Знаменитое зенитное орудие «Восемь-восемь» » Военное обозрение

История одного из самых известных артиллерийских орудий Второй мировой войны берет начало в 1928 году, когда немецкие конструкторы-оружейники из концерна Круппа, вынужденные из-за наложенных на Германию ограничений Версальского договора работать в Швеции, на заводах местной фирмы «Бофорс» разработали прототип зенитного орудия, которое получило обозначение 8,8 cm FlaK18 (88-мм зенитное орудие образца 1918 года). Последние цифры в названии должны были ввести в заблуждение английских и французских наблюдателей за соблюдением условий Версальского договора, отсылая их к тому, что зенитка была создана еще до окончания Первой мировой войны. С 1932 года орудие начали открыто производить в Германии, тогда же оно начало поступать на вооружение зенитных частей вермахта.

В 1936-1937 годах в Германии была проведена модернизация данного зенитного орудия, следующие заметные изменения были произведены уже во время Второй мировой войны, в 1939-1943 годах. В силу того факта, что зенитные орудия различных модификаций имели высокую степень унификации между собой, в итоге за орудием, получившем в войсках неофициальное прозвище от своего калибра «Acht-acht» (Восемь-восемь) — закрепилось название 8,8 cm FlaK 18/36/37/41. Всего за все время производства, которое было прекращено в марте 1945 года, было изготовлено более 21 тысячи орудий всех версий. Данная зенитка справедливо считается одним из лучших орудий Второй мировой войны, также она послужила основой для создания танкового орудия для тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр». Данные орудия широко использовались не только как зенитные, но и как противотанковые и даже полевые орудия. Часто именно немецкую «восемь-восемь» называют самым известным орудием Второй мировой войны.


Уже во время войны немцы окончательно поняли, что «Восемь-восемь» эффективна и в борьбе с бронетехникой противника. Орудие прекрасно зарекомендовало себя на советско-германском фронте и в Северной Африке. На этих театрах боевых действий ситуация для немцев была схожей — они столкнулись с подавляющим превосходством советских и английских войск в количестве танков, которые очень часто были очень хорошо бронированы. Это превосходство союзников было помножено на недостаточную бронепробиваемость основного немецкого противотанкового средства — орудия 3,7 cm PaK 35/36. В то же время недостатки у «Восемь-восемь» также имелись: высокая стоимость производства, большая масса и высокий силуэт. Все эти недостатки компенсировались преимуществами орудия. В итоге, во многих критичных для немцев ситуациях лишь массовое применение 88-мм зениток помогало выправить положение и быстро принесло этой зенитной пушке славу одной из самых опасных артиллерийских систем на поле боя.

Полуавтоматические зенитные орудия крупного калибра (75-105 мм) были разработаны в Германии еще в годы Первой мировой войны. Но положения Версальского договора запретили немцам обладать зенитной артиллерией, и все орудия рейхсвера были уничтожены. Вновь их разработкой немцы занялись тайно уже во второй половине 1920-х годов, работы велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других государствах. При этом все новые зенитные пушки и полевые орудия, которые в те годы проектировались в Германии, получали в обозначении число 18 (то есть образца 1918 года). В случае запросов правительств Франции или Великобритании немцы могли всегда ответить, что это не новые орудия, а старые разработки, которые были созданы еще во время войны. Также в целях конспирации вплоть до 1935 года зенитные части именовались «подвижными батальонами» (Fahrabteilung).

К 1928 году конструкторы подготовили несколько зенитных орудий калибра 75-мм со стволом длиной 52-55 калибров и 88-мм со стволом длиной 56 калибров. В 1930 году, предвидя развитие высотной бомбардировочной авиации, немецкие конструкторы и генералы решили увеличить калибр предложенной им 75-мм зенитной пушки m/29, которая являлась совместной разработкой компаний «Бофорс» и «Крупп». В то же время 105-мм унитарный выстрел был достаточно тяжелым для полевых условий, заряжающий не смог бы обеспечить высокий темп стрельбы. По этой причине выбор был остановлен на промежуточном калибре — 88 мм. С 1932 года завод Круппа в Эссене приступил к массовому выпуску 88-мм зенитных орудий, получивших название 8,8 cm Flak 18.

Ствол данного орудия состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Достаточно высокую скорострельность, которая доходила до 15-20 выстрелов в минуту, обеспечивал полуавтоматический затвор горизонтально-клинового типа. Он обеспечивал экстракцию стреляной гильзы и взведение боевой пружины за счет энергии отдачи. Для возвращения орудия зенитки в его исходное положение применялся пневматический накатник, расположенный над стволом. Под стволом орудия в двух специальных цилиндрах были смонтирован пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа, который облегчал вертикальное наведение орудия на цель.

Противооткатные устройства зенитной пушки состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа, а также гидропневматического накатника. Длина отката орудия был переменной. Основание лафета орудия представляло собой крестовину, у которой основная продольная балка выполняла роль повозки, а боковые станины при переводе зенитки в походное положение поднимались вверх. К основанию лафета зенитной пушки крепилась тумба, на которой монтировался вертлюг (верхний станок). Поворотное и подъемное устройства имели по две скорости наведения. Зенитное орудие перевозилась при помощи двух ходов (одноосных подкатных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе зенитки из походного в боевое положение отсоединялись. Ходы были невзаимозаменяемые: передний — с односкатными колесами, задний — с двухскатными.

Уже в 1936 году на вооружение начала поступать новая, модернизированная «Восемь-восемь», получившая индекс Flak 36. Главным образом, произведенные изменения затронули конструкцию ствола орудия, который получил отъемную переднюю часть, что облегчало процесс его производства. При этом баллистика и внутреннее устройство остались тем же, что были и у Flak 18. Также в рамках модернизации все детали из латуни были заменены на стальные, что позволило снизить стоимость орудия. Модернизировали и лафет — передняя и задняя станины стали взаимозаменяемыми. Для буксировки стали использовать новые ходы Sd.Anh.202 с двухскатными колесами, которые были теперь одинаковыми. Были внесены и другие мелкие изменения, но конструктивно оба орудия были идентичны.

Спустя год была разработана новая модификация — Flak 37. Данная зенитная пушка отличалась улучшенной системой индикации направления стрельбы, которая была связана кабелем с прибором управления огнем. При этом зенитки FlaK /36/37 использовали тележки Sonderanhänger 202, обладавшие большей грузоподъемностью и более высокой скоростью транспортировки. Но основным их преимуществом была возможность вести огонь по наземным целям «с колес», то есть прямо с тележек. Огонь из походного положения велся следующим образом: на землю опускались лишь боковые упоры крестообразной подставки орудия, зенитка выравнивалась и стабилизировалась при помощи стальных свай, которые расчет забивал в землю сквозь отверстия в упорах. Помимо этого, на колясках затягивались и блокировались тормоза. Вторым важным усовершенствованием Flak 37 было производство ствола из нескольких элементов, что позволяли менять изношенные фрагменты ствола непосредственно в полевых условиях. В то же время самый главный недостаток орудия на поле боя — его высокий силуэт, который был сравним по размерам с танком, устранить так и не удалось.

В 1940 году обе модификации, как и более ранняя Flak 18, были оснащены бронещитком, который призван был защитить расчет от пуль и осколков снарядов. В качестве буксировки орудия, которое в походном положении весило 7400 кг, использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 производства фирмы «Краус-Маффей». Его пришлось использовать из-за существенного веса зенитного орудия, он оставался стандартным тягачом для данной пушки на протяжении всей войны.

Боевое крещение «Восемь-восемь» получила уже в 1936 году во время гражданской войны в Испании, куда она попала в составе немецкого легиона «Кондор». Уже тогда FlaK 18 продемонстрировала свою поразительную эффективность в борьбе с легкобронированными танками тех лет. Тогда же бронебойные снаряды стали стандартным боеприпасом для всех немецких зенитных батарей. Именно 88-мм зенитная пушка стала самым грозным оружием для советских танков Т-34 и КВ и английских и американских машин в Северной Африке на начальном этапе Второй мировой войны. Ключом к успеху была не только немецкая тактика использования данных орудий, но и высокая скорость полета ее снарядов — 790 м/с для осколочно-фугасного выстрела.


На начальном этапе Второй мировой войны это орудие могло поразить большинство танков союзников, стреляя по ним осколочно-фугасными снарядами, а использование бронебойных боеприпасов делало это орудие просто смертоносным для танков. К примеру, бронебойный снаряд Pzgr 39 на дальности 100 метров пробивал броню 128 мм, а на расстоянии 1,5 километра — 97 мм. Важным преимуществом данных орудий было наличие механизма автоматического выбрасывания гильз, который позволял подготовленному расчету поддерживать темп стрельбы до 20 выстрелов в минуту. Однако, чтобы раз в каждые 3 секунды заряжать зенитку 15-килограммовым снарядом, на каждую «Восемь-восемь» было необходимо по 11 человек, из которых 4 или 5 занимались исключительно подачей снарядов.

В 1939 году компания «Рейнметалл-Борзиг» получила контракт на разработку новой зенитной пушки, которая отличалась бы лучшими баллистическими характеристиками. Первоначально новое орудие назвали Gerät 37 (устройство 37), однако в 1941 году название поменяли на 8,8 cm FlaK 41, тогда же был готов первый опытный образец орудия. Первые серийные пушки (44 штуки) были в августе 1942 года направлены в Африканский Корпус, причем половина из них была потоплена союзниками в Средиземном море вместе с перевозившими их транспортами. А проведенные испытания оставшихся образцов позволили выявить ряд сложных конструктивных недостатков зенитки. Только с 1943 года эти орудия начали поступать на вооружение ПВО рейха.

Орудие 8,8 cm FlaK41 отличалось выросшей скорострельностью — 22-25 выстрелов в минуту, а начальная скорость осколочного снаряда достигла 1000 м/с. Зенитное орудие имело лафет шарнирного типа с четырьмя расположенными крестообразно станинами. Конструкция лафета орудия обеспечивала возможность ведения огня при угле подъема до 90 градусов. В горизонтальной плоскости можно было вести круговой обстрел. Для защиты расчета орудия от пуль и осколков имелся бронированный щит. Зенитка получила новый ствол длиной 74 калибра. Первоначально он состоял из кожуха, трубы и казенника. Автоматический затвор орудия был оснащен гидропневматическим досылателем, который позволил облегчить работу расчета и повысить скорострельность. Для зениток Flak 41 был создан новый снаряд, пороховой заряд в нем был увеличен до 5,5 кг (для Flak 18 — 2,9 кг). Для этого у гильзы пришлось наращивать длину (с 570-мм до 855 мм) и диаметр (с 112,2 до 123,2 мм по фланцу).

Всего было разработано пять основных видов снарядов — два осколочно-фугасных с разными типами взрывателей и три бронебойных. Досягаемость нового орудия по высоте: баллистический потолок составлял 15000 метров, высота действительного огня — 10500 метров. Бронебойный снаряд массой 10 кг при начальной скорости 980 м/с на расстоянии 100 метров пробивал броню толщиной до 194 мм, на расстоянии одного километра — 159 мм. Подкалиберный снаряд меньшей массы (7,5 кг) с начальной скоростью полета 1125 м/с на расстоянии в 100 метров пробивал броню толщиной 237 мм, с расстояния 1000 метров — 192 мм.

8,8 cm FlaK 41

В отличие от зенитных орудий 8,8 cm FlaK18/36/37 механическая тяга c использованием двух одноосных тележек не обеспечивала орудию должной маневренности при транспортировке, по этой причине велись работы по монтажу данной пушки на шасси среднего танка «Пантера», однако такая самоходная зенитная пушка так и не была разработана. Орудие 8,8 cm FlaK 41 выпускалось очень небольшими партиями до 1945 года, всего было выпущено 556 таких пушек. Для более успешной борьбы с танками установочная конструкция ствола по сравнению с FlaK18/36/37 была повернута практически на 90 градусов, что позволило снизить силуэт орудия и заметность на поле боя. Лучшей борьбе с танками способствовала и большая длина ствола орудия, которая обеспечивала высокую скорость полета бронебойного снаряда.

К моменту начала Второй мировой войны, к 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18/36/37, которые состояли на вооружении как армейской ПВО, так и сил ПВО рейха. Причем именно в составе армейской ПВО они отличились в наибольшей степени. Уже в ходе военной кампании во Франции выяснилось, что немецкие 37-мм противотанковые орудия абсолютно беспомощны против брони большей части французских танков. Однако с ними легко разделывались оставшиеся «безработными» (господство в воздухе захватило Люфтваффе) 88-мм зенитные пушки. Еще большее противотанковое значение «Восемь-восемь» приобрели во время боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но с одной стороны немецкие зенитки не имели совсем уж выдающихся боевых качеств. К примеру, советская 85-мм зенитная пушка 52К практически ничем не уступала своему немецкому аналогу, в том числе по бронепробиваемости, однако такой знаменитой так и не стала. В чем же было дело, почему немецкая «Восемь-восемь» заслужила такую славу не только в вермахте, но и в армиях стран участников антигитлеровской коалиции? Причина популярности данного орудия кроется в неординарной тактике ее применения.

В то время, как англичане во время боевых действий в Северной Африке сами ограничили роль своих мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий исключительно борьбой с авиацией, немцы успешно применяли свои 88-мм зенитные орудия для борьбы и с самолетами, и с танками противника. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе Роммеля насчитывалось всего 35 орудий калибра 88-мм, однако, двигаясь вместе с танками, данные орудия наносили просто огромные потери английским «Валентайнам» и «Матильдам». На Восточном фронте 88-мм зенитные орудия также располагались в боевых порядках танковых частей. Когда немецкие танкисты наталкивались на новые советские танки KB и Т-34, очень часто в дело вступали зенитки. Такая тактика использовалась немцами вплоть до завершения Второй мировой войны.

Стоит отметить, что до непосредственного использования зенитных пушек для борьбы с танками английские генералы относились к этому с большим скепсисом. Не смогли они предугадать и следующий шаг Роммеля, который начал использовать «Восемь-восемь» и в наступлении. Перед проведением атаки немцы скрытно выдвигали эти орудия на передний край обороны и во время танковой атаки поддерживали свои машины огнем. При этом английские танки уничтожались с расстояния, которое было для них недосягаемым, а видя перед собой наступающие немецкие танки, они иногда считали, что их машины подбиваются именно ими. Англичанам казалось, что их танки сильно уступают немецким, они теряли веру в силу собственного оружия. Так что эффект от использования немцами 88-мм зениток был еще и психологическим. Немаловажным был и тот факт, что все батареи 88-мм зенитных пушек являлись моторизованными, то есть они могли быстро развернуться на новых позициях. К тому же способность вести огонь непосредственно с тележек, повышала мобильность данных орудий.

Естественно, по мере насыщения частей вермахта новыми противотанковыми орудиями значение 88-мм зенитных пушек как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Несмотря на это, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частей гитлеровской армии были оснащены именно такими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках все еще насчитывалось 10930 орудий Flak18/36/37, которые широко применялись на всех фронтах войны, а также в системе ПВО рейха. Широко использовалась 88-мм пушка и в береговой артиллерии.

Источники информации:
http://pvo.guns.ru/other/germany/flak88
http://toparmy.ru/armii-istorii/nemeckaya-armiya/vermaxt/88-mm-nemeckaya-zenitnaya-pushka-uzhasnaya-vosemdesyat-vosmaya-foto.html
http://warspot.ru/3531-vosem-vosem-panatseya-vermahta
http://zonwar.ru/artileru/tj_zenit_art/Flak41_88mm.html
Материалы из открытых источников.

topwar.ru

Немецкие 88-мм самоходные зенитные установки » Военное обозрение

В немецкой армии периода Второй мировой войны обеспечению танковых и мотопехотных (панцергренадирских) частей противовоздушными, а также противотанковыми средствами обороны отводилось очень большое значение. И если в районах сосредоточения войск буксируемые зенитные орудия достаточно надежно прикрывали наземные части от авиации противника, то на марше проблема очень сильно осложнялась. Армии нужны были мобильные зенитные средства, у которых время реакции на воздушную угрозу (перевод из походного в боевое положение) было бы минимальным. Выход из ситуации немецкие конструкторы нашли в скрещивании шасси полугусеничных артиллерийских тягачей и танков с зенитными орудиями различного калибра.

Конечно же, немецкие конструкторы не могли оставить без внимания одно из самых известных орудий Второй мировой войны, знаменитую «восемь-восемь». Успех боевого применения зенитных орудий 8,8 cm FlaK 18/36/37 на всех театрах боевых действий был очевиден с самого начала. Орудие отлично зарекомендовало себя еще во время гражданской войны в Испании, а летом 1940 года 88-мм пушки буквально перещелкали хорошо бронированные французские танки. Нередко они становились жертвами именно этих зениток. Позднее они отлично зарекомендовали себя на Восточном фронте против советских танков Т-34 и КВ и в Африке, где «Лис пустыни» Роммель успешно гонял англичан, эффективно используя имеющиеся 88-мм зенитки против хорошо бронированных пехотных танков Matilda II.


Обладая отличными баллистическими характеристиками, орудие «восемь-восемь» полностью зависело от тягача и в случае его поломки или уничтожения при контрнаступлении противника отбуксировать орудие силами его расчета просто не представлялось возможным. Поэтому немецкие офицеры хотели добиться большей мобильности этой артиллерийской установки. Еще до польской кампании в Германии появились идеи установки 8,8 cm FlaK 18 на шасси полугусеничных бронетранспортеров или танков. Воплотить желания военных в жизнь оказалось непростой задачей, так как неприспособленное для этих целей зенитное орудие обладало большой массой и сильной отдачей.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw

Выход из сложного положения удалось найти, использовав в качестве шасси для установки зенитки 18-тонный тяжелый артиллерийский тягач s.Zgkw.18t. Ходовая часть данного тягача была полугусеничной: передние колеса машины были направляющими, а гусеничное шасси (по 6 опорных катков на борт, размещенных в шахматном порядке) обладало торсионной подвеской. Каждая гусеница состояла из 47 звеньев, а длина контактной поверхности гусеницы с поверхностью равнялась 286 см. Полная масса боевой машины при установке зенитного орудия достигла 25 тонн. С установленным на тягаче 12-цилиндровым двигателем мощностью 230 л.с. скорость передвижения установки по шоссе составляла 35 км/ч (50 км/ч наибольшая), по пересеченной местности — 20 км/ч. Запаса топлива в размере 290 литров хватало на 250 км движения по дороге или на 100 км при движении по проселку.

Силовая установка и кабина тягача получили бронезащиту, а грузовой отсек получил откидные борта. Максимальная толщина бронелистов составляла 14,5 мм. Интересной особенностью машины было то, что вместо обычных решеток или жалюзи радиатор защищал уголок из бронелиста, который давал свободный доступ воздуху снизу и сверху. Рекордной была численность экипажа машины, который включал в себя 11 человек: механика-водителя, командира и 9 артиллеристов расчета.

Зенитное орудие 8.8 cm Flak 37 было установлено в кузове и оснащено бронещитом. При стрельбе по воздушным целям скорострельность орудия достигала 15-20 выстрелов в минуту. Максимальная досягаемость по высоте для зенитной гранаты составлял 10 600 метров, а эффективная досягаемость — 6000 метров. Отличительной особенностью орудия была высокая скорость полета снаряда — около 800 м/с. Для стрельбы использовались три основных типа боеприпасов: осколочная граната с винтовым дном 8,8cm Spz.Gr L/4,5 (могла оснащаться дистанционными взрывателями трех типов, сфера поражения — цилиндр 60х12 метров), цельнокорпусная осколочная граната (также три типа взрывателей) и бронебойный снаряд 8,8cm Pz.Gr. При всех своих преимуществах данная зенитка имела и недостатки. Максимальной скорострельности можно было добиться только в благоприятных условиях, а принимая в расчет лишь ручное наведение на цель и слабое бронирование, в открытом бою с противником у этой самоходки было не так много шансов уцелеть.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw

Работы по этой зенитной самоходной установке, которая получила официальное обозначение 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, начались еще в 1941 году, однако лишь 31 октября 1942 года первый прототип ЗСУ был предъявлен для проведения испытаний заказчику. Самоходная установка прошла испытания с переменным успехом, после чего Люфтваффе и Вермахт разместили заказ на производство 112 экземпляров. Но в ходе серийного выпуска с июля по сентябрь 1943 года удалось собрать всего 12 таких машин (по другим данным их было 14, однако в этом случае, скорее всего, были учтены и собранные ранее опытные образцы). Все собранные немцами самоходные зенитные установки были переданы в состав 1-й и 2-й батарей 304-го батальона тяжелой зенитной артиллерии. В сентябре 1943 года эта часть была подчинена 26-й танковой дивизии, которая вела боевые действия против союзников в Италии.

Не стоит путать ЗСУ 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw с другой боевой машиной, также построенной на базе полугусеничного тягача. Речь идет о 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8). Данная модель изначально строилась, как САУ, основной задачей которой должна была стать борьба с долговременными укреплениями противника и его бронетехникой. В качестве базы для этой самоходной установки использовался 12-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.8, который выпускался компанией Daimler-Benz с 1937 года. Данные тягачи имели фирменное обозначение DB s8, DB9 и DB10, в зависимости от года выпуска и уровня доработок конструкции.

Удачной эту боевую машину назвать было трудно. Ее бронирование было слишком слабым, а схема непрактичной. К тому же полная высота данной самоходки вместе с бронещитком орудия достигала 3225 мм, что делало такой важный параметр, как малозаметность, к ней полностью неприменимым. Несмотря на набор этих недостатков, 88-мм самоходная установка была принята на вооружение Вермахта в качестве временной меры. По различным данным компания Krupp в 1939-1940 годах выпустила 10 или 12 таких САУ на базе шасси тягачей DBs8 и DB9, хотя в некоторых источниках встречается цифра в 25 самоходок. Изначально все САУ были переданы в состав 8-го отдельного тяжелого дивизиона.

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

Весной 1940 года этот дивизион был придан 2-й танковой дивизии, которая входила в состав 19-го корпуса. Командовал этим корпусом генерал Гейнц Гударин. Самоходка очень хорошо показала себя во Франции. Первый же опыт ее боевого применения оказался удачным. Днем 13 мая 1940 года данные САУ использовались для борьбы с долговременными огневыми точками противника на реке Маас. 88-мм зенитные орудия успешно справились с поставленной перед ними задачей, несколько снарядов расчеты всадили прямо в амбразуры огневых точек, заставив французских солдат на этом участке капитулировать. Самоходки прошли всю кампанию, с успехом применяясь и для борьбы с французскими танками. В дальнейшем они приняли участие во вторжении в Советский Союз. Последние из САУ данного типа были потеряны немцами в СССР лишь в марте 1943 года.

Pz.Sf.IVc


Все попытки установки отличного 88-мм зенитного орудия FlaK 18/36/37 на шасси полугусеничных тягачей были своего рода полумерой, неким эрзацем настоящей боевой машины. И хотя такое решение повышало мобильность замечательного универсального орудия, шасси тягачей просто не были рассчитаны на его массу. Это была достаточно тяжелая артсистема весом более 5 тонн. Понимая это, немецкие конструкторы старались создать специализированное гусеничное шасси, которое подошло бы для установки 88-мм зенитной пушки.

В 1942 году инженеры компании Krupp приступили к проектированию новой ходовой части для САУ, которая по схеме должна была быть близкой к ходовой среднего танка Pz.Kpfw.V. Применительно к одному борту она состояла из 8 опорных катков, которые были расположены в шахматном порядке, заднего направляющего и переднего ведущего колеса. Гусеничная цепь собиралась из стальных траков, обладавших шириной 520 мм. Корпус данной универсальной САУ, которая могла использоваться и в зенитных, и в противотанковых целях был очень близок по компоновке и конструкции к среднему танку Pz.Kpfw.IV. В передней его части располагалась трансмиссия, в средней части находилось боевое отделение, а в корме — моторный отсек. На крыше боевого отделения монтировалось модифицированное зенитное орудие Flak 18/36 с длиной ствола 56 калибров. Данное орудие было защищено с помощью лобового бронещита и двух бортовых и кормового бронещитов. Особенностью данной боевой машины было то, что в боевом положении боковые и кормовой бронещиты откидывались, образуя ровную площадку для работы расчета. Помимо этого раскладывание бронерубки позволяло орудию совершать полный оборот вокруг своей оси, что было очень важно, особенно при использовании Pz.Kpfw.IV в качестве самоходной зенитной установки.

Pz.Sf.IVc

Созданное конструкторами компании Krupp шасси получило обозначение Pz.Sf.IVc, а самоходное орудие получило официальное название Versuchsflakwagen 8.8cm FlaK auf Sonderfahrgestell. Опытный образец этой универсальной САУ поступил на испытания в конце 1942 года, где продемонстрировал достаточно хорошие результаты. Несмотря на это, заказа на серийный выпуск этой боевой машины так и не последовало. Причиной стало изменение технического задания, со временем зенитное орудие Flak 18/36 перестало обладать необходимой противотанковой эффективностью. По некоторым данным прототип данной САУ даже успел повоевать в Италии, будучи приписанным к 26-й танковой дивизии. Работы по доводке опытного образца данной боевой машины не прекращались в Германии вплоть до января 1945 года. В рамках модернизации на прототип устанавливалась и новая зенитная пушка Flak 41 того же калибра, обладающая большим калибром и лучшей баллистикой.

Во время опытных работ по проекту самоходке старались вернуть исключительно зенитную роль, оснащая её скорострельным 37-мм зенитным орудием. Помимо этого, шасси Pz.Sf.IVc было предложено использовать и в качестве транспорта вооружения. По проекту на нем планировалось разместить 105-мм гаубицу leFh53, которая при стрельбе опускалась бы на землю вместе с башней. Помимо этого, были созданы проекты ПТ-САУ (Panzerjaeger IV mit 8.8cm Pak 43) и ЗСУ на модернизированной версии шасси Gerät 042, которые планировалось оснастить 88-мм пушкой FlaK 43. Однако на практике все предложенные варианты боевых машин были отвергнуты техническим комитетом.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

Pz.Sf.IVc

Pz.Sf.IVc

Pz.Sf.IVc с орудием Flak 41

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/8.8mm_flak37.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/sd.kfz.8_flak.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/flakpanzer_pz.sf.4c.htm
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_11_12/p8.php
http://www.vn-parabellum.com/ger/88-flak-37-sp-art.html

topwar.ru

Немецкие 88-мм самоходные зенитные установки

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw

Выход из сложного положения удалось найти, использовав в качестве шасси для установки зенитки 18-тонный тяжелый артиллерийский тягач s.Zgkw.18t. Ходовая часть данного тягача была полугусеничной: передние колеса машины были направляющими, а гусеничное шасси (по 6 опорных катков на борт, размещенных в шахматном порядке) обладало торсионной подвеской. Каждая гусеница состояла из 47 звеньев, а длина контактной поверхности гусеницы с поверхностью равнялась 286 см. Полная масса боевой машины при установке зенитного орудия достигла 25 тонн. С установленным на тягаче 12-цилиндровым двигателем мощностью 230 л.с. скорость передвижения установки по шоссе составляла 35 км/ч (50 км/ч наибольшая), по пересеченной местности — 20 км/ч. Запаса топлива в размере 290 литров хватало на 250 км движения по дороге или на 100 км при движении по проселку.

Силовая установка и кабина тягача получили бронезащиту, а грузовой отсек получил откидные борта. Максимальная толщина бронелистов составляла 14,5 мм. Интересной особенностью машины было то, что вместо обычных решеток или жалюзи радиатор защищал уголок из бронелиста, который давал свободный доступ воздуху снизу и сверху. Рекордной была численность экипажа машины, который включал в себя 11 человек: механика-водителя, командира и 9 артиллеристов расчета.

Зенитное орудие 8.8 cm Flak 37 было установлено в кузове и оснащено бронещитом. При стрельбе по воздушным целям скорострельность орудия достигала 15-20 выстрелов в минуту. Максимальная досягаемость по высоте для зенитной гранаты составлял 10 600 метров, а эффективная досягаемость — 6000 метров. Отличительной особенностью орудия была высокая скорость полета снаряда — около 800 м/с. Для стрельбы использовались три основных типа боеприпасов: осколочная граната с винтовым дном 8,8cm Spz.Gr L/4,5 (могла оснащаться дистанционными взрывателями трех типов, сфера поражения — цилиндр 60х12 метров), цельнокорпусная осколочная граната (также три типа взрывателей) и бронебойный снаряд 8,8cm Pz.Gr. При всех своих преимуществах данная зенитка имела и недостатки. Максимальной скорострельности можно было добиться только в благоприятных условиях, а принимая в расчет лишь ручное наведение на цель и слабое бронирование, в открытом бою с противником у этой самоходки было не так много шансов уцелеть.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw

Работы по этой зенитной самоходной установке, которая получила официальное обозначение 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, начались еще в 1941 году, однако лишь 31 октября 1942 года первый прототип ЗСУ был предъявлен для проведения испытаний заказчику. Самоходная установка прошла испытания с переменным успехом, после чего Люфтваффе и Вермахт разместили заказ на производство 112 экземпляров. Но в ходе серийного выпуска с июля по сентябрь 1943 года удалось собрать всего 12 таких машин (по другим данным их было 14, однако в этом случае, скорее всего, были учтены и собранные ранее опытные образцы). Все собранные немцами самоходные зенитные установки были переданы в состав 1-й и 2-й батарей 304-го батальона тяжелой зенитной артиллерии. В сентябре 1943 года эта часть была подчинена 26-й танковой дивизии, которая вела боевые действия против союзников в Италии.

Не стоит путать ЗСУ 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw с другой боевой машиной, также построенной на базе полугусеничного тягача. Речь идет о 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8). Данная модель изначально строилась, как САУ, основной задачей которой должна была стать борьба с долговременными укреплениями противника и его бронетехникой. В качестве базы для этой самоходной установки использовался 12-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.8, который выпускался компанией Daimler-Benz с 1937 года. Данные тягачи имели фирменное обозначение DB s8, DB9 и DB10, в зависимости от года выпуска и уровня доработок конструкции.

Удачной эту боевую машину назвать было трудно. Ее бронирование было слишком слабым, а схема непрактичной. К тому же полная высота данной самоходки вместе с бронещитком орудия достигала 3225 мм, что делало такой важный параметр, как малозаметность, к ней полностью неприменимым. Несмотря на набор этих недостатков, 88-мм самоходная установка была принята на вооружение Вермахта в качестве временной меры. По различным данным компания Krupp в 1939-1940 годах выпустила 10 или 12 таких САУ на базе шасси тягачей DBs8 и DB9, хотя в некоторых источниках встречается цифра в 25 самоходок. Изначально все САУ были переданы в состав 8-го отдельного тяжелого дивизиона.

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

Весной 1940 года этот дивизион был придан 2-й танковой дивизии, которая входила в состав 19-го корпуса. Командовал этим корпусом генерал Гейнц Гударин. Самоходка очень хорошо показала себя во Франции. Первый же опыт ее боевого применения оказался удачным. Днем 13 мая 1940 года данные САУ использовались для борьбы с долговременными огневыми точками противника на реке Маас. 88-мм зенитные орудия успешно справились с поставленной перед ними задачей, несколько снарядов расчеты всадили прямо в амбразуры огневых точек, заставив французских солдат на этом участке капитулировать. Самоходки прошли всю кампанию, с успехом применяясь и для борьбы с французскими танками. В дальнейшем они приняли участие во вторжении в Советский Союз. Последние из САУ данного типа были потеряны немцами в СССР лишь в марте 1943 года.

Pz.Sf.IVc

Все попытки установки отличного 88-мм зенитного орудия FlaK 18/36/37 на шасси полугусеничных тягачей были своего рода полумерой, неким эрзацем настоящей боевой машины. И хотя такое решение повышало мобильность замечательного универсального орудия, шасси тягачей просто не были рассчитаны на его массу. Это была достаточно тяжелая артсистема весом более 5 тонн. Понимая это, немецкие конструкторы старались создать специализированное гусеничное шасси, которое подошло бы для установки 88-мм зенитной пушки.

В 1942 году инженеры компании Krupp приступили к проектированию новой ходовой части для САУ, которая по схеме должна была быть близкой к ходовой среднего танка Pz.Kpfw.V. Применительно к одному борту она состояла из 8 опорных катков, которые были расположены в шахматном порядке, заднего направляющего и переднего ведущего колеса. Гусеничная цепь собиралась из стальных траков, обладавших шириной 520 мм. Корпус данной универсальной САУ, которая могла использоваться и в зенитных, и в противотанковых целях был очень близок по компоновке и конструкции к среднему танку Pz.Kpfw.IV. В передней его части располагалась трансмиссия, в средней части находилось боевое отделение, а в корме — моторный отсек. На крыше боевого отделения монтировалось модифицированное зенитное орудие Flak 18/36 с длиной ствола 56 калибров. Данное орудие было защищено с помощью лобового бронещита и двух бортовых и кормового бронещитов. Особенностью данной боевой машины было то, что в боевом положении боковые и кормовой бронещиты откидывались, образуя ровную площадку для работы расчета. Помимо этого раскладывание бронерубки позволяло орудию совершать полный оборот вокруг своей оси, что было очень важно, особенно при использовании Pz.Kpfw.IV в качестве самоходной зенитной установки.

Pz.Sf.IVc

Созданное конструкторами компании Krupp шасси получило обозначение Pz.Sf.IVc, а самоходное орудие получило официальное название Versuchsflakwagen 8.8cm FlaK auf Sonderfahrgestell. Опытный образец этой универсальной САУ поступил на испытания в конце 1942 года, где продемонстрировал достаточно хорошие результаты. Несмотря на это, заказа на серийный выпуск этой боевой машины так и не последовало. Причиной стало изменение технического задания, со временем зенитное орудие Flak 18/36 перестало обладать необходимой противотанковой эффективностью. По некоторым данным прототип данной САУ даже успел повоевать в Италии, будучи приписанным к 26-й танковой дивизии. Работы по доводке опытного образца данной боевой машины не прекращались в Германии вплоть до января 1945 года. В рамках модернизации на прототип устанавливалась и новая зенитная пушка Flak 41 того же калибра, обладающая большим калибром и лучшей баллистикой.

Во время опытных работ по проекту самоходке старались вернуть исключительно зенитную роль, оснащая её скорострельным 37-мм зенитным орудием. Помимо этого, шасси Pz.Sf.IVc было предложено использовать и в качестве транспорта вооружения. По проекту на нем планировалось разместить 105-мм гаубицу leFh53, которая при стрельбе опускалась бы на землю вместе с башней. Помимо этого, были созданы проекты ПТ-САУ (Panzerjaeger IV mit 8.8cm Pak 43) и ЗСУ на модернизированной версии шасси Gerät 042, которые планировалось оснастить 88-мм пушкой FlaK 43. Однако на практике все предложенные варианты боевых машин были отвергнуты техническим комитетом.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

Pz.Sf.IVc

Pz.Sf.IVc

Pz.Sf.IVc с орудием Flak 41

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/8.8mm_flak37.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/sd.kfz.8_flak.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/flakpanzer_pz.sf.4c.htm
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_11_12/p8.php
http://www.vn-parabellum.com/ger/88-flak-37-sp-art.html

ww1939-1946.blogspot.com

128-мм зенитная пушка FlaK-40 обр. 1941 г. (Германия)

«128-мм зенитная пушка FlaK-40 обр. 1941 г. История создания и боевого применения»


128-мм зенитная пушка FlaK-40 обр. 1941 г.

Страна:Германия
Тип:Зенитная пушка
Дата выпуска:1941 г.
Расчет:Нет сведений
Калибр:128-мм
Длинна:7,8 м (ствол 4,78 м, 61 калибр)
Ширина:Нет сведений
Вес:В боевом положении: 17 тонн (26 тонн в походном).
Скорострельность:до 14 выстрелов в минуту
Дистанция стрельбы:12,8 км по высоте, 20,9 км по дальности
Начальная скорость снаряда:880 м/с
Боекомплект:

История создания 128-мм зенитной пушки FlaK-40 обр. 1941 г.

Любопытный факт: противотанковую пушку PaK-40, сравнительно «небольшого» калибра 75-мм Германия начала разрабатывать только в 1938 году, а вот заказ на 128-мм орудие противовоздушной обороны, «Рейнметалл» получил уже в 1936 г. К чему немцам понадобилась такая мощная артсистема? Они правильно поняли тенденцию авиастроения — будущее было за мощными многомоторными бомбардировщиками, а такую махину как B-17 или B-24 из крупнокалиберного пулемета не взять (почему-то та же мысль про танки в голову никому не пришла).

Рисунок 128-мм зенитной пушки FlaK-40 обр. 1941 г.

Итак, заказ на разработку 128-мм зенитной пушки FlaK-40 был выдан в 1936 г. В 1938 году «Рейнметалл» выкатил для испытаний опытный образец под шифром «40», и в декабре того же года получил первый заказ на 100 таких орудий. Правда ждать первую партию в войсках пришлось довольно долго.

Принята на вооружение 128-мм зенитная пушка Flak-40 была только в конце 1941 г. Темпы производства орудий были довольно высокие, и уже в августе 1944 г. только зенитные части люфтваффе имели 242 таких орудия на стационарных позициях, 201 на железнодорожных платформах и 6 на колесных лафетах.

В январе 1945 г. их количество достигло максимального значения — 570 единиц. Размещение относительно большого количества пушек Flak 40 на железнодорожных платформах объясняется стремлением обеспечить мобильность сил ПВО, возможность переброски зенитных батарей на защиту того или иного объекта.

Немецкая 128-мм зенитной пушки FlaK-40 обр. 1941 г.

Первоначально предполагалось, что FlaK-40 будет выпускаться в двух вариантах — стационарной 128-мм установки для защиты важных объектов на территории Германии, и мобильной 128-мм зенитные артустановки для армии. Мобильную установку планировалось перевозить на двух повозках, но позже было решено ограничиться одной четырехосной повозкой «специальный прицеп 220». Однако освоить производство мобильных сверхмощных зениток в полной мере так и не удалось и до конца войны на вооружение успела поступить только одна такая батарея из 6 орудий.

Технически пушка Flak-40 обеспечивала поражение цели по высоте до 14 800 м, однако дистанционный взрыватель позволял вести огонь только до 12 800 м.

Как и знаменитая немецкая 88-мм зенитная пушка FlaK 18/36/37/41, Flak-40 могла стрелять также и бронебойными снарядами образца 1940 г. и 1943 г., пробивавшими на расстоянии 1500 м броню толщиной 127 и 157 мм соответственно.

Однако в основном эти снаряды использовались в истребителях танков «Ягдтигр», вооруженных модифицированными зенитными пушками Flak-40.

Сдвоенная установка 128-мм зенитной пушки FlaK-40 обр. 1941 г. («Zwilling»)

Конструкция 128-мм зенитной пушки FlaK-40 обр. 1941 г.

128-мм зенитная пушка Flak-40 представляет собой электрифицированное орудие с силовыми моторами к установщику взрывателей, досылателю и к каждому механизму наведения. Для обеспечения орудий электроэнергией каждая батарея имела автономный электрогенератор мощностью 48 кВт. Управление огнем осуществлялось с помощью единого прибора управления.

Конструкция лафета и механизмы наведения Flak-40 позволяли придавать стволу максимальный угол возвышения 87°, в горизонтальной плоскости обеспечивался круговой обстрел.

Немецкие башни ПВО в качестве главного вооружения имели именно Flak-40 калибра 128-мм

Стрельба из орудия велась унитарными выстрелами с осколочными снарядами весом 26 кг с начальной скоростью 880 м/сек. Для этого снаряда велась разработка электрического дистанционного взрывателя, особенностью которого является наличие в его корпусе электрического колебательного контура, который при приближении к цели расстраивался, замыкая электрическую цепь и подрывая снаряд.

Зенитное орудие Flak-40 калибра 128-мм изготовленное к бою


Источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет, в том числе книгам: «Бог войны Третьего Рейха», АСТ, Транзиткнига, 2003 (Широкорад А.), «Артиллерия XX века», АСТ, 2001 (Леонидов В.)., «Вермахт», АСТ, 2003 (Шунков В.).

armedman.ru

Flugabwehrkanone «Flak 18/36» — зенитная пушка (Германия)

FlaK — германское сокращение Fl(ug)a(bwehr)-K(anone), обозначающее зенитную (противовоздушную) пушку, что являлось исходным назначением этого орудия. Неофициально немцы называли их «Acht-Acht» (восемь-восемь), сокращая полное название «8,8-cm-Flugabwehrkanone».

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра были созданы в Германии ещё в годы Первой мировой. Но положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия были уничтожены. Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в эти годы в Германии, получали в обозначение число 18, то есть «образца 1918 года». В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданые ещё в 1918 году, во время Первой мировой войны.
Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы «Крупп» начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение «88-мм зенитная пушка обр. 18 — Flak-18», начали поступать в войска.

Пушка имела полуавтоматический затвор, что было само по себе достижением для того времени. Отстреленные гильзы выбрасывались автоматически, так что натренированный расчет мог производить 15-20 выстрелов в минуту. Стрельба велась с тумбового лафета, имевшего четыре станины, расположенные крестообразно. Станины своими домкратами опирались на грунт. В походном положении пушка устанавливалась на Sd.Anh.201, представлявший собой четырехколесную подрессоренную повозку и имевший два колесных хода, середину повозки образовывали основание тумбы лафета и станины.

Боевое крещение 8,8-см пушка Flak-18 получила в Испании в составе легиона «Кондор». По результатам боевого применения часть пушек Flak-18 была снабжена броневым щитом для прикрытия расчета. В 1936 г. была принята на вооружение модернизированная 8,8-см пушка Flak-36. Внутреннее устройство обеих пушек и баллистика были одинаковыми. Для лучшего обслуживания, конструкцию ствола у Flak-36 сделали составной — теперь достаточно было сменить наиболее изношенную (как правило нижнюю) треть, вместо того чтобы менять весь ствол. В качестве повозки был применен спецприцеп Sd.Anh.202. Конструкция лафета была упрощена. В качестве буксировщика зенитки использовали 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 «Клаус-Маффей».

К 1 сентября 1939 г. в составе наземных частей люфтваффе состояло 2459 пушек 8,8 cm Flak-18 и Flak- 36. Сухопутные войска впервые получили 8,8-cм пушки в 1941 г. В августе 1944 г. в вермахте и люфтваффе было 10 930 орудий типа Flak-18, которые применялись на всех фронтах и в ПВО Рейха.
В ходе французской кампании выяснилось что 37-мм противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большинства французских танков. Зато с этой задачей отлично справились оставшиеся «безработными» (в воздухе господствовала немецкая авиация) 88-мм зенитки.

Ещё большее значение этих орудий как противотанковых средств выявилось в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте. В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3.7-дюймовых зениток борьбой с авиацией, немцы использовали свои 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам, для них изготавливались даже два различных по пробиваемости бронебойных снаряда. В ноябре 1941 года во всём Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88-мм (их стоимость тогда составляла 33.600 рейхсмарок), но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери танкам союзников.

Для наглядности исторические цитаты из двух книг, описывающих роль этих пушек в Африканском корпусе.

Митчем Сэмюэль У.(Mitcham Samuel W.) «Величайшая победа Роммеля»

…88-мм орудие посылало свой 21-фунтовый снаряд на дистанцию 2 мили с исключительной точностью. Например, в бою под Сиди-Омаром в ноябре 1941 года британский танковый полк потерял 48 из 52 танков. Все они были уничтожены 88-мм орудиями. Ни один из британских танков даже не сумел подойти достаточно близко, чтобы обстрелять немецкие пушки. Историк 9-го королевского уланского полка пишет:
«Прямое попадание (из 88-мм орудия) напоминало удар огромной кувалды по танку. Снаряд пробивал аккуратное круглое отверстие диаметром около 4 дюймов, в башню врывался вихрь раскаленных докрасна осколков. Такое попадание обычно означало смерть… До самого конца войны 88-мм орудия оставались нашим самым опасным врагом»…

… генерал Неринг отреагировал немедленно. Он крикнул полковнику Алвину Вольцу, командиру 135-го моторизованного зенитного полка: «Зенитки вперед!» 16 смертоносных 88-мм зенитных орудий были быстро выдвинуты вперед, а полк развернулся в линию длиной около 1,5 миль, организовав систему перекрестного огня. Британские танкисты, покончив с гренадерами, атаковали последнюю линию обороны как раз в тот момент, когда Вольц завершил ее подготовку. Очень быстро выяснилось, что «Гранты» не выдерживают попадания 88-мм снарядов, выпущенных с дистанции 1200 ярдов. Вскоре горели уже 24 «Гранта», а уцелевшие поспешили отойти…

Стрельба «с ходу» — станина закреплена «по-походному» — без снятия колес

Александер Бевин (Alexander Bevin) «10 фатальных ошибок Гитлера»:

… У Роммеля было лишь одно «секретное» оружие — 88-миллиметровое зенитное орудие, которое, как он и другие германские генералы узнали во время кампании 1940 года, могло пробить до 83 миллиметров брони на расстоянии 2000 ярдов. Это делало 88-миллиметровые пушки весьма грозным противотанковым орудием…

… Когда 15 июня 1941 года британские «Матильды» двинулись на Халфайю, которую английские солдаты прозвали «ущельем Дьявольского Огня», их командир успел отправить свою последнюю радиограмму: «Они разрывают мои танки на куски». Только одна из тринадцати «Матильд» сумела уцелеть под убийственным огнем четырех 88-миллиметровых немецких орудий. Атака англичан провалилась…

На восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и КВ в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими воисками вплоть до конца войны.
Успешное использование этих орудий в качестве противотанковых привёло к созданию отдельной серии называемой PaK 88 (Panzerabwehr-Kanone — противотанковая пушка), а так же они послужили образцом при создании башенного вооружения для танков «Тигр» и «Тигр II»(«Королевский тигр»).

down-house.ru

Зенитная артиллерия Германии среднего и крупного калибра во Второй мировой войне


В ходе Второй мировой войны зенитная артиллерия среднего и крупного калибра приобрела особое значение для обороны Германии. С 1940 г. английские дальние бомбардировщики, а с 1943 г. американские «летающие крепости» систематически стирали с поверхности земли германские города и заводы. Истребители ПВО и зенитные орудия были единственными средствами защиты военного потенциала и населения страны. Тяжелые бомбардировщики Англии и особенно США совершали налеты на больших высотах (до 10 км). Поэтому наиболее эффективными в борьбе с ними оказались тяжелые зенитные орудия с высокими баллистическими характеристиками.

В ходе 16 массированных налетов на Берлин англичане потеряли 492 бомбардировщика, что составило 5,5% от всех самолето-вылетов. По статистике на один сбитый самолет приходилось два-три поврежденных, многие, из которых в последствии не подлежали восстановлению.

Американские летающие крепости совершали налеты в дневное время и, соответственно, несли более существенные потери, чем англичане. Особенно показательным стал налет летающих крепостей В-17 в 1943 г. на завод шарикоподшипников, когда ПВО Германии было уничтожено около половины участвовавших в налёте бомбардировщиков.

Велика роль зенитной артиллерии и в том, что весьма большой процент (больше, чем признают союзники) бомбардировщиков сбрасывал бомбы куда попало, лишь бы уйти, или вообще не входить в зону зенитного огня.

Работы по созданию зенитных орудий среднего калибра для вооруженных сил Германии начались в середине 20-х. Дабы формально не нарушать условия наложенных на страну ограничений, конструкторы фирмы «Крупп» работали в Швеции, по соглашению с фирмой «Бофорс».

Созданное в 1930 г. зенитное орудие 7,5 cm Flak L/60 с полуавтоматическим затвором и крестообразной платформой, официально на вооружение не принималась, но активно производилась на экспорт. В 1939 г. нереализованные образцы были реквизированы германским ВМФ и использовались в зенитных частях береговой обороны.

Фирмой «Рейнметалл» в конце 20-х была создана 75-мм зенитная 7,5 cm Flak L/59, которая также не устроила немецких военных и была в последствии предложена СССР в рамках военного сотрудничества с Германией.

Оригинальные образцы, изготовленные в Германии, в феврале-апреле 1932 года прошли испытания на Научно-исследовательском зенитном полигоне. В том же году пушка была принята на вооружение в СССР, под названием «76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.».

Пушка обр. 1931 года была вполне современным орудием с хорошими баллистическими характеристиками. Ее лафет с четырьмя откидными станинами обеспечивал круговой обстрел, при весе снаряда 6,5 кг вертикальная дальность стрельбы составляла 9 км.

Спроектированное в Германии 76-мм. зенитное орудие имело повышенный запас прочности. Расчёты показали, что возможно увеличить калибр орудия до 85-мм. Впоследствии на базе зенитной пушки «обр. 1931г.», было создано «85-мм орудие обр. 1938 года».

Среди советского вооружения, попавшего в руки немцев в первые месяцы войны, оказалось большое количество зенитных пушек. Поскольку эти пушки были практически новыми, немцы охотно их использовали сами. Все 76,2 и 85-мм пушки были перекалиброваны в 88-мм, чтобы можно было использовать боеприпасы одного типа. К августу 1944 года немецкая армия располагала 723 пушками Flak МЗ1(r) и 163 пушками Flak М38(r). Число захваченных немцами этих орудий неизвестно, однако можно точно сказать, что немцы располагали значительным количеством этих пушек. Например, корпус зенитной артиллерии «Daennmark» насчитывал 8 батарей по 6-8 таких пушек, еще около двадцати таких же батарей располагалось в Норвегии.

Кроме того, немцы использовали и относительно небольшое число других иностранных зенитных орудий среднего калибра. Наиболее широко применялись итальянские пушки 7,5-см Flak 264(i) и 7,62-см Flak 266 (i), а также чехословацкие пушки 8,35-см Flak 22(t).

В 1928 году конструкторы фирмы Круппа, с использованием элементов 7,5 cm Flak L/60, начали в Швеции проектирование 8,8-см зенитного орудия. Позже разработанная документация была доставлена в Эссен, где изготовили первые опытные образцы орудий. Прототип Flak 18 появился еще в 1931 г., а массовый серийный выпуск 88-мм зениток начался после прихода Гитлера к власти.

88-мм зенитная пушка, известная как Acht Komma Acht, была одной из лучших немецких пушек Второй мировой войны. Орудие имело очень высокие для того времени характеристики. Осколочный снаряд массой 9 кг. имел достигаемость по высоте 10600 м. и дальность по горизонтали 14800 м.

Система, получившая название 8,8-см Flak 18 прошла « боевое крещение» в Испании, после чего на нее стали монтировать щит, для защиты от пуль и осколков.

На основании опыта полученного при эксплуатации в войсках и в ходе боевых действий, пушка была модернизирована. Модернизация коснулась главным образом конструкции ствола, разработанного фирмой «Рейнметалл». Внутреннее устройство обоих стволов и баллистика были одинаковы.
Модернизированная 8,8-см пушка (8,8-см Flak 36) поступила на вооружение в 1936 г. В дальнейшем некоторые изменения были произведены в 1939 г. Новый образец был назван 8,8-см Flak 37.

Большинство узлов пушек обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы, например, можно было часто видеть ствол Flak 18 на лафете Flak 37. Модификации пушки Flak 36 и 37 отличались главным образом конструкцией лафета. Flak 18 перевозилась на более легкой колесной тележке Sonderaenhanger 201, поэтому в походном положении весила почти на 1200 кг легче, чем более поздние модификации, перевозившиеся на Sonderaenhanger 202.

В 1939 г. фирма «Рейнметалл» получила контракт на создание новой пушки с улучшенными баллистическими характеристиками. В 1941г. был изготовлен первый опытный образец. Орудие получило наименование 8,8 см Flak 41. Эта пушка была приспособлена для стрельбы боеприпасами с усиленным метательным зарядом. Новая пушка имела скорострельность 22-25 выстрелов в минуту, а начальная скорость осколочного снаряда достигала 1000 м/с. Пушка имела лафет шарнирного типа с четырьмя расположенными крестообразными станинами. Конструкция лафета обеспечивала ведение огня при угле подъема до 90 градусов. Автоматический затвор был снабжён гидропневматическим досылателем, позволившим повысить скорострельность пушки и облегчить работу расчёта. По высоте пушка имела достягаемость 15000 метров.

Первые серийные образцы (44 штуки) были направлены в Африканский Корпус в августе 1942 г. Испытания в боевых условиях выявили ряд сложных конструктивных недостатков. Пушки Flak 41 выпускались сравнительно небольшой серией. В августе 1944 года в войсках находилось только 157 пушек этого типа, а к январю 1945 года их число увеличилось до 318.

88-мм пушки стали самыми многочисленными тяжелыми зенитками III Рейха. Летом 1944 года немецкая армия располагала более 10000 таких пушек. 88-мм зенитки составляли вооружение зенитных батальонов танковых и гренадерских дивизий, однако еще чаще эти орудия использовались в зенитных частях люфтваффе, входивших в состав системы ПВО Рейха. С успехом 88-мм пушки использовались для борьбы с танками противника, а так же выступали в роли полевой артиллерии. 88-мм зенитка послужила прототипом танковой пушки для «Тигра».

После капитуляции Италии немецкая армия получила большое количество итальянского вооружения.
На протяжение всего 1944 года на службе в немецкой армии находилось не менее 250 90-мм итальянских зенитных пушек, получивших наименование 9 cm Flak 41 (i).

В 1933г. был объявлен конкурс на создание 10,5-см зенитной пушки. Фирмы «Круп» и «Рейнметалл» изготовили по два опытных образца. Сравнительные испытания проводились в 1935 г., а в 1936 г. 10,5-см пушка фирмы «Рейнметалл» была признана лучшей и запущена в серийное производство под наименованием 10,5-см Flak 38. Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор. Полуавтоматика механического типа, взводилась при накате.

В рамках военно-технического сотрудничества четыре 10,5-см пушки Flak 38 были доставлены в СССР и испытаны с 31 июля по 10 октября 1940 г. на научно- исследовательском зенитном полигоне под Евпаторией. Они проходили совместные испытания с отечественными 100-мм зенитными пушками Л-6, 73-К и сухопутным вариантом Б-34. Испытания показали превосходство германского образца по большинству показателей. Была отмечена очень точная работа автоматического установщика взрывателя. Однако в силу каких-то причин было решено запустить в серию 100-мм 73-К. Однако «пушкари» завода им. Калинина так и не сумели этого сделать.

10,5-см пушка Flak 38 первоначально имела электрогидравлические приводы наведения, одинаковые с 8,8-см Flak 18 и 36, но в 1936 г. была введена система UTG 37, использовавшаяся на 8,8-см пушке Flak 37. Одновременно был введен ствол со свободной трубой. Модернизированная таким образом система получила наименование 10,5-см Flak 39.

Зенитная пушка 10,5 cm Flak 38 стала массово поступать на вооружении немецкой армии в конце 1937 года. Flak 39 появилась в частях лишь в начале 1940 года. Оба типа различались главным образом конструкцией лафета.

10,5-см Flak 38 и 39 оставались в производстве всю войну, несмотря на то, что по своим баллистическим характеристикам 8,8-см орудия Flak 41 почти сравнялась с ними.

Пушки в основном использовались в ПВО Рейха, они прикрывали промышленные объекты и базы кригсмарине. В августе 1944 года численность 105-мм зениток достигла максимума. В то время люфтваффе располагали 116 пушками, размещенных на железнодорожных платформах, 877 пушками, установленных неподвижно на бетонных основаниях и 1025 пушками, оснащенных обычными колесными лафетами. Батареи обороны Рейха насчитывали по 6 тяжелых пушек, а не по 4, как это имело место во фронтовых частях. 10,5- см пушки обр. 38 и 39 были первыми немецкими зенитными орудиями, к ПУАЗО которых подключили радиолокаторы FuMG 64 «Mannheim» 41 T.

Работы по созданию 128-мм зенитного орудия на фирме «Рейнметалл» начались в в 1936 г. Первые опытные образцы были представлены для испытаний в 1938 г. В декабре 1938 г. был дан первый заказ на 100 установок. В конце 1941 г. в войска поступили первые батареи с 12,8 см зенитными орудиями.

12,8-см Flak 40 была полностью автоматизированной установкой. Наведение, подача и досылка боеприпаса, а так-же установка взрывателя производились с помощью четырех асинхронных генераторов трехфазного тока напряжением 115 В. Четырехорудийную батарею 12,8- см Flak 40 обслуживал один генератор мощностью 60 кВт.

128-мм пушки 12,8 cm Flak 40 были самыми тяжелыми зенитными пушками, использовавшимися в годы 2-й Мировой войны.
При массе осколочного снаряда 26 кг, имевшего начальную скорость — 880 м/с, достягаемость по высоте составляла более 14000 м.

Зенитные пушки этого типа поступали в части кригсмарине и люфтваффе. В основном они устанавливались на стационарных бетонных позициях, или на железнодорожных платформах. Целеуказание и корректировка зенитного огня производились по данным радиолокационных постов.

Первоначально предполагалось, что мобильные 12,8-см установки будут перевозиться на двух повозках, но позже было решено ограничиться одной четырехосной повозкой. За время войны поступила на вооружение только одна мобильная батарея (шесть орудий).

Первая батарея 128-мм пушек располагалась в районе Берлина. Эти пушки устанавливались на мощных бетонных башнях высотой 40-50 метров. Башни ПВО кроме Берлина, защищали также Вену, Гамбург и другие крупные города. 128-мм пушки устанавливались на верху башен, а ниже, вдоль выступающих террас, располагалась артиллерия меньшего калибра.

В августе 1944 г. на вооружении было: шесть мобильных установок, 242 стационарные установки, 201 железнодорожная установка (на четырех платформах).

Весной 1942 г. на вооружение ПВО Берлина поступили спаренные 128-мм зенитные установки 12,8 cm Flakzwilling 42. При создании 12,8-см двухорудийной стационарной установки было использовано основание от опытной 15-см установки.

В августе 1944 г. на вооружении было 27 установок, а в феврале 1945 г. – 34 установки. В батарее было четыре установки.
Установки входили в состав ПВО крупных городов, в т. ч. Берлина, Гамбурга и Вены.

1.09.1939 г. Германия располагала 2459 – 8,8-см пушками Flak 18 и Flak 36 и 64 – 10,5-см пушками Flak 38. В 1944 г. производство 88-мм, 105-мм и 128-мм орудий достигло своего максимума, было произведено 5933– 8,8-см, 1131– 10,5-см и 664 -12,8-см.

С появлением радиолокационных станций результативность стрельбы, особенно в ночное время значительно возросла.

Зенитными радиолокаторами к 1944 г, были вооружены все тяжелые зенитные батареи ПВО объектов внутри страны. Тяжелые моторизованные зенитные батареи, действовавшие на фронте, радиолокаторами были обеспечены только частично.

Германские зенитные орудия среднего и крупного калибра в ходе войны, кроме своего прямого назначения, показали себя и отличным противотанковым средством. Хотя они стоили существенно дороже противотанковых орудий своего калибра и применялись за неимением лучшего. Так, в 1941 г. единственным орудием, способным пробить броню советских танков КВ, были зенитные орудия калибра 8,8 см и 10,5 см. Разумеется, речь не идет об артиллерии корпусной и РВГК. Однако до сентября 1942 г., когда количество 8,8-см и 10,5-см зенитных установок на фронте было невелико, ими было поражено относительно немного советских танков Т-34 и КВ (3,4% – 8,8-см пушками и 2,9% – 10,5-см пушками). Зато летом 1944 г. на 8,8-см пушки приходилось от 26 до 38% подбитых советских тяжелых и средних танков, а с приходом наших войск в Германию зимой – весной 1945 г. процент подбитых танков поднялся до 51-71% (на разных фронтах). Причем, наибольшее число танков было поражено на дистанции 700 — 800 м. Эти данные приведены для всех 8,8-см пушек, но даже в 1945 г. число 8,8-см зенитных пушек значительно превышало число специальных 8,8-см противотанковых пушек. Таким образом, на последнем этапе войны германская зенитная артиллерия играла существенную роль и в сухопутных сражениях.

После войны до принятия на вооружение 100-мм зенитных пушек КС-19 и 130-мм зенитных пушек КС-30 некоторое количество 8,8-см, 10,5-см и 12,5-см германских пушек состояло на вооружении Советской Армии. По американским источникам, несколько десятков 8,8-см и 10,5-см германских орудий принимали участие в Корейской войне.

По материалам:
http://ursa-tm.ru/forum/index.
http://www.flickr.com/photos/deckarudo
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_08/p3.php
А.Б. Широкогдрад «Бог войны Третьего рейха»

topwar.ru

88-мм зенитная пушка Flak.18/36/37 | Энциклопедия оружия

Описание

После поражения Германии в Первой мировой войне Версальский договор запрещал немцам иметь зенитную артиллерию, а все имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению. Однако уже в 20-х годах немецкие инженеры вновь занялись разработкой подобных пушек. Работы велись тайно в Германии, а также в других европейских странах. В целях секретности новые полевые и зенитные орудия, изготовленные на рубеже 20-х и 30-х годов, получили обозначение «обр. 18», как будто были созданы еще в период прошедшей войны. Таким образом, разработанная в 1931 году фирмой Крупна 88-мм зенитная пушка именовалась «88-мм зенитное орудие обр. 18».

Первые образцы зенитной пушки Flak.18 были построены в Эссене, а боевое крещение новая зенитная система получила в Испании, где она применялась не только против воздушных целей, но и против танков. Поэтому на орудия нередко стали монтировать щитовое прикрытие. Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Полуавтоматический затвор клинового типа обеспечивал скорострельность до 20 выстрелов в минуту. Противооткатные устройства включали в себя гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Основанием лафета служила крестовина, у которой боковые станины при переходе в походное положение поднимались вверх, а продольная балка играла роль повозки. Наводка орудия осуществлялась в вертикальной плоскости на угол от +5° до 85°, в горизонтальной — на 360°. Стрельба велась осколочными снарядами с дистанционным взрывателем, а также бронебойными снарядами.

В 1936 году на вооружение вермахта поступил модернизированный вариант пушки, обозначенной Flak.36. Она отличалась главным образом конструкцией ствола, разработанного фирмой «Рейнметалл», и упрощенным лафетом. Следующая модификация 1937 года, Flak.37, имела усовершенствованную систему управления огнем, но в целом большинство агрегатов и узлов всех вариантов 88-мм орудия были взаимозаменяемыми.

88-мм зенитные пушки состояли на вооружении немецких войск до самого конца войны и использовались на всех фронтах и в системе ПВО рейха. В августе 1944 года Германия располагала 10930 орудиями этого типа.

ТТХ

Тактико-технические данные 88-мм пушка Flak.18/36/37
Калибр, мм: 88
Вес в боевом положении, кг: 5000
Длина ствола, калибров: 56
Начальная скорость снаряда (осколочный), м/с: 820
Начальная скорость снаряда (бронебойный), м/с: 795
Скорострельность, выстр/мин: 15-20
Макс. дальность стрельбы, м: 14860
Дальность стрельбы по вертикали, м: 10600

war-arms.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *