Содержание

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге — Циклопедия

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге — очередное нападение Китая на СССР[1].

Когда 31 мая 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Китаем, построенная русскими ещё при царе Китайская Восточная железная дорога (КВЖД) признавалась совместным советско-китайским коммерческим предприятием.

Китайцы решили захватить дорогу.

Находящаяся под командованием Чжан Сюэляна Мукденская армия насчитывала 300 тысяч человек, кроме того, в приграничном районе находились до 70 тысяч белогвардейцев и 11 кораблей Сунгарийской речной флотилии. Главные силы были сосредоточены следующим образом: на Забайкальском направлении (в районе станция Маньчжурия — Хайлар — Цицикар) — 54 тысяч человек, 107 пулемётов, 70 орудий, 100 бомбомётов, 2 бронепоезда, 3 самолёта; на Благовещенском направлении — до 5 тыся человек; на Сунгарийском направлении — свыше 5,5 тыся человек, 26 пулемётов, 20 орудий и 16 бомбомётов; на Приморском направлении — 63 тысяч человек, 200 пулемётов, 120 орудий и 110 бомбомётов.

Войска РККА на театре войны насчитывали лишь 16 481 человек и 9 танков.

В декабре 1928 года китайцы захватили дорогу.

20 июля 1929 года китайское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с Советским Союзом.

6 августа 1929 года была создана Особая Краснознамённая Дальневосточная армия.

12 октября началась Сунгарийская наступательная операция. Под Лахасусу огнём артиллерии Дальневосточной военной флотилии (командующий — Я. И. Озолин) были подавлены китайские береговые батареи, а советская авиация нанесла удар по кораблям Сунгарийской речной флотилии. В результате авианалёта, 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные отступили вверх по течению. После этого с кораблей Дальневосточной военной флотилии был высажен десант. При поддержке артиллерии, красноармейцы 2-й стрелковой дивизии овладели городом, а затем вернулись на территорию СССР.

Китайские солдаты, добравшись до Фугдина, принялись за грабежи магазинов и убийства гражданских лиц. В то же время РККА захватила крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия.

С 30 октября по 3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари была проведена Фугдинская операция.

30 октября 1929 года в устье реки Сунгари вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили находившиеся здесь корабли китайской Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й стрелковой дивизии заняли Фуцзинь (Фугдин), который удерживали до 2 ноября 1929 года, а затем вернулись в СССР.

Наступление Красной Армии было направлено на два укрепленных региона с центрами в Маньчжоули и Чжалайноре. В этих районах китайцы прорыли км противотанковых рвов и построили укрепления.

В ночь на 17 ноября началось наступление в ходе Мишаньфусской операции. Мороз стоял около −20 °C. Для обеспечения внезапности, были предприняты все меры к должной маскировке. Оперативная группа под командованием Д. С. Фролова перешла государственную границу, преодолела вал Чингисхана и, пройдя незамеченной свыше 30 километров, захватила рудник Беляно в 8 км южнее города Маньчжурия, а затем перекрыла дороги и заняла господствующие высоты южнее и западнее города; одновременно с севера к городу подошла группа Стрельцова. Кольцо окружения замкнули подошедший с востока 106-й стрелковый полк и Бурятский кавалерийский дивизион. Вслед за этим шесть советских самолётов нанесли удар по военным объектам в городе (были разбиты казармы и выведена из строя радиостанция), а три самолёта сбросили бомбы на крепость Любенсянь, вызвав здесь пожары. Воспользовавшись замешательством противника, одна из стрелковых рот группы Стрельцова под прикрытием огня артиллерии и пулемётов ворвалась в китайские окопы на северной окраине города. Так как советская кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, китайцы не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления.

В ночь с 17 на 18 ноября китайские части предприняли попытку прорыва из города на юг, в результате Бурятский кавалерийский дивизион оставил высоту 444.88 и отступил к разъезду Абагайтуй. С целью исправить положение, командир 21-й стрелковой дивизии П.И. Ашахманов на 4 грузовиках спешно перебросил в район Беляно прибывшие из Читы подкрепления: одну роту 61-го Осинского стрелкового полка и команду пеших разведчиков, которые контратаковали и отбросили китайцев.

18 ноября, перейдя замерзшую реку Аргунь, наступление на Чжалайнор начала 5-я Кубанская кавалерийская бригада (командир — К.К. Рокоссовский), которая совместно с подразделениями 36-й Забайкальской стрелковой дивизии предотвратила вторую попытку прорыва гарнизона из окружения.

Бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий при поддержке танков МС-1 сумели сломить сопротивление китайцев прежде, чем замеченные с воздуха подкрепления успели подойти. Чжалайнор был захвачен, несмотря на инженерные укрепления и ожесточённое сопротивление китайской армии.

Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество.

19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.

Утром 20 ноября войска С.С. Вострецова окружили и захватили Маньчжоули.

В боях за Чжалайнор и Маньчжоули РККА потеряла 123 военнослужащих убитыми и 605 ранеными. Китайские войска понесли значительные потери — около 1500 убитыми и свыше 8000 пленными, были разгромлены 15-я и 17-я смешанные бригады, трофеями Красной армии стали артиллерийские орудия, два бронепоезда, большое количество военного имущества, вместе со штабом в плен сдались командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян и около 250 офицеров Мукденской армии.

22 декабря 1929 года был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

  1. ↑ КОНФЛИКТ 1929 г. НА КВЖД И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ — НГУ

cyclowiki.org

Красная Армия. Советско-Китайский конфликт на КВЖД 1929 года |

Конфликт на КВЖД – результат напряжённой обстановки, сложившийся вокруг этой стратегической магистрали. Это был не единственный локальный военный конфликт. В это время происходило становление Советского государства. СССР фактически находился в кольце враждебных стран, что приводило к периодической напряжённости на границах молодого государства.

СССР в период 20-х – 30-х годов

В конце 20-х годов экономика СССР начала восстанавливаться после тотальной разрухи, вызванной ужасной Гражданской войной, в ходе которой население бывшей Российской Империи с неслыханной яростью уничтожало собственную страну. Индустриализация,  объявленная  Советским правительством, позволила не только восстановить прежний промышленный потенциал, но и значительно превысить уровень промышленности, который существовал до революции.

По мере восстановления промышленных предприятий, руководство СССР получило возможность увеличить финансирование Армии и Флота, а так же начать модернизацию вооружённых сил. Был взят курс на механизацию и моторизацию Красной Армии. Впервые в мире были созданы механизированные корпуса – соединения, предназначенные для массированного применения новейшей техники – танков и бронемашин.

Испытывались и вводились в эксплуатацию новые образцы военной техники. Была проведена структурная реорганизация, взят курс на постепенную отмену территориально-милицейской системы и на переход к кадровой армии.

Конфликт на КВЖД. Предпосылки

КВЖД (Китайско-Восточная  Железная Дорога) – стратегическая железнодорожная магистраль, проходящая через Манчжурию, являющуюся кратчайшим путём из Сибири к берегам Тихого океана (Жёлтое море). Она была построена в 1898-1903 году. До 1917 года являлась собственностью Российской империи, с 1924 года в совместном использовании СССР и Китая. Дорога в основном обслуживалась советским персоналом, численность которого составляла около 25 тысяч человек.

К концу 20-х годов в Китае, раздираемом гражданской войной, сложилась напряжённая политическая обстановка. Страна была разделена на две части – южную, с центром в городе Кантон. Здесь утвердилось правительство Гоминьдана во главе с Сунь Ятсеном. А так же северную, со столицей в городе Пекин. Здесь, в свою очередь, было своё правительство, зависящее от генералов-губернаторов северных провинций, расположенных от реки Янцзы до советской границы. На пекинское правительство сильное влияние оказывала Императорская Япония, враждебно относящаяся к молодому советскому государству.

В марте 1925 года, после смерти доктора Сунь Ятсена, его преемником становится генерал Чан Кайши. Он начал «Великий Северный поход», который преследовал цель объединить страну. К лету 1928 г. эта цель была достигнута, столица переведена в город Нанкин. Новое правительство Гоминьдана было признано всеми странами, в том числе и СССР. Однако Манчжурия, по территории которой проходила основная часть КВЖД, находилась под властью Чжан Сюэляна. Он старался проводить политику не зависимую от Нанкинского правительства, хотя формально и подчинялся ему.

Начало конфликта на КВЖД

С 1925 года начались провокации против советского персонала и служащих КВЖД, инициированные  белоэмигрантскими кругами в Манчжурии. Таким образом, эмигрантские круги пытались подорвать советское влияние в Китае и Манчжурии. Активную помощь  провокаторам оказывала Япония, а начиная с 1928 года и Нанкинское гоминдановское правительство, заинтересованное в том, чтобы прибрать к своим рукам КВЖД и доходы от её эксплуатации.

Подстрекаемые из Нанкина, силы Чжан Сюэляна начиная с конца 1928 года, начали прямые попытки захвата КВЖД.  Начались аресты советских служащих, захваты административных зданий, депортации. Многие работники КВЖД были арестованы, и содержались в ужасных условиях, некоторые были казнены.  Манчжурские военные и белоэмигрантские отряды  захватывали объекты инфраструктуры, отовсюду изгоняя советский персонал и заменяя его китайскими чиновниками, или белоэмигрантами, из числа принявших китайское гражданство.

Началось массовое «выдавливание» русских из Манчжурии. Все ноты протеста, отправленные правительствам в Нанкин и Мукден, оставались без внимания. Провокации принимали все более наглый характер. Летом 1929 года китайская «гражданская администрация» начала фактический захват КВЖД. После обменами нотами протеста 20.07.1929 г. Нанкинское правительство обнародовало документ о разрыве дипотношений с Советским Союзом.

Перед началом боевых действий

В следующие недели части, как РККА, так и Китайской армии занимались активным маневрированием в приграничной зоне, конфликт на КВЖД дошел до накала. В район границы подходили дополнительные соединения Красной Армии, китайская группировка у советской границы так же усиливалась. Маньчжурскими частями и отрядами белоэмигрантов проводились неоднократные обстрелы советской территории и попытки прорыва отрядов на территорию СССР, для проведения разведывательно-диверсионных актов.

В начале августа 1929 г. образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). Китайцами создаётся так называемая Мукденская  армия, под командованием  Чжан Сюэляна. Она насчитывала более 300 тысяч человек. Кроме того, у границ Советского Союза находились отряды белоэмигрантов общей численностью приблизительно 70 тысяч военнослужащих и Сунгарийская военная флотилия.

Мукденская армия и её приспешники были сосредоточены на двух направлениях. На Забайкальском направлении (54тысячи человек, 107 пулемётов,  170 орудий и бомбомётов, 2 бронепоезда).  На Приморском направлении (63 тысяч человек, 200 пулемётов, 330 орудий и бомбомётов). Кроме того, шеститысячная группировка была развёрнута на Сунгарийском направлении и пятитысячная на Благовещенском.

Войска ОДВА насчитывали 16481 человек и 9 танков, но были гораздо лучше организованы и вооружены.

Сунгарийская наступательная операция

Советское командование прекрасно осознавало опасность численного превосходства противника. Оно понимало, что мирным путем конфликт на КВЖД не решить. Поэтому было принято решение приступить к наступательной операции до того, как противник соберётся с силами. Была выпущена специальная директива, в которой указывалось, что советская сторона не располагает никакими территориальными притязаниями, намеревается только разгромить войска Маньчжурских милитаристов и освободить захваченных граждан СССР. Особый упор был сделан на то, что гражданские объекты  не будут подвергнуты нападению.

12 октября начались боевые действия. Огневая поддержка артиллерии, подавившей китайские береговые батареи, авиации, нанёсшей удар по кораблям китайской Сунгарийской флотилии, вынудили их отступить вверх по реке. Части  2-й стрелковой дивизии ОДВА переправились через реку Сунгари и овладели городом  Тунцзян. Они захватили  военные склады с огромными запасами продовольствия и военного имущества, а затем отошли на свою территорию.

30.10 – 03.11.1929 года, в 60-ти километрах выше по течению Сунгари, проводится  Фугдинская операция – это второй этап Сунгарийской наступательной операции. В её результате была уничтожена китайская флотилия и захвачен город Фугдин, который был занят частями РККА до 3 ноября, после чего войска возвратились на свою территорию.

Маньчжуро-Чжалайнорская операция

Основные боевые действия развернулись на Забайкальском участке фронта. Наступление Красной Армии было нацелено на два укрепрайона с центрами в городах Маньчжурия и Чжалайнор, где китайцы построили достаточно мощные укрепления. Началось наступление ночью 17.11.1929 года в 20 градусный мороз. Оперативное соединение под командованием Фролова перешло границу с Китаем,  продвинулось вглубь китайской территории на 30 километров, и захватило пункт Беляно в 10 километрах южнее города Манчжурия.

Группе удалось захватить господствующие высоты и блокировать дороги на южном и западном направлении. Одновременно к городу с северного направления подошла оперативная группа Стрельцова. Замкнул окружение подошедший к городу с востока 106-й полк РККА, а Бурятская кавалерийская группа перерезала железную дорогу  у Чжайланора.

Таким образом, гарнизон Манчжурии не мог ни отступить не получить подкрепление.  После окружения города, авиация СССР нанесла внезапный удар по дислокации военных  в городе и по крепости  Любенсянь. Пользуясь замешательством противника в результате авианалёта, части РККА ворвались на северные окраины города. Ночью с 17 на 18 ноября китайцы предприняли отчаянную попытку вырваться из окружённого города. Однако спешно переброшенные на грузовиках в район Беляно части, отбросили противника назад.

Наступление на Чжайланор

18 ноября части РККА  (5-я Кубанская кавалерийская бригада под командованием будущего Маршала СССР К.К. Рокоссовского и 36-я Забайкальская дивизия), переправившись по замёрзшей реке Аргунь,  начали наступление на Чжайланор. В этот же день подразделения 35-й и 36-й дивизий, при активной поддержке авиации и танков МС-1, взяли город Чжайланор.

Несмотря на ожесточённое сопротивление китайского гарнизона и на хорошо подготовленную инженерную оборону, РККА удалось взять город раньше, чем к нему подошли подкрепления  Мукденской армии.  19 ноября укрепления китайцев южнее и юго-западнее Чжайланора были взяты за несколько часов. Утром 20 ноября окружённым китайским войскам в Манчжурии был предъявлен ультиматум. Город был взят войсками Красной Армии.

В боях за Манчжурию и Чжайланор  части ОДВА разгромили несколько соединений Мукденской армии и захватили огромные трофеи – артиллерийские орудия, бронепоезда. В плен вместе со штабом сдался командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян и  вместе с ним больше 250 старших офицеров Мукденской армии. Китайцы потеряли около 2000 человек  убитыми и более 10000 пленными. Красная Армия потеряла 123 убитыми и 600 ранеными.

Мирные переговоры – Хабаровский протокол

21 ноября советским властям  было передано послание китайского поверенного по иностранным делам Цай Юньшена. В нем говорилось, что он имеет полномочия от мукденского и нанкинского правительства начать  немедленные мирные переговоры с СССР.  Китайской стороне 22 ноября был передан ответ советского правительства, В нём говорилось, что Советский Союз готов принять участие в мирном урегулировании, но считает неприемлемыми прежние условия, которые были оглашены 29 августа.

Переговоры могут начаться только после того, как будет восстановлен статус КВО на КВЖД. На  основании Мукденского и Пекинского договоров 1924 года, восстановлен  в должности советский управляющий и освобождены все арестованные советские граждане. Чжан Сюэлян согласился со всеми условиями и 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, по нему КВЖД снова была признана советско-китайским предприятием.

В 1931 году в связи с оккупацией Манчжурии японской армией и участившимися провокациями,  все права на КВЖД были  проданы  марионеточному правительству Манчжоу Го.

solnechnajdolina.ru

Советско-китайский конфликт на КВЖД 1929 г

Советско-китайский конфликт на КВЖД 1929 г

Конфликт между СССР и Китаем возник по поводу прав на владение Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД). 27 мая 1929 года китайская полиция провела обыск помещения советского генерального консульства в Харбине. Среди захваченного имущества были найдены две искусно сделанные печати, которые использовались для того, чтобы запечатывать письма и посылки с пропагандистскими материалами и отсылать их под видом американских и японских почтовых отправлений. Были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства. 9 июля китайцы попытались поставить под свой контроль управление КВЖД, а 10 июля захватили телеграф. Начались аресты советских работников КВЖД, обвиненных в ведении коммунистической пропаганды. 11 июля было уволено советское руководство КВЖД.

13 июля НКИД послал китайским властям ноту протеста, указав на незаконность действий китайских властей. Там же утверждалось, что китайские войска придвинулись к советской границе и планируют заслать на территорию СССР отряды белогвардейцев. СССР указывал на исключительную серьезность положения, но был готов решить конфликт мирным путем, если граждане СССР будут освобождены, а противоправные действия прекращены. В противном случае Китаю будут грозить серьезные последствия. 14 июля было прекращено движение по КВЖД.

16 июля китайская сторона прислала ответ на ноту, где говорилось, что Китай вынужден пойти на меры по поддержанию общественного порядка и что в СССР были арестованы без предъявления обвинений тысячи китайских эмигрантов и торговцев. Нанкин готов отпустить советских служащих КВЖД, если СССР отпустит всех китайских граждан, арестованных по политическим мотивам.

17 июля СССР отозвал своих дипломатических, консульских и торговых представителей и выслал из страны китайских официальных лиц. 20 июля Китай разорвал дипломатические отношения с СССР. После этого советские войска начали активные маневры вдоль границы, что вызвало панику у китайского населения, уверенного в скором советском вторжении.

7 августа была образована Особая Дальневосточная армия (ОДВА). В новой ноте от 28 августа СССР заявил, что действия китайской стороны провоцируют войну. На границе постоянно происходили мелкие стычки[306].

12 октября началось широкомасштабное вторжение ОДВА на китайскую территорию. Китайские войска не смогли оказать должного сопротивления, и советские войска заняли значительную часть Маньчжурии. Боевые действия прекратились 20 ноября. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием. Восстанавливалось положение, существовавшее до начала конфликта.

В ходе боев на КВЖД советские войска потеряли 199 человек убитыми, включая 13 командиров, 27 умершими от ран, включая 3 командиров, 22 умершими от болезней, включая 3 командиров. 1 боец погиб в результате несчастного случая. 32 человека, включая 3 командиров, пропали без вести. Всего погибло и пропало без вести 281 человек, включая 22 командира. Санитарные потери, по донесениям войск, составили 729 человек (только ранеными, контужеными, обмороженными). В то же время в госпиталях Дальнего Востока на лечении в период с ноября 1929 года по январь 1930 года находилось более 1400 человек[307]. Учитывая, что кто-то из раненых должен был поступить в госпитали еще в октябре, можно предположить, что санитарные потери Красной Армии во время конфликта на КВЖД в донесениях войск были занижены в 1,5—2 раза. Маловероятно, что разница образовалась за счет больных, поскольку в период активных боевых действий число раненых обычно значительно больше числа больных. Скорее всего в такой же пропорции были занижены и безвозвратные потери советских войск. На это указывает, в частности, то, что среди убитых, умерших от ран, болезней и несчастных случаев и пропавших без вести на 1 командира приходится только 11,8 рядового, тогда как более вероятным казалось бы соотношение порядка 20:1 или чуть выше, поскольку подавляющее большинство убитых командиров – это командиры взводов. Возможно, что реальное число убитых, умерших и пропавших без вести составляло около 600 человек. Среднемесячная численность советских войск в период конфликта составила 18 521 человек, включая 1334 командира[308]. Таким образом, на 1 командира приходилось в среднем 12,9 рядового, что выше, чем такое же соотношение в безвозвратных потерях. Однако такое соотношение в общей численности войск получается главным образом за счет повышенной доли командиров в штабах и в тыловых частях, которые почти не несут безвозвратных потерь. Поэтому в боевых подразделениях на одного командира приходится значительно больше рядовых солдат.

Китайские потери точно неизвестны, но несомненно, что они были многократно ниже, чем советские. Китайская армия по сути оставалась еще армией феодальной, не обученной современной тактике, с плохо подготовленным личным составом, подчас совмещавшим службу с грабежами. Ведь в китайскую армию попадали главным образом безземельные крестьяне, батраки, городская беднота и прочие люмпены, которые видели в поступлении на военную службу единственный шанс получить средства к существованию. Красная Армия значительно превосходила китайские войска как по уровню боевой подготовки, так и по моральному духу. Согласно советской оценке, китайцы потеряли не менее 2000 убитыми (при этом не менее 1035 китайских военнослужащих будто были захоронены советскими войсками) и не менее 8300 пленными, из которых 1240 отказались возвращаться на родину[309].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Конфликт на КВЖД | Фронт вики

Конфликт на КВЖД

Дата

22 июля — 9 сентября 1929

Место

Маньчжурия

Причины

СССР поддерживал коммунистов Китая

Итоги

Хабаровский протокол (договор)

Участники I

СССР

Командиры I

Василий Блюхер

Потери I

281 погибших

Участники II

Китайская Республика

Командиры II

Чан Кайши, Чжан Сюэлян

Потери II

неизвестно

Конфликт на КВЖД — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).

Китайскую Восточную железную дорогу построили русские инженеры и рабочие в 1897-1903 годах. Она, проходя через Маньчжурию, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога и полоса отчуждения вдоль КВЖД принадлежали России и обслуживались её подданными.

В 1925 году политическую партию Гоминьдан возглавил Чан Кайши. Через два года он , не без помощи советских военных советников, захватил Пекин и объявил себя президентом Китайской Республики. В 1927 между идеологически близкой к СССР Компартией Китая и Гоминьданом началась война.

Начиная с декабря 1928 года китайцы начали предпринимать попытки по захвату КВЖД.После пропагандистской кампании в прессе 22 декабря 1928 года китайская полиция Харбина захватила телефонную станцию КВЖД.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы распоряжения советского генерального управляющего дорогой согласовывались с китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила правительству в Мукдене обсудить наметившиеся разногласия. Но встреча советского генерального консула в Харбине Бориса Мельникова с Чжан Сюэляном окончилась взаимными обвинениями и ссорой.

Весной 1929 года китайскими властями были арестованы свыше 2000 советских граждан — рабочие и служащие КВЖД, сотрудники консульства в Харбине и др. Барражировали аэропланы, в районе станции Пограничной были установлены мощные прожекторы. Под Благовещенском были проведены артиллерийские учения. Приграничные районы в Китае охватила паника — жители были уверены в скором советском вторжении.

Боевые действия Править

С лета 1929 китайские отряды неоднократно обстреливали территорию СССР. В течение нескольких недель советская и китайская сторона обменивались депешами, что не дало результата (нанкинское правительство послушало немецких военных советников, которые утверждали, что СССР не в состоянии начать войну). Дальнейшие переговоры велись при посредничестве немецкого министерства иностранных дел.

Китайские военные.

6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). С целью дезинформации противника, командование Забайкальской группы ОДВА провела переименование 62-го и 63-го стрелковых полков 21-й стрелковой дивизии (так, 63-й стрелковый полк временно получил наименование «36-го стрелкового полка 12-й стрелковой дивизии имени Сибревкома»), а за день до начала операции на станцию Маньчжурия по общему телеграфу был передан оперативный приказ «Подготовиться к движению на Хайлар». Этот приказ стал известен китайцам и непосредственно перед началом операции они передислоцировали одну дивизию из Маньчжурии в Хайлар, что облегчило продвижение 21-й стрелковой дивизии.

Советские танки в Китае.

12 октября началась Сунгарийская наступательная операция. Под Лахасусу огнём артиллерии Дальневосточной военной флотилии (командующий — Я. И. Озолин) были подавлены китайские береговые батареи, а советская авиация нанесла удар по кораблям Сунгарийской речной флотилии. В результате авианалёта, 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные отступили вверх по течению. После этого с кораблей Дальневосточной военной флотилии был высажен десант. При поддержке артиллерии, красноармейцы 2-й стрелковой дивизии овладели городом, а затем возвратились на советскую территорию.

30 октября—3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари проведён второй этап Сунгарийской операции — Фугдинская операция.30 октября 1929 года в устье реки Сунгари вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили находившиеся здесь корабли китайской Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й стрелковой дивизии заняли город Фуцзинь (Фугдин), который удерживали до 2 ноября 1929 года, а затем возвратились на советскую территорию.

Красноармейцы с трофейными китайскими знамёнами.

Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Группа под командованием Д. С. Фролова перешла государственную границу, преодолела вал Чингисхана и, пройдя незамеченной свыше 30 километров, захватила рудник Беляно в 8 км южнее города Маньчжурия, а затем перекрыла дороги и заняла господствующие высоты южнее и западнее города; одновременно с севера к городу подошла группа Стрельцова. Кольцо окружения замкнули подошедший с востока 106-й стрелковый полк и Бурятский кавалерийский дивизион. Вслед за этим шесть советских самолётов нанесли удар по военным объектам в городе (были разбиты казармы и выведена из строя радиостанция), а три самолёта сбросили бомбы на крепость Любенсянь, вызвав здесь пожары. Воспользовавшись замешательством противника, одна из стрелковых рот группы Стрельцова под прикрытием огня артиллерии и пулемётов ворвалась в китайские окопы на северной окраине города.Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество.19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.Утром 20 ноября силы С. С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. В этот же день город был занят.

22 декабря был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

ru.front.wikia.com

Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929) Википедия

См. также: Советско-китайские вооружённые конфликты
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге

Бойцы РККА с захваченными гоминьдановскими знамёнами
Дата 12 октября — 22 декабря 1929
Место Китай
Итог Разгром китайских войск
Хабаровский протокол
Противники

СССР СССР

Китайская Республика Китайская Республика

Командующие

В. К. Блюхер

Чан Кайши
Чжан Сюэлян
В. А. Кислицын

Силы сторон

См. Силы сторон

См. Силы сторон

Потери

281 погибших
729 раненых

17000 человек

 Аудио, фото, видео на Викискладе
Карта конфликта в редакции 1930 года

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) (Дальневосточный конфликт) — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский

ru-wiki.ru

Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929)


Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Советско-китайский вооружённый конфликт на острове Даманском
  • Советско-польская война (1939)

Смотреть что такое «Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929)» в других словарях:

  • Советско-китайский конфликт 1929 —         военное столкновение на КВЖД (см. Китайская Чанчуньская железная дорога), находившейся в совместном владении СССР и Китая, кульминация антисоветской политики чанкайшистского правительства Китая после реакционного переворота в 1927.10 11… …   Большая советская энциклопедия

  • СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 1929 — организован правившей в Маньчжурии кликой кит. милитариста Чжан Сюэ ляна, к рого поддерживали нанкинское гоминьдановское пр во и зап. империалисты. Кит. милитаристы нарушили Мукденское и Пекинское соглашения о совместном управлении КВЖД и 10 июля …   Советская историческая энциклопедия

  • Конфликт на КВЖД — Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами Дата 12 октябр …   Википедия

  • 1929, июль — декабрь — Советско китайский конфликт на КВЖД. 1929, октябрь Резким падением курса акций на нью йоркской бирже начался мировой экономический кризис 1929 1933 …   Краткий хронологический справочник

  • Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге — См. также: Советско китайские войны Конфликт на Китайско Восточной железной дороге Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами …   Википедия

  • КВЖД — После японо китайской войны 1894 95 между Россией и Китаем был заключён оборонительный союз, оформленный русско китайским договором 1896 (см.). В ст. 4 этого договора указывалось, что китайское правительство соглашается на сооружение… …   Дипломатический словарь

  • Советско-китайские соглашения —         Дипломатические и консульские отношения установлены 31.5.1924 соглашением Об общих принципах для урегулирования вопросов. Договоры царского правительства, затрагивающие суверенные права и интересы Китая, объявлялись ликвидированными.… …   Большая советская энциклопедия

  • КВЖД — Китайско Восточная железная дорога (КВЖД) (с августа 1945 года Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 Харбинская железная дорога) железнодорожная магистраль в Северо Восточном Китае, проходившая по территории Маньчжурии (Китай) и… …   Википедия

  • 1929 год — Годы 1925 · 1926 · 1927 · 1928 1929 1930 · 1931 · 1932 · 1933 Десятилетия 1900 е · 1910 е 1920 е 1930 е · …   Википедия

  • ХАБАРОВСКИЙ ПРОТОКОЛ 1929 — соглашение между СССР и Китаем, подписанное 22 дек. в Хабаровске и завершившее советско китайский конфликт 1929. Согласно протоколу, восстанавливался статус кво на Кит. Вост. ж. д. (КВЖД), совместно управляемой СССР и Китаем (см. Китайская… …   Советская историческая энциклопедия

3dic.academic.ru

Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929)


Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Советско-китайский вооружённый конфликт на острове Даманском
  • Советско-польская война (1939)

Смотреть что такое «Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929)» в других словарях:

  • Советско-китайский конфликт 1929 —         военное столкновение на КВЖД (см. Китайская Чанчуньская железная дорога), находившейся в совместном владении СССР и Китая, кульминация антисоветской политики чанкайшистского правительства Китая после реакционного переворота в 1927.10 11… …   Большая советская энциклопедия

  • СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 1929 — организован правившей в Маньчжурии кликой кит. милитариста Чжан Сюэ ляна, к рого поддерживали нанкинское гоминьдановское пр во и зап. империалисты. Кит. милитаристы нарушили Мукденское и Пекинское соглашения о совместном управлении КВЖД и 10 июля …   Советская историческая энциклопедия

  • Конфликт на КВЖД — Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами Дата 12 октябр …   Википедия

  • 1929, июль — декабрь — Советско китайский конфликт на КВЖД. 1929, октябрь Резким падением курса акций на нью йоркской бирже начался мировой экономический кризис 1929 1933 …   Краткий хронологический справочник

  • Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге — См. также: Советско китайские войны Конфликт на Китайско Восточной железной дороге Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами …   Википедия

  • КВЖД — После японо китайской войны 1894 95 между Россией и Китаем был заключён оборонительный союз, оформленный русско китайским договором 1896 (см.). В ст. 4 этого договора указывалось, что китайское правительство соглашается на сооружение… …   Дипломатический словарь

  • Советско-китайские соглашения —         Дипломатические и консульские отношения установлены 31.5.1924 соглашением Об общих принципах для урегулирования вопросов. Договоры царского правительства, затрагивающие суверенные права и интересы Китая, объявлялись ликвидированными.… …   Большая советская энциклопедия

  • КВЖД — Китайско Восточная железная дорога (КВЖД) (с августа 1945 года Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 Харбинская железная дорога) железнодорожная магистраль в Северо Восточном Китае, проходившая по территории Маньчжурии (Китай) и… …   Википедия

  • 1929 год — Годы 1925 · 1926 · 1927 · 1928 1929 1930 · 1931 · 1932 · 1933 Десятилетия 1900 е · 1910 е 1920 е 1930 е · …   Википедия

  • ХАБАРОВСКИЙ ПРОТОКОЛ 1929 — соглашение между СССР и Китаем, подписанное 22 дек. в Хабаровске и завершившее советско китайский конфликт 1929. Согласно протоколу, восстанавливался статус кво на Кит. Вост. ж. д. (КВЖД), совместно управляемой СССР и Китаем (см. Китайская… …   Советская историческая энциклопедия

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *