большой, короткий, одноручный, полуторный и двуручный, применение в бою, история создания
Меч. Безусловно, он является самым известным и почитаемым видом холодного оружия. На протяжении нескольких тысячелетий меч не только верой и правдой служил многим поколениям воинов, но и выполнял важнейшие символические функции. С помощью меча воина посвящали в рыцари, он обязательно входил в число предметов, используемых при коронации европейских венценосных особ. Старый добрый меч до сих пор широко используется в различных военных церемониях и никому даже в голову не приходит заменить его чем-нибудь более современным.
Меч широко представлен в мифологии различных народов мира. Его можно найти в славянских былинах, скандинавских сагах, в Коране и Библии. В Европе меч был символом статуса его владельца, отличая благородного человека от простолюдина или раба.
Однако, несмотря на весь символизм и романтический ореол, меч в первую очередь был оружием ближнего боя, основная функция которого – уничтожение противника в бою.
Средневековый рыцарский меч напоминал христианский крест, дужки крестовины образовывали прямой угол, хотя особого практического значения это не имело. Скорее, это был символический жест, который приравнивал главное оружие рыцаря к основному атрибуту христианства. Перед обрядом посвящения в рыцари меч держали в церковном алтаре, очищая это орудие убийства от скверны. Во время самого ритуала меч подавал воину священник. В рукояти боевых мечей нередко вкладывали частички священных мощей.
Вопреки распространенному мнению, меч не был самым распространенным оружием ни в античные времена, ни в эпоху Средневековья. И причин этому несколько. Во-первых, хороший боевой меч всегда был дорог. Качественного металла было мало, и стоил он дорого. Изготовление этого оружия занимало много времени и требовало от кузнеца высокой квалификации. Во-вторых, владение мечом на высоком уровне требовало многолетних упорных тренировок, научиться орудовать топором или копьем было гораздо проще и быстрее. Будущего рыцаря начинали тренировать с раннего детства…
Разные авторы приводят отличные данные о стоимости боевого меча. Однако одно можно сказать точно: цена его была высока. В раннем Средневековье за средний клинок давали сумму, равную стоимости четырех коров. Обычный одноручный меч, изготовленный известным мастером, обходился еще дороже. Оружие высшей знати, изготовленное из дамасской стали и богато украшенное, стоило баснословных денег.
В данном материале будет дана история развития меча, от древнейших времен до позднего Средневековья. Однако в основном наш рассказ коснется европейского оружия, ибо тема клинкового оружия слишком обширна. Но прежде чем перейти к описанию основных вех развития меча, следует несколько слов сказать о его конструкции, а также дать классификацию этого оружия.
Анатомия меча: из чего состоит оружие
Меч – это вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенный для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов. Клинок занимает большую часть оружия, он может быть больше приспособлен для нанесения рубящих или, наоборот, колющих ударов.
Для классификации клинкового оружия очень важна форма клинка и способ его заточки. Если клинок имеет изгиб, то такое оружие, как правило, относят к саблям. Так, например, всем известные японские катаны и вакидзаси – это двуручные сабли. Оружие с прямым клинком и односторонней заточкой относят к палашам, тесакам, гросс-мессерам и др. В отдельные группы обычно выделяют шпаги и рапиры.
Любой меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая часть клинка – это лезвие, а заканчивается он острием. Клинок может иметь ребро жесткости и дол, который делает оружие легче и придает ему дополнительную жесткость. Незаточенная часть клинка около эфеса называется рикассо или пяткой.
Эфес меча состоит из гарды, рукояти и навершия или яблока. Гарда защищает руку бойца от ударов о вражеский щит, а также препятствует ее соскальзыванию после удара. Кроме того, крестовиной также можно наносить удары, ее активно использовали в некоторых фехтовальных техниках. Навершие необходимо для правильной балансировки меча, и оно также препятствует выскальзыванию оружия.
Еще одной характеристикой меч является поперечное сечение клинка. Оно может быть разным: ромбическим, линзообразным и др. Любой меча имеет две конусности: по толщине клинка и его длине.
Центр тяжести меча (точка равновесия), как правило, находится немного выше гарды. Хотя, этот параметр также может меняться.
Несколько слов следует сказать о таком важном аксессуаре, как ножны для меча – футляре, в котором оружие хранилось и транспортировалось. Их верхняя часть называется устьем, а нижняя – наконечником. Ножны для меча изготавливались из дерева, кожи, металла. Крепились они к ремню, седлу, одежде. Кстати, вопреки распространенному мнению, за спиной меч не носили, потому что это неудобно.
Масса оружия колебалась в весьма широких пределах: короткий меч гладиус весил 700-750 гр, а тяжелый двуручный эспадон – 5-6 кг. Однако, как правило, одноручный меч имел массу не более 1,5 кг.
Классификация боевых мечей
Боевые мечи можно разделить на несколько групп в зависимости от длины клинка, хотя подобная классификация несколько условна. В соответствии с этой характеристикой выделяют следующие группы мечей:
- Короткий меч с длиной клинка примерно 60-70 см;
- Длинный меч с клинком от 70 до 90 см. Подобное оружие мог использовать и пеший и конный воин;
- Мечи с длиной клинка выше 90 см. Чаще всего подобное оружие использовалось кавалеристами, хотя, встречались и исключения – например, знаменитые двуручные мечи позднего Средневековья.
По используемому хвату мечи можно разделить на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч имел размеры, вес и баланс, которые позволяли фехтовать одной рукой, во второй руке боец, как правило, держал щит. Полутораручный или полуторный меч допускал удержание как одной, так и двумя руками. Следует отметить, что этот термин был введен оружиеведами только в конце XIX века, современники эти мечи так не называли. Полуторный меч появился в позднем Средневековье и был в ходу вплоть до середины XVI столетия. Двуручный меч допускал удержание только двумя руками, широкое распространение подобное оружие получило после появления тяжелых пластинчатых и латных доспехов. Самые большие из боевых двуручных мечей имели вес до 5-6 кг и размеры, превышающие 2 метра.
Самую известную и популярную классификацию средневековых мечей создал английский исследователь Эварт Оукшотт. Она основывается на форме и конструкции клинка оружия. Кроме того, Оукшотт разработал схемы крестовин и наверший. Используя эти три характеристики, можно описать любой средневековый меч, приведя его к удобной формуле. Типология Оукшотта охватывает период с 1050 по 1550 год.
Преимущества и недостатки меча
Как уже было сказано выше, научиться достойно владеть мечом было очень непросто. Это требовало долгих лет тренировки, постоянной практики и прекрасной физической подготовки. Меч – это оружие профессионального воина, который посвятил свою жизнь ратному делу. Он имеет как серьёзные достоинства, так и значительные недостатки.
Меч хорош своей универсальностью. Им можно колоть, рубить, резать, отражать удары противника. Он подходит и для оборонительного, и для наступательного боя. Удары можно наносить не только клинком, но и крестовиной, и даже навершием. Однако, как и любой другой универсальный инструмент, каждую из своих функций он выполняет хуже, чем узкоспециализированное орудие. Мечом действительно можно колоть, но копье (на большой дистанции) или кинжал (на ближней) сделают это куда лучше. А топор больше подходит для нанесения рубящих ударов.
Боевой меч прекрасно сбалансирован и имеет низкое расположение центра тяжести. Благодаря этому меч – это маневренное и быстрое оружие, им легко фехтовать, можно быстро менять направление атаки, делать ложные выпады и т. д. Однако подобная конструкция значительно уменьшает «бронебойные» возможности меча: прорубить им даже простую кольчугу довольно сложно. А против латных или пластинчатых доспехов меч вообще малоэффективен. То есть против одоспешенного противника практически можно применять только колющие удары.
К несомненным достоинствам меча следует отнести его относительно небольшие размеры. Это оружие можно было постоянно иметь при себе и в случае необходимости мгновенно применить.
Как уже было сказано выше, изготовление меча было процессом очень сложным и трудоемким. Оно требовало высокой квалификации от мастера. Средневековый меч – это не просто полоска прокованного железа, а сложное композитное изделие, как правило, состоящее из нескольких частей стали с разными характеристиками. Поэтому массовое производство мечей удалось наладить лишь в период позднего Средневековья.
Рождение меча: древнейшие времена и Античность
Мы не знаем, когда и где появился первый меч. Вероятно, что это случилось уже после того, как человек научился делать бронзу. Самый древний меч был найден на территории нашей страны, при раскопках гробницы в Адыгее. Короткий меч из бронзы, найденный там, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже.
Бронза – довольно прочный материал, позволяющий делать мечи приличного размера. Этот металл не поддается закалке, зато при серьезных нагрузках он гнется, не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи часто имели внушительные ребра жесткости. Также следует отметить высокую стойкость бронзы к коррозии, благодаря которой мы сегодня имеем возможность исследовать аутентичные древние мечи, дошедшие до нас в довольно неплохом состоянии.
Бронзовое оружие изготавливалось методом литья, поэтому ему можно было придавать самые сложные и замысловатые формы. Как правило, длина клинка мечей из бронзы не превышала 60 см, но известны образцы и более внушительных размеров. Так, например, во время раскопок на Крите археологи обнаружили мечи с клинком метровой длины. Ученые считают, что этот большой меч, вероятно, использовался в ритуальных целях.
Наиболее известными клинками Древнего мира являются египетский хопеш, греческая махайра и копис. Следует отметить, что из-за односторонней заточки и изогнутой формы клинка по современной классификации все они не относятся к мечам, а являются скорее тесаками или саблями.
Примерно в VII веке мечи стали изготавливать из железа, и эта революционная технология очень быстро распространилась в Европе и на Ближнем Востоке. Самыми известными железными мечами Античности были греческий ксифос, скифский акинак и, конечно же, римские гладиус и спата. Любопытно, но уже в IV столетии кузнецы-оружейники знали основные «секреты» производства мечей, которые останутся актуальными вплоть до конца Средневековья: изготовление клинка из пакета стальных и железных пластин, наварка стальных пластин-лезвий на мягкое железное основание и науглероживание мягкой железной заготовки.
Ксифос – это короткий меч с клинком характерной листообразной формы. Сначала им были вооружены пехотинцы-гоплиты, а позже воины знаменитой македонской фаланги.
Еще одним знаменитым железным мечом Античности является акинак. Первыми его стали использовать персы, у них акинак был позаимствован скифами, мидянами, массагетами и другими народами. Акинак – это короткий меч с характерным перекрестьем и навершием. Позже большой меч (до 130 см) похожей конструкции использовали другие обитатели Северного Причерноморья – сарматы.
Однако самым известным клинком Античности, без сомнения, является гладиус. Не особо кривя душой, можно сказать, что с его помощью была создана огромная Римская империя. Гладиус имел длину клинка около 60 см и широкую режущую кромку, которая позволяла наносить мощные и акцентированные колющие удары. Этим мечом можно было и резать, но подобные удары считались дополнительными. Еще одной отличительной чертой гладиуса было массивное навершие, предназначенное для лучшей балансировки оружия. Короткие колющие удары гладиуса в сомкнутом римском строю были по-настоящему убийственны.
Еще большее влияние на дальнейшую эволюцию клинкового оружия оказал другой римский меч – кавалерийская спата. На самом деле этот меч придумали кельты, римляне просто позаимствовали его. Этот большой меч куда лучше подходил для вооружения всадников, чем «коротыш» гладиус. Любопытно, что сначала спата не имела острия, то есть ею можно было только рубить, но впоследствии этот недостаток был исправлен, и меч обрел универсальность. Для нашего рассказа спата очень важна, потому что именно от нее произошел меч меровингского типа, а значит и все последующие европейские клинки.
Средневековье: от римской спаты до рыцарского меча
После падения Римской империи Европа на несколько столетий погрузилась в темные времена. Они сопровождались упадком ремесел, утратой многих навыков и технологий. Упростилась сама тактика ведения войны, на смену спаянным железной дисциплиной римским легионам пришли многочисленные варварские орды. Континент погрузился в хаос раздробленности и междоусобных войн…
Несколько столетий подряд доспехи в Европе почти не использовались, только самые богатые воины могли позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Аналогично ситуация обстояла и с распространением клинкового оружия – меч из оружия рядового пехотинца или всадника превратился в дорогую и статусную вещь, которую себе могли позволить немногие.
В VIII веке широкое распространение в Европе получает меровингский меч, который является дальнейшим развитием римской спаты. Он получил свое название в честь французской королевской династии Меровингов. Это было оружие, предназначенное в первую очередь для нанесения рубящих ударов. Меровингский меч имел клинок длиной от 60 до 80 см, толстую и короткую крестовину и массивное навершие. Клинок практически не сужался к острию, которое имело плоскую или закругленную форму. По всей длине клинка тянулся широкий и неглубокий дол, облегчающий оружие. Если легендарный король Артур действительно существовал, – о чем до сих пор спорят историки – то его знаменитый Экскалибур должен был выглядеть именно так.
В начале IX столетия «меровинги» начали вытесняться мечом каролингского типа, который нередко называют мечом викингов. Хотя, производили эти мечи в основном на континенте, а на скандинавские земли они попадали в качестве товара или военной добычи. Меч викингов похож на меровингский, но он более изящен и тонок, благодаря чему обладает лучшим балансом. У каролингского меча лучше выражено острие, им удобно наносить колющие удары. Также можно добавить, что на рубеже первого и второго тысячелетия металлургия и металлообработка шагнули далеко вперед. Сталь стала лучше, значительно увеличилось ее количество, хотя мечи все еще оставались дорогим и сравнительно редким оружием.
Начиная со второй половины XI века, каролингский меч постепенно превращается в романский или рыцарский меч. Такая метаморфоза связана с изменениями в защитном снаряжении воинов эпохи – все большим распространением кольчуги и пластинчатого доспеха. Пробить такую защиту рубящим ударом было довольно проблематично, поэтому нужно было оружие, способное эффективно колоть.
На самом деле, романский меч – это огромная группа клинкового оружия, которая была в ходу в период высокого и позднего Средневековья. По сравнению с меровингским мечом, романский меч имел более длинный и узкий клинок с узким и глубоким долом, заметно сужающийся к острию. Длиннее становится и рукоять оружия, а размеры навершия уменьшаются. Романские мечи имеют развитую рукоять, которая обеспечивала надежную защиту руки бойца – бесспорный признак развития искусства фехтования той эпохи. На самом деле, разнообразие мечей романской группы огромно: оружие различных периодов отличалось по форме и размеру клинка, рукояти, навершия.
Эпоха гигантов: от бастарда до пламенеющего фламберга
Примерно с середины XIII столетия пластинчатые латы становятся повсеместной формой защитной экипировки воина. Это привело к дальнейшему изменению романского меча: он стал уже, клинок получил дополнительные ребра жесткости и еще более выраженное острие. К XIV веку развитие металлургии и кузнечного дела позволило превратить меч в оружие, доступное даже рядовым пехотинцам. Так, например, во время Столетней войны меч не слишком высокого качества стоил всего лишь несколько пенсов, что равнялось дневному заработку лучника.
В это же время развитие доспеха позволило значительно уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Соответственно, теперь меч можно было взять двумя руками и нанести более сильный и акцентированный удар. Так появился полуторный меч. Современники называли его «длинным или боевым мечом» (war sword), подразумевая, что оружие такой длины и массы не носят с собой просто так, а берут исключительно на войну. Полуторный меч имел и еще одно название – «бастард». Длина этого оружия могла достигать 1,1 метра, а масса – 2,5 кг, хотя, в большинстве своем полуторный меч весил примерно 1,5 кг.
В XIII столетии на европейских полях сражений появляется двуручный меч, который можно назвать настоящим великанам среди клинкового оружия. Его длина достигала двух метров, а вес мог превышать пять килограммов. Этот большой меч использовался исключительно пехотой, их основным назначением был сокрушительный рубящий удар. Для подобного оружия не изготавливали ножен, и носили их на плече, как копье или пику.
Самыми известными двуручными мечами являются клеймор, цвайхендер, эспадон и фламберг, который еще носит название пламенеющий или изогнутый двуручный меч.
Клеймор. В переводе с гэльского это название означает «большой меч». Хотя, из всех двуручных мечей он считается самым маленьким. Длина клеймора составляет от 135 до 150 см, а вес – 2,5-3 кг. Особенностью меча является характерная форма крестовины с дужками, направленными к острию клинка. Клеймор, вместе с килтом и палашом, считается одним из самых узнаваемых символов Шотландии.
Эспадон. Это еще один великий двуручный меч, который считается «классикой» этого вида оружия. Его длина могла достигать 1,8 м, а вес колебался от 3 до 5 кг. Наиболее популярен эспадон был в Швейцарии и Германии. Особенностью этого меча было выраженное рикассо, которое нередко покрывали кожей или тканью. В бою эта часть использовалась для дополнительного хвата клинка.
Цвайхендер. Знаменитый меч немецких наемников – ландскнехтов. Им вооружались самые опытные и сильные воины, получавшие двойное жалованье – доппельсолднеры. Длина этого меча могла достигать двух метров, а вес – 5 кг. Он имел широкий клинок, почти треть которого приходилась на незаточенное рикассо. От заточенной части оно отделялось малой гардой («кабаньи клыки»). Историки до сих пор спорят о том, как именно использовали цвайхендер. По мнению одних авторов, с его помощью перерубывались древки пик, другие считают, что меч использовали против вражеских всадников. В любом случае этот великий двуручный меч можно назвать настоящим символом знаменитых средневековых наемников – ландскнехтов.
Фламберг. Волнистый, пламенеющий или изогнутый двуручный меч, прозванный так за клинок характерной «волнообразной» формы. Фламберг был особенно популярен в Германии и Швейцарии в XV—XVII веках.
Этот меч имел длину около 1,5 м и весил 3-3,5 кг. Как и цвайхендер, он имел широкое рикассо и дополнительную гарду, но главной его особенностью были изгибы, которые покрывали до двух третей клинка. Изогнутый двуручный меч – это весьма удачная и хитроумная попытка европейских мастеров-оружейников соединить в одном оружии основные достоинства меча и сабли. Выгнутые кромки лезвия значительно усиливали эффект рубящего удара, а их большое количество создавало эффект пилы, нанося противнику страшные незаживающие раны. При этом конец клинка оставался прямым, и фламбергом можно было наносить колющие удары.
Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием и был запрещен церковью. Впрочем, немецких и швейцарских наемников это мало волновало. Правда, воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их убивала сразу.
Этот великий двуручный меч до сих пор находится на вооружении гвардии Ватикана.
Закат меча в Европе
В XVI столетии начинается постепенный отказ от тяжелых металлических доспехов. Причиной этому стало широкое распространение и значительное улучшение огнестрельного оружия. «Nomen certe novum» («Вижу новое имя»), – так об аркебузе сказал Франческо да Карпи, очевидец разгрома французской армии при Павии. Можно добавить, что в этой битве испанские стрелки «вынесли» цвет французской тяжелой кавалерии…
В это же время клинковое оружие становится популярным у горожан и вскоре превращается в неотъемлемую часть костюма. Меч становится легче и постепенно превращается в шпагу. Однако это уже другая история, достойная отдельного рассказа…
warways.ru
Мечи Средневековья — виды и описание
Меч Средневековья
Меч – является разновидностью холодного орудия, им наносились колющие, режущие или рубящие ранения. Его базовая конструкция была незамысловатой и представляла собой продолговатый, прямой клинок с эфесом. Отличительной особенностью орудия является установленная минимальная длина клинка составляла около 60 см. Разновидность меча представляла множество вариаций и зависела от времени, региона, социального положения.
Достоверной информации по поводу даты возникновения первого меча нет. Принято считать, что его прообразом послужила заточенная дубина из дерева, а первые мечи изготовлялись из меди. Ввиду своей пластичности, медь в скором времени заменили на бронзовый сплав.
Меч несомненно является одним из самых авторитетных и исторически значимых орудий древности. Принято считать, что он символизирует справедливость, достоинство и мужество. Сотни народных легенд слагались о боевых схватках и рыцарских поединках, а мечи их были неотъемлемой частью. Позднее, писатели, вдохновляясь этими преданиями, в своих романах создавали главных персонажей по образу и подобию легенд. К примеру, история короля Артура издавалась бесконечное количество раз, и всегда неизменным было величие его меча.
Кроме того, мечи нашли свое отражение в религии. Благородство холодного оружия тесно переплеталось с духовным и божественным значением, которое интерпретировалось каждой религией и учением по-своему. Например, в буддистских учениях, меч символизировал мудрость. В христианстве, толкование «обоюдоострого меча» напрямую связано со смертью Иисуса Христа, и несет в себе значение божественной правды и мудрости.
Отождествляя меч с божественным символ, жители того времени с трепетом относились к владению таким орудием, так и применением его образов. Средневековые мечи имели крестообразную рукоять по образу христианского креста. Таким мечом проводили обряд посвящения в рыцари. Также, образ этого орудия нашел широкое применение в области геральдики.
Кстати говоря, в исторических документах, сохранившихся до нашего времени имеются сведения о стоимости мечей. Так, цена одного орудия стандартной комплектации равнялась стоимости 4 голов крупного скота (коров), а если работу выполнял знаменитый кузнец, сумма конечно была гораздо выше. Житель среднего класса, мог с трудом себе позволить затраты такого уровня. Высокая цена обусловлена дороговизной и редкостью используемых металлов, кроме того сам процесс изготовления был довольно трудоемким.
Качество изготовленного меча напрямую зависит от мастерства кузнеца. Его искусность заключается в умении правильно сковать клинок из разного сплава металлов, чтобы в результате лезвие получилось ровным, вес легким, а сама поверхность идеально ровной. Сложный состав изделия создавал трудности в массовом выпуске. В Европе стали выпускать хорошие мечи большим потоком только к концу эпохи Средневековья.
Меч можно по праву назвать элитным оружием и связано это не только с перечисленными ранее факторами. Универсальность в применении и легкий вес выгодно отличали меч на фоне своих предшественников (топор, копье).
Стоит также отметить, что владеть клинком дано не каждому. Желающие стать профессиональными бойцами, годами оттачивали свое мастерство в многочисленных тренировках. Именно по этим причинам каждый воин гордился удостоенной чести обладать мечом.
Строение меча
Строение меча
- эфес — совокупность компонентов: рукояти, крестовины и навершия. В зависимости от того, открытый был эфес или нет определялась степень защиты пальцев;
- клинок — боевая часть ружья с зауженным концом;
- навершие — верхушка орудия, выполненная из тяжелого металла. Служила для балансировки веса, иногда украшалась дополнительными элементами;
- рукоятка — элемент из дерева или металла для удержания меча. Зачастую, поверхность делали шероховатой, чтобы оружие не выскальзывало из рук;
- гарда или крестовина — возникла в период развития фехтовального искусства и позволяла обезопасить руки в бою;
- лезвие — режущий край клинка;
- острие.
Общее разграничение мечей
Касаясь тематики определения разновидностей данного орудия, нельзя обойти стороной научные труды исследователя из Англии Э. Оукшотта. Именно он ввел классификацию мечей и сгруппировал их по временным периодам. В общем понятии можно выделить две группы видов средневековых и более поздних мечей:
По длине:
- короткий меч — клинок 60-70 см, бойцы носили его на поясе с левой стороны. Подходил для боя на близкой дистанции;
- длинный меч — его клин составлял 70-90 см, в боях, как правило, носили в руках. Был универсальным для схваток на земле и верховых;
- кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.
По весу орудия и типу рукоятки:
- одноручный меч – самый легкий, около 0,7 – 1,5 кг, что дает возможность управлять одной рукой;
- полуторный меч или «меч-бастард» — длина рукояти не позволяла поместить обе руки свободно, отсюда и название. Масса около 1,4 кг, размер 90 см;
- двуручный меч — его вес которого от 3,5 до 6 кг, а длина доходила до 140 см.
Несмотря на общую классификацию видов, меч является скорее индивидуальным оружием и создавался с учетом физиологических особенностей война. В связи с чем, невозможно встретить два идентичных меча.
Орудие всегда хранилось в ножнах и крепилось на седло или ремень.
Становление меча в эпоху античности
В раннюю эпоху античности бронзу стали активно использовалась в создании клинков. Этот сплав, несмотря на пластичность отличается своей прочностью. Мечи этого времени примечательны следующим: бронзовые клинки изготавливали способом литья, что позволяло создавать различные формы. В некоторых случаях, для большей устойчивости, клинкам добавляли ребра жесткости. Кроме того, медь не подается коррозии, поэтому множество археологических находок сохраняют прекрасный внешний вид вплоть до сегодняшнего дня.
К примеру, в Адыгейской Республике, при раскопках одного из курганов был найден меч, который считается одним из самых древнейших и датируется 4 тыс. до нашей эры. Согласно древним обычаям, при захоронении, вместе с усопшим в курган помещали его личные ценные вещи.
Самые известные мечи того времени:
- меч гоплитов и македонцев «Ксифос» — короткое орудие с листообразным клином;
- римское орудие «Гладий» – клинок 60 см с массивным навершием, эффективно наносил колюще-рубящие удары;
- древнегерманская «Спата» – 80-100 см, масса до 2 кг. Однорукий меч имел широкую популярность у германских варваров. В результате переселения народов, стал популярен на территории Галлии и послужил прообразом многих современных мечей.
- «Акинак» – короткое колюще-режущее оружие, весом около 2 кг. Крестовина исполнена в сердцеобразной форме, навершие в виде полумесяца. Признан элементом скифской культуры.
Расцвет меча в средние века
Великое переселение народов, захват Римских земель готами и вандалами, набеги варваров, неспособность власти управлять огромной территорией, демографический кризис – все это в конечном счете спровоцировало падение Римской империи в конце V века и ознаменовало становление нового этапа во Всемирной истории. Ему впоследствии гуманисты присвоили название «Средние века».
Историки характеризуют данный период как «мрачные времена» для Европы. Упадок торговли, политический кризис, истощение плодородности земель неизменно привели к раздробленности и бесконечном междоусобным распрям. Можно предположить, что именно эти причины способствовали расцвету холодного оружия. Особенно стоит отметить использование мечей. Варвары германского происхождения, будучи в численном преимуществе, привезли с собой мечи «Спата» и способствовали их популяризации. Такие мечи просуществовали вплоть до XVI столетия, уже позднее, им на замену пришли шпаги.
Разнообразие культур и разобщённость переселенцев порядком снизили уровень и качество боевого искусства. Теперь сражения проходили все чаще на открытой местности без применения какой-либо оборонительной тактики.
Если в привычном смысле, боевая экипировка война состояла из снаряжения и оружия, то в раннем Средневековье, обеднение ремесленнического дела повлекло за собой дефицит ресурсов. Мечами и довольно скудным снаряжением (кольчуга или пластинчатые доспехи) владели только элитные войска. Согласно историческим данным, в тот период практически отсутствовали доспехи.
Разновидность меча в эпоху Великих нашествий
Разные языки, культура и религиозные взгляды германских поселенцев и местных римлян неизменно привели к негативным отношениям. Романо-германский конфликт укрепил свои позиции и способствовал новым нашествиям на Римские земли со стороны Франции и Германии. Список желающих завладеть землями Галлии на этом, увы, не заканчивается.
Вторжение гуннов в Европу под предводительством Аттилы имело катастрофически разрушительные масштабы. Именно гунны положили начало «Великому переселению народов», безжалостно сокрушая земли одну за другой, азиатские кочевники дошли до Римских земель. Завоевав на своем пути Германию, Францию, Северную Италию, гунны также прорвали оборону в некоторых частях границы Рима. Римляне, в свою очередь, были вынуждены объединиться с другими народностями для поддержания обороны. К примеру, некоторые земли были отданы варварам мирным путем в обмен на обязательство охранять границы Галлии.
В Истории этот период получил название – «Эпоха Великих нашествий». Каждый новый правитель стремился внести свою лепту в модификации и усовершенствования меча, рассмотрим самые популярные виды:
1. Меровингский меч
Меровингский меч
Королевская династия Меровингов начала свое правление с V века и закончила в VIII, когда свергли с престола последнего представителя этого рода. Именно выходцы из великого рода Меровингов внесли значительный вклад в расширение территории Франции. С середины V века король Франского государства (позднее Франция) – Хлодвиг I вел активную завоевательную политику на территории Галлии. Большое значение уделялось качеству орудий, поэтому и возникли мечи меровингского типа. Орудие эволюционировало в несколько этапов, 1-ая версия подобно древнегерманской спате не имела острия, окончание клинка было негранёным или округлым. Зачастую такие мечи щедро украшались и были доступны только верхним сословиям общества.
Основные характеристики меровингского орудия:
- длина клинка -75 см, вес около 2 кг;
- меч ковался из разных сортов стали;
- широкий дол небольшой глубины проходил с обеих сторон меча и заканчивался в 3 см от острия. Появление дола в мече значительно облегчило его вес;
- рукоятка меча короткая и с тяжелым навершием;
- ширина клинка почти не сужалась, что позволяло наносить режущие и рубящие удары.
Всем известный король Артур существовал именно в эту эпоху, а его меч, обладающий немыслимой мощью, был меровингским.
2. Каролингский меч
Каролингский меч
Викинги знатного рода Каролинги пришли к власти в VIII веке, свергнув с престола последних потомков Меровингской династии, тем самым положив начало «эпохе викингов», по-другому именуемая «Эра правления Каролингов» во Франции. Множество легенд слагались о правителях из Каролингской династии в то время, а некоторые из них известны нам и по сей день (к примеру, Пипин, Карл Великий, Людовик I). В народных преданиях чаще всего упоминаются и мечи королей. Хочется рассказать одну из истории, которая посвящена становлению первого короля Пипина Короткого из Каролингов:
Будучи невысоким, Пипин получил название «Короткий». Он прославился храбрым солдатом, но люди считали его недостойным занимать место короля из-за своего роста. Как-то раз, Пипин велел привести голодного льва и громадного быка. Само с собой, хищник вцепился в шею быка. Будущий король предложил своим насмешникам убить льва и освободить быка. Люди не осмелились приблизиться к свирепому животному. Тогда Пипин вынул свой меч и одним махом срубил головы обоих животных. Тем самым доказав свое право на престол и завоевав уважение жителей Франции. Так Пипин был провозглашен королем, свергнув с престола последнего меровинга.
Последователем Пипина стал Карл великий, при котором Франское государство получило статус Империи.
Мудрые политики знаменитого рода продолжили укреплять позиции Франции, что естественным образом сказалось на оружии. «Меч-каролинг», по-другому известный как «меч викингов» славился следующим:
- длина клинка 63-91 см;
- одноручный меч весом не более 1,5 кг;
- дольчатое или треугольное навершие;
- острое лезвие и заточенное острие для нанесения рубящих ударов;
- глубокий двусторонний дол;
- короткая рукоять с небольшой гардией.
Каролинг, в основном использовали в пеших схватках. Обладая изяществом и легким весом, он был оружием для знатных представителей викингов (жрецов или вожаков племен). Простые викинги чаще пользовались копьями и топорами.
Также, Каролингская Империя импортировала свои мечи в Киевскую Русь и способствовали значительному расширению оружейного арсенала.
Совершенствование меча на каждом историческом этапе, сыграло значимую роль в становление рыцарского орудия.
3. Романовский (рыцарский) меч
Романовский меч
Гуго Капет (он же Карл Мартелл) – аббат, первый король, избранный вследствие кончины последнего потомка Каролгинов в VIII веке. Именно он был прародителем крупной династии королей во Франкской Империи – Капетинги. Данный период ознаменован множеством реформ, к примеру формирование феодальных отношений, появилась четкая иерархия в структуре в правлении. Новые изменения породили и конфликты. В это время происходили самые масштабные религиозные войны, которые взяли свое начало с Первого крестового похода.
Во времена правления Капетингской династии (примерно начало – середина VI века) берет свое начало становление рыцарского меча, также известного под названиями «меч для вооружения» или «романский». Такой меч являлся модифицированной версией каролинга, и отвечал следующим характеристикам:
- длина клинка составляла 90-95 см;
- значительное сужение кромок, которое позволяло наносить более точные удары;
- уменьшенное монолитное навершие с закруглённым краем;
- изогнутая рукоять размером 9-12 см, такая длина давала возможность рыцарю защитить руку в боевой схватке;
Стоит отметить, что перечисленные изменения компонентов эфеса давали характеризуется возможность вести бой в положении верхом на коне.
Популярные рыцарские мечи:
Постепенно, орудие эволюционировало с одноручных спат до двуручных мечей. Пик популярности владения мечом двумя руками пришелся на эпоху рыцарства. Рассмотрим наиболее известные виды:
Клеймор
«Клеймор» – считается самым малогабаритным среди двуручных, и пользовался особой популярностью у шотландцев. Длина клинка около 105-110 см. Характерным отличием является изгиб и форма крестовины: ее дужки были исполнены в виде клевера и направлены вниз;
Цвайхендер
«Цвайхендер» — орудие внушительных размеров, достигающее порой общей длины в 2 метра. Предназначено для специального отряда ландскнехтов, которые получали жалование в двойном размере. Этим оружием атаковали в начальных рядах войск, требовалась недюжинная сила и особые навыки. Мечу характерна двойная гарда и изображение с клыками кабана.
Фламберг
«Фламберг» — волнистый меч с пламеобразным клинком, некий симбиоз меча и сабли. Длина 1,5 метра, вес 3-4 кг. Отличался особой жестокостью, потому как своими изгибами наносил удары глубоко и оставлял рваные ранения надолго. Против фламберга протестовала церковь, но тем не менее он активно использовался германскими наемниками.
Рыцарство как привилегия
Рыцарство возникло в VIII веке и тесно связано с возникновением феодального строя, когда пешие войны переквалифицировались в конные войска. Под религиозным влиянием, рыцарство было титулованным дворянским статусом. Будучи неплохим стратегом, Карл Мартелл, раздавал церковные земли свои соотечественникам, а взамен требовал конской службы или уплаты налога. В целом, система вассалитета была жестко и иерархично структурирована. Кроме того, получение такой земли ограничивало свободу человека. Желающие быть свободными получали статус вассала и вступали в ряды армии. Таким образом собиралась рыцарская конница для Крестового похода.
Чтобы получить желаемый титул, будущий рыцарь начинал тренироваться с малых лет. Примерно к семи годам, его дружинникам для освоения и улучшения техники ведения боев, к двенадцати годам он становился оруженосцем, а к совершеннолетию принималось решение. Мальчика могли оставить в том же ранге либо посвятить в рыцари. В любом случае, служение рыцарскому делу приравнивалось к свободе.
Военное снаряжение рыцаря
Прогрессивное развитие ремесленнических дел способствовало не только модернизации орудий, но и в целом военному снаряжению, теперь появились такие атрибуты, как защитный щит и доспехи.
Простые войны носили для защиты панцири, изготовленные из кожи, а знатные войска пользовались кольчугами или кожаными панцирями с металлическими вставками. По такому же принципу был устроен и шлем.
Щит создавался из прочного дерева толщиной в 2 см, сверху покрывался кожей. Иногда использовали металл для усиления защиты.
Мифы и домыслы о мечах
История существования такого орудия полна загадок, наверно именно поэтому остается интересной и на сегодняшний день. На протяжение множества веков вокруг меча образовалось множество легенд, некоторые мы постараемся опровергнуть:
Миф 1. Древний меч весил 10-15 кг и использовался в бою как дубина, оставляя противников контуженными. Такое утверждение не имеет оснований. Вес составлял примерно от 600 гр до 1,4 кг.
Миф 2. У меча отсутствовала острая заточка, и он подобно зубилу мог проломить защитное снаряжение. Исторические документы содержат сведения о том, что мечи были настолько острозаточенными, что разрубали жертву на две части.
Миф 3. Для европейских мечей использовали сталь плохого качества. Историками установлено, что уже с античных времен, европейцы успешно применяли разные сплавы металлов.
Миф 4. В Европе не было развито фехтование. Разнообразие источников утверждает обратное: на протяжение многих веков, европейцы работали над тактиками боев, кроме того большинство приемов ориентированы на ловкость и скорость фехтовальщика, а не на грубую силу.
Несмотря на различные версии возникновения и развития меча в истории, неизменным остается один факт – его богатое культурное наследие и исторически важное значение.
antichnost-i-srednevekove.ru
Одноручный меч
Одноручные мечи
Форма соотвецтвует функции : применительно к мечу это значит, что его внешний вид, характеристики и использование в бою диктовало обмундирование противника. В эпоху раннего средневековья и начала его расцвета оно, как правило, состояло из щита, шлема и определённой защитной одежды(от кожаных доспехов у простых солдат до латной рубахи(кольчуга, чешуйчатый панцирь и т.п.) у знатных воинов). Хотя кольчуга и даёт эффективную защиту, она всё же не делает своего хозяина неуязвимым, так как прямой рубящий удар правильно закалённого меча в любом случае пробивает кольчугу.
Одноручный меч
Одноручный меч расцвета средневековья
Важнейшей защитой тела средневекового воина в эпоху расцвета средневековья был щит. С одной стороны, искусно применявшийся щит обеспечивал хорошее прикрытие(он мог использоваться и как наступательное вооружение), с другой — простые воины, которые не могли приобрести себе доспехи, вооружались щитом. Средневековые щиты изготовляли обычно из двух сантиметрового слоя дерева твёрдых пород, которое к тому же часто обтягивали кожей и укрепляли железными заклёпками(такой щит представлял собой массивную конструкцию и, вопреки некоторым сценам из кино, не мог быть разбит ударом меча).
Итак, в боях на мечах того времени целились на те части тела противника, которые не были прикрыты щитом и которые можно было поразить мечом через доспехи. Такие потребности привели к тому, что:
- меч должен был стать коротким и достаточно лёгким, чтобы можно было фехтовать одной рукой, так как в другой был щит;
- лезвие должно было обладать такими характеристиками, кторые позволяли бы ему пробивать доспехи и выдерживать удар щита.
Такое ориентрование на цель привело к тому, что большенство мечей расцвета средневековья имели следующие характеристики:
- мечи были одноручными;
- мечи имели длинну в среднем от 90 до 95 сантиметров;
- заточка клинков была закруглённой(линзовидной), расчитанной на рубящий рассекающий удар;
- общий вес меча был в среднем около килограмма, максимум 1,3 килограмма.
Таким образом, все одноручные мечи расцвета средневековья (мечи первой группы) выглядят почти одинаково, но тем не менее среди них можно выделить 8 различных типов:
Одноручный меч против пластинчатых доспехов
Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
oruzhejnaya.ru
Одноручный меч средневековья и его разновидности
Одноручный меч
Форма меча или клинка соответствовала функции оружия. Внешние характеристики клинка диктовались особенностями использования в бою. Здесь всё зависело от защитного обмундирования врага. У каждого бойца была разная степень техники владения мечом как оружием.
В начале средневековья защитные элементы воина включали в себя меч, щит, шлем и кованую защитную одежду (например, кожаные доспехи, латная рубаха, кольчуга, панцирь). Дело в том, что одетого в кольчугу бойца мало что спасало от опасности меча. Хороший разящий удар клинка мог пробить кольчугу.
Щиты и одноручные мечи из Средневековья
В те времена главным элементом защиты средневекового ратника было использование щита. Его грамотное применение создавало отличное прикрытие. Иногда он использовался и в качестве атакующего оружия. Небогатые воины просто не имели возможности приобретать дорогое защитное вооружение из металла, поэтому щиты пользовались повышенным спросом. У них и меч был оружием, как правило, без ножен.
Средневековые щиты производили из твёрдых видов деревьев. Их толщина шла от двух сантиметров. Снаружи деревянную основу обшивали кожей и для укрепления применяли металлические заклёпки. Вес щита был небольшим, но он обладал прочной конструкцией. Такое защитное устройство хорошо сопротивлялось ударам меча. В битве щит также мог служить оружием, при случайной потере меча.
В сражениях того времени воины использовали мечи для ранения в те части тела, которые не были скрыты защитой. А также метили туда, где мечом можно было пробить доспехи. Особенности использования меча в битве привели к спецификации данного оружия:
- мечи как оружие претерпевали изменения и совершенствовались;
- меч стал более коротким и лёгким, его вес снизился; боец мог теперь держать щит в одной руке, фехтовать мечом другой;
- клинок меча изготавливали из качественной стали, такой меч мог разрубать доспехи и быть стойким к ударам о щит.
Характеристики мечей средневековья
- оружием были преимущественно одноручные мечи;
- мечи с клинком были длиной 90-95 сантиметров;
- лезвие клинков затачивали линзовидным способом, так как предполагалось мечи использовать для рубящих ударов;
- вес такого меча составлял 1-1,3 килограмма.
Практически все средневековые одноручные мечи выглядели одинаково. Хотя, на самом деле, их было 8 разновидностей клинка. В основном, все мечи различались формой клинка, гарды и рукояти. Причём гарда оружия была прямая или слегка изогнутая в сторону рукояти. Элементы клинков и форма заточки лезвия также разнились по виду оружия. В основном различались чуть длинным или коротким клинком.
Одноручный меч противостоит пластинчатым доспехам
Реплика одноручного меча
Простые кольчуги начали усиливать металлическими пластинами в конце 18 века. Так появились пластинчатые виды защитного обмундирования. Данные разработки также видоизменяли и форму клинка у мечей. Прорубить пластины в защите меч уже не мог, теперь делался упор на оружие точечного воздействия. Клинок меча стал уже, появился явно выраженный острый наконечник. Теперь сечение клинка при изготовлении оружия делали более ромбовидным, появилось дополнительное ребро жесткости. Ведь основная нагрузка клинков ушла на остриё. Оружие обзавелось более колющим клинком.
Теперь появилась совершенно иная группа мечей. Здесь оружие по типу клинка сильно различается. Несмотря на то, что пришло время более длинного клинка у меча, одноручные мечи имеют место. Чем же выделяются данные мечи: гарды, изогнутые в сторону лезвия, рукоять удлинилась, мечи имеют клинок широкий у основания и сужающийся к острию. Гарда предохраняет руку бойца от повреждения. Оружие имело вес клинка в среднем около 1 кг. Длина клинка обычно у таких мечей была около 75 см, рукоять — около 10 см.
antichnost-i-srednevekove.ru
Описание МЕЧЕЙ.
МЕЧИ.
Масть Мечей в Магическом применении берет на себя ответственность за сферу неприятностей. С помощью Мечей можно предотвратить или хотя бы частично нейтрализовать негативное воздействие с чьей бы то ни было стороны, даже со стороны Сил Судьбы. Но ими же можно нанести серьезный удар противнику.
ТУЗ МЕЧЕЙ.
Используется во всех случаях, когда вам приходится сражаться в любом смысле этого слова. Защищаете ли вы себя, мстите за нанесенные обиды, за причиненные страдания — Туз Мечей поможет вам. Вспомните Старший Аркан Правосудие — Женщина не только определяет виновность каждого, проходящего мимо нее человека, но и готова покарать своим мечом каждо¬го, кто не чтит Законы Справедливости. Меч присутствует также в Старших Арканах Маг и Колесница Гермеса. Сфинкс, охраняющий Колесо Фортуны, также держит меч, готовый покарать несоответствие Закону Природы.
Если вас несправедливо обидели, если вы не ущемляете ничьих интересов, но при этом кто-то пытается причинить вред вам, то вы имеете полное право применить Силу Туза Мечей.
Для этого представьте над собой хмурое небо, тяжелые грозовые тучи не предвещают ничего хорошего. Иногда они вспыхивают разрядами молний, и слышится глухой рокот грома. Одна из туч находится низко над вами. Из нее показывается мужская рука, она отличается от тех, что вам приходилось представлять ранее. Стальные мышцы и вздутые от напряжения вены указывают на характер того, чьей могла бы быть эта рука. Она протягивает вам Меч — сверкающий клинок, на который надета королевская корона (в данный момент не стоит заострять на ней свое внимание). Возьмите этот Меч. Почувствуйте его в своих руках, почувствуйте холод стали, удобную рукоять, обмотанную кожаным ремнем, чтобы во время замаха или удара Меч не выскальзывал из рук. Почувствуйте в своих руках оружие, способное восстановить Справедливость и покарать тех, кто вам причинил боль.
Попросите Меч восстановить Справедливость… Дальнейшее развитие событий предусмотреть невозможно.
Когда вы почувствуете, что выполнили свой священный долг и покарали зло и беззаконие, закончите работу. Теперь всякий раз, когда вы будете сталкиваться с проявлением какой бы то ни было агрессии в ваш адрес, вам достаточно будет просто вспомнить этот Меч, воспроизвести полученные
от него ощущения как можно четче, и вы вновь сможете им воспользоваться
для защиты.
Если использовать этот Аркан для неоправданного нападения на другого человека, то возможна быстрая обратная реакция — Аркан будет работать против вас, а не против той жертвы, на которую вы направили его воздействие.
Для других людей применяется медитативный способ работы.
ДВОЙКА МЕЧЕЙ.
Этим Арканом прекрасно снимается состояние недоверия и неоправданной скрытности со стороны человека, с которым вам по тем или иным причинам приходится общаться. Обычно этот человек, что называется, «обжегся» на ком-то, кто до вас воспользовался его доверием, откровенностью, честностью. А теперь перестал верить не только вам, но и всему миру. Если вам это как-либо мешает, вы можете вывести обстановку Аркана в реальность, представить на месте Человека, сидящего с завязанными глазами на берегу океана, того, на кого хотите направить воздействие. Он держит перед собой два острых Меча и в любой момент готов пустить их в ход, поскольку не видит ничего перед собой и очень боится. Уберите его страх — представьте, что повязка сползает с его глаз. Он встает, оглядывается, понимает, что никакой реальной угрозы для него не существует, и бросает мечи подальше от себя в морские волны…
Проделайте работу 5-7 раз, и отношение этого человека к окружающему миру изменится в лучшую сторону, потеплеет.
ТРОЙКА МЕЧЕЙ.
Аркан имеет два вектора применения — как положительный, так и отрицательный. Начнем с положительного.
С помощью Тройки Мечей можно попытаться устранить серьезные проблемы, мешающие вам (или другому человеку) жить. Совершенно необязательно, чтобы этих проблем было три, как определено смыслом Аркана. Главное — четко обозначить для себя, от чего именно вы хотели бы изба¬виться в настоящее время. Достаточно одной неприятности, чтобы она не
давала спокойно жить.
Представьте мрачное, пасмурное небо. На фоне этого неба бьется ваше, именно ваше сердце, в котором воткнуто столько Мечей, сколько проблем вы сейчас имеете. Дайте образ Меча каждой беде, потере или неприятности, заставляющей вас страдать. Сердце можно представить в виде анатомически правильного органа (только ни в коем случае вы не должны видеть об¬резки кровеносных сосудов, лучше позвольте им скрыться за пеленой грозовых туч) или в виде карточного сердечка красно-багрового цвета. Мечи в нем вызывают потерю крови. Это ваша кровь, ваша Сила, которую из вас вытягивает каждая неприятность. Возьмитесь за рукоятку одного из Мечей и выньте его из сердца так, чтобы рана после этого сразу же затянулась, не вызвала бы кровотечения. Края раны сходятся и слипаются друг с другом, не остается даже следа от удара Меча. Меч бросьте на землю и представьте, что она поглощает его — втягивает в себя подобно зыбучему песку. Если вы ни¬как не можете вынуть Меч, если все ваши попытки не приводят ни к какому результату, то это говорит о том, что вам еще рано избавляться от этой неприятности. Судьба еще не дала добро на избавление от нее.
То же самое повторите с каждым Мечом, вонзенным в сердце. Но при этом вы должны четко определить для себя, какой Меч соответствует каж¬дой из ваших проблем. И вынимаете вы в данный момент не Мечи, а именно проблемы!
Вы можете повторить работу не более 3 раз, после этого в реальной жизни создадутся условия, устраняющие те неприятности, которые вы извлекли из своего сердца.
На другого человека также можно оказывать подобное воздействие, но тут уже вы должны представить не свое, а его сердце. Нежелательно использовать медитативный способ, поскольку некоторые люди боятся вида крови и могут просто не справиться с заданными им мыслеформами.
Кроме того, таким же образом в целительстве производится воздействие на заболевания сердечно-сосудистой системы, только целитель должен поработать с человеком не менее 9 раз.
Этот Аркан также применяется в любовной магии для снятия приворота, мешающего человеку нормально жить. Это делается только с его собственного согласия, но возможны исключения, когда человек не может воспринять всю серьезность такой «невидимой» угрозы его здоровью и благополучию.
В этом случае применение ничем не отличается от вышеописанного, только на рукояти или на самом клинке Меча, вонзенного в сердце человека, должно быть написано имя того, кто сделал этот приворот, чтобы его образ и память о нем навсегда покинули сердце и помыслы человека-жертвы. Работу повторите 3-5 раз для получения реального, устойчивого результата.
В негативном направлении Аркан применяется очень редко и только достаточно подготовленными Магами. Не будем углубляться в подробности,
но можно только сказать, что техника воздействия несколько сродни одной из практик колдовства Вуду, применяемой для уничтожения врагов.
ЧЕТВЕРКА МЕЧЕЙ.
Аркан, не имеющий практического положительного применения, поскольку обозначает не действие, а состояние. Его вполне может заменить Старший Аркан Отшельник, имеющий гораздо больший спектр влияния на реальность.
ПЯТЕРКА МЕЧЕЙ.
Победа, не прибавляющая гордости или радости. Вы можете использовать этот Аркан только тогда, когда вам совершенно безразличен результат, главное — победа любой ценой, даже самому себе во вред. Но такие ситуации складываются крайне редко.
Вы можете представить себя стоящим среди поля, усеянного трупами. Те, кого вы еще не добили, совершенно безразлично уходят по дороге, ведущей к берегу реки, где их ждет лодка… Соберите оружие или все, что вам покажется ценным, таким образом вы просто ускорите их капитуляцию или приобретете то, что и так уже не нужно убитому владельцу, но никакого удовольствия от этого вы не получите.
ШЕСТЕРКА МЕЧЕЙ.
Аркан помогает уйти от обыденной жизни, от надоевшей рутины, способной убить даже самые пламенные чувства и из гения сделать полного тупицу.
Если вы чувствуете, что можете потерять любовь близкого человека или даже самого себя, используйте этот Аркан. Он помогает также тому, кто решил порвать с чем-то из прежней жизни, но еще не обрел нового — друзей, работу, семью, любовь, социальное положение.
Извлеките всю обстановку Аркана в реальность. Представьте себя стоящим (или стоящей) в маленькой и достаточно шаткой лодке, нагруженной шестью сверкающими Мечами. Они защитят вас в трудную минуту, они помогут вам справиться с любыми врагами, но они ничего не смогут сделать, если лодка перевернется и вместе с ними и вами пойдет ко дну. Вы плывете среди бескрайних вод океана. Небо над вами пасмурное, но бури не предвидится. Постарайтесь представить вдалеке еле заметный берег. Плывите к нему как можно скорее и вытащите на этот берег лодку вместе со всеми шестью Мечами. При этом вы можете заметить, как выглядит та земля, на которую вы высадились. От этого зависит и то будущее, которое вы выберете для себя.
Для другого человека эту работу надо проводить только медитативным способом, поскольку от нее зависит его дальнейшая Судьба и ответственность за нее вам на себя брать не стоит.
Для негативного воздействия Аркан практически не применяется.
СЕМЕРКА МЕЧЕЙ.
Аркан помогает только в том случае, когда необходимо обмануть кого-либо, но в наше время все и так прекрасно освоили эту науку.
Но существует и противоположное применение. С его помощью мож¬но определить вора или обманщика. Для этого нужно вывести обстановку Аркана в реальность, представить только общую ситуацию — отдых воинов в палаточном лагере. Затем вспомните тот момент, когда произошла кража или когда несколько человек одновременно пытались доказать вам свою невиновность или непричастность к интересующему вас делу (краже, подлогу, обману и т. д.). А теперь представьте себя в том лагере, где происходят события, в одной из палаток. Вы выходите и видите, как один вражеский воин, с ног до головы одетый в броню, крадет Мечи заснувших воинов. Подойдите к нему, вырвите из его рук один из них, приставьте к его груди и заставьте снять шлем. Вы увидите лицо того, кто в реальности виновен в неприглядном деле.
Естественно, ваша медитация не может быть доказательством в суде или в правоохранительных органах, поэтому лучше сделайте соответствующие выводы и в дальнейшем держитесь от этого человека подальше.
ВОСЬМЕРКА МЕЧЕЙ.
Этот Аркан может помочь вам справиться с комплексами неполноценности, самоограничениями, сломать рамки, в которые вы сами себя пытаетесь вписать.
Если вы живете по принципам, которые считаете правильными, на которых воспитывались, но видите, что все вокруг не следуют этим принципам, а живут гораздо спокойнее, лучше и счастливее вас, значит, вы можете применить для себя этот Аркан.
Войдите в обстановку Аркана или выведите ее в реальность. Займите место связанного человека, стоящего среди воткнутых в землю Мечей. Мало приятного — ни шевельнуться, ни увидеть, что же на самом деле происходит вокруг — глаза-то тоже закрыты плотной повязкой. Какое-то время пре-
бывая в этом состоянии, вспомните о том, что вам мешает жить нормальной, полноценной жизнью. Почувствуйте, что веревки начали ослабевать, они словно бы растянулись и медленно сползли к вашим ногам. Повязка на глазах тоже ослабла, и вы без труда можете снять ее. Вокруг вас нет людей, остались лишь воткнутые в землю восемь Мечей, ограничивающие вашу свободу Представьте, что один за другим они падают и земля поглощает их. Перешагните через упавшие с вас веревки и закончите работу.
Проделайте эту медитацию не менее 7 раз. Вам годами внушались те нормы поведения, от которых вы сейчас хотели бы избавиться, поэтому избавление от них тоже требует некоторого времени.
Для работы с другим человеком лучше использовать медитативный способ, хотя, при отсутствии необходимого уровня серьезности и воображения, можете проделать все вышеописанное за него сами.
Можно применять этот Аркан и для получения противоположного эффекта, когда Магу нужно ограничить свободу действий какого-то человека. В этом случае производится обратное воздействие — человека представляют в той ситуации, в которой находится сущность Аркана — завязывают ему глаза, связывают по рукам и ногам, мысленно вонзают в землю восемь Мечей. Но это воздействие также имеет некоторое сходство с ритуалами русской языческой магии и вуду.
ДЕВЯТКА МЕЧЕЙ.
Несмотря на активное число, определяет состояние. Можно исполь¬зовать этот Аркан для выхода из состояния депрессии и отчаяния, особенно если они не были вызваны никакими непоправимыми бедами и
несчастьями.
Для самостоятельного выхода из подобного состояния нужно войти в Аркан и занять место удрученного человека. Можете даже в реальности принять его позу, закрыть лицо руками и представить, что над вами висят восемь Мечей, а девятый вместе с вашими собственными доспехами лежит рядом с вами на холодном каменном полу. Прочувствуйте угрозу, исходящую от этих Мечей, ощутите их готовность в любой момент пронзить вас. А теперь отнимите руки от лица и возьмите с пола свой Меч. Встаньте на ноги и нападите на парящие в пространстве Мечи до того, как они успеют напасть на вас. Один за другим сбивайте их на каменный пол, на котором вы только что сидели в отчаянии. Они со звоном будут падать, от ударов о камень полетят искры… Вы должны осмотреться и понять, что тот, кто победит свой страх одолеет и любого врага.
В негативном варианте этот Аркан применяется для введения человека с подобное депрессивное состояние с целью помешать ему в каком-то более значимом для Мага (или для «заказчика») деле. Угрозы для жизни в этом Аркане не содержится, но длительное воздействие может привести к необратимым последствиям для состояния человека-жертвы.
ДЕСЯТКА МЕЧЕЙ.
Аркан имеет единственное применение — разрушение. Применяется только опытными Магами и только в защитных целях. Во избежание негативных последствий неправильного или необоснованного применения мы его не рассматриваем.
ПАЖ МЕЧЕЙ.
Основное предсказательное значение Аркана — «наблюдатель». Это же качество мы используем и для воздействия.
Применяется в тех случаях, когда вы никак не можете определить отношение к вам какого-либо человека, небезразличного для вас или нужного вам в определенной сфере жизни, деятельности.
Для этого представьте этого человека в костюме Пажа, держащего Меч. Лицо его пусть полностью скроет маска. Спросите его о том, как он относится к вам, что о вас думает, какие планы, касающиеся вас, строит. И только после этого представьте, что маска с его лица падает, а под ней…
Не думайте, что под ней может скрываться только человеческое лицо, вы можете увидеть все, что он думает о вас, что он сам из себя представляет в любом образе, даже самом неожиданном и неприятном. Кроме того, в полученном вами образе будет содержаться и общее его отношение к вам, без фальши и лицемерия…
Если вы не готовы узнать правду, то не используйте этот Аркан.
РЫЦАРЬ МЕЧЕЙ.
Аркан способен помочь отвести опасность от того, кто по долгу службы ей подвергается (сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие), а также все, кто исполняет какую-то работу с риском для здоровья и для жизни.
Выведите фигуру Рыцаря из Аркана, почувствуйте мощь его коня, прочность брони, защищающей его от неожиданных ударов. Его Меч отражает слабый свет скрытого за пеленой грозовых туч светила. Над его головой в воздухе висит Меч. Он представляет собой постоянную угрозу для Рыцаря,
поскольку может обрушить удар на его голову в любой момент. Если вы устраните эту угрозу, сам Рыцарь справится со всеми своими врагами.
Если вы нуждаетесь в Силе этого Аркана, то почувствуйте себя на месте этого Рыцаря. Ваше тело защищено сталью, которая, однако, совершенно не мешает вам двигаться и не тяготит вас. Ваш конь также защищен. К тому же у вас в руках меч, которым вы можете отразить атаку любого противника. Теперь поднимите свой взгляд наверх и посмотрите на висящий над вами Меч. Поднимите свой Меч и сбейте его на землю, представьте, что он во¬ткнулся и ушел в нее, словно затянутый зыбучими песками.
Если у вас не получается сбить этот Меч, это означает, что в ближайшее время вам надо быть как можно осторожнее — Судьба приготовила вам опасную ситуацию, и Силы Судьбы настолько сконцентрированы на этом, что человек не может полностью устранить приближающуюся опасность. Но быть осторожным вам никто не запретит!
Ту же работу можно проводить с другим человеком, совмещая его образ с сущностью Рыцаря и после этого заставляя его самого сбить угрожающий ему сверху Меч.
ДАМА МЕЧЕЙ.
Как и все три предыдущие Дамы, этот Аркан отражает одну из сторон сущности Императрицы, но практически не применяется.
Для негативного воздействия он имеет недостаточно конкретное воздействие, то есть не позволяет достичь никакой конкретной цели. А для положительного… Кому же хочется быть желчной и нелюбимой?!
КОРОЛЬ МЕЧЕЙ.
Этот Аркан также определяет один из аспектов Императора. Он может быть использован в тех случаях, когда в мужчине нужно заместить качества мягкотелости и трусости качествами Короля Мечей — волей, готовностью защищать себя и своих близких, бескомпромиссностью и мужеством. Иногда используется для устранения инфантилизма у молодых парней, так и не сумевших самостоятельно стать настоящими мужчинами.
Для этого образ Короля выводится из Аркана вместе со всеми атрибутами, указывающими на его положение. Образ накладывается на человека, при этом возможно использование как медитативного способа работы, так и самостоятельной работы Мага. Кроме приобретения новых качеств, свойственных Королю Мечей, его образ позволяет развиваться личности молодого человека в направлении, заложенном в мужчину самой Природой.
Изменяется его образ поведения, общения, повышается уровень ответственности за тех, кого он должен опекать и кому обязан помогать.
Нельзя использовать постоянное наложение сущности Короля на человека, также нежелательно использовать Аркан для одного и того же человека более 11 раз, поскольку это может неблагоприятно сказаться на его пове¬дении. Одно из мужских неотъемлемых качеств — агрессия. Если использовать Аркан более 11 раз, то вместе с прочими качествами мужественности парень приобретет и это.
Ирина Тризна. «Таро как система анализа и воздействия».
www.blackqueenmagic.net
Описания прусских мечей1. Средневековый меч, XII — I пол. XII в.Рукоять открытая. Черен плоский, постепенно сужающийся кверху. Накладки отсутствуют. Яблоко железное в форме неправильного шестиугольника. Гарда крестовая — согнутая в направлении клинка — имеет форму двойного топора. Со стороны клинка вырезана в форме верхней части сердца. Клинок прямой, обоюдоострый, шлифованный дол на обеих сторонах клинка; конец меча отломан. Орнаментика. По обеим сторонам на доле присутствуют частично инкрустированные надписи. Гравированные надписи заполнены серебром и латунью. (В настоящие время надписи неразборчивы). Поверхность яблока и гарды также покрыта серебром, на котором выбит орнамент романского типа. На яблоке он затёрт, а на гарде разный с каждой стороны. Основные размеры: Общая длина (сохранившаяся) — 86,6 см.
Рукоять меча: Инвентарный № MT/B/Dep./1
2. Средневековый меч, XII — I пол. XIII в.Рукоять открытая. Черен плоский, постепенно сужающийся кверху. Накладки отсутствуют. Яблоко треугольное с закруглённым основанием. Гарда крестовая, в форме двойного топора, согнута по направлению к клинку. Вырез снизу гарды напоминает верхнюю часть сердца. Клинок прямой, обоюдоострый, линзообразный в сечении. Орнаментика. Яблоко и гарду украшает — в настоящее время уже мало разборчивый — растительный узор, инкрустированный серебром, латунью и медью. Помимо этого на клинке присутствуют очень слабые следы украшения инкрустированного латунью. Основные размеры:
Ширина клинка у основания — 4,1 см Вес — 1,01 кг Рукоять меча: Инвентарный № МТ/В/337
3. Меч конца XIV или начала XV в.Рукоять открытая. Черен плоский, постепенно сужающийся кверху. Накладки отсутствуют. Яблоко восьмиугольное, грушевидное. Гарда крестовая — неполной длины — слегка согнута вниз. Клинок прямой, плоский и обоюдоострый — сильно корродированный. Основные размеры:
Рукоять меча: Инвентарный № МТ/В/2
4. Меч первой половины XV в.Рукоять открытая. Черен плоский, постепенно сужающийся кверху. Накладки на черен отсутствуют. Яблоко шестиугольное, плоское. Гарда выгнута в форме буквы S в горизонтальной плоскости, с неравномерно расширенными концами. Клинок прямой, обоюдоострый. На основании видны три вышлифованных дола. Посередине дальнейшей части клинка присутствует острый выступ (ребро). Основные размеры:
Рукоять меча: Инвентарный № МТ/В/336
5. Меч из Центральной Европы, XV в.Рукоять открытая. Черен плоский — сужающийся кверху, оканчивающийся восьмиугольным грушевидным яблоком. Накладки отсутствуют. Гарда крестовая, слегка наклонённая вниз. Клинок прямой, обоюдоострый с двусторонним долом. Остриё обломано. Основные размеры:
Рукоять меча:
6. Большой двуручный пехотный меч 1588 года.Рукоять открытая, очень длинная. Накладки черена отсутствуют. Гарда огромных размеров, в форме как бы ажурного горизонтального щита. Яблоко грушевидное. Клинок прямой, постепенно расширяющийся книзу, волнистый — типа фламберж. Порог очень длинный — от рукояти клинка до довольно больших крючковатых выступов согнутых в направлении клинка. Часть клинка — за упомянутыми выступами, на расстоянии 5,5 см — имеет также тупые плоские части; только от этого места клинок становится шестиугольным в сечении, а плоские стороны с обеих сторон вырезаны в волнистую линию. Орнаментика. Орнаментация на рукояти очень скромная; только все шарики и обручи покрыты гравированным рисунком в форме плетёнки. На клинке же с одной стороны выгравирован бюст женщины [прим. переводчика — бюст в данном случае не значит «грудь» :] с венцом на голове и — на основании — знак пассавского волка, а сдругой стороны размещены ещё другие затёртые знаки. На пороге выгравированы две скрещённых линии, оканчивающиеся с трёх сторон трилистником, а с одной — прямой поперечной линией. Две дальнейшие линии находятся за выступами и формируют треугольник без основания. Их концы завершают маленькие трилистники. Немного дальше выгравирована — уже частично затёртая — дата 1588, а за ней очередной трилистник. Основные размеры:
Рукоять меча: Инвентарный № МТ/В/4
7. Большой двуручный меч, XVI в.Рукоять открытая, очень длинная. Накладка на черен из дерева (когда-то, вероятно, была покрыта кожей). Гарда прямая, длинная и круглая в сечении — постепенно расширяющаяся к концам. Посередине крест гарды с нижним краем переходящим в острый конец. Яблоко деревянное, грушевидной формы, имеет косое рифление. Сходящиеся на верхушке складки создают розетку. На каждой второй складке — с гладкой поверхностью — находится выгравированная большая буква S. Клинок прямой, шестиугольный — типа эспадон. Порог очень длинный — от рукояти до двух прямых четырёхугольных выступов Выбор товаров для церкви позволяет недорого купить паникадило люстра от одного до семи ярусов. . С двух сторон на основании вышлифованы четыре неглубокие бороздки, которые — постепенно сужаясь — переходят на конце основания в три. Орнаментика. Поверхность яблока и гарды покрыта выгравированным орнаментом стилизованного акантуса, состоящего из лоз, листьев и цветка. Кроме того, всё обогащено посредством золочения. На яблоке каждая вторая складка искусно обработана упомянутым мотивом. На внешней и внутренней сторонах гарды выделена прямоугольная плоскость — разделённая на меньшие поля — которая заполнена стилизованным акантусом. Этим же мотивом украшены расширяющиеся конца гарды, а также их боковые круглые плоскости — диаметром 1,6 см, в которые вкомпонован распустившийся цветок акантуса. На центральной оси гарды — на кресте — присутствует чашечка цветка с человеческим лицом, а два следующих полных цветка вписаны в скрученные лозы с обеих его сторон. Исключительно богат также декор основания. С обеих сторон — начиная от рукояти — на поверхности с бороздами наличествует гравированный и золочёный орнамент. С одной его стороны вписан в квадрат мотив panoplii — особенно характерный для искусства ренессанса, который состоит из колчана наполненного стрелами, лука, стрелы и щита. На поверхности этого щита вырезан жезл Меркурия (вокруг прямой линии две переплетающиеся змеи с обращёнными друг к другу головами), являющийся символом торговли, богатства, благоприятной судьбы и мира. Ниже — в прямоугольнике протянувшемся до выступов — виден стоящий античный персонаж в длинном одеянии. Это Юдифь, держащая в правой руке тесак, а в левой — опущенной вдоль тела — отрубленную голову Олоферна. В дальнейшей части основания появляется ренессансный (канделябровый) орнамент, состоящий из стилизованных листьев акантуса и вазона гравированной лозой, переходящей за бороздки. В медальоне — находящемся на конце — вырезаны два сидящих персонажа (представляющие, возможно, Юдифь с Олоферном), одетые в длинные одеяния. По второй стороне основания — начиная от рукояти — в квадратном поле присутствует мотив panoplii, состоящий из скрещённого оружия, среди прочего: алебарды, колчана со стрелами, лука и стрелы. В самом центре композиции размещена маска (?). Сразу над ней в прямоугольное поле вписано изображение обнажённого бородатого мужчины — Геркулеса — побеждающего критского быка. Выше находится канделябровый декор — аналогичный предыдущему, только появляется другая сцена с сидящим нагим мужчиной (возможно, Геркулесом). С левой его стороны выгравированы большие буквы, расположенные под две — сверху NE, ниже TV. Основные размеры:
8. Гарда меча, XVI в.Гарда крестовая с сильно загнутыми концами, создающими восьмёрку, расположённую в горизонтальной плоскости. Скорее всего это гарда от короткого меча наёмной немецкой пехоты I половины XVI в., т.наз. ландскнехтовского. Основные размеры:
Инвентарный № МТ/В/5
9. Клинок палаша XV в. с неоригинальной рукоятьюРукоять полностью выполнена из дерева, с обозначенной короткой гардой, плечи которой согнуты книзу. Черен расширяющийся кверху, оканчивается абсолютно плоско. Это тип рукояти для т.наз. кинжала с почками. Клинок стальной, прямой, заострённый с одной стороны. Достаточно широкая тупая сторона постепенно сужается к концу. Основные размеры:
Инвентарный № МТ/В/36 |
www.rus-druzhina.ru
Японские мечи: история, описание, классификация…
История возникновения и эволюции японского меча
«Меч – душа самурая» – гласит японская пословица. Пожалуй, ни в одной другой стране мира культ меча не получил такого развития. Меч – символ отваги, чести, а главное – символ принадлежности носящего его к высшему сословию: к самураям. В Средневековой Японии говорили: меж цветов красуется сакура, меж людей – самураи.
Японские кузнецы-оружейники – катана-кадзи – часто вели отшельнический образ жизни. Секреты мастерства переходили от отца к сыну. Даже сейчас в Японии есть только один способ стать кадзи – поступить в ученики к мастеру. В процессе ковки меча еда для оружейника готовилась на священном огне, никто, кроме его помощника, не имел права заходить в кузницу, животная пища и сексуальные отношения были запрещены. Каждое утро кадзи очищал себя молитвой и обливанием холодной водой. Создание клинка обыкновенно занимало несколько месяцев. Каждый меч, откованный мастером, был уникальным и совершенным – настоящий кадзи имел привычку ломать оружие, не являющееся совершенным. Традиция эта зародилась в то же время, когда начало формироваться военное сословие Японии, самураи – в эпоху Хэйан, знаменитую лозунгом «Некрасивое – недопустимо». Первый точно датированный традиционный японский меч с ярко выраженным изгибом клинка относится именно к этой эпохе. Мечи этого периода отличаются невероятной остротой и износостойкостью лезвий: считалось, что они не требуют заточки. Наиболее известный меч Японии, Додзигири («Разрубатель Додзи») был откован кузнецом Ясуцунэ в эпоху Хэйан.
Это время – вплоть до конца эпохи Момояма – именуется «периодом старых мечей» или Кото. Основными центрами производства мечей в период Кото были провинции Бидзэн, Мино, Ямасиро, Ямато и Сагами. Пять школ периода Кото нередко сравнивали с пятью пальцами сжатой в кулак руки: все они различны меж собой, но по сути – едины. Меч периода Кото имел небольшую овальную гарду – цуба, из стали, бронзы, или проклеенной кожи. Для обмотки рукоятей применялась акулья кожа и кожа ската. Мечи различались оформлением ножен, рукоятями и т. д., что дает возможность точно определить ранг и клан владельца. В этот период начал складываться обычай ношения самураем пары мечей, дайсё, состоявшей из большого и малого меча. Обычная пара этого периода: дайто – тачи, сёто – танто.
В истории меча эпоха Муромати известна в первую очередь тем, что появился новый способ ношения меча, вскоре ставший основным. Тачи подвешивался к поясу лезвием вниз, и для того чтобы выхватить его провести замах и удар требовалось три отдельных движения. Но в эпоху заговоров и предательских нападений потребовалось разместить меч так, чтобы выхватывание и удар совершались одним движением. В это же время появляются мечи утигатана – именно те, которые европейцы привыкли называть самурайскими мечами. Они разделились на катаны (более 60 см) и вакидзаси (менее 60 см).
Мечи периода Кото считаются более совершенными и ценными, чем мечи периода Синто – эпохи «новых мечей». Великие мастера прошлого основывались на принципе разумной достаточности. Каждый из них довольствовался помощью пары молотобойцев и, возможно, ученика при работе с клинком. Уделяя много внимания боевым качествам самурайского оружия, они не считали необходимым излишне украшать его. Масамунэ и Мурамаса, легендарные оружейники периода Кото, ограничивались созданием волнистой линии «хамон», мастера же нового времени развили и обогатили искусство украшения клинка. Появились такие узоры как «хризантемы в воде» или «цветущая гвоздика». Внешняя красота оружия – главная особенность боевых и церемониальных мечей периода Синто. В это время катана-кадзи (оружейник) становится мастером, создающим клинок и курирующим процесс создания меча. Полировкой, созданием ножен, оформлением рукояти меча занимаются другие мастера. Богато, а иногда даже вычурно украшенные клинки, рукоять, цуба и ножны которых выполнены с ювелирным мастерством – оружие периода «новых мечей»
Рукоять (цука) – одна из главных деталей японского боевого оружия. Классической ее формой, служащей одновременно украшением, является обмотка особой тесьмой (ито). Обмотка образует на рукоятке ромбовидный рисунок, что продиктовано не простой случайностью, а соображениями удобства в применении меча. Рука не скользит, а нити, положенные друг на друга особым способом, никогда не порвутся. Самой своеобразной деталью японского меча является цуба. Имеющая круглую, овальную, прямоугольную или многоугольную форму, она располагается между клинком и рукояткой. В период Синто цуба могла быть изготовлена из литой бронзы, красной меди и золота. Цуба могла быть украшена разнообразными орнаментами, изображениями животных и растений.
Классификация клинков
Названия японским мечам обычно давались по способу их ношения. Длинный меч, дайто – 95-120 см, короткий, сёто – 40-70 см.
Цуруги – древнеяпонский меч, использовался до наступления эпохи Хэйян. Имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками.
Нодати – «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной, придерживая рукой.
Тачи – длинный меч. Носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх.
Катана – длинный меч, который носится в ножнах, заткнутых за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз.
Танто – короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом. Но только в том случае, если его носят в паре с тачи.
Вакидзаси – короткий меч, носимый в ножнах за поясом. В случае ношения в качестве сёто к длинной катане.
Кусунгобу – кинжал для харакири. Длина около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири допускалось совершить с помощью танто.
Кайкен – нож, обязательный к ношению женщинами из самурайских семей. Предназначался для ритуального самоубийства (вскрытия сонной артерии)
altritter.ru