ВВС Турции. Авиация Турции
Турция относится к активным участникам блоков СЕНТО и НАТО. Ориентирование ее вооруженных сил (ВС) определяется принятыми в НАТО требованиями, относящиеся к стратегии «быстрого реагирования» и которые придется решать в составе объединенных ВС блока на Южно-Европейском ТВД. Беря в расчет военное и стратегическое положение страны, близость к ее границам России и других постсоциалистических стран, руководство НАТО еще в мирное время основало на ее территории относительно мощную авиагруппу. Она состоит из 39-й тактической авиагруппировки и ВВС Турции. Авиагруппа США представлена 20-ю истребителями-бомбардировщиками F-4С «Фантом».
Подразделения и части ВВС Турции могут оказывать активную авиационную поддержку любым сухопутным войскам и ВМС, осуществлять переброску боевой техники, личного состава и войск в пределах ТВД, обеспечивать прикрытие войск и важных стратегических объектов и вести разведку тактического плана в интересах командования ВС НАТО и национального командования.
Состав и организация ВВС Турции (авиация Турции)
Во главе ВВС поставлен командующий, который подчиняется начальнику генштаба ВС страны. Сам командующий расположен в штабе (в Анкаре) и руководит подчиненными ему частями, соединениями и подразделениями. Штаб ВВС тесно взаимодействует с ОТАК в Измире. В регулярных ВВС Турции служит 48000 человек, резерв составляет 29000 человек.
ВВС страны состоит из первой и второй ТВА, штабы: Эскишехир и Диярбакыр, ракетной базы ЗУР «Найк», транспортной авиационной группы и учебно-авиационного командования. Главное боевое подразделение ВВС – насчитывающая 18 самолетов авиационная эскадрилья. На данный момент в ВВС Турции ведется процесс замены морально и физически устарелых самолетов RF-84F, F-104G, F-100C и D современными F-104S, F-4E и RF-5A.
В состав 1-й тактической воздушной армии входят 4-е авиабазы – Мюртед, Эскишехир, Балыкесир и Бандырма. На них расположены эскадрильи самолетов F-100D и F-100С, F-4E «Фантом», F-104S и F-104G, F-102A, F-5A и RF-5А. В состав 2-й ТВА входят три авиабазы: Диярбакыр – имеет по одной эскадрилье F-102A, F-10GD и RF-84F; Мерзифон – по 2-е эскадрильи F-5A; Эрхач – 2-е эскадрильи F-100D. Всего боевых эскадрилий – 19. 12 относятся к штурмовым и истребительно-бомбардировочным: до 100 самолетов F-100D и С, 40 самолетов F-4E, 36 F-104G, 40 F-5A и несколько F-104S. 5 относятся к истребительным: 18 F-104S, 32 самолета F-5A и 36 F-102A. Две – разведывательные: 24 самолета RF-5A и 18 RF-84F. Общее количество боевых самолетов – 330, из них носители ядерного оружия – 90.
В ракетную базу ЗУР входят два дивизиона (по четыре эскадрильи) с 72 пусковыми установками зенитных ракет «Найк-Геркулес» и «Найк-Аякс». Все они прикрывают с воздуха район пролива Босфор.
Транспортной авиационной группе приданы три эскадрильи, в которых имеется восемь самолётов С-130, 20 С-160, 10 С-47, три С-54, шесть С-45, три «Вискаунт», два «Исландер». Кроме этого, в ВВС находится 10 вертолетов UH-11, 10 UH-19D и 10 АВ-204В.
Основные тактико-технические данные самолетов и вертолетов DВС Турции приведены в таблице.
Учебное авиационное командование осуществляет подготовку летного и технического состава для частей и подразделений ВВС Турции. В его состав включена академия ВВС, несколько летных и технических авиационных училищ и две авиационные базы (Чигли и Конья).
Основным учебным заведением является авиационное училище в Стамбуле. В него принимаются, как правило, юноши, окончившие лицеи ВВС (специальные средние школы), где они получают первоначальные знания о самолетах и управлении ими. Техника пилотирования отрабатывается на самолетах T-6, T-33, T-37. Срок обучения в училище два года. После его окончания курсанты направляются на стажировку в авиационные базы для освоения техники пилотирования на учебно-боевых самолетах F-5B, TF-104G, TF-100F и ТF-102A. Успешно завершив курс стажировки, они получают воинское звание лейтенанта и направляются в боевые эскадрильи.
Технический состав для обслуживания авиационной техники готовится в училище, находящемся в Измире. Операторы и техники радиолокационных станций, специалисты центров и постов управления и наведения самолетов, связисты, офицеры аэродромной службы и тылового обеспечения ВВС также проходят подготовку в соответствующих училищах.
Самолетный парк учебного командования, по данным иностранной печати, насчитывает около 30 самолетов Т-6, 30 Т-33, 24 Т-34, 23 Т-37, 12 Т-41, 10 TF-100F, четыре TF-104G, три TF-102X и несколько F-5B.
Силы и средства ПВО Турции
Силы и средства ПВО Турции, переданные в распоряжение НАТО, являются неотъемлемой частью системы ПВО зоны ответственности 6 ОТАК. Радиолокационные посты, расположенные на территории страны, почти все подключены к автоматизированной системе «Нейдж», которая предназначена для оповещения командования о воздушном противнике и управления боевыми силами объединенной системы ПВО НАТО.
Командование НАТО считает, что силы и средства ПВО Турции недостаточно надежно прикрывают воздушное пространство зоны 6 ОТАК, особенно на малых высотах. Поэтому принимаются меры по модернизации существующих РЛС с целью повышения их помехоустойчивости, и планируется построить на территории Турции три дополнительных радиолокационных поста системы «Нейдж». Турецкое командование намеревается закупить несколько мобильных РЛС и изыскивает пути приобретения ЗРК малой дальности действия типа «Кроталь» (Франция) и «Рапира» (Великобритания) для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми низколетящими целями.
Боевая подготовка ВВС Турции
Боевая подготовка частей и подразделений турецких ВВС проводится с целью поддержания их в постоянной боеготовности. Она организуется штабом ВВС в соответствии с требованиями командования НАТО и оперативных планов использования авиации. Основу боевой подготовки составляют учения и соревнования, в процессе которых совершенствуется летное мастерство экипажа, слаженность работы штабов по управлению авиацией в различных условиях воздушной обстановки. О ходе и уровне подготовки авиационные частей и подразделений командующий ВВС регулярно докладывает в штаб 6 ОТАК.
Каждая авиационная база согласно оперативным планам объединенных ВВС НАТО ежегодно проверяется на боеготовность и боеспособность. Во время таких проверок экипажам боевых самолетов ставятся задачи по перехвату воздушных целей на малых и больших высотах, бомбометанию по малоразмерным целям и ведению воздушной разведки в простых и сложных метеорологических условиях.
Части и подразделения боевой авиации, как сообщалось на страницах зарубежной печати, регулярно принимают участие в войсковых и командно-штабных учениях НАТО, проводимых на Южно-Европейском ТВД, таких, как «Дип фарроу» («Глубокая борозда»), «Дон пэтрол» («Утренний патруль») и типа «Экспресс».
Командование турецких ВВС, учитывая опыт ведения боевых действий на о. Кипр в 1974 году, большое внимание стало уделять отработке взаимодействия авиации с сухопутными войсками и ВМС Турции, а также поиску и уничтожению малоразмерных надводных целей. На учениях значительное место отводится рассредоточению авиации и действию ее с передовых аэродромов.
Развитие ВВС Турции
Развитие ВВС Турции определяется принятой правительством страны в 1972 году программой модернизации вооруженных сил, которая предусматривает качественное обновление самолетного парка. Как указывалось в иностранной печати, дальнейший рост боевых возможностей авиации командование ВВС Турции намеревается осуществить за счет технического переоснащения частей и подразделений без существенного увеличения личного состава и самолетного парка. В связи с тем, что создание собственной авиационной промышленности по производству боевых самолетов затягивается из-за финансовых затруднений, основной упор делается на закупку современной техники на льготных условиях за границей.
По контракту 1972 года Турция уже получила от США 40 истребителей-бомбардировщиков F-4E «Фантом» 2, которые заменили часть устаревших самолетов F-4F и F-100C и D. Около 100 турецких летчиков и техников осваивали самолеты «Фантом» в США. Помимо этого, командование ВВС Турции приняло решение о создании своего учебного центра по подготовке летчиков для этих самолетов. Оборудование центра на авиабазе Эскишехир будет производить американская фирма «Макдоннэлл Дуглас». В настоящее время ведутся переговоры с США относительно закупки еще одной партии самолетов «Фантом».
В 1974 году был заключен контракт с Италией на поставку Турции 54 истребителей F-104S (производятся по американской лицензии) на замену самолетов F-100C и D и F-102A. Их поставки, которые уже начались, планировалось завершить к середине 1977 года.
Активно помогает Турции в укреплении ее ВВС и ФРГ. Иностранная печать сообщала, что она обязалась безвозмездно передать турецким ВВС 90 учебных самолетов TF-104G (производятся по лицензии США) для пяти учебных эскадрилий. Одновременно указывалось, что в ближайшие годы с помощью западногерманских фирм в Кайсери будет построен завод по производству транспортных самолетов, выпускающий по 15 самолетов в год. В настоящее время в ФРГ проходит летные испытания прототип такого самолета AM-C111 (турецкое наименование KC-111). Как полагают, это будет легкий транспортный самолет.
В результате обновления самолетного парка, как полагают турецкие военные специалисты, боевые возможности авиационных частей и подразделений значительно возрастут.
Таким образом, по данным иностранной печати, ВВС Турции представляют собой достаточно сильную авиационную группировку в составе тактических ударных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД.
Состав самолетов ВВС Турции
Боевые самолеты:
- Canadair NF-5A – истребитель многоцелевой.
- Canadair NF-5B – истребитель учебный.
- Tusas F-16D – истребитель учебный.
- Tusas F-16C – истребитель многоцелевой.
Транспортные самолеты:
- Boeing KC-135R – топливозаправщик.
- Boeing 737—700 – транспортник.
- Boeing 737-700BBJ – самолет административного назначения.
- CASA CN-235 – транспортник.
- Cessna 650 Citation VII – самолет административного назначения.
- Tusas CN-235M – транспортник.
- Cessna Citation II – самолет административного назначения.
- Gulfstream IV – самолет административного назначения.
- Lockheed C-130E – транспортник.
- Lockheed C-130B – транспортник.
- Raytheon 200 – самолет административного назначения.
- Transall C-160D – транспортник.
Самолеты учебные:
- Cessna T-37B – тренировочный учебный.
- Cessna T-37C – боевой учебный.
- Cessna T-41D – тренировочный учебный.
- SIAI-Marchetti SF.260D – тренировочный учебный.
- Northrop T-38 – тренировочный учебный.
- Socata TB.20 – тренировочный учебный.
Гражданская авиация Турции
На период 2002 года Турция занимала 28-е место во всем мире по общему пассажирообороту, это около 16,8 миллиарда человек. Постояннодействующих авиакомпаний – 14. Международный статус получили 12 авиакомпаний. Общее количество самолетов – 685 единиц.
«Туркиш Эрлайнз» – национальный перевозчик, который занимает 46-е место во всем мире. Его пассажиропоток – 10,4 миллиона человек. Весь флот компании состоит из А340 – 7 самолетов, Боинг 737 – 40 самолетов, А310 – 5 самолетов и свыше десяти самолетов регионального назначения. Вторым по масштабам перевозчиком Турции считается «Пегасус Эрлайнз». Он немногим уступает «Туркиш Эрлайнз» и имеет состав пассажирских самолетов Боинг 737-400/800 – 10 единиц.
«Онур Эйр» имеет общее количество самолетов – 10 единиц: MD-88, А300 и А321. Грузовыми перевозками занимается компания «МНГ Эрлайнз Карго». Ее флот состоит из семи самолетов Боингов-737-400 и Эрбасов А300.
avia.pro
состав, численность, фото. Сравнение ВВС России и Турции. ВВС Турции во Второй мировой войне
Активный участник блоков НАТО и СЕАТО, Турция ориентируется на соответствующие требования, которые относятся ко всем состоящим в составе объединённых военно-воздушных сил Южно-Европейского ТВД вооружённым силам. Взяв в расчёт стратегическое и географическое положение страны (близость к России и другим постсоциалистическим странам), уже очень давно, в абсолютно мирные для данных территорий времена, НАТО основало здесь довольно мощную группировку ВВС Турции. Эта авиагруппа состоит из двадцати истребителей-бомбардировщиков F-4С «Фантом» (США) и 39-й тактической авиагруппировки. Это помимо ВВС Турции, части и подразделения которых могут оказать активную поддержку и ВМС, и любым другим войскам, в том числе и сухопутным.
В периоды противостояния переброска техники с личным составом и войск велась во всех пределах театра военных действий. Прикрывались важные стратегические объекты, проводилась тактическая разведка для вооружённых сил НАТО и своего командования. Все эти задачи до определённого времени и выполняли ВВС Турции.
Состав и организация
Во главе военно-воздушных сил страны стоит командующий, подчиняющийся начальнику Генерального Штаба ВС. Он располагается в Анкаре, откуда и производится руководство всеми подчинёнными ему частями, подразделениями и соединениями. Штаб ВВС Турции находится в теснейшем взаимодействии с ОТАК (Объединённое тактическое авиационное командование) в Измире.
В регулярных военно-воздушных войсках страна имеет сорок восемь тысяч человек, плюс двадцать девять тысяч — в резерве. ВВС Турции, состав которых мало чем отличается от авиационных войск других стран, делятся на две ТВА (тактическая воздушная армия) со штабами в Диярбакыре и Эскешехире. Также к ним относятся база зенитных управляемых ракет «Найк», транспортная авиационная группа и учебно-авиационное командование.
Эскадрильи
Главным боевым подразделением ВВС Турции считается авиационная эскадрилья из восемнадцати самолётов. В данный момент проводятся работы по замене физически и морально устаревших самолётов F-104G, RF-84F и F-100C (а также и D) на современные F-4E, F-104S и RF-5A. В Первой ТВА четыре базы ВВС Турции: Мюртед, Эскишехир, Бандырма и Балыкесир. Здесь находятся эскадрильи F-100С и F-100D, F-104S и F-104G, а также F-4E «Фантом», F-102A, F-5A и RF-5А. Во Второй ТВА авиабазы три, но количество самолётов ВВС Турции на них не менее велико. База Диярбакыр содержит по целой эскадрилье F-10GD, F-102A и RF-84F. В Мерзифоне находятся две эскадрильи F-5A, в Эрхаче — F-100D. В девятнадцать эскадрилий в общей сложности входят бомбардировщики и истребители ВВС Турции.
Двенадцать авиагрупп — штурмовики, пять — истребительная авиация, две эскадрильи — разведка. Всего триста тридцать боевых самолётов, среди которых девяносто — носители ядерных боеголовок. Транспортная авиагруппа имеет три эскадрильи с более чем двадцатью самолётами. Ракетная база ЗУР оснащена двумя дивизионами по четыре эскадрильи, где имеются семьдесят две пусковые установки, прикрывающие весь пролив Босфор. Вертолеты ВВС Турции имеют не в большом количестве — их тридцать: по десять АВ-204В, UH-19D и UH-11.
Подготовка лётного и технического состава
Учебную подготовку осуществляет авиационное командование для всех подразделений и частей. Здесь функционируют академия, две авиабазы (в Конья и Чигли) и несколько технических и лётных училищ ВВС Турции, количество которых достаточно часто варьируется. Основное учебное заведение — училище в Стамбуле, куда принимаются юноши, уже окончившие лицей ВВС и получившие некоторые знания об управлении самолётами. Таких лицеев (специальных средних школ) несколько на территории страны. Технику пилотирования в лётных училищах курсанты отрабатывают на Т-37, Т-33 и Т-6.
Обучение двухгодичное, после чего следует стажировка на авиационных базах, где приобретаются уже настоящие навыки управления военными самолётами TF-102A, TF-100F, TF-104G и F-5B. После стажировки присваивается воинское звание, и следует направление в действующие эскадрильи. Техники (обслуживающий персонал) получают подготовку в измирском училище: операторы радиолокационных станций, специалисты постов и центров управления, наведения, связисты, аэродромная и тыловая службы для обеспечения военно-воздушных сил тоже имеют соответственные училища для подготовки. Количество самолетов ВВС Турции для обучения насчитывает около ста двадцати единиц. Среди них не только Т-6 и Т-33, летают также Т-34, Т-37, Т-41, TF-100F, TF-104G, TF-102X и F-5B.
В НАТО
Самолеты ВВС Турции переданы в распоряжение НАТО и являются частью всей системы управления объединёнными силами. Боевая подготовка подразделений и частей турецких военно-воздушных сил поддерживает их в боеготовности. Учения организуются по требованиям НАТО и на основании оперативных планов, составленных там же. Проводятся и соревнования, в которых совершенствуются и слаженность работы, и лётное мастерство экипажа, и быстрая реакция на условия воздушной обстановки штабистов. На боеспособность и боеготовность регулярно, не реже раза в год, проверяются все авиабазы, а во время проверок каждый экипаж получает собственную задачу: это и перехват целей на больших и малых высотах, и бомбометание по небольшим по размеру целям, и ведение воздушной разведки как в простых, так и в сложных погодных условиях.
Вся численность ВВС Турции регулярно участвует в командно-штабных и войсковых учениях НАТО, которые проводятся на юге Европы. Это и «Дип фарроу», и «Дон пэтрол», и «Экспресс». Командованию ВВС Турции приходится учитывать горький опыт военных действий 1974 года на острове Кипр, а потому оно огромное внимание уделяет взаимодействию сухопутных войск, военно-морских сил и авиации. Тренируются также уничтожать небольшие надводные цели. Самое значительное место отводят действиям с передовых аэродромов и рассредоточению самолётов.
Политика и ВВС Турции
Во Второй мировой войне правительство республики почти до конца сохраняло нейтралитет, умело лавируя между двумя блоками, противостоящими друг другу. В конце февраля 1945 года Турция, наконец, определилась, объявив войну Германии. Боевые действия её не коснулись, вся поддержка основывалась на дипломатической позиции. Турция контролировала Босфор и Дарданеллы, проливы, по которым следовали в Чёрное море военные корабли, она располагала армией, но баланс сил на южном советско-германском фронте и в Средиземноморье изменить не пыталась.
С 1939 года Анкара держалась англо-французского блока, поскольку боялась усиления Италии, но после капитуляции Франции в 1940 году с Германией значительно сблизилась: поставляла туда стратегическое сырьё (хром, например), пропускала немецкие и итальянские военные суда через проливы. В 1941-ом Турция заявила о нейтралитете, не прекращая, однако, разрабатывать перспективы участия в войне с Советским Союзом на стороне Германии. На границах советским войскам ослаблять внимание было нельзя: двадцать шесть турецких дивизий дислоцировались непосредственно у рубежей, постоянно проводились крупные манёвры ВВС Турции. В Закавказье СССР вынужден был держать значительную группу войск именно поэтому.
Восточная хитрость
Лишь после Сталинградской битвы Турция убедилась в несостоятельности планов Германии по разгрому Советского Союза, после чего немедленно возобновила разнообразные договорённости с союзниками, но лишь в августе 1944-го все дипломатические отношения с Гитлером были ею окончены. Войну Гитлеру пришлось объявить под страхом того, что Дарданеллы и Босфор будут контролироваться участниками антигитлеровской коалиции. Англичане понапрасну вооружали турков по ленд-лизу — в войне они так и не поучаствовали.
Однако членом ООН в итоге объявления войны Турция стала. И членом НАТО тоже, с 1952 года. Из-за географического положения это весьма ценный член для данной организации. В 1972 году правительство Турции принимает программу модернизации самолётного парка. Технически были переоснащены все подразделения и части, при этом практически не увеличилась численность ВВС Турции (ни парк, ни личный состав). Самолётостроением Турция не занимается, упор был сделан на закупки самой современной техники. Условия сделок, само собой, льготные — НАТО всегда поддерживает своих участников.
Конкретика
Контракт с США дал Турции в 1972 году сорок истребителей-бомбардировщиков «Фантом» — F-4E, которыми заменили устаревшие. Турецкие лётчики и техники осваивали новое вооружение в США, затем был создан учебный центр. В 1974-ом Италия заключила контракт с Турцией и поставила ей пятьдесят четыре произведённых по американской лицензии истребителя F-104S. Германия безвозмездно передала ВВС Турции девяносто учебных самолётов TF-104G, которые тоже произведены по лицензии США. Более того, стараниями немцев в Кайсери построен авиазавод — пятнадцать транспортников в год. Естественно, в результате обновления самолётного парка и обучения турецких военных специалистов боевые возможности военно-воздушных сил значительно возросли.
Давно не прекращающиеся конфликты на Ближнем Востоке определённо показывают, что Турция проводит агрессивную внешнюю политику. И особая ставка делается именно на боевую авиацию. Стоит вспомнить военный конфликт в Сирии и нападения турецких подразделений на военно-воздушные суда РФ. Сейчас отношения между двумя странами приобретают очертания зыбкого мира, тем не менее доминирующее положение Турции занять не удастся. Гегемонистские устремления её на Азиатском пространстве подпитывало членство в НАТО, но после странным образом возникшей попытки военного переворота турецкое руководство уже не столь доверчиво по отношению к коалиции. Официальная Анкара всё так же уповает на роль своей боевой авиации во внешнеполитической борьбе, но антироссийским тараном в руках НАТО быть перестала. Во всяком случае, на какое-то время.
Сравнение ВВС
России и Турции есть что совместно вспомнить. В течение всей истории отношений двух стран войны начинались двенадцать раз, причём локальные конфликты в это число не входят. Последняя война была сто лет назад — Первая мировая. Однако в 2016 году опасность прямого военного столкновения снова оказалась высока. Этому послужило уничтожение нашего Су-24, ответная реакция на которое была для Турции весьма ощутимой. Несмотря на это, военные действия не начались. Россия почти уничтожила турецкий бизнес запретом отдыха россиянам в этой стране. И о возможном военном столкновении говорили даже профессионалы: и генералы, и дипломаты. Вот в свете этого, несмотря на то что конфликт как бы улажен, а извинения принесены, есть смысл выяснить потенциал турецкой и российской армий в сравнении.
Самое вероятное место столкновения авиации двух стран — северная Сирия, где получают турецкую поддержку сирийские бандиты. За счёт чего Анкара так уверена в себе, что не боится ответного удара со стороны авиации России? Основа ВВС Турции — американский истребитель четвёртого поколения — F-16 (один из них и сбил наш бомбардировщик ударом в спину), их у Турции двести восемь штук. К ним можно прибавить различные модификации устаревшего американского истребителя NF-5 (1964 год) — их у турецких ВВС сорок одна штука. По сравнению с первым — вполне ещё рабочей лошадкой, хотя и тоже старенькой — этот истребитель подлежит непременной замене.
Наши ВКС (Воздушно-космические силы), безусловно, превосходят турецкие. Есть и штурмовики, и стратегические, и фронтовые бомбардировщики Ту-160 и Ту-95, хорошо показавшие себя в борьбе с запрещённой на территории РФ террористической организацией ИГИЛ. У нас есть триста тридцать истребителей разных модификаций Су-27, шестьдесят самолётов Су-30, сорок Су-35С, около двухсот МиГ-29, сто пятьдесят МиГ- 31 и наиболее боеспособные истребители новой постройки — Су-30 и Су-35, с бортовой радиолокационной станцией. Они значительно превосходят всё, что существует в авиации на сегодняшний день.
Авиасредства поражения
Корректируемые авиабомбы КАБ-500-С и КАБ-1500, которые имеются на вооружении российских ВВС, плюс крылатые ракеты Х-555 и Х-101, которые тоже являются неплохим средством поражения противника, достаточно эффективны. Ещё требует работы проблема ракет средней дальности класса воздух-воздух, но и она постепенно решается. Основная ракета этого класса у наших ВКС — весьма старинная Р-27, у которой имеется полуактивная радиолокационная головка для самонаведения. Лётчику достаточно сложно вести её до цели, поскольку нельзя маневрировать для точного попадания. А в напряжённой и переменчивой боевой обстановке это не слишком хорошая позиция. При резком манёвре боеголовка может в цель не попасть.
Работа ведётся, Р-27 подвергается изощрённой модификации, получая тепловое самонаведение. Эта функция освободит лётчика от необходимости вести ракету, однако даже такое усовершенствование не сделает это вооружение передовым. Здесь турецкие ВВС пока в приоритете, поскольку вооружены американскими ракетами AIM-120 AMRAAM, которые можно пустить в цель и забыть о них. Они цель найдут. Возможности у лётчика для манёвров при этом гораздо большие, чем у пилотов российских истребителей. Остаётся уповать на лучшее мастерство и обученность наших экипажей, поскольку именно это определяет исход каждого воздушного противостояния.
Итоги
Поскольку российские ВКС имеют помимо многоцелевых истребителей фронтовые бомбардировщики и стратегические для уничтожения самых важных целей в инфраструктуре неприятеля, причём в значительно больших количествах, то преимущество в сравнении на стороне наших ВВС. Да и другие типы летательных агрегатов (бомбардировщиков, штурмовиков, вертолётов, военных транспортников) у нас представлены в неизмеримо большем количестве. Преимущество неоспоримо. Хотя Турция интегрировалась в систему ПВО НАТО, а американская Patriot имеет дальность поражения до восьмидесяти километров, Россия вооружена новейшими системами С-300 и С-400, у которых дальность обнаружения почти пятьсот километров.
Разместив эти комплексы в сирийской Латакии, Россия воочию убедилась в том, что Турция нервничает, поскольку под контроль попала значительная часть юго-востока страны. Резюмируя сравнение ВВС России и Турции, нужно признать, что в случае войны преимущество останется за Россией, поскольку у нее боеспособных самолётов больше, их количество и качество продолжает расти, перевооружение идёт полным ходом, пополняя авиацию новыми и более совершенными боевыми машинами. Однако бои лёгкими не будут, поскольку нельзя назвать слабыми ВВС Турции (фото это демонстрирует). А значит, лучше бы никакой войны вообще не случилось.
fb.ru
ВВС Турции — это… Что такое ВВС Турции?
Военно-воздушные силы Турции (тур. Türk Hava Kuvvetleri) — один из видов Вооружённых сил Турции.
ВВС Турции были основаны в 1911 году, однако практически прекратили существование после Первой мировой войны и в 1920-е годы воссоздавались заново. К 1940 году Турция располагала крупнейшими ВВС в регионе Ближнего Востока и Балканского полуострова. Турецкие военно-воздушные силы участвовали во вторжении на Кипр (1974) и в военных операциях на Балканах в 1990-е годы, а также периодически привлекаются к внутреннему вооружённому конфликту в Курдистане.
Структура
По состоянию на 2009 г. ВВС Турции организационно включают [2]
- Штаб (Анкара)
- 1 Тактическое авиационное командование (ТАК) (Эскишехир)
- 1 авиационная база (АвБ) (Эскишехир)
- 4 АвБ (Акынджи)
- 6 АвБ (Бандырма)
- 9 АвБ (Балыкесир)
- 15 база ЗУР «Найк-Геркулес» (Алемдар)
- 2 ТАК (Диярбакыр)
- 10 отдельная АвБ самолётов-заправщиков (Инджирлик)
- 11 отдельная транспортная АвБ (Этимесгут)
- 12 отдельная транспортная АвБ (Эркилет)
- Учебное авиационное командование (Измир)
- 2 учебная авиаэскадрилья (Чигли)
- 3 учебная авиаэскадрилья (Конья)
- Училище ВВС «Хава харп окулу» (Стамбул)
- Училище служб ВВС и учебный центр (Измир)
- Учебный центр ПВО (Сиврихисар)
- Командование тыла (Анкара)
Базы ВВС
Основные авиационные базы:
Всего на территории Турции имеется 34 аэродрома с искусственными взлётно-посадочными полосами.
Боевой состав
По состоянию на 2009 г.[3]:
Численность личного состава — 60 тыс. чел.
Боевая авиация — 21 эскадрилья:
- истребительно-бомбардировочных — 8
- истребительные ПВО — 7
- разведывательные — 2
- учебно-боевые — 4.
Вспомогательная авиация — 11 эскадрилий:
- транспортные — 5
- учебные — 5
- транспортно-заправочные — 1.
Обозначение формирования или части | Вооружение и оснащение | Место расположения |
---|---|---|
Техника и вооружение
Тактические истребители F-16 ВВС Турции
Самолёт-заправщик KC-135R осуществляет заправку F-16 ВВС Турции
Состав и численность авиапарка по состоянию на 2008 год[4].
Пусковые установки зенитных управляемых ракет по состоянию на 2009 год[5].
Опознавательные знаки
Знаки различия
Генералы и офицеры
Сержанты и рядовые
Примечания
- ↑ Commander of the Turkish Air Force
- ↑ «Зарубежное военное обозрение», 2009 г., № 4, с. 59-63
- ↑ «Зарубежное военное обозрение», 2009 г., № 4, с. 59-63
- ↑ «Зарубежное военное обозрение», 2008 г., № 7
- ↑ «Зарубежное военное обозрение», 2009 г., № 4, с. 59-63
- ↑ []
Внешние ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Военно-воздушные силы Турции — это… Что такое Военно-воздушные силы Турции?
Военно-воздушные силы Турции (тур. Türk Hava Kuvvetleri) — один из видов вооружённых сил Турецкой Республики.
ВВС Турции были основаны в 1911 году, однако практически прекратили существование после Первой мировой войны и в 1920-е годы воссоздавались заново. К 1940 году Турция располагала крупнейшими ВВС в регионе Ближнего Востока и Балканского полуострова.Турецкие военно-воздушные силы участвовали во вторжении на Кипр (1974) и в военных операциях на Балканах в 1990-е годы, а также периодически привлекаются к внутреннему.
История
Структура
По состоянию на 2009 г. ВВС Турции организационно включают [2]
- Штаб (Анкара)
- 1 Тактическое авиационное командование (ТАК) (Эскишехир)
- 1 авиационная база (АвБ) (Эскишехир)
- 4 АвБ (Акынджи)
- 6 АвБ (Бандырма)
- 9 АвБ (Балыкесир)
- 15 база ЗУР «Найк-Геркулес» (Алемдар)
- 2 ТАК (Диярбакыр)
- 10 отдельная АвБ самолётов-заправщиков (Инджирлик)
- 11 отдельная транспортная АвБ (Этимесгут)
- 12 отдельная транспортная АвБ (Эркилет)
- Учебное авиационное командование (Измир)
- 2 учебная авиаэскадрилья (Чигли)
- 3 учебная авиаэскадрилья (Конья)
- Училище ВВС «Хава харп окулу» (Стамбул)
- Училище служб ВВС и учебный центр (Измир)
- Учебный центр ПВО (Сиврихисар)
- Командование тыла (Анкара)
Пункты базирования
Основные авиационные базы:
Всего на территории Турции имеется 34 аэродрома с искусственными взлётно-посадочными полосами.
Боевой состав
По состоянию на 2009 г.[2]:
Численность личного состава — 60 тыс. чел.
Боевая авиация — 21 эскадрилья:
- истребительно-бомбардировочных — 8
- истребительные ПВО — 7
- разведывательные — 2
- учебно-боевые — 4.
Вспомогательная авиация — 11 эскадрилий:
- транспортные — 5
- учебные — 5
- транспортно-заправочные — 1.
Обозначение формирования или части | Вооружение и оснащение | Место расположения |
---|---|---|
Техника и вооружение
Файл:YaşarKadıoğluTuAF4.jpgТактические истребители F-16 ВВС Турции
Файл:TuAF1.jpgСамолёт-заправщик KC-135R осуществляет заправку F-16 ВВС Турции
Данные о технике и вооружении ВВС Турции взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology.[3]
Опознавательные знаки
Эволюция опознавательных знаков BBC Турции
Знаки различия
Генералы и офицеры
Сержанты и рядовые
Галерея
Примечания
Внешние Ссылки
dic.academic.ru
Тип | Производство | Назначение | Количество | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Боевые самолёты | ||||||
Lockheed Martin F-35 Lightning II | США США | многоцелевой истребитель | 2[4] | В июне 2018 года передана первая партия самолётов данного типа | ||
Canadair NF-5A Canadair NF-5B | Канада Канада Канада Канада | многоцелевой истребитель учебный истребитель | 17[3] 10[3] | Американский самолёт F-5 по лицензии производился в Канаде | ||
F-16C Block 30 | Турция Турция | многоцелевой истребитель | 27[3] | |||
F-16C Block 50 | Турция Турция | многоцелевой истребитель | 162[3] | |||
F-16C Block 50+ | Турция Турция | многоцелевой истребитель | 14[3] | |||
F-16D Block 30 | Турция Турция | многоцелевой истребитель | 8[3] | |||
F-16D Block 50 | Турция Турция | многоцелевой истребитель | 33[3] | |||
F-16D Block 50+ | Турция Турция | многоцелевой истребитель | 16[3] | |||
Northrop F-5A | США США | многоцелевой истребитель | 18[3] | 48 модернизируются до F-5S[3] | ||
Northrop F-5B | США США | учебный истребитель | 8[3] | |||
McDonnell Douglas F-4E | США США | многоцелевой истребитель | 51[3] | |||
Транспортные самолёты | ||||||
Boeing 737—700 Boeing 737-700BBJ | США США США США | транспортный самолёт административный самолёт | 1 1 | |||
Boeing KC-135R | США США | самолёт-топливозаправщик | 7 | |||
CASA CN-235 | Испания Испания | транспортный самолёт | более 2[3] | |||
Tusas CN-235M | Турция Турция | транспортный самолёт | 46[3] | Испанский самолёт CASA CN-235 по лицензии производился в Турции | ||
Cessna 650 Citation VII | США США | административный самолёт | 2 [3] | |||
Cessna Citation 550 II | США США | административный самолёт | 2[3] | |||
Gulfstream 550 | США США | административный самолёт | 1[3] | |||
Beechcraft King Air Beech 350 | США США | административный самолёт | 5[3] | |||
Lockheed C-130B Lockheed C-130E | США США США США | транспортный самолёт транспортный самолёт | 6[3] 12[3] | |||
Lockheed C-130R | США США | транспортный самолёт | 7[3] | |||
Lockheed C-130H | США США | транспортный самолёт | 1[3] | |||
Transport Allianz C.160D Transall | Франция Франция Германия Германия | транспортный самолёт | 16[3] | |||
Raytheon 200 | США США | административный самолёт | 6 | |||
Airbus A400M | Airbus Military | транспортный самолёт | 3 [3] | |||
Учебные самолёты | ||||||
Cessna T-37B Cessna T-37C | США США США США | учебно-тренировочный учебно-боевой | 20 35 | |||
Cessna T-41D | США США | учебно-тренировочный | 28[3] | |||
Northrop T-38 A/M | США США | учебно-тренировочный | 70[3] | |||
SIAI-Marchetti SF.260D | Италия Италия | учебно-тренировочный | 34[3] | |||
Socata TB.20 | Франция Франция | учебно-тренировочный | 7 | |||
KAI KT-1 Woongbi | Корея | учебно-тренировочный | 40[3] | |||
Вертолёты | ||||||
Bell Helicopter Textron UH-1H | США США | многоцелевой вертолёт | 20 | |||
Eurocopter AS.532AL Eurocopter AS.532UL | Франция Франция Франция Франция | многоцелевой вертолёт транспортный вертолёт | 6 14 | |||
Системы ПВО[5] | ||||||
B-737 AEW&C | США США | летающий радар | 3+1 заказ[3] | самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления | ||
MIM-14 | США США | ЗРК средней дальности | 72 | |||
«Rapier» | Великобритания Великобритания | ЗРК ближней дальности | 84 | |||
MIM-23 Hawk | США США | ЗРК средней дальности | неизвестно | |||
Беспилотный летательный аппарат | ||||||
GNAT-750 | США США | Беспилотный летательный аппарат | 18[3] | |||
MQ-1 Predator | США США | Беспилотный летательный аппарат | 1[6] | |||
MQ-9 Reaper | США США | Беспилотный летательный аппарат | 4[6] | |||
RQ-7 Shadow | США США | Беспилотный летательный аппарат | 6[6] | |||
IAI Heron | Израиль Израиль | Беспилотный летательный аппарат | 9[3] | |||
Aerostar | Израиль Израиль | Беспилотный летательный аппарат | 3[6] | |||
Управляемая авиационная бомба | ||||||
LANTIRN | США США | Высокоточная, «умная» бомба | 80[3] | 40 AN/AAQ-14 LANTIRN и 40 AN/AAQ-13 LANTIRN | ||
GBU-12 Paveway II | США США | Управляемая бомба с лазерным наведением | неизвестно | Paveway I и Paveway II | ||
AGM-88 HARM | США США | Противорадиолокационная ракета | неизвестно | Высокоскоростная противорадиолокационная ракета AGM-88A |
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Военно-воздушные силы Турции: справка | Справка | Вопрос-Ответ
Военно-воздушные силы Турции были основаны в 1911 году, однако практически прекратили существование после Первой мировой войны и в 1920-е годы воссоздавались заново. К 1940 году Турция располагала крупнейшими ВВС в регионе Ближнего Востока и Балканского полуострова.
О том, что представляет собой ВВС Турции на сегодняшний день, рассказывает АиФ.ru.
Участие в конфликтах
Действующий командир: генерал-полковник Хасан Аксай
Структура
ВВС Турции организационно включают:
Штаб (Анкара)
Тактическое авиационное командование (ТАК) Эскишехир
- авиационная база (АвБ) (Эскишехир)
- АвБ (Акынджи)
- АвБ (Бандырма)
- АвБ (Балыкесир)
- база зенитно-управляемых ракет (ЗУР) «Найк-Геркулес» (Алемдар)
ТАК Диярбакыр
Учебное авиационное командование (Измир)
- 2 учебная авиаэскадрилья (Чигли)
- 3 учебная авиаэскадрилья (Конья)
Училище ВВС «Хава харп окулу» (Стамбул)
Училище служб ВВС и учебный центр (Измир)
Учебный центр ПВО (Сиврихисар)
Командование тыла (Анкара)
Самолёт ВВС Турции F-16C. Фото: Commons.wikimedia.orgПункты базирования
Основные авиационные базы:
- Бакиркой, совместное базирование в аэропорту им. Ататюрка
- Балыкесир
- Диярбакыр
- Измир
- Инджирлык
- Кайсери
- Конья
- Чигли
- Чорлу
- Эрхач
- Эскишехир
Всего на территории Турции имеется 34 аэродрома с искусственными взлётно-посадочными полосами.
Боевой состав
Численность личного состава — 60 тыс. чел.
Боевая авиация — 21 эскадрилья:
- истребительно-бомбардировочных — 8
- истребительные ПВО — 7
- разведывательные — 2
- учебно-боевые — 4.
Вспомогательная авиация — 11 эскадрилий:
- транспортные — 5
- учебные — 5
- транспортно-заправочные — 1.
Техника и вооружение
Тип |
Производство |
Назначение |
Количество |
Примечания |
|
Боевые самолёты |
|||||
Canadair NF-5A Canadair NF-5B |
Канада Канада |
многоцелевой истребитель учебный истребитель |
26 15 |
Американский самолёт F-5 по лицензии производился в Канаде |
|
Tusas F-16C Tusas F-16D |
Турция Турция |
многоцелевой истребитель учебный истребитель |
168 40 |
Американский самолёт F-16 по лицензии производился в Турции |
|
Транспортные самолёты |
|||||
Boeing 737—700 Boeing 737-700BBJ |
США США |
транспортный самолёт административный самолёт |
1 1 |
||
Boeing KC-135R |
США |
самолёт-топливозаправщик |
7 |
||
CASA CN-235 |
Испания |
транспортный самолёт |
2 |
||
Tusas CN-235M |
Турция |
транспортный самолёт |
48 |
Испанский самолёт CASA CN-235 по лицензии производился в Турции |
|
Cessna 650 Citation VII |
США |
административный самолёт |
2 |
||
Cessna Citation II |
США |
административный самолёт |
2 |
||
Gulfstream IV |
США |
административный самолёт |
3 |
||
Lockheed C-130B Lockheed C-130E |
США США |
транспортный самолёт транспортный самолёт |
6 7 |
||
Raytheon 200 |
США |
административный самолёт |
6 |
||
Transall C-160D |
Франция Германия |
транспортный самолёт |
18 |
||
Учебные самолёты |
|||||
Cessna T-37B Cessna T-37C |
США США |
учебно-тренировочный учебно-боевой |
20 35 |
||
Cessna T-41D |
США |
учебно-тренировочный |
24 |
||
Northrop T-38 |
США |
учебно-тренировочный |
68 |
||
SIAI-Marchetti SF.260D |
Италия |
учебно-тренировочный |
38 |
||
Socata TB.20 |
Франция |
учебно-тренировочный |
7 |
||
Вертолёты |
|||||
Bell Helicopter Textron UH-1H |
США |
многоцелевой вертолёт |
20 |
||
Eurocopter AS.532AL Eurocopter AS.532UL |
Франция Франция |
многоцелевой вертолёт транспортный вертолёт |
6 14 |
||
Системы ПВО |
|||||
MIM-14 Nike-Hercules |
США |
ЗРК средней дальности |
72 |
||
«Rapier» |
Великобритания |
ЗРК ближней дальности |
84 |
Смотрите также:
www.aif.ru
Военно-воздушные силы Турции — Зарубежное военное обозрение 1988(10)
Важность стратегического положения Турции, которое определяется общностью границ с Советским Союзом и Болгарией, а также возможностью контролировать Черноморскую проливную зону, явилась главным фактором, оказывающим решающее влияние на роль и место этого государства в осуществлении агрессивных замыслов милитаристских кругов США и НАТО против стран социалистического содружества с южного направления. Более того, Турция, безоговорочно следующая в кильватере американской политики, используется также для усиления военного присутствия США на Ближнем и Среднем Востоке. Нынешнее турецкое правоконсервативное правительство видит укрепление своей власти в стране в строительстве сильной армии и тесном союзе с американским империализмом.
Турция — один из самых активных членов блока. В строительстве национальных вооруженных сил она полностью ориентируется на США и НАТО. Военная доктрина Турции предусматривает всестороннее развитие всех видов вооруженных сил, в том числе и ВВС.
По свидетельству военных экспертов, турецкие ВВС уже в мирное время достаточно хорошо подготовлены к военным действиям и являются важной составной частью авиационной группировки блока на Южно-Европейском ТВД.
В соответствии с принятыми в НАТО основными положениями о боевом применении тактической авиации на ВВС Турции возлагаются следующие задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе; авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС; изоляция районов боевых действий; защита административно-политических я промышленных центров, группировок войск и других важнейших объектов от ударов противника с воздуха; переброска войск и грузов и ведение воздушной разведки в интересах как своих вооруженных сил, так и ОВС НАТО в целом.
Кроме того, части и подразделения ВВС Турции совместно с ВМС контролируют Черноморскую проливную зону и морские коммуникации в восточной части Средиземного моря.
Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной печати, освещаются состав, организация, боевая подготовка и основные направления строительства турецких ВВС.
Организация и боевой состав. Во главе военно-воздушных сил стоит командующий, который непосредственно подчинен начальнику генерального штаба вооруженных сил страны. Руководство подчиненными ему соединениями и частями он осуществляет через свой штаб (расположен в г. Анкара), состоящий из нескольких управлений: личного состава, оперативного, службы тыла, планирования, военной разведки и других.
Штаб — орган оперативного руководства ВВС. Он планирует, организует и контролирует оперативную и боевую подготовку, мобилизационное и оперативное развертывание в национальном масштабе, решает вопросы обеспечения вооружением частей и подразделений. Офицеры штаба активно участвуют в разработке планов использования турецкой авиации в учениях, проходящих в рамках объединенных ВВС НАТО на ЮЕ ТВД. [36]
Организационно ВВС состоят из двух (1-го и 2-го) тактических авиационных командований (ТАК), ракетной базы ЗУР (по данным некоторых иностранных журналов, она входит в состав 1 ТАК), учебного и транспортного авиационных командований (рис. 1).
Тактическое авиационное командование — высшее оперативное объединение ВВС Турции, предназначенное для ведения воздушных операций на одном-двух операционных направлениях. Штаб ТАК отвечает за поддержание высокой боевой готовности частей и подразделений, руководит их боевой подготовкой и участвует в разработке учений, проводимых как в национальном масштабе, так и в рамках блока. В военное время он организует воздушные операции и взаимодействие авиации с сухопутными войсками и ВМС.
В ТАК входят авиационные базы, являющиеся основными авиационными частями, которые, как правило, состоят из двух-трех эскадрилий. Командир базы отвечает за боевую готовность и летную подготовку личного состава, состояние авиационной техники и материально-техническое обеспечение подчиненных ему подразделений. Основное боевое подразделение ВВС — авиационная эскадрилья (в ней 15-20 самолетов).
1-е тактическое авиационное командование (штаб в Эскишехир) объединяет четыре авиационные базы (Эскишехир, Мюртед, Бандырма и Балыкесир) и одну ракетную базу ЗУР «Найк-Геркулес» (Алемдар). На авиабазе Эскишехир дислоцируются две истребительно-бомбардировочные эскадрильи (вооружены самолетами F-100D и F-4E соответственно) и одна разведывательная (RF-5A и [37] RF-4E). На авиабазе Мюртед находятся две истребительно-бомбардировочные эскадрильи (F-104G), а на авиабазе Бандырма — одна истребительно-бомбардировочная (F-104G) и одна разведывательная (F-5A и RF-5A). На авиабазе Балыкесир дислоцируются одна истребительно-бомбардировочная (F-104G) и две истребительные (F-104S и G) эскадрильи.
Ракетная база (Алемдар) включает два дивизиона ЗУР (по четыре эскадрильи), в которых насчитывается 72 ПУ зенитных ракет «Найк-Геркулес». Задача дивизионов — обеспечить прикрытие с воздуха Черноморской проливной зоны, а также важного административно-политического центра страны и военно-морской базы — Стамбула.
2-е тактическое авиационное командование (Диярбакыр) включает три авиационные базы: Мерзифон — две истребительно-бомбардировочные эскадрильи (F-5A), Эрхач — три истребительно-бомбардировочные эскадрильи (F-4E) и Диярбакыр — две истребительно-бомбардировочные (F-104G, рис. 2) и одна разведывательная (RF-5A).
Таким образом, согласно опубликованным в зарубежной печати данным, в боевом составе ВВС Турции насчитывается 18 эскадрилий боевой авиации, в том числе 13 истребительно-бомбардировочных (ударных), две истребительные (ПВО) и три разведывательные. Всего в ВВС Турции имеется около 580 боевых и учебно-боевых самолетов.
Транспортное авиационное командование (Этимесгут) имеет четыре эскадрильи, в которых насчитывается семь военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес», 20 C-160D «Трансалл» (рис. 3), 22 С-47А «Скайтрейн», 3 «Вискаунт», 2 С-47А и 4 Цессна 421.
Кроме того, в составе ВВС имеется 15 вертолетов UH-1H «Ирокез», 5 UH-19B и т. д. Подробнее боевой состав ВВС Турции приведен в таблице.
Боевой состав ВВС Турции
Назначение эскадрилий | Количество эскадрилий (самолетов в них) | В том числе |
Истребительно-бомбардировочные (ибаэ) | 13 (227) | 4 (75 F-4E) 6 (72 F-104G) 2 (40 F-5A и B) 1 (40 F-100) |
Истребительные (иаэ) | 2 (40) | 2 (36 F-104F и 4 TF-104) |
Разведывательные (раэ) | 3 (28) | 1 (20 RF-5A и B) 1 (8 RF-4E) |
Транспортные (траэ) | 4 (58) | 1 (7 C-130E) 1 (20 C-160D) 1 (22 C-47A) 1 (3 «Вискаунт», 2 С-47А, 4 Цессна 421) |
Учебно-боевые (убаэ) | 2 (28) | 2 (4 F-104 и 24 F-5) |
Специальные и вспомогательные (включая учебные) | . (285) | 55 F-100, 82 T-33, 12 T-34, 2 C-47A, 42 T-37, 29 T-38, 15 UH-1H, 5 UH-19B и другие |
Зенитные ракетные | 11 (96) | 8 (72 «Найк-Геркулес») 3 (24 «Рапира») |
Учебное авиационное командование (Измир) осуществляет общую и специальную подготовку летного и инженерно-технического состава для частей и подразделений ВВС Турции. В него входят летные и технические училища и школы, две учебные авиационные базы (Конья, Чигли).
Авиационное училище ВВС в Стамбуле — основное военно-учебное заведение по подготовке офицерских кадров для турецких военно-воздушных сил. Здесь в течение четырех лет осуществляется общеобразовательная, военная и техническая подготовка курсантов по единой программе. Начальное летное обучение они проходят на самолетах Т-33, Т-37 и Т-38. После окончания училища выпускникам присваивается воинское звание лейтенант с выдачей диплома по специальности «конструкция и [38] эксплуатация самолета и двигателя». Затем они направляются для дальнейшей специализации в училища родов войск и служб, а отобранные для летной работы на учебные авиабазы.
Личный состав, обслуживающий авиационную технику, готовится в техническом училище в Измире. Операторы и техники радиолокационных станции, специалисты центров и постов управления и оповещения, связисты, офицеры аэродромной службы и тылового обеспечения ВВС обучаются в соответствующих учебных заведениях (училищах и школах).
Летная подготовка слушателей на учебно-боевых и боевых самолетах F-100 осуществляется на авиабазе Конья, многоцелевых тактических истребителях F-4E — в учебном центре авиабазы Эскишехир, a F-104G — на авиабазах Мюртед и Балыкесир. Программы подготовки рассчитаны на один год и предусматривают освоение техники пилотирования боевого самолета, отработку элементов его боевого применения, включая практическое бомбометание и пуски ракет. По окончании курса подготовки слушателям вручается диплом, нагрудный знак военного летчика, и они направляются в боевые авиационные части.
Самолетный парк учебного авиационного командования, по данным иностранной печати, насчитывает более 200 самолетов, в том числе: 82 Т-33, 12 Т-34А, 42 Т-37, 29 Т-38, 20 Т-41 и 17 TF-104.
Противовоздушная оборона Турции является составной частью объединенной системы ПВО НАТО в Европе (район ответственности 6 ОТАК). Оповещение военно-политического руководства о воздушном противнике и управление активными силами и средствами производится на основе информации, поступающей от центров управления и оповещения, радиолокационных постов, большинство из которых подключено к объединенной автоматизированной системе управления ПВО НАТО «Нейдж».
В составе активных сил ПВО Турции находятся истребители F-104S, ЗРЕ «Найк-Геркулес» и «Рапира», а также зенитная артиллерия. Противовоздушная оборона большей части территории страны осуществляется в основном истребительной авиацией и зенитной артиллерией, а на эскадрильи ЗУР «Найк-Геркулес» (72 ПУ) возложено главным образом прикрытие зоны Черноморских проливов.
Кроме того, ПВО аэродромов, портов и т. п. от низколетящих целей обеспечивается батареями 40-мм зенитных пушек и ЗРК «Рапира» (24 ПУ).
В настоящее время, по мнению руководства блока, система ПВО Турции не обеспечивает надежного прикрытия объектов, особенно от ударов самолетов, летящих на малых и предельно малых высотах. В связи с этим модернизируются радиолокационные посты и центры оповещения и управления, закупаются ЗРК «Рапира» и т.д. В перспективе намечается использовать для этой цели часть тактических истребителей F-16, оснащенных новейшими управляемыми ракетами малой и средней дальности класса «воздух — воздух». Планируется также использовать воздушную систему ДРЛО и управления командования АВАКС НАТО.
Боевая подготовка ВВС Турции организуется и проводится по планам национального командования под контролем командования объединенных ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД и направлена на дальнейшее повышение их боеготовности. При этом большое внимание уделяется учениям и соревнованиям, в ходе которых совершенствуется [39] мастерство личного состава, отрабатывается взаимодействие частей и подразделений в различной обстановке.
Турецкие ВВС принимают активное участие в войсковых и командно-штабных учениях НАТО, проводимых на ЮЕ ТВД, таких, как «Дисплей детерминэйшн», «Дон пэтрол», и других.
В процессе боевой подготовки личный состав ВВС тренируется в выполнении главным образом присущих данному роду авиации задач. В частности, экипажи тактических истребителей отрабатывают нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям. При этом особый упор делается на подготовку экипажей к преодолению сильной ПВО противника. По взглядам турецких военных специалистов, уровень потерь своих самолетов от сил ПВО противника можно снизить за счет выполнения полетов на малых и предельно малых высотах, оптимального построения боевых порядков и выбора маршрутов полета, эффективного использования средств РЭБ, поражения целей с первого захода и т. д.
Экипажи истребительной авиации учатся перехватывать воздушные цели из положения «дежурство на аэродроме» или при патрулировании в зоне. Однако в последнее время, как свидетельствует иностранная печать, в ВВС Турции большое внимание уделяется также подготовке летчиков-истребителей к нанесению ударов по наземным объектам.
Подразделения транспортной авиации занимаются подготовкой к выполнению таких традиционных задач, как переброска войск и грузов, выброска воздушных десантов, эвакуация больных и раненых и т. д.
В плане оперативной подготовки ВВС, судя по материалам западной прессы, значительное внимание уделяется отработке взаимодействия авиации с сухопутными войсками и ВМС как в национальных масштабах, так и в рамках блока НАТО.
Развитие. Военно-политическое руководство страны считает, что турецкие ВВС не смогут в полной мере решать возложенные на них задачи и нуждаются в качественном обновлении самолетного парка, оснащении современным управляемым оружием, совершенствовании систем управления. При этом отмечается, что около 30 проц. боевых самолетов, имеющихся на вооружении ВВС, составляют сильно устаревшие истребители, такие, как F-5 (рис. 4) и F-100. Не совсем соответствуют современным требованиям также F-104 и F-4. Поэтому в настоящее время реализуется программа перевооружения части подразделений ВВС новыми самолетами. В частности, для этих целей организуется совместное с США производство тактических истребителей F-16. По соглашению, подписанному в конце 1983 года, турецкая авиационная фирма «Тусаж» совместно с компаниями «Дженерал дайнэмикс» и «Дженерал электрик» построила два завода — в Мюртед (пригород Анкары), где производится сборка самолетов, и в Эскишехир (по производству для них авиационных двигателей). Летные испытания первого F-16, построенного в Турции, начались в октябре 1987 года. Первоначально сборка самолетов будет производиться из частей и узлов, поставляемых американской компанией «Дженерал дайнэмикс», а затем намечается наладить производство отдельных агрегатов на национальных предприятиях. К середине 90-х годов в составе турецких ВВС планируется иметь 160 самолетов F-16. [40]
Активно помогают Турции в укреплении ее ВВС и другие страны НАТО. Западная пресса сообщает, что с помощью ФРГ расширены и модернизированы предприятия по сборке многоцелевых вертолетов UH-1H «Ирокез». Кроме этого, как сообщает иностранная печать, Турция продолжит оснащение своих ВВС управляемым авиационным оружием, в частности УР «Сайдвиндер», «Спарроу», «Фалкон», «Буллпап» и другими.
В целом, по оценке зарубежных военных специалистов, ВВС Турции представляют достаточно сильную авиационную группировку в составе объединенных ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а по мере их переоснащения новой авиационной техникой и оружием станут самым мощным компонентом вооруженных сил этого агрессивного блока в данном регионе.
http://www.zw-observer.narod.ru
Содержание
zw-observer.narod.ru