Моргенштерн, кистень и боевой цеп

Дешево и сердито — именно под таким лозунгом над полями сражений взошла утренняя звезда. По-немецки «утренняя звезда» — моргенштерн и сегодня мы говорим именно про это страшное оружие.

Технически оно сделано очень просто — есть груз («било») и рукоять. Между ними гибкая перемычка.  Основное правило — чтобы не отхватить себе по пальцам, ударная часть должна быть короче рукояти. Впрочем, иногда это правило нарушалось.

Существует несколько видов:

  • Кистень и цепной моргенштерн — костяная, деревянная либо металлическая гирька на цепи или кожаном ремне, часто снабженная рукоятью. Для дальнейшей простоты понимания давайте условимся так: если гирька имеет шипы, то это цепной моргенштерн, а если без них — то кистень.
  • Боевой цеп — оружие для двух рук. Происходит от сельскохозяйственного инструмента с несколькими отличиями. Отличие от молотильного инструмента — шипы и цепь вместо кожаного ремня, соединяющая рукоять и било. Отличие от моргенштерна — ударная часть не в виде гирьки, а в виде палки, окованной металлом.

Дальше мы обсудим каждый вид отдельно.

Кистень в Западной Европе

В Западной Европе кистени были также известны. В Германии, например, их называли Kriegsflegel, Kettenmorgenstern, ну и далее — просто «morgenstern» («моргенштерн»).

Вот несколько таких примеров:

1.

Общая длина около 56 см. Датируется XVI веком, однако уже тогда был собран из старых деталей. Например, ударная часть — било — когда-то была навершием меча. Рукоять кистеня деревянная, обтянута кожей. С обратной стороны предусмотрено железное кольцо, видимо для темляка — веревочной или кожаной петли, не дающей потерять оружие в бою.

2.

Немецкий кистень XVII или даже XVIII века. Сделан довольно грубо, при этом весьма опасен — типичное народное оружие. Вместо гирьки — железная скоба, при сильном ударе способная на многое. Вполне вероятно, что для усиления удара к ней могли крепить какой-нибудь дополнительный груз.

Рукоять отсутствует, осталась лишь квадратная в сечении втулка, надевавшаяся на рукоять.

3.

Еще один немецкий кистень — но для людей более богатых и скорее всего. более родовитых. Оружие предназначено для всадника. Квадратная в сечении рукоять отлично лежит в руке, и даже если ладонь воина вспотеет, не провернется в ней. Учитывая огромную инерционность при работе кистенем это весьма важное и полезное свойство.

Рукоять изготовлена из дерева, но сверху прикрыта металлическими полосами — как мы помним, для XV — XVI веков такое усиление рукоятей было принято по всей Европе. Полосы имеют фигурные отверстия, через которые видна медная подложка.

Било на этом образце, скорее всего, было изготовлено специально под кистень, а не снято со старого меча. Оно достаточно аккуратно смотрится и пусть вас не смущают его скромные размеры. Дело в том, что если привязать свинцовую гирьку, размером с грецкий орех, к палке, то сила удара таким кистенем составит 16 кг на квадратный сантиметр.

Если даже такого скромного размера хватает, чтобы выбить дух из противника, то делать гирьку кистеня больше бессмысленно. Удар и так мощный, а вот чтобы управляться с ним потребуется гораздо больше сил, нервов и здоровья.

4.

Еще один занятный образец кистеня с граненым билом. И опять с использованием навершия от меча! На этот раз — в рукояти.

Вполне возможно, что его не снимали с меча, а задействовали сразу все его рукоять. Поскольку этот кистень был изготовлен примерно в 1520 году, во времена широкого распространения двуручных мечей, все может быть.

По-крайней мере, проще переделать уже готовую рукоять от меча, который, например, был сломан, чем снимать навершие и переставлять на рукоять кистеня. При том, что никто вокруг так не делает.

И да, еще очень интересна цепь, которой било закреплено на рукояти. Больше всего она похожа на велосипедную!

Цепной моргенштерн в Западной Европе

5.

Этот злой образец — из Германии то ли XVI, то ли XVII веков. Овальное било с пятью четырехгранными шипами действует по принципу «один удар — один труп». На конце цепи — кольцо, за которое цепь и било крепились к рукояти.  Длина цепи 45,5 см. Найдена эта адская конструкция была при раскопках и некоторое время назад выставлялась на аукцион.

6.

Аналогичный немецкий моргенштерн, примерно той же самой поры. Так же пять шипов, цепь с кольцом для крепления на рукояти. Правда цепь заметно длиннее — 94 см. Рукоять отсутствует.

7.

Это не значит, что все моргенштерны выглядели на одно лицо. Вовсе нет. Перед нами образец с семью шипами, относительно короткой, на 12 звеньев, цепью и железным «стаканчиком», который надевался на рукоять моргенштерна. На «стаканчике» виден кружок — это шляпка гвоздя, который надежно фиксировал древко.

 

Боевой цеп в Западной Европе

8.

Вообще классический пример боевого цепа — на этом самом фото. Если с ударной части снять шипы, можно использовать его на сельхозработах.  И опять Германия, опять XVI-XVII века. Общая длина этого боевого цепа — 178 см.

9.

А вот этот образец сложно отнести или только к боевым цепам или только к моргенштернам. Оно и верно — классификации надо было придумывать до, а не после. Оружие же тогда делали исходя из пожеланий клиента и удобства в бою. 

Вся конструкция — железная. Шипы приклепаны к основе, с противоположной стороны легко разглядеть кружки — это расклепанные головки заклепок. Длина 69 см.

Как этим всем сражались?

Меч, топор, копье хороши тем, что это практически всегда управляемое оружие. Воин точно знает, куда хочет попасть и будучи тренированным, промахивается только по вине юркого противника.

А вот как сражаться моргенштерном, если у него полуметровая цепь и любое неосторожное движение способно отправить на тот свет своих же, стоящих рядом?

Скорее всего — никаких лишних движений, никаких шаолиней с нунчаками. Удар, затем оттягивание оружия назад, снова удар. Методично, как на обмолоте пшеницы, раз за разом.

Что же касается боевого цепа, то давайте просто посмотрим на рисунки Паулюса Гектора Майра, который жил в Германии в 16 веке и оставил нам красочный учебник фехтования.

Одно только «но». Мы увидим технику поединка, но на войне, когда один строй пехоты теснил другой, обычно поступали проще. Удары — вероятно — или согласовывали на «раз-два», или наносили неожиданно, в тот момент, когда противник меньше всего думал о защите головы.

Здесь видно как воин слева набросил свой боевой цеп поверх оружия противника, уводя его с линии атаки.

Зная, что в средневековой Европе бой с оружием и бой рукопашный не разделяли в отдельные дисциплины, можно предположить, что вскоре последует какой-нибудь подлый удар в уязвимую зону противника.

Кажется, что в руках бойца справа длинная дубина, однако присмотревшись, можно увидеть, что это всего лишь распрямившийся при ударе боевой цеп. Воину слева (и его родным) остается принимать соболезнования.

Боевой цеп — оружие инерционное. Если ваш противник промахнулся, торопитесь — у вас есть доля секунды на то, что бы прижать  его оружие к земле и нанести свой сокрушительный удар.

Мертвая зона есть у любого оружия. Пожалуй только у меча ее нет — если не рассматривать удар плашмя. Но и там можно схитрить с выгодой для себя. Например, резко подскочить к противнику как можно ближе.

Дело в том, что рубящий удар мечом только тогда силен и страшен, когда вас бьют частью клинка между его серединой и острием. Соответственно, возле эфеса он гораздо слабее. Тоже самое и с дубиной, так что возьмите совет на вооружение, кто знает, когда и как в жизни пригодиться.

Но у нас боевой цеп, а законы физики все те же. Воин справа максимально приблизился к своему противнику, резко снижая вред от удара боевым цепом, и сам отвесил неслабый удар в голову. Судя по всему, через секунду головы уже не будет.

Ну здесь прямо картина «Опять двойка». Это скорее предостережение — если у вашего противника боевой цеп, всегда держите его в поле зрения.

И последний на сегодня урок от Паулюса Гектора Майра: использовать ресурсы своего оружия следует на 200%.

Например, можно просто ударить в лицо шипами, которые закреплены на ударной части боевого цепа. Силы много прилагать не следует, а вред противнику будет весьма немалый.

Фото — аукцион hermann-historica, википедия.


Поделиться новостью в соцсетях

Об авторе: Николай Чеботарев

Главный редактор интернет-журнала «Людота».
Увлечения — история оружия, военного дела, интернет-журнал «Людота».

« Предыдущая запись

Следующая запись »

ludota.ru

Кистень

Кистень представляет собой контактное ударное и ударно-раздробляющее оружие с боевой частью в виде сосредоточенной массы, соединенной с рукоятью подвесом. Подвес мог изготавливаться из веревки, кожи, железной цепи. В некоторых источниках подобное оружие упоминается под названием «боевой бич». В Восточной Европе кистень иногда называли словом «басалык». Существовали не только одноручные варианты кистеня, но и двуручные. Это оружие применялось не только воинами. Небольшой кистень можно было спрятать под одеждой или за голенищем сапога для скрытого ношения как преступниками (которые его используют и по сей день), так и мирным населением для самообороны.

Разновидности кистеня встречаются у народов Европы, Азии, Северной Америки и Океании. Одной из таких разновидностей является «боевой цеп», представляющий собой усиленный железом сельскохозяйственный инструмент, использовавшийся для обмолота зерна. Наиболее массово цеп в качестве оружия использовался во время восстаний крестьян в Чехии в 1430 году, в Германии с 1524 по 1526 годы, а также на острове Окинава в XVII – XVIII веках, применявших разновидность цепа – нунчаки (нунчаку, нунтяку).

Боевая часть (гиря, ядро, било, яблоко, ударный груз) обычно была деревянной, каменной, костяной или металлической. Вес боевой гири варьировался от 30 грамм до 1 килограмма (чаще всего 100 – 300 грамм), а их количество от одного до четырех. Деревянный груз для увеличения прочности обивался железом. Каменное било иногда зашивали в кожаный чехол и с помощью подвеса из кожи крепили к деревянной рукояти. Такие кистени использовали, к примеру, североамериканские индейцы.

Кистень-палица под названием «мере» коренного народа Новой Зеландии маори изготавливался из камня (обычно нефрита). Он представляет собой дубинку длиною около 30 сантиметров  с отверстием в рукояти для веревки или кожаного ремешка, при помощи которых мере очень сильно раскручивают. В целях улучшения аэродинамических свойств мере имеет почти плоскую обтекаемую форму.

Длина подвесов одноручных кистеней средневековья могла быть одинаковой с рукоятью, а также короче или длиннее рукояти, но первые два варианта встречались значительно чаще. Кистенем с более коротким подвесом легче фехтовать, так как можно наносить более быстрые и точные удары, при этом вероятность травмировать самого себя уменьшается.

У нижнего края рукояти одноручных кистеней крепился темляк (петля) из тесьмы или кожи. Рукоять (кистенище) обычно была длиною от 30 до 75 сантиметров, но встречались и совсем короткие варианты длиной чуть более ладони. Подвес такого кистеня крепился по центру рукояти либо на её дужке, либо проходил между средним и указательным пальцами руки.

Иногда жесткую рукоять у кистеня заменял крайний участок длинного подвеса, который имел петлю (гасило) или просто наматывался на кисть руки (навязной кистень). Возможно отсюда, а также по причине применения кистевой техники фехтования и происходит название этого оружия, хотя существуют и другие версии о происхождении слова «кистень».

Одни исследователи считают, что это оружие получило свое название из-за сходства свисающей на подвесе ударной гирьки с кистями украшений. Другие специалисты полагают, что слово кистень заимствовано из тюркских языков и пришло в русский язык вместе с самим оружием от кочевых степных народов приблизительно в IV – VIII веках. По всей видимости прародителем кистеня у этих народов являлась боевая плеть. Археологические находки (подтверждаемые трудами Геродота) свидетельствуют о том, что такой кочевой народ как скифы, живший на территории от восточноевропейских до монгольских степей, использовал кнут в качестве боевого оружия уже в VI – IV веках до н.э.

Большое количество найденных археологами на территории Восточной Европы и Средней Азии боевых гирек малого веса (обычно 7 – 20 грамм) относится к оружию под названием «волкобой» (кистень-волкобой, волчатник). Волкобой использовался в первую очередь конными охотниками на лис и волков, поэтому изготавливался таким образом, чтобы обеспечить высокую точность и скорость нанесения ударов. Для достижения этих целей, сделанный по типу плети, кистень-волкобой получил достаточно жесткий подвес из заплетенных кожаных ремешков, на конце которого и закреплялся легкий боевой грузик. По мнению ряда экспертов из-за очень малого веса ударного груза волчатник следует относить к оружию под названием «боевая плеть» (хлыст, бич).

Кистень не случайно стал очень популярен у степных кочевников Восточной Европы и Средней Азии. Для ведения боевых действий они широко использовали кавалерию, оценившую атакующие качества этого оружия. Так, на Руси кавалерия до XIII века составляла главную ударную силу войска. Именно в XII – XIII веках кистень в качестве вспомогательного оружия достигает наибольшей популярности в русских землях. Кистени были очень распространены у тюркоязычных хазар, которые до X века вели кочевой образ жизни. Боевые части их кистеней изготавливались как со сквозными отверстиями, так и с петлями. По форме ударные гири хазарских кистеней были шаровидные, грушевидные (часто с рельефом в виде долей), биконические, в виде бруса со срезанными углами.

Широко использовали это оружие в средние века также воины народов Западной Сибири и Средней Азии.

Преимуществами кистеня является то, что развиваемая его боевой частью скорость (а значит и сила удара) благодаря наличию подвеса намного выше, чем у других видов ударного оружия (булавы и палицы). Било кистеня способно легко обогнуть край щита и ударить по шлему. Траектория его движения для противника часто бывает неочевидной и неожиданной. Одного точного попадания кистенем на полном скаку в голову или конечность врага могло быть вполне достаточно для того, чтобы вывести его из строя. Поэтому чаще всего это оружие в качестве вспомогательного использовали конные воины, всегда имевшие много свободного пространства для замаха и предпочитавшие решать исход битвы одним ударом.

Недостатками одноручного кистеня является его непригодность для защиты, а также проблематичность использования в ограниченном пространстве и в плотном пешем строю боевых порядков. По этим причинам это оружие было не очень популярно у пехоты и моряков. В пешем порядке одноручный кистень мог эффективно использоваться только в поединках один на один.

Боевую часть восточноевропейских кистеней до XIII века часто изготавливали из тяжелой и прочной кости (обычно рога лося). Форма этих боевых гирь была закругленной и во многих случаях вытянутой наподобие яйца или капли, а вес составлял от 100 до 250 граммов. Для крепления подвеса иногда в них вырезалось ушко. В других случаях в ударных грузах из кости проделывались сквозные отверстия, в которые пропускался подвес или вставлялся металлический стержень (более дорогой вариант). Таким образом можно было создавать мощное и легкое атакующее оружие практически без использования дорогого железа и других металлов.

С VIII по XVII века по мере удешевления железа, а также в связи с ростом качества доспехов и их более широким использованием, кистени с костяным билом постепенно уступают место вариантам с металлической боевой частью. Свинцовые, медные, бронзовые, чугунные и железные ударные грузы принимали самые разнообразные очертания. Некоторые из них повторяли своим видом популярные в русских землях формы наверший булав в виде куба со срезанными углами или куба с крупными пирамидальными шипами на гранях. Кроме этого боевые гири могли быть шаровидными, грушевидными (иногда приплюснутые), биконическими, сложной фигурной формы, в форме лимона или многогранника. Бронзовые боевые части в целях удешевления производства зачастую отливались полыми, а внутрь впоследствии клался камень и заливался свинец.

Для более предсказуемой траектории удара и увеличения точности восточноевропейские кистени чаще всего изготавливались с подвесом из сыромятной кожи в виде толстого кожаного ремня, а также собранных в пучок или заплетенных кожаных шнурков. Подвесы из железной цепи (имевшие обычно удлиненные звенья) тоже использовались и были чаще всего не очень длинными.

В письменных свидетельствах XVI века описаны имевшиеся у русских кавалеристов кистени с рукоятью длиною около 35 сантиметров, кожаным подвесом длиною около 30 сантиметров. Подобное оружие в качестве вспомогательного упоминается и у русских пеших лучников этого периода.

Украшенный золотом кистень, заткнутым за пояс за спиной (что было обычным способом ношения кистеня), носил даже государь Великий Князь Василий III во время выезда на охоту. У его кистеня рукоять была длиною около 70 сантиметров, от которой на кожаном ремне свисал ударный груз диаметром приблизительно 11 сантиметров. Кроме позолоты било кистеней нередко украшали рисунками, узорами, чернью, серебром, а также специальными знаками-печатями под названием «тамга», использовавшимися в государствах Восточной Европы и Средней Азии для указания на принадлежность хозяина к определенному роду или племени.

Кистени с кожаными подвесами использовались на Руси вплоть до наполеоновских войн XIX века.

В Западной Европе такая разновидность кистеня как боевой цеп применялась в качестве боевого оружия с римского периода. Скорее всего именно он стал прародителем западноевропейских кистеней классического типа, которые использовались в качестве вспомогательного оружия с XI по XV века, достигая пика популярности к XV веку вследствие появления все более качественных доспехов и роста спроса на ударное оружие. Известные школы фехтования не оставляли это оружие без внимания, хотя и уделяли кистеням меньшее количество страниц в своих учебниках, чем другим видам холодного оружия.

Наряду с другим оружием кистени использовались и в рыцарских турнирах. Боевая часть у западноевропейских кистеней обычно изготавливалась из металла, либо вырезалась из дерева и оковывалась железом. Ударные гири имели самые разнообразные формы, среди которых встречались яйцевидные, грушевидные, шаровидные, фигурные, в виде брусков и кубов. Подвес выполнялся чаще всего из железной цепи и, в отличие от кожаного ремня, позволял делать более хлесткие удары. Однако траектория движения боевой гири была не всегда предсказуемой и требовала от воина серьезного навыка и привыкания к оружию.

Чтобы компенсировать низкую точность и увеличить вероятность попадания к кистеням с цепями крепили по два, три или четыре подвеса с ударными грузами.

Длинный подвес из цепи мог накрутиться на оружие противника и дать возможность атакующему в этот момент вырвать его из рук врага. Кистень с железным шаровидным билом, усиленным шипами, также как и подобную разновидность булавы, в Европе (предположительно вслед за швейцарцами) часто называли немецким словом «моргенштерн» или «кеттенморгенштерн». В Германии и Богемии эпохи средневековья существовало оригинальное комбинированное с кистенем оружие под названием «пломмея». Оно представляло собой тяжелую двуручную булаву (молот), в верхней части которой крепилась не очень длинная цепь с шарообразным билом.

У кистеней персидско-индийского региона в качестве подвеса обычно использовалась железная цепь. Разновидность этого оружия под названием «кабастин» (иранского происхождения) нередко оснащалась железной рукоятью. Часто кабастин в нижней части рукояти имел два шаровидных утолщения наподобие навершия рукояти и гарды. Било у этого оружия чаще всего изготавливалось биконической, шаровидной, грушевидной формы, в виде шестигранника или лимона. Зачастую кистени и булавы Ирана и северной Индии можно узнать также по шаровидной ударной части с шипами, размещенными вдоль линии экватора.

В Индии техника фехтования подобным оружием называется «минхати».

Видимо только настоящие мастера этой школы и могли использовать кистень с подвесами у каждого края рукояти под названием «камбаджанг».  Шаровидные боевые гири этого двуручного оружия усилены по экватору сильно выступающим кольцом.

В Китае и Японии подобное оружие на полях сражений применялось не часто, а практиковалось в основном мастерами боевых искусств, полицией, крестьянами, специальными подразделениями охраны либо ниндзя. Длина подвеса у некоторых разновидностей кистеней в боевых школах этих стран иногда достигала нескольких метров, что требовало от воина длительных тренировок. В Поднебесной встречаются много  разновидностей этого оружия, но самым известным является гасило под названием «лю син чуй» (молот-метеор), сложной технике владения которым школы боевых искусств Китая обучают и в наши дни. Лю син чуй имеет подвес из прочной плетеной веревки длиной от 4,5 до 6 метров, на которой (иногда с обоих концов) закрепляются металлические боевые гири.

В Японии использовались гасила (обычно парные) с подвесами длиной от 0,6 до 3 метров. Наиболее известными из них являются: суручин (сурутин), кусари-фундо (гусари-фундо), хосо-фундо и другие. Очень популярным кистенем в Японии в XVII – XVIII веках был манрики-гусари (манрики-кусари). Он состоял из цепи длиной 60 (иногда до 90) сантиметров, у которой с обоих концов закреплены ударные грузы (чаще всего вытянутой формы) весом  100 – 300 граммов, являющиеся одновременно и рукоятями. Компактность манрики-гусари позволяла носить его скрытно. Самураи носили это оружие на шее или за поясом. В наши дни обучиться владению этим оружием можно у мастеров школы масаки-рю.

Японские варианты кистеней с рукоятями называются «чигирики» (тигирики, кусари-тигирики).

В современных школах ниндзя можно обучиться владению оригинальным и комбинированным с кистенем оружием, таким как серп с кистенем «кусари-гама» и другие. Длинные цепи и веревки с грузами в Японии зачастую использовались не только для нанесения ударов, но и для удушения, связывания (техника ходзё-дзюцу), захвата оружия или конечностей противника (мусубинава, торинава).

Двуручный кистень с длинным древком и более коротким подвесом обычно применялся пехотой. Длина его рукояти (древка) составляла более метра (чаще всего около 1,2 метра) иногда достигая человеческого роста. Подвес из железной цепи чаще всего был значительно короче и заканчивался металлической боевой гирей.

Разновидность подобного оружия с очень коротким подвесом иногда именуют как «боевой цеп». Подобным оружием можно не бояться случайно ранить себя или боевых соратников, кроме того оно было более простым в обращении, чем одноручный кистень. Для эффективной защиты в ближнем бою на нижнем конце древка двуручных кистеней (также как у бердышей) нередко устанавливалось железное острие. Иногда копейный наконечник крепился на верхнем конце рукояти. На Руси подобный кистень именовался  «телепень» (било телепалось), в Юго-Восточной Азии он носил название «най».

Двуручные японские чигирики оснащались обычно подвесом из железной цепи длиной от половины длины рукояти и более, который активно использовался для захватов вражеского оружия. Это можно объяснить тем, что самураи не любили сражаться в плотных боевых порядках, предпочитая даже во время крупных сражений устраивать поединки один на один. Цепь и било в этих кистенях часто скрывались внутри полой рукояти.

Подобное оружие ниндзя,  представляющее из себя трость в виде трубки со спрятанным внутри (иногда с двух сторон) ударным грузом на цепи, имеет название  «синоби-дзуэ».

Вес двуручных кистеней обычно варьировался в пределах от 3 до 6 килограммов. В западноевропейских музеях можно встретить намного более тяжелые экземпляры подобного оружия, которые скорее всего не применялись в войнах, а использовались рослыми охранниками в качестве оружия устрашения или учениками фехтовальных школ в качестве учебно-тренировочных тренажеров. Двуручный кистень использовали в битвах также в персидско-индийском регионе, Китае и других странах.

В последний раз в качестве боевого оружия кистени применялись в Первой Мировой войне. Некоторые образцы «траншейных дубинок» заводского и кустарного производства, использовавшиеся во время рукопашных схваток солдатами Германии, Австро-Венгрии, Англии, Франции и Италии, были выполнены в виде кистеней. Повес в них изготавливали из стальных тросов и заплетенных веревок.

В наши дни под выражением «полицейский кистень» иногда подразумевают применяемые полицией пружинные телескопические дубинки с набалдашником на конце. Некоторые современные компании занимаются производством и продажей оригинальных кистеней небольших размеров. Одно из таких изделий (мухобойка, слеппер и т.д.) представляет собой удлиненный плоский кожаный мешочек, внутрь которого помещается плоская стальная пружина и ударный груз.

Слеппер был изобретен в США, где используется полицией и криминальными элементами с конца XIX века.

Другое изделие под названием «кулак обезьяны» произошло от бросательного конца (выброски), являющегося приспособлением для судовых швартовных операций и представляющий собой длинный линь с утяжелителем на одном конце, в качестве которого раньше использовали маленькое ядро. Кулак обезьяны выглядит в виде маленького мячика, плетеного из веревки при помощи одноименного узла с металлическим шариком внутри, от которого отходит плетеный веревочный подвес, являющийся также и рукоятью.

Несмотря на то, что у многих людей кистень ассоциируется с повстанцами и разбойниками, слеппер и кулак обезьяны фирмы-производители относят к средствам самообороны.

holodnoeorugie.ru

Боевой цеп

Боевой цеп – это контактное ударно-дробящее холодное оружие, составленное из двух или больше элементов, соединенных между собой, как правило, цепью.

Данный вид холодного оружия появился от обычного крестьянского сельскохозяйственного цепа, которым молотили зерно. Отсюда, кстати, пошло и второе название старинного русского боевого цепа – «молотило».





Часть цепа, за которую держались рукой – называлась «цеповищем» или «держалом», а боевая ударная часть имела название «било». Существовало очень много разновидностей боевых цепов, как изготовленных из двух палок на веревке, так и имевших вместо примитивной палки – более жестокую и эффективную ударную часть. Палка могла дополнительно обиваться металлической пластиной, снабжалась шипами, либо дерево полностью заменялось на металлический шар на цепи.

Разнообразие конструкций боевого цепа настолько перекликается с другими видами старинного ударного и дробящего оружия, что оружейные историки в ряде случаев сомневаются, относить ли конкретный экземпляр к боевым цепам или к кистеням. Если не вдаваться глубоко в подробности классификаций – отличие боевого цепа от кистеня состоит в том, что у кистеней рукоятка имеет меньшие размеры, а длина подвеса, как правило, больше рукояти – в отличие от цепа, у которого гибкая «перемычка» достаточно короткая. Одним из «венцов» эволюции данного вида оружия стал, например, жуткий по своему применению, моргенштерн.

Старинное оружие – боевой цеп

В средневековой Европе боевой цеп использовался практически только в сражениях пехоты; очень часто им вооружалось народное ополчение. Наиболее распространен цеп стал в XV веке на территории современной Чехии, во время Гуситских войн. Оружие простое, доступное и с понятной боевой техникой, очень приближенной к дубинам, но с очень сильным ударом, позволявшим даже одолеть противника в доспехах.

Этот вид простого вооружения был популярен не только в Европе или Древней Руси: в Японии боевой цеп обрел воплощение в виде нунчаку – пожалуй, это наиболее известный вид такого оружия, получивший популярность благодаря Брюсу Ли. Вообще, боевые цепы Востока отличаются очень сильным разнообразием конструкций и внешним видом.

Ударное оружие Древнего Востока

В Древнем Китае был распространен шаоцзыгунь, у которого каждая из частей могла как выполнять функцию рукояти, так и быть ударной боевой частью. Кроме этого, интереса заслуживают лянцзегунь – цеп из двух палок длиной больше метра каждая; саньцзегунь и ен-сэцу-кон – цепы, имевшие три и даже четыре секции, позволявшие использовать в бою более сложную и красивую технику вращений, активных перехватываний, одноручный и двуручный хват.

Цеп шалк-этме – один из видов оружия времен позднего Средневековья, использовавшийся киргизскими и казахскими всадниками даже до XIX века. В отличие от европейских сражений, в Корее и Китае цепы применялись и всадниками – разве что длина составляющих частей была по 40-50 см. На территории Кореи это оружие вообще стало одним из самых распространенных в XVI-XVII столетиях.


www.holodnoe-oruzhie.ru

Веревки, цепи и композитное оружие

Веревки, цепи и композитное оружие

МУСУБИНАВА — «ВЕРЕВКА ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ»

Длинная, тонкая, но прочная веревка мусубинава из конского волоса с грузиком на одном конце была неотъемлемой частью снаряжения ниндзя. Веревкой связывали пленных и лошадей, с ее помощью форсировали водные преграды, взбирались на стены крепостей, спускались с башен, перебирались через пропасти, устраивали ловушки, транспортировали грузы и т. д. и т. п.

При необходимости веревку использовали и в качестве оружия: оплетали руки и оружие врага, зацепляли его ноги, охватывали и душили шею. Грузилом орудовали как кистенем, наносили оглушающие удары по голове или метали в цель с последующим подтягиванием к себе для повторного использования.

Однако веревку можно легко перерезать или перерубить. Поэтому для боевого применения ниндзя заменяли ее цепью, одновременно обладавшей гибкостью веревки и прочностью стального прута.

МАНРИКИ-ГУСАРИ — «ВСЕСИЛЬНАЯ ЦЕПЬ»

О японских боевых цепях в русскоязычной литературе написано немало ерунды. Например, некоторые авторы утверждают, что кусари-фундо и манрики-гусари — разные виды оружия, но из всех различий могут назвать только разницу в длине. В действительности, то и другое — одно и то же оружие (другие названия: кусари, рё-бундо, тама-гусари, содэ-гусари, кусари-дзюттэ и т. д.), просто длина цепей в зависимости от школы и вкусов мастера могла быть различной.

Боевые цепи имели длину от 60 до 120 см. На обоих концах цепи крепились грузила в форме шара, конуса, пирамидки или кольца весом до 300 г каждое. Так же, как и в технике боя веревкой-мусубинава грузилами наносили оглушающие удары, а цепью опутывали конечности и шею противника. Чтобы помешать ему захватить цепь и усилить болевое воздействие при захлестывании руки или ноги, в 10–20 см от грузиков к цепи крепили шарики с шипами, острые звездочки или шипы, впивавшиеся в тело врага, рвавшие его клоками.

Иногда грузила обматывали ватой, пропитанной горючим составом, и поджигали. Раскручивая такую цепь, ниндзя окружал себя огненным кольцом, не позволявшим врагу приблизиться.

Большое внимание в работе боевой цепью уделялось сложной технике движений типа восьмерок или кругов со сменой уровней, когда цепь вращали вокруг себя, создавая непроницаемое поле, перехватывали из руки в руку, сбивая с толку противника. Вообще техника боя цепью весьма многообразна. Например, в школе кусари-дзюцу Масаки-рю канонизировано около 300 различных приемов с цепью манрики-гусари.

Помимо стандартных цепей с грузиками на обоих концах известны иные образцы цепного оружия, такие, например, как компэй (компи) и кусарибо.

Компэй (компи) — это тоже цепь, но более длинная — от 1 до 2 метров — и с грузом не на обоих, а на одном конце. На другом конце имеется металлическое кольцо или цепная петля, которую можно надеть на руку. Петля не дает оружию выскользнуть из руки и позволяет раскручивать цепь на кисти, но в целом применение и боевые возможности компи те же, что у манрики-гусари.

Кусарибо, или тигирики, — это разновидность кистеня. В этом случае цепь с грузиком крепится к дубовой (часто окованной железом) или железной рукояти. Наличие рукояти резко повышает радиус действия оружия и его боевые возможности, так как теперь боец может орудовать не только цепью, но и рукоятью как палкой.

Боевые цепи, вне всякого сомнения, оружие весьма грозное. Кроме того, их очень легко спрятать под одеждой или в личных вещах. Историки полагают, что ниндзя не могли пройти мимо столь выдающихся свойств цепей. Однако в наставлениях по нин-дзюцу цепи как оружие почти не упоминаются (рис. 68).

СИНОБИ КУСАРИ-ГАМА — «ШПИОНСКИЙ СЕРП С ЦЕПЬЮ»

Шпионский серп с цепью (о собственно серпах речь пойдет в следующей главе, так как ниндзя по традиции относят их не к оружию, а к кайки — приспособлениям для взлома) был совсем миниатюрным, чтобы его можно было прятать за пазухой. Он имел рукоять длиной от 12 до 15 см, лезвие около 10 см, цепь около 1 метра с грузиком на конце весом около 15 моммэ. Обычно цепь крепилась к ручке с той же стороны, что и лезвие (рис. 69).

Другие варианты встречаются крайне редко и являются исключениями. Использовался такой серп не только в качестве оружия, но и как вспомогательное средство для лазания по деревьям, стенам, крышам и т. д.

Такая конструкция еще больше повышает боевые возможности серпа, являющегося и без того весьма грозным оружием. Углом между лезвием и рукояткой можно отклонять в сторону меч или копье врага, а гирьку бросать прямо ему в голову, чтобы оглушить либо заставить раскрыться для решающей атаки серпом. Цепью стараются захлестнуть руки противника и его шею, придушить или опрокинуть наземь, опутывают оружие, не давая играть в свою игру. Зажав гирьку в руке, блокируют удары цепью и, обхватывая петлями руки или шею противника, проводят «связывание» или удушение. Длина цепи позволяет орудовать гирькой и серпом как бы раздельно. В этом случае ниндзя бьет грузиком как обычным кистенем, прокладывая путь к телу противника для серпа (рис. 70–71).


Описанные выше варианты использования кусари-гамы были характерны для всех школ, канонизировавших технику боя с этим оружием, как связанных с традицией нин-дзюцу, так и не связанных с ней. Однако «ночные воины» усовершенствовали искусство кусаригама-дзюцу на свой дьявольский лад. Вместо гирьки они стали крепить к цепи бумажный пакет либо склянку со взрывчатым порошком внутри или с подожженными петардами. Такой вид серпа назывался «бакухацу-гама» — «взрывной серп». При ударе о тело противника или об его оружие взрывпакет взрывался с сильным грохотом, яркой вспышкой и густым дымом, деморализуя противника, отвлекая его внимание, закрывая обзор.

Некоторые источники утверждают, что пакет мог быть начинен ядом мгновенного действия, поражающим жертву при ударе.

Совсем экзотическим выглядит такой вариант кусаригамы как мамуси-гама — «змеиный серп», в котором гирьку или взрывпакет заменяла живая ядовитая змея мамуси.[11] Ее либо привязывали к цепи бечевкой, либо просто приклеивали. В бою цепь захлестывала противника, змея старалась его ужалить, и пока он пытался спастись от этой твари, ниндзя моментально приканчивал его лезвием серпа.

КЁКЭЦУ-СЁГЭ

Практически во всех западных и русскоязычных работах можно найти хвалебные упоминания о такой разновидности «шпионского оружия» как кёкэцу-сёгэ. Например, А.Е. Тарас, опиравшийся на западные материалы, в своей популярной книге пишет: «Его возможности были столь обширны, что кёкэцу-сёгэ являлся излюбленным средством представителей большинства кланов ниндзя».

Однако у автора насчет этого имеются большие сомнения. Дело в том, что даже в самых полных энциклопедиях по японскому оружию, подготовленных президентом Японского общества по исследованию историй японских доспехов и военного снаряжения Сасама Ёсихико, и в работах по нин-дзюцу и снаряжению «воинов ночи» другого крупнейшего знатока японского оружия Навы Юмио информация на сей счет отсутствует. Нет ее и в других книгах по ниндзя, которые использовал автор. Образцы кёкэцу-сёгэ не представлены и в двух основных музеях истории нин-дзюцу: Ниндзя-ясики в г. Ига Уэно и доме Мотидзуки в г. Конан.

По-видимому, единственным японским источником, называющим кёкэцу-сёгэ традиционным оружием ниндзя, является Хацуми Масааки. Согласно его объяснению, это секретное оружие школы нин-дзюцу Тогакурэ-рю. Однако в истории Тогакурэ-рю очень многое неясно. Несмотря на то, что организация Будзинкан, во главе которой стоит Хацуми Масааки, в настоящее время распространилась по всему миру, историки до сих пор не получили возможности ознакомиться ни с одним документом, подтверждающим существование этой школы в период средневековья. Поэтому, скорее всего кёкэцу-сёгэ — «новодел».

Согласно Хацуми Масааки, оружие кёкэцу-сёгэ представляло собой длинную (до 4–5 метров) цепь или веревку с тяжелым кольцом или шаром на одном конце и двузубым ножом оригинальной формы на другом. Этот нож имел один прямой обоюдоострый клинок длиной от 20 до 40 см, от основания которого в сторону отходит второе лезвие, загнутое как крюк или серп (рис. 72).

Использовать кёкэцу-сёгэ можно двояко: как подсобный инструмент и в качестве оружия. Как инструмент кёкэцу-сёгэ современные «ниндзя» применяют вместо абордажного крюка, якоря, «кошки», для взлома дверей и замков, в качестве альпинистского костыля — в этом случае клинок втыкают в щели между камнями скалы и т. д. Кольцо же может служить карабином для скольжения по веревке при спуске (на манер «тарзанки») или при транспортировке грузов по веревке.

В бою кёкэцу-сёгэ позволяет выполнять самые разнообразные действия: колоть рубить, разрезать, подсекать… Клинок можно раскрутить на цепи и заставить противника держаться на почтительном расстоянии. Его можно также выбрасывать в цель на манер китайского «летающего копья» многоразового использования — после броска боец рывком за веревку возвращает лезвие к себе и готов к новому броску. Нужно сказать, что такие броски очень коварны. Так, если противник успевает уклониться в сторону, его поражают на возвратном движении крюкообразным лезвием.

Веревкой или цепью с тяжелым металлическим кольцом можно работать как кистенем: оплетать руки и оружие врага для нанесения укола ножом в горло или грудь, глушить его, воспользовавшись мгновенной беспомощностью, вызванной зажимом оружия в «вилку» между лезвиями.

При своей незаурядной многофункциональности и боевой эффективности — а кёкэцу-сёгэ соединяет в себе возможности сразу нескольких видов оружия: копья, серпа, цепи, ножа— это оружие очень сложное. На овладение всеми его многообразными возможностями надо потратить многие годы упорнейших тренировок…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о