Летчики-испытатели СССР
Летчики-испытатели – герои нашего времени, самые смелые представители своей нации, обладающие лидерскими качествами, интеллектом, ответственностью, собранностью и хорошим здоровьем. Каждый полет может оказаться последним, и тем не менее они должны испытывать удовольствие от полета, это главное условие при приеме в ряды этих отважных ребят. Они садятся за штурвал своей машины, чтобы конструкторы смогли доработать или усовершенствовать летательный аппарат.
Легендарные летчики-испытатели
Бывший СССР просто переполнен героями. Некоторые остались неизвестными в истории страны, но только не летчики-испытатели. Имена этих бравых ребят сразу же узнавала политическая верхушка страны. Практически все из них получили звание героя СССР.
Один из таких людей, чье имя вошло в историю отечественного авиастроения, – Валерий Чкалов. Начинал Валерий Павлович как слесарь-сварщик на авиационном Заводе в Нижнем Новгороде. А уже в 1931 году испытывал новенькие самолеты-истребители И-15 и И-16.
За свои трюки в воздухе он даже получил срок и был осужден на год лишения свободы, который позже заменили на условный. Ведь «лихачество» Валерия было признано новыми фигурами пилотажа. В 1935-м Чкалова наградили орденом Ленина. Экипаж Чкалова первым совершил перелет из столицы на Дальний Восток. А через два года он пролетел через Северный полюс и приземлился в Ванкувере. После таких заслуг Сталин предложил Чкалову пост наркома НКВД, но Валерий Павлович отказался и продолжал летать. Летчики-испытатели, погибшие во время полета, вдвойне герои. В декабре 1938 года Валерий Чкалов совершил свой последний полет. Он погиб, тестируя новый истребитель И-180.
Военные летчики
Летчики-испытатели в период Второй мировой войны играли важную роль в военной авиации. Несмотря на жесткие условия войны, Советский Союз наращивал военную мощь. Конструкторские авиапредприятия выпускали новые усовершенствованные машины, которые требовали тестирования. Одним из таких героев военного неба был Сергей Николаевич Анохин. В 1931 году он окончил высшую планерную школу. А уже в 1933 установил рекорд в своей стране. На одном планере пробыл в небе практически 16 часов. До войны испытывал экспериментальные планеры.
В период войны проводил испытания самолетов, планеров. Первым тестировал истребитель-перехватчик с жидкостным ракетным двигателем. В мае 1945 года на испытаниях истребителя ЯК-3 произошла поломка самолета, пилот получил тяжелые ранения и потерял глаз, но летать не перестал. Проводил испытательные полеты на таких самолетах, как Як, Миг, Су. В 1959 году в десятке первых получил звание «Заслуженный летчик-испытатель». Последний свой полет совершил в возрасте 73 лет.
Награды летчиков-испытателей
До 1958 года летчики-испытатели не награждались всевозможными орденами за заслуги перед Родиной, многие уходили на пенсию, не имея ни единой медали. Многие получили звание «Герой СССР» только в 1957 году. А в 1958 году указом Президиума ВС было установлено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР» и «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Получить такое звание и соответствующий орден могли только летчики 1-го класса.
Всего в советский период этого звания были удостоены 419 летчиков-испытателей.
Послевоенный период
Развитие авиастроения в СССР стало первоочередной задачей в послевоенный период. Холодная война между СССР и США привела к гонке вооружений. Впереди было еще и освоение космоса.
Еще один выдающийся летчик-испытатель – Юрий Петрович Шеффер. С 1977 года был ведущим испытателем завода Туполева. Был в отряде ВКС Буран. Участвовал в испытаниях истребителей Су-25 и Миг-25.
Волк Игорь Петрович — герой СССР, Заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель. Тестировал отечественные самолеты всех типов с 1965 года. Выполнял фигуры высшего пилотажа, особое умение проявил, выполняя «кобру» и «штопор».
Виктор Васильевич Заболотский – советский летчик-испытатель, на летно-испытательной работе с 1975 года. За время работы освоил более 200 видов летательных аппаратов.
Современный период
После распада Союза и проигрыша в Холодной войне Россия как преемница СССР не стала сворачивать свои авиационные программы. И сегодня конструируются сверхскоростные самолеты, истребители, новейшие вертолеты, способные покорять небо.
Богдан Сергей Леонидович – Герой РФ и Заслуженный летчик РФ. Проводил тестирование истребителей Су и МиГ. С 2000 года летчик-испытатель в ОКБ имени П. О. Сухого.
Магомед Толбоев – с 1981 года летчик-испытатель, получил звание Герой РФ и Заслуженный летчик-испытатель РФ. Тестировал истребители Су и МиГ. Впервые поднял в воздух несколько типов сверхлегких самолетов.
Этот список можно продолжать долго, ведь многие люди нашей страны способны на подвиг, но профессия летчика-испытателя для избранных судьбой. В современный период проходят разработки и испытания новейших сверхзвуковых самолетов, бомбардировщиков, авиалайнеров, только благодаря этим отважным людям многие модели увидят мир.
fb.ru
Топ 10 советских летчиков-асов Второй Мировой Войны
Впервые слово летчик-ас, применено во время Первой Мировой Войны, к летчика сбившим 5 и более самолетов. В русский язык заимствовано из немецкого и долгое время писалось как асс.
Конечно советским асам далеко до Эриха Хартманна с его 352 победами, однако это не умаляет их победы, все они получены в бою с риском для жизни. 27 советских лётчиков-истребителей, удостоенных за боевые подвиги звания трижды и дважды Героя Советского Союза
В нашей авивационной семье, два поколения летчиков, старшие, летчики ветераны ВОВ и потому я испытываю особое уважительное отношение к летчикам-асам.
Давайте вспомним этих славных парней поименно, кто рискуя своей жизнью добывал победу.
1 Кожедуб Иван Никитович
Личные победы: 64
Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации.
2 Речкалов Григорий Андреевич
Личные победы: 61
Дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, генерал-лейтенант.
3 Покрышкин Александр Иванович
Личные победы: 59
Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации
4 Гулаев Николай Дмитриевич
Личные победы: 55
Дважды Герой Советского Союза. генерал-полковник авиации
Личные победы: 53
дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации
6 Ворожейкин Арсений Васильевич
Личные победы: 52
дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор, писатель.
7 Глинка Дмитрий Борисович
Личные победы: 50
дважды Герой Советского Союза. Маршал авиации, заслуженный военный лётчик СССР
8 Попков Виталий Иванович
Личные победы: 47
Удивительный человек, одна из побед была одержана, Виталием Ивановичем тараном. Сложно представить, каким мужеством необходимо обладать, для совершения тарана. Факты из биографии Виталия Ивановича Попкова легли в основу фильма Леонида Быкова В бой идут одни «старики».
Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
9 Колдунов Александр Иванович
Личные победы: 46
Дважды герой Советского Союза. Главный маршал авиации СССР.
10 Скоморохов Николай Михайлович
Личные победы: 46
Ддважды Герой Советского Союза. Маршал авиации.
dekatop.com
Летчики — Герои Советского Союза. Летчики
Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики — Герои Советского Союза — это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.
Как первые летчики-Герои получили свои звания?
Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики — Герои Советского Союза.
Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.
Первые Герои поименно
Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе «Челюскин» экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.
Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.
Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.
Также в этой операции принимали участие такие летчики — Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.
Война и великие летчики
Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, — это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ — Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.
В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.
Например, Маресьев — это известный герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.
Летчики-истребители — Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.
Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.
Развитие военной авиации СССР
Летчики — Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства «красных» пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.
Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с «Юнкерсами» или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.
За годы войны, по примерным подсчетам, асы ВВС СССР сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых «Юнкерсов». Поговорим про каждого из лучших отдельно.
Иван Кожедуб — легенда советской авиации
Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Сумской области Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и «свои». Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.
Такие летчики — трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 «Юнкерса». До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.
Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР
Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина — это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики — дважды Герои Советского Союза — это:
- Алексеенко Владимир Аврамович;
- Алелюхин Алексей Васильевич;
- Амет-Хан Султан;
- Андрианов Василий;
- Бегельдинов Талгат Якубекович;
- Беда Леонид Игнатьевич;
- Береговой Георгий Тимофеевич;
- Гулаев Николай Дмитриевич;
- Сергей Прокофьевич Денисов.
Герои Советского Союза — летчики-испытатели
Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается Валерий Чкалов.
Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.
Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.
Штурмовая авиация СССР времен ВОВ
Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).
Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).
Кто смог трижды получить звание Героя?
Александр Покрышкин и Иван Кожедуб — эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.
Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.
Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!
fb.ru
Герои лётчики
- Помни своих
- Герои и их подвиги
- Герои лётчики
- Герои России
- Герои Советского Союза — СССР
- Герои танкисты
- Дети герои
- Женщины герои
- Неизвестные герои
- Подвиги Афганской войны
- Подвиги в мирное время
- Подвиги в наши дни
- Подвиги Великой Отечественной
- Подвиги Чеченской войны
- Трудовые подвиги
- Великие люди России
- Космонавты
- Писатели
- Поэты
- Путешественники
- Спортсмены
- Ученые
- Интересные факты
- Достижения
- Кинохроника
- Как это было
- Интересно
Поиск
Помни своих героев- Помни своих
- Герои и их подвиги
- ВсеГерои лётчикиГерои РоссииГерои Советского Союза — СССРГерои танкистыДети героиЖенщины героиНеизвестные героиПодвиги Афганской войныПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТрудовые подвиги
Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59…
Герои и забытые подвиги Первой мировой войны
Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без…
«Звёздочка» — операция по спасению детей во время войны 1941-1945. …
- ВсеГерои лётчикиГерои РоссииГерои Советского Союза — СССРГерои танкистыДети героиЖенщины героиНеизвестные героиПодвиги Афганской войныПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТрудовые подвиги
- Великие люди России
- ВсеКосмонавтыПисателиПоэтыПутешественникиСпортсменыУченые
Краткая биография Петра 1
Лариса Семеновна Латынина – великая гимнастка СССР, самая титулованная спортсменка в…
Космонавт Алексей Леонов — первый человек в космосе. Биография и интересные…
Мосин Сергей Иванович, выдающийся конструктор оружия. Биография и интересные факты из…
- ВсеКосмонавтыПисателиПоэтыПутешественникиСпортсменыУченые
- Интересные факты
5 интересных фактов из жизни Петра 1
Интересные факты про Мамаев курган и памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде….
5 интересных фактов из жизни Пушкина
Юрий Алексеевич Гагарин — 5 интересных фактов из жизни
От чего умер Сталин? Малоизвестные факты.
- Достижения
«Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова
Первая подводная лодка в России. Потаённое судно Никонова.
- Кинохроника
Фильмы про спецназ. 10 интересных фильмов
Космонавт №0
«Легендарный снайпер» — документальный фильм о снайпере Василие Зайцеве
Хатынская трагедия. Палачи Хатыни
Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами».
- Как это было
Первый полёт в космос 12 апреля 1961 год. Интересные факты
Подвиг 9 роты в Афганистане. Бой у высоты 3234 седьмого января…
Правда о Хатыни. История трагедии 22 марта 1943 года.
Секреты полёта 18 марта 1965 года. Полёта, когда Алексей Леонов совершил…
Подвиг 6 роты ВДВ — бой у высоты 776. История предательства….
- Интересно
pomnisvoih.ru
Великая Отечественная война: лучшие летчики — герои Советского Союза » Photolium
Мы помним наших героев! 70-летию Великой Победы посвящается 13 военных фото! Инфографика: лучшие советские летчики-асы Великой Отечественной войны (1941-1945). Перед вероломным нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских летчиков, как это не странно, в качестве серьезных и опасных противников. В Люфтваффе (германские военно-воздушные силы) было принято считать, что неприятности немецким асам может создать только лишь советская противовоздушная оборона. Впрочем, вскоре после агрессии, гитлеровским фашистам пришлось кардинально поменять свое отношение к советским отважным летчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты, что естественно, доселе не встречали нигде в Европе. Смотрите на инфографике, предоставленной АиФ.ru, кто же из советских летчиков-героев сбил больше всего немецких самолетов. А также уникальное видео «Герои неба» – высококлассная серия роликов к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, снятых по заказу Российского военно-исторического общества.
Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.
В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.
После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.
Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.
Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».
Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого летчика не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолеты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрек: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде».
Григорий Андреевич Речкалов
Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне поселок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учебы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу летчиков и впоследствии с успехом ее закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.
Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком. Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу летчиков. Наблюдая за легким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, – язвенной болезнью. Однако, как и другой летчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.
photolium.net
Категория:Лётчики СССР — Википедия (с комментариями)
Поделись знанием:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
См. также Лётчики России.
Подкатегории
В этой категории отображается 4 подкатегорий из имеющихся 4.
Страницы в категории «Лётчики СССР»
Показано 98 страниц из 98, находящихся в данной категории.
Б
- Бабанов, Иван Дмитриевич
- Бабушкин, Михаил Сергеевич
- Баленко, Николай Филиппович
- Барабаш, Евгений Петрович
- Баринов, Николай Михайлович
- Башко, Иосиф Станиславович
- Беленко, Виктор Иванович
- Бенкунский, Георгий Станиславович
- Бербеко, Александр Тихонович
- Благин, Николай Павлович
- Болдырев, Владимир Иванович (лётчик)
- Бочаров, Владимир Михайлович
- Буланов, Владимир Петрович
- Быковец, Леонид Александрович
К
- Кальвиц, Отто Артурович
- Каминский, Георгий Изявич
- Кашин, Иван Андреевич
- Кириллин, Алексей Юрьевич
- Ковзан, Борис Иванович
- Кожин, Игорь Сергеевич
- Копышев, Евгений Иванович
- Корнуков, Анатолий Михайлович
- Корф, Семён Яковлевич
- Кривенков, Леонтий Александрович
- Крикалёв, Сергей Константинович
- Кудрявцев, Анатолий Александрович
- Кузнецов, Гарольд Дмитриевич
М
- Майданов, Николай Саинович
- Макаренко, Алексей Иосифович
- Макаров, Михаил Афанасьевич
- Мамедбекова, Лейла Алескер кызы
- Мамистов, Михаил Владимирович
- Мартемьянов, Владимир Давыдович
- Михеев, Иван Васильевич
- Молчанов, Валерий Михайлович
- Мотлохов, Яков Петрович
- Мухин, Валентин Григорьевич
П
- Перов, Виктор Михайлович
- Петруша, Вячеслав Станиславович
- Пивенштейн, Борис Абрамович
- Пономаренко, Алексей Никифорович
- Пороховщиков, Александр Александрович (конструктор)
- Портнов, Юрий Алексеевич
- Поспелов, Павел Прохорович
- Преман, Эдгард Юганович
- Прибылов, Николай Анисимович
- Пугачёв, Виктор Георгиевич
wiki-org.ru
Заслуженный лётчик-испытатель СССР Википедия
Нагрудный знак «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»Заслуженный лётчик-испытатель СССР — почётное звание, присваиваемое лётчикам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу советской авиации.
Звание присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР. Лицам, удостоенным звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца, носимый на правой стороне груди, над орденами СССР (при их наличии).
Лишение почётного звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» могло быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР (по представлению суда, Министра обороны СССР или Министра авиационной промышленности СССР).
Из предыстории звания
В 1957 году впервые большая группа лётчиков-испытателей авиапромышленности (17 человек, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957) и Военно-Воздушных Сил (12 человек, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957) была удостоена звания Героев Советского Союза. На приёме в Кремле при вручении Золотых Звёзд в ноябре 1957 года награждёнными был поднят вопрос о том, что большинство испытателей, отработав на этой опасной работе не один десяток лет, уходит на пенсию, не имея ни одной награды за свою работу. В ответ руководством страны было предложено подготовить предложения для устранения этого недостатка. Вскоре в Правительство на рассмотрение был представлен проект об учреждении почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель» и «Заслуженный штурман-испытатель», который получил поддержку руководства страны.
Тогда же был объявлен конкурс на лучший эскиз нагрудного знака к этим званиям. В конкурсе победил лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Аркадий Павлович Богородский. На разработанной им эмблеме знака был изображён самолёт Ла-250, испытания которого он проводил в то время[1].
Уже летом 1958 года все вопросы о новых званиях были окончательны согласованы и вскоре в печати появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР:
Указ об учреждении звания
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1958 года «Об установлении почётных званий „Заслуженный лётчик-испытатель СССР“ и „Заслуженный штурман-испытатель СССР“»:[2]
- Установить почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
- Почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области испытаний и исследований новой авиационной техники.
- Утвердить Положение о почётных званиях «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» и описания нагрудных знаков «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
Положение о почётных званиях «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР»:
- Почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.
- Присвоение почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» производится по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР.
- Лицам, удостоенным звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» или «Заслуженный штурман-испытатель СССР», вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца.
- Нагрудные знаки «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» носятся на правой стороне груди и при наличии у лиц, удостоенных указанных почётных званий, орденов СССР размещаются над ними.
- Лишение звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» или «Заслуженный штурман-испытатель СССР» может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР. С представлением о лишении указанных званий могут войти в Президиум Верховного Совета СССР суд или соответственно Министр авиационной промышленности СССР или Министр обороны СССР.
Описание знака
Описание нагрудного знака «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (в редакции указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1960 года):[3]
Знак «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» представляет собой посеребрённый многоугольник шириной 27 мм, высотой 23 мм с выпуклой окантовкой. В левом верхнем углу расположена выпуклая надпись «Заслуженный лётчик-испытатель», в правом нижнем углу — лавровая ветвь. В центре знака внизу расположены выпуклые буквы «СССР». На основе знака слева вверх по диагонали укреплено позолоченное изображение реактивного самолёта.
Знак посредством кольца и звена соединяется с посеребрённой колодкой, имеющей по бокам выемку. Вдоль основания колодки идут прорези. Внутренняя часть колодки покрыта голубой муаровой лентой. Колодка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.
Первые кавалеры
Первый Указ о присвоении почётного звания состоялся 17 февраля 1959 года. Звание тогда получили 10 лётчиков-испытателей авиапромышленности[1]:
- Анохин, Сергей Николаевич (ЛИИ)
- Галицкий, Борис Карпович (авиазавод № 23)
- Галлай, Марк Лазаревич (ОКБ В. М. Мясищева)
- Коккинаки, Владимир Константинович (ОКБ С. В. Ильюшина)
- Кочетков, Андрей Григорьевич (ОКБ С. А. Лавочкина)
- Нюхтиков, Михаил Александрович (ОКБ А. Н. Туполева)
- Опадчий, Фёдор Фёдорович (ОКБ В. М. Мясищева)
- Рыбко, Николай Степанович (ОКБ А. Н. Туполева)
- Седов, Григорий Александрович (ОКБ «МиГ»)
- Шиянов, Георгий Михайлович (ЛИИ).
Через три месяца, 27 мая 1959 года, заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали трое лётчиков военной приёмки[1]:
Ещё через четыре месяца, 7 октября 1959 года, почётные звания получили 6 лётчиков и 3 штурмана из ГК НИИ ВВС[1]. Среди них была одна женщина — лётчик-испытатель Нина Ивановна Русакова. Она стала единственной женщиной, удостоенной этого звания.
Последующие присвоения
По негласному правилу, звания присваивались только действующим испытателям. Однако уже в первом Указе было допущено отступление от этого правила — звание получил Николай Степанович Рыбко, уже пять лет не летавший вследствие увечий, полученных в автомобильной аварии. Однако его вклад в советскую авиацию был так велик, что ни у кого не возникло никаких сомнений в правомочности данного награждения.
Примечательно, что Указы о присвоении званий не публиковались в печати. Но были и исключения. Был опубликован Указ от 20 сентября 1960 года, а также все Указы о награждении военных испытателей с 7 октября 1959 года по 14 августа 1975 года включительно. Начиная с 1976 года, все Указы о присвоении званий (и военным, и гражданским испытателям) не публиковались.
Последний Указ о присвоении звания вышел за неделю до распада Советского Союза — 18 декабря 1991 года[1]. В нём были фамилии 16 лётчиков:
- Архипенко, Владимир Васильевич
- Баскаков, Виталий Данилович
- Ваняшин, Владимир Григорьевич
- Воробьёв, Феликс Михайлович
- Ивченко, Юрий Григорьевич
- Котович, Владислав Николаевич
- Кочетков, Павел Фёдорович
- Мазурин, Александр Ефимович
- Максименков, Владимир Борисович
- Провалов, Геннадий Вадимович
- Пугачёв, Виктор Георгиевич
- Ревунов, Евгений Георгиевич
- Родионов, Олег Александрович
- Садкин, Николай Ефимович
- Свиридов, Василий Игнатьевич
- Тарасов, Юрий Александрович
Всего заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали 419 человек[1] (из них: 274 — испытатели авиапромышленности, а 145 — военные испытатели).
Среди заслуженных лётчиков-испытателей СССР: 3 дважды Героя Советского Союза, 97 Героев Советского Союза, 23 Героя Российской Федерации, 2 Героя Украины и один Национальный Герой Казахстана[1].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.
- ↑ Ведомости Верховного Совета СССР, 1958 г., № 20, ст. 319
- ↑ Ведомости Верховного Совета СССР, 1960 г., № 36, ст. 337
Литература
- Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.
Ссылки
См. также
wikiredia.ru