Катастрофа на Байконуре: почему погибли 124 человека во главе с маршалом

«Что я скажу Никите Сергегевичу?!»

29.10.2015 в 16:58, просмотров: 59410

55 лет назад на Байконуре произошла самая страшная и массовая по количеству жертв катастрофа в космической отрасли. Это случилось во время испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Ракета взорвалась на старте. Погибло, по разным источникам, от 78 до 124 человек.

 

От рядовых солдат и инженеров-конструкторов до главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. События осеннего дня 24 октября 1960 года на Западе так и называют — «Неделинская катастрофа».

Фото из личного архива

До середины 90-х годов подробности этой трагедии являлись государственной тайной. Скрывали их не только от потенциальных противников, но и от собственных граждан, и даже от родственников погибших. Официально объявили, что маршал Неделин попал в авиационную катастрофу (скрыть его смерть все равно бы не удалось), остальные же цинковые гробы отправили домой и вовсе без объяснений. «Погиб при исполнении» — вот и вся скупая причина смерти.

Но до сих пор родственники погибших приезжают в этот день на место взрыва — 41-ю стартовую площадку Байконура, — чтобы почтить память героев. Раньше это были дети, теперь с детьми прилетают внуки и правнуки.

Организатор этих траурных мероприятий Михаил Аркадьевич Осташев — сам из ракетной династии: его отец, Аркадий Ильич, работал в НПО «Энергия» и много времени проводил в командировках, а дядя служил на космодроме Байконур с самого образования полигона; при взрыве Р-16 погиб как раз дядя, Евгений Ильич Осташев.

На месте трагедии- платформе 411. Фото из личного архива

Конечно, родственники погибших догадывались, что произошло. Но точно никто ничего не знал, — рассказывает Михаил Осташев. — Мой отец ничего не сказал даже моей маме, которая работала вместе с ним на фирме Сергея Павловича Королева.

В день трагедии отца вызвал Королев и приказал срочно вылетать на полигон, предупредив, что случилась трагедия. «…Истинные причины не раскрывать, а если спросят, говорить, что взорвался бензовоз…».

Фото из личного архива

Мне было четыре года, но я отчетливо помню этот разговор отца с матерью. Такие тогда были времена, мы не могли показать наши слабые места потенциальным противникам.

Осташев согласился уделить мне не больше часа. На следующий день был запланирован вылет их делегации на Байконур. Траурные мероприятия каждый год они проходят одинаково: возложение цветов, молебен в православном храме, митинг памяти на братской могиле и на 41-й площадке, горькие слова, которые повторяются регулярно и все равно кажутся новыми, не сказанными, идущими от сердца.

Родственники погибших испытателей до сих пор, хотя минуло столько десятилетий, говоря об этой засекреченной трагедии, не могут сдержать эмоций. Хотя для молодого поколения это все — далекое и непонятное прошлое…

Любой ценой

У трагедий, как и у истории, не бывает сослагательного наклонения. Если бы в тот день наблюдавший за пуском Р-16 маршал Неделин находился не на «нулевой» отметке — всего в 17 метрах от самой испытываемой ракеты, — жертв могло быть меньше. Но маршал подавал пример героизма, подчиненные же ему офицеры по собственному желанию отойти на безопасное расстояние не могли.

Если бы не надвигалась очередная годовщина Октябрьской революции, к которой уже приурочили пуск новейшей ракеты, то испытания, скорее всего, отложили бы. Так как Р-16 — и это признавали многие — была откровенно неготова к старту.

Евгений Осташев. 50-е гг. Фото из личного архива

Технология испытаний в те времена была еще не отработана, — продолжает Михаил Осташев. — Всем известно, что правила безопасности пишутся кровью. Были недочеты в самой ракете, которые лучше бы было устранить заранее. Но никто не пошел на то, чтобы испытания перенести, не взял на себя такую ответственность.

Сейчас возьмите любую обычную машину — и она поедет при любом варианте, так как все уже отлажено. А это 50-е годы! Все впервые! Только недавно был запущен первый искусственный спутник Земли. А ведь сколько было аварийных запусков до этого! Но три успешных пуска Королев выдержал. И только после пошел первый искусственный спутник Земли.

Военные же ракеты — это было еще сложнее. Королев всегда доказывал, что на академические ракеты вместо спутника можно поставить изделие Министерства обороны. Он не был кровожадным, просто был вынужден проговаривать эти вопросы с военными как с заказчиками. Они же платили деньги. Хотя вопрос стоимости в те времена, естественно, не был основным — за ценой не постояли бы. Мы во всем должны были стать первыми!

В конце 50-х — начале 60-х на вооружении в СССР находилось три ракеты стратегического назначения: Р-5, Р-7, Р-12.

Но все они имели определенные недостатки, одним из главных являлась малая дальность полета, до США в случае открытого конфликта долетела бы только Р-7. Но и у той был свой недочет: слишком много времени требовалось для подготовки к пуску — 16 часов.

В условиях военного конфликта это было непозволительной роскошью. Международная обстановка, прямо как сегодня, накалялась с каждым днем. Шла «холодная война». На уровне ЦК партии было принято решение разрабатывать новые ракетные комплексы.

На тот момент в Советском Союзе работали сразу два гениальных генеральных конструктора — Сергей Королев и Михаил Янгель. Сейчас больше на слуху имя Королева, но тогда все, кто работал «на звезды», знали о невольном состязании между этими двумя главными конструкторами. Кто быстрее? Кто выше? Кто лучше? «То Королев командовал Янгелем, то наоборот — Янгель Королевым, в конце концов Михаил Кузьмич отпочковался и стал самостоятельным в КБ «Южное», — поясняет Михаил Осташев.

После доклада Михаила Янгеля лично Хрущеву о потенциальных возможностях Р-16 Никита Сергеевич невероятно воодушевился: «Если ракета Р-16 будет создана, оборона страны будет поставлена на прочную основу».

Роковой старт

Для проведения летных испытаний новой ракеты на космодроме Байконур (впрочем, тогда этого названия еще не было) построили три площадки. На площадке №41 находились сам стартовый комплекс с двумя пусковыми установками для ракет и подземный командный пункт. Площадка №42 включала в себя монтажно-испытательные сооружения и служебные помещения, и площадка №43 — для размещения личного состава военных испытателей, технического руководства и испытателей от промышленности.

Братская могила. Фото из личного архива

Сроки — к 7 ноября — поджимали. Те, кто должен был руководить стартом, нервничали — дня не обходилось без звонка из Кремля. Работы велись круглые сутки, без сна и отдыха. И все равно у специалистов были замечания. Куда так спешить, если можно все спокойно довести до ума? Но никто не смел произнести эти крамольные тогда мысли вслух.

Утром 21 октября ракету доставили на 41-ю площадку. 21 и 22 октября были проведены предусмотренные предстартовой подготовкой пристыковка головной части, подъем и установка ракеты на пусковой стол, подключение коммуникаций и испытания всех систем. 23 октября ракета была заправлена компонентами топлива и сжатыми газами. Решением Госкомиссии старт назначили на 19.00 23 октября.

Но перед самым пуском опять вдруг посыпались серьезные технические проблемы. Все шло наперекосяк. Старт все-таки отложили, но только до следующего дня. Ракета между тем осталась ждать на месте заправленная.

— По техническим условиям с теми дефектами, которые были обнаружены, ракета могла находиться на старте не более 24 часов. После чего необходимо было сливать компоненты топлива и возвращать изделие на завод для прочистки баков, магистралей, переборки двигателей. Подготовка к старту второй машины заняла бы еще как минимум месяц — на это никто идти не хотел, — продолжает Михаил Осташев. — Практики сливания топлива — а это был чрезвычайно ядовитый и взрывоопасный гептил — тогда вообще еще не существовало. Даже сейчас это технологически сложно, а в 60-м году было просто нереально, очень опасно. И это еще одна из причин, почему не отложили старт.

Маршал Неделин переживал: «Что я скажу Никите?.. Ракету доработаем на старте, не будем ничего отменять, страна ждет нас».

Но не дождалась…

— Есть одна фотография — развалины гигантской ракеты на площадке и рядом крошечная фигурка человека, ищущего что-то. Когда я это вижу, то не могу сдержаться… Так и кажется, что это мой отец. Он прилетел на Байконур сразу после трагедии, по приказу Королева. Братья Аркадий и Евгений были очень близки, оба занимались одним и тем же любимым делом, для них космонавтика и ракетостроение были… вся жизнь, — до сих пор переживает Михаил Аркадьевич.

В тот день Евгения Осташева могло и не быть на площадке номер 41… Он не работал по этой программе. Заехал туда подписать документы. И остался посмотреть пуск — остался навсегда.

При взрыве погибли все, кто находился возле маршала Неделина. Не говоря уже об офицерах и солдатах, обслуживавших ракету на фермах.

Фото из личного архива

Сам Михаил Кузьмич Янгель уцелел чудом. До часа икс оставалось около получаса, и он вместе с несколькими членами Госкомиссии отошел в сторону покурить — есть версия, что во время этого перекура они еще раз попытались обсудить возможность переноса испытания.

В это время раздался жуткий взрыв.

Огненная струя двигателя второй ступени разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Волны пламени расходились вокруг с огромной скоростью, пожирая все на своем пути. Горела земля, техника, горели живые люди… Детали катастрофы были засняты на кинокамеры, которые устанавливались для фиксации подготовки к пуску и во время старта.

На следующий день на Байконур вылетела Государственная комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил Леонид Брежнев. Говорят, что Хрущев позвонил Королеву и прямо спросил: что делать с Янгелем? Ведь тот выжил. Но Королев, несмотря на непростые отношения с Михаилом Кузьмичом, честно ответил: «Такое могло бы быть и у меня».

В итоге так никого за произошедшее и не наказали.

Это было решение Брежнева: сажать выживших, оставшихся навсегда инвалидами, было бы негуманно, а мертвые за свое уже ответили…

— Давайте не будем углубляться в техническую сторону вопроса, кто конкретно мог быть виноват, — предлагает Михаил Осташев. — Я считаю, что человеческого фактора, в том смысле, что это кто-то из персонала на площадке что-то сделал не так, не было. Скажу иначе: просто ракету нельзя было в тот день запускать, это было грубейшим нарушением, но к голосу разума никто не прислушался, вот и все.

— И что дальше? Была ли прекращена программа Р-16 из-за трагедии?

— Нет. Испытания, как и положено, продолжались. Следующий пуск Р-16 состоялся уже в феврале 1961 года. Он прошел не без огрехов, но в целом нормально. Ракету доработали, и затем она была поставлена на боевое дежурство. А люди… Что люди… В таких делах без жертв не бывает.

Братская могила

Днепропетровск, Харьков, Рязань — в разные концы СССР были отправлены остатки тел погибших. Начальника первого управления космодрома Евгения Осташева опознали по служебной печати.

Он, как и многие из тех, кто посвятил себя космосу, нашел последнее пристанище не в далекой Москве, а в степи Байконура.

Здесь она — братская могила жертв 24 октября. И одно из новых захоронений на этой братской могиле — отца моего собеседника, инженера-механика, испытателя ракет и ракетно-космических комплексов, лауреата Государственной и Ленинской премий, ученика и соратника Сергея Королева Аркадия Осташева, который завещал похоронить себя рядом со старшим братом.

Фото из личного архива

Горела степь, и плавился бетон,

Ракета из огня уйти пыталась,

Но не смогла, и замерла она…

В граните черном память нам осталась.

В том парке тишина, молчанье плит.

Октябрь тот на Байконуре не забыт.

И вот сюда без лишних громких слов

«Пришел» и лег Аркадий Осташев.

Пришел он к брату, чтобы отдохнуть,

А может, с ним пройти тот вечный путь.

Горела степь, и плавился бетон…

Октябрь тот не позабудет полигон.

До 98-го года, пока Аркадий Осташев был жив, именно он организовывал перелеты родственников погибших испытателей на траурные мероприятия на Байконуре, затем эстафета перешла к сыну Михаилу.

«Нашим детям, наверное, уже и не понять, зачем туда каждый год летать и говорить одни и те же слова о чести, долге… Мои вот тоже раньше сопротивлялись. Тем более что лететь надо было зачастую военными бортами, а это и холод в салоне, и сидеть надо вдоль стены на деревянных скамейках… Дети мне заявляли: «Зачем все это нужно? Это давно забытое прошлое…» На что я им ответил: вы поедете, и все, даже если мне придется тащить вас силой!» Сейчас они взрослые, и отношение изменилось, так что я был прав: патриотизм — это то, что надо воспитывать с раннего детства. Чтобы потом не удивляться, кого мы вырастили…

И еще об одном перед своим отъездом попросил упомянуть в статье мой собеседник. Не о прошлом, а о будущем нашего ракетостроения.

Именно ракетная техника испокон веков, столько, сколько она существует, является локомотивом развития науки и техники. Все самое совершенное либо взято оттуда, либо идет туда. Все разработки, которые применяются сейчас в Сирии при борьбе с ИГИЛ, — они ведь тоже из 50-х годов, со времен генеральных конструкторов Королева и Янгеля. С течением времени эти ракеты были доведены до того технического совершенства, которое нам сейчас демонстрирует по телевизору Министерство обороны. И значит, как бы печально это ни звучало, жизни моего дяди Жени и сотен его соратников и товарищей 24 октября 1960 года были отданы не зря…

Читайте репортаж «Преданный Байконур: патриоты России оказались бомжами»

 

Екатерина САЖНЕВА, Байконур—Москва

www.mk.ru

Байконур не будут объявлять зоной экологического бедствия после катастрофы с «Союзом»

На космодроме «Байконур» до конца года планировали произвести ещё три запуска. Но после крушения ракеты «Союз» их судьба оказалась под вопросом. Все старты приостановлены. Сбой графика несёт за собой колоссальные финансовые потери, но «Роскосмос» рисковать не готов. Сейчас важнее понять причины аварии. В них пытаются разобраться как российская, так и казахстанская стороны: работают две правительственные комиссии. Сейчас есть несколько версий. В Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности нашей страны озвучили пока одну, предварительную.    

Марат Нургужин, вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК:

— Обычно первая ступень состоит из четырёх боковых ступеней. Это морковки мы называем. Так вот в планируемом районе падения были обнаружены 3 ступени. Значит, четвёртая она была, не отделилась от второй ступени, и, возможно, она повлияла на соприкосновение с топливным центральным баком. И это вызвало аварию и взрыв, и сгорание топлива там, на высоте 47-50 километров.

В расследовании участвуют жезказганские эксперты. А обломки ракеты сейчас изучают на заводе в Самаре. Именно там изготовили космический корабль «Союз». Также специалисты заключили, что шкала радиации в зоне крушения в норме. Пробы земли и воздуха аномалий не показали. Чиновники уверены, что после взрыва никаких вредных выбросов практически не было. Большая часть, примерно 90 % топлива, сгорело на большой высоте.    

Марат Нургужин, вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК:

— Основное сгорание топлива произошло на высоте 47 километров. 22 тонны ориентировочно керосина и кислорода пролились на землю. Остаток того топлива, который сейчас нашли как раз. При этом превышения ПДК по тем уже исследованиям, таких нормативов по керосину нет. Керосин относится к четвёртому классу токсичных веществ, как все нефтепродукты. Поэтому не влияет, не несёт такой угрозы, я думаю.

Однако экологи думают иначе. Они говорят, что нельзя недооценивать вредное воздействие керосина. Он также губителен, как и другое ракетное топливо – гептил. Поэтому территорию падения корабля можно смело назвать мертвой зоной. На этой почве в Карагандинской области вряд ли получится что-либо выращивать. К тому же, под угрозой здоровье местного населения. Экологи сравнили керосин с бомбой замедленного действия. Со временем он может повлиять на репродуктивную систему людей и привести к тяжёлым заболеваниям.    

Мусагали Дуамбеков, эколог:

— Мы же слышали насчёт гептила, сколько сайгаков, сколько птиц умерло и так далее. Здесь точно такой же случай. Здоровье пострадает, лёгкие пострадают, кожа однозначно у многих людей, поэтому это однозначно вред. И я считаю, что тем людям, которые там живут, надо компенсировать.

После крушения ракеты «Союз МС-10», которое произошло 11 октября, обломки разлетелись по степи недалеко от Жезказгана, вне населённых пунктов. Обошлось без жертв и пострадавших. Россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг, которые были на борту, также никаких травм не получили. Их капсула приземлилась удачно.

Подсчётами экологического ущерба сейчас занимается Министерство энергетики. В этом ему помогает «Казкосмос». А все обстоятельства аварии должны проясниться после трёх недель. Две комиссии, одну из которых возглавляет «Роскосмос», а другую Министерство внутренних дел, изучают возможные причины крушения. По словам экспертов, космический корабль «Союз» считается самым надёжным в мире. Поэтому и случаев его падения не так много. В последний раз подобная авария произошла 43 года назад.

www.ktk.kz

Взрыв на Байконуре

Главная » Герои нашего времени » Взрыв на Байконуре

24 октября 1960 года во время старта на Байконуре произошла катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16»

В результате погибли 74 человека в том числе главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.

Несколько лет назад мне удалось ознакомиться с документами по поводу этой трагедии, хранящимися в «Особой папке» ЦК КПСС. «Дело о катастрофе на Байконуре 24 октября 1960 года» открывается текстом телефонограммы конструктора ракетно-космических комплексов М.К. Янгеля в ЦК КПСС с места происшествия. Главный конструктор ОКБ сообщал: «В 18.45 по местному времени, за 30 минут до пуска изделия 8к-64, на заключительной операции к пуску произошел пожар, вызвавший разрушение баков с компонентом топлива.
В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек, в том числе со смертельным исходом несколько десятков человек.
Глав. маршал артиллерии Неделин находился на площадке для испытаний. Сейчас его разыскивают.
Прошу срочной мед. помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой».
Помощь, разумеется, была оказана немедленно.

25 октября президиум ЦК КПСС собрался на совещание и принял секретное постановление «О сообщении в печати о гибели М.И. Неделина». Решили об истинной причине смерти не сообщать, а сослаться на авиакатастрофу. Гибель других участников испытаний вообще скрыли от общественности.
На том же заседании президиума ЦК КПСС была назначена правительственная комиссия для расследования причин катастрофы в составе Л.Брежнева (в то время — председатель президиума Верховного Совета СССР), А.Гречко (первый зам. министра обороны), Д.Устинова (зам. предсовмина), К.Руднева (председатель госкомитета Совмина по оборонной технике), В.Калмыкова (председатель госкомитета совмина по радиоэлектронике), И.Сербина (зав. отделом оборонной промышленности ЦК КПСС), А.Гуськова (начальник 3-го главного управления КГБ), Г.Табакова (гендиректор НПО-229), Г.Тюлина (директор секретного НИИ).
В акте комиссии констатировалось, что во время подготовки «Р-16″ к пуску на стартовой площадке возник мощный пожар, приведший к гибели 74 человек.. Причина пожара заключается в нарушении порядка подготовки изделия к пуску, в результате чего произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени, а затем разрушился бак горючего второй ступени, что и привело к мощному возгоранию и полному разрушению ракеты на старте».
«Руководители испытаний, — подчеркивалось в акте, — проявляли излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа последствий».
Комиссия особо подчеркнула «достойное и мужественное поведение людей, оказавшихся в крайне тяжелых условиях» и направила в совмин ходатайство об установлении пенсий семьям погибших. Предложений о наказании виновных не было. Они погибли.

Довелось мне побеседовать и с полковником в отставке Игорем Валентиновичем Бабенко, который в ту пору служил на Байконуре инженером одного из технических отделов. Вот что он рассказал:
— 24 октября 1960 года настроение у нас было едва ли не предпраздничным. В тот день должен был закончиться многомесячный изнурительный марафон по доводке «рэшки» (так мы ласково называли ракету «Р-16»). Никто не сомневался в успешном старте. Многие уже мысленно проделывали дырочки на кителях и погонах для заслуженных наград и звездочек. Не зря начальство торопило с проведением старта именно за пару недель до 7 ноября, чтобы успеть попасть в наиболее «щедрый» праздничный приказ.
Конечно, по большому счету торопились в первую очередь по другой причине. Имевшиеся в 50-е годы на вооружении у СССР ракеты «Р-5», «Р-7», «Р-7А» уже не отвечали «на вызовы» того времени в этой области. Рассредоточенные в Турции, Италии и Великобритании американские ракеты и стратегические бомбардировщики держали под прицелом всю европейскую часть СССР, где был сосредоточен основной научный и военно-промышленный потенциал страны. Для эффективного противодействия требовалась межконтинентальная баллистическая ракета, которая, базируясь на территории СССР, могла бы в случае необходимости нанести невосполнимый урон стратегическим объектам на территории США.
Разработка такой ракеты («Р-16»), способной нести термоядерный боеприпас, началась в 1957 году в ОКБ М.К. Янгеля, а уже к осени 1960 года были собраны ее опытные образцы для проведения летно-конструкторских испытаний. Мы понимали, что пока эта ракета не поступит на вооружение РВСН, можно ждать любого шантажа со стороны США. Поэтому торопились. Но, как показали дальнейшие события, лучше было бы испытания провести после праздников и подготовить их более скрупулезно.
Первый тревожный сигнал поступил еще 23 октября. «Захандрила» электроника, выдав ложную команду на ракету во время предстартовой подготовки. Это вынудило государственную комиссию, возглавляемую Митрофаном Ивановичем Неделиным, приостановить дальнейшую подготовку к пуску до выяснения причин сбоев в управляющих сетях. Но в среде специалистов царили такое самоуверенное благодушие, такая нацеленность на скорейшее достижение результата любым путем, что уже утром следующего дня комиссия приняла решение продолжать подготовку ракеты к пуску, разрешив при этом допустить отступления от утвержденной ОКБ технологии проведения предстартовых операций. Как выяснилось позже, это решение оказалось роковым.
До пуска оставалось не более получаса, когда над стартовым комплексом неожиданно вспыхнул гигантский султан пламени, земля задрожала от страшного гула. Огнем и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку, каркасы металлических конструкций. Те, кто оказался поблизости от эпицентра аварии, заживо сгорели в пламени этой преисподней, внезапно разверзшейся в самом центре Байконура.

Сергей Турченко

24 октября 2018 г.

Комментарии:

Добавить комментарий

rosgeroika.ru

Гибель маршала Неделина и еще 77 человек при взрыве ракеты на космодроме Байконур

Трагическая история, произошедшая на советском космодроме Байконур, окутана какой-то мистикой… 24 октября 1960 года на Байконуре произошла крупнейшая авария в истории освоения космоса — погибло 78 человек, в том числе человек-легенда, маршал Митрофан Неделин. Эта страшная катастрофа случилась через несколько дней после двух предыдущих октябрьских аварий на Байконуре. Ровно через три года, день в день, 24 октября 1963 года, там же опять взорвалась ракета, и снова были жертвы.

Такой факт: указ о награждении советского Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина уже российским орденом Мужества тогдашний президент РФ Борис Ельцин вдруг подписал буквально за несколько дней до своей отставки, 24 декабря 1999 года. То есть уже после того, как он принял окончательное решение о своем уходе — из исторических хроник недавнего прошлого известно, что 22 декабря Ельцин тайно приглашал к себе Владимира Путина, и именно в этот день убедил его принять руководство страной.

Что подвигло первого президента России посвятить один из своих последних указов именно награждению Неделина и его погибших 39 лет назад товарищей — тайна тайн, мистика какая-то… Убедительных объяснений этого факта в открытой прессе нет.

Читайте также: Фильм «К-19» — полный комплект лжи

После того, как 24 октября 1963 года, ровно через три года после так называемой «неделинской» трагедии, на Байконуре произошла еще и катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А с человеческими жертвами (погибли восемь человек), этот день считается «черным» днем в космонавтике и пуски ракет в этот день решено было больше не производить. И в этот день принято вспоминать не только жертв «неделинской» катастрофы, но и всех, кто погиб при освоении космоса.

Имена погибших в этой катастрофе ученых и техников носят улицы города Байконур. А именем маршала Неделина также названы улицы в городах Воронеже, Мирный (космодром Плесецк), Москве, Липецке, Донецке, Одессе, Одинцово, Щелково и многих других городах бывшего Советского Союза…

Увы, именно в октябре 1960 года перед катастрофой с ракетой Р-16 на космодроме Байконур были и другие неудачные пуски советских ракет — это мистически «черный» месяц какой-то. Так, 10 октября была предпринята первая попытка пуска автоматической межпланетной станции «1М-1» в сторону Марса, ракета-носитель «Молния 8К78» потерпела аварию на участке выведения и взорвалась.

Читайте также: Командир «Акулы» спас мир от катастрофы 

Но уже 14 октября 1960 года была предпринята следующая попытка пуска автоматической межпланетной станции, только с индексом «1М-2», в сторону Марса. Как и в первом случае, ракета-носитель «Молния 8К78» потерпела аварию на участке выведения и взорвалась. Между прочим, программа полета уже тогда предусматривала достижение станцией поверхности Марса. Но «марсовая» программа в СССР, сами понимаете, после этих аварий была надолго отложена.

Кстати, октябрьские дни 1960 года были неудачными не только для наших ракетостроителей, но и для американцев. Через два дня после так называемой «неделинской» катастрофы, 26 октября1960 года, на космодроме Vandenberg (Западный испытательный полигон, округ Санта-Барбара, штат Калифорния, США) потерпела крушение ракета-носитель Thor Agena-B, которая должна была вывести на околоземную орбиту американский спутник фоторазведки Discoverer-16…

Итак, 24 октября 1960 года на Байконуре при взрыве ракеты Р-16 погибли 74 человека, и еще четверо умерли в результате сильных ожогов и отравления парами гептила (по другим данным, погибли от 92 до 126 человек). Температура горения была столь высока, что от маршала Неделина остался только едва заметный темный след на асфальте возле ракеты. Были найдены жутко оплавившаяся Золотая звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы.

Технические аспекты этой аварии можно найти в сети без труда, в этом материале приводить их нет необходимости, разве что очень коротко. За 30 минут до запланированного запуска произошел несанкционированный пуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива.

Утверждают, что своей гибели маршал мог бы избежать, если бы воспользовался специальным укрытием, а не сидел на стуле возле ракеты при подготовке ее к запуску. Такая беспечность и стоила ему жизни… В СССР официально было объявлено о гибели только самого Неделина — причем в результате авиакатастрофы. Все было секретным, но вот гибель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина замолчать было невозможно, поэтому была придумана версия о его трагической гибели в авиационной катастрофе. О судьбе экипажа и других пассажиров якобы пассажирского самолета не сообщалось.

Похороны прошли на Красной площади 27 октября 1960 года. Урна с прахом Неделина (хотя, если разобраться, то праха его тела как такового и не было!) была захоронена в некрополе Кремлевской стены на Красной площади в Москве рядом с урной И. В. Курчатова.

Данные о катастрофе были засекречены, и первые упоминания о ней в советских средствах массовой информации появились только в 1989 году. В публикациях об аварии, которые относятся к постсоветскому времени, пишут примерено следующее: катастрофа, повлекшая за собой большое количество жертв, была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и желанием успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Читайте также: Вспомнить погибших, благословляя живых

Вообще ход подготовки ракеты к пуску находился под пристальным вниманием ЦК КПСС и высшего руководства страны. На полигон неоднократно звонили Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Сроки поджимали, да и большие достижения было принято приурочивать к «красным» датам календаря, в качестве которой действительно прекрасно подходила годовщина Великой Октябрьской революции. Работы велись в две смены и днем и ночью.

Не все клеилось, по технике были замечания. Но кроме некоторых возражавших специалистов, знавших о возможных неполадках, все высказались за продолжение работ. Замечания об опасности проведения доработок на заправленной ракете были отброшены. По воспоминаниям одного из участников событий, маршал Неделин заметил: «Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждет нас!»

Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, перед пуском маршал Неделин сидел на стуле на так называемой нулевой отметке — примерно в 17 метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находилось множество высоких должностных лиц. При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.

Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 М. К. Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчиненным, отошел в курилку. Вместе с ним в курилку отошли и некоторые другие начальники. Это и спасло им жизнь.

Первое заседание спецкомиссии по катастрофе состоялось в монтажно-испытательном корпусе сразу по прибытии колонны машин с аэродрома. В присутствии всех выживших испытателей Р-16 Леонид Брежнев, входивший в комиссию, заявил: «Никого наказывать не будем». Как показало дальнейшее расследование, непосредственные виновники аварии — ответственные за технику безопасности работ и разработчик системы управления — погибли при взрыве. Оставшихся в живых наказывать посчитали как бы негуманным. Есть легенда, что по результатам работы комиссии Брежнев махнул рукой и сказал: «… вы сами себя наказали».

