Содержание

Первая в мире подводная лодка

Первая в мире подводная лодка была построена в России ещё при Петре I. В 1718 году крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется сделать судно, которое может идти в воде «потаенно» и подходить к вражеским кораблям «под самое дно», а также «из снаряду разбивать корабли». Петр I оценил предложение и приказал, «таясь от чужого глазу», приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в «мастера потаенных судов». Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка.
Что же собой представляла подводная лодка Никонова? Первая в мире подводная лодка имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной около 2 м, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», сведений о принципе действия которых до нас не дошло.
Несколько лет строил и перестраивал Никонов свою подводную лодку. Наконец, осенью 1724 г. в присутствии Петра I и царской свиты она была спущена на воду, но при этом ударилась о грунт и повредила днище. С большим трудом корабль удалось извлечь из воды и спасти самого Никонова. Царь велел укрепить корпус лодки железными обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы ему «никто конфуз в вину не ставил». После кончины Петра I в 1725 г. «потаенным» судном перестали интересоваться. Требования Никонова на рабочую силу и материалы не удовлетворялись или умышленно задерживались. Неудивительно, что очередные испытания подводной лодки закончились неудачно. В конце концов Адмиралтейств-коллегия решила свернуть работы, а изобретатель был обвинен в «недействительных строениях», разжалован в «простые адмиралтейские работники» и в 1728 г. сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство.

fishki.net

Самая первая подводная лодка в мире — OERU

В истории кораблестроения имя голландского механика и химика Корнелиса Якобзона Дреббеля известно как изобретателя и создателя первой подводной лодки. Дреббель родился в 1572 году на севере Нидерландов в Алкмаре. Это был химик –экспериментатор и один из лучших мастеров гидротехники своего времени. История создания подводного корабля начинается с 1618 года. Идея состояла в том, чтобы построить судно, которое не только бы погружалось, но и плавало под водой при помощи вёсел. Работа над проектом подводного корабля Дреббелем продолжалась два года. За прототип было принято плоскодонное речное судно, размеры которого определялись составом экипажа: длина – размещением в отсеке капитаном и четырёх гребцов, ширина – посадкой подводников по бортам и прохода между ними. Под банками гребцов располагались пузыри из свиной кожи, соединённые с забортной водой кожаными трубами, которые перевязывались канатами. При погружении канаты развязывались, и пузыри заполнялись водой, а для всплытия гребцы сжимали пузыри, выдавливая из них воду.

Корнелиус Якобсон Дреббель

Дреббель, проектируя своё судно на основании закона Архимеда, должен был прийти к выводу, что плавучесть подводного судна может быть обеспечена при выполнении условий: водонепроницаемый объём корпуса выше действующий ватерлинии должен быть равен объёму свиных пузырей, то есть запасу плавучести.

Сборка субмарины проводилась вверх днищем в лондонском доке. Доски обшивки и переборки прибивались к выставленному набору и сшивались по пазам скобами, конопатились пенькою и покрывались смолой. Затем корпус кантовался, и в отсеке судна устанавливались детали внутренних конструкций. В качестве твёрдого балласта использовались камни и куски чугуна, которые укладывались на пайолы в трюме и по бортам между шпангоутами.

По истечении шести месяцев после закладки первая субмарина бала готова к спуску на воду. После спуска на ней были выполнены работы по дифферентовке и укладке твёрдого балласта. В первом погружении принимал участие Дреббель в качестве капитана. Первое погружение было произведено на 15 футов за 35 секунд, всплытие за 27 секунд. Всплытие судна на поверхность определялось капитаном по ртутному барометру, по осадке на плаву.

oeru.ru

конструкции авторства да Винчи, Дреббеля, Бушнелла, Никонова и других.

Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.

Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой…

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).


 Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.


Современная 3D-модель лодки Дреббеля 

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.


Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.


Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.


Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.


«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.


Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.


Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.


Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

knowhistory.ru

«Черепаха» — первая в мире боевая подводная лодка

Представьте себе ситуацию. Вы, уже немолодой офицер британского флота, стоите на борту британского флагмана «Орел». Покуривая трубку, вы смотрите в темные воды залива. Скоро эскадра Его Величества начнет штурм Нью-Йорка и станет по-настоящему жарко. Внезапно в глаза бросается странная тень под водой: что-то похожее на жирного ламантина приближается к вашему судну. Хотя, нет, это всего лишь бочка. Она подплывает к «Орлу», печально трется о его борт и точно также уплывает обратно. Поздравляем, ваш флагман только что пережил первую в истории атаку подводной лодки.

7 сентября 1776 года, ровно 240 лет назад американское подводное судно «Черепаха» попыталось взорвать британский фрегат «Орел». Затея потерпела крах, но зато вошла в историю как первый случай использования подводной лодки во время боевых действий. Да, она выглядела как грязная бочка, плыла за счет мышечной силы пилота, а освещение в ней давали светящиеся грибы, но в истории первыми чаще всего становятся именно вот такие уродцы.

Дэвид Бушнелл и его страсть к пороху

1775 год, на территории будущих США вспыхивает Война за независимость, местные колонисты готовятся дать отпор войскам Великобритании и попутно обносят британские пороховые склады. Коллекционирование взрывчатки и мушкетов становится чем-то вроде национального увлечения каждого уважающего себя патриота. Дэвид Бушнелл, которому на тот момент было 35 лет, не стал исключением. Он был пламенным изобретателем и Революция, облагороженная доступностью пороха, стала его музой.

Для начала Бушнелл сделал два важных открытия, и оба в прямом смысле были громкими. Во-первых, он обнаружил и доказал, что порох возможно взрывать под водой. Во-вторых, Дэвид сумел сконструировать часовой механизм для бомбы, в основе которой лежал простой кремневый замок от мушкета. Не нужно быть особо догадливым, чтобы умудриться соединить эти две находки и подойти к идее морских мин. Бушнелл был не просто догадливым, некоторые из современных военных считали его едва ли ни не скромным гением.

В конце концов, его размышления о том, как эффективнее доставить мину к кораблю привели его к изобретению собственной подводной лодки. В 1775 году он создал неказистое с виду устройство, которому было суждено навсегда войти в историю. «Черепаха», которую он создал со своим братом, Эзрой, имела множество проблем и была почти недееспособна. Однако Бушнеллу хватило смелости не забросить проект и довести проект до ума. Устройство тестировали в водах реки Коннектикут, и к 1776 году его можно было назвать вполне рабочим.

Как выглядела первая боевая подводная лодка

«Черепаха» выглядела как большая пузатая бочка высотой 1.8 метра и 0.9 метра в ширину.  Судно двигалось за счет гребных винтов, которые приводились в действие ногами пилота за счет механизма, напоминающего велосипедный. Погружалось и опускалось устройство благодаря насосу, который откачивал или наоборот закачивал воду в специальный резервуар. Стенки подводной лодки были сделаны из просмоленных дубовых брусьев, а завершала конструкцию бронзовая башенка с толстыми стеклами, через которые можно было хотя бы примерно угадывать очертания ближайших кораблей.

Ко дну «Черепахи» был пристегнут 90-килограммовый груз, который можно было сбросить в случае экстренного всплытия. Ориентироваться в пространстве, кроме как выглядывая из башни, можно было с помощью компаса и глубинометра. Самое забавное (и больше всего вызывающее сомнения) в описании «Черепахи» — это то, как именно обеспечивалось внутреннее освещение. Вешать в подлодке фонари было не самой удачной идеей – они просто сожгли бы весь кислород, который предназначался пилоту судна. Поэтому Дэвид пришел к совершенно стимпанковому решению и использовал фосфоресцирующие грибы. Они же сыграли не лучшую роль в работоспособности «Черепахи» — уже во время плавания обнаружилось, что грибы перестают мерцать, когда становится слишком холодно.

Разместиться в подводной лодке мог только один человек, так что ему пришлось быть и капитаном судна, и штурманом и минером и двигателем одновременно. Эту роль согласился исполнять Эзра Бушнелл, брат изобретателя. Он тренировался почти полгода, так что его можно назвать первым профессиональным моряком-подводником. В 1776 году, когда запахло жареным, а британцы готовились высадить десант, пришло его время. Но судьба распорядилась иначе: Эзра слег с лихорадкой и едва не умер, а Джордж Вашингтон лично распорядился поставить другого пилота и обучить его в кратчайшие сроки. Новым капитаном «Черепахи» стал сержант Эзра Ли, вызвавшийся добровольцем.

«Черепаха» нападает на «Орла»

7 сентября 1776 года «Черепахе» выпал шанс показать себя в настоящем деле. Британский флот встал в заливе к югу от Манхеттена и готовился к высадке десанта на Нью-Йорк. Эскадра уже стояла в заливе, и нужно было срочно что-то делать. Тогда было решено использовать тайный козырь и подорвать английский флагман. «Черепаха» была срочно доставлена к месту боевых действий и операция началась.

Эзра Ли.

В тот день видимость была плохой, поэтому подводную лодку удалось дотащить на буксире довольно близко к противнику. Предполагалось, что Эзра Ли каким-то образом справится со всем за полчаса, а именно настолько хватало воздуха в «Черепахе». Ему нужно было провернуть невероятно дерзкий и сложный маневр: доплыть до «Орла», просверлить с помощью бура его обшивку, установить бомбу с часовым механизмом и уплыть, оставаясь незамеченным.

На самом деле, вышло все вовсе не так, как планировалось. Фосфоресцирующие грибы (если они вообще не были байкой) перестали светить, ориентироваться в океане с мощным приливом было слишком трудно, воздуха почти не хватало, и Эзра едва ли не терял сознание, пока плыл. Так что добравшись до «Орла» он не смог пробурить борт корабля. По наиболее распространенной версии, ему помешала металлическая обшивка, которую по иронии использовали для защиты от паразитов, прогрызающих дыры в дне судна. Более вероятной кажется версия о том, что Эзра напоролся на металлическую балку, соединявшуюся с рулем судна, и безрезультатно пытался просверлить ее.

Воздух начал кончаться, пилот едва не задохнулся, бросил бомбу в надежде на то, что она подорвется поблизости и уплыл обратно к своим. Миссия была провалена, а Эзра едва не попался британцам: желая быстрее пополнить запас воздуха, он всплыл совсем недалеко от английских кораблей. Британцы заметили «нечто странное», но не придали этому значения, поскольку объект быстро ушел под воду. Часовой завод в мине все же сработал, и она действительно взорвалась, но уже когда ее снесло далеко в море.

Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом

Спустя какое-то время «Черепаху» снова было решено использовать для диверсии, но предыдущий опыт сыграл злую шутку. Для того, чтобы пилот не задохнулся, подводную лодку отбуксировали ближе к флоту противника, но там заметили приближение американских судов и открыли огонь. И буксир и «Черепаха» были потоплены.

Дэвид Бушнелл не оставил попыток использовать мины во время боев. Были, как минимум, две попытки подорвать флот британцев с помощью бомб, которые отпускали на волю течения. Вышло не слишком удачно, хотя один легкий корабль все же удалось потопить. Кроме того, американские морские стратеги были крайне недовольны таким способом ведения войны. Честь офицера требовала «правильного» ведения войны, а все эти мины и «Черепахи» были отвратительны моряку тех лет. Кстати, похожая ситуация сложилась и на суше: там точно также отказались от использования наземных мин, по той причине, что «это нечестно и некрасиво». Все же это был XVIII век, на войне царили совсем иные нравы.

Боевая субмарина конфедератов.

Затею Бушнелла удалось воплотить во время Гражданской войны между Севером и Югом. Тогда подводная лодка, разработанная конфедератом Хорасом Ханли, умудрилась потопить судно северян благодаря установленной на носу мине. Впрочем, для экипажа субмарины все кончилось плохо – она сама получила пробоину, а ее команда во главе с самим изобретателем погибла.

disgustingmen.com

Кем и в каком году была создана первая в мире подводная лодка?

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствие он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Иногда среди прообразов подводных лодок называют также «чайки» , удлинённые лодки запорожских казаков, которые могли использоваться и в перевёрнутом состоянии [источник?] .

Первая подводная лодка была построена для короля Англии Джеймса голландским ученым Корнелиусом ван Дреббелем (1572—1633) в Лондоне (в 1620) и успешно испытан в Темзе.

Впервые действующий образец подводной лодки был построен голландским инженером Ван Дреббелем В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом. Но с его смертью проект «потаённого судна» не был доведен до конца. Первая попытка применения подводной лодки относится к войне за независимость Соединенных Штатов Америки. «Черепаха» Бушнелла попыталась атаковать британский флагман, но была обнаружена и, чтобы скрыться, ей пришлось подорвать мину, не успев присоединить ее к днищу корабля.

Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» , написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус» , которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень» , располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло. Влияние романа на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна.

Первая настоящая подводная лодка, принявшая участие в вооружённых действиях, была создана в США Хорасом Л. Ханли (H.L.Hunley) во время Гражданской войны во флоте Конфедерации. Оно представляло собой паровозный котёл, на обоих концах которого были смонтированы заострённые оконечности. Погружение осуществлялось заполнением двух балластных цистерн на носу и корме, которые для всплытия продувались ручными помпами, а для срочного всплытия сбрасывался железный балласт, закреплённый на днище. Гребной винт вращался при помощи коленчатого вала восемью матросами. Вооружение состояло из мины, закреплённой на длинном стальном шесте на носу лодки. Наблюдение, вход и выход экипажа из лодки осуществлялись через две небольшие башенки.

17 февраля 1864 года лодка северян потопила винтовой корвет конфедератов Housatonic, причём ей удалось спастись после взрыва. Но спустя 45 минут она затонула от приливной волны, захлестнувшей открытый люк, открыв счёт авариям на подводных кораблях, но тем не менее доказав возможность их боевого применения.

В 1878—1881 годах в России по проекту инженера Джевецкого были построены пятьдесят небольших подводных лодок, которые предназначались для обороны морских крепостей.

Морская подводная лодка или торпедная лодка «гимнот» (Gymnote) была спущена на воду Францией в 1887.

В конце XIX века появились лодки с электрической силовой установкой, затем с бензиновой и дизельной для надводного плавания и с электрической для подводного.

В мае 1899 года на международной конференции в Гааге Россия при поддержке таких стран, как Германия, Франция, Италия, Япония и США, предприняла попытку ограничить создание подводного оружия, которое было сорвано Великобританией. Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей.

Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных линкоров и крейсеров, 105 эсминцев, 33 субмарины. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых тонн. Действия германских подводных лодок на морских коммуникациях поставили Англию на грань поражения в войне.

otvet.mail.ru

Первая подводная лодка в России. Потаённое судно Никонова.

  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • Герои России
    • Герои Советского Союза — СССР
    • Дети герои
    • Женщины герои
    • Лётчики герои
    • Неизвестные герои
    • Подвиги Афганской войны
    • Подвиги в мирное время
    • Подвиги в наши дни
    • Подвиги Великой Отечественной
    • Подвиги Чеченской войны
    • Танкисты герои
    • Трудовые подвиги
  • Великие люди России
    • Космонавты
    • Писатели
    • Поэты
    • Путешественники
    • Спортсмены
    • Ученые
  • Интересные факты
  • Достижения
  • Кинохроника
  • Как это было
  • Интересно

Поиск

Помни своих героев
  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • ВсеГерои РоссииГерои Советского Союза — СССРДети героиЖенщины героиЛётчики героиНеизвестные героиПодвиги Афганской войныПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТанкисты героиТрудовые подвиги

      Лиза Чайкина и её подвиг

      Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59…

      Герои и забытые подвиги Первой мировой войны

      Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без…

  • Великие люди России
    • ВсеКосмонавтыПисателиПоэтыПутешественникиСпортсменыУченые

      Краткая биография Петра 1

      Лариса Семеновна Латынина – великая гимнастка СССР, самая титулованная спортсменка в…

      Космонавт Алексей Леонов — первый человек в космосе. Биография и интересные…

      Мосин Сергей Иванович, выдающийся конструктор оружия. Биография и интересные факты из…

  • Интересные факты
    • 5 интересных фактов из жизни Петра 1

      Интересные факты про Мамаев курган и памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде….

      5 интересных фактов из жизни Пушкина

      Юрий Алексеевич Гагарин — 5 интересных фактов из жизни

      От чего умер Сталин? Малоизвестные факты.

  • Достижения
    • «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова

      Первая подводная лодка в России. Потаённое судно Никонова.

  • Кинохроника
    • Фильмы про спецназ. 10 интересных фильмов

      Космонавт №0

      «Легендарный снайпер» — документальный фильм о снайпере Василие Зайцеве

      Хатынская трагедия. Палачи Хатыни

      Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами».

  • Как это было
    • Дорога жизни блокадного Ленинграда. Интересные факты

      Первый полёт в космос 12 апреля 1961 год. Интересные факты

      Подвиг 9 роты в Афганистане. Бой у высоты 3234 седьмого января…

      Правда о Хатыни. История трагедии 22 марта 1943 года.

pomnisvoih.ru

Когда появилась первая подводная лодка? Кто изобретатель?

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Иногда среди прообразов подводных лодок называют также «чайки» , удлинённые лодки запорожских казаков, которые могли использоваться и в перевёрнутом состоянии.

«Наутилус» Фултона, чертёж 19-го века
Подводная лодка Brandtaucher 1850, модель в разрезе, ДрезденАнгличанин Уильям Боурн в 1578 году описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур и кожанный подводный корабль с балластными цистернами и вытяжной трубой — шноркелем, воевавший в Чёрном море.

В 1620 году для короля Англии Джеймса голландским ученым Корнелиусом ван Дреббелем (1572—1633) в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка.

1620 г. подводная лодка Ван Дреббеля
Впервые действующий образец подводной лодки был построен голландским инженером Ван Дреббелем В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом: крестьянином-самоучкой Ефимом Никоновым в Петербурге на галерном дворе в присутствии Петра I была испытана действующая модель подводной лодки. Но со смертью царя проект «потаённого огненного судна большого корпуса» не был доведен до конца.

Первая попытка применения подводной лодки относится к войне за независимость Соединенных Штатов Америки. «Черепаха» Бушнелла попыталась атаковать британский флагман, но была обнаружена и, чтобы скрыться, ей пришлось подорвать мину, не успев присоединить ее к днищу корабля.

Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» , написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус» , которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень» , располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло. Влияние романа на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна.

H.L.Hunley во флоте Конфедерации
Субмарина «Peral» в порту Картахены, 1886 годПервая настоящая подводная лодка, принявшая участие в вооружённых действиях, была создана в США Хорасом Л. Ханли (H.L.Hunley) во время Гражданской войны во флоте Конфедерации. Оно представляло собой паровозный котёл, на обоих концах которого были смонтированы заострённые оконечности. Погружение осуществлялось заполнением двух балластных цистерн на носу и корме, которые для всплытия продувались ручными помпами, а для срочного всплытия сбрасывался железный балласт, закреплённый на днище. Гребной винт вращался при помощи коленчатого вала восемью матросами. Вооружение состояло из мины, закреплённой на длинном стальном шесте на носу лодки. Наблюдение, вход и выход экипажа из лодки осуществлялись через две небольшие башенки.

17 февраля 1864 года Hunley потопила винтовой корвет северян Housatonic, причём ей удалось спастись после взрыва. Но спустя 45 минут она затонула от приливной волны, захлестнувшей открытый люк, открыв счёт авариям на подводных кораблях, но тем не менее доказав возможность их боевого применения.

Первая российская субмарина конструктора Ивана Александровского была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1866 году. В 1878—1881 годах в России по проекту инженера Джевецкого были построены пятьдесят небольших подводных лодок, которые предназначались для обороны морских крепостей. Первая подводная лодка конструкции Джевецкого была испытана в Одессе.

Морская подводная лодка или торпедная лодка «гимнот» (Gymnote) была спущена на воду Францией в 1887.

В конце XIX века появились лодки с электрической силовой установкой, затем с бензиновой и дизельной для надводного плавания и с электрической для подводного.

Источник: Википедия

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *