Куда попадали мужи эпохи викингов, которые не умерли в бою?
ВОСКРЕСЕНИЕГреческое слово ана́стасис буквально означает «подъем; вставание». В Христианских Греческих Писаниях оно часто используется в связи с воскресением из мертвых. В Еврейских Писаниях — в словах из Осии 13:14 (которые позднее процитировал апостол Павел в 1Кр 15:54, 55) — говорится о том, что будет устранена смерть и лишен силы шеол (евр. шео́л; греч. ха́дес). В различных переводах слово шео́л переводится как «могила» и «яма». О мертвых говорится, что они идут в шеол (Бт 37:35; 1Цр 2:6; Эк 9:10). То, как слово шео́л, а также его греческий эквивалент, ха́дес, используются в Писании, показывает, что оно обозначает не отдельную могилу, а общую могилу человечества (Иез 32:21—32; Отк 20:13; см. ГАДЕС; ШЕОЛ). Лишить шеол силы — значит освободить тех, кто находятся в нем, что подразумевает опустошение этой общей могилы. Для этого, естественно, необходимо, чтобы те, кто там находятся, воскресли, или встали из безжизненного состояния смерти, из могилы.
Через Иисуса Христа. Из вышесказанного видно, что учение о воскресении появляется уже в Еврейских Писаниях. Однако только Иисус Христос «пролил свет на жизнь и нетление через благую весть» (2Тм 1:10). Он сказал: «Я — путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, как только через меня» (Ин 14:6). Через благую весть об Иисусе Христе было открыто, как станет возможной вечная жизнь, а для некоторых даже нетление. Апостол Павел подтвердил незыблемость надежды на воскресение, сказав: «Если же о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то наша проповедь заведомо напрасна, как напрасна и наша вера. К тому же мы еще оказываемся и лжесвидетелями Бога, потому что свидетельствовали против Бога, что он воскресил Христа, тогда как он его не воскрешал, если на самом деле мертвые не воскресают. […] А если Христос не воскрес, то ваша вера бесполезна — вы все еще в грехах ваших. […] Но теперь Христос воскрес из мертвых, первый плод из тех, кто уснул смертным сном. Ведь как смерть — через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кр 15:12—21).
Когда Иисус жил на земле, он воскресил несколько человек (Лк 7:11—15; 8:49—56; Ин 11:38—44). Воскресение и последующая вечная жизнь возможны только через Иисуса Христа (Ин 5:26).
otvet.mail.ru
Ответы@Mail.Ru: Как назвалась традиция викингов?
Это делалось очень редко, на плот могли положить тело вождя, и то не всегда.А сжигали тела, чтобы покойники быстрее попали в Вальгаллу ( рай викингов ).Тела таким путём очищались и погребённый не мог стать каким -нибудь чудищем или живым мертвецом.
Вот что пишут про погребальные обряды викингов:
Викинги хоронили своих умерших двумя способами: трупосожжение и погребение в землю.
Погребение в землю осуществляли как в простых грунтовых ямах, так и в больших захоронениях, внутри которых можно встретить погребальные камеры, выложенные камнями и погребальные сооружения в виде больших кораблей. Все зависело от материального положения усопшего при жизни.
Обряд поджигания также был весьма удивителен для Ибн Фадлана: родственник раздевался донага и подходил к кораблю не как обычно, а пятился задом. Это обряд до сих пор остается необъясненным.
Для арабского историка был весьма удивительным такой способ погребения. Но по верованиям викингов, только так можно было обеспечить быстрейшее попадание в Вальгаллу. Тело, подверженное тлену, очищается путем огня, погребенный в земле, опять же по верованиям, либо присоединится к чудищам, либо обернется живым мертвецом, будет выходить из могилы и вредить людям.
Когда умирал викинг-воин, устраивали похоронный обряд (nabjargir). Прежде всего ему осторожно закрывали глаза и рот, а ноздри заклеивали. Затем старая женщина обмывала мертвому руки и лицо, причесывала волосы и одевала его в лучшую одежду. В некоторых местах мертвых мужчину или женщину хоронили в кургане, в других — тело расчленяли и развозили по частям в разные концы страны. Иногда тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.
Большинство викингов хоронили с теми вещами, которые могли понадобиться им в загробной жизни, включая пиво и еду, оружие, украшения, одежду, иногда даже животных. Богатых женщин хоронили с кухонными принадлежностями и рукоделием.
http://www.funeralportal.ru/library/1061/35022.html
http:// diletant.media/articles/26229877/
otvet.mail.ru
во что верили и о чём мечтали викинги — РТ на русском
Одни считают викингов дикими варварами сродни вандалам и готам, разграбившим античный Рим, другие — непобедимыми морскими разбойниками, третьи — мирными любителями путешествий. Специалист по истории Европы «тёмных веков» американец Джон Хейвуд написал книгу «Люди Севера: История викингов», в которой рассказал о жизни, верованиях и обычаях средневековых скандинавских воинов. В этом году книга впервые официально издана на русском языке. RT приводит отрывок из главы «Асгард: мировосприятие викингов».
Текст предоставлен издательством «Альпина нон-фикшн».
В эпоху викингов обычный удел скандинава был таков: тяжёлый труд на земле, постоянно подстерегающие опасности и смерть на четвёртом или пятом десятке. Того, кто решил стать викингом в буквальном смысле этого слова, то есть пиратом, смерть зачастую настигала ещё раньше. Опасность утонуть в море была повседневной реальностью для каждого: в непогоду хрупкие скандинавские суда шли на дно или в щепки разбивались о скалы. Купцы постоянно рисковали подвергнуться нападению морских разбойников, а на каждого викинга, вернувшегося домой с мешком серебра или добывшего себе надел земли на завоёванных территориях, приходился по меньшей мере ещё один, изрубленный на куски в битве или умерший от болезни в зимнем лагере.
Ясно, что в стремлении стяжать добро, землю и славу викинги охотно шли на отчаянный риск. Идеология этого дерзкого и предприимчивого сообщества всячески порицала уклонение от опасности. Мир, в котором жили древние скандинавы-язычники, не предполагал стремления к какой-либо высокой цели, и если людей и вправду создали боги, они сделали это лишь для собственной выгоды: чтобы было кому приносить им жертвы. Если человеческая жизнь в этом мире могла иметь какой-то смысл, то лишь тот, который ты придашь ей сам, совершив деяния, за которые тебя будут помнить.
Гнев и милость богов
В скандинавских мифах боги никогда не представали образцами добродетели, достойной подражания. Они стояли выше человеческой морали и, если нужно, легко лгали и обманывали, особенно в общении с великанами. Законы в Скандинавии также не были освящены авторитетом богов: за поддержание общественного порядка отвечали люди, и относились они к этому предельно серьёзно, несмотря на те бесчинства, что творили в чужих землях. Среди богов лишь Один, верховный бог, обладал мудростью. Он принёс людям знание рун, поэзию, ярость берсерков (воинов, посвящающих себя Одину) и опасную магию под названием сейд, наделявшую даром предвидения и другими, более зловещими способностями.
Мудрость Одина записана в «Речах Высокого» — созданном в эпоху викингов анонимном собрании афористичных стихов, которые приписываются Одину и сохранились в единственном исландском манускрипте XIII века. «Речи Высокого» не затрагивают метафизических материй, они целиком посвящены прагматичной житейской мудрости, ценимой практичными людьми. Заводи друзей, не воспринимай радушие как должное и отдаривай полученные дары. Не ссорься без нужды, не затевай драки по глупости. В походе держи оружие под рукой. Не пей много пива и мёда, они отнимают разум. Если не знаешь предмета беседы, молчи: слушать полезнее. Будь осмотрителен в делах и всегда опасайся обмана. Сам всегда будь честен, но только не с врагами: их, если сумеешь, обманывай. Советы подчас противоречивы. Автор «Речей» порицает труса, который думает, что, избежав схватки, будет жить вечно, но в то же время заявляет: лучше быть живым псом, чем мёртвым львом.
Как и все доиндустриальные аграрные общества, скандинавы были беззащитны перед превратностями стихий и в борьбе за выживание уповали на помощь богов. Тех нужно было умилостивить, и в этом помогали только молитва и жертвы. Главной культовой практикой был праздник с жертвоприношениями, называвшийся «блот» («приношение крови»), которые устраивались осенью, в середине зимы и весной.
В скандинавском язычестве не было жрецов, поэтому совершал жертвоприношения местный король или вождь. Чаще всего на алтарь приносили свиней и лошадей. Кровь жертвенных животных, которую разбрызгивали на идолов, на стены святилищ и участников праздника, как считалось, укрепляла и людей, и богов. Мясо животных после этого варили в огромных котлах и съедали на священном пиру, на котором, по верованиям скандинавов, присутствовали и боги. Возносились молитвы и провозглашались тосты за плодородие, здравие и процветание. Иногда практиковались и человеческие жертвоприношения (делались обычно путём удушения), особенно в честь Одина, который пожертвовал собой, провисев девять дней на Иггдрасиле («древе жизни»), чтобы познать тайну рун.
Хладнокровный и расчётливый Один особенно почитался королями, воинами и поэтами, но его скорее боялись, нежели любили. А самым популярным богом был, вероятно, сын Одина, могущественный громовержец Тор. Он был довольно вспыльчив и не особенно сообразителен — в большинстве сюжетов о Торе присутствует ирония по поводу его ограниченности и грубой силы, — но зато дружелюбен по отношению к людям. Тор защитил людей от великанов, желавших хаоса, разбив тем головы волшебным молотом Мьёльниром. Крестьяне и мореходы молили Тора о хорошей погоде. Путешественники носили миниатюрные молоты как защитный амулет, подобно тому как христиане — образки святого Христофора.
Бог плодородия Фрейр управлял солнцем и дождём, и ему молились и приносили жертвы те, кто хотел мира и доброго урожая.
Из женских божеств самыми популярными, вероятно, были Фрейя, богиня секса и любви, и жена Одина Фригг, которую призывали женщины в родах. Жертвы приносили также дисам, безымянным сверхъестественным существам, связанным с плодородием и смертью. Дисы могли содействовать в деторождении, и у каждой семьи была своя диса-защитница. Однако, если их прогневать, дисы становились опасны, так что раз в году им приносили жертвы на празднике, называвшемся «дисаблот», который в Норвегии и Дании устраивали в начале зимы, а в Швеции — в конце. Случалось, кровавыми жертвоприношениями задабривали и эльфов, так как и они могли досадить человеку множеством способов.
Слава как жизнь после смерти
Обещание Вальгаллы (рая для павших воинов) не означало, что викинги были безрассудны в бою. Да, оно могло утешить воина, встретившего на поле боя смерть, но чего викинги хотели на самом деле, так это жить и пользоваться плодами победы. Только для берсерков, фанатичных приверженцев Одина, гибель в сражении бывала действительно желанна. Перед боем берсерки, воя и кусая щит, вводили себя в яростное исступление (berserksgangr, что означает «становиться берсерком»), в котором становились нечувствительны к боли и ранам. Берсерки не носили доспехов, и такое пренебрежение собственной безопасностью устрашало противника, однако большинство из них неизбежно находили свою смерть, которой так жаждали.
За исключением Вальгаллы, в остальном скандинавские представления о загробной жизни были довольно туманными и мрачными. Распространённая практика погребения вместе с умершим даров и принесённых в жертву животных и даже рабов подсказывает, что скандинавы представляли загробную жизнь похожей на земную, вплоть до сохранения социальных различий, и что умершие для них оставались некими призрачными сущностями, обитающими в могилах.
Наряду с этим бытовало поверье, что умершие от болезни и старости попадают в наполненный ледяным туманом Нифльхейм, где их не ждёт ничего хорошего, например — делёж скудной снеди, раздаваемой разлагающейся богиней Хель. Души незамужних дев забирала Фрейя, которая помещала их в своем дворце Фолькванге: Один разрешил ей забирать туда же часть его воинов, чтобы девы не скучали в одиночестве. Души утопленников собирала Ран и доставляла на остров Хлеси во дворец своего мужа, бога моря Эгира. Попавшим к Эгиру повезло по крайней мере в том, что среди богов он был лучшим пивоваром.
Возможно, вследствие христианского влияния в скандинавском язычестве возникла концепция посмертного воздаяния, хотя и в виде судилища без судьи. Души праведных попадали в Гимле — дворец с золотой крышей в Асгарде, или в другой гостеприимный чертог Синдри на горе Нидафьёль в подземном царстве. Клятвопреступники и убийцы принимали заслуженные страдания в Настрандире, страшном дворце в Нифльхейме, построенном из переплетающихся ядовитых змей. Самые чёрные души низвергались в Хвергельмир, колодец в подземном царстве, где их пожирал дракон Нидхёгг.
Для большинства варианты посмертного жребия не обещали ничего такого, что было бы лучше их земного существования: даже самым славным воинам предстояло сгинуть в битве, которой им не суждено было выиграть, так что разумнее всего было жить сегодняшним днём.
Викинги верили в конечность всего, даже богов и посмертной жизни, это формировало у них фаталистический взгляд на жизнь и безразличие к смерти. Считалось, что воин должен встречать её пожатием плеч и мрачной усмешкой, чтобы показать, что он сохранил самообладание и не поддаётся страху. Жизнь не стоила того, чтобы за неё особенно цепляться, и если выпало погибнуть, ты всё равно не мог ничего с этим поделать.
Язычники-скандинавы считали, что при рождении каждого человека присутствуют норны — женские божества, определяющие его судьбу. Предсказание судьбы выглядело как сучение пряжи или нанесение зарубок на дерево, и раз указанную судьбу изменить было невозможно. Норны были высшей силой во Вселенной, и даже боги не смели оспаривать их приговор. В иных культурах подобные воззрения могут воспитывать апатию. В Скандинавии, однако, они питали дух авантюризма и предприимчивости, без которых никогда не случилось бы эпохи викингов. Добрую или злую, норны предписывали судьбу человека, но они не могли предписать, как он примет свою участь. Человек мог осторожничать и избегать малейшей опасности, но это не уберегало от рока: в назначенный час он умирал, в уютной ли постели или в гуще сражения.
Человек, понимавший и принимавший такую картину мира, сознавал, что, идя на риск, мало что теряет. Смерть приходит к каждому, а всё, что остаётся после него — это слава, которая, таким образом, куда важнее жизни. Когда викинг насмерть стоял за своего господина и товарищей, он делал это не потому, что хотел попасть в Вальгаллу, а чтобы оградить свою честь от малейших подозрений в трусости.
Человек без чести становился «нидингом», в буквальном смысле никем, его забывали — и поделом — даже родные. Тот, кто не рисковал ничем, достигал меньше, чем ничего. Лучше было проявлять храбрость и стяжать славу, богатство и почести дальними опасными походами и подвигами на поле брани. Тогда можно было умереть спокойно, зная, что и в следующих поколениях скальды (придворные поэты) будут петь тебе хвалу за пиршественным столом: вот единственная несомненная посмертная жизнь, на какую стоило надеяться.
russian.rt.com
Куда попадали женщины дохристианских викингов по версии их религии после смерти?
Вальхалла (или Вальгалла) – являлась раем для древних скандинавов, куда после смерти мечтали попасть викинги. Слово «Вальхалла» можно перевести с древнего исландского языка как «зал павших» (в бою воинов). Часто можно столкнуться с различным написанием слова «Вальхалла». Это Валгалла, Вальхалла, Вальгалла. Любая транскрипция является допустимой.
Согласно легендам древних скандинавов, Вальхалла – это чертог Асгарда, в котором правит бог Один. Хозяин Вальхаллы спрашивает воинов, достойно ли они погибли и забирает лучших в свою дружину, которая будет сражаться вместе с ним. когда наступит Рогнарёк.
Нелёгкая дорога в Вальхаллу
Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.
Следует отдельно упомянуть, что оружие являлось своеобразным проводником к Вальхалле. Без меча или другого оружия дорога в Вальхаллу не откроется, и воин будет вечно блуждать в её поисках.
Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя. Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.
Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:
- Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
- Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
- Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
- Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.
Как устроена Вальхалла и чертоги Одина
Чертоги Вальхаллы представляют собой большой пиршественный зал, только вместо крыши у него золотые щиты гвардии Одина (эйнхериев). Стены сделаны из огромных копий героев, которые пируют в зале. Утром, уходя на сражение, воины разбирают стены и крышу, фактически забирая чертоги с собой.
Всего в пиршественном зале 540 дверей, из каждой должно выйти по 800 бойцов, когда настанет Рогнарёк. В сумме должно получиться 432 000 воинов, готовых поддержать богов в последней битве с великанами.
Несмотря на то, что женщины в культуре викингов занимали достаточно привилегированное положение и часто сражались наравне с мужчинами, в скандинавских сагах нет ни одного упоминания о том, куда попадают прекрасные воительницы. Единственной женщиной, упоминаемой в сагах, была Брунгильда, сосланная в наказание на землю и лишённая статуса валькирия. В древних сагах она не считается ни человеком, ни валькирией.В самой середине Вальхаллы стоит трон Одина, с которого суровый бог осматривает все миры единственным глазом, чтобы не пропустить начало конца света.
Стоит заметить, что такая дикая и суровая жизнь виделась язычникам викингам настоящим раем, ведь их настоящая жизнь была чередой битв, убийств и пьяного веселья.
Какой виделась Вальхалла в христианские времена
Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.
Бесстрашные воины севера, кидавшиеся в бой на превосходящие их в несколько раз отряды врагов и не боящиеся смерти, вызывали ужас у цивилизованных европейцев. А элита викингов – берсерки и улфхеднары — наводили мысли о прирученных демонах из ада.
Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».
Врата Вальхаллы
Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.
Данные персонажи являются прообразом тёмных эльфов, так широко растиражированных благодаря современным играм. Хотя в отличие от игр, в которых тёмные и светлые эльфы являются близкими родственниками, скандинавские Эдды говорят, что тёмные альвы имеют совершенно иную природу, нежели альвы (эльфы) светлые.
Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.
Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.
Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших
В культуре древних скандинавов можно найти достаточно подробные описания героев Вальхаллы эйнхериев. Хотя этим словом называли великих героев, точное его значение утеряно и никто не знает, что оно означает на самом деле.
Сражающиеся друг с другом воины Одина оттачивают своё мастерство, так как им придётся вступить в схватку с ужасными великанами во время последней битвы богов. Так как раны эйтхериев всегда затягиваются, они бессмертны.
Во время пира в чертогах павшие герои пьют волшебный мёд, который течёт из вымени козы Хейдрун. Скандинавская мифология не даёт нам ответа на вопрос, является ли этот напиток алкогольным, хотя зная быт викингов, не трудно предположить, что в раю без выпивки им было бы скучно. Основным блюдом на пиру является мясо огромного вепря Сехримнира, который кроме того, что способен накормить неограниченное число воинов, возрождается каждый день.
Почему Вальхаллу ждёт Рогнарёк
Многие не понимают, почему счастливый рай Викингов ждёт конец света и гибель в Рогнарёке. Ответ кроется в том, что скандинавскую мифологию придумали люди, которые создали богов под стать себе. Скандинавские боги мстительны, жестоки и обладают целым «букетом» человеческих пороков.
Так как люди боялись неизвестности после смерти, то и созданные ими бессмертные боги так же страшились обречённости в виде неизбежного Рогнарёка.
Вальхалла в творчестве Рихарда Вагнера
Композитор Рихард Вагнер очень увлекался древнегерманской мифологией, которая сходна с древнескандинавской. Именно его произведения сыграли значительную роль в популяризации Вальгаллы и всего, что с ней связано. Самыми известными музыкальными произведениями, связанными с раем викингов являются «Вхождение богов в Вальхаллу» и «Полёт Валькирий».
Современному человеку рай викингов может показаться скучным и однообразным, но для воинов того времени Вальхалла была приделом мечтаний.
где жили викинги карта
—
викинг который открыл америку
викинги какая озвучка лучше
wikibattle.ru
Почему Одина называют богом повешенных?
В скандинавской традиции верховного аса, Одина, часто именую богом повешенных и для большинства людей, которые так или иначе знакомы с мифологией Древней Скандинавии, данное определение кажется, по меньшей мере, странным. В действительности, в том, что Одина называли богом повешенных нет ничего необычного и чтобы понять это, достаточно разобраться, куда попадали викинги после смерти в соответствии с их представлениям о мироустройстве.
Согласно эддическим текстам мы знаем, что викингов, погибших в бою (или выдержавших казнь, поэтично именуемую «Кровавый орел»), забирали валькирии, Девы битвы на крылатых конях. Далее половина погибших отправлялась к Одину в Вальхаллу (с древнеисландского «зал павших»), становясь эйнхериями, личной гвардией верховного аса, которая выступит против хтонических чудовищ, когда наступит Рагнарек. Другая половина павших викингов попадала в Фольквангр (с древнеисландского «людское поле»), где они служили богине Фрейе.
Но как быть со стариками и теми, кто физически не мог больше участвовать в схватках (например, по причине инвалидности)? У скандинавов смерть в постели считалось позорной для воина, поэтому распространенной практикой было самоубийство. Причем самоубийство через повешение. Повешение в этом случае было своеобразной данью жертве Одина, ведь, согласно «Старшей Эдде», он также повесился на древе Иггдрасиль, чтобы открыть мудрость рун. То есть суицид через повешение был в древнескандинавском обществе не просто нормой, это считалось естественной, реальной альтернативой гибели в бою. С одной стороны – честно покинул мир живых, с другой – уважил верховного аса, которого порой так и называли – бог повешенных.
Любопытно, что самоубийцы-повешенные также попадали в эйнхерии к Одину, хотя нет точных данных о других вариантах самоубийства (в некоторых источниках можно встретить эпизоды, описывающие, как сыновья из уважения сбрасывали отца-старика со скалы, чтобы он ни в коем случае не умер в постели). Именно поэтому один из наиболее распространенных кеннингов Одина – бог повешенных.
Также есть альтернативная, косвенная версия происхождения этого оборота. Как известно, Одину служили два ворона – Мунин и Хугин («думающий» и «помнящий» или «мысль» и «память» в переводе с древнеисландского). Вороны – падальщики, и они не брезгуют человечиной, в частности – телами повешенных. Вероятно, древние скандинавы могли полагать, что таким образом Всеотец проявляет свое расположение к усопшим. При этом стоит отметить, что преступивших закон викинги никогда не вешали, их закапывали (хотя ингумация была также распространена среди последователей Ванов, тогда как последователи асов кремировали тела покойных).
Вероятно, оборот «Один – бог повешенных» получил широкое распространение в средние века в связи с приходом на европейский север христианства. Очевидно, что миссионеры пытались всеми способами очернить скандинавских богов в глазах тех, кто следовал их заветам. А так как в христианском мире акт суицида посредством повешения считался греховным (как мы помним – Иуда повесился на сосне), восприятие Одина, как бога повешенных, пришлось очень кстати.
Советуем почитать:runarium.ru
Персональный сайт — Викинги
1. Кто такие викинги
2. Завоевания
3. Корабли викингов
4. Оружие
5. Мореплавания и торговля
6. Быт, вера и обычаи викингов
7. Легенды и истории про викингов
1. Кто такие викинги.
На Руси их часто называли варягами, в Европе — норманнами, себя они называли викинги. Слово “викинг” с древненорвежского переводится как “человек из “вик” – фьорда, бухты. Фьорд – это такой длинный, узкий морской залив. Обычно такие заливы бывают в гористой местности.
От викинга произошло русское слово «витязь».
В VIII-XI веках викинги жили на побережье Скандинавии и Балтийского моря — там, где сейчас Норвегия, Швеция и Дания. Это были отважные морские разбойники и бесстрашные мореплаватели, которые опустошали все европейское побережье. А ещё именно они открыли Америку.
2. Завоевания.
Эти стремительные воины совершали набеги на побережье Англии, Германии, Франции, Северной Африки и даже Италии – где они сеяли смерть, разрушения и брали с покоренных дань. Ошеломленные европейцы не могли понять, что за корабли приносят в их гавани этот ужас.
Эти корабли появлялись на горизонте внезапно и приближались столь стремительно, что местным жителям едва хватало времени, чтобы скрыться. Небольшая осадка судов позволяли викингам буквально въезжать на берег, и тотчас на землю выгружалась вопящая боевая дружина.
Они часто нападали на церкви и монастыри, потому что в них хранилось много золота и драгоценностей. Куда бы ни отправлялись викинги — они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселились в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Позже они разбили войска папы Римского и завоевали Южную Италию. Их потомки участвовали в крестовых походах.
Многие отчаянные воины викингов дрались как бешеные — даже без доспехов, часто двумя мечами сразу. Этих воинов звали «берсерки» — медвежьи рубашки. Их очень ценили, слагали саги про их славу. Перед битвой берсеркам наливали волшебный напиток — настой, приготовленный из мухоморов. На самом деле, это была отрава, но в небольших количествах она просто дурила голову. Ожидая боя, берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов – асам были угодны воины, погибшие в бою. Считалось, что если викинг умер с мечом в руке, то он попадает в Вальхаллу, в огромный зал пиршеств бога Одина, где воскресшие воины вечно пируют и шутя дерутся между собой.
В Дании существовала полумистическая крепость йомсвикингов в Йомсборге. Там были собраны самые лучшие воины-наёмники. Они отличались своим особым умением в бою, дружностью и неистовостью. Йомсвикинг продолжал стрелять из лука даже тогда, когда ему отрубили в битве обе ноги. Эта легендарная крепость так и не была найдена.
3. Корабли викингов.
Отлично построенные, длинные боевые корабли викингов назывались драккары. Они имели большой квадратный парус и развивали скорость более 6 км в час. Это много по тем временам. Каждый корабль отождествлялся с живым существом. Он имел своё уникальное звучное имя, например «Бык океана», «Ворон ветра», «Морская птица». Как и любое животное у него был свой нос и хвост, которые были соответственно украшены. Часто передняя часть корабля представляла собой деревянную голову мифического животного. Чаще всего дракона. Он и отгонял злых духов, и просто наводил умопомрачительный страх противнику. Драккар полностью заменял викингам родной дом – в походах они проводили сезонами или целыми годами. У них даже были кожаные спальные мешки. Вдоль бортов закреплялись щиты – для защиты от вражеских стрел и устрашения. Самые длинные ладьи имели 50 метров в длину. “Длинный змей”, принадлежащий норвежскому королю Олафу Трюггвасону, был длиной 37 метров. Недалеко от Осло есть музей кораблей викингов, среди которых есть и настоящие, добытые при раскопках.
В море викинги сражались следующими образом: свои корабли они ставили борт о борт друг к другу и связывали между собой. Таким образом, образовывалась целая боевая стена флотилии. Это был настоящий морской остров, на котором разыгрывались сражения. Затем в бою дружина “очищала” корабли противника. Когда на вражеском корабле не оставалось врага, сражение переходило за другое судно. Чаще всего сражения заканчивались тогда, когда главный корабль был очищен. Поэтому этот корабль был всегда хорошо защищён в бою. По его бортам находились самые преданные и сильные дружины. Либо этот корабль был самым мощным и шёл в переднем ряду всей флотилии. Если морское сражение происходило между немногочисленными армиями, то бой происходил по абордажной системе: корабли сцеплялись вместе специальными крюками. На море берсерки не могли принести большой пользы. Зачастую в припадке слепой ярости они срывались с кораблей прямо в море. Викинги также плавали и по большим рекам. Например, по рекам Темза, Рейн, Сена. Викинги не раз захватывали и грабили такие большие города как Лондон, Гамбург, Кельн, Бонн, Париж, которые находятся далеко от берега моря.
4. Оружие
Оружие викингов – это прямой длинный меч и нож, тяжелое копье, топор. Необходимо также отметить особый культ боевых топоров, который существовал в ранние века до эпохи викингов. Он более эффективный в дремучих лесах Норвегии и Швеции, да и вообще в хозяйстве в целом. Поэтому часто, топор был обязательной частью вооружения.
К началу своих завоеваний скандинавы умели делать отличную сталь, поэтому искусство создания мечей было на высоте. Оружие у викингов очень ценилось и воин дорожил своим мечом. Он переходили по наследству – от отца к сыну и дальше. Оружию присваивалось собственное имя (Пламя Одина, Жар битвы, Сорвиголова, Гадюка, Жалящий врага и т.д.). Лезвие меча покрывалось специальными заклинаниями, чтобы сделать воина и его меч непобедимыми в бою. Одним из самых красивых способов украшения мечей был следующий: при изготовлении клинка в рукоять вковывалась поочередно медная и серебряная проволока, отчего меч получался «полосатым».
Шлем викинга обычно он имел простую куполовидную форму либо с носовым щитком, либо также и с защитой для глаз Щиты были круглыми, с оцинкованным центром. Они ярко разукрашивались в различные пёстрые полосы. Всем своим поведением и грозны оружием воин надеялся запугать врага еще до боя. Викинги отращивали длинные волосы и бороду, заплетали их в косички.
5. Мореплавания и торговля
В то время еще не было компаса, и в море викинги ориентировались по солнцу, луне и звездам, а также следили за поведением морских птиц и животных. Норвежские викинги открыли острова Северной Атлантики – Исландию (на древнем языке – «ледяная земля») и Гренландию («зеленая земля»: тогда климат там был теплее, чем сейчас!), а их потомки создали там поселения. Гренландию открыл Эрик Рауди (Рыжий), а его сын Лейф Счастливый доплыл до побережья американского полуострова Лабрадор и основал первую европейскую колонию на острове Ньюфаундленд.
Это было в 1000 году, за 600 лет до Колумба. Викинги назвали открытую землю Винланд – «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией.
Также викинги создали первый в мире парламент — исландский альтинг. Это было первое народное собрание в Европе.
Но не все викинги воевали. Были среди них землепашцы, охотники и рыболовы, купцы. Особенно много викинги торговали как раз с востоком. Еще в самом начале эпохи викингов шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Они быстро освоили знаменитый речной путь из Северных морей в южные – Черное и Каспийское. Путь «из варяг в греки» с Балтийского моря шел по рекам Западная Двина и Днепр в Черное море и Византию. Этот путь был главной частью развития русских земель. Другой восточный водный путь через Неву, Ладожское озеро, Волхов и Волгу вел в Каспийское море и Персию. В местах между реками суда катили через лес на бревнах – волоком.
Одни историки, что первый русский князь Рюрик был именно шведским викингом из местечка Рус. Другие думают, что варяг Рюрик был из «бодричей», полабских славян, что проживали на севере современных Польши и Германии. Но все единогласны в том, что викинги стояли в истоках как Российской, так и Британской империи.
6. Быт, вера и обычаи викингов.
Древние викинги жили общинным строем. Во главе стоял король. Самые известные короли — Харальд Прекрасноволосый, его сын Эйрик Кровавая Секира, Свейн Вилобородый, Фритьоф Смелый, Роллон — покоритель Франции, Хрольф Пешеход — он стал первым герцогом Нормандии, Вильгельм Завоеватель, покоривший всю Англию, Бьерн Железнобокий, делавший набеги в Африку и Грецию.
Плодородной земли у викингов почти не было и они искали богатства в набегах. В Скандинавии они жили в небольших поселках, многие в одном большом прямоугольном доме. Зимой викинги охотились. По лесу они ходили на лыжах и в снегоступах, а по льду на коньках, сделанных их костей животных.
Два любимых занятия викингов — войны и пиршества. На пирах столы ломились от еды и питья, устраивались разные опасные состязания с драками и киданиями топоров. Иногда пиры длились больше недели.
До XI века викинги были язычниками. Их боги жили в небесной крепости Асгард и назывались асами. Верховным богом был одноглазый Один – бог войны и магии. Свой глаз он отдал, чтобы получить мудрость. Один скакал по небу на восьминогом коне. Бог грома – Тор с огромным молотом, носился на колеснице, запряженной двумя мощными козлами. Это мой любимый скандинавский бог. Маленький амулет в виде молота Тора носили многие викинги.
Земледелию покровительствовал Фрейр на диком кабане. Его сестра Фрейя была богиней любви и смерти, а жена Одина Фригг – хранила брак и семейный очаг. Гномы, тролли, эльфы, валькирии, феи – все это персонажи скандинавской мифологии. Я уже рассказывал о Вальхалле, куда попадали павшие в бою, а убитого вождя викинги хоронили прямо в море, на подожженном драккаре.
В Х-ХI веках скандинавы приняли христианство, образовались государственность и эпоха викингов, которая длилась почти 300 лет, закончилась.
У викингов был и моральный кодекс. Он включал целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и для каждого воина. Викинг следовал идеалу: будь велик, будь бесстрашен, будь всегда на виду. Будь викингом, будь в три раза больше, чем на самом деле.
Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и своим товарищам. Все стороны жизни определялись обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.
Смерть и насилие, приносимое набегами древних скандинавов, тоже имело свой кодекс. Не нападай на торговцев, крестьян и женщин. Не нападай на человека, уже сражающегося с кем-то. Эти простые правила хоть и не всегда выполнялись до конца, но всё-таки в целом были следуемы.
Вожди были обязаны демонстрировать мужество стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме «Havamal», что в переводе значит «Слово Высшего».
7. Легенды и песни викингов.
О славных подвигах слагались песни. Они называются саги. В них мы видим героев, полных отваги, выносливости, верности, любви к свободе и чувства чести. Например, вот отрывок из саги о легендарном Харальде Синезубом.
Харальд сел на судно,
Став конем хвостатым.
Ворог ярый вендов
Воском там истаял.
А под ним был Биргир
В обличье кобылицы.
Свидели воистину
Вои таковое.
Эти народные сказания, былины являются одними из старейших интереснейших литературных источников. Саги создавались и пелись в основном скальдами и передавались часто «из уст в уста», но многие из них, хоть и в переводе дошли и до нас.
Снова лоб холодит шлема сталь,
Соленые брызги в лицо летят.
Нас кличут викингами, значит едва ль
Есть у нас дорога назад…
На берегу забыли Одина и Тора,
Не хотите верить в Вальхаллу — не верьте!
Отнявшего жизнь не назовут вором,
Ветер попутный и нам, и смерти!
Нас боятся и нас ненавидят,
Нас не ждут никогда и нигде.
И так будет, пока глаза наши видят
След чужих кораблей на воде…
На берегу забыли Одина и Тора,
Не хотите верить в Вальхаллу — не верьте!
Отнявшего жизнь не назовут вором,
Ветер попутный и нам, и смерти!
И не каждый увидит старость —
Нам иная судьба дана:
Погребальным костром станет парус,
А курганом нам будет волна…
На берегу забыли Одина и Тора,
Не хотите верить в Вальхаллу — не верьте!
Отнявшего жизнь не назовут вором,
Ветер попутный и нам, и смерти!
У викингов была и письменность. Их письменные знаки называются рунами, которые они вырезали на священных камнях, на оружии.
именем Тора.
viking-98.my1.ru
Куда пропали викинги?
В 983 году отважный викинг Эрик Рыжий обнаружил к западу от Исландии новые необжитые земли. Остроумно назвав их Гренландией, то есть «Зелёной землёй», он уговорил группу соотечественников уехать вместе с ним. Колония скандинавов просуществовала около 450 лет, но в конце XIV века, по не совсем понятным причинам, связь с материком оборвалась.Полтора века спустя европейцы вновь прибыли на остров, но не обнаружили никаких следов первых поселенцев… Попробуем разобраться, что же там произошло, но начнём с отправной точки — норманнских завоеваний.
Викинги терроризировали средневековую Европу на протяжении нескольких столетий. Само слово vikingar на древнескандинавском означало либо «пират», либо «человек из фьорда», но тоже в принципе разбойник.
И скандинавская экспансия, надо признать, была довольно успешной. Одной из самых успешных в истории: варяги основали династии по всей Европе — от Сицилии до Англии. А кое-где способствовали образованию целых государств — в Нормандии или на Руси.
Династия, основанная викингами (вернее, различные её ответвления), фактически правила Русью вплоть до Ивана Грозного. Были они пионерами и в освоении Северной Атлантики, став первыми европейцами, ступившими на американскую землю около 1000 года нашей эры. Но «открытие» Нового Света было, по сути, лишь побочным продуктом другого смелого проекта — колонизации Гренландии. Поселение викингов продержалось на этой земле около 450 лет (а может, и 500) и всё это время было едва ли не самым отдалённым уголком Европы. А потом исчезло.
Однако в последнее время интерес к истории скандинавской Гренландии, пожалуй, не меньший, чем к хроникам крестовых походов. Учёные задаются вопросом: как могла под боком у Европы исчезнуть целая страна, что послужило тому причиной?
Помимо Гренландии, норманнские общества были основаны в Исландии, а
также на Оркнейских, Шетландских и Фарерских островах. Единственным
археологически достоверным поселением викингов в Америке признано
обнаруженное ещё в 1960 году Л’Анс-о-Медоуз на территории современной
Канады в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Прелюдией к колонизации
самого большого в мире острова стала невероятная активизация древних
скандинавов, начиная со второй половины VIII века.
В то время викинги жили в буквальном смысле на задворках Европы:
римское влияние их практически не коснулось, и все достижения
цивилизации проникали туда в Ш? последнюю очередь. Экспансионистский
пыл »основной массы германцев, вылившийся во всем известное «Великое
переселение народов», у скандинавов немного припозднился. И поэтому,
вероятно, стал столь заметным явлением: в VIII-XI веках
норманны-датчане-варяги были одной из самых заметных сил на
политической карте Европы.
У местного населения было два преимущества: во-первых, это ценные
ресурсы -пушнина, шкуры морских животных и воск, а во-вторых
-причудливая береговая линия, которая способствовала тому, что северяне
стали искусными мореплавателями. Выход к морю у них тоже имелся — и
никаких окон прорубать не пришлось.
Постепенно скандинавские купцы наладили маршруты до конечных рынков сбыта — туда, где за их изделия щедро платили золотом.
Богатство чужеземцев настолько вскружило голову некоторым торговцам,
что в один прекрасный день они решили ничего из «товаров народного
потребления» с собой не брать. Зато в избытке запаслись холодным
оружием и прочими недобрыми приспособлениями.
Так удачливые торговцы превратились в «викингов» — морских разбойников. Отметим между тем, что во главу угла они всё равно ставили материальную выгоду в любых её проявлениях. Выражаясь современным языком, были рискованными и при этом не очень разборчивыми в средствах бизнесменами.
В ходе промысловых экспедиций в открытом море некоторые из кораблей
сбивало с курса и уносило в северо-восточную часть Атлантики. Однажды
моряк по имени Гуннбьёрн заметил там новые земли и поведал об этом
своим сородичам.
Рассказы эти не оставил без внимания один из самых неугомонных викингов
того времени — Эйрик Торвальдссон, боле известный как Эрик Рыжий. Чтобы
составить о нём какое-то представление, достаточно упомянуть, что его
дважды лишали «прописки»: сначала в Норвегии, а потом и в Исландии. Оба
раза — за убийства.
Гренландия ассоциируется с вечной мерзлотой, айсбергами и сковывающими
сушу льдами. Но не такая уж она снежная, эта земля. Более того, в конце
I тысячелетия нашей эры, в период потепления, она казалась идентичной
известному скандинавам миру. Основанные здесь поселения находились
между 61 и 64 параллелями. Природа в этих местах очень напоминает
таковую в Исландии (64-66 параллели) или северной Норвегии (выше 65
параллели). Но там есть Гольфстрим, а Гренландия омывается арктическими
течениями. Впоследствии это сыграет свою роль.
Обнаружив новые «ничейные» земли, Эрик вернулся и предложил группе исландцев присоединиться к нему в их освоении.
Они отплыли внушительной по тем временам флотилией в 25 кораблей, из
которых до пункта назначения добрались лишь 14 — с 400 поселенцами на
борту.
Викинги основали два поселения — Восточное и Западное. Названия эти,
кстати говоря, не должны ввести вас в заблуждение — они скорее Южное и
Северное, или Северное и Ещё Более Северное. Впоследствии общая
численность островитян составляла, по разным оценкам, от двух до пяти
тысяч человек.
Последнее документальное свидетельство о «живых» гренландцах датируется
1410 годом. Оно буднично описывает, как некий капитан Торстейн Олафссон
прибыл на остров, прожил там 4 зимы, женился на девушке по имени Сигрид
Бьорнсдоттир и благополучно отплыл обратно.
Когда в 1585 (по другим данным, в 1540-м) году европейцы вновь прибыли
в далёкую колонию, они не обнаружили там ничего, кроме нескольких
полуразвалившихся строений.
Излишне эмоциональные впечатления второй волны «первооткрывателей» добавили проблеме чрезмерный ореол таинственности. На самом деле современная наука нашла (и продолжает находить) многочисленные свидетельства о быте и условиях жизни древних скандинавов в Гренландии. В том числе и последних из них.
Наиболее старой является версия о смерти от рук инуитов. Они же
эскимосы, они же представители культуры Туле. Викинги в этнографические
тонкости не вдавались и прозвали их скрелингами (skraelings), что по
одной из версий означало «негодяи», а по другой — «обрубки» или
«чурочки».
Так вот, экспедиции, посланные на поиски исчезнувших поселенцев,
пребывали в уверенности, что последние до сих пор бродят где-то среди
язычников, одичавшие и неприкаянные.
Тогда же, по преданию, были мельком замечены «голубоглазые скрелинги» —
потомки якобы смешавшихся с местным населением викингов, а сами инуиты
вроде как поведали об имевших место битвах с «бледнолицыми».
Увы, последние данные генетиков свидетельствуют, что никакого смешения
со скандинавами людей Туле, скорее всего, не было. Гисли Пальссон из
Исландского университета ещё в 2005 году опубликовал результаты
расшифровки ДНК гренландских и канадских инуитов, в которых следов
европейских гаплогрупп обнаружено не было.
Не нашли их и другие учёные: при анализе наследственных комбинаций и
связей между палео- и неоэскимосами, а также при сравнительном
исследовании генетических маркеров, извлечённых из останков викингов и
взятых у контрольной группы инуитов.
Кстати, насчёт «местных»: эскимосы кажутся нам естественными обитателями Гренландии. Но дело в том, что викинги считали коренным населением именно себя. Люди Туле пришли на эти земли лишь около 1300 года. А так называемые палеоэскимосы — представители дорсетской культуры — настолько далеко на юг не забирались.
Да и что же это получается? Малорослые да ещё и пришлые туземцы стёрли
с лица земли наводивших ужас на всю Европу воинов? В голове не
укладывается.
Всем известна история испанского завоевания Америки, когда сотни или
даже десятки конкистадоров побеждали многотысячные армии инков или
чибча-муиска. А тут?
В скандинавских источниках есть несколько свидетельств, описывающих
встречи с пришельцами. Последняя документальная запись и вправду
сообщает нам о мрачных событиях 1379 года, когда напавшие на поселение
скрелинги убили 18 мужчин, а «двух детей и одну наложницу» угнали с
собой.
Причём события разворачивались уже в Восточном поселении -ключевом
форпосте скандинавского общества. Это как Наполеона к Москве пустить.
Да и 18 взрослых мужчин для такого небольшого общества — значимое число.
И всё же военные столкновения не были причиной исчезновения викингов —
ведь в пользу этой версии не найдено ни археологических, ни
генетических свидетельств.
Отсутствие смешанных браков, кстати, может иметь весьма оригинальное объяснение.
Раньше к вопросу брака подходили более вдумчиво и основательно. Во
главу угла ставилась эффективность. Ведь союз двух (как минимум) людей
был в буквальном смысле жизненной необходимостью, а не каким-нибудь там
аффектом.
Скандинавских жён с детства обучали ткать шерсть, заботиться о скотине
и ухаживать за посевами. Инуитских — готовить каяки и разделывать туши.
Точек соприкосновения было не так уж много.
В общем, оставив людей Туле в покое, учёные переключились с поиска
следов возможных баталий на более глобальную вещь — климат.
«Климатическая» теория быстро стала одной из самых популярных: Малый
ледниковый период хорошо отложился в сознании европейцев.
Сегодня среднегодовая температура в Гренландии составляет 5-6 градусов
по Цельсию на побережье и около 10 градусов во фьордах. По словам
очевидцев, условия для проживания там и сейчас, в тёплую эпоху,
несладкие.
Относительно мягкий климат господствовал в Северной Атлантике и в
первые столетия колонизации — между 800 и 1300 годами. Не исключено,
что он был ещё мягче, чем сейчас. Но уже в XIV веке, условия стали
постепенно ухудшаться, и к 1420 году Малый ледниковый период вышел на
нижнее температурное плато.
В более умеренных широтах такие перемены были бы не столь критичны, но
в Гренландии климат слишком хрупок, а вегетационный период растений
слишком короток. Достаточно было небольшого изменения температуры,
чтобы нарушить баланс.
Как изящно выразился ещё один известный исследователь викингов Томас
Макговерн, «стало холодно — и все умерли». Или их, ослабленных, добили
эскимосы.
Но так ли суров был климат?
Большинство современных исследователей считает, что вплоть до
исчезновения поселений никаких катастрофических изменений температуры
не происходило. Да и приспособились же к ещё более холодному климату
XVII века соседи-исландцы!
Изучая климат и последствия его ухудшения, некоторые учёные пришли к
выводу, что, с точки зрения формальной оценки, проблема исчезновения
скандинавской цивилизации в Гренландии не решаема. Слишком много
независимых переменных, а оценить удельный вес каждой из них в конечном
результате просто невозможно.
Поэтому для начала»исчезновение» разбили на два этапа: последовательное
ухудшение условий жизни гренландцев и, собственно, их таинственная
пропажа.
Одну из наиболее продвинутых моделей анализа предложил уже упомянутый
Джаред Даймонд. Он сказал: ладно, климат — это слишком фундаментально;
необходимо выделить несколько более сфокусированных причин краха
скандинавов.
Невесёлую картину рисует американский биолог и антрополог: он считает,
что уже в первые годы поселенцами был нанесён значительный вред хрупкой
и неустойчивой экологии острова, а потом шла лишь упорная борьба за
выживание, усугубляемая ухудшением климата и нападениями инуитов.
Снабжение было жизненно необходимым для островитян, поскольку у них
много чего не было. Железа например. Исландцы были поражены, однажды
увидев гренландское судно с деревянными гвоздями и прочими запчастями.
Хм… А оружие? Викинг без меча -уже не викинг. В Валгаллу таких не
принимают.
Отсутствие ресурсов подрывало экономическое развитие и снижало
производительность труда. Кстати, в отличие от гренландцев, исландцы
поддерживали контакт с Норвегией даже во время Малого ледникового
периода. Благо пути не были столь непроходимо наводнены айсбергами, как
в случае с Гренландией.
Викинги также испытывали сложности с разведением скота и с земледелием:
диета поселенцев изменилась с первоначальных 80/20 в пользу
традиционного «европейского» меню, до 20/80 в пользу «местного» (в
первую очередь тюленей).
Найденные в норвежских архивах свидетельства говорят о том, что
большинство гренландцев никогда в жизни не видели ни пшеницы, ни хлеба,
ни «нормального» мяса.
Однако все вышеупомянутые факторы (с первого по четвёртый) меркнут в
сравнении с «культурными предрассудками» скандинавов. По крайней мере,
по мнению Джареда Даймонда и ряда других специалистов.
Викинги, например, вместо нужных в хозяйстве вещей импортировали очень
дорогие предметы церковной утвари и возводили церкви (других полностью
каменных зданий на острове не было). Не смогли они приспособиться и к
круглогодичной охоте на тюленей и северных оленей.
Нет, в целом и климат сыграл свою роль, безусловно. Однако по большому
счёту люди просто не видели перспективы — остров превратился в нечто
напоминающее «депрессивный регион» в современной традиции.
В связи с этим могла произойти и потеря престижа гренландской знати. И
голодные бунты, и прочие неприятные вещи в последние годы были весьма
возможны. Вот вам и «таинственное» исчезновение.
Но, скорее всего, и этого не было. Молодёжь просто»проголосовала
ногами». Демографическое моделирование ситуации на острове, проведённое
датским биологом и антропологом Нильсом Линнерупом, показало, что
население острова, по всей видимости, снижалось не столько в силу
естественной убыли, сколько вследствие эмиграции.
Под конец оно сократилось до уровня, когда обеспечить все необходимые
для выживания функции было невозможно. Согласно расчётам, к этому могла
привести последовательная ежегодная эмиграция всего лишь десяти
поселенцев!
Вполне возможно, люди отплывали аккуратными группками и расселялись по
всей Скандинавии. Тогда это никто не воспринимал как «коллапс
цивилизации». А оставшиеся — не смогли справиться сами.
Да и потом многие учёные, под влиянием, видимо, экологического тренда,
как на неоспоримое доказательство «вины» европейцев указывают на их
неспособность или нежелание адаптироваться — ведь люди Туле после
исчезновения викингов «процветали».
Однако ж адаптация инуитов к холоду включает и повышенный уровень
основного обмена, и соответствующие «модификации» относящихся к нему
физиологических характеристик. Плюс часть знаний передаётся из
поколения в поколение — необходимо выучить язык. То есть стать инуитом.
Интересная газета. Тайны истории №23
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:
paranormal-news.ru