности, насека, пожалованная Войсковому Наказному Атаману Войска Донского в 1776 г., послужила образцом как для возобновления в 1882 г. насеки у уральских казаков, так и при изготовлении в 1904 г. насек для всех казачьих войск. Это было сделано, выражаясь словами документа, «для поддержания старинных традиций доблестных казачьих войск». Однако поддерживать эти традиции становилось все трудней и трудней, поскольку, отобрав у казаков свободу, разрушив их древние устои и складывавшуюся веками систему ценностей, государство лишило их той жажды подвигов, того духа наездничества и той бесшабашной удали, которые отличали их лихих предков (здесь можно ознакомиться со статьей «Казаки характерники — вымысел или реальность»).


Понравилась статья? Добавьте ее в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.

www.bivouac.ru

Палицы, булава и боевые молоты.


Палицы, шестоперы, моргенштерны, томагавки, бумеранги, чеканы, теланги, ослопы, цепы и шесты — все эти типы оружия, как ни странно, являются родственниками друг другу. Геракл оглушил Немейского льва дубиной, Саурон сражался с объединенными силами Средиземья при помощи шестопера, а скандинавский бог Тор перебил своим молотом великанов. Словом, без такого оружия в фэнтези просто не обойтись. Сегодня наша популярная рубрика «Арсенал» посвящена одному из самых древних и универсальных вооружений человека — ударно-дробящему. Приятного чтения!

Палица — едва ли не самое примитивное оружие, которое только можно вообразить. И, несомненно, самое древнее — она появилась целых 5 миллионов лет назад! Не умея еще делать орудия, наши далекие предки на охоте использовали палки и длинные кости крупных животных.

Постепенно люди научились обрабатывать камень, затем — металлы… Оружие совершенствовалось, но палица и не думала сдавать свои позиции. Вплоть до 17 века она продолжала оставаться одним из наиболее распространенных орудий войны, как в Европе, так и в Азии.

Уникальной чертой палицы является ее внеклассовость. С одной стороны, дубина традиционно выступала в качестве “оружия пролетариата”. С другой же стороны, такие символы власти, как гетманские булавы, скипетры и императорские жезлы, представляли собой те же самые дубинки — только богато разукрашенные.
Почему именно дубина оказалась наиболее популярным оружием народной войны, понять легко. Но как случилось, что она стала еще и символом верховной власти?

Отношение к палице как к атрибуту правителя сложилось в очень давние времена — еще 10-15 тысяч лет назад. Конфликты между племенами охотников и собирателей в большинстве случаев были практически бескровными. Племя, со стороны которого к вечеру оказывалось больше раненых, признавало себя побежденным. Или не признавало. В этом случае спорный вопрос решался поединком вождей, которые уже бились насмерть.


Сражались они палицами. Такой выбор оружия был обусловлен тем, что распространенные в то время легкие щиты из прутьев и кожи легко выдерживали удары копья с костяным наконечником. Но от удара дубины гибкий щит не спасал.


В эпоху мезолита и неолита форма палиц была очень разнообразной. Египтяне и ливийцы предпочитали простые колотушки длиной всего около 60 см со сферической головкой из твердого дерева. В Южной Америке и Африке встречались ассегаи длиной 120 см с широким остроконечным деревянным “клинком” в одну или даже две трети длины. Ассегаями можно было как бить, так и колоть. В Азии широко были распространены палицы со сферическим каменным навершием. Американские же и полинезийские племена использовали “вороны” с одним или несколькими длинными направленными вперед деревянными шипами.

Иногда к изготовлению палиц применяли микролитическую (от греческого “микролит” — “мелкий камень”) технику. Так, макан представлял собой доску из твердого дерева, в края которой вклеивались осколки кремня или обсидиана, либо акульи или крокодильи зубы. Существовали как прямые маканы длиной до 100 см, так и более короткие варианты, имеющие форму весла, широкой капли или вытянутого овала.


Так палица стала первым оружием, предназначенным специально для войны, а не охоты. Позже, когда в моду вошли жесткие деревянные щиты, в ближнем бою стали использоваться топоры.

Славянский бог Перун сражается с львом. И где он нашел его в наших-то широтах…

Намного позже в христианской Европе палица снова приобрела особый статус, став излюбленным оружием духовного сословия. Католицизм запрещал служителям церкви проливать кровь, и вместо мечей и топоров священники вынуждены были орудовать палицами.

Палица, как правило, тяжелым оружием не была. Для меча или топора увеличение веса означало и более высокую пробивную силу. Но палица пробивной силой не обладала в принципе. Для того же, чтобы успешно дробить человеческие кости, слишком уж большой вес и не требовался.

Тем не менее, существовали и гигантские двуручные палицы. Такие, как, например, дубина Геракла, которая, судя по некоторым изображениям, весила не менее 20 кг. Или почти такие: во всяком случае, сохранились как цельнодеревянные, так и цельнометаллические ослопы весом до 12 кг!

Ослопы, несомненно, были самым тяжелым холодным оружием. Даже двуручные мечи весили “всего” 4-8 кг. Но с мечом понятно — а палицу-то зачем делать настолько массивной, если на ее пробивной способности вес никак не сказывался?

Ну, щит, в который пришелся удар ослопа, может быть, и оставался цел… Так прямо целиком и улетал. Вместе со своим владельцем. Удар ослопа гарантировано сбивал врага с ног.

Палица в средние века

После наступления эпохи металла с палицами стали конкурировать сначала мечи и топоры, а затем и сабли. И конкуренцию, надо признать, палицы выдержали с честью.

Несомненным достоинством палицы являлась предельная дешевизна изготовления. Поскольку к твердости ее навершия высоких требований не предъявлялось, изготовить это оружие можно было и целиком из дерева. Причем с минимальными затратами труда: достаточно было вбить в ствол молодого дубка несколько острых осколков камня. Через несколько лет на стволе возникал сферический наплыв. Оставалось только срубить деревце и ободрать кору. А можно было просто выкорчевать молодой дуб. В этом случае функцию навершия брало на себя основание ствола с остатками корней.

Палица “природной формы”, конечно, смотрелась не так шикарно, как аккуратно обточенная булава. Но с практической точки зрения разница была минимальной. Заметный выигрыш давало только оковывание навершия мягким железом. Центр тяжести оружия при этом смещался вверх, и удар выходил более сильным. С этой точки зрения наилучшими были палицы с навершием, целиком отлитым из бронзы.

Но отнюдь не дешевизна изготовления снискала палице неувядающую популярность. В первую очередь она привлекала воинов своей исключительной — стопроцентной! — надежностью. Дубина в бою не могла ни сломаться, ни затупиться, ни застрять. Поскольку положение ладони на рукоятке палицы оставалось неизменным, это оружие можно было снабдить петлей на запястье. Палица не терялась, даже если оказывалась выбитой из руки воина. Для того, чтобы схватить ее, снова требовались доли секунды.

Распространенной ошибкой иллюстраторов является изображение палиц пугающе-массивными. На самом деле вес этого оружия колебался между 1 и 3 кг. Даже учитывая высокое расположение центра тяжести, в скорости палица мало чем уступала мечу. Притом никакие гибкие доспехи не давали удовлетворительной защиты от ударов дробящего оружия.

Были у палицы и недостатки. В частности, нанести ею смертельную рану было достаточно сложно. Ведь при равной силе удара дробящее оружие наносило намного меньшие повреждения, чем колющее или рубящее. В основном, ударом палицы противника старались обезоружить, ранить или ошеломить. Собственно, в древности “ошеломлением” и именовали шок, наступающий после удара по шлему.

Кроме того, палица по сравнению с мечом давала намного худшие возможности для отражения ударов. Но главным ее недостатком было полное бессилие против жестких доспехов и щитов.

Тем не менее, на всем протяжении средневековья палицы широко использовались, как пехотой, так и кавалерией. Мечом можно было наносить удары быстро и точно, но даже легкие доспехи нередко были серьезной преградой для средневекового клинка. Тяжелый боевой топор сокрушал любые преграды, но удары топором наносить было трудно. Палица занимала промежуточное положение между этими видами оружия.


Постоянное положение ладони на рукоятке позволяло оснащать палицы закрытыми гардами.

Моргенштерн и шестопер


Относительно того, какое именно оружие надлежит именовать моргенштерном, в литературе наличествуют разночтения. Иногда так именуется палица с шипастым навершием, иногда — цеп. В конце концов, создатели ролевой игры AD&D запутали дело окончательно. С одной стороны, они закрепили это название за палицей, а с другой стороны, объединили палицу с шипами и цеп в один “навык”.

На самом деле, “моргенштерн” (по-немецки — “утренняя звезда”) — это не цеп и не палица, а просто бронзовый шарик с ввинченными в него стальными шипами. Такое навершие могло крепиться к рукоятке как непосредственно, так и с помощью цепочки.

Таким образом, именовать “моргенштернами” можно как палицы, так и цепы, если при их изготовлении использовалась вышеупомянутая деталь. Но шипы могли крепиться и к цилиндрической железной основе или просто вколачиваться в деревянное навершие. Так что не всякая снабженная шипами палица — моргенштерн.

Цель, с корой средневековые мастера иногда усеивали навершия палиц острыми шипами, кажется очевидной. Зачем же еще они могли делать это, если не затем, чтобы увеличить тяжесть наносимого ранения? Тем не менее, этот ответ неверен. Раны-то, конечно, моргенштерн наносил более опасные… вот только кому? Легко догадаться, что палицу с направленными во все стороны остриями было довольно-таки трудно носить.

Шипы на палице не только создавали серьезные неудобства для владельца. Они еще и лишали это оружие его важнейших преимуществ: дешевизны и надежности. Изготовить “утреннюю звезду” было очень непросто, а снабженное ею оружие начинало застревать в щитах и цепляться за снаряжение.
С другой стороны, шипы позволяли преодолеть и наиболее существенный недостаток палицы: склонность гладкого навершия соскальзывать с поверхности жестких щитов и доспехов. “Рикошеты” приводили к бесполезной потере большей части энергии удара. Кроме того, воин, чье оружие соскользнуло с вражеского щита, мог потерять равновесие. Шипы предназначались именно для решения этой неприятной проблемы. Они вонзались в щит или доспехи, навершие резко останавливалось, и энергия удара расходовалась… плодотворно.

Более высокой надежностью обладали палицы с короткими и затупленными шипами. Невысокие бугорки металла увеличивали трение навершия о поверхность щита, но зацепиться или застрять не могли. Зато они не были способны и полностью предотвратить соскальзывание. Поэтому наиболее совершенной разновидностью пальцы оказался шестопер или буздыхан.

Навершие шестопера снабжалось не шипами, а несколькими рубящими кромками — перьями — направленными вдоль рукояти. Как можно догадаться по названию, обычно перьев было шесть. Иногда, впрочем, и больше.

Шестопер имел все преимущества моргенштерна, но был свободен от его недостатков. Перья вонзались в щит, но вонзались неглубоко, и оружие не застревало. Поэтому шестопер можно было снабдить петлей и даже закрытой гардой. Кроме того, жесткие перья буздыхана эффективно переламывали кости и металлические пластины доспехов. В сумме же эти достоинства в средние века гарантировали шестоперу бурный успех едва ли не во всех странах мира. Буздыханами вооружались и европейские рыцари, и русские витязи, и турецкие спахи, и индийские раджипуты.

источник

Спасибо


feldgrau.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *