Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».


Характеристики

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.


Генеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.

Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».


Пусковые шахты комплекса Гранит

Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.


Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.


Вертолёты Ка-27

Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства

В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.


Содержание

  • Проект 1144
  • Атомного крейсера должно быть много
  • И один в море воин
  • Вооружение
  • Радиоэлектронные средства
  • Где сейчас «Пётр Великий»

По материалам techcult

24hitech.ru

шансы крейсера «Петр Великий» поразить американский авианосец ничтожны

Некоторые классы и типы боевых кораблей вызывают у общества завышенные ожидания, а приписываемый им якобы огромный боевой потенциал отражается в громких прозвищах, таких, например, как «убийца авианосцев», – именно так именуют в прессе ракетные крейсеры проекта 1164. Насколько это соответствует их реальным возможностям? Способны ли они уничтожить наиболее мощные боевые корабли современности – американские тяжелые авианосцы (АВТ)?

На тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (наиболее известный из которых «Петр Великий»), ракетные крейсеры проекта 1164 и подводные лодки проекта 949А (типа «Курск») действительно возлагаются большие надежды. Но способны ли они, действуя в составе группы численностью два-три корабля (как это имеет место сегодня при выполнении нашим ВМФ различных задач поддержки российской дипломатии и демонстрации флага), уничтожить или хотя бы вывести из строя американский авианосец?

Обратимся к основным тактико-техническим характеристикам этих кораблей.

Наши возможности

Ракетный крейсер проекта 1164 при водоизмещении более 11 000 тонн имеет в качестве основного вооружения комплекс ударного ракетного оружия П-1000 «Вулкан» с боезапасом 16 противокорабельных ракет. Максимальная дальность стрельбы – 550 километров.

Основное зенитное вооружение корабля представлено многоканальным комплексом «Форт» (С-300Ф) с дальностью стрельбы до 90 километров.

Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 при водоизмещении более 25 000 тонн оснащен противокорабельными ракетами «Гранит» с дальностью стрельбы около 500 километров. Корабль имеет на борту 20 таких ракет.

В качестве основного зенитного вооружения корабль располагает двумя многоканальными комплексами «Форт», аналогичными тем, что установлены на крейсерах проекта 1164.

На обоих кораблях предусмотрено базирование вертолетов Ка-27, которые могут использоваться для выдачи целеуказания главному ракетному комплексу на удалении до 300–400 километров.

По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей требуется попадание четырех – шести противокорабельных ракет «Гарпун» или двух-трех «Томагавков».

Подводная лодка проекта 949А имеет в качестве главного вооружения ракетный комплекс «Гранит», аналогичный установленному на крейсерах проекта 1144.

Основным средством поиска соединений надводных кораблей на этой подводной лодке является гидроакустический комплекс.

Единая боевая система

Американские авианосцы практически всегда действуют в составе авианосных ударных групп или авианосных ударных соединений. Типовой состав такой группы включает один авианосец, шесть – восемь надводных кораблей прикрытия, в том числе два-три ракетных крейсера типа «Тикондерога» и столько же эсминцев УРО типа «Орли Берк», а также две-три атомные подводные лодки, в основном типа «Лос-Анджелес».

Авианосное соединение может включать до двух – четырех авианосных ударных групп, действующих в едином боевом порядке.

В настоящее время основу американского авианосного флота составляют корабли типа «Нимиц» различных модификаций. Имея водоизмещение около 95 000 тонн, они в качестве главного своего оружия располагают авиагруппой палубной авиации общим числом до 100 единиц различных летательных аппаратов.

Типовой состав авиакрыла авианосца включает 48 штурмовиков-истребителей F/A-18С, E, F и D, 10 противолодочных самолетов «Викинг», четыре – шесть самолетов-заправщиков, столько же самолетов РЭБ, четыре самолета-разведчика, четыре – радиолокационного дозора и управления типа Е-2С «Хокай», 10–16 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов.

Авиакрыло авианосца составляет основу ударной мощи авианосной ударной группы и обеспечивает все виды ее обороны.

Ракетные крейсеры и эсминцы УРО являются основой системы обороны авианосной группы.

Ракетные крейсеры типа «Тикондерога» при водоизмещении около 9600 тонн в качестве главного вооружения имеют различные виды ракетного оружия, расположенные в двух универсальных вертикальных подпалубных пусковых установках Mk-41 общей емкостью 122 ячейки.

Типовая загрузка ракетного оружия включает 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». Кроме этого, корабль располагает 16 ракетами «Гарпун» в палубных пусковых установках.

Эсминцы УРО типа «Орли Берк» по составу и номенклатуре вооружения аналогичны крейсерам типа «Тикондерога», отличаясь от них лишь сокращенным количеством боекомплекта. Так, эти корабли располагают 96 ячейками универсальных вертикальных пусковых установок.

Оба типа корабля оснащены боевой информационно-управляющей системой «Иджис».

Авианосцы, крейсеры и эсминцы располагают развитой системой средств радиоэлектронного подавления, позволяющей им существенно снижать вероятность поражения противокорабельными ракетами.

Можно полагать, что для вывода из строя или уничтожения американского авианосца потребуется попадание четырех – семи тяжелых российских противокорабельных ракет. Аналогичный показатель для крейсеров и эсминцев составит от одной до трех единиц.

Многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» имеют 12 пусковых установок, в которых способны разместиться противокорабельные ракеты «Томагавк» и четыре торпедных аппарата с боекомплектом 24 торпеды.

Решая задачу борьбы с надводными кораблями противника, авианосная ударная группа способна наносить удары палубной авиации в составе до 40 самолетов на удалении до 600–800 километров и ракетами «Томагавк» до 500–600 километров от центра ордера, имея в залпе до нескольких десятков таких ракет.

Противолодочная оборона авианосной ударной группы строится на глубину до 600 и более километров от авианосца. Противовоздушная – до 700 километров от центра ордера. Ее основу в дальней и средней зонах составляет палубная истребительная авиация, способная бороться и с крылатыми сверхзвуковыми ракетами. В ближней зоне основа системы ПВО состоит из многоканальных зенитных огневых средств кораблей охранения коллективной обороны.

В целом авианосная ударная группа США представляет собой единую боевую систему, в которой разнородные силы и средства действуют под управлением единой автоматизированной системы управления корабельного соединения, решая в едином комплексе все задачи обороны и наступления, возлагаемые на него.

Вероятность поражения – ноль

Для того, чтобы поразить авианосец из состава авианосной ударной группы, наша корабельная группа во главе с ракетным крейсером или ракетная подводная лодка должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы и классифицировать ее, сблизиться на дистанцию применения ракетного оружия, сохранив боеспособность, получить целеуказание с определением места авианосца в ордере и пустить ракеты, которые, преодолев противодействие средств ПВО и РЭБ, должны поразить авианосец.

Рассмотрим возможности реализации этого комплекса событий.

Собственные возможности корабельной группы в составе ракетного крейсера и одного – трех кораблей охранения и обеспечения по ведению разведки ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, то есть несколькими десятками километров.

Имеющиеся на борту кораблей вертолеты для использования в интересах поиска корабельных соединений противника в больших по площади районах малопригодны в силу недостаточного числа этих машин на борту кораблей соединения (максимум два вертолета на наиболее крупном корабле) и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания и то на неполную дальность применения ракетного оружия.

Возможности ракетных подводных лодок 949А проекта по ведению разведки существенно шире. С помощью своей гидроакустики они могут обнаруживать шумы авианосных групп на удалении более ста морских миль. То есть при нахождении подводной лодки в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где существует определенная (хотя и небольшая) вероятность ее уничтожения.

Однако классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера с такого расстояния невозможно. Необходимо будет сблизиться с противником до нескольких десятков морских миль. То есть войти в среднюю зону противолодочной обороны соединения противника, где вероятность ее уничтожения уже весьма существенна.

Когда создавались эти крейсеры, то есть при советском Военно-морском флоте, их деятельность предполагалось осуществлять при поддержке системы военно-морской разведки на океанском (морском) ТВД. Она опиралась на развитую систему радио- и радиотехнической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные на территории не только СССР, но и других государств. Имелась у нее и эффективная система морской космической разведки, позволяющая не только обнаруживать и следить за корабельными соединениями противника, но и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей акватории Мирового океана.

В распоряжении каждого из океанских флотов были один-два полка разведывательной авиации, основу которых составляли самолеты, позволяющие вести разведку в дальней морской и океанской зонах – Ту-95РЦ и Ту-16Р.

Наконец, многочисленный и боеготовый атомный подводный флот позволял на постоянной основе держать в море от 10 до 30 и более атомных подводных лодок, которые также решали задачи разведки корабельных соединений противника.

Такая система разведки давала возможность выявлять и отслеживать американские авианосные соединения с момента их выхода из базы.

Сегодня из всей этой мощи остались фактически лишь ограниченное число атомных подводных лодок и существенно сокращенная система радио- и радиотехнической разведки, потерявшая к тому же все свои зарубежные центры (в частности Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме). От разведывательной авиации океанской зоны остались единичные самолеты. Эти силы не позволяют вести эффективную разведку важных районов морей и океанов, тем более обеспечить в требуемом объеме разведывательными данными наше соединение для эффективного удара по авианосцу.

Иная картина складывается у авианосного соединения, которое только своими силами способно контролировать воздушное и надводное пространство на глубину до 800 километров и более.

Имея такое превосходство, авианосное соединение будет способно не допустить наши ракетные крейсеры на дистанцию ракетного залпа, безнаказанно (даже не будучи обнаруженным) нанося по нему удары палубной авиацией и ракетами большой дальности.

В этом отношении положение ракетной подводной лодки существенно лучше. Она способна обнаружить и скрытно сблизиться с авианосным соединением противника. Однако вероятность ее обнаружения и уничтожения при этом весьма высока.

Но и в случае обеспечения надлежащей разведывательной информацией нашему небольшому корабельному соединению будет необходимо сблизиться с авианосным соединением на дистанцию стрельбы ракетным оружием.

Имея превосходство в дальности применения палубной авиации, противник нанесет по нашему соединению авиаудары составом до 40 машин, из которых около 25 оснащены двумя ракетами «Гарпун». Ударные самолеты и ракеты будут прикрываться самолетами РЭБ.

Залп в 40–50 крылатых ракет наше корабельное соединение отразить не сможет.

В этих условиях самые мощные ЗРК нашего корабельного соединения «Форт» смогут уничтожить лишь по несколько ракет каждый. Средства самообороны каждого из кораблей еще в самом лучшем случае уничтожат по одной-две ракеты, часть уведут на помехи. В итоге более двух десятков ракет поразят свои цели. Можно уверенно утверждать, что в итоге наши корабли, включая ракетный крейсер, будут с высокой вероятностью потоплены.

Если этого окажется недостаточно, удар может быть повторен.

То есть наше корабельное соединение даже не сможет подойти на расстояние ракетной стрельбы.

Условия преодоления противодействия противника для ракетной подводной лодки проекта 949А существенно лучше. Однако и в этом случае вероятность ее гибели до выхода на позицию применения оружия существенна.

Если же допустить, что наш ракетный крейсер или ракетная подводная лодка достигли позиции залпа и произвели его, то шансы поразить авианосец все равно невелики.

Залп из 16, 20 или 24 ракет против корабельного соединения, насыщенного многоканальными системами ПВО, прикрытого истребителями боевого воздушного патруля, располагающего мощными средствами РЭБ, вряд ли достигнет цели.

Две-три ракеты могут быть уничтожены истребителями. Каждый из ракетных крейсеров и эсминцев УРО способен поразить несколько ракет. Если учесть, что число кораблей, которые в состоянии принять участие в отражении ракетного удара, может составить три-четыре и даже больше, становится ясно, что непораженными останутся буквально единицы ракет. Их уничтожат зенитные средства самообороны или уведут от цели радиоэлектронные помехи.

Шансов достигнуть попадания хотя бы одной ракетой весьма невелики.

Таким образом, можно констатировать, что даже при условии успешного пуска своих ракет по американскому авианосному соединению шансы российского ракетного крейсера его поразить ничтожны. А с учетом других факторов они практически сводятся к нулю.

Как уравнять силы

Итак, мощной сбалансированной группировке противника, насчитывающей около десятка боевых кораблей, несколько подводных лодок и около 100 самолетов, противостоят лишь два-три боевых российских корабля.

Сопоставление ТТХ американских крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Орли Берк» с нашими кораблями показывает, что они как минимум не уступают российскому крейсеру проекта 1164 и если уступают, то незначительно крейсеру проекта 1144.

При этом против шести крейсеров российского ВМФ, половина из которых небоеспособна, США способны выставить около 50 равноценных им боевых кораблей.

Поэтому рейды малочисленных российских групп боевых кораблей, направляемых в отдаленные районы Мирового океана и горячие точки, имеют практически исключительно политическое значение. Их военное влияние незначительно.

Чтобы успешно противостоять авианосной группе США, наш флот обязан противопоставить ей адекватное оперативное соединение.

Его численность должна быть сопоставима с авианосной группой: один – три ракетных крейсера проектов 1164 и 1144 в охранении пяти – восьми надводных кораблей класса эсминец, большой противолодочный корабль, фрегат, три – шесть ракетных подводных лодок проека 949А, четыре-пять многоцелевых подводных лодок при поддержке дивизии двух-трехполкового состава морской ракетоносной или дальней авиации, минимум эскадрильи разведывательных самолетов океанской зоны. На Северном флоте в состав ударной группировки может быть включен авианосец проекта 1143.5. С его введением боевой состав ударной группировки надводных кораблей может быть сокращен на 20–30 процентов.

Такая группировка в состоянии сформировать ракетный залп, равноценный американскому: 40–50 ракет и более. В бою с американским авианосным соединением наша группировка способна его разгромить и уничтожить авианосец. Однако при этом сама понесет весьма ощутимые потери и будет нуждаться в восстановлении боеспособности.

Каждый из наших океанских флотов сможет создать лишь одно такое соединение (если восстановят боеспособность кораблей). Американцы в состоянии выставить против каждого из них не менее четырех авианосных групп.

Кораблестроительная программа СССР позволяла поддерживать паритет военно-морских вооружений с США на приемлемом уровне. Упоминаемые выше крейсеры вводились в состав нашего флота практически синхронно с американскими «Тикондерогами».

Наш флот имел к 1991 году пять авианесущих крейсеров, один из которых был полноценным авианосцем. Планировалась постройка к 2000-му еще трех атомных авианосцев типа «Ульяновск».

Россия могла бы, обладая мощным флотом, гарантированно защищать свои интересы практически в глобальном масштабе. Сегодня она этой возможности лишена. Такова цена рыночных реформ.

Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Военно-промышленный курьер № 38 (506) за 2 октября 2013 года http://vpk-news.ru/articles/17631

 

b-port.com

каким будет атомный крейсер после ремонта

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (проект 1144.2) на сегодняшний день является самым мощным ударным надводным кораблем в составе ВМФ России и самым тяжелым в мире из класса неавианесущих. Казалось бы, не нужно ничего предпринимать, чтобы дополнительно усилить его потенциал, но тем не менее в 2019 году запланированы ремонт и глубокая модернизация этого корабля на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске.

По мнению военного эксперта информационного агентства России ТАСС Виктора Литовкина, это абсолютно закономерный ход событий. Во-первых, уже подошел срок промежуточного ремонта корабля, который  несет службу в составе Северного флота с 1998 года. А во-вторых, еще в 2004 году, когда командование ВМФ впервые озвучило инициативу о необходимости модернизации однотипного ТАРК «Адмирал Нахимов», стало понятно: это ожидает и «Петра Великого». Хотя на тот момент корабль был еще достаточно молод. Дело в том, что «Петр» закладывался и создавался по советским технологиям, и к моменту своего выхода из завода (кораблю не повезло: он строился почти десять лет в самые трудные для страны 90-годы) некоторые его системы морально устарели.

Ракетное вооружение

Именно по причине необходимости модернизации этих самых систем в 2014 году был отправлен в сухой док северодвинского завода «Адмирал Нахимов», который ровно на десять лет старше «Петра». В настоящее время работы на «Нахимове» идут полным ходом, и нет ни какого сомнения, что полученный опыт переоборудования обязательно будет использован при ремонте «Петра Великого».

Это наверняка ускорит ход работ, и объявленные сроки выхода «Петра» из завода в 2022 году будут выдержаны. Перечень предстоящих работ на «Петре Великом» сегодня известен очень ограниченному кругу лиц, но можно со всей уверенностью говорить, что главные изменения коснутся ракетного вооружения ТАКР.

Известно, что в России созданы ракеты самых разных классов. О том, какие именно из этих ракет получит «Петр Великий», говорить пока преждевременно. Однако одно можно сказать совершенно точно: ударная мощь корабля значительно возрастет.

Оборона «Петра» 

Некоторые эксперты высказывают мнение, что вместо ЗРК коллективной обороны «Форт» (морской аналог С-300), которые сегодня прикрывают «Петр Великий» с воздуха, планируется установить современные комплексы ПВО «Полимент-Редут» с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров. «Этот вопрос, – говорит Виктор Литовкин, – не имеет пока однозначного ответа. И в первую очередь потому, что «Форт» – один из самых совершенных и надежных в работе комплексов морского базирования.

Его эффективность вполне можно повысить за счет установки новых РЛС, сопряженных с ЗРК, и модернизации зенитных управляемых ракет с увеличенной дальностью стрельбы. В любом случае последнее слово здесь скажут флотские военспецы, у которых еще есть время для принятия окончательного решения».

Электроника и связь 

Мнение Литовкина разделяет капитан 2-го ранга запаса Алексей Образцов, который был первым командиром БЧ-7 «Петра Великого». В составе экипажа моряков-тихоокеанцев (изначально планировалось, что крейсер будет служить в составе КТОФ) он выводил корабль в море из Балтийского судостроительного завода в Санкт-Петербурге в 1997 году.

Офицер убежден, что внешне крейсер преобразится незначительно, но вся его внутренняя электронная начинка будет заменена основательно. И это касается не только радиотехнического вооружения и средств связи, но и всех систем, «обслуживающих» ракетные, зенитные, артиллерийские и торпедные комплексы. Это продиктовано и временем, и тем обстоятельством, что флот давно начал переход на компьютерные технологии с сенсорным управлением, чего в период строительства корабля попросту не существовало.

Нет ни какого сомнения, что на крейсере будут установлены новое радиоэлектронное оборудование (системы обнаружения и слежения за воздушными, надводными и подводными целями), современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое.

Ядерные реакторы корабля, скорее всего, трогать не станут. Они рассчитаны на многие десятилетия работы и достаточно надежны. Их суммарной мощности хватит, чтобы неограниченно долго снабжать теплом и электроэнергией город с 200-тысячным населением. Зато системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут модернизированы.

Стратегическое сдерживание 

Не грозит серьезный ремонт и ходовому мостику – он же главный командный пункт корабля, который поистине уникален в плане своей  защищенности. Стекло выдерживает попадание пули, а от артснарядов надежно предохраняет броневая заслонка. То есть это своеобразный укрепленный бункер, и что-либо дорабатывать в его конструкции нет необходимости. Другое дело – системы связи и управления корабельными боевыми постами. Естественно, все они будут модернизированы по последнему слову техники. 

Подытоживая мнение обоих экспертов, можно сделать один вывод. ТАКР «Петр Великий» ко времени своего выхода из завода превратится в мощнейший носитель дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения не только авианосных ударных групп, но и наземных целей. И вместе с «Адмиралом Нахимовым» они станут самым эффективным неядерным средством стратегического сдерживания в составе ВМФ России.

tvzvezda.ru

Атомный крейсер «Пётр Великий»: наследник советских линкоров

Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку».

Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

Генеральный конструктор Северного ПКБ В. Е. Юхнин

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

 

Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.

Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».

Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.

Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства

В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.

discussio.ru

Вход атомного крейсера «Петр Великий» на Кронштадский рейд

Пишет «Перископ из глубин Тихого океана»: Сегодня в 16.20 в акваторию Большого Кронштадтского рейда вошёл тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр. 1144, дабы принять участие в Главном военно-морском параде 30 июля. К 17.00 после манёвров на рейде он занял своё место на якорной стоянке, где и будет находиться во время парада.

Несколько десятков любителей флота встречало его на северном створном знаке у форта Константин во время проводки через канал С1, в том числе и я. На сегодня «Петр Великий» является крупнейшим ударным (неавианосным) кораблём в мире, поэтому внимание к его визиту было особенное. Ниже — рассказ об этом волнующем моменте

2. Прибыл на створный знак я в районе 13.50, когда ещё был такт движения на запад (караван судов выходил из Большого порта СПб в сторону Финского залива). Успел застать контейнеровоз Amanda D приписки Мадейра. Затем движение прекратилось.

3. Через полчаса, после затишья, со стороны залива по фарватеру промчался противодиверсионный катер. «О, это знак!» — зашумели ожидающие зрители, — «Значит, ОН идёт!».

4. Катер промчался и всё стихло, минут на 20. Затем из Кронштадта вышли почти один-за-одним, красивым ордером, аж шесть (!) буксиров. 

5. И проследовали мимо нас поочередно, на выход в залив. Было 14.55 и по заявке порта «Петр» должен был идти уже через 15 минут. Все приготовились и напряглись.

6. …но ничего не происходило ещё полчаса. Наконец, в 15.25 вдали показался какой-то нос. «Он!» — пронесся шепот по рядам. — «Да не… чё-то совсем карлик… может это «Чикер»?». — «И не Чикер, вообще посудина какая-то».

7. Разочарование было велико. Бедный «Кроншлот» шёл мимо наблюдающих, осыпаемый насмешками. «Посудина жалкая!», «Что ты тут забыла, корыта синяя?», «Где Петя, ироды? Куда его дели?», «Как вы могли пропустить его раньше крейсера?!» — и далее в этом духе.

8. А дальше, в качестве отвлекающего манёвра, из Средней гавани вышла сразу группа катеров и начала репетировать парадные пируэты на акватории. Часть наблюдателей перебежала туда, но мы всё равно оставались на месте, чтобы не пропустить.

9. Затем в сторону залива прошла какая-то яхта. За воротами она отвернула влево. «Что??!! Ещё и яхта какая-то драная! Где наш «Петр»?!» — бушевали болельщики.

С крейсером же в это время происходило вот что. Он к 15.45 малым ходом подошёл вплотную к С1 и остановился рядом, буквально в 6-7 кабельтовых от ворот. Его было видно, если забраться на крышу форта. Но дальше он не шёл. К нему подошли буксиры и около получаса танцевали вокруг него. Народ недоумевал: «Что же он стоит прямо у входа? Когда пойдёт?». Но серо-синяя туша гиганта не трогалась с места. 

Все уже расслабились, разошлись по территории. Мы тоже стали перекусывать, не ведая, когда же начнётся движение. Вдруг тихую светскую болтовню нарушил истошный крик десятилетнего пацанчика, стоявшего на высоких насыпных камнях дальше мола: «Ма-а-а-ачта! С локатором!!!». Это произвело невероятно живительное действие на публику: все быстро побежали на свои места и схватились за фотоаппараты, бинокли, телефоны. Какая-то мамочка звала своего отпрыска, непонятно куда подевавшегося. Под ногами зрителей огорченно бегал ярко-рыжий померанский шпиц, решительно не понимавший, почему его перестали тискать и восхищаться, и оставили одного без внимания.

10. И вот она, мачта, приближается. Мальчик был прав!

11. «Петр Великий» входил уже под буксирами. Так вот почему он стоял перед С1 целых полчаса!

12. Приближается.

13. Какая-то корреспондентка неподалёку восхищённо щебетала своему спутнику: «Ой, я щаз в обморок упаду от кайфа, какой же он красивый, а-а-а!». На эти восторги бородатый циничный дядя ей назидательно отвечал: «Ну да, вот привели предьявить налогоплательщикам, чтобы вы знали, куда пошли эти ваши денежки! Ну чё, смотрите!».

14. Крейсер совсем близко проходит.

15. Визуально он оказался и правда огромным. Потом посмотрел — 251 м длина. 

16. Почти все бырышни на моле верещали от восторга. Мужики были более сдержанны. Но слов нет, проход этого гиганта безусловно впечатлял.

17. Кормовая часть.

18. Часть надстройки с флагами.

19. По бортам уже были выстроены швартовные команды.

20. Уходит к якорной стоянке.

21. Остановился, отвернув южнее фарватера. Буксиры начали его разворачивать.

22. Разворот.

23. Из Бронки вышел паром Finnlines, но остался вдалеке во время маневров атомного крейсера.

24. Буксиры подталкивают «Петра» к заранее выставленным бочкам.

25. Теперь уже можно не спешить, и спокойно медитировать с чашкой чая, глядя на крейсер.

26. После того, как «Петра» поставили окончательно, в 17.20 пошли другие суда такта «залив — порт». Это вызвало недоумение собравшихся: «А где же Димитрий»? Но второй герой не шёл. «Он остался у приёмного буя, и неизвестно когда его приведут». Народ подождал и после того, как буксиры выстроились за «Петром», стал расходиться. Приближалось время выхода паромов из СПб, и стало ясно, что в течении ближайших шести часов «Донского» на рейд не заведут.

27. Ну что же… жаль, что «Димитрия» не привели. Но ладно. «Петр» тоже красиво шёл!

28. Едем домой. Наблюдательный пункт, откуда был снят этот пост — вон тот красный створный знак вдали. Там я и находился.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Вход атомного крейсера «Петр Великий» на Кронштадтский рейд: periskop

Сегодня в 16.20 в акваторию Большого Кронштадтского рейда вошёл тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр. 1144, дабы принять участие в Главном военно-морском параде 30 июля. К 17.00 после манёвров на рейде он занял своё место на якорной стоянке, где и будет находиться во время парада.

Несколько десятков любителей флота встречало его на северном створном знаке у форта Константин во время проводки через канал С1, в том числе и я. На сегодня «Петр Великий» является крупнейшим ударным (неавианосным) кораблём в мире, поэтому внимание к его визиту было особенное. Ниже — рассказ об этом волнующем моменте 🙂


2. Прибыл на створный знак я в районе 13.50, когда ещё был такт движения на запад (караван судов выходил из Большого порта СПб в сторону Финского залива). Успел застать контейнеровоз Amanda D приписки Мадейра. Затем движение прекратилось.

3. Через полчаса, после затишья, со стороны залива по фарватеру промчался противодиверсионный катер. «О, это знак!» — зашумели ожидающие зрители, — «Значит, ОН идёт!».

4. Катер промчался и всё стихло, минут на 20. Затем из Кронштадта вышли почти один-за-одним, красивым ордером, аж шесть (!) буксиров.

5. И проследовали мимо нас поочередно, на выход в залив. Было 14.55 и по заявке порта «Петр» должен был идти уже через 15 минут. Все приготовились и напряглись.

6. …но ничего не происходило ещё полчаса. Наконец, в 15.25 вдали показался какой-то нос. «Он!» — пронесся шепот по рядам. — «Да не… чё-то совсем карлик… может это «Чикер»?». — «И не Чикер, вообще посудина какая-то».

7. Разочарование было велико. Бедный «Кроншлот» шёл мимо наблюдающих, осыпаемый насмешками. «Посудина жалкая!», «Что ты тут забыла, корыта синяя?», «Где Петя, ироды? Куда его дели?», «Как вы могли пропустить его раньше крейсера?!» — и далее в этом духе.

8. А дальше, в качестве отвлекающего манёвра, из Средней гавани вышла сразу группа катеров и начала репетировать парадные пируэты на акватории. Часть наблюдателей перебежала туда, но мы всё равно оставались на месте, чтобы не пропустить.

9. Затем в сторону залива прошла какая-то яхта. За воротами она отвернула влево. «Что??!! Ещё и яхта какая-то драная! Где наш «Петр»?!» — бушевали болельщики.

С крейсером же в это время происходило вот что. Он к 15.45 малым ходом подошёл вплотную к С1 и остановился рядом, буквально в 6-7 кабельтовых от ворот. Его было видно, если забраться на крышу форта. Но дальше он не шёл. К нему подошли буксиры и около получаса танцевали вокруг него. Народ недоумевал: «Что же он стоит прямо у входа? Когда пойдёт?». Но серо-синяя туша гиганта не трогалась с места.

Все уже расслабились, разошлись по территории. Мы тоже стали перекусывать, не ведая, когда же начнётся движение. Вдруг тихую светскую болтовню нарушил истошный крик десятилетнего пацанчика, стоявшего на высоких насыпных камнях дальше мола: «Ма-а-а-ачта! С локатором!!!». Это произвело невероятно живительное действие на публику: все быстро побежали на свои места и схватились за фотоаппараты, бинокли, телефоны. Какая-то мамочка звала своего отпрыска, непонятно куда подевавшегося. Под ногами зрителей огорченно бегал ярко-рыжий померанский шпиц, решительно не понимавший, почему его перестали тискать и восхищаться, и оставили одного без внимания.

10. И вот она, мачта, приближается. Мальчик был прав! 🙂

11. «Петр Великий» входил уже под буксирами. Так вот почему он стоял перед С1 целых полчаса!

12. Приближается.

13. Какая-то корреспондентка неподалёку восхищённо щебетала своему спутнику: «Ой, я щаз в обморок упаду от кайфа, какой же он красивый, а-а-а!». На эти восторги бородатый циничный дядя ей назидательно отвечал: «Ну да, вот привели предьявить налогоплательщикам, чтобы вы знали, куда пошли эти ваши денежки! Ну чё, смотрите!».

14. Крейсер совсем близко проходит.

15. Визуально он оказался и правда огромным. Потом посмотрел — 251 м длина.

16. Почти все бырышни на моле верещали от восторга. Мужики были более сдержанны. Но слов нет, проход этого гиганта безусловно впечатлял.

17. Кормовая часть.

18. Часть надстройки с флагами.

19. По бортам уже были выстроены швартовные команды.

20. Уходит к якорной стоянке.

21. Остановился, отвернув южнее фарватера. Буксиры начали его разворачивать.

22. Разворот.

23. Из Бронки вышел паром Finnlines, но остался вдалеке во время маневров атомного крейсера.

24. Буксиры подталкивают «Петра» к заранее выставленным бочкам.

25. Теперь уже можно не спешить, и спокойно медитировать с чашкой чая, глядя на крейсер.

26. После того, как «Петра» поставили окончательно, в 17.20 пошли другие суда такта «залив — порт». Это вызвало недоумение собравшихся: «А где же Димитрий»? Но второй герой не шёл. «Он остался у приёмного буя, и неизвестно когда его приведут». Народ подождал и после того, как буксиры выстроились за «Петром», стал расходиться. Приближалось время выхода паромов из СПб, и стало ясно, что в течении ближайших шести часов «Донского» на рейд не заведут.

27. Ну что же… жаль, что «Димитрия» не привели. Но ладно. «Петр» тоже красиво шёл!

28. Едем домой. Наблюдательный пункт, откуда был снят этот пост — вон тот красный створный знак вдали. Там я и находился.

UPD. Видео входа «Петра»:

periskop.livejournal.com

Крейсер «Петр Великий» | Блог Nikkuro

Россия – родина многих уникальных проектов, в том числе и надводного атомного флота. Ярчайший представитель – атомный ракетный крейсер «Петр Великий», на сегодняшний день является самым защищенным и мощным ударным кораблем в мире. Он в одинаковой степени эффективен для борьбы с любыми типами целей, и не случайно проект данного крейсера получил название «Орлан» — хищной сильной птицы, изображенной, кстати, и на гербе США.

Достоинства атомных кораблей очевидны – несравнимое преимущество в дальности, скорости и, конечно, автономности плавания. Эти факторы заставили советское руководство начать в 1960 году исследовательские работы по созданию тяжелых атомных надводных боевых кораблей. Вскоре появились первые чертежи. Боевой ракетный атомоход начали создавать в ЦКБ 53, сегодня это Северное ПКБ. Заложен был первый «Орлан», позже переименованный в тяжелый ракетный крейсер «Киров», в 1973 году.

История появления ТАРКР «Петр Великий»

Главную опасность для страны в то время составляли атомные субмарины вероятного противника. По мнению руководства страны, постоянный контроль и слежку за ними, а при необходимости и уничтожение было под силу только большим атомным противолодочным кораблям. При проектировании конструкторам пришлось решать целый ряд сложнейших задач. Одна из них была поставлена главкомом ВМФ адмиралом Горшковым, выразившим опасение по поводу того, что сразу оба реактора могут выйти из строя в дальнем походе, указавшим также на то, что кораблю нужна резервная энергоустановка.

Решение в результате было найдено – в дополнение к двум атомным реакторам крейсера типа «Орлан» было решено смонтировать два паровых котла, из-за чего тяжелый ракетный крейсер обзавелся двумя дымовыми трубами, что можно увидеть, взглянув на чертежи. Решение адмирала оказалось дальновидным, в чем морякам пришлось неоднократно убедиться в походах.

С главным ударным комплексом также определились далеко не сразу. По началу тяжелый ракетный корабль проекта «Орлан» планировалось оснастить дозвуковыми противокорабельными ракетами «Малахит». Но вооружение имело слабые характеристики – прежде всего небольшая дальность стрельбы в 120 км не устраивала военных, поэтому в восьми пусковых установках по бортам решили разместить значительно более совершенные ракеты «Базальт».

Однако вскоре военная промышленность создала сверхзвуковые крылатые ракеты «Гранит», которые сразу же были поставлены на подводные атомоходы. «Гранит» — чрезвычайно «умная» противокорабельная ракета, подходящая к цели на низких и сверхнизких высотах. Стая таких ракет способна обмениваться информацией друг с другом, самостоятельно обнаруживать и распределять цели, по которым будут наноситься удары.

Особенности ударного и оборонительного вооружения крейсера

На подлодках «Гранит» стартует из пусковых установок, заполненных водой. Чтобы сэкономить время, тяжелый атомоход «Петр Великий» получил те же чертежи — основные ударные комплексы впервые в мире расположились под палубой. Из-за этого для пуска ракеты в пусковые установки необходимо было закачать забортную воду. На это, правда, требовалось всего несколько секунд. Двадцать ракет могут доставить к вражеской АУГ сразу 15 тонн ядерных зарядов, при этом сбить «Гранит» — чрезвычайно трудная задача даже для самых современных систем ПВО.

Тяжелый атомный крейсер оборудован мощной системой противовоздушной обороны. Основное вооружение – комплекс «Форт», разработанный на базе одной из лучших в мире систем ПВО С-300. Барабанные установки, размещенные в носовой и кормовой частях корабля, одновременно могли обеспечить стрельбу сразу по 12 целям с интервалом 4 с. «Петр Великий» в результате различных доработок и модернизаций получил и массу другого зенитного, противолодочного и артиллерийского вооружения. Это многофункциональный тяжелый крейсер, способный обеспечивать прикрытие группировки кораблей от морских и воздушных целей, обнаруживать и уничтожать подлодки, а также в прибрежной зоне поддерживать сухопутные войска.

Первый из «Орланов» проекта 1144 — атомный ракетный крейсер «Киров», покинул Балтийский завод в мае 1979 года. Позже на этом же заводе заложили еще 4 подобных атомохода. Последним и был как раз «Петр Великий», заложенный, практически полностью построенный и спущенный на воду в СССР как ТАРКР «Андропов», а достраивавшийся и проходивший испытания уже в России. Правда, из-за повального отсутствия финансирования корабль на долгое время был практически заброшен – уже птицы начали вить гнезда на наиболее удобных для них надстройках атомохода. О чем не забыли – так это о переименовании корабля. Как раз в это время атомный авианесущий крейсер и был назван «Петр Великий». Достройка корабля продолжилась уже в 1995 году.

Российский ТАРКР «Петр Великий» имеет следующие характеристики:

— полное водоизмещение более 26 000 т;
— команда – 727 человек плюс летный персонал 18 человек;
— шахты основного ударного вооружения – КР «Гранит», располагаются под палубой в носовой части корабля;
— в кормовой части расположены вертолетный ангар и главная силовая установка – два реактора на быстрых нейтронах по 300 МВт, а также вспомогательная установка – пара нефтяных паровых котлов.

Вооружение крейсера «Петр Великий»

Основное вооружение крейсера – 20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит», развивающих скорость 2,5 М и весящих 7 тонн каждая. Способны поражать цели на расстоянии 600 км фугасной боевой частью весом 750 кг или ядерным зарядом мощностью 500 кт.

Противовоздушные системы – носовой комплекс «ФОРТ-М» или С-300 ФМ с 46 ракетами, а также один комплекс с 48 ракетами С-300 Ф. Кроме того, имеется комплекс ближнего радиуса действия «Кинжал» — развитие системы «Оса-МА», установленной на ранних «Орланах». Зенитное вооружение усилено зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», поражающим цели ракетным вооружением на дистанции 8000-1500 м, артиллерийским – от 1500 до 500 м.

Артиллерийская часть вооружения – двуствольная 130-мм артиллерийская башенная установка для поражения морских, береговых и воздушных целей. Может действовать как в полностью автоматическом режиме совместно с РЛС, так и в ручном. Скорострельность установки – 20-35 выстрелов в минуту, дальность – 22 км. Также на корабле имеется пара шестиствольных 30-мм скорострельных автоматических пушек АК-630АД.

Противолодочное вооружение крейсера «Петр Великий» – система «Волгопад-НК» в составе двадцати противолодочных ракет или торпед, комплекс «Удав-1» с 40 противолодочными ракетами. Также к данному типу вооружения относятся ракетно-бомбовые установки РБУ-1000 и три вертолета Ка-27ПЛ, оснащенных противолодочным вооружением.

Словом, атомный авианесущий крейсер «Петр Великий» — настоящая краса и гордость российского флота. Это мощнейшая боевая единица, последняя из проекта 1144 «Орлан», и в XXI веке способна отстаивать интересы нашей страны в любой точке мирового океана.

Источник

P.S.: Не буду говорить, что «Петр Великий» прямо сейчас в составе эскадры идет к берегам Сирии или о грядущем перевооружении корабля «Цирконами»,  в результате которого он станет еще опаснее для противника…

×

cont.ws

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *