Содержание

Жизнь норманнов | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Тема: Скандинавия в средневековье

На Севере Европы проживали «северные люди» — норманны. Это пращуры нынешних норвежцев, датчан, шведов и исландцев. В Запад­ной Европе их называли викингами, на Руси — варягами.

Северная Европа — далеко не рай­ский уголок. Климат там холодный, условия жизни суровые. Леса и ска­листые горы не благоприятствовали земледелию. Норманны (а их было немного, и жили они разобщено, отдель­ными хуторами) больше занимались охотой, рыболовством и скотоводством.

Норманны были умелыми и отваж­ными мореходами. Они строили неболь­шие (на 20-40 человек) быстроходные и прочные корабли. Корпус корабля обшивали деревянными планками — он хорошо выдерживал удары морских волн. На нем ставили мачту с надежны­ми парусами, но использовали и весла. Материал с сайта //iEssay.ru

Викинги — властители морей

Вдоль бортов развешивали живописные щиты. Носовая и задняя части корабля были высоко подняты, он выглядел очень красиво. Нос венчала — для устрашения врагов — деревянная голова дракона. Ни одно европейское судно не могло соревноваться в ско­рости с кораблем норманнов. На этих судах норманны в основном плава­ли вдоль береговой линии, но выходили и в открытое море. Магнитного компаса они не знали, на море ориентировались по солнцу. Иногда храб­рые норманнские моряки заплывали вообще бог весть куда. Около 1000 года они преодолели Атлантический океан и высадились на побережье Северной Америки. Прожили они там недолго и не оставили после себя почти никаких следов, поэтому не их считают первооткрывателями Америки. В своих сагах норманны назвали Америку «Страной винограда».

Охотно занимались норманны и торговлей. Они продавали свои домотканые изделия, меха и награбленное в походах, а покупали оружие, одежду и украшения. Еще в VI—VIII вв. они построили свои небольшие торговые селения. Со временем на их месте выросли города.

iessay.ru

Реферат — Методические рекомендации по использованию диска Новая волна завоеваний

Методические рекомендации

по использованию диска

Новая волна завоеваний

Цель и задачи урока:

— Познакомить учащихся с географией путешествий, колонизацией и открытием новых земель норманнами

— Сформировать представление об особенностях уклада жизни, занятиях и мифологии норманнов

Развивать критическое мышление

Продолжить формирование навыка работы с картой

План темы

1Географическое положение и природные условия.

2.Быт норманнов.

Жилище

Одежда

Пища

3.Основные занятия

4.Корабли викингов

5.Путешествия и географические открытия.

6.Завоевания.

7.Варяги на Руси.

8.Верования.

1.Географическое положение и природные условия.

Прошло несколько столетий после Великого переселения народов, и Западная Европа вновь подверглась нападению германцев. Те германские племена, которых в Западной Европе называли норманнами, т.е. «северными людьми», были предками современных норвежцев, шведов, датчан исландцев.

Определите по карте область первоначального расселения норманнов.

Их родина — Ютландский и Скандинавский полуострова и некоторые острова на Балтике. Условия жизни на севере Европы были суровыми. Большая часть Скандинавского полуострова — это скалистые горы, леса. Пригодной для обработки земли мало, почвы бедные. Трудно прокормить людей, мало пищи для скота – главного богатства скандинавов. Припасов далеко не всегда хватало на долгие холодные зимы. Порой люди не дотягивали до весны.

Как вы думаете, каковы были занятия норманнов?

Скотоводство, охота, рыболовство.

2.Быт норманнов.

Познакомиться со слайдами, посвященными жилищу, одежде и пище норманнов.

Возможно задание: используя поваренные рецепты скандинавов, попробовать приготовить дома кашу или яблочный напиток и рассказать о своих впечатлениях в классе.

3. Основные занятия.

Слайды.

Не всех «северных людей» устраивала судьба скотовода, охотника или земледельца, отвоевывающего у природы каждый клочок земли. В дальние походы на поиски новых земель, в торговые экспедиции, на

разбой и грабеж или в наемники к властителям других стран отправлялись прежде всего самые отчаянные смельчаки, которым не сиделось дома, которых манили приключения и опасности. Таких любителей приключений называли викингами. С каждым годом их становилось все больше и больше. Этимология термина «викинг» до конца не выяснена; Возможно, слово происходит от «вик» — бухта, порт, где базировались участники морских походов

.

Как вы думаете, что способствовало активному развитию мореплаванию викингов?

4. Корабли викингов.

Норманны были лучшими мореходами в Европе. Они строили небольшие (на 20-40 человек), но надежные и быстроходные корабли (драккары). Корма делалась такой же заостренной, как и нос, чтобы не приходилось в узких фьордах, где много мелей, разворачивать корабль.

В случае необходимости можно было быстро переставить весла и плыть в обратном направлении. Нос судна обычно украшали резной (часто раскрашенной, а иногда даже позолоченной) головой сказочного чудовища – то ли дракона, то ли змеи. Это страшилище должно было отпугивать злых духов и наводить ужас на врагов. Компаса норманны

не знали, но они хорошо ориентировались по звездам и отваживались пускаться в очень далекие морские пути.

Используя карту, определите направления походов викингов.

Почему норманны отправлялись в дальние опасные путешествия?

5.Путешествия и географические открытия.

Рассказ учителя с использованием карты.

Вопросы для закрепления:

Какие земли открыли норманны? Какие названия дали они этим землям?

Почему слава открытия Америки принадлежит Колумбу, хотя в Новом Свете за пятьсот лет до Колумба побывал Лейв Счастливый?

6.Завоевания.

Отношения норманнов с жителями Европы складывались совсем не мирно. Каждое лето десятки, а то и сотни кораблей жаждавших добычи скандинавов обрушивались на побережья Англии, Ирландии, Франции, Германии, Испании. Викинги проникали и через Гибралтарский пролив в

Средиземное море, наносили поражения воинам арабских эмиров. Для более яркого представления о действиях викингов учащимся можно предложить проанализировать документ из «Всемирной

истории войн» Р. и Т. Дюпюи:

Викинги занимались преимущественно набегами; трофеи и грабеж интересовали их гораздо больше, чем какие бы то ни было территориальные завоевания. С другой стороны, народом они были чрезвычайно воинственным, и хотя необдуманно в битву не лезли, а при неравных силах всячески старались благоразумно избежать столкновения, в большинстве случаев были отнюдь не прочь ввязаться в добрую драку. В отличие от народов Западной Европы, викинги будучи искусными воинами, с самого начала отличались более высокой дисциплинированностью, основанной на преданности прямому начальнику-

вождю. Вооруженные, как правило, копьями, мечами и топорами (хотя имели при себе и луки), сражались они в пешем строю. Доспехи их состояли из шлема, круглого щита и кожаной куртки. Впоследствии многие стали пользоваться также короткой кольчугой. Чтобы разгромить врагов у себя на родине или в дальних походах, вожди викингов часто пускали в бой особые отряды свирепых воинов, которых называли «медвежьими куртками», очевидно потому, что они носили одежду из медвежьих шкур. Поклоняясь Одину, богу воинов и завороженных, «медвежьи куртки» следовали его заветам, пренебрегая даже самыми святыми узами — кровными; они бросались в бой очертя голову, вероятно находясь под воздействием самогипноза, галлюциногенных грибов или других наркотических веществ. Саги сообщают, что они вопили и прыгали, иногда срывая с себя одежду, и были абсолютно нечувствительны к боли и ранам. По словам историка 13 в., «подобные бешеным псам или волкам, они грызли собственные щиты; они были сильны, как

медведи или вепри; они повергали врагов наземь, их не брали ни сталь, ни огонь».

Что нового вы узнали о викингах?

Рассказ учителя с использованием карты.

Можно предложить заполнить таблицу «Завоевания викингов».

Дата – Завоеванная территория — Значение

7. Варяги на Руси.

Викинги плавали не только на запад, но и на восток.

Рассказ учителя, просмотр слайдов.

В Западной Европе о викингах шла слава как о страшных разбойниках.

А на Руси и в Византии варягов не любили, но и не боялись. Почему?

На западе Европы викинги приходили с моря и в любой момент могли бежать назад (в случае военной неудачи). На востоке они плыли по рекам, тащили суда через волоки, при этом местные жители легко могли напасть на чужаков, а тем бежать было бы некуда. Кроме того, на востоке Европы варяги встретили людей, похожих на себя (славяне 9 века – вчерашние землепроходцы и освоители Поднепровья ). В Византии была прочная государственная власть – там варяги не могли самовольничать: им приходилось служить, как наемным воинам.

8. Верования.

Посмотреть слайды, прослушить скандинавские мифы.

Можно предложить выполнить задание на работу с источником.

Рунические надписи на могильных камнях.

(Руны – священные письмена)

1. Астрид велела установить эти камни Эйстейну, своему супругу. Он направлялся в Иерусалим и умер в Греции.

2. Токи с братом установили этот камень по своим братьям. Один умер на западе, другой – востоке.

3. Грани сделал этот холм по Карлу, своему сотоварищу.

4. Здесь лежат те люди, которые пришли из Рисаланда на корабле с грузом золота, и оно находится в этом камне.

5. Кетиль и Бьерн, они установили этот камень по Тостейну, своему отцу и Энунд по своему брату, а дружинники по Явни, и Кителей по своему супругу.

Брать были там из лучших людей, как работая на земле, так и в воинском походе, держали своих дружинников хорошо. Он (Явни) пал в битве на востоке в Гардах (Русь) – вождь войска, лучший из соотечественников .

Вопросы к тексту

1. Скандинавские камни с руническими надписями называют «могильными». Действительно ли они ставились именно на могилах?

2. Попробуйте разобраться в отношениях между собой людей, перечисленных в последней рунической надписи.

3. Кто из родственников или друзей умершего человека мог поставить камень в его честь?

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Когда норманны в 8-11 веках устрашали всю Европу, их жизнь во многом походила на то, что мы знаем о других варварах, прежде всего германцах, эпохи Великого переселения народов.

В 11 веке набеги викингов постепенно прекращаются. Норманны, осевшие в Европе создали собственное королевство, да и в самой Скандинавии стали складываться государства, и все силы общества там как бы переключились на решение проблем. И лишь сказания и легенды напоминали потомкам викингов о «героической эпохе» бесконечных походах и жестоких битв.

Шумели весла, Мчалась стремительно

Железо звенело, Стая ладей,

Гремели щиты, Несла дружину

Викинги плыли. В открытое море.

www.ronl.ru

Викинги [Норманны, Варяги] — народ, история, быт, занятие, общество, хозяйство, экономика, вики — WikiWhat

Походы и открытия викингов

«О скалы грозные дробятся с ре­вом волны…» так поет варяжский купец о морских берегах своей суро­вой родины в опере «Садко». Но ви­кинги — русские называли их «ва­рягами» — не боялись бурного моря. На своих небольших кораблях, с вырезанной из дерева головой дра­кона на носу, под прямым парусом и с веслами они плавали вдоль берегов всей Европы, уходили дале­ко в Атлантический океан.

Открытие Исландии

В IX веке в Северной Атлантике викин­ги открыли остров Исландию, который называют «страной огня и льда». На острове много вулканов. Из-под земли вытекают ис­точники с горячей (термальной) водой. Некоторые из них бьют с такой силой, что образуют фонтаны, окутанные клубами пара, — гейзеры. А совсем рядом лежат ледники. Когда происходит из­вержение вулкана, льды и снега начинают бурно таять.

Исландия лежит на самом севере Атлантического океана. Ее омывает теплое течение, которое согревает и воду, и воздух над ним. Поэтому море зимой не замерзает, сильных морозов не быва­ет, летом земля покрывается зеленой травой. Викинги поселились на острове.

Открытие Гренландии

В X веке изгнанный из Исландии Эрик Рыжий и его спутники поплыли на кораблях на запад. Викинги открыли самый большой в мире остров и назвали его Гренландией — «зеленой землей». Однако зеленая трава была только на берегу, а остальную территорию Гренландии покрывал лед. Ледники медленно двига­лись к берегу. Временами от их края откалывались и падали в мо­рс огромные глыбы льда — айсберги. Лед легче воды. Айсберги, похожие на ледяные острова, плыли по морю. При столкновении с айсбергом корабль мог утонуть.

Местные жители — эскимосы — умели делать дома из снега. Ви­кинги так же, как и эскимосы, стали ловить рыбу, охотиться на моржей и тюленей. Гренландия — холодная земля, деревья там не растут.

Открытие Америки викингами (Винланд)

Лесные земли отправился искать сын Эрика Рыжего — Лейф Счастливый. В начале XI века он поплыл на юг и достиг берегов Северной Америки. Ее северные голые каменистые берега южнее сменились лесным побережьем. Затем, у устья большой реки, викинги нашли в лесу дикий виноград. Лейф и его спутники про­вели на этом берегу зиму, назвав открытую землю Винланд — «зем­ля вина». Викинги не знали, что они открыли новый материк — Северную Америку. Не узнали об этом и остальные европейцы. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Жизнь викингов

В Скандинавии зимние дни — ко­роткие, я сами зимы — длинные, лето — прохладное и дождливое. На каменистой холодной земле плохо рос хлеб. Главными занятиями викингов-норманнов были морской промысел, торговля, а нередко и разбой они нападали па жителей европейских стран, грабили и уби­вали их. Викинги, которые по бур­ному морю плавали далеко от родных мест, были великими мо­реплавателями Средневековья и открывателями новых земель.

Викинги разводили овец, ловили в море рыбу, купались в теплых (термальных) источниках. Долгими зимними вечерами старшие рассказывали детям саги — истории о жизни и подвигах отцов и дедов.

На этой странице материал по темам:
  • Док лад про викингов 3 класс

  • Быт древних норманнов

  • Норманны быт и занятия

  • Открытие острова гренландия викингами

  • Норманны занятия

Вопросы к этой статье:
  • Где находится самый больней остров в мире?

  • Чем покрыт почти весь остров Гренландия?

  • Почему Исландию называют «страной огня и льда»?

  • Что такое айсберг, чем он спасен?

wikiwhat.ru

Расскажите о жизни и быте норманнов

Расскажите о жизни и быте норманнов

Ответы:

За рубежом викинги выступали как грабители, завоеватели и торговцы, а на родине в основном обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу и разводили скот. Независимый крестьянин, работавший сам или вместе с родней, составлял основу скандинавского общества. Как бы ни был мал его надел, он оставался свободным и не был привязан как крепостной к земле, принадлежавшей другому человеку. Во всех слоях скандинавского общества были сильно развиты родственные связи, и в важных делах его члены обычно действовали совместно с родственниками. Кланы ревниво охраняли добрые имена соплеменников, и попрание чести кого-либо из них часто приводило к жестоким междоусобицам. Женщины в семье играли важную роль. Они могли владеть собственностью, самостоятельно решать вопросы о вступлении в брак и о разводе с неподходящим супругом. Однако за пределами семейного очага участие женщин в общественной жизни оставалось незначительным. Пища. Во времена викингов большинство людей питалось два раза в сутки. Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овес, ячмень и несколько видов пшеницы. Обычно из их зерен варили кашу, но иногда выпекали хлеб. Овощи и фрукты ели редко. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в высших классах общества — импортное вино. Одежда. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой. Жилище. Крестьянские жилища обычно представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетеной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и темной, посреди нее располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни. Литература и искусство. Ви

cwetochki.ru

Конспект урока по истории на тему «Норманны: их занятия и завоевания»

Урок № 6. «Норманны: их занятия и завоевания»

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать представление об особенностях развития северных германских народов. Закрепить умение использовать при решении познавательных задач определения: цивилизация, государство.

3 ЛР. Историческое мышление.

Проследить взаимосвязь между развитием северных наров и складыванием общеевропейской цивилизации.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность оценить поступки и действия викингов с позиций человека XXI века; осознать преимущества мирного сотрудничества народов в разное время.

План урока:

— Кто такие норманы?

— Какие у них были занятия?

— Почему они стали совершать нападения?

1.-Ребята, сегодня на уроке, я предлагаю вам выступить в роли исследователей Раннего Средневековья.

А для того, чтобы лучше понимать содержание текста параграфа нам нужно познакомиться с незнакомыми для вас словами:

Уэссекс, Суссекс, Эссекс, Мерсия, Нортумбрия, Британия, англы, саксы, норманны, викинги, северные германцы, норвежцы, шведы, датчане, Скандинавский полуостров, Ютландский полуостров, : — хоровое проговаривание с учениками этих труднопроизносимых слов.

2.-Я хочу объяснить вам, что оценка за весь урок будет складываться из суммы баллов набранных вами на разных этапах урока.

3.- Империя Карла Великого просуществовала относительно не долгий срок с 768 по 814 гг. И потому многие покоренные народы, после распада империи начали завоёвывать новые территории.

Откроем стр.41. в вашем учебнике. В правом верхнем углу у вас карта.

В VII веке н.э. племена англов и саксов, в ходе ожесточенных боев сумели покорить бриттов, (жителей о-ва Британии.

Найдём территорию проживания бриттов. Каким цветом изображена их территория (серым цветом).

Вот на этой территории племена англов и саксов образовали 7 королевств.

4.-Покажем эти 7 королевств на карте. Я называю цвет, которым обозначено государство, а вы мне его название.

5.-Давайте перенесемся в ту эпоху и познакомимся с одним документом (у вас он исторический источник под №1), в котором автор описывает необычное явление….случившееся с жителями Британии.

Исторический документ №1

В один из июльских дней 793 году обитатели северо – Восточной Англий увидели в море паруса незнакомых кораблей «длинные беспалубные, вмещавшие до сотни человек, под четырехугольным шерстяным красным или полосатым парусом, с устрашавшими резными головами драконов или змеей, но носах». С корабля сошли «пришельцы» с моря (норманны) и напали на жителей: «Никогда ещё Британия не была свидетелем подобных ужасов. Они набрасывались на мирное население, как волки или рой разъяренных пчел. Обнажив мечи, издавая леденящие душу вопли, убивая и калеча ни в чем неповинных людей и уводя уцелевших в рабство. А имущество их присваивали себе».

Образец чтения Смирновой Екатериной.

Ребята, проанализируйте содержание документа, и ответьте на вопрос: «Что же произошло с жителями Британии?»

Судя по этому историческому документу, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся:- (мы будем говорить о норманнах)

6.Сформулируйте тему урока: — «Норманны: их занятия и завоевания»

Записываем эту тему в тетрадь, а я пишу тему на доске.

7.Территорию Британии в VII веке захватили англы и саксы, а приплыли норманны и покорили их.

Какой возникает у вас вопрос?

-Почему норманнам удалось покорить англо-саксов? Запишем его в тетради

Поиск ответа на этот вопрос и будет являться задачей нашего урока.

8.Скажите, а достаточно ли нам информации полученной из документов о норманнах, для того чтобы решить задачу урока?( Нет, недостаточно).

-Значить что еще необходимо выяснить? (ученики совместно с учителем составляют план урока)

— Ответы учащихся:

План урока:

— Кто такие норманы?

— Какие у них были занятия?

— Почему они стали совершать нападения?

Итак поработаем по пунктам плана.

1.Попытаемся выяснить, кто такие норманны?

Для этого обратимся к учебнику: стр 41 пункт второй, абзац 2, прочитаем и найдём ответ на вопрос

Ответы учащихся: -Норманны- это северные германцы: норвежцы, шведы, датчане

Норманны проживали на севере той территории, где раньше жили германские племена. К норманам относятся норвежцы-(жители Норвегии)

Шведы – (жители Швеции)

Датчане – (жители Дании)

Запишем в тетрадь: П!: Норманны- это северные германцы: норвежцы, шведы, датчане

Давайте посмотрим на карту: показываю территории Скандинавского, Ютландского полуостровов, о-вов Северного моря. Это родина проживания норманнов.

Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

А над каким пунктом плана мы будем работать?

2.Как вы думаете, какие занятия существовали у норманнов?

Сравним ваши высказывания с текстом учебника. Находим — пункт 2, абзац 3, 2-3-4-5 предложения

Запишем в тетрадь: П!: —Норманны занимались скотоводством, рыболовством, земледелием и охотой на диких животных

Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

А над каким пунктом плана мы будем работать сейчас? — Что заставляло норманнов покидать свои родные земли?

3. Для поиска ответа на этот вопрос мы обратимся к учебнику: стр 41 пункт второй, абзац 4, прочитаем и найдём ответ на вопрос

4.Как называли себя участники походов?

Викинги.

Рассказ учителя:

— Слово «викинг» означает «пират и воин, искатель добычи и славы». И добычей их вскоре стала не только Англия, но и ряд других гос-в.

Мы выясним это, проследим маршрут их движения описанный в историческом источнике №2. Одновременно будем отражать данный маршрут на схеме.

П! — Рассмотрим схему

Возьмём документ №2 с фрагментами описания военных походов, прочитаем их, и каждый из вас их самостоятельно проанализирует и заполнит схему.

Осуществим взаимопроверку результатов по образцу ответа ученика. На полях в тетради проставим сумму получившихся баллов

Ребята мы поработали по плану урока и готовы

перейти к решению задачи урока:

Почему же норманнам удалось покорить англо-саксов ?

(Почему они не встретили должного сопротивления, не в Англии не в ряде других европейских государств?

Для этого обратимся к учебнику: стр 43 пункт третий, абзац 4, прочитаем и найдём ответ на вопрос

— Потому что норманны были великолепными мореходами и воинами;

на тот период времени в странах Европы были постоянные междоусобные войны.

Итак, мы решили поставленную задачу? (Да)

Давайте закрепим пройденный нами материал.

Учащимся предлагается решить тестовые задания

Взаимопроверка результатов по образцу ответа ученика.

Итак, как вы считаете какое может быть сегодня Д/з.

Читать параграф 5. и выполнить творческое задание № 2 стр.45

А теперь посчитаем сумму полученных вами баллов и разделим их на два. Результат и будет вашей оценкой за урок.

Благодарю вас за работу. Урок окончен.

infourok.ru

Норманны

Древние, жители Англии — бритты — после ухода с острова римлян около двух веков противостояли вторжению с континента англов и саксов. Однако в конце концов их сопротивление было сломлено. Часть бриттов были превращены в рабов, другие переселились на север Галлии, обосновавшись на полуострове Бретань. Память о бриттах сохраняется в легендах о славном короле Артуре и его сподвижниках — рыцарях Круглого Стола. В этих сказаниях отражен кодекс рыцарской чести, нормы поведения рыцарей.
Слившись со временем в единый народ, англы и саксы образовали на территории Британии семь королевств, постоянно враждовавших между собой.

В конце VI в. посланцы папы римского — миссионеры начала обращать жителей острова в христианство, строить церкви и монастыри.

С 793 г. на протяжении более трех веков Британия, как и другие государства Европы, подвергалась нападению норманнов — северных германцев (норвежцев, шведов, исландцев, датчан). Они обитали в основном на Скандинавском и Ютландском полуостровах. Суровые природные условия, неблагоприятные для ведения хозяйства, обусловливали частые неурожаи и голод. Самые смелые скандинавы отправлялись в далекие морские походы для захвата добычи и плодородных земель, правда, иногда участники походов были просто торговцами или мирными переселенцами. Возглавляли походы военные вожди — викинги (позднее так стали называть всех участников походов).

Норманны на своих драк1сарах (длинных беспалубных кораблях) наводили ужас на жителей побережья Европы. Позднее норманны стали по рекам проникать в глубь континента, осаждая города.

В Х в. один из викингов — Эйрик Рыжий, скрываясь от наказания за убийство, бежал из Исландии и достиг берегов неизвестной земли, названной им Гренландией («зеленой землей»). Около 1000 г. его сын Лейв Счастливый отправился в путешествие на запад от Гренландии и открыл новый материк, позже названный Америкой. Но надолго здесь скандинавы задержаться не смогли: эти земли были слишком далеки от их родины, путь к ним был очень труден. К тому же местные жители, по-видимому, оказали пришельцам сильное сопротивление. В Европе никто так и не узнал об этом удивительном географическом открытии, да и сами скандинавские моряки о нем забыли. Об этих событиях ученые знают благодаря древним скандинавским сказаниям — сагам, записанным в XIII в., и современным археологическим находкам на побережье Гренландии и Северной Америки.

Норманны с юга Скандинавии, которых на Руси называли варягами, добирались по Волге до Каспийского моря, а по Днепру — до Черного, торгуя с арабами и Византией. Этот путь получил название путь «из варяг в греки». Часть варягов осела на Руси, смешалась со славянами. От одного из их предводителей — Рюрика — вели свой род князья Древней Руси — Рюриковичи.

Легкие победы норманнов показали жителям Европы, как ослабили их страны междоусобные войны и взаимная вражда.

Норманны селились в Ирландии и Восточной Англии. Датчане захватили значительную часть Англии с городом Лондоном. Борьбу с датчанами возглавил мудрый и образованный англосаксонский король Альфред Великий (871-900). Построив крепости, создав морской флот и новое, профессиональное войско, Альфред вынудил датчан заключить мир.

Англия была поделена на две части — юго-западную, во главе с Альфредом, и северо-восточную, принадлежавшую датчанам. При преемниках Альфреда англосаксы завоевали всю страну, и Англия стала единым государством.

В самой Скандинавии в Х-XI вв. образовались королевства Дания, Швеция и Норвегия. Датский король, обладавший мощной армией, в начале XI в. подчинил своей власти Английское королевство.

В конце IX в. на севере Франции образовалось герцогство Нормандия: французский король уступил эту территорию одному из норманнских вождей. Позднее норманны приняли христианство и смешались с местными жителями. Выходцы из Нормандии — нормандцы, совершая плавания в Средиземном море, воевали с арабами, затем, захватив юг Италии и Сицилию, объединили их в Сицилийское королевство.
По мере усиления королевской власти в Скандинавских странах знать вынуждена была подчиняться ей. С XI в. походы норманнов прекратились.

www.examen.ru

Методические рекомендации по использованию диска

Методические рекомендации

по использованию диска

Новая волна завоеваний

Цель и задачи урока:

— Познакомить учащихся с географией путешествий, колонизацией и открытием новых земель норманнами

— Сформировать представление об особенностях уклада жизни, занятиях и мифологии норманнов

Развивать критическое мышление

Продолжить формирование навыка работы с картой

План темы

1Географическое положение и природные условия.

2.Быт норманнов.

Жилище

Одежда

Пища

3.Основные занятия

4.Корабли викингов

5.Путешествия и географические открытия.

6.Завоевания.

7.Варяги на Руси.

8.Верования.

1.Географическое положение и природные условия.

Прошло несколько столетий после Великого переселения народов, и Западная Европа вновь подверглась нападению германцев. Те германские племена, которых в Западной Европе называли норманнами, т.е. «северными людьми», были предками современных норвежцев, шведов, датчан исландцев.

Определите по карте область первоначального расселения норманнов.

Их родина — Ютландский и Скандинавский полуострова и некоторые острова на Балтике. Условия жизни на севере Европы были суровыми. Большая часть Скандинавского полуострова — это скалистые горы, леса. Пригодной для обработки земли мало, почвы бедные. Трудно прокормить людей, мало пищи для скота – главного богатства скандинавов. Припасов далеко не всегда хватало на долгие холодные зимы. Порой люди не дотягивали до весны.

Как вы думаете, каковы были занятия норманнов ?

Скотоводство, охота, рыболовство.

2.Быт норманнов.

Познакомиться со слайдами, посвященными жилищу, одежде и пище норманнов.

Возможно задание: используя поваренные рецепты скандинавов, попробовать приготовить дома кашу или яблочный напиток и рассказать о своих впечатлениях в классе.

3. Основные занятия.

Слайды.

Не всех «северных людей» устраивала судьба скотовода, охотника или земледельца, отвоевывающего у природы каждый клочок земли. В дальние походы на поиски новых земель, в торговые экспедиции, на

разбой и грабеж или в наемники к властителям других стран отправлялись прежде всего самые отчаянные смельчаки, которым не сиделось дома, которых манили приключения и опасности. Таких любителей приключений называли викингами. С каждым годом их становилось все больше и больше. Этимология термина «викинг» до конца не выяснена; Возможно, слово происходит от «вик» — бухта, порт, где базировались участники морских походов.

Как вы думаете, что способствовало активному развитию мореплаванию викингов?

4. Корабли викингов.

Норманны были лучшими мореходами в Европе. Они строили небольшие (на 20-40 человек), но надежные и быстроходные корабли (драккары). Корма делалась такой же заостренной, как и нос, чтобы не приходилось в узких фьордах, где много мелей, разворачивать корабль.

В случае необходимости можно было быстро переставить весла и плыть в обратном направлении. Нос судна обычно украшали резной (часто раскрашенной, а иногда даже позолоченной) головой сказочного чудовища – то ли дракона, то ли змеи. Это страшилище должно было отпугивать злых духов и наводить ужас на врагов. Компаса норманны

не знали , но они хорошо ориентировались по звездам и отваживались пускаться в очень далекие морские пути.

Используя карту, определите направления походов викингов.

Почему норманны отправлялись в дальние опасные путешествия?

5.Путешествия и географические открытия.

Рассказ учителя с использованием карты.

Вопросы для закрепления:

Какие земли открыли норманны? Какие названия дали они этим землям?

Почему слава открытия Америки принадлежит Колумбу, хотя в Новом Свете за пятьсот лет до Колумба побывал Лейв Счастливый?

6.Завоевания.

Отношения норманнов с жителями Европы складывались совсем не мирно. Каждое лето десятки, а то и сотни кораблей жаждавших добычи скандинавов обрушивались на побережья Англии, Ирландии, Франции, Германии, Испании. Викинги проникали и через Гибралтарский пролив в

Средиземное море, наносили поражения воинам арабских эмиров. Для более яркого представления о действиях викингов учащимся можно предложить проанализировать документ из «Всемирной

истории войн» Р. и Т. Дюпюи:

Викинги занимались преимущественно набегами; трофеи и грабеж интересовали их гораздо больше, чем какие бы то ни было территориальные завоевания. С другой стороны, народом они были чрезвычайно воинственным, и хотя необдуманно в битву не лезли, а при неравных силах всячески старались благоразумно избежать столкновения, в большинстве случаев были отнюдь не прочь ввязаться в добрую драку. В отличие от народов Западной Европы, викинги будучи искусными воинами, с самого начала отличались более высокой дисциплинированностью, основанной на преданности прямому начальнику-

вождю. Вооруженные, как правило, копьями, мечами и топорами (хотя имели при себе и луки), сражались они в пешем строю. Доспехи их состояли из шлема, круглого щита и кожаной куртки. Впоследствии многие стали пользоваться также короткой кольчугой. Чтобы разгромить врагов у себя на родине или в дальних походах, вожди викингов часто пускали в бой особые отряды свирепых воинов, которых называли «медвежьими куртками», очевидно потому, что они носили одежду из медвежьих шкур. Поклоняясь Одину, богу воинов и завороженных, «медвежьи куртки» следовали его заветам, пренебрегая даже самыми святыми узами — кровными; они бросались в бой очертя голову, вероятно находясь под воздействием самогипноза, галлюциногенных грибов или других наркотических веществ. Саги сообщают, что они вопили и прыгали, иногда срывая с себя одежду, и были абсолютно нечувствительны к боли и ранам. По словам историка 13 в., «подобные бешеным псам или волкам, они грызли собственные щиты; они были сильны, как

медведи или вепри; они повергали врагов наземь, их не брали ни сталь, ни огонь».

Что нового вы узнали о викингах?

Рассказ учителя с использованием карты.

Можно предложить заполнить таблицу «Завоевания викингов».

Дата – Завоеванная территория — Значение

7. Варяги на Руси.

Викинги плавали не только на запад, но и на восток.

Рассказ учителя, просмотр слайдов.

В Западной Европе о викингах шла слава как о страшных разбойниках.

А на Руси и в Византии варягов не любили, но и не боялись. Почему?

На западе Европы викинги приходили с моря и в любой момент могли бежать назад (в случае военной неудачи). На востоке они плыли по рекам, тащили суда через волоки, при этом местные жители легко могли напасть на чужаков, а тем бежать было бы некуда. Кроме того, на востоке Европы варяги встретили людей, похожих на себя (славяне 9 века – вчерашние землепроходцы и освоители Поднепровья ). В Византии была прочная государственная власть – там варяги не могли самовольничать: им приходилось служить, как наемным воинам.

8. Верования.

Посмотреть слайды, прослушить скандинавские мифы.

Можно предложить выполнить задание на работу с источником.

Рунические надписи на могильных камнях.

(Руны – священные письмена)

1. Астрид велела установить эти камни Эйстейну, своему супругу. Он направлялся в Иерусалим и умер в Греции.

2. Токи с братом установили этот камень по своим братьям. Один умер на западе, другой – востоке.

3. Грани сделал этот холм по Карлу, своему сотоварищу.

4. Здесь лежат те люди, которые пришли из Рисаланда на корабле с грузом золота, и оно находится в этом камне.

5. Кетиль и Бьерн, они установили этот камень по Тостейну, своему отцу и Энунд по своему брату, а дружинники по Явни, и Кителей по своему супругу.

Брать были там из лучших людей, как работая на земле, так и в воинском походе, держали своих дружинников хорошо. Он (Явни) пал в битве на востоке в Гардах (Русь) – вождь войска, лучший из соотечественников.

Вопросы к тексту

1. Скандинавские камни с руническими надписями называют «могильными». Действительно ли они ставились именно на могилах?

2. Попробуйте разобраться в отношениях между собой людей, перечисленных в последней рунической надписи.

3. Кто из родственников или друзей умершего человека мог поставить камень в его честь?

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Когда норманны в 8-11 веках устрашали всю Европу, их жизнь во многом походила на то, что мы знаем о других варварах, прежде всего германцах, эпохи Великого переселения народов.

В 11 веке набеги викингов постепенно прекращаются. Норманны, осевшие в Европе создали собственное королевство, да и в самой Скандинавии стали складываться государства, и все силы общества там как бы переключились на решение проблем. И лишь сказания и легенды напоминали потомкам викингов о «героической эпохе» бесконечных походах и жестоких битв.

Шумели весла, Мчалась стремительно

Железо звенело, Стая ладей,

Гремели щиты, Несла дружину

Викинги плыли. В открытое море.

cat.convdocs.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *