Истребитель-перехватчик МиГ-31М. — Российская авиация

Истребитель-перехватчик МиГ-31М.

Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.

В инициативном порядке группа инженерно-технических работников Горьковского авиационного завода под руководством Главного конструктора Е.И.Миндрова разработала вариант модернизации серийного перехватчика. Для проверки предложений горьковских инженеров выделили один МиГ-31 (после модернизации получил бортовой номер «503» голубого цвета), доработки были направлены на облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета, значительным изменениям подверглась топливная система. Летные испытания показали, что в результате изменения местоположения топливных баков, сместился центр тяжести самолета, что ухудшило устойчивость и управляемость перехватчика. Борт «503» принимал участие в программе летных испытаний МиГ-31М.

МиГ-31М представляет собой глубокую модификацию исходного варианта, изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его «начинка» и вооружения. МиГ-31М имеет:
-корневые наплывы крыла большей площади, чем предыдущие варианты МиГ-31;
-гаргрот имеет большие размеры за счет увеличения на 300 л емкости размещенного в нем топливного бака;
-площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта «темной кабины», облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины; -носовой обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7° по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, сам обтекатель имеет больший диаметр;
-на нижней поверхности фюзеляжа имеются гнезда для размещения в полуутопленном положении не четырех (как на МиГ-31), а шести ракет воздух-воздух большого радиуса действия;
-пушка отсутствует;
-штанга топливоприемника перенесена на правый борт;
-двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета;
-увеличена площадь рулей направления;
-Миг-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют.
На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы.

На МиГ-31М установлена усовершенствованная РЛС «Заслон-М»; в состав приборного оборудования обоих кабин введены многофункциональные электронные индикаторы; органы управления самолетом в кабине штурмана не установлены, также как и перископ обзора передней полусферы; в состав системы управления оружием вместо убираемого теплопеленгатора интегрированы оптоэлектронная обзорно-прицельная система и лазерный дальномер (оптические головки ИК системы и дальномера расположены перед козырьком кабины летчика), а ассортимент вооружения расширился за счет новых ракет воздух-воздух среднего радиуса действия РВВ-АЕ, малого радиуса Р-73, модернизированного варианта УР Р-33 — ракеты Р-33С и новой ракеты сверхбольшой дальности Р-37. Увеличение взлетной массы перехватчика в какой-то мере компенсируется установкой более мощных двигателей Д-30Ф-6М.

Все МиГ-31M построены на заводе в Нижнем Новгороде, первый построенный самолет предназначался для статических испытаний, второй — бортовой номер «051» — 21 декабря 1985 года впервые поднял в воздух экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова. Всего было изготовлено семь прототипов — бортовые номера: «051»-«057», борт «052» разбился в ходе испытаний, летчик-испытатель ОКБ Владимир Горбунов успешно катапультировался.

Государственные испытания модернизированного перехватчика завершились только в апреле 1994 года успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами «053»; «054»; «053»; «055»; «056»; «057».

Премьера МиГ-31М (бортовой номер «057») состоялась в марте 1992 года, когда на аэродроме Мачулище, недалеко от Минска, состоялась демонстрация новейшей авиационной технике руководителям стран СНГ, (кстати, на показ прибыли только Ельцин, Назарбаев и Муталибов, что определенным образом характеризует интерес глав государств к авиации). На показ были допущены журналисты, благодаря которым существование МиГ-31М перестало быть секретом, а его фотографии появились на страницах отечественной и зарубежной прессы.

Серийное производство МиГ-31М развернуть не удалось из-за отсутствия ассигнований, однако главком ВВС России генерал-полковник Корнуков не исключает возможности модернизации до уровня МиГ-31М ранее построенных перехватчиков.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-31М
Размах крыла, м: 13,46
Длина, м: 22,69
Высота, м: 6,15
Площадь крыла, м2: 61,60
Масса, кг
-пустого самолета: 21900
-максимальная взлетная: 52000
Тип двигателя: 2 х ДТРД Соловьев Д-30Ф-6М
Тяга, кгс: 2 х 16500
Максимальная скорость, км/ч: 3000 (М=2,83)
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 20600
Экипаж: 2
Боевая нагрузка: 9000 кг
Вооружение: 6 х УР большой дальности Р-37 или Р-33С, размещенных под фюзеляжем на полуутопленных узлах подвески и 4 х УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) на подкрыльевых узлах.

МиГ-31М борт № 057.

МиГ-31М борт № 057.

МиГ-31М на стоянке.

МиГ-31М на стоянке.

МиГ-31М. Вид сзади.

МиГ-31М. Вид спереди.

МиГ-31М борт № 053.

МиГ-31М борт № 053.

МиГ-31М борт № 052 в полете.

Кабина пилота МиГ-31М.

Кабина штурмана-оператора МиГ-31М.

Контейнер РЭБ на МиГ-31М.

Подвешенные под МиГ-31М ракеты К-37.

МиГ-31М борт № 057. Рисунок.

Проекции МиГ-31М. Рисунок.

МиГ-31М. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами.
Владимир Ильин. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «МиГ МиГ-31М».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

МиГ-31М

МиГ-31М

    Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984, привели к созданию МиГ-31М — «изделие 05» («Improved Foxhound»). Самолет имел новую систему вооружения, включавшую более мощную РЛС «Заслон-М» и новые дальние ракеты Р-37.
    БРЛС «Заслон-М», разработанная НИИП, с антенной шириной 1,4 м имеет почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км). Она может осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 различных целей. Усилено вооружение — 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска -120 и 280 км соответственно) конформно подвешиваются под фюзеляжем. Вместо 4 гнезд АКУ (2х2) на МиГ-З1М их стало 6 (3х2). В варианте максимальный боевой нагрузки плюс к дальним, на пилонах подвешивались еще 4 новейших высокоманевренных ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушку сняли.

       Вместо убирающегося теплопеленгатора на самолете установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). Больший диаметр антенны РЛС потребовал большего обтекателя. Чтобы не мешать обзору летчика, носовая часть перед кабинами экипажа была отклонена вниз на 7о.
      Значительные новшества коснулись кабин летчиков и бортового оборудования. Изменились откидные части фонаря членов экипажа. Лобовое стекло кабины летчика для улучшения обзора стало моноблочным и искривленным (фонарь с беспереплетным козырьком). У штурмана наоборот — ручку управления сняли, ему не нужно было сажать самолет, поэтому окошки стали меньшими, а перископ вообще убрали. В кабине штурмана-оператора установили три прямоугольных многофункциональных дисплея. Оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны.
      Возросший до 52000 кг максимальный взлетный вес повлек установку и более мощных двигателей Д-30Ф-6М. В результате скоростные и высотные характеристики практически не изменились. Наплывы перед крылом расширились и получили другую форму, аэродинамические гребни на крыле уменьшены. На концах крыла установили большие сигарообразные контейнеры с оборудованием электронной разведки. Кили и обтекатели антенн на них стали иных форм — уменьшена корневая хорда килей, увеличен корневой зализ килей. Было увеличено сечение гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива. Штанга дозаправки переместилась на правый борт. Увеличен обтекатель тормозного парашюта, перепроектировано шасси с носовым колесом.
      Командование ПВО выразило крайнюю заинтересованность в самолете. Действительно, новая модификация по своим характеристикам превосходила все, что состояло на службе ПВО до того момента. Самолет мог сопровождать и уничтожать большее количество целей, чем обычный МиГ-31 или МиГ-31Б (БС).
       Прототип МиГ-31М (б/н 051) впервые поднялся в воздух 21 декабря 1985 г. Испытания проводили летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов.
      На НГАЗ «Сокол» во второй половине 80-х гг. была построена установочная партия МиГ-31М. Всего построено 6 опытных самолетов. Б/н 053, 054, 055, 056 и 057 — из Горького перелетели в Ахтубинск для подключения к ЛКИ. В целом испытания прошли нормально, если не считать потерянного б/н 052.
      В марте 1992 г. на авиабазе Мачулищи под Минском МиГ-31М б/н 057 был показан военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. В августе 1995 г. машина кратковременно появилась на МАКС’95 в Жуковском.
       В апреле 1994 г ОКБ Микояна получило от Президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным по программе МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск ракеты, которая успешно поразила цель на дистанции более 300 км, что не доступно ни одному другому перехватчику в мире.
       Из-за тяжелой экономической ситуации в стране МиГ-31М так и не пошел в серию. Но на основе его решений в настоящее время начата модернизация МиГ-31 в многоцелевой МиГ-31БМ.

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-31М
Кодовое наименование НАТО Improved Foxhound (Foxhound-B)
Тип Дальний сверхзвуковой перехватчик
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 22,69
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,46
Площадь крыла, м2 61,6
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг 52000
Максимальная боевая нагрузка, кг 9000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРД Д30Ф-6М
Тяга (форсаж), кгс 16500 (?)
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч (М=) 3000 (2,83)
Крейсерская скорость (М=) 2,35
Практический потолок, м 20600
Вооружение
УР «воздух-воздух» Р-33С или Р-37 6
РВВ-АЕ (Р-77) 4
Р-40ТД 2


Источники информации:

  1. «Авиация и Космонавтика» 8’99; 11’98;
  2. «Вестник авиации и космонавтики» весна 99;
  3. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997
  4. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  5. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  6. Авиация от А до Я

testpilot.ru

Истребитель-перехватчик МиГ-31М (СССР)


Истребитель-перехватчик МиГ-31М (заводской шифр «изделие 05») представляет собой глубокую модификацию исходного варианта МиГ-31; изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его «начинка», вооружение. На самой начальной стадии серийного производства МиГ-31, главный конструктор завода «Сокол» Е.И. Миндров при поддержке директора предприятия А.Н. Геращенко и Генерального конструктора ОКБ им. Микояна Р.А.Белякова подготовил перечень работ по снижению массы конструкции, увеличению ресурса планера и запасов топлива, повышению производственной и эксплуатационной технологичности МиГ-31. Для реализации этих предложений в июне 1978 г МАП и ВВС подписали соответствующую программу, а также решили предоставить для проведения соответствующих доработок и летных испытаний МиГ-31 №0503.

Основными отличительными особенностями этой машины (борт «503») стали панорамные приборные панели кабин, измененная конструкция воздухозаборников, увеличенный внутренний объем топлива, для чего объединили фюзеляжные баки №1 и №2, №5 и №6; новый контейнер тормозного парашюта, возросшее до шести количество подфюзеляжных узлов подвески ракет и др. 29 декабря 1983 г шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов поднял доработанную машину в воздух. Часть полезных новшеств внедрили в серийное производство, а сама машина в некоторой степени стала прообразом

МиГ-31М.

Создание модернизированного перехватчика МиГ-31М (заводской шифр «изделие 05») началось в 1983 г после выхода соответствующего Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его характерной особенностью должна была стать система управления вооружением «Заслон-М», включавшая локатор РП-31М. Возможности нового варианта СУВ на 150-200% превышали потенциал прежних версий. Так, дальность обнаружения целей возросла до 360 км, а поражения — до 200-230 км, количество одновременно сопровождаемых целей увеличилось до 24, а атакуемых — до 6. В качестве основного оружия предполагалось использовать 6 новых ракет К-37 со сверхбольшой дальностью пуска. Они, как и прежде, крепились под фюзеляжем, но более компактно, по 3 в ряд. В перегрузочном варианте на четыре подкрыльевых пилона можно было подвесить по одной новой высокоманевренной ракете Р-77 (РВВ-АЕ) с дальностью пуска до 100 км и максимальной перегрузкой 12 единиц. В связи с тем, что МиГ-31М предназначался для уничтожения воздушных целей на сверхбольшом расстоянии, конструкторы решили пушечное вооружение не устанавливать.

Новый комплекс вооружения потребовал внести существенные изменения в конструкцию планера самолета. Из-за возросшего размера антенны РЛС (1,4 м) пришлось переделать новую часть фюзеляжа и применить больший радиопрозрачный конус. При этом для сохранения нормального обзора из кабины пилота угол наклона носовой части увеличили. Козырек фонаря кабины пилота решили сделать беспереплетным, что также улучшило обзор. В связи с тем, что с рабочего места штурмана-оператора убрали дублирующие органы управления самолетом, площадь остекления фонаря его кабины уменьшили. Увеличили высоту и ширину гаргрота, в котором разместили дополнительное топливо, предприняли и другие меры для повышения запасов горючего во внутренних баках. Переделали наплывы крыла, теперь они стали «саблевидными» и большими по площади. Несколько изменили форму вертикального оперения, в т.ч. форкилей. Возрастание взлетной массы самолета до 52 т потребовало установку более мощных двигателей Д30Ф-6М, что позволяло по расчетам сохранить скоростно-высотные характеристики практически на прежнем уровне.

Были заново разработаны многие агрегаты и системы перехватчика, значительно обновлено БРЭО. Например, в кабине штурмана-оператора установили 4 современных прямоугольных индикатора. Вместо выдвижного теплопеленгатора самолёт оснастили оптико-локационным комплексом с инфракрасным и лазерным каналами (его визирную головку разместили перед козырьком кабины). Обновили бортовой комплекс обороны, предусмотрев, в частности, контейнеры РЭБ на законцовках крыла. Применили модернизированную систему дозаправки топливом в воздухе с выдвижной штангой по правому борту. Машину оборудовали системой спутниковой навигации и аппаратурой для управления большой группой перехватчиков более ранних модификаций.

Для проведения испытаний было решено построить на нижегородском авиазаводе установочную партию из семи МиГ-31М, включая экземпляр для статиспытаний («изделие 05 стат.». № 050101). Каждый из этих самолётов предназначался для испытаний по определенной программе. Однако в процессе их постройки программы скорректировали, в результате чего образовался «лишний» комплект радиолокационного оборудования (полный комплект БРЭО как обычно, устанавливался не на все опытные машины), которому быстро нашли применение. В Москве на опытном заводе ОКБ им. Микояна под него переделали самолет №0503, при этом изготовили новую носовую часть, доработали некоторые другие элементы конструкции, в частности, гаргрот. Крыло и оперение остались прежними. Фактически получилась летающая лаборатория — некий гибрид МиГ-31М и более ранних версий перехватчика. Машине дали новый бортовой номер «051». Она была готова к полетам раньше, чем самолеты установочной партии, и 21 декабря 1985 г экипаж испытателей в составе летчика Б.А.Орлова и штурмана Л.С.Попова поднял ее в воздух.

Год спустя, 27 декабря 1986 г., Орлов совершил первый полет на самолёте с синим бортовым номером «052», который как по конструкции, так и по оборудованию полностью соответствовал новой модификации МиГ-31М. По мере постройки самолётов установочной партии в Ахтубинск для участия в ГСИ направляли перехватчики с бортовыми номерами «053», «054», «055», «056» и «057». Почти все они конструктивно соответствовали борту «052», лишь последний самолёт этой партии отличался некоторыми доработками, выполненными по результатам облета предыдущих машин. Например, на законцовках его крыла были установлены контейнеры со спецаппаратурой, имевшие небольшие вертикальные плоскости для улучшения путевой устойчивости. В ходе испытаний борт «052» разбился, а «051» после завершения запланированной для него программы полетов разобрали.

На рубеже 1990-х гг началась отработка режимов боевого применения МиГ-31М. Тут выяснилось, что стремление создать ракету сверхбольшой дальности, превосходящую по всем параметрам американскую AIM-54 Phoenix, сыграло роковую роль. Для её ГСН были заданы все мыслимые и немыслимые режимы наведения, реализовать которые с достаточной степенью надежности при жестких габаритно-массовых ограничениях оказалось чрезвычайно трудно. На испытаниях ракета, повинуясь каким-то внутренним командам, упорно не хотела следовать к цели. Наконец-то в апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин направил поздравительную телеграмму создателям самолета и его системы вооружения в связи с успешным проведением первых в мире испытаний по поражению воздушной цели на сверхбольшой дальности (228 км).

Однако после развала СССР, в условиях экономического спада, выделяемых на программу средств катастрофически не хватало, в результате доводку модернизированного комплекса перехвата, прежде всего его «начинки», завершить не удалось. Госиспытания МиГ-31М остались не оконченными. В серию самолёт так и не попал. На базе изделия «05» разрабатывали и более совершенные версии МиГ-31М. о которых говорить пока ещё рано. Первый показ МиГ-31М состоялся в марте 1992 г на аэродроме Мачулищи (под Минском), где борт «057» продемонстрировали высшему руководству России и некоторых стран СНГ среди других новейших образцов военной авиатехники. В августе 1995 г этот же самолет представили широкой публике на авиасалоне МАКС-95.

Тактико-технические характеристики МиГ-31М
Размах крыла, м   13.46
Длина, м   22.69
Высота, м   6.15
Площадь крыла, м2   61.60
Масса, кг   
  пустого самолета   21900
  максимальная взлетная   52000
Тип двигателя   2 ДТРД Д30Ф-6М
Тяга , кгс   2 х 16500
Максимальная скорость , км/ч   3000 (М=2.83)
Практическая дальность, км   3000
Практический потолок, м   20600
Экипаж   2
Вооружение:   боевая нагрузка — 9000 кг
  6 УР большой дальности Р-37 или Р-33С, размещенных под фюзеляжем на полуутопленных узлах подвески и
  4 УР средней дальности Р-77(РВВ-АЕ) на подкрыльевых узлах.

www.dogswar.ru

МиГ-31М: нереализованный проект

В 1980-е годы Советский Союз уверенно опережал Запад в развитии авиации противовоздушной обороны. Однако развал страны не позволил совершить рывок в дальнейшем усилении авиационного кулака.В этой статье пойдёт речь об уникальном перехватчике, который, по существу, опередил своё время. Марка истребителя — МиГ-31М.

Появление на вооружении ВВС НАТО истребителей четвёртого поколения, а также продолжающиеся полёты американских высотных сверхскоростных разведчиков SR-71 «Чёрный дрозд» ускорило появление в авиаполках ПВО СССР нового перехватчика МиГ-31. Первыми частями, получившие новые боевые машины, стали 786-й истребительный авиаполк, дислоцирующийся в Правдинске и Центр боевого применения истребительной авиации ПВО в Саваслейке.

Несмотря на выдающиеся качества нового перехватчика, становилось ясно, что со временем МиГ-31 будет необходимо оснастить обновлённым комплексом БРЭО, также истребитель нуждался в улучшении обзора и в новом ракетном вооружении. Поэтому с середины 1980-х годов в ОКБ им. Микояна велась работа по глубокой модернизации истребителя, получившего индекс МиГ-31М.

МиГ-31М представляет собой новую модификацию исходного варианта; изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его электронное оборудование и вооружение. МиГ-31М имеет корневые наплывы крыла большей площади, чем его предыдущие варианты; гаргрот имеет большие размеры за счет увеличения на 300 литров ёмкости размещённого в нем топливного бака; площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта «темной кабины», облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины; носовой обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7 градусов по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, сам обтекатель имеет больший диаметр; на нижней поверхности фюзеляжа имеются гнёзда для размещения в полуутопленном положении не четырёх (как на исходном МиГ-31), а шести ракет класса «воздух-воздух» большого радиуса действия; пушечное вооружение отсутствует.

Штанга топливоприемника перенесена на правый борт; двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета; увеличена площадь рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы. МиГ-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют.

На МиГ-31М установлена усовершенствованная РЛС «Заслон-М»; в состав приборного оборудования обоих кабин введены многофункциональные электронные индикаторы; органы управления самолетом в кабине штурмана не установлены, также как и перископ обзора передней полусферы; в состав системы управления оружием вместо убираемого теплопеленгатора интегрированы оптоэлектронная обзорно-прицельная система и лазерный дальномер (оптические головки ИК системы и дальномера расположены перед козырьком кабины летчика).

Особого разговора заслуживает БРЛС «Заслон-М». Она способна обнаруживать воздушные цели в условиях сильных помех. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 400 км, а дальность их поражения — до 300 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 300 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю.

Для сравнения, снятый с вооружения в 2006 году американский перехватчик F-14D «Томкэт» был способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31М способен одновременно сопровождать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Вооружения было усилено за счет новых ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ среднего радиуса действия, Р-73 малой дальности, а также Р-33С — модернизированного варианта Р-33 большой дальности. Если Р-33 была эффективной на дальности в 120 километров, то новая разработка имеет дальность полёта в 200 километров. Ещё более важным является тот факт, что теперь КАЖДАЯ ракета снабжена собственным радаром, что значительно повышает возможность уничтожения цели, несмотря на любые виражи и попытки ухода. Также МиГ-31М планировали вооружить новой ракетой сверхбольшой дальности Р-37 (дальность пуска — 300 км). Увеличение взлетной массы перехватчика компенсируется установкой более мощных двигателей Д-30Ф6М с тягой по 16500 кгс.

Ещё в марте 1992 года, на аэродроме «Мачулищи» (Белоруссия) состоялся показ модернизированного перехватчика руководителям государств СНГ. Однако, несмотря на успешные испытания МиГ-31М, истребитель так и не запустили в серию — казна была пуста…

МиГ-31 — практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты, летящие на предельно малых высотах. Целевое оборудование позволяет использовать МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, – МиГ-29, Су-27, Су-30 и Су-35.

Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырёх МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информации и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет четырём самолетам контролировать воздушное пространство шириной до тысячи километров.

Р.S. Как видно, нынешние российские ВВС стараниями нынешних политиканов стали тенью от когда-то сильной Советской Авиации. Пока политиканы на словах обещают начать «перевооружение ВВС», говорят «о новом облике боевой российской авиации к 2020 году», лётчики несут свою нелёгкую службу на вырабатывающих свой ресурс боевых машинах.

Константин Фёдоров

interpolit.ru

МиГ-31М

Работы по глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31 в ОКБ им. А.И.Микояна начались в 1984 году. Появление самолёта МиГ-31М («изделие 05») было обусловлено возростанием требований к истребитеям ПВО. В новых условиях требовалась защита направлений от групповых налётов стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами большой дальности, экскортируемых истребителями сопровождения. Кроме того ставилась задача перехвата гиперзвуковых, трансатмосферных и космических целей. С этой целью на самолёте было решено устоновить более совершенную систему управления оружием «Заслон-М», способную одновременно сопровождать до 24 целей и обеспечивать применение оружия по 8 из них. Также улучшена аэродинамика, установлены более мощные двигатели Д-30Ф-6М. Первый полёт состоялся 21 декабря 1985 года (лётчик-испытатель Б.А.Орлов, штурман-испытатель Л.С.Попов). Самолёт впервые демонстрировался в Мачулищах под Минском в марте 1992 года. В апреле 1994 года впервые в мире были проведены испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.

Конструкция планёра МиГ-31М аналогична базовому самолёту. Крыло самолёта имеет наплывы увеличенной площади. Увеличены и размеры гаргрота, в котором размещёно дополнительно 300 л топлива. Для улучшения путевой устойчивости на концах крыла установлены аэродинамические шайбы. Силовая установка состоит из 2 двигателей Д-30Ф-6М. Для улучшения обзора переднеее остекление кабины выполнено сплошным. На самолёте установлена более мощная бортовая РЛС с ФАР диаметром 1,4 м. Вместо убирающегося теплопеленгатора установлен оптико-локационный комплекс с ИК и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед козырьком кабины). Система индивидуальной защиты и РЭБ объединены в бортовой комплекс обороны. Вооружение усилено и состоит из 6 управляемых ракет сверхбольшой дальности Р-37, размещённых под фюзеляжем на полуутопленных узлах подвески (по 2 в 3 ряда). На четырёх подкрыльевых узлах подвески размещены УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушка отсутствует.

Изготовлено не менее 7 самолётов МиГ-31М. Поставлялся на экспорт в Чехию.

Модификации самолёта:

  • МиГ-31М («изделие 05») — модернизированный перехватчик. Оснащён СУВ «Заслон-М».
  • МиГ-31БМ — модернизированный ударный самолёт. Состав оборудования аналогичен МиГ-31М. Навигационный комплекс унифицирован с МиГ-29СМТ. В состав вооружение включены ракеты «воздух-поверхность». До 2020 года предполагается переоборудование 60 ранее выпущенных МиГ-31.
  • МиГ-31ФЭ — экспортный вариант МиГ-31БМ. Отличается БРЭО западного производства.

Лётно-технические характеристики

ДвигателиД-30Ф-6М
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже


2х16500
Габариты, м:

размах крыла
длина с ПВД
высота

13,456
22,669
5,15
Площадь крыла с центральной частью без наплыва, м261,6
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная



52000
Запас топлива, л18600
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
максимальная на высоте
посадочная

1500
2500
3000
280
Максимальное число М2,83
Время набора высоты 10000 м, мин.7,9
Дальность полёта, км:

практическая без ПТБ
перегоночная с ПТБ


Практический потолок, м20600
Рубеж перехвата, км:

на сверхзвуковой скорости
на дозвуковой корости без ПТБ
на дозвуковой скорости с ПТБ
на дозвуковой скорости с одной дозаправкой




Продолжительность полёта, час.

без дозаправки
с одной дозаправкой


Максимальная эксплуатационная перегрузка5
Длина разбега, м

пробега, м

1200
800
Экипаж, чел.2
Вооружение:Р-37, Р-77

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 99-104.
  2. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 19-20.
  3. Ильин В.Е. «Английская гончая» с красными звёздами // Крылья Родины. — 1993. — № 3. — С. 1-5.
  4. Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 90-94.
  5. Ларионов А. Чемодан из гастронома // Мир авиации. — 1999. — № 3. — С. 14-39.
  6. Смоляров А. Самолёты МиГ — взгляд с Запада // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 66-69.

aviaros.narod.ru

МиГ-31М

    Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984, привели к созданию МиГ-31М — «изделие 05» («Improved Foxhound»). Самолет имел новую систему вооружения, включавшую более мощную РЛС «Заслон-М» и новые дальние ракеты Р-37.
    БРЛС «Заслон-М», разработанная НИИП, с антенной шириной 1,4 м имеет почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км). Она может осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 различных целей. Усилено вооружение — 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска — 120 и 280 км соответственно) конформно подвешиваются под фюзеляжем. Вместо 4 гнезд АКУ (2х2) на МиГ-З1М их стало 6 (3х2). В варианте максимальный боевой нагрузки плюс к дальним, на пилонах подвешивались еще 4 новейших высокоманевренных ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушку сняли.
       Вместо убирающегося теплопеленгатора на самолете установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). Больший диаметр антенны РЛС потребовал большего обтекателя. Чтобы не мешать обзору летчика, носовая часть перед кабинами экипажа была отклонена вниз на 7о.
      Значительные новшества коснулись кабин летчиков и бортового оборудования. Изменились откидные части фонаря членов экипажа. Лобовое стекло кабины летчика для улучшения обзора стало моноблочным и искривленным (фонарь с беспереплетным козырьком). У штурмана наоборот — ручку управления сняли, ему не нужно было сажать самолет, поэтому окошки стали меньшими, а перископ вообще убрали. В кабине штурмана-оператора установили три прямоугольных многофункциональных дисплея. Оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны.
      Возросший до 52000 кг максимальный взлетный вес повлек установку и более мощных двигателей Д-30Ф-6М. В результате скоростные и высотные характеристики практически не изменились. Наплывы перед крылом расширились и получили другую форму, аэродинамические гребни на крыле уменьшены. На концах крыла установили большие сигарообразные контейнеры с оборудованием электронной разведки. Кили и обтекатели антенн на них стали иных форм — уменьшена корневая хорда килей, увеличен корневой зализ килей. Было увеличено сечение гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива. Штанга дозаправки переместилась на правый борт. Увеличен обтекатель тормозного парашюта, перепроектировано шасси с носовым колесом.
      Командование ПВО выразило крайнюю заинтересованность в самолете. Действительно, новая модификация по своим характеристикам превосходила все, что состояло на службе ПВО до того момента. Самолет мог сопровождать и уничтожать большее количество целей, чем обычный МиГ-31 или МиГ-31Б (БС).
       Прототип МиГ-31М (б/н 051) впервые поднялся в воздух 21 декабря 1985 г. Испытания проводили летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов.
    На НГАЗ «Сокол» во второй половине 80-х гг. была построена установочная партия МиГ-31М. Всего построено 6 опытных самолетов. Б/н 053, 054, 055, 056 и 057 — из Горького перелетели в Ахтубинск для подключения к ЛКИ. В целом испытания прошли нормально, если не считать потерянного б/н 052.
      В марте 1992 г. на авиабазе Мачулищи под Минском МиГ-31М б/н 057 был показан военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. В августе 1995 г. машина кратковременно появилась на МАКС’95 в Жуковском.
       В апреле 1994 г ОКБ Микояна получило от Президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным по программе МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск ракеты, которая успешно поразила цель на дистанции более 300 км, что не доступно ни одному другому перехватчику в мире.
       Из-за тяжелой экономической ситуации в стране МиГ-31М так и не пошел в серию. Но на основе его решений в настоящее время начата модернизация МиГ-31 в многоцелевой МиГ-31БМ.

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-31М
Кодовое наименование НАТО Improved Foxhound (Foxhound-B)
Тип Дальний сверхзвуковой перехватчик
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 22,69
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,46
Площадь крыла, м2 61,6
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг 52000
Максимальная боевая нагрузка, кг 9000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРД Д30Ф-6М
Тяга (форсаж), кгс 16500 (?)
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч (М=) 3000 (2,83)
Крейсерская скорость (М=) 2,35
Практический потолок, м 20600
Вооружение
УР «воздух-воздух» Р-33С или Р-37 6
РВВ-АЕ (Р-77) 4
Р-40ТД 2


Источники информации:

  1. «Авиация и Космонавтика» 8’99; 11’98;
  2. «Вестник авиации и космонавтики» весна 99;
  3. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997
  4. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  5. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  6. Авиация от А до Я

testpilot.ru

замыленный проект » Православный воин

В 1980-е годы Советский Союз уверенно опережал Запад в развитии авиации противовоздушной обороны. Однако развал страны не позволил совершить рывок в дальнейшем усилении авиационного кулака.

В этой статье пойдёт речь об уникальном перехватчике, который, по существу, опередил своё время. Марка истребителя — МиГ-31М.
 Появление на вооружении ВВС НАТО истребителей четвёртого поколения, а также продолжающиеся полёты американских высотных сверхскоростных разведчиков SR-71 «Чёрный дрозд» ускорило появление в авиаполках ПВО СССР нового перехватчика МиГ-31. Первыми частями, получившие новые боевые машины, стали 786-й истребительный авиаполк, дислоцирующийся в Правдинске и Центр боевого применения истребительной авиации ПВО в Саваслейке. 

Несмотря на выдающиеся качества нового перехватчика, становилось ясно, что со временем МиГ-31 будет необходимо оснастить обновлённым комплексом БРЭО, также истребитель нуждался в улучшении обзора и в новом ракетном вооружении. Поэтому с середины 1980-х годов в ОКБ им. Микояна велась работа по глубокой модернизации истребителя, получившего индекс МиГ-31М.

МиГ-31М представляет собой новую модификацию исходного варианта; изменениям подвергся как внешний облик самолета, так и его электронное оборудование и вооружение. МиГ-31М имеет корневые наплывы крыла большей площади, чем его предыдущие варианты; гаргрот имеет большие размеры за счет увеличения на 300 литров ёмкости размещённого в нем топливного бака; площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта «темной кабины», облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины; носовой обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7 градусов по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, сам обтекатель имеет больший диаметр; на нижней поверхности фюзеляжа имеются гнёзда для размещения в полуутопленном положении не четырёх (как на исходном МиГ-31), а шести ракет класса «воздух-воздух» большого радиуса действия; пушечное вооружение отсутствует.

Штанга топливоприемника перенесена на правый борт; двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета; увеличена площадь рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы. МиГ-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют.

На МиГ-31М установлена усовершенствованная РЛС «Заслон-М»; в состав приборного оборудования обоих кабин введены многофункциональные электронные индикаторы; органы управления самолетом в кабине штурмана не установлены, также как и перископ обзора передней полусферы; в состав системы управления оружием вместо убираемого теплопеленгатора интегрированы оптоэлектронная обзорно-прицельная система и лазерный дальномер (оптические головки ИК системы и дальномера расположены перед козырьком кабины летчика). 

Особого разговора заслуживает БРЛС «Заслон-М». Она способна обнаруживать воздушные цели в условиях сильных помех. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 400 км, а дальность их поражения — до 300 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 300 км, что в настоящее время недоступно НИ ОДНОМУ ЗАРУБЕЖНОМУ ИСТРЕБИТЕЛЮ.

 

Для сравнения, снятый с вооружения в 2006 году американский перехватчик F-14D «Томкэт» был способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31М способен одновременно сопровождать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса. 

Вооружения было усилено за счет новых ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ среднего радиуса действия, Р-73 малой дальности, а также Р-33С — модернизированного варианта Р-33 большой дальности. Если Р-33 была эффективной на дальности в 120 километров, то новая разработка имеет дальность полёта в 200 километров.

 

Ещё более важным является тот факт, что теперь КАЖДАЯ ракета снабжена собственным радаром, что значительно повышает возможность уничтожения цели, несмотря на любые виражи и попытки ухода. Также МиГ-31М планировали вооружить новой ракетой сверхбольшой дальности Р-37 (дальность пуска — 300 км). Увеличение взлетной массы перехватчика компенсируется установкой более мощных двигателей Д-30Ф6М с тягой по 16500 кгс.

Ещё в марте 1992 года, на аэродроме «Мачулищи» (Белоруссия) состоялся показ модернизированного перехватчика руководителям государств СНГ. Однако, несмотря на успешные испытания МиГ-31М, истребитель так и не запустили в серию — казна была пуста… 

МиГ-31 — практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты, летящие на предельно малых высотах. Целевое оборудование позволяет использовать МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, — МиГ-29, Су-27, Су-30 и Су-35.

Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырёх МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информации и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет четырём самолетам контролировать воздушное пространство шириной до тысячи километров!

Р.S. Как видно, нынешние российские ВВС стараниями нынешних политиканов стали тенью от когда-то сильной Советской Авиации. Пока политиканы на словах обещают начать «перевооружение ВВС», говорят «о новом облике боевой российской авиации к 2020 году», лётчики несут свою нелёгкую службу на вырабатывающих свой ресурс боевых машинах…

Константин Федоров

 

По материалам «Сегодня.ру»

pravoslav-voin.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *