Содержание

Гремящий (1937) — история создания и службы легендарного эсминца

Служба

Исторические данные

23 июля 1936 года Заложен
12 августа 1937 года Спущен на воду
28 августа 1939 года Введен в строй
03 апреля 1956 года Выведен из боевого состава
01 марта 1958 года Сдан на слом

Общие данные

1612 / 2215 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
112,5 / 10,2 / 3,9 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 паровые турбины ГТЗА-24 / 54 800 Главная ЭУ
(тип/мощность)
39,4 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
770 / 1670 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
250 тонн т. Запас топлива

1

2 паровые турбины ГТЗА-24 / 48 000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
37 / 19 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
670 / 1670 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
250 тонн т. Запас топлива

Экипаж

197-246 чел. Общая численность
15 чел. Офицеры
44-52 чел. Мичманы
138-179 чел. Матросы

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Универсальная артиллерия

Минно-торпедное вооружение

Однотипные корабли

Гордый(1937), Грозный (1936),
Громкий (1936), Разумный (1939)
Стремительный (1937), Сокрушительный (1937),
Грозящий (1937), Стерегущий (1938),
Сметливый (1937), Бодрый (1936),
Быстрый (1936), Бойкий (1936),
Беспощадный (1936), Безупречный (1937),
Бдительный (1937), Резвый (1937),
Расторопный (1938), Разящий (1938),
Рьяный (1937), Резкий (1940),
Ретивый (1939), Решительный (1937),
Ревностный (1941), Разъярённый (1941),
Рекордный (1939), Редкий (1941).

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933—1938 гг.» от 11 июля 1933 года предусматривало строительство 50 эсминцев.
Техническое задание со следующими параметрами утвердили в 1934 году: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов, вооружение — четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.

Постройка

На строительство кораблей нового проекта 7, к которому относился и «Гремящий», мобилизовались практически все заводы судостроительной промышленности СССР.
«Гремящий» был заложен на Ленинградском судостроительном заводе №190, под строительным номером С-515 23 июня 1936 года. Строительство корпуса велось чуть более года, и уже 12 августа 1937 года эсминец был спущен на воду. После спуска на воду еще 2 года велась достройка и испытания. 28 августа 1938 года «Гремящий» был принят в состав флота.

Модернизации и переоборудования

К 1943 году вспомогательное и зенитное вооружение «Гремящего» было усилено: взамен демонтированных 45-мм полуавтоматов было установлено 4 37-мм полуавтомата 70-К и 2 12,7-мм спаренных пулемета Kolt-Browning.
Запас торпед был сокращен до 6 в торпедных аппаратах, торпеды со стеллажей были убраны.
Было установлено 2 бомбомета БМБ-1. Также на «Гремящий» установили РЛС английского производства типа «286М».

История службы

  • Ноябрь 1938 года: после завершения всех испытаний, бывший командир подводных лодок капитан-лейтенант Гурин А.И. был назначен командиром эсминца «Гремящий».
  • Сентябрь 1939 года: «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» совершает переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и 8 ноября 1939 года, сразу после прибытия, включается в состав Северного флота.
  • Ноябрь 1940 года – май 1941 года: «Гремящий» находится на гарантийном ремонте в Полярном.
  • 22 июня 1941 года: сразу после объявления готовности №1 эсминец переходит из Полярного в Ваенгу.
  • 23 июня 1941 года: находясь в Ваенге, «Гремящий» впервые открывает огонь в боевой обстановке по немецким самолётам.
  • 24 июня 1941 года: «Гремящий» выходит в первый боевой поход с задачей эскортировать транспорты «Моссовет» и «Циолковский» с войсками из Мурманска в Титовку.
  • 14-15 июля 1941 года: ведя огонь по самолетам противника, зенитчики «Гремящего» сбивают немецкий бомбардировщик, еще один повреждают прямым попаданием. Таким образом, «Гремящий» записал на свой счет первую документально подтвержденную победу.
  • 14 июня 1941 года – 15 августа 1941 года: «Гремящий» базируется в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время было отражено более 20 воздушных атак.
  • 15-18 августа 1941 года: эсминец совершает переход в Мурманск.
  • 22 августа 1941 года: во время стоянки в Мурманске корабль попадает под воздушный налет и получает повреждения: 8 250-кг бомб взорвались в 10-15 м от борта. «Гремящий» незамедлительно поставлен в срочный ремонт.
  • 27 августа 1941 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» получают приказ оказать помощь торпедированной плавбазе ВВС Северного флота «Мария Ульянова» и сопроводить ее в Териберк. Во время эскортирования корабли в течении 4-х часов отражают налеты вражеской авиации, «Гремящий» прямым попаданием сбивает немецкий Ju-88. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получает множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымаппаратура. Плавбазе удалось добраться до Териберка без серьёзных повреждений.
  • Сентябрь 1941 года: «Гремящий» занимается постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце сентября четыре раза выходит для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье Мотовского залива. Всего было поставлено 194 мины и выпущено свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов.
  • 24-25 ноября 1941 года: «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер HMS Kenya и 2 эсминца). участвует в обстреле норвежского порта Варде. За 6 минут корабль, следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов.
  • 21 февраля 1942 года: эсминец в течение 3 часов обстреливает вражеские наземные позиции из губы Ара (Мотовский залив), израсходовав 121 снаряд главного калибра.
  • Март 1942 года: «Гремящий» начинает сопровождать «полярные» конвои.
  • 22 марта 1942 года: во время сопровождения конвоя QP-9 «Гремящий» попадает в 8-балльный шторм, получает повреждения корпуса и теряет конвой. Командир корабля Гурин А.И. принимает решение вернуться на базу.
  • 24 марта 1942 года: корабль возвращается в Мурманск.
  • 29 марта 1942 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Сокрушительный» и английским HMS Oribi вновь выходит в море для встречи очередного конвоя PQ-13. К вечеру 29 марта эсминцы оказались в сплошном поле льда.
  • 30 марта 1942 года: ветер усиливается до 7-8 баллов. В 19-16 сигнальщик с «Гремящего» замечает рубку подводной лодки. «Гремящий» на скорости 20 узлов выходит на боевой курс и сбрасывает 9 больших и 8 малых глубинных бомб на месте погружения подводной лодки. Бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны было установлено, что «Гремящий» потопил U-585.
  • 10-13 апреля 1942 года: вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями «Гремящий» эскортирует конвой QP-10. 11 апреля в 14-15 транспорты были атакованы немецкой авиацией. «Гремящий» добивается прямого попадания в Ju-88 и сбивает его. В 15-45, во время второго налета, «Гремящий» записывает на счет еще один Ju-88.
  • 16-17 апреля 1942 года: во время обратного перехода в Мурманск, «Гремящий» дважды атакует немецкие подводные лодки, сбросив 7 глубинных бомб, однако, безрезультатно.
  • 30 апреля 1942 года: «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вступает в охранение торпедированного немецкой подлодкой английского крейсера HMS Edinburgh. Нехватка топлива заставляет советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. На следующий день, когда «Гремящий» и «Сокрушительный» вновь выходят в море, выясняется, что HMS Edinburgh был повторно торпедирован и затоплен командой.
  • 4 мая 1942 года: Эсминец выходит в море для встречи конвоя PQ-15. На пути к конвою «Гремящий» атакует немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб. С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но после войны факт гибели лодки не подтвердился.
  • 7 мая 1942 года: «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны (Мотовский залив). Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 130-мм снарядов.

«Гремящий» ставит дымовую завесу. 1942 год.

  • 9 мая – 27 июня 1942 года: «Гремящий» находится в текущем ремонте около плавмастерской №104. Также была произведена модернизация по замене 45-мм полуавтоматов четырьмя 37-мм. Не смотря на ремонт, эсминцу приходилось практически ежедневно отражать налеты вражеской авиации. За это время «Гремящий» сбил 3 Ju-88 и столько же повредил.
  • 9-10 июля 1942 года: «Гремящий» совместно с «Сокрушительным» и «Грозным» осуществляет поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, следующих в Белое море. По пути эсминцы попадают в плавучий лед, волнение достигает 4-х баллов. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, эсминцы подвергаются атаке четырех бомбардировщиков Ju-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта «Гремящего». От сотрясения вышли из строя гирокомпас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу.
  • 10 июля – 25 августа 1942 года: «Гремящий» приходит в Ваенгу, где, стоя на якоре и маневрируя на рейде, отражает почти ежедневные налеты авиации.

Матрос наблюдает за воздушной обстановкой в походе. На заднем плане — «Гремящий». 1942 год.

  • 25-28 августа 1942 года: «Гремящий» конвоирует до Новой Земли транспорт «Диксон».
  • 29 августа – 15 сентября 1942 года: эсминец стоит в Мурманске, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики «Гремящего» сбивают 3 Ju-88.
  • 18 сентября 1942 года: во время эскортирования конвоя PQ-18 в 10-35 в районе мыса Канин Нос корабельные наблюдатели с «Гремящего» своевременно замечают 18 немецких торпедоносцев, летящих на малой высоте по направлению к конвою. Корабли эскорта открыли сильный зенитный огонь, в том числа и из главного калибра. В результате примерно из 60 немецких самолетов (39 He-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 огнем с «Гремящего». При этом конвой потерял лишь один транспорт, в который попала торпеда с He-111. Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм снаряда, 145 76-мм снарядов, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов. Не пострадав во время боя, эсминец на следующий день попадает в 8-балльный шторм и получает ряд повреждений. 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибывает в Архангельск.
  • 21 сентября 1942 года: «Гремящий» совершает переход в Полярный.

Эсминец «Гремящий». Сентябрь 1942 года.

  • 14 октября 1942 года: под флагом командующего флотом адмирала А.Г. Головко «Гремящий» встречает в море прибывших с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный».
  • 30 октября 1942 года: «Гремящий» попадает в 7-8 -балльный шторм. Крен корабля при качке достигал 52°. Вскоре в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
  • Ноябрь 1942 года – январь 1943 года: «Гремящий» находится в Ваенге.
  • 16 января – 29 апреля 1943 года: «Гремящий» переходит в Мурманск и встает на ремонт. За время ремонта эсминец неоднократно принимает участие в отражении воздушных атак. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Me-109, а неделю спустя еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
  • 1 марта 1943 года: эсминцу «Гремящий» было присвоено гвардейское звание.
  • Май-июнь 1943 года: «Гремящий» участвует в семи боевых походах по сопровождению конвоев. 19 июня эсминец срывает атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов.
  • Июнь 1943 года – октябрь 1944 года: «Гремящий» сопровождает конвои, не участвуя в бою.
  • 9 октября 1944 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
  • 25-26 октября 1944 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А. Фокина) участвует в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».
  • 19 января 1945 года: как сильно износившийся, эсминец «Гремящий» встал на пятилетний ремонт в Мурманске.
  • 3 апреля 1956 года: «Гремящий» исключен из состава флота.
  • 27 декабря 1956 года: «Гремящий» переклассифицирован в опытовое судно ОС-5.
  • 21 сентября 1955 года и 7 сентября 1957 года: эсминец принимал участие в ядерных испытаниях в Заполярье.
  • 1 марта 1958 года: исключен из списков флота и передан для разделки на металл.

Общий боевой итог

  • 1418 суток боевой службы
  • 90 выполненных боевых заданий
  • пройдено 59 850 миль
  • выпущено 2497 130-мм снарядов
  • выпущено 1115 76-мм снарядов
  • выпущено 3633 37-мм снарядов
  • сброшена 61 глубинная бомба
  • эскортировано 63 конвоя
  • отражено 112 воздушных атак
  • сбито 14 самолетов
  • повреждено 20 самолетов
  • потоплена 1 подводная лодка

Командиры

Вручение гвардейского флага экипажу эсминца «Гремящий». 16 мая 1943 года.

  • Ноябрь 1938 года — 16 декабря 1942 года: капитан-лейтенант, капитан 3 ранга Гурин А.И.
  • 16 декабря 1942 года — 26 июня 1944 года: капитан-лейтенант, капитан 3 ранга Николаев Б.Д.
  • 26 июня — 16 июля 1944 года: капитан-лейтенант Гаврилов Б.В.
  • 16 июля 1944 года — 14 января 1945 года: капитан 3 ранга, капитан 2 ранга Кашеваров Е.Т.
  • 14 января — 9 мая 1945 года: капитан-лейтенант Гаврилов Б.В.

Награды

1 марта 1943 года эскадренному миноносцу «Гремящий» приказом Народного комиссариата обороны СССР было присвоено звание «гвардейский». Корабль получил право на гвардейскую ленту на военно-морском флаге. Гвардейский флаг был вручен экипажу 16 мая 1943 года.

Этот корабль в искусстве

Корабль представлен в игре World of Warships.

См. также

Источники информации

Литература

  • Балакин С. Легендарные «Семерки». — Москва: 2007.
  • Николаев Б. Д., Петрухин П. А. Мы с «Гремящего». — Москва: 1961.

Ссылки

Галерея изображений

  • «Гремящий» по состоянию на 1942 год.

  • «Гремящий» ставит дымовую завесу.

  • ЭМ «Гремящий» ставит дымовую завесу при помощи аппаратуры ДА-1. СФ, 1942 год.

  • Наблюдатель на «Гремящем». 1943 года.

  • ЭМ «Гремящий» СФ в боевом походе. На корме несет вахту ПВО расчет 37-мм автомата 70-К.

  • Моряки «Гремящего» рассматривают английскую медаль «За выдающиеся заслуги» артиллериста-электрика главного старшины Павла Васильевича Лапшинова.

  • 250px|thumb|left|«Гремящий» в составе Северного флота.

  • Нанесение камуфляжа на борт «Гремящего».

  • Тренировка расчета 130-мм орудия.

  • Военно-морской флаг с гвардейской лентой эсминца «Гремящий».

  • Почтовая марка с изображением «Гремящего».

Видео

Примечания: S: Единственный корабль в классе; X: Отменен

wiki.wargaming.net

«Гремящий» (эсминец Северного флота) в годы войны

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники – самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой тип корабля с названием эсминец?

Эсминец – вспомогательный боевой корабль

Эсминцем, называемым также эскадренным миноносцем, является многоцелевой боевой быстроходный корабль, который максимально подготовлен к борьбе с подводными лодками, самолетами (в современном варианте и с ракетами) и кораблями противника. В задачу эсминцев также входят охрана и оборона корабельных конвоев, разведывательные рейды, артиллерийская поддержка при высадке десанта и так далее.

«Гремящий» — эсминец гвардейский эскадренный до ВОВ

Этот эсминец был заложен на Ленинградском заводе № 190 под номером С-515. Через три года постройка была окончена и Балтийский Краснознаменный флот принял его в свой штат. Спустя несколько месяцев эсминец «Гремящий», которым в то время командовал А. И. Гурин, вместе с миноносцем «Сокрушительный» пересек Беломорско-Балтийский канал и прибыл из Кронштадта в Полярное.

Во время финской войны «Гремящий» много раз исполнял поставленные задачи по дозору и разведке, а также по охране транспортных конвоев.

В ноябре 1940 года судно стало на гарантийное обслуживание и ремонт, который длился до мая 1941 года. Так что миноносец перед началом Великой Отечественной войны был в отличном техническом состоянии.

«Гремящий», эсминец 1937 года, в первые дни войны

В половину второго ночи 22 июня 1941 года Северный флот был поднят по тревоге. «Гремящему» было приказано немедленно перейти в губу Ваенги из Полярного. В этом месте 23 июня эсминец отбивал атаку немецких самолетов, а на следующий день он направился в свой первый военный поход, конвоируя транспортные суда из Мурманска в Титовку, где сбил вражеский бомбардировщик.

До середины августа 1941 года эсминец «Гремящий» Северного флота находился в Ваенге, совершая редкие вылазки в море. Однако за это время он сумел отразить более 20 атак с воздуха.

К 18 августа эсминец перебазировался в Мурманск, где произошло усиление его зенитного оружия: к 45-миллиметровым пушкам добавили несколько 37-миллиметровых орудий.

22 августа германская подводная лодка и звено вражеских бомбардировщиков атаковали плавбазу «Мария Ульянова». На ее защиту были направлены эсминец «Гремящий» вместе с судами «Куйбышев», «Урицкий» и сторожевым кораблем «Гроза». В этом бою экипаж «Гремящего» показал себя как стойкий, мужественный и опытный боевой коллектив. Был сбит один «Юнкерс», а второй был сильно поврежден. Однако и сам эсминец получил незначительный урон: 8 авиационных бомб разорвались всего лишь в 15 метрах от его борта. Но через четверо суток после срочного ремонта следующий конвой в море сопровождал «Гремящий».

Эсминец весь сентябрь занимался установкой минных заграждений и только четыре раза выходил в открытое море для стрельбы по вражеским сухопутным целям. За этот период он установил более 190 мин и выпустил около 300 снарядов.

До конца 1941 года «Гремящий» курсировал между базами в Мурманске, Полярном и Ваенге, постоянно вел обстрелы вражеских позиций. Самая знаменательная операция эсминца в первые месяцы войны – обстрел порта Варде в Норвегии 24 ноября ночью. За 6 минут он выпустил 87 снарядов и благополучно вернулся на базу приписки, не пострадав при ответном огне.

В новом году испытания продолжились

Эсминец «Гремящий» Северного флота 21 февраля 1942 года обстрелял позиции врага в Норвегии 121 снарядом.

К весне 1942 года эсминец участвовал в сопровождении 11 союзных конвоев. Все рейды корабля проходили в сложных климатических условиях. Так, например, 14 марта миноносцу пришлось во льдах Северного моря атаковать немецкую подводную лодку тремя глубинными бомбами. А 22 марта при конвоировании очередного каравана он попал в мощный шторм. Транспортные суда и корабли сопровождения разбросало в разные стороны. Пострадал и «Гремящий» — эсминец от ударов морских волн получил ряд серьезных повреждений. Два дня он добирался до своей базы, чтобы уже 28 марта вместе с миноносцем «Сокрушительный» и английским кораблем «Ориби» выйти в море для встречи очередного каравана транспортных судов, идущих из Великобритании.

На следующий день конвой и сопровождение подверглись атаке неприятельских судов, которая была благополучно отбита. Но впереди ждал еще один сюрприз. 30 марта 1942 года при входе в Кольский залив была обнаружена неприятельская подлодка. «Гремящий» на большой скорости направился к месту дислокации противника и сбросил в воду 17 глубинных бомб. Атака была успешной: через короткое время на поверхности моря появились обломки, масляное пятно и немецкая командирская сумка. Как оказалось потом, была уничтожена германская подводная лодка U-585.

В течение всего апреля эсминец постоянно выходил в море для сопровождения конвоев. При этом был зафиксирован один неприятный случай. В конце месяца «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вышли на охрану британского крейсера «Эдинбург», который был атакован немецкой подлодкой. Ночью 1 мая эсминцы вынуждены были вернуться на базу для дозаправки. На второй день «Гремящий» возвратился к крейсеру, однако было уже поздно: «Эдинбург» был потоплен немецкими кораблями.

С мая по конец июня советский эсминец «Гремящий» проходил ремонтные работы на плавучей базе № 104. Его не только подлатали, но поменяли и дополнили вооружение. В процессе работы почти каждый день приходилось отбиваться от атак вражеских самолетов. Так, 15 июня при очередном авианалете на ремонтную мастерскую зенитный комплекс эсминца сбил три бомбардировщика и стольким же нанес урон.

После ремонта

После окончания ремонта эсминец продолжил конвоировать транспортные суда, постоянно отражая налеты неприятельской авиации.

С конца августа – начала сентября 1942 года «Гремящий» располагался на приколе в Мурманске, где он был вписан в систему ПВО. Пятого сентября зенитчики бортового штата вместе с береговой охраной открыли огонь по неприятельской группе истребителей, летевших бомбить город Мурманск. В течение боя зенитная батарея корабля сбила три самолета, но при этом само судно не получило повреждений, хотя рядом разорвалось более 12 авиабомб.

На протяжении всего сентября многие бои провел «Гремящий»: эсминец защищал караваны советских и союзных кораблей. Но самые большие повреждения корабль получал не от вражеских пуль и снарядов, как это ни странно, а от морской стихии. Он постоянно попадал в штормы, после которых с трудом добирался до ближайшей базы на ремонт. Например, 21 октября эсминец угодил в бурю, из-за которой лишился части своего оборудования и некоторого количества боезапаса. В конце октября он опять попал в 7-бальный шторм со снежным ветром, и тогда корабль заливало сплошным валом воды. Судно начало крениться на 52 градуса, первый и третий ходовые котлы стали выходить из строя. Поэтому миноносец был вынужден потихоньку возвращаться на базу, прерывая тем самым боевое дежурство.

Гвардейское звание

1 марта 1943 года эсминец «Гремящий» вместе со своим экипажем за проявленную отвагу и мужество был удостоен звания гвардейского.

До конца апреля 43-го корабль находился на ремонте, отразив перед этим более десяти авиационных налетов. Был среди них и один странный случай, когда сбили самолет с русскими опознавательными маркерами неизвестного типа.

С мая по июнь гвардейский эсминец сопроводил одиннадцать транспортных караванов, при этом отбив атаку «волчьей стаи» германских подводных лодок.

Осенью 1944 года «Гремящий» в составе флота осуществлял огневую поддержку наступающим армиям Карельского фронта.

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941–1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. Максимальная скорость судна – 32 узла, запас хода при экономичном режиме – более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

fb.ru

Эскадренный миноносец пр. 57-бис «Гремящий» 1958 — 1994 — Разное > Корабли  — ЭтоРетро.ru

Вы здесь: Главная страница > Разное > Корабли > Эскадренный миноносец пр. 57-бис «Гремящий» 1958 — 1994
 

№ Публикации:  60262  
(Автор публикации:
СкилефVIP),
добавлена: 08.11.2013 16:22

Размер: Текущий
900*802 (314.7 KB) |

Оригинал

1400*1249 (454.63 KB)


Большой противолодочный корабль пр. 57-А «Гремящий», декабрь 1979 года

(после 25 августа 1988 года — опытовое судно «ОС-315»)

17 декабря 1957 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 февраля 1958 года заложен на заводе имени А.А.Жданова
(Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 771), спущен 30 апреля 1959 года, вступил в строй 30 июня 1960 года
и 19 декабря 1960 года включен в состав СФ. В период с 1966 года по 29 декабря 1968 года модернизирован,
перестроен в Ленинграде по проекту 57-А и 20 января 1969 года переклассифицирован в БПК.
С 14 по 27 мая 1970 года нанес визиты в Гавану и Сьенфуэгос (Куба), с 10 по 15 сентября 1971 года — в Осло (Норвегия)
и с 21 по 26 сентября 1971 года — в Роттердам (Голландия).
В 1971 году, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
17 июля 1987 года выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ОС,
а 2 октября 1991 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации
и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский
Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7.

Проект 57-бис
Водоизмещение; полное 4192, стандартное 3500 т; длина 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м.
Мощность ПТУ 2×42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 34,5, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3000 миль.
Вооружение: 2х1 ПУ ПКРК СМ-59 (12-16 ракет КСЩ) 4х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2х2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25),
1 вертолет Ка-15. Экипаж 290 человек, в том числе 20 офицеров.
Проект 57-А
Водоизмещение; полное 4500, стандартное 3500 т; длина 140,6 м, ширина 14,84 м, осадка 4,65 м.
Мощность 2×42 500 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК «Волна» (32 ракет), 2х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 4х2 30-мм орудия АК-230, 2х5 ТА-53-1134,
3РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25. Экипаж 297 человек, в том числе 20 офицеров.


ID: 62396 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*720 (232.73 KB)
|
Оригинал

3000*2400 (738.75 KB)

Большой противолодочный корабль пр. 57-А \»Гремящий\», 26 октября 1983 года


ID: 62397 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*628 (262.52 KB)
|
Оригинал

1533*1071 (277.17 KB)

Большой противолодочный корабль пр. 57-А \»Гремящий\», 26 октября 1983 года


ID: 62398 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*594 (250.5 KB)
|
Оригинал

2400*1586 (539.39 KB)

Большые противолодочные корабли \»Гремящий\» и \»Удалой\» в Атлантическом океане, 26 октября 1983 года


ID: 62399 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*594 (211.45 KB)
|
Оригинал

2400*1586 (423.7 KB)

Большые противолодочные корабли \»Гремящий\» и \»Удалой\» в Атлантическом океане, 26 октября 1983 года


ID: 62400 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*439 (159.72 KB)
|
Оригинал

2000*976 (179.79 KB)

Большой противолодочный корабль пр. 57-А \»Гремящий\», март 1982 года


ID: 62401 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*653 (162.48 KB)
|
Оригинал

1600*1162 (203.97 KB)

Большой противолодочный корабль пр. 57-А \»Гремящий\», начало 1980-х годов


ID: 62402 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*584 (215.62 KB)
|
Оригинал

1194*775 (268.07 KB)

Опытовое судно \»ОС-315\» перед уходом на Новую Землю для испытаний ядерного оружия, Североморск, 1989 год


ID: 62403 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*570 (191.74 KB)
|
Оригинал

1866*1183 (395.55 KB)

Большой противолодочный корабль пр. 57-А \»Гремящий\» на Неве


ID: 62404 
(Пользователь 

Скилеф
),
добавлена: 2013-11-08 17:22:47


Размер: Текущий
900*569 (208.43 KB)
|
Оригинал

1866*1181 (446.04 KB)

Большой противолодочный корабль пр. 57-А \»Гремящий\» на Неве


Добавить фото в этот пост

  

Проголосуйте

за публикацию, если понравилась!

0 голосов 4034 просмотров

Поделиться ссылкой:
   

Реклама:

О проекте

EtoRetro.ru — фотографии старых городов.
Старых, любимых… таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения…
Подробнее о проекте >>

Также полезно:
Вопросы и ответы >>

Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук — нажмите «нравится»:

Если понравился проект в целом — нажмите:

Владельцам тематических сайтов!

Мы всегда рады сотрудничеству с близкими по тематике и дружественными сайтами.
   а) Хотите получить обратную ссылку на Ваш проект из данного раздела? Разместите не менее 30 старых фотографий из Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >>
   б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас — просто напишите нам об этом на [email protected] — и мы скорее всего разместим ссылку на Вас. Подробнее >>

Остались старые фото?

Пусть их увидят другие!
Зарегистрируйтесь на проекте
и публикуйте свои фотографии!

->

Ещё не с нами?

Нас уже 14062 участников!
Нами опубликовано 338510 старых фото.
Присоединяйтесь и Вы к команде ЭтоРетро!

 

www.etoretro.ru

Гремящий — Global wiki. Wargaming.net

Гремящий

12345678910

Гремящий

12345678910

V

Акция

Гремящий — советский акционный премиумный эсминец V уровня. Удачный в целом корабль, сочетавший высокую скорость, неплохое торпедное и очень сильное артиллерийское вооружение. Орудия главного калибра эсминца по мощности и дальности стрельбы превосходили большинство зарубежных аналогов. Существенным недостатком проекта была слабая ПВО.

cbffbe29de6a4d8a9800bbd376dd1212

Модули

Возможные модернизации

Боевая эффективность

Достоинства:

  • отличная боеспособность;
  • хорошая скорострельность орудий ГК;
  • прекрасная баллистика орудий ГК;
  • лучшая дальность стрельбы среди одноклассников;
  • отличная разрушительная мощь ОФ и ББ снарядов;
  • торпеды с хорошей дальностью и разрушительной мощью;
  • хорошая маневренность..

Недостатки:

  • худшая скорость поворота орудий ГК;
  • худшая скорость торпед среди одноклассников;
  • худшая маневренность среди одноклассников.

Выбор оптимальной конфигурации

Эсминец Гремящий является достаточно универсальным кораблем, которому доступна тактика как артиллерийского эсминца так и торпедного «ниндзя». Хотя более оправдана артиллерийская тактика, ввиду хорошей дальности стрельбы главным калибром и малой скорости торпед.

Примеры изучения навыков:

0

Рекомендуемые навыки
ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

1

Рекомендуемые навыки
ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

2

Рекомендуемые навыки
ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

0

Универсальный набор

1

Контрэсминец

2

Универсальный набор

Пример установки универсальных модернизации:

  • «Основное вооружение Мод. 1» для укрепления орудий ГК;
  • «Орудия главного калибра Мод. 2» для увеличения скорости поворота орудий ГК;
  • «Рулевые машины Мод. 1» для увеличения живучести рулевых машин.

Выбор оптимального снаряжения:

Рекомендуется устанавливать улучшенное снаряжение, которое быстрее перезаряжается и может быть использовано на один раз больше, но доступно лишь за 15 дублонов или 22500 кредитов.

При изучении навыка командира «Суперинтендант» увеличивается запас всего снаряжения на 1 шт.

Выбор камуфляжа: (кликабельно)

0

Тип 9 — Гремящий

Бонусы:

  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -3% к заметности с кораблей;
  • +50% к опыту, заработанному за бой;
  • -10% к стоимости обслуживания после боя.

Стоимость: Бесплатно.

Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.

1

Стандартный камуфляж — Тип 1

Бонусы: пятнистая окраска, которая снижает заметность корабля на 3%.
Стоимость: 7500 .

Примечание: камуфляж приобретается на один бой.

2

Стандартный камуфляж — Тип 2

Бонусы: полосатая волнистая окраска, которая увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%.
Стоимость: 7500 .

Примечание: камуфляж приобретается на один бой.

3

Стандартный камуфляж — Тип 5

wiki.wargaming.net

Гремящий (эсминец, 1987) — WiKi

Заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 23 ноября 1984 года (строительный № 870), спущен 30 мая 1987 года. Крёстная мать корабля — Ирина Лопатина[1]. Экипаж сформирован в период с 30 апреля по 14 мая 1988 года. Проходил государственные испытания с 28 октября 1988 года, принят флотом 30 декабря 1988 года, 14 января 1989 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг. 7 августа 1989 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота. На период строительства был включён в состав 13 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей с базированием на военно-морскую базу Лиепая. Корабль являлся гвардейским (приказ Министерства обороны от 18 августа 1988 года)[2].

Служба в 1989—1991 годах

С 1 по 6 мая 1989 года корабль выполнял показные мероприятия для делегации Бундесмарине во главе с адмиралом Веллерсхофом. С 19 мая по 1 июня 1989 года эсминец участвовал в учениях стран ОВД, находился в резерве, в ходе учений поразил 1 ракету-мишень. Спустя 1,5 месяца на тактических учениях обе мишени не были поражены[2].

17 июля 1989 года «Гремящий» посетил главнокомандующий ВМС Финляндии контр-адмирал Тикка Юхауг. В период с 20 по 25 июля 1989 года эсминец осуществил межфлотский переход из Балтийска в Североморск, перейдя в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры[2].

7 августа 1989 года корабль был включён в состав кораблей постоянной готовности первой линии, 23 августа корабль посетил с проверкой начальник штаба Инспекции Министерства обороны генерал-полковник Сычинский. По результатам года эсминец «Гремящий» получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу. 24 января 1990 года вышел на боевую службу в Средиземное море с эсминцем «Окрылённый», 5 марта совершал совместные манёвры и отрабатывал связь с итальянским фрегатом «Минерва». 26 апреля выполнил заход в Тартус (Сирия). В период с 25 июня по 1 июля нанёс визит в Гавану (Куба)[2], участвовал в совместных с ВМС Кубы военно-морских учениях. 3 июля «Гремящий» взял пробы воды и произвёл осмотр района в районе гибели ПЛ К-219. 21 июля корабль прибыл в Североморск, пройдя за время боевой службы 24 000 морских миль за 176 ходовых суток. По результатам года эскадренный миноносец получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу[1].

С 26 по 31 августа 1991 года «Гремящий» в качестве флагманского корабля участвовал в акции «Дервиш», посвящённой памяти 50-летия первого северного конвоя. 23 сентября в составе КУГ выполнил призовую артиллерийскую стрельбу и учебную минную постановку на оценку «отлично»; 17 октября аналогично выполнил ракетную стрельбу ПКР «Москит». Совместно с эсминцем «Расторопный»[1].

Служба после 1991 года

25 марта 1992 года в течение 4,5 часов вытеснял из территориальных вод России американскую подводную лодку. В феврале 1993 года принимал участие в учениях под флагом адмирала И. В. Касатонова, с 6 по 11 апреля находился в море на зачётном учении по ПВО в составе КУГ (флагман — адмирал О. А. Ерофеев), выполнил на «отлично» совместные упражнения с эсминцами «Окрылённый» и «Безудержный». 15 апреля при прохождении инспекторской проверки эсминец выполнил стрельбу ЗАК АК-630 и РЭП (оценена на «отлично»), кораблю дана общая оценка «хорошо»[1].

16 мая 1993 года корабль опять вышел в море, под флагом вице-адмирала Ю. Г. Устименко посетил в период с 25 мая по 1 июня с официальным визитом Ливерпуль для празднования 50-летия Битвы за Атлантику. В Ливерпуле «Гремящий» посетили 46 000 англичан, в их числе первый лорд Адмиралтейства адмирал А. Уинфрид. По итогам года эсминец завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В 1994 году был признан лучшим кораблём ВМФ России по артподготовке[1].

С 23 апреля по 27 октября 1994 года проходил текущий ремонт на судоремонтном заводе № 35 в Росте (заменены трубки котлов). 12 января 1995 года «Гремящий» был помещён в ПД-50 на судоремонтном заводе № 82 в Росляково для выполнения доковых работ. Докование было завершено 11 марта этого же года. С марта 1995 по январь 1996 года корабль выполнял задачи боевой подготовки; был награждён Дипломом Президента России за участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. В сентябре 1996 года из-за неудовлетворительного состояния трёх из четырёх котлов (1-го, 2-го и 4-го) эсминцу был запрещён выход в море. Из состава сил постоянной боевой готовности «Гремящий» был выведен 28 марта 1997 года с переведением в резерв второй категории. Сроки ремонта корабля истекли в декабре 1997 года. 16 февраля 1998 года переведён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. 15 июня на «Гремящем» был сокращён штат[1]. Списан в 2007 году.

В апреле 2016 года объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ[3].

ru-wiki.org

Гремящий (большой ракетный корабль) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гремящий.

«Гремящий» — эскадренный миноносец проекта 57, построенный для Советского Военно-Морского Флота в конце 1950-х годах. Впоследствии был переклассифицирован в большой ракетный корабль (1966), в 1966—1968 годах модернизирован по проекту 57-А (коды НАТО — «Kanin»), а затем переклассифицирован с переводом из подкласса больших ракетных кораблей в подкласс больших противолодочных кораблей.

История

17 декабря 1958 года ЭМ «Гремящий» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, и 25 февраля 1958 года, под заводским номером 771, заложен на ленинградском заводе им. Жданова по проекту 57. Там же был достроен по проекту 57-Б (57-бис)[1], и 30 апреля 1959 года спущен на воду.

30 июня 1960 года «Гремящий» вступил в строй, и 19 декабря этого же года включён в состав Северного флота.

В период с 1966 года по 29 января 1968 года на ССЗ им. Жданова ЭМ «Гремящий» был модернизирован по проекту 57-А, в результате чего, 20 января 1969 года был переклассифицирован в Большой противолодочный корабль (БПК).

В мае (с 14 по 27) 1970 года БПК «Гремящий» осуществил визит на Кубу, в 1971 году — визиты в Норвегию, Голландию. В том же году, находясь в зоне военных действия, выполнял боевые задачи по оказанию помощи вооружённым силам Египта.

7 июля 1987 года БПК «Гремящий» был выведен из боевого состава, разоружён и переклассифицирован в опытовое судно (ОС). С 25 августа 1988 года «Гремящий» был переименован в ОС-315[2].

2 октября 1991 года бывший «Гремящий» был исключён из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1994 году он был продан частной индийской фирме для разделки на металл[3].

Интересные факты

  • с 15 июня 1981 года по 06 марта 1982 года большой противолодочный корабль «Гремящий» нёс боевую службу в районе Западной Африки, Северной и Центральной Атлантики с заходами в порт Конакри (Гвинея), порт Бисау (Гвинея-Бисау), порт Луанда, порт Моссамедиш (Ангола), порт Ломе (Республика Того), порт Аккра (Республика Гана)

В период несения боевой службы в районе западной Африки со 2-го августа по 30 августа 1981 года гвардейский бпк «Гремящий»совместно с скр «Ревностный» участвовал в боевых действиях по обороне главного южного порта Анголы Мосамедиш от ударов авиации ЮАР, тем самым была успешно выполнена задача Советского правительства.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Гремящий (большой противолодочный корабль) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гремящий.

«Гремящий» — эскадренный миноносец проекта 57, построенный для Советского Военно-Морского Флота в конце 1950-х годах. Впоследствии был переклассифицирован в большой ракетный корабль (1966), в 1966—1968 годах модернизирован по проекту 57-А (коды НАТО — «Kanin»), а затем переклассифицирован с переводом из подкласса больших ракетных кораблей в подкласс больших противолодочных кораблей.

История

17 декабря 1958 года ЭМ «Гремящий» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, и 25 февраля 1958 года, под заводским номером 771, заложен на ленинградском заводе им. Жданова по проекту 57. Там же был достроен по проекту 57-Б (57-бис)[1], и 30 апреля 1959 года спущен на воду.

30 июня 1960 года «Гремящий» вступил в строй, и 19 декабря этого же года включён в состав Северного флота.

В период с 1966 года по 29 января 1968 года на ССЗ им. Жданова ЭМ «Гремящий» был модернизирован по проекту 57-А, в результате чего, 20 января 1969 года был переклассифицирован в Большой противолодочный корабль (БПК).

В мае (с 14 по 27) 1970 года БПК «Гремящий» осуществил визит на Кубу, в 1971 году — визиты в Норвегию, Голландию. В том же году, находясь в зоне военных действия, выполнял боевые задачи по оказанию помощи вооружённым силам Египта.

7 июля 1987 года БПК «Гремящий» был выведен из боевого состава, разоружён и переклассифицирован в опытовое судно (ОС). С 25 августа 1988 года «Гремящий» был переименован в ОС-315[2].

2 октября 1991 года бывший «Гремящий» был исключён из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1994 году он был продан частной индийской фирме для разделки на металл[3].

Интересные факты

  • с 15 июня 1981 года по 06 марта 1982 года большой противолодочный корабль «Гремящий» нёс боевую службу в районе Западной Африки, Северной и Центральной Атлантики с заходами в порт Конакри (Гвинея), порт Бисау (Гвинея-Бисау), порт Луанда, порт Моссамедиш (Ангола), порт Ломе (Республика Того), порт Аккра (Республика Гана)

В период несения боевой службы в районе западной Африки со 2-го августа по 30 августа 1981 года гвардейский бпк «Гремящий»совместно с скр «Ревностный» участвовал в боевых действиях по обороне главного южного порта Анголы Мосамедиш от ударов авиации ЮАР, тем самым была успешно выполнена задача Советского правительства.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о