Самолет-невидимка и технология «стелс»

«Самолет-невидимка» F-117A

«Технология «стелс» вернула нас к тому фун­даментальному принципу войны, который зовется сюрпризом», — сказал Джон Уэлч, заместитель ко­мандующего ВВС, вскоре после окончания операции «Буря в пустыне». — «Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое пре­имущество».

Преимущество, о котором говорилось, было убе­дительно продемонстрировано в течение шести не­дель непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками F-117A фирмы «Локхид». Эти «чер­ные призраки» свободно влетали прямо в сердце одного из наиболее охраняемых воздушных пространств в мире и, сбросив смертоносный груз, возвращались обратно невредимыми.

 

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТЕЛС?

Технология, благодаря которой был достигнут столь значительный прогресс, появилась не вдруг. В воен­но-морских силах те же методы маскировки при­меняются для стратегических и многоцелевых под­водных лодок уже более 30 лет. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники.

Суть технологии «стелс» состоит в снижении заметности техники в радиолокационном и инфракрасном спектре излучения. Обычно техника отражает радиоволны, попадающие на нее, которые и улавливаются РЛС – это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР) – способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, ЭПР бомбардировщика B-52 – 100, тяжелого бомбардировщика – 13-20, обычного истребителя – 3-12, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс» — всего 0,3-0,4 кв.м. Технология «стелс» основывается на двух приемах: во-первых, максимальное поглощение радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, отражение радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не вернулись назад к РЛС. Для этого применяются специальные покрытия и специфическая форма корпуса самолета.

В авиации попытки разработать нечто подобное самолету-невидимке F-117A предпринимались давно. Еще в 1962 г. фирма «Локхид» во­всю работала над созданием малозаметного самолета А-12. Другой самолет того времени, SR-71 «Блэкберд» реализовал в себе стелс-технологию в виде специаль­ных покрытий и конструкционных материалов.

В начале 70-х годов прогресс в области вычислитель­ной техники и. программирования дал толчок раз­витию авиастроения. Программное обеспечение прд названием «ECHO» позволило фирме «Локхид» смо­делировать различные конструкции корпуса само­летов на компьютере и получить их предполагаемый вид на экране радара без строительства реального аппарата. В результате в 1975 г. ею была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A — «Хэв Блюк». Одновременно свою разработку представила фирма «Нортроп», но после тестирования обеих мо­делей с помощью реального радара победил вари­ант от «Локхид». Зимой 1977 г. состоялся экспери­ментальный полет «Хэв Блю», после чего командова­ние ВВС США сразу заказало 24 истребителя F-117A, первый из которых был построев в июне 1981 г., а в 1983 г. самолет был принят на вооружение.

Убедившись на примере истребителя F-117A в технической обоснованности и реализуемости кон­цепции самолета-невидимки, командование ВВС США поручило фирме «Нортроп» разработать с широким применением технологии «стелc» новый стратегический бомбардировщик. Конструкторские работы по его созданию начались в, 1979 г., а офи­циальная церемония представления нового самолета, получившего обозначение В-2 «Спирит», специалистам и представителям прессы состоялась в ноябре 1988 г.

 

ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА-НЕВИДИМКИ

После краткого знакомства с историей самолетов-невидимок рассмотрим основные принципы технологии «стелс», которые использовались при их создании.

1. Для поглощения излучения радара использует­ся специальное ферромагнитное покрытие корпуса самолета. Попадающее на такое покрытие электромагнитное излучение заставляет микроскопические частицы входящего в его состав магнитного мате­риала менять свою ориентацию с большой частотой, на что и тратится энергия излучения. Кроме того, в самом самолете все, что только возможно, сделано из поглощающих радиоизлучение композитов, та­ких как углеродное волокно.

2.  Закругленные поверхности в форме корпуса по­чти не используются. Вместо этого она состоит из многих плоскостей, отражающих излучение радара не в обратном направлении, а в разные стороны. С этой же целью увеличивается стреловидность крыльев.

3.  Обычные турбореактивные двигатели сконстру­ированы так, что радар может «видеть» имеющий боль­шую площадь отражения компрессор, который хоро­шо отражает излучение. По новой технологии перед компрессором устанавливается специальный диффу­зор, острая вершина которого отражает излучение внутрь корпуса двигателя и таким образом гасит его.

4.  Двигатель плоской формы создает реактивный факел с широким углом расхождения раскаленных газов, что рассеивает поток тепла и снижает степень заметности в инфракрасном диапазоне.

5.  Оба двигателя самолета-невидимки оснащаются шумоподавляющими кожухами, а также системой принудительного охлаждения, которая снижает инфракрас­ные выбросы. Часть холодного воздуха, попадающего через воздухозаборники, подается прямо в зону вых­лопа и, смешиваясь с горячими реактивными газа­ми, охлаждает их.

6. Даже те части самолета-невидимки, которые должны быть примерно вертикальными, такие как кресло пило­та, имеют гофрированную форму, чтобы рассеивать энергию радара.

7. V-образный хвост самолета (его еще называют «бабочка») заменяет собой две горизонтальные и одну вертикаль­ную плоскости традиционного хвоста, что также снижает заметность.

 «Стелс-технология» распространяется и на другие виды авиационной военной техники. Например, в 1990 г. на вооружение стратегической авиации ВВС США поступила крылатая ракета класса «воздух — поверхность» Дженерал Дайнэмикс AGM-129A АСМ с низким уров­нем демаскирующих признаков. Разработана она по технологии «стелс» и предназначена для вооружения бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2. Крылатая ракета АСМ близка по размерам к крылатой ракете Боинг AGM-86B ALCM.

 

«СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЯ»: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Технология «стелс» долгое время неоднозначно воспринималась многими военными специалистами. Один из недостатков применения этой технологии – высокая цена «самолетов-невидимок». Бомбардировщик B-2 является самым дорогим самолетом в истории авиации – 1,157 млрд. долл. за единицу. К тому же, хотя американские самолеты, выполненные по технологии «стелс», и назы­вают в прессе «невидимками», это преувеличение. Они, в принципе, могут быть обнаружены современным радиолокационным оборудованием. РЛС с мощным излучателем все равно обнаружит «самолет-невидимку», пусть и с меньшего расстояния. Например, комплекс С-300 мог бы «увидеть» F-117A с расстояния 50-60 км. К тому же ЗРК малого радиуса действия, оснащенные аппаратурой телевизионно-оптического визирования, вообще могут производить захват цели по визуальному каналу, в котором «самолет-невидимка» столь же прекрасно виден, как и любой другой материальный объект.

Малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит»

В то же время чрезмерное увлечение радиолокационной малозаметностью приводит к снижению летных качеств самолета: он сильно проигрывает в скорости, маневренности и безопасности полета. Дело в том, что самолет с такой геометрией и аэродинамикой как F-117A сам по себе не может держаться в воздухе и требуется ежесекундная корректировка его полета при помощи органов управления. Эту функцию берет на себя компьютер. По крайней мере, один «самолет-невидимка» F-117A был потерян из-за неправильной настройки системы управления полетом.

Значительное преимущество технологии «стелс» состо­ит, однако, в том, что ракеты с головками самонаве­дения и другие автоматизированные средства, проти­вовоздушной борьбы не могут зафиксировать такой самолет в качестве цели с достаточной точностью и, как правило, промахиваются.

Боевая карьера «самолета-невидимки» F-117A тоже оказалась не вполне однозначной. С одной стороны – этот самолет достаточно успешно участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003). При этом в боевых вылетах был потерян всего один самолет (в Югославии). С другой –  за время эксплуатации из 64-х построенных «самолетов-невидимок» F-117А вследствие летных происшествий было потеряно шесть – почти 10% от общего количества что, конечно, очень много. На F-117A сажали только самых опытных пилотов, но все равно «самолеты-невидимки» регулярно разбивались. Но F-117A были сняты с вооружения в 2008 г. даже не из-за этого, а из-за банальной нехватки денег на их содержание. Высвободившиеся средства были пущены на закупку новых многоцелевых истребителей F-22.

Тем не менее, технология «стелс» продолжает использоваться в американском авиастроении. Американские истребители пятого поколения Локхид/Боинг F-22 «Раптор» и Локхид-Мартин F-35 «Лайтнинг-II» являются малозаметными, хотя их внешний вид не такой экзотический как у F-117A. Эти самолеты также чрезвычайно дороги, и их не может позволить себе строить большими сериями даже такая страна, как США. Всего было построено 184 самолета F-22 «Раптор», после чего их производство было прекращено.

Российскими специалистами технология «стелс» долгое время рассматривалась скептически, хотя отдельные способы снижения заметности самолетов, конечно, внедрялись. Однако, в новейших авиационных разработках технологии понижения заметности занимают важное место. Новые российские самолеты: истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С обладают пониженной заметностью. Перспективные российские самолеты: тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА  и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА разрабатываются как «самолеты-невидимки».

(Подготовлено: www.modernarmy.ru)

www.modernarmy.ru

Истребители пятого поколения. Невидимки | Армейский вестник

Что же такое технологии стелс? Цель их — сделать истребитель малозаметным для противника. Прежде всего, это относится к малозаметности для вражеских локаторов, затем — для тепловых самонаводящихся ракет, ну а в идеале — и для глаз противника вообще.

Российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА)

Причём, «невидимки» пытались создавать ещё в начале прошлого века, обтягивая тогдашние «этажерки» прозрачным материалом вместо ткани (на фото). Применяли и маскировочную окраску (верх зелёный, низ — голубой), потом изобрели камуфляж…

Прозрачный самолет Fokker E.III Eindecker

Ну а потом появились РЛС, которые «видят» гораздо дальше, чем человеческий глаз (а также головка самонаведения ракеты), и эту задачу надо было решать в первую очередь.

Уфимцев

Начало ещё в 60-х годах положил советский математик Уфимцев, изучающий отражение радиосигнала.

Ведь как работает локатор? Он посылает короткий сигнал, а потом смотрит, не отразилось ли чего обратно? Отразилось — летит кто-то! Посылаем запрос системой «свой — чужой»: ты кто? Запрос (и ответ тоже!) жутко засекреченный, и коды меняются чаще, чем раз в сутки, враг ответить не сможет. Ответил «я свой», курим дальше, не ответил — стало быть, враг! Ну, или ответчик сломался. В мирное время высылаем перехватчик — разобраться и принудительно посадить, в военное — сбиваем ракетой сразу.

Так вот, Уфимцев опубликовал в открытом, не секретном научном журнале статью об отражении радиосигнала от плоских поверхностей, где доказал, что так можно создать объект, незаметный для РЛС. Суть очень проста: вы светите фонариком на зеркало, которое находится против вас, и получаете отражённый зайчик прямо в глаза. А если зеркало хоть немного повернуть в сторону, зайчик улетит в другое место.

Другой пример. Все мы видели вечером ползущие по небу «звёздочки» — искусственные спутники Земли. А почему они светятся? Солнышко давно ушло за горизонт, но лучи его оттуда попадают на спутник, а он их отражает нам.

А видели спутники, которые мигают — то светятся, то гаснут? Наверняка. Вот только это не спутники, а последние ступени ракет. Вывели они спутник на орбиту и отстыковались за ненадобностью. Куда же им бедным деваться? Так и крутятся на орбите, пока не снизятся и в атмосфере не сгорят.

Но каждый уважающий себя спутник имеет систему ориентации: ведь антенны и объективы должны смотреть не куда попало, а куда нужно. А ступени ракет такой системой не оборудуют, вот они и кувыркаются потихоньку — и от импульса при отстыковке, и от метеоритной пыли, и от солнечного ветра… А потому светятся только тогда, когда повернутся к нам под нужным углом.

Точно так же ведёт себя и стелс, сделанный по теории Уфимцева: его почти не видно, но если при крене на вираже одна его плоскость повернётся нужным образом, он великолепно блеснёт локатору.

Наши авиаторы, почитав статью, подумали: самолёт сплошь из плоских поверхностей? Не годится! А вот американец Бен Рич загорелся этой идеей, причём «Локхид» настолько проникся, что для пущей секретности даже заставил главного конструктора будущей «невидимки» сменить имя. А Уфимцев, как говорят, обиженный непризнанием его талантов, в конце концов «свалил» в США. О феерических результатах этой работы расскажу позже, а пока думаю: не специально ли наши выпустили Уфимцева в США? Очень уж на диверсию похоже.

F-117 NIGHTHAWK

Потом теория совершенствовалась, и угловатых форм удалось избежать путём сложных компьютерных расчётов.

Мастика

Для пущей незаметности радиоволны можно не только отражать, но и поглощать. Если самолёт, сделанный по чистой теории Уфимцева, можно сравнить с зеркалом, направленным в нужную сторону, то в этом случае — с зеркалом, закрашенным чёрной матовой краской.

Для этого самолёт покрывают специальной радиопоглощающей… нет, не краской, а мастикой. Толстым слоем. Например, чтобы покрыть мастикой один F-22, требуется здоровенная бочка —250 кг. Грубо говоря, минус одна хорошая бомба или ракета. Беда в том, что мастика эта смывается водой, то бишь летать в дождь нежелательно. А заодно топливом и маслом. Да и после каждого полёта, особенно на сверхзвуке, приходится её восстанавливать.

Недавно прочитал сообщение, что в России изобрели краску на основе нанотехнологий, которую будут применять и на ПАК ФА, и на других самолётах. Слой вроде бы гораздо тоньше, и воды не боится. Подробности, как всегда, секретны. Как и всё вокруг невидимок.

ЭПР или ЭОП

Например, как измерить «стелсовость»? Мы ведь уже знаем, что отражение может радикально измениться от малейшего поворота или крена. Ввели понятие «эффективная поверхность (площадь) рассеивания» (ЭПР), или «эффективная отражающая поверхность» (ЭОП).

Сравнивают самолёт с плоским металлическим листом, причём параметры самолёта как-то усредняют. И говорят: ЭПР равна пяти квадратным метрам. Или двум. Или 0,01 кв.м., как уверяют в случае с F-22. Ну и конечно, это — усреднённый параметр: под какими-то ракурсами он будет меньше, под какими-то — больше.

Саму ЭПР новых самолётов никто не афиширует: зачем противника баловать? Дают примерную величину в рекламных целях, а там хочешь верь, хочешь не верь. То ли врут, чтоб тебя запугать, то ли нет…

Плазма

Мы узнали два способа: Уфимцева и поглощающее покрытие. Есть ещё один, даже более секретный. Это — генератор плазмы на самолёте. Оказывается, самолёт, окутанный «облачком» плазмы, тоже становится невидимкой: плазма поглощает радиоволны не хуже мастики, а генератор гораздо легче краски. Причём ставить его можно на любой самолёт — даже старого типа. Как был Су-27 сверхманёвренным, так и останется, но станет невидимкой.

Можно даже на собственный автомобиль поставить, и наслаждаться удивлёнными физиономиями гаишников, трясущих свой радар. Ну, если мощности генератора хватит — способ довольно прожорливый.

Способ этот прошёл государственные испытания ещё в 90-х, и должен был применяться на самолёте пятого поколения МиГ-1.42. Но… мы знаем, что и страна развалилась, и финансирование прекратилось, и работы над истребителем свернули. Говорят, что этот способ применят и на ПАК ФА, в дополнение к двум уже известным. А затем — и на старых самолётах.

Тепло

Кроме локаторов хотелось бы уберечься и от тепловых (самонаводящихся) ракет. А ведь из реактивных двигателей выходят мощные потоки газов, температуру которых сложно сделать меньше 500 градусов. Прекрасная мишень для ракеты!

Американцы пошли по пути распределения этого тепла в пространстве: вместо привычного круглого сопла двигателя они делают плоское, щелевое сопло, смешивают горячие газы с холодным воздухом, и т. д. Неплохой метод, но у него есть крупный недостаток: всеракурсный управляемый вектор тяги (УВТ) уже не сделаешь, а значит — прощай, сверхманёвренность. Вот тут, на видео, хорошо видно, как сопло с УВТ работает.

Наши конструкторы пошли другим путём: от УВТ отказываться не стали, а тепло отбирают другими способами, хотя об этом тоже не особо распространяются.

Помните, как разбился Су-30 в Ле Бурже? Французы-организаторы посамодурствовали (они вообще разгильдяи почище нас), и перед самой программой показательных полётов сильно сократили время на выступление: возможности хоть раз порепетировать уже не было.

Пришлось какие-то элементы урезать на ходу, в частности, сократили число витков штопора. Но когда собрались выходить из него, то увидели, что выход получается теперь в сторону зрителей, что категорически запрещено (это было ещё до катастрофы в Скныливе под Львовом, но элементарные правила безопасности были известны всему миру, кроме свидомых украинцев). Решили крутнуть ещё полвитка, и уже на самом выходе зацепили хвостовой частью самолёта за бетон. Самолёт загорелся, лётчики удачно катапультировались.

Кстати, три аварии на шоу (эта, авария Квочура в том же Ле Бурже, когда на минимальной высоте в двигатель попала птица и он заглох; и в Фарнборо, когда столкнулись два МиГ-29) сделали заслуженную и великолепную рекламу спасательному креслу К-36 КБ «Звезда». Хоть и очень дорогую, конечно. А ещё этим воспользовалась одна табачная фирма. Дело в том, что после приземления на парашюте в Фарнборо, один наш лётчик тут же закурил. Эти кадры попали на ТВ, где пачка сигарет была видна крупным планом, и ходят слухи, что сигаретная фирма попросила лётчика разрешить использовать кадры этой катастрофы в рекламе. Не бесплатно, конечно.

Я потом спрашивал у спецов по движкам: ребята, что там могло гореть? На гидравлическое масло, при помощи которого меняют диаметр сопла в разных режимах полёта, вроде не похоже. Ответили, что керосин, прежде чем сгореть в двигателе, сначала отбирает часть тепла из уходящих газов, он и загорелся. Тут двойная польза: и газы холоднее, и КПД двигателя повышается, ведь недаром Сушки могут пролететь 4000 километров даже без подвесных баков. Ну и ещё какие-то способы применяются…

О недостатках истребителей — «невидимок», среди которых два радикальных, поговорим в следующей заметке.

/Владимир Зыков, kramtp.info/

army-news.ru

Видимые невидимки: самые известные самолеты-«стелс»

В марте 2016 года в Японии планируют завершить испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X, созданного с применением технологий «стелс». Страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся самолеты-«невидимки».

Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие «стелс»-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения.

Суть технологии «стелс» состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция.

Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность.

Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).

У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-«невидимок» — порядка 0,3-0,4 кв. м.

ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены. 

Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим «стелс»-самолетам.

B-2: американский «дух»

Тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик В-2А Spirit является самым дорогостоящим самолетом в парке ВВС США. По данным на 1998 год стоимость одного B-2 составляла $1,16 млрд. Стоимость всей программы оценивалась почти в $45 млрд.

Первый публичный полет B-2 состоялся в 1989 году. Всего построен был 21 самолет: почти все они названы в честь американских штатов.

B-2 имеет необычный внешний вид и иногда сравнивается с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов, что самолет построен с использованием технологий, полученных при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51. 

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб, или восемь управляемых бомб массой 907 кг с лазерным наведением, или 80 бомб калибра 227 кг и доставить их с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) практически в любую точку мира – дальность полета «призрака» 11 тыс. км.

Spirit максимально автоматизирован, экипаж состоит из двух пилотов. Бомбардировщик обладает солидным запасом прочности и способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным зарубежных изданий, ЭПР бомбардировщика оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. м. По другим данным, бомбардировщик имеет более скромные показатели – от 0,05 до 0,5 кв. м во фронтальной проекции.

Главным недостатком B-2 Spirit является стоимость его обслуживания. Размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом – в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

B-2 невидим для устаревших радаров, но современные зенитные ракетные системы российского производства способны его обнаружить и эффективно поразить. По неподтвержденным данным, один В-2 был сбит или получил серьезные боевые повреждения от применения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в ходе военной операции НАТО в Югославии.

F-117: американский «хромой гоблин»

Lockheed F-117 Night Hawk – американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. Был предназначен для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов.

Первый полет совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. На создание и производство F-117 ушло более $6 млрд. В 2008 году самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения как по финансовым причинам, так из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

ЭПР самолета, по данным зарубежных изданий, составляла от 0,01 до 0,0025 кв. м в зависимости от ракурса.

Снижение заметности для F-117 в основном было достигнуто за счет специфической угловатой формы корпуса, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», также были применены композитные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично и из-за этого по популярности в играх и кинематографе F-117 может поспорить с голливудскими звездами первой величины.

Однако добившись существенного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, а самолет получил отвратительные летные характеристики. Американские летчики прозвали его за это «хромым гоблином» (Wobblin’ Goblin).

В итоге от летных происшествий из 64 построенных самолетов-«невидимок» F-117А было потеряно шесть самолетов – почти 10% от общего количества. На F-117 сажали только самых опытных пилотов, но все равно они регулярно разбивались.

Самолет участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003).

В боевых вылетах был потерян как минимум один самолет в Югославии — югославскими силами противовоздушной обороны невидимая машина была сбита с помощью устаревшего советского ЗРК С-125 «Нева».

F-22: американский «Раптор»

Первым и пока единственным принятым на вооружение самолетом пятого поколения является американский F-22А Raptor.

Производство самолета началось в 2001 году. В настоящий момент несколько F-22 принимают участие в операции коалиционных войск в Ираке для нанесения ударов по боевикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

На сегодняшний день «Раптор» считается самым дорогим истребителем в мире. По данным открытых источников, с учетом затрат на его разработку и прочих факторов стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает $300 млн. 

Тем не менее, F-22A есть чем похвастаться: это и возможность полета на сверхзвуке без включения форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и, опять же, малая заметность. Однако по маневренности самолет уступает многим российским истребителям даже четвертого поколения.

Вектор тяги F-22 изменяется только в одной плоскости (вверх-вниз), в то время как на самых современных российских боевых самолетах вектор тяги может изменяться во всех плоскостях, причем независимо друг от друга на правом и левом двигателях.

По ЭПР истребителя точных данных нет: разброс приводимых разными источниками цифр составляет от 0,3 до 0,0001 кв. м. По данным отечественных специалистов ЭПР F-22A составляет от 0,5 до 0,1 кв. м. При этом радиолокационная станция «Ирбис» истребителя Су-35С способна обнаруживать «Раптор» на дальности не менее 95 км.

При своей запредельной стоимости Raptor имеет ряд проблем в эксплуатации. В частности, антирадарное покрытие истребителя легко смывалось дождем, и хотя со временем этот недостаток удалось нивелировать, цена самолета увеличилась еще больше.

Еще одним серьезным недостатком F-22 является система подачи кислорода летчику. В 2010 году из-за удушья потерял управление истребителем и разбился пилот Джеффри Хэни.

С 2011 года всем F-22A запрещено было подниматься выше 7,6 тыс. м. Считалось, что на такой высоте пилот при возникновении первых признаков удушья сможет снизиться до 5,4 тыс. м, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Причина оказалась в конструктивном недостатке — в систему дыхания летчиков попадал углекислый газ из двигателей. Решить проблему пытались с помощью дополнительных угольных фильтров. Но недостаток полностью не устранен до сих пор.

F-35: американская «молния»

F-35 Lightning II («Молния») задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить истребитель F-16, штурмовик А-10, штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

На разработку этого истребителя-бомбардировщика пятого поколения потрачены громадные деньги (расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн), но довести до ума конструкцию так и не удалось. 

Аналитики отмечают, что системы подавления РЛС противника, установленные на F-35, не могут выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме. Как следствие, это может потребовать разработки отдельного самолета, предназначенного для подавления РЛС противника для обеспечения малозаметности этих истребителей. Эксперты, таким образом, ставят под сомнение целесообразность многомиллиардных затрат Пентагона на создание самолета F-35.

Некоторые американские СМИ также отмечают, что F-35 во многом не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения: «Молния» отличается низкими тяговооруженностью, живучестью и маневренностью, не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа,

Кроме того, истребитель легко обнаруживается РЛС, работающими на сверхвысоких частотах, а его ЭПР оказалась больше, чем было заявлено в характеристиках. Тем не менее, зарубежные издания, по существующей традиции, оценивают величину эффективной площади рассеяния F-35 самолета в зависимости от ракурса в 0,001 кв. м. По оценкам многих специалистов, в том числе и западных экспертов, по показателю ЭПР F-35 значительно хуже F-22.

Т-50: российская невидимка

Российскими специалистами отдельные элементы технологии «стелс» были применены на таких самолетах, как истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С. Однако полноценными «стелс»-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА.

-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) – российский ответ американскому истребителю пятого поколения F-22. Самолет является квинтэссенцией всего самого современного, что есть в отечественной авиации. О его характеристиках известно немного, и большая часть пока держится в секрете. 

Известно, что в ПАК ФА впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана, в четыре-пять раз легче стали. Новые материалы составляют 70% покрытия истребителя материалов, в результате удалось резко снизить конструктивную массу самолета — он весит в четыре раза меньше самолета, собранного из привычных материалов.

В конструкторском бюро «Сухой» заявляют о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности» машины», хотя ЭПР истребителя оценивается отечественными специалистами достаточно сдержанно – в районе 0,3-0,4 кв. м. При этом некоторые западные аналитики высказывают более оптимистичные оценки в отношении нашего самолета: для Т-50 они называют ЭПР в три раза меньше – 0,1 кв. м. Истинные данные эффективной площади рассеяния для ПАК ФА засекречены.

В Т-50 реализована высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ им. Тихомирова может обнаруживать цели на дальности более 400 километров, одновременно сопровождать до 60 целей и обстреливать до 16. Минимальная ЭПР сопровождаемых целей составляет 0,01 кв. м.

Двигатели ПАК ФА разнесены от продольной оси самолета, такое решение позволило увеличить «плечо» тяги при маневрировании и сделать просторный оружейный отсек, способный вместить тяжелое оружие, недоступное из-за размеров для F-35 Lightning II. ПАК ФА отличается великолепной маневренностью и управляемостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях как на сверхзвуке, так и на низких скоростях.

В настоящее время на Т-50 установлены двигатели первого этапа, с которыми он способен поддерживать сверхзвуковую скорость на бесфорсажном режиме. После получения штатного двигателя второго этапа тактико-технические характеристики истребителя существенно повысятся.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2017 году, всего военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения.

J-20: китайский «могучий дракон»

Chengdu J-20 – китайский истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). В 2011 году совершил первый пробный полет. Ожидается, что в эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 годах.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели АЛ-31ФН, а китайские военные массово закупили списанные двигатели этих марок. 

Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Самолет выполнен по схеме утка: пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовая часть – идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Х-2: японская «душа»

Mitsubishi ATD-X Shinshin – прототип японского истребителя пятого поколения с технологией «стелс». Самолет был сконструирован в Техническом проектно-конструкторском институте Минобороны Японии, а построен корпорацией, которая во времена Второй мировой войны производила знаменитые истребители «Зеро». Истребитель получил поэтическое название Shinshin – «Душа».

По размеру ATD-X близок к шведскому многоцелевому истребителю Saab Gripen, а по форме – к американскому F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения, форма наплыва и воздухозаборников идентичны тем, что имеет американский истребитель пятого поколения. Стоимость самолета может достигать около $324 млн. 

Первая публичная демонстрация нового японского истребителя состоялась в конце января 2016 года. Летные испытания самолета предполагалось провести в 2015 году, однако компания-разработчик Mitsubishi Heavy Industries не смогла соблюсти установленные Министерством обороны сроки поставки.

Кроме того, японским специалистам требуется доработать двигатель истребителя с управляемым вектором тяги, в частности, протестировать возможность его перезапуска в случае возможной остановки во время полета.

Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – «стелс». Однако он может стать базой, на основе которой будет создана замена для японского истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для воздушных сил самообороны Японии.

В этом случае на ATD-X придется установить в три раза более мощные двигатели, а в корпусе самолета отвести достаточно места для размещения боеприпасов.

Согласно предварительным планам, опытно-конструкторские работы по созданию нового F-3 начнутся в 2016-2017 годах, а первый прототип истребителя поднимется в воздух в 2024-2025 годах.

interpolit.ru

Истребитель-«невидимка» | Вукипедия | FANDOM powered by Wikia

Истребитель-«невидимка»

Производитель

Модель

Истребитель-«невидимка»

Двигатели

Фузионные двигатели (4; переоборудованы под тибаннуX)

Щиты

Установлены (уменьшены)

Защитные системы

Роль

  • Разведка
  • Сопровождение

Принадлежность

[Исходник]
«Это самый скрытный транспорт в галактике».
«Только в космосе».
— Джейна Соло и Кип Дюррон (источник)

Истребитель-«невидимка» или СтелсX (англ. StealthX) — истребитель, используемый в Новом Ордене джедаев. Поступил на вооружение в промежутке между Юужань-вонгской и Роевой войнами.

    «Невидимка» имела меньшие размеры, чем истребители серии XJ. Её обшивка состояла из фиберпласта, который поглощал лучи сенсоров и был окрашен в чёрный цвет, что позволяло скрыть его визуально и с радаров. Однако скрытым он оставался только до тех пор, пока пилот не использовал протонные торпеды или комлинк. «Невидимка» использовалась исключительно джедаями, поскольку ограничения коммуникационной системы не позволяли применять её нечувствительным. Единственный случай использования истребителя неодарёнными произошёл в 44 ПБЯ, когда Ведж Антиллес и Тайко Селчу отправились на Вандор-3, чтобы вызволить Призрачную эскадрилью. Однако они специально не использовали режим невидимости.

    Корпус «Невидимки» был неправильным. Серо-чёрный камуфляж делал её почти незаметной на фоне звёзд. Третья пусковая торпеда была заменена на гравитационный модулятор, предназначенный для противодействия на детектор массы. Мощность щитов также уменьшалась, чтобы освободить энергию для сенсорных глушителей. Фузионные двигатели были переоборудованы для сжигания изотопа ТибаннаX, отток которого темнел через милисекунду после сжигания. Чтобы уберечь пилота от яркого света извне обзорный экран тонировался.

    Стандартные протонные торпеды часто заменялись на теневые бомбы. «Невидимка» могла вооружаться липкими бомбами, которые при детонации выпускали быстросохнущую пену, и двухэтапными бронебойными разрушителями бункеров. Новейшие дроиды-астромеханики серии R9 устанавливались на истребитель для помощи пилотам.

    «Невидимка» в столкновении у Корибу

    На других языках

    ru.starwars.wikia.com

    Стелс-технология — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стелс.

    Стелс (англ. stealth, также стелс-технология) — комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины. Технологии снижения заметности являются самостоятельным разделом военно-научной дисциплины электронных средств противодействия, охватывают диапазон техники и технологий изготовления военной техники (самолётов, вертолётов, кораблей, ракет и т. д.).

    Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно. Также на нынешнем уровне технологий невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения, падающего на объект под произвольным углом. В частности средствами стелс-технологий названная задача неразрешима вовсе. Поэтому в настоящее время главная цель при выборе формы объекта (например боевого самолета) есть отражение волн в сторону от излучателя, — таким образом, часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается так, что радиоэхо не возвращается к наблюдающей РЛС (что особенно эффективно против совмещённых приёмопередающих станций).

    ru.wikipedia.org

    Технология «Стелс». Самолет F-117А, С-37 «Беркут» и другие

    Россия давно борется с Соединенными Штатами за приоритет в создании истребителя двадцать первого века, сочетающего в себе характеристики сверхзвуковой суперманевренной боевой машины и технологии «Стелс». Самолет, обладающий такими качествами, не должен засекаться радарами и средствами инфракрасного наблюдения. Постройка подобного истребителя будущего не только способна резко повысить эффективность национальных ВВС, но и обеспечить весомый аргумент в конкурентной борьбе на мировом рынке вооружений.

    До совсем недавнего времени у ведущих конструкторских бюро и авиастроителей не получалось объединить в одной боевой воздушной машине такие противоречивые в технологическом аспекте характеристики. Причем Россия преимущественно пребывала в роли догоняющей. Сочетающий в себе все эти качества, построенный по технологии «Стелс» самолет должен стать крупным козырем в решении различных геополитических задач.

    Например, МиГ-29 разрабатывался в качестве адекватного ответа на создание американского истребителя F-18, а Су-27 был неким противовесом F-15. И хотя все данные модели в свое время стали настоящим прорывом и крупным достижением в области авиастроения, современные доктрины требуют разработки принципиально нового истребителя, сочетающего в себе великолепные летные характеристики с технологией «Стелс». Самолет, постройка которого основана на такой концепции, должен быть не только недоступен радарам, но и обладать качествами многоцелевой сверхзвуковой и сверхманевренной боевой машины.

    Американский самолет-невидимка «Стелс» F-117 не смог приблизить своих конструкторов к вожделенной цели. Эта машина обладала весьма скромными летными характеристиками и не могла принимать участие в серьезных воздушных баталиях. ВВС Соединенных Штатов тратили огромные бюджетные средства на разработку действительно эффективного и невидимого для радаров крылатого хищника. Однако приблизиться к реализации этой задачи они смогли только осенью 1997-го года, когда начались испытания истребителя F-22 «Раптор».

    Но в этот раз американские авиастроители не могли рассчитывать на безоговорочное первенство. Поскольку ОКБ Сухого начало летные испытания машины С-37 «Беркут» всего лишь двумя неделями позже своих конкурентов. По авторитетным оценкам военных экспертов, российский истребитель значительно превосходит «Раптор», главным образом благодаря уникальному крылу обратной стреловидности. Все это вывело конкурентную борьбу инженерной мысли и технологий на новый виток противостояния.

    После завершения операции по захвату иракских нефтяных месторождений, амбициозно названной «Бурей в пустыне», американские военные чины без устали нахваливали свои самолеты F-117А фирмы «Локхид». Этих «черных призраков», совершивших несколько разрушительных налетов на Багдад, иракские ПВО не могли даже разглядеть на мониторах своих радиолокационных станций. Этот самолет «Стелс», фото которого демонстрирует идеальную геометрию машины, стал воплощением тридцатилетних усилий американских инженеров по разработке данной технологии.

    Еще в 1962-м году фирма «Локхид» предпринимала попытки создать самолет-невидимку А-12. Поначалу эти потуги не принесли желаемого результата. Можно еще вспомнить «Стелс» самолет, знаменитый воздушный разведчик того времени SR-71, получивший свое прозвище «Черная птица» благодаря соответствующего цвета специальному покрытию, которое поглощало радиоволны. В начале 1970-х с бурным развитием вычислительной техники и программирования появилась возможность моделирования полета на ЭВМ. Так была спроектирована машина, имевшая минимальную радиозаметность. Уже в 1975-м году конструкторы фирмы «Локхид» создали первый опытный образец самолета-невидимки. Зимой 1977-го впервые поднялась в воздух боевая машина нового поколения F-117А, а через шесть лет ее приняли на вооружение американских ВВС.

    Воодушевленный таким успехом Пентагон поручил компании «Нортроп» разработать по той же технологии новый стратегический бомбардировщик, неуязвимый для ПВО противника. Работы, длившиеся девять лет, завершились постройкой машины, получившей кодовое обозначение В-2. При создании всех своих «невидимок» американцы пользовались отнюдь не технологиями инопланетян, о чем ходило множество небылиц, а теоритическим разработками наших соотечественников.

    Для поглощения радиоизлучения они применяли специальное ферромагнитное покрытие корпуса. Кроме того, американцы прибегали к множеству дополнительных ухищрений. Например, в самой машине почти все элементы изготавливались из не отражающих излучение композитных материалов, таких как углеродное волокно. Все двигатели были оснащены шумоподавляющими кожухами и системами принудительного охлаждения, которые снижают интенсивность инфракрасных выбросов. И еще много чего применялось в американских «невидимках».

    Но здесь встает резонный вопрос об эффективности всех этих ухищрений. И тут выясняется, что огромные средства (многие миллиарды долларов!) потрачены зря. Прежде всего, эти машины оказались настолько капризны в эксплуатации, что готовить их к полету можно было только на базовых аэродромах. К тому же попутно выяснилось, что как только «Стелс» намокает, он начинает отчетливо проявляться на экранах радаров, подобно человеку-невидимке из известного романа Герберта Уэллса. Возможно, именно по этой причине во время военных действий в Югославии F-117А был сбит в одном из первых же вылетов.

    Но окончательно добило изыскания американских ученых и авиастроителей в данной сфере изобретение, сделанное в России, где была разработана принципиально новая технология создания радионевидимости. Вблизи самолета генерируются специальные плазменные облака, настолько интенсивно поглощающие электромагнитные волны, что видимость машины на экранах радиолокационных станций уменьшается более чем в сотню раз.

    fb.ru

    истребитель невидимка видео Видео

    2 лет назад

    Описание характеристик самолета F-117 и рассказ о технологиях стелс. Технологии стелс. Как сбили стелс над…

    1 лет назад

    СУ-57 новый российский самолет невидимка. В конструкции Су-57 применены композиционные материалы на основе…

    4 лет назад

    Этот выпуск программы посвящен новейшему российскому истребителю Т-50. Другие выпуски программы здесь:…

    3 лет назад

    Самый мощный и маневренный из всех существующих истребителей Т-50 на глазах сотен зрителей вошел в штопор,…

    2 лет назад

    САМЫЕ КРУТЫЕ КОФТЫ/ФУТБОЛКИ/СВИТШОТЫ: http://artofwar.myprintbar.ru/ Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II»)…

    5 лет назад

    Американский бомбардировщик системы Стелс B-2 Spirit Stealth является самым дорогим самолётом в истории авиации….

    2 лет назад

    США сделают свои самолеты невидимыми для человеческого глаза.

    1 лет назад

    Видео захватывающих маневров истребителей пятого поколения Су-57, в том числе имитирующих воздушный бой….

    1 лет назад

    Су-57 (Т-50) — многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках…

    8 меc назад

    Бонусы новым игрокам War Thunder — https://wt.link/lovimoment (Не открылось? Отключи AdBlock) 5 Самых МОЩНЫХ и ОПАСНЫХ Истребителе…

    10 меc назад

    На что способен истребитель пятого поколения СУ-57. Секреты самолета -«невидимки» Ссылка на наш новый проект:…

    1 лет назад

    Скорость свыше 10 тысяч км/ч. Новый истребитель России удивит мир ДРУЗЬЯ, ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ, СТАВИМ…

    6 лет назад

    В Ле Бурже открылся 50-й, юбилейный международный авиакосмический салон. Выставка будет работать всю неделю….

    4 меc назад

    Истребитель невидимка F-35 против российского ЗРК С-300 По материалам СМИ: https://www.americanthinker.com Полезные ссылки:…

    5 лет назад

    https://www.facebook.com/MIL3010 Истребители F-22 и Су-30 на учениях в Малайзии http://youtu.be/aNmxbXn00PE F-22 — стелс истребитель завоеван…

    1 лет назад

    Китайский самолет-«невидимка» пятого поколения J-20 («Черный орел») официально принят на вооружение ВВС…

    2 лет назад

    Новости Украины: http://ua-today.com/ Истребитель китайского производства Chengdu J-20, который изготовлен с применением…

    2 лет назад

    Китайский истребитель-невидимка совершит демонстрационный полет на авиасалоне в Чжухае.

    4 лет назад

    ГРОЗНОЕ СУПЕРОРУЖИЕ… российских ВВС — истребитель невидимка Т 50-ПАК ФА МЫ: http://oplot.info http://www.oplotmma.com http://www.oplo…

    6 меc назад

    Получайте новые выпуски в ТЕЛЕГРАМ подписывайтесь: https://t.me/ironcult Помочь развитию канала: http://vladimirdruchin.com/iron-art…

    ivanvideo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *