Содержание

КС-172 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2018; проверки требуют 3 правки.
КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух — воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:
до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, ра

ru.wikipedia.org

Авиационная ракета большой дальности КС-172 (AAM-L)

Материалы предоставлены: Лапшаков А. гр. А532 БГТУ «ВОЕНМЕХ»

]]>]]>

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, предназначенная для борьбы со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками, самолетами-заправщиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.

Головной разработчик — ОАО ОКБ «Новатор» им. Люльева Л.В. (г.Екатеринбург). 

Разработка авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в ОКБ «Новатор» в 1991 году. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 9М83 наземного комплекса ПВО С-300В. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993 (см. ]]>фото]]>). Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой программы.  В условиях недостаточного финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая обеспечила значительную долю финансирования проекта.  На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей.

]]>]]>В декабре 2003 года на выставке в Дубае ОАО ОКБ «Новатор» представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов вооружения Су-35, позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне МАКС-2007 (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>, ]]>фото3]]>). Ракета КС-172С-1 получила новый стартовый двигатель и вторую ступень измененной конфигурации, габаритные размеры остались прежними. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что соответствует положению Режима контроля за нераспространением ракетных технологий.

На выставке Air Show China 2008 Россия вышла с предложением поставить ракету КС-172С-1 для народно-освободительной армии Китая в составе вооружения 38 новейших многофункциональных боевых самолетов Су-35МКК.

В настоящее время КС-172 является проектом самой дальнобойной ракеты «воздух-воздух» в мире, причём по дальности она значительно превышает своего ближайшего конкурента ракету Р-37.

На западе обозначается AAM-L (Air-to-Air Missile — Long range).

Состав

]]>]]>КС-172-1 представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракеты, выполненную по аэродинамической схеме «несущий корпус». Ракета оснащена цельноповоротными рулями, размещенными в хвостовой части второй ступени и стабилизаторами решетчатого типа на первой ступени. Для уменьшения поперечного габарита стабилизаторы выполнены складывающимися.

Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель 3Л10, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. Длина первой ступени -1400мм.

В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть. В хвостовой части находятся маршевый твердотопливный ракетный двигатель и рулевой отсек. 

Управление ракетой на маршевом участке полета осуществляется с помощью аэродинамических рулей. На этом участке ракета  наводится на цель системой командно-инерциального управления, полет осуществляется по энергетически оптимальным траекториям, что обеспечивает предельно большую досягаемость. 

На дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью АРГСН 9Б-1103М (см. описание). 

АРГСН 9Б-1103М обеспечивает:

  • поиск, захват и сопровождение воздушных целей,
  • прием и дешифрацию сигналов радиокоррекции,
  • формирование и передачу сигналов по цифровой линии связи для управления ракетой.

Боевая часть — осколочно-фугасная, направленного действия. Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем или контактным взрывателем в случае прямого попадания в цель.

Подвеска ракеты на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-172 (см. ]]>фото]]>). АКУ-172 разработана ОАО «Научно-производственное объединение «Старт» (г.Екатеринбург).

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность пуска, км   400 (300 для AAM-L)
Высота полета поражаемых целей, м:
          — минимальная
          — максимальная

  3
  30000
Средняя скорость ракеты, км/ч   1400
Максимальная скорость поражаемых целей, км/ч   4000
Максимальная перегрузка поражаемых целей   12
Габариты, мм:
          — длина
          — диаметр корпуса
          — диаметр первой ступени
          — размах рулей

  7400
  400
  510
  750
Стартовая масса ракеты, кг   750
Масса боевой части, кг   50

rbase.new-factoria.ru

КС-172 / РВВ-Л / AAM-L

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
КС-172 / «изделие 172» / РРВ-Л / AAM-L
КС-172С-1
/ AAM-L   Ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ «Новатор» (г.Свердловск, ныне — Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L  (Air-Air-Missile — Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г.  проводились наземные испытания ракеты — вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты — КС-172С-1 — с измененной конструкцией.

Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете «воздух-воздух» большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ «Новатор» с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ «Вымпел» с ракетой К-37

. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ «Новатор» в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР «Графоман» — ист. — Годовой отчет)» по формальным причинам (ист. — Карпенко).

 


Макет ракеты КС-172 на выставке в Жуковском, 1993 г. (фото — Piotr Butovski, Nowa Technika Wojskowa №1 / 1994 г.).


Макет ракеты КС-172С-1 на авиасалоне МАКС-2005 (фото из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).


Макет ракеты КС-172С-1 под крылом Су-35БМ борт №901 вероятно на авиасалоне МАКС-2005 или позже (фото — Miroslav Gyurosi,http://www.ausairpower.net).


Пусковая установка — на выставке МАКС-2007 макет ракеты КС-172С-1 был подвешен под Су-35 на пусковой установке АКУ-58А.

НПП «Старт» (г.Екатеринбург) было разработано и, возможно, испытано авиационное катапультное устройство АКУ-172.

 
Система управления и наведение — инерциальная система управления, вероятно, с радиокоррекцией на маршевом участке траектории и активная радиолокационная ГСН 9Б1103М на конечном этапе (80-100 км до цели). Разработчик ГСН 9Б1103М — НПО «Агат». Пуск ракеты осуществляется по целям находящимся в секторе в 90 град в передней зоне обзора самолета-носителя. Траектория ракеты на маршевом участке вероятно близка к баллистической.


ГСН 9Б1103М на выставке МАКС-2009, 21.08.2009 г. (фото — Allocer, http://ru.wikipedia.org).

Конструкция — двухступенчатая ракета. Маршевая ступень — несущий корпус с аэродинамическими рулями. В основе ракеты конструкция и двигатель второй ступени ЗУР 3М83 комплекса ПВО С-300В. Стартовая ступень варианта КС-172С-1 вероятно оснащена раскрывающимися решетчатыми стабилизаторами.
Двигатели — стартовый РДТТ-ускоритель 3Л10 (длина 1400 мм, ист. — Карпенко) и маршевый РДТТ — аналог двигателя ЗУР 3М83;  
ТТХ ракеты:
 КС-172КС-172С1
Длина7400 мм
5800-6000 мм (маршевая ступень)
6000 мм / 7400 мм (по др.данным)
Диаметр корпуса510 мм (стартовая ступень)
400 мм (маршевая ступень)
400 мм / 510 мм (по др.данным)
Размах рулей750 мм 
Масса750 кг700 кг
Масса БЧ50 кг 
Дальность действиядо 400 км300 км
Высота полета цели3 — 30000 м 
Скорость ракеты средняя1400 м/с 
Скорость цели максимальная4000 км/ч 
Перегрузка цели максимальная12 G 

Типы БЧ — осколочно-фугасная  направленного действия с неконтактным радиовзрывателем. Модификации:
— КС-172 — базовая модель, впервые показана в 1993 г.
— КС-172С1 — экспортная модификация с измененным корпусом и ТТХ, впервые показана в 2003 г.  
Носители:
— МиГ-31М — в СМИ в 1990-е годы упоминался как один из возможных носителей ракеты КС-172.- Су-35 — в СМИ в 1990-е годы упоминался как один из возможных носителей ракеты КС-172. Для самолета предназначена и ракета КС-172С-1.

— Су-30МК ВВС ИНдии — в качестве потенциального носителя экспортного варианта ракеты КС-172С-1.

— Т-50 / ПАК ФА — в СМИ в 2000-е годы упоминался как один из возможных носителей ракеты КС-172.

Статус: СССР / Россия

— 1995-1997 г.г. — находится в разработке.
 

Экспорт:
— Индия
— проявляла интерес к участию в разработке и даже производству ракеты по лицензии. По неподтвержденным данным, Индия  финансирует завершение разработки ракеты (начало 2000-х годов) .

Источники:

Александров С. Чтобы война осталась «холодной». // Техника-молодежи. №12 / 2003 г.
Бутовски Петр. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1. Джейнс Миссайлз энд рокетс (Джейнс – Ракетная техника), 1 марта 2004 г.
Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Годовой отчет ОАО ОКБ «Новатор» за 2010 г. г.Екатеринбург, 2011 г.
Дмитриев А., Перспективы военной авиации. // Независимое военное обозрение. № 22 / 1997 г.
Ильин В., Су-35 — последняя новость.// Техника и оружие. N 1 / 1995 г.
Карпенко А.В. Авиационная ракета сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух» КС-172. 2012 г. (источник).
КС-172. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.
Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996 г.
На Су-35 есть даже электроплита. // Новости разведки и контрразведки. N 9-10 / 1994 г.
Су — триплан. // Крылья родины. N 3 / 1994 г.

militaryrussia.ru

172 — это… Что такое КС-172?

КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ,
ПАК ФА (предположительно)

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух-воздух» большой дальности). Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство.

В настоящее время является проектом наиболее дальнодействующей управляемой ракеты «воздух-воздух».

История создания

Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году[2]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 3М83 наземных комплексов ПВО С-300[2]. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993[1].

Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ — практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой[2]. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[4]. Подобная дальность позволяет уверено поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35[2][3], позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне[3]. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними — была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС[2].

Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух»[2].

Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА[5].

Конструкция

Эскиз ракеты КС-172 по прототипу, представленному в 1993 году Эскиз ракеты КС-172С-1 по прототипу, представленному в 2003 году

Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной — первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической[6].

Головка самонаведения 9Б-1103М. МАКС-2009

Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты[7]. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание[3].

Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.

Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.

Сравнение с аналогами

В настоящее время КС-172 является проектом самой дальнобойной ракеты «воздух-воздух» в мире, причём по дальности она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента — российскую же Р-37.

На 2009 год только Россия обладает ракетами «воздух-воздух» с дальностью более 200 км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.

В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.

Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах «воздух-воздух» большой / сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-155 был закрыт в 1992 году[8]. Вероятно, это было связано с распадом Советского Союза и фактическим превращением США в единственную мировую сверхдержаву, произошедшем за год до этого.

Название, индексСтранаСтатусМаксимальная дальность[ср 1], кмГод принятия на вооружениеМасса (стартовая / боевой части), кгКоличество ступенейНосители[ср 2]Изображение
AIM-47 Falcon (англ.)русск.  США   На вооружение не принималась 210  360 / ? 1 YF-12 (англ.)русск.
В-148  СССР На вооружение не принималась 250  650 / 60 1 Ту-148, МиГ-25
AIM-54 Phoenix  США   В настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана[ср 3]
184 1974 год 460 / 60,75 1 F-14
Р-33  СССР
 Россия
Эксплуатируется 160 1981 год 490 / 47 1 МиГ-31
Р-37  СССР
 Россия
Эксплуатируется 300 1989 год 600 / 60 1 МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM[ср 4]  США На вооружение не принималась 270 Разработка прекращена
в 1992 году
172 / 22,7 1 F-15, F-22
КС-172  Россия В разработке (лётные испытания) 400  750 / 50 2 Су-30МК, Су-35/БМ, ПАК ФА

Примечания:

  1. Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Примечания

dic.academic.ru

КС-172 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

КС-172
Основные характеристики
Тип: управляемая ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение: Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние: Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска: до 400 км[1]
Предельные высоты цели: от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели: 4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели: 12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина: 7,4 м[1]
Диаметр: 0,51 м[1]
Размах рулей: 0,75 м[3]
Стартовая масса: 750 кг[1]
Тип боевой части: осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части: 50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители: Су-30МК, Су-35/БМ,
ПАК ФА (предположительно)

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух-воздух» большой дальности). Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство.

В настоящее время является проектом наиболее дальнодействующей управляемой ракеты «воздух-воздух».

История создания

Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году[2] (по другим данным, которые представил гл. редактор сборника «Бастион» А. В. Карпенко, начало работ над проектом относится к 1984)[4]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 3М83 наземных комплексов ПВО С-300[2]. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993[1].

Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ — практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой[2]. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[5]. Подобная дальность позволяет уверенно поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35[2][3], позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне[3]. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними — была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС[2].

Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух»[2].

Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА[6].

Конструкция

Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной — первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической[7].

Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты[8]. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание[3].

Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.

Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.

Сравнение с аналогами

В настоящее время КС-172 является проектом самой дальнобойной ракеты «воздух-воздух» в мире, причём по дальности она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента — российскую же Р-37.

На 2009 год только Россия обладает ракетами «воздух-воздух» с дальностью более 200 км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). В США есть модификация ракеты aim-120D «AMRAAM», способная поражать цели на дальности 180 км. Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.

В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.

Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах «воздух-воздух» большой / сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-155 был закрыт в 1992 году[9]. Вероятно, это было связано с распадом Советского Союза и фактическим превращением США в единственную мировую сверхдержаву, произошедшем за год до этого.

Название, индекс Страна Статус Максимальная дальность[ср 1], км Год принятия на вооружение Масса (стартовая / боевой части), кг Количество ступеней Носители[ср 2] Изображение
AIM-47 Falcon (англ.)русск. США США   На вооружение не принималась 210  360 / ? 1 YF-12 (англ.)русск.
В-148 СССР СССР На вооружение не принималась 250  650 / 60 1 Ту-148, МиГ-25
AIM-54 Phoenix США США   В настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана[ср 3]
184 1974 год 460 / 60,75 1 F-14
Р-33 СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется 160 1981 год 490 / 47 1 МиГ-31
Р-37 СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется 300 1989 год 600 / 60 1 МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM[ср 4] США США На вооружение не принималась 270 Разработка прекращена
в 1992 году
172 / 22,7 1 F-15, F-22
КС-172 Россия Россия В разработке (лётные испытания) 400  750 / 50 2 Су-30МК, Су-35/БМ, ПАК ФА

Примечания:

  1. Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Напишите отзыв о статье «КС-172»

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [www.airwar.ru/weapon/avv/ks172.html KC-172] (рус.). Уголок неба. — описание ракеты КС-172. Проверено 4 сентября 2009. [www.webcitation.org/66jaOURv6 Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Петр Бутовски. [airsana.narod.ru/uea02/KC-172.htm Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1] (рус.). Janes missiles and rockets (1 марта 2004 г.). — Перевод статьи, посвящённой ракете КС-172 в издании «Джейнс — ракетная техника». Проверено 4 сентября 2009. [www.webcitation.org/66jaQU5ut Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].
  3. 1 2 3 4 [www.testpilot.ru/russia/novator/ks/172/ks172.htm KC-172 (РВВ-Л)] (рус.). testpilot.ru. — УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Проверено 7 сентября 2009. [www.webcitation.org/66jaR0brY Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].
  4. Карпенко А. В. [bastion-karpenko.narod.ru/KS-172.html Авиационная ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172]. (электронный ресурс) // Военно-технический сборник Бастион : журнал оборонно-промышленного комплекса, 2012. — Проверено 15 июня 2016
  5. [www.airwar.ru/weapon/avv/r37.html Р-37] (рус.). Уголок неба. — описание ракеты Р-37. Проверено 4 сентября 2009. [www.webcitation.org/66jaShkXL Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].
  6. Леонид НИКОЛАЕВ. [www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/139/ Пять визитных карточек ПАК ФА] (рус.). Военный паритет (2 февраля 2008 года.). Проверено 7 сентября 2009. [www.webcitation.org/66jaUdLNx Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].
  7. [www.ausairpower.net/APA-NOTAM-060807-1.html Пестицид для Супер Шершней (Pesticide for Super Hornets)] (рус.). Air Power Australia Research and Analysis (6th August, 2007). Проверено 9 ноября 2009. [www.webcitation.org/66jaVd8J6 Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].
  8. оценка на основе максимальной дальности в 300—400 километров и максимальной скорости цели ракеты в 1,1 км/с
  9. [www.airwar.ru/weapon/avv/aim155.html AIM-155 AAAM] (рус.). Уголок неба. Проверено 6 ноября 2009. [www.webcitation.org/66jaWXUXk Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012].

Отрывок, характеризующий КС-172

Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя и Москву утрояет силы русского войска.
Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.

wiki-org.ru

KC-172 (РВВ-Л)УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности

KC-172

    В ОКБ «Новатор» ведется разработка ракеты сверхбольшой дальности КС-172. В 1993 году был продемонстрирован макет ракеты, получившей на Западе обозначение AAM-L. Вероятно, КС-172 создается на базе одной из УР, разработанных ранее «Новатором».
    Это двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость. Первая ступень разгонная, после выработки топлива сбрасывается. После сброса первой ступени включается маршевый двигатель. Стартовый вес ракеты около 750 кг.
    Ракета оснащена комбинированной системой самонаведения. На маршевом участке наведение осуществляется инерциальной СН. На участке самонаведения используется активная радиолокационная ГСН. Предполагаемая дальность ракеты около 400 км. Высота перехватываемой цели от 3 метров до 30 километров. Ракета может быть эффективно использована против высотных разведывательных ЛА, самолетов ДРЛО и РЭП, летающих командных пунктов и стратегических бомбардировщиков. Для применения на максимальную дальность может потребоваться внешнее целеуказание.
    По данным П.Бутовского, было произведено несколько испытаний ракеты без установленной системы наведения. Испытания ракет, оснащенных только автопилотом и имеющих заложенную программу маневрирования, обычны для ранних этапов разработки ракет «воздух-воздух».
    Вариант этой ракеты предполагается предложить на экспорт для определенного круга заказчиков. Изделие «172», установленное на подкрыльевом пилоне модели истребителя Су-35, было показано на авиасалоне «Дубай-2003». Экспортный вариант УР под обозначением 172S1 будет иметь дальность действия 300 км, а исходный вариант, согласно требованиям российских ВВС, — 400 км.
    Макет 172С-1 отличается от представленного в 1993 г. внешним видом. Две ступени имеют оба макета, но в последнем макете ракеты КС-172С-1 увеличена длина ускорителя тандемной схемы, а диаметр его уменьшен. Длина ракеты без ускорителя снизилась, и, таким образом, общий размер остался прежним. На макете 1993 г. носовая часть ракеты была меньшего диаметра. В последнем варианте дизайна весь фюзеляж имеет один диаметр, а хвостовые рули кресто-образной формы имеют меньший размах и большую хорду.
    Макет авиационной ракеты класса «воздух-воздух» 172С-1 был представлен на авиасалоне МАКС 2007 вместе с истребителем Су-35. По информации ОКБ «Новатор», ракета обеспечивает поражение самолетов всех типов, дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, а также ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР средней и большой дальности (в режиме обороны).

Описание
Разработчик СМКБ «Новатор»
Обозначение КС-172 172С-1
Обозначение NATO AAM-L
Разработка 1993 2003
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активная
Геометрические и массовые характеристики
Длина (со 2-й ступенью), м (7,4) 6
Размах крыла (оперения), м 0,75 (?)  
Диаметр, м 0,51 0,4
Стартовая масса, кг 750 700
Вес БЧ, кг ок. 50 50
Тип БЧ осколочно-фугасная
Взрыватель активный РЛ  
Силовая установка
Двигатель стартовый РДТТ-ускоритель (длина 1400 мм)
Летные данные
Дальность пуска, км до 400 300
Высота цели, м 3-30000
Максимальная перегрузка цели, g 12

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  2. КС-172 (AAM-L) / Уголок неба /
  3. Полёт «Беркута» / В. Ильин «Авиация и Космонавтика» 1/98 /
  4. Missiles / Aviation Week /
  5. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1 / П.Бутовски, Джейнс – Ракетная техника /

Помогали:

  1. M.Jerdev

testpilot.ru

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Авиационная ракета сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух» КС-172 (изделие 172, 172С-1, К-100) разрабатывается ОКБ «Новатор» с 1984 года, главный конструктор В.Смирнов. В основу разработки были положены конструкторские решения от второй ступени хорошо зарекомендовавшей себя ракеты 9М83 наземных зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск С-300В (экспортный вариант «Антей-2500»).
Впервые эта ракета под обозначением «AAM-L» (»Air-to-Air Missile – Long range» — ракета «воздух-воздух» большой дальности) была открыто продемонстрирована на выставке военной технике в Абу Даби в 1993 году, затем на первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93 Жуковском в 1993 году.

Ракета КС-172 обеспечивает поражение самолетов практически всех типов, дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, а также ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР средней и большой дальности (в режиме самообороны), она также обеспечивает поражение самолетов РЛДН типа АВАКС. Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Предполагаемая дальность ракеты около 400 км. Высота перехватываемой цели от 3 метров до 30 километров.
Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую полноповоротными рулями. Первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, чем вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном участке полёта. В головной части маршевой ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения и система инерциального наведения. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия и взрыватели. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули.
Подрыв боевой части обеспечивается радиолокационным взрывателем, при прямого попадания действует контактный взрыватель.
Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая в свое время осуществляла определенную долю финансирования проекта.
Было произведено несколько испытательных пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух». Проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ отечественных ВиВТ.

Информации по дальнейшим работам по данной разработке было очень мало, вероятно, НИОКР была достаточно засекречена. Однако, в декабре 2003 года на выставке в Дубае ОКБ «Новатор» представило экспортный вариант модернизированной ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35 в виде миниатюрной модели, этот вариант ракеты имел увеличенную длину в сравнении с ранее демонстрированными образцами. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС.
Как стало известно, иностранные разведки и специалисты проявляли к КС-172 повышенный интерес, в основном, из-за огромной секретности работ по ней и большой дальности действия, аналогичных систем на Западе не было.


Реконструкция ракеты КС-172 по образцу на МАКС-93 (А.В.Карпенко)

Вероятно, интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки новейшего истребителя пятого поколения ПАК ФА и формированием номенклатуры его вооружения.
Примерно в это время по ракете большой дальности класса «воздух-воздух» МО РФ проводило закрытый конкурс. Кроме ОАО «ГосМКБ «Вымпел» (КТРВ) с К-37 в нем участвовало ОАО «ОКБ «Новатор» с ракетой КС-172 (172С-1, AAM-L).
Впоследствии тема «КС-172» была засекречена, информация по ракете стала еще более скудной. Екатеринбургскому ОКБ «Новатор» в очередной раз не удалось получить разрешение на демонстрацию на МАКС-2005 ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» КС-172 (РВВ-Л).
На МАКС-2007 были продемонстрированы макеты ракеты КС-172С-1 под обозначением «ААМ» с привязкой к самолетам – носителям типа Су-27 – Су-35 и МиГ-29, с тех пор эта ракета публично не демонстрировалась. Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.
Миниатюрная модель ракеты демонстрировалась в составе модели авиационного комплекса Су-35 на авиавыставке Air Show China 2008. Тогда Россия вышла с предложением продать НОАК 38 новейших многофункциональных боевых самолетов Су-35МКК, специально разработанных для ВВС Китая, с ракетами воздушного боя сверхбольшой дальности КС-172 разработки ОКБ «Новатор», а также сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Яхонт» разработки НПО «Машиностроение».
В разных источниках, название ракеты «новаторцев» часто менялось, так, среди вооружения, которое заявляется для Су-35, следует обратить внимание на мощные ракеты, не применяемые на более легких истребителях: ракету «воздух-воздух» сверхбольшой дальности К-100-1, разработанную ОКБ «Новатор» из Екатеринбурга, еще один вариант той же КС-172
УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности KC-172 (РВВ-Л) двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость. Первая ступень разгонная, после выработки топлива сбрасывается. После сброса первой ступени включается маршевый двигатель. Стартовый вес ракеты около 750 кг.
Ракета оснащена комбинированной системой самонаведения. На маршевом участке наведение осуществляется инерциальной СН. На участке самонаведения используется активная радиолокационная ГСН. Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты.
На международных салонах МАКС в Жуковском МНИИ «Агат» неоднократно демонстрировалась усовершенствованная активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 диаметр 350, которая имеет намного меньшие массо-габаритные данные чем АРГСН ракета Р-37. Дальность захвата 9Б-1103М-350 цели с ЭОП 5 м2 составляет не менее 40 км. Эта ГСН может быть установлена на ракетах большой дальности типа РВВ-БД и КС-172.
В тоже время, на том же МАКС МНИИ «Агат» была представлена активная радиолокационная головка самонаведения повышенной дальности АРГСН ПД, которая имеет дальность захвата цели с ЭОП=5 м2 не менее 70 км.
АРГСН ПД предназначена для установки на ракеты классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» и может стать основой систем наведения авиационных ракет большой дальности типа РВВ-БД и КС-172.
Ракета может быть эффективно использована против высотных разведывательных ЛА, самолетов ДРЛО и РЭП, летающих командных пунктов и стратегических бомбардировщиков. Для применения на максимальную дальность может потребоваться внешнее целеуказание.
Несмотря на достаточно интересные характеристики ракеты, ОАО «ОКБ «Новатор» конкурсной комиссией МО РФ отказали в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности». Российские ВВС так и не приняли на вооружение КС-172, а взяли ракету конкурентов К-37М (РВВ-БД) производства «Вымпела».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик свердловское ОКБ «Новатор»
Тип ракеты управляемая класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности
Код НАТО AAM-L
Самолет-носитель Су-30МК, Су-35, Су-33
Дальность стрельбы, км 300-400
Скорость цели, км/ч 4000
Средняя скорость ракеты, м/с 1400
Высота поражения цели, м 3-30000
Перегрузка цели, ед. 12
Боевая часть:
— тип осколочно-фугасная
— вес, кг 50
Система управления .. комбинированной системой наведения (ИНС) с радиокоррекцией на маршевом участке и радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке полета
Органы управления цельноповортные аэродинамические рули
Число ступеней 2
Длина ракеты, мм:
— полная 7400
— без стартовой ступени 5800 – 6000
Макс. диаметр корпуса, мм 400
Макс. диаметр стартовой ступени, мм 510
Размах рулей, мм 750
Стартовый вес, кг 700 – 750
Тип маршевого двигателя РДТТ
Тип стартового двигателя РДТТ 3Л10
— длина, мм 1400
Пусковая установка:
— тип АКУ-172
— разработчик НПП «Старт»

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 31.08.2014

Источники:
1 – P.Butowski «Rosyjskie rakiety …» – nTW 4/94
2 – «AAM-L» стенд ОКБ «Новатор», МАКС-93
3 – COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 – Naval Institute
4 – Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
5 – МАКС-2001, каталог, «РА Интервестник», 2001
6 – С.Сокут «С моря – на берег» – «Обозрение МАКС-2005» 19 августа 2005
7 – http://armyman.info
8 – http://nevskii-bastion.ru/argsn-pd/
и др.

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СВЕРХБОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» КС-172 НА МАКС-2007
АКТИВНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ АРГСН ПД

nevskii-bastion.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *