Американская перспективная противокорабельная крылатая ракета большой дальности
Министерство обороны США ведет активный поиск современного наступательного оружия, способного повысить огневые возможности подчиненных соединений при ведении войны на море. В этой связи с 2018 г. на вооружение армии США поступит новая противокорабельная крылатая ракета большой дальности.
В армиях многих государств мира нашли широкое распространение противокорабельные ракеты с дальностью пуска от 300 морских миль. Все чаще потенциальные противники принимают на вооружение более эффективные систем ПВО/ПРО. Обозначенный тренд сделал поиск современного наступательного оружия новым приоритетом Пентагона.
Противокорабельная крылатая ракета – состояние дел
Перспективная противокорабельная крылатая ракета (ПКР) большой дальности (Long Range Anti-Ship Missile, LRASM) в августе 2015 г. получила официальное обозначение AGM-158C.
Противокорабельная крылатая ракета LRASMВ настоящее время LRASM применяется только в варианте воздушного базирования. Вместе с тем, уже в 2013-14 гг. подтверждена ее пригодность к запуску из корабельных систем вертикального старта (
Оружие для поражения надводных целей
Обе системы вооружения (воздушного и морского базирования) разрабатываются в рамках программы “Наступательное оружие для уничтожения надводных целей” (Offensive Anti-Surface Weapon, OASuW).
В соответствие с доктриной строительства ВМС США программа отражает возросшую важность поражения значимых надводных целей в открытом море. По мнению экспертов, этой способности в ВМС США длительное время не уделялось должного внимания. Приоритет отдавался борьбе с береговыми целями и проведению патрульных операций в прибрежных водах.
Этапы реализации программы
Программа OASuW реализуется в два этапа. Первый стартовал в 2009 г. и включал проектирование и создание LRASM. Проект стал совместной разработкой агентства передовых оборонных исследований министерства обороны ( Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), ВМС и ВВС США.
Первоначально, противокорабельная крылатая ракета изготавливается компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) в количестве 90-110 единиц. На это отведен период с 2017 по 2019 гг. Министерство обороны США в июле 2017 г. уже объявило о покупке первых 23 LRASM воздушного базирования. Начало серийной поставки изделия американским ВВС намечено на сентябрь 2018 г.
Согласно публикациям, стратегический бомбардировщик B-1 сможет нести до 24 указанных ПКР. Использование ракет LRASM истребителями ВМС моделей F/A-18E/F предусматривается с 2019 г. В дальнейшем намечено оснащение ракетой LRASM истребителей-бомбардировщиков F-35.
На втором этапе программы новая противокорабельная крылатая ракета примет участие в конкурсе по выбору перспективного оружия большой дальности для оснащения кораблей ВМС США.
Технические особенности проекта LRASM
Исходным изделием для разработки LRASM послужила ракета класса «воздух-земля» увеличенной дальности AGM-158b JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — Extended Range) производства компании «Локхид Мартин». Для использования в качестве противокорабельной JASSM-ER оснащается новыми сенсорами и системами авионики.
Исходная модель КР AGM-158 JASSMВновь разработанная модель имеет длину 4,3 м и весит 1100 кг, включая 450 кг двойного заряда высокоэнергетической фрагментированной боевой части (БЧ). Устройство БЧ обеспечивает детонацию ее основного заряда во внутренних помещениях корабля.
Полет по маршруту и дальность пуска
Полет по маршруту LRASM осуществляет на средней высоте. С приближением к району цели происходит снижение до малой высоты. Для преодоления системы ПВО/ПРО противника противокорабельная крылатая ракета выполняет так называемый маневр «скольжения по морю» ( Sea Skimming).
Согласно данным, представленным DARPA, скорость полета находится в диапазоне высоких дозвуковых скоростей, а дальность пуска составляет «более 200 морских миль». Насколько фактические показатели превышают заявленную дальность – не сообщается. Точные характеристики оружия остаются конфиденциальными.
Специалисты отмечают, что послужившая в качестве исходной ракета JASSM-ER имеет дальность пуска 500 морских миль. Однако, установка на LRASM специального оборудования для поражения морских целей снижает ее эффективный боевой радиус. Вместе с тем, даже в самом худшем случае LRASM, вероятно, будет иметь тройной рабочий диапазон оперативных дальностей пуска. Аналогично ПКР «Гарпун», разработанной в семидесятых годах ХХ века.
Низкий уровень излучения
Дополнительным преимуществом новой ракеты считается ее лучшая защищенность от электронных средств обнаружения ПВО/ПРО противника. Эффект достигается низким уровнем электромагнитного и инфракрасного излучения. Решающим, по оценкам экспертов, является тот факт, что противокорабельная крылатая ракета выполняет свою задачу почти исключительно с использованием пассивных датчиков.
В полете ПКР ограничивается короткими сигналами передачи летных параметров и короткими радиолокационными импульсами. Такая тактика сводит к минимуму электромагнитное излучение и усложняет обнаружение ракеты силами корабельной ПВО/ПРО.
Схема полета и наведения LRASMCистема наведения ракеты
Противокорабельная крылатая ракета LRASM получила систему наведения, обеспечивающую ее независимость от внешних средств разведки и навигации. В полете ракета способна получать обновленные координаты цели и сигналы управления от носителя (самолета или корабля), а также от разведывательных самолетов или БПЛА.
В случае обрыва каналов передачи данных (включая GPS) управление LRASM передается бортовому автономному модулю. При этом, подключается введенная в бортовую память перед стартом общая картина обстановки в районе цели. В случае помех для системы GPS дополнительно задействуется инерциальная навигационная система ПКР. Войдя в район цели, для уточнения актуальной обстановки система наведения на короткое время включает бортовую РЛС LRASM.
На конечном участке полета
На конечном участке траектории полета ПКР передает процесс отслеживания места положения и идентификации цели исключительно электронно-оптическим и пассивным радиочастотным сенсорам. Компьютер ракеты сравнивает получаемую от них информацию с бортовой базой данных и введенным перед стартом профилем корабля-цели.
Согласно заявленным требованиям, система наведения гарантирует распознавание между различными кораблями соединения, даже если в строю имеется несколько кораблей одного типа. В случае невозможности надежной идентификации цели LRASM должна прервать атаку, чтобы исключить опасность поражения третьих судов.
Итоги испытаний противокорабельной крылатой ракеты
Тестовые пуски с бомбардировщиков B-1 ВВС США прошли в 2013-15 гг. Как сообщается, LRASM подтвердила свои характеристики во всех испытательных пусках.
Запуск ПКР LRASM с бомбардировщика В-1Предъявляемым требованиям соответствовали параметры подхода к району атаки и идентификация назначенного корабля-цели (при наличии нескольких кораблей в строю). Ракета корректно выполняла маневр уклонения перед препятствиями в бреющем полете.
ВМС США осенью 2015 г. начали испытание пригодности ПКР для применения истребителями F/A-18. Тестирование LRASM продолжатся до 2019 г.
Планируется, что ВВС и ВМС приобретут (включая первичное производство) в общей сложности 464 ракеты LRASM на сумму 1,4 млрд. долл. США. Отмечается перспективность дальнейшего развития проекта LRASM для развертывания на подводных лодках.
Существуют также предложения по уменьшению веса боеголовки с целью увеличения дальности стрельбы до 1000 морских миль. Данная модификация сможет применяться как против морских, так и наземных целей. Варианты развития крылатой ракеты находятся в стадии рассмотрения, но не является частью официального плана.
Испытательный пуск LRASM с самолета F-18Второй этап программы
Объявление второго этапа программы OASuW состоялось в 2017 г. Согласно более ранним публикациям, совместно с LRASM от «Локхид Мартин» в конкурсе возможно участие противокорабельной крылатой ракеты NSM (Naval Strike Missile).
Крылатая ракета NSMРакета производится по совместному соглашению между американской компанией «Райтеон» и норвежской «Конгсберг» (Raytheon, Kongsberg). Это модифицированный вариант крылатой ракеты «Томахок» с ожидаемой дальностью стрельбы 900-1000 морских миль.
По материалам журнала «MarineForum»
invoen.ru
Х-35 — противокорабельная крылатая ракета
История противокорабельной ракеты Х-35 началась еще в советский период, в 1980-е годы, однако «довести» разработку ракеты удалось лишь к началу XXI века.
Сначала 1980-х годов ОКБ «Звезда» вело разработку противокорабельной ракеты Х-35 тактического назначения, которая должна была стать основой ракетного комплекса «Уран» корабельного базирования.
ЗАТЯНУВШАЯСЯ РАЗРАБОТКА
Комплексом «Уран» планировали вооружать катера и корабли малого и среднего водоизмещения. Техническое предложение по созданию комплекса ОКБ «Звезда» выработало в 1977 году, опытно-конструкторские работы развернули с 1984 года. Противокорабельную ракету (ПКР) Х-35. получившую от ГРАУ индекс 3М24, разрабатывали в ОКБ «Звезда» (г. Калининград Московской области) под руководством главного конструктора ОКБ Г. И. Хохлова. Новая ПКР должна была поражать корабли и суда водоизмещением до 5 тыс. тонн, следующие в составе ударных групп (конвоев) или отдельно, а также применяться в любое время суток, любых метеоусловиях, при использовании противником средств ПВО и радиоэлектронного противодействия. Техническое задание предусматривало возможность одиночного пуска ракет и пуска залпом.
Первый пуск опытной ПКР был проведен в 1985 году с береговой позиции. Дальнейшие испытания выявили ряд проблем, на решение которых ушло несколько лет. Активная радиолокационная головка самонаведения, разрабатывавшаяся ленинградским НПП «Радар ММС», была готова к испытаниям на ракете только к 1992 году. В дальнейшую судьбу ракеты вмешались распад страны, развал экономики, падение финансирования, разрушение производственных связей. После восстановления в Калининграде (с 1996 года — г. Королев) научно-производственного объединения в форме «Государственного научно-производственного центра «Звезда-Стрела» удалось возобновить разработку комплекса уже в экспортном варианте «Уран-Э». Ракету ГНПЦ «Звезда-Стрела» (преобразованный в 2002 году в государственную корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») представлял на внешний рынок в варианте Х-35Э. Экспортные поставки в Индию, затем и увеличение государственного финансирования позволили продолжить опытно-конструкторские работы в интересах отечественного флота. В 2004 году ракета Х-35 была принята на вооружение ВМФ России. Таким образом работы продолжались почти четверть века.
Х-35 стала основой не только корабельного ракетного комплекса «Уран», но и подвижного берегового комплекса «Бал», а также авиационного комплекса. В США и НАТО ракета Х-35 (3М24) получила обозначение AS-20 Kayak.
ОБЛИК И УСТРОЙСТВО X-35
Х-35 представляет собой крылатую ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме с X-образным складным крылом и складным оперением большого удлинения. Комбинированная система наведения включает инерциальную систему, обеспечивающую программный полет на маршевом участке, активную радиолокационную головку самонаведения (ГСН). ГСН АРГС-35, установленная в головной части фюзеляжа, обеспечивает обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности до цели и скорости сближения с ней, выдачу координат цели в систему наведения. Способна работать в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника. Позади ГСН размещена проникающая осколочно-фугасная боевая часть. Установленный в хвостовой части ракеты малогабаритный двухконтурный турбореактивный маршевый двигатель работает на авиационном керосине. Воздухозаборник двигателя трапециевидного сечения выполнен в нижней части фюзеляжа, вокруг воздуховодного канала размещен топливный бак. Ракета хранится и транспортируется в герметичном контейнере.
Старт ракеты с корабельной или береговой пусковой установки производится из контейнера с использованием твердотопливного ускорителя (на его корпусе также установлено раскрывающееся оперение), маршевый двигатель включается после набора ракетой необходимой скорости и сброса ускорителя. В вертолетном варианте ракеты импульс твердотопливного ускорителя уменьшен, в самолетном варианте ускоритель не используется. Пуск авиационного варианта производится без контейнера, минимальная высота пуска — 200 м. На маршевом участке траектории ПКР летит с околозвуковой скоростью на высоте 10-15 м над гребнями волн, что обеспечивается точностью радиовысотомера РВЭ. Ракета в полете может отклоняться от линии курса на углы до 90°. На конечном участке траектории после захвата цели ГСН высота полета уменьшается до 3-5 м. Точность наведения характеризуется величиной кругового вероятного отклонения 5-8 м. Для поражения береговых и наземных целей ракета не предназначена. Компоновка и размеры ракеты способствуют уменьшению ее радиолокационной и инфракрасной сигнатуры, что — вместе с полетом на предельно малой высоте (ниже уровня горизонта корабельных РЛС противника) — снижает вероятность ее обнаружения и перехвата средствами ПВО.
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ РАКЕТА
В начале 2000-х годов были развернуты работы над усовершенствованным вариантом ПКР, получившим обозначение Х-35У и предназначенном для применения в составе авиационного (с реактивных истребителей) и берегового комплексов. Ракета Х-35У обладает существенно улучшенными характеристиками. Ее система наведения включила аппаратуру спутниковой навигации и новую активно-пассивную радиолокационную ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность пуска Х-35У увеличена вдвое — до 260 км. На маршевом участке полета ракеты может быть до четырех пунктов перемены маршрута с углом отворота от линии курса до 130° — такие маневры повышают шансы «прорвать» систему ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете таких препятствий как острова или выступающие из воды остовы кораблей, атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной полосе. Представленная в 2009 году ракета Х-35УЭ получила в США и НАТО обозначение AS-X-20 Harpoonsky (ее считают аналогом модернизированной американской ПКР «Гарпун»).
4259warfor.me
Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6)
Описание
17 августа 1956 года вышло Постановление СМ CCCH № 1149–592 о начале разработки противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты проектировались в ОКБ-52 и мало отличались друг от друга. П-6 предназначалась для подводных лодок, а П-35 – для надводных кораблей.
Пусковые установки для П-35 СМ-70, СМ-82 и СМЭ-142 проектировались ЦКБ-34 совместно с ЦНИИ-173 (приводы наведения), а изготавливались на заводе «Большевик». Задание на разработку штатной пусковой установки СМ-70 для крейсеров проекта 58 было выдано ЦКБ-34 в декабре 1956 года. Четырехконтейнерная пусковая установка СМ-82 предназначалась для наземных испытаний комплекса, а одноконтейнерная пусковая установка СМЭ-142 – для испытаний на опытном судне ОС-15 (переоборудованный в 1959 году сухогруз «Илеть»).
Первый пуск ракеты П-35 состоялся 21 октября 1959 года. Параллельно с испытаниями П-35 шла достройка крейсеров проекта 58. Первый корабль проекта 58 «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 года и спущен 26 марта 1961 года, в том же году на нем были смонтированы первые 2 счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70. Всего на заводе им. Жданова в Ленинграде были построены четыре крейсера проекта 58 («Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг»). В 1964–1968 годах на том же заводе были заложены четыре больших противолодочных корабля проекта 1134 («Адмирал Зозуля», «Владивосток», «Вице-адмирал Дрозд» и «Севастополь»). Корабли проекта 1134 вооружили ракетами П-35, установленными в двух спаренных пусковых установках КТ-35. Поворотного механизма пусковые установки не имели, и наведение установок производилось поворотом корпуса корабля. По проекту предусматривалось размещение четырех запасных ракет в погребах на верхней палубе. Однако в ходе строительства кораблей от перезарядки ракет отказались.
Испытания ракеты П-6 начались 23 декабря 1959 года. Постановлением СМ от 23 июня 1964 года комплекс П-6 был принят на вооружение дизельных подводных лодок проекта 651 и и атомных проекта 675. Основное вооружение лодки – восемь крылатых ракет П-6(4К88) – размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба была возможна лишь в надводном положении.
На базе ракеты П-35 в 1966 году был создан береговой комплекс «Редут» .
Конструктивно ракеты П-6/П-35 (см. схему ) представляли собой дальнейшее развитие противокорабельной ракеты П-5. Ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры. Система управления «Антей» была подготовлена НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности.
Ракеты оснащались фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-48 (вес 800–1000кг), разработанной в НИИ-6, или специальной боевой частью.
Полет ракет проходил в режиме «большая высота – малая высота». Большая высота полета требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между носителем и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на носитель, где офицер-оператор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее важную, например, авианосец в авианосном ордере). После чего подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту, не теряя радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при этом не отделялась.
Наряду с этим ракетами П-6/П-35 можно было стрелять и в автономном режиме без задействования линий телеуправления и каналов трансляции изображения целей. В таком случае был возможен залп всех пусковых установок корабля.
Ракета П-35 (4К44) имела несколько режимов полета на высотах от 400 м и почти до 7,5 км. В зависимости от режима высоты менялись скорость полета и дальность (приблизительно от 100 до 300 км). Интересно, что П-35 могла использоваться и для стрельбы по наземным целям, для чего нужно было только перевести бортовую систему управления «Блок» из режима «М» (морской) в режим «Б» (береговой). В этом случае ракета по команде с крейсера пикировала на цель под углом 80°.
Угол горизонтального наведения установок CМ-70 крейсеров проекта 58 (см. фото) составлял 120°, угол старта 25°. Боезапас на каждую установку насчитывал 8 ракет П-35, из которых непосредственно 4 находились в контейнерах пусковой установки, а еще 4 – в погребе, рядом с установкой. Обычно одна из четырех ракет П-35 имела специальную боевую часть в 20 кт.
Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Авиационная разведывательная система «Успех» была создана Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО «Квант») под руководством главного конструктора И. В. Кудрявцев. Она состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16РЦ, Ту-95РЦ (позднее на вертолетах Ка-25РЦ) и на кораблях. На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу. В системе разведки и целеуказания, принятой на вооружение 1965 году, впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в реальном масштабе времени. Таким образом, в СССР впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Большая дальность полета Ту-95РЦ позволила вести разведку кораблей в море и выполнять задачи целеуказания на дальности до 7000 км.
Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛ радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе – не более четырех).
Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).
На ПЛ 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа – за 20–30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.
Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей советского флота. Это в значительной степени было обусловлено быстрым совершенствованием их основного противника – авианосцев ВМС США. Ракеты П-6 были модернизированы в вариант П-6М (4К48). С 1959 года в НИИ-49 под руководством А. П. Цветкова велись работы по созданию станции «Молния», обеспечивающей автономное загоризонтное целеуказание за счет использования явления тропосферного рассеивания СВЧ-радиоволн. В декабре 1969 года станция «Молния» была принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛ 675-го проекта, а также на дизельные лодки проекта 651.
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛ с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника.
war-arms.info
Противокорабельная крылатая ракета П-15 » Военное обозрение
В конце пятидесятых годов советские конструкторы создали несколько новых ракетных комплексов для нужд военно-морского флота. Одной из новых разработок того времени стала крылатая ракета П-15, предназначенная для стрельбы по надводным целям. Это оружие эксплуатировалось в течение длительного времени, а кроме того, оно стало первой отечественной противокорабельной ракетой, которая была использована в боевых условиях для поражения реальной цели.Разработка перспективного ракетного комплекса для ВМФ стартовала в 1955 году. Создание ракеты нового типа поручили филиалу ОКБ-155 (ОКБ-155-1). Главным конструктором был назначен А.Я. Березняк. Эта конструкторская организация уже имела определенный опыт в деле создания крылатых ракет. К примеру, именно ей был создан самолет-снаряд КС-1 «Комета», использовавшийся авиацией и, после некоторых доработок, флотом. В новом проекте, получившем обозначение П-15, следовало использовать как имеющийся опыт, так и новые идеи.
Целью нового проекта было создание сравнительно компактной и легкой противокорабельной ракеты, способной поражать надводные цели на дальностях до 35-40 км. Изделие следовало оснащать жидкостным ракетным двигателем, автопилотом и активной радиолокационной головкой самонаведения. Кроме того, в дальнейшем появился вариант ракеты с тепловой ГСН. Ракету П-15 предлагалось сделать ударным вооружением кораблей различных классов. Кроме того, рассматривалась возможность оснащения таким оружием перспективных ракетных катеров, разработка которых могла начаться в самое ближайшее время.
Схема ракеты П-15. Рисунок Wikimedia Commons
По результатам предварительных проработок и с учетом имеющегося опыта был сформирован общий облик перспективной ракеты. Она должна была представлять собой самолет-снаряд нормальной аэродинамической компоновки со складным (для транспортировки) крылом и жидкостным маршевым двигателем. Был предложен цилиндрический фюзеляж большого удлинения с оживальным головным обтекателем и конической хвостовой частью, в торце которой выводилось сопло двигателя. В центральной части бортов, ниже крыла, имелись продолговатые обтекатели для некоторых внутренних агрегатов. Более никакие крупные выступающие детали на фюзеляже не предусматривались.
В центральной части фюзеляжа предлагалось крепить среднерасположенное трапециевидное крыло большой стреловидности. Первый вариант ракеты П-15 имел нескладываемое крыло, что накладывало определенные ограничения на габариты пусковой установки. При последующих модернизациях удалось разработать автомат раскрытия крыла, положительным образом сказавшийся на некоторых особенностях всего комплекса. На задней кромке консолей располагались элероны для управления по крену.
В хвостовой части фюзеляжа следовало крепить агрегаты оперения, имевшие схожую форму. На верхней поверхности имелся киль большой стреловидности и малого удлинения, а на бортах предусматривались плоскости стабилизатора, установленные с большим отрицательным поперечным V. На задней кромке всех плоскостей оперения размещались рули для управления по тангажу и рысканью.
Под хвостовой частью фюзеляжа предлагалось подвешивать стартовый твердотопливный двигатель. Он имел цилиндрический корпус с хвостовым соплом. Из-за конической формы хвостовой части ракеты и установки двигателя параллельно ее поверхности сопло располагалось под углом к оси его корпуса.
Погрузка ракеты П-15 на корабль. Фото Rbase.new-factoria.ru
Для выхода из пускового контейнера с последующим первоначальным разгоном ракета должна была оснащаться твердотопливным стартовым двигателем типа СПРД-30. Это устройство могло развивать тягу до 28-30 т и работало в течение нескольких секунд. После выработки топлива стартовый двигатель предлагалось сбрасывать. Ракета должна была продолжать полет при помощи маршевой силовой установки.
В проекте ракеты П-15, в отличие от некоторых иных подобных разработок того времени, было решено отказаться от турбовинтового маршевого двигателя и использовать жидкостный ракетный. Специально для новой ракеты под руководством А.М. Исаева был разработан двигатель С2.722, использующий топливо ТГ-02 (т.н. самин) и окислитель АК-20К (смесь азотной кислоты, тетраоксида азота и некоторых других компонентов). Характерной особенностью нового двигателя была возможность работы в двух режимах. На разгонном режиме обеспечивалась большая тяга, а режим поддержания скорости позволял экономить топливо и увеличивать дальность полета без потерь в других характеристиках.
Для управления ракетой П-15 на всем протяжении полета был разработан комплекс автономных средств, включавший в себя автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и головку самонаведения. Для поиска крупных надводных объектов предлагалось использовать активную радиолокационную головку самонаведения типа ДС-2. Это устройство могло производить поиск целей на дальностях до нескольких десятков километров и отвечало за наведение ракеты на цель на конечном участке полета. При стрельбе по цели типа «эсминец» дальность обнаружения достигала 20-24 км.
Новая противокорабельная крылатая ракета получила фугасно-кумулятивную боевую часть 4Г15 общим весом 480 кг. Такое боевое оснащение позволяло наносить серьезные или фатальные повреждения различным надводным кораблям. В случае с малыми кораблями или катерами для затопления цели было достаточно всего одной ракеты. Применение специальных боевых частей не предусматривалось.
Ракетный катер проекта 183-Р. Рисунок Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота»
Общая длина ракеты П-15, готовой к старту, составляла 6,55 м, размах крыла в полетном положении – 2,4 м. Максимальный диаметр корпуса равнялся 0,76 м. Стартовый вес определялся на уровне 2125 кг, из них 490 кг приходилось на твердотопливный ускоритель СПРД-30, сбрасываемый после выработки топлива.
После старта и первоначального разгона ракета должна была выходить на высоту от 100 до 200 м и следовать к цели на скорости порядка 320 м/с. Запас жидкого топлива и другие особенности изделия позволяли поражать цели на дистанциях от 8 до 40 км. При этом первая часть траектории преодолевалась по командам автопилота, а на конечном участке управлять ракетой должна была головка самонаведения.
Разработка проекта П-15 завершилась в 1956 году, после чего началась подготовка к проведению испытаний. Для проведения первых проверок в условиях сухопутного полигона был построен специальный стенд. Конструкция стенда разрабатывалась с учетом особенностей проекта перспективного ракетного катера, который в ближайшем будущем должен был стать носителем нового оружия. Таким способом предлагалось не только испытать новую ракету, но и проверить основные аспекты ее взаимодействия с катером-носителем.
Первым носителем ракет П-15 должен был стать торпедный катер проекта 183, который следовало оснастить некоторыми новыми агрегатами. С катера предлагалось удалять кормовую артиллерийскую установку и смонтированные рядом с ней торпедные аппараты. Вместо них в кормовой части катера планировалось устанавливать два пусковых агрегата ангарного типа. На специальной ферме с требуемым углом возвышения должны были монтироваться два контейнера-ангара для ракет. Характерной особенностью этих изделий была большая ширина, которая позволяла загружать ракеты без складывания крыльев.
Пуск ракеты П-15 катером проекта 183-Р. Фото Wikimedia Commons
Для испытаний новой ракеты на одном из полигонов был построен специальный стенд, представлявший собой часть конструкции катера проекта 183 с пусковыми установками. С целью проверки перспектив тех или иных решений специалисты изготовили два макета ходовой рубки катера, металлический и деревянный. Аппаратура такого стенда позволяла производить подготовку ракет и последующий запуск.
Первый запуск со стенда, имитирующего ракетный катер, состоялся в октябре 1956 года. Этот этап испытаний продолжался до августа следующего года. В ходе нескольких тестовых запусков удалось проверить работу различных агрегатов пусковой установки и ракеты, а также определить более удобную конструкцию агрегатов катера. Так, после нескольких запусков деревянный макет рубки, подвергавшийся воздействию реактивных газов, воспламенился и сгорел. Стальная рубка, в свою очередь, успешно прошла все проверки и была рекомендована к использованию на серийных катерах.
По результатам полигонных испытаний были внесены некоторые коррективы в разрабатывавшийся в то время проект перспективного ракетного катера. В первую очередь, они касались конструкции пусковых установок и контейнеров для хранения ракет. Проверить правильность этих доработок планировалось на нескольких опытных катерах. Такой вариант катера получил обозначение «183-Э».
Исключительно для проведения испытаний ракетного комплекса заводом №5 были построены два катера проекта 183-Э. Они представляли собой исходные торпедные катера с новым вооружением и набором сопутствующей аппаратуры. Два катера для испытаний были построены к осени 1957 года. 16 октября 1957 года один из них выполнил первый запуск ракеты. В дальнейшем испытания были продолжены, что позволило завершить доводку ракеты и других средств комплекса.
Погрузка ракеты П-15У/М на катер. Фото Rbase.new-factoria.ru
В конце 1958 года был дан старт серийному строительству ракетных катеров нового проекта 183-Р. Катера этого типа получали две пусковые установки с контейнерами-ангарами, каждая из которых весила около 1100 кг. Установки имели жестко закрепленные направляющие длиной 2,75 м, установленные с углом возвышения 11,5° относительно палубы. Конструкция катера и пусковых установок позволяли перевозить лишь две ракеты. После их применения катер должен был возвращаться на базу для перезарядки.
Данные о местоположении цели ракетный комплекс нового типа должен был получать с радиолокационной станции «Рангоут». При помощи прибора управления стрельбой «Клен» определялся боевой курс катера при пуске, определение параметров полета и ввод данных в электронику ракеты. В качестве резервного средства целеуказания мог использоваться оптический визир типа ПМК-453. На все необходимые расчеты и предстартовую подготовку ракетного комплекса уходило 4 минуты.
Ракетный катер проекта 183-Р мог осуществлять запуск ракет П-15 на скоростях от 15 до 30 узлов и при волнении до 4 баллов. При этом обеспечивалось поражение надводных целей на дальностях до 40 км. Могущества боевой части хватало для нанесения серьезных повреждений даже крупным кораблям.
В рамках проекта П-15 разрабатывался вариант ракеты с тепловой головкой самонаведения. Ракета П-15ТГ с ГСН «Кондор» была представлена на испытания в середине 1959 года. Обновленная ракета должна была выходить в район цели при помощи автопилота, после чего включать тепловую ГСН и искать цель для последующего наведения на нее. ГСН «Кондор» оснащалась подвижным объективом приемного устройства, способным качаться в горизонтальном секторе шириной 5°. При этом велось наблюдение за акваторией и поиск объектов, отличающихся от фона более высокой температурой.
Запуск ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru
С 29 августа по 28 октября 1959 года катера проекта 183-Э выполнили 10 испытательных пусков ракет П-15ТГ. Один из них завершился неудачей из-за сбоя креплений стартового двигателя: ракета не сбросила его и не смогла продолжать полет. В ходе прочих запусков удалось определить, что система «Кондор» способна находить цель типа «крейсер», движущуюся со скоростью 24 узла, с расстояния 10 км днем и 5 км ночью.
По результатам испытаний 1958-59 годов крылатые ракеты П-15 и П-15ТГ были рекомендованы к принятию на вооружение. По причине заметной разницы в характеристиках было решено принять на вооружение только изделие с активной радиолокационной ГСН. Ракета П-15ТГ, в свою очередь, осталась не у дел. В 1960 году вышло постановление Совмина, в соответствии с которым ракета П-15 принималась на вооружение в качестве вооружения для ракетных катеров проекта 183-Р.
Катера проекта 183-Р строились с конца пятидесятых до середины шестидесятых годов. За это время два судостроительных завода сдали заказчику 112 катеров нового типа. При этом с начала шестидесятых годов велось строительство модернизированных катеров проектов 183-ТР и 182-РТР. Построенные катера в течение некоторого времени эксплуатировались военно-морским флотом СССР. Со временем, ввиду появления более новой и совершенной техники, советские катера стали передавать дружественным странам. До середины семидесятых третьим странам было передано почти восемь десятков катеров. Кроме того, порядка 40 катеров проекта 183-Р было построено в Китае по лицензии. Там они обозначались как «Тип 040».
Вторым носителем ракет П-15 стал ракетный катер проекта 205. Новый проект был разработан во второй половине пятидесятых годов. В 1960-м флоту передали головной катер этого типа. От предыдущего проекта 183-Р новый отличался наличием четырех пусковых установок, смонтированных у бортов попарно в центре и в корме. В течение шестидесятых годов флоту передали почти 275 катеров проекта 205 в разных модификациях. Часть этой техники продавалась за рубеж.
Ракетный катер проекта 205. Фото Wikimedia Commons
В 1965 году на вооружение была принята новая модификация ракеты под обозначением П-15У. Главным нововведением этого проекта было обновленное крыло. Для уменьшения транспортных габаритов ракеты крыло было выполнено складным: сравнительно узкий центроплан выполнялся стационарным, а консоли могли складываться поворотом вниз. Кроме того, была разработана обновленная пусковая установка с меньшими поперечными габаритами. Имеются сведения о работах над проектом П-15УТ, подразумевавшим установку на ракету П-15У тепловой головки самонаведения. По отношению к изделию П-15У также может применяться обозначение П-20 – под таким названием ракеты шли на экспорт.
К началу семидесятых годов завершились проектные работы по ракете П-15М «Термит». Задачей этого проекта была глубокая модернизация существующего изделия П-15У с повышением основных характеристик. При сохранении габаритов изделия на прежнем уровне и использовании основных идей конструкции, а также с помощью ряда новых комплектующих удалось значительно повысить ударный потенциал оружия.
Ракета со стартовой массой 2573 кг получила новый твердотопливный двигатель СПРД-192 с повышенными характеристиками. Вместо барометрического высотомера в аппаратуру управления ввели радиолокационный. Кроме того, была предложена новая радиолокационная ГСН ДС-М. Также была предложена тепловая ГСН «Снегирь-М». Обновленные системы управления позволяли лететь к цели на высотах не более 50 м со скоростью 320 м/с. Дальность обнаружения цели типа «эсминец» активной радиолокационной головкой была доведена до 40 км. Максимальная дальность полета определялась на уровне 80 км. Для поражения цели предлагалась фугасно-кумулятивная боевая часть 4Г51М весом 513 кг или 375-кг специальное изделие мощностью 15 кт.
Ракета П-15М могла использоваться с малогабаритными пусковыми установками КТ-97Б и КТ-138, которые могли монтироваться на катерах и кораблях различных типов. Благодаря этому новый ракетный комплекс удалось сделать вооружением большого количества катеров и кораблей. Ракеты П-15М входили в комплекс вооружения катеров проектов 205, 1241 и 206-МР, эсминцев проекта 56-У, больших противолодочных кораблей проекта 61 и сторожевиков проекта 1159. Разные носители имели боекомплект от двух до четырех ракет.
Пусковая установка комплекса «Рубеж». Контейнеры открыты, ракеты не загружены. Фото Wikimedia Commons
На основе ракеты П-15М для надводных катеров и кораблей был разработан береговой ракетный комплекс «Рубеж». Эта система отличается достаточно высокими характеристиками и благодаря этому до сих пор остается на вооружении береговых войск ВМФ России.
Ракеты семейства П-15 эксплуатируются в нашей стране до сих пор, однако, по понятным причинам, все их запуски носят исключительно испытательный или учебный характер. Тем не менее, подобное оружие неоднократно применялось зарубежными странами. В ходе локальных конфликтов второй половины прошлого века было использовано несколько десятков ракет советского производства.
Первым случаем боевого применения самонаводящейся противокорабельной ракеты в мире стала стрельба изделиями П-15, осуществленная катерами проекта 183-Р ВМС Египта 21 октября 1967 года, во время т.н. Войны на истощение. По египетским данным, израильский эсминец «Эйлат» вошел в территориальные воды Египта, после чего по нему выстрелили двумя ракетами П-15. Оба изделия попали в цель и утопили ее. По данным Израиля, корабль находился в нейтральных водах, а после двух попаданий ракет он перевернулся. Спустя некоторое время состоялись еще два пуска, в результате которых эсминец окончательно затонул.
Примерно через три года египетские моряки вновь использовали П-15 против израильского флота. На этот раз целью стал транспорт водоизмещением 10 тыс. т. В этом случае стрельбу вел катер проекта 205.
В декабре 1971 года индийский флот, имевший в своем распоряжении катера проекта 205, использовал 11 ракет семейства П-15. 7 изделий были направлены к надводным целям, оставшиеся – к береговым объектам. 5 декабря катера Индии успешно атаковали пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз». 9 декабря состоялась атака на порт г. Карачи, в ходе которой четыре судна были потоплены, а два других пострадали от осколков и последствий взрывов. Тогда же тремя ракетами был атакован нефтеперерабатывающий завод в г. Коамари. По имеющимся данным, для наведения ракет на нефтяные резервуары, нагретые днем солнечным светом, применялись тепловые ГСН.
Британский фрегат HMS Gloucester, в 1991 году сбивший ракету П-15. Фото Wikimedia Commons
В 1973 году, в ходе Войны Судного дня, Египет вновь попытался использовать ракеты П-15. При этом все 54 запуска не увенчались успехом, а противник смог уничтожить семь ракетных катеров. К подобному результату могли привести несколько факторов, в том числе неправильная тактика применения ракет и широкое использование Израилем средств защиты.
В контексте применения крылатых ракет семейства П-15 большой интерес представляет Ирано-иракская война. Дело в том, что обе страны-участницы конфликта имели на вооружение ракеты этого типа. Ирак располагал изделиями советского производства, а Иран закупал их копии у Китая и КНДР. Силами ВВС и ВМС Ирана в конце ноября была осуществлена операция «Морварид», в ходе которой иракским силам был нанесен серьезный удар. Имея на вооружении не только П-15, но и ракеты RGM-84A Harpoon американского производства, отличающиеся от советских изделий большей дальностью пуска, Иран смог наносить удары по вражеским кораблям с безопасного расстояния. В результате этого иракский флот понес значительные потери и не смог нанести противнику ощутимый ущерб.
Последний известный случай боевого применения ракет П-15 относится к началу девяностых годов. Во время операции «Буря в пустыне» Ирак попытался атаковать такими ракетами американский линкор USS Missouri. Одна из ракет потеряла цель из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Вторая была сбита британским фрегатом HMS Gloucester при помощи ракеты Sea Dart. Примечательно, что это был первый случай поражения противокорабельной ракеты зенитной в условиях реального конфликта.
Ввиду морального и физического устаревания большая часть носителей ракет семейства П-15 была списана и утилизирована. При этом часть техники устаревших типов до сих пор используется рядом зарубежных стран. В нашей стране в настоящее время ракеты семейства П-15 используются лишь несколькими катерами проекта 1241 и береговыми комплексами «Рубеж». Со временем подобное оружие, уже не в полной мере отвечающее существующим требованиям, было заменено более новыми и совершенными системами, в результате чего его количество постоянно сокращается.
По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://warships.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://kollektsiya.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
topwar.ru
Крылатая противокорабельная ракета П-15(4К40) | Ракетная техника
]]>]]>Ракета П-15 (см. ]]>схему]]>, ]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>) имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапецевидным крылом относительно малого удлинения и большой стреловидностью на передней кромке, верхнерасположенным развитым килем и цельноповоротными рулями высоты. Управление по крену осуществлялось элеронами крыла. В хвостовой части корпуса снизу имелись два дополнительных V-образных аэродинамических гребня, между которыми к ракете подвешивался пороховой ускоритель СПРД-30 конструкции И.И.Картукова. Тяга стартового двигателя 28-30 т.
П-15 была оснащена маршевым жидкостным реактивным двигателем, который был создан под руководством А.М.Исаева. Двигатель работал на горючем ТГ-02 и окислителе АК-20К и имел два режима работы: разгонный и режим «поддержания скорости».
Ракета П-15 имела автономную систему наведения, в состав которой входили автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и радиолокационная головка самонаведения. Позже барометрический высотомер был заменен на радиовысотомер, что позволило лететь ниже, точнее визировать курс по высоте. Ракета П-15 оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г15, разработанной в НИИ-6 ГКОТ.
Катер проекта 183Р «Комар» (см. ]]>схему]]>) имел ненаводящуюся пусковую установку ангарного типа, (крылья ракеты не складывались). Пусковые направляющие балочного типа были жестко закреплены под углом 11,5°. Длина направляющих первоначально составляла 4,5 м, а затем была укорочена до 2,75 м. Вес пусковой установки 1100 кг. По проекту катер проекта 183Р мог производить пуски ракет при скорости хода от 15 до 30 узлов и состоянии моря до 4 баллов. Перезарядка пусковых установок производилась в базе, при этом на одну ракету затрачивалось около 30 мин.
На катере 183Р размещался ПУС «Клен», который получал данные от РЛС «Рангоут». Функцией ПУС была выработка боевого курса катера и удержание его на курсе, выработка времени автономного полета ракеты, параметров бортовой и килевой качек для стабилизации ракеты и т. д. Резервным средством целеуказания служил оптический визир ПМК-453.
В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У, в котором громоздкие ангары для ракет были заменены более компактными цилиндрическими контейнерами КТ-97М. Такие контейнеры давали не только выигрыш в габаритах по сравнению с ангарами (по длине меньше на 1 м, а по ширине на 0,8 м), но и обеспечивали микроклимат ракете (за счет герметичности), и в случае необходимости могли быть быстро заменены. Введение цилиндрических контейнеров стало возможно после модернизации ракеты П-15 в П-15У, в ходе которой крыло стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера, подобно ракете П-5. Испытания ракеты П-15У были начаты в 1961 году, а на вооружение она была принята в 1965 году. Ракета П-15У получила индекс 4К-40У.
]]>]]>
Еще до принятия ракет П-15 на вооружение была начата разработка для них тепловых головок самонаведения. С 29 августа 1959 года по 28 октября 1959 года на катерах проекта 183Э проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» — первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия. В поисковом режиме объектив приемного устройства головки «Кондора» перемещался по курсу в секторе + 2,5°. В ходе испытаний было установлено, что дальность действия головки «Кондора» по мишени с тепловым режимом, соответствующим крейсеру, при скорости 24 узла составляет днем 10км, а ночью 5км. Всего было запущено 10 ракет П-15ТГ. В целом испытания были успешными, хотя при одном пуске не отделился стартовый ускоритель и ракета не долетела до цели. По результатам испытаний ракета П-15ТГ с головкой «Кондор» была рекомендована к принятию на вооружение .
В ходе этих же стрельб испытывались и укороченные направляющие пусковой установки. Первый пуск был с направляющих длиной 4.5м, а последующие — с направляющих длиной 2.75м. Испытания показали возможность стрельбы с коротких направляющих.
Ракета П-15М «Термит» является улучшеной модификацией ракеты П-15У с увеличенной дальностью полета. Ракета имеет инерциальную систему управления, работающую на маршевом участке полета и два варианта активной ГСН: активную радиолокационную (АРЛ ГСН) и инфракрасную (ИК ГСН) типа «Снегирь-М». ГСН работает на конечном участке полета ракеты — участке самонаведения. Ракета может оснащаться фугасной БЧ массой 513кг (вес взрывчатого вещества 375кг) или ядерной мощностью 15 Кт. Высота маршевого полета ракеты (25 — 50 -250 м) задается перед пуском. По рекламным данным при подходе к цели ракета снижается до высоты 2.5 м над уровнем волн.
На доработанном катере проекта 205М размещалось четыре пусковые установки КТ-97Б, на катере проекта 1241.1 две пусковые установки КТ-138. В состав КАСУ этих катеров входили РЛС обнаружения и целеукахания «Рангоут», аппаратура обеспечения стрельбы по данным КВНП «Авангард», приборы управления стрельбой «Клен-205УМ», АПК «ДК-131А» с приборами цепи старта, система опознавания «Пароль». Комплект наземного оборудования включал: транспортно-погрузочные средства, технологическое оборудоване, КПА ракет «ДК-150».
Для катеров проекта 205М и 1241.1 боевое применение обеспечивалось при волнении моря до 5 баллов, температуре воздуха от -20 до +40°С, скорости истинного ветра любого направления до 15м/с, бортовой качке ±20°, килевой качке ±15°, постоянном крене катера до 6°, скорости стреляющего катера и цели до 50 узлов. Минимальное удаление катера от препятствия (остров, гряда, мыс и т.д.) должно быть не менее 6км, а само препятствие не должно находиться в зоне, где уже включена головка самонаведения ракеты, высота препятствия не более 10м при высоте полета ракеты 25м, и не более 30м при высоте полета 50м.
rbase.new-factoria.ru
Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6)
]]>]]>Конструктивно ракеты П-6/П-35 (см.]]>схему]]>) представляли собой дальнейшее развитие противокорабельной ракеты П-5. Ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры. Система управления «Антей» была подготовлена НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности.
Ракеты оснащались фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-48 (вес 800-1000кг), разработанной в НИИ-6, или специальной боевой частью.
Полет ракет проходил в режиме «большая высота —малая высота». Большая высота полета требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между носителем и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на носитель, где офицер-оператор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее важную, например, авианосец в авианосном ордере). После чего подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту, не теряя радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при этом не отделялась.
Наряду с этим ракетами П-6/П-35 можно было стрелять и в автономном режиме без задействования линий телеуправления и каналов трансляции изображения целей. В таком случае был возможен залп всех пусковых установок корабля.
Ракета П-35 (4К44) имела несколько режимов полета на высотах от 400м и почти до 7.5км. В зависимости от режима высоты менялись скорость полета и дальность (приблизительно от 100 до 300 км). Интересно, что П-35 могла использоваться и для стрельбы по наземным целям, для чего нужно было только перевести бортовую систему управления «Блок» из режима «М» (морской) в режим «Б» (береговой). В этом случае ракета по команде с крейсера пикировала на цель под углом 80°.
]]>]]>Угол горизонтального наведения установок CМ-70 крейсеров проекта 58 (см.]]>фото]]>) составлял 120°, угол старта 25°. Боезапас на каждую установку насчитывал 8 ракет П-35, из которых непосредственно 4 находились в контейнерах пусковой установки, а еще 4 — в погребе, рядом с установкой. Обычно одна из четырех ракет П-35 имела специальную боевую часть в 20 кт.
Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Авиационная разведывательная система “Успех” была создана Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцев. Она состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16РЦ, Ту-95РЦ (позднее на вертолетах Ка-25РЦ) и на кораблях. На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу. В системе разведки и целеуказания, принятой на вооружение 1965 году, впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в реальном масштабе времени. Таким образом, в СССР впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Большая дальность полета Ту-95РЦ позволила вести разведку кораблей в море и выполнять задачи целеуказания на дальности до 7000 км.
]]>]]>
Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛ радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе — не более четырех).
Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).
На ПЛ 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа — за 20- 30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.
Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей советского флота. Это в значительной степени было обусловлено быстрым совершенствованием их основного противника -авианосцев ВМС США. Ракеты П-6 были модернизированы в вариант П-6М (4К48). С 1959 г. в НИИ-49 под руководством А.П. Цветкова велись работы по созданию станции “Молния”, обеспечивающей автономное загоризонтное целеуказание за счет использования явления тропосферного рассеивания СВЧ-радиоволн. В декабре 1969 г. станция “Молния” была принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛ 675-го проекта, а также на дизельные лодки проекта 651.
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛ с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника.
rbase.new-factoria.ru
Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист
]]>]]>Ракетное вооружение ПЛ 670-го проекта — восемь ПКР “Аметист” — располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32.5° к горизонту. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырехракетными залпами с глубины до 30м при скорости лодки не более 5.5 узлов и волнении моря до 5 баллов.
Ракета «Аметист» (см.]]>схему]]>) была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло (см.]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>).
Старт производился с подводной лодки с глубины до 30 м из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность включались четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель (см.]]>фото]]> соплового блока). Полет происходил на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. «Аметист» проектировался для двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказание средствами самой лодки.
Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг или специальной боевой частью.
Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4 стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной траектории и 2 двигателя отброса — на обычном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал около трех минут.
]]>]]>Система управления «Тор» была разработана НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности. «Аметист» имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл».
В состав системы управления входили:
автопилот;
радиовысотомер;
аналоговая вычислительная машина
радиолокационная головка самонаведения.
Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.
Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе:
- пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда;
- пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытной подводной лодки проекта 61ЗА;
- пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661;
- пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.
Изготовление пусковых установок велось на заводе № 232 «Большевик».
]]>]]>Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь — это малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной — пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.
rbase.new-factoria.ru