Содержание

Новик (бронепалубный крейсер) — Википедия

«Новик» →
«Судзуя»

Крейсер II ранга «Новик»
Служба
Российская империя Российская империя
Назван в честь корвет «Новик»
Класс и тип судна Бронепалубный крейсер
Организация Российский императорский флот
Изготовитель «Ф. Шихау», Данциг
Строительство начато 29 февраля 1900 года
Спущен на воду 2 августа 1900 года
Введён в эксплуатацию 1901 год
Выведен из состава флота затоплен экипажем в 1904 году
Служба
Японская империя

ru.wikipedia.org

Эсминцы серии «Новик» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Содержание

  • 1 Характеристики эсминцев серии «Новик»
    • 1.1  1. Серия эсминцев типа «Дерзкий»: «Дерзкий», «Беспокойный», «Гневный», «Пронзительный» (4 корабля).
    • 1.2 2. Серия эсминцев типа «Счастливый»: «Счастливый», «Быстрый», «Громкий», «Поспешный», «Пылкий» (5 кораблей).
    • 1.3 3. Серия эсминцев типа «Орфей»: «Орфей», «Азард», «Гром», «Десна», «Забияка», «Летун», «Победитель», «Самсон» (8 кораблей).
    • 1.4 4. Серия эсминцев типа «Гавриил»: «Гавриил», «Михаил», «Сокол», «лейтенант Ломбард», «Владимир». «Константин», «лейтенант Дубасов», «капитан Конан Зотов», «капитан Кроун», «капитан Белли», «капитан Керн», «капитан Кинсберген», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» (14 кораблей).
    • 1.5 5. Серия эсминцев типа «Изяслав»: «Изяслав», «Прямислав», «Брячислав», «Федор Стратилат», «Автроил» (5 кораблей).
    • 1.6 6. Серия эсминцев типа «Керчь» (т.н. «ушаковская» серия): «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия», «Занте», «Цериго», «Корфу», «Левкас» (8 кораблей).

Характеристики эсминцев серии «Новик»

Страна: Россия
Тип: Эскадренный миноносец
Дата выпуска: 1913 год
Водоизмещение:1280 тонн
Длинна: 102,43 м
Ширина: 9,53 м
Осадка: 3,53 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 117 человек
Силовая установка: 2 паровые турбины, 6 котлов, суммарной мощностью 35 000 л.с.
Дальность хода: 1470 миль
Максимальная скорость: 36,92 узлов
Вооружение:4х 102 мм-орудие, 4х 7, 62-мм пулемет, 4х 57-мм торпедные аппараты, 80 мин.
Авиагруппа:Нет

Эскадренный миноносец «Новик» — легенда отечественного судостроения. Этот корабль во многом опередил свое время и вобрал в себя множество передовых достижений. Не будет ошибкой назвать этот корабль первым в мире настоящим эсминцем — не специализированным минно-торпедным судном, а универсальным боевым кораблем.

Сам «Новик», головной корабль серии, проектировался конструкторами немецкой фирмы «Вулкан» совместно с инженерами Путиловского завода по заказу «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По результатам конкурса в 1909 г. заказ на постройку был передан «Обществу Путиловских заводов» Санкт-Петербурга.

Интересно, что эсминец в ходе проектирования и постройки классифицировался как минный крейсер — настолько непривычными были для корабля «второстепенного назначения» были большие водоизмещение «Новика» и мощное артиллерийское вооружение.

Эскадренный миноносец «Новик», 1913 год

Эсминец был первым в России «нефтяником», на нем же, впервые была установлена турбинная двигательная установка. Конструкция эсминцев типа «Новик» оказалась настолько удачной, что определила на долгие годы не только путь развития российского, а позже — советского флотов, но и тенденцию к постепенному росту водоизмещений и возрастания роли эсминцев во всех флотах мира.

Судьба первенца, самого эсминца «Новик» прекрасна и трагична одновременно — вступив в строй в 1913 году, прошел Первую Мировую войну, пережил развал флота в Гражданскую войну, увидел рождение нового флота с приходом советской власти (с 1923 года, с новым именем — «Яков Свердлов»)  и погиб в августе 1941 года подорвавшись на мине, при переходе Балтийского флота  из Таллина в Кронштадт.

В период с 1911 по 1917 гг. построено/заложено 46 единиц эскадренных миноносцев проекта «Новик». Эти корабли строилась сериями — всего таких серий было шесть. Каждая из них (что в принципе традиционно для российского и советского флотов) отличалась характеристиками от предыдущей. «Новик» в этой классификации считается «внесерийным», в начале статьи приведены именно его характеристики на момент сдачи флоту в 1913 году.

 1. Серия эсминцев типа «Дерзкий»: «Дерзкий», «Беспокойный», «Гневный», «Пронзительный» (4 корабля).

Строились по программе 1911 г. «Ассигнования средств на усиление Черноморского флота» «Обществом Николаевских заводов и верфей» г. Николаев. Конструктивно идентичны «Новику», но снабжены менее мощной турбиной, а количество 102-мм орудий уменьшено до 3. Все 4 эсминца переданы в состав Черноморского флота в 1914 г.

Эсминец «Дерзкий» проекта «Новик»

2. Серия эсминцев типа «Счастливый»: «Счастливый», «Быстрый», «Громкий», «Поспешный», «Пылкий» (5 кораблей).

Строились по программе 1911г. «Ассигнование средств на усиление Черноморского флота». Строительство серии начинали несколько разных предприятий, поставку комплектующих осуществляла немецкая фирма «Вулкан». По причине начавшейся войны эсминцы «Счастливый», «Громкий» и «Поспешный» достраивало «Общество Николаевских заводов и верфей», а «Быстрый» и «Пылкий» — Невский металлический завод. Серия идентична кораблям серии «Дерзкий». Все эсминцы вступили в строй в 1915г.

3. Серия эсминцев типа «Орфей»: «Орфей», «Азард», «Гром», «Десна», «Забияка», «Летун», «Победитель», «Самсон» (8 кораблей).

Строились в соответствии с большой судостроительной программой 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. В качестве прототипа выбран проект эсминца «Счастливый». На кораблях серии устанавливались по 4 трехтрубных торпедных аппарата и была увеличена мощность двигательной установки. Строились на верфях «Общества Путиловских заводов». «Забияка» и «Победитель» вступили в строй в 1915 г., остальные — в 1916 г.

4. Серия эсминцев типа «Гавриил»: «Гавриил», «Михаил», «Сокол», «лейтенант Ломбард», «Владимир». «Константин», «лейтенант Дубасов», «капитан Конан Зотов», «капитан Кроун», «капитан Белли», «капитан Керн», «капитан Кинсберген», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» (14 кораблей).

Эскадренный миноносец «Новик», капитан Изыльметьев, 1916 год

Строились в соответствии с большой судостроительной программой 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. Восемь эсминцев были заказаны «Обществу Путиловских заводов», еще 6 строились на судостроительном заводе Русско-балтийского акционерного общества в г. Ревель. Идентичны эсминцам типа «Орфей». «Гавриил», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» были построены в 1916 г., «Константин», «Владимир», «капитан Кинсберген» — в 1917 г.,»капитан Белли», «капитан Керн» — после 1917г., остальные корабли достроены не были.

5. Серия эсминцев типа «Изяслав»: «Изяслав», «Прямислав», «Брячислав», «Федор Стратилат», «Автроил» (5 кораблей).

Строились в соответствии с большой судостроительной программой 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. Проектировались французской фирмой «А. Норманд» на основе проекта эсминца «Новик», строились на предприятиях акционерного общества «Беккер и К». Являлись наиболее мощными и крупными эсминцами русского флота. В отличии от «Новика» оснащались противокреновыми цистернами Фрама, пятью 102 мм орудиями, имели вертикальные образования бортов корпуса. «Изяслав» поступил на вооружение Балтийского флота в 1916г., «Автроил» — в 1917г., «Прямислав» — после 1917г. «Брячислав» и «Федор Стратилат» достроены не были.

6. Серия эсминцев типа «Керчь» (т.н. «ушаковская» серия): «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия», «Занте», «Цериго», «Корфу», «Левкас» (8 кораблей).

Эсминец «Керчь» проекта «Новик»

Заказаны в соответствии программы нового усиления Черноморского флота 1914г. «Обществу Николаевских заводов и верфей». за основу взят проект эсминца «Дерзкий» с исправлением некоторых недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. Кормовой торпедный аппарат был заменен 102 мм орудием. «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия» были введены в строй Черноморского флота в 1917г., «Занте», «Корфу» и «Левкас» — после 1917г., «Цериго» — в 1919г.

В конце 1916 в начале 1917 были заложены ещё 12 эсминцев второй «ушаковской» серии, но ни один корабль построен не был.


источник: компиляция по материалам cris9.narod.ru

armedman.ru

Военная судьба эскадренного миноносца «Новик»

 

В истории любой морской державы немало славных страниц. Каждый корабль имеет свою судьбу. Порой в судьбе корабля отражается целая историческая эпоха боль, радость, героизм, поражение и победа целого народа. Но корабли не могут писать мемуары, они просто служат своей державе от рождения и до смерти.

 


В этой статье пойдет рассказ о корабле, который можно назвать великим. Его величие не в размерах, а в совершенстве воплощенной в нем инженерной мысли определивший путь развития целого класса военных кораблей на долгие годы в России и за ее пределами.


После Крымской войны Российская Империя начала заново создавать свой флот. В 1862 году на учениях Балтийского флота было испытано новое оружие — минный таран. После испытаний адмирал Бутаков доложил главному морскому руководству, что идея миноносных судов предполагает возможность иметь самое сильное оружие из всех придуманных на тот период. Сторонником минного оружия был Степан Осипович Макаров. В 1876 году адмирал Макаров предложил смелую идею оборудовать пароход «Великий Князь Константин

» несколькими паровыми катерами с шестовыми минами. Эти катера могли атаковать корабли противника на месте их якорных стоянок. Как следует из самого названия шестовые мины — это мины, прикрепляемые к шестам и затем подводимые к неприятельским кораблям. Это было опасное дело, но русским морякам всегда хватало храбрости. Несмотря на долгие колебания начальства, минная флотилия Макарова была создана и успешно проявила себя в русско-турецкой войне, начавшейся в 1877 году.


Минная война была малой войной на море. Нападали незаметно, ночью и туман. Моряки сражались бесстрашно. На первый взгляд военные суда Турции были сильнее маленьких минных катеров Российского императорского флота, тем не менее были выведены из строя два турецких броненосца, потоплено несколько торговых пароходов и сторожевой корабль. И все же настоящим оружием будущего стала торпеда, впервые примененная Макаровым в войне с турками.


Торпеду или как ее тогда называли «самодвижущуюся мину» создал в 1865 году русский изобретатель И.Ф. Александровский. Но морское ведомство предпочло закупить патент у англичан, проявив недальновидность. Ведь Англия была давним врагом России. В 1877 году в виде опытового военного судна был построен первый в мире
миноносец
«Взрыв». Быстроходный миноносец «Бату» стал следующим шагом. Русский пример оказался заразительным. Миноносцы стали строить все крупные морские державы. Появились военные теории согласно котором именно миноносцы способны решить исход не только боя, но даже войны. И все же миноносцы оставались несовершенными. Это выявила русско-японская война. Ее опыт показал ограниченность применения миноносцев в дневное время. Недостаточная скорость, слабое вооружение, низкая мореходность по сравнению с более крупными кораблями делали миноносцы уязвимыми и соответственно ограничивали применение торпед.
Перед кораблестроителями было два пути устранения этих недостатков. Первый путь совершенствовать недавно появившиеся подводные лодки обладавшие таким ценным качеством как скрытность, второй путь создать
универсальный корабль
с мощным вооружением, высокой скоростью и хорошими мореходным качествами.


Русско-японская война изменила взгляды не только на миноносцы, трагедия поражения привела к осознанию острой необходимости усиления военной мощи России.


В 1905 году был образован особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Председателем стал Великий князь Александр Михайлович. В комитет входили многие ученые и морские офицеры. Патриотический порыв людей из самых разных социальных слоев вылился в мощный поток пожертвований. Были собраны миллионные средства. С 1905 по 1907 год на народные деньги было построено двадцать два военных корабля. Началось возрождение военно-морского флота России.


В 1907 году комитет принял решение о постройке турбоходного миноносца. 19 июля 1910 года на стапелях Путиловского завода состоялась торжественная закладка эскадренного миноносцы нового поколения, который получит имя «Новик» и станет легендой русского кораблестроения. На церемонии закладки корабля присутствовал сам Император Российской Империи Николай II.


Это событие совпало с новым витком мировой гонки военно-морских вооружений. В России этот удивительный корабль стал первым в серии эскадренных миноносцев нового типа, о которых так и говорили «Новики», но был последним, так как постройка велась на добровольные пожертвования.


19 июля 1910 года боевой корабль был заложен, а к концу года уже завершилось формирование корпуса, изготовление котлов и турбин. Разработали и спроектировали эти эсминцы замечательные русские корабелы во главе с Алексеем Николаевичем Крыловым. Имя «Новик» предложил командующий Балтийским флотом вице-адмирал Эссон в память о героически погибшем в русско-японской войне крейсере «Новик». Николай II утвердил название.


Через год после закладки состоялся спуск эсминца «Новик» на воду. По высочайшему соизволению без церемоний, так как рядом на верфи спускался линкор «Полтава». Эскадренный миноносец «Новик» обладал замечательными качествами. На ходовых испытаниях корабль развил скорость свыше 37 узлов. Это был мировой рекорд.


При относительно большой длине корпуса военный корабль обладал высокой прочностью. Его не ломало на самой крутой волне. Российская Империя в очередной раз показала всему миру свой уникальный и инженерный талант.

 

эскадренный миноносец «Новик»

 

не торжественный спуск на воду

 

турбина

 

визит на эсминец «Новик» Российского Императора Николая II

 

в шхерах Финляндии

 

 

 


1 августа 1914 года Россия вступила в первую мировую войну. По плану морского генерального штаба на Балтийский флот возлагалась задача не допустить прорыва германского флота в Финский залив. В случае прорыва немцев предполагалось дать бой кораблями флота в самой узкой части Финского залива. В это время началась боевая биография эсминца «Новик».


В составе первого дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота эскадренный миноносец «Новик» совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки минных заграждений, вступал в опасные поединки с кораблями противника, нес конвойную и разведывательную службу. На минах выставленных дивизионом русских эсминцев подорвались германский броненосец «Карл Фридрих», крейсер «Бремен» и несколько других кораблей.


Центральным пунктом морской войны на Балтике была борьба за Моонзундский архипелаг. В неравной борьбе сошлись главные силы германского флота и соединения русских кораблей. «Новик» и его братья миноносцы входили в состав этого соединения.


Любой корабль неотделим от своего командира и команды. На русском флоте служили замечательные моряки. В 1915 году командиром эскадренного миноносца «Новик» стал Михаил Андреевич Бернс. Один из лучших командиров первой мировой войны. Именно с ним связанны самые яркие страницы в боевой биографии корабля.


В августе 1915 года эсминец «Новик» встретился в решительном бою с двумя новейшими германскими миноносцами «Фау-99» и «Фау-100». Рассчитывая на легкую добычу, вражеские эсминцы атаковали «Новик». Русский боевой корабль первый открыл огонь. После третьего залпа головной миноносец «Фау-99» получил серьезные повреждения и вышел из боя. Сосредоточив огонь на втором эсминце, «Новик» одержал победу и над ним. Горящий корабль был вынужден отойти. Продолжая вести огонь по флагману, миноносец «Новик» загнал его на русское минное поле, где тот подорвался кормой и затонул. На русском корабле потерь не было, а ранено только два матроса. Весь бой длился 17 минут. Русские моряки продемонстрировали высокое боевое мастерство, но это была не просто военная победа, это была победа русской инженерной мысли, доказавшая наглядно, что один миноносец «Новик» стоит двух немецких кораблей и превосходит их по скорости и по мощи вооружения.


Всю войну русский военно-морской флот сражался достойно. Причем почти всегда с превосходящими силами противника. В последнем решающем Моонзуднском сражении немцы обладали десятикратным превосходством, но так и не смогли выиграть бой.


Эсминец «Новик» прошел всю первую мировую войну. Лишь в 1917 году измотанный морскими сражениями корабль убыл в финскую столицу Гельсингфорс для ремонта. Там его и застала революция.


Революционные события обернулись не только общенациональной трагедией братоубийства, они стали катастрофой для флота. Так случилось что флот стал разменной монетой в политической игре того времени. За эту игру он заплатил своей гибелью. 18 июня 1918 года в Новороссийске по приказу Ленина были затоплены почти все корабли Черноморского флота. Один из семи эсминцев класса «Новик» миноносец «Керчь» своими торпедами потопил линкор «Свободная Россия» и несколько других кораблей, а затем экипаж открыл кингстоны и затопил боевой корабль. Свершилось то, чего враг не мог добиться на протяжении всей войны.


Миноносец «Новик» не участвовал в гражданской войне. До 1925 года эсминец находился в порту в охранении. В 1926 году корабль был перевооружен и получил новое название «Яков Свердлов». С этим именем он вошел в состав учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота. Впрочем, настоящим именем эскадренного миноносца все равно осталось имя «Новик». Оно также не отменимо как родословная человека и отечества, как слава, добытая в боях.


«Новики» оказались кораблями долгожителями. Некоторые из них дожили до середины 50-х годов. Они успешно несли службу не только на Балтийском, но и на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах.

 

иллюстрации эскадренного миноносца «Новик»

 

бой с немецкими кораблями


В военной судьбе «Новика» как и военной судьбе всей страны было суждено продолжение. 22 июня 1941 года новая война обрушилась на Советский Союз. Эскадренный миноносец «Новик» вновь встает на защиту своего отечества. С первых дней Великой Отечественной войны легендарный корабль в огне боев ставит минные заграждения, обеспечивает боевое охранение линкора «Октябрьская революция» при его переходе в Кронштадт, участвует в обороне главной базы флота в Таллинне. Когда немецкие части вышли к окраинам Таллинна, военно-морским командованием было принято решение о перебазировании флота в Кронштадт. 27 августа чтобы отлечь внимание противника была организована контратака по всему фронту. В это время началась погрузка на военные корабли и к вечеру того же дня они покинули Таллиннский рейд. Это был тяжелейший переход. Более 200 боевых кораблей и транспортов должны были пройти узким Финским заливом около 160 миль, из которых 64 мили было заминировано, а 26 миль по обоим берегам были заняты врагом. Не хватало тральщиков, прикрытия с воздуха не было. Миноносец «Новик» и его соратники эсминцы обеспечивали охрану крейсера и транспортов. Пришлось тяжело — на пути было огромное количество мин. Тральщики и «морские охотники» не успевали расстреливать мины, всплывшие после траления. Воздух кипел от немецких самолетов. Но корабли мужественно продолжали свой путь.


«Новик» шел в охранении крейсера «Киров». Это был последний поход эсминца. 28 августа в 20:36 на миноносце «Новик» прогремел взрыв. Напоровшись на мину, военный корабль переломился пополам и за 5 минут ушел под воду. Лишь небольшая часть команды уцелела. Так закончил свою славную боевую жизнь легендарный эскадренный миноносец «Новик».


Великие корабли, как и великие люди, умирая, не уходят в небытие. Они продолжают жить в памяти истории, передавая свой героический дух будущему. И сегодня корабль «Новик» живет. Живет в других кораблях военно-морского флота Российской Федерации.

 


Технические характеристики эскадренного миноносца «Новик»:
Длина — 102,4 м;
Ширина — 9,5 м;
Осадка — 3,5 м;
Водоизмещение — 1260 тонн;
Силовая установка — паровая турбина мощностью 40 000 л. с.;
Скорость — 36 узлов;
Дальность плавания — 1764 мили;
Экипаж — 117 человек;
Вооружение:
Артиллерийские орудия 102 мм — 4;
Пулеметы 7, 62 мм — 4;
Сдвоенные торпедные аппараты — 3;
Мины — 60;

korabley.net

«Новик» — эсминец русского флота

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием в Российской империи всех видов оборонной промышленности. Не отставало от общей тенденции и кораблестроение.

Одним из самых примечательных кораблей русского флота стал «Новик». Эсминец обладал выдающимися мореходными и маневренными качествами, которые позволяли использовать судно для самых различных задач.

Предпосылки

Война с Японией показала всю слабость и уязвимость российского флота. Поскольку денег в казне на модернизацию военных кораблей не оказалось, морское ведомство объявило сбор денег для постройки на добровольные пожертвования новых кораблей. На эти средства планировалось построить несколько кораблей различного класса. Среди них – миноносцы, дредноуты и эсминцы.

Проекты

Перед инженерами были поставлены новые технические задачи по созданию корабля. Эсминцы типа «Новик» должны были соответствовать требованиям нового времени: они должны быть быстрыми, хорошо вооруженными и универсальными. Технические характеристики прототипа должны быть следующими:

  • скорость — достигать 36 узлов;
  • скорость при полной нагрузке – около 33 узлов;
  • блок силовых энергетических установок – турбины Парсона.

Поставленные задачи были достаточно сложными для инженеров того времени. Поэтому заинтересованные стороны объявили о международном конкурсе на проектирование корабля типа «Новик». Эсминец нового поколения заинтересовал отечественных судостроителей.

На рассмотрение комиссии были представлены чертежи верфи Крейтона, а также Невского, Путиловского и Адмиралтейского заводов. После итогового заседания победителем признали проект Путиловского завода, по которому и был в дальнейшем построен «Новик». Эсминец был разработан группой инженеров под руководством Д.Д. Дубицкого, курировавшего механическую часть судна, и Б.О. Василевского, отвечавшего за судостроение.

Постройка

А в 1907 году в разработку были уже включены суда типа «Новик». Эсминец Нового типа был заложен на Путиловской верфи в 1910 году. В работе активно принимала участие немецкая фирма «Вулкан», которая обязалась спроектировать, изготовить и установить на судно компактную и довольно мощную котлотурбинную установку на эсминец «Новик».

Чертежи судна дорабатывались по мере достройки судна. За ходом строительства эсминца наблюдала команда в составе Н.В. Лесникова, который занимал должность подполковника в Корпусе корабельных инженеров, штабс-капитана Корпуса инженеров и механиков флота Кравченко Г.К. Главным инженером проекта был К.А. Теннисон.

Появление корабля

В октябре 1913 года впервые покинула родные доки гордость русского флота — эсминец «Новик». Фото встречи петербуржцев, прогуливающихся по невской набережной и встречающих красавец-корабль, к счастью, сохранилось. Газеты того времени отмечали, что много горожан пришли полюбоваться новым эсминцем. Ведь этот корабль был выстроен согласно принципиально новой технологии. Судно, оснащенное большим количеством торпедных труб, скорострельной 102-миллиметровой палубной артиллерией с устройством для установки минных заграждений стало протопопом отечественного торпедно-артиллерийского военного корабля универсального назначения. Кроме этого, «Новик», эсминец, был оснащен системами залпового бортового огня – одновременный залп из восьми орудий делал его единственным кораблем в своем классе.

Еще одним уникальным качеством стала его скорость – долгое время (до 1917 года) он был единственным судном, которое могло развивать и поддерживать скорость более 37 узлов.

Первая мировая

Когда Российская империя вступила во Вторую мировую войну, «Новик» был зачислен в отряд крейсеров Балтийского флота. В свой первый бой он вышел 1 сентября 1914 года. В боевых действиях корабль часто вел самостоятельный бой, опираясь на собственную мощность и быстроходность. Так, летом 1915 года в Рижский залив прорвалось два немецких эсминца, которым было поручено обнаружить и потопить российский корабль.

Команда «Новика» смогла поочередно атаковать их оба, нанося им серьезные повреждения артеллерийским огнем. И подобных успешных военных подвигов в биографии этого корабля было немало.

Последние годы

В период Октябрьской революции легендарный «Новик» находился на консервации. Лишь после окончания Гражданской войны, в 1925 году, он прошел частичный ремонт и модернизацию. Корабль переименовали. Теперь легендарный эсминец носил имя одного из вождей революции — «Яков Свердлов».

По истечении пятнадцати лет судно было прислано к Балтийскому флоту и использовалось в учебных целях. В июне 1941 года, когда разгорелись военные действия по всему восточному фронту, было принято решение эвакуировать флотские корабли. В отряде сопровождения был и «Новик». Эсминец, который так долго охранял другие корабли от минных полей, сам подорвался на мине. Так закончился путь легенды.

fb.ru

Эскадренный миноносец «Новик». 100 великих кораблей

Эскадренный миноносец «Новик»

Поражение в Русско-японской войне существенно подорвало как могущество, так и авторитет Российского флота. Военно-морские силы страны оказались в весьма плачевном положении: кораблей в строю имелось недостаточно, а вновь построенные зачастую уже оказывались морально устаревшими. Особенно это касалось легких сил – наши корабли, на которых в качестве главных механизмов ставились паровые машины, заведомо уступали иностранным, оснащенным турбинами.

Лишь в июле 1910 г. на стапеле Путиловского завода заложили первый турбинный эсминец. Его постройка финансировалась из средств, собранных Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Отечественная промышленность оказалась не в состоянии изготовить требуемые механизмы, и турбины вместе с котлами пришлось заказать на германском заводе «Вулкан» в Штеттине.

«Новик»

Весной 1911 г. эсминцу присвоили название «Новик» в честь быстроходного крейсера, отличившегося в годы войны с Японией. На воду корабль торжественно спустили 21 июня 1911 г. Весной следующего года «Новик» начал испытания, но когда летом его вывели на мерную милю для определения скорости, то выяснилось, что достичь 36 узлов не удается. Лишь после того, как завод «Вулкан» изготовил новые котлы с более высокой паропроизводительностью, уже в конце лета – начале осени 1913 г. удалось достичь проектной скорости и даже превысить ее, установив мировой рекорд скорости. В проблемах, возникших на первоначальных испытаниях, немцы взяли вину на себя, и лишь в 1926 г. выяснилось, что при постройке эсминца была допущена перегрузка. И тогда Путиловская верфь пошла на заведомый подлог: марки углубления нанесли на 300 мм выше, чем это указывалось.

После вступления в строй «Новик» имел следующие ТТХ: водоизмещение нормальное – 1280 т официально и 1400 т фактически, полное – 1951 т; мощность механизмов – 42 800 л.с.; максимальная скорость хода – 37,2 узлов; дальность плавания – 1760 миль. Главные размерения, м: 102,43 ? 9,53 ? 3,3 (по проекту – 2,9 м). Вооружение: 4—102 мм орудия, 4 двухтрубных 450 мм ТА, мог принимать 50 мин. Экипаж – 117 человек.

К началу Первой мировой войны «Новик» оказался единственным современным эсминцем в составе Балтийского флота. Он настолько превосходил остальные эскадренные миноносцы, что его не включили в состав минных дивизий, а приписали к бригаде крейсеров (тем более что ни одного современного легкого крейсера наш флот не имел). Вместе с крейсерами «Новик» 31 июля 1914 г., еще до официального объявления войны, вышел на свое первое задание – прикрытие минных заградителей, выставивших 2119 мин в Финском заливе на линии Нарген – Поркалауд.

На следующий день – 1 августа – Российская империя вступила в войну. Спустя месяц после ее начала командование Балтийского флота предприняло первую активную операцию против крейсерских дозоров противника. В ней кроме четырех крейсеров участвовали «Новик» и еще четыре эсминца из полудивизиона особого назначения. В ночь на 2 сентября в районе острова Готланд удалось обнаружить германский крейсер «Аугсбург». Но и тот, в свою очередь, заметил русские корабли и начал отход. Преследовать «немца» мог только «Новик», однако его попытка выйти в торпедную атаку оказалась неудачной – четыре выпущенные торпеды прошли мимо.

10 октября «Новик» был направлен на поиски германской подводной лодки, атаковавшей русский дозорный крейсер, но обнаружить врага не удалось. А утром следующего дня немецкая субмарина U-26 отправила на дно крейсер «Паллада». Моряки «Новика» наблюдали гибель корабля и, подойдя к месту трагедии, взяли под охрану второй крейсер, «Баян».

В том же октябре «Новик» несколько раз пытался выйти на минную постановку, но командование вновь и вновь переносило дату выхода в море. В конце концов, эсминцы в море вышли, но разыгравшийся в последний день месяца шторм выполнить задание не позволил. Но командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен не собирался отказываться от планов минной войны. И 5 ноября «Новик» и полудивизион особого назначения вышли в море. Старые эсминцы выставили 140 мин перед Мемелем, новейший корабль – 50 мин перед Пиллау. Заграждения оказались весьма успешными: у Мемеля на минах погибли 17 го числа броненосный крейсер «Фридрих Карл» и спешившее ему на помощь вспомогательное судно «Эльбинг IX», а уже осенью следующего года у Пиллау подорвались пароход «Бреслау» (затонул) и эсминец S-149 (поврежден).

Вновь успешную минную постановку «Новик» выполнил 24 ноября, поставив 50 мин у германского побережья. На них в начале января 1915 г. погибли немецкий пароход «Латона» и вспомогательный тральщик «В». Но предпринятый в декабре выход в море на очередную минную постановку пришлось прервать из-за очень плохой погоды. Эсминец вернулся в базу, однако уже там при выгрузке мин на заградитель «Нарова» произошло столкновение, «Новик» повредил себе нос, и ему пришлось две недели ремонтироваться.

В следующем году минно-заградительные операции продолжились. В ночь на 7 мая «Новик» совместно с полудивизионом особого назначения выставили 120 мин на подходах к Либаве. При этом германские корабли попытались помешать нашим заградителям, но были отогнаны крейсерами из отряда прикрытия. В следующем месяце «Новик» вновь выходил в море на разведку, участвовал в прикрытии минных постановок, а в начале июля выходил в море вместе с крейсерами, направленными для обстрела Мемеля. Из-за тумана русские корабли оказались в очень сложном положении, обстрел пришлось отложить, зато удалось перехватить у острова Готланд вражеский отряд. В ходе завязавшегося боя наши крейсера тяжело повредили и заставили выброситься на берег в шведских территориальных водах вражеский минный заградитель «Альбатрос». Однако для «Новика» выход оказался неудачным: потеряв своих «соплавателей» в густом тумане, он в конечном итоге, не встретив неприятеля, вернулся в базу.

Зато в ночь на 17 августа эсминец умел добиться весьма примечательной победы. В это время германский флот стремился прорваться в Рижский залив. Ему противодействовали наши корабли во главе с линкором «Слава». Для его уничтожения немецкое командование направило новейшие эсминцы V-99 и V-100, но им не удалось выполнить задачу, и после короткой перестрелки с русскими дозорными эсминцами они пошли восвояси. На выходе из залива «немцев» обнаружил «Новик». Его командир капитан второго ранга М.А. Беренс провел бой блестяще. Наш корабль получил лишь незначительные повреждения от осколков, зато противнику досталось по полной. Серьезно поврежденный V-99, отходя, попал в противолодочные сети, получил дополнительные повреждения от имевшихся там подрывных патронов и выбросился на берег, где спустя два дня его взорвал собственный экипаж.

В августе же «Новик» впервые столкнулся с воздушным противником, но счастливо избежал повреждений от авиабомб, а в начале октября обнаружил в море и доставил в свой порт потерпевший аварию и совершивший вынужденную посадку русский гидросамолет.

Из походов 1915 г. следует особо отметить два. В ходе одного из них русские эсминцы обнаружили и в ночь на 20 ноября артогнем и торпедой с «Новика» отправили на дно небольшой сторожевик №19 («Норбург»), взяв при этом 20 пленных. Во время другого «Новик» и два близких к нему по типу новейших эсминца, «Победитель» и «Забияка», выставили у Виндавы 150 мин. Уже на следующий день на этом заграждении погибли два вражеских корабля – легкий крейсер «Бремен» и эсминец Т-191. 23 го числа за ними последовали эсминец V-177 и сторожевой корабль «Фрея».

Следующая минная постановка, намеченная на 6 января 1916 г., оказалась неудачной – на мине подорвался «Забияка»; «Новик» отбуксировал пострадавшего «собрата» в базу. Вообще, в этом году «Новик» действовал достаточно активно, но самым ярким событием стал поход к шведской бухте Норчеппинг для уничтожения немецкого конвоя. На эсминце держал флаг начальник Минной дивизии контр-адмирал А.В. Колчак. Задачей «Новика» и действовавших вместе с ним эсминцев «Гром» и «Победитель» являлось «отжатие» вражеского конвоя от берега – под огонь державшихся мористее русских крейсеров. Но из-за допущенной Колчаком тактической ошибки эсминцы атаковали только шедшее в хвосте конвоя судно-ловушку «Н» (вооруженный пароход «Герман»). Фактически, противоконвойная операция оказалась сорвана, все транспорты смогли укрыться в шведских территориальных водах. К тому же Колчак приказал прекратить спасение людей с потопленного «Германа», что в условиях отсутствия угрозы для наших кораблей кажется не слишком порядочным поступком (здесь уместно вспомнить историю гибели «Рюрика»).

Февральская революция 1917 г. привела к заметному снижению активности Балтийского флота. Что касается «Новика», то в мае он перешел в Рижский залив и стал флагманом Минной дивизии. В этом качестве он участвовал в октябре в Моонзундском сражении, но в нем наш флот действовал не слишком удачно и «излишней» активности не проявлял. После завершения операции «Новик» убыл в Петроград на ремонт. Но в годы Гражданской войны заниматься этим никто не стал, а затем у СССР просто не хватало средств на восстановление флота. Корабль, сданный еще осенью 1918 г. в порт на долговременное хранение, ждал ремонта до декабря 1926 г., причем в июле того же года его переименовали в «Яков Свердлов».

В результате капитального ремонта, завершившегося к осени 1929 г., бывший «Новик» превратился в штабной корабль дивизиона эсминцев, на нем перестроили надстройки, переоборудовали многие помещения. Изменился и состав вооружения – вместо двухтрубных торпедных аппаратов появились трехтрубные. Корабль исправно нес службу вплоть до конца 1937 г., когда встал на очередной капремонт и модернизацию. В войне с Финляндией он участия не принял, а вскоре после окончания боевых действий был переклассифицирован в учебный эсминец. Ремонт завершился в самом конце 1940 г.

К 22 июня 1941 г., началу Великой Отечественной войны, «Яков Свердлов» имел следующие ТТХ: водоизмещение нормальное – 1717 т, полное – 1951 т, мощность механизмов – 31 500 л.с., максимальная скорость хода – 30,5 узлов, дальность плавания – 1300 миль. Вооружение: 4 102 мм, 2 37 мм, пулеметы, 3 трехтрубных 450 мм, 8 больших и 20 малых глубинных бомб; мог принимать мины. Экипаж – 173 человека.

В первые месяцы войны возвращенный в боевой состав Краснознаменного Балтийского флота эсминец совершил несколько боевых выходов, участвовал в минных постановках, эскортировал транспорты и крупные боевые корабли, обстреливал позиции противника. После 8 августа он участвовал в обороне Таллина. Во время эвакуации города «Яков Свердлов» утром 28 августа вместе с другими эсминцами уже под пулеметным огнем противника принял на борт последних его защитников. Днем он в составе главных сил флота взял курс на Кронштадт, следуя на левом траверзе флагманского крейсера «Киров». Но вечером он подорвался на мине, разломился на части и погиб. Судьбу корабля разделили 114 членов экипажа и пассажиров.

В отечественной литературе до сего дня бытует легенда, будто эсминец прикрыл собой «Киров» от торпеды; его подвигу даже посвящены стихи. Но изучение материалов наших бывших противников позволяет сделать однозначный вывод, что эта история не соответствует действительности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Эскадренные миноносцы типа «Новик»

  

 

 

 

  

 

Головной корабль эскадренный миноносец (эсминец) «Новик» проектировался конструкторами немецкой фирмы «Вулкан» совместно с инженерами Путиловского завода по заказу «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По результатам конкурса в 1909 г. заказ на постройку был передан «Обществу Путиловских заводов» г. С. — Петербург. В процессе проектирования и постройки определялся как минный крейсер, предназначенный для ведения боя против кораблей противника во взаимодействии с группой однотипных кораблей.  Вступил в строй Балтийского флота весной 1913 г. Обладал высокими для своего времени тактико — техническими характеристиками. В отличии от существовавших эсминцев — кораблей с преимущественно торпедным вооружением, являлся фактически универсальным кораблем оснащенным мощным артиллерийско — торпедным вооружением. Был первым в России военным кораблем с турбинной двигательной установкой. Долгое время корабли типа «Новик» оставались лучшими в мире  в классе эскадренных миноносцев и определили развитие эсминцев в России вплоть до середины 20 века. Эскадренный миноносец «Новик» (с 1923г. «Яков Свердлов») погиб в августе 1941 г. при прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.

В период с 1911 по 1917 гг. была осуществлена постройка эсминцев типа «Новик». Корабли строились несколькими сериями и незначительно отличались своими характеристиками от прототипа и друг от друга.

1. Серия эсминцев типа «Дерзкий»: «Дерзкий», «Беспокойный», «Гневный», «Пронзительный» — всего 4 корабля. Строились по программе 1911г. «Ассигнования средств на усиление Черноморского флота» «Обществом Николаевских заводов и верфей» г. Николаев. Практически не отличались от головного корабля «Новик», за исключением установки менее мощной двигательной установки и уменьшения количества 102 мм орудий до трех. Эсминцы переданы в состав Черноморского флота в 1914 г.

2. Серия эсминцев типа «Счастливый»: «Счастливый», «Быстрый», «Громкий», «Поспешный», «Пылкий» — всего 5 кораблей. Строились по программе 1911г. «Ассигнование средств на усиление Черноморского флота». Строительство серии начинали несколько разных предприятий в т.ч. поставку комплектующих осуществляла немецкая фирма «Вулкан». По причине начавшейся войны эсминцы «Счастливый», «Громкий» и «Поспешный» достраивало «Общество Николаевских заводов и верфей», а «Быстрый» и «Пылкий» — Невский металлический завод. Серия фактически повторяла корабли серии «Дерзкий». Эсминцы серии вступили в строй в 1915г.

3. Серия эсминцев типа «Орфей»: «Орфей», «Азард», «Гром», «Десна», «Забияка», «Летун», «Победитель», «Самсон» — всего 8 кораблей. Строились в соответствии с большой судостроительной программой на 1913 — 1917гг. для Балтийского флота. В качестве прототипа выбран проект эсминца «Счастливый». На кораблях серии устанавливались 4 трехтрубные торпедные аппараты и была увеличена мощность двигательной установки. Строились на верфях «Общества Путиловских заводов». «Забияка» и «Победитель» вступили в строй в 1915 г., остальные — в 1916 г.

4. Серия эсминцев типа «Гавриил»: «Гавриил», «Михаил», «Сокол», «лейтенант Ломбард», «Владимир». «Константин», «лейтенант Дубасов», «капитан Конан Зотов», «капитан Кроун», «капитан Белли», «капитан Керн», «капитан Кинсберген», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» — всего 14 кораблей.  Строились в соответствии с большой судостроительной программой на 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота.  Восемь  эсминцев были заказаны «Обществу Путиловских заводов», еще 6 строились на судостроительном заводе Русско — балтийского акционерного общества (г. Ревель). Практически не отличались от  эскадренных миноносцев типа «Орфей». Корабли построенные на судостроительном заводе Русско — балтийского акционерного общества имели мелкие конструктивные особенности. «Гавриил», «капитан Изыльметьев», «лейтенант Ильин» были построены в 1916 г., «Константин», «Владимир», «капитан Кинсберген» — в 1917 г.,»капитан Белли», «капитан Керн» — после 1917г., остальные корабли достроены не были.

5. Серия эсминцев типа «Изяслав»: «Изяслав», «Прямислав», «Брячислав», «Федор Стратилат», «Автроил» — всего 5 кораблей. Строились в соответствии с большой судостроительной программой на 1913 — 1917 гг. для Балтийского флота. Проектировались французской фирмой «А. Норманд» на основе проекта эсминца «Новик», строились на предприятиях акционерного общества «Беккер и К*». Являлись наиболее мощными и крупными эсминцами русского флота. В отличии от «Новика» оснащались противокреновыми цистернами Фрама, пятью 102 мм орудиями, имели вертикальные образования бортов корпуса.  «Изяслав» поступил на вооружение Балтийского флота в 1916г., «Автроил» — в 1917г., «Прямислав» — после 1917г. «Брячислав» и «Федор Стратилат» достроены не были.

6. Серия эсминцев типа «Керчь» (ушаковская серия): «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия», «Занте», «Цериго», «Корфу», «Левкас» — всего 8 кораблей. Заказаны в соответствии программы нового усиления Черноморского флота 1914г. «Обществу Николаевских заводов и верфей». При проектировании и строительстве был в основном повторен проект эсминца «Дерзкий» с исправлением некоторых недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. В ходе постройки кормовой торпедный аппарат был заменен 102 мм орудием. «Керчь», «Федониси», «Гаджибей», «Калиакрия» были введены в строй Черноморского флота в 1917г., «Занте», «Корфу» и «Левкас» — после 1917г., «Цериго» — в 1919г.

В конце 1916  в начале 1917 были заложены 12 эсминцев второй ушаковской серии, но ни один корабль построен не был.

 Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Ед.

изм.

   Новик   Дерзкий Счастливый   Орфей  Гавриил   Изяслав   Керчь
    1 Водоизмещение      т  1,280 1,180-1,190       1, 110   1,260   1, 260    1, 390 1,260-1,795
    2 Длина      м 102,43 93,82-93,9       97, 99      98       98      107 92,51-93,26
    3 Ширина      м   9,53 9, 02-9, 3          9,3     9, 3     9, 34      9, 5 9,05-9,07
    4 Осадка      м   3, 53 3, 2-3, 42         3, 41    2, 98      3, 9      4, 1 3, 2-4,04
    6 Силовая установка   2 паровые турбины, 6 котлов 2 паровые турбины, 5 котлов 2 паровые турбины, 5 котлов 2 паровые турбины, 4 котла 2 паровые турбины, 4 котла 2 паровые турбины, 5 котлов 2 паровые турбины, 5 котлов
    7 Мощность силовой установки    л.с.    35 000 22 534 -23 500    24 000      —   25 000   30 000   31 500   32 700 25 854 -28 557
    8 Скорость   узел    36,92      30          30       35       34        35      33
    8 Дальность автономного плавания   миля    1470     1717       1680     1470     1680     1880    1500
    9 Экипаж    чел.      117      111          111      150      150      150      136
  10 Артиллерийское вооружение  :

— 102 мм орудия

76, 2 мм зенитное орудие

57 мм зенитное орудие

— 7, 62 мм пулемет

  шт.        

        4

        —

        —

       4

       

       3

        —

       —

       2

        

        3

            —

            —

           2

    

       2

        —

        —

       2   

 

       4

       1

       —

       2

 

       5

       1

        —

       2

 

       4

        —

       2

       4

  11 Минно-торпедное вооружение

— 457 мм торпедные аппараты

— мины заграждения

  шт.         

         4

        80

       

        5

       80

 

           5

          80

 

       4

      80

 

       3

      80

 

       3

      80

 

       4

      80

 

cris9.armforc.ru

История корабля «Новик» | www.korabli.eu

Крейсер 2-го ранга, строился по проекту фирмы «Ши-хау». Являлся одним из наиболее быстроходных крейсеров мира, за что пришлось заплатить облегченным корпусом и повышенным расходом угля.

По архитектуре представлял собой сильно увеличенный эскадренный миноносец: полубак продолжался до первой дымовой трубы, палуба имела арочный профиль, характерный для тогдашних торпедных кораблей, носовое орудие защищал волнорезный щиток.

Необычный силуэт отличался тремя неравномерно расположенными трубами и единственной мачтой между второй и третьей трубами.

Высокая скорость достигалась еще и применением трех (для корабля такого водоизмещения это было новинкой) четырехбарабанных машин тройного расширения, пар для которых вырабатывали 12 водотрубных котлов.
На испытаниях корабль показал 25,6 узла при мощности машин 19.000 л.с. По своим ТТХ он считается одним из прототипов будущих легких крейсеров мировой войны.

Броневая палуба была изготовлена из сталеникелевой брони, над МО был смонтирован колпак из брони толщиной 76 мм. По одному 120-мм орудию находилось в оконечностях, остальные — побортно.

После прорыва из осажденного Порт-Артура перешел на Сахалин, где вступил в бой с обнаружившим его японским крейсером «Tsushima». Ввиду полученных тяжелых повреждений затоплен экипажем на рейде поселка Корсаков (Сахалин) 8/21.08.1904. Корабль попал в руки японцев только через год, с передачей им южной части острова. Поднят в июле 1906 и отбуксирован в Ёкосука для ремонта. С 11.07.1908 получил имя «Suzuya», вошел в строй в декабре того же года в качестве учебного корабля.

В ходе ремонта с крейсера сняли четыре котла и носовую дымовую трубу, в результате чего его скорость упала до 19,5 узлов. Вооружение состояло из 2—152-мм L/45 И 4—120-мм L/40 японских орудий, но затем было уменьшено до двух 120-мм, двух 76-мм и восьми малокалиберных пушек. Крейсер, лишенный носовой группы котлов, потерял свое главное качество — скорость. В апреле 1913 его списали и вскоре сдали на слом.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *