Истребитель Дассо «Мираж» 2000 | Военное оружие и армии Мира

Результат работы конструкторов и проектировщиков оказался поистине «мастером на все руки» — он пришел на смену сразу четырем самолетам, три из которых родились в «Дассо». «Мираж» 2000 без труда принял на себя обязанности «Миража» III, а затем последовательно отправил в отставку стратегические бомбардировщики «Мираж» IV, перехватчики «Мираж» F.1 и ударные «Ягуары». Начиная создание будущего «Миража» 2000, фирма «Дассо» вернулась к схеме своего самого успешного проекта, «Мираж» III: самолет снова стал «бесхвосткой» с треугольным крылом. По-началу проект даже имел название «Супер Мираж» III. Разумеется, сходство со своим знаменитым предшественником было лишь в общих линиях; возвращение «к истокам» произошло на качественно новом уровне, что позволило преодолеть большую часть слабых сторон «трешки». В деталях же произошло радикальное обновление большинства компонентов, влияющих на комплекс характеристик боевого самолета. И результаты показали, что такой подход был оправдан.

ФРАНЦУЗСКИЙ ОТВЕТ F-16

Вряд ли дела «Дассо» шли бы так хорошо, если бы не успешные экспортные продажи боевой техники. Поскольку потенциальные зарубежные заказчики к моменту создания нового самолета были несколько стеснены в средствах, самолет старались сделать по возможности дешевле. Изначально «Дассо» разрабатывала два проекта — более тяжелый и дорогой «Мираж» 4000 и сравнительно легкий «бюджетный» «Мираж» 2000. Очень грубо эти два проекта можно было уподобить F-15 и F-16. И именно с прицелом на возможный экспорт выбор был сделан в пользу французского F-16.

Самолет создали в короткие сроки — проект был представлен ВВС в декабре 1975 года,а уже с марта 1978 года летчик-испытатель Жан Коро поднял прототип в воздух. Во многом такой короткий срок был обеспечен преемственностью с «Миражом» III. Основными направлениями совершенствования для нового истребителя традиционно стали двигатель (место ТРД ATAR занял более экономичный двухконтурный ТРД, разработанный концерном SNECMA), система вооружения, где основные усилия направили на создание новой РЛС (поначалу Thomson CSF RDM, позже импульсной доплеровской RDI) и улучшенная конструкция планера самолета. Крыло с постоянным углом стреловидности 58° оснащено (в отличие от «Миража» III) предкрылками, киль увеличен по высоте, на воздухозаборниках установлены аэродинамические гребни. Все это в сочетании с аэродинамической неустойчивостью и электродистанционной системой управления (ЭДСУ) обеспечило «Миражу» 2000 выдающуюся маневренность — на равных с самолетами-современниками традиционной схемы (F-16 или МиГ-29). В одном из первых демонстрационных полетов в 1978 году «Мираж» продемонстрировал способность сохранять управление при скорости около 200 км/ч и при больших углах атаки (до 26°). Поскольку без использования ЭДСУ само лет неминуемо выйдет из-под контроля и разобьется, повышение надежности этой системы стало одним из ключевых моментов увеличения живучести самолета. Система имеет 4-кратное резервирование и, кроме того, оснащена аварийным каналом с питанием от аккумулятора, что обеспечивает управление самолетом даже после остановки двигателя.

ЕВРОПА И АФРИКА, ИНДИЯ И АРАВИЯ

Испытания продолжались немногим более четырех лет, и в 1982 году французские ВВС получили первые строевые машины, хотя и двигатели, и РЛС поначалу недотягивали до планировавшегося уровня. Первым вариантом традиционно стал одноместный многоцелевой истребитель «Мираж» 2000С. В паре с ним ВВС начали использовать двухместный учебно-боевой 2000В.

Экономичные двигатели, большой запас внутреннего топлива и возможность дозаправки в воздухе сделали 2000В хорошей основой для создания дальнего ударного самолета 2000N, принявшего от стратегических бомбардировщиков Мираж IV ответственную роль второго компонента французских ядерных сил сдерживания. Самолет имеет усиленную конструкцию, оснащен другой РЛС, лишился пушек и, в качестве основного вооружения, несет ракету ASMP с ядерной БЧ. На вооружение 2000N приняли в 1988 году (выпуск составил 75 машин), а в 1995-м в дополнение к нему ВВС Франции начали получать вариант 2000D (86 машин), предназначенный для нанесения ударов по земле с использованием обычного, неядерного вооружения.

В середине 1990-х «Дассо» разработала программу доработок, обозначив этот вариант «Мираж» 2000-5. Отличные летные и тактические данные Миража 2000 в сочетании с привлекательной ценой не могли оставить равнодушными иностранные ВВС — как имевших опыт эксплуатации «Мираж» 111/5. так и новых заказчиков. Помимо ВВС Франции, получившей 315 машин в четырех вариантах, самолет был куплен ВВС Греции (55). Египта (20), Индии (59), Тайваня (60), ОАЭ (68), Катара(12), Бразилии (12 — сняты с вооружения в декабре 2013) и Перу (12).