Президент Армении назвал условие решения карабахского конфликта

KarabakhTimes.com — Карабахский конфликт может быть решен только в случае отказа Азербайджана от нереалистичных ожиданий, сказал президент Армении Серж Саргсян в ходе брифинга по итогам официального визита в Армению болгарского коллеги Румена Радева.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на съезде правящей партии Азербайджана «Ени Азербайджан» назвал Ереван исторической азербайджанской землей и сказал, что возвращение на эти земли является стратегической и политической целью Азербайджана.
«До тех пор, пока они продолжат бредить о захвате Зангезура и Еревана, мы не можем связывать каких-либо надежд c тем, что вопрос может быть решен», — сказал президент.
По его словам, решение вопроса не зависит от того, пройдут ли в Азербайджане президентские или парламентские выборы, будут ли они внеочередными или нет.
«За прошедшие годы Азербайджан имел многочисленные возможности мирно решить проблему, но, к сожалению, деятельность этой страны поспособствовала тому, что сейчас можно говорить только об упущенных возможностях. Я много раз объявлял, что Армения готова в рамках предложений Минской группы ОБСЕ интенсифицировать переговоры, снизить напряжение и достичь решения проблемы. К сожалению, сказанное нами продолжает оставаться желанием», — сказал Саргсян.
Он поблагодарил Радева за взвешенную позицию по карабахскому вопросу и, в частности, отметил, что Болгария всегда была сторонницей мирного решения конфликта.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
karabakhtimes.com
Конфликт в Нагорном Карабахе скоро разгорится вновь? | Политика | ИноСМИ
В апреле прошлого года между Арменией и Азербайджаном произошли столкновения, в результате которых погибло 200 (а по некоторым данным даже 2 тысячи) человек. Бои удалось остановить благодаря международному давлению, к значительным изменениям границ они не привели. В мае и июне прошлого года президенты Серж Саргсян и Ильхам Алиев провели две встречи (в Вене и Петербурге), в ходе которых они достигли договоренностей о мониторинге соблюдения режима прекращения огня. Этот шаг был призван положить начало переговорам о путях решения конфликта.
Тем временем в геополитической ситуации произошли изменения. Президент Турции Эрдоган в конце июня 2016 года принес России извинения за сбитый у сирийско-турецкой границы российский Су-24. Потом события начали набирать темп. Пошедшие на сближение Москва и Анкара не были заинтересованы в возобновлении боев между Арменией и Азербайджаном.
Турция в этом конфликте заявляет об абсолютной поддержке азербайджанской стороны, российская политика, в свою очередь, выглядит тоньше. С одной стороны, Москва выступает основным поставщиком вооружений Баку, с другой, она взяла на себя роль военного покровителя Еревана. Армения входит в состав созданной Россией Организации Договора о коллективной безопасности, и на армянской территории располагается 102-я российская военная база.
Неоднозначная позиция России в армяно-азербайджанском конфликте, ее сближение с Турцией и осознание армянами того факта, что азербайджанцы стреляют в них из российского оружия, способствовали всплеску антироссийских настроений. Кульминацией событий стал захват полицейского участка в Ереване силами радикальной оппозиции. Хотя этот инцидент можно было квалифицировать как теракт, он встретил поддержку в обществе и спровоцировал массовые демонстрации. Несмотря на это, на прошедших в апреле парламентских выборах убедительную победу одержала Республиканская партия, ключевую роль в которой играет прокремлевский премьер Карен Карпетян. В будущем году он, судя по всему, станет президентом.
Результат выборов связан с тем, что Запад не воспользовался шансом вывести Армению из орбиты российского влияния: он не помог ей отстаивать права на Нагорный Карабах и не способствовал армяно-грузинскому сближению. Для Тбилиси и Еревана, а также для НАТО, укрепление отношений между Москвой и Анкарой представляет угрозу. Кроме того, в Азербайджане установился авторитарный режим, а в Турции — становящаяся все более жестокой диктатура.
Европе следовало, ориентируясь на собственные ценности, поддерживать близкие ей в культурном и цивилизационном плане Грузию и Армению, способствовать взаимодействию этих стран и развитию там демократии. Освобождение Еревана из российских объятий означало бы геополитическое поражение Москвы (и в некоторой степени Турции): оно могло открыть альтернативный транзитный путь для иранской (а, возможно, также иракской и курдской) нефти и газа. Одновременно появился бы инструмент давления на Турцию и Азербайджан. Им пришлось бы выбирать из двух вариантов: смириться с ситуацией и вести более мягкую политику в отношении Европы или обречь себя на полную зависимость от России.
Этого, однако, не произошло, хотя возобновление столкновений между азербайджанскими и армянскими силами может изменить ситуацию. Его не хотят ни Москва, ни Анкара. С одной стороны, существование армяно-азербайджанского конфликта для России выгодно, поскольку дестабилизация Закавказья не позволяет развивать его транзитную роль, ставит Армению в зависимость от Москвы, а также заставляет обе стороны покупать у россиян больше оружия.
Кремль абсолютно не заинтересован в политическом разрешении карабахского конфликта. Теоретически нормализация российско-турецких отношений могла бы способствовать созданию и претворению в жизнь плана мирного урегулирования, но для этого нужно желание, а его нет. С другой стороны, вспышка масштабных боевых действий между Арменией и Азербайджаном поставит Россию и Турцию в неловкую ситуацию, поскольку они гарантировали свою поддержку противоположным сторонам.
Эскалация может, однако, наступить в любом случае, поскольку Азербайджан после прекращения боев в апреле прошлого года ожидал не столько усиления международного контроля на границе (линии фронта), сколько возвращения семи районов, оккупированных армянскими силами Нагорного Карабаха. Это территории, захваченные в 1994 году Арменией, но не входящие в состав Нагорно-Карабахской республики. Еревану важно сохранить контроль над ними, поскольку они дают тактические преимущества (в частности, из-за рельефа местности).
В апреле прошлого года, когда бои прекратились, Армения нарастила присутствие своих войск на границе, а военные из Нагорного Карабаха утвердили новый оборонительно-наступательный план, согласно которому, в случае нападения азербайджанских сил, они постараются перейти в контратаку и передвинуть границу на 15 километров вглубь Азербайджана.
С другой стороны, небольшие территориальные приобретения, которых удалось добиться Баку, убедили его в том, что вопрос можно решить военным путем. Поэтому увеличилось количество инцидентов, связанных с применением тяжелых вооружений, а за одну только первую половину июня режим прекращения огня нарушался 300 раз.
В докладе, посвященном армяно-азербайджанскому конфликту, организация International Crisis Group предупреждает, что бои могут возобновиться в любой момент, а риск повышает отсутствие каких-либо каналов коммуникации между армянскими и азербайджанскими военными и прогресса в политических переговорах, а также нежелание политиков принимать какие-либо решения, которые позволят установить стабильный мир.
Азербайджан считает сложившуюся ситуацию выгодной как с военной, так и с внешнеполитической точки зрения, надеясь изменить статус-кво. Речь идет, в частности, о превосходстве в военной силе и российско-турецком сотрудничестве. Азербайджан считает, что Кремль не станет рисковать своими отношениями с Баку и Анкарой, защищая Нагорный Карабах от захвата азербайджанскими силами, а США и Европа как минимум сохранят нейтралитет. Вашингтон не заинтересован в обострении отношений с Турцией по незначительным для него поводам, а европейцы нуждаются в азербайджанской нефти и газе. Армения, в свою очередь, стремится сохранить статус-кво, чему способствует отсутствие прогресса в мирных переговорах.
Перспективы мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта зависят от выполнения трех условий: возвращения Нагорным Карабахом семи оккупированных им азербайджанских районов, проведения референдума о статусе непризнанной республики и введения международных сил для контроля за претворением принятых решений в жизнь.
Азербайджан рассчитывает, что сначала он получит семь своих районов, и лишь потом начнет переговоры об урегулировании статуса Нагорного Карабаха, не заявляя о своей готовности признать его суверенитет или согласиться на его присоединение к Армении. Ереван говорит, что он готов обсуждать широкую автономию региона лишь в азербайджанских границах. В свою очередь, Армения (не заявляя об этом прямо, поскольку такое решение вызвало бы протесты) была бы готова отдать семь этих районов при условии, что перед этим Азербайджан признает право жителей Нагорного Карабаха на самоопределение. Отказ от этих территорий ослабит армянский оборонный потенциал, то есть может склонить азербайджанцев решить вопрос статуса Карабаха военным путем.
В конце прошлого года появились слухи о существовании «плана Лаврова», положения которого противоречат интересам Армении. Он, как рассказывалось, предполагал, что Ереван уже в 2016 году вернет Баку пять районов, а лишь потом начнет переговоры на тему механизмов определения статуса Нагорного Карабаха. Факт существования такого плана россияне в итоге опровергли.
Все указывает на то, что новая вспышка масштабных военных действий — это лишь вопрос времени. Хотя Россия не заинтересована в таком развитии событий, она не сможет его остановить и не станет предпринимать активных действий для защиты Еревана. Российские обязательства в сфере взаимной обороны не распространяются на территории, которые в свете международного права не являются частью Армении.
Москва надеется, что армянское государство окажется в изоляции (а, значит, будет обречено на зависимость от Кремля), поскольку под давлением Турции и США (и Европы) оно не станет защищаться от нападения Азербайджана и ограничится призывами к миру. Если Запад сумет воспользоваться этой нелояльностью России к Армении, он сможет развернуть геополитическую ситуацию в Закавказье в невыгодном для России направлении.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
что происходит, кто на кого напал, при чем тут Турция и Россия
https://www.znak.com/2016-04-03/konflikt_v_nagornom_karabahe_chto_proishodit_kto_na_kogo_napal_i_pri_chem_tut_turciya2016.04.03

В Нагорном Карабахе — серьезное обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном, которое может перерасти в полноценную войну. Znak.com собрал самое важное, что известно о происходящем на данный час.
Что случилось?
Утром 2 апреля стало известно о резком обострении конфликта в Нагорном Карабахе. Азербайджан и Армения взаимно обвинили друг друга в обстрелах и наступательных действиях. В Минобороны Азербайджана заявили, что Армения 127 раз нарушила режим прекращения огня, в том числе военные использовали минометы и крупнокалиберные пулеметы. Власти Армении сообщили, что это, напротив, Азербайджан нарушил перемирие и ведет боевые действия с использованием танков, артиллерии и авиации.
Пресс-служба Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявила о том, что сбила вертолет Ми-24/35 вооруженных сил Азербайджана, однако в Баку эту информацию опровергли. Армения сообщила, что Азербайджан также потерял танк и беспилотник.
Позднее Армения сообщила о 18 убитых военнослужащих, а Азербайджан — о 12. В Нагорном Карабахе также рассказали о жертвах среди мирного населения, в том числе о погибших в результате обстрелов детях.
Какая обстановка на текущий момент?
Столкновения продолжаются. Азербайджан заявил, что в ночь со 2 на 3 апреля приграничные села подверглись обстрелу, хотя убитых не было. Баку утверждает, что в ходе «ответных действий» были захвачены несколько населенных пунктов и стратегических высот в Нагорном Карабахе, но в Ереване эту информацию опровергают, и кому верить — пока непонятно. Обе стороны говорят о больших потерях противников. В Азербайджане, например, уверены, что уничтожили уже шесть танков противника, 15 артустановок и укреплений, а потери убитыми и раненными у неприятеля составили 100 человек. В Ереване это называют «дезинформацией».
В свою очередь карабахское информагентсво «Арцахпресс» сообщило, что «в общей сложности в ходе боевых действий в ночь с 1 на 2 апреля и в течение всего дня азербайджанская армия потеряла более 200 военнослужащих. Только в направлении Талыша было уничтожено как минимум 30 солдат азербайджанского отряда специального назначения, в направлении Мартакерта – 2 танка, 2 беспилотника, а на северном направлении – 1 вертолет». Минобороны Армении опубликовало видео сбитого азербайджанского вертолета и фотографии тел экипажа.
Как водится, обе стороны называют друг друга «оккупантами» и «террористами», публикуется самая противоречивая информация, даже к фотографиям и видеороликам лучше относиться скептически. Современная война — это информационная война.
Как отреагировали мировые державы
Обострение конфликта взволновало все мировые державы, включая Россию и США. На официальном уровне все призывают к скорейшему урегулированию, перемирию, прекращению огня и так далее.
Президент РФ Владимир Путин одним из первых выразил сожаление о том, что ситуация в зоне конфликта опять скатилась к вооруженному противостоянию. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства призывает к немедленному прекращению огня в регионе. Глава МИД России Сергей Лавров провел переговоры с коллегами из Армении и Азербайджана, также призвав их прекратить конфликт.
В пользу скорейшего урегулирования высказались глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Франции Франуса Олланд.
В той же тональности выступили и американцы. «США самым решительным осуждают широкомасштабное нарушение перемирия вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, которое, по сообщениям, обернулось жертвами, в том числе среди мирного населения», — заявил госсекретарь США Джон Керри.
Вслед за этим к стабилизации ситуации призвали и все участники так называемой Минской группы ОБСЕ, которая занимается конфликтов в Нагорном Карабахе. «Мы решительно осуждаем применение силы и сожалеем о бессмысленной гибели людей, в том числе гражданских лиц», — говорится в совместном заявлении представителей России, Франции и США. Минская группа соберется в Вене 5 апреля, чтобы подробно обсудить складывающуюся ситуацию.
Под вечер субботы конфликт прокомментировал и генсек ООН Пан Ги Мун. Он также призвал к соблюдению перемирия.
Причем тут Россия, Турция и Запад?
Турецкие власти при этом высказали поддержку только одной стороне конфликта — Азербайджану. Турцию и Азербайджан связывают тесные партнерские отношения, это политически и этнически близкие страны. Президент Турции Реджеп Тайиип Эрдоган выразил Ильхаму Алиеву соболезнования в связи с гибелью азербайджанских солдат. Телефонные переговоры Алиева и Эрдогана освещались в СМИ двух государств. Подчеркивалось, что Алиев считает произошедшее «провокацией по линии соприкосновения войск» и называет действия азербайджанских военных «адекватным ответом».
Так как отношения Турции и России сейчас оставляют желать лучшего, некоторые наблюдатели расценивают обострение конфликта в Нагорном Карабахе как попытку Турции (и, предположительно, стран Запада) помешать укреплению России в регионе Кавказа, Закавказья, Черного моря. Например, сайт «Свободная пресса» предположил, что «США и Британия сделали все возможное, чтобы столкнуть Россию и Турцию лбами. С этой точки зрения, Карабах усиливает противостояние Москвы и Анкары».

«Азербайджан все последнее время демонстрировал, что остается верным союзником Турции, и теперь пытается получить от этого дивиденды. Баку надеется разморозить карабахский конфликт, и решить проблему Карабаха в свою пользу под политическим прикрытием Анкары», — заявил этому сайту заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
В то же время, научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев в интервью агентству «Ридус» сказал, что Азербайджан и Армения вряд ли начнут полноценную войну, а Турции еще один крупный конфликт и вовсе ни к чему. «Я не думаю, что это может произойти. У Турции сегодня большие проблемы помимо Азербайджана и Карабаха. Ей сейчас куда важнее как-то загладить конфликт с Россией, нежели вступать с ней в какую-то, пусть даже заочную войну. Тем более, что на мой взгляд, намечаются какие-то минимальные положительные сдвиги в отношениях между Турцией и Россией», — считает он.
Что происходит в самом Карабахе?
Там готовятся к войне. Как сообщает агентство Sputnik Армения, администрация республики формирует списки резервистов и организует сбор добровольцев. Сотни людей, по данным властей, отправляются в районы столкновений. По данным агентства, в столице НКР Степанекерте при этом пока спокойно и даже работают ночные кафе.
Из-за чего конфликт
Армения и Азербайджан с 1988 года не могут договориться о принадлежности Нагорного Карабаха — обширной местности на границе двух стран. В советское время это была автономная область Азербайджанской ССР, однако ее основное население — этнические армяне. В 1988 году область заявила о выходе из АССР. В 1992-1994 Азербайджан в ходе военного конфликта полностью потерял контроль над Нагорным Карабахом, и местность провозгласила независимость, назвав себя Нагорно-Карабахской республикой (НКР).

С тех пор мировое сообщество не может говориться о судьбе НКР. В переговорах в рамках ОБСЕ участвуют Россия, США, Франция. Армения выступает за независимость НКР, а Азербайджан стремится вернуть территорию в состав своего государства. Хотя формально НКР не признана государством, армянская община во всем мире многое делает для лоббирования интересов Армении в конфликте. Например, ряд американских штатов принял резолюции о признании независимости НКР.
Сказать, что какие-то страны однозначно «за Армению», а другие «за Азербайджан» (за исключением разве что Турции), пожалуй, нельзя. У России дружественные отношения с обеими странами.
www.znak.com
Карабахский конфликт не может иметь военного решения – президент Италии

KarabakhTimes.com — Нагорно-карабахский конфликт не может иметь военного решения, урегулирование должно быть только политическим, заявил президент Италии Серджио Маттарелла на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
Как сообщает пресс-служба правительства, Серджио Маттарелла также подчеркнул, что Италия продолжит сбалансированную политику в вопросе нагорно-карабахского конфликта, в том числе в ходе председательства в ОБСЕ, а также приложит все усилия для достижения исключительно мирного урегулирования в рамках сопредседательства в МГ ОБСЕ.
В свою очередь, Пашинян заявил, что Армения заинтересована в мирном урегулировании конфликта и готова продолжать усилия в переговорном процессе, а также выразил благодарность главе Италии за сбалансированную позицию в этом вопросе и за содействие усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Пашинян и Маттарелла отметили важность укрепления стабильности в регионе, формирования атмосферы мира и активного диалога между сторонами нагорно-карабахского конфликта.
В ходе встречи главы государств коснулись вопросов сотрудничества в экономической, оборонной и гуманитарной сферах, представляющих взаимный интерес. Также ими было отмечено эффективное сотрудничество в сфере обороны, в частности, в рамках совместной миротворческой миссии в Ливане.
Маттарелла также заверил, что приложит все усилия, чтобы парламент Италии как можно скорее ратифицировал Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве между Арменией и Европейским союзом.
Встреча президента Италии Серджио Маттареллы с премьер-министром Армении Николом Пашиняном прошла в рамках его государственного визита в страну.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. —
newsarmenia.am
karabakhtimes.com
Армянский политолог видит угрозу новой эскалации карабахского конфликта

KarabakhTimes.com — Осенью возможна новая эскалация карабахского конфликта, заявил журналистам в пятницу директор института Востоковедения Национальной Академии наук Армении, политолог Рубен Сафрастян.
«Не исключаю, что осенью азербайджанская сторона предпримет агрессивные действия и достаточно широкомасштабные в отношении Арцаха. Судя по новой азербайджано-турецкой игре, считаю, что Азербайджан намерен перейти к конкретным действиям»,-сказал Сафрастян.
По мнению эксперта, для окончательного урегулирования карабахского конфликта необходимо прямое участие Арцаха в переговорном процессе, а не через посредничество Армении.
«Налицо два факта: возвращение Арцаха в переговорный процесс необходимо, а Азербайджан полностью исключает подобную возможность. Необходимо дипломатическими путями добиться вовлечения Степанакерта в переговорный процесс, при этом продолжая переговоры между Ереваном и Баку», — считает Сафрастян.
Комментируя в данном контексте высказанную канцлером Ангелой Меркель в Ереване позицию Германии, эксперт отметил, что позиция Берлина не может отличаться от позиции Франции, являющейся одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
24 августа канцлер Германии Ангела Меркель во время визита в Армению заявила, что для ее страны важны переговоры, путем которых можно решить конфликты.
«После Второй мировой войны Германия ведет очень осторожную политику, делая акцент только на защите своих экономических интересов. Мне кажется, что особых интересов Германии на Южном Кавказе нет, и в карабахском урегулировании ее позиция мало будет отличаться от общей позиции Евросоюза, которую в Минской группе представляет Франция. Соответственно, надежда на активность Германии в процессе урегулирования излишняя», — сказал Сафрастян.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.—
newsarmenia.am
karabakhtimes.com
Следующая война приведет массовым разрушениям, большому числу погибших и к трагедии
Ситуация вокруг Карабахского конфликта намного ближе к войне, нежели к миру. Президент Азербайджана Алиев может поддаться соблазну и попытаться повторить апрельское нападение, но еще более опасен конфликт, возобновившийся случайно или из-за неверного расчета. В интервью с Первым Информационным отметил старший научный сотрудник фонда «Карнеги Европа», эксперт по вопросам Южного Кавказа Томас де Ваал, добавив, что никто не может предугадать ход следующей вероятной войны. Единственное, что можно с уверенностью сказать, это то, что будут массовые разрушения и большое число погибших. Эксперт представил свое видение того, посредством какой модели можно добиться окончательного решения Карабахской проблемы. По словам де Ваала, в первую очередь необходимы серьезнейшие гарантии безопасности, которые защитят армян Нагорного Карабаха, и позволят азербайджанцам вернуться в прилегающие районы.
– Господин де Ваал, как Вы считаете, почему Алиев решил изменить дату президентских выборов в Азербайджане? Он пытается сочетать их по времени с президентскими выборами в России и предстоящими в Армении избирательными процессами? И какое отношение имеет этот его шаг к Карабахскому конфликту?
– Я так не думаю. Я считаю, что он изменил дату выборов, потому что мог, имел такую возможность. Зачем ждать, если экономическая ситуация в Азербайджане сегодня благоприятная, и в течение следующих шести месяцев многое может измениться в сферах экономики, безопасности, следовательно, он решил провести выборы поскорее. Это привело в неожиданность оппозицию, она не смогла самоорганизоваться. Этим шагом он попросту упростил себе жизнь. Это и есть основная причина. Конечно, есть некоторые нюансы, но основная причина в этом.
– Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что после предстоящих в апреле президентских выборов переговоры по карабахскому урегулированию активируются. Нужно ждать активизации переговоров или наоборот – эскалации конфликта?
– К сожалению ситуация скорее намного ближе к войне, нежели к миру. После апреля 2016 года риторика стала более агрессивной, линия соприкосновения более милитаризирована. Но этим процессом управляют президенты двух стран – Ильхам Алиев и Серж Саргсян, и если президенты изменят свое мнение, то ситуация может очень быстро измениться. Если президент Алиев после переизбрания решит, что хочет активировать переговорный процесс, то очень многое может сделать. Но давайте подождем и посмотрим. И не очень оптимистичен, хотя возможно все.
– Какие иные есть факторы, которые могут спровоцировать войну? Почему Алиев должен решить начать новую войну, если в ходе Апрельской войны не достиг серьезных успехов?
– Я думаю, что Азербайджан достиг некоторых успехов в ходе Апрельской войны. Это вызвало в стране сильную патриотическую волну, народ объединился вокруг руководства, следовательно, это принесло Алиеву некоторые положительные результаты. По этой причине он может поддаться соблазну и повторить это, если хочет повысить легитимность своей власти. Но я считаю, что президент Алиев проявит осторожность. Зачем идти на риск, если это может привести к плохим последствиям? Меня больше беспокоит случайная вспышка конфликта из-за неверного расчета, а не продуманные действия. Если произойдет какой-то инцидент, то местное командование может отреагировать, и ситуация очень быстро может выйти из-под контроля.
– Как Вы считаете, чем закончится следующая война?
– Никто не может предсказать, как будет протекать конфликт. Единственное, что мы можем спрогнозировать, это то, что будут массовые разрушения, большое число жертв и большая трагедия. Один день одна из сторон может добиться успеха, в другой день – другая сторона. Но я думаю, что единственное, что можно спрогнозировать, это то, что будут невинные жертвы.
– И немного о политике ненависти. Почему руководство Азербайджана накануне президентских выборов ужесточает милитаристскую риторику? Эти заявления о захвате Карабаха в течение одной недели, возвращении Еревана делаются только для внутренней аудитории, или же они могут быть реализованы, и перерасти в реальные действия на линии соприкосновения?
– Я думаю, что в основном это внутренняя политика. Карабахский фактор консолидирует население. Президент разыграл патриотическую карту. Говоря о возвращении Еревана, он в действительности обращался к некой широкой группе общества, в частности, известной, как «еразы» (ереванские азербайджанцы – ред.). Это те люди, которые приехали из Армении.
Об агрессивных настроениях в Азербайджане можно сказать две вещи. Первое – статус-кво не удовлетворяет Азербайджан. В Армении об этом никогда не должны забывать. Они потеряли территории, очень много людей лишились своих домов, следовательно, статус-кво невыгоден Азербайджану. Второе – милитаристская риторика уничтожает оппозицию. Оппозиции в Азербайджане также националистская, что означает, что президент может быть национальным лидером, если применяет подобную риторику. А третье обстоятельство — это то, что подобные заявления, конечно, наносят вред мирному процессу и усложняют жизнь, но такова печальная действительность.
– Есть ли возможности для достижения прогресса в переговорном процессе? В конце концов, как Вы представляете окончательное урегулирование конфликта? По какой модели конфликт может быть разрешен?
– Я считаю, что проблема может быть разрешена только в том случае, если будут массовые гарантии безопасности, которые защитят армян Карабаха, которые останутся там, где сегодня проживают, и дадут возможность азербайджанским беженцам вернуться туда, где они прежде жили. Следовательно, необходимо осуществить большую операцию в вопросе безопасности, и как можно дальше отложить вопрос статуса. Таким образом, армяне Карабаха будут иметь де-факто статус, который имеют сегодня, а азербайджанцы сумеют вернуться в прилегающие к Нагорному Карабаху районы, и вопрос статуса будет отложен. Это – единственная возможная модель, которая удовлетворит обе стороны, но ни одна из сторон в данный момент к этому не готова.
– Проблема в методологии урегулирования конфликта. По какому варианту должны быть реализованы эти действия – поэтапному или пакетному варианту?
– Я считаю, что единственным понятным механизмом будет пошаговый, когда сначала начинают решать некоторые легкие вопросы, потом переходят к более сложным.
– Но армяне недовольны вариантом поэтапного решения.
– Я знаю. Но с другой стороны, я считаю, что первым шагом должно быть предоставление больших гарантий безопасности армянам Карабаха.
karabakhtimes.com
Армения и посредники исключают войну
Алиев же уповает на силовое решение
О безальтернативности мирного урегулирования азербайджано-арцахского конфликта заявили главы МИД Армении и Франции Зограб Мнацаканян и Жан-Ив Ле Дриан на совместной пресс-конференции в Ереване.
“Армения придает важное значение усилиям Франции, совместно с другими странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ — Россией и Соединенными Штатами, по мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы. В этом контексте мы вновь подтверждаем приверженность Армении исключительно мирному урегулированию карабахской проблемы. Мы с коллегой были едины во мнении, что для успеха процесса важно наличие способствующей миру атмосферы”, — отметил Зограб Мнацаканян.
Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, Франция занимает свое место в этом вопросе и решительно настроена на продолжение этой роли. В карабахском урегулировании неприемлемы ни статус-кво, ни силовой вариант, вопрос нужно решать прагматично и более креативно”, — сказал глава внешнеполитического ведомства Франции. Он добавил, что всегда получает информацию относительно инцидентов в зоне конфликта и что Франция будет поддерживать любую инициативу, которая позволит продвинуться в разрешении вопроса и в установлении мира и стабильности в регионе.
Французский министр почти повторил свое заявление, сделанное накануне в Баку. Почти, поскольку, согласно азербайджанским СМИ, в Баку Жан-Ив Ле Дриан указал лишь на неприемлемость статуса-кво. “Существующий статус-кво не может быть вариантом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы хотим мира и стабильности в регионе. Надеемся, в предстоящие месяцы Франция также будет более активной в поиске варианта урегулирования”, — цитирует главу МИД Франции бакинское агентство АПА. Зная любовь наших азербайджанских коллег к искажению в угоду политике официального Баку заявлений даже высокопоставленных представителей других государств, можем предположить, что и на этот раз произошло нечто подобное, поскольку Франция в совместных с другими сопредседателями МГ ОБСЕ заявлениях неоднократно указывала на неприемлемость силового решения конфликта и на то, что урегулирование возможно на основе принципов права народов на самоопределение, территориальной целостности и неприменения или угрозы применения силы. Однако заявления международных посредников азербайджанским СМИ не указ, они руководствуются исключительно указаниями высшего руководства Азербайджана. А ведь буквально накануне приезда французского министра в Баку президент АР Ильхам Алиев с присущим ему апломбом заявил, что “международное право более не действует, это реальность, на передний план выходит фактор силы, и мы должны привести нашу политику в соответствие с реальностью, поэтому мы должны усиливать экономический, военный потенциал и другие сферы для приближения урегулирования конфликта”.
Вряд ли ультимативный тон Алиева адресован Армении, которая слышит подобные угрозы не первый год и, несмотря на потуги устрашения Баку, не пугается и не собирается сдавать позиции. Заявления Алиева адресованы, скорее, международным посредникам, которых Баку уже не одно десятилетие безуспешно пытается вынудить надавить на Ереван и склонить его к односторонним уступкам, но при этом всячески уклоняется от принятия каких-либо обязательств и отвергает любые инициативы медиаторов по формированию атмосферы доверия в регионе. “Сегодня Азербайджан является страной, которая проводит независимую политику. Возможности влияния на нашу политику извне равны нулю. Могу сказать, что сейчас даже попыток таких нет“, — высокопарно заявляет Алиев. Это, по сути, вызов сопредседателям Минской группы. Алиев открытым текстом дает понять, что, несмотря ни на что, не намерен реализовать ни соглашение от 1994 года о режиме прекращения огня, ни соглашение от 1995г., где упоминаются механизмы расследования инцидентов. Чего уж питать иллюзии по поводу согласия Баку на возвращение в переговорный процесс Арцаха, от ведения переговоров с которым Азербайджан категорически отказался весной 1997г. с целью переведения азербайджано-арцахского конфликта в плоскость якобы территориальных притязаний Армении и объявления последней “агрессором”. И теперь министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров цинично заявляет, что “если руководство Армении предлагает участие в переговорном процессе представителей сепаратистского режима в Нагорном Карабахе, значит оно хочет положить конец мирному процессу…” И это в том случае, что именно Баку в 1988г. развязал, по сути, военные действия против проживавшего на всей территории бывшей Азербайджанской ССР армянского населения, а также против Арцаха и Армении. Так что выражаемая ныне Баку якобы готовность к переговорам с Ереваном — это блеф, ширма для прикрытия своей милитаристской политики, основанной на фальсификации сути конфликта, превращающей его в территориальный спор с Арменией и формирования базы для военного решения.
В распространенном 8 мая в ООН меморандуме МИД Республики Арцах, в котором представлена позиция арцахского государства по широкому кругу вопросов, касающихся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, подчеркивается, что, искаженно интерпретируя нормы международного права, Азербайджан предпринимает безуспешные попытки оправдать свою деструктивную политику по изоляции Арцаха и препятствованию мирному урегулированию азербайджано-карабахского конфликта: “Торпедируя любые миротворческие инициативы, агрессивно навязывая логику конфронтации, пытаясь развязать новую войну, азербайджанские власти надеются изменить ход урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, в котором отчетливо прослеживается тенденция к все большему признанию решающей роли народа Арцаха в определении своего будущего”.
“Азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся с массовых нарушений прав армянского населения Арцаха и Азербайджана, продолжается до сих пор именно по причине нежелания азербайджанской стороны отказаться от политики отрицания индивидуальных и коллективных прав граждан Республики Арцах. Данная политика, выражаемая, в том числе в стремлении изолировать Арцах, вкупе с непрекращающимися военными провокациями азербайджанской стороны, является не только нарушением Азербайджаном своих международных обязательств, но и серьезной угрозой миру и безопасности на Южном Кавказе”, — отмечается в меморандуме.
На этом фоне сложно сказать, каким будет содержание переговоров, на “скорейшее возобновление” которых выражают надежду страны-сопредседатели МГ ОБСЕ. Но международным посредникам по статусу полагается если не лелеять, то по крайней мере демонстрировать оптимистический настрой, что они и делают на протяжении не одного десятка лет. Другое дело, что в отдельных заявлениях медиаторов содержатся интригующие высказывания. В частности, президент США Дональд Трамп в письме Ильхаму Алиеву в связи со 100-летним юбилеем АДР пишет, что “предстоящие месяцы откроют возможности для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что создаст более хорошие возможности для расширения сотрудничества между США и Азербайджаном”. Трамп при этом подчеркивает, что США как сопредседатель МГ ОБСЕ, искренне желают сотрудничать с Алиевым “для устойчивого урегулирования этого конфликта мирным путем”. С одной стороны, Вашингтон явно выражает Баку неприемлемость возобновления военных действий в зоне конфликта. С другой, намекает на некие новые возможности для урегулирования. Что бы это значило?..
Гаяне Мовсесян, «Республика Армения»
karabakhtimes.com