Читайте также: Главная тайна космонавта Юрия Гагарина

Но пуск злополучной Р-16 все-таки состоялся там же, на Байконуре, но уже на второй пусковой установке площадки, довольно скоро — 2 февраля 1961 года. И он тоже не был полностью удачным! Головная часть ракеты вместо Камчатки упала в Красноярском крае. Только с августа 1962 года ракета стала летать нормально. И 20 октября 1962 года постановлением правительства межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (с кодом 8К64) была принята на вооружение. К 1965 году было развернуто уже 186 пусковых установок для ракет Р-16! Шла гонка вооружений…

Несмотря на принятые меры, информация в западные средства массовой информации все равно просочилась, хоть и с понятным запозданием. 8 декабря 1960 года итальянское новостное агентство Continentale сообщило, что маршал Неделин и еще 100 человек погибли при взрыве ракеты. 16 октября 1965 года британская газета The Guardian сообщила, что разоблаченный шпион Олег Пеньковский подтвердил данные о катастрофе. Дополнительные детали трагедии были сообщены диссидентом Жоресом Медведевым в 1976 году британскому журналу New Scientist. А первой публикацией о катастрофе в советских СМИ стал очерк в журнале «Огонек», опубликованный в 1989 году…

Ежегодно 24 октября проходили митинги с возложением венков у братской могилы погибших на проспекте Гагарина в городе Байконур в Казахстане, у памятника на месте бывшей стартовой площадки Р-16 (площадка 41) и на территории КБ «Южное» в Днепропетровске на омайданенной нынче Украине — ведь значительное число разработчиков советской ракетной техники было именно оттуда!

На Запорожском кладбище в Днепропетровске выжившие ракетчики до сих пор вспоминали погибших как раз 24 октября 1960 года. Будут ли их поминать в нынешнем году в нынешней вотчине майданного олигарха Коломойского — неизвестно…

www.pravda.ru

СМИ рассказали причину аварию ракеты «Союз» после запуска с Байконура — Мир

Источник сообщил об обнаружении неисправного клапана на упавшей ракете «Союз-ФГ».

Неисправность одного из клапанов спровоцировала аварию первой ступени ракеты «Союз-ФГ» после запуска с Байконура.

Об этом сообщил российскому «Интерфаксу» по телефону источник, знакомый с ходом расследования.

«Предварительно госкомиссия установила, что на ракете был неисправен дренажно-предохранительный клапан бака окислителя, при его открытии истекающий газ уводит боковой блок от центрального блока, но он был неисправен и не сработал», — сказал источник.

Читайте также: «Не вполне хорошее». В РосСМИ рассказали о состоянии космонавтов «Союза» после аварии

Между тем, перед стартом он прошел все стадии проверки.

Фотогалерея Неудачный запуск. Опубликованы фото аварийного взлета российской ракеты «Союз» (15 фото)

  • Количество просмотров 3979

«Перед стартом он был открыт, затем как и положено его закрыли», — сказал он.

После заправки баков ракеты через данный клапан сбрасывается излишек кислорода. «За несколько минут до пуска его закрывают. Он должен был открыться после отделения бокового блока для его увода от центрального, но этого не произошло», — сказал он.

ВидеоЭксперты назвали причины неудачного старта ракеты «Союз»

С Байконура неудачно стартовала российская ракета с двумя астронавтами на борту. За считанные секунды капсула с астронавтами — американцем и русским — отделилась и упала. Космонавты живы. О вероятных причинах провала — в сюжете.

Напомним, 11 октября в Казахстане после запуска ракеты «Союз» с космодрома Байконур произошла «авария носителя». На борт МКС должны были отправиться американский астронавт Тайлер Хейг и российский космонавт Алексей Овчинин. Все было готово к взлету, и ракета оторвалась от земли, однако произошла аварийная ситуация – вторая ступень ракеты потеряла ориентацию и выключились двигатели. Экипаж в аварийной капсуле отделился от корабля и приземлился. Оба космонавта выжили и не нуждались в медицинской помощи.

По данным источников российского «Интерфакса», причиной аварии во время запуска ракеты «Союз» с космодрома Байконур могло стать плохое крепление боковых блоков второй ступени ракеты-носителя.

«Роскосмос» опубликовал видео момента аварии. На кадрах видно, как ракета-носитель набирает высоту и оставляет после себя белый след в небе, однако в какой-то момент происходит взрыв.

ru.tsn.ua

Взрыв Р-16 на Байконуре

24 октября 1960 года на полигоне Байконур в казахстанских степях произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. В этот день на старте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. По официальной информации, тогда погибло 78 человек (по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше — 126 человек). Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР — маршал М.И. Неделин. Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения.

Позднее, на заседании правительственной комиссии, которая была создана для расследования обстоятельств и причин катастрофы, главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель отметил, что число жертв и пострадавших оказалось таким большим, так как с ракетой обращались на «ты», тогда как со столь сложной техникой нужно обращаться на «вы». Но даже самой суровой необходимостью государственной безопасности в наши дни трудно оправдать решение о проведении первого пуска МБР, когда уже на стартовой позиции в ней удалось обнаружить значительные неполадки. Катастрофа, которая повлекла за собой большое число человеческих жертв, была вызвана грубым нарушением правил техники безопасности во время подготовки к пуску и стремлением организаторов успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Как и многие катастрофы в СССР, эта долгое время была засекречена. Первые упоминания о катастрофе появились в советской печати лишь в 1989 году.

Окончание Второй мировой войны достаточно быстро ознаменовалось переходом к войне холодной, а также к гонке вооружений, в том числе ядерных. При этом с самого момента появления ядерного оружия в СССР и США стали задумываться над средствами его доставки на территорию вероятного противника. США в этом отношении было гораздо проще, американцы располагали мощным флотом стратегических бомбардировщиков, а также сетью военных баз недалеко от границ Советского Союза. СССР вынужден был парировать эту угрозу. Среди прочих вариантов в стране активно разрабатывались межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 17 декабря 1959 года главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин был назначен первым главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), а уже 20 января 1960 года на вооружение Советской Армии была принята МБР Р-7, созданная ОКБ-1 под непосредственным руководством С. П. Королёва.

Главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель

Однако с данной ракетой было достаточно проблем. В первую очередь, она была очень большой, дорогой и сложной в обслуживании. Константин Николаевич Руднев, председатель Госкомитета СССР по оборонной технике, говорил: «Если сосчитать весь объем затрат на каждый пуск ракеты, то окажется, что мы стреляем городами». Помимо этого, громоздкие стартовые позиции МБР Р-7 были слишком уязвимыми и открытыми для первого ядерного удара, а сами ракеты требовали для подготовки к старту большое количество времени — более суток, также они могли оставаться в заправленном состоянии всего несколько часов, больше было просто нельзя.

К концу 1950-х годов США поставили на боевое дежурство 40 межконтинентальных баллистических ракет. В противовес американцам Советскому Союзу необходимо было в кратчайшие сроки создать и развернуть свои боевые МБР, которые могли бы с территории СССР поражать стратегические объекты противника. При этом роль надежного ракетно-ядерного щита страны решили отвести ракете Р-16.

Конструктор ОКБ-586 (в будущем КБ «Южное») Михаил Кузьмич Янгель был категорически против ракет на криогенном топливе (то есть королёвских), предлагая свои — на высококипящих компонентах, которые оставались жидкими при обычной температуре: керосине и азотной кислоте. Начиная с 1957 года, он работал над своей ракетой Р-16, в которой использовались самые ядовитые компоненты — несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии — гептил) в качестве топлива и растворенный в азотной кислоте тетраоксид диазота (амил) в качестве окислителя. Но насущная необходимость создания МБР длительного хранения превышала все риски. Как показал дальнейший опыт испытаний и эксплуатации ракет среднего радиуса действия Р-12, их можно было держать готовыми к старту на протяжении месяцев и даже лет.

В сентябре 1960 года первая собранная ракета Р-16 была отправлена из Днепропетровска, где располагалось КБ, на Байконур. 26 сентября ее доставка на полигон была завершена. С этого момента начался трудный и долгий процесс испытаний. 23 октября 1960 года межконтинентальную баллистическую ракету заправили компонентами топлива и сжатыми газами на пусковой площадке полигона под №41.

Стартовая позиция для ракеты Р-16 представляла собой покрытую бетоном площадку с пусковым столом, расположенным в центре. Вокруг стола находилась закрытая сверху металлическими решетками канава-приямок, предназначенная для сбора компонентов ракетного топлива, которые могли пролиться во время процедуры заправки МБР. Из этой канавы топливо по трубопроводу отводилось в специальный приемный бак, находящийся в подземном помещении. Недалеко от стартового стола в специальном автобусе находился передвижной КП для руководителя работ по подготовке ракеты к запуску. Испытатели ракеты Р-16 назвали этот командный пункт «банкобусом».

В 8-10 метрах от площадки располагался наклонный спуск, который вел в подземное помещение, находящееся под стартовым столом, здесь были смонтированы дизель-генераторы на случай отключения сети электропитания, разнообразные коммуникации и аппаратура, весы для взвешивания ракеты. Примерно в ста метрах от старта находился служебный одноэтажный корпус, в котором размещались стартовые подразделения воинской части, конференц-зал и кабинеты главных конструкторов. Между стартовой площадкой и служебным корпусом находился подземный бункер. Это был КП, откуда поступали все команды по управлению пуском МБР. Территорию старта окружал довольно широкий ров, а за ним было расположено ограждение из колючей проволоки.

Пусковой стол, который принимал огромный вес заправленной топливом ракеты, представлял собой достаточно массивное кольцо с четырьмя регулируемыми опорами, на эти опоры устанавливались кронштейны ракеты. Это кольцо опиралось на 4 колонны, которые уходили в мощную плиту, расположенную на бетонном фундаменте. В центре стартового стола находился конусообразный отражатель, предназначенный для отвода выхлопных газов из камер сгорания двигателя Р-16. При этом стартовый стол вместе с ракетой мог поворачиваться вокруг вертикальной оси, данную операцию выполняли при наведении ракеты Р-16 в плоскость стрельбы.

Процесс установки ракеты Р-16 на стартовом столе

Тележку с МБР Р-16 подкатывали к стартовому столу и крепили к специальным упорам, которые были вмонтированы в бетонированную площадку. С противоположной стороны к столу подводили установщик и при помощи механизма подъема и тросов Р-16 переводили в вертикальное положение. Подъем огромной ракеты представлял собой величественное зрелище: 30-метровая громадина вместе с пристыкованной к ней на стартовой площадке головной частью и транспортировочной тележкой медленно разворачивалась и поднималась в вертикальное положение, после чего на время зависала в воздухе над стартовым столом, а затем опускалась на его опоры. После этого выполнившую свое предназначение тележку убирали со старта. Для того, чтобы ракету не опрокинули сильные порывы ветра, она крепилась к стартовому столу специально предусмотренными для этого стяжками.

Сам маршал Неделин, который очень сильно был увлечен новой ракетной техникой, лично вылетал к местам посадок космических аппаратов, хотя его должность и не требовала подобной самоотдачи. Помимо этого, маршал наблюдал испытания первых в СССР атомных и водородных бомб. Когда во время строительства на Байконуре бетонного бункера управления специалисты отметили, что в нем можно будет выпить чаю даже при прямом попадании ракеты, Неделин отметил, что пить чай в такой ситуации лучше километрах в пятидесяти от этого места. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября 1960 года маршал находился вне защищенного бункера.

Испытания новой ракеты проходили ровно, без каких-то особенных проблем вплоть до 18 часов 23 октября. В этот момент из-за дефектов пульта подрыва вместо защитных пиромембран магистрали окислителя второй ступени были прорваны пиромембраны магистрали горючего первой ступени ракеты. Прошло несколько минут и самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов газогенератора маршевого двигателя первой ступени. Как впоследствии было установлено, из строя вышел главный токораспределитель.

Неисправности были достаточно серьезными. Технически ракету можно было снять со стартового стола, однако тогда пришлось бы сливать с нее топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности используемого топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все имеющиеся уплотнители — их создатели гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнители продержатся не больше 24 часов. На подготовку к запуску второй ракеты Р-16 понадобилось бы не меньше месяца. По этой причине было принято решение заменить главный распределитель, отсечные клапаны газогенератора и продолжить работы с ракетой. Утром 24 октября сработавшие пиропатроны поменяли при помощи обычного паяльника.

После катастрофы ракеты-носителя лунного спутника Е-3, которая произошла 19 апреля того же года и, по счастью, обошлась без человеческих жертв, Королёв договорился с Неделиным о специальном постановлении Госкомиссии, по которому все ненужные при старте ракеты люди должны были быть эвакуированы подальше, а остающиеся на ИП-1 (измерительный пункт), должны были находится в окопах. Однако в этот раз вокруг ракеты Р-16 находилось большое число специалистов, которые занимались подготовкой ее к старту, а также других людей — всего около 250 человек.

24 октября примерно в 18:45 произошел пожар — самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени ракеты Р-16 был приведен в нейтральное положение. По пути в нейтральное положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени ракеты. По планам конструкторов это был резервный вариант на тот случай, если после завершения работы двигателя первой ступени по штатным каналам не пройдет команда на запуск двигателя второй ступени. При этом все предохранители, которые могли бы помешать такому запуску, на тот момент были уже сняты, их сняли, когда искали неисправности ракеты. Огнем от включившегося двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В результате практически мгновенно вспыхнули более 120 тонн компонентов ракетного топлива. Последовавший далее взрыв разметал горящие компоненты топлива на сотни метров вокруг. После запуска второй ступени ракеты Р-16 и возникшего пожара автоматически включились кинокамеры, которые должны были запечатлеть ход проводимых испытаний. Благодаря работе этих камер, до нас дошли жуткие кадры катастрофы с людьми, которые пытались избежать смерти в океане охватившего их пламени.

Пожар и последовавшие за ним взрывы превратили стартовую позицию в настоящий ад. От центра стартового стола с огромной скоростью разбегались в стороны концентрические волны огненного смерча, которые уничтожали все на своем пути. Взрывное возгорание шло практически лавинообразно. И хотя оно продолжалось по времени не больше минуты, огонь распространился на десятки метров во все стороны. Компоненты топлива из баков ракеты Р-16 выплескивались на стоявших вблизи нее испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой.

Пожар на стартовом столе продолжался и после выгорания компонентов ракетного топлива. Пламя бушевало на объекте несколько часов. Горело все, что только могло гореть: оборудование, различные агрегаты и сооружения, проложенные кабельные коммуникации. Расплавились и горели баки ракеты Р-16, в пламени уцелели только рассчитанные на воздействие высоких температур двигатели первой и второй ступени ракеты, которые были произведены из специальной жаропрочной стали.

Во время катастрофы часть людей спасла мгновенная реакция: не теряя ни секунды, они постарались убежать как можно дальше. Часть таких счастливчиков отделалась лишь ожогами. Сам конструктор, который практически все время проводил на стартовой площадке, буквально за минуту до катастрофы решил закурить. Янгель не стал курить на месте запуска, как позволяли тогда себе некоторые начальники, он дисциплинированно отошел в специально обустроенную курилку. Таким образом, курение спасло жизнь ему и еще нескольким сопровождавшим его людям. В то же время десятки людей погибли в пламени практически мгновенно или скончались позднее от страшных ожогов. Сам Янгель вскоре был сражен обширным инфарктом, который в его жизни был уже вторым по счету, но в итоге остался жив.

При взрыве МБР Р-16 погибли главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, а также замминистра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, жертвами катастрофы стали многие конструкторы, техники, инженеры и военные. В некоторых источниках говорилось о том, что от маршала Неделина остались золотая звезда Героя Советского Союза, наручные часы и погон; по другим данным — металлический ободок маршальской фуражки и пуговица. Но очевидцы произошедшего говорили, что в непосредственной близости от ракеты из-за высокой температуры пламени от людей остались только черные пятна на сером асфальте — это были тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось в море огня.

Сподвижник Королёва Борис Евсеевич Черток достаточно жестко отреагировал на неудачу конкурентов, высказавшись о том, что всего одна ракета Р-16, даже не стартовая, без взрывчатки на борту (боевая часть ракеты была заполнена балластом), смогла убить больше людей, чем десяток немецких ракет Фау-2, упавших на Лондон в годы Второй мировой войны. Комиссия по расследованию обстоятельств произошедшей на Байконуре катастрофы сделала следующие выводы: «Руководители испытаний продемонстрировали излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса». При этом наказывать по итогам катастрофы никого не стали — непосредственные виновники случившегося уже сами наказали себя.

Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин

Катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 стала не единственным отказом ракетной техники в те дни. 10 октября 1960 года при первой попытке запуска ракеты на Марс произошел отказ двигателя третьей ступени — в двигатель не поступал керосин. Вторая попытка, которая была предпринята 14 октября, также оказалась неудачной: ракеты даже не смогли выйти на околоземную орбиту, хотя предполагалось, что они смогут долететь до Марса.

Николай Петрович Каманин, организатор и руководитель процесса подготовки первых космонавтов, по горячим следам произошедших катастроф и аварий записал в своем дневнике, что настоящие причины постигших отрасль неудач не рискнет установить никто. По его словам, пуски ракет были приурочены к визиту Хрущева в Нью-Йорк, а также его выступлению в ООН, поэтому в процессе подготовки к запускам была допущена преступная неорганизованность и спешка. Черток считал, что ракету Р-16 спешили испытать до празднования Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1960 года. На тот момент времени «космическая политика» нередко оказывала поддержку политике Хрущева, который, естественно, не оставался внакладе.

84 погибших солдата и офицера были похоронены на Байконуре в братской могиле. Гражданских специалистов без лишнего шума хоронили в тех городах, где они работали и жили. 26 октября 1960 года советская пресса официально сообщила о том, что Главный маршал артиллерии и главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, Герой Советского Союза, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Союза ССР, герой Великой Отечественной войны Митрофан Иванович Неделин погиб при исполнении своих служебных обязанностей. Сообщалось, что маршал погиб в результате авиационной катастрофы.

Мемориал на месте катастрофы

Разрушенная в результате взрыва и последующего затем пожара стартовая площадка была довольно быстро восстановлена, это удалось сделать за 3 месяца. 2 февраля 1961 года здесь состоялся первый после катастрофы пуск МБР Р-16, который в целом был признан удачным. В этот раз возле ракеты находилось не более 20 человек, а Янгель наблюдал за стартом, как это и полагалось делать, из бункера. По словам очевидцев запуска, наземный старт ракеты Р-16 был очень красивым. Летные испытания ракеты Р-16 были официально завершены только в феврале 1962 года, после чего данные ракеты стали основой группировки советских межконтинентальных баллистических ракет.

После катастрофы на космодроме Байконур была внедрена строгая система контроля действий каждого человека, который находился у любой ракеты в день ее запуска. Несмотря на это, ровно через 3 года после «катастрофы Неделина» (как данное событие назвали на Западе) произошла еще одна катастрофа. 23 октября 1963 года при подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А из шахты во время заправки по неосторожности был пролит керосин. В результате загазованность шахты кислородом была превышена в 1,5 раза. На следующий день, 24 октября 1963 года, расчет ракеты обнаружил, что при входе в телеметрическую комнату не горит одна из лампочек. При замене перегоревшей лампочки от случайной искры накопившиеся пары керосина вспыхнули, в шахте начался пожар, который в итоге привел к гибели 8 участников испытаний. С тех самых пор 24 октября ракеты с космодрома Байконур не запускают — в этот день здесь вспоминают всех тех, кто погиб при покорении космоса и создании стратегического ракетного щита страны.

Источники информации:
http://warspot.ru/4221-katastrofa-nedelina
http://www.nkj.ru/archive/articles/8244
http://svpressa.ru/society/article/32604
Материалы из открытых источников
Автор Юферев Сергей

спасибо


feldgrau.info

Авария на Байконуре

24 октября 1960 года в календарях военных ракетчиков отмечен траурной рамкой, в этот день произошла самая крупная в истории ракетостроения катастрофа. В СССР на площадке № 41 полигона Тюра-Там, названного после полета Ю.А. Гагарина космодромом Байконур, во время старта взорвалась испытываемая первая советская ракета дальнего радиуса действия «Р-16».

Катастрофа на Байконуре: авария, которая навсегда изменила историю

За двадцать минут до старта двигатель «Р-16» запустился самопроизвольно, через четыре минуты после этого ракета взорвалась. В радиусе десятков метров от стартовой площадки в тот момент находилась по меньшей мере сотня человек и в результате аварии заживо в огне сгорело 74 человека, в том числе главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии М.И. Неделин.

С места происшествия в ЦК КПСС сразу же была отправлена телефонограмма от Главного конструктора ОКБ М.К. Янгеля, в которой он сообщал об аварии и запрашивал срочной медицинской помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой. Поражает, что после первых телефонных звонков об организации ожоговой медпомощи, руководство страны озаботилось засекречиванием любой информации по трагедии.

Взрыв ракеты на Байконуре 24.10.1960

25 октября президиум ЦК КПСС, на внеочередном совещании, принял секретное постановление, в котором было принято в качестве причины гибели маршала М.И. Неделина назвать авиакатастрофу, а гибель других участников испытаний вообще скрыть от общественности. Тогда же была назначена государственная комиссия по расследованию аварии на Байконуре. Только после 1985 года перестроечные СМИ, получив доступ в архивы и проведя собственные журналистские расследования, смогли рассказать об истинной причине гибели военачальника и еще 73 специалистов-ракетчиков в результате аварии на старте во время испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16».

История ракеты «Р-16»

Совершим небольшой экскурс в историю советского ракетостроения глазами непрофессионала. Первую советскую межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7 (отделяющаяся ее головная часть имела массу 3 тонны, ее дальность полета составляла 8 тыс. км) создал в 1957 году академик Королев С.П. В качестве топлива для ее двигателей использовалось двухкомпонентное топливо — жидкий кислород и керосин. Именно с помощью этой ракеты на орбиту были выведены и первый советский спутник Земли, и первого советского космонавта. Однако данный ракетный комплекс был слишком громоздким, очень дорогим и сложным в эксплуатации, требовалось постоянное пополнение жидкого кислорода, имеющего свойство испаряться. К тому же его охлаждение является очень сложным процессом и требуется целый завод рядом с установкой.

Читайте также: Трагедии в космосе

В сентябре 1960 года на вооружение была принята усовершенствованная «МБР Р-7А», но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных характеристик не удалось. Для противопоставления американским ракетам того периода «Р-7» была бесполезной, так как только для запуска ей требовались несколько часов, в то время как американские преодолевали маршрут к нам через океан за минуты. Для ускорения процесса запуска ракеты нужно было заменить упомянутое двухкомпонентное топливо на смесь смертельно опасных кислотных компонентов, которая давала возможность подготовить ракету к старту в течение получаса. Конструктор Королев отказался разрабатывать ракету на таком топливе и в мае 1959 года эту работу передали отдельному (особому) конструкторскому бюро (ОКБ) «Южное» в Днепропетровске под руководством Янгеля М.К.

Янгель М.К.

Созданная «Р-16» включала много новейших разработок в области электроники, имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Ее отделяемая моноблочная головная часть была двух типов, которые могли нести термоядерный боезаряд как 3 Мт так и 6 Мт, и от ее мощности зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

«Р-16» должна была стать базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет ракетных войск стратегического назначения. Время подготовки к старту занимало около получаса. Уже к осени 1960 года были собраны ее опытные образцы для проведения летно-конструкторских испытаний.

В этот день, 24 октября 1960 года, настроение у большинства участников испытаний было едва ли не предпраздничным, ведь наконец подходил к завершению многомесячный изнурительный марафон по доводке ракеты «Р-16». Никто не сомневался в успешном старте. Начальство хотело отрапортовать к ноябрьским праздникам об успехах и попасть в праздничный наградной приказ.

Позже, в акте государственной комиссии, подчеркивалось, что «руководители испытаний проявляли излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа последствий». 23 октября был сбой в электронике в предстартовой подготовке, но в среде специалистов царили такая нацеленность на скорейшее достижение результата любым путем и самоуверенное благодушие, что уже следующим утром было принято решение продолжать подготовку ракеты к пуску, не давая возможности провести проверку сбоя более скрупулезно.

Ракета Р-16

Ужас аварии на Байконуре

В день старта, за 15 минут 07 секунд до пуска, при предстартовой подготовке ракеты «Р-16» произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, мощная струя раскаленных газов за несколько секунд прожгла топливные баки первой ступени и произошел их взрыв. Ракета раскололась пополам, и сто тридцать тонн токсичного самовозгорающегося топлива превратили стартовую площадку в кромешный ад. Над стартовым комплексом вспыхнул гигантский султан пламени, земля задрожала от страшного гула. Огнем и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку, каркасы металлических конструкций.

Присутствовавший на месте академик Черток Б.Е. позже вспоминал, что мощная струя огня обрушилась сверху на заправленную первую ступень. Первыми сгорели все, кто находился на многоэтажных предстартовых мачтах обслуживания. Буквально за считанные секунды заполыхала и первая ступень, взрывом расплескав горящие компоненты топлива на сотню метров. Для людей, находившихся вблизи ракеты, смерть была страшной, но быстрой. Страшнее были муки тех, кто находился вдали, успевших понять, что произошла катастрофа и бросившихся бежать. Горящие компоненты, разливаясь по бетону, обгоняли бегущих, поджигая на них одежду и превращая людей в бегущие факелы. Люди падали и догорали в муках, задыхаясь от ядовитых и горячих паров.

Маршал М.И. Неделин

Противопожарная установка находилась в пятидесяти метрах от стартового стола и сгорела одной из первых. Тяжелораненым потребовалась срочная помощь, но присутствовать на испытаниях врачам было не положено, и эвакуировать раненых начали только через три часа после аварии, когда огонь начал затухать сам собой. Вблизи ракеты от людей из-за высокой температуры пламени остались лишь черные пятна на сером асфальте: тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось. После отправки уцелевших в госпиталь, неузнаваемые сгоревшие в химическом огне трупы собрали в специально отведенном бараке для опознания. Маршала Неделина опознали по сохранившейся медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Конструктору Янгелю и некоторым другим его коллегам спасла жизнь пагубная привычка к курению, они находились в курилке и оказались очевидцами произошедшей трагедии.

Читайте также: Гибель подводной лодки «Курск»

26 октября на заседании госкомиссии выступил М.К. Янгель, который заявил, что он как Главный конструктор комплекса и технический руководитель испытаний несет полную ответственность за все случившееся. В тот же день были составлены два совершенно секретных документа, которые хранятся в архиве Президента России: доклад Правительственной комиссии Центральному Комитету КПСС и Техническое заключение по выяснению причин катастрофы. Оба эти документа были рассекречены только в 1995 году. Комиссия особо подчеркнула «достойное и мужественное поведение людей, оказавшихся в крайне тяжелых условиях» и направила в Совет Министров СССР ходатайство об установлении пенсий семьям погибших. Предложений о наказании виновных в акте комиссии не было, они все погибли.

Родным и близким погибших сообщили, что произошла авиакатастрофа. Но число жертв в ней было неизвестно…Только в 1989 году о трагедии на космодроме Байконур стало известно общественности. Официально подтвержденный список жертв таков: погибших во время взрыва – 74, раненых – 49 человек, еще четверо умерли в госпитале. М.И. Неделин был захоронен в Кремлевской стене, 56 погибших военнослужащих похоронены на территории Байконура в братской могиле, их фамилии высечены на надгробной стеле. А вот погибших конструкторов и представителей промышленности по решению президиума ЦК КПСС похоронили по месту жительства, конечно, без оглашения причины смерти. Это 17 человек, среди которых 6 жителей Днепропетровска, 3 харьковчанина, 2 киевлянина и 6 жителей Москвы и области.

Памятник погибшим во время взрыва на Байконуре

В январе 1961 года стартовая позиция была восстановлена и подготовлена к проведению дальнейших испытаний. Пуск ракеты «Р-16» состоялся 2 февраля 1961 года. Ракета успешно прошла лётные испытания и в октябре 1961 года была принята на вооружение РВСН. На площадке №71 в военном городке войсковой части 14332 в 60-е годы был установлен памятник с именами восьми погибших испытателей. 24 октября 1998 года на площадке №70 у шахтной пусковой установки, где случилась трагедия, состоялось открытие мемориальной доски, а в 2001 году по инициативе начальника 8-го испытательного управления полковника В.М. Гринчака на территории военного городка войсковой части 44108 установлен новый памятник, открытие которого состоялось 10 июня 2001 года. Приказом Главнокомандующего РВСН день 24 октября объявлен Днем памяти военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Подвиг воинов-ракетчиков, отдавших свои жизни Родине, всегда будет жить в сердцах байконурцев.

nosecret.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *