«Несбитый летчик» Нерадько? | Документы и факты Dofa.news

Глава Минтранса Максим Соколов предложил уволить главу Росавиации. Но тому удалось удержаться у штурвала ведомства. Почему?

Глава Росавиации Александр Нерадько пока останется на своем посту. Об этом сообщил корреспондент Д&Ф. Увольнения Нерадько добивался министр транспорта Максим Соколов, но получил на свое представление об увольнении две отрицательных резолюции: от Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича.

Максима Соколова понять можно – его обида гложет. Он же получил за крах «ВИМ-авиа» предупреждение о неполном служебном соответствии от Владимира Путина. Зама Соколова Валерия Окулова вообще уволили, а Нерадько — не при делах. Несправедливо!

Александр Нерадько, наверное, перекрестился. Ведь чуть не попал в ситуацию, похожую той, когда летишь себе на приличной высоте и в ус не дуешь, только слизываешь с усов, порой, попавшие на них мед или пиво, а то чего и покрепче. Управляешь ведомством и чувствуешь себя вне досягаемости систем правительственного ПВО. И вдруг оказываешься под прицелом. Так ведь и сбить однажды могут. Хочешь, не хочешь, а от такого протрезвеешь.

И за что сбивать? Подумаешь, иногда в «залеты» уходил, так, а кто в России не любит «летать»? Любой настоящий мужик даже гордится этим. И хвастается количеством часов, которое может «налетать» в хорошей компании.

А «ВИМ- авиа» сама виновата. Там есть руководитель – с него и спрос. Не может же глава Росавиации отвечать за банкротство каждой авиакомпании. Их, правда, уже чуть ли не с десяток набежало. Так это – их проблемы. Пассажиры? Так с неба их проблем не видно. Особенно, когда глаза туманом подернуты.

Еще и Генпрокуратура недовольна. Дескать, сертификационный и лицензионный контроль за авиакомпаниями проводится формально. Это как посмотреть. Наверное, на этот счет у Александра Нерадько есть свое личное мнение. И Генпрокуратура ему – не указ. Настоящему «летчику» все по облаку!

Негде сесть?

Кроме «ВИМ-авиа» и претензий Генпрокуратуры «сбить» Нерадько могли и за строительство аэропортов на Дальнем Востоке. В 2013 г. на него было выделено 106 млрд руб. И как оказалось, более половины были использованы не по назначению.

В регионе не хватает 40 аэропортов. Которые просто жизненно необходимы, из-за их отсутствия люди не могут попасть в больницу или роддом. Однако Александра Нерадько, по-видимому, это мало волновало. Ему, чтобы попасть в больницу, ни самолеты, ни аэропорты не нужны. Если сильно припрет, на дом выводить из «полета» приедут.

Минтранс и Росавиация не придумали ничего лучше, как исключить из госпрограмм 40 объектов постройки аэропортов. И деньги якобы вернулись в общий бюджет. Вернулись ли? В этом есть большие сомнения.

Максим Соколов во время принятия этого решения на брудершафт с Александром Нерадько не «летал»? Если да, то почему теперь его не уважает? А уволить пытается? Вероятно, хочет принципиальность свою перед руководством показать.

Юрий Трутнев уволил замов Нерадько?

А вот вице-премьер и полпред по ДФО Юрий Трутнев долго раздумывать не стал. А отправил в отставку двух заместителей Александра Нерадько. Правда, имена их почему-то не называются. Может, таким образом Юрий Трутнев тоже свою принципиальность продемонстрировал. Только в данном случае это выглядит так: сказать – не значит уволить. Может, и не было никакого увольнения.

Но маховик набирал обороты. Юрий Трутнев дал команду провести служебное расследование. А Дмитрий Медведев ожидает от самого Юрия Трутнева доклада о том, кто виноват и что делать. Почему выделенные деньги не были использованы и кого следует наказать?

И стрелочники, возможно, скоро найдутся. Только вот Нерадько по-прежнему останется в небе, а жители Дальнего Востока без аэропортов. Самолетам сесть негде, а вот чиновники прочно сидят в своих креслах.

За что еще могли «сбить» Нерадько?

Злые языки поговаривают, что в кулуарах Росавиации появилась новая шутка про ее главу – не надо его сбивать, он сам упадет. Интересно, на что это они намекают? Что Александр Нерадько не всегда следует прямо по курсу? Или им иногда внешний вид главы Росавиации покоя не дает? Так завидовать надо молча. Не каждый может себе такое позволить.

Каждый день Александр Нерадько занят очень важным делом – делит небо между авиакомпаниями. Естественно, всем дается понять, кто в небе хозяин. Конечно, тот, кто это небо делит – глава Росавиации.

Существует федеральная программа субсидированных перевозок, которая учитывает полеты в труднодоступные районы страны. На это выделяется 85% федеральных денег, остальные распределяются между перевозчиками второй очереди.

Очередей всего пять, однако по каким критериям они делятся, видимо, известно только владыке неба Нерадько. И попадание в очередь, и место в ней подвластно только ему. Понятно, что к главе Росавиации выстраивается отдельная шестая очередь из авиаперевозчиков. Всем хочется поживиться федеральными деньгами. Да только получается это, видимо, только у тех, за чей счет может поживиться Александр Нерадько.

Александр Нерадько держится хорошо?

Неплохо можно заработать и на чартерных перевозках. На каждый курорт назначается перевозчик, который обязан летать не только летом, но и зимой. Однако летом появляются еще желающие летать на этот курорт. И разрешить кому-то это или нет зависит опять же от Александра Нерадько. А его разрешение, наверное, денег стоит?

И здесь очень большие перспективы открываются. Можно якобы конкурс среди перевозчиков устроить, а можно и единолично решение принять. Это уже как захочется. Эксперты говорят, что подобная схема может приносить 5-10% от выручки компании по одному направлению. А это, возможно, десятки миллионов долларов черной наличности. Куда и кому они идут?

Почему не уволили Нерадько?

Почему Дмитрий Медведев и Аркадий Дворкович не дали «сбить» главу «Росавиации», который, по всей видимости, уже давно вошел в пике и самостоятельно выйти из него уже не может? Причин может быть несколько.

Возможно, что миллионы долларов заносятся Александром Нерадько именно туда, куда надо. Наверное, не все, но какая-то часть. От черного нала еще никто не отказывался. Ему всегда найдется применение.

Аркадий  Дворкович решил не выносить сор из избы?

Может быть, сейчас невыгодно поднимать вопрос с деньгами, выделенными на дальневосточные аэропорты. А если они уже «распилены»? Кстати, Александр Нерадько может знать, где эти деньги. И желательно его не обижать, а то и проболтаться может кому-нибудь, с кем иногда «летает» в одной эскадрилье. А скандал с аэропортами, скорее всего, замнут.

Да и вообще, у правительства Медведева и так сейчас позиции слабоваты. Зачем еще сдавать своих? Увольнение Александра Нерадько ударило бы по его куратору Аркадию Дворковичу, а, значит, и по Дмитрию Медведеву. А его недоброжелатели так этого и ждут.

Это Максим Соколов высокой политики не понимает и своих подставляет. За что, кстати, может поплатиться. А вдруг его на увольнение Нерадько надоумили недоброжелатели Медведева? С этим еще надо разобраться.

Формально Нерадько, как коня, не стали менять на переправе. Якобы аэропорты надо готовить к чемпионату миру по футболу. Это просто смешно. Он такого подготовить может, что потом, возможно, стыдно от этого на весь мир будет.

Пока Александра Нерадько не «сбили», но из прицела точно не выпустили. И эта история для него должна стать уроком. Летай, летай, да не залетайся. Всегда есть те, кто летает выше. Да и сбить могут запросто в любой момент. Просто он еще, наверное, не настал.

dofa.news

Министр транспорта предложил Медведеву уволить главу Росавиации :: Общество :: РБК

Премьер-министру Дмитрию Медведеву направлено представление об отставке руководителя Росавиации Александра Нерадько. В октябре вопрос о его отставке поднимала генеральная прокуратура

Александр Нерадько (Фото: Виталий Невар / ТАСС)

Минтранс направил главе правительства Дмитрию Медведеву представление об отставке руководителя Росавиации Александра Нерадько. Об этом сообщает RNS со ссылкой на источники, близкие к министерству. Под письмом стоит подпись главы министерства Максима Соколова, уточнил источник.

Факт отправки письма подтвердил РБК источник в Минтрансе.

«У меня нет никаких данных по этом вопросу», — сказала РБК пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, отвечая на вопрос про письмо Минтранса.

В октябре Генпрокуратура России предложила главе Минтранса Максиму Соколову рассмотреть вопрос о соответствии Нерадько занимаемой должности. Представление Генпрокуратуры называлось «О нарушениях воздушного законодательства при реализации Росавиацией полномочий по осуществлению контроля за деятельностью авиаперевозчиков».

Генпрокуратура предложила тогда «рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, в том числе о соответствии занимаемой должности руководителя Росавиации Нерадько А.В. и его заместителя Клима О.С.». Кроме того, в документе предлагалось усилить контроль за работой Росавиации и соблюдением требований по сертификации и лицензированию авиаперевозчиков.

Что случилось с «ВИМ-Авиа»: главное ​

В сентябре-октябре 2017 года в авиаотрасли России произошло резонансное событие, которое потребовало вмешательства высших руководителей государства, — коллапс авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая занимала десятое место по объему перевозки пассажиров. В «разборе полетов» участвовал президент Владимир Путин, который объявил главе Минтранса Соколову о неполном служебном соответствии, а вице-премьера Аркадия Дворковича упрекнул в недостаточном внимании к проблемам пассажирской авиации.

С критикой в адрес Нерадько выступала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Компанию [«ВИМ-Авиа»] лихорадило уже почти год. Росавиация должна была вмешаться еще на стадии, когда пошли сигналы о плохом финансовом положении компании, чтобы не допустить массовой продажи билетов и не допустить, чтобы наши граждане оказались в такой ситуации», — сказала она на заседании верхней палаты парламента 27 октября. Сам Нерадько почти час отчитывался перед депутатами Госдумы о ситуации вокруг «ВИМ-Авиа».

В ноябре премьер Медведев подписал распоряжение об увольнении заместителя министра транспорта Валерия Окулова. Ранее газета «Коммерсантъ» предсказывала его отставку в связи с ситуацией вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа», при этом источник в Минтрансе рассказал РБК, что Окулов перейдет в Объединенную авиастроительную корпорацию.

​ Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

www.rbc.ru

В Росавиации воздушная тревога — NEWS.ru

https://news.ru/storage/news/dc7e02f77727275bc4ff6407564b623c/fae3551e-7834-43a7-afb7-b02601f0213e_850.jpg РИА Новости/Максим Блинов

Александр Нерадько уже 21 год возглавляет надзорное ведомство, и теперь говорят о его возможном уходе

Назначены вице-премьеры и министры, определены функционал и полномочия каждого из них. Однако это не значит, что правительство полностью сформировано. Теперь ожидаются назначения в агентствах, подведомственных тому или иному министерству, а то и подчинённых премьер-министру напрямую, как это случилось с Росмолодёжью.

Одним из ведомств, к которому сейчас приковано пристальное внимание, является Росавиация. Череда непрекращающихся скандалов, связанных с банкротствами авиакомпаний, делает это ведомство особенно важным накануне периода отпусков и чемпионата мира по футболу.

Федеральное агентство воздушного транспорта вот уже 21 год неизменно возглавляет Александр Нерадько. Ведомство за это время неоднократно меняло названия, имело разные формы подчинения, но в целом сохранило свой функционал и несменяемого руководителя. Сейчас здесь отмечают ощущение тревоги.

Самому Нерадько за эти два десятка лет неоднократно прочили скорую отставку, разговоры возобновлялись всякий раз, когда у нас в воздухе происходили катастрофические и скандальные события. Последним по времени был грандиозный скандал с компанией «ВИМ-Авиа» осенью 2017 года, когда в очередной раз брошенными оказались десятки пассажиров и государству пришлось предпринимать серьёзные усилия по их эвакуации из мест отдыха. Даже авиация МЧС была задействована.

РИА Новости

Пассажиры «ВИМ-Авиа», ждущие рейса в аэропорту Анталии

Именно тогда министр транспорта Соколов получил выговор от президента страны, который с него был снят только перед самой отставкой правительства. А вот о наказании главы Росавиации ничего слышно не было. Хотя даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призывала освободить его от должности.

В декабре министр транспорта направил в правительство представление об отставке Нерадько, однако вице-премьер Дворкович и сам глава кабмина Медведев дали на него отрицательное заключение.

Накопилось недовольство и в среде авиационного сообщества. Лётчики на своих форумах прямо обвиняли руководителя ведомства в развале системы подготовки пилотов, что, по их мнению, привело к череде катастроф, связанных с человеческим фактором. Хотя сам Нерадько окончил знаменитое Московское авиационно-техническое училище гражданской авиации (МАТУГА) и даже успел поработать в середине 80-х авиатехником.

Нынешняя ситуация с «Саратовскими авиалиниями» тоже вроде бы говорит не в пользу главы Росавиации. Но неожиданно может сыграть в его пользу: сейчас все отмечают, что коллапса не произошло, пассажиры имеют возможность относительно легко и без проблем обменять или сдать билеты.

Поэтому сейчас, когда идёт формирование структур обновлённого правительства, вновь обострилась борьба за кресло главы Росавиации и пошли разговоры о возможном уходе Нерадько.

Среди претендентов называют нынешнего заместителя главы ведомства по ЮФО Александра Чумака. Считается, что его кандидатуру продвигает бывший министр Юрий Левитин. Второй претендент — Игорь Моисеенко, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», который считается креатурой Чемезова. И остаётся кандидатура самого Александра Нерадько, чьи аппаратные позиции остаются весьма прочными.

АГН «Москва»/Антон Кардашов

Впрочем, наблюдатели полагают, что до окончания ЧМ-2018 каких-либо серьёзных кадровых изменений в Росавиации не будет. Сейчас главное — обеспечить бесперебойную работу всех авиакомпаний и аэропортов в городах, в которых состоятся игры мундиаля. И в этих условиях рисковать и устраивать кадровую чехарду никто не рискнёт.

Магомед Талбоев, заслуженный лётчик-испытатель, Герой России:

— Нерадько место в тюрьме. Он должен быть прямо в «Лефортово», там его место. Женился, чтобы сделать карьеру, и крепко сидит на своём месте — украл всё, что можно было.

Виталий Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО:

— Нерадько успешно справляется со своей работой, и предпосылок для его отставки нет. Другое дело, что наша авиация находится в известном месте, являющемся точкой опоры человека в офисе.


news.ru

Новости Руспрес — Коррупционная пирамида Росавиации

Система раздела рынка перевозок под «крышей» ведомства Александра Нерадько довела гражданскую авиацию до крайней степени деградации

Эксперты предупреждают: аэродромная инфраструктура России близка к развалу. Системный кризис в отрасли проявился не вчера: Федеральное агентство по воздушному транспорту (Росавиация), руководство которой собственно и должно отвечать за развал и хаос, прямо призналось, что не в состоянии навести порядок в отрасли. По мнению экспертов, парадоксальная ситуация, при которой безопасность пассажиров приносится в жертву коррупционной пирамиде, формировалась на протяжении последних десяти лет. Причем ключевую роль в этом процессе играет нынешний глава Росавиации Александр Нерадько.

Авиационные перевозки, несмотря на финансовый кризис, были и остаются весьма успешным бизнесом. При этом, крылатый «извоз» обеспечивает не только акционеров многочисленных авиакомпаний, но и целую отрасль обеспечения. Правда, как показали недавние скандалы, большая часть «побочных» доходов достается чиновникам Росавиации, выдающих разрешения российским авиакомпаниям на сверхприбыльные чартерные полеты за рубеж. Масштабы существующего в авиатранспортной отрасли коррупционного сговора внешне оценить сложно. Чиновники и авиакомпании предпочитают решать свои денежные проблемы келейно, в тиши кабинетов. Правда, иногда обстоятельства скандальных сделок все же становятся достоянием общественности. И самым громким случает подобной «утечки информации» стал случай с компанией «Трансаэро», которая в мае подала в суд на Росавиацию за якобы незаконный отказ от разрешения на чартерные рейсы в кипрский аэропорт Ларнаку.

Назначение финансовых потоков


Главный секрет благополучия частных российских авиакомпаний довольно прост: каждое лето «небесные» перевозчики получают сверхприбыли на чартерных рейсах на популярных туристических маршрутах — Кипр, Греция, Болгария, Тунис и так далее. Доходы компаний в такой «высокий сезон» только от одного направления оцениваются в десятки миллионов евро. Размер выручки «Трансаэро» от чартеров в Ларнаку — не менее 13 миллионов евро. Понятно, что такой рынок нуждается в четких правилах. В июне 2008 году Министерство транспорта выпустило приказ №92. Согласно документу, в каждый курортный аэропорт по договоренности с тамошними властями утверждается «назначенный» перевозчик. Происходит процесс согласований раз в полгода. Для того, чтобы получить такой статус, авиакомпания должна не только сшибать легкие деньги в «высокий» сезон, но и обеспечивать перевозки пассажиров в зимний период, когда выручка от рейсов находится на минимуме. Прочим авиаперевозчикам, чтобы совершать полеты в особо прибыльных направлениях, надо просить у «назначенных» компаний специальное разрешение.

Логика министерского приказа проста и понятна: хочешь работать на популярном направлении, будь добр, летай круглый год. Росавиация по согласованию с «назначенным» перевозчиком раз в полгода утверждает те компании, которые допускаются в те или иные аэропорты. Однако даже такая простая, казалось бы, и прозрачная схема стала мутным аквариумом, в котором чиновники Росавиации под руководством Александро Нерадько сумели выловить большую откатную рыбину. Понятно, что на честном распределении направлений заработать нельзя. Поэтому, чиновники из ведомства господина Нерадько выстроили настоящую коррупционную вертикаль, благодаря которой попасть на особо прибыльные марсшруты могут все заинтересованных перевозчиков, вне зависимости от их политики и социальной ответственности.

В 2009-начале 2010 годов Росавиация выдавала разрешения на чартерные полеты в те или иные аэропорты по своему усмотрению, не считаясь с интересами «назначенных» перевозчиков. Сколько могла стоить такая покладистость регулирующего органа, сказать сложно. По мнению знакомых с ситуацией экспертов, стандартный откат составлял 5-10 процентов от выручки компании на том или ином направлении. А значит, речь шла о десятках миллионов долларов, которые черным налом растекались по ведомству господина Нерадько.

Пролетая над гнездом чиновника


Как и следовало ожидать, такая система просто не могла долго функционировать без скандалов. Сбой случился в феврале 2010 года, когда «Аэрофлот», бывший назначенным перевозчиком в Ларнаку, заявил, что не будет пускать на этот кипрский рейс компанию «Трансаэро». Росавиации, по закону, оставалось повиноваться, поэтому 22 марта все чартеры Трансаэро в Ларнаку были вычеркнуты из списков рейсов на лето-осень. Документ был оформлен по всем правилам и подписан начальником управления регулирования перевозок ФАВТ Андреем Кругловым, начальником управления международного сотрудничества ФАВТ Михаилом Парневым, заместителем начальника управления международного сотрудничества ФАВТ Сергеем Васильевым и ведущим экспертом отдела регулирования пассажирских перевозок управления регулирования перевозок ФАВТ Дарьей Паршиной.

Затем произошло событие, которое эксперты сочли чудом. А именно, через десять дней после изгнания «Трансаэро» чиновники ведомства меняют свою позицию на противоположную. В результате, уже 2-го апреля Росавиация издает новый приказ, по которому чартеры «Трансаэро» снова допускаются к полетам в Ларнаку. Подписан сей документ Андреем Кругловым и Сергеем Васильевым. Сколько занесла или обещала занести «Трансаэро», чтобы переубедить чиновников, гадать не нужно: если исходить из нормы откатов в 5-10 процентов, то доля Росавиации тянула на 1-1,5 миллиона евро.

В мае, однако, ведомство Александра Нерадько решило «сыграть по закону», и отменило собственный приказ от 2 апреля. Получалась беспроигрышная игра в русскую рулетку — хотите, можем по закону, не хотите, придется заплатить. Если не доплатите, то можем обратно «включить» закон. В итоге «Трансаэро» пошла на беспрецедентный в отрасли шаг и «вынесла сор» из избы, подав на Росавиацию в арбитраж. Как и следовало ожидать, на своем заседании 20 июля суд признал последнее постановление федерального агентства незаконным. Но, вот ведь казус, не сделал того же самого в отношении приказа №92. Зато схема «работы» Росавиации стала известна даже тем, кто видит самолеты только в отпуск, по пути к морю и пляжам. Все просто: вначале пустить авиакомпанию к щедрой курортной кормушке. А потом, в случае протестов «назначенного» перевозчика, вспомнить о законе, устроив затяжной судебный процесс, по итогам которого у компании не будет другого выбора, кроме как заплатить

Пилотируемая машина отката


Приказ Минтранса, как полосатый жезл гаишника, по-прежнему находится в руках Александра Нерадько. И дирижирует он этой «волшебной палочкой» с большой ловкостью. Конфликт двух перевозчиков с явным коррупционным подтекстом чиновнику не повредил. В его истории бывали случаи и хуже. При этом, никаких карьерных последствий для высокопоставленного чиновника не последовало. Так, в марте 2010 года банкир и владелец авиакомпании Red Wings Александр Лебедев открыто обвинил руководителя Росавиации в вымогательстве у него нескольких миллионов долларов «для помощи футбольному клубу «Крылья Советов».

«Десятого марта мне позвонил сотрудник аппарата главы Росавиации Александра Нерадько, некто Пименов, и от имени своего начальника попросил оказать крупную финансовую помощь футбольному клубу «Крылья Советов», — заявил бизнесмен. В ответ на отказ «посодействовать», Росавиация под предлогом неправильно оформленной заявки на несколько часов задержала отправку рейсов авиакомпании. Ситуацию удалось урегулировать. Правда, извиняться за свои слова Лебедев не стал. А сам Нерадько воспринял обвинения в коррупции с исключительным для чиновника спокойствием, и даже не подал на банкира в суд.

Все документы, как можно заметить из случая с Трансаэро, в Росавиации подписывают чиновники средней руки, которых, если что, всегда можно разменять. Рассказывать об откатах не выгодно и авиакомпаниям, которые меньше всего заинтересованы в публичной огласке и конкуренции на рынке. К примеру, в соответствии с расчетами ФАС, выход на линию каждого нового перевозчика приводит к снижению тарифов на 30%. А потому, как заметили эксперты, даже «правдорубы» из Трансаэро своей «феодальной» привилегией «назначенного» перевозчика пользовались без колебаний и с немалой для себя выгодой. Так, будучи «назначенным перевозчиком» в аэропорт Монастир (Тунис), к чартерным полетам по маршруту Москва — Монастир «Трансаэро» допустило лишь одну российскую авиакомпанию «Глобус», чартерную дочку «Сибири». В то же время, заявки на включение в этот маршрут было подали не менее десяти авиакомпаний.

Персональный парашют начальника


В схеме выколачивания откатных миллионов, выросшей в стенах Росавиации, повязаны все. Однако сидеть, по всей видимости, придется рядовым исполнителям. История с отменой, назначением, и повторной отменой рейсов в Ларнаку уже привлекла внимание Генеральной прокуратуры России. В самом авиационном ведомстве вовсю идут внутренние проверки. Но доказать личную причастность Нерадько к «распилу» многомиллионных «взносов», скорее всего, будет невозможно.Все сомнительные документы, разумеется, подписывают его подчиненные. Может быть, этим стрелочникам даже придется ответить по закону. Найдутся ли среди них смелые люди, готовые отбыть тюремный срок за миллионы долларов, которые заработал Александр Нерадько? Вопрос риторический. Для России и большинства пассажиров африканская коррупция и правовой беспредел, царящий в Росавиации выливается в два неприятных последствия: резкое снижение безопасности полетов и рост стоимости авиационных билетов. Ведь авиакомпании просто перекладывают оплату откатов для чиновников на плечи своих клиентов.

По данным ФАС, на российском рынке авиаперевозок сложилась парадоксальная ситуация. Хотя рост перевозок за 7 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил почти 30 процентов, многие самолеты летают полупустыми. Пассажиров отпугивают высокие тарифы, которые продолжают расти, несмотря на снижение стоимости авиационного топлива. Только за последние два года антимонопольное ведомство возбудило 80 дел по факту нарушений, однако никаких результатов это не дало. Коррумпированная система раздела рынка перевозок, которая расцвела благодаря ведомству Александра Нерадько, довела гражданскую авиацию до крайней степени технологической и инфраструктурной деградации. Авиаперевозчики, живущие милостью чиновников, чувствуют себя временщиками, а потому заботятся только о прибыли. Вкладывать деньги в инфраструктуру рискуют считанные единицы.

В результате, из имеющихся в стране 328 аэродромов почти 70% были построены более 40 лет назад и имеют высокую степень износа. Только 62% из них имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Средний возраст самолетов региональной авиации в России — 32 года. В дальнемагистральной авиации средний возраст воздушных судов составляет 18-20 лет, что выше среднеевропейского уровня в 10 лет, китайского в 7-9 лет, среднеамериканского в 15-16 лет и примерно соответствует среднеафриканским показателям. К тому же, специфическая репутация и своеобразный стиль руководитства Александра Нерадько сделали Росавиацию парией в международном авиационном сообществе. Сегодня, как с горечью отмечают отраслевые эксперты, Россия не состоит ни в Европейской конференции гражданской авиации, ни в Европейском агентстве безопасности полетов. Не участвуют Минтранс и Росавиация в работе программы Евросоюза «Оценка безопасности полетов иностранных воздушных судов» (SAFA). А потому, отечественным специалистам в области обеспечения безопасности полетов крайне затруднительно налаживать сотрудничество с этими авторитетными организациями. Тем временем, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), число аварий в России и странах СНГ в 2006 году превысило среднемировой уровень в 13 раз, что дало повод причислить нашу страну к самым опасным государствам в отношении авиаперелетов.

Жесткость возможной «посадки»


И все же, устойчивым положение «авиачиновника» назвать трудно. Любое происшествие в сфере пассажирских авиаперевозок неизменно приводит к широкому общественному резонансу. Масштабные аварии, как правило, приводят к эпидемиям отставок на самых разных чиновничьих уровнях. А потому, выстроенная Александром Нарадько система «машинного доения отрасли» имеет довольно ограниченный срок службы. Судя по состоянию авиапарка и наземных служб, нас ждет череда техногенных катастроф. И первыми за них жертвой народного гнева и ответной реакции власти, станет руководство Росавиаци. Можно надеяться, что вместе с господином Нерадько в отставку уйдет и созданный им рассадник коррупции. Правда, лучше такую «расчистку летного поля» сделать заранее, не дожидаясь крушения очередного лайнера.

Антон Слепцов

www.rospres.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *