ОКБ имени Яковлева — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.
История
15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].
В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».
30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».
В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».
1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.
25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.
В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]
Видео по теме
Разработки
Истребители
Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.
- Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П
Бомбардировщики
Транспортные самолёты
Пассажирские самолёты
Тренировочные и спортивные самолёты
Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.
- УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152
Многоцелевые самолёты
Самолеты ДРЛО
Самолёты вертикального взлёта и посадки
Штурмовик ВВП Як-38МВертолёты
Перспективные модели
- МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
- «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА
Самолёты Яковлева в искусстве
- Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]
См. также
Примечания
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
- ↑ 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
- ↑ 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 28.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 33.
- ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
- ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
- ↑ 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
- ↑ 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
- ↑ К столетию А. С. Яковлева // ОКБ им. Яковлева
- ↑ 1 2 «Антология Як»
- ↑ «Финмаркет»
- ↑ «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
- ↑ «РБК daily», 28 мая 2012 г.
- ↑ ОКБ им. Яковлева // Семейство самолетов Як-48
- ↑ https://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»
Литература
Ссылки
wiki2.red
КБ Яковлева — это… Что такое КБ Яковлева?
Яковлева улица — Великий Новгород … Википедия
Яковлева — старый активный работник большевистской фракции. Работала, главным образом, в Московской окружной организации. В 1917 г. Яковлева была одним из руководителей Московской организации, а в октябрьские дни входила в Военно Революционный Комитет… … 1000 биографий
Яковлева, Варвара Николаевна — Яковлева В. Н. (1884 1941; автобиография). Окончив гимназию 16 ти лет, поступила на Высшие женские курсы в Москве (так назыв. курсы Герье), на физико математический факультет; специальностью избрала себе астрономию. Несмотря на чрезвычайно… … Большая биографическая энциклопедия
ЯКОВЛЕВА Алена — (Елена Юрьевна) (р. 2 июля 1961) российская актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации (2008), дочь Ю.В. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич). По окончании Высшего театрального училища имени Щукина (см. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ… … Энциклопедический словарь
Яковлева, Александра Евгеньевна — (сцен. псевд, Сандра) (1889, Петербург 31. 1. 1979, Париж) арт. оперы (драм. сопрано) и педагог. В 1915 дебютировала в партии Аиды в петрогр. Мариинском т ре, в 1917 19 солистка Одесской оперы, затем вновь выступала в Петрограде. В 1923 уехала во … Большая биографическая энциклопедия
Яковлева дом — (Садовая улица, 38), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1780 х гг. (автор неизвестен) для заводчика и откупщика С. Я. Яковлева (1712 84). Сильно протяжённое Г образное в плане здание включено в сплошную застройку улицы. Введение 6 … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ЯКОВЛЕВА Алена Юрьевна — ЯКОВЛЕВА Алена (Елена) Юрьевна (р. 2 июня 1961), российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1999). Дочь Юрия Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич). Окончила факультет журналистики Московского университета и Театральное… … Энциклопедия кино
ЯКОВЛЕВА Ольга Михайловна — (р. 14 марта 1941), российская актриса театра и кино, народная артистка России (1984). Окончила театральную студию в Алма Ате, затем, в 1962 году, театральное училище имени Щукина и была принята в Московский театр имени Ленинского комсомола.… … Энциклопедия кино
Яковлева (река) — Яковлева Характеристика Длина 187 км Бассейн Карское море Бассейн рек → Енисей Водоток Устье Енисей … Википедия
Яковлева дом — (Садовая улица, 38), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1780 х гг. (автор неизвестен) для заводчика и откупщика С. Я. Яковлева (1712 84). Сильно протяжённое Г образное в плане здание включено в сплошную застройку улицы. Введение 6… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
ЯКОВЛЕВА — Ольга Михайловна (родилась в 1941), актриса. С 1962 в Московском театре имени Ленинского комсомола, с 1968 в Московском театре на Малой Бронной, в 1984 91 в Московском театре на Таганке, с 1991 в Московском театре имени Вл. Маяковского. Актриса… … Современная энциклопедия
Як-24 — Википедия
Як-24 | |
---|---|
Як-24 в Центральном музее ВВС России в Монино | |
Тип | транспортный вертолёт |
Разработчик | ОКБ Яковлева |
Производитель | Завод №272 (Ленинград) |
Главный конструктор | И. А. Эрлих |
Первый полёт | 3 июля 1952 года |
Начало эксплуатации | 1955 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты | ВВС СССР Аэрофлот |
Годы производства | 1956 — 1958[1] |
Единиц произведено | 40[1] |
Изображения на Викискладе |
Як-24 (по кодификации НАТО: Horse
— «Лошадь») — вертолёт разработки ОКБ Яковлева продольной схемы.С
ru.wikipedia.org
Малоизвестный штурмовик КБ Яковлева Як-25ЛШ
В 60-е годы после получения опыта по применению авиации в локальных конфликтах (Египет, Вьетнам и другие) специалисты ВВС пришли к выводу, что наиболее эффективным самолетом поддержки пехоты на поле боя будут дозвуковые самолеты-штурмовики. В ходе этой концепции в США появились такие самолеты, как OU-10 Бронко, А-10А Тандерболт-2 (основной боевой самолет поля боя США до настоящего времени), в ВМС появился Корсар. Все они были дозвуковыми .
Все это, конечно, не осталось без внимания руководства СССР.
В других странах, также имеющих развитую и не очень авиапромышленность, стали создавать свои самолеты – винтовые и турбореактивные, но дозвуковые самолеты поля боя. Не будем на них останавливаться, хотя там имелись свои интересные машины.
В СССР в ходе проведения в 1967 году крупномасштабных учений «Днепр» показали, что наиболее эффективным самолетом поддержки наземных войск являются дозвуковые МиГ-17, а не сверхзвуковые типа Су-7 и МиГ-21. Все это побудило министра обороны А.А. Гречко в 1969 году обратиться в МАП с просьбой провести конкурс проектов на легкий самолет-штурмовик — ЛСШ.
Уже к середине мая руководством ВВС были сформированы Тактико-Технические Требования к такому самолету.
В конкурсе приняли участие КБ Ильюшина, Микояна, Сухого и Яковлева. Как известно, победил Сухой со своим Су-25. Не будем останавливаться, почему и как он победил, а перейдем к малоизвестному проекту КБ Яковлева Як-25ЛШ.
Прорабатывались два варианта:
- разработка полностью нового самолета.
- создание самолета на базе находящегося на вооружении и неплохо зарекомендовавшего себя как надежный самолет истребителя-перехватчика Як-25, путем переделки фюзеляжа и установки новых двигателей, вооружения и оборудования.
Второй вариант оказался менее затратным и поэтому предпочли его, чтобы уложиться в минимальные сроки .Он позволял создать самолет за 5-6 месяцев.
Основные изменения при создании штурмовика, получившего обозначение Як-25ЛШ (легкий штурмовик) заключались в следующем:
Легкий штурмовик предназначался для авиационной поддержки общевойсковых соединений путем поражения наземных объектов противника в тактической и ближайшей оперативной глубине. Основной задачей самолета должно было стать уничтожение живой силы и техники, в том числе подвижных одиночных и малоразмерных целей днем и ночью при визуальной видимости, дополнительной задачей считалось уничтожение самолетов ВТА и вертолетов на малых и средних высотах, базирование самолета могло осуществляться на грунтовых аэродромах.
- – носовая часть фюзеляжа переделывалась для обеспечения обзора вперед-вниз 20 град.;
- – комплекс оборудования перехватчика заменялся комплексом оборудования штурмовика;
- – все жизненно важные части самолета (кабина пилота, двигатели, часть оборудования) бронировались;
- – топливные баки надежно протектировались;
- – в качестве стационарного оружия устанавливались две пушки ГШ-23 с боекомплектом 400 снарядов и фюзеляжный блок реактивных снарядов АРС-57 или КАРС-57 на 100 шт., а под крылом монтировались шесть пилонов для внешней подвески различного вооружения;
- – катапультируемое кресло обеспечивало спасение летчика на всех режимах полета, включая взлет и посадку.
Боевая нагрузка Як-25ЛШ составляла:
- нормальная – 1500 кг,
- максимальная – 3000 кг.
Ассортимент бомбового вооружения включал в себя бомбы калибра 50, 100, 250 и 500 кг всех типов. На шести подкрыльевых пилонах могло размещаться до четырех подвесных контейнеров с пушками ГШ-23 и боекомплектом (по 250 снарядов). Управляемое оружие включало до четырех ракет Х-23 и Р-3С, неуправляемое – до шести НАР С-24 и С-25.
Интересным было решение размещения фюзеляжного 100-снарядного блока НАР, который был установлен за основной нишей шасси и мог опускаться вниз для перезарядки или замены снаряженным. Стволы блока имели угол установки для стрельбы вперед-вниз под углом 45 град., т.е. пуск ракет при штурмовке наземных целей мог производиться в горизонтальном полете, что в свою очередь повышало выживаемость самолета на малых высотах.
По мере проработки проекта самолет претерпевал изменения: крыло стало высокорасположенным, увеличивалась его площадь, совершенствовалась механизация с целью улучшения взлетно-посадочных характеристик Як-25ЛШ. Прорабатывалась установка более мощных двигателей РД-9Ф и АМ-11.
К концу декабря 1971 г. первоначальный вид штурмовика сильно преобразился.
Практически осталась неизменной только велосипедная схема шасси.
Самолет под названием Як-ЛШ-2 имел фюзеляж, удлиненный на 500 мм, благодаря чему увеличился объем топлива. Высокорасположенный на киле стабилизатор переместился на фюзеляж, его форма в плане и площадь увеличились. Было разработано полностью новое высокорасположенное крыло большей площади с отклоняемыми носками и мощной механизацией. Стреловидность крыла по передней кромке стала меньше и составила 35 град, вместо 45 град, в исходном варианте. Все это значительно улучшило аэродинамику самолета, повысило его маневренность, появилась возможность увеличения веса боевой нагрузки. Планировалась установка более совершенного прицельного оборудования, включая лазерный дальномер ФОН-1400.
Как известно, самолет Яковлева так и остался проектом и в серию не пошел. Но опыт не пропал даром. В дальнейшем при разработке на конкурс самолетов-истребителей четвертого поколения – будущих МиГ-29, Су-27 и Яковлевского проекта Як-45 на его базе пытались создать унифицированный с ним самолет-штурмовик.
Который так и остался на бумаге.
источники:
alternathistory.com
Як-38У | |
---|---|
Як-38У, 1987 год | |
Тип | палубный учебно-тренировочный самолёт вертикального взлёта и посадки |
Разработчик | ОКБ имени Яковлева |
Производитель | Саратовский авиазавод |
Первый полёт | 17 августа 1973 года |
Начало эксплуатации | 15 ноября 1978 года |
Конец эксплуатации | 2004 год |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | ВМФ СССР ВМС Украины |
Годы производства | 1974 — 1985 |
Единиц произведено | 1[1] прототип + 33[2] серийных (8 потеряно) |
Базовая модель | Як-38 |
ru.wikipedia.org
ОКБ имени Яковлева — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Компании, основанные в 1934 годуОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.
История
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)15 января 1934 года приказом № 23 ГУАП НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].
В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие п/я № 1303».
30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».
В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».
1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.
25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.
В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16].
Разработки
Истребители
Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.
- Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П
Бомбардировщики
Транспортные самолёты
Пассажирские самолёты
Тренировочные и спортивные самолёты
Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.
- УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152
Многоцелевые самолёты
Самолеты ДРЛО
Самолёты вертикального взлёта и посадки
Вертолёты
Перспективные модели
- МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
- «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА
Самолёты Яковлева в искусстве
- Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]
См. также
Напишите отзыв о статье «ОКБ имени Яковлева»
Примечания
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
- ↑ 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
- ↑ 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 28.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 33.
- ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
- ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
- ↑ 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
- ↑ 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
- ↑ [www.yak.ru/DOCS/DataZas.pdf К столетию А. С. Яковлева] // ОКБ им. Яковлева
- ↑ 1 2 [airfield.narod.ru/yak/yak.html «Антология Як»]
- ↑ [www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?rid=2&fid=80430&id=247322&ref=AnketaOrg «Финмаркет»]
- ↑ [www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=1633355 «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.]
- ↑ [www.rbcdaily.ru/industry/562949983964131 «РБК daily», 28 мая 2012 г.]
- ↑ [www.yak.ru/PROD/new_48.php ОКБ им. Яковлева // Семейство самолетов Як-48]
- ↑ www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»
Литература
- [www.yak.ru/DOCS/2009.pdf Годовой отчёт за 2009 год ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»] (рус.) (PDF) (9 июня 2010). Проверено 28 февраля 2012. [www.webcitation.org/67tTM3gll Архивировано из первоисточника 24 мая 2012].
- [www.yak.ru/DOCS/Otchet10.pdf Годовой отчёт за 2010 год ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»] (рус.) (PDF) (8 июня 2011). Проверено 28 февраля 2012. [www.webcitation.org/67tTNkbvY Архивировано из первоисточника 24 мая 2012].
- [www.yak.ru/DOCS/IVq_2011.pdf Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2011 года ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»] (рус.) (PDF) (8 февраля 2012). Проверено 28 февраля 2012. [www.webcitation.org/67tTPOezR Архивировано из первоисточника 24 мая 2012].
- Демченко О., Долженков Н. «Як» для России и экспорта (рус.) // Военный парад : журнал. — 2001. — Январь-февраль (т. 43, № 01). — С. 76-77. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1029-4678&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 1029-4678].
Ссылки
- [www.yak.ru/ ОКБ им. А. С. Яковлева] — официальный сайт
- [www.avia-yk.ru/ Самолёты ОКБ им. Яковлева]
- [airfield.narod.ru/yak/yak.html История ОКБ им. А. С. Яковлева]
Отрывок, характеризующий ОКБ имени Яковлева
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.
8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.
Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
wiki-org.ru