Немецкая 150мм. полевая гаубица sIG.33.




 Гаубица  sIG.33 являлась основным пехотным орудием немецкой армии. Перед началом Второй мировой войны каждый полк пехотной дивизии вермахта имел в своем распоряжении шесть 75-мм пушек LeIG.18 и две 150-мм sIG.33. Ни одна армия мира не располагала в то время пехотными орудиями большого калибра. sIG.33 обеспечивали немецкой пехоте значительное преимущество на поле боя. При стрельбе прямой наводкой снарядами весом 38 кг 150-мм пушки быстро подавляли огневые точки противника, расчищая дорогу наступающим войскам. Однако в оборонительных боях и при отступлении сразу проявился основной недостаток sIG.33 — сложность в транспортировке. Начиная с 1942 года в вермахте все чаще стали использовать самоходный вариант этого орудия.

    sIG.33 выпускалась серийно с 1933 года и имела подрессоренный однобрусный лафет с колесами. Ствол-моноблок располагался в люльке с противооткатными устройствами и оснащался клиновым затвором. Небольшое щитовое прикрытие защищало расчет от пуль и осколков. Ограниченный из-за однобрусного лафета угол горизонтального обстрела орудия составлял всего 11°, зато угол возвышения ствола, достигающий 75°, позволял вести навесной огонь и решать задачи, обычно возлагаемые на минометы. В боекомплект выстрелов раздельного гильзового заряжания входили специальные фугасные, а также дымовые снаряды. В случае необходимости для борьбы с вражеской бронетехникой применялись кумулятивные 150-мм снаряды гаубицы sFH.18, пробивающие броню толщиной до 160 мм. Начальную скорость снарядов можно было регулировать различными типами зарядов.

    sIG.33 транспортировалась конной (шестерка лошадей) или механической тягой. Максимальная скорость ее движения благодаря наличию подрессоривания достигала по хорошей дороге 35 км/ч. Колеса орудия были оборудованы тормозными устройствами с ручным и пневматическим приводами.

                                     300 мм надкалиберная мина гаубицы  sIG.33

Тактико-технические данные 150-мм  sIG.33:
Производитель: Rheinmetall
Разработан: 1927
Всего выпущено, ед.: около 4 600
Калибр, мм: 150
Вес в боевом положении, кг: 1750
Длина, м: 4,42
Ширина, м: 2,06
Длина ствола, калибров: 11,4
Снаряд: 38 кг Infanterie-Granate 38
Угол ГН, град: от -4° до + 75°
Угол поворота, град: 11°
Начальная скорость снаряда (фугасный), м/с: 240
Начальная скорость снаряда (кумулятивный), м/с: 280
Скорострельность, выстр/мин: 2-3
Макс. дальность стрельбы, м: 4650

panzer-travelandhistory.blogspot.com

150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18. Артиллерия Вермахта

150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18

Как уже отмечалось, одна из статей Версальского договора запрещала рейхсверу иметь на вооружении орудия калибром 150 мм и выше. Единственное исключение было сделано для крепости Кёнигсберг, где разрешалось сохранить дюжину 150-мм полевых гаубиц sFH 13 lg (во время Первой мировой войны кайзеровская армии использовала две основные модели 150-мм гаубиц: стандартная sFH 13 и т. н. «длинная» sFH 13 lg, различавшихся длиной ствола — соответственно, 14 и 17 калибров). Подобное положение вещей никоим образом не устраивало германских военных, сумевших припрятать «до лучших времен» сверхнормативное количество таких гаубиц — на 1939 г. вермахт располагал почти семью сотнями sFH 13. А в мае-июне 1940 г. это количество увеличилось за счет трофеев — ведь гаубицы sFH 13 lg находились на вооружении армий Бельгии и Нидерландов, а после оккупации этих стран использовались вермахтом под обозначением sFH 409(b) и sFH 406(h) соответственно.

Польские военнослужащие осматривают трофейную гаубицу le.F.H.18/40, Кольберг (Колобжег), март 1945 г.

А после завершения в феврале 1927 р. работы в Германии Межсоюзнической военной контрольной комиссии, на повестку дня встал вопрос о возобновлении производства тяжелых артсистем. Однако идея возобновить производство гаубиц, применявшихся sFH 13 lg была сходу отвергнута — военным требовалось орудие с гораздо большими дальностью стрельбы и углом горизонтального обстрела. Военные также не допустили конкуренции — по настоянию Отдела вооружений сухопутных войск конструкторские бюро ведущих оружейных концернов «Крупп» и «Рейнметалл» тесно сотрудничали при создании новой полевой гаубицы, получившей в целях «соблюдения приличий» обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 18 (sFH 18), то есть, 150-мм тяжелая полевая гаубица образца 1918 г. При этом специалисты «Крупа» занимались стволом, а «Рейнметалла» — лафетом гаубицы. Работы, включая проектирование орудия, изготовление и испытания опытных образцов, заняли около трех лет.

Тяжелая полевая гаубица sFH 18 имела ствол калибром 149,1 мм и длиной 4400 мм (29,5 калибров). Дульный тормоз отсутствовал. Ствол состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор — клиновой горизонтальный. Нарезка ствола правосторонняя (40 нарезов).

Тормоз отката и накатник гидравлические. Тормоз отката помещен в люльке, накатник — над стволом. Подъемный механизм винтовой. Уравновешивающий механизм пружинного типа, состоит из двух колонок.

Гораздо более длинный по сравнению с sFH 13 ствол новой гаубицы позволял обеспечить начальную скорость снаряда 520 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 13 300 м (для sFH 13 этот показатель не превышал 8800 м).

Лафет с раздвижными коробчатыми станинами унифицирован с лафетом 105-мм пушки К18.Онобеспечивал угол горизонтальной наводки 60° (против 5°для sFH 13). Угол вертикальной наводки составлял от 0° до +45°. В экстренных случаях допускалось ведение огня при сведенных станинах, но максимальный угол возвышения при этом составлял лишь +15°, а горизонтальной наводки — 6°.

Вполне закономерным результатом улучшения огневых характеристик sFH 18 стало значительное возрастание веса по сравнению с предшественницей. Пришлось даже отказаться от щита — предполагалось, что 150-мм гаубицы будут вести огонь прямой наводкой с открытых позиций лишь в исключительных случаях. Но это мало помогло. Вес системы в походном положении превышал 6000 кг — вдвое больше, чем у sFH 13. Поэтому конной тягой sFH 18 могла транспортироваться лишь раздельной возкой. При этом ствол при помощи ручной лебедки снимался с лафета и помещался на двухосную ствольную повозку, соединенную с передком. Она, а также лафет с передком, транспортировались шестиконными упряжками. Приведение орудия в боевое положение из походного и обратно было довольно трудоемким и требовало усилий все 12 человек расчета. Хорошо тренированный расчет проделывал эти операции в течение 5–7 минут. При применении мехтяги орудие буксировалось одним полугусеничным тягачом. Процесс приведения в походное положение значительно упрощался: следовало лишь снять сошники со станин, свести станины, водрузить их на передок и оттянуть ствол в походное положение. Все это занимало три-четыре минуты. Как и в случае с многими другими артсистемами вермахта, варианты sFH 18 для конной и механизированной тяги отличались колесами лафета. В первом случае применялись цельнометаллические колеса диаметром 1300 мм со стальными шинами, во втором — колеса диаметром 1230 мм с резиновыми литыми грузошинами.

Первоначально в состав боекомплекта гаубицы sFH 18 вошли три типа снарядов:

— 15 cm Gr. 19 — стандартный осколочно-фугасный снаряд весом 43,62 кг. Он снабжался ударным и механическим дистанционным взрывателями. При использовании дистанционного взрывателя и подрыве на оптимальной высоте ок. 10 м убойные осколки летели вперед на 26 м и в стороны на 60–65 м, назад осколки не летели. При срабатывании головного взрывателя при попадании в грунт осколки летели на 20 м вперед, 50 м в стороны и 6 м назад. Снаряд пробивал по нормали бетонную стену толщиной до 0,45 м, кирпичную — до 3,05 м, песчаный грунт — до 5,5 м;

— 15 cm Gr. 19 Beton — бетонобойный снаряд весом 37,88 кг;

— 15 cm Gr. 19 Nb — дымовой снаряд весом 38,97 кг. При разрыве образовывалось дымовое облако диаметром до 50 м, сохранявшееся при слабом ветре до 40 с.

Во второй половине 30-х — начале 40-х гг. номенклатура боеприпасов расширилась за счет новых образцов:

— 15 cm Gr. 36 FES — улучшенный осколочно-фугасный снаряд весом 38,5 кг;

— 15 cm Gr. 36 FES-HI/A — кумулятивный снаряд 24,83 кг (первый кумулятивный снаряд, принятый на вооружение вермахта). Бронепробиваемость составляла 150–200 мм при угле встречи 45° от нормали, что позволяло поражать танки любых типов, в т. ч. и тяжелые;

— 15 cm PzGr. 39 TS — бронебойный подкалиберный снаряд весом 15 кг. На дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 126 мм.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое. Для стрельбы применялись восемь зарядов. При этом огонь на зарядах с 1-го по 6-й мог вестись без каких-либо ограничений. Применение 7-го и 8-го зарядов разрешалось лишь в особых ситуациях, а количество выстрелов на этих зарядах ограничивалось не более чем 10-ю подряд — это было вызвано ускоренным износом зарядной каморы.

В гильзе длиной 260 мм и диаметром фланца 176 мм находился пакет и пять разновесных пучков. Кроме того, отдельно перевозились пучки № 7 и № 8 особого заряда. При стрельбе зарядом № 7 из гильзы удаляли находящиеся там пучки и пакет, и на их место вкладывался пучок № 7. Заряд № 8 получали добавлением к пучку № 7 пучка № 8.

Подкалиберным снарядом 15 cm Pzgr. 39 TS огонь велся с применением заряда № 6. При этом дальность прямого выстрела составляла 1500 м.

Таблица стрельб гаубицы sFH 18 снарядом 15 cm Gr. 19

Серийный выпуск гаубиц sFH 18 начался в конце 1933 г. и продолжался до самого конца войны. Осуществляла его фирма «Рейнметалл-Борсиг» на заводе в Дюссельдорфе. Часть стволов поступала с завода концерна «Крупп». Впоследствии сборку гаубиц освоили заводы «Шпрееверк» в Берлине-Шпандау, МАН в Аугсбурге и «Дёррис-Фюлльнер» в Бад Вармбрунне. Уже в ходе Второй мировой войны производство sFH 18 наладили на заводе «Шкода» в Дубнице-над-Вагем (Словакия).

Данные о точном количестве выпущенных в 1933-45 гг. гаубиц в опубликованных источниках отсутствуют. Можно лишь утверждать, что до начала Второй мировой войны вермахт получил около двух тысяч таких артсистем, а темп выпуска достиг 30 единиц в месяц. С началом войны объемы производства возросли, но достичь намеченного объема производства в 300 единиц в месяц так и не удалось.

В 1942 г. в серийное производство внедрили гаубицу sFH 18М, снабженную дульным тормозом. Благодаря нововведению удалось снизить нагрузки, воздействовавшие при выстреле на лафет гаубицы. Одновременно частично реши проблему стрельбы на 7-м и 8-м зарядах, введя в конструкцию зарядной каморы сменные вкладыши — теперь после износа их можно было легко заменить, тогда, как ранее требовалась замена ствола целиком.

Гаубица sFH 18М стала первым германским орудием, в боекомплект которого вошли активно-реактивные снаряды. Такой снаряд, получивший обозначение 15 cm R Gr. весил 45,25 кг, а дальность стрельбы им достигала 19 000 м! Благодаря этому, гаубица обрела возможность поражать цели на дальностях, ранее доступных лишь для 105-мм пушек К 18. Как следствие, было принято решение о прекращении выпуска К 18, хотя сами активно-реактивные снаряды были ещё весьма несовершенными — например, рассеивание снарядов на предельной дальности стрельбы достигало 1250 м.

В 1935 г. по указанию Отдела вооружений сухопутных войск фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» приступили к разработке облегченной 150-мм гаубицы. При этом ставилась задача обеспечить транспортировку орудия конной тягой одной шестиконной упряжкой. Новая гаубица, получившая обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 36 (sFH 36) получила укороченный на 890 мм ствол, а в конструкции лафета широко применили легкие сплавы. Ствол получил дульный тормоз. Вес орудия, благодаря нововведениям, удалось снизить до приемлемой величины 3500 кг, но максимальная дальность стрельбы также несколько снизилась — до 12 500 м. Прототип sFH 36 был готов в 1938 г., а в 1939-м началось мелкосерийное производство. Но уже в 1941 г. выпуск s.F.H. 36 прекратили ввиду дефицита легких сплавов, во все возрастающих количествах поглощаемых авиационной промышленностью.

В 1938 г. «Крупп» и «Рейнметалл» начали разработку ещё одного варианта 150-мм гаубицы, предназначенного на этот раз исключительно для мехтяги. Конструкторам удалось, удлинив ствол на 3 калибра, увеличить дальность стрельбы до 15 675 м. Также существенно — до +70° — увеличили угол возвышения. Опытный образец гаубицы, обозначенной 15 cm schwere Feldhaubitze 40 (sFH 40), был готов в том же 1938 г. Но решение о внедрении в производство было заблокировано Верховным командованием вермахта, требовавшем в первую очередь увеличения выпуска артсистем, уже находящихся в производстве. В конечном итоге, в 1941 г. работы над sFH 40 были прерваны.

Дабы использовать накопленный задел, в 1942 г. небольшое количество стволов sFH 40, изготовленных заводом «Крупп» в Эссене, наложили на лафеты гаубиц sFH 18. В итоге получилась гаубица под обозначением sFH 18/40, впоследствии измененном на sFH 42. Орудие оказалось не слишком удачным: по сравнению с sFH 40 уменьшился угол возвышения, а значит — возможность ведения огня на короткие дистанции; также до 15 100 м уменьшилась максимальная дальность стрельбы. К тому же, стоимость возросла на 50 % по сравнению с sFH 18 — до 60 тыс. рейхсмарок против 40 тыс. Поэтому гаубиц sFH 42 изготовили всего 46 единиц.

Таким образом, все усилия специалистов фирм «Крупп» и «Рейнметалл» по совершенствованию 150-мм гаубиц оказались напрасными. Вплоть до конца войны основным типом подобной артсистемы в вермахте и войсках СС оставались гаубицы sFH 18 и sFH 18М.

Боевое крещение sFH 18 прошли в Испании, куда в составе легиона «Кондор» было отправлено две батареи таких орудий. После подготовки немецкими инструкторами испанских расчетов, sFH 18 с успехом применялись в боях. В годы второй мировой войны sFH 18 поставлялись странам-союзникам Германии — Финляндии (где обозначались m/40) и Италии (Obice da 149/28). В послевоенный период, по крайней мере, до средины 50-х гг. sFH 18 состояли на вооружении в Албании, Болгарии, Югославии, причем в последней для буксировки этих орудий применялись американские гусеничные арттягачи М4. В Чехословакии sFH 18 прошли модернизацию — их приспособили для стрельбы советскими 152-мм снарядами и оборудовали дульными тормозами улучшенной конструкции. Такое орудие обозначалось vz. 18/47N.

Гаубицы sFH 18 применялись вермахтом и войсками СС на всех этапах войны и на всех театрах военных действий. Орудие считалось довольно надежным, а его снаряды обладали большой разрушительной силой. Наличие в боекомплекте кумулятивных и подкалиберных бронебойных снарядов позволяло использовать sFH 18 для борьбы с танками, но в такой ипостаси тяжелая гаубица применялась лишь в исключительных случаях — большие габариты и отсутствие щитового прикрытия делало орудие легкоуязвимым на поле боя. В то же время, после того, как вермахт столкнулся с Красной армией, выявилась недостаточная дальность стрельбы: советская 152-мм пушка-гаубица МЛ-20 стреляла на 17 300 м, а sFH 18 — лишь на 13 325 м. Введение в боекомплект активно-реактивного снаряда позволило лишь частично снять остроту проблемы, поскольку новый боеприпас обладал недостаточной кучностью стрельбы.

В общем, тяжелая полевая гаубица sFH 18 представляла собой типичный образец германской артсистемы, спроектированной в межвоенный период: надежная, прочная конструкция, с не особо выдающимися, но вполне удовлетворительными тактико-техническими характеристиками.

ТТХ 150-мм гаубицмм гаубиц см. приложение

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

150-мм и 170-мм пушки. Артиллерия Вермахта

150-мм и 170-мм пушки

Гораздо большей мощностью по сравнению со 105мм пушками обладали пушки калибра 150 мм. Подобные системы получили относительно незначительное распространение в вермахте, но при этом отличались разнообразием типов.

От кайзеровской армии были «унаследованы» 150-мм пушки К 16. Эта артсистема была разработана фирмой «Крупп» и принята на вооружение в январе 1917 г. Серийное производство продолжалось до 1933 г., но в очень небольших объемах — по состоянию на 1 сентября 1939 г. вермахт располагал лишь 28 пушками К 16. При этом существовало два варианта этого орудия — K 16Kp производства «Крупп» (длина ствола

42,7 калибра) и K 16Rn выпуска концерна «Рейнметалл» (длина ствола 42,9 калибра). В остальном оба варианта были идентичны — их характерными чертами были горизонтальный клиновой затвор, гидравлический тормоз отката, коробчатый однобрусный лафет с дисковыми металлическими колесами. Орудие разрабатывалось с расчетом на раздельную возку конной тягой, но впоследствии стали применять и нераздельную с буксировкой полугусеничным тягачом. Правда, из-за неподрессоренного хода скорость транспортировки не превышала 10 км/ч.

Отсутствие в середине 30-х гг. 150-мм полевой пушки современной конструкции вынудило пойти на беспрецедентный шаг — на вооружение сухопутных войск приняли морскую 150-мм пушку SKC/28 (такие орудия применялись, в частности, на линкорах типов «Бисмарк» и «Шарнхорст», броненосцах типа «Дойчланд» и др.). В сухопутном варианте SKC/28 представляла собой довольно громоздкую конструкцию. Лафет напоминал аналогичный узел зенитных орудий и представлял собой платформу, водруженную на четырехосную повозку. В боевом положении пушка опускалась на опорную плиту, которую уравновешивали восемь крестообразно расположенных станин и сошник, забиваемый в землю. В общем, такая конструкция, приемлемая для береговой обороны, была мало подходящей для артиллерии полевой. Тем не менее, в 1941 г. сухопутные войска располагали пятью моторизованными дивизионами SKC/28 (в каждом — три трехорудийные батареи). В том же году в попытке повысить подвижность восемь стволов SKC/28 установили на лафеты от 210-мм мортир.

Противотанковые орудия Pak18(f)

В 1938 г. на вооружение вермахта приняли новую 150-мм полевую пушку — 15 cm Kanone 18 (К 18). Орудие было разработано концерном «Рейнметалл». Это орудие имело ствол со свободной трубой без дульного тормоза. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката гидравлический, помещенный в люльку. Находящийся над стволом накатник гидропневматический. Имелся гидропневматический уравновешивающий механизм (две цилиндрические стойки). Лафет однобрусный коробчатый. Стрельба велась с колес либо со специальной платформы, состоящей из двух частей — в последнем случае обеспечивался круговой обстрел. Перевозка осуществлялась механической тягой на двух повозках. Имелось два варианта колес — со сплошными резиновыми грузошинами либо пневматические. В первом случае допускалась скорость буксировки 24 км/ч., во втором — до 50 км/ч. т

Объем выпуска 150-мм пушек К 18 был весьма невелик. Так, в 1940 г. изготовили 21 орудие, в 1941-м — 45, в 1942-м — 25 и в 1943-м — десять, после чего их выпуск прекратился.

Ещё одним образцом 150-мм пушки вермахт обязан Турции. Эта страна в 1938 г. заказала партию таких пушек концерну «Крупп». Заказчику до начала Второй мировой войны успели поставить лишь два орудия, заказ на остальные 64 единицы в ноябре 1939 г. был перекуплен вермахтом. Орудие приняли на вооружение как 15 cm Kanone 39 (К 39). Уже к концу года вермахт получил первые 15 пушек, но изготовление остальных затянулось — последняя партия из 13-ти единиц была готова лишь в 1942 г.

В отличие от К 18, «турецкая» пушка имела ствол-моноблок и лафет с раздвижными станинами. Часть орудий К 39, поставленных в береговую артиллерию, комплектовалась разборными опорными рамами, допускающими круговой обстрел. Стрельба с рамы велась при сведенных станинах. Возка системы осуществлялась на двух повозках, буксируемых тягачами Sd.Kfz.9, -лафетной и ствольной. В случае применения опорной рамы для её перевозки добавлялась третья повозка.

Боекомплект К 18 и К 39 состоял из одинаковых снарядов, но заряды были для каждой пушки свои (невзаимозаменямые). Гильзы различались длиной и диаметром: для К 18 — 815,6 мм и 178,2 мм, а для К 39 — соответственно, 525 и 185,2 мм. Использовались следующие типы снарядов:

— 15 cm K.Gr. 18 — стандартный осколочно-фугасный снаряд весом 43 кг. Вес ВВ — 5,58 кг;

— 15 cm K.Gr. 42 — осколочно-фугасный снаряд с железокерамическим пояском. Весовые характеристики идентичны предыдущему образцу;

— 15 cm Sprgr. L/4,6(kz) — укороченный осколочно-фугасный снаряд, имевший, однако, больший вес — 45 кг;

— 15 cm Gr. 19 rot Be. — бетонобойный снаряд весом 43,5 кг. Вес ВВ — 3 кг;

— 15 cm Pz.Sprgr. L/3,8 — бронебойный снаряд весом 45,3 кг;

— 15 cm Hpzgr. — полубронебойный снаряд весом 45 кг.

Гаубица sFH 13

Для К 18 и К 39 имелись по три заряда — большой, малый и средний. Для первой из них вес зарядов с применением дигликолевого/нитроглицеринового пороха составлял 19,3/14,3, 17,6/12,3 и 9/7 кг; для второй соответственно — 18,7/15,15, 16,2/10 и 9,175/6,35 кг.

Баллистические характеристики К 18 и К 39 были одинаковы. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла на малом заряде — 16 760 м, на среднем — 21 650 м и на большом — 24 740 м.

Сворачивание выпуска 150-мм пушек компенсировалось внедрением в производство 170-мм пушек (собственно, это орудие имело калибр 172,5 мм, но в германских документах именовалось «17-сантиметровым»; да и все «15-сантиметровые» артсистемы вермахта на деле имели калибр 149,1 мм). Создано это орудие было совместными усилиями концернов «Крупп» и «Ганомаг» в 1939-40 гг. При этом был использован лафет 210-мм мортиры, поэтому официально пушка обозначалась как 17 cm K Mrs Laf— «17-сантиметровая пушка на мортирном лафете».

Пушка имела ствол со свободной трубой и горизонтальный клиновой затвор. Дульный тормоз отсутствовал. Возка осуществлялась раздельно — двумя тягачами Sd.Kfz.8. Процедура приведения K Mrs Laf в боевое положение была довольно трудоемкой — расчет из 15 чел. проделывал эту операцию в течение примерно получаса.

На небольшие расстояния допускалась перевозка пушки со стволом, наложенным на лафет, но скорость при этом не должна была превышать 4–6 км/ч. Лафет обеспечивал круговой обстрел при перестановке хобота, при неподвижном хоботе угол горизонтального обстрела ограничивался 16°.

Боекомплект K Mrs Laf состоял из снарядов пяти типов:

— 17 cm K.Gr. 38(Hb) — осколочно-фугасный снаряд с баллистическим колпачком. Вес снаряда 62,8 кг, вес ВВ 6,1 кг;

— 17 cm K.Gr. 39 — осколочно-фугасный снаряд весом 68 кг;

— 17 cm Pz.Gr. 43 — бронебойный снаряд;

— 17 cm Ве. Gr 43 — бетонобойный снаряд;

— 17 cm Br.Gr. 43 — зажигательный снаряд.

Зарядов четыре — весом 15,4, 20, 29,5 и 30,25 кг. На четвертом заряде дальность стрельбы снарядом K.Gr. 38(Hb) достигала 31 км.

Серийное производство K Mrs Laf началось в январе 1941 г. В общей сложности было изготовлено 318 таких пушек: 91 единица в 1941 г., 126 — в 1942-м, 78 — в 1943-м, 40 — в 1944 и последние три единицы сдали в 1945 г. Стоимость одной пушки составляла 124 000 рейхсмарок. Организационно пушки K Mrs Laf включались, прежде всего, в смешанные моторизованные дивизионы артиллерии РГК, каждый из которых состоял из трех трехорудийных батарей — двух с 210-мм мортирами и одной со 170-мм пушками. Применялись такие пушки и в береговых батареях Атлантического вала. По состоянию на 1 марта 1945 г. в артиллерийских частях вермахта числилось 88 пушек K Mrs Laf.

Пушка K Mrs Laf была довольно мощным для своего калибра огневым средством, обладающим большой дальностью огня и способным поражать цели, в том числе и защищенные, в глубине обороны противника. Специалисты вермахта считали её лучшей в классе тяжелых пушек.

ТТХ 150-мм и 170-мм полевых пушек см. приложение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

150-мм полевая гаубица Тип 96 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

150-мм полевая гаубица Тип 96
Калибр, мм 149,1
Экземпляры 440
Скорострельность, выстр/мин 3-4
Дульная скорость, м/с 540
Максимальная дальность, м 11 900
Ствол
Масса
Масса в походном положении, кг 4920
Масса в боевом положении, кг 4140[1]
Габариты в походном положении
Длина, мм 6710 (9250 в походном положении)
Углы обстрела
Угол , град от -5 до +65°
Угол , град 30°
 150-мм полевая гаубица Тип 96 на Викискладе

Тип 96 — 150-мм гаубица, эксплуатировавшаяся Императорской армией Японии во время Второй мировой и Японо-китайской войн. Предполагалось к 1937 году вооружить армию новыми гаубицами Тип 96, заменив устаревшие 150-мм гаубицы Тип 4 (англ.)русск., при этом для стрельбы из орудий обеих моделей требовались одинаковые боеприпасы[2]. Так как гаубица была изобретена в 2596 (1936 год) году японского календаря, то она получила название «Тип 96»[3].

ru.wikipedia.org

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 8. Hummel » Военное обозрение

Венцом немецких самоходных гаубиц периода Второй мировой войны была самоходная установка Hummel (с немецкого — «Шмель»). Полное наименование САУ — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 700 самоходок данного типа. Они вооружались достаточно мощной немецкой 150-мм гаубицей 15 cm sFH 18, отличающейся отличной баллистикой, и хорошо зарекомендовали себя на полях сражений.

В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года, после установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf. F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить мощной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались специалисты компании Alkett. В июле разработанный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не менее 200 самоходок данного типа. Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.


Разработанная конструкторами компании Alkett машина Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel предусматривала использование максимально возможного числа уже имеющихся узлов и агрегатов, отбирались лучшие системы серийных немецких танков. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, а вот внутренняя начинка большей частью повторяла другой немецкий средний танк PzKpfw. III Ausf.J.

От танка PzKpfw. IV немецкие конструкторы взяли несколько измененный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw. III машине достались силовая установка — карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, а также механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, а также зимнее оборудование.

Самоходная гаубица Hummel была конструктивно аналогична противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), однако вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение находилось в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления — спереди. Расположенная в центральной и кормовых частях боевой машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, а также погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды и осадков экипаж самоходной гаубицы мог установить над рубкой брезентовый тент.

150-мм гаубица 15 cm sFH 18

Основным вооружением самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Основным достоинством данного орудия была отличная баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа. Данная модель являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня, а также была первым образцом немецкого артиллерийского вооружения, в котором для увеличения дальности стрельбы могли использоваться снаряды с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки — 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.

Для стрельбы из орудия чаще всего использовались осколочно-фугасные снаряды, реже дымовые, также имелись бронебойные и бетонобойные снаряды. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 43,5 кг, максимальная дальность стрельбы — 12 250 метров. В качестве вспомогательного оружия на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет — это мог быть или MG 34, или MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel состоял из 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была сравнительно небольшой.

Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве машин обрезиненных), а также ведущего колеса и ленивца применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

Самоходчики 12-й танковой дивизии вермахта загорают на броне САУ «Хуммель» в Курляндии, фото: waralbum.ru

Ограниченный возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов, стал причиной постройки специальных транспортеров боеприпасов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были построены именно в этом варианте. При этом конструкция транспортеров боеприпасов почти не отличалась от конструкции САУ, сохранялась даже возможность установки на них гаубицы непосредственно в полевых условиях. Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров боеприпасов. То есть на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер боеприпасов, который перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было явно недостаточно, но немецкая промышленность не могла себе позволить больших объемов выпуска подобной вспомогательной техники, не хватало танковых шасси.

Для ведения огня из самоходки использовались те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любой момент открыть огонь, обладала высокой маневренностью и хорошей проходимостью, то есть обладала всеми теми качествами, которые были необходимы для поддержки танков в бою. Самоходная установка Hummel могла уничтожать любые типы целей, в том числе и огнем прямой наводкой, поэтому спрос на нее в войсках, как на дополнительное средство огневой поддержки, был достаточно велик. Однако германская промышленность не могла удовлетворить потребность войск в полном объеме, поэтому часто данные САУ поступили на вооружение только элитных подразделений, к которым относили танковые и панцергренадерские дивизии войск СС.

Артиллерийский полк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались обычными буксируемыми орудиями, третий был самоходным. Обычно он состоял из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук). Каждая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта боеприпасов, построенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без вооружения и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.

Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Хуммель», уничтоженная советскими войсками в немецком городе Бриг, фото: waralbum.ru

Первые самоходные установки Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Они массово использовались немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В дальнейшем они активно воевали на всех фронтах Второй мировой войны вплоть до ее окончания. По данным на 10 апреля 1945 года немецкая армия все еще располагала 168 самоходками данного типа. Хотя основным предназначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, использование их для непосредственной поддержки пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки впервые использовались уже во время сражения на Курской дуге.

В целом данная самоходная гаубица была чрезвычайно мощным и эффективным оружием. Экипажи хвалили машину именно за мощность орудия, а также надежность. При этом отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей машины уже иногда не хватает, но для САУ это было не столь критично. Основным же недостатком являлся небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов.

После завершения Второй мировой войны большая часть сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была отправлена на слом и переплавку. До наших дней сохранилось 5 боевых машин данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной можно встретить в США и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.

Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: общая длина (с орудием) — 8440 мм, ширина — 2950 мм, высота — 2940 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 23,5 т.
Бронирование — от 10 до 30 мм.
Вооружение — 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект — 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка — 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), средняя — 25 км/ч.
Запас топлива — 470 л.
Запас хода — 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 7 человек.

Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/История
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Гаубицы и мортиры | Германия — Всё о Второй мировой

105-мм гаубица leFH-16

Полевая гаубица «10,5-сm Leichte Feldhaubitze 16»  выпускалась фирмой «Krupp»на базе лафета «7,7-сm FK-16» и была принята на вооружение в 1916 г. Служившие в Бельгии пушки, после захвата ее Вермахтом, получили обозначение «10,5-сm leFH 327 (b)». К началу войны Вермахт имел 7 076 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина ствола – 2,3 м; масса орудия — 1,5 т;  масса снаряда – 14,8 кг; скорострельность – 4 — 5 выстрелов в минуту; начальная скорость – 395 м/с; максимальная дальность – 9,2 км.

105-мм гаубица leFH-18

Легкая полевая гаубица «leFH-18» – результат модернизации пушки «leFH-16» фирмой «Rheinmetall». Она была принята на вооружение в 1935 г. Гаубица имела раздельное гильзовое заряжание и шесть разных зарядов, позволяющих контролировать начальную скорость и дальность полета снаряда. Она имела дереянные или штампоанные металлические колеса. Кроме буксируемых, выпускались также и самоходные варианты орудия. Гаубица поставлялась в Болганию (166 шт.), Венгрию, Испанию, Финляндию (105-H-33, 53 шт.), Швецию (Haubits m/39, 18 шт.). Известна модификация гаубицы под обозначением «leFH-18/40», которая выпускалась с 1942 г. Она состояла из лафета орудия «7,5-cm PaK-40» и ствола гаубицы «leFH-18M». Оригинальные колёса от орудия «PaK-40» были слишком маленькими по размеру, и их заменили более крупными стальными колёсами. Также был установлен оригинальный дульный тормоз. Орудие использовалось в Финляндии под обозначением «105 H 33-40». Всего было выпущено 11 848 орудий «leFH-18» и 10 265 орудий «leFH-18/40».

105-мм гаубица leFH-18/40

105-мм гаубица leFH-18M

Легкая гаубица «LeFH-18М» принята на вооружение в 1941 г. на замену «10,5-сm leFH 18», хотя их характеристики и были идентичны. В отличие от предшественницы гаубица имела дульный тормоз и сменный вкладыш ствола. Пушкой был вооружен самоходный артиллерийский автомобиль «SdKfz-124 Wespe».  Орудие использовалась в Финляндии и Югославии. Всего было выпущено не менее 7 тысяч орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; масса – 1,9 т; длина ствола – 3.3 м; масса снаряда  —  14,8 — 15,7 кг; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; начальная скорость – 540 м/с;  дальность стрельбы – 12 км.

120-мм гаубица leFH 08

Орудие производилось фирмой «Rheinmetall» с 1908 г. Всего было построено 8 орудий. Пушка использовалась в Норвегии под обозначением «120 Н/13», а также по лицензии выпускалась в Бельгии. Захваченные Вермахтом орудия имели индекс «12-сm leFH 375». ТТХ гаубицы: калибр – 120 мм; масса – 1,4 т; длина ствола – 2,4 м; масса снаряда – 20 кг;  начальная скорость – 300 м/с; максимальная дальность стрельбы – 6 км.

Тяжелая гаубица 15-cm SFH 13

Полевая гаубица «15-сm SFH 13 L/14» была разработана фирмой «Krupp» и принята на вооружение в 1914 г. Известны две модификации гаубицы: «LG. sFH-13» (удлиненный ствол) и  «LG.sFH-13/02» (упрощенное производство). По репарациям после Первой мировой войны гаубица была передана Бельгии и Нидерландам. Использовалась также и в Турции. Захваченные Вермахтом орудия имели обозначение 15 см SFH 409 (б) и 406 (h). В 1943 г. 12 орудий было устанолено на САУ. Всего было выпущено 3,4 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина – 2,5 м; длина ствола – 2,1 м; масса – 2,3 т; масса снаряда – 42 кг; скорострельность – 3 выстрела в минуту; начальная скорость – 381 м/с; дальность стрельбы – 8,6 км.

Тяжелая полевая гаубица 15-cm sFH-18

Гаубица «sFH-18» была разработана набазе «15-cm sFH-13» и серийно выпускалась фирмами «Krupp» и «Rheinmetall» с 1934 г. Существовало три модификации орудия: «15-cm sFH 18-M», «15-cm sFH-18/40», «15-cm sFH-18/43». Орудие также использовалось для постройки САУ Sd.Kfz.165 «Hummel». Колеса у орудий для мехтяги имели двойные резиновые шины, а для конной тяги — железные шины. Скорость движения гаубицы при раздельной возке: на мехтяге — до 60 км/ч, а на конной тяге восьмеркой лошадей — 8 км/ч. Перевод из походного положения в боевое, при нераздельной возке, совершался за 3 — 4 минуты, а при раздельной возке — за 5 — 7 мин.

Гаубица 15-cm sFH-18

В боекомплект  гаубицы входили почти два десятка типов снарядов, в т.ч. и с ракетным усорителем. Орудие использовалось в Нидерландах под  обозначением «150 Н/40», в Финляндии – «150-mm howitzer model 1940». Всего было выпущено 5,4 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; масса – 5,5 т; длина – 7,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,7 м; длина ствола – 4,4 м; масса снаряда – 43 — 45 кг;  скорострельность – 4 выстрела в минуту; начальная скорость – 210 — 512 м/с; дальность стрельбы – 13 км.

Гаубица-пушка 17-cm K.Mrs.Laf -18

Тяжелая полевая гаубица-пушка «17-cm K.Mrs.Laf-18» была создана в 1939 — 1940 гг. совместно фирмами «Krupp» и «Hanomag».  Орудие было принято на вооружение в 1941 г. Ствол состоял из свободной трубы с кожухом и  был наложен на лафет мортиры «21-cm Mrs.18».  Дульного тормоза не было. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое с 4-мя зарядами. Орудие перевозилось раздельно с помощью тягачей «Sd.Kfz-8» со скоростью 20 км/ч. На короткое расстояние пушку можно было перевозить со стволом, наложенным на лафет, со скоростью 4 — 6 км/ч.  Всего было выпущено 338 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 172,5 мм; масса в походном положении – 23,3 т, в боевом – 17,5 т; длина ствола – 8,5 м;  масса снаряда: бронебойного — 71 кг, осколочно-фугасного — 68 кг,  начальная скорость снаряда – 860-925 м/с; скорострельность – 40 выстрелов в час; дальность стрельбы – 29 — 31 км; живучесть ствола — 1500 выстрелов; время перехода из походного положения в бевое – 15 минут;  расчет – 15 человек.

Мортира  21-cm Mörser-16

Мортира выпускалась фирмой «Krupp» с 1916 г. и состояла на вооружении в Германии, Нидерландов, Финляндии и Швеци. Она была разработана на базе гаубицы 21 см Mörser 10, вследствие чего новое орудие получило более длинный ствол, щитовое прикрытие и резиновую окантовку колес. Для уменьшения давления на почву колеса оснащались, обрамленными для жесткости металлической рамкой, широкими дубовыми пластинами. Мортира могла буксироваться разобранная на две части  конной тягой, или собранная на механичекой тяге. В 1934-1935 гг. орудие было модернизировано: щитовое прикрытие стало съемным, усовершенствован лафет и прицепные устройства, подрессорен ход. Кначалу войны на вооружении находилось 27 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 211 мм; масса орудия – 9,2 т; длина ствола – 2,6 м; масса ствола с затвором – 2,8 т; скорострельность – 1 выстрел за 2 минуты; масса снаряда 210x231R — 113-120 кг; длина снаряда – 0,9 м; начальная скорость – 393 м/с; максимальная дальность стрельбы – 11 км; высота линии огня – 1,6 м; скорость транспортировки по шоссе – 20 км/ч;  расчет – 15 человек.

Мортира 21-cm Mrs-18

Мортира «21-cm Mrs-18» была разработана и выпускалась в 1937-1945 гг. фирмой «Krupp». На вооружение мортира поступила в 1939 г. Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Стрельба мортиры велась с поддона. Транспортирование мортиры производилось механической тягой.

В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках лафетной и ствольной со скоростью до 20 км/ч. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде. Заряжание раздельно-гильзовое с 6-ю зарядами. Орудие также служило в береговой обороне. Трофейные мортиры использовалисть в СССР. Всего было выпущено 711 орудий.  ТТХ мортиры: калибр – 211 мм; длина ствола – 6 м; масса в походном положении – 17,9 т, в боевом – 16,7 т; масса снаряда – 113-121 кг;  начальная скорость снаряда – 569 м/с; скорострельность – 2 выстрела в минуту; дальность стрельбы – 16,7 км; расчет 15 человек; время перевода  орудия из походного в боевое положение – 30 минут.

Тяжелая гаубица 24-cm Kanone-3

240-мм осадная гаубица «Kannone-3 (К-3)» выпускалась фирмой «Krupp» и была принята на вооружение в 1939 г. В гаубице был применен механизм двойного отката. Для транспортировки орудие разбиралось на шесть частей. В комплектацию гаубицы входил электрический генератор, который также использовался при  сборке орудия, посредством питания  электрических лебедок. Конструкция  орудия была оснащена рампами и лебедками, станина упрощала процесс развертывания пушки на позиции и переход ее в походное положение. Всего было построено 14 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 238 мм; длина ствола – 13,1 м; масса орудия – 54,9 т; масса  снаряда – 151,4 кг; начальная скорость – 970 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 5 минут; максимальная дальность стрельбы – 37,5 км; время перехода из походного в боевое положение – 1,5 часа; расчет – 25 человек.

Осадная гаубица 28-сm Haubitze L/12

Сверхтяжелая гаубица «28-сm Haubitze L/12» была построена фирмой «Krupp» до Первой мировой войны. Для транспортировки разбиралась на 4 части, каждая из которых перевозилась на трехосном прицепе. Для сборки орудия необходимо было 3-4 дня.  Подачу боеприпасов обеспечивал специальный кран.

В войне использовалсь 2 орудия. ТТХ гаубицы: калибр – 283 мм; длина ствола – 3,4 м; масса – 50,3 т; масса снаряда – 350 кг; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; начальная скорость – 350 м/с; максимальная дальность стрельбы – 10 км.

Сверхтяжелая осадная гаубица 35.5-cm Haubitze M-1

Гаубица производства фирмы «Rheinmetall» была принята на вооружение в 1939 г. Она представляла собой увеличенное орудие «24-сm Kanone-3». Гаубица имела двойную систему отката ствола. Для транспортировки гаубица разбиралась на 6 частей и перевозилась на 18-тонных прицепах, которые буксировались полугусеничными тягачами. Седьмой тягач перевозил козловой кран для сборки орудия. Время сборки гаубицы – 2 часа. Всего было построено 8 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 356 мм; длина ствола – 8 м; масса – 75 т; масса снаряда – 575 кг; масса ВВ – 234 кг; начальная скорость – 570 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; максимальная дальность стрельбы – 20,8 км.

Тяжелая осадная гаубица 42-cm Gamma Mörser

Гаубица была построена на заводах фирмы «Krupp» в 1909-1912 гг. и являлась увеличенным вариантом 305-мм гаубицы «Beta-Gerät». Из 10 построенных орудий «Gamma Mörser» оказалась единственным уцелевшим орудием к началу войны и служила  Вермахте в 1937-1945 гг. Орудие требовало установки на бетонный фундамент. Около недели уходило на его создание, 4-7 дней монтировалась и сама гаубица с применением  рельсового подъемного крана. Гаубица перевозилась по железной дороге в разобранном виде на 10 платформах. ТТХ гаубицы: калибр – 420 мм; длина ствола – 6,7 м; масса — 140 т; масса бетонобойного снаряда – 1 т; масса заряда – 77 кг; скорострельность – 1 выстрел за 10 минут; начальная скорость снаряда – 420 м/с; максимальная дальность стрельбы – 14 км; расчет – 250 человек.

wwii.space

Читать книгу Артиллерия Вермахта Андрея Харука : онлайн чтение

150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18

Как уже отмечалось, одна из статей Версальского договора запрещала рейхсверу иметь на вооружении орудия калибром 150 мм и выше. Единственное исключение было сделано для крепости Кёнигсберг, где разрешалось сохранить дюжину 150-мм полевых гаубиц sFH 13 lg (во время Первой мировой войны кайзеровская армии использовала две основные модели 150-мм гаубиц: стандартная sFH 13 и т.н. «длинная» sFH 13 lg, различавшихся длиной ствола – соответственно, 14 и 17 калибров). Подобное положение вещей никоим образом не устраивало германских военных, сумевших припрятать «до лучших времен» сверхнормативное количество таких гаубиц – на 1939 г. вермахт располагал почти семью сотнями sFH 13. А в мае-июне 1940 г. это количество увеличилось за счет трофеев – ведь гаубицы sFH 13 lg находились на вооружении армий Бельгии и Нидерландов, а после оккупации этих стран использовались вермахтом под обозначением sFH 409(b) и sFH 406(h) соответственно.

Польские военнослужащие осматривают трофейную гаубицу le.F.H.18/40, Кольберг (Колобжег), март 1945 г.

А после завершения в феврале 1927 р. работы в Германии Межсоюзнической военной контрольной комиссии, на повестку дня встал вопрос о возобновлении производства тяжелых артсистем. Однако идея возобновить производство гаубиц, применявшихся sFH 13 lg была сходу отвергнута – военным требовалось орудие с гораздо большими дальностью стрельбы и углом горизонтального обстрела. Военные также не допустили конкуренции – по настоянию Отдела вооружений сухопутных войск конструкторские бюро ведущих оружейных концернов «Крупп» и «Рейнметалл» тесно сотрудничали при создании новой полевой гаубицы, получившей в целях «соблюдения приличий» обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 18 (sFH 18), то есть, 150-мм тяжелая полевая гаубица образца 1918 г. При этом специалисты «Крупа» занимались стволом, а «Рейнметалла» – лафетом гаубицы. Работы, включая проектирование орудия, изготовление и испытания опытных образцов, заняли около трех лет.

Тяжелая полевая гаубица sFH 18 имела ствол калибром 149,1 мм и длиной 4400 мм (29,5 калибров). Дульный тормоз отсутствовал. Ствол состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор – клиновой горизонтальный. Нарезка ствола правосторонняя (40 нарезов).

Тормоз отката и накатник гидравлические. Тормоз отката помещен в люльке, накатник – над стволом. Подъемный механизм винтовой. Уравновешивающий механизм пружинного типа, состоит из двух колонок.

Гораздо более длинный по сравнению с sFH 13 ствол новой гаубицы позволял обеспечить начальную скорость снаряда 520 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 13 300 м (для sFH 13 этот показатель не превышал 8800 м).

Лафет с раздвижными коробчатыми станинами унифицирован с лафетом 105-мм пушки К18.Онобеспечивал угол горизонтальной наводки 60° (против 5°для sFH 13). Угол вертикальной наводки составлял от 0° до +45°. В экстренных случаях допускалось ведение огня при сведенных станинах, но максимальный угол возвышения при этом составлял лишь +15°, а горизонтальной наводки – 6°.

Вполне закономерным результатом улучшения огневых характеристик sFH 18 стало значительное возрастание веса по сравнению с предшественницей. Пришлось даже отказаться от щита – предполагалось, что 150-мм гаубицы будут вести огонь прямой наводкой с открытых позиций лишь в исключительных случаях. Но это мало помогло. Вес системы в походном положении превышал 6000 кг – вдвое больше, чем у sFH 13. Поэтому конной тягой sFH 18 могла транспортироваться лишь раздельной возкой. При этом ствол при помощи ручной лебедки снимался с лафета и помещался на двухосную ствольную повозку, соединенную с передком. Она, а также лафет с передком, транспортировались шестиконными упряжками. Приведение орудия в боевое положение из походного и обратно было довольно трудоемким и требовало усилий все 12 человек расчета. Хорошо тренированный расчет проделывал эти операции в течение 5-7 минут. При применении мехтяги орудие буксировалось одним полугусеничным тягачом. Процесс приведения в походное положение значительно упрощался: следовало лишь снять сошники со станин, свести станины, водрузить их на передок и оттянуть ствол в походное положение. Все это занимало три-четыре минуты. Как и в случае с многими другими артсистемами вермахта, варианты sFH 18 для конной и механизированной тяги отличались колесами лафета. В первом случае применялись цельнометаллические колеса диаметром 1300 мм со стальными шинами, во втором – колеса диаметром 1230 мм с резиновыми литыми грузошинами.

Первоначально в состав боекомплекта гаубицы sFH 18 вошли три типа снарядов:

– 15 cm Gr. 19 – стандартный осколочно-фугасный снаряд весом 43,62 кг. Он снабжался ударным и механическим дистанционным взрывателями. При использовании дистанционного взрывателя и подрыве на оптимальной высоте ок. 10 м убойные осколки летели вперед на 26 м и в стороны на 60-65 м, назад осколки не летели. При срабатывании головного взрывателя при попадании в грунт осколки летели на 20 м вперед, 50 м в стороны и 6 м назад. Снаряд пробивал по нормали бетонную стену толщиной до 0,45 м, кирпичную – до 3,05 м, песчаный грунт – до 5,5 м;

– 15 cm Gr. 19 Beton – бетонобойный снаряд весом 37,88 кг;

– 15 cm Gr. 19 Nb – дымовой снаряд весом 38,97 кг. При разрыве образовывалось дымовое облако диаметром до 50 м, сохранявшееся при слабом ветре до 40 с.

Во второй половине 30-х – начале 40-х гг. номенклатура боеприпасов расширилась за счет новых образцов:

– 15 cm Gr. 36 FES – улучшенный осколочно-фугасный снаряд весом 38,5 кг;

– 15 cm Gr. 36 FES-HI/A – кумулятивный снаряд 24,83 кг (первый кумулятивный снаряд, принятый на вооружение вермахта). Бронепробиваемость составляла 150-200 мм при угле встречи 45° от нормали, что позволяло поражать танки любых типов, в т.ч. и тяжелые;

– 15 cm PzGr. 39 TS – бронебойный подкалиберный снаряд весом 15 кг. На дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 126 мм.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое. Для стрельбы применялись восемь зарядов. При этом огонь на зарядах с 1-го по 6-й мог вестись без каких-либо ограничений. Применение 7-го и 8-го зарядов разрешалось лишь в особых ситуациях, а количество выстрелов на этих зарядах ограничивалось не более чем 10-ю подряд – это было вызвано ускоренным износом зарядной каморы.

В гильзе длиной 260 мм и диаметром фланца 176 мм находился пакет и пять разновесных пучков. Кроме того, отдельно перевозились пучки № 7 и № 8 особого заряда. При стрельбе зарядом № 7 из гильзы удаляли находящиеся там пучки и пакет, и на их место вкладывался пучок № 7. Заряд № 8 получали добавлением к пучку № 7 пучка № 8.

Подкалиберным снарядом 15 cm Pzgr. 39 TS огонь велся с применением заряда № 6. При этом дальность прямого выстрела составляла 1500 м.

Таблица стрельб гаубицы sFH 18 снарядом 15 cm Gr. 19


Серийный выпуск гаубиц sFH 18 начался в конце 1933 г. и продолжался до самого конца войны. Осуществляла его фирма «Рейнметалл-Борсиг» на заводе в Дюссельдорфе. Часть стволов поступала с завода концерна «Крупп». Впоследствии сборку гаубиц освоили заводы «Шпрееверк» в Берлине-Шпандау, МАН в Аугсбурге и «Дёррис-Фюлльнер» в Бад Вармбрунне. Уже в ходе Второй мировой войны производство sFH 18 наладили на заводе «Шкода» в Дубнице-над-Вагем (Словакия).

Данные о точном количестве выпущенных в 1933-45 гг. гаубиц в опубликованных источниках отсутствуют. Можно лишь утверждать, что до начала Второй мировой войны вермахт получил около двух тысяч таких артсистем, а темп выпуска достиг 30 единиц в месяц. С началом войны объемы производства возросли, но достичь намеченного объема производства в 300 единиц в месяц так и не удалось.

В 1942 г. в серийное производство внедрили гаубицу sFH 18М, снабженную дульным тормозом. Благодаря нововведению удалось снизить нагрузки, воздействовавшие при выстреле на лафет гаубицы. Одновременно частично реши проблему стрельбы на 7-м и 8-м зарядах, введя в конструкцию зарядной каморы сменные вкладыши – теперь после износа их можно было легко заменить, тогда, как ранее требовалась замена ствола целиком.

Гаубица sFH 18М стала первым германским орудием, в боекомплект которого вошли активно-реактивные снаряды. Такой снаряд, получивший обозначение 15 cm R Gr. весил 45,25 кг, а дальность стрельбы им достигала 19 000 м! Благодаря этому, гаубица обрела возможность поражать цели на дальностях, ранее доступных лишь для 105-мм пушек К 18. Как следствие, было принято решение о прекращении выпуска К 18, хотя сами активно-реактивные снаряды были ещё весьма несовершенными – например, рассеивание снарядов на предельной дальности стрельбы достигало 1250 м.

В 1935 г. по указанию Отдела вооружений сухопутных войск фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» приступили к разработке облегченной 150-мм гаубицы. При этом ставилась задача обеспечить транспортировку орудия конной тягой одной шестиконной упряжкой. Новая гаубица, получившая обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 36 (sFH 36) получила укороченный на 890 мм ствол, а в конструкции лафета широко применили легкие сплавы. Ствол получил дульный тормоз. Вес орудия, благодаря нововведениям, удалось снизить до приемлемой величины 3500 кг, но максимальная дальность стрельбы также несколько снизилась – до 12 500 м. Прототип sFH 36 был готов в 1938 г., а в 1939-м началось мелкосерийное производство. Но уже в 1941 г. выпуск s.F.H. 36 прекратили ввиду дефицита легких сплавов, во все возрастающих количествах поглощаемых авиационной промышленностью.

В 1938 г. «Крупп» и «Рейнметалл» начали разработку ещё одного варианта 150-мм гаубицы, предназначенного на этот раз исключительно для мехтяги. Конструкторам удалось, удлинив ствол на 3 калибра, увеличить дальность стрельбы до 15 675 м. Также существенно – до +70° – увеличили угол возвышения. Опытный образец гаубицы, обозначенной 15 cm schwere Feldhaubitze 40 (sFH 40), был готов в том же 1938 г. Но решение о внедрении в производство было заблокировано Верховным командованием вермахта, требовавшем в первую очередь увеличения выпуска артсистем, уже находящихся в производстве. В конечном итоге, в 1941 г. работы над sFH 40 были прерваны.

Дабы использовать накопленный задел, в 1942 г. небольшое количество стволов sFH 40, изготовленных заводом «Крупп» в Эссене, наложили на лафеты гаубиц sFH 18. В итоге получилась гаубица под обозначением sFH 18/40, впоследствии измененном на sFH 42. Орудие оказалось не слишком удачным: по сравнению с sFH 40 уменьшился угол возвышения, а значит – возможность ведения огня на короткие дистанции; также до 15 100 м уменьшилась максимальная дальность стрельбы. К тому же, стоимость возросла на 50 % по сравнению с sFH 18 – до 60 тыс. рейхсмарок против 40 тыс. Поэтому гаубиц sFH 42 изготовили всего 46 единиц.

Таким образом, все усилия специалистов фирм «Крупп» и «Рейнметалл» по совершенствованию 150-мм гаубиц оказались напрасными. Вплоть до конца войны основным типом подобной артсистемы в вермахте и войсках СС оставались гаубицы sFH 18 и sFH 18М.

Боевое крещение sFH 18 прошли в Испании, куда в составе легиона «Кондор» было отправлено две батареи таких орудий. После подготовки немецкими инструкторами испанских расчетов, sFH 18 с успехом применялись в боях. В годы второй мировой войны sFH 18 поставлялись странам-союзникам Германии – Финляндии (где обозначались m/40) и Италии (Obice da 149/28). В послевоенный период, по крайней мере, до средины 50-х гг. sFH 18 состояли на вооружении в Албании, Болгарии, Югославии, причем в последней для буксировки этих орудий применялись американские гусеничные арттягачи М4. В Чехословакии sFH 18 прошли модернизацию – их приспособили для стрельбы советскими 152-мм снарядами и оборудовали дульными тормозами улучшенной конструкции. Такое орудие обозначалось vz. 18/47N.

Гаубицы sFH 18 применялись вермахтом и войсками СС на всех этапах войны и на всех театрах военных действий. Орудие считалось довольно надежным, а его снаряды обладали большой разрушительной силой. Наличие в боекомплекте кумулятивных и подкалиберных бронебойных снарядов позволяло использовать sFH 18 для борьбы с танками, но в такой ипостаси тяжелая гаубица применялась лишь в исключительных случаях – большие габариты и отсутствие щитового прикрытия делало орудие легкоуязвимым на поле боя. В то же время, после того, как вермахт столкнулся с Красной армией, выявилась недостаточная дальность стрельбы: советская 152-мм пушка-гаубица МЛ-20 стреляла на 17 300 м, а sFH 18 – лишь на 13 325 м. Введение в боекомплект активно-реактивного снаряда позволило лишь частично снять остроту проблемы, поскольку новый боеприпас обладал недостаточной кучностью стрельбы.

В общем, тяжелая полевая гаубица sFH 18 представляла собой типичный образец германской артсистемы, спроектированной в межвоенный период: надежная, прочная конструкция, с не особо выдающимися, но вполне удовлетворительными тактико-техническими характеристиками.

ТТХ 150-мм гаубицмм гаубиц см. приложение

САУ со 150-мм тяжелыми гаубицами

Так же, как 105-мм гаубицы leFH 18 дополнялись более тяжелыми 150-мм гаубицами sFH 18, так и САУ «Веспе» органично дополнялись 150-мм самоходками. В качестве шасси для подобной системы поначалу рассматривался средний танк Pz.Kpfw. IV. В начале 1942 г. именно на таком шасси построили прототип, вооруженный гаубицей sFH 18. Но впоследствии было принято специальное шасси для самоходных орудий, разработанное фирмой «Алкетт», представлявшее собой комбинацию узлов танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. В частности, подвеска, опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и гусеницы были взяты от Pz.Kpfw. IV Ausf. F. От него же был взят и корпус, несколько удлиненный в кормовой части – это визуально заметно по увеличенному расстоянию между задним опорным катком и натяжным колесом. Ведущие колеса, двигатель, коробка передач и топливный насос были позаимствованы от танка Pz.Kpfw. III Ausf. J. Наконец, ряд узлов пришлось спроектировать заново – карданный вал, выхлопную систему, топливопроводы, безинерционный стартер и часть элементов системы охлаждения. Получившемуся «гибриду» присвоили обозначение Gestatzwagen III/IV. На таких шасси кроме 150-мм гаубиц изготавливали также истребители танков, вооруженные 88-мм орудиями.

Решение о применении шасси GeshMzwagen III/ IV для 150-мм САУ было принято в июле 1942 г., а в октябре прототип, изготовленный из мягкой стали, продемонстрировали Гитлеру. Орудие приняли на вооружение под обозначением 15 cm sFH 18/1 (Sf) auf Gestatzwagen III/IV (Sd.Kfz.165). Наименование «Хуммель» («Шмель») присвоили САУ лишь 27 февраля 1944 г.

Было принято решение об изготовлениидо мая 1943г. партии из 100 САУ. В общей же сложности в 1943 г. выпустили 368 Sd.Kfz.165. В 1944 г. производство этих САУ сократили, изготовив 279 единиц – приоритетом в то время пользовались танки и штурмовые орудия. Но если выпуск 105-мм САУ «Веспе» в августе 1944 г. вовсе прекратили, то «Хуммелис» строились и в 1945 г., когда изготовили 57 таких самоходок. Производство Sd.Kfz.165 осуществлял завод «Дойче Айзенверке» в г. Дуйсбург. Бронированные надстройки САУ на это предприятие поставлялись с завода «Дойче Рёренверке» в Мюльхейме. Общий объем выпуска «Хуммелей» оказался даже больше, чем у более легких «Веспе» – 724 единицы. Кроме того, было изготовлено 157 транспортеров боеприпасов – по сути, тех же САУ, но без орудия и с амбразурой, закрытой 10-мм бронелистом. Конструкция позволяла легко трансформировать транспортер боеприпасов в самоходку путем монтажа орудии, снятого, например, с поврежденной САУ.

Гаубица le.F.H.18, изготовленная в 1941 г. Фото из музея Войска Польского (Варшава)

Компоновка САУ «Хуммель» повторяла в основном компоновку «Веспе» – с поправкой на увеличенные размеры. Например, в отделении управления кроме механика-водителя нашлось место и для радиста. Отделение управления от боевого отделял мотоотсек. Боевое отделение не имело крыши, что существенно облегчало условия работы орудийного расчета – снималась проблема загазованности пороховыми газами.

Двигатель «Майбах» HL120TRM – 12-цилиндровый карбюраторный V-образный, четырехтактный, верхнеклапанный. Мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин, но при эксплуатации не рекомендовалось превышать 2600 об/мин – в этом случае мощность составляла 265 л.с. (195 кВт). Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм. Рабочий объем двигателя – 11 867 куб. см, степень сжатия 6,5. Охлаждение жидкостное.

Главное вооружение – 150-мм гаубица sFH 18/1. Длина ствола 29,5 калибров. Максимальная начальная скорость снаряда 465 м/с, дальность стрельбы – 13 250 м. Вес орудия – 726 кг. Угол горизонтальной наводки составляет по 15° в обе стороны, вертикальной – от -3° до +42°. Прицел – Rbfl 36. Возимый боекомплект – 18 выстрелов.

Вспомогательное вооружение – пулемет MG34 (реально им комплектовались не все самоходки) и два пистолета-пулемета МР38 либо МР40, перевозимые внутри боевого отделения. Пулемет мог устанавливаться на вертлюге для зенитной стрельбы.

Гораздо меньше, чем «Хуммель», была распространена другая 150-мм САУ – 15 cm lg.sFH 13 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f), созданная путем установки артчасти устаревшей гаубицы lg.sFH 13 на шасси трофейного французского тягача «Лоррэн». Орудие, установленное в открытой сверху рубке, имело углы горизонтальной наводки по 7° в обе стороны, вертикальной – от 0° до +40°. Дальность стрельбы была вдвое меньше, чем у новых 150-мм гаубиц – лишь 6200 м. Прицел – Rbfl 32. Возимый боекомплект был мизерным и составлял всего 8 выстрелов – что, впрочем, неудивительно, ведь весила САУ почти втрое меньше «Хуммеля»

Первая партия таких САУ в количестве 30 единиц была изготовлена фирмой «Алкетт» к июню 1942 г. Эти самоходки предназначались для частей германского Африканского корпуса – предусматривалось в артполки 15-й и 21-й ТД поставить по 12 САУ, а в 90-ю легкую дивизию – шесть. Но при доставке к месту назначения семь самоходок пошли на дно вместе с потопленными кораблями. Остальные же 23 были потеряны в боях к началу декабря 1942 г.

Вторую партию 150-мм САУ на шасси «Лоррэн» в течение июля-августа 1942 г. изготовило в Париже «Баукоммандо Беккер». 64 самоходки поступили на вооружение 1-го и 2-го самоходно-артиллерийских полков, а в конце 1942 – 1943 гг. были переданы в состав нескольких дивизий, в т.ч. воссозданной после разгрома в Африке 21-й ТД. Большинство их погибло в Нормандии к августу 1944 г.

ТТХ 150-мм самоходных гаубиц 15 cm sFH 18/1 (Sf) auf Gestatzwagen III/IV (Sd.Kfz.165) см. приложение.

Дивизионные пушки

Как уже неоднократно отмечалось, в вермахте доминировала гаубичная артиллерия. Тем не менее, несколько сотен дивизионных пушек – частью старых образцов, частью модернизированных – нашли применение в дивизиях. Прежде всего, следует упомянуть стандартное орудие артиллерии рейхсвера – пушку FK 16 nA. Это орудие представляло собой модернизированный вариант пушки FK 16 (nA – «новый образец»), в которой исходный ствол калибра 77 мм был заменен новым – 75-мм. В отличие от большинства зарубежных пушек калибра 75-76,2 мм это орудие имело не унитарное, а раздельно-гильзовое заряжание. Германская пушка имела четыре заряда, что позволяло применять её для навесной стрельбы.

К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал примерно 350 пушками FK 16 nA, применявшимися в береговой обороне и учебных частях. Но на рубеже 1941/42 гг. ввиду больших потерь в легких гаубицах эти пушки стали направлять на фронт. Для FK 16 nA были созданы бронебойный и три типа кумулятивных снарядов, что сделало её довольно эффективным противотанковым средством. К марту 1945 г. в войсках ещё оставалось 24 такие пушки.

В 1930 г. фирма «Крупп» спроектировала 75-мм легкую полевую пушку leFK 18. Поначалу её рассматривали в качестве дополнения к 105-мм гаубице, но впоследствии от массового производства leFK 18 отказались. К началу Второй мировой войны в составе вермахта была единственная четырехорудийная батарея с такими орудиями (в составе кавалерийской бригады). С началом войны производство leFK 18 возобновили – к концу 1939 г. изготовили восемь таких пушек, а в 1940 г. – ещё 96. На этом производство leFK 18 окончательно прекратилось. По состоянию на 1 марта 1945 г. в войсках находилось 35 таких орудий, а на складах – четыре.

Пушка leFK 18 имела ствол-моноблок без дульного тормоза, горизонтальный клиновой затвор, раздвижные станины, деревянные колеса. Боекомплект состоял из тех же типов снарядов, что и для FK 16 nA, но заряды были более мощными, а их количество уменьшилось до трех.

В 1938 г. по заказу Бразилии фирма «Крупп» создала новую 75-мм полевую пушку. Орудие имело дульный тормоз и горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор. Станины – коробчатые раздвижные, колеса металлические обрезиненные. В отличие от прежних образцов, это орудие имело унитарное заряжание. Бразилия заказала 144 75-мм пушки, но до начала Второй мировой войны успели отправить лишь 64 единицы. Остальные 80 до 1942 г. простояли на складе, после чего были конфискованы вермахтом и приняты на вооружение под обозначением FK 38.

В 1944 г. была предпринята попытка создания новой 75-мм полевой пушки путем наложения ствола противотанковой пушки Рак 40 на лафет легкой гаубицы leFH 18. Благодаря этому, угол возвышения удалось увеличить с 22° до 42°. Орудие приняли на вооружение под обозначением 7М85, но изготовить успели немного – порядка 100 единиц. Практически все такие системы поступили на вооружение крепостной артиллерии.

ТТХ 75-мм полевых пушек см. приложение.

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *