Музей «Крейсер Аврора» — цены, расписание, льготы, адрес, телефон
Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» 23 мая 1897 г. Корабль спустили на воду 11 мая 1900 г. В состав флота легендарный крейсер вошел в 1903 году 16 июля.
В 1956 году на «Авроре» был открыт Корабельный музей в качестве филиала Центрального Военно-морского музея
Адрес: Санкт-Петербург, Петроградская набережная
Метро: Горьковская
Телефоны: +7 (812) 230‑84-40; +7 (812) 303‑85-13
Льготы
Школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, студенты ВУЗов, пенсионеры – 200 р.
Бесплатно:
— Герои Советского Союза
— Герои Российской Федерации
— Героям Социалистического труда
— полные кавалеры орденов Воинской и Трудовой Славы за службу Родине 3-х степеней
— ветераны Великой Отечественной войны
— лица награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»
— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны
— инвалиды i и ii групп
— инвалиды-колясочники
— сопровождающие посетителей с ограниченными возможностями
— сопровождающие экскурсионные группы
— ветераны боевых действий, лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан
— удостоверение о праве на льготы (имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих)
— многодетные семьи (от 3 детей и более)
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву
— курсанты военно-учебных заведений
— воспитанники Суворовских и Нахимовского училищ
— воспитанники кадетских корпусов
— сотрудники музеев Российской Федерации
— члены Творческих союзов музейных работников, художников, архитекторов, дизайнеров
— члены Международного совета музеев (icom)
— дети до 7 лет
Год открытия: 1900
Тип: Военно-исторические
Для взрослых и детей
Цены:
Взрослый — 400 р.
Льготный — 200
Группа в соц. сети: перейти
peterburg.center
Музей «Крейсер Аврора»: исторические факты и справка
У Петроградской набережной г. Санкт-Петербурга высится, уже ставший привычным, силуэт военного корабля — это легендарный крейсер 1-го ранга . |
Крейсер был заложен в С.-Петербурге на судостроительной верфи 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г. и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 г. |
В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 — май 1905 гг.), крейсер принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г. |
Возвратившись на Балтийское море, длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912гг. крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911г. авроровцы приняли участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в г. Бангкоке (королевство Тайланд). |
В период Первой мировой войны крейсер принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров,а в конце 1916г. ставится на ремонт в г. Петрограде. |
В 1917г. экипаж активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции. |
В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств. |
В 1924 г. корабль был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. — орденом Красного Знамени. |
С началом Великой Отечественной войны крейсер и его экипаж встали на защиту г. Ленинграда. Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944г. крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт. |
В 1948 г. крейсер был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. |
В 1956г. на был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. За 45 лет музей посетили уже более 28 миллионов человек, представители более 160 стран мира были его гостями. |
В 1968г. крейсер был награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992г. был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг — символ морской мощи России. |
aurora.org.ru
Корабль-музей Крейсер 1-го ранга «Аврора»
Вторая (заключительная) часть отчёта о посещении этого весьма интересного корабля-музея (тут можно посмотреть первую часть отчёта).В этой части речь пойдёт о его внутренней экспозиции. Размещена она на т.н. батарейной палубе. Всего у крейсера 3 палубы — верхняя, затем батарейная и броневая. Нижняя (броневая) палуба защищает его основные машины и механизмы, размещённые в подводной части корпуса. Так вот, к чему я это всё говорю — официально, по простому билету, предлагается посмотреть лишь экспозицию на батарейной палубе. Осмотр боевой рубки или, например, машинного отделения, надо организовывать самому — с привлечением различных сил и средств. Со временем я их привлеку, и дополню этот отчёт.
1. Носовое орудие «Авроры»:
2. Заходим в надстройку, с которой начинается обход экспозиции. Слева от входа Андреевский флаг:
3. Справа — уже советские:
4. Артефакты матросского быта. На едва различимую плёнку, закреплённую под углом к палубе, могут проецироваться видеосюжеты:
5. Посетители смотрят на видеоряд, рассказывающий об истории корабля и о тех временах, которые он пережил. Отмечу, что мультимедийное оснащение музея идёт в ногу со временем. Огнетушители тоже в порядке:
6. Спускаемся на батарейную палубу. На ней раположена основная часть экспозиции:
7. Хорошо видно, что на этой палубе аутентичных экспонатов (вернее, объектов) практически нет. Всё оригинальное внутреннее убранство и оборудование отсутствует (включая, как я понимаю, и орудия 75-мм «противоминного» калибра, от которых остались только заделанные порты).
Следует заметить, что изменение внешнего вида и внутренней начинки крейсера происходило несколько раз за его долгую жизнь, и валить всё на предпоследний ремонт (1987-84 гг.), когда, среди прочего, была полностью заменена его подводная часть, не следует:
8. Одна из боевых страниц истории крейсера «Аврора» — поход в составе Второй тихоокеанской эскадры на Дальний восток и участие в Цусимском бою. Некоторые историки [1] указывают на то, что стремительный разворот и уход части крейсерского отряда под командованием адмирала Энквиста с заданного курса NO 23° (с последующим интернированием кораблей в нейтральном порту) сильно ухудшил положение эскадры ночью после первого дня боя. Оставленные без крейсерского прикрытия более тихоходные корабли подверглись массированным атакам японских миноносцев. Если бы крейсеры остались, то возможность для всей оставшейся эскадры снова привести себя в боевой порядок и оторваться следующим утром от японских главных сил (у которых уже намечался дефицит снарядов) была бы вполне реальной:
9. Командир «Авроры» капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев в ходе Цусимского боя получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался:
10. Памятный альбом с кораблями 2-ой тихоокеанской эскадры:
11. В этой части экспозиции так же отражена и оборона Порт-Артура:
12.
13.
14. После тематической экспозиции, посвящённой участию крейсера в Русско-Японской войне, расположена следующая часть — революционная. В центре стоит бюст Куркова Петра Ивановича, одного из участников беспорядков на крейсере в феврале 1917 г.:
В ходе развития мятежа корабль был захвачен бунтовщиками, а «строгий» капитан Михаил Ильич Никольский, герой обороны Порт-Артура, был убит.
Интересно следить за жерновами истории: сначала большевик Курков вместе с матросами-братушками поучаствовал в уничтожении «кровавого» царизма, а буквально через пару лет он уже сам уничтожает этих братушек: ибо некоторые из них неправильно поняли изменившуюся политику партии, и решили немного (по старой памяти) побунтовать — на «Красной горке» (1919 г.), а затем и в Кронштадте (1921 г.). Но советская власть — это вам не «гнилой» царизм, и жизнь матросской вольницы довольно быстро закончилась.
А в итоге, 25 марта 1937 г., большевик Курков был арестован и 29 августа 1937 г. приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. В 1956 г. Курков был реабилитирован (посмертно) [2].
15.
16.
Разумеется, особый акцент в музее сделан на участии крейсера в событиях 25-26 октября 1917 г. Вот как эти события описывали сами авроровцы в газете «Правда» от 27 октября 1917 г. (№ 170):
«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора»,
которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета А. Белышев
Тов. председателя П. Андреев
Секретарь [Мисс]»
17.
18. Соответствующее видео:
19.За «революционной» экспозицией следуют залы, посвящённые участию крейсера «Аврора» в Великой Отечественной войне. Переборки меняют свой цвет с кроваво-красного на традиционный флотский «шаровый» и белый:
20.
21.
22. Стенд, рассказывающий о сухопутной борьбе авроровцев при защите Ленинграда в 1941 г.:
В июле 1941 года в районе Дудергофа была сформирована Батарея «А», состоявшая из 9 130-мм орудий, снятых с крейсара «Аврора». В составе расчетов орудий находились как моряки с крейсера «Аврора», так и из других частей. С 3 по 11 сентября батарея вела обстрел наступающих немцев, после чего была по частям окружена и уничтожена. Большая часть личного состава погибла, так и не получив поддержки от «соседей» (стандартная судьба артиллерии без соответствующего прикрытия).
23.
Сам крейсер, находившийся в Ораниенбауме, был включён в систему ПВО Кронштадта. С 21-го сентября 1941 г. корабль регулярно подвергался артиллерийским и авиационным налётам. Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту судна, капитан 3-го ранга Саков своей властью разместил моряков в безопасном месте на берегу, оставив на «Авроре» постоянную вахту. За это командир крейсера был арестован и вскоре расстрелян по обвинению в «паникёрстве» и «бегстве с корабля» [3].
24. Подъём крейсера «Аврора» в 1944 г. силами ЭПРОНа:
Примерно через неделю, к 30 сентября 1941 г., крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала просто невозможной, и экипажу было позволено перейти на берег, оставив небольшую вахтенную команду. Обстрелы крейсера немцами периодически возобновлялись и прекратились лишь с полным снятием блокады Ленинграда.
25. Мирное время. Гагарин на борту:
Отдельная сложная тема — многочисленные ремонты и модернизации «Авроры». Кто-то говорит, что от настоящей «Авроры» уже ничего не осталось, кто-то, в ответ, утверждает, что это либералы опять пытаются очернить память Октября «вывсёврёте», и т.п.
26. Эта тема не обойдена стороной и в экспозиции музея. В ней рассказывается о всех значительных ремонтах «Авроры», начиная с капитального ремонта в 1916-17 гг.:
27. В результате, посетитель сам может получить представление о постепенной «мутации» корабля:
28.
29.
Главной проблемой «Авроры» было то, что в первые десятилетя советской власти никто и не собирался делать из неё корабль-музей. А когда в 1944 г. наконец-то спохватились, то задача уже значительно усложнилась (учитывая условия того времени). Тем не менее, крейсер дожил до наших дней, за что можно только сказать «спасибо» всем причастным. Можно ли было сохранить его в <более> «оригинальном» состоянии — вопрос спорный.
30. Последний (на данный момент) свой ремонт крейсер прошёл в 2014-16 гг.:
31. Зал сувениров:
32. Крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны:
33. Как-нибудь и туда заглянем:
34. Без великого главного флотоводца никак не обойтись:
35.
36. Снаружи ещё зима
Спасибо за внимание 🙂
[1] Георгий Александровский: Цусимский бой
[2] Курков Петр Иванович — историческая справка
[3] Статья в Википедии
military-museum.livejournal.com
Корабль-музей Крейсер 1-го ранга «Аврора»
Вторая (заключительная) часть отчёта о посещении этого весьма интересного корабля-музея (тут можно посмотреть первую часть отчёта).В этой части речь пойдёт о его внутренней экспозиции. Размещена она на т.н. батарейной палубе. Всего у крейсера 3 палубы — верхняя, затем батарейная и броневая. Нижняя (броневая) палуба защищает его основные машины и механизмы, размещённые в подводной части корпуса. Так вот, к чему я это всё говорю — официально, по простому билету, предлагается посмотреть лишь экспозицию на батарейной палубе. Осмотр боевой рубки или, например, машинного отделения, надо организовывать самому — с привлечением различных сил и средств. Со временем я их привлеку, и дополню этот отчёт.
1. Носовое орудие «Авроры»:
2. Заходим в надстройку, с которой начинается обход экспозиции. Слева от входа Андреевский флаг:
3. Справа — уже советские:
4. Артефакты матросского быта. На едва различимую плёнку, закреплённую под углом к палубе, могут проецироваться видеосюжеты:
5. Посетители смотрят на видеоряд, рассказывающий об истории корабля и о тех временах, которые он пережил. Отмечу, что мультимедийное оснащение музея идёт в ногу со временем. Огнетушители тоже в порядке:
6. Спускаемся на батарейную палубу. На ней раположена основная часть экспозиции:
7. Хорошо видно, что на этой палубе аутентичных экспонатов (вернее, объектов) практически нет. Всё оригинальное внутреннее убранство и оборудование отсутствует (включая, как я понимаю, и орудия 75-мм «противоминного» калибра, от которых остались только заделанные порты).
Следует заметить, что изменение внешнего вида и внутренней начинки крейсера происходило несколько раз за его долгую жизнь, и валить всё на предпоследний ремонт (1987-84 гг.), когда, среди прочего, была полностью заменена его подводная часть, не следует:
8. Одна из боевых страниц истории крейсера «Аврора» — поход в составе Второй тихоокеанской эскадры на Дальний восток и участие в Цусимском бою. Некоторые историки [1] указывают на то, что стремительный разворот и уход части крейсерского отряда под командованием адмирала Энквиста с заданного курса NO 23° (с последующим интернированием кораблей в нейтральном порту) сильно ухудшил положение эскадры ночью после первого дня боя. Оставленные без крейсерского прикрытия более тихоходные корабли подверглись массированным атакам японских миноносцев. Если бы крейсеры остались, то возможность для всей оставшейся эскадры снова привести себя в боевой порядок и оторваться следующим утром от японских главных сил (у которых уже намечался дефицит снарядов) была бы вполне реальной:
9. Командир «Авроры» капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев в ходе Цусимского боя получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался:
10. Памятный альбом с кораблями 2-ой тихоокеанской эскадры:
11. В этой части экспозиции так же отражена и оборона Порт-Артура:
12.
13.
14. После тематической экспозиции, посвящённой участию крейсера в Русско-Японской войне, расположена следующая часть — революционная. В центре стоит бюст Куркова Петра Ивановича, одного из участников беспорядков на крейсере в феврале 1917 г.:
В ходе развития мятежа корабль был захвачен бунтовщиками, а «строгий» капитан Михаил Ильич Никольский, герой обороны Порт-Артура, был убит.
Интересно следить за жерновами истории: сначала большевик Курков вместе с матросами-братушками поучаствовал в уничтожении «кровавого» царизма, а буквально через пару лет он уже сам уничтожает этих братушек: ибо некоторые из них неправильно поняли изменившуюся политику партии, и решили немного (по старой памяти) побунтовать — на «Красной горке» (1919 г.), а затем и в Кронштадте (1921 г.). Но советская власть — это вам не «гнилой» царизм, и жизнь матросской вольницы довольно быстро закончилась.
А в итоге, 25 марта 1937 г., большевик Курков был арестован и 29 августа 1937 г. приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. В 1956 г. Курков был реабилитирован (посмертно) [2].
15.
16.
Разумеется, особый акцент в музее сделан на участии крейсера в событиях 25-26 октября 1917 г. Вот как эти события описывали сами авроровцы в газете «Правда» от 27 октября 1917 г. (№ 170):
«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора»,
которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета А. Белышев
Тов. председателя П. Андреев
Секретарь [Мисс]»
17.
18. Соответствующее видео:
19.За «революционной» экспозицией следуют залы, посвящённые участию крейсера «Аврора» в Великой Отечественной войне. Переборки меняют свой цвет с кроваво-красного на традиционный флотский «шаровый» и белый:
20.
21.
22. Стенд, рассказывающий о сухопутной борьбе авроровцев при защите Ленинграда в 1941 г.:
В июле 1941 года в районе Дудергофа была сформирована Батарея «А», состоявшая из 9 130-мм орудий, снятых с крейсара «Аврора». В составе расчетов орудий находились как моряки с крейсера «Аврора», так и из других частей. С 3 по 11 сентября батарея вела обстрел наступающих немцев, после чего была по частям окружена и уничтожена. Большая часть личного состава погибла, так и не получив поддержки от «соседей» (стандартная судьба артиллерии без соответствующего прикрытия).
23.
Сам крейсер, находившийся в Ораниенбауме, был включён в систему ПВО Кронштадта. С 21-го сентября 1941 г. корабль регулярно подвергался артиллерийским и авиационным налётам. Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту судна, капитан 3-го ранга Саков своей властью разместил моряков в безопасном месте на берегу, оставив на «Авроре» постоянную вахту. За это командир крейсера был арестован и вскоре расстрелян по обвинению в «паникёрстве» и «бегстве с корабля» [3].
24. Подъём крейсера «Аврора» в 1944 г. силами ЭПРОНа:
Примерно через неделю, к 30 сентября 1941 г., крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала просто невозможной, и экипажу было позволено перейти на берег, оставив небольшую вахтенную команду. Обстрелы крейсера немцами периодически возобновлялись и прекратились лишь с полным снятием блокады Ленинграда.
25. Мирное время. Гагарин на борту:
Отдельная сложная тема — многочисленные ремонты и модернизации «Авроры». Кто-то говорит, что от настоящей «Авроры» уже ничего не осталось, кто-то, в ответ, утверждает, что это либералы опять пытаются очернить память Октября «вывсёврёте», и т.п.
26. Эта тема не обойдена стороной и в экспозиции музея. В ней рассказывается о всех значительных ремонтах «Авроры», начиная с капитального ремонта в 1916-17 гг.:
27. В результате, посетитель сам может получить представление о постепенной «мутации» корабля:
28.
29.
Главной проблемой «Авроры» было то, что в первые десятилетя советской власти никто и не собирался делать из неё корабль-музей. А когда в 1944 г. наконец-то спохватились, то задача уже значительно усложнилась (учитывая условия того времени). Тем не менее, крейсер дожил до наших дней, за что можно только сказать «спасибо» всем причастным. Можно ли было сохранить его в <более> «оригинальном» состоянии — вопрос спорный.
30. Последний (на данный момент) свой ремонт крейсер прошёл в 2014-16 гг.:
31. Зал сувениров:
32. Крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны:
33. Как-нибудь и туда заглянем:
34. Без великого главного флотоводца никак не обойтись:
35.
36. Снаружи ещё зима
Спасибо за внимание 🙂
[1] Георгий Александровский: Цусимский бой
[2] Курков Петр Иванович — историческая справка
[3] Статья в Википедии
karhu53.livejournal.com
Аврора — Прогулки с дилетантом
Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.
Питер-2013 // Часть 33
1. Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка — 6,4 м, водоизмещение — более 7 тысяч тонн.
2. Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.
3. Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.
4. Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.
5. Фок-мачта.
6. Грот-мачта.
7. По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.
8.
9. Корабельная рында.
10. На баке корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.
11. Одна из десяти таких пушек поближе.
12. Вид через стекло в радиорубку.
13. Спустимся ниже.
14. Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.
15. Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.
16. План корабля 110-летней давности.
17. Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.
18. Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).
19. 25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.
20. В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.
21. С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.
22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.
23. Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.
24. В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Но самое интересное, конечно — исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.
31. А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.
32. Холл на верхней палубе.
33. Кают-компания.
34. Старые светильники.
35. Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.
36.
37. Спускаемся по трапу вниз.
38. В самый низ, в машинное отделение.
39. Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.
40. Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.
41. Детали котлов.
42. Механизмы.
43. Углеподатчик — своеобразный «лифт-ведро».
44. Медные переговорные трубы.
45. Машинный телеграф.
46. На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.
47. Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).
48. Они поражают своей мощью и размерами.
49. Манометры.
50. Маслёнки.
51.
52. Поршни.
53. Колоссальная шестерня.
54. Коленчатый вал.
55. Шатун.
56.
57. Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.
58. В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки — покажет время.
deletant.livejournal.com
крейсер «Аврора», ледоколы «Ленин», «Ангара», «Красин» и другие.
Крейсеры и ледоколы, подводные лодки и пароходы. Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей — легендарная «Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году.
Революционный символ — крейсер «Аврора»
Мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата Русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым, став символом революции, а затем учебным кораблем и музеем в Санкт-Петербурге.
Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»
Плавучая научно-исследовательская станция с музейной экспозицией на борту. Судно совершило 14 научных рейсов, входило в состав отряда морского космического флота, создававшего ракетно-ядерный щит страны. Экипаж обеспечивал испытания и полеты космических аппаратов. Корабль носит имя космонавта-калининградца Героя Советского Союза Виктора Пацаева. Вымпел Академии наук СССР был поднят над палубой в 1978 году, с 2001 года судно пришвартовано у причала Музея Мирового океана. В музейной экспозиции — личные вещи космонавтов, и даже на приколе корабль выполняет прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.
Субмарина доатомного периода подводного флота
Б-413 — единственная в стране и одна из немногих сохранившихся в мире дизель-электрическая подводная лодка. Несла военную службу с 1969 года на Северном флоте. Экипаж субмарины ходил на Кубу и в Гвинею. В 1970 году участвовал в спасательной операции по оказанию помощи атомной подлодке К-8. Подводные корабли этой серии были признаны удачными — всего их построили 75, в том числе для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы. Спустя 40 лет после спуска на воду субмарина сохранена в первозданном виде на вечном приколе в Калининграде. В отсеках разместилась экспозиция «Из истории подводного флота России» с макетами подлодок.
Подводная лодка как часть столичного музея
«Новосибирский комсомолец» Б-396 на вечной стоянке в Москве. С 1980 по 1998 год подлодка несла боевую службу на Северном флоте, выполняла задачи в Атлантическом океане, Средиземном море, у Западного побережья Африки, охраняла государственные границы в Баренцевом и Норвежском морях. После списания лодку выкупило правительство Москвы для Музея истории отечественного флота и кораблестроения. На субмарине сохранили шесть торпедных аппаратов, а центральный пост управления и семь отсеков стали экспозиционными залами. По соседству расположились экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «СКАТ» и экспозиция боевой техники ВМФ.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования: к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11 022 метра и открыл новый тип животных — погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией: на «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, Залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами.
Один из первых ледоколов в мире
«Ангара» — паровой ледокол дореволюционной постройки. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Доставляли в Иркутскую область ледокол из Ньюкасла по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала, пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну — участвовал в боях, а в Великую Отечественную — перевозил грузы. В 1975-м ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке.
Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель
«Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под именем «Святогор», а после революции стал именоваться «Красиным». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров германского судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол еще долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблем-музеем.
Ледокол «Ленин»
Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома. Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной — участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблем весом 11 тысяч тонн — и задача ставилась большая: прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки — Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час: от кают-компании с музыкальным салоном, до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.
www.culture.ru
Корабль-музей Крейсер 1-го ранга «Аврора»
Вторая (заключительная) часть отчёта о посещении этого весьма интересного корабля-музея (тут можно посмотреть первую часть отчёта).В этой части речь пойдёт о его внутренней экспозиции. Размещена она на т.н. батарейной палубе. Всего у крейсера 3 палубы — верхняя, затем батарейная и броневая. Нижняя (броневая) палуба защищает его основные машины и механизмы, размещённые в подводной части корпуса. Так вот, к чему я это всё говорю — официально, по простому билету, предлагается посмотреть лишь экспозицию на батарейной палубе. Осмотр боевой рубки или, например, машинного отделения, надо организовывать самому — с привлечением различных сил и средств. Со временем я их привлеку, и дополню этот отчёт.

2. Заходим в надстройку, с которой начинается обход экспозиции. Слева от входа Андреевский флаг:
3. Справа — уже советские:
4. Артефакты матросского быта. На едва различимую плёнку, закреплённую под углом к палубе, могут проецироваться видеосюжеты:
5. Посетители смотрят на видеоряд, рассказывающий об истории корабля и о тех временах, которые он пережил. Отмечу, что мультимедийное оснащение музея идёт в ногу со временем. Огнетушители тоже в порядке:
6. Спускаемся на батарейную палубу. На ней раположена основная часть экспозиции:
7. Хорошо видно, что на этой палубе аутентичных экспонатов (вернее, объектов) практически нет. Всё оригинальное внутреннее убранство и оборудование отсутствует (включая, как я понимаю, и орудия 75-мм «противоминного» калибра, от которых остались только заделанные порты).
Следует заметить, что изменение внешнего вида и внутренней начинки крейсера происходило несколько раз за его долгую жизнь, и валить всё на предпоследний ремонт (1987-84 гг.), когда, среди прочего, была полностью заменена его подводная часть, не следует:
8. Одна из боевых страниц истории крейсера «Аврора» — поход в составе Второй тихоокеанской эскадры на Дальний восток и участие в Цусимском бою. Некоторые историки [1] указывают на то, что стремительный разворот и уход части крейсерского отряда под командованием адмирала Энквиста с заданного курса NO 23° (с последующим интернированием кораблей в нейтральном порту) сильно ухудшил положение эскадры ночью после первого дня боя. Оставленные без крейсерского прикрытия более тихоходные корабли подверглись массированным атакам японских миноносцев. Если бы крейсеры остались, то возможность для всей оставшейся эскадры снова привести себя в боевой порядок и оторваться следующим утром от японских главных сил (у которых уже намечался дефицит снарядов) была бы вполне реальной:
9. Командир «Авроры» капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев в ходе Цусимского боя получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался:

10. Памятный альбом с кораблями 2-ой тихоокеанской эскадры:
11. В этой части экспозиции так же отражена и оборона Порт-Артура:
12.
13.
14. После тематической экспозиции, посвящённой участию крейсера в Русско-Японской войне, расположена следующая часть — революционная. В центре стоит бюст Куркова Петра Ивановича, одного из участников беспорядков на крейсере в феврале 1917 г.:
В ходе развития мятежа корабль был захвачен бунтовщиками, а «строгий» капитан Михаил Ильич Никольский, герой обороны Порт-Артура, был убит.
Интересно следить за жерновами истории: сначала большевик Курков вместе с матросами-братушками поучаствовал в уничтожении «кровавого» царизма, а буквально через пару лет он уже сам уничтожает этих братушек: ибо некоторые из них неправильно поняли изменившуюся политику партии, и решили немного (по старой памяти) побунтовать — на «Красной горке» (1919 г.), а затем и в Кронштадте (1921 г.). Но советская власть — это вам не «гнилой» царизм, и жизнь матросской вольницы довольно быстро закончилась.
А в итоге, 25 марта 1937 г., большевик Курков был арестован и 29 августа 1937 г. приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. В 1956 г. Курков был реабилитирован (посмертно) [2].
15.
16.
Разумеется, особый акцент в музее сделан на участии крейсера в событиях 25-26 октября 1917 г. Вот как эти события описывали сами авроровцы в газете «Правда» от 27 октября 1917 г. (№ 170):
«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора»,
которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета А. Белышев
Тов. председателя П. Андреев
Секретарь [Мисс]»
17.
18. Соответствующее видео:
19.За «революционной» экспозицией следуют залы, посвящённые участию крейсера «Аврора» в Великой Отечественной войне. Переборки меняют свой цвет с кроваво-красного на традиционный флотский «шаровый» и белый:
20.
21.
22. Стенд, рассказывающий о сухопутной борьбе авроровцев при защите Ленинграда в 1941 г.:
В июле 1941 года в районе Дудергофа была сформирована Батарея «А», состоявшая из 9 130-мм орудий, снятых с крейсара «Аврора». В составе расчетов орудий находились как моряки с крейсера «Аврора», так и из других частей. С 3 по 11 сентября батарея вела обстрел наступающих немцев, после чего была по частям окружена и уничтожена. Большая часть личного состава погибла, так и не получив поддержки от «соседей» (стандартная судьба артиллерии без соответствующего прикрытия).
23.
Сам крейсер, находившийся в Ораниенбауме, был включён в систему ПВО Кронштадта. С 21-го сентября 1941 г. корабль регулярно подвергался артиллерийским и авиационным налётам. Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту судна, капитан 3-го ранга Саков своей властью разместил моряков в безопасном месте на берегу, оставив на «Авроре» постоянную вахту. За это командир крейсера был арестован и вскоре расстрелян по обвинению в «паникёрстве» и «бегстве с корабля» [3].
24. Подъём крейсера «Аврора» в 1944 г. силами ЭПРОНа:
Примерно через неделю, к 30 сентября 1941 г., крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала просто невозможной, и экипажу было позволено перейти на берег, оставив небольшую вахтенную команду. Обстрелы крейсера немцами периодически возобновлялись и прекратились лишь с полным снятием блокады Ленинграда.
25. Мирное время. Гагарин на борту:
Отдельная сложная тема — многочисленные ремонты и модернизации «Авроры». Кто-то говорит, что от настоящей «Авроры» уже ничего не осталось, кто-то, в ответ, утверждает, что это либералы опять пытаются очернить память Октября «вывсёврёте», и т.п.
26. Эта тема не обойдена стороной и в экспозиции музея. В ней рассказывается о всех значительных ремонтах «Авроры», начиная с капитального ремонта в 1916-17 гг.:
27. В результате, посетитель сам может получить представление о постепенной «мутации» корабля:
28.
29.
Главной проблемой «Авроры» было то, что в первые десятилетя советской власти никто и не собирался делать из неё корабль-музей. А когда в 1944 г. наконец-то спохватились, то задача уже значительно усложнилась (учитывая условия того времени). Тем не менее, крейсер дожил до наших дней, за что можно только сказать «спасибо» всем причастным. Можно ли было сохранить его в <более> «оригинальном» состоянии — вопрос спорный.
30. Последний (на данный момент) свой ремонт крейсер прошёл в 2014-16 гг.:
31. Зал сувениров:
32. Крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны:
33. Как-нибудь и туда заглянем:
34. Без великого главного флотоводца никак не обойтись:
35.
36. Снаружи ещё зима
Спасибо за внимание 🙂
[1] Георгий Александровский: Цусимский бой
[2] Курков Петр Иванович — историческая справка
[3] Статья в Википедии
picturehistory.livejournal.com