Маска самурая: история, виды, фотографии

Начиная с конца 8 века японцы начали использовать ля защиты лица специальные маки. На первых порах маска самурая имела самые простые варианты, которые защищали щеки и лоб война. Те, у кого не было денег для покупки настоящего доспеха, использовали для защиты эти маски как замену шлему. Они сильно отличались от настоящих боевых экземпляров, но тем не менее история насчитывает более тысячи лет использования этой части доспеха самурая.

Боевые японские маски самураев

То, что творилось в голове у самурая всегда оставалось загадкой для его противника, потому что его лицо скрывала ужасная маска, от одного взгляда на которую бросало в дрожь.

Просматривая картинки сражений или же экспонаты в музее, на первый взгляд в глаза всегда бросается удивительное боевое облачение японских воинов. Не удивительно, ведь оно значительно отличается от привычных нам европейских доспехов. Однако не менее загадочно выглядит и боевая маска самурая, которая очень часто остается недооцененной.

Общее название для всех самурайских масок — мэн-гу, однако, за 11 веков было насчитано около 5 разновидностей боевых масок.

Виды самурайских масок:

  • Хаппури. Это самые древние маски, которые использовали пехотинцы до конца 12 века.
  • Хамбо. Эта маска могла защитить только подбородок и нижнюю часть лица.
  • Хоатэ. В отличие от предшественника, она могла защитить еще и щеки.
  • Мэмпо. Считается, что это классическая маска японского война. Она защищала всю чать лица под глазами. Подвидами мэмпо являются: бизде — переводится как красавица; нара-мэн — маска большого размера с глубокими морщинами; нэри-хо — кожаная маска; окина-бо — маска с очень длинными усами и бородой; котакура-мэн — маска имитирующая ворона; тэнгу-бо — маска с изображением демона тэнгу; уба-хо — в переводе звучит как «старуха» беззубая, гладкая маска с небольшим отверстием для рта.
  • Сомэн. Самый последний вид самурайских масок. Она могла защитить все лицо война, но из-за е массивности была частично ограничена видимость и подвижность. Это превратило сомэн скорее в парадную часть формы, нежели в боевую.

Маска самурая значение

Конечно самым важным предназначением маски являлась защита всего лица война либо его части от возможных боевых ранений осколками или стрелами, а также помощь в закреплении кабуто — тяжелого самурайского шлема. Маска помогала уменьшить дискомфорт от шнура для фиксации шлема, который привязывался к мэнгу под подбородком. Из-за смещенного центра тяжести шлем постоянно спадал, и для предотвращения этого его начали закреплять шелковыми шнурами. Но так как вес шлема мог достигать 3 килограмм, использовать ленту стало проблематично, потому что она буквально врезалась в подбородок. Именно поэтому для фиксации кабуто стали использовать маски хамбо. На нижней части маски крепили металлический овод, защищающий шею и плечи — новада.

Маски обычно делали кожаными либо металлическими, или же комбинировали эти два материала. На масках изображали лицо, часто довольно детализированное — с торчащими зубами и густыми бровями, в некоторых случаях делали съемный нос и даже клювы тэнгу. В бою это может напугать даже самого бесстрашного война. Отсюда вытекает еще одно предназначение мэнгу — внушение противнику страха, ведь испугавшись, враг становился уязвимей.

Еще одна функция маски — это скрытие эмоций самурая. Загадка данного явления, связанная с Японской философией боевых искусств. Скрытие настоящих эмоций играло большую роль в обмане противника, а также минимизировало возможность получения какой-либо информации врагом. Молодые самураи специально одевали маски с изображением лиц стариков, чтобы не выглядеть легкой добычей. Опытные же войны, наоборот, носили маски молодых парней и девушек, дабы противник решил, что самурай еще слишком юн и слаб.

Отличительной чертой японских боевых масок являлось то, что в отличие от доспехов, они не передавались из рук в руки. Каждая маска делалась на заказ под определенное лицо. Но не все войны могли позволить себе носить маски, так как их создание требовало больших усилий, цены на них были очень высоки.

Похожие записи:

amazingjapan.info

Маски-фантомаски самураев Японии » Военное обозрение

Видно, мало тебя
Мама в детстве за нос тянула,
Курносая кукла!…
Бусон

Во все времена люди использовали маски для того, чтобы спрятать и тем самым избежать опознания своей личности. В сатирической повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» есть эпизод, где толпа собирается линчевать бывшего офицера южанина, но тот говорит, что к этому они не способны, потому что им следовало прийти в масках. Очевидно, что, если маска и не придавала человеку храбрости, по крайней мере снижало его чувство вины и ответственности. Всегда можно было сказать, что «это не я!» Маски устрашали, но маски также и защищали. И вот об этих-то масках сегодня как раз и пойдет речь, причем не просто масках, а защитных масках самураев Японии. Дело в том, что, пожалуй, больше нигде, как именно в этой стране защитные доспехи для лица не отличались такой сложностью, многообразием и совершенством.


Очень часто изображения деталей доспехов, в частности шлемов и лицевых масок, использовались для украшения шкатулок инро – вот таких, например, как эта. Инро – это коробочка для хранения особо мелких предметов. Так как в традиционной японской одежде карманы отсутствуют, то их часто носили на поясе (оби) в различных емкостях сагэмоно, и в частности, в инро, где хранились лекарства и личная печать самурая. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну а для начала вспомним европейские шлемы. Вспомним шлем с маской из Сакттон-Ху, у которого были усы, но не было отверстия для рта, вспомним знаменитые «вендельские шлемы» или «спортивные шлемы» древних римлян. Во всех случаях сама маска или – если так можно выразиться – «второе лицо», прилегала собственно к лицу не слишком плотно. И в этом заключалась определенная и серьезная проблема. Воину с такой вот «личиной» приходилось смотреть в смотровые зрачки издали и, хотя это расстояние было невелико, тем не менее даже оно существенно сужало поле зрения. Потом появились европейские «собачьи шлемы», но и в них тоже зрительные щели находились на некотором расстоянии от лица. Получалось, что человек выглядывал из своего шлема наружу словно стрелок из амбразуры дота. А это было опасно. Он мог запросто пропустить роковой удар.


Маска хаппури (современная реплика) с характерными выступами ядомэ по бокам для отражения стрел.

Особо отметим так называемые «гротесковые шлемы» европейцев 16 века, у которых забрала имели формы зверских физиономий с крючковатыми носами и торчащими проволочными усами. Впечатление они производили, конечно, жуткое, но с обзором положение эти «лица» ничуть не улучшили.


Маска хоатэ. Лицевая сторона с горловым прикрытием ёдарэ-какэ. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Та же маска, вид изнутри.

Не так было у самураев. Там воин, пусть он и сражался на коне, был конным лучником. Под это его целевое предназначение были «заточены» и его доспехи, сначала неудобные, коробчатые (но прочные и надежные), а затем облегающие и более удобные. Ведь даже сначала левый рукав в доспехе не бронировался – для нее, поскольку она держала лук, требовалась максимальная подвижность.


Манекены самураев в полном снаряжении. Левая фигура показана с полумаской мэнпо, правая с полумаской хамбо, (Кунсткамера, Санкт-Петербург)


Специфической поэтому была и защита лица. Она должна была максимально защищать от стрел, но при этом не мешать лучнику прицеливаться, то есть правильно определять расстояние до цели и находить нужный угол прицеливания для обеспечения оптимальной траектории полета стрелы. Английские лучники-пехотинцы стреляли по команде опытного командира залпами. Меткость одного стрелка при этом значения не имела. Стрелы в результате падали с неба подобно дождю и именно частота выстрелов имела решающее значение. А вот самураи стреляли каждый сам по себе. Поэтому обзор был для них исключительно важен.

Поэтому и самурайский шлем кабуто был устроен так, что надежно защищал голову воина — и ее верхнюю часть и уши, и затылок, но вот лицо при этом специально оставалось открытым. Для защиты лица японцы придумали специальные приспособления – маски и полумаски. Это были специальные маски (хаппури) и полумаски (хоатэ), которые закрывали лицо либо полностью, либо частично.

Общее название самурайских лицевых масок мэн-гу. Причем появились они далеко не сразу. Первым видом защиты именно лица были нащечники шлема, завязывавшиеся под подбородком. Они были широкими и в таком положении создавали V-образную конструкцию, позволявшую самураю смотреть только вперед, но зато защищавшую ему лицо с боков. Лишь в период Хэйан (конец VIII в. — XII в.) у самураев появилась маска хаппури, которую они надевали на лицо под шлем. Хаппури представляла собой выгнутую пластину, покрытую лаком или кожей, но сделанную из металла, которая закрывала у надевшего ее лоб, виски и щеки. Защиты горла она не имела. Шлем надевали поверх этой маски. Для слуг низшего ранга она сочеталась со шлемом дзингаса, а воины-монахи часто носили ее вместе с шапкой-тюрбаном из кисеи. Бедные воины использовали хаппури в качестве единственной защиты для лица. А некоторые – самые бедные, и вовсе довольствовались налобной повязкой хатимаки, на которую там, где она закрывала лоб, нашивалась металлическая, либо многослойная кожаная пластина, выгнутая так, чтобы закрывать лоб и часть головы… и все! В кинофильме «Семь самураев» Айкиры Курасавы такую носил глава отряда самураев Камбэй. А вот типичную лакированную хаппури с нащечниками самурай-самозванец Кикутиё снимает с беглого бандита, убитого своими же.


Полумаска мэнпо 1730 г., подписанная мастером Миочином Мунетомо. Эпоха Эдо. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Та же маска, вид изнутри.

В эпоху Камакура (конец XII в. — XIV в.) среди знатных воинов вошли в моду полумаски хоатэ, которые стали закрывать уже не верхнюю часть лица, а нижнюю— подбородок и щеки до уровня глаз. Нос и рот на этих масках оставались открытыми. Так как в доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло было открыто, придумали, как его лучше всего защитить. Для этой цели придумали латное ожерелье нодова. Причем следовало помнить, что надевать его нужно без маски, поскольку к маскам приделывалось защитное прикрытие ёдарэ-какэ. Все эти детали имели завязки из толстых и прочных шелковых шнуров.


Полная маска сомэн с тремя трубочками на подбородке для пота. Работа мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. (Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас)

К XV в. появились новые виды масок, например – полумаска мэмпо. Она так же, как и хоатэ закрывала нижнюю часть лица, но в отличие от нее закрывала еще и нос, и оставляла открытыми только лишь глаза и лоб. Причем пластина, которая защищала нос, довольно часто, хотя и не всегда, была съемной и крепилась на маске при помощи шарниров или на специальных крючках. Такие маски часто имели пышные усы и бороду.

Полумаска хамбо закрывала лишь подбородок и нижнюю челюсть. Ее обычно снабжали под подбородком выступающей вперед трубкой – цуё-отоси-но-кубо, служившей для стекания пота. Она тоже имела горловое прикрытие, как и полумаска мэмпо.


Маска сомэн с лицом старика. Многочисленные морщины имели не только эстетическое, но и практическое значение – собирали пот. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но все лицо целиком прикрывала только маска сомэн: у нее были отверстия для рта и глаз, но лоб, виски, нос, щеки и подбородок она полностью закрывала. Причем средняя часть маски обычно крепилась к ней на петлях и штифтах и ее, то есть «нос», можно было снять. Поскольку мэн-гу все-таки ограничивали обзор, носили их главным образом полководцы и знатные самураи, которым самим из лука уже стрелять не приходилось и в боях они не участвовали. Многие маски сомэн были цельными и напоминали маски театра Но.


Сомен работу Миочина Мунемитсу, эпоха Эдо. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Поскольку маски предназначались для защиты, их выделывали обычно либо из металла, либо из нескольких слоев кожи. Особенностью японских защитных масок была их характерная «двойственность». То есть ее внутренняя поверхность должна была комфортно прилегать к коже лица и не доставлять своему владельцу неудобств в ношении. С другой стороны, ее внешние черты чаще всего ничего общего с портретом владельца не имели. Некоторые маски мэн-гу специально делались так, чтобы они походили на маски популярных актеров японского театра Но. На них очень тщательно воспроизводили все морщины, брови, усы, бороды и даже зубы (которые вдобавок покрывали золотом или серебром). Но вот как раз портретного сходства обычно не наблюдалось: у молодых воинов, например, было в обычае заказывать маски с лицами стариков (окина-мэн), а вот пожилые самураи, напротив, предпочитали маски юношей (варавадзура). Такой вот забавный японский «юмор». Причем были известны, и даже пользовались популярностью, маски с изображением женских лиц (онна-мэн). Разумеется, маски в первую очередь должны были устрашать. Поэтому маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё были также весьма популярны. С XVI в. в моду вошли маски нанбанбо (то есть лица «южных варваров»), которые изображали европейцев, приплывавших в Японию как раз с юга. Но… при этом были известны и маски с курносыми носами и кукольным выражением лица! Вот только образ этот чаще всего был обманчив, а под такой безмятежной внешностью маски мог скрываться самый жестокий убийца!


А вот это очень любопытная маска с лицом демона тэнгу и съемной носовой частью. Считается, что подобный «нос» мог использоваться также и в качестве фаллоимитатора. Ведь самураи помногу месяцев сражались вдали от очагов цивилизации и были нередко склонны, во всяком случае некоторые, к специфическим формам интимных отношений. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Маску, как и шлем, не надевали «просто так», а обязательно использовали прокладки из ткани: под шлем шапочку эбоси, налобную повязку хатимаки, а вот прежде чем надеть маску, между ней и подбородком следовало подложить платок (или подушечку) фукуса. Во-первых, ткань хорошо впитывала пот, а во-вторых, являлась смягчающей прослойкой и дополнительной защитой от ударов. Отделывались маски весьма прихотливым образом. Например, их покрывали знаменитым японским лаком. Чаще всего черным, но также и красным. Очень популярен был цвет «тя» — «цвет крепкого чая». Даже совершенно новые железные маски часто специально «старили», подвергая процессу ржавления, и лишь затем лакировали, чтобы сохранить налет ржавчины. Так получалась наиболее любимая японцами «новая старая маска».


Полная маска сомэн и ее крепление при помощи завязок от шлема. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Внутреннюю поверхность масок обычно покрывали красным лаком, очевидно, чтобы скрыть кровь, которой она могла быть испачкана. Поскольку лицо под маской сильно потело, на всех масках мэн-гу было предусмотрено отверстие аса-нагаси-но-ана на подбородке (а то и три отверстия!), через которые вытекал пот.

Поскольку к концу XV в. шлемы мастерами-оружейниками подписывались, и их, и маски к этим шлемам (а они всегда заказывались в одном стиле и одному и тому же мастеру!) стало возможно идентифицировать по имени их изготовителя. Интересно, что согласно этикету, у самураев считалось крайне неприличным, рассматривая чужой шлем или маску, переворачивать их и искать на них клеймо мастера. Так же, как и удар ножнами о ножны, это рассматривалось как публичное оскорбление, после которого вызов на смертельный поединок следовал обязательно.


Еще одна маска сомен вместе с «волосатым шлемом» яро-кабуто и доспехом в стиле катануги-до – «торс монаха». (Токийский национальный музей)

Маска на шлеме у японцев, по сути, являлась тем же забралом, что и у европейцев, но только она плотно прилегала к лицу и являлась как бы продолжением шлема. Требовалось самым надежным образом закрепить шлем на голове, а маску на лице, причем так, чтобы они составляли единое целое. Для этого на «щеках» у масок (прежде всего мэмпо и сомэн) были предусмотрены специальные Г-образные крючки и штырьки, за которые заводили шнуры шлема. При правильном обвязывании такой шнур соединял маску и шлем в одно целое, и существовала целая система завязывания этих шнуров и закрепление их за маски. Вот почему маски не делали от шлема отдельно, а заказывались для каждого конкретного человека.

topwar.ru

Маски самураев. Искусство и антиквариат. Добавил Паша Тихонов — VilingStore.net

МАСКИ САМУРАЕВ

Маски самураев


Маски самураев

А вот еще одна интереснейшая тема, стоящая особняком в наших исследованиях — это маски самураев. Особняком, прежде всего, потому, что в данном случае маски имеют не сакрально-религиозное происхождение, а чисто утилитарное, являясь частью доспехов воина. Они служили для защиты лица самурая преимущественно от холодного оружия и устрашения противника в бою. И по сей день маски самураев вызывают самые противоречивые чувства: от легкого ужаса до восхищения мужественностью прославленных воинов. Поговорим подробнее об этих удивительных, да что там – уникальных масках из японского средневековья!


Маски самураев

История создания масок самураев

Начиная с конца 8 века японцы начали использовать для защиты лица специальные маки. На первых порах маска самурая имела самые простые варианты, которые защищали щеки и лоб война. Те, у кого не было денег для покупки настоящего доспеха, использовали для защиты эти маски как замену шлему. Они сильно отличались от настоящих боевых экземпляров, но тем не менее история насчитывает более тысячи лет использования этой части доспеха самурая. Боевые японские маски самураев То, что творилось в голове у самурая всегда оставалось загадкой для его противника, потому что его лицо скрывала ужасная маска, от одного взгляда на которую бросало в дрожь. Просматривая картинки сражений или же экспонаты в музее, на первый взгляд в глаза всегда бросается удивительное боевое облачение японских воинов. Не удивительно, ведь оно значительно отличается от привычных нам европейских доспехов. Однако не менее загадочно выглядит и боевая маска самурая, которая очень часто остается недооцененной. Общее название для всех самурайских масок — мэн-гу, однако, за 11 веков было насчитано около 5 разновидностей боевых масок.


Значение масок самураев

Конечно самым важным предназначением маски являлась защита всего лица война либо его части от возможных боевых ранений осколками или стрелами, а также помощь в закреплении кабуто — тяжелого самурайского шлема. Маска помогала уменьшить дискомфорт от шнура для фиксации шлема, который привязывался к мэнгу под подбородком. Из-за смещенного центра тяжести шлем постоянно спадал, и для предотвращения этого его начали закреплять шелковыми шнурами. Но так как вес шлема мог достигать 3 килограмм, использовать ленту стало проблематично, потому что она буквально врезалась в подбородок. Именно поэтому для фиксации кабуто стали использовать маски хамбо. На нижней части маски крепили металлический овод, защищающий шею и плечи — новада. Маски обычно делали кожаными либо металлическими, или же комбинировали эти два материала. На масках изображали лицо, часто довольно детализированное — с торчащими зубами и густыми бровями, в некоторых случаях делали съемный нос и даже клювы тэнгу. В бою это может напугать даже самого бесстрашного война. Отсюда вытекает еще одно предназначение мэнгу — внушение противнику страха, ведь испугавшись, враг становился уязвимей.

Источник: http://amazingjapan.info/maska-samuraya/

vilingstore.net

Мэнгу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мэнгу[1][2][3] или мэн ёрои[4] — термин для различных типов боевых личин, которые являлись частью доспеха класса самураев и их слуг в феодальной Японии. В открытом бою упрощённые боевые маски использовали также ниндзя[5].

Мэнгу закрывало от возможных боевых ранений стрелами, осколками и скользящими ударами, либо всё лицо, либо его часть, а также предоставляло способ поддержать кабуто — верхний тяжелый шлем самурая. Шнур (ремень) кабуто для его фиксации (синоби-но о) привязывался под подбородком к мэнгу.[3] Имелись небольшие крючки (ори-куги) или крепления (одомэ), расположенные в разных местах, чтобы надёжней скрепить мэнгу и кабуто. Шею и плечи защищал овод из металла — нодава (нодова, ёдарэ-какэ), который крепился к нижней части шлема или личины[5].

Мэнгу могла быть сделана из металла или кожи (нэригава) или их комбинации. Личины могли покрывать лаком или подвергать их коррозии, они также могли включать в себя различные лицевые детали, такие как пышные седые усы и брови, торчащие зубы, съёмный нос (от обычного до огромных размеров), клювы демонов-тэнгу: все эти дополнительные элементы предназначались для внушения противнику разных эмоций, от симпатии до суеверного ужаса[3][6][5] Большинство мэнгу за исключением хаппури имело небольшое отверстие (асэ нагаси-но ана) под подбородком для стекания испарины и пота.

Мэнгу похожи на маски, применявшиеся тяжёлой, бронированной, конницей и пехотой в древних китайских армиях от эпохи правления династии Хань до династии Сун.

ru.wikipedia.org

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая) » Военное обозрение

«В тот день Ёсицуне из Кисо облачился в красный парчовый кафтан… а шлем он снял и повесил через плечо на шнурах».
«Повесть о доме Тайра».
Автор — монах Юкинага. Перевод И.Львовой


После публикации серии статей о вооружении самураев Японии, многие из посетителей сайта ВО выражали пожелание, чтобы в рамках этой темы был также дан материал о японских шлемах. И, конечно, было бы странно, если бы о доспехах статьи были, а вот о шлемах – нет. Ну, а задержка имела место в связи с… поиском хорошего иллюстративного материала. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз… прочитать! Итак, японские шлемы… Прежде всего отметим, что шлем у всех народов и во все времена считался важнейшей принадлежностью снаряжения воина и почему это так неудивительно, ведь он закрывал человеку голову. Каких только их видов и разновидностей не придумали люди за свою тысячелетнюю боевую историю, причем самых разных и оригинальных. Это и простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян, и богато украшенный шлем вождя с маской из Англии, захоронения в Саттон-Ху, простые по форме сфероконические шлемы и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей. Их и окрашивали в разные цвета (для защиты от коррозии и чтобы его обладателя спутать с кем-то другим было бы невозможно!), и украшали конскими хвостами и павлиньими перьями, а также фигурками людей и животных из «вареной кожи», папье-маше и раскрашенного гипса. Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!
Типичный японский кабуто с синодарэ и кувагата.

Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!


Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.

На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.



Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.

Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.

Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.

В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.


Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.

Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!


Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.

На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.


О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.

То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?

Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.


Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.

К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.


Маска мэмпо XVII века.

Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.


Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.

Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.


На подбородке отверстие для пота.

Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.


Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.
А вот ниже была эта маска!

В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.

Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленные фотографии и информацию.

Рис. А Шепса

topwar.ru

значение, особенности, виды и интересные факты

Япония — это страна, буквально пронизанная мистикой и наполненная сакральными знаниями. Каждый японец свято чтит традиции своих предков и на праздник старается задобрить духов нижнего и верхнего мира. С этой целью еще с самых давних времен в различных ритуалах использовались японские маски демонов, выполненные из дерева и раскрашенные в яркие цвета. Эти предметы имеют большое значение не только в религиозных обрядах, но также в культуре и искусстве страны. Об этом и пойдет речь в статье.

Япония: история возникновения масок

Мифология японцев очень богата персонажами, имеющими порой абсолютно противоположные черты характера. Дело в том, что в Японии всегда было принято уживаться с массой демонов и нечистых духов. Мудрые жители островов никогда не воевали с нечистью, они, наоборот, задабривали ее и в случае необходимости всегда могли заручиться поддержкой духов.

Маски всегда имели сакральное значение для японцев, они довольно часто использовались самураями в боях. Считалось, что маска не только закрывает лицо, но и, вмещая в себя различных духов, помогает воину победить, вселяя ужас в сердца врагов.

Трудно представить себе театр Но без различных масок. Традиция разыгрывать театрализованные представления возникла приблизительно в седьмом веке. В это время красочные театральные шоу проходили возле храмов, а маски изготавливались из глины и бумаги. Они были крайне просты и служили для сокрытия личины актера. Лишь в семнадцатом веке театр Но оформился в нечто особенное, а маски превратились в настоящее искусство. Они стали выражать различные характерные эмоции и служили теперь для того, чтобы ярче охарактеризовать персонажей представления. Маски наделялись мистической силой, а трогать их было позволено только в месте прикрепления шнурков. Сейчас в каждом театре существует своеобразный алтарь, на котором собраны старинные маски. Считается, что в них живут души актеров.

Красочные маски используются в ритуалах, театральных представлениях и на праздниках. Большинство из них имеет устрашающий вид и призвано отпугивать другую нечисть. С этой целью их помещают на фасады домов и в комнаты. Имейте в виду, что японские маски демонов, несмотря на свой ужасающий вид, весьма добры к людям. Духи, живущие в них, способны помогать нуждающимся и защищать обездоленных. Можно сказать, что добрым людям бояться демонов не стоит, а вот жадные, эгоистичные и лицемерные люди однозначно получат от высших духов наказание. Стоит отметить, что разнообразие, которым отличаются японские маски демонов, позволяет использовать их в разных ситуациях. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Японская маска демона: тенгу

В японской мифологии тенгу — это духи леса, иногда их сравнивают по характеристике с русскими лешими. Тенгу нелюдимы, любят чистоту и обладают хитростью. Эти духи не выносят надменности и могут наказать того, кто высокомерен. Одной из сверхъестественных способностей демона является возможность перевоплощаться в человека. Чаще всего он принимает вид монаха, живущего высоко в горах. Он помогает хорошим людям и живет в ветвях искривленных деревьев.

Маска тенгу выглядит как лицо краснолицего старика с длинным носом и веером из перьев. На голове демона часто помещают маленькую смешную шапочку — токин. Очень часто маска лесного духа используется как оберег от зла, но никогда не стоит вредить лесу, иначе тенгу обернет свой гнев на хозяев дома.

Демоны Они

Японские маски демонов часто изображают Они. Эта нечисть весьма популярна в стране и насчитывает несколько разновидностей. Обычно Они изображаются на масках в виде страшной, искаженной гневом гримасы, с огромными клыками. Демоны могут иметь красную, черную или золотую окраску. В мифологии Они символизируют грозных духов огромного роста, которые появляются везде с дубинками из железа с шипами. Демоны могут вырастить оторванную часть тела и вылечить любую рану. Довольно часто эти духи ассоциируются с троллями или чертями, живущими в японском аду.

Изначально Они были бесплотны и приносили с собой катастрофы, болезни и неприятности. Со временем духи обрели человекоподобный вид, но остались крайне свирепыми и часто баловали себя человечиной.

Изгнание Они в ад

Японские маски демонов Они особенно часто используются в праздник изгнания демонов. Он проводится третьего февраля и широко празднуется в стране. Для того чтобы защитить свой дом, японцы раскидывают повсеместно соевые бобы, которые Они просто не выносят. В последние годы стало распространенным разбрасывать еще и арахис, иногда его оборачивают в золотую фольгу.

На улицах городов в праздник всегда проходит театрализованное шествие. Мужчины наряжаются в костюмы Они и обязательно надевают устрашающие маски. Считается очень правильным украсить дом маской демона: благодаря такому оберегу в дом не проникнет зло, а все домочадцы могут не бояться оказаться во сне в аду.

Татуировки с изображением масок

В японской культуре с самых давних времен было принято делать татуировки. Жители островов отличались этим от европейцев, удивляющихся разнообразию рисунков на теле, о которых рассказывали купцы и путешественники, посетившие Страну восходящего солнца.

Татуировки в той или иной степени использовались японцами всегда. Изначально они наносились на тело для того, чтобы привлечь удачу на рыбалке или охоте. К семисотым годам нашей эры нательная роспись стала делиться на рисунки для знати и те, которыми метили преступников. Это существенно снизило популярность татуировки, но затем она вновь стала применяться практически всеми слоями общества. Довольно часто тату наносили представители различных профессий, делая рисунок отличительным знаком целой группы.

В последнее время среди молодежи стала весьма популярна японская маска демона (тату). Для рисунка выбираются абсолютно различные мистические существа, но для женщин предпочтительнее всего Ханья. Эта маска символизирует демона женского рода, лицо которого искажено ревностью и страстью. Согласно легенде, Ханья когда-то была прекрасной девушкой, влюбленной в одного молодого монаха. Возлюбленный отверг ее, и девушка в порыве безумной страсти превратилась в злобного демона, мстящего всем мужчинам, обижающим представительниц прекрасного пола.

Также популярна у женщин татуировка с маской кицунэ. Этот демон изображается в виде лисицы и является губительным для мужчин. Кицунэ может обернуться прекраснейшей женщиной и околдовать мужчину, и он сделает все, что она ему скажет. Довольно часто это заканчивается безумием. А вот сама хитрая лисица вряд ли бывает кому-то благодарна, она всегда получает желаемое и потом исчезает.

Можно ли сделать японскую маску в домашних условиях?

Многие поклонники культуры Страны восходящего солнца интересуются, как сделать японскую маску демона самостоятельно. Можно найти даже специальные мастер-классы с подробным описанием процесса создания масок из папье-маше, но мы бы не советовали вам довольствоваться такими кустарными методами. Настоящие японские маски демонов являются настоящими предметами искусства, мастера тратят на изготовление одного изделия несколько месяцев. До сих пор практически все ритуальные и театральные предметы в Стране восходящего солнца изготавливают вручную, поэтому лучше всего заказывать маску именно в Японии. Только таким образом можно получить действительно красивый коллекционный экземпляр.

Мир духов в Японии очень тесно соседствует с обыденностью, ведь в каждом доме найдется как минимум пара масок, оберегающая дом и его жителей.

fb.ru

Samurai Mask Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#28513266 — Samurai Warrior With Katana Sword

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46084096 — Samurai in ancient armor close-up with a sword attack

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#48362020 — Silhouette of two samurais in duel. Picture with two samurais..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20760451 — Handsome young man practicing kendo. Over dark background.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#62083954 — A Japanese samurai mask and helmet illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#78077278 — Set of samurai masks and helmets on white background. Design..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#14514306 — Ancient samurai armour presents Martial Arts of Japan, Moscow,..

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46475602 — samurai vampire

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#66642722 — Samurai mask graphic vector.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#69597901 — Skull Samurai Warrior

ru.123rf.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *