Советские лётчики в Испании | Красные соколы нашей Родины

Помимо укрепления своих границ, наше государство продолжало отстаивать принципы интернационализма и поддержки национально-освободительного движения в мире. Во второй половине 1930-х гг. СССР неоднократно оказывал военную помощь дружественным странам перед лицом военной агрессии со стороны Германии и Японии, подписавших в ноябре 1936 г. «Антикоминтерновский пакт» (в 1937 г. к нему присоединилась фашистская Италия).

Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 г. на парламентских выборах победил Народный фронт, взявший курс на демократические реформы в стране. При открытой поддержке Германии, Италии и Португалии оппозиционные силы (в первую очередь консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с генералами Ф.Франко и Э.Мола) активно выступили против республиканского правительства, начав в Испании гражданскую войну. Для организации военной помощи франкистам (националистам) был налажен «воздушный мост», по которому шла переброска войск, вооружения и военной техники.

В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела. В Испанию стала поступать советская военная техника (по линии ВВС — самолеты и комплектующее оборудование), а также был командирован летно-технический состав.

Первые советские пилоты прибыли на испанскую землю в середине сентября 1936 года. В первую группу бомбардировщиков СБ (командир — полковник А.Е. Златоцветов) входили: 30 самолетов, 15 летчиков, 15 штурманов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по вооружению, 1 укладчик парашютов и 31 рабочий-сборщик с завода №22. Ожидалось также прибытие еще 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов. Первая группа истребителей И-15 (40 машин) прибыла в Испанию 28 октября 1936 года. Вскоре ее усилили истребители И-16 тип 5 (31 самолет).

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 г. действие запрета было снято).

Командир группы истребителей П.И.Пумпур

В конце октября — начале ноября 1936 г. бомбардировочная авиация республиканцев (с участием советских пилотов) атаковала вражеские аэродромы. 3 ноября группа истребителей И-15 (11 самолетов, командир — П.Пумпур) была задействована в интересах ПВО испанской столицы г. Мадрид, — которая с начала октября неоднократно подвергалась воздушным налетам авиации франкистов и их союзников.

В период 4-12 ноября нашим летчикам в воздушных боях удалось сбить 8 вражеских самолетов, потеряв 5 своих (2 — в авиакатастрофе). На стороне франкистов в боевых действиях участвовали немецкие летчики из вновь сформированного «Легиона Кондор» и итальянские военные пилоты.

Несмотря на все попытки, войскам генерала Франко не удалось овладеть Мадридом. При этом авиация националистов продолжала бомбить жилые кварталы испанской столицы. Активные действия истребительной авиации республиканцев вынудили противника с 26 ноября перейти к ночным бомбардировкам города.

Малочисленная зенитная артиллерия республиканцев в основном решала задачи по прикрытию наиболее важных военных объектов, включая аэродромы, промышленные предприятия, выпускающие вооружение и военную технику, крупные транспортные узлы и т.д. В помощь испанским зенитчикам из СССР прибыла группа специалистов ПВО, оказавшая существенную помощь в организации обороны от воздушного нападения и борьбы с неприятельской авиацией.

Генерал-майор М.П. Ботин (послевоенное фото)

Во второй половине декабря 1936 г. зенитная батарея, прикрывавшая военный аэродром (г. Альбасета) и приведенная в сжатые сроки в боевую готовность советскими военспецами (руководитель — лейтенант М.П.Ботин), успешно отразила воздушный налет противника. Позднее, с организацией поставок техники из СССР началось формирование зенитных батарей для ПВО важнейших центров и объектов Испанской республики (в первую очередь, г. Мадрид) и группировки войск Центрального фронта. До марта 1937 г. в Испанию было доставлено 243 орудия (в т. ч. часть зенитных)

. Первая партия зенитной техники поступила в конце января того же года. В Альбасете был сформирован центр по подготовке кадров для зенитной артиллерии республиканской армии.

Общее его руководство было возложено на полковника Я.А.Тыкина (старшего советника по ПВО республиканской Испании) и на его помощника по ЗА — Ю.Г.Богдашевского. Пять вновь сформированных зенитных батарей позднее убыли в распоряжение командующего Центрального фронта, шестая (отдельная, командир — М.В.Антоненко) — в г. Мадрид. Для организации ПВО испанской столицы была создана специальная зенитная артиллерийская группа (начальник — лейтенант М.П.Ботин). В ее состав входили: немецкая (командир — И.В.Желтяков), французская (командир — Е.П.Елкин), чехословацкая (командир И.А.Семенов), а также 2 испанские (руководители: И.Д.Макаров и К.Н.Букликов) батареи.

Зенитная артиллерия Центрального фронта была объединена в руках старшего советника по ПВО фронта полковника Н.Н.Нагорного (будущего начальника штаба Войск ПВО территории страны).

Юридический статус советских специалистов-зенитчиков по согласованию с высшим военным руководством республиканской Испании устанавливался на первом этапе продолжительностью до шести месяцев — в качестве командиров подразделений, а затем в качестве советников при командирах, назначаемых из числа офицеров-зенитчиков республиканской армии.

Личный состав зенитных батарей был интернациональным, включая даже русских эмигрантов, добровольно воевавших на стороне республиканской Испании. К февралю 1937 г. было завершено обучение и слаживание боевых расчетов; зенитные батареи убыли к местам своих дислокаций.

В сражении на р. Хараме (6-28 февраля 1937 г.) зенитная артиллерия республиканских войск продемонстрировала свои боевые возможности. 17 февраля при попытке воздушного налета на резерв республиканских войск неприятельская авиация подверглась интенсивному обстрелу с земли, два «юнкерса» были сбиты. Через день огнем зенитной батареи республиканцев (Южный фронт) на высоте 2000 метров уничтожен гидросамолет противника

.

И-15 на аэродроме Ла-Сенера

12 февраля произошел крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовало с обеих сторон от 37 до 54 самолетов. По советским данным противник потерял 7 своих истребителей. Последующие дни ознаменовались ожесточенным противоборством в воздухе. 18 февраля в воздушных боях над Мадридом потери составили 7 неприятельских боевых машин.

Всего за период сражения франкистская авиация лишилась более 30 своих самолетов (республиканская — до 6 аппаратов). Воздушные победы одержали советские летчики: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А.Тарасов, Д.Лесников, Н.Виноградов, К.Дубков, Н. Никитин, И.Лакеев, П.Кузнецов, А.Минаев и др.

В ходе Гвадалахарского сражения (8-23 марта 1937 г.) из-за значительного количества «нелетных» дней боевая работа авиации носила лишь эпизодический характер. К началу боевых действий соотношение воздушных сил противоборствующих сторон составляло 80 самолетов республиканцев (Центральный фронт) против 62 франкистов (в основном итальянской конструкции). Республиканская авиация в ходе сражения преимущественно работала по наземным войскам противника. Для дневных ударов привлекались ночные штурмовики ССС (Р-5ССС), а с 18 марта -прибывшие на Центральный фронт Р-Зеты (P-Z). В течение 12 марта на гвадалахарском направлении было совершено 142 самолето-вылета, в ходе которых было сброшено 492 бомбы и выпущено 200 тыс. пуль.

16 марта состоялся крупный воздушный бой, в котором участвовали 17 И-15 и 41 самолет противника. Потери франкистов и их союзников составили 3 «Фиата» и 1 Ju-86. С нашей стороны — один И-15 (лейтенант Г.Реутов). Второй крупный воздушный бой состоялся 20 марта. Противник потерял 1 бомбардировщик и 3 истребителя против одного И-15 республиканской авиации.

В ходе сражения авиации Центрального фронта удалось завоевать оперативное господство в воздухе.

В апреле 1937 г. сильные бои разгорелись под Мадридом и Теруэлем (провинция Арагона).

На Мадридском участке Центрального фронта республиканские войска в первой половине месяца предприняли попытку овладеть пригородом испанской столицы — парком Каса-де-Кампо, который франкисты превратили в хорошо укрепленный район (10-11 тыс. человек, 150 пулеметов, около 40 орудий). Республиканской авиации были поставлены задачи по бомбардировке неприятельских позиций и поддержке наступавших войск.

В первый день наступления (9 апреля) было выполнено 56 боевых вылетов, в ходе которых на вражеский укрепрайон сброшено 368 бомб. В последующие дни налеты продолжились, обеспечив воздушную часть проводимой операции.

16 апреля началась Теруэльская операция на Северном фронте. В ходе нее республиканские ВВС совершили более 650 самолето-вылетов с бомбардировочными целями.

В конце апреля произошла замена военных советников в руководстве республиканских ВВС. Должность командующего истребительной авиагруппы Центрального фронта, вместо комбрига П.И.Пумпура (убывшего в СССР), занял полковник Н.Федосеев (погиб в авиакатастрофе 16 мая 1937 г.). На Северный фронт (в качестве советника командующего ВВС) прибыл полковник Ф.К.Арженухин, будущий начальник штаба ВВС РККА (1939-1940 гг.).

В сражении под Брунете (6-25 июля 1937 г.) республиканцы задействовали 133 самолетов. 1-ю истребительную эскадрилью И-15 возглавлял И.Т.Еременко, командирами эскадрилий И-16 были: А.Минаев (позднее — В.Веревка, Б.Смирнов), Г.Плещенко и И.Лакеев.

Скоростные бомбрадировщики на аэродроме в Испании

Руководство отряда отдельной скоростной бомбардировочной советской эскадрильи осуществлял полковник А.С.Сенаторов.

Противник располагал значительными воздушными силами — 318 самолетов (преимущественно новых конструкций), что позволило ему вскоре захватить господство в воздухе на операционном направлении.

В ходе Брунетской операции республиканские ВВС выполнили 2993 боевых вылета. Потери противника составили 42 самолета.

С целью сохранения Северного фронта командование республиканских войск в августе — сентябре 1937 г. провело Сарагосскую (Арагонскую) наступательную операцию. Группировка республиканских ВВС насчитывала 123 самолета (23 СБ, 40 Р-Зет, 10 Р-5ССС и 50 истребителей).

26 августа эскадрилья старшего лейтенанта А.К.Серова в районе Вильямайора перехватила неприятельскую авиагруппу, сбив 3 вражеских самолета. Через день состоялся крупный воздушный бой, в котором с обеих сторон участвовало 48 самолетов. Потери противника составили 4 «Фиата».

Следующий крупный воздушный бой произошел 1 сентября. По отечественным данным, было сбито 11 «Фиатов» и 4 «Хейнкеля». Потери республиканцев -3 истребителя И-15.

До окончания операции (6 сентября) действия авиации носили преимущественно бомбардировочный характер.

В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной советским летчиком капитаном Е.Н.Степановым был совершен один из первых в мировой практике ночных воздушных таранов. Звено истребителей И-15 (капитан Е.Н.Степанов и лейтенант И.А.Финн) в районе города атаковало 3 итальянских бомбардировщика «Савойя-Маркетти» S.M.81. Увидев, что, несмотря на попадания, неприятельские самолеты продолжают приближаться к границам города, Степанов направил свой истребитель на ближайший из них. После удара в хвостовое оперение бомбардировщик резко пошел вниз и разбился со всем экипажем (6 чел.) в пригороде Барселоны. За этот подвиг отважный советский летчик был награжден орденом Красного Знамени. Звания Героя Советского Союза он удостоился в период вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол (Монгольская Народная Республика) в августе 1938 года.

Большая часть республиканских ВВС была задействована в сражении за Теруэль (15 декабря 1937 г. — 22 февраля 1938 г.). Однако первоначальный успех не получил закрепления, и республиканское командование было вынуждено 22 февраля оставить этот стратегически важный пункт в провинции Арагон.

Советские летчики-добровольцы продолжали участвовать в боевых действиях вплоть до середины октября 1938 года. С их последующим убытием на родину в Испании продолжали оставаться военные советники.

По данным испанского историка Р. Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли.

А.К. СеровА.С. СенаторовЕ.Н. Степанов

По данным российской стороны, наши потери составили 93 человека летно-технического состава и авиационных советников. 35 советских летчиков-добровольцев и военных советников ВВС, принимавших участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя Советского Союза: комбриги П.И.Пумпур, Я.В.Смушкевич; полковник Б.А.Туржанский; майор Э.Г.Шахт; капитаны И.Т.Еременко, С.Ф.Тархов; старшие лейтенанты В.М.Бочаров, С.И.Грицевец, А.И.Гусев, С.П.Денисов, И.И.Душкин, И.И.Евсевьев, К.И.Колесников, И.И.Копец, П.Т.Коробков, А.С.Осипенко, Г.М.Прокофьев, И.И.Проскуров, П.В.Рычагов, А.С.Сенаторов, А.К.Серов, П.Ф.Шевцов, В.И.Шевченко; лейтенанты Н.Ф.Баланов, Н.С.Герасимов, К.И.Ковтун, И.А.Лакеев, А.Г.Романов, И.А.Хованский, С.А.Черных, Н.И.Шмельков; младший командир П.П.Десницкий; В.С.Горанов, П.А.Джибелли, В.С.Хользунов.

А.И. ГусевИ.А. ЛакеевВ.И. Шевченко

 

Полковник Я.А. ТыкинЮ.Г. БогдашевскийФ.К. Арженухин

В общей сложности Советский Союз передал республиканской Испании 648 самолетов различных типов (И-15, И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Опыт применения авиации и противовоздушной обороны в Испании был позднее тщательно изучен командованием РККА. 10 марта 1937 г. наркомом обороны СССР К.Е. Ворошиловым утвержден «План использования в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании».

Этот документ предполагал оперативное внесение существенных изменений в тактику воздушного боя, стрельбу и наблюдение за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других важных вопросов.

П.В. РычаговЯ.В. СмушкевичА.С. Осипенко

К началу 1938 г. организационно-методические указания наркома обороны и его заместителя по ВВС были внесены в качестве дополнений в «Наставление по оперативному применению ВВС РККА», а также в существующие приказы. Соответствующие программы и инструкции издавались и рассылались по войсковым частям. Создавалась специальная тренировочная аппаратура, пересматривались методы подготовки летчиков. В этих же целях проводились опытные учения в авиационных частях, специальные сборы в округах, флотах. Позднее новые положения теории применения авиации нашли отражение в проекте Полевого устава РККА (ПУ-39), вышедших в 1940 г. боевых уставах бомбардировочной и истребительной авиации (БУБА-40, БУИ-40) и других нормативных документах.

Эффективные действия истребительной авиации и зенитной артиллерии республиканцев в сочетании с невысоким качеством бомбометания мятежников приводили к тому, что важнейшие административно-политические центры, такие как Мадрид, а также имеющие стратегическое значение транспортные узлы, продолжали эффективно функционировать на всем протяжении войны, несмотря на систематические массированные авиаудары. К тому же война показала большую «живучесть» и относительную легкость восстановления многих производственных и транспортных объектов. В связи с этим в рядах командного состава РККА установилось мнение о нецелесообразности использования бомбардировочной авиации для решения глубоких самостоятельных задач. Отмечалось, что бомбардировщики могут эффективно действовать только при условии их поддержки истребителями. Следовательно, радиус действия последних вынуждал бомбардировочную авиацию решать лишь фронтовые задачи. К тому же, отмечая возросшую силу современной наземной обороны, советское военное руководство посчитало необходимым сосредоточивать всю авиацию над полем боя для непосредственной поддержки пехотных войск, иметь авиацию в качестве «маневренного мощного артиллерийского резерва», как это было в Испании.

Исходя из этого крупные авиационные соединения — авиационные армии особого назначения (АОН), едва сформированные в конце 1936 г. в составе тяжелой бомбардировочной авиации, предназначенной для решения самостоятельных оперативно-стратегических задач, в 1938 г. были разукрупнены. Вместо них были созданы полки по родам авиации, сведенные затем в авиационные бригады. В целом произошло «распыление» ВВС по армиям и военным округам, что существенно затрудняло их массированное применение.

В Испании был приобретен заметный опыт и в вопросах организации противовоздушной обороны. Вопреки господствовавшему мнению, выявилось, что даже одна отдельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее нашло отражение в боевых действиях на Хараме (февраль — март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.). В годы Великой Отечественной войны зенитно-артиллерийские батареи (взводы) использовались самостоятельно и довольно успешно прикрывали пункты управления, переправы, различные объекты и т. п. В то же время мелкокалиберная зенитная артиллерия требовала массированного применения, так как ее дробление не приводило к поражению хорошо защищенных современных по тому времени самолетов.

Стало очевидно, что для достижения наибольшей результативности в борьбе с авиацией противника необходимо сочетать зенитный огонь всех калибров, за счет чего достигалось поражение самолетов на максимально широком диапазоне высот.

Значительно возросла роль ПВО в операциях наземных войск, что подтвердило разгром итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Авиация республиканцев в значительной мере повлияла на исход сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации командным составом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям.

Группа лётчиков, слева-направо: П.И. Пумпур, С.П. Денисов, Н.Ф. Баланов, А.В. Ляпидевский

В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 года. В дальнейшем приобретенный опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

В целом война в Испании показала, что зенитная артиллерия представляла собой серьезную угрозу для авиации.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.

Примечания:

www.airaces.ru

Советские асы в Испании | Красные соколы нашей Родины

Советский истребитель И-15 — участник боёв в небе Испании

ряду значимых исторических событий XX века особое место занимает национально-освободительная война испанского народа 1936 — 1939 годов против фашистских мятежников и иностранных интервентов, ставшая испытательным полигоном перед воздушными битвами Второй Мировой войны. В испанском небе противниками советских пилотов были как итальянские лётчики-истребители, так и будущие немецкие «эксперты».

Уже с сентября 1936 года на Перинейский полуостров начали прибывать первые добровольцы из СССР — вначале лётчики, а затем танкисты, артиллеристы, инженеры, техники, моряки и другие военные специалисты. Наши воины покрыли себя неувядаемой славой. Более 3000 человек в период с осени 1936 по 12 марта 1939 года сражались в Испании, в том числе 772 авиатора. Многие из них были отмечены высокими правительственными наградами, 59 интернационалистам (в том числе 36 авиаторам) было присвоено звание Героя Советского Союза, некоторые были удостоены этого звания посмертно. Большинство выживших авиаторов стали впоследствии генералами — 22 из 28 человек. В свою очередь, 7 из них, то есть каждый третий, были репрессированы в ближайшие годы.

Советские лётчики начали свою боевую деятельность в небе столицы Испании — Мадрида и добились блестящих успехов. Однако победа в воздухе доставалась дорогой ценой. Из 160 наших пилотов-добровольцев, участвовавших в обороне Мадрида, с конца октября 1936 года по начало января 1937 года погибло 26 человек, многие были ранены. С краткой сводкой действий советских асов в Испании можно ознакомиться здесь.

32 месяца продолжалась война в Испании. Вместе с лучшими сынами испанского трудового народа в этих боях погибли и 157 советских добровольцев. Каждый шестой из прибывших в Испанию советских лётчиков не вернулся на Родину…

Нижеприведённый список советских лётчиков-асов, имеющих победы во время гражданской войны в Испании не претендует на полноту, работа над ним продолжается…

www.airaces.ru

Как советские летчики в Испании отучили немецких летать по ночам

В длинном списке того, что удалось первыми в мире сделать русским авиаторам, это событие стоит особняком. Не потому, что оно было настолько уникальным — скорее потому, что о нем долго не говорили вслух: участие советских военных в гражданской войне в Испании 1936-1939 годов по ряду причин было формально засекречено. А именно в испанском небе советский летчик Михаил Якушин 26 июля 1937 года впервые в мире совершил ночную атаку бомбардировщика — и добился успеха, уничтожив немецкий «Ю-52»

Гражданская война в Испании, помимо того, что ей довелось быть своего рода полигоном политического противостояния различных социальных систем, в том числе коммунизма и фашизма, стала еще и колоссальным испытательным полигоном для новых образцов техники. Свои танки и самолеты, корабли и артиллерийские системы на испанскую землю поставляли разные страны, но больше всего — Советский Союз, поддерживавший республиканское правительство, с одной стороны, а с другой — Германия и Италия, поддерживавшие мятежников каудильо Франсиско Франко.

СССР передал Испании 648 самолетов, в основном И-15 и И-16, а также бомбардировщики СБ, 347 легких танков, в основном Т-26, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий и 340 минометов. Вместе с техникой в страну прибывали и военные специалисты — и чаще всего они сами же на ней и воевали. Советские военспецы официально именовались добровольцами — и многие из них действительно по собственному желанию отправлялись на Пиренейский полуостров, чтобы помочь братскому народу Испании. Среди знаменитых впоследствии участников гражданской войны были представители многих военных специальностей из Советского Союза. Были танкисты — например, Герой Советского Союза капитан Поль Арман и его подчиненный лейтенант Семен Осадчий, совершивший 29 октября 1936 года под Мадридом первый в мире танковый таран. Были моряки — например, будущий адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, легендарный главком советского флота на протяжении всей Великой Отечественной войны и «автор» Дня Военно-морского флота. Были разведчики — такие, как «дедушка русского спецназа» капитан Илья Старинов и «полковник Ксанти», он же Хаджи Мамсуров, ставший прототипом одного из героев романа «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя.

И конечно же, были летчики. По данным испанских историков, в общей сложности 772 пилота из СССР воевали на стороне республиканского правительства, и свыше 90 из них погибли. 35 советских военных авиаспециалиста по итогам войны в Испании получили звания Героев Советского Союза. Был среди них и старший лейтенант Анатолий Серов — один из самых знаменитых советских летчиков предвоенной поры. А вместе с ним в одной эскадрилье служил и Михаил Якушин, которому суждено было стать первым в мире летчиком-истребителем, уничтожившим вражеский бомбардировщик в ночном воздушном бою.

Биплан И-15

В Испанию лейтенант Михаил Якушин прибыл кружным путем из Баку, где служил в 119-й авиаэскадрилье 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа. На испанской земле он оказался 31 мая 1937 года и покинул ее только 15 ноября. Как вспоминали позднее сослуживцы Якушина по испанской военной авиации, он сам вызвался летать на биплане И-15 — машине, которая заслужила у испанцев прозвище «чато», то есть курносый, и была известна как не самая скоростная, зато очень маневренная и надежная.

Для ночных полетов, которые стали главным средством борьбы с одиночными франкистскими бомбардировщиками, наносившими серьезный ущерб своими налетами по ночам на позиции республиканцев, отвели отдельную площадку неподалеку от основного аэродрома эскадрильи. А чтобы обеспечить достаточное освещение ее во время посадки, которая была гораздо опаснее взлета, использовали прожектор и фары трех машин, поставленных вдоль посадочной полосы. Именно с этой площадки в ночь на 26 июля 1937 года и взлетели на своих «чато» Михаил Якушин и его ведущий Анатолий Серов.

Вот как описал тот легендарный день их сослуживец Борис Смирнов в своей книге воспоминаний «Небо моей молодости»: «Надевая парашют, Анатолий Серов уточняет последние детали предстоящего полета.

— Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.

И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними — бомбардировщик легко ускользнет и скроется.

Снова включаются фары; вблизи свет их кажется сильным, но, стоит отойти немного в сторону, видно, что они освещают лишь небольшой участок. Короткие лучи упираются в густую темь, как в стену. А если отойти еще дальше — светлое пятно на аэродроме наверняка кажется совсем бледным. Но как ни в чем не бывало Анатолий поспешно направляется к истребителю.

Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом — Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.

Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2

aeslib.ru

Как советские лётчики в Испании отучили немецких летать по ночам


29.07.2018 | История и археология0408

26 июля 1937 года доброволец Михаил Якушин впервые в истории авиации сбил вражеский самолет в ночном воздушном бою

В длинном списке того, что удалось первыми в мире сделать русским авиаторам, это событие стоит особняком. Не потому, что оно было настолько уникальным — скорее потому, что о нем долго не говорили вслух: участие советских военных в гражданской войне в Испании 1936-1939 годов по ряду причин было формально засекречено. А именно в испанском небе советский летчик Михаил Якушин 26 июля 1937 года впервые в мире совершил ночную атаку бомбардировщика — и добился успеха, уничтожив немецкий «Ю-52»

Гражданская война в Испании, помимо того, что ей довелось быть своего рода полигоном политического противостояния различных социальных систем, в том числе коммунизма и фашизма, стала еще и колоссальным испытательным полигоном для новых образцов техники. Свои танки и самолеты, корабли и артиллерийские системы на испанскую землю поставляли разные страны, но больше всего — Советский Союз, поддерживавший республиканское правительство, с одной стороны, а с другой — Германия и Италия, поддерживавшие мятежников каудильо Франсиско Франко.

СССР передал Испании 648 самолетов, в основном И-15 и И-16, а также бомбардировщики СБ, 347 легких танков, в основном Т-26, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий и 340 минометов. Вместе с техникой в страну прибывали и военные специалисты — и чаще всего они сами же на ней и воевали. Советские военспецы официально именовались добровольцами — и многие из них действительно по собственному желанию отправлялись на Пиренейский полуостров, чтобы помочь братскому народу Испании. Среди знаменитых впоследствии участников гражданской войны были представители многих военных специальностей из Советского Союза. Были танкисты — например, Герой Советского Союза капитан Поль Арман и его подчиненный лейтенант Семен Осадчий, совершивший 29 октября 1936 года под Мадридом первый в мире танковый таран. Были моряки — например, будущий адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, легендарный главком советского флота на протяжении всей Великой Отечественной войны и «автор» Дня Военно-морского флота. Были разведчики — такие, как «дедушка русского спецназа» капитан Илья Старинов и «полковник Ксанти», он же Хаджи Мамсуров, ставший прототипом одного из героев романа «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя.

И конечно же, были летчики. По данным испанских историков, в общей сложности 772 пилота из СССР воевали на стороне республиканского правительства, и свыше 90 из них погибли. 35 советских военных авиаспециалиста по итогам войны в Испании получили звания Героев Советского Союза. Был среди них и старший лейтенант Анатолий Серов — один из самых знаменитых советских летчиков предвоенной поры. А вместе с ним в одной эскадрилье служил и Михаил Якушин, которому суждено было стать первым в мире летчиком-истребителем, уничтожившим вражеский бомбардировщик в ночном воздушном бою.

Биплан И-15. Фото: airpages.ru

В Испанию лейтенант Михаил Якушин прибыл кружным путем из Баку, где служил в 119-й авиаэскадрилье 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа. На испанской земле он оказался 31 мая 1937 года и покинул ее только 15 ноября. Как вспоминали позднее сослуживцы Якушина по испанской военной авиации, он сам вызвался летать на биплане И-15 — машине, которая заслужила у испанцев прозвище «чато», то есть курносый, и была известна как не самая скоростная, зато очень маневренная и надежная.

Для ночных полетов, которые стали главным средством борьбы с одиночными франкистскими бомбардировщиками, наносившими серьезный ущерб своими налетами по ночам на позиции республиканцев, отвели отдельную площадку неподалеку от основного аэродрома эскадрильи. А чтобы обеспечить достаточное освещение ее во время посадки, которая была гораздо опаснее взлета, использовали прожектор и фары трех машин, поставленных вдоль посадочной полосы. Именно с этой площадки в ночь на 26 июля 1937 года и взлетели на своих «чато» Михаил Якушин и его ведущий Анатолий Серов.

Вот как описал тот легендарный день их сослуживец Борис Смирнов в своей книге воспоминаний «Небо моей молодости»: «Надевая парашют, Анатолий (Серов. — РП) уточняет последние детали предстоящего полета.

— Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.

И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними — бомбардировщик легко ускользнет и скроется.

Снова включаются фары; вблизи свет их кажется сильным, но, стоит отойти немного в сторону, видно, что они освещают лишь небольшой участок. Короткие лучи упираются в густую темь, как в стену. А если отойти еще дальше — светлое пятно на аэродроме наверняка кажется совсем бледным. Но как ни в чем не бывало Анатолий поспешно направляется к истребителю.

Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом — Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.

Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.

Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:

— Немец!

Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.

Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук — знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.

— Горит! Горит! — восторженно кричат летчики.

Кто горит — ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб. <…> Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Анатолий отмахивается:

— Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.

Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. <…> Почин сделан. И какой почин — доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях! Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации».

Сам же Михаил Якушин так описывал тот скоротечный воздушный бой в своих воспоминаниях «В первой битве с фашизмом», вошедших в сборник мемуаров «Под знаменем Испанской республики»: «Через десять минут я увидел на встречном курсе бомбардировщик противника. Теперь-то он не уйдет. Я знал причину неудачи первого боя и не намерен ее повторять. Пропустив бомбардировщик, я развернулся на 180° и пошел на сближение сзади почти на одной высоте с правой стороны… Пристроившись почти вплотную и уравняв скорости, я прицелился и открыл огонь. С правой стороны фюзеляжа сразу же вспыхнуло пламя. Почти одновременно со мной открыл огонь по моему самолету стрелок, но было уже поздно: загоревшийся бомбардировщик начал падать. Я следил за его падением, пока он не ударился о землю…».

О том, насколько точным были его выстрелы, Михаил Якушин — или, как его называли ради конспирации, Родриго Матеа (позднее псевдоним сменили на Карлос Кастехон) — узнал на следующий день. Из донесений республиканских пехотинцев, в расположении которых рухнул сбитый «Юнкерс», стало известно, что все пятеро членов его экипажа были военнослужащими Люфтваффе. Из них четверо — фельдфебель Георг Юбельхак унтер-офицеры Фриц Берндт, Вальтер Брютцманн Август Гейер — погибли вместе со сбитым самолетом, и только один — лейтенант Лео Фальк — успел выпрыгнуть с парашютом и попал в плен.

За успех, которого Михаил Якушин добился в первом ночном воздушном бою в истории советской авиации, правительство республиканской Испании наградило его золотыми часами с надписью «За боевой подвиг». А советское правительство в свою очередь наградило летчика его первым орденом Боевого Красного Знамени — это случилось через пять дней, 31 июля 1937 года. А 22 октября, за полмесяца до конца его командировки в Испанию, лейтенант Якушин успел заслужить еще один орден Боевого Красного Знамени. Таким образом советское командование отметило его высочайшие летные достижения: за полгода летчик, совершивший более 120 боевых вылетов и принявший участие в 25 воздушных боях, уничтожил шесть неприятельских самолетов лично и еще два — в группе, став одним из самых результативных асов республиканской авиации. Такого же результата добился и его ведущий Анатолий Серов, который свою первую ночную победу — и тоже над бомбардировщиком «Ю-52» — одержал на следующую ночь, 27 июля.

После возвращения из Испании на долю Михаила Якушина выпало еще четыре войны. В июне 1938 года он — и снова на И-15 — отправился на помощь китайским летчикам, воевавшим с японцами. Затем — Зимняя война 1939-40 годов, которая принесла майору Якушину третий орден Боевого Красного Знамени, а после нее — Великая Отечественная. Летчик начал ее начальником Восточного сектора ПВО Москвы, а закончил командиром 215-й истребительной авиадивизии, особенно прославившейся в Восточной Пруссии и получившей почетное название «Танненбергская». Наконец, в 1950 году в числе других советских военспецов полковник Якушин вернулся в Юго-Восточную Азию, став участником Корейской войны в должности советника китайских военных летчиков. После возвращения из Кореи Якушин получил звание генерал-майора авиации, а незадолго до отставки стал генерал-лейтенантом.

Сергей Антонов

На фото: Михаил Якушин. Фото: soviet-aces-1936-53.ru

Источник: rusplt.ru



Похожие материалы

Грэм Хэнкок «Маги Богов» [Видео]

Как жил простой советский инженер

Учёные реконструировали внешность средневековых воинов из шотландского склепа


russkievesti.ru

Как советские летчики в Испании отучили немецких летать по ночам

Как советские летчики в Испании отучили немецких летать по ночам

Гражданская война в Испании, помимо того, что ей довелось быть своего рода полигоном политического противостояния различных социальных систем, в том числе коммунизма и фашизма, стала еще и колоссальным испытательным полигоном для новых образцов техники. Свои танки и самолеты, корабли и артиллерийские системы на испанскую землю поставляли разные страны, но больше всего — Советский Союз, поддерживавший республиканское правительство, с одной стороны, а с другой — Германия и Италия, поддерживавшие мятежников каудильо Франсиско Франко.

СССР передал Испании 648 самолетов, в основном И-15 и И-16, а также бомбардировщики СБ, 347 легких танков, в основном Т-26, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий и 340 минометов. Вместе с техникой в страну прибывали и военные специалисты — и чаще всего они сами же на ней и воевали. Советские военспецы официально именовались добровольцами — и многие из них действительно по собственному желанию отправлялись на Пиренейский полуостров, чтобы помочь братскому народу Испании. Среди знаменитых впоследствии участников гражданской войны были представители многих военных специальностей из Советского Союза. Были танкисты — например, Герой Советского Союза капитан Поль Арман и его подчиненный лейтенант Семен Осадчий, совершивший 29 октября 1936 года под Мадридом первый в мире танковый таран. Были моряки — например, будущий адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, легендарный главком советского флота на протяжении всей Великой Отечественной войны и «автор» Дня Военно-морского флота. Были разведчики — такие, как «дедушка русского спецназа» капитан Илья Старинов и «полковник Ксанти», он же Хаджи Мамсуров, ставший прототипом одного из героев романа «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя.

И конечно же, были летчики. По данным испанских историков, в общей сложности 772 пилота из СССР воевали на стороне республиканского правительства, и свыше 90 из них погибли. 35 советских военных авиаспециалиста по итогам войны в Испании получили звания Героев Советского Союза. Был среди них и старший лейтенант Анатолий Серов — один из самых знаменитых советских летчиков предвоенной поры. А вместе с ним в одной эскадрилье служил и Михаил Якушин, которому суждено было стать первым в мире летчиком-истребителем, уничтожившим вражеский бомбардировщик в ночном воздушном бою.

Биплан И-15. Фото: airpages.ru

В Испанию лейтенант Михаил Якушин прибыл кружным путем из Баку, где служил в 119-й авиаэскадрилье 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа. На испанской земле он оказался 31 мая 1937 года и покинул ее только 15 ноября. Как вспоминали позднее сослуживцы Якушина по испанской военной авиации, он сам вызвался летать на биплане И-15 — машине, которая заслужила у испанцев прозвище «чато», то есть курносый, и была известна как не самая скоростная, зато очень маневренная и надежная.

Для ночных полетов, которые стали главным средством борьбы с одиночными франкистскими бомбардировщиками, наносившими серьезный ущерб своими налетами по ночам на позиции республиканцев, отвели отдельную площадку неподалеку от основного аэродрома эскадрильи. А чтобы обеспечить достаточное освещение ее во время посадки, которая была гораздо опаснее взлета, использовали прожектор и фары трех машин, поставленных вдоль посадочной полосы. Именно с этой площадки в ночь на 26 июля 1937 года и взлетели на своих «чато» Михаил Якушин и его ведущий Анатолий Серов.

Вот как описал тот легендарный день их сослуживец Борис Смирнов в своей книге воспоминаний «Небо моей молодости»: «Надевая парашют, Анатолий (Серов. — РП) уточняет последние детали предстоящего полета.

— Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.

И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними — бомбардировщик легко ускользнет и скроется.

Снова включаются фары; вблизи свет их кажется сильным, но, стоит отойти немного в сторону, видно, что они освещают лишь небольшой участок. Короткие лучи упираются в густую темь, как в стену. А если отойти еще дальше — светлое пятно на аэродроме наверняка кажется совсем бледным. Но как ни в чем не бывало Анатолий поспешно направляется к истребителю.

Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом — Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.

Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.

Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:

— Немец!

Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.

Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук — знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.

— Горит! Горит! — восторженно кричат летчики.

Кто горит — ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб. <…> Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Анатолий отмахивается:

— Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.

Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. <…> Почин сделан. И какой почин — доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях! Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации».

Сам же Михаил Якушин так описывал тот скоротечный воздушный бой в своих воспоминаниях «В первой битве с фашизмом», вошедших в сборник мемуаров «Под знаменем Испанской республики»: «Через десять минут я увидел на встречном курсе бомбардировщик противника. Теперь-то он не уйдет. Я знал причину неудачи первого боя и не намерен ее повторять. Пропустив бомбардировщик, я развернулся на 180° и пошел на сближение сзади почти на одной высоте с правой стороны… Пристроившись почти вплотную и уравняв скорости, я прицелился и открыл огонь. С правой стороны фюзеляжа сразу же вспыхнуло пламя. Почти одновременно со мной открыл огонь по моему самолету стрелок, но было уже поздно: загоревшийся бомбардировщик начал падать. Я следил за его падением, пока он не ударился о землю…».

О том, насколько точным были его выстрелы, Михаил Якушин — или, как его называли ради конспирации, Родриго Матеа (позднее псевдоним сменили на Карлос Кастехон) — узнал на следующий день. Из донесений республиканских пехотинцев, в расположении которых рухнул сбитый «Юнкерс», стало известно, что все пятеро членов его экипажа были военнослужащими Люфтваффе. Из них четверо — фельдфебель Георг Юбельхак унтер-офицеры Фриц Берндт, Вальтер Брютцманн Август Гейер — погибли вместе со сбитым самолетом, и только один — лейтенант Лео Фальк — успел выпрыгнуть с парашютом и попал в плен.

За успех, которого Михаил Якушин добился в первом ночном воздушном бою в истории советской авиации, правительство республиканской Испании наградило его золотыми часами с надписью «За боевой подвиг». А советское правительство в свою очередь наградило летчика его первым орденом Боевого Красного Знамени — это случилось через пять дней, 31 июля 1937 года. А 22 октября, за полмесяца до конца его командировки в Испанию, лейтенант Якушин успел заслужить еще один орден Боевого Красного Знамени. Таким образом советское командование отметило его высочайшие летные достижения: за полгода летчик, совершивший более 120 боевых вылетов и принявший участие в 25 воздушных боях, уничтожил шесть неприятельских самолетов лично и еще два — в группе, став одним из самых результативных асов республиканской авиации. Такого же результата добился и его ведущий Анатолий Серов, который свою первую ночную победу — и тоже над бомбардировщиком «Ю-52» — одержал на следующую ночь, 27 июля.

После возвращения из Испании на долю Михаила Якушина выпало еще четыре войны. В июне 1938 года он — и снова на И-15 — отправился на помощь китайским летчикам, воевавшим с японцами. Затем — Зимняя война 1939-40 годов, которая принесла майору Якушину третий орден Боевого Красного Знамени, а после нее — Великая Отечественная. Летчик начал ее начальником Восточного сектора ПВО Москвы, а закончил командиром 215-й истребительной авиадивизии, особенно прославившейся в Восточной Пруссии и получившей почетное название «Танненбергская». Наконец, в 1950 году в числе других советских военспецов полковник Якушин вернулся в Юго-Восточную Азию, став участником Корейской войны в должности советника китайских военных летчиков. После возвращения из Кореи Якушин получил звание генерал-майора авиации, а незадолго до отставки стал генерал-лейтенантом.

hist-etnol.livejournal.com

Испанские летчики-интернационалисты в ВВС РККА.

Воинов — интернационалистов в Красной Армии сражалось не то что-бы много, но явление это было далеко не единичным. Я уже неоднократно писал у себя в журнале про таких людей (например, немец Шменкель или испанец Вилар), а теперь хочу с вами поделиться отличной статьей про советских испанских летчиков и боевой путь некоторых из них:



В годы Второй Мировой войны сотни тысяч бывших республиканских бойцов взялись снова за оружие и внесли свой ощутимый вклад в разгром фашизма в Европе. Плечом к плечу с солдатами союзных армий (а порой и сведенные в чисто «испанские» части, как это было во Франции, где испанцы в составе танковой дивизии Леклерка первыми вступили в Париж и активно участвовали в освобождении южной части страны) они воевали практически на всех фронтах этого грандиозного сражения.

В составе Красной Армии тоже сражалось несколько тысяч испанских добровольцев. Большинство из них сражалось в партизанских и диверсионных подразделениях, действовавших в тылу противника. Однако, они был и в действующей армии, на флоте и, конечно, в авиации. Сведений об их участии очень немного, редко встречаются упоминания о них и в воспоминаниях ветеранов. Чтобы хоть как-то восполнить пробел и привлечь внимание исследователей к этому вопросу и написана эта статья. Поиск любой информации по испанцам (да и вообще любых иностранцев, кроме французов), воевавшим в составе ВВС РККА, связан с особенно большими проблемами. И причины здесь самые разные. Если, например, в партизанских отрядах были более или менее значительные группы испанцев и когда речь заходит о прошлом, сами участники могут рассказать о себе и тех людях, которые были рядом. Испанские же летчики были разбросаны по различным подразделениям по два-три человека. Затем практически всегда испанцы брали советские фамилии и имена (процесс обратный тому, который наблюдался среди советских добровольцев в ходе гражданской войны в Испании).

Первоначально у советского командования были планы организации «испанской» эскадрильи или даже полка по примеру «Нормандии», однако в дальнейшем из-за разных причин (прежде всего политического характера — Испания в конце концов объявила себя нейтральной страной) от этой идеи отказались. Самым большим количеством испанцев может «похвастаться» только 439-й ИАП, в составе которого воевали сразу 9 испанцев, причем 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название «испанской», так как из 10 летчиков пять были испанцами.

По-разному попадали испанские летчики в Советский Союз. Самая большая часть из них после капитуляции Испанской республики через французские лагеря была эвакуирована в СССР в 1939 году. В большинстве своем это были хорошо подготовленные летчики, имевшие богатый боевой опыт, было даже несколько асов. Многие из них стали асами и на Восточном фронте.

С началом Великой Отечественной все испанские летчики предложили свои услуги своей новой родине и предложили направить на фронт. Несмотря на авиационную подготовку советское командование большую их часть направило в партизанские отряды. Однако положение на фронте было тяжелым и в конце июля 1941 года из испанцев формируют разведывательную спецгруппу. Курировало ее НИИ ВВС и базировалась она в глубоком тылу — на Урале (к сожалению, точного места на сегодняшний день установить не удалось).Туда передали 12 трофейных немецких самолета: по три Ju-88, Do-215, Bf-110 и Bf-109. Руководили обучением испанских летчиков майор В. И. Хомяков и капитан Капустин. Выбор естественно был не случайным — оба «прошли» Испанию и имели опыт общения. В составе группы были: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Хосе Агинага (бортмеханик), Висенте Бельтран, Гарсия Кано, Хуан Ларио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья, механик Хесус Ривас Консехо и радиоспецилиаст Анхел Гусман. Обучение продолжалось до начала ноября 1941 года, но ни один летчик так и не сделал ни одного разведывательного вылета и тогда же всех отправили в срочном порядке на фронт-под Москву. Период обучения был омрачен всего одной аварией. В одном из очередных вылетов в конце октября командир группы — один из лучших советских летчиков-испытателей — Ф.Ф Опадчий проверял подготовку испанского экипажа в составе штурмана Игнасио Хосе и летчика Леона Мануэля. Во время взлета на Ju-88 возник пожар. Опадчий и Леон смогли выбраться без приключений, в вот Игансио Хосе Агинага сильно пострадал, так как сломал ногу и не смог вовремя покинуть горящий самолет. Всех сразу отправили в госпиталь, однако только Агинага выбыл из строя: у него были частично ампутированы обе ноги. Известно, что за мужество испанец получил Орден Великой Отечественной войны.

Таким образом, на фронт отправилась группа из 15 испанских летчиков. Все они были определены в 1-ю авиабригаду в Быково. Правда тут отобрали двух лучших штурманов группы (Дамьяна Макайя и Рамона Моретонеса) и направили в бомбардировочную авиацию (АДД). Оба воевали на Ил-4 и совершили несколько десятков вылетов в глубокий тыл Рейха. В начале 1942 года при ночном налете на Кенигсберг бомбардировщик, где штурманом был Макайя, был сбит огнем ПВО. Экипаж спасся и попал в плен. Немцы в соответствии с международными соглашениями передали испанца Франко, где он был вскоре расстрелян в тюрьме г. Барселоны. Моретонес благополучно пережил войну, был награжден Орденом Великой Отечественной войны.

В 1-й авиабригаде оставшиеся испанские летчики числились с 7 ноября 1941 года по 25 июля 1942 года. Хотя готовили их к полетам на трофейных самолетах, воевать им пришлось на советских истребителях. Как вспоминали испанские добровольцы по прибытии им передали МиГ-3, Як-7б и даже несколько И-15бис! Однако стоит отметить, что реально боев было очень немного: самолеты противника уже редко подлетали к Москве, так что побед, как и потерь за этот период было немного. О самом боевом эпизоде этого периода пишет в своих мемуарах Антонио Ариас: «На очередное патрулирование мы ушли в паре с командиром эскадрильи капитаном Федоровым 26 ноября. Пролетая по намеченному маршруту, увидели тройку Ю-88. Перемахнув на большой высоте через линию фронта, преодолев заслон зенитных батарей, они вышли в наш район и взяли курс к Москве. Мы развернулись в сторону вражеских бомбардировщиков. На какое-то время , однако, нас опередила пара «яков». Это те, что располагались по соседству с нашим аэродромом. :Уже после первой их атаки строй «юнкерсов» стал распадаться. Один Ю-88 развернулся в нашу сторону. Его маневр оказался совершенно непонятным. Возможно, он принял нас за своих: И когда он, пролетая на высоте около 7000 м., оказался над Детчино, сначала Федоров, а потом и я открыли по нему огонь:Юнкерс покачнулся. Через минуту-другую из мотора начало выплескиваться пламя, и бомбардировщик понесся к земле. Он был уже неуправляем:»

Трудно сказать почему советское командование не использовало группу достаточно подготовленных летчиков на фронте, отметим только, что большинство испанцев недостаточно владело русским языком, да и скорей всего им просто не до конца доверяли (типичное отношение ко всем без разбора иностранцам в Советском Союзе).

В июле 42-го советские органы принимают «волевое решение»: группу расформировать и всех раскидать по различным частям, причем некоторых отправили в партизанские отряды.

Трое испанцев (Мероньо, Фернандо Бланко и Висенте Бельтран) попали в 960-й ИАП, который в тот момент базировался под Тулой. Полк входил в состав 125-й ИАД под командованием Героя Советского Союза Торопкина. Правда назвать это подразделение полком могли только советские политработники: на момент прибытия испанцев 960-й ИАП располагал всего двумя (!) самолетами (МиГ-1 и И-16), на которых десяток летчиков посменно несли боевое дежурство.

Однако даже в таких условиях испанцы провели несколько результативных боев. Так, в октябре 1942 года Мероньо (на МиГ-1) и капитан Ампилогов (на И-16) были подняты по тревоге на перехват одиночной «рамы». В результате в районе села Бориково Ампилогов пушечной очередью отправляет ФВ-189 на землю. После приземления Ампилогов в своем отчете отмечает действия ведомого, который фактически «загнал» немца под удар ведущего. Только 23 февраля 1943 года на личные сбережения жителей Тулы для 960-го ИАП были приобретены Ла-5-е, достаточных для организации одной эскадрильи. Эта аэ получила название «имени Александра Чекалина» и в ее составе оказались все испанцы, да и командовать ею стал капитан Ф. Мероньо. Стоит сказать, что Мероньо был весьма опытным летчиком — в годы гражданской войны командовал эскадрильей 6\21 на И-16-х.

В марте 1943 года полк отправили под Курск. К тому моменту эскадрильей «Александр Чекалин» стал командовать капитан Белов. Основной задачей стало прикрытие Курска и ж\д станции Щигры. Первый бой на этом участке фронта эскадрилья выполнила на отражение налета 18 Ю-88 на Щигры. В ходе этого столкновения пара Мероньо-Васин сковала пять «мессершмитов» прикрытия, что дало возможность остальным летчикам вплотную «заняться» бомбардировщиками. В результате все «лавочкины» вернулись на свой аэродром, а противник потерял один бомбардировщик. Примечательно, что победу одержала пара в составе капитан Белов-лейтенант Бельтран.

Вскоре отметился и Мероньо. Он в паре с комэском был поднят на перехват одиночного разведчика Ю-88. Немецкий летчик пытался уйти от перехватчиков, но «лавочкины» грамотно атаковали с двух сторон, взяв противника в «клещи». Одновременно открытый огонь не оставил «юнкерсу» никакого шанса. Это была первая победа испанского летчика на этой войне, правда одержанная в паре. Вскоре в составе дежурной пары, находящейся на аэродроме в готовности ╧1, Мероньо перехватил над Курском большую группу немецких бомбардировщиков (в документах указано только, что это были «юнкерсы», без указания «87-е» или «88-е»). На перехват подняли всю эскадрилью. Пока взлетала основная группа Мероньо и Васин расстреляли по одному самолету. Однако они не заметили истребителей прикрытия, что закончилось весьма плачевно: оба советских истребителя были сбиты. Причем Васин погиб, а раненный Мероньо еле успел воспользоваться парашютом. После четырех месяцев лечения в госпитале испанец был списан с летной работы и направлен в летное училище на Северном Кавказе, где и встретил окончание войны. Оба же других испанца в составе эскадрильи «Александр Чекалин» сражались до победного конца в Братиславе. Счет побед Бельтрана к этому времени (включая и Испанию) достиг двадцати (по всей видимости, в это число было включены и одержанные в группе).

Вообще под Курском в рядах ВВС РККА сражалось множество испанцев (до конца войны большей концентрации в операциях не наблюдалось). Интересно, что с другой стороны фронта воевала и франкистская «голубая дивизия», в составе которой была испанская авиачасть. К сожалению доподлинно неизвестно встречались ли испанцы в бою, но полностью исключить такую возможность нельзя. По соседству с 960-й ИАП под Курском сражался и 181-й ИАП (235-й ИАД), где тоже были два испанца — Антонио Урибе и Эухенио Прието. Попали они в СССР еще детьми и в 1940-41 годах учились летать в одном из многочисленных аэроклубов Подмосковья. С началом войны в составе большой группы испанцев (еще 7 человек: Рубен Ибаррури, Игнасио Агиррегоикоа, Хосе Луис Ларраньяга, Луис Лавин, Рамон Сианка, Томас Суарес и Антонио Лукумберри) прошли ускоренные курсы («взлет-посадка») в Борисоглебском училище летчиков и в ноябре 1941 года попали на фронт. Урибе погиб под Курском, прикрывая Ил- 2-е, успев сбить два истребителя противника. Позднее, уже при форсировании Днепра в сентябре 1943 года огнем ПВО был сбит и Прието. Совершив вынужденную посадку, он попал в плен. Однако через два месяца ему удалось бежать и войну закончил он в своем полку в Чехословакии. Был награжден Орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Вернулся в Испанию в 1957 году, где и умер в 1986.

В боях же под Курском отличился и еще один испанец — Хосе Санчес Монтес. Летать он начал еще под Москвой, правда на транспортных самолетах. Однако после его настойчивых просьб был направлен в летное училище и стал летчиком-истребителем. В боях на Курской дуге сбил четыре самолета противника: так, 13 (или 12?) июля в составе четверки «яков» в районе Прохоровки вступил в бой с большой группой Ю-88 под прикрытием Ме-109-х. В ходе боя Монтес с ведомым сбили по одному бомбардировщику. В одном из многочисленных боев испанец был ранен. Дальнейшая судьба автору неизвестна. Под Курском, но в составе другого подразделения, а именно 573-го ИАП 101-й ИАД, воевали и еще два испанца: Антонио Гарсия Кано и Луис Негра. Отличились оба летчика еще в ходе боев под Сталинградом. Так, опытный Кано в паре с В. Чуприковым 12 октября 1942 года сбили Не-111. Причем, заметив место вынужденной посадки, летчики взяли связной У-2 и пленили немецкий экипаж. О боях испанцев в небе над Курской дугой известно немного (впрочем как и по всей деятельности испанских летчиков в СССР). Так, 6 июля 1943 года оба испанских летчика 573-го ИАП в составе четверки «Яков» участвовали в отражении налета группы Не-111 и Ю-88 на ж\д узел Валуйки. В этом бою советские летчики заявили о четырех сбитых самолетах противника и вполне вероятно, что по крайней мере одну победу одержал Кано (летал в паре с младшим лейтенантом Т. Шевченко). По итогам боев Кано было присвоено звание капитана и он был назначен заместителем командира эскадрильи. Закончил войну в Германии, причем свою последнюю победу одержал в 1945 (к сожалению, точная дата неизвестна) году, сбив над Польшей в паре с ст. л-том Авериным разведчик Ю-88.

Еще двое испанцев из «московской группы» — лейтенанты Хосе Паскуаль и Доминго Бонилья — попали в июле 1942 года в 788-й ИАП (102-й ИАД ПВО) в Воронеже. Распределили их в эскадрилью капитана Козлова (впоследствии Герой Советского Союза). Летать им пришлось на Як-1. С августа 1943 года полк принимает активное участие в битве под Сталинградом. Тогда же впервые отметились и испанцы. В один из дней четверка истребителей в составе Капустин — Паскуаль и Башкиров — Бонилья вылетела на разведку в район Самофаловка — Калач. Уже возвращаясь на аэродром советские летчики обнаружили группу из 20 Ю-87 под прикрытием шести Ме- 109. Не раздумывая, они бросились в бой. В результате два бомбардировщика были сбиты сразу. Однако вскоре навалились «мессеры» и ввиду малого остатка топлива наши стали выходить из боя. Правда, не обошлось и без потерь: майор Капустин в лобовой атаке сбивает один истребитель противника, но и сам получает смертельное ранение и неуправляемый «як» врезается в землю. Остальные три самолета благополучно вернулись на аэродром. По всей видимости, в этом бою Паскуаль одерживает свою первую победу. Стоит сказать, что погибший командир полка майор Капустин Иосиф Григорьевич в 1938 году воевал в Испании и одержал там две победы.

Было и еще множество вылетов в небе Сталинграда. В другом бою с Ю-87 Башкиров и Паскуаль сбили по одному самолету противника и смогли расстроить всю группу. Однако гораздо больше вылетов советские летчики выполняли на прикрытие собственных бомбардировщиков. В одном из таких полетов в октябре 1942 года задачей эскадрильи Козлова стало сопровождение группы Ил-2 208-го ШАП при налете на Сталинград. Однако при подходе советским истребителям пришлось столкнуться с большой группой Ме-109. Хотя пять «стервятников» остались догорать в бескрайних степях, два «штурмовик» тоже был сбиты. В экипаже одного из был испанец Ансельмо Сепульведо (в Испании летал на СБ-2), а во втором погиб капитан Александров. Таким трагическим образом пересеклись военные дороги соотечественников: Сложил свою голову здесь и Хосе Паскуаль. В последнем для летчика боевом задании участвовала вся эскадрилья (пять самолетов). Им пришлось вступить в неравный бой с тремя девятками Ю-87 под прикрытием Ме- 109 (около сорока самолетов). Начало боя складывалось вроде бы удачно — сразу было сбито несколько пикировщиков. Но был сбит Башкиров, который спасся на парашюте. Прикрывая ведущего Паскуаль атаковал пятерку «мессеров». По воспоминаниям летчиков эскадрильи Хосе успед сбить троих, но и сам погиб. За этот подвиг (а Башкиров к тому же был комиссаром полка) испанского летчика посмертно наградили орденом Ленина. Бонилья продолжал воевать в составе полка и закончил войну в Берлине, имея по крайней мере пять побед в воздухе. В 130-ю ИАД были направлены Антонио Ариас и Ладислао Дуарте, правда летать они стали в разных полках, соответственно Ладислао — в 740-й, а Ариас — в 964-й. Позже в феврале 1943 года в полк прибыли и еще три испанских летчика — Мануэль Хисберт, Хосе Гомес и Хулиан Диас. На вооружении полка находились в основном самолеты западного производства — сначала Р-40 «Томагаук», затем «Харрикейны» и Р-39 «Аэрокобра». К моменту прибытия испанских летчиков полк был укомплектован в основном молодыми летчиками и в испанцам пришлось выступать в качестве наставников. В ходе войны испанцев несколько раз перебрасывали по различным частям.

Поначалу полк прикрывал «Дорогу жизни», а впоследствии летчики сражались в небе Белоруссии, Польши. Ариас закончил войну в Восточной Пруссии, имея на своем счету 25 побед. После войны остался жить и работать в Минске, после распада СССР уехал в Испанию, где и умер в 1996 году.

Однако основная часть испанских летчиков- истребителей был направлена в части ПВО. Наиболее примечательным был 439-й ИАП, в составе которого одномоментно в 1944 году числилось 9 испанцев: Хосе Руис Хименес, Фернандо Буэнаньо Агилера, Амадел Трильо Диас, Андреас Фьерро Марин, Хулиан Диас Исккьердо, Франциско Гомес Хуан, Антонио Ариас Ариас, Эстебе Хосе Сирухеда и Мануэль Хисберт, причем 2-я эскадрилья этого полка имела неофициальное название «испанской», так как из 10 летчиков пять были испанцами.

Этот полк войну провел под Ярославлем, вооруженный Як-7б, а ближе к концу был перевооружен на американские «Аэрокобры». В составе 142-го ИАД ПВО под Горьким летали на Ла-5 Хоакин Карильо, Хуан Эгигури и Блас Передес. В 101-й ИАД в 826-м ИАП под командованием майора Столяра в 1944-45 годах были Луис Лавин и Антонио Лукумберри.

В начале 1942 года в составе 481-го ИАП (8-й ИАК)в районе г. Баку находилось сразу шесть испанских летчиков: Браво Фернандес, Хоакин Диас Сантос, Хосе Карбонель, Пальярес, Исидоро Нехера и Мануэль Сараус. В этом полку они пробыли всю войну, причем двое погибли. Мануэль Сараус (23 победы в Испании, включая групповые) погиб в 1942 году во время тренировочного полета, столкнувшись со своим ведомым — сержантом Ряпишевым. А в 1943 году в воздушном бою в районе Грозного был сбит Исидоро Нехера. Кстати, именно испанские летчики 481-го ИАП сопровождали «Дуглас» Сталина во время его перелета на союзническую конференцию в Тегеране (28 ноября-1 декабря 1943 года).

Однако как уже упоминалось среди испанских летчиков были не только истребители, но и бомбардировщики и довольно большое количество летчиков транспортных самолетов. Дело в том, что часть испанцев не смогла полностью закончить курс обучения и поэтому их в срочном порядке переводили на У-2. На этих тихоходных бипланах они поддерживали связь «Большой Земли» с многочисленными партизанскими отрядами. Очень часто испанцы были летчиками-связниками в действующей армии. Так, например Хосе Креспильо числился в составе танковой части (к концу войны пересел в кабину истребителя). Выполнение этих заданий было связано с не меньшим риском, чем тот, которому подвергались боевые летчики. Так, по крайней мере двое летчиков, летавших на У-2 погибли: Холкин Карильо, Франсиско Бенито. Были среди них и свои герои — например, Карлос Гарсия Аюсо совершил за годы войны около ста полетов за линию фронта и закончил войну в Праге.

Внесли свой вклад испанцы и в освобождение Европы. Недалеко от озера Балатон (Венгрия) в октябре 1944 года был сбит и погиб летчик Ил-2 лейтенант Селестино Мартинес. Уже упоминавшийся Хуан Ларио в 1945 году, летая на «Спитфайре» Мк.IX, участвовал в боях на территории Польши и Германии. Ладислао Дуарте свою последнюю победу в войне (Ю-88) одержал над Кенигсбергом.

Однако, к концу войны многие испанские летчики уже были инструкторами в летных училищах, как например, майор Мануэль Ороско Ровира. Этот испанец вообще считался одним из лучших инструкторов в СССР по тактике ночного боя. За время своей инструкторской деятельности он подготовил значительное число советских истребителей-ночников, из которых был сформирован даже полк ночных истребителей. Тот же Антонио Ариас к концу войны был штурманом полка в 439 ИАП.

Демобилизация испанских летчиков из рядов ВВС СССР прошла в 1948 году, причем в экстренном порядке. И этому есть свои причины. Дело в том, что два испанца, служивших на Северном Кавказе (к сожалению, доподлинно установить в каком именно полку (481-м или 961-м) на данный момент не удалось), угнали в Турцию По-2 (или Як-11, в любом случае двухместный самолет). После этого случая и последовало сначала запрет на полеты, а потом и досрочное увольнение в запас. Только единицы остались на военной службе, остальным пришлось заняться мирным трудом.

В 60-е годы часть из них были направлена на Кубу, оказывая помощь «в укреплении завоеваний Кубинской революции». Имевший богатый боевой опыт (кроме гражданской войны прошел всю Великую Отечественную) Ладислао Дуарте стоял у истоков военно-воздушных сил молодой Кубинской республики. Некоторые вернулись во франкистскую Испанию, где их совершенно не преследовали несмотря на то, что в советской печати Франко рисовался эдаким исчадием зла.

Практически никого из них уже нет в живых:. Ценность их вклада в общую победу трудно переоценить: к началу войны это были уже обстрелянные воздушные бойцы, прошедшие через горнило войны, которых так не хватало в ВВС РККА в начальный период. Не менее важно и то, что они были беспредельно преданы новой родине. Хватало и трудностей — многие не в полной мере освоили русский язык, что создавало дополнительные трудности в боевой работе. Однако, несмотря ни на что они сражались, умирали и побеждали за свободу своей новой родины.

ссылка: http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/spane/spane.html

linorius.livejournal.com

КАК СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ИСПАНИИ ОТУЧИЛИ НЕМЦЕВ ЛЕТАТЬ ПО НОЧАМ.

Биплан И-15 В Испанию лейтенант Михаил Якушин прибыл кружным путем из Баку, где служил в 119-й авиаэскадрилье 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа. На испанской земле он оказался 31 мая 1937 года и покинул ее только 15 ноября. Как вспоминали позднее сослуживцы Якушина по испанской военной авиации, он сам вызвался летать на биплане И-15 — машине, которая заслужила у испанцев прозвище «чато», то есть курносый, и была известна как не самая скоростная, зато очень маневренная и надежная. Для ночных полетов, которые стали главным средством борьбы с одиночными франкистскими бомбардировщиками, наносившими серьезный ущерб своими налетами по ночам на позиции республиканцев, отвели отдельную площадку неподалеку от основного аэродрома эскадрильи. А чтобы обеспечить достаточное освещение ее во время посадки, которая была гораздо опаснее взлета, использовали прожектор и фары трех машин, поставленных вдоль посадочной полосы. Именно с этой площадки в ночь на 26 июля 1937 года и взлетели на своих «чато» Михаил Якушин и его ведущий Анатолий Серов. Вот как описал тот легендарный день их сослуживец Борис Смирнов в своей книге воспоминаний «Небо моей молодости»: «Надевая парашют, Анатолий (Серов. — РП) уточняет последние детали предстоящего полета. — Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров. И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними — бомбардировщик легко ускользнет и скроется. Снова включаются фары; вблизи свет их кажется сильным, но, стоит отойти немного в сторону, видно, что они освещают лишь небольшой участок. Короткие лучи упираются в густую темь, как в стену. А если отойти еще дальше — светлое пятно на аэродроме наверняка кажется совсем бледным. Но как ни в чем не бывало Анатолий поспешно направляется к истребителю. Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом — Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает. Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями. Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит: — Немец! Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет. Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук — знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня. — Горит! Горит! — восторженно кричат летчики. Кто горит — ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб. Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Анатолий отмахивается: — Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил. Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Почин сделан. И какой почин — доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях! Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации». Сам же Михаил Якушин так описывал тот скоротечный воздушный бой в своих воспоминаниях «В первой битве с фашизмом», вошедших в сборник мемуаров «Под знаменем Испанской республики»: «Через десять минут я увидел на встречном курсе бомбардировщик противника. Теперь-то он не уйдет. Я знал причину неудачи первого боя и не намерен ее повторять. Пропустив бомбардировщик, я развернулся на 180° и пошел на сближение сзади почти на одной высоте с правой стороны… Пристроившись почти вплотную и уравняв скорости, я прицелился и открыл огонь. С правой стороны фюзеляжа сразу же вспыхнуло пламя. Почти одновременно со мной открыл огонь по моему самолету стрелок, но было уже поздно: загоревшийся бомбардировщик начал падать. Я следил за его падением, пока он не ударился о землю…». О том, насколько точным были его выстрелы, Михаил Якушин — или, как его называли ради конспирации, Родриго Матеа (позднее псевдоним сменили на Карлос Кастехон) — узнал на следующий день. Из донесений республиканских пехотинцев, в расположении которых рухнул сбитый «Юнкерс», стало известно, что все пятеро членов его экипажа были военнослужащими Люфтваффе. Из них четверо — фельдфебель Георг Юбельхак унтер-офицеры Фриц Берндт, Вальтер Брютцманн Август Гейер — погибли вместе со сбитым самолетом, и только один — лейтенант Лео Фальк — успел выпрыгнуть с парашютом и попал в плен. За успех, которого Михаил Якушин добился в первом ночном воздушном бою в истории советской авиации, правительство республиканской Испании наградило его золотыми часами с надписью «За боевой подвиг». А советское правительство в свою очередь наградило летчика его первым орденом Боевого Красного Знамени — это случилось через пять дней, 31 июля 1937 года. А 22 октября, за полмесяца до конца его командировки в Испанию, лейтенант Якушин успел заслужить еще один орден Боевого Красного Знамени. Таким образом советское командование отметило его высочайшие летные достижения: за полгода летчик, совершивший более 120 боевых вылетов и принявший участие в 25 воздушных боях, уничтожил шесть неприятельских самолетов лично и еще два — в группе, став одним из самых результативных асов республиканской авиации. Такого же результата добился и его ведущий Анатолий Серов, который свою первую ночную победу — и тоже над бомбардировщиком «Ю-52» — одержал на следующую ночь, 27 июля. После возвращения из Испании на долю Михаила Якушина выпало еще четыре войны. В июне 1938 года он — и снова на И-15 — отправился на помощь китайским летчикам, воевавшим с японцами. Затем — Зимняя война 1939-40 годов, которая принесла майору Якушину третий орден Боевого Красного Знамени, а после нее — Великая Отечественная. Летчик начал ее начальником Восточного сектора ПВО Москвы, а закончил командиром 215-й истребительной авиадивизии, особенно прославившейся в Восточной Пруссии и получившей почетное название «Танненбергская». Наконец, в 1950 году в числе других советских военспецов полковник Якушин вернулся в Юго-Восточную Азию, став участником Корейской войны в должности советника китайских военных летчиков. После возвращения из Кореи Якушин получил звание генерал-майора авиации, а незадолго до отставки стал генерал-лейтенантом. Источник: http://rusplt.ru/wins/yakushin-sovetskie-letchiki-ispaniya-27765.html #ПоколениеСсср

ok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *