Содержание

Британский линкор «Малайя» в Средиземном море [1] — фото

Британский линкор «Малайя» (HMS Malaya), класс «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth-class) из состава Соединения Н (Force H) в Средиземном море.

Линкор «Малайя» построен на верфях компании «Сэр У.Дж. Армстронг-Уитворт энд Компани» (Sir W. G. Armstrong Whitworth and Company) в Хай-Уокере (High Walker), пригороде Ньюкасла-апон-Тайн, и спущен на воду в марте 1915 г. Корабль назван в честь Федерированных малайских государств (Federated Malay States) в Британской Малайе, на средства правительства которого велось строительство. «Малайя» служила в составе 5-й эскадры линкоров Гранд-Флита (5th Battle Squadron, Grand Fleet) под командованием контр-адмирала сэра Хью Эван-Томаса (Sir Hugh Evan-Thomas). Корабль принял участие в Ютландском сражении 31 мая 1916 г., где он получил восемь попаданий, сильные повреждения и понес большие потери в команде. В бою и от полученных в ходе него ран погибло 65 человек. Среди раненых был матрос 1-го класса Уилли Викарейдж (Willie Vicarage), вошедший в историю как один из первых прошедших пластическую операцию по реконструкции лица по методу сэра Гарольда Гиллиса (Sir Harold Delf Gillies). Среди кораблей, участвовавших в сражении, «Малайя» также выделялась тем, что несла красно-бело-черно-желтый флаг Федерированных малайских государств.

17 ноября 1922 г. на борту «Малайи» в изгнание из Стамбула на Мальту (и впоследствии в Сан-Ремо) отбыл Мехмед VI, последний султан Османской империи. В августе-сентябре 1938 г. линкор нес службу в порту Хайфа во время Арабского восстания 1936—1939 гг. в Палестине.

В отличие от своих систершипов «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth), «Уорспайт» (HMS Warspite, 03) и «Вэлиант» (HMS Valiant), «Малайя» не проходила перестройки для радикального «осовременивания» в межвоенные годы. Она и «Барэм» остались на уровне модернизаций 1924—1934 года.

В 1940 г. линкор служил на Средиземном море, участвуя в сопровождении конвоев и операциях против итальянского флота. В феврале 1941 г. «Малайя» участвовала в обстреле Генуи (Genova) в ходе операции «Грог» (Operation Grog). Однако из-за ошибки команды она выстрелила 15-дюймовым бронебойным снарядом по юго-восточному углу нефа Кафедрального собора Святого Лаврентия. Запал снаряда не сработал.

В марте 1941 г. участие «Малайи» в сопровождении конвоя в районе Кабо-Верде стало одной из причин, по которой немецкие линкоры «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) отказались от атаки на него.

20 марта 1941 г. в 23:23 «Малайя» была торпедирована немецкой подлодкой U-106. Подлодка атаковала из тени торгового судна двумя кормовыми торпедами, находясь с левой стороны конвоя SL 68, примерно в 250 милях к северо-западу от островов Кабо-Верде. Капитан-лейтенант Юрген Эстен (Jürgen Oesten) услышал звуки попаданий спустя 2 мин. 37 сек. и 3 мин. 35 сек. Одна торпеда попала в «Малайю», вторая — в нидерландский пароход «Меркерк» (Meerkerk). Торпеда попала в левый борт линкора, нанеся значительные повреждения. Из-за затопления ряда отсеков корабль накренился на 7 градусов, но он смог дойти до Тринидада. После временного ремонта «Малайя» отправилась на Нью-Йоркскую военно-морскую верфь, где она провела четыре месяца.

9 июля линкор под командованием капитана Катберта Коппингера (Cuthbert Coppinger) вышел из Нью-Йорка на испытания и отправился в канадский Галифакс для сопровождения срочного быстроходного конвоя. Ни один корабль конвоя не был потерян, и «Малайя» 28 июля прибыла в Росайт (Rosyth), Шотландия. Впоследствии линкор до лета 1943 г. сопровождал конвои из Великобритании на Мальту и в южноафриканский Кейптаун (Cape Town).

В конце 1943 г. «Малайю» вывели в резерв. С корабля сняли вспомогательные 6-дюймовые орудия, а его зенитное вооружение усилили. 15-17 мая 1944 г. линкор использовался в заливе Лох-Стривен (Loch Striven), Шотландия, в качестве мишени для неснаряженных прототипов прыгающих бомб «Хайболл» (Highball), одна из которых пробила дыру в борту корабля. «Малайю» вернули из резерва незадолго до высадки в Нормандии, в ходе которой она использовалась в качестве резервного линкора огневой поддержки десанта.

Корабль окончательно вывели из состава флота в конце 1944 г. и приспособили под плавучую казарму торпедного училища. 20 февраля 1948 г. линкор «Малайя» был продан на слом.

Источник: www.iwm.org.uk.

Источник информации о фото:

1. en.wikipedia.org

Категория: Прочее со Средиземного моря, Корабли Великобритании

Информация о фото

  • Время съемки: январь 1941

Оригинал

Поделиться:

Похожие фотографии


waralbum.ru

Малайя (линкор) — это… Что такое Малайя (линкор)?


Малайя (линкор)

HMS Malaya
История
Тип:линкор (дредноут)
Класс:Queen Elizabeth
Принадлежность:Великобритания
Постройка:
Заказан:1913
Заложен:20 октября 1913
Спущен на воду:18 марта 1915
Принят на вооружение:1 февраля 1916
Снят с вооружения:1944
Конец:Разобран на металл 1948
Основные характеристики
Водоизмещение:33020 т
Длина:197 м
Ширина:27,6м
Число труб:2
Число мачт:
Силовая установка:23000л.с.
Движитель:
Скорость:25 узлов
Команда:
Вооружение
Бронирование

HMS Malaya (ЕВК «Малайя») — британский линкор класса «Куин Элизабет». Назван в честь Федеративных Штатов Малайи, оплативших его создание. Принимал участие в обеих мировых войнах.

История создания

Конструкция

История службы

В Первую мировую войну линкор участвовал в Ютландском сражении, получив 8 попаданий, «Малайя», тем не менее отделалась лёгкими повреждениями.

Во Вторую мировую войну линкор использовался в основном для эскорта торговых караванов в Атлантическом океане и Средиземном море.

Общая оценка проекта

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Малайско-яванские языки
  • Малак Алмот

Смотреть что такое «Малайя (линкор)» в других словарях:

Книги

  • Сверхдредноуты Черчилля&171;Куин Элизабет&187;,&171;Вэлиант&187;и др. Через две Мировые войны, Михайлов Андрей Александрович. Эти суперлинкоры произвели переворот в военно-морском деле, сравнимый с&171;революцией`Дредноута`&187;. Эти СВЕРХДРЕДНОУТЫ прошли через обе Мировые войны. По приказу Первого лорда… Подробнее  Купить за 898 грн (только Украина)
  • Сверхдредноуты Черчилля «Куин Элизабет», «Вэлиант» и др. Через две Мировые войны, Михайлов, Андрей Александрович. Эти суперлинкоры произвели переворот в военно-морском деле, сравнимый с «революцией «Дредноута»». Эти СВЕРХДРЕДНОУТЫ прошли через обе Мировые войны. По приказу Первого лорда Адмиралтейства У.… Подробнее  Купить за 656 руб
  • Сверхдредноуты Черчилля «Куин Элизабет», «Вэлиант» и др. Через две мировые войны, Михайлов А.. Эти суперлинкоры произвели переворот в военно-морском деле, сравнимый с «революцией «Дредноута»». Эти СВЕРХДРЕДНОУТЫ прошли через обе Мировые войны. По приказу Первого лорда Адмиралтейства У.… Подробнее  Купить за 621 руб

dic.academic.ru

Трагическая судьба линкора «Бархэм» | Warspot.ru

Построенный в 1914 году «Бархэм» серьезно пострадал по время Ютландского сражения, а к началу Второй мировой войны уже считался устаревшим кораблем, бронирование и вооружение которого абсолютно не соответствовали новым требованиям. Последовавшие события подтвердили это, и 25 ноября 1941 года линкор принял свой последний бой…

Британский линейный корабль «Бархэм», названный в честь адмирала Чарльза Миддлтона, 1-го барона Бархэма (1726–1813), был четвертым кораблем типа Queen Elizabeth (в русскоязычных источниках этот тип линкоров известен как «Куин Элизабет» или «Королева Елизавета»). Всего же существовали пять линкоров этого типа (изначально планировалась постройка четырех кораблей, но правительство Малайи выразило желание оплатить постройку пятого корабля в качестве подарка метрополии):

Корабль

Верфь

Дата закладки

Дата спуска на воду

Дата вступления в строй

«Куин Элизабет»

ВМФ, Портсмут

27.10.1912

16.10.1912

19.01.1915

линкор «Уорспайт»

ВМФ, Девенпорт

31.10.1912

26.11.1913

19.03.1915

«Вэлиант»

«Фаерфилд», Глазго

31.01.1913

4.11.1914

19.02.1916

линкор «Бархэм»

«Джон Браун», Клайдбэнк

24.02.1913

31.10.1914

19.10.1915

«Малайя»

«Армстронг», Ньюкасл

20.10.1913

18.03.1915

19.02.1915

По первоначальному проекту линкоры должны были представлять собой несколько увеличенную версию заложенных в январе-мае 1912 года линейных кораблей Iron Duke (в русскоязычных источниках известны как «Айрон Дьюк»), но под влиянием возглавлявшего британское Адмиралтейство Уинстона Черчилля в проект были внесены существенные изменения. Именно эти изменения, казавшиеся поначалу авантюрными, в итоге повергли в смятение адмиралов и кораблестроителей всего мира: орудия нового скоростного линкора превратили первые дредноуты, не говоря уже о более ранних броненосцах, практически в беззащитные неподвижные мишени.

Тактико-технические характеристики

По своим габаритам новые линкоры незначительно отличались от предшественников типа «Айрон Дьюк»:

Тип линкора

«Айрон Дьюк»

«Куин Элизабет»

Водоизмещение, т

29 560

30 750

Длина, м

189,8

195

Ширина, м

27,4

27,6

Осадка, м

9

9

Основными отличиями линкоров этого типа от их предшественников стали артиллерия главного калибра и ходовая установка.

Линкор «Бархэм», 1915 год. Установка орудия в башню главного калибра «В»

Источник: http://forummarine.forumactif.com

Вооружение

Закладывая в 1905 году первый «battleship» под названием «Дредноут» (в русскоязычных источниках корабли этого класса называют «линейными кораблями» или «дредноутами»), ставший образцом для подражания для многих флотов мира, англичане посчитали вполне достаточным вооружить его 305-мм орудиями. Однако уже к 1910 году стало ясно, что 305-мм снаряд на дистанциях свыше 50 кабельтовых (9,2 км) не способен пробить броневой пояс кораблей противника, а следовательно, поразить их жизненно важные узлы (погреба боеприпасов, котельные и машинные отделения). Единственным выходом из ситуации было повышение огневой мощи орудий за счет увеличения калибра. Первыми по этому пути пошли англичане, принявшие на вооружение 343-мм орудия (корабли с подобным вооружением в русскоязычной терминологии фигурируют как «сверхдредноуты»). Первоначально четыре линкора типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить именно такими 343-мм орудиями. Однако появившаяся информация об испытаниях германской фирмой «Крупп» 350-мм орудий, которые якобы должны были поступить на вооружение новых линкоров типа «Кениг», заставила внести изменения в проект. Глава отдела вооружений Адмиралтейства контр-адмирал Мур при поддержке Уинстона Черчилля настоял на вооружении линкоров орудиями калибра 381 мм, в то время еще находившимися в стадии разработки.

Калибр, мм

305

343

381

Основные баллистические данные британских орудий главного калибра

Масса орудия без замка, т

66,7

76,2

98,7

Масса снаряда, кг

386

635

871

Масса заряда, кг

139

134

194

Бронепробиваемость снаряда при вылете из ствола, мм

426

439

457

Бронепробиваемость снаряда на дистанции 9400 м, мм

284

318

356

Линкоры типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить десятью 381-мм орудиями, но в итоге решили ограничиться восемью орудиями, которые расположили в двух носовых («А» и «В») и двух кормовых («X» и «Y») двухорудийных башнях. Начиная именно с кораблей этого типа подобное линейно-возвышенное расположение орудий главного калибра (башни «В» и «Х» вели огонь соответственно в нос и корму поверх башен «А» и «Y») стало стандартным для линкоров всего мира. Вооружение новых линейных кораблей недостаточно испытанными орудиями было довольно рискованным решением, но благодаря ему линкоры типа «Куин Элизабет» значительно превосходили предшественников по огневой мощи, что позволяет специалистам выделять подобные корабли в отдельную категорию (по русскоязычной терминологии – «сверхдредноуты второго поколения»).

Линкор «Бархэм». Фото сделано после 1936 года. Хорошо видны башни главного калибра «А», «В» и орудия правой 152-мм казематной носовой батареи

Источник: http://waralbum.ru/

В качестве противоминной артиллерии для линкоров выбрали шестнадцать 152-мм орудий. Выбор калибра с учетом последующего опыта двух мировых войн следует признать весьма удачным, чего нельзя сказать о расположении орудий, повторявшем проект «Айрон Дьюк». Двенадцать орудий размещались в носовой части на верхней палубе – по шесть в левой и правой казематных батареях, отделенных друг от друга переборкой толщиной в 50,8 мм, проходившей в диаметральной плоскости. Три передних 152-мм орудия каждой батареи имели сектор обстрела 1° от диаметральной плоскости к носу и 119° – к корме на борт, остальные – в секторе от 13° до 135° на борт. Орудия были отделены друг от друга переборками толщиной 38 мм, а доступ к ним обеспечивал проход, тянувшийся вдоль всей батареи. Главным недостатком подобных батарей было расположение передних орудий слишком близко к носу и ватерлинии, в результате чего при сильном волнении они захлестывались брызгами. Установка резиновых прокладок между орудийными щитами и бортом, а также стальных отражательных листов позади орудий несколько снизила остроту проблемы, но морская вода продолжала проникать в казематы. Неудачным оказалось и расположение на главной палубе четырех кормовых орудий. Фактически, ввиду затрудненности использования двух крайних кормовых орудий в открытом море, корабль изначально имел 90-градусную «мертвую зону» для ведения огня в кормовой части (в 1915–16 годах эти орудия демонтировали ввиду их полной бесполезности). Казематные батареи уже к 1912 году стали явным анахронизмом и на линкорах более поздних проектов были заменены на двух- или трехорудийные башни.

Линкоры типа «Куин Элизабет» получили довольно совершенную систему управления огнем. Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось двумя постами центральной наводки, оборудованными дальномерами с базой 4,57 метра, кроме того каждая башня имела свой дальномер и открытое визирное устройство горизонтальной наводки. В случае крайней необходимости огнем всей артиллерии главного калибра можно было управлять из башни «В». Для управления огнем 152-мм орудий также предполагалось оборудовать два поста, но фактически приборы были получены линкорами намного позже вступления в строй («Куин Элизабет» получил их в ноябре-декабре 1916 года, «Малайя» и «Вэлиант» – в апреле, а «Уорспайт» и «Бархэм» – в июле 1917 года).

Зенитное артиллерийское вооружение линкоров типа «Куин Элизабет» состояло из двух 76-мм зенитных орудий, расположенных на баке по обе стороны от дымовой трубы. Слабость зенитного вооружения линкора стала ясна еще в ходе Первой мировой войны, поэтому в 1916 году было принято решение о замене 76-мм зениток на 102-мм и установке двух дополнительных 102-мм орудий, однако реализовали его намного позднее (так, на линкоре «Бархэм» 76-мм орудия заменили на 102-мм между ноябрем 1924 года и январем 1925 года, а дополнительные 102-мм орудия установили только в октябре-ноябре 1925 года). Минно-торпедное вооружение линкоров состояло из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 533 мм.

В 1918 году на башнях главного калибра («В» и «X») всех кораблей типа «Куин Элизабет» установили взлетные площадки для самолетов. Теоретически каждый корабль должен был получить по одному разведчику и по одному истребителю, но на практике в общей сумме линкоры имели лишь 3 разведчика и 7 истребителей.

Линкор «Бархэм», апрель 1934 года. Видны взлетные площадки и самолет на башне «Х»

Источник: http://forummarine.forumactif.com

Силовая установка

Второй особенностью линейных кораблей типа «Куин Элизабет» была замена на них (впервые в истории строительства линкоров) котлов со смешанным угольно-нефтяным отоплением на нефтяные. Идея использования нефтяных котлов, обеспечивающих большую скорость и дальность хода, существовала относительно давно, но блокировалась интендантством и политиками, опасавшимися трудностей при снабжении кораблей нефтью, доставляемой с Ближнего Востока, вместо каменного угля из Англии, Уэльса и британских колоний. Окончательное решение об установке нефтяных котлов было принято в июне 1912 года (по легенде, при равенстве голосов окончательное решение было принято благодаря голосу председательствовавшего Черчилля, засчитанному за два голоса). Четырехвальная силовая установка новых линкоров состояла из четырех турбин, передававших вращение напрямую на гребные валы, а также двадцати четырех водотрубных котлов. В силу не до конца ясных причин корабли получали ходовое оборудование различных производителей, при этом фирма «Браун-Кертис» поставляла турбины с разной конструкцией сопел.

Корабль

Турбина

Котел

«Куин Элизабет»

«Парсонс»

«Бабкок-Уилкокс»

«Уорспайт»

«Парсонс»

«Ярроу»

«Вэлиант»

«Браун-Кертис»

«Бабкок-Уилкокс»

«Бархэм»

«Браун-Кертис»

«Ярроу»

«Малайя»

«Парсонс»

«Бабкок-Уилкокс»

Общая мощность силовых установок одного линкора составляла 75 000 л.с. (на «Вэлиант» – 71 112 л.с). Считается, что использование в составе силовой установки турбин «Браун-Кертис», аналогичных установленным на «Бархэм», а также котлов «Бабкок-Уилкокс» могло бы повысить ее мощность. Многие справочники говорят о максимальной скорости линейных кораблей этого типа в 25 узлов, но на практике максимальная скорость составляла лишь 23–24 узла (в качестве причины обычно называют обрастание днища). Максимальная дальность хода составляла 8600 миль на 12,5 узлах или 3900 миль на максимальной скорости. Использование силовой установки нового типа существенно улучшило ходовые характеристики корабля (для сравнения, максимальная скорость хода линкоров типа «Айрон Дьюк» составляла 21,3–21,6 узла, а максимальная дальность хода – 7780 миль при скорости в 10 узлов). Для энергоснабжения кораблей использовался постоянный ток напряжением 200 В, вырабатывавшийся двумя генераторами мощностью по 450 кВт, приводимых в действие нефтяными двигателями, а также двумя турбогенераторами мощностью по 200 кВт.

Линкор «Бархэм» в Скапа-Флоу. Фото сделано до 1918 года

Источник: http://tsushima.su/

Бронирование

Схема бронирования надводной части линейных кораблей типа «Куин Элизабет» на первый взгляд повторяла схему бронирования линкоров типа «Айрон Дьюк»:

Толщина брони, мм

«Айрон Дьюк»

«Куин Элизабет»

Пояс

102–305

102–330

Казематы

152

152

Траверзы

138–203

102–152

Барбеты

254

102–254

Башни

102–279

127–330

Палуба

25–64

25–76

Рубка

152–279

102–279

Однако при проектировании основного броневого пояса конструкторами было принято решение, неоднозначно оцениваемое специалистами. Основная, наиболее толстая часть броневого пояса, предназначенная для прикрытия машинных отделений и погребов боезапаса, тянулась от барбета башни главного калибра «А» до барбета башни «Y» и состояла из трех полос общей шириной около 4 метров. На «Айрон Дьюке» толщина бронеплит верхнего, среднего и нижнего поясов составляла соответственно 203, 305 и 229 мм. На «Куин Элизабет» пропорция между толщинами плит была пересмотрена в сторону увеличения до 330 мм толщины брони среднего пояса за счет уменьшения толщины брони верхнего пояса до 152 мм и нижнего пояса – до 203 мм. Большинство специалистов, соглашаясь с уменьшением толщины нижнего пояса, находившегося при боевой осадке ниже ватерлинии, изначально высказывали сомнения в целесообразности ослабления верхнего пояса.

Отказ от угольных ям, интегрированных на более ранних линкорах в противоминную защиту, заставил радикально пересмотреть защиту подводной части линкоров типа «Куин Элизабет». Первоначальный проект предусматривал установку противоторпедных сетей, но в июле 1912 года от них было решено отказаться из-за большой массы стрел для сетей (до 120 тонн), к тому же моряки считали, что противоминные сети являются слишком сложными в эксплуатации и уязвимыми для артиллерийского огня. В окончательном варианте защита состояла из двух продольных переборок толщиной 50,8 см, тянувшихся от носового до кормового торпедного отсека и от средней палубы до днища на удалении 1,8–2,4 метра от борта. Их оконечности замыкали поперечные переборки толщиной также в 50,8 см. Примененная на кораблях двухуровневая защита (снаряд попадал непосредственно в борт корабля, что, в лучшем случае, приводило к погашению взрыва противоминной продольной переборкой и затоплению части отсеков) существенно уступала уже существовавшей к тому времени трехуровневой системе, предусматривавшей наличие противоминных утолщений или булей (снаряд попадал в противоминное утолщение, и оно должно было полностью поглотить энергию взрыва, не допуская попадания забортной воды внутрь корабля).

Участие в Первой мировой войне

В начале Первой мировой войны линейный корабль «Бархэм» являлся флагманским кораблем 5-й эскадры линкоров, включавшей также однотипные «Уорспайт», «Вэлиант» и «Малайя». Эскадра приняла участие в Ютландском сражении, в котором попала под сосредоточенный огонь всего германского Флота открытого моря (отмечено попадание 17 снарядов калибра 280 и 305 мм). Наиболее пострадали шедшие головным «Бархэм» (попало шесть 280-мм снарядов, убито и ранено 63 человека, ремонт занял 33 дня) и замыкающим – «Малайя» (попало семь 305-мм снарядов, убито и ранено 96 человек, ремонт занял 24 дня). При оценке результативности огня 5-й эскадры историки обычно ссылаются на Ю. Корбетта («Операции английского флота в мировую войну»):

«Залпы ложились одновременно и очень кучно, и немцы не скрывают своего восхищения перед управлением огнем на «Бархэме». По их мнению, германские корабли избежали гибели только благодаря плохим качествам английских трубок (взрывателей)».

Однако по факту, получив 17 попаданий, английские линкоры ответили всего шестью. Оценить уровень повреждений только лишь от 381-мм снарядов довольно трудно. Точно известно лишь то, что в результате попаданий двадцати одного снаряда крупного калибра (в том числе пяти 381-мм снарядов) и одной торпеды германский линейный крейсер «Зайдлиц» принял 8500 тонн воды, но смог самостоятельно добраться до базы, а в результате шести попаданий (трех 305-мм, двух 343-мм и одного 381-мм снаряда) в линейный крейсер «Фон дер Танн» был затруднен накат орудий главного калибра в средних башнях и затоплено румпельное отделение, но, несмотря на принятые 600 тонн воды, корабль продолжил бой и в дальнейшем вернулся на базу. Анализ повреждений, полученных в Ютландском сражении, заставил англичан серьезно задуматься о системе бронирования линкоров типа «Куин Элизабет».

Зона попадания

К-во снарядов

Калибр попавших снарядов, мм

Корабль

Последствия попадания снаряда

Средняя полоса броневого пояса

2

280

«Бархэм»

Бронирование под действием снаряда (в месте его удара) было смещено со своего места и вдавлено внутрь на 19 см

305

«Малайя»

Бронирование не было пробито, но получило некоторое смещение внутрь корпуса

Верхняя полоса броневого пояса

3

280

«Бархэм»

Бронирование пробито, в результате внутреннего взрыва уничтожена радиорубка, убито 26 и ранено 37 членов команды

280

«Бархэм»

Пробито бронирование между верхней и главной палубами, взрыв внутри корабля вызвал пожар

280

«Бархэм»

Бронирование пробито, взрыв в помещении под полубаком

Нижняя полоса броневого пояса

2

305

«Малайя»

Образование пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн с затоплением водой бортовых отделений и с появлением значительного крена

Палуба

4

280

«Бархэм»

Пробито бронирование палубы полубака, взрыв внутри корабля

280

«Бархэм»

Пробито бронирование, взрыв между верхней и главной палубами

305

«Малайя»

Пробито бронирование, взрыв внутри 152-мм батареи правого борта, сильный пожар

305

«Малайя»

Пробито бронирование, взрыв внутри 152-мм батареи правого борта, сильный пожар

Башни

1

305

«Малайя»

Бронирование не пробито, но сорваны болты крыши башни «Х», которая вздрагивала при каждом последующем залпе

Прочие

1

305

«Малайя»

Попадание в лазарет уничтожило оборудование, медикаменты, убито несколько находившихся там раненых и больных

Усиленная средняя полоса броневого пояса и броневая защита башен главного калибра доказали свою способность выдерживать попадания 305-мм снарядов, основной же недостаток бронирования состоял в недостаточной толщине верхней и нижней полос броневого пояса и палубы. Недостаток бронирования палубы был особенно ясен в свете развития тогдашней авиации. Кроме этого, по опыту Первой мировой войны англичане пришли к выводу о неэффективности противоминной защиты существовавших британских линейных кораблей. Недостатки защиты надводной и подводной частей были опасны в равной степени, но британское Адмиралтейство решило сосредоточиться на противоминной защите:

«Если в будущем возникнет вероятность войны с первоклассной морской державой (а сейчас об этом нет и речи), можно будет вернуться к вопросу о защите палуб не только от нападения с воздуха, но и от навесного артиллерийского огня».

Но даже в части противоминной защиты Адмиралтейство ограничилось полумерами, аргументируя отказ от полной замены бронирования в пользу сооружения булей тем, что последнее мероприятие было существенно дешевле: 200 000 фунтов стерлингов против 350 000.

Линкор «Бархэм». Фото сделано в 20-х годах

Источник: http://tsushima.su/

Модернизации межвоенного периода

На линкорах типа «Куин Элизабет» работы осуществлялись поочередно в два этапа и растянулись на период с 1922 по 1941 год. Линкор «Бархэм», оказавшийся пятым кораблем в очереди, успел пройти только первый этап модернизации в период с января 1931 по январь 1934 года.

В ходе модернизации «Бархэм» оборудовали противоторпедными булями, разделенными по горизонтали на верхнюю (прикрывала броневой пояс) и нижнюю (простиралась от днища до нижней кромки броневого пояса) части. Между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой располагались продольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек. Внешний отсек и междудонное пространство предполагалось использовать как топливные цистерны и одновременно – как часть защитной системы. Теоретически противоминная защита каждого корабля должна была выдерживать взрыв торпедной боеголовки массой 335 кг. В зоне главных артиллерийских погребов, где топливные цистерны отсутствовали (что снижало эффективность подводной защиты), к бортам были пристроены водозащитные отсеки. Эти отсеки, оборудованные насосами, располагались у бортов, в междудонном пространстве, а также во внешней полости буля. В ходе модернизации средняя палуба над погребами была усилена 102-мм броней, а тыльная сторона каждого каземата 152-мм орудий – перекрыта переборкой из 38-мм листа, которая, как считали, обладала достаточной прочностью, чтобы задержать осколки тяжелых снарядов и бомб.

Линкор «Бархэм» в мальтийском порту Ла-Валетта. 1 сентября 1936 года

Источник: http://forummarine.forumactif.com

Стандартная модернизация артиллерийского вооружения британских линейных кораблей в межвоенный период предусматривала:

  1. Увеличение угла подъема орудий главного калибра, что позволяло увеличить дальность стрельбы;
  2. Замену противоминных орудий на универсальные орудия;
  3. Установку зенитных автоматов;
  4. Установку радаров.

Модернизация артиллерийского вооружения носила весьма ограниченный характер и свелась к:

  1. Замене в 1938 году четырех 102-мм зениток на четыре двухорудийные 102-мм установки;
  2. Установке трех восьмиствольных 40-мм зенитных автоматов (два установлены в 1936 году и один – в 1941 году) и четырех 12,7-мм пулеметов (по два в 1936 и 1941 годах).

Данные об установке на линкоре радаров отсутствуют. Модернизация британских линкоров, как правило, сопровождалась полным или частичным демонтажем торпедных аппаратов. Не стал исключением и «Бархэм», с которого в 1941 году были демонтированы носовые аппараты. Наибольшей модернизации подверглось авиационное вооружение корабля: в 1933–1936 годах на нем демонтировали взлетные платформы на башнях «В» и «Х», а вместо них установили катапульту типа «EI-Т», позволявшую осуществлять запуск гидросамолета «Фейри-IIIF» (в 1941 году катапульту приспособили для запуска гидросамолета «Суордфиш»).

В ходе модернизации стандартное водоизмещение корабля возросло до 31 350 тонн, а полное – до 35 970 тонн, что отрицательно сказалось на его скоростных характеристиках.Тем не менее, замена элементов силовой установки не проводилась, а полученная на ходовых испытаниях максимальная скорость в 22,3 узла также была объяснена плохим состоянием днища.

К началу Второй мировой войны линкор «Бархэм» являлся устаревшим кораблем, бронирование, противоминная защита и зенитное вооружение которого абсолютно не соответствовали новым требованиям, что и подтвердили последовавшие события.

28 декабря 1939 года «Бархэм», в первые месяцы войны привлекавшийся к сопровождению конвоев в Индийском и Атлантическом океанах, был атакован немецкой подводной лодкой U-30 к северу от Гебридских островов. Теоретически противоминная защита должна была свести к минимуму ущерб от попадания, но на практике попадание торпеды в левый борт на уровне носовых погребов боезапаса орудий главного калибра привело к образованию в буле пробоины длиной 9,75 м и шириной 5,2 м с последующим затоплением артиллерийских погребов и прилегающих отсеков. Крен корабля на левый борт, достигший 7°, удалось остановить и выпрямить только путем перекачки нефти (нечто подобное было проделано на однотипном линкоре «Малайя» в 1916 году). После трехмесячного ремонта в Ливерпуле линкор перевели в Средиземное море, где 27 мая 1941 года он был поврежден в результате воздушного налета немецких пикирующих бомбардировщиков. При этом самым опасным для корабля стало не прямое попадание 250-кг бомбы в башню главного калибра «Y», приведшее всего лишь к образованию отверстия диаметром 457 мм и потушенному через 20 минут пожару, а взрыв 250-кг бомбы в воде рядом с бортом. В результате взрыва в борте образовалась пробоина 6 на 4,9 метра, но возникший крен в 1,5° был оперативно компенсирован произведенной перекачкой нефти на другой борт. Работы по устранению повреждений заняли два месяца, после чего линкор вышел в свой последний поход.

Гибель линкора «Бархэм»

25 ноября 1941 года в 16 часов 25 минут (в англоязычных источниках упоминается время «4.25 p.m.», что иногда приводит к разночтениям) «Бархэм», следовавший в направлении Бенгази вместе с однотипными линкорами «Куин Элизабет» и «Вэлиант» в сопровождении восьми эсминцев, был атакован немецкой подводной лодкой U-331 у ливийского побережья в точке с координатами 32 градуса 34 минуты северной широты и 26 градусов 24 минуты восточной долготы. Немцы произвели залп из четырех торпед, три из которых попали в левый борт между дымовой трубой и башней «Y». После попаданий линкор быстро накренился и лег на борт, а в 16 часов 29 минут прогремел взрыв, буквально разрушивший корабль.

Линкор «Бархэм» накреняется. 25 ноября 1941 года

Источник: http://waralbum.ru/

Линкор «Бархэм» лег на борт. 25 ноября 1941 года

Источник: http://waralbum.ru/

Взрыв линкора «Бархэм». 25 ноября 1941 года

Источник: http://waralbum.ru/

Такой была гибель линкора. В результате взрыва погиб командир «Бархэма» капитан первого ранга Кук и 861 человек из команды. Причиной взрыва принято считать детонацию боеприпасов кормового погреба орудий главного калибра. По мнению комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Бархэма», детонация была вызвана пожаром в погребах боеприпасов 102-мм орудий. По мнению же спасшегося при взрыве вице-адмирала Придхэм-Уиппела к катастрофе привело попадание торпеды. И все же истинной первопричиной гибели «Бархэма», скорее всего, стало желание британского Адмиралтейства сэкономить 150 000 фунтов на модернизации противоторпедной защиты корабля.

warspot.ru

Малайя (линкор) Википедия

«Малайя»
HMS Malaya
Служба
Великобритания
Класс и тип судна линкор
Изготовитель Armstrong Whitworth
Строительство начато 20 октября 1913[1]
Спущен на воду 18 марта 1915[1]
Введён в эксплуатацию 1 февраля 1916[1]
Выведен из состава флота 1944
Статус Разобран на металл в 1948 году[1]
Основные характеристики
Водоизмещение 33 020 т
Длина 197 м
Ширина 27,6 м
Осадка 9,35 м (при стандартном водоизмещении)
10,35 м (при полном водоизмещении)
Двигатели 4 турбины Парсонса, 24 паровых котла Babcock & Wilcox[1]
Мощность 56 000 л. с.[1]
Скорость хода 25 узлов[1]
Дальность плавания 4500 миль на 10 узлах[1]
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 15″ (381-мм)/42 Mk I
14 × 6″ (152-мм)/45 Mk XII[1]
Зенитная артиллерия 2 × 3″ (76-мм)/20 cwt AA Mk I[1]
Минно-торпедное вооружение 4 533-мм подводных ТА[1]
 Изображения на Викискладе

HMS Malaya (Корабль Его Величества «Малайя») — британский линкор типа «Queen Elizabeth». Назван в честь федерированных малайских государств, оплативших его создание. Принимал участие в обеих мировых войнах.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
  • 3 История службы
  • 4 Общая оценка проекта
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История создания

Конструкция

История службы

В Первую мировую войну линкор участвовал в Ютландском сражении. Получив 8 попаданий, «Малайя», тем не менее, отделалась лёгкими повреждениями.

Во Вторую мировую войну линкор использовался в основном для эскорта торговых караванов в Атлантическом океане и Средиземном море.

Общая оценка проекта

См. также

  • Операция «Грог»

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Gray, Randal (ed). Conway’s All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921. — P. 33

Литература

  • Gray, Randal (ed). Conway’s All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921. — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
Дредноуты типа Куин Элизабет Королевского Флота Великобритании
  • HMS Queen Elizabeth
  • HMS Warspite
  • HMS Barham
  • HMS Valiant
  • HMS Malaya
Заказ отменён

HMS Agincourt

  • Предшествующая серия: Тип Айрон Дюк
  • Последующая серия: Тип Ривендж
Линкоры-дредноуты Королевского военно-морского флота Великобритании
Индивидуальные проекты
  • HMS Dreadnought
  • HMS Neptune
  • HMS Agincourt
  • HMS Erin
  • HMS Vanguard
Тип «Беллерофон»
  • HMS Bellerophon
  • HMS Superb
  • HMS Téméraire
Тип «Сент-Винсент»
  • HMS St Vincent
  • HMS Collingwood
  • HMS Vanguard (1909)
Тип «Колоссус»
  • HMS Colossus
  • HMS Hercules
Тип «Орион»
  • HMS Orion
  • HMS Monarch
  • HMS Conqueror
  • HMS Thunderer
Тип «Кинг Джордж V» (1911)
  • HMS King George V
  • HMS Centurion
  • HMS Audacious
  • HMS Ajax
Тип «Айрон Дюк»
  • HMS Iron Duke
  • HMS Marlborough
  • HMS Benbow
  • HMS Emperor of India
Тип «Канада»
  • HMS Canada
  • HMS India (перестроен на стапеле в авианосец)
Тип «Куин Элизабет»
  • HMS Queen Elizabeth
  • HMS Warspite
  • HMS Barham
  • HMS Valiant
  • HMS Malaya
  • HMS Agincourt (заказ отменён)
Тип «Ривендж» («Ройял Соверен»)
  • HMS Royal Oak
  • HMS Royal Sovereign
  • HMS Revenge
  • HMS Resolution
  • HMS Ramillies
Тип N3

планировались, но никогда не строились

Тип «Нельсон»
  • HMS Nelson
  • HMS Rodney
Тип «Кинг Джордж V» (1939)
  • HMS King George V
  • HMS Prince of Wales
  • HMS Duke of York
  • HMS Anson
  • HMS Howe
Тип «Темерер» или «Лайон»
  • Lion (не завершён)
  • Temeraire (не завершён)
  • Conqueror (планировался)
  • Thunderer (планировался)

wikiredia.ru

Малайя (линкор) Википедия

«Малайя»
HMS Malaya
Служба
Великобритания
Класс и тип судна линкор
Изготовитель Armstrong Whitworth
Строительство начато 20 октября 1913[1]
Спущен на воду 18 марта 1915[1]
Введён в эксплуатацию 1 февраля 1916[1]
Выведен из состава флота 1944
Статус Разобран на металл в 1948 году[1]
Основные характеристики
Водоизмещение 33 020 т
Длина 197 м
Ширина 27,6 м
Осадка 9,35 м (при стандартном водоизмещении)
10,35 м (при полном водоизмещении)
Двигатели 4 турбины Парсонса, 24 паровых котла Babcock & Wilcox[1]
Мощность 56 000 л. с.[1]
Скорость хода 25 узлов[1]
Дальность плавания 4500 миль на 10 узлах[1]
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 15″ (381-мм)/42 Mk I
14 × 6″ (152-мм)/45 Mk XII[1]
Зенитная артиллерия 2 × 3″ (76-мм)/20 cwt AA Mk I[1]
Минно-торпедное вооружение 4 533-мм подводных ТА[1]
 Изображения на Викискладе

HMS Malaya (Корабль Его Величества «Малайя») — британский линкор типа «Queen Elizabeth». Назван в честь федерированных малайских государств, оплативших его создание. Принимал участие в обеих мировых войнах.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
  • 3 История службы
  • 4 Общая оценка проекта
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История создания[ | ]

Конструкция[ | ]

История службы[ | ]

В Первую мировую войну линкор участвовал в Ютландском сражении. Получив 8 попаданий, «Малайя», тем не менее, отделалась лёгкими повреждениями.

Во Вторую мировую войну линкор использовался в основном для эскорта торговых караванов в Атлантическом океане и Средиземном море.

Общая оценка проекта[ | ]

См. также[

ru-wiki.ru

«Малайя».. Линейные корабли типа “Куин Элизабет”

Первоначальный план модернизации линкора «Малайя» предусматривал перестроить его так же, как и «Бархэм». Предполагалось установить дополнительную броню над артиллерийскими погребами, на башне установить катапульту для самолета, усилить зенитное вооружение.

В результате удачных опытов на линкорах «Эмперор ов Индиа» и «Мальборо» в 1933 г. решили построить дополнительную защитную палубу под машинным отделением, а катапульту на башне заменить поперечной в середине корабля и там же установить ангар для самолета.

Последнее решение сделало «Малайю» заметно отличающейся от «Бархэма». Хотя существенные различия этих кораблей были не так значительны, как их внешний вид. Модернизация линкора «Малайя» проходила с октября 1934 по декабрь 1936 г.

Броневая защита

Новая броня из нецементированной стали была положена на среднюю палубу над уже имевшимися 254-мм плитами. Стальные плиты, уложенные дополнительно после Ютландского боя, демонтировали. Над артиллерийскими погребами уложили плиты толщиной 102-мм, а над машинным отделением 63,5 мм. Погреба боезапаса 102-мм орудий на промежуточной палубе также защитили дополнительной броней.

В 1934 г. убедились, что усиление защиты машинного отделения не столь хорошо, как казалось вначале, так как оно увеличивало вес на 260 тонн. А ведь, кроме того, добавлялся вес нового зенитного вооружения и, особенно, брони над погребами. Все это ухудшало остойчивость корабля. Ожидалось, что осадка линкора будет на 14 см больше, чем у «Бархэма» и скорость хода соответственно меньше.

Броня над машинным отделением осталась, но ее вес был компенсирован: тяжелую бронированную боевую рубку заменили меньшей по размерам, сохранив ее нижнюю часть и бронированный купол. Эта модернизация сэкономила 220 тонн веса и почти уравняла те 240 тонн, которые весило зенитное вооружение. Кормовой пост управления торпедной стрельбой был демонтирован, кормовая надстройка увеличена на высоту одной палубы.

Вооружение

102-мм одноствольные зенитные орудия были заменены четырьмя новыми 102-мм спаренными на станках MK-XIX. Два прибора управления огнем МК-III обеспечивали управление при стрельбе по воздушным и надводным целям. Их поставили на фор-марсе и кормовой надстройке.

Зенитную артиллерию ближнего действия составляли две установки системы «Пом-пом» (одна на станоке MK-V, другая — на станоке МК- VI), расположенные на пристройках к самолетному ангару, на уровне дымовой трубы. Были поставлены четыре 12,7-мм пулемета на станках МК-II: два по сторонам боевой рубки (командирского поста), два — на крыше третьей («X») башни.

По сторонам компасной площадки установили приборы управления огнем для автоматов «Пом-пом», а приборы для 152-мм орудий, стоявшие на этой площадке, перенесли на пристройку к площадке поста управления огнем орудий главного калибра, расположенную в нижней части фор-марса.

В 1934 г. предложили на «Малайе» и «Уорспайте» установить надводные торпедные аппараты (8 533 мм). Но, поскольку это увеличивало вес корабля на 75 т и стоило 58000 фунтов стерлингов, предложение было отвергнуто.

Кормовые подводные торпедные аппараты на «Малайе» в 1931 г. были демонтированы, а в ходе модернизации сняты и носовые. 

Приспособления для самолета

Поперечная катапульта типа «Д-Н-Н» была установлена на палубе между дымовой трубой и грот-мачтой. По обе стороны от трубы поставили два ангара, каждый для одного самолета. У каждого ангара располагался кран с электромотором для подъема самолетов и катеров. Корабль мог взять и третий самолет, поместив его на катапульте. Емкости с самолетным горючим находились в носовой части корабля и в трюме.

Линейный корабль «Малайя». 1930-е гг.

Перестройка мостиков

Площадки и рубки мостиков перестраивались и расширялись.

Были сделаны следующие изменения: пост управления торпедной стрельбой заменен открытым постом противовоздушной обороны. Повышенная компасная площадка расширена и снабжена полукрышей: ее передняя часть оставалась открытой, чтобы обеспечить круговой обзор воздушного пространства.

Бывшую компасную площадку, переименованную в «верхний мостик», увеличили и защитили стальными листами. Адмиралтейский мостик переименовали в «нижний». Не считая небольших изменений, он остался прежним. Нижнюю прожекторную площадку расширили к корме до переднего края дымовой трубы, она образовала новую «сигнальную» палубу. Кроме флажного поста, на ней расположились 4 60-мм прожектора, 4 254-мм сигнальных прожектора и четыре сигнальных поста.

Площадки боевой рубки и носовая защитная палуба остались в основном без изменений. Разве что сигнальный пост перенесли на новую сигнальную палубу. Прежнюю боевую рубку заменили меньшей по размерам.

На корабле имелись три радиорубки. Основная находилась на главной палубе ниже кормовой надстройки, вторая — на той же падубе, под мостиком, резервная — на средней палубе у носовой башни орудий главного калибра.

Расположение антенн было следующим. Главная: 6 антенн (3 от передатчика, 3 от приемника) между фор-марсом и реем грот-марса. Вспомогательная антенна (для связи с эскадрой) на переднем крае мостика. Устройство типа «50» — антенны между передней и главной звездообразной площадками. Устройство типа «43» — антенны между кормовой надстройкой и реем главной антенны. Устройство типа»75″ (ближняя связь артиллерии): принимающая и передающая антенны (штыревые, гибкие) — между передним краем крыши фор-марса и главной «звездой». Средневолновое радиопеленгаторное устройство: антенна на грот-марсе, радиопеленгаторная рубка — на кормовой надстройке.

Тяжелые спасательные шлюпки и катера «Малайи» были заменены современными мотоботами и баркасами. Так как прежняя шлюпочная палуба была занята катапультой, их поставили на крышу ангаров.

Подъемную стрелу у грот-мачты демонтировали, так как для спуска на воду и подъема на борт судов стал использоваться самолетный кран. Малые гребные шлюпки разместили по сторонам от кормовой надстройки. Прежнюю прожекторную площадку разобрали. Поставили четыре 914-мм прожектора: два на новой площадке за дымовой трубой, два на повышенной площадке новой сигнальной палубы.

Перед тем как покинуть верфь, в ноябре 1936 г. «Малайя» вышла в море на ходовые испытания. При этом на корабле еще не было 12,7-мм пулеметов, приборов управления зенитным огнем и 102-мм орудий. Для испытаний с длительной перегрузкой силовой установки 4 ноября в 8 ч. 30 мин. линкор вышел из залива Коусэнд. Он имел водоизмещение 31650 т.

Линейный корабль «Малайя». 1937 г. (Наружный вид)

Испытания проходили на мерной миле в Полперро. Погода была хорошей, хотя и пасмурной, ветер северо-восточный 2 балла. Чтобы проверить лаги, сделали два пробега на скорости 15 узлов, а затем в течение 2 часов корабль шел полным ходом. Прохождения на мерной миле дали следующие результаты: скорость хода 23,4 узла при мощности машин 75000 л.с. В течение 40 минут скорость сбрасывалась, после чего были выполнены пробеги на скорости 20, 18, 12 и 9 узлов. Наконец в 18 часов корабль вернулся в залив Коусэнд.

Во время испытаний представилась возможность понаблюдать за результатами модернизации и были сделаны некоторые выводы. Под полукрышей повышенной компасной площадки возникал воздушный поток, создававший обратную тягу, но тогда на мостике еще не было иллюминаторов и парусиновой обшивки для защиты его передней грани.

Для защиты машинного отделения от осколков, во время пребывания линкора на верфи, под отверстиями вентиляционной шахты прикрепили стальные пластины толщиной 38 мм. Оказалось, что это нарушило поток воздуха и отрицательно влияло на всю вентиляционную систему. Пластины были расположены слишком близко к отверстиям, так что позже это приспособление изменили. Во время длительных испытаний на полном ходу вибрация была невелика. Больше всего она ощущалась в задней части главной палубы, где амплитуда колебаний достигала 1,27 см. Старший артиллерийский офицер настоял, чтобы оба 12,7-мм пулемета были установлены на второй («В») орудийной башне, а не на второй («В») и третьей («X»), как предполагалось вначале.

Ремонт в США (апрель-июль 1941 г.).

Пост противовоздушной обороны был заменен радарной рубкой с устройством типа «258». Верхний мостик расширили к корме и поставили там приборы наведения на цель для зенитной артиллерии. В задней части нижней площадки мостика установили две радарные рубки для приборов типа «282».

На площадке боевой рубки ближе к правому борту построили рубки для радара типа «284» и для радионавигационного прибора типа «FM- 2». На этой же площадке, но ближе к левому борту была поставлена рубка для радарного передатчика типа «281». Рубка для радиолокационной станции находилась на кормовой надстройке.

Радиопеленгаторная рубка на кормовой надстройке (ближе к правому борту) была переделана для радиолокационной станции типа «285».

Установили посты наблюдения за подводными лодками по сторонам площадки боевой рубки, изменили такелаж, а на спаренных 102-мм орудиях с внешней стороны установили щиты.

Линейный корабль «Бархэм». 1934 г. (Наружный вид)

Все эти изменения большей частью ограничились подготовительными работами, а радиолокационные станции и их антенны установили лишь по возвращении корабля а Великобританию.

В Англии (июнь 1941 г.) демонтировали 12,7-мм пулеметы. Установили 11 20-мм одиночных «Эрликонов». Сняли радиопеленгаторную антенну с грот-мачты. На передней оконечности компасной площадки поставили радиопеленгатор типа «FM-2» с фиксированной антенной. На грот-мачте установили принимающую антенну радиолокационной станции типа «281», а передающую — на фор-марс-стеньге.

Приборы управления зенитным огнем дополнили радиолокационными станциями типа «285». На бронированном колпаке поста управления огнем поставили радиолокационную антенну типа «284». Пост управления огнем автоматов «Пом-пом» получил радиолокационную станцию типа»282″.

В сентябре 1941 г. поставили дополнительно 4 20-мм одиночных «Эрликона».

В Розайте в период с октября по декабрь 1942 г. демонтировали самолетную катапульту, а ангары использовали для других целей. На месте катапульты по сторонам полубака поставили по одному спаренному 102-мм орудию на станке MK-XIX. На кормовой надстройке поставили дополнительно два восьмиствольных автомата системы «Пом-пом», из-за ограниченности места пришлось их ставить на консоли. Поставили 2 20-мм одиночных «Эрликона». На «звезде» грот- мачты устроили радиолокационную рубку с установкой типа «273». Приборы управления огнем автоматов «Пом-пом» с верхнего мостика перенесли выше.

В январе 1943 г. установили 2 20-мм «Эрликона» на вторую («В») башню.

В сентябре 1943 г. сняли всю броневую защиту 152-мм орудий. Орудийные порты защитили 50,8-мм листами нецементированной стали. Эту перестройку предприняли потому, что остойчивость корабля ухудшилась из-за неизбежных модернизаций военного времени. Освободившееся пространство использовали для размещения людей, т. к. команда линкора увеличилась. Демонтировали приборы управления огнем вспомогательной артиллерии и поставили еще 20 20-мм одиночных «Эрликона».

В марте 1944 г. дополнительно поставили 8 20-мм «Эрликонов». Радиолокационную станцию типа «281 » заменили типом «281-В», а типа «273» — типом «277-59».Установили передатчик противолокационных помех типа «650» (против поста управления ракетами).

В июле 1943 г. линейный корабль «Малайя» был выведен в резерв, чтобы освободить часть команды для выполнения более важных задач (многих перевели на линкор «Вэлиант»). «Малайя» стояла в 3-х месячной готовности. Ее вернули в строй перед высадкой союзников в Нормандии, но затем линкор оставался в резерве до конца войны.

В 1945 г. с корабля сняли большую часть вооружения. Так же, как и линкор «Рэмиллес», «Малайя» стала учебным кораблем под названием «Вернон-II».

Общее количество зенитных орудий в конце 1944 г. состояло из 12 102-мм (6×2), 32 2-фунтовых (4×8) и 45 20-мм (45×1).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Британский линкор «Малайя» в Средиземном море [2] — фото

Британский линкор «Малайя» (HMS Malaya), класс «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth-class) из состава Соединения Н (Force H) в Средиземном море.

Линкор «Малайя» построен на верфях компании «Сэр У.Дж. Армстронг-Уитворт энд Компани» (Sir W. G. Armstrong Whitworth and Company) в Хай-Уокере (High Walker), пригороде Ньюкасла-апон-Тайн, и спущен на воду в марте 1915 г. Корабль назван в честь Федерированных малайских государств (Federated Malay States) в Британской Малайе, на средства правительства которого велось строительство. «Малайя» служила в составе 5-й эскадры линкоров Гранд-Флита (5th Battle Squadron, Grand Fleet) под командованием контр-адмирала сэра Хью Эван-Томаса (Sir Hugh Evan-Thomas). Корабль принял участие в Ютландском сражении 31 мая 1916 г., где он получил восемь попаданий, сильные повреждения и понес большие потери в команде. В бою и от полученных в ходе него ран погибло 65 человек. Среди раненых был матрос 1-го класса Уилли Викарейдж (Willie Vicarage), вошедший в историю как один из первых прошедших пластическую операцию по реконструкции лица по методу сэра Гарольда Гиллиса (Sir Harold Delf Gillies). Среди кораблей, участвовавших в сражении, «Малайя» также выделялась тем, что несла красно-бело-черно-желтый флаг Федерированных малайских государств.

17 ноября 1922 г. на борту «Малайи» в изгнание из Стамбула на Мальту (и впоследствии в Сан-Ремо) отбыл Мехмед VI, последний султан Османской империи. В августе-сентябре 1938 г. линкор нес службу в порту Хайфа во время Арабского восстания 1936—1939 гг. в Палестине.

В отличие от своих систершипов «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth), «Уорспайт» (HMS Warspite, 03) и «Вэлиант» (HMS Valiant), «Малайя» не проходила перестройки для радикального «осовременивания» в межвоенные годы. Она и «Барэм» остались на уровне модернизаций 1924—1934 года.

В 1940 г. линкор служил на Средиземном море, участвуя в сопровождении конвоев и операциях против итальянского флота. В феврале 1941 г. «Малайя» участвовала в обстреле Генуи (Genova) в ходе операции «Грог» (Operation Grog). Однако из-за ошибки команды она выстрелила 15-дюймовым бронебойным снарядом по юго-восточному углу нефа Кафедрального собора Святого Лаврентия. Запал снаряда не сработал.

В марте 1941 г. участие «Малайи» в сопровождении конвоя в районе Кабо-Верде стало одной из причин, по которой немецкие линкоры «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) отказались от атаки на него.

20 марта 1941 г. в 23:23 «Малайя» была торпедирована немецкой подлодкой U-106. Подлодка атаковала из тени торгового судна двумя кормовыми торпедами, находясь с левой стороны конвоя SL 68, примерно в 250 милях к северо-западу от островов Кабо-Верде. Капитан-лейтенант Юрген Эстен (Jürgen Oesten) услышал звуки попаданий спустя 2 мин. 37 сек. и 3 мин. 35 сек. Одна торпеда попала в «Малайю», вторая — в нидерландский пароход «Меркерк» (Meerkerk). Торпеда попала в левый борт линкора, нанеся значительные повреждения. Из-за затопления ряда отсеков корабль накренился на 7 градусов, но он смог дойти до Тринидада. После временного ремонта «Малайя» отправилась на Нью-Йоркскую военно-морскую верфь, где она провела четыре месяца.

9 июля линкор под командованием капитана Катберта Коппингера (Cuthbert Coppinger) вышел из Нью-Йорка на испытания и отправился в канадский Галифакс для сопровождения срочного быстроходного конвоя. Ни один корабль конвоя не был потерян, и «Малайя» 28 июля прибыла в Росайт (Rosyth), Шотландия. Впоследствии линкор до лета 1943 г. сопровождал конвои из Великобритании на Мальту и в южноафриканский Кейптаун (Cape Town).

В конце 1943 г. «Малайю» вывели в резерв. С корабля сняли вспомогательные 6-дюймовые орудия, а его зенитное вооружение усилили. 15-17 мая 1944 г. линкор использовался в заливе Лох-Стривен (Loch Striven), Шотландия, в качестве мишени для неснаряженных прототипов прыгающих бомб «Хайболл» (Highball), одна из которых пробила дыру в борту корабля. «Малайю» вернули из резерва незадолго до высадки в Нормандии, в ходе которой она использовалась в качестве резервного линкора огневой поддержки десанта.

Корабль окончательно вывели из состава флота в конце 1944 г. и приспособили под плавучую казарму торпедного училища. 20 февраля 1948 г. линкор «Малайя» был продан на слом.

Источник: www.iwm.org.uk.

Источник информации о фото:

1. en.wikipedia.org

Категория: Прочее со Средиземного моря, Корабли Великобритании

Информация о фото

  • Время съемки: январь 1941

Оригинал

Поделиться:

Похожие фотографии


waralbum.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *