ВВС Китая. Авиация Китая
Военно-воздушные силы КНР по количественному составу самолетов уступают только ВВС России и США. Личный состав в 2008 году насчитывал 330 тыс. человек.
Вооружение ВВС Китая состоит из:
- 4000 боевых самолетов.
- 300 вспомогательных самолетов.
- Более 700 ПУ ЗУР.
- 106 вертолетов.
- 1000 зенитных орудий.
- 450 радиолокационных постов.
История ВВС Китая
Дата создания ВВС Китая – 11.11.1949 г., после окончания гражданской войны. Значительную поддержку в их основании сыграл СССР. В 50-х годах на китайских заводах началась сборка советских самолетов. «Культурная революция», «Большой прыжок» и разрыв отношений с Советским Союзом нанесли ущерб ВВС Китая. Однако это стимулировало начало собственного производства самолетов в 1960-х годах.
По окончании Холодной войны Китай стал модернизировать части ВВС и заключил контракт на покупку у России многофункциональных истребителей Су-30, а также приобрел лицензию на производство Су-27. Чуть позже страна перестала покупать боевые самолеты российского производства и исключительно стала производить собственную ударную технику на основе приобретенных научных разработок.
ВВС Китая принимали участие в Корейской войне (1950-1953), где входили в состав Объединенной воздушной армии вместе с северокорейскими авиационными частями.
Вьетнамская война (1965-1973) показала высокий профессионализм китайских военных летчиков, которыми были сбиты несколько беспилотников и самолетов, нарушивших границы воздушного пространства страны.
В Китайско-Корейской войне (1979 г.) ВВС Китая почти не были задействованы.
В состав военно-воздушных сил Китая входит:
- Авиация:
- бомбардировочная;
- штурмовая;
- истребительная;
- разведывательная;
- военно-транспортная.
- Зенитные ракетные войска.
- Зенитная артиллерия.
- Воздушно-десантные войска.
- Радиотехнические войска.
Организация
Выше всех в организационной структуре находится Генеральный штаб Народно-освободительной армии, руководство ВВС осуществляет штаб ВВС и командующий ВВС.
В семи военных округах (Шэньянский, Пекинский, Ланьчжоуский, Цзинаньский, Нанкинский, Гуанчжоуский, Чэндуский) имеется по одной группировке авиации, командующий которой подчиняется командующему военным округом.
В составе авиации военных округов находятся авиационные дивизии, отдельные авиационные полки и авиационные академии.
Авиационные дивизии – это основные тактические соединения, которые состоят из нескольких авиационных полков.
Авиационные полки – основная тактическая часть, состоящая из нескольких эскадрилий. В свою очередь, каждая из авиационных эскадрилий состоит из трех звеньев. Звено – это три (в бомбардировочной авиации) или четыре самолета (в штурмовой и истребительной авиации). Также полки располагают определенным количеством вспомогательных и учебных самолетов. Авиационный полк может насчитывать 20-40 самолетов в зависимости от предназначения.
Пункты базирования
Китайская аэродромная сеть – это более 400 аэродромов, 350 из которых имеют твердое покрытие ВПП.
На них может разместиться около 9000 самолетов, что в 3 раза превышает авиационный парк страны.
КНР справедливо называют третьей сверхдержавой, ведь республика владеет четвертым стратегическим ядерным потенциалом ракетных установок в мире. Большинство из них расположено во 2-м артиллерийском корпусе КНР.
Военные стратеги давно в своем жаргоне используют понятие «Ядерная Триада», под которым подразумеваются три основные составляющие ядерных сил:
- Сухопутные (железнодорожные, шахтные и мобильные передвижные) ракетные комплексы.
- Крылатые и баллистические ракеты подводных лодок.
- Стратегическая авиация с аэробаллистическими или крылатыми ракетами.
Китай владеет всеми тремя компонентами этой триады. Однако стратегическая авиация – слабая сторона китайских ВВС. Такая же проблема присутствует в ВВС Великобритании и Франции, но поскольку территория этих государств относительно небольшая, у них нет потребности вкладывать капитальные средства в развитие стратегической авиации. Поднебесная же – самостоятельная единица с большой территорией, находящаяся в окружении вражеских лагерей вместе с Россией. Рассчитывать на прикрытие с российской стороны Китай тоже не может – в РФ и без того полно опасных стратегических направлений.
В КНР не на шутку обеспокоены вариантом «быстрого полномасштабного неядерного удара» от США. Поэтому сосредоточили все свои усилия на разработках современных средств ПРО и ПВО, создании малозаметных истребителей пятого поколения и большого количества кораблей-авианосцев, которые обязаны сдерживать атаку в случае проникновения США со стороны Индийского и Тихого океанов.
Ходят слухи о том, что в Китае ведутся разработки нового стратегического перспективного бомбардировщика, имеющего радиус действия до 7000 км (лишь такая дальность позволяет наносить ракетные удары вглубь США), причем по внешнему виду этот самолет очень схож с американским B-2 Spirit.
Также распространяется информация о том, что в Китае ведутся разработки бомбардировщика средней дальности. Однако это только догадки, сделанные после отказа в январе 2013 г. КНР от поставки 36 российских бомбардировщиков Ту-22М3. Страна владеет 120 бомбардировщиками-ракетоносцами средней дальности H-6K и имеет потребность исключительно в малозаметных дальних бомбардировщиках.
Самолет Н-6К – это вполне современный реактивный бомбардировщик, с большим арсеналом средств радиотехнической разведки, навигации и связи.
Для применения стратегической авиации КНР находится в очень неудобном географическом положении: до Аляски – 5000 км, до западных берегов Соединенных Штатов – 8000 км. Путь проходит над Тихим океаном, где находится много современных авианосцев ВМС США с мощным боевым арсеналом.
Если произойдет глобальный военный конфликт, ракетоносцам ВВС Китая не получится просто напрямую выйти на точку пуска ракет СКР CJ-10A, ведь еще на полпути их перехватят корабельные системы «Иджис» и палубная авиация ВМС США. Применение технологии «Стелс» тоже может быть малоэффективным, ведь американский Super Horner БРЛС AN/APG-79 легко справится с распознаванием малозаметного самолета.
Поэтому, для того чтобы пробить американскую систему ПВО и ПРО, необходимо построить самолет с фантастическим радиусом действия – 10-12 тыс. км, чего не удалось пока сделать ни одной из стран мира.
Предположительно, в случае возникновения военного конфликта между США и Китаем Россия тоже примет в нем участие на стороне Китая, расчищая морской подход к границе США. Однако стоит не забывать о том, что КНР – самостоятельное государство, и РФ может быть занятой операциями на других направлениях, например, европейском.
Что из боевой авиации есть на данный момент в Китае?
- Бомбардировщики среднего радиуса действия H-6К. Их нельзя отнести к стратегическим носителям крылатых ракет, ведь скорость самолетов не превышает 1М.
- 200 самолетов Ту-16, произведенные на своей территории по лицензионному соглашению РФ. 120 из них были глубоко модернизированы за счет комплектации их усовершенствованными экономичными турбовентиляторными двигателями Д-30КП-2, тяга которых составляет по 10780 кгс каждого. Это позволило повысить максимальную скорость бомбардировщика до 1060 км/ч и крейсерскую – до 780 км/ч. Высота практического потолка на таких скоростях – 13000 м.
Новые экономные двигатели позволили оснастить китайские самолеты ракетами CJ-10A, имеющими дальность 5,5-6 тыс. км. То есть максимальная боевая дальность H-6K с шестью крылатыми ракетами на подвеске – всего 6000 км. Российские самолеты (Ту-160 и Ту-95М), для сравнения, имеют показатель боевой дальности 9-10 тыс. км.
На данный момент стратегическая авиация КНР достаточно ограничена в географии применения, достигает только берегов Австралии, Аляски, территорий Азии и Европы. Увы, потенциальный противник в виде США для ракетоносцев ВВС Китая пока недосягаем.
Будущий проект Поднебесной стратегического истребителя, который носит название Н-20, должен ликвидировать отставание государства в данном направлении.
avia.pro
фото, состав, численность. Самолеты ВВС Китая. ВВС Китая во Второй мировой войне
В настоящее время ВВС Китая, численность которых составляет 350 000 человек, по количеству боевых самолётов находятся на третьем месте в мире, уступая только США и России. Из последних обнародованных статистических данных известно, что их арсенал включает в себя 4500 военных самолётов и 350 вспомогательных. Кроме того, на вооружении у Поднебесной имеется порядка 150 вертолётов и значительное количество средств противовоздушной обороны.
Рождение китайской военной авиации
В 1949 году, победоносно закончив гражданскую войну, новое руководство Китая приняло решение о создании в стране Военно-Воздушных Сил. Дата подписания правительственного указа, 11 ноября, считается днём рождения китайской военной авиации. Большую помощь только начинавшей своё развитие военной промышленности оказал Советский Союз, организовав с середины пятидесятых годов производство собственных самолётов на предприятиях Китая.
Однако последовавшая затем культурная революция и, как следствие, спровоцированная ею международная изоляция существенно затормозили развитие промышленности страны. Это нанесло большой ущерб и ВВС Китая. Но, несмотря на все трудности, в шестидесятые годы их военные инженеры разработали целый ряд отечественных боевых машин, отвечавших всем техническим требованиям тех лет.
На девяностые выпадает период активной модернизации китайских вооружённых сил. В эти годы Россия поставила своему восточному соседу большую партию многофункциональных истребителей марки Су-30, а также лицензию на производство Су-27. Детально изучив конструкцию этих боевых машин, на их базе разработали и наладили выпуск собственных самолётов для ВВС Китая (фото исходной модели можно увидеть в начале статьи).
Опыт, накопленный в войне с Японией и в последующие годы
Вооружённый конфликт Китая с Японией, начавшийся в 1931 году и впоследствии переросший в полномасштабную войну, стал частью трагедии XX века. ВВС Китая во Второй мировой войне, по разным оценкам, задействовали около ста самолётов и не могли представлять собой сколько-нибудь серьёзной военной силы. Однако нельзя отрицать и их вклад в разгром милитаристской Японии и возврат Маньчжурии, Тайваня и Пескадорских островов.
За период, прошедший со дня своего основания, ВВС Китая накопили определённый опыт ведения боевых действий. В частности, они принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов, сражаясь бок о бок с авиационными частями Северной Кореи и образовав с ними объединённую воздушную армию.
Когда во время Вьетнамской войны несколько американских беспилотных самолётов-разведчиков вторглись в их воздушное пространство, они незамедлительно были сбиты. Это наглядно продемонстрировало достаточно высокий уровень боеготовности китайских лётчиков. Однако по ряду причин авиация практически не была задействована в военном конфликте с Вьетнамом в 1979 году.
Подразделения военной авиации
По своему составу ВВС Китая мало чем отличаются от воздушных сил иных современных развитых государств. Они включают в себя все традиционные подразделения, например, такие как бомбардировочная авиация, штурмовая, истребительная, разведывательная и военно-транспортная. Кроме того, в их состав входят части противовоздушной обороны, радио-технические и десантные войска.
Верховное командование всеми Вооружёнными силами Китая осуществляется Генеральным штабом Народно-освободительной армии. В него входит штаб ВВС, во главе которого стоит главнокомандующий. С октября 2012 года этот пост занимает Ма Сяотянь. Важная роль в командовании отводится также комиссару. В настоящее время им является Тянь Сюсы.
Территория современного Китая делится на семь военных округов. В состав каждого из них входит группировка военно-воздушных сил, командующий которой подчинён непосредственно штабу округа. Такие подразделения состоят из авиационных дивизий, отдельных полков и академий, осуществляющих подготовку лётного состава и технического персонала.
Авиационные дивизии представляют собой крупные тактические соединения, в состав которых входят несколько авиационных полков, делящихся на эскадрильи, каждая из которых состоит из трёх отдельных звеньев. В бомбардировочной авиации звено представлено, как правило, тремя самолётами. В штурмовой и истребительной их число увеличивается до четырёх. Кроме боевых машин, в каждом полку имеется несколько учебных самолётов различного класса. В целом полк может располагать 20-40 единицами лётной техники.
В настоящее время в Китае построено более четырёхсот аэродромов, из которых триста пятьдесят имеют высокотехничное твёрдое покрытие. Этого резерва достаточно для размещения девяти тысяч единиц самолётов, что в три раза превосходит весь авиационный парк государства.
Роль авиации в «ядерной триаде»
Основной составляющей Вооружённых сил современных держав является атомное оружие, которое по своей структуре можно условно разделить на три основные составляющие, получившие у военных стратегов наименование «ядерной триады». В их состав входят прежде всего сухопутные ракетные комплексы — как стационарные шахтные, так и мобильные передвижные.
Кроме того, это крылатые и баллистические ракеты, пуск которых осуществляется с подводных лодок. И наконец, важнейшая роль отводится стратегической авиации, способной доставлять в указанный район аэробаллистические или крылатые ракеты. По совокупности всех этих факторов, составляющих стратегический ядерный потенциал государства, международные аналитики называют Китай третьей сверхдержавой.
Необходимость развития стратегической авиации
Все три компонента упомянутой выше триады имеются на вооружении КНР, однако уровень стратегической авиации страны оставляет желать лучшего. Следует заметить, что если в таких европейских странах, как Великобритания и Франция, недостаточное развитие этого вида воздушных сил не составляет серьёзной проблемы (в силу их сравнительно малой территории), то в Китае картина совершенно иная.
Поднебесная — это огромное государство, постоянно находящееся в окружении потенциальных противников. Даже такой дружественный сосед, как Россия, не может обеспечить китайцам безопасность границ, так как сам имеет достаточно большое количество опасных стратегических направлений. В связи с этим у Китая создались условия, при которых особенное значение приобрели капитальные вложения в развитие именно стратегической авиации.
Потенциальный противник Китая
Так сложилось, что в будущем одним из наиболее вероятных своих врагов китайское руководство считает Америку. Именно от неё опасаются возможного удара. В связи с этим прилагаются значительные усилия для создания новых и модернизации уже находящихся на вооружении средств противоракетной и противовоздушной обороны, а также ВВС Китая.
Истребитель пятого поколения, способный быть незаметным для радаров противника, явился одной из таких разработок. Также результатом подобных усилий стало создание большого флота авианосцев, в задачу которых входит сдерживание атаки потенциальных противников со стороны Тихого и Индийского океанов. На них размещены палубные истребители ВВС Китая. Соответствующим образом были модернизированы и расширены порты приписки для вновь построенных судов.
Работы по созданию новой техники
В последние годы в СМИ появилась информация о том, что китайские конструкторы ведут перспективные разработки нового стратегического бомбардировщика, способного доставлять ядерные заряды на расстояние в семь тысяч километров. Такая дальность полёта особенно важна в связи с тем, что она позволяет достичь территории США. При этом, как указывают компетентные источники, новая модель будет очень похожа на американский бомбардировщик B-2 Spirit, что в значительной степени должно усложнить его обнаружение.
К стратегической авиации в Китае предъявляются особые требования, так как из-за географического положения страны её использование сопряжено с рядом сложностей. Дело в том, что все возможные цели находятся на весьма значительном расстоянии. До Аляски, к примеру, пять тысяч километров, а до побережья США — восемь. Чтобы его достичь, самолёты ВВС Китая должны пересечь Тихий океан, в котором несут боевое дежурство американские авианосцы, оснащённые мощным арсеналом. В последние годы к ним добавились ещё космические средства ведения войны.
Специалисты рассчитали, что в случае начала войны самолёты ВВС Китая не смогут выйти в район боевых пусков ракет по территории Америки, так как военно-морские силы США сумеют уничтожить их при помощи новейшей противовоздушной системы «Иджис». Кроме того, им будет противостоять мощная палубная авиация. В связи с этим единственной возможностью ВВС Китая справиться с американским ПВО является разработка и создание новых самолётов, с фантастическим, по нашему времени, радиусом действия — от десяти до двенадцати тысяч километров. Таких боевых машин пока нет ни у одной армии мира.
Отдельные образцы вооружения ВВС Китая
Военные аналитики строят также ряд предположений о возможной разработке в Китае бомбардировщика средней дальности действия. На эту мысль их натолкнул в 2013 году отказ от покупки тридцати шести российских самолётов Ту-22 М3, предназначенных для доставки ракетно-бомбового вооружения на сравнительно небольшие расстояния. В настоящее время известно, что в состав ВВС Китая входят около ста двадцати боевых машин подобного класса, и потребность в них является вполне очевидной.
Сегодня авиационный парк Китая включает в себя целый ряд современных самолётов. Говоря о них, следует выделить несколько наиболее интересных моделей. В первую очередь это бомбардировщик среднего радиуса действия Н-6К. Вполне современная машина, представляющая собой образец передовой инженерной мысли. К стратегическим ракетоносителям она не может быть отнесена лишь из-за некоторой ограниченности скорости.
Самолёт, созданный по советской лицензии
Другой боевой машиной, находящейся на вооружении ВВС Китая, является Ту-16. Это самолёт, построенный на основании лицензионного соглашения с Россией. Специально для него китайскими конструкторами был разработан новый усовершенствованный двигатель, снабжённый экономичными турбовентиляторами. Благодаря ему самолёты способны развивать значительно большую скорость (до 1060 км в час) и достигать высот в тринадцать тысяч метров. Эта разработка позволила вооружить самолёты ВВС Китая новыми ракетами CI-10A, имеющими дальность полёта от пяти с половиной до шести тысяч километров. Безусловно, это откроет перед ними новые, ранее не использованные возможности.
Военные специалисты сходятся во мнении, что в настоящее время стратегические бомбардировщики ВВС Китая весьма ограничены географией своего применения. Для них доступны лишь берега Австралии, Аляски, а также часть территории Азии и Европы, тогда как их основные потенциальные противники-американцы по-прежнему остаются вне зоны досягаемости. Новейшая китайская разработка бомбардировщика, носящего кодовое название Н-20, должна решить эту проблему.
Истребители, стоящие на вооружении Китая
Говоря о военно-воздушных силах Поднебесной, нельзя не остановиться и на её истребительной авиации. Несмотря на то что её парк за последние годы получил большое количество боевых машин марки J-10 и J-11, считается, что J-7 — основной истребитель ВВС Китая. По мнению аналитиков, численность этих самолётов составляет около четырёхсот единиц, плюс примерно сорок учебных, созданных на их базе. Весьма примечательна история их появления в Вооружённых силах страны.
Известно, что в самом начале шестидесятых годов Советский Союз и Китай находились в дружественных отношениях, и между ними было установлено сотрудничество во многих областях народного хозяйства, а также в военной промышленности. В 1961 году советской стороной была передана Китаю лицензия на производство новейшего, по тем временам, истребителя МиГ-21 и всей его комплектации. Однако через год началась всем известная культурная революция, послужившая причиной международной изоляции Китая и разрыва его отношений с Советским Союзом.
В результате правительство СССР аннулировало уже выданную лицензию и отозвало из страны всех своих специалистов, занятых её реализацией. Через год, поняв, что без Советского Союза не обойтись, Мао Цзэдун пошёл на сближение с нашей страной, в результате которого вновь на какое-то время восстановилось сотрудничество.
Н. С. Хрущёв выразил согласие продолжить работы по внедрению в производство для ВВС Китая лицензионного самолёта МиГ-21. В январе 1966 года состоялись испытания первого полностью собранного в Китае истребителя J-7, созданного по лицензии советского истребителя МиГ-21. Несмотря на то что прошло почти полвека, этот самолёт и поныне не снят с вооружения ВВС Китая. Фото его представлено ниже.
Отношение между странами на современном этапе
В настоящее время, несмотря на внешне урегулированные отношения между Россией и Китаем, многие аналитики склонны видеть в нашем восточном соседе потенциальную угрозу. Дело в том, что территория Поднебесной крайне перенаселена, а значит, не исключено, что при постоянно возрастающем количестве жителей и бурно развивающейся промышленности у соседей вполне может возникнуть соблазн решить свои проблемы за счёт экспансии азиатской части России. В связи с этим Вооружённые силы обоих государств, в т. ч. и ВВС Китая и России, находятся в постоянной боевой готовности. К сожалению, такая форма «вооружённой дружбы» является в современном мире объективной реальностью.
fb.ru
Военно-воздушные силы Китая | Военное оружие и армии Мира
Всего 15-20 лет назад военно-воздушные силы Китая нельзя было назвать современными даже с большой натяжкой. Китайский авиапром разумно распорядился имевшимся временем, и сейчас военная авиация Китая представляет собой, как минимум, одну из самых крупных сил в своем регионе. Сейчас все говорит о том, что наметившийся рост количества и качества продолжится. Результатом этого может стать выход Китая в мировые лидеры в сфере военной авиации.
ВВС НОАК были созданы 11 ноября 1949 года — вскоре после провозглашения КНР. До этого армия китайских коммунистов использовала лишь разрозненные единичные самолеты, и только летом 1949 года появилась первая авиачасть — Наньюаньская авиагруппа, располагавшая примерно 40 самолетами.
Советская военная помощь, активизировавшаяся после начала войны в Корее, позволила в кратчайшие сроки создать достаточно мощные ВВС, располагавшие не только поршневыми самолетами (Ла-9, Ла-11,Ту-2, Ил-10), но и новейшими по тем временам реактивными МиГ-15. Китайские авиаторы прошли боевое крещение в Корее, участвовали в перехватах гоминьдановских самолетов с Тайваня.
ТЕХНИКА
И поныне основу ВВС НОАК составляет авиатехника советских образцов, часто — до неузнаваемости модернизированная. В 1956 году начался выпуск по лицензии МиГ-17 (J-5), в 1959-м — МиГ-19 (J-6), в 1967-м — МиГ-21 (J-7). Последний самолет окончательно снят с производства только в 2013 году! Также в КНР наладили выпуск бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16 (Н-5 и Н-6), транспортных самолетов Ан-2, Ан-24 и Ан-12 (Y-5, Y-7 и Y-8), вертолетов Ми-4 (Z-5). Попытки создать собственные боевые самолеты были не особо удачными: истребитель и бомбардировщик JH-7 доводились не один десяток лет, а их производство так и не стало массовым.
Качественный скачок произошел на рубеже тысячелетий, когда авиапромышленность КНР освоила лицензионный выпуск Су-27 (J-11), а также создала, опираясь на российские, украинские и западные технологии, ряд новых образцов: легкие истребители J-10 и FC-1 (специально предназначенный на экспорт), транспортные самолеты Y-9 и Y-20, ударные вертолеты WZ-10 и WZ-19. Вершина достижений китайского авиапрома — истребители 5-го поколения J-20 и J-31, проходящие в настоящее время летные испытания и призванные составить достойную конкуренцию американским F-22, F-35 и российскому Т-50.
Значительное внимание уделяется развитию авиации боевого обеспечения. В частности, приняты на вооружение два типа самолетов ДРЛОиУ — оперативно-тактический KJ-200 и стратегический KJ-2000. Активизировались и работы в области беспилотных летательных аппаратов — как разведывательных, так и ударных.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Внедрение новой техники позволило существенно сократить авиапарк ВВС НОАК за счет списания устаревших самолетов. Тем не менее китайские ВВС считаются третьими в мире (после американских и российских) по количеству эксплуатируемых летательных аппаратов — более 2,5 тысяч.
Численность личного состава достигает почти 400 тысяч человек. Как и Сухопутные войска, ВВС НОАК распределены по семи военным округам — Пекинскому, Шеньянскому, Цзинаньскому, Ланьчжоускому, Нанцзиньскому, Гуанчжоускому и Чэндускому. Каждому из них подчинено несколько авиационных дивизий. В состав округов могут входить отдельные полки и другие части. Например, Пекинский ВО имеет 3 истребительные (ИАД) и 1 транспортную авиадивизии, а наиболее крупные Гуанчжоуский и Шеньянский — по 7 дивизий (в первом — бомбардировочная, транспортная и 5 истребительных, во втором 2 штурмовые и 5 истребительных). В общей сложности в ВВС НОАК насчитывается 33 авиадивизии: 3 бомбардировочные, 4 штурмовые, 24 истребительные и 2 транспортные. В ВВС НОАК принята «троичная» схема организации: дивизия состоит из трех полков, а те — из трех эскадрилий. Однако в связи с сокращением в некоторых дивизиях осталось только по два полка.
Помимо авиации, ВВС НОАК имеют в своем составе зенитно-ракетные и радиотехнические войска, обеспечивающие ПВО страны. В их распоряжении — примерно 110-120 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) типов HQ-2, HQ-б, HQ-7, HQ-9, HQ-12 и С-300 ПМУ. Если судить только по состоянию ВВС, то Китай вряд ли сможет стать мировым лидером в ближайшие годы или даже десятилетия. Однако ему вполне по силам окончательно закрепиться на позиции авиационного лидера своего региона. Из всех стран Восточной Азии лишь Китай располагает в достаточной мере развитой авиационной промышленностью, способной самостоятельно разрабатывать новую технику, пусть даже и на базе имеющейся зарубежной. Этот факт можно считать хорошим преимуществом перед конкурентами.
8278warfor.me
Военно-воздушные силы Китая: на пути к мировому лидерству
На фоне глобальной нестабильности в мире отчётливо бросается в глаза тот факт, что Китай, проводя активную внешнюю политику, стремительно наращивает потенциал своей боевой авиации, которая в будущем может обрушить внезапный удар против стран-конкурентов.
Обзор ВВС КНР
После того, как Китай стал претендовать на статус сверхдержавы, ситуация в мире стала постепенно меняться в пользу Пекина. При этом, несмотря на геополитические трудности, китайское руководство медленно, но верно реализует свои великодержавные амбиции.
Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что своим рывком в военно-экономической сфере КНР во многом обязана СССР (России). Так, ещё с начала 1950-х годов Советский Союз оказывал бескорыстную военную помощь Китаю; тем самым Поднебесная наращивала мощь своей боевой авиации. Однако в начале 1960-х годов, в связи с ухудшением отношений с СССР, ВВС Китая, недополучив значительную часть технической документации и запчастей, начали копировать советские самолёты. Несмотря на контракты и договорённости с Россией, китайское правительство продолжает их открыто нарушать: копирование отечественных боевых машин идёт до сих пор.
Нужно признать, что экспорт российской авиатехники и последующего её воспроизводства Китаем несёт угрозу национальной безопасности России: оружие отечественного производства может быть направлено против нашей страны в любой момент. Учитывая специфику внешней политики КНР, можно смело сказать, что после США Россия, по существу, является для Пекина «врагом номер два».
В настоящее время благодаря контрактам с РФ и обильной финансовой поддержке в Китае функционирует целая сеть военных корпораций и авиазаводов: Шэньянская, Сианьская и Шанхайская авиационно-промышленные корпорации, авиационно-промышленная компания «Чэнду», китайская национальная авиационно-промышленная группа «Гуйчжоу» и многие другие. Так, предприятия I корпорации включают в себя 47 крупных и средних компаний, 31 научно-исследовательское учреждение, 22 дочерних специализированных предприятия. Штаб-квартира корпорации находится в Пекине.
В состав II корпорации авиационной промышленности Китая входят 81 крупная и средняя компания, авиапредприятие, научно-исследовательская организация и специализированное учреждение. Штаб-квартира корпорации также находится в Пекине.
Военно-воздушные силы КНР насчитывают:
— 528 многоцелевых истребителей J-7III/J-7E/J-7G, являющихся копиями советской машины МиГ-21,
— 192 многоцелевых истребителя J-8II/J-8III (в его создании были заимствованы конструктивные решения от советских МиГ-23МС/МиГ-23БН, полученных из Египта),
— 205 машин J-11/J-11BS (копии российского перехватчика Су-27),
— 323 самолёта J-10А/J-10B/J-10S,
— 43 модернизированных истребителя Су-27СК и 32 Су-27УБК,
— 24 Су-30МК2,
— 73 Су-30МКК.
Но и это ещё не всё. Так, в ноябре 2015 года был заключён контракт по продаже Китаю 24 истребителей Су-35С поколения 4++ (сумма сделки – 2 млрд. долларов). Кроме того, интенсивно идёт подготовка к развёртыванию серийного производства машин пятого поколения J-20 и J-31.
Также на вооружении ВВС КНР имеется четыре многоцелевых истребителя FC-1 «Сяолун», 120 истребителей-бомбардировщиков JH-7А «Летающий леопард», 120 штурмовиков Nanchang Q-5C/Q-5D/Q-5E, 130 дальних бомбардировщиков и заправщиков H-6A/H-6M/H-6K (являются копией советского ракетоносца Ту-16).
Продолжается наращивание и группировки самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Так, ещё в начале 1990-х годов в Китае была начата программа по созданию комплексов ДРЛО, близких по своим возможностям к американскому самолёту E-8 JSTARS. На первом этапе реализации проекта в роли базовой машины был выбран среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-154М. На самолёт установили РЛС с синтезированной аппаратурой, которая располагается под фюзеляжем в обтекаемом контейнере. Первая машина, получившая индекс Tu-154MD (Dian – электронный), была выпущена в 1996 году (ВВС КНР имеют на вооружении от трёх до пяти лайнеров данного типа). В целях секретности Tu-154MD сохранили гражданские опознавательные знаки и окраску авиакомпании «China United Airlines».
Для обнаружения малозаметных целей и целей на фоне земли ВВС Китая вооружены 11 самолётами ДРЛО (четыре KJ-200 «Кунцзин-200», два KJ-500, четыре KJ-2000 и один KJ-3000). Так, KJ-200 и KJ-500 были созданы на базе транспортных машин Y-8 (копия советского Ан-12), а KJ-2000 и KJ-3000 во многом сходны с российским комплексом А-50, оборудованного многофункциональной импульсно-доплеровской надфюзеляжной РЛС.
Военно-транспортная авиация имеет в строю 300 лёгких самолётов Y-5 (копия советского биплана Ан-2), 65 тактических транспортных машин Y-8, 23 самолёта Y-7H (копия советских Ан-24/Ан-26), 20 тяжёлых «транспортников» Ил-76ТД/Ил-76МД, 15 Y-11, 10 многоцелевых Ил-18, от четырёх до семи Ту-154М, пять Y-9 (глубокая модернизация Y-8), 10 машин фирмы «Бомбардье» (пять RJ700, пять RJ200LR), пять Challenger CL-601 канадского производства, два лайнера Боинг-737-700, два Y-12, один заправщик Ил-78. Кроме того, в 2017 году готовится к принятию на вооружение новейший «транспортник» Y-20 (заявленная китайской стороной грузоподъёмность нового самолёта составляет 66 тонн).
Авиапарк учебно-боевых самолётов насчитывает 400 поршневых машин для первоначальной подготовки пилотов Nanchang CJ-6, 350 учебно-боевых JL-8 китайско-пакистанского производства, 200 истребителей JJ-7. Вместе с тем о количестве новейших сверхзвуковых учебно-боевых машин L-15 «Летающий Лев» и JL-9 «Шаньин» («Горный Орёл») до сих пор нет достоверных данных.
Вертолётные эскадрильи имеют в своём составе свыше 100 машин Z-6 различных модификаций (копия советского вертолёта Ми-8, в резерве числится 206 Ми-8Т/Ми-17/Ми-171/Ми-172), 32 многоцелевые машины Z-9, 20 Z-8, 10 транспортных вертолётов AS 332 «Super Puma» поставленных из Франции. При этом ВВС КНР держат в секрете количество новейших ударных вертолётов Z-19 (по некоторым данным, производительность завода в Харбине составляет более 40 машин этого типа в год) и аналогичных WZ-10 (в создании вертолёта принимало участие конструкторское бюро им. Н.И. Камова).
Авиация сухопутных войск имеет на вооружении более 350 многоцелевых вертолётов Z-9, 100 лёгких машин Z-11, восемь многоцелевых SA 342 «Газель» французского производства, однако в полётопригодном состоянии остались лишь один SA 342, 304 Z-9 (из них 12 в составе Воздушно-десантных войск, три в полиции), от 39 до 75 Z-11. Также в строю числятся 183 ударные машины (97 WZ-10 и 86 Z-19).
В качестве многоцелевых вертолётов используются 10 Ми-8 и 239 Ми-17 (в том числе пять в полиции), четыре тяжёлых «транспортника» Ми-26, 93 вертолёта фирмы «Еврокоптер» EС-120/HC-120 франко-немецкого производства, 23 многоцелевые машины S-70C (UH-60C), поставленных из США, 92 вертолёта Z-8 (в том числе 16 на вооружении Воздушно-десантных войск). Кроме того, в составе ВДВ эксплуатируются 11 транспортных самолётов (пять Y-5, четыре Y-8C и два Y-7).
Хотя армейская авиация Китайской Народной Республики пока отстаёт от других родов войск и является относительно слабой стороной армии, в последнее время она быстро развивается: правительство Китая не жалеет финансов на перевооружение.
Авиация Военно-морских сил КНР насчитывает 124 многоцелевых истребителя J-8II/J-8III, 60 штурмовиков Q-5I, 54 истребителя-бомбардировщика JH-7A «Летающий леопард», 30 самолётов J-7 различных модификаций, от 25 до 30 машин J-10А, 24 истребителя Су-30МК2, 24 машины J-16 (копия российского Су-30МК2), 12 учебно-боевых машин JL-8, три патрульных гидросамолёта SH-5, два самолёта ДРЛО KJ-500. Кроме того, в морскую авиацию Китая начал поступать истребитель J-15 (копия российского Су-33). Вертолётные эскадрильи имеют в строю 52 противолодочные машины (26 Z-8, 26 Z-9C), 11 Ка-28, девять вертолётов радиоэлектронной разведки и целеуказания Ка-31 и восемь многоцелевых Ми-8МТ.
Аэродромная сеть в Китае насчитывает свыше 400 аэродромов, в том числе 350 с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы. Оперативная ёмкость аэродромов составляет 9 тыс. самолётов, что почти в три раза больше авиационного парка страны. Численность личного состава ВВС составляет 330 тысяч человек.
Анализируя состояние Военно-воздушных сил Китая, отметим, что многоцелевые истребители Су-27СК, Су-30МК2, Су-30МКК, J-10 и J-11 составляют основу боевой авиации Поднебесной; упомянутые самолёты являются машинами четвёртого поколения и поколения 4+, способные вести боевые действия в любых метеоусловиях днём и ночью, а также в случае применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Тем самым авиасоединения КНР представляют внушительную угрозу РФ, особенно если учитывать пока недостаточное поступление новой авиатехники в состав ВВС России.
Авиация и геополитика: аппетиты Пекина растут
Как было уже сказано, желая упрочить своё геополитическое положение в мире, Поднебесная проводит широкомасштабное перевооружение своей авиации. Естественно, в этих условиях Китайская Народная Республика имеет свои далеко идущие планы. Рассмотрим лишь главные направления китайской внешней политики:
Первое. Ещё с 1960-х годов Китай стремится закрепиться в Сибири и на Дальнем Востоке; природные ресурсы России не дают покоя пекинской верхушке. Кроме того, по вине КНР усиливается геополитическая напряжённость из-за водных ресурсов (так, китайские дельцы давно «положили глаз» на озеро Байкал).
Второе. Китай, продолжая усиливать свои авиасоединения в районах Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря, стремится во что бы то ни стало уничтожить прозападный режим на острове Тайвань с целью не только вернуть себе исконную территорию, но существенно упрочить своё военно-политическое положение в Юго-Восточной Азии.
Третье. В последнее время растёт напряжённость из-за островного архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), который имеет спорный статус между КНР и Японией. Интерес к островам усилился после того, как ещё в 1999 году там были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд. кубометров.
Четвёртое. Официальный Пекин стремится получить геополитические дивиденды за счёт Вьетнама, Индии и Непала, однако занятость на других направлениях пока не даёт возможности китайскому руководству полностью включить упомянутые государства в орбиту своего влияния.
Ещё один существенный момент: КНР проявляет интерес к природным ресурсам Арктики, которая стала для России одним из приоритетных направлений внешней политики. Правительство РФ высказывает справедливые опасения насчёт конкуренции с Китаем, который создаёт мощные эскадры арктического и авианосного флотов. При этом американский эксперт, бывший капитан ВМС США, профессор международного права Джеймс Краск, призывает остерегаться Пекина: «Было бы разумно настороженно относиться к Китаю – стране, немного неуклюжей в бравировании своим растущим экономическим весом и порой склонной к грубому поведению».
Таким образом, китайское направление для России, на первый взгляд, не таит угроз, однако в среднесрочной перспективе обстановка может стать крайне напряжённой; при этом есть вероятность возникновения вооружённого конфликта (события 1969 года на острове Даманский – тому подтверждение). В этой непростой ситуации Вооружённым Силам России необходимо быть начеку; только наличие авиаполков и авиадивизий, оснащённых современной авиатехникой, несколько охладит амбициозный пыл пекинского руководства. РФ необходимо продолжать финансирование оборонных программ, не забывая вещие слова великого русского вице-адмирала Степана Осиповича Макарова: «ПОМНИ ВОЙНУ!»
/Олег Усик, novorus.info/
army-news.ru
Развитие и перспективы ВВС НОАК » Военное обозрение
Современные вооруженные силы обязаны располагать развитой боевой авиацией. Опыт конфликтов последнего времени показал, что именно военно-воздушные силы способны оказать значительное влияние на ход боев, а в некоторых ситуациях даже стать единственным активным участником конфликта. Ведущие страны мира понимают это и поэтому развивают свои ВВС. США, Россия и Китай активно работают над строительством самолетов имеющихся моделей, а также ведут собственные проекты с заделом на будущее. К примеру, Китай в настоящее время занимается доводкой сразу двух истребителей пятого поколения, которые в течение следующих десятилетий будут основой его ВВС. Стоит отметить темпы развития китайской военной авиации: за последние несколько лет авиастроители КНР сделали очень много для обновления военно-воздушных сил в количественном и качественном аспекте.Ранее и сейчас
Всего полтора десятка лет назад ВВС Народно-освободительной армии Китая являли собой специфическое зрелище. Во второй половине девяностых годов в частях имелось достаточно большое количество заведомо устаревшей техники. В 1996-98 годах, по разным оценкам, в китайских ВВС было несколько сотен истребителей Shenyang J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19). Кроме того, на хранении находилось некоторое количество еще более старых Shenyang J-5 (МиГ-17). В такой ситуации несколько сотен истребителей Chengdu J-7 (копия МиГ-21) смотрелись как последняя надежда Китая в случае полномасштабного конфликта.
Shenyang J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19)
Shenyang J-5 (МиГ-17)
Chengdu J-7 (копия МиГ-21)
Тогда же, во второй половине девяностых начались некоторые программы, реализация которых привела ВВС Китая к современному состоянию. Прежде всего необходимо отметить истребитель Shenyang J-11. За несколько лет до появления этого самолета Пекин договорился с Россией относительно сборки самолетов Су-27СК на китайских производственных мощностях. В дальнейшем произошло несколько неоднозначных событий, после которых компания Shenyang Aircraft Corporation продемонстрировала самолет J-11, якобы разработанный ей самостоятельно на базе российской конструкции. В крупносерийное производство пошел именно J-11.
Shenyang J-11
Chengdu J-10
Почти одновременно с китайским Су-27СК под индексом J-11 в воздух поднялся другой истребитель – Chengdu J-10. Существует мнение, согласно которому J-10 проектировался с использованием информации, полученной от израильских инженеров из компании IAI, и поэтому в некоторой мере повторяет истребитель Lavi, так и не дошедший до серийного производства. Тем не менее, и на этот раз китайские авиастроители отрицают какую-либо связь с зарубежными конструкторами и продолжают позиционировать самолет J-10 исключительно как самостоятельную разработку за авторством компании Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG).
Рассматривая развитие истребительной составляющей ВВС Китая, нельзя не упомянуть закупленные у России самолеты. В настоящее время китайские военные летчики используют машины сразу нескольких типов: Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2. По своей численности эти самолеты проигрывают истребителям любого другого современного типа, производимого в Китае. Так, по данным на начало прошлого 2012 года, в ВВС НОАК имелось около 170-180 самолетов марки «Су». Самым массовым истребителем китайского производства при этом был Chengdu J-10 (не менее 200-220 единиц). На втором месте по численности оставались истребители Shenyang J-8 (разработка на основе МиГ-21 и МиГ-23) – около 220-230 самолетов. От них незначительно отставали копии Су-27СК – Shenyang J-11, коих к началу прошлого года собрали более 160-170.
Точное количество имеющихся в войсках и на хранении истребителей устаревших моделей остается неизвестным. По разным оценкам, их число колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч. Точно так же нет достоверной информации относительно их будущего. Командование Китая не делится своими планами и поэтому одновременно существуют разные версии, согласно которым устаревшую технику постепенно спишут и утилизируют; оставят, что называется, на черный день; или же переоборудуют в самолеты-мишени или беспилотные летательные аппараты других типов.
На фоне активного обновления материальной части истребительных подразделений китайских ВВС достаточно интересно смотрится состояние бомбардировочной авиации. В настоящее время Китай располагает лишь одним типом дальних бомбардировщиков – Xian H-6. Эти самолеты являются лицензионной копией советских Ту-16 и служат с конца пятидесятых годов. Стоит отметить, H-6 эксплуатировались не только в Китае, но и в Ираке и Египте, причем последняя из этих машин была списана еще в 2000 году. В ВВС НОАК имеется порядка 120-130 бомбардировщиков H-6 и около десятка заправщиков HY-6, построенных на их базе. Информация о создании нового самолета аналогичного назначения отсутствует, в связи с чем будущее H-6 с каждым годом смотрится все хуже и хуже, а стратегия развития дальней авиации Китая в целом оставляет массу вопросов.
Xian H-6 (копия Ту-16)
Nanchang Q-5
Чуть лучше ситуация со специализированной штурмовой авиацией. В частях находится более двух сотен штурмовиков Nanchang Q-5, созданных более сорока лет назад. Они постоянно модернизировались, но к настоящему времени считаются устаревшими. Кроме того, не так давно от Q-5 отказался один из зарубежных эксплуатантов. Весной 2011 года Пакистан закончил списание своих штурмовиков, купленных у Китая. Несколько десятков таких самолетов до сих пор служат в некоторых азиатских странах.
Нынешние проекты
В течение следующих лет старая техника будет списываться, а вместо нее строевые части получат самолеты новых моделей. Так, в последнее время ходит много разговоров об истребителе Shenyang J-11B, являющемся глубокой модернизацией J-11/Су-27СК. Согласно некоторым источникам, серийное производство J-11B началось еще во второй половине двухтысячных годов и к настоящему времени произведено несколько десятков таких самолетов. Также приводятся сведения о переоборудовании оригинальных J-11 в модернизированный вариант с литерой «B».
Второй китайский проект, на который возлагаются большие надежды – палубный истребитель Shenyang J-15. Согласно официальным китайским данным, этот самолет является развитием предыдущего «сухопутного» J-11, но в околоавиационных кругах основой для него (и не без оснований на то) считается советский самолет Т-10К (прототип Су-33). В настоящее время J-15 проходит испытания, в том числе и на авианосце «Ляонин». Начало серийного производства первого китайского палубного истребителя запланировано на 2015 год. С учетом имеющейся сейчас информации можно предположить, что будет собрано несколько десятков таких самолетов для оснащения первого китайского авианосца. После этого, если Китай начнет строительство своих авианосцев, производство J-15 может продолжиться.
Shenyang J-15
J-20
В течение последних лет Китай начал два проекта по созданию истребителя пятого поколения. В начале 2011 года компания CAIG подняла в воздух первый прототип истребителя J-20. За прошедшее время было построено не менее трех или четырех опытных самолета, которые совершили в общей сложности несколько десятков полетов. Характеристики J-20 до сих пор засекречены, а все имеющиеся данные носят сугубо оценочный характер. Единственная достоверная информация касается сроков начала производства и эксплуатации. Первые J-20 уйдут в войска не ранее 2016-17 годов.
Осенью прошлого 2012 года состоялся первый полет другого перспективного истребителя пятого поколения – Shenyang J-31. Ранее на одной из китайских авиационных выставок демонстрировалась модель самолета F-60, очертания которой сильно напоминали новый J-31. В результате появилось предположение, что J-31 представляет собой доработанный вариант F-60. Из материалов, показанных на выставке, также были сделаны выводы о примерных характеристиках перспективного истребителя. Тем не менее, официальных данных по J-31 пока нет. Имеются сведения о существовании двух самолетов-прототипов и возможном строительстве еще, как минимум, одного. Информация о сроках завершения разработки и доводки, а также начала серийного производства до сих пор не стали достоянием общественности.
Shenyang J-31
Нетрудно заметить, что военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая переходят к современному способу оснащения техникой. В войсках эксплуатируется несколько типов самолетов, причем численность каждого из них не превышает пары сотен. Те времена, когда военные летчики одновременно использовали несколько тысяч однотипных машин, для Китая прошли. Этот факт может служить свидетельством в пользу версии о развитии качественной составляющей ВВС, а не количественной. И действительно, имеющиеся сведения о характеристиках современных китайских самолетах прямо говорят об их значительном превосходстве над техникой прежних лет.
Кроме того, не стоит забывать вертолетную технику и вспомогательную авиацию. Так, в течение последнего времени ВВС НОАК получили 60 ударных вертолетов WZ-10. Их нельзя считать в полной мере китайскими (в разработке проекта ведущую роль играла российская компания «Камов»), но при этом именно эти машины в ближайшее время станут основой ударных вертолетных подразделений и придут на смену предыдущим моделям того же назначения. Примечательно, что общее количество имеющихся в войсках ударных вертолетов (Harbin Z-9 и Changhe Z-11) незначительно превышает число заказанных WZ-10 и составляет не более 70-80 единиц.
WZ-10
Вспомогательная авиация ВВС Китая имеет в своем составе несколько сотен самолетов различных моделей, собранных на китайских предприятиях и заказанных за рубежом. Так, парк транспортных самолетов позволяет перевозить широкий спектр грузов различного веса и конфигурации. Самым массовым транспортником при этом является легкий самолет Shijiazhuang Y-5 (копия советского Ан-2), а самым современным – последние модификации машины Shaanxi Y-8. Большие надежды Китай возлагает на новый проект Xian Y-20. Военно-воздушные силы НОАК имеют опыт эксплуатации советских и российских самолетов Ил-76, из-за чего выказали желание получить аналогичную машину отечественного производства. В конце января текущего 2013 года Y-20 впервые поднялся в воздух. Начало эксплуатации запланировано на 2017-18 годы. После начала службы Xian Y-20 станет самым грузоподъемным самолетом китайских ВВС – он сможет перевозить до 60-65 тонн.
Shijiazhuang Y-5 (копия советского Ан-2)
Xian Y-20
KJ-200
Нужно отметить еще одно важное направление, свойственное современным военно-воздушным силам и развиваемое Китаем в настоящее время. В начале двухтысячных годов с перерывом в несколько лет были построены в небольшой серии три типа самолетов дальнего радиолокационного обнаружения: KJ-200, Y-8X и Y-8J. Характерной особенностью этих самолетов стал выбор базовых машин. В качестве основы для KJ-200 китайские инженеры взяли российский Ил-76, для остальных – очередную модификацию самолета Y-8, созданного на основе советского Ан-12. Таким образом, в обозримом будущем Китай сохранит возможность строительства самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, а машины, похожие на KJ-200, получат новую базу в виде Y-20 собственной китайской постройки. В свете этих данных интересно смотрятся регулярные, но пока не подтвержденные слухи последнего времени, согласно которым некий новый самолет радиолокационного обнаружения уже проектируется и скоро начнется его строительство.
Будущее
Из нынешнего состояния ВВС НОАК можно сделать соответствующие выводы. Всего 15-20 лет назад этот род войск вооруженных сил Китая нельзя было назвать современным даже с большой натяжкой. Китайская авиационная промышленность разумно распорядилась имеющимся временем и сейчас военная авиация Китая представляет собой, как минимум, одну из самых крупных сил в восточноазиатском регионе. Сейчас же все действия официального Пекина и промышленности говорят о том, что в дальнейшем наметившийся рост количества и качества продолжится. Результатом этого может стать выход Китая в мировые лидеры в сфере военной авиации.
Однако при рассуждениях о перспективах Китая не стоит забывать тот факт, что другие страны тоже не стоят на месте и всячески пытаются с умом распорядиться имеющимися преимуществами. Поэтому пока можно с уверенностью говорить лишь о выходе китайских авиастроителей на мировой уровень и о будущих попытках посоревноваться с признанными лидерами отрасли. Вряд ли это будет просто, ведь последние разработки китайского авиапрома нередко основываются на зарубежных проектах, скопированных и доработанных соответствующим образом. Это позволяет строить рассуждения на тему возможности или невозможности самостоятельного создания Китаем авиационной техники, и эти рассуждения не выглядят чересчур позитивными.
Если судить только по состоянию военно-воздушных сил, то Китай вряд ли сможет стать мировым лидером в ближайшие годы или даже десятилетия. Однако ему вполне по силам окончательно закрепиться на «посту» авиационного лидера своего региона. Из всех стран Восточной Азии лишь Китай располагает в достаточной мере развитой авиационной промышленностью, способной самостоятельно разрабатывать новую технику, пусть даже и на базе имеющейся зарубежной. Этот факт можно считать хорошим преимуществом перед конкурентами. Поэтому прочим странам восточноазиатского региона стоит уделять большое внимание развитию своих ВВС и ПВО, дабы не отстать от растущего и крепнущего соседа.
По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
http://sinodefence.com/
http://china-defense.blogspot.hu/
http://flightglobal.com/
http://asianmilitaryreview.com/
topwar.ru
Военно-воздушные силы Китайской Республики — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2016; проверки требуют 7 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску中華民國空軍 Zhōnghuá Mínguó Kōngjūn Военно-воздушные силы Китайской Республики | |
---|---|
Флаг ВВС Китайской Республики | |
Страна | Китайская Республика Китайская Республика |
ru.wikipedia.org
Военно-воздушные силы Китайской Народной Республики
Флаг ВВС КНРВоенно-воздушные силы Китайской Народной Республики (кит. 中国人民解放军空军, пиньинь Zhōngguó Rénmín Jiěfàngjūn Kōngjūn), официально — Воздушные силы Народно-освободительной армии — один из видов вооружённых сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Ресублики. По количеству эксплуатируемых самолётов находятся на третьем месте в мире (после США и России)[1][2].
По состоянию на 2008 год численность личного состава — 360 000 человек. На вооружении находится более 3 200 боевых и 300 вспомогательных самолётов, 130 вертолётов, свыше 700 ПУ ЗУР, 1 000 орудий зенитной артиллерии, около 450 радиолокационных постов.[3]
История
Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года после победы Компартии Китая в гражданской войне. Значительную помощь в их создании и вооружении сыграл Советский Союз. С середины 1950-х годов началось производство советских самолётов на китайских заводах. «Большой скачок», разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайским ВВС. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России многофункциональные истребители Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27. Позднее, Китай разорвал контракт по поставке российских истребителей и начал выпускать свои самолёты на основе полученных ноу-хау.
ВВС НОАК приняли участие в Корейской войне (1950—1953), во время которой была создана Объединённая воздушная армия, состоявшая из китайских и северокорейских авиационных частей. Во время войны во Вьетнаме (1965—1973) китайская авиация сбила ряд американских беспилотных разведчиков и несколько самолётов, вторгшихся в воздушное пространство страны. По тем или иным причинам ВВС НОАК почти не принимали участия в китайско-вьетнамской войне (1979).
Рода войск
ВВС Китая включают:
- авиацию
- бомбардировочную
- штурмовую
- истребительную
- разведывательную
- военно-транспортную
- зенитные ракетные войска
- зенитную артиллерию
- радиотехнические войска
- воздушно-десантные войска
Организация
Общее руководство ВВС осуществляет Генеральный штаб НОАК, непосредственное руководство — командующий ВВС и штаб ВВС.
В каждом из семи военных округов (Шэньянском, Пекинском, Ланьчжоуском, Цзинаньском, Нанкинском, Гуанчжоуском, Чэндуском) имеется группировка авиации, командующий которой оперативно подчинен командующему военным округом.
Авиация военных округов состоит из авиационных дивизий, отдельных авиационных полков, авиационных академий.
Авиационные дивизии являются основными тактическими соединениями, состоят из двух—трёх авиационных полков.
Авиационные полки являются основной тактической частью, состоят из двух—трёх авиационных эскадрилий. Авиационные эскадрильи состоят их трёх авиационных звеньев. Звенья включают три (в бомбардировочной авиации) или четыре самолёта (в истребительной и штурмовой авиации). Кроме того, в составе полков имеется некоторое количество учебных и вспомогательных самолётов. В зависимости от предназначения авиационный полк может насчитывать от 20 до 40 самолётов.
Пункты базирования
Аэродромная сеть насчитывает более 400 аэродромов, в том числе 350 с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы.
Оперативная ёмкость аэродромов составляет 9000 самолётов, что почти в три раза больше авиационного парка.[4]
Боевой состав
Обозначение формирования или части | Вооружение и оснащение | Место расположения |
---|---|---|
Техника и вооружение
Данные о технике и вооружении ВВС КНР взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology.[5][6][7]
Зенитные ракетные войска
На вооружении находится 110—120 зенитных ракетных комплексов (дивизионов) HQ-2, HQ-6, HQ-7, HQ-9, HQ-12, С-300ПМУ.
Опознавательные знаки
Галерея
Прототипы
Примечания
Ссылки
См. также
dic.academic.ru