Большой десантный корабль «Минск» проекта 775/II

Большой десантный корабль «Минск» является шестым в серии из 13 кораблей проекта 775/II, которая является второй серии кораблей проекта 775. Строительство серии велось на верфи «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти», город Гданьск, Польша.

Корабль предназначен для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Был заложен на верфи под строительным номером 775/18 под именем «БДК-43». 30 мая 1983 года вошел в строй. Вошел в состав Балтийского флота. Первоначально имел бортовой номер 135. В 1987 году был присвоен бортовой номер 105, а с 1990 года имеет бортовой номер 127.

Основные характеристики: Водоизмещение 4080 тонн. Длина 112,5 метра, ширина 15 метров, осадка 3,7 метра. Скорость хода 18 узлов. Дальность плавания 6000 миль при 12 узлах. Экипаж 87 человек.

Энергетическая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощность 19200 л.с.

Вместимость: На борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников.

Вооружение: 2 сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, 2 пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М», 4 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2».

16 сентября 2000 года переименован в «Минск».

В 2004 году побывал с неофициальным визитом в британском порту Плимут.

В апреле 2005 года совершил трехдневный «Поход Памяти» по местам боевой славы Великой Отечественной войны. 04 августа на борту корабля был избит матрос-скинхед с татуировкой в виде свастики на плече. 31 июля участвовал в военно-морском параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня ВМФ.

Летом 2011 года участвовал в международных учениях «Балтопс» и «Пассекс».

В сентябре 2013 года приступил к выполнению задач по планам оперативного командования в Средиземном море.

По сообщению от 15 мая 2014 года вернулся в Военную гавань города Балтийска после выполнения задач дальнего морского похода в составе Средиземноморской группировки ВМФ России.

26 июля 2015 года принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге. В рамках итоговой проверки за 2015 учебный год принял участие в плановом учение по переброске морем и высадке подразделений морской пехоты береговых войск флота на необорудованное побережье, которое состоялось в октябре. 11 ноября 2015 года отправился в дальний поход в Средиземное море. 19 февраля 2016 года прошел через пролив Босфор и вошел в акваторию Черного моря. По сообщению от 08 сентября 2016 года в проливе Ла-Манш его сопровождал патрульный корабль HMS «Tyne» (P281) Королевского флота Великобритании. 09 сентября прибывает к месту постоянного базирования в порт Балтийск.

В 2017 году принял участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге. 04 октября вышел в дальний поход из Балтийской военно-морской базы. 16 апреля 2018 года совершил деловой заход в португальский порт Лиссабон. По сообщению от 19 апреля вышел в море для совершения перехода к месту постоянного базирования – в Балтийск. 29 апреля вернулся из дальнего похода в Балтийск. После этого перешел в Кронштадт для прохождения профилактических и ремонтных работ, которые продлятся до середины июля. 29 июля примет участие в торжественном военно-морском параде по случаю Дня Военно-морского флота России, а затем вернется к месту базирования.

По сообщению от 30 ноября2018 года прибыл в пункт постоянного базирования после выполнения учебно-боевых задач в Балтийском море.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.2 «Минск» |

ТАКР «Минск» пр.1143, одна из ПУ СМ-241 ракет П-500 «Базальт» в предпусковом положении, 1982-1983 г.г.

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А.В.Маринича. Корабли этого типа вывели советский ВМФ на второе место в мире. Второй авианесущий корабль проекта 1143, «Минск» (заводской №102), предназначавшийся для Тихоокеанского флота – зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 28 марта 1972 года и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Первые два ТАВКР практически не отличались друг от друга и «Минск» по конструкции был аналогичен «Киеву».

Закладная доска «Минска»

При строительстве «Минска» был учтён опыт постройки «Киева» и отменён ряд ограничений главного конструктора, в частности по спусковому весу. 30 сентября 1975 года корабль спущен на воду, в отличие от «Киева», с полностью смонтированной по высоте надстройкой. Полное водоизмещение корабля 43 220 т. Длина — 273,1 м, максимальная ширина по летной палубе — 51,3 м, осадка — 11,5 м.  Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.


Он имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Полётная палуба площадью 5600 м2 размещалась вдоль левого борта под углом 4,5° к продольной оси. Палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. По сравнению с «Киевом» для уменьшения забрызгивания изменена кромка угловой палубы и конструкция спонсона под 30-мм автоматы левого борта. Надстройка («остров») смещена к правому борту.  Главная энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4-вального турбозубчатого агрегата ТВ-12-3 мощностью в 142 000 лошадиных сил и разделялась на два эшелона, придавая кораблю скорость в 30 узлов. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

На борту корабля размещались две эскадрильи: 18 противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27) и 16 самолётов вертикального взлёта Як-38. Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 36 летательных аппаратов (фактически в нём находилось 22 ЛА). На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов, позади надстройки.                                                                                                                                                                                                                      Вооружение корабля состояло из 4-х спаренных пусковых установок противокорабельных ракет П-500 «Базальт» (16 ракет), 2-х спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (72 ракеты), 2-х спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2-х двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8-и шестиствольных 30-мм установок АК-630М (на «Киеве» были АК-630), 1-й установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2-х реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2-х (двух) 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).

В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».                                 С 15 октября 1977года по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания.

           Подготовка ТАКР «Минск» к переходу на Тихий океан — погрузка боезапаса,  Севастополь, февраль 1978 г. 

  19 февраля на ТАВКР «Минск» был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. Экипаж корабля составлял 1300 человек. 21 февраля 1978 года корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания. 5 мая начались государственные испытания.

После подписания приемного акта ТАКР «Минск». Слева направо: главный строитель И.И. Винник, зам.главного строителя по вооружению И.С.Мельницкий, председатель государственной комиссии контр-адмирал Е.В. Левашов, в светлом костюме — главный конструктор, Герой Социалистического Труда Аркадий Васильевич Маринич (НПКБ), ответственный сдатчик Саратовского завода «Знамя труда» по ЗРК «Оса-М» А.С. Волков, строитель по главному ракетному комплексу «Базальт» Г.Н. Дмитриев. Николаев, 27 сентября 1978 года.

  27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30 дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 13 января 1979 года он был включён в состав 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Штурмовики Як-38 и противолодочные вертолет Ка-25 на борту ТАКР «Минск» во время похода.

   С 24 февраля по 3 июля 1979 года ТАВКР «Минск» совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). Во время перехода в Средиземном море произошла встреча с «Киевом», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Это был длительный переход к месту постоянной приписки, и конструкторы запланировали провести дополнительные испытания самолета Як-38 в тропиках. Их результаты подтвердили опасения: в жарком климате начались осложнения с запуском подъемных двигателей, и в срочном порядке во время якорной стоянки в порту Адена на самолеты были установлены баллоны кислородной подпитки. Из-за увеличения массы самолета его летные характеристики заметно ухудшились, и в результате за двадцать летных смен 130-суточного похода общий налет Як-38 составил всего 50 часов при средней продолжительности полета порядка 20 минут.                                                                                                                                                                                                              Основным недостатком самолета Як-38 является малая продолжительность полета, связанная со значительными затратами топлива на вертикальные взлет и посадку.


В период с декабря 1979 года по сентябрь 1980 года на ТАВКР «Минск» проводились испытания по отработке взлета Як-38 с коротким разбегом в корабельных условиях*. Испытания показали, что наличие ветрового потока над палубой дает возможность дальнейшего улучшения динамики взлета.
В процессе отработки взлета с коротким разбегом с палубы «Минска» в акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979 года потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел Як-38У с летчиками-испытателями О.Г. Кононенко и М.С. Дексбахом на борту. Летчикам удалось катапультироваться с тонущего самолета. Это показало необходимость доработки системы автоматического покидания самолета, которую на время испытаний просто пришлось выключить из-за опасений несанкционированного срабатывания
Взлет с коротким разбегом, производившийся 8 сентября 1980 года в Южно-Китайском море в рамках серии климатических испытаний, закончился трагически: оторвавшись от палубы, Як-38 Олега Кононенко резко просел, ударился колесами об ограничительный брус и по нисходящей траектории упал в воду. Летчик до конца пытался спасти самолет и попыток катапультирования не предпринимал. Уклоняясь от таранящего удара, ТАВКР заложил крутую циркуляцию, одновременно была предпринята попытка эвакуации пилота с помощью дежурившего в воздухе вертолета-спасателя. Помощь опоздала, и Як-38 затонул вместе с летчиком.

Летчик-испытатель О.Г. Кононенко погиб 8 сентября 1980 года  при выполнении испытательного полета на штурмовике Як-38.

  Для обеспечения аэродинамической совместимости авианесущего корабля и самолета вертикального и короткого взлета и посадки специалистами ЦАГИ и ЛИИ после исследования результатов аварии был разработан, опробован и внедрен комплекс мер. Самолет Як-38 доработали, провели программу испытаний и по ее результатам рекомендовали внедрить взлет с коротким разбегом в качестве штатного режима в строевую эксплуатацию. Новую методику взлета первым освоил командир 311-го штурмового корабельного авиаполка майор Ю.И. Чурилов.
11-14 декабря 1982 года ТАВКР «Минск» нанёс визит в Бомбей (Индия). По итогам 1982 года «Минск» был признан лучшим кораблём Краснознаменного Тихоокеанского флота. С 27 марта по 24 апреля 1984 года он находился на боевой службе в Южно-Китайском море, совершил заход в Камрань (Вьетнам).

Таким я его увидел впервые в 1985 году с берега ВМБ «Павловск», во время прохождения службы на ТОФ, п. Тихоокеанский.

  В марте-апреле 1986 года крейсер вновь нёс службу в Южно-Китайском море с заходом в Камрань, где принял участие в совместных советско-вьетнамских учениях. С 4 по 8 июля 1986 года в сопровождении БПК «Таллин», «Адмирал Спиридонов» и танкера «Аргунь» он нанёс визит в Вонсан (КНДР).

 В 1986 году ТАВКР «Минск» был удостоен Приза Главкома ВМФ СССР за ракетную стрельбу. Всего за период службы с палубы ТАВКР было выполнено 2390 полётов самолётов и 3166 полётов вертолётов.

  В 1991 году крейсер должен был прибыть в Николаев для ремонта и модернизации, но из-за сокращения финансирования он был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани.

ТАКР «Минск», демонтаж вооружения, Советская Гавань, 1993 год.

  30 июня 1993 года корабль был разоружён и исключён из состава ВМФ. 31 августа 1994 года команда «Минска» расформирована и корабль передан для разделки на металл.

Продажа бывшего советского авианосца «Минск»

   Очень интересная и загадочная история приобретения бывшего флагмана Тихоокеанского флота СССР авианосца «Минск» Китаем. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компании» (за 4,583 млн. долларов), корабль на буксире отводится 20 октября 1995 года в один из портов Южной Кореи (Пусан) и «застревает» там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, выступившая первичным покупателем корабля, в силу финансовых причин, оказалась не в состоянии «освоить» такой корабль и подвернувшиеся «кстати» в 1997 году китайские инвесторы «Минск Эйркрафт Карриер Индастри Компании» из Шэньяна, Китай (Shenyang, Zhongguo) купили его за 5 млн. долларов США.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Тяжелый авианесущий крейсер «Минск» стал первым удачным приобретением для Китая. На момент продажи 45-тысячетонный «Минск» являлся пятым кораблем данного класса по тоннажу в мире.
Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. Многие эксперты высказывали мнение, что данная сделка была предопределена и совершалась по заранее намеченному плану. 30 июля 1998 года корабль отбуксирован и стал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) порт Шэнь Чжэнь (Shenzhen,провинция Гуан Дон), недалеко от Гонкога (Hong Kong, Xiangang).

Авианосец «Минск».

  После 18 месяцев ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет «поверхность-воздух», и отработавшие свой ресурс самолеты «Миг-23″, после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции. Ремонт обошелся Китаю примерно в 45 млн. долларов США.                       

В течение последних нескольких лет «Минск» стоял на причале в одном из пригородов Шеньчженя и использовался как военный музей и парк развлечений. С 27 сентября 2000 года после проведения реставрационных работ предприимчивые китайцы превратили бывший тяжелый авианесущий крейсер «Минск» в корабль-музей и развлекательный комплекс под названием «Мир «Минска» («Минск Уорлд»). Однако владевшая им компания Minsk World Industries так и не смогла расплатиться по крупному кредиту, взятому на обустройство корабля, и в марте 2005 года была признана банкротом.
По информации РИА Новости, новый владелец китайская компания Citic Shehzhen приобрела бывший советский авианосец «Минск» за 128,3 миллиона юаней (около 16 миллионов долларов).
Тогда, в своем интервью журналистам, генеральный менеджер компании Citic Shehzhen Гао Чжичжун заявил:  «В течение ближайшего месяца мы проведем все необходимые исследования, после чего намерены начать инвестиции в «Минск для того, чтобы превратить его в суперсовременный развлекательный центр. На самом деле «Минск» даже сейчас приносит неплохую прибыль, поэтому нам кажется, что мы заключили выгодную сделку».

Китайский развлекательный центр на бывшем советском авианосце «Минск».  

   Сейчас «Минск» стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы корабля, превышает 200 тысяч долларов США! Это прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Ежедневно комплекс посещают 6 тысяч туристов.

   P. S.

Копия Контракта на продажу ТАКР «Минск»

  Вот так буднично московские тыловики «забрали» у страны и флота авианосец ТАКР «Минск» , и отдали его вероятному противнику.
Странно, почему до сих пор никто в Ген.прокуратуре , в Правительстве РФ не поинтересовались исполнением Контракта№148/8/11014049 и с Дополнениями №1, №2, №3 и №4 от 8 апреля 1997 года, где есть и такой пункт №18.4 о стократном штрафе за невыполнение условий Контракта и равен он 423 мил.670 тыс.945 $.
Южнокорейской фирмой «Янг Дистрбьюшен»,  которая купила ТАКР «Минск», до сих пор не выполнен контракт  перед Россией. Аналогичная ситуация и с ТАКР «Новороссийск». Никто в России не видел актов утилизации от покупателей авианосцев и почему не наступили все «кары», которые заложены в пункте №18 Контракта?
Видимо такого же акта нет в природе и на ТАКР «Киев» , а это уже нанесения ущерба России в особо крупном размере. А ведь все эти сделки должны были сопровождаться в присутствии представителей МИД и представителей Госкомимущества России на месте разделки .
Также до сих пор не дана юридическая оценка тому ,что ТАКР «Минск» и «Новороссийск» уходили за границу «нафаршированные» секретным оборудованием.

Будем надеяться, что слова вице-премьера Д. Рогозина  о том, что «СРОКА ДАВНОСТИ НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ», сбудутся!

______________

 

* «Минск» был выбран, вследствие более устойчивых погодных условий в месте его базирования и отсутствия периода полярной ночи, характерного для Североморска, где базировался «Киев».

 

razgromflota.ru

Авианесущий крейсер «Минск» | www.korabli.eu

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Минск» являлся вторым в серии из двух кораблей проекта 1143 (шифр «Кречет»), которая была построена для ВМФ СССР. Входил в состав Тихоокеанского флота Военно-Морского Флота СССР. Головным кораблем серии являлся ТАКР «Киев».

Проект 1143 был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А. В. Маринича. При строительстве второго корабля был учтён опыт постройки ТАВКР «Киев» и отменён ряд ограничений главного конструктора, в частности, по спусковому весу.

До 28 июня 1977 года корабли данной серии классифицировались как противолодочные крейсеры.

ТАКР «Минск» 28 марта 1972 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и заложен 28 декабря (строительный номер 102) в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Спущен на воду 30 сентября 1975 года, в отличие от «Киева», с полностью смонтированной по высоте надстройкой. С 15 октября 1977 по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания. 19 февраля 1978 года был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. 21 февраля корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания. 05 мая начались государственные испытания. 27 сентября вступил в строй и был временно зачислен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. В ноябре был включён в состав Тихоокеанского флота.

Имел следующие бортовые номера: 015 (1978 год), 130 (1978 год), 117 (1979 год), 042 (1979 год), 011 (1980 год), 025 (1983 год), 038 (1991 год), 015 (1991 год).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 30535 тонн, стандартное 41380 тонн. Длина 272 метра, ширина по КВЛ 31 метр, ширина полетной палубы 51,2 метра, осадка 8,94 метра. Скорость хода 32 узла. Установленная мощность 182500 л.с. (134225 кВт). Дальность плавания 8000 миль при 18 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж: 1435 человек, в том числе 430 человек авиакрыла.

Вооружение: Артиллерия: 2 × 2 76,2-мм АК-726; Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630; Ракетное вооружение: 4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт», 2 × ЗРК «Шторм»; Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000.

Авиационная группа: 26 самолётов, 26 вертолётов.

13 января 1979 года был включён в состав 175-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота. В феврале-июле совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Мапуту, Порт-Луи, Аден.

Летом 1980 года совершил боевой поход во Вьетнам, порт Камрань.

Во время походов боевой службы в декабре 1982 года посетил с визитом Бомбей.

Во время походов боевой службы в июле 1986 года посетил с визитом Вонсан.

В 1986-1988 годах старшим помощником командира ТАВКР «Минск» служил Владимир Высоцкий, будущий адмирал и Главнокомандующий ВМФ РФ.

С начала 1991 года началась подготовка корабля к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который не был проведён.

В 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован.

В конце 1995 года был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2000 году обновленный авианосец «Минск» прибыл в город Шэньчжэнь, став первым в Китае тематическим парком, построенным на основе авианосца. Однако в соответствии с тогдашним китайским законодательством, касающимся регистрации торгово-промышленных предприятий, называть китайские предприятия именами городов иностранных стран было запрещено, и «Минск» был переименован в «Минсыкэ». В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 22 марта 2006 года был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая снова был выставлен на аукцион и продан за 128 миллионов юаней.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе крейсера, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, который длился 20 дней. После завершения ремонта 05 мая «Минск» прибыл в Наньтун провинции Цзянсу, где на его основе будет открыт новый тематический парк. По сообщению от 10 мая преобразование в тематический парк будет проведен в два этапа. Первую очередь парка планируется открыть в 2017 году, вторую — в 2019 году. В настоящее время уже завершена работа по ремонту и реставрации корпуса авианесущего крейсера. Общий объем инвестиций в строительство парка составит около 10 млрд юаней.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Минск (авианесущий крейсер) — Википедия РУ

28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в Николаеве.

30 сентября 1975 года корабль спущен на воду, в отличие от ТАКР «Киев», с полностью смонтированной по высоте надстройкой.

С 15 октября 1977 по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания.

19 февраля был впервые поднят Военно-морской флаг СССР.

21 февраля корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания.

5 мая начались государственные испытания.

27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота.

В ноябре 1978 года был включён в состав Тихоокеанского флота.

13 января 1979 года он был включён в состав 175-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

В феврале-июле 1979 года корабль совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Мапуту, Порт-Луи, Аден.

Осенью 1980 года боевой поход во Вьетнам, порт Камрань .

В 1986-1988 годах старшим помощником командира ТАКР «Минск» служил Владимир Высоцкий, будущий адмирал и Главнокомандующий ВМФ РФ.

Во время походов боевой службы в декабре 1982 года ТАКР «Минск» посетил с визитом Бомбей, в июле 1986 года — Вонсан.

С начала 1991 года началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который так и не был проведён. В 1993 году было принято решение о разоружении корабля, его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Андреевского флага экипаж корабля был расформирован.

  «Минск» в качестве аттракциона

В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Позже корабль был перепродан в Шэньчжэнь китайской компании Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, корабль стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.

22 марта 2006 года корабль был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года корабль снова был выставлен на аукцион и продан за 128 миллионов юаней.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он, по словам владельцев, будет перемещён в новый тематический парк в Наньтуне.

http-wikipediya.ru

Корабль «Минск» приступает к охране границы Союзного государства — Российская газета

На одном из калининградских судоремонтных заводов завершается ремонт пограничного сторожевого корабля «Минск».

Через одну-две недели он приступит к патрулированию морского участка протяженностью около сотни морских миль от Литвы до Польши. Корреспонденты «СОЮЗа» выяснили, как живется пограничникам самого западного российского региона, зажатого между двумя государствами Евросоюза, и какая роль отводится «Минску» в охране границ.

А в шефах у нас — белорусы

— Перед нашим кораблем стоит несколько служебных задач, — рассказывает командир «Минска» Тимур Маслов. — Это охрана государственной границы, контроль соблюдения пограничного режима и законодательства РФ в сфере добычи водных биологических ресурсов, обеспечение безопасности морского судоходства.

Мы сидим в каюте капитана и рассматриваем судовой фотоархив. Вот экипаж корабля в шведском порту Кальмар, вот члены экипажа в польском Гданьске, а вот «Минск» заходит в немецкий порт Росток.

— По пути в Росток, где корабль должен был принять участие в международных учениях, мы попали в сильный шторм, — вспоминает Тимур Маслов. — Немецкие коллеги очень удивились, как ловко и уверенно россияне смогли осуществить переход в таких непростых условиях. Но несвоевременный приход в точку рандеву — это грубое нарушение морской культуры, и мы не могли позволить себе опоздать.

Стены капитанской каюты украшены полотнами с белорусской символикой. Флаг пограничных войск Республики Беларусь, флаг береговой охраны Союзного государства и другие символичные подарки экипажу пограничного корабля вручили шефы судна — представители администрации Заводского района Минска.

— Раньше наш корабль носил название «Ягуар», — продолжает Тимур Маслов. — В «Минск» он был переименован в 2000 году указом президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. За сменой имени последовало развитие шефских отношений с Заводским районом Минска. Ежегодно члены экипажа, 2-3 человека, посещают с официальным визитом столицу Белоруссии, принимают участие в парадах, совещаниях, товарищеских встречах. Да и просто знакомятся с городом, в честь которого назван корабль, на котором они служат.

Белорусские шефы в свою очередь регулярно наведываются на судно, поздравляют членов экипажа с Днем защитника Отечества, Днем Военно-морского флота РФ и другими праздниками. Гостями «Минска» в разное время были сотрудники посольства РБ в Калининграде и представители калининградской белорусской диаспоры. — Отношения экипажа корабля с представителями Республики Беларусь носят скорее дружеский, чем деловой характер, — отмечает командир «Минска». — У нас, к сожалению, не может быть совместных мероприятий с пограничниками государства, не имеющего морских границ.

Однако мы гордимся сложившимися российско-белорусскими связями. Они позволяют экипажу и руководству корабля посмотреть на свою роль в вопросах охраны границ не только в рамках России. И понять, что в масштабах Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь имеют общие границы и общие задачи по их охране.

Морской дозор

Российский корабль с белорусским названием был построен в 1989 году в Ярославле. Четыре года судно патрулировало воды одной из прибалтийских республик, а в 1993 году его перевели в калининградский порт Балтийск. С тех пор корабль прошел больше ста тысяч морских миль и задержал несколько сотен российских и иностранных судов, нарушивших пограничный режим нашей страны.

Сейчас штат «Минска» насчитывает около 50 человек. Самому младшему члену экипажа 23 года, самому старшему — 41 год. Все — мужчины, практически все имеют семьи — денежное довольствие, льготная ипотека, ведомственные квартиры и детсады позволяют «минчанам» в молодом возрасте жениться и обзаводиться детьми.

По завершении ремонта пограничный корабль отправится в Балтийск, а жизнь членов экипажа разделится на две привычные фазы — в порту и в море. «Минск», как правило, выходит в море на две недели, после чего еще на две недели возвращается на базу.

В порту распорядок дня большинства членов экипажа максимально приближен к гражданскому. В 8.00 — прибытие на корабль, в 8.20 — построение. Затем — 8-9-часовой рабочий день — обслуживание техники, учеба личного состава и другие мероприятия, связанные с подготовкой корабля к выходу в море.

До 2000 года корабль носил название «Ягуар», а «Минском» он стал по решению двух президентов

Служба в море куда более напряженная: вахты (4 часа через 8 или 4 через 12), работы по содержанию корабля, учения и постоянная готовность к встрече с нарушителями.

— В промежутках между вахтами и другими работами время зачастую остается только на сон, — рассказывает Александр Ладик, техник штурманской боевой части «Минска».

На «Минске» Александр Ладик отвечает за радиолокационную обстановку — наблюдает с помощью сложного радиотехнического оборудования за судами, которые появляются в радиусе действия корабля, обнаруживает неопознанные цели, выявляет потенциальных нарушителей пограничного режима и режима границы.

— Я сам захотел проходить службу на корабле, и мне она очень нравится, — продолжает техник «Минска». — В море нет однообразия, каждый новый выход отличается от предыдущего. Кроме того, на корабле появляется тяга к учебе — хочется совершенствоваться, получать новые знания.

Граница идет по косе

Штат «Минска» насчитывает 50 человек. Самому младшему члену экипажа 23 года, старшему — 41 год. Все — мужчины. Фото: Елена Нагорных

Попрощавшись с «минчанами», корреспонденты «СОЮЗа» отправились на пограничный пост в поселке Рыбачий, который располагается на калининградском участке Куршской косы. И убедились, что у пограничников служба опасна и трудна не только в море, но и на суше.

Куршская коса — это самая длинная в мире песчаная пересыпь протяженностью 98 километров. Узкий полуостров вытянут с юго-запада на северо-восток, от города Зеленоградска Калининградской области до литовского порта Клайпеда. С одной стороны косу омывает Балтийское море, с другой — Куршский залив. А посередине полуострова проходит государственная граница Российской Федерации и Литовской Республики.

В зону ответственности сотрудников поста в поселке Рыбачий входит 10-километровый участок акватории залива, 12-мильный участок моря и сухопутный участок границы, протяженность которого от моря до залива составляет около полутора километров.

В среднем на посту находятся в рамках одной смены 15 человек. Часть сотрудников ходит в наряды, часть — специально подготовленные операторы — наблюдают за показаниями радиолокационных станций и инфракрасных камер, которые передают на пост информацию с акватории и сухопутного участка границы.

Патрулировать границу и в буквальном смысле вынюхивать нарушителей сотрудникам поста на косе помогают четвероногие пограничники — овчарки Веста, Рэм, Бальга и Рекс. Каждая собака закреплена за инструктором-кинологом. В пограничном наряде или в составе смены один из инструкторов должен присутствовать в обязательном порядке.

— Работа собаки очень важна при поиске нарушителей, особенно летом, когда следов не видно и можно надеяться только на ее нюх, — рассказывает Алексей Трофимов, инструктор полуторагодовалой Бальги. — В наряде мы с собакой проходим вдоль контрольно-следовой полосы, ищем посторонние следы. Бальга у меня с 4 месяцев, я получил ее щенком и сам тренировал — как по общему, так и по специальному курсу подготовки. Пока ей не довелось никого задержать, но все впереди.

Российская пограничная зона на Куршской косе начинается примерно в двух километрах от границы. Она обозначена забором и контрольно-следовой полосой, которая фиксирует следы нарушителей. На территории Литвы пограничной зоны нет. Поэтому часто туристы, отдыхающие на литовской половине косы, понимают, что оказались в России, только увидев пограничный столб или столкнувшись с пограничным нарядом.

— В основном наши «клиенты» — это случайные нарушители пограничного режима, — отмечает начальник пограничного поста в поселке Рыбачий, майор Александр Бердников. — Иногда российские любители подледного лова, которые рыбачат зимой на заливе, подбираются слишком близко к границе. Были случаи, когда молодые люди, катаясь в море на серфинге с парусом, из-за сильного ветра едва не «улетали» из России в Литву. А в прошлом году дважды мы задерживали мечтательных граждан Литвы. Они гуляли по дюнам и не заметили, как пересекли границу.

По словам Александра Бердникова, после задержания невнимательных литовских туристов состоялся ряд встреч российских и литовских пограничников, на которых было принято решение об установке на Куршской косе экспериментальных пограничных столбов. Раньше границу на полуострове определяли три пограничных знака — российский и литовский столбы, расположенные строго друг напротив друга, и небольшой столбик посередине, по которому и проходил пограничный рубеж. Теперь вместо комплексов из трех знаков появились трехметровые столбы, установленные непосредственно на линии границы.

— Работы по демаркации завершились осенью, — продолжает Александр Бердников. — С тех пор невнимательные туристы к нам больше не заглядывали, ведь не увидеть столбы высотой в три метра крайне сложно.

rg.ru

Минск (1975) — Global wiki. Wargaming.net

Служба


ВМФ СССР

Исторические данные

28 декабря 1972 года Заложен
30 сентября 1975 года Спущен на воду
24 февраля 1978 года Выход на испытания
27 сентября 1978 года Введен в строй
30 июня 1993 года Выведен из боевого состава

Общие данные

30 535 / 41 370 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
236,0 / / 11,04 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

Котлотурбинная / 180 000 л.с. Главная ЭУ
(тип/мощность)
4 ед. Количество валов
32,5 / 18,2 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 7160 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

1

Котлотурбинная / 180 000 л.с. Главная ЭУ
(тип/мощность)
4 ед. Количество валов
32,5 / 18,2 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 7160 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

Экипаж

1435[1] чел. Общая численность
280 чел. Офицеры
276 чел. Мичманы
881 чел. Матросы

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 4 х 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»;
  • 2 х 2 ПУ ЗРК М-11 «Шторм»;
  • 2 х 2 ПУ ЗРК «Оса-М».

Зенитная артиллерия

Противолодочное вооружение

  • 1 х 2 ПУ РПК «Вихрь»;
  • 2 х 5 торпедных аппарата ПТА-53-1143;
  • 2 х РБУ-6000.

Однотипные корабли

«Минск» — советский тяжёлый авианесущий крейсер типа «Киев». Входил в состав Тихоокеанского флота СССР. С 1979 по 1990 годы активно участвовал в боевых службах на Тихом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. Наряду с головным кораблём серии, сыграл важную роль в становлении советской палубной авиации. В связи с разделом СССР в 1991 году не смог пройти плановый ремонт в Николаеве, из-за чего был исключён из боевого состава флота и списан в 1993 году. С 2000 года является центром выставочно-развлекательного комплекса Minsk World в китайском городе Шэньчжэнь, в 2016 году в том же качестве переведён в город Наньтун.

Общие сведения

Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск»[3] — второй корабль из серии ТАКР проекта 1143, разработанного в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А. В. Маринича. Практически полностью повторял головной корабль этой серии.

Постройка и испытания

«Минск» был заложен 28 декабря 1972 года на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода — как только этот стапель освободился при спуске корпуса ТАКР «Киев». При строительстве был учтён опыт постройки «Киева» и отменён ряд ограничений главного конструктора, в частности, по спусковому весу, благодаря чему «Минск» спускался на воду с полностью смонтированной по высоте надстройкой.

30 сентября 1975 года корабль был спущен на воду. С 15 октября 1977 по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания корабля, уже переклассифицированного к тому времени в тяжёлые авианосные крейсера (при закладке «Минск» причисляли к классу противолодочных крейсеров).

ТАКР «Минск», фото из журнала «Моделист-конструктор» за март 1983 года

19 февраля был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. 21 февраля корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания.

5 мая 1978 года «Минск» приступил к государственным испытаниям. 27 сентября 1978 года, после завершения испытаний, был подписан приёмный акт корабля, и он официально вступил в строй Военно-Морского Флота СССР.

Описание конструкции

Конструкция корабля аналогична его предшественнику — ТАКР «Киев», головному крейсеру проекта 1143. Изначально единственное различие заключалось в модернизированной версии 30-мм зенитных автоматов АК-630М на «Минске» (вместо АК-630 на «Киеве»). Впоследствии при модернизации кораблей «Минск» и «Киев» получили обтекатели и выравнивающие устройства у передней кромки полётной палубы, выполненные по индивидуальным проектам, благодаря чему стали различаться внешне.

Модернизации и переоборудования

Испытания 1980 года выявили, что на ходу крейсера над полётной палубой возникают завихрения воздуха, осложняющие групповую эксплуатацию летательных аппаратов (последовательный взлёт с короткого разбега сразу нескольких самолётов и вертолётов был затруднён). Для устранения этих завихрений в 1981 году «Минск» — первым из кораблей своего типа — получил наделки-обтекатели на передние кромки полётной палубы и малого спонсона под ней, а также щиты выравнивающих устройств (ВУ). По результатам дальнейших испытаний выявили, что достаточным является обтекатель только на кромке палубы (без переделок малого спонсона), а также более простая конфигурация щитов ВУ. Упрощённая конфигурация обтекателя и ВУ впервые была опробована на строящемся ТАКР «Новороссийск», а впоследствии таким же образом модернизировали головной «Киев».

История службы

Авианосный крейсер «Минск» в начале службы (фото не позднее 1981 года, до модернизации)

Сразу по вступлении в строй в сентябре 1978 года новый ТАКР был временно зачислен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота.

13 января 1979 года «Минск» зачислили в состав 175-й бригады ракетных кораблей (БРК) Тихоокеанского флота и начали готовить крейсер к межфлотскому переходу. 24 февраля 1979 года тяжёлый авианосный крейсер в сопровождении БПК «Ташкент» и «Петропавловск», а также сторожевых кораблей «Грозящий» и «Деятельный» вышел из Севастополя на переход к месту постоянного базирования — на Дальний Восток.

Во время перехода в Средиземном море — в марте 1979 года — была запланирована встреча «Минска» с однотипным ТАКР «Киев», который тогда проходил в том районе свою третью боевую службу. Впервые в ВМФ СССР сразу две авианосные группы отрабатывали совместные боевые задачи в открытом море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями в условиях постоянного сопровождения со стороны кораблей и авиации стран НАТО.

В продолжение похода отряд кораблей во главе с ТАКР «Минск» прошёл Гибралтарским проливом и двинулся вокруг Африки в Индийский океан. С конца марта и по 2 апреля 1979 года отряд нанёс деловой визит в порт Луанда (Ангола). В ходе визита на борту «Минска» побывал президент страны Агостиньо Нето, посол СССР в Республике Ангола Логвинов, а также делегации из находившихся тогда в Анголе советских и кубинских военных специалистов.

Во время перехода в экваториальных широтах был впервые получен опыт эксплуатации палубных штурмовиков Як-38 в условиях высокой температуры и влажности воздуха. При этом были выявлены и в дальнейшем (на протяжении 1979-1980 гг.) исправлены существенные недостатки конструкции самолёта, при эксплуатации в умеренных широтах не проявлявшиеся.

Продолжая межфлотский переход, крейсер «Минск» нанёс деловые визиты в порты Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ).

3 июля 1979 года ТАКР «Минск» завершил переход, прибыв к месту постоянного базирования в залив Стрелок. За четыре с половиной месяца было пройдено свыше 13000 миль по трём океанам и четырнадцати морям, палубной авиацией было выполнено с «Минска» 1339 полётов (из них 565 — самолётами и 774 — вертолётами).

ТАКР «Киев» (слева) и «Минск» (справа) в Средиземном море, март 1979 года

27 августа 1980 года «Минск» вышел на свою первую боевую службу в Тихий океан и Южно-Китайское море. Служба проходила в сложной международной обстановке: летом 1980 года вновь разгорелся пограничный конфликт между Таиландом и Кампучией (ныне Камбоджа), тогда уже по числу жертв с обеих сторон сравнимый с небольшой войной. При подготовке к походу, 28 июля 1980 года, крейсер получил приказ Главнокомандующего ВМФ СССР следовать в Сиамский залив, не нарушая территориальных вод Таиланда и Кампучии, и вести интенсивные полёты палубной авиации на боевое применение.

Помимо боевых задач, корабль в этом походе был задействован в испытаниях по теме взлёта Як-38 с короткого разбега, позволяющего увеличить боевую нагрузку и радиус действия самолёта. Испытательные и учебно-боевые полёты проводились в условиях тропической жары и влажности, что позволило также убедиться в эффективности доработок, проведённых на самолёте для эксплуатации в подобных условиях. 8 сентября 1980 года испытания были на время прерваны из-за катастрофы Як-38 под управлением военного лётчика-испытателя Олега Кононенко[4].

Большую часть сентября 1980 года «Минск» выполнял демонстрацию силы в Сиамском заливе, поддерживая дружественную СССР Кампучию: в непосредственной близости от территориальных вод Таиланда палубные штурмовики отрабатывали по бурунной мишени боевым оружием, а также перехватывали самолёты-разведчики ВВС США и Таиланда. Дважды за слишком близкий пролёт над ТАКР штурмовики Як-38 «наказывали» самых активных разведчиков тем, что брали их в «клещи» и принуждали пройти над позициями ПВО Вьетнама.

В дальнейшем крейсер продолжил боевую службу в Южно-Китайском море, совершив деловой заход в порт Камрань (Социалистическая Республика Вьетнам). 26 ноября 1980 года «Минск» завершил боевую службу, бросив якорь в заливе Стрелок.

С 1981 по первую половину 1982 года ТАКР «Минск» прошёл ремонт и модернизацию на «Дальзаводе» с установкой обтекателей и выравнивающих устройств.

26 сентября 1982 года ТАКР вышел на свою вторую боевую службу в составе отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота.

С 4 по 19 ноября 1982 года отряд кораблей во главе с «Минском» совершил визит в порт Камрань (Вьетнам).

22 ноября отряд прошёл в Индийский океан через Малаккский пролив, а 3 декабря 1982 года бросил якоря у побережья острова Сокотра (НДРЙ). 7 декабря 1982 года советское соединение снялось с якорей, направляясь к Индии.

С 11 по 14 декабря 1982 года «Минск» совершил визит в порт Бомбей (Индия). В ходе визита крейсер посетили официальные делегации военного руководства Индии во главе с министром обороны, для которых провели демонстрационные полёты самолётов и вертолётов с палубы авианосного крейсера.

Вертолёт «Алуэтт» индийских ВМС на палубе ТАКР «Минск» во время визита в Бомбей, декабрь 1982 года. Фото Сергея Стриженко

С 27 декабря 1982 по 3 января 1983 года «Минск» нанёс визит в порт Аден (Народно-Демократическая Республика Йемен). На рейде Адена моряки встретили новый 1983 год, при этом по итогам 1982 года «Минск» был признан лучшим кораблём КТОФ.

17 января 1983 года отряд боевых кораблей во главе с «Минском» прошёл Малаккским проливом из Индийского океана в Южно-Китайское море, а 19 января вновь встал на рейде Камрани (Вьетнам). За время этой стоянки — 27 января 1983 года — на крейсер нанёс визит Чрезвычайный и Полномочный посол СССР во Вьетнаме Чаплин. 5 февраля 1983 года советское соединение снялось с якоря, возвращаясь к месту постоянного базирования.

15 февраля 1983 года ТАКР «Минск» бросил якорь в заливе Стрелок, завершив свою вторую боевую службу. За два с половиной месяца похода с его палубы было выполнено 662 полёта самолётов и 516 — вертолётов.

С 27 марта по 24 апреля 1984 года «Минск» выходил на свою третью боевую службу. Кратковременная (менее месяца) служба прошла, главным образом, в Южно-Китайском море, с заходом в порт Камрань (Вьетнам). За время этой службы с палубы крейсера самолёты выполнили 56 полётов, а вертолёты — 38.

ТАКР «Минск» в Тихом океане, апрель 1986 года

В марте-апреле 1986 года крейсер вновь нёс боевую службу в Южно-Китайском море с заходом в Камрань, где принял участие в совместных советско-вьетнамских учениях.

4-8 июля 1986 года в сопровождении БПК «Таллин», «Адмирал Спиридонов» и танкера «Аргунь» тяжёлый авианосный крейсер «Минск» нанёс визит в порт Вонсан (КНДР).

В 1986 году «Минск» был удостоен приза Главнокомандующего ВМФ СССР за ракетную стрельбу.

Всего за период службы с палубы ТАКР «Минск» было выполнено 2390 полётов самолётов и 3166 полётов вертолётов.

В 1991 году крейсер должен был прибыть в Николаев для капитального ремонта и модернизации, но из-за сокращения финансирования он был поставлен на отстой в бухту Постовая залива Советская Гавань.

В бухту Постовая прибыл осенью 1992 года.Базировался там на базе обеспечения подводных лодок(поселок Заветы Ильича).

30 июня 1993 года корабль был исключён из боевого состава ВМФ и впоследствии разоружён. 31 августа 1994 года экипаж «Минска» был расформирован, а сам крейсер назначен для продажи на слом.

20 октября 1995 года ТАКР был продан южнокорейской фирме для разделки на металл и на буксире уведён в порт Пусан (Южная Корея). До конца года корпус «Минска» за 5 млн. долларов перекупила китайская компания.

30 июля 1998 года корабль был отбуксирован в порт Шэньчжэнь (КНР, провинция Гуандун) и после проведения реставрационных работ превращён в музей. С 27 сентября 2000 года является центром выставочно-развлекательного комплекса «Мир авианосца „Минск“» (англ.Minsk World).

В апреле-мае 2016 года музейный корабль прошёл докование и ремонт подводной части на частном судостроительном заводе Zhejiang Peninsula Ship Industry Company в городе Чжоушань (провинция Чжэцзян). 5 мая 2016 года «Минск» отбуксировали к новому месту стоянки в создаваемом развлекательном парке в научно-технологическом парке Сутун в городе Наньтуне (провиция Цзянси).

Командиры

За время службы[5] тяжёлым авианосным крейсером «Минск» командовали:

См. Также

Примечания

  1. ↑ Численность экипажа приводится без учёта авиагруппы (составляющей около 400 человек).
  2. ↑ Авиагруппа включала в себя до 36 самолётов и вертолётов в любых сочетаниях; в таблице приведён один из возможных вариантов.
  3. ↑ В честь лидера эсминцев «Минск», принимавшего участие в Великой Отечественной войне. В свою очередь, лидер получил своё название в честь города Минск, столицы Белорусской Советской Социалистической Республики.
  4. ↑ Из-за отказа на борту самолёта при выполнении взлёта с разбегом сопла подъёмно-маршевого двигателя не довернулись во взлётное положение, отчего оторвавшийся от палубы штурмовик, не развив достаточной подъёмной силы, не смог подняться и упал в воду. Лётчик, имевший время и возможность катапультироваться, по всей видимости, пытался спасти машину и покидать её не стал — в результате от удара об воду потерял сознание и затонул вместе с самолётом.
  5. ↑ В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, а расформировывались уже после списания корабля, поэтому для первого и последнего командиров даты нахождения в должности не совпадают с формальным началом и окончанием службы крейсера.

Литература и источники информации

Литература

  • Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X
  • Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — Николаев: Атолл, 2007. — 672 с. — ISBN 966-8147-82-0
  • Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — «Арсенал-коллекция». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 240 с. — ISBN 978-5-699-20954-5
  • Заблоцкий В. П. Тяжёлые авианесущие крейсера «МИНСК», «НОВОРОССИЙСК», «БАКУ». — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №4/2004. — 32 с.
  • Ульянич В. А. В кругах «Минска». — Радужный: Владимирская офсетная типография, 2005. — 304 с.

Ссылки

Галерея изображений

  • Обслуживание палубной авиации на палубе ТАКР «Минск», 1979 год

  • Тяжёлые авианесущие крейсера «Киев» (на переднем плане) и «Минск» (на заднем плане) во время совместной службы в Средиземном море, март 1979 года

  • ТАКР «Киев» (слева) и «Минск» (справа) в Средиземном море, март 1979 года

  • «Минск» в Средиземном море, 1979 год

  • Штурмовики Як-38 на палубе ТАКР «Минск», лётчики по тревоге занимают места в кабинах (1979 год)

  • ТАКР «Минск» в начале службы (фотография 1979-1981 годов)

  • ТАКР «Минск», главный ракетный комплекс приведён в боевое положение, 1981 год

  • «Минск» после модернизации, 1982 год

  • «Минск» в походе, 1982-1983 год

  • Тяжёлый авианосный крейсер «Минск», вид на носовую часть и главный ударный комплекс (фото 1982-1983 года)

  • Як-38 на технической позиции у правого борта «Минска», 1982 год. Фотография Сергея Стриженко

  • Вертикальный взлёт Як-38 с палубы «Минска», 1982 год. Фотография Сергея Стриженко

  • ТАКР «Минск» сфотографирован с воздуха, 1982-1986 год

  • «Минск» в походе, 1984 год

  • ТАКР «Минск» на полном ходу, фото 1984 года

  • «Минск» на якорной стоянке, 1991 год

  • Бывший крейсер «Минск» в качестве музея-аттракциона в китайском порту Шэньчжэнь, фотография 2004 года

  • Корабль-музей «Минск» после докования буксируют под мостом через р. Янцзы к новому месту стоянки в порт Наньтун, май 2016 года

Видео

wiki.wargaming.net

Авианосец «Минск»: как гордость флота стала центром развлечений в Китае | ОБЩЕСТВО

История авианесущего крейсера «Минск» печальна. Причём не только для Тихоокеанского флота, но и для страны в целом. В «лихие 90-е» жалование военнослужащие не получали по 8 месяцев, не было денег ни на ремонт, ни даже на топливо для кораблей. Флот уже не мог ни содержать, ни поставить на консервацию свои «прожорливые» крейсеры, поэтому вместе с «Минском» продали и авианосец «Новороссийск». Это позволило покрыть убытки и заработать стране валюту. Однако, выручить за корабли удалось немного.

Два крейсера — за $9 миллионов 

Итак, продали два тяжёлых авианесущих крейсера — «Минск» и «Новороссийск». Они вступили в состав Тихоокеанского флота в 1979 и в 1983 годах соответственно. А 10-15 лет для боевого корабля — не срок для списания. 6 октября 1994 года южнокорейская компания Young Distribution Corp. приобрела «Минск» за 4,5 млн долларов США, «Новороссийск» — за 4,3млн. При этом, по самым приблизительным подсчётам, только цветных металлов на обоих кораблях осталось и ушло бесплатно за рубеж на 12-14 миллионов долларов. 

Кладбище кораблей в бухте Труда на острове Русском в 1994 году. Вместо этого металлолома были проданы авианосцы. Фото: Из архива газеты «Владивосток»

— Крейсеры действительно продавали за небольшие по тем временам деньги. Но нужно понимать, что у государства не было средств на их содержание, — рассказал корреспонденту «АиФ» Сергей Хестанов, управляющий директор ГК «Алор». — Кроме того, на тот момент в подобных авианосцах попросту не было необходимости, они не были нужны для защиты границ государства.

Помимо всего прочего «Минск» и другие крейсеры «проекта 1143» к определенному моменту стали попросту бесполезны для флота. Дело в том, что их носовая палуба не являлась летной, там располагалось вооружение, и взлет осуществлялся только с угловой палубы. На «Минске» использовались самолеты Як-38 с вертикальным взлетом, а также вертолеты Ка-25 и Ка-27. В итоге командиры кораблей убедились в бесполезности их использования в южных широтах, так как при высоких температурах и влажности самолеты не могли оторваться от палубы. Тогда уже появилось несколько авианосцев нового поколения, с увеличенной для взлета традиционных самолетов палубой, и потребность в «Минске» и его собратьях вовсе отпала.

Но в то время продавали всё, что плохо лежит. К тому же, есть версия, что продали корейцам не металл, а технологии, «начинку» крейсеров.

— Бизнес по распродаже армейских активов только в двухтысячные перешёл от «дикого» к системному. А в то время начальники тылов создавали подконтрольные организации, которым и был дан зелёный свет на раздел флотского имущества. Оценки как таковой тогда не было, вот и продавали за любую цену, — рассказывает экономист Александр Киктенко. — Естественно, деньги, которые «падали в карман» за помощь в организации продажи были в несколько раз больше самого контракта. И то, что ни контрразведка, ни военная прокуратура не остановила эту «сделку века», лишний раз доказывает, что эти контракты были санкционированы на самом верху.

— Продавали не металл, а технологии. Многие технологические решения, воплощённые на «Минске», до сих пор интересны зарубежным странам, — считает Александр Мальцев, журналист, проводивший в 1994 году расследование по продаже кораблей Тихоокеанского флота. — Ведь что продавали? По словам очевидцев, секретная часть корабля была завалена совсекретными приборами чуть ли не до потолка. 

В газете «Владивосток» проводили собственное расследование продажи авианосцев. Фото: АиФ / Архив газеты «Владивосток»

Инженеры-контролеры так незадолго до продажи и доложили в военную прокуратуру, в военно-морскую контрразведку и в таможенное управление: «…не обнаружено следов работы по организованному демонтажу приборов, аппаратуры, узлов и деталей…». Оставшегося секретного оборудования на авианосцах было в избытке: это и РЛС обнаружения целей «Фрегат», и две станции управления стрельбой, и автоматизированная система ПВО, и система ближней навигации и посадки самолетов, не говоря уж о таких «мелочах», как антенные устройства, так же имеющие гриф «секретно».

Палуба была покрыта плитами, состава которых никто за рубежом не знал. Они были сделаны из сложных полимеров, которые долгие годы разрабатывали советские ученые.

 — Настоящая цена авианосца  исчисляется миллиардами (!) долларов. К примеру, когда в Северодвинске переделывали наш тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» под индийский лёгкий авианосец «Викрамадитья», индусам только переоснащение обошлось в $5 миллиардов, — говорит Мальцев.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск» был продан вместе с «Минском». Фото: Из архива музея морского флота ТОФ.

 Процесс продажи

— Продажей занималась компания «Компас-1», учредителями которой являлись компания «Компас» и южнокорейская фирма Young Distribution Corp. Генеральным директором «Компаса» являлся бывший начальник тыла Тихоокеанского флота, а затем и Военно-Морского флота СССР, вице-адмирал Игорь Махонин

Подозрения в том, что сделка по продаже авианосцев была не совсем чистой, усилились, после того, как не были выполнены условия контракта. Согласно одному из пунктов этого документа (кстати, найти контракт в 1994 году оказалось непростым делом, — прим. ред): «В случае, если Покупатель не предоставит Продавцу в течение года сертификат о разделке судна или в случае установления использования судна для иных целей, кроме как на слом, Покупатель выплатит штраф в 10-кратном размере стоимости контракта». Напомним, прошло уже двадцать лет, разделочные сертификаты так и не представлены, следовательно, как минимум 45 миллионов долларов корейская компания должна России. Только никто этих денег так и не потребовал. 

Тяжёлый авианеущий крейсер «Минск» . Фото: Из архива музея морского флота ТОФ

— В начале двухтысячных годов я напомнил тогдашнему министру обороны Игорю Дмитриевичу Сергееву о неустойке, которую должна выплатить Минобороне корейская сторона. Вопрос о проданных авианосцах я ему задал при личной встрече  во Владивостоке. Он попросил написать официальный запрос, однако ответа на него я так и не получил, — сетует Мальцев.

— История, как «Минск» оказался в Китае, сильно запутана. Корабль многократно переходил из рук в руки, пока им не завладела пекинская компания The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd. Со слов ее официального представителя, корабль был приобретён за 5 миллионов долларов. Хотя есть и другая версия: корейцы заключили сделку с китайской фирмой The China Ship Disassembling Company, специализирующейся на разделке судов. «Минск» продали за 20 миллионов юаней (примерно 2 440 000 долларов), потеряв более 2 миллионов долларов, не считая расходов на буксировку и стоянку крейсера в Пусане).

Реконструкция авианосца продолжалась три месяца в доках Гуанчжоу. И переоборудование «Минска» обошлось всего лишь в 28 миллионов долларов. В итоге он превратился в развлекательный центр в китайском Шэньчжэне.

Развлекательный центр

Сейчас комплекс ежедневно посещают 6 000 туристов. Входной билет на культурно-развлекательный комплекс MINSK World стоит 12 долларов, так что свои вложения китайцы давно вернули.

«Минск» в китайском городе Шэньчжэнь. Фото: Из личного архива / Из личного архива Евгения Коновалова

— Экскурсия начинается с демонстрации 18-минутного фильма об истории авианосцев. Зрителям показывают и уникальные кадры из истории «Минска»: и спуск его на воду, и рассказ о несении боевой службы, и как вообще всё тут устроено, — рассказывает известный приморский путешественник Евгений Коновалов. — Далее посетители поднимаются на верхнюю палубу авианосца. Здесь выставлены макеты вооружения крейсера. А также выступают фольклорные танцевальные ансамбли с русскими народными танцами. 

На самолетной палубе «Минска» можно не только сфотографироваться рядом с боевыми самолётами и вертолётами, но и за отдельную плату посидеть в кабине винтокрылой машины или даже на крыле истребителя. 

Спустившись на вторую палубу, можно потрогать макеты крылатых ракет и посетить музей космоса. 

— Поглазев на «Землю в иллюминаторе» и нагуляв аппетит, посетители комплекса попадают во флагманский салон. Здесь в своё время обедали и отдыхали высокопоставленные гости авианосца, включая военное и политическое руководство СССР. Теперь же во флагманском салоне (за отдельную плату) могут перекусить практически все желающие. Но стоит это удовольствие очень дорого, поэтому посетители предпочитают обедать в расположенном в бывшей кают-компании «Минска» ресторане белорусской кухни. Хотя есть и «чифаньки» с традиционной китайской кухней, — подытожил Коновалов

Вся экскурсия занимает более четырех часов. 

Глядя на то, как некогда гордость Тихоокеанского флота теперь превратилась в увеселительное заведение, в первый миг у россиян возникает неприятное чувство. Но, подумав, многие говорят китайцам спасибо. За то, что сохранили и всячески поддерживают интерес к военной истории нашей страны. Оставить «Минск» в составе флота в то время было затруднительно, а в наши дни участь его, скорее всего, была бы печальной.

Смотрите также:

www.vl.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *