Содержание

25 малоизвестных и увлекательных фактов о японских ниндзя

Фактрум публикует очень интересную подборку фактов, посвящённых ниндзя. Давайте познакомимся с ними поближе!

1. Синоби-но моно

Источник фотографий: Kulturologia.ru

Согласно сохранившихся документов, правильным названием является «синоби-но моно». Слово «ниндзя» — это китайское прочтение японской идеограммы, которое стало популярным в 20-м веке.

2. Первое упоминание о ниндзя

Впервые о ниндзя стало известно из военной хроники «Тайхэйки», написанной в 1375 году. В ней было рассказано, что ниндзя ночью проникали во вражеский город и поджигали здания.

3. Золотой век ниндзя

Ниндзя процветали в течение 15-го и 16-го века, когда Японию раздирали междоусобные войны. После 1600 года в Японии воцарился мир, после чего начался упадок ниндзя.

4. «Бансэнсюкай»

Сохранилось очень мало записей о ниндзя во время эпохи войн, после наступления мира же они начали вести записи о своих навыках. Самым известным руководством по ниндзюцу является так называемая «Библия ниндзя» или «Бансэнсюкай», которая была написана в 1676 году. Существует около 400 — 500 руководств по ниндзюцу, многие из которых до сих пор сохраняются в секрете.

5. Спецназ самурайской армии

Сегодня популярные СМИ часто изображают самураев и ниндзя заклятыми врагами. На самом деле, ниндзя были чем-то вроде современного спецназа в самурайской армии. Многие самураи обучались ниндзюцу.

6. Ниндзя «хинин»

Популярные средства массовой информации также изображают ниндзя, как выходцев из крестьянского сословия. По правде говоря, ниндзя могли происходить из любого класса, как самураев, так и других людей. Более того, они были «хинин», т. е. находились вне структуры общества. С течением времени (после наступления мира) ниндзя стали считаться ниже по статусу, однако они по-прежнему занимали более высокое социальное положение, чем большинство крестьян.

7. Ниндзюцу — специализированная форма рукопашного боя

Обычно принято считать, что ниндзюцу является одной из форм рукопашного боя, системой боевых искусств, которую до сих пор преподают во всем мире. Тем не менее, идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого сегодняшними ниндзя, была изобретена неким японцем в 1950 — 1960 годах. Эта новая боевая система была «завезена» в Америку во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах и стала одним из самых популярных заблуждений о ниндзя.

8. Сюрикены или сякены

Метательные звезды (сюрикены или сякены) не имеют ни малейшей исторической связи с ниндзя. Метательные звезды были секретным оружием, которое использовалось во многих самурайских школах. С ниндзя их начали ассоциировать только в 20-м веке благодаря комиксам и анимационным фильмам.

9. Иллюстрация заблуждения

Ниндзя никогда не изображают без масок, однако не существует ни малейшего упоминания о том, что ниндзя носили маски. На самом деле, они должны были закрывать свои лица длинными рукавами, когда противник находился рядом. При работе в группах они носили белые повязки, чтобы видеть друг друга в лунном свете.

10. Ниндзя сливались с толпой

Популярный образ ниндзя обязательно включает в себя черный облегающий костюм. На самом деле, в таком костюме они бы выглядели столь же уместными, как например на улице современной Москвы. Они носили традиционную японскую одежду.

11. Одежда для маскировки

Сегодня люди считают, что ниндзя носили черные одежды, чтобы им было удобнее прятаться в темноте. В Shoninki (Настоящий путь ниндзя), написанном в 1681 г., говорилось, что ниндзя должны носить одежды синего цвета, чтобы смешаться с толпой, поскольку этот цвет был популярен в то время. Во время ночных операций они одевали черные одежды (в безлунную ночь) или белые (при полной луне).

12. Ниндзя не использовали прямые мечи

Знаменитые сегодня «ниндзя-то» или мечи ниндзя с прямым лезвием и квадратной рукоятью действительно существовали в средневековой Японии, поскольку тогда делали квадратные боевые рукавицы, но ниндзя их начали приписывать только в 20-м веке. «Средневековый спецназ» использовал обычные мечи.

13. «Кудзи»

Ниндзя известны своими заклинаниями, которые они якобы делали с помощью жестов рук. Это искусство называлось «кудзи» и оно не имеет никакого отношения к ниндзя. Кудзи возникло в Индии, а позже его переняли в Китае и Японии. Оно представляет собой серию жестов, предназначенных для того, чтобы отогнать зло в определенных ситуациях или отвести дурной глаз.

14. Фугасы, ручные гранаты, взрывчатые вещества, ядовитый газ…

Образ ниндзя, использующего дымовую шашку, довольно универсален и распространен в современном мире. Хотя у средневековых воинов не было дымовых шашек, у них существовали сотни рецептов, связанных с огнем: фугасы, ручные гранаты, водонепроницаемые факелы, разновидности греческого огня, огненные стрелы, взрывчатые вещества и ядовитый газ.

15. Инь-ниндзя и ян-ниндзя

Это наполовину правда. Существовали две группы ниндзя: те, которых можно было увидеть (ян-ниндзя), и те, личность которых всегда оставалась тайной (инь-ниндзя).

16. Нидзя — черные маги

Помимо изображения ниндзя-убийцы в старых японских фильмах зачастую можно было встретить образ мастера ниндзя, воина-мага, который побеждал врагов хитростью. Интересно, что навыки ниндзя действительно содержали определенное количество ритуальной магии, от магических шпилек, которые якобы обеспечивают невидимость, до принесения в жертву собак, чтобы получить помощь богов. Тем не менее, стандартные навыки самураев также содержали элемент магии. Это было обычным для того времени.

17. Искусство тайных операций

Если быть точнее, их действительно часто нанимали, чтобы убить жертву, но большинство ниндзя обучались искусству тайных операций, пропаганде, шпионскому ремеслу, изготовлению и использованию взрывчатых веществ и т. д.

18. «Убить Билла»

Sonny CHIBA

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильму «Убить Билла». На самом деле, это была известная историческая личность — Хаттори Хандзо был настоящим самураем и обучал ниндзя. Он стал известным генералом, который получил прозвище «Дьявол Хандзо». Именно он во главе группы ниндзя способствовал тому, что Токугава стал сёгуном Японии.

19. Любители и энтузиасты

 

Первый крупный бум современной популярности ниндзя наступил в Японии в начале 1900-х годов, когда об этих средневековых шпионах-убийцах было известно очень мало. В 1910 — 1970-х годах любителями и энтузиастами было написано множество книг, которые просто изобиловали ошибками и фальсификациями. Эти ошибки были затем переведены на английский язык во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах.

20. Ниндзя — повод для смеха

Изучение ниндзя было поводом для смеха в японских научных кругах, в течение многих десятилетий изучение их истории считалось причудливой фантазией. Серьезные исследования в Японии начались только в течение последних 2–3 лет.

21. Зашифрованные свитки ниндзя

Утверждается, что манускрипты ниндзя были зашифрованы, чтобы никто посторонний не смог прочесть их. Это недоразумение возникло вследствие японского способа написания свитков. Во многих японских свитках просто приводились списки названий навыков, без надлежащей их расшифровки. Хотя их истинные значения были утеряны, тексты никогда не были дешифрованы.

22. Голливудские мифы

Это голливудский миф. Нет никаких доказательств того, что отказ от миссии приводил к самоубийству. На самом деле некоторые руководства учат тому, что лучше отказаться от миссии чем сделать все поспешно и вызвать проблемы.

23. Спящие агенты

Считается, что ниндзя были гораздо более сильными, чем обычные воины, но такими были только определенные ниндзя, которые проходили обучение специальному стилю ведения войны. Многие ниндзя просто скрыто жили жизнью обычных людей во вражеских провинциях, вели обычную повседневную деятельность или путешествовали для распространения слухов. Рекомендуемыми способности для ниндзя были: устойчивость к болезням, высокий интеллект, быстрая речь и глупый внешний вид (потому что люди обычно игнорируют тех, кто выглядит глупо).

24. Не существует ни рода, ни клана…

В Японии есть ряд людей, которые утверждают, что они являются мастерами школ ниндзя, которые ведут свою родословную со времен самураев. Этот вопрос является очень спорным, поскольку не существует ни одного доказанного факта, что рода или кланы ниндзя выжили до сих пор.

25. Шпионы-диверсанты

В то время как вымышленные ниндзя не дают покоя людям в течение последних 100 лет, историческая правда зачастую оказывается гораздо более впечатляющей и интересной. Ниндзя занимались настоящей шпионской деятельностью, проводили тайные операции, работали в тылу противника, были скрытыми агентами наблюдения и т. д.

Читайте также: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся — смертоносных женщинах-самураях

Источник Kulturologia.ru по материалам сайта List25.com

www.factroom.ru

Кто такие ниндзя? — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Нин-дзюцу — искусство шпионажа, о котором могли бы только мечтать разведывательные службы XX в. Прошедшие сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно владеющие всеми приемами кэмпо без оружия и с оружием ниндзя легко преодолевали крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой, а если надо — молчать под пытками и умирать достойно.

Шпионы и диверсанты, продающие свой труд тому, кто больше заплатит, ниндзя подчинялись неписаному кодексу чести и нередко шли на смерть во имя идеи. Объявленные людьми низшего сорта (хи-нин), париями, стоящими вне закона, они внушали невольное уважение самураям. Многие предводители кланов оспаривали благосклонность опытных ниндзя, многие пытались привить своим дружинникам опыт нин-дзюцу. И все же военный шпионаж на протяжении веков оставался уделом избранных, родовым промыслом узкого круга незаменимых специалистов, клановым «ремеслом».

Нин-дзюцу, безусловно, связанное с эзотерической практикой ряда китайских школ у-шу, таит много загадок не только для историков, но и для врачей, биологов, химиков, физиков, инженеров. То, что нам известно, лишь верхушка айсберга, основание которого уходит в темные глубины мистики, в космические бездны парапсихологии.

По всей вероятности, процесс выделения ниндзя в обособленный социальный слой, в замкнутую касту шел параллельно со становлением самурайского сословия и почти тем же путем. Однако, если самурайские дружины поначалу формировались на северо-восточных границах из отходников и беглых простолюдинов, то некоторые беглецы предпочитали скрываться вблизи от родных мест. Возросшая мощь самурайства впоследствии позволила ему занять независимое положение в общественной жизни Японии и даже прийти к власти, между тем как разрозненные группы ниндзя никогда не представляли и не могли представлять сколь-нибудь значительной военной и политической силы.

Ряд японских историков определяют ниндзя как воинов-земледельцев (дзи-дзамураи). И в самом деле, на начальном этапе развития они имели много общего с самурайством. Но уже в эпоху Хэйан (VIII— XII вв.), знаменовавшуюся правлением дворцовой аристократии, гордые буси считали наемных лазутчиков опасным деклассированным элементом. Время от времени местные феодалы и правительственные войска устраивали настоящие облавы на ниндзя, разоряя их лагеря и селения, убивая стариков и детей.

Опорные базы ниндзя были разбросаны по всей стране, но естественным центром нин-дзюцу стали лесистые окрестности Киото, горные районы Ига и Кога. Начиная с эпохи Камакура (1192—1333) лагеря ниндзя часто пополнялись за счет ронинов, служилых самураев, потерявших своего сюзерена в кровавых междоусобных распрях. Со временем, однако, доступ в горные общины был почти прекращен, поскольку содружества вольных наемников постепенно перерастали, в секретные клановые организации, скрепленные узами кровного родства и присягой на верность.

Каждая из таких организаций становилась уникальной школой воинских искусств и культивировала оригинальную традицию нин-дзюцу, именуясь, как и самурайские школы бу-дзюцу, рю. К XVII в. насчитывалось около семидесяти кланов ниндзя. Из двадцати пяти наиболее влиятельных выделялись по масштабам Ига-рю и Кога-рю. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств.

Будучи исключены из государственной системы феодальных отношений, ниндзя выработали свою иерархическую классовую структуру, отвечавшую потребностям такого рода организаций. Во главе общины стояла военно-клерикальная элита (дзёнин). Иногда дзёнин контролировали деятельность двух или даже трех смежных рю. Руководство осуществлялось через среднее звено — тюнин, в обязанности которого входила передача приказов, подготовка и мобилизация рядовых исполнителей, нижнего звена (гэнин).

История сохранила имена некоторых дзёнин времен позднего средневековья: Хаттори Хандзо, Момоти Сандаю, Фудзибаяси Нагато. Положение высшего и среднего звена варьировалось в зависимости от общины. Так, в клане Кога реальная власть была сосредоточена в руках пятидесяти семейств тюнин, каждое из которых имело под началом от тридцати до сорока семейств гэнин. В клане Ига, наоборот, все бразды правления были сосредоточены в руках трех семейств дзёнин.

Залогом благополучия общины являлась, разумеется, секретность, поэтому рядовые лазутчики, исполнявшие самую трудную и неблагодарную работу, получали минимум информации о верхушке иерархической пирамиды. Зачастую они даже не знали имен своих дзёнин, что служило лучшей гарантией неразглашения тайны. В случае если ниндзя приходилось действовать несколькими группами, связь между ними осуществлялась через посредников, и никакие сведения о составе соседних групп не сообщались.

Работой по налаживанию явок, строительству укрытий, вербовке осведомителей, а также тактическим руководством всеми операциями ведали тюнин. Они же вступали в контакт с нанимателями — агентами крупных феодалов. Тем не менее, договор заключался между дзёнин и самим даймё. Полученное вознаграждение за услуги также передавалось главе клана, который распределял деньги по своему усмотрению.

Громкую славу искусству шпионажа снискали прежде всего гэнин, большей частью безвестные исполнители сложнейших поручений, преодолевавшие опасности и боль, на каждом шагу рисковавшие жизнью за мизерную плату или просто «из любви к искусству». В случае поимки тюнин еще мог надеяться на спасение, пообещав выкуп или продав за жизнь часть важных документов, но участь рядового ниндзя была решена — он испускал дух в страшных мучениях.

Самураи, верные законам рыцарской чести, не пытали военнопленных благородного происхождения. Редко унижались они и до истязаний простолюдина, на котором можно было разве что испробовать острогу клинка. Другое дело ниндзя, парии среди людей, хитрые и злобные бестии, всегда наносящие удар исподтишка, лесные оборотни, владеющие дьявольскими приемами рукопашного боя и колдовским искусством перевоплощений. Если один из этих «призраков» попадался в руки стражи живым, что случалось крайне редко, его допрашивали с пристрастием, проявляя садистскую изощренность.

Тренировка ниндзя начиналась с младенчества. У родителей не было выбора, ибо карьера ребенка диктовалась принадлежностью к касте отверженных и успех в жизни, то есть выдвижение в ряды тюнин, зависел исключительно от личных качеств бойца.

Физическая подготовка начиналась с колыбели. В доме плетеная люлька с малышом обычно подвешивалась в углу. Родители время от времени раскачивали люльку сильнее, чем было необходимо для укачивания, так что она ударялась бортами о стены. Ребенок на первых порах пугался сотрясения и плакал, но постепенно привыкал и инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии «на вожжах». Теперь при ударе о стенку он должен был не только сконцентрироваться, но и оттолкнуться ручкой или ножкой.

Сходные игровые упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, «ставил блок». Со временем он начинал находить вкус в такой игре и уверенно расправлялся с «противником». Для развития вестибулярного аппарата и мышц младенца периодически раскручивали в разных плоскостях или, взяв за ноги и опустив головой вниз, заставляли с маху «выходить в стойку» на ладонях взрослого. В ряде рю юный ниндзя в полугодовалом возрасте начинал заниматься плаванием и осваивал технику плавания раньше, чем ходьбу. Это развивало легкие и давало прекрасную координацию движений. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и более.

Для детей от двух лет вводились игры на быстроту реакции: в «цап-царап» или «сороку-воровку» — требующие мгновенного отдергивания руки или ноги. Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всем дальнейшем тренинге, напоминавшем китайскую систему ци-зун. Как и в китайских школах кэмпо, вся подготовка ниндзя осуществлялась в рамках триединства Небо-Человек—Земля и основывалась на принципе взаимодействия пяти стихий. Как только ребенок обретал устойчивость на земле в на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились в «Небо».

Сперва бревно средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. На нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы, как «шпагат», прыжки, перевороты, сальто вперед и назад. Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем — натянутой или провисшей веревкой. После таких тренировок ниндзя ничего но стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону.

Отрабатывались также приемы лазанья на деревья с голым стволом (с веревочной петлей вокруг ствола и без нее), прыжки с ветки на ветку или с ветки на лиану. Особое внимание уделялось прыжкам с высоты и в высоту. При прыжках с высоты шло медленное, осторожное наращивание сложности с учетом возрастных особенностей организма. Существовали также различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 8—12 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт — с меньшей. Благоприятным фактором при «высотных» прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку.

Отдельной дисциплиной были прыжки в воду. Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать ки. Однако в детстве осваивалась лишь техника движений. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку «перекатом», руками вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий — заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку.

Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем «тренажере» — вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на «экзаменах» использовалось и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться. Столь же кропотливо отрабатывались прыжки с шестом, который позволял в мгновение ока перемахивать через стены высотой в несколько метров. Прыжки в длину через глубокие рвы и «волчьи ямы» должны были воспитать способность не бояться глубины и навык приземления не только на ноги, но и на руки с подтягиванием.

Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бегание по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко толкнувшись от опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюанъ-шу такой прием получил название «тигр, прыгающий на утес». Другим вариантом многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию «полета по воздуху».

Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было «подвешивание» на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время «виса» доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив удобный момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках.

Одна из загадок нин-дзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи «кошек» за одну балку, повиснув спиной к полу, ниндзя мог перебраться через всю комнату. Тем же манером, но уже прыжками, он мог взобраться вверх, упираясь в стены домов на узкой улочке или в коридоре замка. Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 10—12 лет: он покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений.

На очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте индикатором «достаточной» скорости служила обычная соломенная шляпа. На старте следовало прижать шляпу к груди и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить через него.

Для того чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы; «крадущийся шаг» — мягкое, бесшумное перекатывание с пятки на носок; «скользящий шаг» — обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы; «уплотненный шаг» — перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке; «прыжковый шаг» — мощные толчки ногами, напоминающие технику «тройного прыжка»; «односторонний шаг» — прыжки на одной ноге; «большой шаг» — нормальный широкий шаг; «малый шаг» — передвижение по принципу «спортивной ходьбы»; «врезка лунок» — ходьба на носках или на пятках; «ходьба вразбивку» — зигзагообразные движения; «обычный шаг»; «ходьба боком» — перемещение «приставным шагом» или спиной, чтобы помешать погоне определить направление движения.

При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких, легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.

Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и проникать во внутренние покои монастырей.

Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзтоцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене не прибегая ни к чему более, кроме собственных рук и ног. Секрет заключался в умении концентрировать силу и жизненную энергию ки в кончиках пальцев. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился надежной точкой опоры. Нащупав хотя бы два-три выступа, ниндзя мог уверенно продолжать путь наверх. Мысленно в это время он устремлялся «в глубь» стены, как бы прилипая телом к каменному массиву. Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и крутизне, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и щербин не составляло особого труда.

Приблизительно с четырех-пяти лет мальчиков и девочек в лагере ниндзя начинали обучать борьбе без оружия и с оружием — по системе одной из школ дзю-дзюцу, но с обязательным включением акробатических элементов, что давало бойцу явные преимущества в схватке. Кроме того, детей подвергали жестоким и весьма болезненным процедурам с целью добиться свободного расчленения суставов. В результате многолетних упражнений суставная сумка расширялась и ниндзя мог по собственному усмотрению «вынуть» руку из плеча, «отстегнуть» ногу, перевернуть стопу или кисть. Эти странные свойства были неоценимы в тех случаях, когда шпиону приходилось пролезать в узкие отверстия или освобождаться от пут, наложенных каким-нибудь хитроумным способом.

Оказавшись в руках преследователей и дав себя связать, ниндзя обычно напрягал все мышцы, чтобы потом ослабить веревку общим расслаблением, «вынимал» руки, чтобы петли соскользнули с плеч. Дальнейшее уже было делом техники. Тем же манером ниндзя мог освободиться от болевого захвата или замка. В фехтовании расчленение сустава позволяло на несколько сантиметров удлинить руку при ударе.

В некоторых школах добивались также ослабления восприимчивости к боли. Для этого с ранних лет тело обрабатывалось специальным «болевым» массажем, в который входили постукивания и сильные удары, щипки, хлопки, а позже — «накатывание» корпуса, рук и ног при помощи граненой палки. Со временем образовывался топкий, но прочный мышечный корсет, а болевые ощущения значительно притуплялись.

Естественным сопровождением всего комплекса физического воспитания было общее закаливание организма. Детей не только приучали ходить в любую погоду почти нагишом, но и заставляли часами сидеть в ледяной струе горной реки, ночевать в снегу, день проводить на палящем солнце, подолгу обходиться без пищи и воды, добывать пропитание в лесу.

Острота чувств доводилась до предела, ибо от правильной и быстрой реакции зависела жизнь. Зрение должно было помогать ниндзя не только выведывать секреты неприятеля, но и благополучно избегать западни. Поскольку разведывательные операции обычно проводились ночью, возникала насущная потребность ориентироваться в темноте. Для развития ночного видения ребенка периодически помещали на несколько дней и даже недель в пещеру, куда едва пробивался снаружи дневной свет, и заставляли уходить все дальше и дальше от источника света. Иногда применяли свечи и факелы. Постепенно интенсивность света сводилась к минимуму, и ребенок приобретал способность видеть в кромешном мраке. В результате регулярного повторения подобных тренировок эта способность не исчезала, а, наоборот, закреплялась.

Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность. Например, на камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. На несколько секунд платок поднимался, и юный ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, состав их варьировался, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести дюжину страниц единожды прочитанного текста. Наметанный глаз ниндзя безошибочно определял и «фотографировал» рельеф местности, расположение коридоров замка, малейшие изменения в маскировке или поведении часовых.

Слух доводился до такой степени изощренности, что ниндзя не только различал по голосу всех птиц и угадывал в птичьем хоре условный сигнал партнера, но и «понимал язык» насекомых и пресмыкающихся. Так, умолкший хор лягушек на болоте говорил о приближении врага. Громкое жужжание комаров под потолком комнаты свидетельствовало о засаде на чердаке. Приложив ухо к земле, можно было на огромном расстоянии услышать топот конницы.

По звуку камня, брошенного со стены, можно было определить глубину рва и уровень воды с точностью до метра. По дыханию спящих за ширмой можно было точно высчитать их количество, пол и возраст, по звону оружия определить его вид, по свисту стрелы — дистанцию до лучника. И не только это… Приспосабливаясь к действиям в темноте, ниндзя учились видеть по-кошачьи, но в то же время стремились компенсировать зрение за счет слуха, обоняния и осязания. Кроме того, тренировка, рассчитанная на продолжительную слепоту, призвана была развить и великолепно развивала экстрасенсорные способности.

Многолетние упражнения сообщали уху ниндзя собачью чуткость, но его поведение в темноте было связано с целым комплексом слуховых, обонятельных и осязательных ощущений. Ниндзя мог вслепую судить о близости огня по степени теплоты, о соседстве человека — по звуку и запаху. Мельчайшие перемены вентиляционных струй позволяли ему отличить сквозной проход от тупика и большую комнату от каморки. При длительном отключении зрения у человека быстро прогрессировала способность ориентироваться как в пространстве, так и во времени. Ниндзя, не имевший, естественно, часов, орудуя в закрытом помещении, был лишен возможности высчитывать время по звездам. Тем не менее, основываясь на своих ощущениях, он определял, который час, с точностью до нескольких минут.

Наиболее талантливые ученики через несколько лет занятий действовали с повязкой на глазах почти так же свободно, как и без нее. Культивируя в себе способности к внушению, они устанавливали порой «телепатический контакт» с невидимым противником, сидящим в засаде, и наносили упреждающий удар точно в цель. В японских домах с обилием раздвижных перегородок из вощеной бумаги в ширм, где глаза далеко не всегда могли поведать о местонахождении врага,— все прочие органы чувств приходили на помощь. Пресловутое «шестое чувство», или «экстремальный разум» (гоку-и), о котором так любили рассуждать теоретики бу-дзюцу, по сути дела являлось производным от имеющихся пяти, а точнее, трех — слуха, осязания и обоняния. С их помощью можно было вовремя избежать ловушки и даже отразить не оборачиваясь нападение с тыла.

Обоняние также говорило ниндзя о присутствии людей или животных, а кроме того, помогало понять расположение покоев замка. Гостиная, спальня, кухня, не говоря уж об отхожем месте, резко различались по запахам. К тому же обоняние, а в равной степени и вкус были незаменимы при некоторых фармацевтических и химических операциях, к которым порой прибегали ниндзя. Физическая подготовка ниндзя продолжалась вплоть до наступления зрелости, которое знаменовалось обрядом посвящения в члены рода. Инициация обычно проводилась, как и в самурайских семьях, в пятнадцать лет, но иногда и раньше. Только став полноправными членами общины, юноши и девушки переходили от стандартного психофизического тренинга к познанию сокровенных таинств духа, заключенных в учении монахов-ямабуси, в Дзэн и в изощренных методиках йоги.

Несмотря на то что все кланы ниндзя давали универсальное шпионско-диверсионное образование, главным для квалифицированного лазутчика было в совершенстве освоить коронную технику своей школы. Так, Гёкку-рю из поколения в поколение передавала секреты поражения болевых точек при помощи пальцев (юби-дзюцу), Котто-рю специализировалась по болевым захватам, переломам и вывихам (konno), а также практиковала искусство гипноза (саймин-дзюцу). В физической подготовке по системе этой школы особенно заметно сказывалось влияние индийской йоги. Кюсин-рю славилась мастерами копья, меча и дротика. Свои секреты имели и ниндзя Синсю-рю по прозвищу «прозрачные волны», и их собратья из Дзёсю-рю — «бурные волны», из Рикудзэн-рю — «черные обмотки», из Косю-рю — «дикие обезьяны».

Никакой, даже самый опытный ниндзя, искушенный в тайнах гипноза и черной магии, никогда не выходил на задание без «джентльменского набора» оружия и технических средств. Ниндзя были если не изобретателями, то, по крайней мере, активными потребителями и модернизаторами всевозможных видов холодного оружия (прежде всего, уменьшенных и потайных типов), а также подрывных механизмов и военно-инженерных приспособлений.

Упражнения с оружием начинались для ниндзя, как и в самурайских семьях, с раннего детства и шли параллельно с общей физической подготовкой. К пятнадцати годам юноши и девушки должны были освоить хотя бы в общих чертах до двадцати общеупотребительных видов оружия. Два-три вида, например кинжал и серп или дубинка и нож, считались «профилирующими». Они торжественно вручались иницианту на обряде посвящения в члены рода. Здесь действовал древний закон кэмпо, согласно которому любое оружие, если виртуозно им владеть, может стать надежной защитой против вооруженного до зубов врага, в том числе, конечно, и голые руки.

Арсенал ниндзя включал три категории оружия: средства для рукопашного боя, метательные снаряды и химические вещества, включая взрывчатые смеси. Для ниндзя серп с длинной цепью играл роль альпенштока при восхождениях, перекидного моста и подъемника.

Однако самым любопытным во всем комплексе холодного оружия был специфический инструмент ниндзя под названием кёкэцу-сёгэ. Это хитроумное приспособление выглядело как кинжал с двумя лезвиями, из которых одно было прямое и обоюдоострое, а второе — загнутое наподобие клюва. Его можно было использовать в качестве кинжала, причем загнутое лезвие помогало поймать меч противника в развилку и вырвать поворотом вокруг оси. Можно было использовать его и как метательный нож, и как абордажный крюк для «спешивания» всадников.

Шест (бо) и дубинка (дзё) в руках ниндзя творили чудеса. Любая палка, подвернувшаяся под руку, становилась смертоносным оружием.

Одним из важнейших аспектов деятельности ниндзя было поражение врага на дистанции, поэтому искусству стрельбы и метания мелких предметов уделялось большое внимание. Чаще всего лазутчики брали с собой на задание маленький, «половинный», лук (ханкю) длиной не более сорока-пятидесяти сантиметров. Соответствующей величины были и стрелы, которые часто натирались ядом.

Спасаясь от погони, ниндзя порой метал в преследователей, а чаще разбрасывал по дороге железные шипы (тэцубиси), аналог русского и европейского «чеснока». Раны от такого шипа были очень болезненны и надолго выводили человека из строят.

Маскируясь под странствующего монаха, крестьянина, священника или. циркача, ниндзя в дневное время носили широкополую коническую шляпу из рисовой соломы (амигаса) — очень удобный головной убор, полностью прикрывавший лицо. Однако помимо камуфляжа шляпа могла служить и другой цели. Массивное дугообразное лезвие, прикрепленное изнутри «под козырьком», превращало ее в гигантский сюрикэн. Пущенная умелой рукой шляпа легко перерубала молодое деревце и отделяла голову человека от туловища, подобно гильотине.

Для преодоления открытых водных пространств, особенно замковых рвов, ниндзя имел при себе дыхательную трубку (мидзудзуцу). Чтобы не привлекать внимания специальной бамбуковой палочкой, в качестве мидзудзуцу часто использовалась обыкновенная курительная трубка с длинным прямым чубуком. С помощью дыхательной трубки можно было долгое время плавать, ходить или сидеть (с грузом) под водой.

Более эффектным наступательным и оборонительным оружием был сюрикэн — тонкая стальная пластина в виде шестерни, креста или свастики с заостренными краями. Точное попадание сюрикэ-на обеспечивало летальный исход. Велико было и чисто психологическое воздействие этих зловещих металлических пластин в виде магических символов, которые вдобавок иногда свистели в полете. Добавим, что ниндзя также искусно управлялись с обыкновенными камнями, посылая их в глаз или в висок врага.

С прекращением междоусобиц и упразднением самурайского сословия после «реставрации Мэйдзи» в 1868 г. традиции нин-дзюцу, казалось, окончательно прервались. Горные лагеря ниндзя в основном были ликвидированы еще при Токугава. Потомки отважных разведчиков и безжалостных убийц перешли в города, занялись мирными промыслами. Кое-что из арсенала ниндзя было взято на вооружение военной агентурой и сыскной полицией, кое-что перешло в область дзю-дзюцу и боевого каратэ. Уникальный же комплекс физического, психического, технического и философско-религиозного тренинга, каким являлось средневековое искусство шпионажа, возродился лишь в наши дни уже на коммерческой основе в школе Хацуми Масааки.

И немного дополнительных фоток.

Экипировка ниндзя (правда, почему-то тяжелая)

Шиноби кусари-гама

Популярные жесты ниндзя

Кимоно

Некоторые основные иероглифы ниндзя

p-i-f.livejournal.com

это кто? Боевые искусства ниндзя

Мы расскажем в нашей статье о японских ниндзя. Нет, речь пойдет не о знаменитых мультяшных черепашках и не о шустрых героях, летающих в черных одеждах по воздуху и махающих сверкающими мечами направо и налево. Наш рассказ — о реально существовавших когда-то людях.

Ниндзя – это кто?

В средневековой Японии существовали огромные секретные кланы воинов-наемников, основной функцией которых был шпионаж. Их называли синоби, или ниндзя. Эти слова имеют несколько значений:

  • тот, кто скрывается, прячется;
  • терпеть, переносить;
  • убийца;
  • разведчик, шпион;
  • лесной демон;
  • тройной человек.

Из многочисленных легенд известно, что ниндзя еще с детства обучались мастерскому владению оружием и тактике рукопашного боя. Но перво-наперво они постигали искусство добывать и выведывать военную информацию. Эти люди были жестоки, хитры, бесстрашны и обладали поистине сверхъестественной ловкостью и выносливостью.

Лесные демоны, наемные убийцы должны были уметь появляться внезапно и так же внезапно исчезать, владеть медицинскими познаниями, тайнами иглоукалывания и траволечения. Они были способны долгие часы находиться под водой, вдыхая воздух через соломинку; умели взбираться по отвесным скалам и прекрасно ориентироваться в любой местности; обладали тонким обонянием, чутким звериным слухом и острым зрением, позволяющим им видеть даже в темноте. Они не были сверхлюдьми, нет, все перечисленные умения достигались путем тяжелых длительных тренировок.

Абсолютное большинство синоби были выходцами из крестьянских семей. К первым общинам ниндзя могли примкнуть посторонние люди: воины, охотники и даже бандиты. Впоследствии для того чтобы стать ниндзя, нужно было родиться в том или ином клане. Общинные поселения синоби располагались в труднодоступных районах, часто в горной местности, и тщательно маскировались. Эти люди могли появляться в любых селениях и городах под видом обычных жителей, и никто не мог заподозрить в них жестоких убийц.

В современном кинематографе синоби часто романтизируют. Но следует помнить, что ниндзя — это наемники, которые предлагали свои услуги — убийц, террористов, диверсантов и шпионов — правителям многочисленных феодальных кланов, воюющих между собой. Они исполняли приказы тех, кто им больше платит. Кстати, вопреки расхожему мнению, летать они все-таки не умели, что, конечно же, не умаляет их остальных многочисленных талантов.

Тактика ведения боя

Боевые искусства ниндзя не являются их оригинальным изобретением. Для боев с применением оружия эти воины использовали стили будо:

  • со-дзюцу;
  • бо-дзюцу;
  • кэн-дзюцу;
  • сюрикэн-дзюцу и пр.

В рукопашном бою предпочитали пользоваться приемами дзю-дзюцу. Эти воины адаптировали под себя различные стили боя, имевшиеся на то время в Японии.

Однако они внесли ряд характерных дополнений и изменений в классические самурайские боевые искусства:

  • Ниндзя делали упор на внезапность, ошеломление противника.
  • Всегда практиковали нападения из засады, ночью, сзади и т. д.
  • Делали упор на приемы удушения, как на более бесшумные.
  • Предпочитали вести бой в условиях ограниченного пространства (в небольших комнатах, узких коридорах, среди кустарника или бамбука).
  • Применяли больше ударов, чем в классическом самурайском дзю-дзюцу.

Кланы и школы ниндзя

Абсолютно все шпионы ниндзя были непревзойденными воинами, обладающими навыками, позволяющими им скрытно попасть в любое помещение, уничтожить врага и столь же незаметно исчезнуть. Однако каждый воин принадлежал к какому-либо клану или школе ниндзя, коих было множество:

  • Ига. Этот клан был наиболее известным и обладал большим влиянием. Прославился в том числе и своими оружейными изобретениями. В это сообщество входили школы: Момоти, Хаттори и Фудзибаяси.
  • Кога. Был вторым по влиянию кланом после Ига. Его члены специализировались на использовании различных взрывчатых веществ.
  • Клан Кисю.
  • Сада.
  • Нэгоро. Клан воинов-монахов из монастыря Нэгоро-дзи.
  • Синто.
  • Сайга или Сайка. Представители клана специализировались на оружейной стрельбе.
  • Сирай.
  • Синто.
  • Попис.
  • Хакуун. Основателем школы был отшельник Хакуун Доси. Позже из этой школы выделились еще несколько: Кисю-рю, Рюмон-рю, Гэн-рю, Гэндзицу-рю и Готон дзюхо-рю.

Одежда ниндзя

В представлении современного человека японский ниндзя – это воин в обтягивающем черном костюме. Именно такой образ растиражирован в популярных фильмах и в беллетристике.

С действительностью это не имеет ничего общего. Костюмы ночных шпионов и убийц были в темно-серой, а также коричневой гамме желтоватых или красноватых оттенков. Именно такие цвета помогали надежно раствориться во мгле ночи, в то время как абсолютно черная одежда не давала подобной маскировки.

Костюмы воинов были достаточно свободными и имели мешковатые очертания. В светлое время суток ниндзя носили обычную одежду – это позволяло не выделяться в толпе.

Воинские доспехи

Особым преимуществом синоби были мобильность и быстрота, возможно, поэтому они никогда не облачались в доспехи полностью. Во время кровавых сражений бойцы защищали свое тело при помощи легкой кольчуги. В редких случаях использовался защитный комплект, в который входили следующие доспехи ниндзя:

  • Кольчужная рубаха.
  • Ручные нарукавники (от локтя до кистей рук).
  • Шлем, защищавший не только голову, но также область шеи с подбородком.
  • Щит.
  • Поверх кольчуги обычно надевалась верхняя куртка уваппари.

Бойцы самого нижнего ранга были оснащены легкими доспехами татами-гусоку, состоящими из кусков кожи, на которую были нашиты железные пластины. Подобное обмундирование защищало ниндзя только спереди.

Очень интересно то, как воины использовали щиты тэцу-но камэ. Их держали не только на руке, но и закидывали за спину, продевая руки под перевязи. При отступлении ниндзя могли спокойно подставлять врагу спину, которую надежно прикрывал такой щит. Толщина тэцу-но камэ была такова, что его не могли пробить ни пули, ни стрелы.

Еще одно достоинство щита ниндзя – его сферическая форма. Воин мог лечь на землю и, закинув щит на спину, подползать к позициям врага. Пули рикошетили от железной сферы, как от танковой брони. Забравшись в ямку или сгруппировавшись, поджав под себя ноги, боец мог превратиться в подобие неуязвимого живого дота.

Снаряжение воинов-шпионов

Обязательное снаряжение ниндзя состояло из шести следующих предметов:

  • Кагинава (длинная веревка с крюком). При помощи этого приспособления синоби могли взбираться на высокую стену либо без труда преодолеть забор. В случае необходимости этот предмет мог использоваться и в качестве эффективного оружия.
  • Амигаса (крестьянская плетеная шляпа). Ниндзя – это невидимки. Такой головной убор давал возможность видеть все, что происходит вокруг, и в то же время надежно закрывал лицо от чужих глаз.
  • Сэкихицу (мелок, грифель, карандаш) и ядатэ (пенал с тушью и кистью). При помощи сэкихицу ниндзя мог сделать какую-либо отметку или что-то записать. Для этих же целей использовались кисть и тушь. Кроме того, в пенале шпиона могло быть спрятано оружие в виде небольшого острого клинка.
  • Кусури (дорожная аптечка воина или набор снадобий). Все помещалось в маленькую сумочку, которую ниндзя привязывал к поясу.
  • Сандзяку тэнугуи (метровое полотенце). Этот предмет использовался по-разному в различных ситуациях: в едком дыму – как защитная маска, в стане врага – как маска маскировочная, как веревка для связывания недруга, как жгут при кровотечении и т. д.
  • Утидакэ (трубочка-контейнер из бамбука). Ниндзя носили в ней тлеющие угли, чтобы в случае необходимости можно было быстро добыть огонь. Это можно назвать аналогом современной зажигалки.

Брали с собой бойцы и другие предметы. Какие именно – зависело от задания или ситуации. Это мог быть набор отмычек для замков, лестницы, плавсредства и прочее.

Специальное холодное оружие

Воины-невидимки разработали целый арсенал различных средств для убийства.

Холодное оружие ниндзя:

  • Сюрикэн. Эти небольшие металлические звезды с шипами или острыми лезвиями вместо лучей всегда присутствовали в карманах ниндзя. Их использовали в качестве метательного оружия.
  • Кусаригама. Приделанная к рукоятке цепь, на конце которой закреплены коса или серп. Грозное и достаточно массивное оружие, которое было очень легко замаскировать под сельскохозяйственный инструмент.
  • Макибиси. Специальные шипы, с помощью которых можно было остановить пеший или конный отряд.

Использование ядов

Для достижения своих целей безжалостные убийцы не брезговали ничем. Например, ими широко применялись различные ядовитые вещества для умерщвления противника.

Яды ниндзя делились на 3 категории:

  • Мгновенного действия.
  • Действующие через какой-то небольшой временной промежуток (ликорис, мышьяк).
  • С отстроченным действием или медленнодействующие. Эти яды обычно изготовлялись из зеленого чая особого сорта или внутренностей животных.

Интересен один из способов отравления, который часто использовали наемные убийцы: капли яда скатывались в ухо или рот спящей жертвы по свешенной сверху нити. Каждый клан обладал собственными секретами приготовления отравы.

Владение огнестрельным оружием

В Японии огнестрельное оружие появилось лишь с прибытием туда европейцев. Долгое время оно было слишком редким и очень дорогим — это особенности средневековой Японии. Владеть подобной роскошью могли только богатые вельможи. Тем не менее у ниндзя не было недостатка в таком виде вооружения.

Они были чрезвычайно искусны во владении мушкетами и ружьями и преуспели в снайперской стрельбе, попадая точно в цель даже с расстояния в 600 м.

Благодаря своей изобретательности синоби начали использовать оружейный порох весьма интересным образом: сюрикэн, снабженный пороховым зарядом, забрасывался на соломенную крышу, начинался пожар, что заставляло охранников переключиться с преследования ниндзя на тушение огня.

Женщины-ниндзя

Бытует легенда, что женщины не могли быть ниндзя. Это не так. Слабому полу тоже нашлось место в рядах воинов-шпионов. Девушки-ниндзя назывались куноити. Их обучение проводилось по другой программе, нежели подготовка мужчин.

Деятельность дам была больше связана с применением ядов, а также с использованием мужских слабостей врагов. Хотя при невозможности уйти от ближнего боя куноити тоже могли сражаться. Женщины-ниндзя – это всегда прекрасные актрисы, умевшие долгие годы играть определенные роли: гейш, проституток или служанок.

В Средневековье гейши в Японии пользовались почетом и уважением. Они были вхожи в дома большинства знатных вельмож. Девушки-ниндзя, притворявшиеся гейшами, иногда использовали в качестве орудия убийства спицу из своей прически или кольцо с потайным ядовитым шипом.

Имена, оставшиеся в истории

Японские ниндзя не старались стать известными, их задача была прямо противоположной: скрыться и остаться неузнанными. Однако история сохранила имена некоторых из них. Вот они:

  1. Отомо-но Сайдзин – этот человек считается одним из первых ниндзя. Он служил соглядатаем для своего хозяина – принца Сетоку Тайси.
  2. Такоя. Жил в 7 веке. Его главной специализацией были теракты.
  3. Унифунэ Дзиннай. Этот ниндзя, отличавшийся очень маленьким ростом, однажды проник во двор врага через канализацию и ждал противника, сидя в выгребной яме, несколько дней. Как только кто-либо заходил, он с головой прятался в нечистоты. Когда хозяин дворца вернулся, Унифунэ Диннай проткнул его копьем и ушел от преследования через тот же канализационный канал.

Современная культура и ниндзя

Истории о бесшумных отважных воинах-шпионах стали одним из излюбленных сюжетов современного кинематографа. Первый фильм о синоби был снят в Японии еще в 1915 году. Это было немое кино, носившее название «Легенда о чудовищной мыши», затем на экраны вышел фильм, посвященный одному из самых знаменитых бойцов, чье имя сохранилось в истории: «Призрачный герой Ниндзюцу-Горо». С тех пор кинорежиссеры и сценаристы постоянно возвращаются к этой теме.

Современным людям невозможно забыть о ниндзя. В нынешней культуре их образы прижились и мелькают не только в кино, но и в мультфильмах («Черепашки-ниндзя»), компьютерных играх, повестях и романах. Кроме того, молодежь играет в ролевые игры, примеряя на себя роли бойцов, а маленькие дети с удовольствием надевают костюмы ниндзя, которые продаются в магазинах.

Заключение

В наши дни существует настоящая мода на ниндзя-тематику. Остается порадоваться, что главным аспектом такого увлечения является восхищение ловкостью, силой и смелостью синоби, а не их беспредельной жестокостью и умение убивать.

fb.ru

Самые известные ниндзя, носившие знак Конохи

Искусство и развлечения

10 января 2018

Знак Конохи в известном аниме «Наруто» носили все члены Деревни Листа, но среди общего количества можно выделить ряд самых известных и сильных. Во всех поколениях такие ниндзя были, и они заслуживают внимания любителей данной саги. Об этих личностях упомянуто в статье с общим описанием их жизни в мультипликационном сериале.

Желтая молния

Свое прозвище Минато Намиказе получил за способности невероятно быстро перемещаться по полю боя. Он был четвертым хокаге и с гордостью носил знак Конохи.

В молодости был похож по характеру на своего сына Наруто, которого очень любил вместе с Кушиной. Именно Минато создал технику «Расенган», которой позже пользовались многие бойцы. В великой войне шиноби он командовал отрядом, где были молодые Хатаке Какаши, Учиха Обито и Рин Нохара. Именно в последней миссии случились переломные для всего аниме события. Минато отличался невероятной стойкостью духа и силой. Когда Обито с помощью Мадары освободили Девятихвостого Лиса, четвертый хокаге отдал жизнь в борьбе с демоном и даже запечатал его в своем сыне.

Хаширама и Тобирама

Одними из первых, кто носил знак Конохи, был Хаширама Сенджу, ведь именно он создал эту деревню. Во времена, когда клановые войны были обычным делом, парень познакомился с Мадарой Учихой, и они вместе хотели создать мир. Когда парни выросли и стали главами деревень, то сумели объединить несколько кланов в одном поселении. Именно так была основана Деревня Листа.

Хаширама всегда отличался добротой, но от этого его сила нисколько не преуменьшалась. Он был гением древесного стиля, а также единственным ниндзя, кто освоил его полностью. Контроль хвостатых зверей, высвобождение леса, режим мудреца – все это лишь часть арсенала Хаширами.

Знак Конохи также примерил и его младший брат Тобирама. Он отличался твердостью разума и всегда давал советы сородичу. Именно по его инициативе Хашираму в голосовании выбрали первым хокаге, хотя тот хотел отдать титул Мадаре. По силе он не проигрывал брату, ведь был автором множества сильных техник, в том числе и погружения во тьму. Тобирама мог сражаться на равных с хвостатыми зверями.

Клан Учиха

После кровопролитных войн с кланом Сенджу, Учиха под руководством Мадары присоединились к ним в создании Деревни Листа. Их лидер носил знак Конохи, но его съедала тоска и ненависть из-за убитых братьев. Мадара был невероятно силен, его окрестили самым сильным и ужасным из всех членов клана Учих. Его навыки позволяли сражаться на равных с Хаширамой, который получил прозвище «бог шиноби» за свой древесный стиль.

Из-за внутренней ненависти у Мадары созрел план, который он вынашивал сотни лет – создать вечное «Цукуеми», где все люди будут счастливы в мире иллюзий.

Среди Учих были и другие известные ниндзя, например Итачи. Этот гениальный парень владел огромным количеством техник, предельно освоил «Мангекье Шаринган», создавал иллюзии незаметно для своих врагов. Чтобы спасти деревню, он перебил весь свой клан и оставил в живых только младшего брата Саске. Позже и он стал невероятно сильным ниндзя с печальным наследием своего клана – огромной ненавистью к миру.

Легендарные Саннины

В истории Деревни Листа были трое ниндзя, которых прозвали легендарными Саннинами. Первым был Джирайя, который известен по аниме в качестве учителя Наруто. Он всегда носил с гордостью знак деревни Конохи, был добрым человеком, хоть и питал сильное пристрастие к любой красивой девушке.

Именно он обучил главного героя технике «Расенган», а сам был жабьим мудрецом, что позволяло входить в данный режим и пользоваться уникальными способностями.

Вторым ниндзя с данным титулом была Цунаде – внучка самого первого хокаге. Она имела невероятные способности к излечению, накапливанию чакры, а также обладала невероятной физической силой. В ближнем бою ей не было равных, но на поле боя она возглавляла отряды медиков. Позже благодаря Наруто вернулась в родное поселение, где стала пятым хокаге.

Последним из этой тройки стал Орочимару – предатель, который поклялся уничтожить Деревню Листа. Мужчина был гениальным ученым и в тонкостях владел змеиным стилем боя, что неоднократно демонстрировал в ходе аниме. Его объявили в розыск в числе самых опасных преступников мира шиноби.

Молодое поколение

Знак Конохи из «Наруто» с гордостью носили разные поколения. Молодые ниндзя, которые росли вместе с главным героем, также переняли волю огня. Среди них был Неджи, который быстро сумел добиться титула Джонина, идеально владел «Бякуганом».

Его сестра Хината, Ино, а также первая любовь главного героя Сакура. Она же позже стала ученицей Цунаде и научилась множеству полезных техник. В великую войну шиноби возглавляла отряды врачей.

Чоджи Акимичи и Шикамару Нара всегда работали вместе. Первый отличался огромной силой с техникой увеличения своего тела. Второй был гениальным тактиком, мог предсказывать события на поле боя, а также мог управлять тенями. Было и множество других ниндзя с разных кланов, которые отстаивали всегда честь родной Деревни Листа в любой ситуации.

Прочие кланы

Не только с кланов Сенду и Учиха выходили сильные ниндзя, которые могли поразить своей мощью. Были в Деревне Листа прочие кланы со своими воспитанниками.

Первым из всех можно вспомнить клан Хатаке Какаши, в котором был его отец и он сам. Этих двух ниндзя уважали во всей Конохе. Семейство Хьюга с родовым наследием «Бьякуган» были идеальными разведчиками, Инузука имели невероятную связь с животными, Абураме были известны техниками с использованием самых разнообразных насекомых.

Каждое поколение носило знак Конохи (на фото выше), участвовало в войнах и защищало родное поселение.


Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

monateka.com

Правдивые и любопытные факты о японских воинах-ниндзя (25 фото) » Триникси

Наши знания о древних японских воинах-ниндзя основаны в основном лишь на литературных произведениях, фильмах и комиксах, в которых есть много противоречивой информации. С настоящими фактами о ниндзя, которые заставят вас удивиться, нас познакомит данный пост.

Синоби-но моно

Согласно сохранившихся документов, правильным названием является «синоби-но моно». Слово «ниндзя» — это китайское прочтение японской идеограммы, которое стало популярным в 20-м веке.

Первое упоминание о ниндзя

Впервые о ниндзя стало известно из военной хроники «Тайхэйки», написанной в 1375 году. В ней было рассказано, что ниндзя ночью проникали во вражеский город и поджигали здания.

Золотой век ниндзя

Ниндзя процветали в течение 15-го и 16-го века, когда Японию раздирали междоусобные войны. После 1600 года в Японии воцарился мир, после чего начался упадок ниндзя.

«Бансэнсюкай»

Сохранилось очень мало записей о ниндзя во время эпохи войн, после наступления мира же они начали вести записи о своих навыках. Самым известным руководством по ниндзюцу является так называемая «Библия ниндзя» или «Бансэнсюкай», которая была написана в 1676 году. Существует около 400 — 500 руководств по ниндзюцу, многие из которых до сих пор сохраняются в секрете.

Спецназ самурайской армии

Сегодня популярные СМИ часто изображают самураев и ниндзя заклятыми врагами. На самом деле, ниндзя были чем-то вроде современного спецназа в самурайской армии. Многие самураи обучались ниндзюцу.

Ниндзя «хинин»

Популярные средства массовой информации также изображают ниндзя, как выходцев из крестьянского сословия. По правде говоря, ниндзя могли происходить из любого класса, как самураев, так и других людей. Более того, они были «хинин», т. е. находились вне структуры общества. С течением времени (после наступления мира) ниндзя стали считаться ниже по статусу, однако они по-прежнему занимали более высокое социальное положение, чем большинство крестьян.

Ниндзюцу — специализированная форма рукопашного боя

Обычно принято считать, что ниндзюцу является одной из форм рукопашного боя, системой боевых искусств, которую до сих пор преподают во всем мире. Тем не менее, идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого сегодняшними ниндзя, была изобретена неким японцем в 1950 — 1960 годах. Эта новая боевая система была «завезена» в Америку во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах и стала одним из самых популярных заблуждений о ниндзя.

Сюрикены или сякены

Метательные звезды (сюрикены или сякены) не имеют ни малейшей исторической связи с ниндзя. Метательные звезды были секретным оружием, которое использовалось во многих самурайских школах. С ниндзя их начали ассоциировать только в 20-м веке благодаря комиксам и анимационным фильмам.

Иллюстрация заблуждения

Ниндзя никогда не изображают без масок, однако не существует ни малейшего упоминания о том, что ниндзя носили маски. На самом деле, они должны были закрывать свои лица длинными рукавами, когда противник находился рядом. При работе в группах они носили белые повязки, чтобы видеть друг друга в лунном свете.

Ниндзя сливались с толпой

Популярный образ ниндзя обязательно включает в себя черный облегающий костюм. На самом деле, в таком костюме они бы выглядели столь же уместными, как например на улице современной Москвы. Они носили традиционную японскую одежду.

Одежда для маскировки

Сегодня люди считают, что ниндзя носили черные одежды, чтобы им было удобнее прятаться в темноте. В Shoninki (Настоящий путь ниндзя), написанном в 1681 г., говорилось, что ниндзя должны носить одежды синего цвета, чтобы смешаться с толпой, поскольку этот цвет был популярен в то время. Во время ночных операций они одевали черные одежды (в безлунную ночь) или белые (при полной луне).

Ниндзя не использовали прямые мечи

Знаменитые сегодня «ниндзя-то» или мечи ниндзя с прямым лезвием и квадратной рукоятью действительно существовали в средневековой Японии, поскольку тогда делали квадратные боевые рукавицы, но ниндзя их начали приписывать только в 20-м веке. «Средневековый спецназ» использовал обычные мечи.

«Кудзи»

Ниндзя известны своими заклинаниями, которые они якобы делали с помощью жестов рук. Это искусство называлось «кудзи» и оно не имеет никакого отношения к ниндзя. Кудзи возникло в Индии, а позже его переняли в Китае и Японии. Оно представляет собой серию жестов, предназначенных для того, чтобы отогнать зло в определенных ситуациях или отвести дурной глаз.

Фугасы, ручные гранаты, взрывчатые вещества, ядовитый газ…

Образ ниндзя, использующего дымовую шашку, довольно универсален и распространен в современном мире. Хотя у средневековых воинов не было дымовых шашек, у них существовали сотни рецептов, связанных с огнем: фугасы, ручные гранаты, водонепроницаемые факелы, разновидности греческого огня, огненные стрелы, взрывчатые вещества и ядовитый газ.

Инь-ниндзя и ян-ниндзя

Это наполовину правда. Существовали две группы ниндзя: те, которых можно было увидеть (ян-ниндзя), и те, личность которых всегда оставалась тайной (инь-ниндзя).

Нидзя — черные маги

Помимо изображения ниндзя-убийцы в старых японских фильмах зачастую можно было встретить образ мастера ниндзя, воина-мага, который побеждал врагов хитростью. Интересно, что навыки ниндзя действительно содержали определенное количество ритуальной магии, от магических шпилек, которые якобы обеспечивают невидимость, до принесения в жертву собак, чтобы получить помощь богов. Тем не менее, стандартные навыки самураев также содержали элемент магии. Это было обычным для того времени.

Искусство тайных операций

Если быть точнее, их действительно часто нанимали, чтобы убить жертву, но большинство ниндзя обучались искусству тайных операций, пропаганде, шпионскому ремеслу, изготовлению и использованию взрывчатых веществ и т. д.

«Убить Билла»

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильму «Убить Билла». На самом деле, это была известная историческая личность — Хаттори Хандзо был настоящим самураем и обучал ниндзя. Он стал известным генералом, который получил прозвище «Дьявол Хандзо». Именно он во главе группы ниндзя способствовал тому, что Токугава стал сёгуном Японии.

Любители и энтузиасты

Первый крупный бум современной популярности ниндзя наступил в Японии в начале 1900-х годов, когда об этих средневековых шпионах-убийцах было известно очень мало. В 1910 — 1970-х годах любителями и энтузиастами было написано множество книг, которые просто изобиловали ошибками и фальсификациями. Эти ошибки были затем переведены на английский язык во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах.

Ниндзя — повод для смеха

Изучение ниндзя было поводом для смеха в японских научных кругах, в течение многих десятилетий изучение их истории считалось причудливой фантазией. Серьезные исследования в Японии начались только в течение последних 2–3 лет.

Зашифрованные свитки ниндзя

Утверждается, что манускрипты ниндзя были зашифрованы, чтобы никто посторонний не смог прочесть их. Это недоразумение возникло вследствие японского способа написания свитков. Во многих японских свитках просто приводились списки названий навыков, без надлежащей их расшифровки. Хотя их истинные значения были утеряны, тексты никогда не были дешифрованы.

Голливудские мифы

Это голливудский миф. Нет никаких доказательств того, что отказ от миссии приводил к самоубийству. На самом деле некоторые руководства учат тому, что лучше отказаться от миссии чем сделать все поспешно и вызвать проблемы.

Спящие агенты

Считается, что ниндзя были гораздо более сильными, чем обычные воины, но такими были только определенные ниндзя, которые проходили обучение специальному стилю ведения войны. Многие ниндзя просто скрыто жили жизнью обычных людей во вражеских провинциях, вели обычную повседневную деятельность или путешествовали для распространения слухов. Рекомендуемыми способности для ниндзя были: устойчивость к болезням, высокий интеллект, быстрая речь и глупый внешний вид (потому что люди обычно игнорируют тех, кто выглядит глупо).

Не существует ни рода, ни клана…

В Японии есть ряд людей, которые утверждают, что они являются мастерами школ ниндзя, которые ведут свою родословную со времен самураев. Этот вопрос является очень спорным, поскольку не существует ни одного доказанного факта, что рода или кланы ниндзя выжили до сих пор.

Шпионы-диверсанты

В то время как вымышленные ниндзя не дают покоя людям в течение последних 100 лет, историческая правда зачастую оказывается гораздо более впечатляющей и интересной. Ниндзя занимались настоящей шпионской деятельностью, проводили тайные операции, работали в тылу противника, были скрытыми агентами наблюдения и т. д.

trinixy.ru

Еще одна статья об знаках могущества ниндзя — Истории про ниндзя и кланы — Каталог статей

Ямабуси учили ниндзя, что конфигурации пальцев (мудра) влияют на всю энергетику организма. У каждого пальца, как и у каждой руки, своя энергия. Одни фигуры могли успокоить разум. Другие – давали силу и помогали в критических ситуациях. При складывании рук и пальцев в определенные фигуры можно управлять потоками энергии, как входящими в организм, так и выходящими их него. Это помогает концентрировать сознание и использовать скрытые резервы организма.

Одна из успокаивающих мудр. Дзюмон при этом должна звучать как «рин-хэй-то-ся-кай-рэцу-дзай-дзен».

Концентрация сознания путем медитации помогала ниндзя вживаться в различные образы, например льва, демона, великана. Именно транс изменял сознание воинов и позволял совершать чудеса.

Ничего сверхъестественного в этом нет. Психиатры и физиологи подтверждают: человек в СОСТОЯНИИ ИЗМЕНЕННОГО СОЗНАНИЯ меняется даже физически – у него просыпаются так называемые «скрытые резервы организма».

Иногда это можно наблюдать даже на бытовом уровне, например, сильный страх заставляет человека развивать такую скорость, которой он бы никогда не добился в спокойном состоянии («бежал так, что только пятки сверкали»). Ярость также дает человек дополнительные физические силы («от злости так ударил по кирпичу, что тот раскололся»).

Другое дело, что обычному человеку очень трудно «по команде» загнать себя в транс. Попробуйте-ка умиротворенно лежа на диване, вызвать в себе такую ярость, чтобы раскрошить руками стекло и не почувствовать боли.

Ниндзя же умели искусственно вводить себя в разное состояния и пробуждать в себе невиданные физические силы.

Сегодня специалисты уверены – ниндзя использовали самогипноз. Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым курком для вхождения в боевой транс.

Практические результаты «защиты девяти слогов» были колоссальны – в сочетании с изнурительными тренировками, она позволяла ниндзя развивать огромную скорость, видеть в темноте, и ударом руки проламывать каменные стены.

ninja.my1.ru

Райзо (Raizo), персонаж фильма «Ниндзя-убийца» (Ninja Assassin)

Ниндзя считаются самыми страшными и тайными воинами за всю историю Японии. Их коварные методы сбивали с толку, пугали самураев и феодальных князей, и восхищали простой люд. Рассказы и слухи увековечили их, но с появлением кинематографа их слава стал лишь ярче. Кинематограф дал возможность взглянуть на всё происходящее с другой стороны. К сожалению большая часть картин искажала и искажает представление о ниндзя, но немногие из них всё-таки несут больше правдоподобной информации об одной из сторон жизни синоби в нашем времени. Так в 2009 году вышла картина под названием NINJA ASSASSIN, или Ниндзя-убийца, с говорящим жанром боевик/триллер/драма/криминал.

.


Сюжет в двух словах (от редактора): дико тайный и безумно опасный клан ниндзей-убийц (именно так) «Озуну» убивает друга парнишки Райзо (или Рейзо), взращенного в этом же клане. Райдзо сбегает, но мстительные наёмники не хотят оставить его без должного возмездия.


Тема ниндзя в кинематографе сама по себе интересна, очень много можно увидеть собственными глазами, но что поистине захватывает, так эта сами ниндзя, а именно главный герой — Рейзо, чью почти всю жизнь в клане «Озуну» показывают нам. Рейзо начал изучать ниндзюцу с детства, что действительно соприкасается с историей. Дети ниндзя с самого раннего возраста в средневековой Японии начинали постепенно изучать премудрости «воинов ночи». Тренировки в клане были тяжелые и с каждом годом становились все суровее. Об этом говорит и сам Сергей Трофимов (основатель отечественной организации Катэда — прим. ред) в одном из своих интервью “О тренировках ниндзя“.

Ещё ребёнком Рейзо пришлось почувствовать всю тяготу тренировок в клане «Озуну». Когда Рейзо стал старше, ему помогли начать развивать одно из чувств — слух . Целый год ходил он в повязке на глазах, не применяя самое используемое людьми чувство, зрение. Ниндзя работали над своими ощущениями, усиливали их, так к примеру, чтобы лучше видеть в темноте они долгими тренировками занимались в тёмных пещерах.

Также одно из немаловажных качеств, которым должен владеть ниндзя — это владением мечом ниндзя-то, в фильме NINJA ASSASSIN это неплохо отразили. Рейзо хорошо владеет мечом и может обороняться как одним, так и двумя мечами сразу. Так же фильме неплохо отражено владение ниндзя единоборствами. Данный фильм почти отражает всю подготовку ниндзя в клане «Озуну». Рейзо учили не только владению оружием, но также медитации и йоге. В реальной жизни ниндзя уделяли внимание не только работе с оружием, но совершенствованию тела, а это возможно только с помощи йоги и медитации. Так уже во взрослом возрасте он мог стоять вниз головой руки на гвоздях и отжиматься, не нанося себе вреда.

В картине отразили только малую часть способностей синоби, но уже зная, что эта истина, а не ложь, хочется ещё раз посмотреть хотя бы для того, чтобы попытается почувствовать одну из сторон жизни ниндзя, пусть и не полностью.


От редактора:

Благодарю нашего пользователя по имени просто «человек» за описание героя «Ниндзя-убийцы». Из интересных фактов хочется добавить, что главные роли в данной картине были выбраны не случайно. Главзлодея и управителя всея клана злобных убивателей сыграл известнейший ниндзя восьмидесятых Шо Косуги (или Сё Косуги) — вообще символ всех фильмов той эпохи ниндзямании. Роль же Райзо исполнил южнокорейский поп-певец, танцор и игрец Рейн — сам по себе воплощение эпохи масс-культуры (по сути, львиную часть фильма и занимает демонстрация его подтянутого торса, аккуратно украшенного шрамами). Прототипом оружия Райзо — летучего кинжала на цепочке — стал микс кусаригамы и кёкецу-сёгэ, таки тоже лезвий и тоже с цепью.


{phocagallery view=category|categoryid=53|limitstart=0|limitcount=0|detail=5|type=1}

mitsumono.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о