Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — WiKi
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек. [5]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие. [5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию[7].
Реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации привела к объединению ОАО «Туполев» и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова в вертикально-интегрированный комплекс. Начавшаяся в 2013 году консолидация должна обеспечить более эффективное взаимодействие предприятий в области стратегической и специальной авиации[8]. В июне 2014 г. переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Юрий Дмитриевич | род. в 1939 | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 | 2007—2013 |
Бобрышев, Александр Петрович | род. в 1949 | 2013—2014 |
Савицких, Николай Владимирович | род. 5 апреля 1960 | с 17 января 2014 |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[9]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[10].
ru-wiki.org
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — Википедия РУ
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию[7].
Реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации привела к объединению ОАО «Туполев» и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова в вертикально-интегрированный комплекс. Начавшаяся в 2013 году консолидация должна обеспечить более эффективное взаимодействие предприятий в области стратегической и специальной авиации[8]. В июне 2014 г. переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Юрий Дмитриевич | род. в 1939 | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 | 2007—2013 |
Бобрышев, Александр Петрович | род. в 1949 | 2013—2014 |
Савицких, Николай Владимирович | род. 5 апреля 1960 | с 17 января 2014 |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[9]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[10].
http-wikipediya.ru
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — ВиКи
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию[7].
Реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации привела к объединению ОАО «Туполев» и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова в вертикально-интегрированный комплекс. Начавшаяся в 2013 году консолидация должна обеспечить более эффективное взаимодействие предприятий в области стратегической и специальной авиации[8]. В июне 2014 г. переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Юрий Дмитриевич | род. в 1939 | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 | 2007—2013 |
Бобрышев, Александр Петрович | род. в 1949 | 2013—2014 |
Савицких, Николай Владимирович | род. 5 апреля 1960 | с 17 января 2014 |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[9]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[10].
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — википедия орг
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию[7].
Реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации привела к объединению ОАО «Туполев» и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова в вертикально-интегрированный комплекс. Начавшаяся в 2013 году консолидация должна обеспечить более эффективное взаимодействие предприятий в области стратегической и специальной авиации[8]. В июне 2014 г. переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Юрий Дмитриевич | род. в 1939 | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 | 2007—2013 |
Бобрышев, Александр Петрович | род. в 1949 | 2013—2014 |
Савицких, Николай Владимирович | род. 5 апреля 1960 | с 17 января 2014 |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[9]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[10].
www-wikipediya.ru
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — Википедия © ru.wikipedia.org
Каза́нский авиацио́нный заво́д и́мени С. П. Горбуно́ва (филиал ПАО «Туполев») — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности Российской Федерации, основанное в 1932 году в городе Казань и действующее по настоящее время.
Находится в восточной части Авиастроительного района города Казани, между улицами Максимова и Академика Павлова посёлка-микрорайона Караваево. Имеет расположенный рядом также в черте города заводской аэродром «Борисоглебское».
Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.
Наряду с расположенным рядом ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», является одним из районообразующих предприятий.
До 2014 года КАЗ носил название Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова.
Список выпущенных и выпускаемых самолётов[править | править код]
Самолёты военного и специального назначения
| ДБ-А | Пе-2 | Пе-3 | Пе-8 | Ту-4 | Ту-16 | Ту-22 | Ту-22М0 | Ту-22М1 | Ту-22М2 | Ту-22М3 | Ту-160 | Ту-214Р | Ту-214ОН |
Cамолёты гражданской авиации
| КАИ-1 | ПС-124 | Ли-2 | Ту-104 | Ту-110 | Ил-62 | Ту-214 |
Предсерийные самолёты или прототипы
| Ту-22М4 | Ту-330 | Ту-334 | Ту-160М | Ту-160М2
Перспективные авиационные комплексы и проекты глубокой модернизации
| ПАК ДА | Ту-22М3М | Ту-160П |
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе[править | править код]
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших во время Великой Отечественной войны (расположен в сквере напротив проходной предприятия)Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова[править | править код]
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны[править | править код]
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы[править | править код]
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова[править | править код]
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в
ru.wikipedia.org.mevn.net
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова
Бизнес 20 апреля 2017Казанский авиационный завод имени Горбунова – ведущее российское авиапредприятие, специализирующееся на сборке стратегических бомбардировщиков, самолётов гражданского и специального назначения. С 2013 года является филиалом ПАО «Туполев».
Описание
ОАО «Казанский авиационный завод» размещается в столице Татарстана — в Казани. Помимо основного производства в его ведении находится расположенный рядом испытательный аэродром Борисоглебское. Предприятие сыграло важную роль в обороноспособности страны. Здесь производились дальнемагистральные бомбардировщики стратегического назначения, в том числе способные транспортировать ядерное оружие.
КАЗ обладает высоким научно-производственным потенциалом. Накопленный опыт позволяет браться за разработку передовых проектов. В его стенах собирают специализированные лайнеры высочайшей надёжности для Управделами Президента РФ, Генерального штаба, разведывательных структур.
Трудовые будни
Казанский авиационный завод первоначально создавался как филиал Московского авиазавода. Закладка первого цеха началась в 1932 году, к 1935-му основные сооружения были возведены. Параллельно строился моторный завод, жилой массив «Социальный городок». Однако накатившие репрессии привели к кадровой чехарде, и реальный выпуск самолётов удалось организовать только в 1938 году.
Первоначальные планы были грандиозными – собирать гигантов неба АНТ-16, АНТ-20 («Максим Горький»), АНТ-26 (с 16-тонной бомбовой нагрузкой и 95-метровым размахом крыльев). Впрочем, дальше бумаги планы не пошли. Из трёх заложенных на стапелях в 1936 году тяжёлых самолётов АНТ-20бис только к 1939 году удалось собрать первый из них (при госзаказе на 18 единиц). Неудачным оказался и опыт производства бомбардировщиков ДБ-А «Аннушка».
Видео по теме
Во славу Родины
В 1939 году Казанский авиационный завод приступил к освоению новой модели «Машина №2» — будущий Пе-8 конструкции Петлякова. Дальний 4-моторный бомбардировщик-транспортник стал основным в ДБА РККА и принёс заводу заслуженную трудовую победу. Пе-8 (АНТ-42) стал первым советским скоростным высотным самолётом класса «Летающая крепость». Он обладал элегантными обтекаемыми формами в противовес угловатым «тихоходам» предыдущих поколений.
Чуть позже основной моделью для завода стал пикирующий бомбардировщик того же конструктора Пе-2. За годы войны КАЗ собрал порядка 10000 машин. Производство работало без остановок, выходных и праздников.
Завод стратегического значения
Вторая мировая война показала важность тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия, способных парализовать инфраструктуру и производство противника. С разработкой более мощных бомб их эффективность возросла. В первые мирные годы Казанский авиационный завод выпускал под маркой Ту-4 копию отлично зарекомендовавшей американской модели В-29. Однако поршневой самолёт с дальностью полёта чуть более 5000 км не являлся континентальным. А именно США стал главным геополитическим противником СССР.
Прорывным стал реактивный стратегический самолёт Ту-16, способный выступать как в роли бомбардировщика, так и в роли ракетоносца, разведчика, заправщика и т. д. Скорость в 980 км/час и высота подъёма до 13400 м позволяли достаточно легко преодолевать линии ПВО противника. Впрочем, его дальность полёта была ещё меньше, чем у Ту-4 – 4000 км. Он был эффективен против корабельных соединений, дополнил огневую мощь ВМФ СССР и береговой обороны. Первый серийный аппарат был изготовлен на КАЗе в 1953 году. По статистике, Ту-16, выведенный из системы ВВС России только в 90-е годы, является самым долгоживущим самолётом в мире. Его модифицированные аналоги продолжают службу в Китае и ряде других стран.
Следующим этапом стало семейство дальних дозвуковых стратегических ракетоносцев Ту-22. Базовая модель выпускалась с 1960 по 1966 годы. Всего было собрано 311 единиц. С 1967-го по 1990-й производились модификации Ту-22М (0-1), Ту-22М2 и Ту-22М3 с улучшенной аэродинамикой и теххарактеристиками.
Гражданские самолёты
Помимо боевой авиатехники, Казанский авиационный завод производил пассажирские реактивные лайнеры. В начале 50-х правительство поручило на базе удачной модели Ту-16 сконструировать самолёт для перевозки пассажиров и грузов. В результате создали Ту-104 – первый в СССР пассажирский авиалайнер на реактивной тяге. В 1956 создана улучшенная модификация Ту-110 для партийного аппарата и генеральных секретарей.
В 60-х годах часть мощностей была переориентирована под транспортно-пассажирский дальнемагистральный Ил-62, который сменил Ил-62М. До 1994 было изготовлено 278 аппаратов обеих модификаций. В середине 90-х КАЗ освоил модель Ту-214, прошедшую сертификацию в 1997 году. Сейчас в КБ работают над проектами ближнемагистрального пассажирского Ту-324 и транспортника Ту-330.
«Белый лебедь»
18.12.1981 первый полёт совершил невиданный ранее сверхтяжёлый бомбардировщик Ту-160, именуемый в НАТО «Блэкджек». Его уникальная форма со стреловидным крылом в полёте напоминает гордого грациозного лебедя. Оттого в России его ласково называют «Белым лебедем».
Хотя производство его было прекращено, Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова от президента получил распоряжение возобновить сборку стратегического бомбардировщика с улучшенной авионикой, новыми электронными и техническими компонентами. Дальность почти 14000 км позволяет поражать цели на других континентах. Ту-160 составляют основу авиационного компонента «ядерной триады» России.
Продукция
На сегодня КАЗ выполняет следующие работы:
- Модернизация Ту-22М3.
- Производство, обслуживание Ту-160.
- Производство, обслуживание модификаций Ту-214.
- Обслуживание Ил-62М.
- Производство самолётов специального назначения.
- Разработка новых самолётов.
Казанский авиазавод остаётся признанным авторитетом в авиастроении. Слияние с ПАО «Туполев» ускоряет внедрение новых образцов летательных аппаратов и позволяет унифицировать производство.
Источник: fb.ruQuery failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
monateka.com
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — википедия фото
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию[7].
Реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации привела к объединению ОАО «Туполев» и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова в вертикально-интегрированный комплекс. Начавшаяся в 2013 году консолидация должна обеспечить более эффективное взаимодействие предприятий в области стратегической и специальной авиации[8]. В июне 2014 г. переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Юрий Дмитриевич | род. в 1939 | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 | 2007—2013 |
Бобрышев, Александр Петрович | род. в 1949 | 2013—2014 |
Савицких, Николай Владимирович | род. 5 апреля 1960 | с 17 января 2014 |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[9]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[10].
org-wikipediya.ru