Прототип ПАК ДА будет представлен в 2018 году

Разрабатываемый в России перспективный дальний бомбардировщик ПАК ДА будет представлен в 2018 году. Об этом заявил замминистра обороны России Юрий Борисов во время проверки выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК в Нижнем Новгороде. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны.

— Есть высокая вероятность, что мы его увидим в 2018 году, — сказал Юрий Борисов.

При этом он подчеркнул, что тактико-технические характеристики ПАК ДА будут уникальными по многим параметрам, «гораздо лучше, чем у существующих бомбардировщиков».

В январе нынешнего года главком ВКС Виктор Бондарев сообщил, что новейший бомбардировщик поднимется в небо в раньше намеченного срока.

— Работы по ПАК ДА идут и темпы нас устраивают. Задача стоит поднять в небо опытный образец в 2021 году, но если всё пойдет, как сейчас, то он взлетит и раньше, — заявлял генерал-полковник.

Многие данные нового самолета засекречены. Из открытых сведений известно: новый дальний ракетоносец будет выполнен по схеме «летающее крыло» — как американский B-2 Spirit. Такая компоновка обеспечивает малую заметность самолёта для радаров, работающих на длинных волнах. ПАК ДА будет оснащен самым современным электронным оборудованием — в том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы. Основным оружием бомбардировщика станут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. Помимо стратегических ракет, самолёт вооружат высокоточным оружием.

Размеры ПАК ДА будут довольно велики, пишет военный обозреватель NI Дейв Маджумдар. Максимальная взлётная масса составит 110 тонн. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн. Кстати, американский B-2 Spirit может поднять в воздух до 22 тонн бомб и ракет, российский Ту-160 — 41 тонну.

В перспективе новый бомбардировщик заменит существующий парк Дальней авиации России: бомбардировщики Ту-22, ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.

Загрузка…

aviation21.ru

ПАК ДА — ракетоносец будущего

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося, не в последнюю очередь, применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название «2018 Bomber», планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов.

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главой целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке в 10 тонн. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создает собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в азиатско-тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 тонн оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 тонн.

Говоря о китайском проекте Н-21, эксперты предпочитают не торопиться с оценками. По мнению Виктора Мураховского, о том, каким будет китайский стратегический бомбардировщик, говорить пока рано.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют.

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

fishki.net

ПАК ДА | Авиация России

Самарское ПАО «Кузнецов» разместило на сайте госзакупок тендер на опытно-конструкторские работы по двигателю для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) — «изделие 80». Об этом сообщается на сайте ТРК «Звезда». В ТЗ на тендер указано, что основная и дублирующая электронные системы двигателя должны обеспечить прогнозирование состояния изделия и его […]

Подробнее

3 сентября на сайте госзакупок ПАО «Туполев» разместило тендер на выполнение составной части опытно-конструкторской работы по теме: «Создание комплекса средств математического моделирования систем общесамолётного оборудования изделия 80 (СКВ, ГС, СЭС) для решения задач отладки алгоритмов управления системами, диагностики, парирования отказов и полунатурного моделирования» (шифр «КММ ОСО-80») для нужд ПАО «Туполев». […]

Подробнее

12 июля в Казани заместитель министра обороны России Алексей Криворучко провёл совещание по вопросу исполнения гособоронзаказа Казанским филиалом ПАО «Туполев» — авиационным заводом им. С.П. Горбунова. Он также оценил производственные мощности КАЗ, где планируется в будущем развернуть производство перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА. «При создании перспективного авиационного комплекса […]

Подробнее

В ПАО «Туполев» сообщили о подготовке Казанского авиазавода к сборке первых опытных образцов перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Об этом сообщает «Интерфакс» на свой информированный источник в авиационной отрасли. «Казанский авиационный завод, который определён головным изготовителем ПАК ДА, начал подготовку к созданию первых опытных образцов этого самолёта», — […]

Подробнее

Стратегические бомбардировщики ПАК ДА планируется принять на вооружение в 2025-2028 годах, сообщил РИА Новости председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. «ПАК ДА — это дело даже не ближайшей перспективы… Проект создания новых дальних бомбардировщиков реализуется активно, по плану. Но всё же начало принятия их на вооружение […]

Подробнее

Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) будет выполнять задачи трёх типов бомбардировщиков, стоящих на вооружении ВКС — Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, и при этом стоить намного дешевле, чем Ту-160. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник в российском оборонно-промышленном комплексе. «Одна из главных задач, поставленных военным ведомством […]

Подробнее

Концерн Радиоэлектронные технологии приступил к проектированию принципиально новой системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА. Новый самолёт может подняться в воздух в 2025-2026 годах, сообщается на сайте КРЭТ. Концерн уже перешёл к этапу технического проектирования системы РЭБ для нового российского бомбардировщика. По его результатам начнётся производство опытного […]

Подробнее

Объединённая авиастроительная корпорация согласовала с Минобороны РФ облик перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), сообщает «Интерфакс-АВН» со ссылкой на президента ОАК Юрия Слюсаря. «Мы защитили эскизно-технический проект и приступаем к опытно-конструкторским работам», — заявил Ю.Слюсарь, отметив важность синхронизации комплекса работ по планеру, системам и двигателю на эту машину. «Мы, […]

Подробнее

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) разрабатывает двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации — ПАК ДА. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на сообщение пресс-службы ОДК, сделанное в ходе первого дня работы МАКС-2017, работа по созданию эскизного проекта двигателя завершена, проект утверждён. В пресс-службе уточнили, что сегодня конструкторы ОДК занимаются разработкой рабоче-конструкторской […]

Подробнее

Разрабатываемый стратегический ракетоносец будущего — перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) — должен нести ка

aviation21.ru

Что известно на Западе о российском ПАК ДА » Военное обозрение

Перспективный тяжелый бомбардировщик ПАК ДА, разрабатываемый КБ Туполева, планируется принять на вооружение ВКС в 2022 году, пишет Military Watch Magazine.
Вместе с модернизированными Ту-160М2 и Ту-22М3М (в тексте — Ту-26М2М) ПАК ДА произведет настоящую революцию в «бомбардировочном вооружении стратегических сил страны». Как ожидается, российский самолет станет также ведущей мировой платформой, которая сможет превзойти разрабатываемые в Китае и США бомбардировщики Н-20 и Б-21.

Первоначально предполагалось, что это будет еще одна модификация «Белого лебедя», однако позже стало известно, что в ПАК ДА будет применена схема «летающее крыло».

Новый самолет не предназначен для преодоления вражеской ПВО – он будет оснащаться ракетами большой дальности, позволяющими наносить удары до вхождения в зону противовоздушной обороны.

Применение технологии «стелс» при его строительстве остается под вопросом, так как русские полагаются больше на другие инструменты защиты, такие как средства РЭБ.

По мнению автора, ПАК ДА, скорее всего, вооружат гиперзвуковыми ракетами, что еще больше увеличит дальность поражения. Также как и «Белый лебедь» он сможет нести на борту ядерное вооружение, но пока неясно будут ли это баллистические или крылатые ракеты.

В статье отмечается, что для экономии средств при создании ракетоносца будут применяться модифицированные системы и узлы, ранее разработанные для других самолетов. Речь, в частности идет о локаторах с активной фазированной антенной решеткой, которыми оснастили новейший Су-57. Кроме того, в ряде докладов сообщалось о неких совместных российско-китайских разработках для ПАК ДА и Н-20, что, кстати, говорит о растущем военном сотрудничестве между двумя странами.

Пока о новом российском стратеге известно очень мало. Но если учесть прошлогоднее заявление главкома ВКС о том, что создание первого прототипа ПАК ДА близится к завершению, то новые сведения о нем можно ожидать в ближайшем будущем, заключает издание.

topwar.ru

ПАК ДА — перспективный авиационный комплекс дальней авиации

Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме «летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР, геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта показан на фото в шапке статьи.

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут: «Она будет не одна, их будет несколько типов – и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько».

Модель самолёта «летающее крыло» в трансзвуковой трубе Т-106
Фото (с) ЦАГИ, 2013 г.

По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания «Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией «Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов для перспективного самолёта – радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.

К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало запуска в серию — на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 таких машин.

В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется, перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с решением о возобновлении выпуска Ту-160. «Белый лебедь» совершенен с точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК «МиГ» и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2.

Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает, то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в «экспертном сообществе» есть.

Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно десятилетие будут справляться со своими задачами.

Ту-160 «Белый лебедь» — борт «Валерий Чкалов»
Фото (c) englishrussia.com

Другой эксперт — Виктор Мураховский отмечает, что проект нового бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения авиации в мире меняется довольно быстро.

«Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия», — сказал он.

Однако, «экспертное сообщество» может ошибаться, хотя бы просто по той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.

«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации», — сказал замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и пересмотру не подлежит.

Таким образом, работы по двум крупным проектам — запуск в серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков разработки ПАК ДА больше не озвучивается.

27 апреля 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что сроки разработки бомбардировщика и его запуска в серию сдвигаются на 2028-2029 год. Очевидно, что приоритетным является запуск в серийное производство модернизированного Ту-160.

Последние новости по ПАК ДА:

27 апреля 2017 года
Новейший российский стратегический бомбардировщик ПАК ДА может совершить первый полёт в 2025-2026 годах и пойти в серию в 2028-2029 годах, заявил журналистам замминистра обороны РФ Юрий Борисов. «Мы рассчитываем первый вылет в районе 2025-2026 года и начало серийного производства — 2028-2029 год», — сказал Борисов в ходе посещения Казанского авиазавода.

13 апреля 2017 года
ПАО «Туполев» завершило (в 2016 году) первый этап опытно-конструкторских работ по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) и переходит к разработке рабочей конструкторской документации. Первый опытный образец планируется создать в начале 2020-х годов, соответствующий контракт уже подписан.

1 марта 2017 года
В ОКБ Туполева созданы несколько макетов ПАК ДА из композиционных материалов, а также полноразмерный макет из дерева. Макеты выполнены по схеме «летающее крыло».

4 января 2017 года
Заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал в интервью «Газете.Ru», что меняется характер боевых действий, на смену обычным авиационным средствам поражения приходят гиперзвуковые авиационные средства поражения с большей дальностью и с большей точностью. И перспективному самолёту-носителю на рубеже 2025–2030 годов необязательно иметь такие характеристики, как сверхзвуковая скорость. Нужно максимально долго и незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе, для того чтобы, не входя в зону поражения, выпустить свои средства поражения по намеченным целям.

«Вместе с тем мы таким образом скоординировали с промышленностью организацию всех работ, что подготовка производства для Ту-160 нового облика и для ПАК ДА проводится одновременно. Максимальное количество технологических операций будет одно и то же. Грубо говоря, станки будут использоваться одни и те же для производства Ту-160 и для ПАК ДА. По сути дела, на подготовку производства деньги тратятся один раз», — сказал Юрий Борисов.

13 октября 2016 года
«Разрабатываемый в России перспективный дальний бомбардировщик ПАК ДА будет представлен в 2018 году», — заявил замминистра обороны России Юрий Борисов во время проверки выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК в Нижнем Новгороде.

Источники:

Примечания:

  • * Число Рейнольдса — характер потока жидкости или газа — ламинарный или турбулентный — определяется безразмерным числом, зависящим от скорости потока, вязкости и плотности жидкости и характерной длины элемента потока. Подробнее здесь: http://elementy.ru/trefil/21200

Андрей Величко,
март 2016 — апрель 2017 г.

Загрузка…

aviation21.ru

Познакомьтесь с ПАК-ДА — самым мощным бомбардировщиком России

США продолжают разработку стратегического бомбардировщика B-21 Raider, и Россия одновременно разрабатывает свой стратегический бомбардировщик следующего поколения ПАК-ДА. Федеральное агентство новостей предлагает перевод статьи Чарли Гао Meet the PAK-DA, Russia’s Most Powerful Bomber Ever (Once It Is Built) («Познакомьтесь с ПАК-ДА, самым мощным бомбардировщиком России, — он им станет, когда будет достроен»), опубликованной изданием The National Interest.

Ожидается, что российский ПАК-ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) заменит все используемые на данный момент стратегические бомбардировщики ВВС России к следующему десятилетию. Российские ВВС имеют свои аналоги для большинства американских летательных аппаратов, кроме B-2 Spirit. Из доступной информации неясно, планируется ли, что ПАК-ДА будет выполнять ту же роль, что и B-2 Spirit в ВВС США.

По последним прогнозам, сделанным в мае 2018 года, ожидается, что ПАК-ДА совершит первый полет к 2025–2026 годам, а серийное производство начнется к 2028–2029 годам. По традиции ПАК-ДА получит наименование «Ту», поскольку большая часть работы проводится авиационным конструкторским бюро «Туполев», в отличие от ПАК-ФА, который теперь известен как Су-57. Оба летательных аппарата — продукция российской Объединенной авиастроительной корпорации, которая собрала почти все авиастроительные компании России в единый концерн.

Как и в случае с другими современными авиационными программами, даты начала обслуживания и создания моделей ПАК-ДА продолжают сдвигаться. Хотя первый полет модели был назначен на 2019 год (как было объявлено в 2014-м), глава «Туполева» пересмотрел эту дату и заявил, что тестирование первого бомбардировщика ожидается в 2021–2022 годах. В настоящее время глава Объединенной авиастроительной корпорации говорит, что первая модель ПАК-ДА, сделанная для тестовых полетов, будет произведена к середине 2020 года. «Туполев» в настоящее время занят созданием нового Ту-160М2, который только сейчас завершает летные испытания, поэтому ПАК-ДА, предположительно, находится еще на очень ранней стадии разработки. Источники сообщают, что уже были созданы деревянные уменьшенные и полноразмерные макеты ПАК-ДА. Ту-160М2 был указан как причина того, что разработка ПАК-ДА была отложена, поскольку модернизация потребовала много ресурсов.


Загрузка…


Фактическая роль ПАК-ДА известна только в общих чертах. В качестве стратегического бомбардировщика ПАК-ДА будет отвечать за поставку ядерного оружия, которое сможет пробить воздушную оборону противника в случае ядерной войны. Эту роль он унаследует от действующих стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Поскольку нынешние версии Ту-95 и Ту-160 используют крылатые ракеты воздушного пуска, в частности Х-55СМ и Х-102, в качестве основного способа доставки ядерных боеголовок, ПАК-ДА, вероятнее всего, будет использовать усовершенствованные версии этих ракет или крылатые ракеты нового вида. Новая гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал» могла бы использоваться ПАК-ДА в качестве первоначального вооружения. Однако крылатые ракеты воздушного пуска в Ту-160 и Ту-95 хранятся преимущественно во внутренних вращающихся пусковых установках, и большие размеры «Кинжала» могут стать причиной ряда проблем.

 

Миг-31 с ракетой «Кинжал»twitter/@mod_russia

Внешнее хранение «Кинжала» маловероятно (хотя в настоящее время оно используется у Ту-95МС16 и Ту-95МСМ), поскольку ПАК-ДА, как сообщается, будет иметь технологию снижения заметности, и внешнее хранилище будет сводить на нет это преимущество. Ракета «Кинжал» также запускается с истребителя МиГ-31, поскольку его высокий и быстрый профиль полета обеспечивает необходимую энергию, чтобы ракета достигла необходимой скорости. ПАК-ДА вряд ли будет обладать аналогичным профилем полета. Тем не менее гиперзвуковые технологии, использованные в ракетах «Кинжал», могут в будущем использоваться для создания меньших по размеру крылатых ракет воздушного пуска для ПАК-ДА. «Кинжал» также имеет значительно меньшую дальность, чем другие существующие ракеты, — 2000 км по сравнению с более чем 5500 км у Х-102.



Форма и внешний вид ПАК-ДА известны только по рекламным роликам. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что самолет будет иметь дизайн летающего крыла. Он не уверен, будет ли это обычное летающее крыло, как B-2 Spirit, или будут добавлены дополнительные поверхности управления, выступающие из крыла. В роликах были показаны обе конфигурации. Некоторые технические характеристики также можно найти в открытом доступе. Масса ПАК-ДА, по оценкам, в два раза меньше, чем у Ту-160, то есть составляет около 130 тонн. Ожидается также, что бомбардировщик будет инфразвуковым и получит оснащение двумя двигателями, а также будет способен летать на расстояния до 15 000 км без дозаправки (это на 3000 км больше, чем Ту-160, который способен пролететь 12 000 км без дозаправки). Электроника ПАК-ДА будет схожа с электроникой Ту-160М2, что поспособствует более быстрой разработке. Кроме того, предполагается, что ПАК-ДА сможет использовать любые аэродромы. Это означает, что ему будет необходима меньшая дистанция для взлета, чем Ту-160 или даже Ту-95.

Автор: Катерина Михайлиди

naspravdi.info

Вместо ПАК ДА будет запущена новая версия дальнего бомбардировщика Ту-22М

Как сообщается в статье «Au lieu de PAK DA, la Russie va créer une nouvelle version du Backfire bombardier» во французском журнале «Aéronautique Militaire» со ссылкой на инсайдерские источники в российской авиационной промышленности, программа создания перспективного российского стратегического бомбардировщика, известная как ПАК ДА (Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации), хотя и осталась в недавно принятой Государственной программе вооружений на 2018-2027 годы, однако была существенно сдвинута по срокам и сокращена по объемам финансирования.

Постройка и начало испытаний первых опытных образцов ПАК ДА теперь перенесено за пределы новой ГПВ и ожидается ориентировочно не ранее 2030 года, а то и позднее. Это связано также с реалистичной оценкой сроков создания для ПАК ДА перспективного двигателя «Изделие 80» в классе тяги 25 тонн, до сих пор остающегося на эскизной стадии, а также с необходимостью решения ряда проблем по приданию самолету малозметности.

Ввиду переноса сроков создания ПАК ДА, в ГПВ-2027 была включена программа восстановления в модифицированном виде серийного производства дальних бомбардировщиков Ту-22М (известных на Западе как Backfire), что должно поддержать потенциал российской дальней авиации на ближайшие 20-25 лет. Возобновление производства самолетов планируется на Казанском авиационном заводе ПАО «Туполев», ставшего фактически подразделением по дальней авиации российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Таким образом, это будет вторая программа восстановления производства бомбардировщиков советской разработки на Казанском авиационном заводе после недавно принятой программы восстановления там выпуска стратегических бомбардировщиков Ту-160 в варианте Ту-160М2.

Сообщалось, что исследование возможности создания модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М было начато еще в соответствии с принятой в 2010 году нынешней Государственной программой вооружений на 2011-2020 годы (НИР «Магнитка»), а сама программа разработки и восстановления производства модифицированной версии самолета была включена в новую ГПВ-2027 при активном лоббировании вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, усиленно поддержавшего этот проект. Один из источников в российской авиационной промышленности по этому поводу сказал, что «Рогозин обожает все советское». Одобрению данной программы способствовало также активное использование самолетов Ту-22М3 в российской военной кампании в Сирии.

В ПАО «Туполев» проект радикальной модернизации Ту-22М обозначается как «Изделие 345» (также используется индекс «45-30»), в связи с чем самолет, возможно, получит официальный индекс Ту-345 (шифр «145» имел при разработке оригинальный самолет Ту-22М, шифр «245» использовался в 1990-е годы для создания оставшегося на бумаге предыдущего модифицированного варианта с индексом Ту-22М5). При создании нового варианта будут активно использованы наработки по проекту Ту-22М3М модернизации строевых самолетов Ту-22М3 ВКС России (по новой ГПВ предусматривается финансирование модернизации в Ту-22М3М 36 строевых машин). Источники сообщают, что самолет «345» сохранит в основном планер бомбардировщика Ту-22М3, но вместо двигателей НК-25 будет оснащен двумя двигателями НК-32 серии 02. Производство этих двигателей сейчас восстанавливается на ПАО «Кузнецов» в Самаре для ремоторизации нынешних бомбардировщиков Ту-160 и оснащения бомбардировщиков Ту-160М2 новой постройки. Двигатель НК-32 серии 02 имеет схожую с НК-25 тягу (около 25 тонн на форсаже), но гораздо лучшую экономичность и больший ресурс. Вопрос замены на Ту-22М3 двигателей НК-25 на НК-32 рассматривался еще в 1980-е годы, и опытный самолет модификации Ту-22М4, на которой планировалась установка двигателей НК-32 (правда на этом образце так и не установленных) совершил первый полет еще в 1990 году.

Самолет «345» будет иметь экипаж всего из двух человек (вместо четырех на Ту-22М) и будет штатно оснащаться убираемой штангой для дозаправки в воздухе, кроме того рассматривается возможность применения на нем комформных топливных баков сверху планера. В сочетании с более экономичными двигателями НК-32 это позволит значительно повысить дальность самолета, доведя ее в перегоночном варианте (без дозаправки в воздухе) якобы до 9-10 тысяч км (по сравнению с 6800 км у Ту-22М3).

Предположительно, «345» должен получить бортовое радиоэлектронное оборудование, в целом аналогичное модернизированному самолету Ту-160М2 (и, видимо, Ту-22М3М). В состав вооружения войдут крылатые ракеты как имеющихся типов (Х-55/Х-555, Х-101/Х-102, Х-32), так и перспективные ракетные системы «Кинжал», ГЗУР и Х-50, а также широкий спектр управляемых и неуправляемых авиационных бомб. Самолет будет носителем ядерного вооружения, в том числе на стратегическую дальность. Вероятно, объем бомбоотсека будет увеличен. Утверждается. что самолет должен получить перспективную систему передачи данных, которая позволит применять ракетное и высокоточное бомбовое оружие, получая точное целеуказание в реальном масштабе времени, в том числе с портативных наземных и морских терминалов.

В настоящее время на Казанском авиационном заводе находятся минимум четыре недостроенных законсервированных планера самолетов Ту-22М3, которые и будут использованы для строительства прототипов и предсерийных образцов восстановленного бомбардировщика. Первый прототип «345» таким образом может быть поднят в воздух уже в 2021 году. Серийное производство может быть организовано в Казани с 2026-2027 годов темпом до трех-четырех самолетов в год.

В статье отмечается, что данная программа восстановления производства Ту-22М отражает общие тенденции в российской авиационной промышленности, все более тяготеющей к «ревитализации» выпуска самолетов советской разработки (или их глубоких модернизаций) вместо создания принципиально новых платформ.

rusnext.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *