Комсомолец (подводная лодка) Википедия

К-278 «Комсомолец»

К-278, 1 января 1986 года
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Западная Лица, губа Малая Лопатка
Спуск на воду 9 мая 1983
Выведен из состава флота 6 июня 1990
Современный статус затонула 7 апреля 1989, находится на дне Норвежского моря
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 685 «Плавник»
Разработчик проекта ЦКБ-18
Главный конструктор Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
ификация НАТО «Mike»
Скорость (надводная) 11 узлов
Скорость (подводная) 31 узел
Рабочая глубина погружения 1000 м
Предельная глубина погружения 1250 м
Автономность плавания
180 суток
Экипаж 60 человек, из них 31 офицер
Размеры
Водоизмещение надводное 5880 т
Водоизмещение подводное 8500 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
110 м
Ширина корпуса наиб. 12,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
9,5 м
Силовая установка
  • Водо-водяной реактор ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт,
  • Четыре парогенератора,
  • ГТЗА мощностью 43 000 л. с.,
  • Два турбогенератора мощностью по 2 МВт
  • Резервная ЭУ:
    • Дизель-генератор ДГ-500 (500 кВт),
    • аккумуляторная батарея, одна группа из 112 элементов,
    • На концах горизонтального оперения: электродвигатели 2x300 кВт и гребные винты (до 5 узлов).
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых ТА калибра 533 мм, боезапас 22 единицы, из них 12 торпед САЭТ-60М
Ракетное вооружение 10 ракето-торпед C-10 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к ТА
 Категория на Викискладе

ru-wiki.ru

Атомная подводная лодка Комсомолец: технические характеристики (ТТХ), тайна, годовщина гибели АПЛ К-278 и видео

Изображение подводной лодки «Комсомолец»
Водоизмещение, т
Надводное 5880
Подводное 8500
Размеры, м
Длина 110
Ширина 12
Скорость хода, узлов
Надводная 11
Подводная 31
Глубина погружения, м
Рабочая 1000
Максимальная 1250

Атомная подводная лодка «Комсомолец» — уникальный сверхсекретный проект 685 «Плавник». Целых 8 лет ушло на разработку и создание этого необычного подводного корабля. Это была одна из самых быстроходных, глубоководных и прочных судов этого класса в мире.

Неожиданная катастрофа и тайна гибели подводной лодки «Комсомолец» поставили большую проблему перед подводными кораблестроителями по повышению надежности и безопасности кораблей. Специалисты до сих пор не могут однозначно разгадать загадку, понять причины возникновения пожара и внезапного взрыва субмарины.

В статье сделана попытка подытожить имеющиеся материалы.

История создания атомной подводной лодки Комсомолец

Дата Событие
Август 1966 Подписано ТЗ на проектирование глубоководного корабля, проект 658.
Декабрь 1974 Утверж

soldats.club

ПЛ «КОМСОМОЛЕЦ». Советские атомные подводные лодки

ПЛ «КОМСОМОЛЕЦ»

Код НАТО: «МАЙК».

Технические данные см. ПРОЕКТ 945 «БАРРАКУДА».

ПРОИСШЕСТВИЕ В НОРВЕЖСКОМ МОРЕ

– Это не только боль и досада, но и позор наш! – так выразил свои чувства один из подводников, участвовавший в работе правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Комсомольца». Действительно, в мирное время погиб новейший боевой корабль, причем в ходе спасательных работ погибло 42 моряка из 69, входивших в его экипаж. Как же такое могло произойти?

Давайте же восстановим события того апрельского дня.

11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на нашей подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.

12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено I ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин. – сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.

14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».

14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6-7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5-6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2-3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.

14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода – 18.00.

15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, ведь из-за пожара пришлось заглушить реактор.

16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями – пообещали найти.

16.35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.

16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.

16.40. Из воды показался форштевень.

16.44. Волны омывают уже основание рубки.

16.47. Рубка наполовину в воде.

16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели эту лодку, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.

17.08. Подводная лодка затонула.

Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая, форсируя двигатели, спешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке извлекали из холодной воды. Спасти удалось 27…

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики – погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился поста. Начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, заместителя Председателя Совета Министров СССР И. Белоусова. А на страницах печати бушевали страсти.

Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай – отнюдь не первый, только раньше все это укрывалось завесой секретности. В ответ, по поручению уцелевших членов экипажа «Комсомольца», по поручению командования, боровшегося за честь мундира, четверо моряков написали (или подписали) открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля. «Отсутствие комплексной системы оценки обстановки в аварийном отсеке на основе объективных данных, – утверждали подводники, – особенно при отсутствии или выходе из строя личного состава, не позволило в первую минуту оценить обстановку в аварийном отсеке. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварииными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».

Е.А.Ванин, командир ПЛ «Комсомолец»

…Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин – они так и остались на постах. Однако многое может проявиться из анализа опубликованных данных.

Комсостав – а на борту, кроме командира, был еше и начальник политотдела соединения капитан 1-го ранга Т. Буркулаков, допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией.

Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было, по крайней мере, 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеки и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее…

Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия со «стопа» и частично обесточенным электрооборудованием. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800- 1000 "С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме…

Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольцами было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят. Командир атомохода рассказывал:

– Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного- другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии…

Капитан 1-го ранга Е. Селиванов, ныне начальник школы подготовки младших специалистов, а в прошлом командир атомохода, на котором 18 июля 1984 года был пожар, приведший к жертвам, исследовал происшествия такого рода и пришел к выводу: необходимо еще на уровне проекта исключать возможность появления огня в отсеках. На «Комсомольце» так не сделали, а ведь это корабль новейшей конструкции, способный действовать на глубине до 1 тыс. м!

Теперь он лежит на полуторакилометровой глубине. Другой атомоход, по данным нашей печати, погиб летом 1983 года у Камчатки, в октябре 1986 года мы потеряли лодку в Атлантике, в 1989 году, после гибели «Комсомольца», в том же районе потерпела аварию еше одна субмарина. И у всех на борту было ядерное оружие!

Любопытно узнать, почему на борту опытного «Комсомольца» находились боевые ядерные торпеды?

ПЛ «Комсомолец». Отчетливо видно как пенится вода в районе горящих 6-го и 7-го отсеков.

ПОРОХОВОЙ ПОГРЕБ

Подводники никогда не бравировали опасностью своей службы. Это считалось само собой разумеющимся. Средства же массовой информации предпочитали рассказывать о том, как уютно чувствуют себя покорители глубин в «зонах отдыха» с канарейками, искусственной травой и бассейнами.

Александр Фадеев, впервые спустившись в подводную лодку, заметил: «Логично носить часы в кармане, но жить в часовом механизме противоестественно». Для приближения к истине надо было бы добавить – в часовом механизме бомбы замедленного действия.

Это отнюдь не гипербола. Современная атомарина – узилище чудовищных энергий – электрической, ядерной, тепловой, химической, заключенных в броню прочного корпуса. Никому не придет в голову размещать пороховой погреб в бензоскладе. Но именно так, с такой степенью пожаровзрывоопасности устроены подводные лодки, где кислород – в убийственном соседстве с маслом, электрощиты – с соленой водой, регенерация – с соляркой. И это не от недомыслия, а от жестокой необходимости плавать под водой глубоко, быстро, скрытно.

В таком жизнеопасном пространстве, выгороженном в жизнеопасной среде, подводники вынуждены жить так, как живут солдаты на передовой. Даже если лодка у причала, она все равно «зона повышенной опасности».

Опасность эту умножает общегосударственная наша беда – проблема качества. Всепроникающая как радиация, ей и прочный корпус, увы, не преграда.

Повторю известную истину: подводники не ходят в штыковую атаку и никогда не видят противника в лицо. Но они в любую секунду готовы схватиться врукопашную со взбесившейся от раны машиной, с беспощадным в слепой ярости агрегатом, мечущим электромолнии, бьющим струями кипящего масла, крутого пара, огня… Этот враг не берет в плен. Он не знает ни выгоды, ни милосердия. Его не остановит победа. У него нет инстинкта самосохранения. Он безумен и готов погибнуть вместе со своей жертвой…

В этом стальном чреве человек, протискивающийся, пригибающийся, извивающийся, выглядит как червяк, забравшийся внутрь исполинского машинного организма. Любой пожарный инспектор, из тех, кто жучит домоуправов за загроможденные лестницы, сошел бы с ума при виде того, как «заставлены» огнеопасной техникой отсеки, в какой тесноте, в каком неудобстве должны тушить подводники свои «объемные пожары».

Гибель «Комсомольца» ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с Чернобылем, взрывом в Арзамасе, трагическим столкновением «Нахимова». Там дорогу смерти открывала преступная халатность. Здесь – жребий испытателей… Смею утверждать, что утрата этой лодки для нашей страны равнозначна потере многоразового космического корабля «Челенджер» для США.

УРОК НА ЗАВТРА

О том, как спасали подводников, написано немало. И все же многих людей тревожит вопрос – могли ли спасти всех, кто оказался на воде? Ведь большая часть моряков погибла не в отсеках, а на волнах. Так ли их спасали, как надо? Почему не обратились к норвежцам? Почему не вылетели гидросамолеты?

К норвежцам не обращались, потому что реальная необходимость в их помощи возникла не с первых минут после всплытия, а лишь примерно в 17 часов, когда подводная лодка, поджидавшая буксировщик, неожиданно для всех стала уходить в воду и в 17 часов 08 минут затонула. Если бы в этот момент норвежцы получили международный «SOS», то их вертолеты смогли бы поспеть к месту катастрофы только к 19.30, то есть на полтора часа позже советских рыбаков.

Почему не вылетели наши гидросамолеты Бе-12? Командиры этих амфибии рассказали в своем горьком письме, адресованном в «Правду» (копия – главному конструктору): тактико- технические данные нашего спасательного самолета таковы, что спасти в открытом море экипаж терпящей бедствие подводной лодки невозможно. Этот самолет может спасать людей только в идеальных условиях. Гидросамолет может выполнить взлет и посадку при высоте волны 0,6-0,8 метра. И даже при таких условиях взлет и посадка в заливе или на море составляет большую трудность для командира корабля. Убедительно просим поставить вопрос о разработке настоящего спасательного гидросамолета для оказания помощи в открытом море при волнении не менее пяти баллов…

Коллеги гидроавиаторов – летчики-противолодочники на своих ИЛ-38 оказались технически более подходящими для выполнения несвойственной им задачи. Однако беда в том, что подводников спасали так, как спасают летчиков. Летчик же приводняется вместе с автоматически надувающейся лодочкой и на ней подгребает к сброшенному на парашюте спасательному контейнеру.

Из лодки же тянет он пусковой шнур раскрытия большого спасательного плота. Ничего этого люди, окоченевшие в воде, проделать не могли. Их, подводников, всегда готовились спасать прежде всего из тисков глубины. Для этого построены специальные суда и подводные лодки. Но в этот раз подводники оказались в положении пассажиров злосчастного «Адмирала Нахимова». Так же, как и та трагедия, эта, новая, еще раз показала беспомощность наших спасательных служб перед проблемой вечной, как само мореплавание, – спасение жизни на воде.

После многих бесед и расспросов можно сказать одно: в той ситуации и при тех подручных средствах, какими располагал Северный флот, был найден единственно верный выход – послать противолодочные самолеты, которые часами кружили над аварийной лодкой, держали с ней бесперебойную связь, а самое главное по кратчайшей прямой наводили на плотик, облепленный моряками, суда рыбаков. Любая неточность в курсе, лишние минуты поиска стоили бы новых жизней.

– Эх, окажись, бы там катерок любой, захудалый, – вздыхали потом подводники, – всех ребят бы спасли…

Мы привыкли назначать в головокружении от первых успехов точные сроки окончательных и несомненных побед, будь это высадка на Луну, построение коммунизма или всемирное разоружение. Во всяком случае та эйфория, которая охватила нас при виде ракет, превращенных в водонапорные башни садоводов, заставила многих забыть о «трайдентах» и «тайфунах», которые в эту минуту, как и двадцать лет назад, сходятся и расходятся, словно боевые дозоры встарь; рыцари замахиваются, но не рубят. Они принимают смерть от своих коварных, необузданных до конца коней. Не надо быть волхвом, чтобы знать это наперед.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Б-396 «Новосибирский комсомолец» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Б-396 «Новосибирский комсомолец»

«Новосибирский комсомолец» в Музее ВМФ в Москве
Основные характеристики
Тип корабля многоцелевая ДПЛ
Обозначение проекта 641Б «Сом»
Кодификация НАТО «Tango»
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 15 узлов
Рабочая глубина погружения 246 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 78 человек, в том числе 17 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 2770 т
Водоизмещение подводное 4600 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
90,2 м
Ширина корпуса наиб. 8,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
5,7 м
Силовая установка

Дизель-электрическая, трёхвальная
Дизели: 3 х 1900 л. с. типа 2Д42

Электродвиг

ru.wikipedia.org

Энциклопедия кораблей/Корабли/Многоцелевые ПЛ/Россия/Комсомолец

В августе 1966 г. командованием ВМФ Военно-морской флот было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки (проект 685) с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок. Работы, получившие шифр «Плавник», велись в ЦКБ Центральное конструкторское бюро-18 под руководством главного конструктора Н. А. Климова (в 1977 г. его сменил Ю. Н. Кормилицын). Глубоководная атомная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный решать широкий круг задач, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и транспортами противника. Процесс проектирования глубоководной лодки занял более восьми лет. Технический проект глубоководного атомохода был утвержден в декабре 1974 г.

В качестве основного конструкционного материала на проекте 685 было решено использовать титановые сплавы. Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения было решено провести широкий комплекс исследований и экспериментов. На масштабных, полунатурных и натурных отсеках подводной лодки отрабатывались методы конструирования, технология изготовления различных конструктивных узлов корпуса, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкции. В рамках программы создания АПЛ Атомная подводная лодка проекта 685 в Северо-двинске были построены три специальные док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая соответственно 12 и 27 и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклическом нагружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кгс/см2 и третья — 160 кгс/см2. Опыт, полученный в ходе реализации 685-го проекта, предполагалось широко использовать при проектировании и постройке атомных подводных лодок нового поколения.

Корабль имел двухкорпусную архитектуру. Его тщательно отработанные внешние обводы в сочетании с применением одновальной энергетической установки обеспечивали относительно низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, превосходящие возможности американских аналогов.

Прочному корпусу была придана относительно простая конфигурация. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях - усеченные конусы, заканчивающиеся сферическими переборками (угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5°). В качестве основного конструкционного материала был принят титановый сплав 48-Т с пределом текучести 72 - 75 кгс/мм2. Цистерны главного балласта размещались внутри прочного корпуса. Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе было решено отказаться от прочной рубки и торпедопогрузочного люка. Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. В результате рационального использования новых материалов и реализации ряда оригинальных конструкционных решений вес корпуса АПЛ Атомная подводная лодка проекта 685 составил 39% от нормального водоизмещения корабля, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок, имеющих значительно меньшую глубину погружения. Наружный корпус, сваренный из титанового сплава, состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств.

Применение титана позволило значительно уменьшить массу корпуса.

Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями. Прочный корпус лодки делился на семь отсеков:

1-й - торпедный, разделенный двумя палубами. На верхней палубе размещались казенные части ТА Торпедный аппарат, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней — аккумуляторная батарея на 112 элементов;

2-й — жилой, разделенный двумя палубами. Вверху были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-быто-вые помещения, внизу — каюты личного состава. В трюме размещались провизионная кладовая, емкости с пресной водой и электролизная установка;

3-й — центральный пост, разделенный двумя палубами, на верхней из которых были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор;

4-й — реакторный. В нем располагалась паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура;

5-й — отсек вспомогательных механизмов, обеспечивающих функционирование системы охлаждения;

6-й — турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бокам — два автономных турбогенератора и два главных конденсатора;

7-й — кормовой. По нему проходила линия главного вала и размещались привода рулей.

Лодка имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж и обеспечивающую его спасение с глубин до 1500 м и оснащенную автономной системой энергоснабжения. Камера располагалась в ограждении выдвижных устройств и при нахождении корабля в надводном положении использовалась для выхода из помещений прочного корпуса на палубу надстройки.

Во 2-м и 3-м отсеках, где располагались центральный пост и жилые помещения, была сформирована т. н. «зона спасения», ограниченная поперечными переборками, способными выдержать давление до 40 кгс/см2. Главная энергетическая установка включала один водо-водяной атомный реактор с четырьмя парогенераторами, один ГТЗА (43 000 л. с.) и два автономных турбогенератора (2 х 2000 кВт). Резервная энергетическая установка включала один дизель-генератор ДГ-500 (500 кВт), группу аккумуляторных батарей и резервный движител-ный комплекс - два гребных винта, размещенных на концах горизонтального оперения и приводимых электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость под резервными движителями в надводном положении достигала 5 узлов. Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ Главная энергетическая установка и бортового оборудования. В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных водо-водяных охладителя. При этом число забортных отверстий в прочном корпусе было сокращено до минимума. Каждый отсек корабля оснащался системой воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Система управления движением АПЛ Атомная подводная лодка имела подсистему, обеспечивающую автоматизированный контроль за поступлением внутрь прочного корпуса забортной воды и вырабатывающая рекомендации по всплытию аварийной лодки на поверхность. Основным информационным средством лодки являлся автоматизированный гидроакустический комплекс «Скат», антенные посты и приборное оборудование которого располагались в носовой оконечности легкого корпуса в прочной капсуле.


"Комсомолец", была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. Постройка корабля осуществлялась блоками, каждый из которых был испытан давлением в самой большой из экспериментальных док-камер.

Спуск "Комсомолец" на воду состоялся 9 мая 1983 г., а 20 октября 1983 г. атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.

После ввода в строй "Комсомолец" в течение нескольких лет находилась в опытной эксплуатации. Проводились ее интенсивные испытания. В частности, были проведены погружения на предельную глубину с проверкой возможности стрельбы из торпедных аппаратов. Корабль привлекался к участию в учениях флота.

4 августа 1985 года "Комсомолец" совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. На этой глубине лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия.


7 апреля 1989 года "Комсомолец" с 69 членами экипажа на борту находилась в плавании уже 39 дней. Все шло строго по распорядку, установленному на военном судне: вахтенные матросы докладывали о состоянии машинного отделения, показаниях приборов, работе ядерного двигателя, местонахождении судна. В 11 часов поступило уточненное сообщение о координатах в Северном море: 72-ая параллель - в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. "Комсомолец", возглавляемый капитаном Евгением Ваниным, выполнял секретное боевое задание в Норвежском море.

Глубина прохождения была у судна небольшая, самая безопасная - всего 50 метров. Ниже опускаться не было особой необходимости, хотя подводная лодка могла опускаться на глубину до 900 метров.

В 11.03, в седьмом кормовом отсеке старший матрос Нодар Бухникашвили неожиданно заметил задымление и огонь. Он дал сигнал тревоги: "В отсеке сильный дым, плохая видимость, горит проводка". По уставу каждый, обнаруживший у себя на участке огонь, должен был срочно задраить переборки, чтобы не допустить распространения пламени, и тушить пожар собственными подручными средствами.

Но все попытки матроса погасить огонь собственными силами успехом не увенчались. Несмотря на задраенные переборки, огонь продолжал бушевать. Вначале моряки надеялись, что с начавшимся пожаром сумеют справиться своими силами. Советская подводная лодка с ядерным двигателем и ядерными ракетами на борту находилась в Северном Ледовитом океане, рядом Норвегия - член НАТО North Atlantic Treaty Organization (Организация Североатлантического договора): обнаруживать себя нельзя, рассчитывать на помощь со стороны советских судов не приходилось.

Прошло несколько минут с момента возникновения пожара в седьмом отсеке, как по телефону внутренней связи капитану доложили о начавшемся пожаре в третьем и четвертом отсеках, затем короткое замыкание произошло в пятом и шестом. Загорелось электрооборудование почти на всей лодке. По сигналу тревоги матросы и офицеры спешили занять свои места, на ходу надевая противогазы. По непонятной причине во всех отсеках на корабле стали взрываться пульты и щитки электропитания.

В 12 часов 19 минут, когда стало совершенно ясно, что пожар не потушить, с подводной лодки передали сигнал бедствия: "На борту возник пожар". Это сообщение вызвало переполох у командования Военно-морского флота СССР. Ледовитый океан мог стать подводным Чернобылем. Там тоже не сразу сообразили, что делать в такой ситуации. И у капитана не оставалось другого выхода: Ванин отдал приказ к всплытию.

Море штормило, трехметровой высоты волны окатывали накренившуюся лодку. Были отдраены люки, из которых сразу же повалил тягучий черный дым. Из отсеков докладывали, что огонь стихает, он уже потушен в четвертом, пятом, шестом отсеках. И только в седьмом никак не удавалось усмирить пламя.

В это время снизу доложили, что из седьмого отсека повалил пар. Похоже на то, что огонь расплавил все сальники и уплотнители, образовались пробоины, и в лодку - обесточенную, неуправляемую и едва державшуюся на плаву, стала поступать вода.

Начавшийся крен заметили все. Он мог означать только одно: через несколько минут "Комсомолец" пойдет на дно. И хотя тотчас раздалась команда: "Всем покинуть отсеки, спустить плоты на воду!" - не все успели вылезти из лодки. Подводная лодка стала быстро опускаться, причем кормовой частью.

Капитана на палубе не было. В этот момент матросы попытались спустить на воду два спасательных плота, но один из них тотчас унесло ветром. Матросы бросились за ним вплавь и вернули его. Второй плот в воде перевернулся, но у моряков уже не оставалось сил вернуть его в прежнее положение.

На палубе лодки оставался только мичман Александр Копейка. Он ждал капитана и еще пятерых моряков, которые все еще находились внутри субмарины. В этот момент раздался громкий треск, палуба, скрываясь в воде, стала уходить из-под ног.

Лодка начала быстро тонуть. Но внутри находились люди. Мичман Копейка знал, что по инструкции он должен был срочно задраить люки, чтобы дать возможность оставшимся воспользоваться вспомогательной камерой, которая сама всплывет на поверхность. Она могла их спасти.

Мичман вплавь добрался до спасательного плотика, а лодка, задрав носовую часть, почти вертикально ушла на глубину. Теперь оставалось только ждать появления вспомогательной камеры, в которой могли разместиться пять-шесть человек.

Во вспомогательной камере действительно находились пять человек, среди которых был и капитан. Но в камере заклинило стопорный механизм. Вскоре камера отделилась после взрыва в носовой части лодки, или по другим источникам, после удара о дно. Она вылетела рядом с плотиком. Люк открыли изнутри, не выровняв давление с атмосферным, в результате чего у камеры вырвало крышку люка, и вместе с ней в море вылетел один матрос, который погиб. Из открытого люка выполз только один мичман Слюсаренко, находившийся в сознании. Но едва он появился, как камера перевернулась и ее тотчас залило водой. Слюсаренко оставался на плаву, а камера вместе двумя моряками и капитаном снова ушла на глубину.

Только под вечер к вконец обессилевшим морякам подошла советская плавбаза "Алексей Хлобыстов". С нее спустили шлюпки, и 27 человек были подняты на борт. Всех спасенных сразу же доставили в госпиталь города Североморска, но из них трое умерли уже в госпитале от переохлаждения. Из экипажа подводной лодки "Комсомолец" погибли 42 человека.

ship.bsu.by

Б-4 «Челябинский комсомолец» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Б-4 «Челябинский комсомолец»
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Северный флот
Спуск на воду 2 октября 1960
Выведен из состава флота 24 июня 1991
Современный статус оставлена в Лиепае, окончательная судьба неизвестна
Основные характеристики
Тип корабля Большая океанская ДПЛ
Обозначение проекта проект 641
Кодификация НАТО «Foxtrot»
Скорость (надводная) 16 узлов
Скорость (подводная) 15 узлов
Рабочая глубина погружения 280 м
Предельная глубина погружения 380 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 83 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 1952 т
Водоизмещение подводное 2475 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
104 м
Ширина корпуса наиб. 7,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
5,9 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины

Б-4 «Че

ru.wikipedia.org

Б-826 «Ярославский комсомолец» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Б-26 (Б-826) «Ярославский комсомолец»
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Полярный
Спуск на воду 10 октября 1965
Выведен из состава флота 24 июня 1991
Современный статус Около 2003 года разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля Большая подводная лодка
Обозначение проекта проект 641
Разработчик проекта ЦКБ-18
Главный конструктор С. А. Егоров, З. А. Дерибин
Кодификация НАТО Foxtrot class
Скорость (надводная) 16,8 узлов
Скорость (подводная) 16,0 узлов
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 320 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 70 человек (в т. ч. 12 офицеров)

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *