Содержание

Пушка «Дора» — орудие Второй мировой войны: описание, характеристики

За три года до начала Второй мировой войны Гитлер поручил руководству концерна «Крупп» разработку сверхмощного дальнобойного орудия, способного пробивать бетонные укрепления толщиной до семи метров и метровую броню. Реализацией этого проекта стала сверхмощная пушка «Дора», названная так в честь жены её главного конструктора Эриха Мюллера.

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Позор Версальского договора

По окончании войны условия Версальского договора, среди прочих ограничений, ввели для Германии запрет на производство орудий, калибр которых превышал сто пятьдесят миллиметров. Именно по этой причине для руководства Третьего рейха было вопросом престижа, поправ статьи унизительного для них договора, создать пушку, способную удивить мир. В результате и появилась «Дора» – орудие возмездия за ущемлённую национальную гордость.

Создание артиллерийского монстра

Работы по созданию проекта и производству этого монстра заняли пять лет. Сверхтяжёлое железнодорожное орудие «Дора» своими техническими параметрами превосходило фантазию и здравый смысл. Несмотря на то что выпущенный из неё снаряд калибром восемьсот тринадцать миллиметров летел лишь на пятьдесят километров, он способен был пробить семь метров армированного бетона, метровую броню и земляное укрепление тридцатиметровой толщины.

Проблемы, связанные с использованием орудия

Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.

Боевой расчёт такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» – орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.

Первая попытка применения орудия

Впервые своё новое детище немцы попытались использовать против англичан для разрушений оборонительных сооружений, возведённых ими на Гибралтаре. Но сразу возникла проблема с транспортировкой по территории Испании. В стране, ещё не оправившейся после гражданской войны, не оказалось нужных для перевозки подобного монстра грузоподъёмных мостов и дорог. К тому же диктатор Франко всячески препятствовал этому, не желая в тот момент втягивать страну в военное столкновение с западными союзниками.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Подготовка боевой позиции для начала обстрела

Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.

Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.

Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.

Воспоминания участников событий

Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.

В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.

Бесполезное произведение военного искусства

Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.

В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.

Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Франца Гальдера. Он сказал, что самая большая пушка «Дора» — это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.

Гнев фюрера и новые планы

Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.

После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.

В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена – «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.

fb.ru

«Дора» и «Густав» — орудия великаны » Военное обозрение

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.


Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Некоторые особенности конструкции орудия.

Запирание затвора ствола , а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).


Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:

1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Боевое применение.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.
Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.
Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

Конец «Доры» и «Густава».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

topwar.ru

X-DIGEST. Скучно не будет!: Монстр Второй мировой

«Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Предназначалось для разрушения укреплений линии Мажино и фортификаций на границе Германии и Бельгии. Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году. Предположительно, также — при подавлении Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года.
После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.
В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль).  Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65º и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».
Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снаряда — 7100 кг.
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час
В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.

 Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. 

Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).


Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование «
Доры
» доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. Для дезинформации составы с оборудованием «Доры» сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.

Количество обслуживающего персонала «Доры» 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц».

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.
Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

В первый бой «Доре» предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать.

Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом. «У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.

Позицию для «Доры» выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.


«Дору» использовали в бою против знаменитой советской 30-й батареи капитана Г. Александера. Группа штабных офицеров вермахта заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Специальную железнодорожную ветку оборудовали на станции Джанкой, где пути были четырехрельсовыми.

Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд.


В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.


Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.

Эрих фон МАНШТЕЙН: «…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.


На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м.  Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»

Исследователи обходят молчанием вопрос, как же именно «Дора» была вывезена из Крыма. Во всяком случае, понятно, что немцы демонтировали все оборудование, бывшее конечно, секретным, и тщательно убрали все следы.

После взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное». 
22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

www.xdigest.ru

Пушка «Дора» как самое мощное и бесполезное орудие второй мировой

Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305—381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.

Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.

Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.

Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности — 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.
В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы — 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.
По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.

Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и — ошибочно — «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).
Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.
Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда — 180 килограммов, дальность боя — 130 километров, максимальная высота траектории — 40 километров. Орудийный расчет — 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).

До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметров

Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.
Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики, самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.

Единственным достоинством данного орудия, была его огромная дальность стрельбы, свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».

Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.
Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора, это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.
За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.

Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.
Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).
Параметры «Доры» впечатляют:

Калибр — 813 мм.

Длина ствола — 32 м.

Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).

Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.

По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.

Полная длина орудия — 50 м.

Общий вес — 1448 тонн.

Живучесть ствола — 300 выстрелов.

Скорострельность — 3 выстрела в час

Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек.

Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.
Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей № 30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые — для горизонтальной наводки — параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4 120—4 370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.
Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.
Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1 420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.
В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.
От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.
Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями. 
Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1 050 л. с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».
Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта, так было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.
В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что как и в случае с «парижской пушкой» , «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

«Эрих фон МАНШТЕЙН:…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.»

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»
В дальнейшем, что после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.
Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской

Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».
В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.

С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» — в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.

К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.
Вероятно свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.

И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

http://byrnas.livejournal.com/42016.html

alternathistory.com

Пушки «Дора» и «Густав» — орудия великаны. (8 фото)

Пушки «Дора» и «Густав» — орудия великаны.

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.

Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска.К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800мм.

Некоторые особенности конструкции орудия.

Запирание затвора ствола , а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.

Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:

1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;

2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;

3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;

4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;

5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Боевое применение.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.

Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.

Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

Конец «Доры» и «Густава».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Немецкая пушка Дора

1942 год, Германия

Германия, печально прославившаяся в первой половине XX столетия своими притязаниями на мировое господство, принесла Европе неисчислимые страдания и ни с чем не сравнимый ущерб. В процессе своих завоеваний немцы вовсю пользовались своим технологическим прогрессом, многочисленными изобретениями и достижениями в области вооружений. Немецкие инженеры спроектировали массу самой разнообразной техники, единственным предназначением которой было разрушение. И особняком среди всех орудий стоит сверхгигантская пушка Дора.

Когда Германия вознамерилась напасть на Францию, французы все силы и три миллиарда франков бросили на то, чтобы отгородиться от сверх всякой меры воинственного соседа. Была построена колоссальная систем укреплений, получившая название Линия Мажино. Теперь немцы уже не могли напасть на Францию внезапно – они немедленно были бы обнаружены, и страна получила бы возможность подготовиться к нападению.

Тогда Гитлер приказал соорудить мощнейшее орудие, которое способно было бы разрушить основательные укрепления линии Мажино, неуязвимые для обычных пушек. Снаряд нового орудия должен был пробивать броню метровой (!) толщины, разрушать до 10 метров сплошного бетона. Чтобы отвечать этим целям, размер пушки должен был быть просто чудовищным. Германию было не остановить: под грифом «сверхсекретно» немецкие инженеры сделали самое колоссальное орудие, которое когда-либо создавал человек.

Вес пушки составлял 1350 тонн. Длина – более 47 метров. Высота – с трехэтажный дом. Фугасный снаряд для пушки Доры весил почти 5 тонн, бетонобойный – более семи. Заряжать эту пушку приходилось при помощи крана в течение 20 минут, а общая скорострельность не превышала один выстрел за полчаса. Дальнобойность была уникальная: дальность прицельной стрельбы составила 39 километров, то есть, немецкая пушка Дора могла поражать цели из-за линии горизонта.

Гитлер возлагал на свою супер-пушку большие надежды. Правда, к 1941 году, когда Дора была готова, Франция уже капитулировала – не помогла даже система укреплений. Теперь немецкое командование намеревалось обрушить огневую мощь Доры на Восточный фронт. Это колоссальное орудие немцы называли «шедевром» и очень им гордились. Никто не сомневался, что с таким оружием все страны покорятся Германии.

Как выяснилось, проект был неудачным. Начать с того, что неимоверные размеры Доры делали ее не просто неповоротливой – это был беспомощный мастодонт, который даже перевезти на место боя можно было лишь по частям. В собранном состоянии пушка находилась на транспортере с 80 колесами, который стоял на двух параллельных путях. Эти пути нужно было монтировать каждый раз при подготовке орудия к бою, и оборудование огневой позиции для супер-орудия занимало аж полтора-два месяца. Обслуживающий персонал пушки Доры составлял 4139 офицеров и солдат. Скорострельность была ниже всякой критики. Стрелять можно было лишь вдоль рельсов – в противном случае пушка была бы опрокинута гигантской отдачей. Наконец, грохот выстрела и вспышка выдавали местонахождение орудия с головой, а из-за упомянутой неповоротливости она не могла быстро покинуть опасный район. Кстати, на укрепления Гибралтара, как того хотел Гитлер, пушка Дора просто не могла приехать – рухнули бы мосты.

Первым заданием для Доры было взятие Севастополя – пушка должна была уничтожить башенные орудия 30-й батареи капитана Александера. Дору привезли под Севастополь на пяти поездах, в 106 вагонах, собрали и подготовили к бою. Она начала посылать свои гигантские заряды в противника. Увы – грандиозные средства и усилия, потраченные на гигантскую пушку, были не сравнимы с ее скромным эффектом: орудие уничтожило лишь укрепленный склад боеприпасов, да оставило несколько огромных воронок в окрестностях Севастополя. Прицелиться точно было невозможно – цель была слишком далеко – а ущерб мог быть нанесен лишь при идеально точном попадании. Но такие попадания были скорее случайностью. Испытательные фугасы и вовсе ушли в море. Кроме того, пушка выдала себя советским летчикам очень быстро. Итог был закономерен: авиация начала бомбить пушку, и сделала дальнейшую стрельбу просто физически невозможной. Правда, само орудие уцелело, но пострадали тягачи и разнообразное оборудование, так что на этом обстрел Севастополя был закончен. За 13 дней пушка Дора выпустила всего около 80 зарядов, большинство из которых пропало впустую.

Командование приказало перебросить Дору под Ленинград, но ствол пришлось отправить в Германию для ремонта – из-за 300 выстрелов, считая с испытательными, он был сильно изношен. К тому моменту, когда его отремонтировали, Красная Армия уже вовсю наступала, поэтому немцам пришлось спешно разобрать Дору и отступить из-под города на Неве. Последний раз Дору применяли при обстреле Варшавы, выпустив около 30 снарядов. Русские и союзные войска неумолимо наступали, немцы эвакуировали Дору вглубь Германии. Но больше она уже не стреляла: американцы быстро заняли Баварию, и при поспешном бегстве немцы заложили огромный заряд динамита в механизм Доры, уничтожив ее без надежды на восстановление. Американцы нашли исполинский лафет, покореженный взрывом, и были потрясены размерами этого гиганта. Уникальная пушка Дора навсегда осталась в истории курьезным и горьким напоминанием о вреде чрезмерных амбиций, способных превратить сильную и талантливую нацию в отвратительного хищника…

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Еще статьи рубрики:

Гора Рашмор — скала президентов

Останкинская телебашня

vse-chudesa.ru

Сверх-пушка Дора (8 фото+текст) | Webpark.ru

Суперорудие было собрано в конце 1941 года. в цехах завода фирмы «Крупп».
Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снаряда — 7100 кг.
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час

Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. Вначале суперпушка получила название «Густав», но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол».

Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).

Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование «Доры» доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. Для дезинформации составы с оборудованием «Доры» сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.
Количество обслуживающего персонала «Доры» 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц».

В первый бой «Доре» предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать.

Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом. «У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.

Позицию для «Доры» выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

«Дору» использовали в бою против знаменитой советской 30-й батареи капитана Г. Александера. Группа штабных офицеров вермахта заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Специальную железнодорожную ветку оборудовали на станции Джанкой, где пути были четырехрельсовыми.

Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.

Эрих фон МАНШТЕЙН: «…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. [204] Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»

Исследователи обходят молчанием вопрос, как же именно «Дора» была вывезена из Крыма. Во всяком случае, понятно, что немцы демонтировали все оборудование, бывшее конечно, секретным, и тщательно убрали все следы.

После взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».

www.webpark.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *