Истребитель Дассо «Мираж» 2000 | Военное оружие и армии Мира
Результат работы конструкторов и проектировщиков оказался поистине «мастером на все руки» — он пришел на смену сразу четырем самолетам, три из которых родились в «Дассо». «Мираж» 2000 без труда принял на себя обязанности «Миража» III, а затем последовательно отправил в отставку стратегические бомбардировщики «Мираж» IV, перехватчики «Мираж» F.1 и ударные «Ягуары». Начиная создание будущего «Миража» 2000, фирма «Дассо» вернулась к схеме своего самого успешного проекта, «Мираж» III: самолет снова стал «бесхвосткой» с треугольным крылом. По-началу проект даже имел название «Супер Мираж» III. Разумеется, сходство со своим знаменитым предшественником было лишь в общих линиях; возвращение «к истокам» произошло на качественно новом уровне, что позволило преодолеть большую часть слабых сторон «трешки». В деталях же произошло радикальное обновление большинства компонентов, влияющих на комплекс характеристик боевого самолета. И результаты показали, что такой подход был оправдан.
ФРАНЦУЗСКИЙ ОТВЕТ F-16
Вряд ли дела «Дассо» шли бы так хорошо, если бы не успешные экспортные продажи боевой техники. Поскольку потенциальные зарубежные заказчики к моменту создания нового самолета были несколько стеснены в средствах, самолет старались сделать по возможности дешевле. Изначально «Дассо» разрабатывала два проекта — более тяжелый и дорогой «Мираж» 4000 и сравнительно легкий «бюджетный» «Мираж» 2000. Очень грубо эти два проекта можно было уподобить F-15 и F-16. И именно с прицелом на возможный экспорт выбор был сделан в пользу французского F-16.
Самолет создали в короткие сроки — проект был представлен ВВС в декабре 1975 года,а уже с марта 1978 года летчик-испытатель Жан Коро поднял прототип в воздух. Во многом такой короткий срок был обеспечен преемственностью с «Миражом» III. Основными направлениями совершенствования для нового истребителя традиционно стали двигатель (место ТРД ATAR занял более экономичный двухконтурный ТРД, разработанный концерном SNECMA), система вооружения, где основные усилия направили на создание новой РЛС (поначалу Thomson CSF RDM, позже импульсной доплеровской RDI) и улучшенная конструкция планера самолета. Крыло с постоянным углом стреловидности 58° оснащено (в отличие от «Миража» III) предкрылками, киль увеличен по высоте, на воздухозаборниках установлены аэродинамические гребни. Все это в сочетании с аэродинамической неустойчивостью и электродистанционной системой управления (ЭДСУ) обеспечило «Миражу» 2000 выдающуюся маневренность — на равных с самолетами-современниками традиционной схемы (F-16 или МиГ-29). В одном из первых демонстрационных полетов в 1978 году «Мираж» продемонстрировал способность сохранять управление при скорости около 200 км/ч и при больших углах атаки (до 26°). Поскольку без использования ЭДСУ само лет неминуемо выйдет из-под контроля и разобьется, повышение надежности этой системы стало одним из ключевых моментов увеличения живучести самолета. Система имеет 4-кратное резервирование и, кроме того, оснащена аварийным каналом с питанием от аккумулятора, что обеспечивает управление самолетом даже после остановки двигателя.
ЕВРОПА И АФРИКА, ИНДИЯ И АРАВИЯ
Испытания продолжались немногим более четырех лет, и в 1982 году французские ВВС получили первые строевые машины, хотя и двигатели, и РЛС поначалу недотягивали до планировавшегося уровня. Первым вариантом традиционно стал одноместный многоцелевой истребитель «Мираж» 2000С. В паре с ним ВВС начали использовать двухместный учебно-боевой 2000В.
Экономичные двигатели, большой запас внутреннего топлива и возможность дозаправки в воздухе сделали 2000В хорошей основой для создания дальнего ударного самолета 2000N, принявшего от стратегических бомбардировщиков Мираж IV ответственную роль второго компонента французских ядерных сил сдерживания. Самолет имеет усиленную конструкцию, оснащен другой РЛС, лишился пушек и, в качестве основного вооружения, несет ракету ASMP с ядерной БЧ. На вооружение 2000N приняли в 1988 году (выпуск составил 75 машин), а в 1995-м в дополнение к нему ВВС Франции начали получать вариант 2000D (86 машин), предназначенный для нанесения ударов по земле с использованием обычного, неядерного вооружения.
В середине 1990-х «Дассо» разработала программу доработок, обозначив этот вариант «Мираж» 2000-5. Отличные летные и тактические данные Миража 2000 в сочетании с привлекательной ценой не могли оставить равнодушными иностранные ВВС — как имевших опыт эксплуатации «Мираж» 111/5. так и новых заказчиков. Помимо ВВС Франции, получившей 315 машин в четырех вариантах, самолет был куплен ВВС Греции (55). Египта (20), Индии (59), Тайваня (60), ОАЭ (68), Катара(12), Бразилии (12 — сняты с вооружения в декабре 2013) и Перу (12).
2587Истребитель Dassault Mirage 2000: фото, видео, характеристики
Dassault Mirage 2000 – это французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, который разработан компанией Dassault в 70-х годах. В конце 20-начале 21 веков – главный самолет французских Военно-Воздушных Сил.
Производство истребителей завершилось в 2007 году. Последняя партия была поставлена Греции. Во Франции Dassault Mirage 2000 заменит Dassault Rafale, который был принят на вооружение в 2006 году.
Содержание:
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
4. Конструкция
4.1 Бортовые системы
5. Варианты
6. Боевое применение
7. Тактико-технические характеристики
7.1 Технические характеристики
7.2 Летные характеристики
7.3 Вооружение
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
Самолеты третьего поколения «Миражей», в целях устранения недостатков были оснащены электродистанционной системой управления и приобрели неустойчивость по каналу тангажа. Объединяет Mirage 2000 с предыдущими поколениями планер с бортовым оборудованием и топливными баками внутри, и крыло. Дата начала разработки истребителя относится к 1972 году. Тактико-техническое задание к нему было получено в 1976 году. Принимать на вооружение одноместные перехватчики Mirage 2000С начали в 1983-м, в первичную боеготовность они пришли в следующем году. В 1979 году компания –производитель подписала договор об изготовлении прототипов ударного истребителя в количестве двух единиц под обозначением Mirage 2000N. Его особенность заключалась в усиленном планере, предназначенным для высокоскоростных полетов на малых высотах и в радиолокационной станции Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, у которой есть режимы следования рельефу, картографирования, наведения на цель управляемых ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» и навигации. Радиолокационная станция делает возможным автоматический полет с огибанием рельефа на скорости до 1112 км/ч, на высоте примерно 90 метров. Также изменилась авионика.
4. Конструкция
Проект истребителя сделан по схеме «бесхвостка» с треугольным однокилевым низкорасположенным крылом. Шасси является трехстоечным и имеет носовую опору. «Мираж» имеет такие особенности в конструкции, как развитую и сильную механизацию крыла, а также значительную долю композитных материалов. Каждая консоль крыла имеет по два воздушных тормоза. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 оборудованы генераторами вихрей. Их конструкция снабжена подвижным полуконусом.
Конструкция крыла является цельнометаллической многолонжеронной с низкой удельной нагрузкой, заполнитель сделан из алюминиевого сплава AG5. Его конструкция является сотовой. Элевоны обшиты углепластиковым волокном. Панели отсека радиоэлектронного оборудования произведены по такому же методу. Обшивка руля и киля произведена из эпоксидных угле-и боропластиков. Заполнитель руля направления выполнен из алюминиевого сплава по сотовой конструкции.
4.1 Бортовые системы
Система управления является электродистанционной, с 4-кратным дублированием. Также она оснащена аварийным каналом, который питается от специального аккумулятора. Такая система управления гарантирует управляемость и устойчивость на всех скоростях и высотах, и в опасных условиях при больших углах атаки и небольших скоростях.
Две гидравлические независимые системы, чье рабочее давление составляет 280 атмосфер, отвечают за выпуск и уборку воздушных тормозов и шасси, а также за функционирование приводов поверхностей управления. Электрическую энергию производит аккумулятор в 40 амперчасов и два генератора переменного тока по 20 кВА.
5. Варианты
- Mirage 2000 — базовая модификация.
- Mirage 2000С — истребитель-перехватчик с одним креслом.
- Mirage 2000В — учебно-боевой вариант 2000С с двумя креслами
- Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, с обычным вооружением. Он является первым во Франции, в способности которого входит преодоление системы противовоздушной обороны на малых высотах и атака целей, располагающихся на земле при любых погодных условиях и времени суток, посредством высокоточного авиационного управляемого оружия с лазерными системами наведения, а также ядерным.
- Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, для продажи иностранным клиентам.
- Mirage 2000ED — учебно-боевой вариант 2000 Е с двумя креслами.
- Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, способен перевозить ядерное оружие.
- Mirage 2000R – разведчик с одним креслом.
- Mirage 2000S — 2000D для продажи иностранным клиентам.
- Mirage 2000-5 – модернизация для продажи иностранным клиентам.
6. Боевое применение
- В 1995 году истребитель, принадлежащий Франции, был сбит из переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» противовоздушной обороны Сербии.
- В 1996 году истребитель, принадлежащий Греции сбил над Эгейским морем истребитель F-16 Fighting Falcon, принадлежащий Турции.
- В 1999 году истребители, принадлежащие Индии успешно участвовали в Каргильском конфликте.
- В 2011 году истребители, принадлежащие Франции воевали с армией Ливии.
7. Тактико-технические характеристики
7.1 Технические характеристики
- Экипаж, чел: 1
- Длина, см: 1436
- Размах крыла. см: 913
- Высота, см: 514
- Площадь крыла, м²: 41
- Удлинение крыла: 2
- Стреловидность по передней кромке. градус: 58
- Колея шасси. см: 350
- База шасси. см: 500
- Нормальная взлётная масса, т: 14
- Максимальная взлётная масса, т: 17
- Максимальная посадочная масса, т: 16,7
- Масса пустого. т: 7,5
- Масса топлива во внутренних баках, т: 3,16, плюс 4,14 в подвесных топливных баках
- Объём топливных баков. л: 4000
- Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA M53-P2, форсажная тяга: 1 × 95,1 кН, бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН.
7.2 Лётные характеристики
- Максимальная скорость: на высоте: M=2,2, у земли: M=1,2
- Посадочная скорость, км/ч: 144
- Крейсерская скорость, км/ч: 885
- Скорость сваливания, км/ч: 185
- Перегоночная дальность с подвесными топливными баками, км: 3333
- Практическая дальность, км: 1852
- Практический потолок, км: 16,46
- Нагрузка на крыло, кг/м²: 414,6
- Скороподъёмность, м/с: 284
- Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,57
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g.
7.3 Вооружение
- Стрелково-пушечное: две пушки DEFA 554, калибра 30 мм. Боекомплект каждой — 125 патронов
- Точки подвески: четыре под крылом, пять под фюзеляжем
- Боевая нагрузка. т: 6,2
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» — две Super 530 и/или две-четыре R550 Magic либо MICA (у Мираж 2000-5), ракеты «воздух-земля» — APACHE или SCALP (у Мираж 2000D), одна ASMP (у Мираж 2000N), две Armat либо AS.30L либо АМ.39
- Неуправляемые ракеты: четыре блока MBDA LR F4 с восемнадцатью ракетами 68 мм
- Бомбы разнообразные, в том числе: свободнопадающие — Mk20 и/или Mk82, шестнадцать MBDA Durandal по 219 кг, пять-шесть TDA BM 400 либо кассетных MBDA Belouga по 305 кг, корректируемые: GBU-12, либо GBU-24, одна-две MBDA BGL по 990 кг
- Подвесные топливные баки, л: один на 1300 под фюзеляжем и два на 1700 либо 2000 под крылом
- Подвесные артустановки: Dassault CC 630 с двумя пушками калибра 30 мм с боезапасом 600 патронов.
contract-army.ru
самолёт Мираж, истребитель, история возникновения, конструкция, характеристики (ТТХ)
Самолет Mirage 2000 — продолжение успешной серии истребителей-перехватчиков 60-х годов XX века Мираж III-001, которые за некоторые удачные решения признавались главной ударной силой Франции в небе.
Свою службу самолет «Дассо» Mirage 2000 продолжал с момента первых испытаний в 1978 году до 2007 года, когда состоялась последняя поставка. За столь долгий срок было создано множество модификаций, но главное качество, которым обзавелся истребитель – это бесценный боевой опыт, которым после крупных сражений Второй Мировой войны обладали далеко не все модели самолетов. Это помогло Франции создать на основе двухтысячной модели еще более успешные варианты самолетов следующих поколений, которые сегодня пришли на смену легендарному «Миражу».
Содержание статьи
История возникновения
Началом работ по созданию Dassault Mirage 2000 считается 1972 год, когда были получены первые указания для проектирования принципиально нового истребителя для Французской республики.
Главные качества, которые ставились перед разработчиками – это возможность преодолевать скоростной рубеж в 1400 км/ч, подниматься до потолка в 15 километров и иметь возможность нести разные типы вооружения («воздух-воздух» и «воздух-земля»). Требовалась возможность вести прицельный огонь по самолетам противника в пределах визуального контакта.
Прототипом для Dassault Mirage 2000 послужила модель «Дассо-1000».
Поначалу проект считался малоперспективным, но в ходе многочисленных доработок получился качественный и, главное, практичный самолет, который позже стал основной боевой единицей ВВС Франции и многих ее союзников. Как это часто бывает, военное руководство отдало предпочтение серии 2000 по той причине, что ее было несложно производить, она дешевле стоила в случае массовых закупок и считалась очень универсальной базой для разных боевых задач.
Изначально компания создала два проекта:
- Dassault Mirage 2000 – легкая модель с ориентированностью на бюджетное исполнение специально для поставок в страны Третьего мира, не позволявших себе больших трат;
- Dassault Mirage 4000 – более дорогая модель с улучшенным вооружением.
Первый полет на модели 2000 был совершен уже в 1978 году (всего через три года после подготовки проекта и чертежей). Столь быстрая работа конструкторов обусловлена тем, что технически самолет вобрал в себя множество опробованных решений предшественника – МиражаIII. Он получил такую же форму крыла, похожий фюзеляж. Изменения коснулись управления истребителем, было усилено крыло и установлен новый двигатель.
В 1983 году начались серийные поставки машины на вооружение Франции, и почти сразу они начали регулярную службу в частях. Начало 90-х годов ознаменовалось крупными закупками Миражей из-за рубежа. Первые контракты подразумевали сборку и поставку 440 истребителей в разные концы света.
Конструкция
Истребитель имеет классическую обтекаемую форму, когда крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Но большая площадь треугольного крыла – это достаточно редкий выбор в военной сфере. С другой стороны, такая форма консолей вместе с развитой механикой крыла позволяет машине оставаться одной из самых маневренных на планете.
В начале испытаний Mirage 2000 был способен сохранять управляемость на низких скоростях (200 км/ч) и высоком угле атаке (26 градусов).
При ручном управлении в таком режиме риск потерпеть катастрофу высок. Поэтому разработчики в новой машине отдали предпочтение электронно-дистанционной системе управления, которая имеет 4-кратное резервирование. А использование дополнительного аккумулятора позволяло управлять самолетом даже при отказе всей основной электроники на борту.
Важнейшая часть самолета – его крыло. Оно в Mirage 2000 имеет стреловидность в 580. На истребителе нет хвостового оперения. Этот подход принят конструкторами по той причине, чтобы истребитель мог эффективно маневрировать. Действительно, модель 2000 получила отличную возможность менять направление движение даже на высоких скоростях.
Кроме этого, большая площадь крыла повышала максимальный потолок истребителя, а также его подъемную нагрузку. Также Мираж остался экономичным самолетом с низкими показателями сваливания на сверхмалых скоростях.
Воздухозаборники на самолете расположили традиционно – по бокам фюзеляжа. Киль увеличили в сравнении с предшественником, и этот выбор тоже позволил сделать маневренность еще лучше.
Высокая прочность самолета достигнута за счет использования металлических сплавов (крыло почти полностью исполнено из алюминия AG5).
Композитные материалы применялись незначительно (элевоны и некоторые другие элементы механизации крыла сделаны из углепластика). На истребители ставили трёхопорное шасси: одна стойка в носовой части, две – в задней части крыла.
Сначала проект не предусматривал установку собственной РЛС на борту, чтобы снизить расходы. Но позже французские военные предпочли сделать истребитель автономным и независимым от указаний с земли, поставив БРЛС.
В отличие от многих конкурентов, Dassault Mirage 2000 обладает качественными системами живучести. Все электронное управление неоднократно дублируется и резервируется, а установленный автопилот способен провести полет на стандартных режимах без участия человека.
Разработчики выбрали двигатель SNECMA M53-P2, который выдавал тягу на 10000 кгс. Его расположили в задней части фюзеляжа.
Благодаря бортовой РЛС Мираж получил возможность «вести» до 8 целей одновременно и открывать огонь по двум из них на удалении до 85 километров.
Огневая мощь истребителя представлена управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» «MICA», «R550 Magic» или управляемыми «воздух-земля» «SCALP», «APACHE». Возможно вооружение бомбами с наведением лазером BRL-1000 «Arcole» или свободнопадающими MBDADurandal или MBDABeluga.
Имеется стрелковое оружие с калибром 30 мм. Допустимая оружейная нагрузка – 6,2 тонны. Вооружение размещается на подвесах крыла (4) или под фюзеляжем (5). Там же возможно размещение дополнительных баков (на 1700 л. или 2000 л. каждый справа и слева от фюзеляжа, под крылом, и на 1300 л под фюзеляжем).
Летно-технические характеристики
Во время своей боевой службы, Миражи 2000 нередко сталкивались со своими основными конкурентами в небе. Так, в арабо-израильском конфликте за господство в воздухе Mirage 2000 боролись с Миг-29, воевавших на стороне Египта. Греко-турецкий конфликт за остров Крит обернулся открытым противостоянием с F-16 Figting Falcon.
Dassault Mirage 2000 | F-16 Fighting Falcon | Миг-29 | |
---|---|---|---|
Размеры (длина/размах крыла/высота), м | 14,36 / 9,13 / 5,14 | 15,03/ 9,45/ 5,09 | 17,32/11,36/4,73 |
Площадь поверхности крыла, кв. м. | 41 | 27,87 | 38 |
Вес, т | 7,5 (пустой), максимальный взлетный вес – 17, максимальный посадочный вес – 16,7 | 8,9(пустой), максимальный вес на взлете – 21,7 | 10,9(пустой), максимальный вес на взлете – 18,5 |
Топливные баки | 4000 л. или 3,16 т. | 3986 л. | 4300 л. |
Потолок, км | 16,46 | 15,24 | 18 |
Практическая дальность, км | 1852 | 1,315 | 1430 |
Максимальная скорость, км/ч | У земли – 1380 на высоте – 2534, крейсерская скорость – 885, посадочная скорость 144, сваливание на 185 | У земли – около 1100, на высоте – 2120. | У земли – 1500, на высоте – 2450, крейсерская скорость – 850. |
Настоящий военный истребитель проверяется в бою, а не на испытаниях. А востребованность французских, русских и американским основных истребителей в мире позволила им неоднократно встречаться в небе. Так, соотношение потерь с Мигами было примерно равным.
С F-16 конфликтов было меньше. Известно, что над Средиземным морем Mirage сбил турецкий F-16. Но в том противостоянии не было серьезных боев в небе.
Модификации
Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:
- Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
- Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
- Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
- Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
- Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
- Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
- Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
- Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.
Участие в боевых операциях
За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.
Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.
В конце 90-х годов Миражи участвовали в греко-турецком конфликте, где доказали, что по многим параметрам превосходят F-16C.
Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.
Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.
Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.
Видео
warbook.club
Истребители семейства «Dassault Mirage» — 58 лет успеха
17 ноября 2014 г. исполняется ровно 58 лет с момента полёта первого опытного образца французского истребителя-бомбардировщика «Mirage III-001», пилотируемого военным лётчиком Роланом Главани в 1956 г. Именно эта модификация самолёта стала настоящим эталоном для логического продолжения великолепного семейства «Mirage», которое и по сей день продолжает определять основу авиапарка лёгких многоцелевых истребителей в ВВС огромного числа государств. Что же предопределило такую популярность и успех этих истребителей на мировом рынке военной авиации?
В далёком феврале 1953 года ВВС Франции был объявлен конкурс на разработку истребителя-бомбардировщика и перехватчика лёгкого класса, способного на полёт со скоростью более 1400 км/ч, выход на практический потолок свыше 15000 м, а также ведение визуального ближнего воздушного боя с самолётами противника с помощью двух 30-мм пушек DEFA 552A и разрабатываемой ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» с ИК-ГСН.
Из всех предложенных вариантов ВВС отдали предпочтение фирме «Dassault» («Дассо»), которая предложила наиболее простую и эффективную компоновочную схему планера типа «бесхвостка» с треугольным крылом, что определяло ряд положительных аэродинамических качеств новой машины, из которых большая площадь крыла и аэродинамически «подъёмная» конструкция большей части фюзеляжа самолёта, позволяющие реализовать высокую угловую скорость установившегося разворота, максимально возможный практический потолок полёта, большую грузоподъёмность, минимальную скорость возможного сваливания, уменьшенный расход топлива в разряжённых слоях стратосферы и хорошую прочность планера, доводившую максимально возможную перегрузку в манёврах до 5-6 ед.
Mirage IIIC — подготовка к полету
Изначально, по требованиям конкурса ВВС Франции, не предусматривалась установка БРЛС, а наведение предполагалось осуществлять при помощи наземных РЛС ДРЛО. Но немного позднее мнение о возможности установки бортовой РЛС поменялось в правильную сторону.
Первые наиболее боеспособные модификации «Mirage III» появились с 1960 по 1961 гг. Это были всепогодный истребитель-перехватчик и штурмовик «Mirage IIIC» и фронтовой тактический истребитель-бомбардировщик «Mirage IIIE».
Первый оснащался достаточно мощной на то время БРЛС «Сирано-2», которая позволяла обнаруживать и сопровождать воздушные цели на дистанции 40-50 км и осуществлять подсвет для ракет «Matra» R.511 и R.530 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГСН). Информация о тактической воздушной обстановке выводилась на монохромный ЭЛТ-индикатор в кабине лётчика. Также БРЭО самолёта было приспособлено для управления американской ракетой с ИК-ГСН AIM-9 «Sidewinder».
«Mirage IIIC» имел нормальную взлётную массу 8000 кг, максимальную 12600 кг, пустой «сухой» вес был в пределах 5600 кг. Максимальная форсажная тяга одного ТРД «SNECMA» Atar-9B3 была около 6000 кгс. Максимальная скорость достигала 2100 км/ч, а потолок 18 км. Уже тогда истребитель обладал лётно-техническими качествами, на голову превосходившими вероятного противника: будь то американский F-4 «Phantom» или модификации устаревшего МиГ-17, а в некоторых случаях – даже МиГ-21.
Боевая нагрузка «Миража» была около 4000 кг и включала всё те же 2х30-мм пушки «Дефа», 2 управляемые ракеты «В-В» типов «Сайдвиндер» или «Матра», свободнопадающие бомбы «Дюрандал» и «Matra» BLG-400, а также контейнера с дополнительной авиапушкой.
«Mirage IIIE» заметно потяжелел по сравнению с модификацией «С», более чем на 1500 кг, для этого пришлось прибегнуть к увеличению тяги двигателя до 6900 кг. Самолёт приспособили для более точной работы по наземным целям: в процессе бомбометания БРЛС активировала режим сканирования подстилающей (земной) поверхности, изображение которой выводилось на многофункциональный индикатор.
Этот самолёт обладал повышенной до 2350 км/ч скоростью полёта, но из-за большей массы оборудования и большей ёмкости топливных баков — меньшим на 1000 м практическим потолком. Данная модификация стала «стартом» для продолжения модернизационной «линейки» 3-й серии «Миражай» и была наиболее успешной в сравнении с такими «летающими гробами», как американский F-104G «Starfighter», малая площадь крыла которого делала любое низкоскоростное маневрирование и посадку с выключенным двигателем просто смерти подобными.
Истребитель «Mirage-2000-5»
Для улучшенных качеств скороподъёмности и потолка «Миражи» 3-й серии комплектовались стартовым ракетным ускорителем «SEPR-844» тягой более 1,5 тонны, что открыло для пилотов возможность перехвата высотных разведчиков на рубеже 27000-28000 м. Площадь крыла всех самолётов мираж серии 3 составляет 34,85 м2, у истребителей F-16 – всего 27,87 м2, это и характеризует высокие маневренные возможности французских самолётов.
О достоинствах «Миражей» можно смело судить из соотношения потерь во времена воздушных сражений в «Шестидневной войне», когда израильские «Миражи» противостояли более простым египетским МиГ-21 и МиГ-17, тогда соотношение было около 4:1 в пользу «Миражей». Во время арабо-израильской войны 1973 года это соотношение было ещё большим. Немного переломить ход событий нашим ближневосточным союзникам удалось лишь с приходом подмоги из СССР в виде достойных противников «Миражей» — истребителей МиГ-23МЛ, которые были наравне с F-16A и F-15A, включая слегка устаревшие «Mirage III».
Главной отличительной чертой «Миражей» является технологический переход от поколения 3 (Mirage III) до поколения 4(Mirage-2000C и Mirage-2000-5), и поколения 4++(Mirage-2000D, N) при сохранении одинаковой компоновочной схемы моноплана «бесхвостки» для всех поколений семейства. Т.е. сохранена аэродинамическая актуальность планера более чем за полувековой период активной эксплуатации самолёта.
К 4+ поколению 2000-х «Миражей» можно отнести наиболее успешную модификацию «Mirage-2000-5», первый полет которого состоялся в октябре 1990 года. Кабина истребителя усовершенствована по типу приборно-информационного поля новейшего истребителя «Рафаль». Площадь крыла у этого самолета, как и у всех «двухтысячников», уже не 35, а 41 м2, что делает аппарат еще более маневренным.
Тяга нового ТРДФ SNECMA M53-P20 составляет 10000 кг/с, что очень положительно сказалось на коэффициенте тяговооруженности, который при нормальной взлетной массе 9525 кг соответствует 1,05. Удельная нагрузка на крыло у «Миража-2000-5» 232,3 кг/м2. К примеру, у F-16C Block50 эти цифры соответствуют: тяговооруженность — 1,1 (лишь на 5% больше), нагрузка на крыло — 430,6 кг/м2(более чем на 50% худший показатель, чем у «Миража»).
Кабина истребителя «Mirage-2000-5»
Именно этими двумя параметрами и объясняется уникальный высокоманевренный и «энергетический» пилотаж этого самолета на всех авиасалонах мира, вызывающий лишь восторг и овации у посетителей, а между тем, этому планеру уже более 50 лет!
Теперь о БРЭО. В дополнение к 5 «рафалевским» МФИ «Thomson-CSF VEH-3020», на самолет установлен комплекс РТР/РЭП ICMS Mk2. БРЛС «Thomson-CSF RDM» способна сопровождать на проходе 8 воздушных целей типа «истребитель» на дальности 85 км(ЭПР – 5 м2) и одновременно обстреливать 2 из них ракетами «MICA».
Номенклатура вооружения широчайшая: от стандарта из 2х30-мм пушек «Дефа» до ПКР АМ-39 «Экзосет», крылатых ракет «SCALP» и бомб с лазерным наведением BLG-1000 «Arcole». Всего 6300 кг.
Радиус действия «2000-5-го» — 1770 км. Скороподъемность – 305 м/с, заметно медленнее, чем у Су-27 и МиГ-29, но быстрее, чем у F-16C.
На фотографии запечатлена дозаправка в воздухе Mirage-2000-5. Технология дозаправки аналогична нашей, типа «шланг-конус»
«Mirage-2000D» — многоцелевой истребитель-бомбардировщик для преодоления ПВО и нанесения точечных ракетных ударов, включая ядерный (для модификации «N»). Оборудование включает в себя новую БРЛС «Anthilopa-V» с введенным режимом следования рельефу местности. Для управления новой РЛС и разгрузки летчика, ввели второго летчика-оператора систем.
«Mirage-2000N» также в составе ВВС Франции, используется в CFAS — Командовании стратегической авиации Франции, и формирует РВСН вместе с РПКСН «La Triomphant». На самолете установлена мощная СПО «Samir DDM» и комплекс РЭБ последнего поколения. В результате, немного возросла масса, но в целом самолет сохранил ЛТХ на уровне «Mirage-2000-5».
Главными заказчиками «Миражей» являются Индия, Греция, Аргентина, ранее Австралия и Ирак и др. Эти самолеты куда более успешные, чем F-16C, что показали воздушные бои в греческо-турецком конфликте. А занятая ими ниша в доле мирового рынка вооружений сохранит твердые позиции еще, как минимум, 15 лет.
/Евгений Даманцев/
army-news.ru
Мираж 2000-5 — истребитель поколения 4+
В середине 1980-х годов фирма Дассо приступила к работам по глубокой модернизации самолета «Мираж» 2000С. Направления модернизации, в целом были аналогичны тем, которые избрали советские и американские конструкторы при совершенствовании самолетов МиГ-29 и F-16: придание истребителю многофункциональности посредством установки нового бортового оборудования и оснащение истребителя ракетами нового поколения, способными применяться по принципу «запустил-забыл».
В 1986 г. в инициативном порядке на фирме начались работы по программе «Мираж»2000-3. Программа преследовала две цели: отработка информационно-управляющего поля кабины истребителя нового поколения «Рафаль» и создание кабины для модернизированного самолета «Мираж»2000. Комплекс кабинных индикаторов, отрабатывавшийся па «Мираже» 2000-3, получил обозначение APSI (Advanced Pilot System Interface) и включал пять жидкокристаллических индикаторов и пультов.
Самолет «Мнраж»2000-3 (переоборудованный из одного из опытных истребителей) совершил первый полет 10 марта L988 г. В дальнейшем на этой машине проходил летные испытания и прототип многофункционального радара RDY, разработанного фирмой «Томсон-CSF» для оснащения модернизированного истребителя «Мираж»2000. Импульсно-доплеровская БРЛС, со щелевой антенной решеткой, имеющей электронное сканирование по углу места, и механическое — по азимуту, должна была обеспечивать обнаружение и сопровождение наземных целей, а также возможность применения новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «Матра» «Мика».
Позже для испытаний РЛС RDY было переоборудовано еще два «Миража». Первая летающая лаборатория — BY1 — поднялась в воздух в мае 1988 года. Вскоре к ней присоединилась и BY2.
Для отработки ракеты «Мика» фирмой «Дассо» (вновь на собственные средства) в конце 1980 х гг. был создан опытный самолет «Мираж»2000-4. Первый пуск новой УР по реальной воздушной цели (радиоуправляемой мишени) был выполнен 9 января 1992 г.
Работы по программам «Мираж»2000-3 и «Мираж»2000-4 заложили фундамент для создания полноценного боевого самолета поколения «4+» — многоцелевого истребителя «Мираж»2000-5. Разработка этой машины шла практически одновременно с реализацией программы истребителя «Рафаль». Вероятно, ВВС Франции рассматривали модернизированный «Мираж» в качестве своеобразного «запасного варианта» в случае, если программа «Рафаля» затянется (что, собственно, и случилось) или вообще будет «завалена» по техническим или финансовым причинам. Кроме того, огромную роль играли и соображения экспорта французской авиационной техники: «Рафаль» был слишком дорогой и сложной машиной, недоступной большинству прежних «клиентов» Франции, в то время как значительно более дешевый Мираж 2000-5 мог бы без особых сложностей дополнить парк самолетов типа «Мираж»2000Е и прийти на смену таким машинам, как «Мираж»III, «Мираж»5/50», «Мираж»F1, F-5 или МиГ-21.
«Мираж»2000-5 оснастили многофункциональной РЛС RDY. новым центральным процессором, комплексом РЭБ ICMS Мк.2, новым комплексом ка-бинного приборного оборудования (отработанным на «Мираже»2000-3), а также расширенным составом вооружения, включающим, в частности, ракеты «Мика», APACHE и корректируемые авиабомбы с лазерным самонаведением.
Прототип самолета «Мираж»2000-5. переоборудованный из двухместного учебно-боевого самолета «Мираж»2000В, совершил первый полет 24 октября 1990 г., а 27 апреля на летные испытания вышел и одноместный «Мираж»2000-5, полностью соответствующий «штатной» конфи гурации. Испытания самолета по применению ракстногр оружия класса «воздух-воздух» завершились в июле 1996 г., а в мае следующего года «Мираж» 2000-5 был отработан и в ударном варианте.
ВВС Франции отказались от закупок новых самолетов «Мираж»2000-5. Вмесго этого в 1992 г. было решено доработать в этот вариант 37 истребителей «Мираж»2000С (в основном раннего выпуска, с БРЛС RDM). Работы велись на авиаремонтном предприятии в Оранже. Общая стоимость программы модернизации составила 830 млн долл.
Бюджетные ограничения сильно повлияли на сроки поведения модернизации: в 1994 г. удалось изыскать средства для того, чтобы поставить на доработку лишь одну машину. Однако в дальнейшем темп был восстановлен. Первый модернизированный истребитель «Мираж»2000-5Е был передан заказчику в 1997-м, а последний — в 2000 г. Доработка каждого самолета занимала в среднем 10 месяцев. В 1995 г. ВВС Франции получили уже 10 модернизированных истребителей (им было присвоено обозначение <Мираж»2000-5F).
Как и самолеты «Мираж»2000С, модернизированные истребители, несмотря на их «многофункциональность», в ВВС Франции предназначены для решения задач ПВО. Их типовое вооружение состоит из двух ракет «Мика» и двух «Мажик» 2 (хотя допускается и подвеска четырех «Мик»),
В дальнейшем предполагается доработать самолеты «М и раж»2000-5F (стандарт SF1) до стандарта SF2. Истребители получат приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, нашлемный при-
цел-индикатор, а также оптико-электронную станцию визуального опознавания целен па большой дальности. Предполагается, что «Миражи»2000-5F coxpaняться в строю французских ВВС до 2020-х гг. Первым зарубежным покупателем нового истребителя стали ВВС Тайваня, остро нуждавшиеся в обновлении своего авиационного парка после того, как США, под нажимом КНР, сильно урезан военно-техническую помощь этому «государственном)7 образованию». Заказ на 60 машин был сделан еще 17 ноября 1992 г, однако первый полет головного самолета «тайваньской» серин был выполнен лишь в конце
1965 г. 9 мая 1996 г. эта машина была передана ВВС Тайваня, однако по-прежнему оставалась на ‘территории Франции, используясь для переучивания тайваньских летчиков на новую технику. Первые пять истребителей по морю прибыли на Тайвань 5 мая 1997 г., а поставки всей партии завершились в октябре того же года.
Следуют отмстить, что появление на вооружении тайваньских ВВС новых «Миражей» не произвело особо сильного впечатления на Китай. К этому времени ВВС НОАК уже начали получать истребители V-27C, по своим боевым возможностям (в качестве самолетов завоевания превосходства в воздухе) превосходящие французские машины.
48 самолетов, поставленных ВВС Тайваня, выполнены в одноместном варианте («Мнраж»2000-5Е1) и 12 — в двухместном («Мифаж»2000-5Di). В 1997 г. было объявлено о намерении Тайваня приобрести еще одну партию из 60 «Мпражей»2000-5.
31 июля Катар заключил контракт на закупку 12 самолетов «Мирлж»2000-5 (девять одноместных •Мираж»2000-5ЕОА и три двухместных «Мираж» 2000-5DDA). Катарские самолеты отличались от своих тайваньских «собратьев» более полной комплектацией бортовым радиоэлектронным оборудованием. В частности, они были оснащены приемником спутниковой навигации и станцией РЭБ MS Mk.2. В перспективе планируется и установка системы «Спираль», предназначенной для автоматического выброса ИК-ловушек.
Первый самолет, построенный для ВВС Катара, поднялся в воздух в конце 1995 г., а поставка всей партии осуществлена в 1997-98 гг. Параллельно с самолетами была закуплена большая партия ракет «Мика» и «Мажик» 2, а также тактические крылатые ракеты «Блек Пиэрл» (экспортный вариант КР APACHE).
Специально под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, нуждающихся в многоцелевом самолете с расширенными ударными возможностями и увеличенной дальностью, была создана новая модификация — «Мираж»2000-9, отличающаяся усиленным ударным вооружением. В частности, самолет мог нести ракеты «Блек Шахин» и «Хаким». Самолет получил и усовершенствованную радиолокационную станцию RDY-7 с режимами синтезирования апертура и доплеровского обострение луча.
13 декабря 1997 г. был подписан контракт на поставку ОАЭ 30 новых самолетов «Мираж»2000-9, а также на доработку в этот вариант 33 ранее закупленных истребителей типа «Мираж»2000Е. Общая стоимость контракта составляла 5,5 млрд долл., однако собственно па самолеты приходилось лишь 3,4 млрд долл. На остальную сумму приобреталось авиационное вооружение и оборудование, в частности — ракеты «Блек Шахин» (экспортный вариант УР SCALP), УР класса «воздух-воздух» «Мика» (как с радиолокационным, так и с ИК-самонаведением), комплексы РЭБ ICMS Мк.З (включающие системы «Спираль» и «Эклайр»), системы оповещения о подлете ракет противника DDM, а также контейнеры с системой лазерной подсветки целей «Шехаб» (экспортный вариант системы «Дамокл»/PDLCT-S).
На базе самолета «Мираж»2000-9 в начале 1999 г. был создан вариант «Мираж»2000-5 Мк.2, имеющий:
— усовершенствованную модульную авионику;
— ИНС па лазерных гироскопах;
— новый автопилот, обеспечивающий возможность автоматического маловысотного полета в режиме следования рельефу местности по данным цифровой карты местности;
— усовершенствованный комплекс РЭБ ICMS Мк.З;
— систему радиокоррекции УР «Мика» на маршевом участке траектории, обладающую увеличенной дальностью;
— новую бортовую систему регистрации;
— нашлемный прицел индикатор;
— усовершенствованное ннформационно-управляющее поле кабины с использованием цветных многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах.
Самолет может нести контейнер с системой лазерной подсветки «Томсон-CSF» «Дамокл», обеспечивающий применение корректируемых авиабомб. Альтернативным вариантом подвески является контейнер с навигационной тепловизионной системой «Нахар», обеспечивающей возмож1 ость маловысотного полета Bi ie зависимости от времен! i суток и погод! 1ых условий.
Усовершенствованный вариант БРЛС RDY способен одновременно сопровождать несколько малоразмерных целен, летящих на предельно малых высотах, осуществлять картографирование земной поверхности с высокой степенью разрешения, а также сопровождать мобильные наземные малоразмерные цели.
Конструкция планера самолета «Мираж»2000- 5 Мк.2 несколько усилена. Максимальная взлетная масса возросла до 17 500 кг. 30 апреля 1999 г. был подписан контракт на закупку Грецией 15 истребителей «Мираж»2000 Мк.2. Кроме того, соглашением предусматривается доработка в этот вариант еще 10 ранее полученных «Миражей»2000. Поставки самолетов начались в 2001 г.
techno-story.ru
Истребитель «Мираж» 2000 Дассо (Mirage 2000). Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия
Истребитель «Мираж» 2000 Дассо или как он известен Dassault Mirage 2000 это многоцелевой истребитель Франции. Истребитель Мираж был разработан в 70-х годах прошлого века фирмой Дассо. Мираж являлся основным боевым самолетом ВВС Франции в конце XX – начале XXI века. Данный истребитель состоит на вооружении многих стран Латинской Америки, Европы, а так же Азии. Потому его можно обозвать, как «мировое оружие».
Линия, которая собирал истребители Мираж 2000, была остановлена в 23 ноября 2007 году после того, как был поставлен последний самолет ВВС Греции. Французские ВВС заменяют истребитель Мираж истребителем многоцелевого характера «Шквал», который был принят на вооружение 27 июня 2006 года.
Конструкция и бортовые системы истребителя Мираж
Конструкция самолета напоминает утку, в которой треугольное крыло низко расположено и имеет угол стреловидности по передней кромке всего 58 градусов. Истребитель «Мираж» имеет один киль. Шасси истребителя Dassault Mirage 2000 имеет три стойки и носовую опору.
Отличительными особенностями истребителя Mirage 2000 является широкое использование композиционных материалов и достаточно развитая и мощная механизация крыла. Механизация крыла заключается в автоматически управляемых предкрылках по всей поверхности передней кромки, а так же двухсекционные элевоны по всему размаху. Крыло самолета представляет собой цельнометаллическую конструкцию и состоит из множества лонжеронов. Двухсекционные элевоны имеют углепластиковую обшивку. В качестве заполнителя используется «сотовая» конструкция сплава алюминия AG5. Воздушные тормоза данного истребителя расположены сверху и снизу каждой консоли крыла. Более 90% обшивки киля и обшивки руля направления выполнена из эпоксидного угле- и боропластика. Заполнитель руля то же сотовый и выполнен из того же сплава алюминия. Отсеки панели радиоэлектронного оборудования (РЭО) имеют слоистую структуру с сотовым заполнителем и углепластиковой обшивкой.
Истребитель Мираж имеет электродистанционную систему управления самолетом (СУС) с четырехтактным дублированием. Помимо этого, есть и аварийный канал, питание которого обеспечивается отдельной батареей. СУС обеспечивает высочайшую управляемость и устойчивость во всей широте скоростей и высот, а так же при полетах на малых высотах, высоких скоростях и экстремальных условиях при небольшой скорости полета, но с большим углом атаки.
Гидравлических систем в истребителе две, рабочее давление каждой из которых составляет 280 атмосфер. Эти системы обеспечивают уборку и выпуск шасси, воздушных тормозов и работоспособность приводов поверхностей управления.
Источники электроэнергии представлены двумя генераторами переменного тока, мощностью в 20 КВ*А и аккумуляторной батареей в 40 амперчасов.
Известно более 9 модификаций истребителя Mirage 2000, но наиболее известными моделями являются Mirage 2000D (ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения) и Mirage 2000Е (экспортный многоцелевой истребитель).
Всего построено более 600 единиц истребителя Мираж.
Летно-технические характеристики истребителя «Мираж»:
Экипаж, чел | 1 |
Макс. скорость, км/ч: | 2340 |
Макс. скорость у земли, км/ч | 1 110 (без форсажа с 8 бомбами по 250 кг и 2 УР «Мажик») |
Макс. скорость на высоте, км/ч | 2338 |
Боевой радиус, км | 1480 |
Дальность полёта с ПТБ, км | 3335 |
Практический потолок, м | 18 000 |
Скороподъёмность, м/мин | 17 100 |
Длина, м | 14,36 |
Высота: | 5,30 |
Размах крыла, м | 9,13 |
Площадь крыла, м² | 41 |
Вес пустого самолета, кг | 7600 |
Вес снаряжённого, кг: | 13 800 |
Макс. взлётная масса, кг | 17 000 |
Двигатели, тип | SNECMA M53-P2 |
Тяга (мощность), кгс | 6 560 |
Тяга форсажная, кгс | 9700 |
Стрелково-пушечное вооружение: | 2×30 мм DEFA 554 |
Боезапас, патронов | 2×125 |
Кол-во точек подвески: | 9 (5 под фюзеляжем,4 под крылом) |
Масса подвесных элементов, кг | 6300 |
world-weapons.ru
Тактический истребитель Дассо Ависьон Мираж 2000
На фото Мираж-4000
I960- 1970-х годах фирма «Дассо-Бреге» отказалась от дальнейшего использования схемы «бесхвостка» с треугольным крылом, примененной на истребителе «Мираж III, и предприняла разработку истребителя нормальной схемы «Mirage» F-1 (первый полет 23 декабря 1967 г.), экспериментальных самолетов с крылом изменяемой стреловидности «Мираж-G (18 ноября 1967 г.) и «Мираж»G-8 (8 мая 1971 г.), проекта самолета нормальной схемы ACF (Avion de Combat Futur — будущий боевой самолет). Отказ от схемы статически устойчивого бесхвостого самолета был вызван такими ее недостатками, как недостаточно высокая маневренность и ухудшенные ВПХ. Однако разработка в 1970-х годах средств обеспечения искусственной устойчивости позволила испольовать статически неустойчивые бесхвостые компоновки, ослабляющие эти недостатки, и после отказа ВВС Франции в 1975 г. от самолета ACF фирма <Дас-со-Бреге» предложила проект самолета «Мираж» 2000, в котором вернулась к схеме «бесхвостка».
Решение о разработке этого истребителя, предназначенного для замены самолетов «Мираж» III, а в дальнейшем и F-1, было принято ВВС Франции 18 декабря 1975 г. В соответствии с контрактом требовалось создание перехватчика и истребителя завоевания превосходства в воз пухе с возможностью многоцелевого применения.
Было построено пять опытных самолетов «Мираж»2000. летные испытания первого из которых начались 10 марта 1978 г.
Однако руководство фирмы «Дассо-Бреге» по-прежнему считало, что Франция, как и Советский Союз с Соединенными Штатами, в состоянии позволить себе содержание двухтипажиого, оптимального с точки зрения критерия «эффективность-стоимость» парка истребительной авиации, включающего как легкий (аналог МиГ-29 и F-16), так и тяжелый (класса Су-27 и F-15) истребители. Пожалуй, следует более подробно остановиться на последней попытке французов создать тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе.
После прекращения в середине 1970-х гг. работ по тяжелому двухдвигательному истребителю «Супер Мираж» со стреловидным крылом, в декабре 1975 г. руководство фирмы «Дассо-Бреге» официально объявило, что, помимо заказанного ВВС однодвигательного легкого истребителя «Мираж»2000, началась инициативная разработка и одноместного двухдвигательного самолета «Супер Мираж Дельта» (позднее переименованного в «Супер Мираж» 4000 и, наконец, в просто «Мираж»4000). Новая машина предназначалась, прежде всего, для нанесения ударов по удаленным наземным и морским целям с прорывом системы ПВО на малой высоте, а также ведения борьбы за господство в воздухе и решения задач ПВО. Помимо ВВС Франции новый самолет, по замыслу его создателей, должен был поставляться на экспорт (в основном — в наиболее богатые сараны, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ. ряд европейских стран
Первый полет опытного самолета «Мираж» 4000 состоялся 9 марта 1979 г. Машина была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с ПГО относительно малой площади. Она имела среднерасположенное треугольное крыло, треугольное цельиоповоротное ПГО и однокилевое вертикальное оперение. Конструкция планера в целом была близка самолету «Мираж» 2000. Крыло имело двухсекционные элевоны и расположенные по всему размаху автоматически отклоняемые носки. Фюзеляж — типа полумонокок, выполненный в соответствии с правилом площадей. В конструкции киля, элевонов, ПГО, крышек смотровых и в других элементах конструкции использовались боро- и углепластики.
Самолет был оснащен двумя ТРДДФ SNECMA М53-5 (2×9000 кгс). «Мираж» 4000 стал первым зарубежным самолетом схемы «утка», имеющим активную электродистанцнонную систему управления полетом, обеспечивающую искусственную устойчивость самолета. В состав БРЭО истребителя вошли БРЛС типа RDM, цифровой автопилот, ИНС SAGEM ULISS-52 и ПЛС VE-130. В кабине было установлено катапультируемое кресло Мартин-Бейкер F10R, обеспечивающее покидание самолета на стоянке. В состав вооружения серийных многоцелевых истребителей «Мираж»4000 предполагалось включить две встроенные пушки DEFA (30 мм). На 12 узлах внешней подвески должны были размещаться УР класса «воздух-воздух;» «Матра» «Супер»530 и «Ма-жик», управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», свободпопадающие бомбы и блоки с НАР. Допускалась подвеска контейнеров с оптико-электронными обзорными системами и оборудованием РЭП.
Размах крыла |
12,00 м |
Длина самолета |
18,70 м |
Площадь крыла |
73,00 м2 |
Максимальная взлетная масса |
28 000 кг |
Нормальная взлетная масса |
20 000 кг |
Боевая масса (при израсходовании 50% топлива во внутренних баках) |
1б 100 кг |
Максимальный запас топлива: |
|
во внутренних баках |
9200 кг |
в ПТБ |
3900 кг |
Максимальная боевая нагрузка |
8000 кг |
Максимальное число М |
2,2 |
Максимальная скорость у земли |
1450 км/ч |
Скорость захода на посадку |
260 км/ч |
Максимальная скороподъемность |
305 м/с |
Практический потолок |
20 000 м |
Перегоночная дальность (с ПТБ) |
3700 км |
Однако расчеты фирмы на коммерческий успех новой машины не оправдались: к тому времени уже выпускался и завоевывал рынок американский тяжелый истребитель F-15, на базе которого предполагалось создать и многоцелевой самолет с повышенными ударными возможностями. По основным характеристикам американская машина ни в чем не уступала или даже превосходила французский самолет, при этом, за счет крупносерийного производства, имела меньшую стоимость.
В результате самолет «Мираж»4000 был построен лишь в единственном экземпляре. После нескольких лет испытаний опытный самолет был поставлен на консервацию. Его полеты на короткое время возобновились в 1986 г. в рамках программы разработки усовершенствованного варианта самолета «Рафаль», однако в дальнейшем все работы в этом направлении прекратились. Франция окончательно перешла на «однотипажный» парк тактической авиации, сосредоточив усилия на совершенствовании относительно легких многоцелевых машин, ориентированных как на внутренний, так и на внешний рынок.
Первый полет серийного истребителя-перехватчика «Мираж» 2000С, предназначенного для ВВС Франции, состоялся 7 октября 198т года. 37 машин первых серий оснащались ТРДДФ М53-5 и БРЛС RDM (неофициально эти самолеты назывались «Мираж» 2000RDM). Последующие серийные истребители «Мираж»2000С («Мпраж»200(ЖП1) имели усовершенствованный радар RDI и более мощный двигатель М53-Р2. В этом варианте с 1987 по 1995 гг. было выпущено 87 самолетов.
Основное вооружение перехватчиков, предназначенных для обеспечения ПВО территории Франции (в этом качестве они заменили самолеты «Мираж» F. 1) составляли ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности «Матра» «Супер > 530F (на «Мираж» 2000RDM) и «Супер» 530М («Mi pa>K»2000RDI) с радиолокационной полуактивнон системой самонаведения, а также УР ближнего боя «Мажик» с ТГС. Радиолокационный комплекс «Мираж»2000С последовательно модернизировался в направлении повышения его помехозащищенности. С 1995 г. на самолетах начали устанавливать и контейнеры с ИК-ловушками «Спираль».
37 самолетов «Мираж» 2000С раннего выпуска («Мираж»20001ЮМ) с января 1998 г. по март 1999 г. были доработаны в усовершенствованный вариант «Мираж»2000-5Е
Параллельно с одноместной машиной «Мираж»2000С был создан и двухместный учебно-боевой вариант «Мираж»2000В. Первые 13 серийных самолетов были оснащены БРЛС RDM и двигателем М53-5. На более поздние самолеты начали устанавливать радиолокационную станцию RDI. а последние серийные машины оснастили и двигателями М53-32.
Поставки «спарок» ВВС Франции завершились в декабре 1994 г. (было выпущено 30 «Мираж»2000В). По одному-двум самолетам этого типа имеется в каждой боевой эскадрилье французских ВВС, оснащенной самолетами «Мнраж»2000С. Кроме того, учебно-боевыми самолетами укомплектована эскадрилья центра переучиванпя летного состава в Оранже.
Иногда во французской печати встречается обобщенное наименование машин типа «Мираж»2000С и Мираж 2000В — «Мираж»2000DA (Defense Aerienne).
Один самолет «Мираж»2000В в 1989 г. был преобразован в летающую лабораторию «Мпрлж»2000ВОВ, служащую для испытания новой авионики в рамках программы «Рафаль». В частности, на ней отрабатывал подвесной контейнер с тепловизионным оборудованием «Рубис», индикатор на лобовом стекле с голографической оптикой VEI-I-3020, очки ночного видения и другое оборудование.
Первой экспортной модификацией истребителя стал многоцелевой «Мираж>>2000Е, отличающийся от «Мираж г»2000С увеличенным объемом памяти БЦВМ. усовершенствованным цифровым модемом, установкой новой инерциальной навигационной системы ULISS-52 и усовершенствованной системой РЭБ (в состав которой входят контейнеры постановки активных помех «Ре-мора» или «Кайман»). Претерпело существенные изменения и информационно-управляющее поле кабины летчика: самолет получил новый ИЛС VE-130 и многофункциональный монохромный экранный индикатор на ЭЛТ VMC-180.
Двухместный учебно-боевой вариант истребителя получил обозначение «Мираж»2000ЕО. Был создан и разведывательный вариант экспортной машины «Мираж»2000R, предназначенный для ведения дневной и ночной разведки. Одноместный самолет сохранил БРЛС и был способен использоваться и в качестве обычного истребителя. Разведывательное оборудование размещалось в сменных подвесных контейнерах.
«Мираж»2000E/ED стал базовой моделью для модификаций, предназначенных для конкретных заказчиков. Машины отличались составом оборудования и вооружением.
В декабре 1981 г. 1 б истребителей «Мираж»2000ЕМ и четыре учебно-боевых «Мираж»2000ВМ заказали ВВС Египта. Поставки были начаты 30 нюня 1986 года и завершились в январе 1988 года.
Одним из крупных зарубежных покупателей самолетов «Мираж»2000 стала Индия, следуя своей традиционной политике приобретать авиационную технику как в Советском Союзе, так и на Западе, приняла решение, параллельно с закупкой истребителей МиГ-29, приобрести и французские машины. В октябре 1982 года было решено приобрести 26 боевых самолетов «Мираж»2000Н и четыре учебно-боевых «Мираж»2000ТГ1. Большинство самолетов было оснащено двигателями МЗЗ-э, а последние 10 машин имели усовершенствованные ТРДДФ М53-Р2. Первый индийский «Мираж»2000 поднялся в воздух 21 сентября 1984 г.
Вслед за первой партией истребителей в марте 1986 г. последовал дополнительный заказ шести «Мираж»2000Н и трех «Мнраж»2000ТН (они были поставлены с апреля 1987 г. по октябрь 1988 г.).
Индийские «Миражи» предназначались для использования в качестве истребителей-бомбардировщиков (задачи ПВО и завоевания господства в воздухе возлагались на МиГ-29). В отличие от исходного <Миража»2000Е самолеты ВВС Индии оснащались БРЛС «Антилопа»-5, оптимизированной для действий по наземным целям, а также сдублированной ИНС.
В 1993 г. самолеты получили автоматическую систему отстрела тепловых ловушек «Спираль>, а в 1996 году было принято решение об оснащении самолетов израильским подвесным контейнером с системой лазерной подсветки «Рафаэль» «Лайтнинг», обеспечивающим возможность использования КАБ и ракет с полуактивным лазерным самонаведением.
С 1993 г. индийские «Миражи» «сменили масть»: вместо стандартного истребительного бело-голубого камуфляжа самолеты перекрасили в зелено-коричневые цвета, лучше маскирующие машины при полете иа малой высоте.
В 1998 г. на индийском авиационном заводе фирмы HAL в г. Бангалоре начались работы по модернизации 38 самолетов. На «Миражи» устанавливали дополнительные контейнеры с инфракрасными ловушками. а также приспосабливали их для доставки корректируемых авиабомб с лазерным наведением.
В декабре 1982 г. приобрести самолеты типа «Мираж»2000 решило и правительство республики Перу. Ранее велись переговоры о поставках в эту страну советских самолетов МиГ-23. Однако после войны в Ливане в июне 1982 г., когда западная пропаганда сделало все возможное, чтобы дискредитировать боевые возможности «МиГа», а советские средства массовой информации проявили полную беспомощность в отстаивании престижа отечественной авиационной техники (хотя в действительности сирийские МиГ-23МФ показали достаточно высокую эффективность в боях даже с таким сильным противником, как израильские F-15 и F-16), перуанцы решили приобрести новые истребители во Франции.
Первоначально планировалось закупить 24 самолета «Мираж»2000Р и две «спарки» Мираж 2000PD. Однако в дальнейшем было решено ограничиться 10 одномесгными и двумя двухместными машинами. Поставки были осущесгвлены в 1983-1986 гг.
Объединенные Арабские Эмираты 16 мая 1983 г. заключили контракт на закупку 22 истребителей Мираж 2000 ЕАD («Мираж» 2000Е. адаптированный под конкретные требования ВВС ОАЭ), восьми разведчиков «Мbраж»2000 RAD и шести двухместных учебно-боевых самолетов «Мираж»2000 DАD. Поставки были осуществлены в 1986-1989 гг.
Особенностью машин, предназначенных для ОАЭ (и имеющих еще одно обозначение — «Мираж>2000-8), было оснащение их американскими ракетами ALM-9P «Сайдуиндер». Позже эти самолеты получили и английские управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» — «Хаким», созданные фирмой ВАС специально по заказу Объединенных Арабских Эмиратов.
В соответствии с контрактом, заключенным 16 декабря 1997 г., в дополнение к закупке новых самолетов «Мираж»2000-9} в этот вариант дорабатывались и 33 ранее закупленных «Миражей»2000.
Греция в июле 1983 г. заказала 36 «Миражей 2000»EG и четыре «Миража»2000BG. Поставки были осуществлены в 1988-92 гг. Самолеты были оснащены радиолокаторами RDM3 (экспортный вариаyn БРЛС RDM).
В дальнейшем часть самолетов была модернизирована для доставки противокорабельных ракет «Матра» «Экзосет»АМ-39, а в апреле 1999 г., параллельно с заключением контракта на закупку новых истребителей «Мираж»2000-5, правительство Греции приняло решение модернизировать до уровня «Мираж»2000-5 Мк2 и 10 самолетов «Мпраж»2000ЕС.
В 1983 году был создан двухместный истребитель-бомбардировщик «Мираж»2000М, предназначенный для доставки французских ядерных боеприпасов. Фактически па этот самолет были возложены задачи, аналогичные задачам американских истребителей бомбардировщиков F-100 и F-101 конца 1950-х — начала 1960-х гг.
На истории создания французских авиационных ядерных боеприпасов следует остановиться особо. Работы в этом направлении начались еще в в 1945 г., когда по указанию президента Шарля де Голля был образован Комиссариат по атомной энергии СЕА (Commissariant a I’Energie Atomique , на который возлагались задачи по организации национальной ядерной программы. В 1951 г. началась непосредственная разработка ядерного оружия, координировавшаяся созданным для этого Управлением по специальному вооружению (Commanclement des Armes Speciales). В декабре 1954 г. на основании секретного указа премьер-министра эти работы были ускорены, а в мае 1955 г. началось проектирование конкретных «спецбоеприпасов».
В ноябре 1956 г. СЕА приступил к подготовке первого французского взрыва опытного ядерного устройства, который произвели 11 февраля 1958 г. В апреле того же года была принята программа оснащения ВВС Франции ядерным ор жнем, в соответствии с которой в 1960-64 гг. предполагалось ъ згото-вить 40 атомных бомб для вооружения бомбардировщиков Дассо «Мираж»ГУ.
13 февраля I960 г. на полигоне в Алжире была взорвана первая французская плутониевая (Pu 239) ядерная бомба AN-11 мощностью 60-79 кт. В дальнейшем этот боеприпас подвергся ряду усовершенствований, направленных на снижение его массы. В окончательном виде (испытательный взрыв I мая 1962 г.) бомба имела мощность 50-60 кт. Ее первый сброс с реального самолета-носителя — бомбардировщика «Mираж» IVA — состоялся 19 июля 1966 г., однако развертывание другого оружия началось несколько раньше — осенью 1964 г.
Свободнопадающая авиабомба массой 1500 кг имела корпус овальной формы, длиной 6,6 м. с развитым оперением и размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета «Мираж»IV (каждый бомбардировщик мог нести лишь один боеприпас). Имелся взрыватель с временным механизмом, обеспечивающий подрыв боеприпаса на большой высоте, а также радиовзрыватель (для низковысотного подрыва).
40 бомб AN-11 поступили на оснащение 36 бомбардировщиков «Мираж»У1. Бомбардировщик С одной бомбой и двумя ПТБ имел боевой радиус действия 1500 км (по профилю большая-малая-большая высота) и мог рассматриваться лишь как оперативно-тактическая система оружия. По американским данным, в 1964 г. ВВС Франции располагали чегырь-мя ядерными бомбами, в 1965 г. их число увеличилось уже до 32, а в 1966 г. — до 36.
Совершенствование средств ПВО заставило ударную авиацию перейти к действиям на малых высотах. Однако конструкция бомбы AN-11 позволяла применять ее лишь с больших высот. Потребовалось создание маловысотной модификации, снабженной тормозным парашютом. Модернизированный боеприпас, получивший обозначение AN-22, имел значительно увеличенную мощность (до 100 кт) и усовершенствованную предохранительную систему. Масса бомбы составила около 1500 кг. В 19б8 году началось переоборудование боеприпасов AN-11 в AN-22. Всего ВВС Франции получили 36 бомб AN-22 которыми вооружались 36 бомбардировщиков «Мираж» IVA (одновременно эти самолеты были оснащены п системой дозаправки в воздухе, что придало им способность наносить удары по территории СССР). В 1972 году число AN-22 было сокращено до 32 в 1983-85 гг. — до 28, в 1986-87 гг. — до 24 и в 1988 году — до восьми. В начале 1990-х годов эти боеприпасы были полностью сняты с вооружения.
2 июля 1966 года был испытан первый французский «тактический» ядерный боепр mac — плутониевая бомба AN-52. Мощность взрыва оценивалась в 30 кт. В 1972 г. бомба поступила на вооружение тактической авиации, а 28 августа 1973 года на атолле Мороруа самолетом <Дассо» <*Мираж>ШЕ было выполнено первое реальное бомбометание этим боеприпасом (мощность взрыва составила 6,6 кт). Кроме того, AN-52 использовалась и в качестве боевой части тактической баллистической ракеты «Плутон», пост\ пившей на вооружение французской армии.
Существовало два варианта боеприпаса AN-52, имевшие мощность 6-8 и 25 кт (из 80-100 изготовленных боеприпасов AN-52 2/3 имели уменьшенную мощность).
Масса ядерной бомбы AN-52, внешне напоминающей подвесной топливный бак, составляла 455 кг, Длина — 4.2 м, диаметр — 0,6 м размах оперения — 0,8 м. Бомба имела тормозной парашют, стандартная высота подрыва составляла 150 м.
Для подвески тактических ядерных бомб было оборудовано 30 истребителей-бомбардировщиков Мпрдж»IIIЕ (использовались в этом качестве в 19~3-88 it.) и 45 SEPECAT Ягуар А (1974-91 гг.). Кроме того, в составе ВМС имелось 24 истребителя бомбардировщика «Супер Этандар», также способных нести ядерное оружие. На самолетах «Мираж» ШЕ и «Ягуар*А боеприпас AN-52 подвешивался на цен тральном подфюзеляжном узле, а на истребителе-бомбардировщике «Супер Эта щар» — под правой консолью крыла па узле подвески N6.
В 1991 году бомбу AN-52 также сняли с вооружения.
68 самолетов французских ВВС «Норт Америкам» F-100D «Супер Сейбр», базировавшихся в Западной Германии в 1961 -1966 гг., оснащались американскими термоядерными бомбами В28. Это были модификации В28ЕХ (массой 925 кг) и B28RE (984 кг), мощность которых составляла 70 кт. Контроль за боеприпасами осуществлялся персоналом США.
Официально французское правительство до сих пор не подтвердило факта обладания в 1960-х гг. ядерными бомбами американского производства.
В 1970-х гг. начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения — сверхзвуковой крылатой ракеты «Аэроспасьяль» ASMP. 1 июля 1974 г. была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 кт, предназначенная для комплектования ракеты. Испытания этой БЧ завершились в 1980 г., п первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 г.
В 1984 г. начались испытания облегченной БЧ 4-81 (масса 175-200 кг), завершившиеся в 1985 г.
Появление высокоэффективных маловысотных средств ПВО (МЗА «Шилка». ЗРК «Стрела» и т.п.) потребовало создания тактического ядерного оружия нового поколения, способного применяться без захода в зону ПВО противника. Первоначально французские специалисты исследовали проекты аэробаллистнчсских ракет (аналоги американской АБР SRAM, а также советских Х-2000 и Х-15). Однако в дальнейшем предпочтение было отдано более простой сверхзвуковой крылатой ракете. КР ASMP оснастили прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива использующего керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость крылатой ракеты на большой высоте соответствовала М = 3, у земли М = 2, что обеспечивало достаточно высокую вероятность преодоления ПВО. Диапазон дальностей пуска составил 100-300 км (очевидно, для ракеты с БЧ TN-80) или 90-330 км (для TN-81). Стартовая масса КР составила 840 кг.
Всего изготовлено 90 ракет ASMR и 80 ядерных БЧ для них. Первоначально носителями КР являлись 18 самолетов «Мираж»IVР (модернизированные бомбардировщики «Мираж»IV А), однако в L997 год)’ «Мираж»IVР был снят с вооружения, передав эстафету истребителю-бомбардировщику «Мираж»2000N, ставшему единственным «атомным» самолетом во французских ВВС.
Первый полет опытного истребителя-бомбардировщика «Мираж»2000N состоялся 3 февраля 1983 г. Было построено два прототипа. В отличие от истребителей «Мираж»2000С и «Мираж»2000Е, авионика которых была оптимизирована для решения «истребительных» задач, истребители-бомбардировщики «Мираж»2000N оснастили БРЛС «Антилопа»5, предназначенными в первую очередь для обнаружения и сопровождения наземных целей и обеспечения маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности. Для повышения безопасности при выполнении скоростного маловысотного «броска» и надежности решения ответственных («ядерных»!) боевых задач самолет оснастили спаренной инерциальной платформой фирмы SAGEM, а также сдублированными усовершенствованными радиовысотомерами AHV-12.
В передней и задней кабине были размещены многофункциональные цветные индикаторы па ЭЛТ. Усовершенствованный оборонительный комплекс РЭБ ICMS (Integrated Countcrmesures System) включал несколько станций радиоэлектронной разведки, систему постановки активных радиолокационных помех «Сейбр», а также автоматизированную систему выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей «Спираль».
Первые 24 серийных самолета (известные как «Мираж»2000N-К1) несли лишь ракеты ASNP. С июля 1988 г. начались поставки усовершенствованного варианта — «Мираж»2000N-К2, способного нести и неядерные средства поражения, а также две ракеты класса «воздух—воздух» «Мажик», предназначенные
для самообороны. С конца 1998 г. до уровня «Мираж»2000N-К2 начали дорабатываться и самолеты серии К1 (в настоящее время работы по модернизации, вероятно, полностью завершены). Всего построено 75 самолетов «Мираж>2000М.
Самолеты «Мираж»2000N первоначально находились в составе тактической авиации и в 1990 г., в период конфликта в зоне Персидского залива, командованием НАТО было предложено направить их в составе многонациональных сил для действий против Ирака. Однако французское правительство, опасаясь потерять в бою столь ценные боевые единицы, отвергло это предложение, направив на Ближний Восток более простые самолеты «Ягуар» (проявившие себя там с самой лучшей стороны) и перевело самолеты «Мираж»2000N в состав стратегических воздушных сил, чтобы и в дальнейшем исключить возможность их использования в обычных конфликтах и «миротворческих миссиях». На базе Миража»2000N в 1991 г. был создан двухместный истребитель-бомбардировщик «Мираж»2000D, первоначально именовавшийся «Мираж»2000И\N’ (штрих), предназначенный для доставки различных типов неядерного оружия класса «воздух-поверхность». В составе вооружения этого самолета отсутствуют ракета ASMP. в то же время он оснащен высокоточным неядерным оружием.
Первые шесть серийных самолетов этого типа (серия R1N1L) несли лишь оружие с лазерным наведением (контейнер «Атлис», две УР AS.30L или три КАБ), а также дне ракеты самообороны «Мажик». Следующая серия (R1N1) имела несколько расширенный состав вооружения, включающий и неуправляемые средства поражения. Наконец, последние самолеты (R1) были способны доставлять к цели практически все ударные неядерные боеприпасы, имеющиеся на вооружении ВВС Франции (КАБ ВАТ 100, ВАТ 120, «Белуга». 68-мм НАР, КАБ GBU-12 и BLG 1000, ракеты AS 30L и т.п.). Для лазерной подсветки наземных целей самолет несет на центральном подфюзеляжном узле контейнер PDLCT. Оружием самообороны служат УР класса «воздух-воздух» малой дальности «Мажик» или «Мажик»2.
Было усовершенствовано и информационно-управляющее поле. В передней кабине, в дополнение к основному телевизионному индикатору, появился еще один многофункциональный дисплей с кнопочным обрамлением, а в задней кабине — два таких же дисплея.
Всего для ВВС Франции было построено 86 самолетов «Мираж»2000D. К июню 1995 г. все ранее построенные самолеты «Мираж»2000D были доработаны до уровня R1. В 2000-2001 гг. была проведена модернизация этих машин до стандарт R2. Самолеты получили способность нести тактические крылатыс ракеты APACHE, а также контейнеры лазерной подсветки «Атлис»И («позаимствованные» у истребителей-бомбардировщиков SEPECAT «Ягуар», снимаемых с вооружения). Их боевая живучесть повышена посредством установки полностью интегрированного комплекса РЭБ «Эклайр».
От дальнейших планов модернизации самолета (стандарт R3), предусматривающих оснащение его ракетами SCALP (развитие КР APACHE), а также подвесным контейнером с разведывательным оборудованием, в июне 1996 г. было решено отказаться (основная ставка делалась на развитие самолета «Ра-фаль», придание ему новых ударных качеств). Однако в 1999 году, после того как программа «Рафаль» стала затягиваться, было решено вновь вернуться к «Mnpa>K»2000D R2. Предполагается, что доработанные истребители-бомбардировщики поступят на вооружение в 2003-2005 гг. В состав модернизирован! ioi о самолета, кроме КР SCALP, было решено ввести новое «модульное» оружие SOM.
На базе самолета «Мираж 2000D была создана и экспортная модификация — «Мираж»20005. Однако заказов па этот самолет гае последовало.
techno-story.ru