Содержание

пр.22800 Каракурт | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.22800 «Каракурт«

Малый ракетный корабль ближней морской зоны / малый корвет. Разработка проекта — ЦМКБ «Алмаз» (г.Санкт-Петербург). Одной из причин разработки нового проекта МРК в СМИ называется необходимость повышения мореходности малых кораблей-платформ универсального ракетного комплекса «Калибр».

Строительство серии кораблей ведется одновременно по трем контрактам: первый подписан в декабре 2015 г. с ССЗ «Пелла» (г.Отрадное, головное предприятие, 7 ед.), второй контракт подписан 05.08.2016 г. с Зеленодольским ССЗ (5 ед.), подписание третьего контракта с Амурским ССЗ на строительство 6 ед. для Тихоокеанского флота ожидается в 2018 г. Согласно планам 2015 г. всего планируется построить 18 кораблей проекта (источник). Начиная с третьего корабля пр.22800 планируется дополнить вооружение корабля ЗРАК «Панцирь-МЕ». Головной МРК заводской №251 производства ССЗ «Пелла» — «Ураган» — заложен 24.12.2015 г. и спущен на воду 29.07.2017 г.

Строительство МРК на ССЗ «Море» в Феодосии ведется в рамках контракта ССЗ «Пелла», который контролирует ССЗ «Море» (источник). Вероятно, точно так же строительство МРК на ССЗ «Залив» в Керчи ведется в рамках контракта Зеленодольского ССЗ.


Церемония спуска на воду головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (http://www.pellaship.ru).

Изображение будущего МРК пр.22800 «Каракурт» с сайта ЦМКБ «Алмаз» (2016 г., http://www.almaz-kb.ru).
Двигательная установка:
3 х дизельных двигателя М-507Д-1 (источник). М507Д – двигатель производства ПАО «Звезда», состоящий из двух 56-ти цилиндровых отсеков (дизелей), каждый из которых работает на свой вал. Отсеки связаны между собой главной передачей, передающей вращение от коленчатых валов отсеков к фланцу отбора мощности (источник).
Мощность М-507Д — 5882 кВт / 8000 л.с.
Частота вращения на длительной полезной (номинальной) мощности — 1750 об/мин   
Удельный расход топлива — 226 г/кВт*ч
Частота вращения фланца отбора мощности — 549 об/мин   
Длина — 7000 мм
Ширина — 1820 мм
высота — 2490 мм
Масса, не более — 16900 кг   
Ресурс до первой полной переборки:
— 8000 ч (отсек)
— 12000 ч (главная передача)

Энергетическая установка:
3 х дизель-генератора ДГАС-315 производства ПАО «Звезда» (источник)

ТТХ МРК пр.22800 (источник):
Длина — 67 м
Ширина — 11 м
Осадка — 4 м
Водоизмещение полное — ок.800 т

Скорость хода максимлаьная — ок.30 уз
Дальность плавания — 2500 миль
Автономность — 15 сут

Вооружение:

  вариант 1 (зав. №№251 и 252) вариант 2 (зав.№253 и др.)
Ракетное УКСК комплекс 3К-14Н «Калибр-НК» с ракетами «Калибр» и «Оникс», 1 х 8 ПУВП с КСУС 3Р-14Н-11356М (источник) УКСК комплекс 3К-14Н «Калибр-НК» с ракетами «Калибр» и «Оникс», 1 х 8 ПУВП с КСУС 3Р-14Н-22350 (источник)
Артиллерия 1 х 76 мм установка АК-176МА исполнение 1 (источник) 1 х 76 мм установка АК-176МА исполнение 1 (источник)
Малокалиберная артиллерия 2 х 30 мм шестиствольные установки АК-630М  
Пулеметы 2 х МТПУ с 12.7 мм пулеметами «Корд» (источник) 2 х МТПУ с 12.7 мм пулеметами «Корд» (источник)
ЗРК / ЗРАК ПЗРК 1 х ЗРАК «Панцирь-МЕ»


Артиллерийская установка АК-176МА головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», июль 2017 г. (http://www.pellaship.ru).Оборудование:

БИУС «Сигма»
РЛС общего обнаружения 1 х РЛС общего обнаружения»Минерал-М» в радиопрозрачном обтекателе
1 х РЛС с ФАР (возможно, начиная с зав.№253), три панели ФАР, сектор обзора — 180 град
РЛС и система управления огнем 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT системы управления огнем артиллерии 5П-10-03 «Ласка»
Оптико-электроенные приборы наблюдения 1 х оптико-электронный прибор наблюдения
Навигационные РЛС 1 х навигационная РЛС МР-231 «Пал-Н-4»
РЛС госопознавания  
РЭБ и РЭП 2 х ПУ комплекса постановки помех ПК-10 «Смелый»
Навигационный комплекс  
Эхолоты  
ГАС возможно 1 х ГАС для обнаружения подводных диверсантов
Радиосвязь Комплекс «Центравр-НМ» (диаметр антенны — 1.2 м, скорость передачи информации — от 4,8 до 512 кбит/с, производитель — НПЦ «Вигстар»)
Прочее оборудование  


Основное радиоэлектронное воорудение головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (фрагмент фото, http://www.pellaship.ru).
Модификации:
пр.22800 (вариант 1)
— первый базовый вариант МРК, заводские №№251 и 252.

пр.22800 (вариант 2)

— второй базовый вариант МРК, начиная с заводского №253. Отличается установкой ЗРАК «Панцирь-МЕ».

пр.22800Э — экспортный вариант корабля, рекламируется начиная с 2016 г.

Статус: Россия


Головной МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 28.07.2017 г. (фото Curious, http://forums.airbase.ru).


Церемония спуска на воду головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (http://www.pellaship.ru).


Церемония спуска на воду головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (фото из архива пользователя Curious, https://forums.airbase.ru).


Второй МРК пр.22800 «Тайфун» (заводской номер 252) строительство которого ведется на ССЗ «Пелла» в Отрадном (Ленинградская область), 29.07.2017 (sdelanounas.ru).

Реестр МРК пр.22800:

№пп Название проект зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй базирование примечание
01 «Ураган» 22800 251 ССЗ «Пелла» (г.Отрадное) 24.12.2015 план — лето 2017 г. (2015 г.)

29.07.2017 г.

план — декабрь 2017 г. (2015 г.) Балтика  
02 «Тайфун» 22800 252 ССЗ «Пелла» (г.Отрадное) 24.12.2015   план — 2018 г. (2015 г.) Балтика  
03 «Шторм» 22800 254 ССЗ «Пелла» — площадка ССЗ «Море (г.Феодосия, Крым) 10.05.2016   план — 2019 г. (2015 г.)    
04 «Шквал» 22800 253 ССЗ «Пелла» (г.Отрадное) 29.07.2016      
05 «Буря»   257 ССЗ «Пелла» (г.Отрадное) 24.12.2016   план — 2019 г. (2015 г.)    
06 «Охотск» 22800 255 ССЗ «Пелла» — площадка ССЗ «Море (г.Феодосия, Крым) 17.03.2017   план — 2018 г. (2016 г.)    
07 22800 256 ССЗ «Пелла» — площадка ССЗ «Море (г.Феодосия, Крым) прогноз — 2017 г.   план — 2020 г. (2015 г.)    
08 «Циклон» 22800 801 Зеленодольский ССЗ (г.Зеленодольск) — площадка ССЗ «Залив» (г.Керчь, Крым) 2016 г.       05.08.2016 г.  подписан контракт на выпуск заводом 5 ед. пр.22800.
09   22800 802 Зеленодольский ССЗ (г.Зеленодольск) 2016 г.        
10   22800 803 Зеленодольский ССЗ (г.Зеленодольск)          
11   22800 804 Зеленодольский ССЗ (г.Зеленодольск)          
12   22800 805 Зеленодольский ССЗ (г.Зеленодольск)     2020 г. (планы 2017 г.)    
13   22800   Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре)       ТОФ 2018 г. ожидается заключение контракта (планы 2017 г.)
14   22800   Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре)       ТОФ 2018 г. ожидается заключение контракта (планы 2017 г.)
15   22800   Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре)       ТОФ 2018 г. ожидается заключение контракта (планы 2017 г.)
16   22800   Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре)       ТОФ 2018 г. ожидается заключение контракта (планы 2017 г.)
17   22800   Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре)       ТОФ 2018 г. ожидается заключение контракта (планы 2017 г.)
18   22800   Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре)     2022 г. (планы 2017 г.) ТОФ 2018 г. ожидается заключение контракта (планы 2017 г.)

Источники:

militaryrussia.ru

Проект 22800 Каракурт – малый ракетный корабль большого значения

Подробности
Категория: Военно-морской флот
Опубликовано: 03.01.2018

Проект 22800 «Каракурт» — малый ракетный крейсер прибрежной зоны. Несмотря на малые размеры, его боевой радиус может достигать 2500 км при определенном типе вооружения.

  1. Общее описание
  2. Задачи проекта
  3. Боевые возможности
  4. Технические характеристики
  5. История создания

Проект 22800 «Каракурт» – адаптация к морским и океанским водам проекта 21361 «Буян-М», класса «река-море» – новое поколение русских малых ракетных кораблей (МРК) ближней и средней морской зоны. Главное конструктивное отличие «Каракурта» от базового проекта «Буян-М» и – это морской корпус с осадкой 4 м, он устойчивее для боевого применения, чем река-море с осадкой 2,5 м. Это позволяет быстрее выводить на цель мощные ракеты и артустановки, не мешкать при сильном волнении моря. По правилам кораблестроения России платформа 22800 является универсальной, подходит для сторожевых и пограничных МРК, для противолодочных малых кораблей (МПК). Россия значительно укрепит ВМС РФ к 2030-му году, 23 «Каракурта» поступит на Северный ВМФ, Тихоокеанский ВМФ, Балтийский ВМФ и Черноморский ВМФ.

Задачи проекта 22800

МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль. 

Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт

Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.

class=»eliadunit»>

Технические характеристики Каракурта 22800

  • Скорость 30 узлов.
  • Дальность хода на минимальной скорости – 2 500 миль.
  • Автономность по запасам провизии – 15 суток.
  • Корпус стальной цельносварной 70х11 м с многослойным покрытием из стекловолокна, с фальшбортами, технологии Стелс.
  • Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизель-газотурбинная из 2-х двигателей 10Д49, создающих вращение водомётных винтов до водоизмещения 800 т.
  • Экипаж 52 человека.
  • За управление всех систем отвечает боевая система корабля БИУС Сигма-Э, которой подчинена РЛС Минерал М, АМКОИ Трасса-Э.  

История проекта 22800

Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО. 

Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.

Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.

 


class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

Проект 22800 — Малые Ракетные Корабли Типа Каракурт и Шторм, Корветы и МРК Нового Поколения, План Постройки

Администрацией Зеленодольского завода имени Горького было сообщено, что в период с 2018 по 2021 год предприятием запланирована постройка пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Также три корабля предполагается построить на территории Ленинградского судостроительного завода «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пеллой» и «Морем».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Подобным образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли довольно-таки грозными именами — «Тайфуном», «Шквалом», а также корабль «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро,  как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М». Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведется Зеленодольским предприятием. Каспийская флотилия и Черноморский флот, располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам» последнему, девятому, малому ракетному кораблю по проекту 21631 нашлось место для закладки в 2018-ом году, в апреле. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию «Каракурты».

 Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения, которым оснащены эти два катера, то оно, в общем-то, одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещением оба катера не очень-то отличаются. Тем не менее «Буян-М» считается кораблем «река-море». Он с полной уверенностью может себя почувствовать как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. При его невысоком мореходном уровне даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся «великоватыми». Что имеет отношение к «Каракурту», так это то, что его проектировали как корабль для действий в открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом для российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкой компанией-производительницей двигателей для «Буянов» было принято решение о прекращении дальнейшего сотрудничества и отказа в предоставлении нам двигателей. При всем при том очень быстро нашли им замену. Как оказалось, зеленодольскими корабелами было решено приступить к приобретению аналогичных 16-ти цилиндровых двигателей у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

В прошлом году, осенью «Буранам-М» удалось прогреметь перед всем миром. Четырьмя кораблями из состава Каспийской флотилии — малыми ракетными кораблями «Угличем», «Градом Свияжским» и «Великим Устюгом», а также ракетным крейсером «Дагестаном» были произведены обстрелы с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ, которые были расположены на дальности приблизительно в полутора тысячах километров.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями вышеуказанной флотилии, в мировых СМИ обсуждение продолжалось почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК». Кроме того имеются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых может равняться пятистам километров. Также корабль вооружен автоматической артиллерийской установкой 100 мм, либо 76 мм калибров. Средства противовоздушной обороны выражены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивает «Палаша» всепогодным и круглосуточным обнаружением любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники. Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальностях до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне, с дальностью их плавания до 2500 миль с автономностью до пятнадцати суток. Катер с водоизмещением восемьсот тонн имеет длину — шестьдесят метров, ширину десять метров, осадку — четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М» создавались, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод», проекта 1234. Самые разнообразные их модифицирования были выпущены в периоды 1967-92 годов. Всего построили сорок семь кораблей, а сейчас осталось их только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35-ти узлов, а дальность — до 4000 миль. Однако с устаревшим морально и физически вооружением все эти достоинства были сведены к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместителем министра обороны Юрием Борисовым при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года, четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 было заявлено примерно следующее: «Кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». Однако если выносить за пределы скобок праздничность этого события, которое потребовало произносить восхитительные речи, то сам заявленный посыл не был так далеко от истинного положения вещей. У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие, можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов», находящихся на Черноморском флоте, на Балтийском флоте, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывают Ближневосточный регион и почти весь Европейский континент. Если будет принято решение и представлен план о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов пребывая в классе корветов, на вооружении которых находится ракетное оружие, «Каракурты» своей ударной мощью, а также энергонасыщенностью, поистине опережают все имеющиеся аналоги.

Одной лишь энергонасыщенностью, однако, не ударной мощью, с «Каракуртами», примерно, может пойти в сравнение едва лишь один корвет на планете. К тому же, возведенный в качестве одного единственного экземпляра. Этим последним кораблем завершилась серия, которая принадлежит многоцелевым шведским корветам «Висбю». Корвет был введен в эксплуатацию местными военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение в шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов, максимально далеко он может зайти на две тысячи триста миль. Строили его с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета предназначались шведскому флоту преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет, которые располагают дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также представленная единичным экземпляром. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете, принадлежащем к серии, в которой имеются три многоцелевых корвета. Ввели его в эксплуатацию для израильских военно-морских сил еще в девяностых годах. Обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в режиме экономии может пройти три с половиной тысячи мили, а максимальную скорость может развить до тридцати трех узлов.

Его вооружение также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на его борту американские противокорабельные ракеты «Гарпун».  Восемь единиц дозвуковых ракет, имеют дальность до ста тридцати километров, а массу боевой части в двести двадцать семь килограмм, хотя корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Их также восемь, однако, ракеты поскромнее, собственного производства, имеющие дальность полета от шести до тридцати шести километров и стокилограммовую боевую часть. Противовоздушная оборона представлена «Бараком», зенитно-ракетным комплексом, имеющим тридцать две ракеты в  боекомплекте, с дальностью до десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку, ведущую огонь на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли, имеющие водоизмещение менее тысячи 1000 тонн, почти не представлены в мире. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности они превышают наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских образцов. Безусловно, имеющееся противолодочное оружие, а также вертолеты или «беспилотники» добавляют к живучести кораблей.

Однако, есть и обратная сторона медали, выраженная в высокой стоимости их строительства и эксплуатирования, а это для нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества», «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе приходится появление немецкого корвета по проекту К130. Спуском на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, последнего, пятого корабля этой серии корветов ознаменовалось его введение в эксплуатацию. С водоизмещением в тысячу восемьсот сорок тонн, длиной до девяноста метров, с вертолетом на борту. Из вооружения корабль располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27-ми мм калибра, и 76-ти мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше — только четыре. У «Брауншвейга» имеется такая же, дальность хода как у «Каракурта», до двух с половиной тысяч миль, но обладает меньшей скоростью равной двадцати пяти узлам.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых управляемое ракетное оружие «Арли Берк»-проекта. Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

А об их вооружении и говорить не приходится, элементарнее перечислить, чем эти эсминцы не обладают. Противокорабельное вооружение представлено «Гарпунами», ракетами в количестве восьми единиц. Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками», крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное, но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако немного уступает «Калибрам» скоростью, точностью, и дальностью, а управление над всем этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис». Между прочим, нею же используется аналогичный с «Каракуртом» тип РЛС, это такие же четыре неподвижные фазированные антенные решетки.

«Из России с любовью»

Радиоэлектронная борьба также находится на высоком уровне. Известно, что американцы обладают мощными средствами РЭБ. Как бы то ни было, эти средства не помешали одному из наших бомбардировщиков Су-24 в 2014-ом году облететь эсминца «Дональда Кука», тоже из «Арли Берк-ского» проекта, но не просто так, он ненадолго «ослепил» корабль, при этом полностью подавил функционирование всей электронной начинки. Таким образом, было произведено асимметричное приветствие для американских конструкторов и представителям ВМС США «из России с любовью».

militaryarms.ru

Курс ВМФ России на малые ракетные корабли: проект 22800 «Каракурт»

Текущая программа кораблестроения для военно-морского флота России пока не предусматривает создание и передачу крупных боевых кораблей, способных нести выдающееся количество вооружения и работать в океанской зоне. Пока приоритетной задачей является строительство иных боевых единиц, таких как малые ракетные корабли. Однако, несмотря на свои скромные размеры и водоизмещение, новые отечественные корабли вполне способны решать весьма сложные задачи. Одной из основ подобной корабельной группировки в будущем станут новые малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт». Согласно официальным данным, корабли типа «Каракурт» относятся к третьему рангу и предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне.

При помощи имеющегося ракетного и артиллерийского вооружения такие МРК должны атаковать надводные, воздушные или береговые цели. Ранее неоднократно отмечалось, что проект 22800 имеет значительное сходство с более старым проектом 21631 «Буян-М», однако отличается улучшенными мореходными характеристиками. В отличие от «Буянов», новые «Каракурты» смогут работать не только на реках и мелководных морях.

Проект 22800 был создан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) по заказу российского министерства обороны. Проектные работы велись в первой половине текущего десятилетия. Первая официальная демонстрация облика будущих «Каракуртов» состоялась на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Любопытно, что от первого показа материалов проекта до начала строительства кораблей прошло всего несколько месяцев.

Закладка первых двух «Каракуртов» состоялась в конце декабря 2015 года. Заказ на их строительство получил ленинградский судостроительный завод «Пелла». В общей сложности на этом предприятии планируется построить 7 кораблей нового типа, причем 3 единицы сойдут со стапеля завода «Море» в Феодосии, переданного под управление «Пеллы». Еще пять кораблей должен сдать Зеленодольский судостроительный завод им. Горького; он начал работы по своим заказам в 2016 году. Также упоминалась возможность заказа шести кораблей Амурскому судостроительному заводу.

Летом и осенью прошлого года завод «Пелла» спустил на воду первые два корабля проекта 22800 – «Ураган» и «Тайфун». В начале мая состоялся спуск третьего. По известным данным, два первых корабля уже проходят необходимые испытания. Передача двух единиц военно-морскому флоту запланирована на этот год. Следующие два «Каракурта» начнут службу в следующем году. В 2020-м флаг поднимут сразу на нескольких кораблях. Последние из запланированных МРК будут заложены в 2019-2020 годах, и их строительство завершится в течение 3-4 следующих лет.

Корабли проекта «Каракурт» не отличаются большими габаритами и водоизмещением. Их длина составляет лишь 67 м при ширине 11 м и осадке 4 м. Водоизмещение – 800 т. При помощи дизель-электрической энергетической установки они смогут развивать скорость до 30 узлов и показывать дальность плавания на уровне 2500 миль.

Несмотря на небольшие размеры, МРК проекта 22800 должны нести серьезный набор оборудования и вооружения. Так, основным средством слежения за обстановкой и обнаружения целей является радиолокационный комплекс «Минерал-М», включающий активные и пассивные средства наблюдения. С помощью такого комплекса «Каракурт» сможет находить крупные надводные цели на дистанциях порядка 250 км. Максимальная дальность пассивной локации, в зависимости от разных факторов, – до 400-450 км. Станции могут сопровождать десятки целей и обмениваться данными с другими кораблями.

Проект предусматривает наличие вооружения для противовоздушной обороны. Первые два корабля серии для таких целей несут пару установок АК-630М и переносные зенитные ракетные комплексы. Все последующие корабли предлагается комплектовать модулями «Панцирь-М» с 30-мм пушками и ракетами. Строящиеся «Каракурты» получают универсальную артиллерийскую установку АК-176МА с орудием калибра 76 мм.

Основным ударным средством кораблей проекта 22800 являются ракеты нескольких типов. В кормовой части надстройки, поперек диаметральной плоскости, находится универсальная вертикальная пусковая установка 3С14 с восемью ячейками для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Заявлена возможность использования крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» и противокорабельных «Оникс». Состав боекомплекта и тип применяемых ракет определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами.

Именно ракетное вооружение дает новым отечественным кораблям высокие боевые характеристики и примечательный потенциал. С его помощью МРК проекта 22800 смогут бороться с надводными, сухопутными или подводными целями, для чего могут применяться ракеты разных типов с отличающимися характеристиками и боевым оснащением. При этом, как следует из известных данных, обеспечивается возможность поражения целей на дистанциях в сотни километров.

При обнаружении надводного корабля противника «Каракурт» может использовать ракету «Оникс» либо изделия семейства 3М-54. ПКР типа «Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на основе инерциальной навигации и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения. В заданный район она выходит по данным навигации, после чего самостоятельно должна искать цель. Имеется возможность выбора траектории полета. При высотной траектории максимальная дальность пуска достигает 450-500 км. На иных режимах радиус действия заметным образом сокращается. К цели доставляется боевая часть массой 300 кг, достаточная для нанесения самых серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В семействе ракет «Калибр» тоже присутствует противокорабельное оружие. Крылатая ракета этой линейки способна пролететь более 300 км, самостоятельно найти надводную цель и поразить ее при помощи боевой части массой не менее 200 кг. По разным данным, противокорабельные «Калибры» могут иметь дальность вплоть до 450-500 км. Основное отличие «Калибров» от «Оникса» – иные скорости полета. Эти ПКР на большей части траектории поддерживают дозвуковую скорость, тогда как «Оникс» сразу выходит на сверхзвук.

Важнейшим преимуществом комплекса «Калибр-НК» является наличие крылатых ракет 3М-14, предназначенных для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Это оружие уже использовалось в реальных операциях и наглядно продемонстрировало возможность уничтожения объектов на дальностях более 1500 км. Более того, в некоторых источниках упоминается дальность стрельбы порядка 2-2,5 тыс. км. Таким образом, при наличии необходимого целеуказания корабль типа «Каракурт» или иной носитель «Калибров» способен держать под контролем весьма крупный район суши.

Согласно ранее оглашенным данным, серийные МРК проекта 22800 будут передаваться всем основным объединениям флота. Они будут служить в составе Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Совсем не трудно представить, какое влияние на военно-политическую обстановку в регионах могут оказать новые корабли с ракетами выдающейся дальности. Они смогут прикрыть от возможного нападения значительные участки побережья, а кроме того, «возьмут на прицел» крупные сухопутные территории с множеством военных и административных объектов.

Не покидая своих баз на Кольском полуострове, малые ракетные корабли Северного флота в теории способны защитить от надводных объектов все ближайшее побережье, а также значительную часть Баренцева моря и все Белое море. В зоне ответственности ракет 3М-14 в таком случае оказываются Скандинавия, Восточная и Центральная Европа, а также часть Британских островов.

С помощью «Калибров» и «Ониксов» моряки-балтийцы смогут защитить Финский залив и перекрыть существенную часть Балтийского моря. Также возможен контроль территорий вплоть до Западной Европы, Балкан и Малой Азии. Зона ответственности Балтийского флота частично совпадает с районом возможной работы Северного флота.

Находясь в Севастополе, «Каракурты» Черноморского флота могут использовать ПКР по целям во всех ближайших акваториях. При этом их «Калибры» способны достать объекты в Западной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Следует отметить, что схожий регион перекрывают и ракеты Каспийской флотилии, где служат корабли типа «Буян-М».

МРК Тихоокеанского флота, базируясь во Владивостоке, могут применять противокорабельное оружие по целям в Японском море и Восточно-Корейском заливе. Дальность ракет «вода-земля» при этом позволяет контролировать район от центральной Монголии до Камчатки, включая все Японские острова и значительную часть Китая.

Следует отметить, что полученные районы ответственности относятся только к кораблям, находящимся на основных базах флотов или рядом с ними. Новые корабли проекта 22800 способны действовать в ближней морской зоне, и потому фактическая точка пуска ракет может находиться где угодно и на значительном удалении от базы. Таким образом, фактические зоны ответственности новых кораблей способны находиться где угодно и перекрывать почти любую часть Мирового океана или суши, пусть даже и с определенными ограничениями.

Нельзя не признать, что новые российские «Каракурты» не являются безупречными. В первую очередь, недостатком можно считать небольшие размеры боекомплекта ракетного комплекса. Один МРК этого типа несет всего восемь ракет «Калибр» или «Оникс». Таким образом, для выполнения массированного ракетного удара может понадобиться совместная работа нескольких кораблей, что может затруднять подготовку к операции и ее проведение. Впрочем, малый боекомплект прямо связан с габаритами кораблей и меньшей сложностью их строительства.

Согласно текущим планам, не позднее середины двадцатых годов российский ВМФ будет располагать 18 кораблями проекта 22800 «Каракурт», которые будут распределены между четырьмя основными структурами. Таким образом, флот получит достаточно крупную группировку ударных кораблей с весьма мощным вооружением. Страна, в свою очередь, при этом получает удобный и гибкий инструмент проекции силы в разных регионах. Важно, что такой инструмент удастся создать в минимальное время и при разумных тратах – вся программа строительства 18 кораблей должна занять не более 8-9 лет.

В настоящее время осуществляется постепенная модернизация флота и военного кораблестроения. Осуществляется обновление производственных мощностей разных предприятий, что позволяет строить новые корабли разных классов и типов. Пока военное ведомство лишь составляет планы на будущие проекты надводных кораблей первого ранга, но менее крупные и мощные боевые единицы уже строятся, передаются заказчику и включаются в состав ВМФ. Все это закономерно приводит к росту боевого потенциала надводных сил и общей обороноспособности страны.

Очевидно, что новые корабли второго и третьего ранга, такие как МРК проекта 22800, и в теории, и на практике по своим возможностям уступают более крупным боевым единицам, например перспективному эсминцу «Лидер». Однако они отличаются сравнительной дешевизной, простотой и быстротой строительства. Первый «Каракурт» был заложен в конце 2015 года, и уже скоро поступит на службу. К тому времени, как головной «Лидер» сможет начать свою службу, в составе ВМФ будут присутствовать почти все заказанные корабли проекта 22800.

При всех достижениях и успехах, российское министерство обороны, военно-морской флот и судостроительная промышленность по-прежнему сталкиваются с разного рода трудностями. В текущих условиях не всегда получается сделать все желаемое, и потому приходится искать альтернативные пути. Одним из выходов из текущей ситуации, позволяющим обновить флот и повысить его потенциал в условиях известных ограничениях, является строительство большого количества малых ракетных кораблей с развитым вооружением. Эти идеи, в первую очередь, реализуются при помощи проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт».

К настоящему времени российская судостроительная промышленность успела спустить на воду три корабля типа «Каракурт» из 18 запланированных к постройке. Первые два в этом году пройдут все испытания и отправятся служить на Балтийское море. Еще 15 кораблей будут переданы заказчику, начиная со следующего года. К середине двадцатых годов четыре флота ВМФ России смогут сформировать полноценные группировки малых ракетных кораблей с современным вооружением.

Строительство больших и мощных кораблей с ракетным и артиллерийским оружием все еще относится к отдаленному будущему, но военно-морской флот не может ждать. По этой причине строятся другие боевые единицы, так же имеющие весьма примечательные возможности. Несмотря на скромные размеры и небольшое водоизмещение, они могут быть серьезным ударным средством и эффективным инструментом международной политики. А большое количество таких кораблей обязательно перейдет в качество.

Источник: https://topwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл

integral-russia.ru

22800 «Каракурт»: характеристики и особенности конструкции

Военные корабли – это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».

О проекте

В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.

История проекта

История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается ракетно-артиллерийский катер «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.

Технические характеристики

Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение – 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая – фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания – около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?

Вооружение

Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.

Особенности конструкции корпуса

У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет ракетную установку, которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.

Силовая установка

Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.

Особенности вооружения

Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки – это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.

Мореходность

Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками — «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.

«Ураган»

Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.

«Тайфун»

В тот же день, 24 декабря, на том же заводе «Пелла» было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в Северный Флот ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.

«Шторм»

Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже – в 2019 году.

«Шквал»

29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».

Дальнейшие планы

Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ Зеленодольский судостроительный завод имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.

fb.ru

Облик малого ракетного корабля проекта 22800

В экспозиции открывшегося 6 сентября 2016 года в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» в подмосковной Кубинке Международного военно-технического форума «Армия — 2016», в числе прочего, на стенде АО «Объединенная судостроительная корпорация» впервые публично выставлена модель малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Разработчиком проекта, начатого серийной постройкой для ВМФ России, является АО «ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург).

Модель малого ракетного корабля проекта 22800 в экспозиции Форума «Армия-2016». Кубинка, 06.09.2016 (с) Михаил Жердев / www.facebook.com

Как явствует из облика представленной модели, МРК проекта 22800, помимо восьми вертикальных пусковых установок универсального ракетного комплекса «Калибр-НК», должен быть также вооружен новым корабельным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М» разработки АО «Конструкторское бюро прииборостроения имени академика А.Г. Шипунова».

Напомним, что проект 22800 должен фактически сменить в строительстве для ВМФ России малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 (шифр «Буян-М») разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (строительство последних решено ограничить девятью единицами). Сообщалось, что ВМФ России планируют иметь не менее 18 МРК проекта 22800. Строительство первых семи из них будет осуществлено ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область) в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации о получении этой компанией статуса единственного поставщика по данному проекту.

Первые два малых ракетных корабля (МРК) нового проекта 22800 с названиями «Ураган» (заводской номер 251) и «Тайфун» (заводской номер 252) были заложены на заводе «Пелла» 24 декабря 2015 года, сдача их ВМФ запланирована на 2017 и 2018 годы соответственно. 29 июля 2016 года на заводе «Пелла» был также заложен МРК «Шквал» (заводской номер 253).

Еще один МРК проекта 22800 под названием «Шторм» (заводской номер 254) был заложен 10 мая 2016 года в Феодосии (Крым) на ФГУП «Судостроительный завод «Море». Завод «Пелла» в настоящее время выступает основным инвестором феодосийского завода «Море», а в последующем после акционирования последнего «Пелла» должна стать основным акционером этого предприятия. Соответственно, из семи МРК проекта 22800, заказанных «Пелле», три корабля должны быть построены на СЗ «Море» в тесной кооперации с «Пеллой». Характерно, что МРК «Шторм» получил строительный номер (254) «в ряду» строительных номеров этого проекта на «Пелле».

В начале августа 2016 года стало известно, что контракт Министерства обороны России на постройку еще пяти МРК проекта 22800 получило АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в холдинг «Ак Барс»).

Модель малого ракетного корабля проекта 22800 в экспозиции Форума «Армия-2016». Кубинка, 06.09.2016 (с) Михаил Жердев / www.facebook.com

Также была представлена информация об экспортных вариантах корабля (проект 22800Э, предлагаемый в трех модификациях):

(с) Михаил Жердев

bmpd.livejournal.com

Спущен на воду малый ракетный корабль «Шквал» проекта 22800

5 мая 2018 года на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область) состоялась церемония спуска на воду третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Шквал» с заводским номером 253. Корабль был заложен на заводе «Пелла» 29 июля 2016 года и выведен из цеха 30 апреля 2018 года.

Подготовленный к спуску на воду на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» третий строящийся для ВМФ России малый ракетный корабль проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М». Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

На торжественном спуске присутствовали заместитель Министра обороны Российской Федерации Борисов Юрий Иванович; руководитель Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа контр-адмирал Вернигора Андрей Петрович; начальник Управления Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа капитан 1 ранга Печковский Павел Григорьевич; начальник Управления кораблестроения Военно-Морского Флота Российской Федерации, контр-адмирал Тряпичников Владимир Александрович; главный конструктор АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчика проекта 22800) Цымляков Дмитрий Евгеньевич; главный советник президента ОСК по военному кораблестроению бывший Главнокомандующий ВМФ России Чирков Виктор Викторович; генеральный директор АО «Пелла» Цатуров Герберт Робертович.

Малый ракетный корабль (МРК) «Шквал» станет первым в ВМФ России, штатно оснащенным новым корабельным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М»  разработки АО «Конструкторское бюро приборостроения». Боевой модуль «Панциря-М» уже установлен на «Шквале». Морские испытания опытного образца «Панциря-М».должны быть начаты в 2018 году на ракетном катере «Шуя» проекта 12417 Черноморского флота.

МРК «Шквал» (заводской номер 253) стал третьим кораблем проекта 22800, строящимся на заводе «Пелла». До него там были начаты строительством МРК «Ураган» (заводской номер 251) и «Тайфун» (заводской номер 252), закладка которых состоялась на заводе «Пелла» 24 декабря 2015 года. Головной корабль «Ураган» был спущен на воду 29 июля 2017 года и должен в мае 2018 года начать заводские ходовые испытания. Второй МРК «Тайфун» был спущен на воду 24 ноября 2017 года. Оба этих МРК не несут «Панциря-М», и оснащены вместо него двумя старыми 30-мм артиллерийскими установками АК-630.

Проект 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и должен сменить в строительстве для ВМФ России МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (строительство последних ограничено 12 единицами). Сообщалось, что ВМФ России планируют иметь не менее 18 МРК проекта 22800. Строительство первых семи МРК проекта 22800 осуществляется заводом «Пелла» по контракту в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации о получении этой компанией статуса единственного поставщика по данному проекту.

24 декабря 2016 года на заводе «Пелла» был заложен четвертый МРК этого проекта «Буря» (заводской номер 257).

Поскольку завод «Пелла» выступает основным инвестором ФГУП «Судостроительный завод «Море» в Феодосии (Крым), и в ноябре 2016 года получил мощности последнего в аренду на срок до 31 декабря 2020 года, то соответственно, из семи МРК проекта 22800, заказанных «Пелле», три корабля должны быть построены на СЗ «Море» в тесной кооперации с «Пеллой», что  привело к передаче постройки трех единиц в Феодосию. Первый МРК данного проекта «Шторм» (заводской номер 254) был заложен в Феодосии 10 мая 2016 года, второй «Охотск» (заводской номер 255) — заложен в Феодосии 17 марта 2017 года, и третий «Вихрь» (заводской номер 256) — был заложен 19 декабря 2017 года. Строящиеся в Феодосии МРК получили строительные номера с 254 по 256 «в ряду» строительных номеров этого проекта на «Пелле».

5 августа 2016 года контракт Министерства обороны России на постройку для ВМФ еще пяти малых ракетных кораблей проекта 22800 получило АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Зеленодольск). При этом Зеленодольский завод с конца 2014 года фактически получил под временное управление ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи (Крым). По неофициальным сведениям, головной зеленодольский МРК проекта 22800, получивший название «Циклон» (заводской номер 801), был без особой огласки заложен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи летом 2016 года. По имеющейся информации, в настоящее время на заводе «Залив» уже ведется постройка двух следующих МРК проекта 22800 с заводскими номерами 802 (был также заложен в 2016 году) и 803.

На церемонии спуска МРК «Шквал» заместитель Министра обороны России Юрий Борисов сообщил, что в 2019 году Министерство обороны планирует заключить контракт на шесть малых ракетных кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота. Четыре из них будут построены на АО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре) и два на АО «Восточная верфь» (Владивосток).

«Сейчас мы вышли на темп примерно 30 месяцев строительства этих кораблей. Это очень хороший темп. Флот очень ждет эти корабли. Они по своим мореходным качествам, техническим параметрам, боевым возможностям считаются сегодня одними из лучших кораблей подобного класса», — заявил Ю. Борисов.

По его словам, первые корабли пойдут на Балтику. «А вообще каждый флот будет оснащен подобными кораблями для охраны ближней морской зоны», — отметил заместитель Министра обороны.

Спуск на воду на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М». Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) Ольга Андреева / vk.com (via dambiev.livejournal.com )

Спуск на воду на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М». Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) Олег Кулешов / kuleshovoleg.livejournal.com

Cпущенный на воду на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» третий строящийся для ВМФ России малый ракетный корабль проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М». Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) RussianArms / forums.airbase.ru

Боевой модуль нового корабельного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-М», установленный на спущенном на воду на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» третьем строящемся для ВМФ России малом ракетном корабле проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253.  Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) Curious / forums.airbase.ru

Видео (с) АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» :

bmpd.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о