Как погиб маршал Митрофан Иванович Неделин. Трагедия на Байконуре
Уроженец Слуцкого района Константин Герчик стал очевидцем жуткой трагедии на Байконуре.Генерал-полковник, кандидат военных наук Константин Васильевич Герчик родился в 1918 году в семье крестьянина в Слуцком районе Минской области. В 1957-м был назначен начальником штаба космодрома Байконур, а с 1958 по 1961-й — начальник первого космодрома в мире.
22 февраля 1960 года Совмином утверждается Госкомиссия во главе с замминистра обороны главкомом РВСН маршалом артиллерии Митрофаном Неделиным, задачей которой является проведение летных испытаний новой ракеты Михаила Янгеля Р-16. Уже в сентябре первый летный образец ракеты прибывает на полигон. Много позже, в 1998 году, об этом «изделии» напишет бывший в ту пору начальником полигона генерал Константин Герчик: «Вопреки логике и здравому смыслу Р-16 прибыла к нам «сырой», с крупными дефектами и недоработками. Но тогда не нашлось никого, способного доложить «наверх» правду о неготовности Р-16 к испытаниям. Расчет строился на «авось». Мы же, испытатели, были поставлены перед фактом и стали заложниками ситуации… Авантюризм власть предержащих приблизил беду и несчастье, которые невозможно было предвидеть…»
Константин Герчик:
В 18 часов 5 минут 24 октября объявляется получасовая готовность. И тут случилось неожиданное. Произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, и огромные хвосты раскаленных газов мгновенно сожгли множественное количество человеческих тел, облепивших мачты обслуживания, примыкающих мостками к ракете. Через секунды заполыхал первый ракетный блок, который почти тут же взорвался. Взрыв оглушающей силы расплескал компоненты топлива по всей стартовой площадке и на многие десятки метров от нее, сжигая все и всех, кто оказался на пути огненного потока.
Все, кто стоял подальше, бросились убегать. Площадку строили в спешке, лишь часть заасфальтировали. Асфальт от жары нагрелся, кто попал сапогами в него, приклеились и сгорели. Потом на этом месте оставались только очертания фигур людей и негорючие предметы — металлические деньги, связки ключей, кокарды, пряжки от ремней, противогазов. А некоторых охваченных пламенем остановила колючая проволока, они так и повисли на ней, мертвые. Горело все, кроме каблуков и подошв сапог. Потом по ним определяли, кем был погибший, военным или гражданским. Если бы строители успели заасфальтировать всю площадку, жертв, наверное, было бы еще больше.На кадрах документального кинофильма, который снимала полигонная фотолаборатория, было видно, как пытаются убежать от огненного вала два солдата срочной службы в защитных костюмах ракетчиков, держа каждый в руке приспособление, которое они так и не бросили, хотя оба горели, как два факела.
fishki.net
взрыв Р-16 на Байконуре » Военное обозрение
24 октября 1960 года на полигоне Байконур в казахстанских степях произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. В этот день на старте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. По официальной информации, тогда погибло 78 человек (по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше — 126 человек). Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР — маршал М.И. Неделин. Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения.Окончание Второй мировой войны достаточно быстро ознаменовалось переходом к войне холодной, а также к гонке вооружений, в том числе ядерных. При этом с самого момента появления ядерного оружия в СССР и США стали задумываться над средствами его доставки на территорию вероятного противника. США в этом отношении было гораздо проще, американцы располагали мощным флотом стратегических бомбардировщиков, а также сетью военных баз недалеко от границ Советского Союза. СССР вынужден был парировать эту угрозу. Среди прочих вариантов в стране активно разрабатывались межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 17 декабря 1959 года главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин был назначен первым главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), а уже 20 января 1960 года на вооружение Советской Армии была принята МБР Р-7, созданная ОКБ-1 под непосредственным руководством С. П. Королёва.

Главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель
Однако с данной ракетой было достаточно проблем. В первую очередь, она была очень большой, дорогой и сложной в обслуживании. Константин Николаевич Руднев, председатель Госкомитета СССР по оборонной технике, говорил: «Если сосчитать весь объем затрат на каждый пуск ракеты, то окажется, что мы стреляем городами». Помимо этого, громоздкие стартовые позиции МБР Р-7 были слишком уязвимыми и открытыми для первого ядерного удара, а сами ракеты требовали для подготовки к старту большое количество времени — более суток, также они могли оставаться в заправленном состоянии всего несколько часов, больше было просто нельзя.
К концу 1950-х годов США поставили на боевое дежурство 40 межконтинентальных баллистических ракет. В противовес американцам Советскому Союзу необходимо было в кратчайшие сроки создать и развернуть свои боевые МБР, которые могли бы с территории СССР поражать стратегические объекты противника. При этом роль надежного ракетно-ядерного щита страны решили отвести ракете Р-16.
Конструктор ОКБ-586 (в будущем КБ «Южное») Михаил Кузьмич Янгель был категорически против ракет на криогенном топливе (то есть королёвских), предлагая свои — на высококипящих компонентах, которые оставались жидкими при обычной температуре: керосине и азотной кислоте. Начиная с 1957 года, он работал над своей ракетой Р-16, в которой использовались самые ядовитые компоненты — несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии — гептил) в качестве топлива и растворенный в азотной кислоте тетраоксид диазота (амил) в качестве окислителя. Но насущная необходимость создания МБР длительного хранения превышала все риски. Как показал дальнейший опыт испытаний и эксплуатации ракет среднего радиуса действия Р-12, их можно было держать готовыми к старту на протяжении месяцев и даже лет.
В сентябре 1960 года первая собранная ракета Р-16 была отправлена из Днепропетровска, где располагалось КБ, на Байконур. 26 сентября ее доставка на полигон была завершена. С этого момента начался трудный и долгий процесс испытаний. 23 октября 1960 года межконтинентальную баллистическую ракету заправили компонентами топлива и сжатыми газами на пусковой площадке полигона под №41.

Ракета Р-16
Стартовая позиция для ракеты Р-16 представляла собой покрытую бетоном площадку с пусковым столом, расположенным в центре. Вокруг стола находилась закрытая сверху металлическими решетками канава-приямок, предназначенная для сбора компонентов ракетного топлива, которые могли пролиться во время процедуры заправки МБР. Из этой канавы топливо по трубопроводу отводилось в специальный приемный бак, находящийся в подземном помещении. Недалеко от стартового стола в специальном автобусе находился передвижной КП для руководителя работ по подготовке ракеты к запуску. Испытатели ракеты Р-16 назвали этот командный пункт «банкобусом».
В 8-10 метрах от площадки располагался наклонный спуск, который вел в подземное помещение, находящееся под стартовым столом, здесь были смонтированы дизель-генераторы на случай отключения сети электропитания, разнообразные коммуникации и аппаратура, весы для взвешивания ракеты. Примерно в ста метрах от старта находился служебный одноэтажный корпус, в котором размещались стартовые подразделения воинской части, конференц-зал и кабинеты главных конструкторов. Между стартовой площадкой и служебным корпусом находился подземный бункер. Это был КП, откуда поступали все команды по управлению пуском МБР. Территорию старта окружал довольно широкий ров, а за ним было расположено ограждение из колючей проволоки.
Пусковой стол, который принимал огромный вес заправленной топливом ракеты, представлял собой достаточно массивное кольцо с четырьмя регулируемыми опорами, на эти опоры устанавливались кронштейны ракеты. Это кольцо опиралось на 4 колонны, которые уходили в мощную плиту, расположенную на бетонном фундаменте. В центре стартового стола находился конусообразный отражатель, предназначенный для отвода выхлопных газов из камер сгорания двигателя Р-16. При этом стартовый стол вместе с ракетой мог поворачиваться вокруг вертикальной оси, данную операцию выполняли при наведении ракеты Р-16 в плоскость стрельбы.

Процесс установки ракеты Р-16 на стартовом столе
Тележку с МБР Р-16 подкатывали к стартовому столу и крепили к специальным упорам, которые были вмонтированы в бетонированную площадку. С противоположной стороны к столу подводили установщик и при помощи механизма подъема и тросов Р-16 переводили в вертикальное положение. Подъем огромной ракеты представлял собой величественное зрелище: 30-метровая громадина вместе с пристыкованной к ней на стартовой площадке головной частью и транспортировочной тележкой медленно разворачивалась и поднималась в вертикальное положение, после чего на время зависала в воздухе над стартовым столом, а затем опускалась на его опоры. После этого выполнившую свое предназначение тележку убирали со старта. Для того, чтобы ракету не опрокинули сильные порывы ветра, она крепилась к стартовому столу специально предусмотренными для этого стяжками.
Сам маршал Неделин, который очень сильно был увлечен новой ракетной техникой, лично вылетал к местам посадок космических аппаратов, хотя его должность и не требовала подобной самоотдачи. Помимо этого, маршал наблюдал испытания первых в СССР атомных и водородных бомб. Когда во время строительства на Байконуре бетонного бункера управления специалисты отметили, что в нем можно будет выпить чаю даже при прямом попадании ракеты, Неделин отметил, что пить чай в такой ситуации лучше километрах в пятидесяти от этого места. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября 1960 года маршал находился вне защищенного бункера.
Испытания новой ракеты проходили ровно, без каких-то особенных проблем вплоть до 18 часов 23 октября. В этот момент из-за дефектов пульта подрыва вместо защитных пиромембран магистрали окислителя второй ступени были прорваны пиромембраны магистрали горючего первой ступени ракеты. Прошло несколько минут и самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов газогенератора маршевого двигателя первой ступени. Как впоследствии было установлено, из строя вышел главный токораспределитель.
Неисправности были достаточно серьезными. Технически ракету можно было снять со стартового стола, однако тогда пришлось бы сливать с нее топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности используемого топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все имеющиеся уплотнители — их создатели гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнители продержатся не больше 24 часов. На подготовку к запуску второй ракеты Р-16 понадобилось бы не меньше месяца. По этой причине было принято решение заменить главный распределитель, отсечные клапаны газогенератора и продолжить работы с ракетой. Утром 24 октября сработавшие пиропатроны поменяли при помощи обычного паяльника.
После катастрофы ракеты-носителя лунного спутника Е-3, которая произошла 19 апреля того же года и, по счастью, обошлась без человеческих жертв, Королёв договорился с Неделиным о специальном постановлении Госкомиссии, по которому все ненужные при старте ракеты люди должны были быть эвакуированы подальше, а остающиеся на ИП-1 (измерительный пункт), должны были находится в окопах. Однако в этот раз вокруг ракеты Р-16 находилось большое число специалистов, которые занимались подготовкой ее к старту, а также других людей — всего около 250 человек.

24 октября примерно в 18:45 произошел пожар — самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени ракеты Р-16 был приведен в нейтральное положение. По пути в нейтральное положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени ракеты. По планам конструкторов это был резервный вариант на тот случай, если после завершения работы двигателя первой ступени по штатным каналам не пройдет команда на запуск двигателя второй ступени. При этом все предохранители, которые могли бы помешать такому запуску, на тот момент были уже сняты, их сняли, когда искали неисправности ракеты. Огнем от включившегося двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В результате практически мгновенно вспыхнули более 120 тонн компонентов ракетного топлива. Последовавший далее взрыв разметал горящие компоненты топлива на сотни метров вокруг. После запуска второй ступени ракеты Р-16 и возникшего пожара автоматически включились кинокамеры, которые должны были запечатлеть ход проводимых испытаний. Благодаря работе этих камер, до нас дошли жуткие кадры катастрофы с людьми, которые пытались избежать смерти в океане охватившего их пламени.
Пожар и последовавшие за ним взрывы превратили стартовую позицию в настоящий ад. От центра стартового стола с огромной скоростью разбегались в стороны концентрические волны огненного смерча, которые уничтожали все на своем пути. Взрывное возгорание шло практически лавинообразно. И хотя оно продолжалось по времени не больше минуты, огонь распространился на десятки метров во все стороны. Компоненты топлива из баков ракеты Р-16 выплескивались на стоявших вблизи нее испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой.
Пожар на стартовом столе продолжался и после выгорания компонентов ракетного топлива. Пламя бушевало на объекте несколько часов. Горело все, что только могло гореть: оборудование, различные агрегаты и сооружения, проложенные кабельные коммуникации. Расплавились и горели баки ракеты Р-16, в пламени уцелели только рассчитанные на воздействие высоких температур двигатели первой и второй ступени ракеты, которые были произведены из специальной жаропрочной стали.

Во время катастрофы часть людей спасла мгновенная реакция: не теряя ни секунды, они постарались убежать как можно дальше. Часть таких счастливчиков отделалась лишь ожогами. Сам конструктор, который практически все время проводил на стартовой площадке, буквально за минуту до катастрофы решил закурить. Янгель не стал курить на месте запуска, как позволяли тогда себе некоторые начальники, он дисциплинированно отошел в специально обустроенную курилку. Таким образом, курение спасло жизнь ему и еще нескольким сопровождавшим его людям. В то же время десятки людей погибли в пламени практически мгновенно или скончались позднее от страшных ожогов. Сам Янгель вскоре был сражен обширным инфарктом, который в его жизни был уже вторым по счету, но в итоге остался жив.
При взрыве МБР Р-16 погибли главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, а также замминистра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, жертвами катастрофы стали многие конструкторы, техники, инженеры и военные. В некоторых источниках говорилось о том, что от маршала Неделина остались золотая звезда Героя Советского Союза, наручные часы и погон; по другим данным — металлический ободок маршальской фуражки и пуговица. Но очевидцы произошедшего говорили, что в непосредственной близости от ракеты из-за высокой температуры пламени от людей остались только черные пятна на сером асфальте — это были тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось в море огня.
Сподвижник Королёва Борис Евсеевич Черток достаточно жестко отреагировал на неудачу конкурентов, высказавшись о том, что всего одна ракета Р-16, даже не стартовая, без взрывчатки на борту (боевая часть ракеты была заполнена балластом), смогла убить больше людей, чем десяток немецких ракет Фау-2, упавших на Лондон в годы Второй мировой войны. Комиссия по расследованию обстоятельств произошедшей на Байконуре катастрофы сделала следующие выводы: «Руководители испытаний продемонстрировали излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса». При этом наказывать по итогам катастрофы никого не стали — непосредственные виновники случившегося уже сами наказали себя.

Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин
Катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 стала не единственным отказом ракетной техники в те дни. 10 октября 1960 года при первой попытке запуска ракеты на Марс произошел отказ двигателя третьей ступени — в двигатель не поступал керосин. Вторая попытка, которая была предпринята 14 октября, также оказалась неудачной: ракеты даже не смогли выйти на околоземную орбиту, хотя предполагалось, что они смогут долететь до Марса.
Николай Петрович Каманин, организатор и руководитель процесса подготовки первых космонавтов, по горячим следам произошедших катастроф и аварий записал в своем дневнике, что настоящие причины постигших отрасль неудач не рискнет установить никто. По его словам, пуски ракет были приурочены к визиту Хрущева в Нью-Йорк, а также его выступлению в ООН, поэтому в процессе подготовки к запускам была допущена преступная неорганизованность и спешка. Черток считал, что ракету Р-16 спешили испытать до празднования Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1960 года. На тот момент времени «космическая политика» нередко оказывала поддержку политике Хрущева, который, естественно, не оставался внакладе.
84 погибших солдата и офицера были похоронены на Байконуре в братской могиле. Гражданских специалистов без лишнего шума хоронили в тех городах, где они работали и жили. 26 октября 1960 года советская пресса официально сообщила о том, что Главный маршал артиллерии и главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, Герой Советского Союза, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Союза ССР, герой Великой Отечественной войны Митрофан Иванович Неделин погиб при исполнении своих служебных обязанностей. Сообщалось, что маршал погиб в результате авиационной катастрофы.

Мемориал на месте катастрофы
Разрушенная в результате взрыва и последующего затем пожара стартовая площадка была довольно быстро восстановлена, это удалось сделать за 3 месяца. 2 февраля 1961 года здесь состоялся первый после катастрофы пуск МБР Р-16, который в целом был признан удачным. В этот раз возле ракеты находилось не более 20 человек, а Янгель наблюдал за стартом, как это и полагалось делать, из бункера. По словам очевидцев запуска, наземный старт ракеты Р-16 был очень красивым. Летные испытания ракеты Р-16 были официально завершены только в феврале 1962 года, после чего данные ракеты стали основой группировки советских межконтинентальных баллистических ракет.
После катастрофы на космодроме Байконур была внедрена строгая система контроля действий каждого человека, который находился у любой ракеты в день ее запуска. Несмотря на это, ровно через 3 года после «катастрофы Неделина» (как данное событие назвали на Западе) произошла еще одна катастрофа. 23 октября 1963 года при подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А из шахты во время заправки по неосторожности был пролит керосин. В результате загазованность шахты кислородом была превышена в 1,5 раза. На следующий день, 24 октября 1963 года, расчет ракеты обнаружил, что при входе в телеметрическую комнату не горит одна из лампочек. При замене перегоревшей лампочки от случайной искры накопившиеся пары керосина вспыхнули, в шахте начался пожар, который в итоге привел к гибели 8 участников испытаний. С тех самых пор 24 октября ракеты с космодрома Байконур не запускают — в этот день здесь вспоминают всех тех, кто погиб при покорении космоса и создании стратегического ракетного щита страны.
Источники информации:
http://warspot.ru/4221-katastrofa-nedelina
http://www.nkj.ru/archive/articles/8244
http://svpressa.ru/society/article/32604
Материалы из открытых источников
topwar.ru
126 жертв самой страшной космической катастрофы СССР
О том, что произошло в этот трагический день «КП» рассказывал ветеран Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владислав Васильевич Борзенко:
— Я оказался среди тех немногих, которые находились в то время на стартовой площадке 41 и случайно остались живы. С тех пор я считаю 24 октября моим вторым днем рождения.
Впервые я прилетел на Байконур в сентябре 1960 года. Нас поселили в бараках на 10-й площадке, расположенных тогда между сегодняшним госпиталем и берегом реки Сырдарьи. Ленинск (так тогда назывался город при космодроме — Ред.) только начинал строиться.
На площадке 41 готовилась к первому пуску межконтинентальная ракета Р-16. Мы монтировали и отлаживали оборудование для регистрации теплового и силового воздействия газовых струй двигателей ракеты на стартовый стол и стартовую площадку. Наше основное оборудование размещалось под стартовой площадкой примерно в 40 м от стартового стола. Управление им велось из бункера.
Стартовый стол в центре площадки был установлен на специальных весах, смонтированных в колодце под стартом. Через этот же колодец снизу к ракете по паттерне из бункера подходили кабели, по которым осуществлялось управление подготовкой к пуску и пуск ракеты. Весы измеряли и дополнительно контролировали вес сухой и заправленной ракеты.
Несколько слов нужно сказать о технических характеристиках ракеты. Это двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета дальностью полета 13 тысяч км. Тяга ракетных двигателей первой ступени – 240 тонн (4 двигателя по 60 тонн тягой каждый). Компоненты топлива: окислитель – концентрированная азотная кислота, горючее – несимметричный диметилгидрозин (гептил). Это высокоэнергетические, самовоспламеняющиеся при соединении друг с другом и крайне ядовитые жидкости. Количество заправленных компонентов – примерно 120 тонн.

55 лет назад на Байконуре на старте взорвалась межконтинентальная ракета
Первый пуск ракеты Р-16 был намечен на конец октября 1960 года.
23 октября 1960 года ракета была заправлена топливом и началась проверка ее систем. Уже была объявлена суточная готовность. При проведении дальнейших работ по техплану подготовки ракеты к пуску в системе управления запуском второй ступени были обнаружены неполадки.
Чтобы решить что делать дальше состоялось заседание Государственной комиссии под председательством маршала ракетных войск М.И. Неделина. По техническим условиям ракета в заправленном состоянии могла находиться не более 24 часов. Технических средств для обеспечения слива и приема топлива из ракеты не было. Поэтому было решено проводить работы по устранению неисправности на заправленной ракете.
24 октября я и четверо сотрудников НИИ-4, когда наверху проводились работы с ракетой, проводили заключительные работы по настройке осциллографов. Покидать стартовую площадку мы должны были по объявлении 15-минутной готовности. Примерно в шесть часов вечера я с сотрудником нашей группы Анатолием Красновым вышли наверх к стартовому столу. Холодный ветер нес по бетону сухой песок с мелким колючим снегом. Быстро темнело. На площадке обслуживания трудились военные и гражданские. Кто-то по пояс перегнулся в открытый люк второй ступени, устраняя неисправность. Внизу у ракеты стоял крытый брезентом кунг, в котором при свете ручного фонаря рассматривали развернутый на столе чертеж электросхемы и что-то активно обсуждали. Я обратил внимание на слишком большое количество военных и гражданских, находившихся на стартовой площадке и не входивших в состав боевого расчета. На скамье у края площадки возле автобуса сидели маршал М. И. Неделин и начальник полигона генерал К. В. Герчик.
Около стартового стола я встретил своего однокурсника Бориса Сергеева, работавшего в ОКБ В. П. Глушко. Он рассказал, что недавно женился, что очень доволен работой. Мы вспомнили технологическую практику на заводе в Днепропетровске, где собирался тогда технологический макет ракеты. Ему, как и мне, шел тогда 25-й год. Это оказалась наша последняя встреча. Он погиб на том месте, где мы расстались.
Попрощавшись с ним, я пошел в свою аппарель. Я открыл входную дверь и уже вошел внутрь, когда вдруг услышал мощный рокот ракетных двигателей. Стена огня со стартовой площадки плеснула вниз на наклонный спуск для въезда в аппарели. Через несколько секунд вбежал А. Краснов с опаленным лицом и рыжими следами огня на пальто. Из потолочных окон, через которые в аппарель входили кабельные стволы, повалил удушливый запах азотной кислоты и гептила. Чтобы не задохнуться, мы закрывали окна летными меховыми куртками, осциллографной бумагой и всем другим, что годилось для этого.
Пытаясь выйти, открыли дверь наружу, но выйти было невозможно, перед нами стояла стена огня. Вверху сквозь рев огня слышались глухие разрывы. Перед входом лежали два человека, упавшие с крыши аппарели. Мы втащили их внутрь, пытаясь снять с них горящую одежду и загасить огонь. Наши усилия оказались тщетными. Оба умерли на наших глазах. Я достал из их одежды документы. Один из них был майор Магницкий, фамилию другого не помню. У третьего, которого мы внесли к нам в аппарель чуть позже, лицо представляло кровавое месиво, был переломан нос. Когда он пришел в себя, первым вопросом его было: «Что с главным маршалом?». «Парень сошел с ума», — подумали мы. Спасенным оказался адъютант маршала М. И. Неделина подполковник Салов.

О маршале М. И. Неделине было объявлено, что он погиб в авиационной катастрофе
Наконец-то мы смогли выйти наверх. На старте еще что-то горело. Ракеты не было, от высокой температуры ее баки расплавились, обломки конструкции безжизненно догорали. В прибывшие автобусы грузили обожженных живых и обгоревших погибших.
Нас отвезли в гостиницу на площадку 42. Дежурные, обходя номера, ставили в списках крестики напротив фамилий тех, кто уже не вернется или был отправлен в госпиталь на центральную десятую площадку. Работники столовой разносили молоко для прибывших со старта. Кто-то достал припасенную к дому зеленую солдатскую фляжку со спиртом и мы выпили за упокой погибших и здоровье вернувшихся живыми.
На следующий день после аварии мне и моим товарищам снова довелось побывать на стартовой площадке. Ракета почти вся сгорела и расплавилась. Возле стартового стола кое-где лежали лужи застывшего металла, похожие на огромные капли олова, упавшие с большого паяльника. На опоре стартового стола как-то боком висела двигательная установка с четырьмя камерами сгорания. Стрелы установщика и транспортной тележки опустились и лежали как раскинутые руки от стартового стола, горизонтально вдоль стартовой площадки. На почерневшем от огня бетоне стартовой площадки выделялись белые контуры людей, заживо сгоревших в огне. В тонких замерзших лужах на площадке валялись связки ключей, почерневшие медали, монеты. Тяжелые металлические ворота аппарелей были искорежены взрывной волной и, раскрытые, криво висели на мощных петлях. Сильно пахло гептилом и азоткой, впитавшихся в бетон.
Я спешил скорее уехать домой и по молодости, отказался от обследования и лечения в госпитале. Дома временами появлялась нервная дрожь позвоночника и еще долго тошнило от запаха свежей краски, ацетона, бензина.
До отъезда домой я видел кадры об этой трагедии. Их снял оператор, находившийся в расположенном напротив старта специальном укрытии.
На земле самопроизвольно по ошибочной команде запустились двигатели второй ступени. Пламя рвануло вниз на площадку и лавина огня, стелившегося метровым слоем над поверхностью, заливала людей и все, что было вокруг. Горящие люди, как факелы, выбегали из бушующего огня, падали и, кружась от боли в песке, пытались сбить с себя пламя. Некоторые, добежав до колючей проволоки, ограждавшей площадку 41, повисали на ней и замирали.
На площадке развивался мощный пожар. От высокой температуры прогорели и стали разрушаться баки первой ступени. Тонны самовоспламеняющегося топлива образовали адский ревущий огонь, пожирающий все, что было вокруг и саму ракету.
В этой трагедии погибли на месте и умерли позднее в госпитале от ожогов и отравления легких 74 военных и 52 гражданских. Погиб главный конструктор системы управления ракеты Б. И. Коноплев, маршал М. И. Неделин и многие другие известные военные и гражданские специалисты. Чудом остался в живых начальник полигона генерал К.В.Герчик, его взрывной волной выбросило на крышу аппарели. Повезло главному конструктору двигателей В. П. Глушко и генералу А. Г. Мрыкину, отошедшим вдвоем за пределы площадки за несколько минут до аварии. Случайно остался в живых главный конструктор ракеты М. К. Янгель. На следующий день, 25 октября, он собирался отметить свой день рождения. Подойдя к бункеру, он захотел выкурить сигарету, чиркнул спичкой о коробок и вдруг яркая вспышка озарила темноту. Главный конструктор бросился бегом к своей ракете и, когда пламя чуть стихло, обожженными руками помогал тем, кто не мог двигаться сам.
В этой трагедии погибли на месте и умерли позднее в госпитале от ожогов и отравления легких 74 военных и 52 гражданских
Число погибших долго скрывали. О маршале М. И. Неделине было объявлено, что он погиб в авиационной катастрофе. А на центральной 10-й площадке, недалеко от госпиталя, шли похороны. Поездами и самолетами в цинковых и деревянных гробах доставляли останки погибших домой на их родину.
Позднее на месте захоронения был установлен обелиск. Вокруг обелиска на мраморных плитах выбиты имена 54 человек, погибших в аварии при подготовке испытательного пуска новой межконтинентальной ракеты Р-16. Всего же количество жертв, захороненных в парке на 10-й площадке г. Ленинска и отправленных в гробах домой, достигло 126.
Каждый год 24 октября на Байконуре в парке у памятного обелиска проходит скорбный и торжественный митинг в память о тех, кто беззаветно выполнял свою работу по обеспечению безопасности своей Родины и отдал ей самое дорогое – свои жизни.
www.kp.ru
Самые крупные аварии на Байконуре. 1960-2018
11 октября во время старта с космодрома Байконур, арендуемого Россией у Казахстана, произошла авария на борту ракеты-носителя «Союз МС». К счастью, никто не погиб.
В настоящее время «Роскосмос» приостановил все пилотируемые запуски и начал расследование аварии. Ее уже назвали самой страшной космической катастрофой за последние 40 лет. Глава NASA Джим Брайденстайн сообщил, что американская сторона проведет собственное тщательное расследование случившегося.
В связи с произошедшем Kaktakto вспомнил самые известные катастрофы космических кораблей, которые происходили на космодроме Байконур.
1960 год. Катастрофа Неделина
Самая страшная и первая крупная авария, произошедшая на Байконуре. За 30 минут до пуска произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16.
Произошло разрушение баков первой ступени, начался пожар итогом, которого стала гибель 74 человек, правда, по другим данным, погибло не менее 120 человек.
Информация о трагедии в советской прессе была засекречена, учитывая, что пуск планировался к очередной годовщине Октябрьской революции. Причиной аварии в итоге было названо грубое нарушение правил техники безопасности. Как показало расследование, непосредственные виновники аварии погибли при взрыве. Никто из оставшихся в живых наказан не был.
Ежегодно на «Байконуре» вспоминают жертв трагедии. Проходят митинги с возложением венков у братской могилы погибших на проспекте Гагарина, у памятника на месте бывшей стартовой площадки Р-16.

1975 год. Потеря «Союза»
Корабль «Союз — 18-1» стал следующим крупным космическим кораблем, который потерпел катастрофу на Байконуре. Он стартовал, чтобы доставить экипаж из двух космонавтов на станцию «Салют-4».
Во время старта произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя, должно было произойти отделение второй ступени ракеты, но этого не случилось. Это похоже на то, что произошло на космодроме 11 ноября 2018 года.
Сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата от ракеты. Космонавтам, находившимся на борту, удалось спасти, они приземлилась в Монголии, откуда были впоследствии эвакуированы.
1983 год. Новый провал «Союза»
В сентябре 1983 года «Союз Т -10-1» намеревался доставить экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», однако этого не случилось, так как случилось возгорание топлива.
Заработала система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который в итоге приземлился недалеко от стартового комплекса. По счастливому стечению обстоятельств никто из представителей экспедиции не погиб и не пострадал.
Ракета-носитель при этом самоуничтожилась. Началось возгорание 180 тонн горючего, пожар тушили в течение 20 часов.
После этого случая вплоть до развала СССР все старты на Байконуре случались в штатном режиме. Новые случаи аварий уже были после развала Союза.

1993 год. Старт «Протона» не удался
Не удалось вывести на орбиту один из спутников связи, космический аппарат «Горизонт №39Л». В 1999 году вновь произошли проблемы с «Протоном», дважды корабли падали в Карагандинской области. При первой аварии фрагмент корабля упал на жилую территорию, возник пожар ступеней на высотах 28-30 км.
Во время второй аварии обломки упали в малонаселенном районе Карагандинской области, тогда правительство Казахстана потребовало изменить правила аренды Россией Байконура и обеспечить безопасность полетов. Были и более радикальные предложения полностью запретить пуски «Протонов» с Байконура.
Уже после прихода к власти в РФ Владимира Путина договор об аренде действительно был пересмотрен, сам космодром перешел в ведение России до 2050 года. Вместе с тем Москва обязалась обеспечить безопасность полетов. Однако инциденты с «Протонами» продолжились.
2007 год. Падение перед Назарбаевым
В сентябре 2007 года «Протон-М» после неудачного запуска упал в 40 км от Жезказгана, в воздух распылилось опасное вещество гептил. Примечательно, что именно в это время в городе с визитом находился президент Нурсултан Назарбаев.
На этот раз реакция Астаны была жесткой. Для ликвидации экологического ущерба Казахстан затребовал от России выплатить компенсацию в размере $60,7 млн. Однако в итоге Москва выплатила в 30 раз меньше.

2010 год. Падение в Тихом океане
Еще одна крупная катастрофа с «Протоном» произошла в декабре 2010 года. На орбиту должны были быть выведены три спутника системы «Глонасс», однако ракета-носитель отклонилась от курса и упала в Тихий океан.
2013 год. Слишком много гептила
Очередная крупная катастрофа произошла в июле 2013 года. После старта ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 произошла авария и падение на 32-й секунде полета на территории космодрома — приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса.
В этот момент в ракете находилось около 600 тонн компонентов топлива гептил, большая часть которых сгорела при взрыве. Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии «Протон-М» стала неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания при сборке ракеты в ноябре 2011 года.
Три датчика из шести были перевернуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о ее ориентации. Экологические активисты в Казахстане после аварии потребовали от властей обратить внимание на небезопасные выбросы гептила, от которого страдают граждане страны.
kaktakto.com
взрыв смертоносной ракеты на Байконуре
Десятки человек, в том числе маршал Митрофан Неделин, погибли в результате взрыва ракеты на космодроме Байконур ровно 54 года назад.
Катастрофа с десятками жертв произошла 54 года назад на космодроме Байконур за полчаса до планированного запуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Трагедия, по официальным подсчетам, унесла жизни 78 человека, в том числе и главного маршала артиллерии Митрофана Неделина. Эта катастрофа на Байконуре не была единственной, но стала одной из самых крупных, произошедших на космодроме в годы Холодной войны. Ее, как и любой другой, можно было избежать, если бы не были грубо нарушены правила техники безопасности.Гордость ракетных разработок
24 октября 1960 года на одной из самых секретных площадок СССР — Байконуре — сотрудники космодрома готовились к запуску долгожданной для советской власти межконтинентальной баллистической ракеты. Уникальность Р-16 заключалась в том, что она могла стоять заправленной длительное время, в отличие от своих предшественниц, которые после восьмичасовой стоянки не запускались. Помимо этого ею было удобно управлять во время запуска на дальние дистанции. Единственный минус — токсичные компоненты, которые входили в состав топлива. Этот и другие недостатки планировалось устранить к моменту запуска, который был назначен на июнь 1961 года. Сроки, однако, пришлось сдвинуть. К началу 1959 года начинает обостряться международная обстановка, из-за чего правительство СССР подталкивает разработчиков ракеты к сокращениям сроков изготовления Р-16 и других моделей. Летные испытания Р-16 перенесли на четвертый квартал 1960 года, а организацию серийного производства ракет — на 1962 год. Заводские испытания первой ракеты были завершены в августе 1960 года, а уже в конце сентября она прибыла на полигон Тюратам. Также в сентябре был утвержден состав Государственной комиссии по проведению летных испытаний, ее председателем был назначен заместитель министра обороны СССР главный командующий Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.Преждевременный старт
Испытание и запуск ракеты находились на особом контроле ЦК КПСС и высшего руководства страны Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Сроки работ неоднократно сокращались. В итоге было принято решение приурочить летные испытания к годовщине Великой октябрьской революции (7 ноября). Работы велись в две смены, благодаря чему многочисленные замечания были устранены к 20 октября, а на следующий день ракета была доставлена на 41 площадку космодрома, где над Р-16 была проведена предусмотренная предстартовой подготовкой пристыковка головной части, подъем и установка ракеты на пусковой стол, подключение коммуникаций и испытание всех систем. К 23 числу ее баки были полностью заправлены. По решению комиссии пуск был назначен на 19 часов вечера следующего дня, несмотря на то, что система пиромембран была не до конца отработана, что могло привести к капельной течи топлива и самовозгоранию его компонентов. Помимо этого была не до конца отточена схема контроля срабатывания пиромембран. Перед запуском было принято решение улавливать «на слух» их работу, при этом не доверяя бортовой системе. При проверке работы в главном распорядителе системы управления первой системы оплавилась изоляция проводов одного из жгутов, через которые проходит ток. Решено было устранить неполадки, в то время как ракета, уже заправленная взрывоопасным горючим, дожидалась своего запуска. У специалистов оставались ровно сутки на устранение всех неточностей и неполадок.Смертоносный запуск
Первую половину 24 октября (дата официального запуска ракеты) специалисты устраняли обнаруженные дефекты и заменяли неисправное оборудование. К обеду стало понятно, что запуск невозможен, но экспертам никто не внял. Неделин убедил весь коллектив в том, что именно их работы и вовремя запущенной ракеты ждут советские жители и власть. В общей сложности, кроме необходимых для проведения работ около 100 человек, на стартовой площадке присутствовали еще до 150 человек. Около 18.45 была объявлена получасовая готовность к пуску, и начато выставление в ноль программного токораспределителя. В какой-то момент произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, огненная струя разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Параллельно с этим включились установленные кинокамеры, которые должны были фиксировать успешный запуск. Именно благодаря им позже удалось восстановить катастрофу вплоть до секунды. Люди, которые находились на тот момент на площадке, загорались как спички от волн пламени, распространявшихся в разные стороны и уничтожавших все на своем пути. Объятые огнем, они пытались потушить себя, разбегаясь в разные стороны. Возникший огонь за 20 секунд уничтожил все, до чего мог «дотянуться», а останки ракеты догорали в течение двух часов. Только после этого получилось приступить к аварийно-спасательным работам.Жертвы спешки
В огне, образовавшемся после взрыва, заживо сгорели главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник Александр Носов, начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Евгений Осташев и Рубен Григорьянц, заместители главного конструктора ракеты Леонид Берлин и Виктор Концевой, заместитель главного конструктора двигателя Георгий Фирсов, главный конструктор системы управления Борис Коноплев. Всего же в момент катастрофы погибли 57, были ранены 42 военнослужащих, погибли 17 и были ранены семь представителей промышленности. В госпиталь в тяжелом состоянии был доставлен в больницу и зампредседателя государственного комитета Совета министров по оборонной технике Лев Гришин, впоследствии скончавшийся. Выжить удалось лишь нескольким людям, которые отлучились покурить: главный конструктор ракеты Михаил Янгель, член Госкомиссии, главный конструктор и директор ВНИИЭМ и член Госкомиссии Андраник Иосифьян, главный конструктор ОКБ МЭИ Алексей Богомолов. В тот день мог остаться в живых и Гришин, которого тоже пригласили в курилку, но он задержался на площадке… Сообщение о произошедшем с просьбой выделить спасателей и медицинских сотрудников сразу же было направлено Хрущеву. Прибывшие на место трагедии увидели жуткую картину: около сотни изуродованных огнем тел погибших и десятки обезображенных раненых. Среди останков тело Неделина найти не удалось: лишь звезда Героя Советского Союза, маршальский погон и остановившиеся часы на месте, где в последний раз его видели, доказали, что он также стал жертвой катастрофы. Выжившие были в срочном порядке доставлены в госпитали. Людей, которым срочно требовалась пересадка кожи, отправили в Москву. Со 2 ноября по 3 января в госпиталях скончались Гришин и еще три военнослужащих. Жертвами трагедии по официальным данным стали 78 человек, по неофициальным — 126. Информация о трагедии была засекречена, родственникам, близким погибших и свидетелям запрещалось говорить правду. Гибель Неделина скрыть от общественности было нельзя, поэтому был придуман миф о том, что он погиб в авиакатастрофе. Останки и тела погибших были захоронены 27 октября на Красной площади, а урну с прахом Неделина с почестями поместили в некрополе у Кремлёвской стены. Гришин был захоронен на Новодевичьем кладбище в Ленинграде под охраной, остальных военнослужащих погребли на десятой площадке в парке города Ленинска в братской могиле. Останки гражданских специалистов развезли по городам: Днепропетровск, Харьков, Киев, Москва, Загорск. Хоронили скрытно. Похороны шестерых работников прошли в разных местах городского кладбища, без указания точных дат смерти.Причины катастрофы
В ночь на 25 октября на полигон вылетела правительственная комиссия во главе с председателем президиума Верховного совета СССР Леонидом Брежневым. На первом заседании он заявил, что никого наказывать за аварию не будут, так как ответственных за безопасность на площадке в живых больше нет. По результатам проведенной проверки причин катастрофы было несколько. Первая ошибка — предварительный прорыв разделительных мембран топливных баков второй ступени ракеты во время отмененного накануне старта. Кроме того, в нарушение инструкции не было слито топливо. Чтобы уложиться в срок, во время предстартовой подготовки использовалось преждевременное оборудование. За полчаса до пуска была начата операция выставления «в нуль» программных механизмов систем управления.Засекреченная правда
Несмотря на строжайшую секретность, информация в западные СМИ просочилась. Уже в декабре того же года итальянское новостное агентство Continentale сообщило, что маршал Неделин и еще 100 человек погибли при взрыве ракеты. Дополнительные детали трагедии были сообщены диссидентом Жоресом Медведевым в 1976 году британскому журналу New Scientist. Первой публикацией о катастрофе в советских СМИ стал очерк в журнале «Огонек», опубликованный лишь спустя 29 лет. В 1999 году была сформирована рабочая группа, которая подготовила наградные документы на участников этой катастрофы.Продолжить испытания
Все нарушения были устранены, а взлетное поле восстановлено. Помимо этого на площадку при запуске больше не допускалось такое количество людей. Ракета после этого запускалась трижды, и лишь четвертый запуск, который состоялся в августе 1962 года, был объявлен успешным. Постановлением правительства межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 была принята на вооружение 20 октября 1962 года. Елена Молчановаpolit.info
КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ | Наука и жизнь
Катастрофа, о которой идет речь, произошла на космодроме Байконур 24 октября 1960 года при подготовке к пуску первой боевой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Один из непосредственных участников тех трагических событий Ким Ефремович Хачатурян повествует о последствиях взрыва, не оставляя за скобками технических подробностей и авторской версии случившегося.Через десять лет после катастрофы участники подготовки первого пуска ракеты Р-16 собрались у мемориала в Солдатском парке города Ленинска. Байконур, 24 октября 1970 года.
Основатель школы военных испытателей Второго управления космодрома Байконур, начальник отдела комплексных испытаний и пуска А. С. Матренин. 1961 год.
В честь первого пуска боевой межконтинентальной баллистической ракеты на полигоне Байконур воздвигнут обелиск — устремленная ввысь ракета Р-16.
Группа создателей ракетно-космической техники.
‹
›
ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ПУСКА
Анализируя все, что произошло на космодроме Байконур вечером 24 октября 1960 года, невольно начинаешь верить в фатальность рока, в то, что каждому предначертана своя судьба. Из страшного пожара, который охватил стартовую площадку за несколько минут до старта первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, некоторым посчастливилось выйти живыми. Рассказы очевидцев легли в основу этой главы.
Перед стартом предстояло проверить точность настройки редуктора высокого давления, который подает сжатый газ на борт ракеты. Только инженер К. Луарсабов закончил работу, как заметил вверху, на второй ступени, вспышку и услышал хлопок: «Как мне показалось, огонь вырывался из обтекателя, где расположены камеры рулевых двигателей. Я решил, что запустился один из них, и мгновенно сообразил, что спасение в ногах, и мы «чухнули» вместе с Н. Мягковым со скоростью метеоров». Они успели преодолеть не больше десяти метров, прежде чем огонь из двигателя второй ступени прожег бак окислителя первой ступени и раздался мощный взрыв. Воздушная волна огромной силы повалила бегущих, придавила их к земле, и оба потеряли сознание.
«С земли поднялся как ни в чем не бывало, - продолжает свой рассказ Луарсабов, — стал озираться вокруг: темно, во всполохах пламени видны искореженные части горящих топливных баков, пожарные из брандспойтов тушат огонь, слышны какие-то команды, подъезжают и отъезжают машины. Впереди, из рва, что окаймляет стартовую площадку, раздаются крики о помощи. Я пошел в направлении голосов, прыгнул в ров и неожиданно наткнулся на Мягкова. Оказалось, что он быстрее меня пришел в сознание и тоже попал в ров. Тут какой-то солдат спрашивает: «Скажите, что с моим лицом?» А на лице живого места нет, все обожжено. Мы помогли ему вылезти из рва и повели в гостиницу. По дороге нас подхватила какая-то машина и подвезла. В вестибюле «люксовской» гостиницы уже был врач, он предлагал всем выпить концентрированное молоко. Я взглянул на свои руки — они были в желто-красных волдырях, схватился за голову, и с нее посыпалось то, что еще недавно называлось шевелюрой… В медпункте, сплошь набитом обгоревшими, стонущими людьми, нам с Мягковым показалось, что мы пострадали меньше других, и хотели уходить. Но нас усадили в машину и отвезли в госпиталь». Луарсабов пролежал в госпитале месяц, а Мягков полгода. У него была обожжена треть тела, и ему делали пересадку кожи.
В момент аварии рядом с ракетой находились два специалиста по системе прицеливания. Один из них, инженер Е. И. Павленко с завода «Арсенал», сидел, склонившись над прибором, лицом к ракете. После взрыва он так и остался на месте. Другой, инженер А. С. Хоменя из ОКБ, стоял рядом с ним спиной к ракете. Когда загрохотало, среагировал мгновенно и, не оглядываясь, рванул с места. Если бы он поднял голову и посмотрел назад, то без сомнения разделил бы участь своего товарища. Что было дальше, как преодолел ограждение из колючей проволоки, как оказался в гостинице — ничего не помнит. Ясно одно: инстинкт самосохранения, автоматические, единственно правильные действия помогли ему вырваться из огня с минимальными потерями. Обнаружили Хоменю в шоковом состоянии в гостиничном номере. Оказывается, он совершенно автоматически вбежал в свою комнату, разделся, лег в постель и с головой накрылся одеялом.
Невероятную историю рассказал Б. Александров. Он видел, как один офицер спрыгнул с верхней площадки обслуживания на стоявшую внизу машину с брезентовым тентом. В это время произошел взрыв, воздушная волна подхватила его, отбросила в сторону и положила на землю.
Другой случай. За несколько секунд до взрыва дежурный по стартовой площадке подошел к стоявшему рядом с Главкомом М. И. Неделиным командиру войсковой части полковнику А. А. Кабанову и доложил, что его вызывают на аппарат дальней связи. Тот спустился вниз и едва успел закрыть за собой дверь, как запустился двигатель второй ступени и начался пожар.
Чудом остался жив и сам М. К. Янгель, который в этот день почти неотлучно находился на стартовой площадке. «Мне захотелось покурить, — вспоминал он впоследствии, — но, подумав о том, какой пример я подам подчиненным, не стал это делать на площадке, как позволяли себе некоторые начальники, а направился в курилку. Проходя мимо Главкома, подумал пригласить и его, но не решился и пошел в курилку один. Когда зажег спичку, то удивился, как от нее все вокруг озарилось. Но тут донесся грохот, я обернулся и увидел всю эту жуткую картину…».
Едва придя в себя, Михаил Кузьмич бросился навстречу взрыву. Он срывал с выбегавших из огня людей горящую одежду, тушил ее, как мог, обжег себе руки, но не ушел до тех пор, пока генерал А. Г. Мрыкин и еще кто-то из военных насильно не отвезли его в гостиницу. Как только врач перебинтовал ему руки, Янгель снова вернулся к горящей ракете.
27 октября 1960 года в Солдатском парке города Ленинска хоронили погибших военнослужащих, а цинковые гробы с телами гражданских специалистов самолетами отправили на их родину: в Днепропетровск, Харьков, Киев, Москву, Химки и Загорск. В конце октября разъехались по домам и оставшиеся в живых участники трагедии.
День пуска первой боевой межконтинентальной ракеты Р-16 стал черным днем в истории Байконура. С тех пор 24 октября на полигоне не планируются и не проводятся не только пуски ракет, но и любые значительные работы на стартовых позициях. И все же ровно через три года, в тот же день, здесь произошла еще одна трагедия. При подготовке к пуску из шахты учебной ракеты Р-9А по неосторожности во время заправки пролилось горючее, и шахта оказалась сильно загазованной. Чуть позже, при замене перегоревшей лампочки, от искры в электропатроне произошла вспышка, и начался пожар, приведший к гибели восьми ракетчиков -испытателей.
ДВЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ
Комиссия по расследованию причин катастрофы образовала три рабочие группы: по двигательным установкам — во главе с их главным конструктором В. П. Глушко, по конструкции ракеты в целом — во главе с первым заместителем М. К. Янгеля В. С. Будником и «легендарную» — для описания хода испытаний Р-16 на технической и стартовой позициях, всех выявленных замечаний и принятых по ним решений — во главе с руководителем испытаний А. С. Матрениным и ведущим конструктором по электроиспытаниям К. Е. Хачатуряном. Однако всем трем группам поработать практически не пришлось и вот почему.
Утром 25 октября мы сидели в служебной комнате первого отдела и анализировали комплексную электрическую схему системы управления. Детально прослеживая каждый ее элемент, я вдруг обнаружил, что при подготовке системы управления к пуску образовалась незапланированная команда на запуск двигательной установки второй ступени.
Схема показывала, что при выполнении операции «переустановка шаговых двигателей в исходное состояние» в момент замыкания контактов программного токораспределителя напряжение с шины, появившееся при подключении к бортовой кабельной сети автономно задействованной ампульной батареи второй ступени, беспрепятственно поступает на запуск пиростартера двигателя второй ступени и на электропневмоклапан наддува пусковых бачков.
Весть о выдаче преждевременной команды мигом распространилась по всему МИКу. Группа двигателистов тут же выехала на стартовую позицию и, осмотрев уцелевшие части ракеты, подтвердила факт запуска и выхода на режим двигательной установки второй ступени. Основная причина пожара была очевидна.
В этот же день состоялось техническое совещание с участием академиков А. Ю. Ишлинского и А. Г. Иосифьяна, некоторых членов правительственной комиссии и представителей Министерства обороны. Инженер В. Кукушкин дал объяснения по заложенной в ракете схеме запуска двигателей первой и второй ступеней, а мне пришлось на самодельной схеме, начерченной на листе ватмана, показать, как при проведении предпусковых операций от системы управления поступила преждевременная команда на запуск маршевого двигателя второй ступени.
Как же появилась эта злосчастная операция в технологическом графике подготовки и пуска ракеты?
Проблемы начались еще во время автономных испытаний штатной гироплатформы. Тогда было обнаружено, что на шаговый двигатель потенциометра по каналу тангажа (этим термином называется угол наклона продольной оси ракеты к горизонту) от блока усиления программируемых импульсов (БУПИ) хаотически поступали импульсы напряжения. Они проворачивали потенциометр, и на выходе гироплатформы появлялась ложная команда. Причину появления этих импульсов искали долго. Совершенно случайно обнаружили, что они возникают на выходе БУПИ в момент включения или выключения обычного бытового вентилятора. Так выяснилось, что помехозащищенность прибора недостаточна. Для того, чтобы избавиться от электромагнитных помех, решили приостановить работу всех сильноточных потребителей (портальных кранов, сварочного оборудования, других приборов) и запретить движение автотранспорта в радиусе одного километра от МИКа. Такие чрезвычайные меры позволили закончить автономные испытания гироплатформы. Прибор установили на борт ракеты и провели заключительные операции перед ее транспортировкой на стартовую позицию.
Чтобы исключить всякую возможность появления ложной команды по каналу тангажа при пуске ракеты, представитель главного конструктора гироприборов А. И. Минаев предложил ввести в технологический график операцию по переустановке в исходное состояние шаговых двигателей со штатного наземного пульта системы управления. Здесь следует уточнить один важный момент: схема подключения БУПИ при автономных испытаниях гироплатформы существенно отличалась от схемы подключения прибора на борту ракеты. При автономных испытаниях выход БУПИ напрямую подключался к шаговому двигателю, а в схеме изделия выход БУПИ подключался к шаговому двигателю только при замыкании контакта подъема ракеты. Из этого следует, что до замыкания контакта подъема никакой команды по каналу тангажа быть не могло. Это подтверждали и результаты многократных комплексных испытаний ракеты в МИКе, при которых ложных команд зафиксировано не было.
Техническое руководство испытаний все же одобрило предложение А. И. Минаева, и это было роковой ошибкой! Дело в том, что еще раньше те же руководители приняли решение задействовать ампульную батарею второй ступени вне ракеты (ее нужно было держать в теплом помещении) и ставить на борт по часовой готовности к пуску. Так приходилось поступать из-за того, что разработчик ампульных батарей -Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока к началу испытаний не успел освоить выпуск корпусов батарей с обогревательны ми секциями, как требовалось по техническому заданию. Поэтому на стартовую позицию поставили специальную машину с обогреваемым кунгом, в котором держали задействованную батарею. За час до старта ее извлекали, поднимали на верхнюю площадку обслуживания и устанавливали на борт.
Таким образом, преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени спровоцировали три фактора: во-первых, заблаговременно автономно были подорваны разделительные пиромембраны второй ступени, и пусковые бачки заполнились компонентами топлива; во-вторых, тоже заблаговременно была задействована бортовая ампульная батарея второй ступени, в результате чего на бортовой шине второй ступени появилось напряжение; в-третьих, была проведена незапланированная операция по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние.
Каждый из этих факторов в отдельности не мог повлиять на нормальный процесс подготовки ракеты к пуску, но их сочетание привело к катастрофе. Пожар произошел бы и при наличии только двух последних факторов. В этом случае неизбежно запустился бы пиростартер маршевого двигателя второй ступени, турбина пошла бы вразнос, разрушила баки ракеты, и последствия были бы не менее трагичными.
И все-таки влияние всех трех факторов на исход первого пуска Р-16 можно было обнаружить. Для этого нужно было глубоко проанализировать электрическую схему (ведь нигде и никогда раньше операция по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние не была опробована) либо проверить набор схемы к пуску с учетом всех принятых изменений на стенде системы управления в ОКБ-692. Но, к сожалению, ни того, ни другого сделано не было.
Заключительное заседание Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы состоялось 26 октября. Его открыл тогда еще молодой и энергичный Л. И. Брежнев. От имени Правительства, ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущева он выразил соболезнование в связи с гибелью специалистов промышленности и испытателей полигона и заверил, что будут приняты все меры по оказанию помощи пострадавшим и членам семей погибших. Брежнев сообщил, что, поскольку за допущенные ошибки и просчеты спросить не с кого, так как все руководители, ответственные за техническую сторону и за безопасность работ, за исключением М. К. Янгеля и А. М. Мрыкина, погибли, руководство страны приняло решение специального расследования по этому факту не проводить.
Вторым выступил М. К. Янгель. Дословно доклад его я не помню, но суть, продуманность каждого слова, точность и убедительность аргументов остались в памяти на всю жизнь. Янгель заявил, что, как Главный конструктор комплекса и технический руководитель испытаний, он несет полную ответственность за все случившееся. По его мнению, количество жертв и пострадавших оказалось таким большим потому, что с ракетой мы все были «на ты», тогда как с такой сложной техникой необходимо всегда обращаться только «на Вы». Проанализировав ход событий, Янгель утверждал, что если бы этого не случилось здесь, на полигоне, то все равно произошло бы в другом месте и в другой обстановке, но уже с ядерной боевой головной частью. Масштабы разрушений и жертвы были бы тогда немыслимыми.
В этот же день, после совещания, были составлены два важнейших совершенно секретных документа, которые хранятся в архиве Президента России: доклад Правительственной комиссии Центральному Комитету КПСС и Техническое заключение по выяснению причин катастрофы. Оба эти документа были рассекречены только в 1995 году.
Из доклада Центральному Комитету КПСС: «В соответствии с поручением ЦК КПСС комиссией рассмотрены на месте обстоятельства катастрофы при испытаниях ракеты Р-16, имевшей место 24 октября 1960 года в НИИП Министерства обороны СССР.
Выяснением причин катастрофы с участием ведущих специалистов установлено следующее.
Ракета Р-16 с 26 сентября с.г. находилась на полигоне в монтажно-испытательном корпусе. В процессе технической подготовки ракеты выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре системы управления и кабельной сети, которые устранялись силами специалистов промышленности и военнослужащих полигона…
При подготовке ракеты к пуску было допущено отступление от утвержденной технологии… В результате этого произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени…, что и привело к мощному пожару и полному разрушению ракеты на старте.
Руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа возможных последствий.
При подготовке ракеты к пуску также имели место серьезные недостатки в организации работы и режиме. На стартовой площадке при часовой готовности ракеты, кроме необходимых для работы 100 специалистов, присутствовало еще до 150 человек…»
Некоторые выводы Технического заключения: «1. В процессе подготовки пуска изделия имел место ряд случаев, указывающих на наличие ненормальностей и дефектов в кабельной сети, бортовых батареях, пульте подрыва пиромембран и распределителе системы управления.
Руководство испытаниями не придало этому должного значения и … без достаточной проработки и анализа последствий допустило ряд отклонений от установленного порядка подготовки к пуску…
2. Непосредственной причиной катастрофы явился недостаток комплексной схемы системы управления, допускающий несвоевременный запуск маршевого двигателя второй ступени при проведении предстартовой подготовки. Этот недостаток не был выявлен при проведении всех предшествующих испытаний…»
Совершенно очевидно, что в выводах Технического заключения второй пункт противоречит первому. На самом деле непосредственной причиной катастрофы стало включение в «Технологический график подготовки и пуска ракеты Р-16» технически необоснованной операции по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние.
ПАРИТЕТ ДОСТИГНУТ
В первых числах ноября 1960 года в Харькове прошло расширенное техническое совещание специалистов по системе управления ракеты Р-16. В нем участвовали председатель Государственного комитета по радиоэлектронике В. Д. Калмыков, разработчики систем управления других ракет во главе с Н. А. Пилюгиным, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР Г. Г. Пашков, председатель Госкомитета по оборонной технике К. Н. Руднев и главные конструкторы М. К. Янгель, В. И. Кузнецов, А. Г. Иосифьян, Н. С. Лидоренко. Они определили сроки доработки бортовых приборов и наземного испытательного комплекса системы управления, план подготовки второго летного изделия, сроки корректировки документации и возобновления летно-конструкторских испытаний.
В середине ноября на завод отправили вторую летную ракету, через месяц пришли новые бортовые приборы. После полного цикла заводских испытаний с доработанным наземным комплексом системы управления изделие погрузили в специальные вагоны, и железнодорожный состав вновь отправился на полигон. Этим же поездом в Тюра-Там выехала бригада испытателей во главе с Главным конструктором М. К. Янгелем. Это было в последних числах декабря 1960 года.
Вечером 31 декабря Михаил Кузьмич пригласил нас в свой вагон-салон на встречу Нового, 1961, года. Ровно в полночь машинист на пару минут остановил состав — то ли об этом позаботился Кузьмич, то ли на железной дороге такая добрая традиция, — и мы подняли бокалы с шампанским. Утром 1 января поезд прибыл на Байконур, и началась подготовка к испытаниям второй летной ракеты Р-16.
Председателем Государственной комиссии по испытаниям был назначен начальник Научно-исследовательского института ракетных войск Министерства обороны генерал-лейтенант А. И. Соколов. Техническое руководство по-прежнему осуществлял М. К. Янгель. По его предложению начальником Второго управления был назначен инженер-полковник А. А. Курушин, бывший в то время начальником отдела на полигоне Капустин Яр. Заместителем главного конструктора по испытаниям стал ведущий конструктор ракеты Р-12 В. В. Грачев. Среди тех, кто готовил к старту вторую ракету, были и участники первого пуска 24 октября 1960 года, но никаких признаков психологического груза катастрофы, боязни или неуверенности в их действиях не было. Главный конструктор бортовых электромеханических приборов А. Г. Иосифьян возглавил рабочую группу, которая должна была заниматься тщательной проверкой и анализом надежности системы управления в случае отклонения от технической документации.
Работы на стартовой позиции на сей раз проводились особенно тщательно, при строгом соблюдении всех требований инструкции по безопасности. Во время заправки и после нее около ракеты находилось не больше двадцати человек.
Пуск состоялся 2 февраля 1961 года. На этот раз по часовой готовности все были эвакуированы от старта на безопасное расстояние. В бункере наблюдательного пункта кроме боевого расчета оставались только М. К. Янгель и главные конструкторы некоторых систем на случай принятия экстренных решений.
Старт второй ракеты Р-16 прошел гладко, без каких-либо ЧП. Но и после удачного первого запуска предстояло преодолеть еще много трудностей. Были и аварийные пуски, причины которых могли выявить только натурные испытания. Но главное — ракету научили летать.
Результаты каждого пуска докладывались первым делом лично Н. С. Хрущеву, причем, если пуск был успешным, ему звонил председатель Госкомиссии А. И. Соколов, а если нет, то со словами: «Это по твоей части» — он передавал эту обязанность М. К. Янгелю.
Успешные старты ракеты Р-16 позволили приступить к серийному изготовлению всего комплекса, включая наземное оборудование пусковых установок, еще до завершения программы летно-конструкторских испытаний. Ответственность за такое решение безоговорочно взял на себя Михаил Кузьмич Янгель. В этом проявились его высочайшая мера ответственности за судьбу Отечества и безграничная вера в создаваемые образцы ракетной техники. Уже в октябре 1961 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 была принята на вооружение Советской Армии.
Пуск ракеты с наземного старта навсегда остался в памяти как необыкновенно красивое зрелище. В полной боевой готовности заправленная компонентами топлива белоснежная ракета стоит на пусковом столе, все коммуникации, кроме кабелей, отсоединены, вспомогательные агрегаты убраны. Через три секунды после нажатия кнопки «Пуск» из раструбов камер вначале рулевого двигателя, а затем и маршевой двигательной установки первой ступени вырываются мощные струи-факелы огня. Они поднимают над пусковым столом и бетонной площадкой буровато-желтое облако пыли, дыма и огня, которое охватывает половину ракеты. На несколько мгновений возникает опасение: пожар! Но вот еще секунда, и ракета, словно нехотя, отделяется от вихревого облака и, подгоняемая реактивной силой мощного огненного факела, стремительно набирает высоту. Через несколько секунд вертикального полета она медленно наклоняется, ложится на курс, а грохот постепенно слабеет и переходит в негромкий рокот.
В ясную погоду светящийся факел ракеты хорошо виден. Через некоторое время он разрывается, и образуется белое облачко — это выключается двигатель первой ступени. Через 2-3 секунды факел возникает вновь, но он уже менее яркий — это запустился двигатель второй ступени. Еще через несколько секунд доносится хлопок — срабатывают тормозные двигатели первой ступени. Иногда бывает видно, как первая ступень, отделившись от ракеты, еще некоторое время продолжает полет, а затем, медленно переворачиваясь, начинает снижаться.
Выключение двигательной установки второй ступени и отделение от нее головной части можно увидеть только с помощью специальных оптических приборов, потому что к этому моменту ракета успевает удалиться от старта по дальности и высоте на сотни километров. В момент выключения двигателя второй ступени заканчивается активный участок траектории полета, дальше головная часть ракеты летит по законам баллистики.
Вслед за наземными стартами в июле 1962 года состоялся первый пуск Р-16 из шахты, а уже через год шахтная пусковая установка с ракетой Р-16У также была принята на вооружение. Так был создан ракетно-ядерный щит Советского Союза. США и их союзники стали «считаться» с нами, как с равным по военной мощи государством.
Вспоминая те далекие дни, один из руководителей испытаний ракет Р-16 и Р-16У генерал-лейтенант А. А. Курушин, ставший впоследствии начальником космодрома Байконур, написал: «Это был триумф Михаила Кузьмича Янгеля, триумф талантливого ученого, конструктора, инженера, испытателя и руководителя».
За свою полувековую историю ракетная техника не только стала одним из мощных сдерживающих факторов, предотвративших развязывание третьей мировой войны, но и создала фундамент для развития космических носителей. Они вывели человека в космос. Но на пути познания тайн Вселенной были жертвы. Вероятно, это неизбежная плата за покорение космического пространства и стремление использовать его на пользу людям. А посему имена всех погибших при испытаниях боевых ракетных комплексов достойны такой же памяти, как и имена тех, кто отдал свои жизни при освоении космоса.
www.nkj.ru
Первые запуски на космодроме Байконур. Как погиб маршал Неделин // ОПТИМИСТ
≡ 27 Апрель 2016
А А А

Трагическая история, произошедшая на советском космодроме Байконур, окутана какой-то мистикой… 24 октября 1960 года на Байконуре произошла крупнейшая авария в истории освоения космоса — погибло 78 человек, в том числе человек-легенда, маршал Митрофан Неделин. Эта страшная катастрофа случилась через несколько дней после двух предыдущих октябрьских аварий на Байконуре. Ровно через три года, день в день, 24 октября 1963 года, там же опять взорвалась ракета, и снова были жертвы.
Такой факт: указ о награждении советского Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина уже российским орденом Мужества тогдашний президент РФ Борис Ельцин вдруг подписал буквально за несколько дней до своей отставки, 24 декабря 1999 года. То есть уже после того, как он принял окончательное решение о своем уходе — из исторических хроник недавнего прошлого известно, что 22 декабря Ельцин тайно приглашал к себе Владимира Путина, и именно в этот день убедил его принять руководство страной.
Что подвигло первого президента России посвятить один из своих последних указов именно награждению Неделина и его погибших 39 лет назад товарищей — тайна тайн, мистика какая-то… Убедительных объяснений этого факта в открытой прессе нет.
После того, как 24 октября 1963 года, ровно через три года после так называемой «неделинской» трагедии, на Байконуре произошла еще и катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А с человеческими жертвами (погибли восемь человек), этот день считается «черным» днем в космонавтике и пуски ракет в этот день решено было больше не производить. И в этот день принято вспоминать не только жертв «неделинской» катастрофы, но и всех, кто погиб при освоении космоса.
Имена погибших в этой катастрофе ученых и техников носят улицы города Байконур. А именем маршала Неделина также названы улицы в городах Воронеже, Мирный (космодром Плесецк), Москве, Липецке, Донецке, Одессе, Одинцово, Щелково и многих других городах бывшего Советского Союза…
Увы, именно в октябре 1960 года перед катастрофой с ракетой Р-16 на космодроме Байконур были и другие неудачные пуски советских ракет — это мистически «черный» месяц какой-то. Так, 10 октября была предпринята первая попытка пуска автоматической межпланетной станции «1М-1» в сторону Марса, ракета-носитель «Молния 8К78» потерпела аварию на участке выведения и взорвалась.
Но уже 14 октября 1960 года была предпринята следующая попытка пуска автоматической межпланетной станции, только с индексом «1М-2», в сторону Марса. Как и в первом случае, ракета-носитель «Молния 8К78» потерпела аварию на участке выведения и взорвалась. Между прочим, программа полета уже тогда предусматривала достижение станцией поверхности Марса. Но «марсовая» программа в СССР, сами понимаете, после этих аварий была надолго отложена.
Кстати, октябрьские дни 1960 года были неудачными не только для наших ракетостроителей, но и для американцев. Через два дня после так называемой «неделинской» катастрофы, 26 октября1960 года, на космодроме Vandenberg (Западный испытательный полигон, округ Санта-Барбара, штат Калифорния, США) потерпела крушение ракета-носитель Thor Agena-B, которая должна была вывести на околоземную орбиту американский спутник фоторазведки Discoverer-16…
Итак, 24 октября 1960 года на Байконуре при взрыве ракеты Р-16 погибли 74 человека, и еще четверо умерли в результате сильных ожогов и отравления парами гептила (по другим данным, погибли от 92 до 126 человек). Температура горения была столь высока, что от маршала Неделина остался только едва заметный темный след на асфальте возле ракеты. Были найдены жутко оплавившаяся Золотая звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы.
Когда раскаленная струя вырвалась из ракеты, Митрофана Ивановича прижало к бетону и сожгло при температуре порядка трех тысяч градусов. Всех, кто находился на переходнике ракеты, сбросило на бетон с высоты пятнадцати метров и превратило в пепел.

Технические аспекты этой аварии можно найти в сети без труда, в этом материале приводить их нет необходимости, разве что очень коротко. За 30 минут до запланированного запуска произошел несанкционированный пуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива.
Утверждают, что своей гибели маршал мог бы избежать, если бы воспользовался специальным укрытием, а не сидел на стуле возле ракеты при подготовке ее к запуску. Такая беспечность и стоила ему жизни… В СССР официально было объявлено о гибели только самого Неделина — причем в результате авиакатастрофы. Все было секретным, но вот гибель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина замолчать было невозможно, поэтому была придумана версия о его трагической гибели в авиационной катастрофе. О судьбе экипажа и других пассажиров якобы пассажирского самолета не сообщалось.
Похороны прошли на Красной площади 27 октября 1960 года. Урна с прахом Неделина (хотя, если разобраться, то праха его тела как такового и не было!) была захоронена в некрополе Кремлевской стены на Красной площади в Москве рядом с урной И. В. Курчатова.
Данные о катастрофе были засекречены, и первые упоминания о ней в советских средствах массовой информации появились только в 1989 году. В публикациях об аварии, которые относятся к постсоветскому времени, пишут примерено следующее: катастрофа, повлекшая за собой большое количество жертв, была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и желанием успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Вообще ход подготовки ракеты к пуску находился под пристальным вниманием ЦК КПСС и высшего руководства страны. На полигон неоднократно звонили Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Сроки поджимали, да и большие достижения было принято приурочивать к «красным» датам календаря, в качестве которой действительно прекрасно подходила годовщина Великой Октябрьской революции. Работы велись в две смены и днем и ночью.
Не все клеилось, по технике были замечания. Но кроме некоторых возражавших специалистов, знавших о возможных неполадках, все высказались за продолжение работ. Замечания об опасности проведения доработок на заправленной ракете были отброшены. По воспоминаниям одного из участников событий, маршал Неделин заметил: «Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждет нас!»
Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, перед пуском маршал Неделин сидел на стуле на так называемой нулевой отметке — примерно в 17 метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находилось множество высоких должностных лиц. При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.
Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 М. К. Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчиненным, отошел в курилку. Вместе с ним в курилку отошли и некоторые другие начальники. Это и спасло им жизнь.
Первое заседание спецкомиссии по катастрофе состоялось в монтажно-испытательном корпусе сразу по прибытии колонны машин с аэродрома. В присутствии всех выживших испытателей Р-16 Леонид Брежнев, входивший в комиссию, заявил: «Никого наказывать не будем». Как показало дальнейшее расследование, непосредственные виновники аварии — ответственные за технику безопасности работ и разработчик системы управления — погибли при взрыве. Оставшихся в живых наказывать посчитали как бы негуманным. Есть легенда, что по результатам работы комиссии Брежнев махнул рукой и сказал: «… вы сами себя наказали».
Но пуск злополучной Р-16 все-таки состоялся там же, на Байконуре, но уже на второй пусковой установке площадки, довольно скоро — 2 февраля 1961 года. И он тоже не был полностью удачным! Головная часть ракеты вместо Камчатки упала в Красноярском крае. Только с августа 1962 года ракета стала летать нормально. И 20 октября 1962 года постановлением правительства межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (с кодом 8К64) была принята на вооружение. К 1965 году было развернуто уже 186 пусковых установок для ракет Р-16! Шла гонка вооружений…
Несмотря на принятые меры, информация в западные средства массовой информации все равно просочилась, хоть и с понятным запозданием. 8 декабря 1960 года итальянское новостное агентство Continentale сообщило, что маршал Неделин и еще 100 человек погибли при взрыве ракеты. 16 октября 1965 года британская газета The Guardian сообщила, что разоблаченный шпион Олег Пеньковский подтвердил данные о катастрофе. Дополнительные детали трагедии были сообщены диссидентом Жоресом Медведевым в 1976 году британскому журналу New Scientist. А первой публикацией о катастрофе в советских СМИ стал очерк в журнале «Огонек», опубликованный в 1989 году…
Ежегодно 24 октября проходили митинги с возложением венков у братской могилы погибших на проспекте Гагарина в городе Байконур в Казахстане, у памятника на месте бывшей стартовой площадки Р-16 (площадка 41) и на территории КБ «Южное» в Днепропетровске на омайданенной нынче Украине — ведь значительное число разработчиков советской ракетной техники было именно оттуда!
На Запорожском кладбище в Днепропетровске выжившие ракетчики до сих пор вспоминали погибших как раз 24 октября 1960 года. Будут ли их поминать в нынешнем году — неизвестно…
Метки: байконур • взрыв • запуск • космодром • ракеты • трагедия
Комментарии:
oppps.ru