Что такое КАТАНА — простой ответ что это значит. Происхождение

Катана – это одна из разновидностей японских мечей, со слегка изогнутым лезвием и длиной более шестидесяти сантиметров.

 

Катана – это японский меч, но не каждый японский меч – катана.

 

В большинстве случаев, люди используют термин «катана», для обозначения любого японского меча, что является в корне неверным изречением. Все дело в том, что в японской культуре существует множество разновидностей мечей, отличающихся как по виду, так и по назначению. Соответственно все они имеют собственные названия. Примеры: вакизаши, танто, тахи, ниньято, кодачи или чокуто.

 

Катана – это двуручный меч, с чрезвычайно острым лезвием. Он тесно связан с эпохой феодального периода (15 век), и культурой самураев. Свою популярность данный меч приобрел по целому ряду причин. Основным его преимуществом стала скорость применения в битве. Из-за своей конфигурации и способа ношения, воин мог мгновенно достать его, при этом нанести удар по противнику, выставив лезвие меча вверх. По сути, появление катаны, породило развитие множества сложных стилей и техник борьбы с использованием данного оружия. С учетом сути японской культуры и присущей им ритуальности, боевое искусство битвы с использованием катаны, превратилось в красивейшее действие, подобное танцу.

 

Интересным фактом, является то, что катана, или если быть точным, то ее модификация, использовалась в японской армии, вплоть до конца Второй мировой войны.

 

Изготовление катаны – это искусство.

 

Изготовление меча катаны — невероятное искусство, окутанное мифологией и тайнами. Настоящие традиционный катаны, являются очень редкими и ценными предметами. Даже те, которые выкованы во время Второй мировой войны, стоят очень дорого. На данный момент, в Японии все еще существует небольшое количество оружейных мастеров, которые изготавливают катаны традиционным способом. Само собой, что такие мечи очень высоко ценятся, и их стоимость может доходить до десятков тысяч долларов.

 

chto-takoe.net

Что такое катана? Изготовление и фото

Очень часто можно встретить вопрос: «Что такое катана?». Многие интересующиеся не могут найти разницу и считают, что это простой самурайский меч. На самом деле катана – очень интересное и непростое оружие, которое необходимо знать немного лучше.

Отличие

В японском языке это слово используется для обозначения меча искривленной формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:

  1. Одно лезвие.
  2. Тонкость.
  3. Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
  4. Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
  5. Очень высокая острота.
  6. Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
  7. Большая разновидность клинков.

История создания

Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.

В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.

Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).

Сегодня настоящие катаны – это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.

Изготовление

Чтобы понять, как сделать катану, следует внимательно изучить процесс ее изготовления. Он состоит из большого количества этапов:

  1. Выбор стали. Традиционно для изготовления клинка используется рафинированная сталь (сорт тамахаганэ). Не каждая марка может обладать свойствами, которые необходимы для создания настоящего оружия.
  2. Очистка стали. Во время изготовления берутся отдельные куски металла, которые перековываются в слитки. Затем их составляют между собой и снова, раскалив, возвращают в первоначальную форму.
  3. Удаление шлака и распределение углерода. Кусочки складываются и заливаются раствором из глины и золы. Когда ненужные добавки выйдут из металла, куски раскаляют и снова проковывают. Процесс может повторяться до 12 раз. После этого углерод распределится по всей плоскости равномерно, а количество слоев достигает 30 тыс. Когда специалистам задают вопрос, что такое катана, мастер первым делом указывает на большое число складывания кусков металла.
  4. Добавление мягкой стали для сопротивления динамическим нагрузкам.
  5. Ковка. Может занимать несколько дней. В это время цельный блок расходится по длине. Чтобы предотвратить чрезмерный нагрев и защитить от окисления, наносится жидкая глина.
  6. Нанесение на режущую часть специального рисунка, который называется хамон.
  7. Закалка. Она выполняется дифференционированно. Передняя часть подвергается более сильному нагреву чем задняя. В результате термической обработки клинок получает изгиб и высокую твердость.
  8. Отпуск. Снятие внутренних напряжений путем нагревания стали и медленного охлаждения.
  9. Полировка. Она делается сначала грубыми, а затем тонкими камнями. Работа занимает около 5 дней. С ее помощью японская катана затачивается, ей придается зеркальный блеск, выделяется хамон и убираются мелкие недостатки.
  10. Декорирование ручки длится несколько дней.

Использование и хранение

Настоящие катаны являются грозным оружием. Они отличаются уникальной остротой и требуют очень аккуратного обращения. Существует несколько техник фехтования для этого клинка.

  • Кэндзюцу. Приходится на IX век и совпадает с появлением отдельного класса воинов в Японии.
  • Иайдо. Эта техника основана на внезапных атаках и молниеносных контратаках.
  • Баттодзюцу. Акцент ставится на обнажение меча и отражение удара во время быстрого обнажения.
  • Iaijutsu. Основана на приемах вытянутой руки.
  • Синкэндо. Наиболее молодая техника, появившаяся в 1990 году.

Хранить клинок необходимо только в чехле и в определенном положении, при котором лезвие направлено вверх. При долгом неиспользовании клинок следует отполировать, покрыть маслом и пудрой. Меч не любит долгое хранение, поэтому его необходимо периодически доставать.

Связав воедино все рассмотренные положения, можно ответить на вопрос, что такое катана. Это мощное и грозное оружие, которое в умелых руках может стать смертельным для любого человека. Требуется внимательно относиться к мечу, а также понимать, что без опыта и мастерства он может не только поранить, но даже покалечить простого человека.

fb.ru

Катана и ее строение. | Катори Синто рю

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.

В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку ( 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.

Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.

 

  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части :

  • Ха — режущая кромка
  • Хабаки — крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира — головка рукояти
  • Кои гучи — вход в ножны
  • Моноучи — бьющая поверхность
  • Мунэ — тупой конец клинка
  • Мэкуги — бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго — основание лезвия
  • Сагэо — веревка
  • Сая — ножны
  • Цуба — гарда
  • Цука — рукоятка
  • Синоги — ребро клинка


Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати — край Ха
  • Хамон — линия закалки
  • Боти — линия закалки на острие
  • Екоте — разделяющая линия острия
  • Дзи-ада — лезвие
  • Ицу — канавка для Кодзука (нож)
  • Когай — (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки — острие
  • Кодзири — оконечность ножен
  • Ко-синоги — ребро клинка на острие
  • Куриката — петля для Сагэо
  • Мунэ мати — край Мунэ
  • Мэи — надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана — отверстие для штыря
  • Мэнуки — орнамент рукоятки
  • Нагадза — длина клинка
  • Накаго-дзири — оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ  — частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие — Ниои)
  • Самэ-хада — кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ — отверстие для Куриката
  • Сори — прогиб
  • Сэпа — шайбы
  • Фути — муфта рукоятки
  • Цука-ито — шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи — плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) — закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ — насечка напильника на Накаго

 

katori-khv.ru

Японский меч Катана

Катана

Длинный японский меч (дайто). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском языке слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) это слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана похожа на шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет применять двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец разрешают наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия очень затрудняет фехтование одной рукой и это несмотря на стандартную (около 1-1,5 килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Наверное, это объясняется антропометрическими данными японских воинов.

История

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и эксплуатировалась вплоть до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану довольно легко узнать по линии закалки, объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковым шнуром. Для обтяжки рукояти также использовалась и обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются лишь только у декоративных и парадных мечей. Клинок катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей кромки. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.

В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они изготавливаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Ношение меча

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), режущей кромкой вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он доставал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости применять меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально производятся в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закреплённых на поясе с помощью ленты из шёлка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция

Перед мастером, кующем меч, изначально стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог выйти меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твёрдый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.

Данное затруднение устраняется путём использования многослойной конструкции. Сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой применяется из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка клинка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Данная комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.

В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твёрдая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твёрдая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твёрдости, из которой сделаны две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложнённые техники, котрые впрочем, не гарантируют более высокого качества. Они используются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудоёмкий процесс закалки.

Очень короткие клинки иногда производятся из одного вида стали (мономатериал).

Более крупные образцы требуют более усложнённой конструкции.

-Мару — самая дешёвая из всех конструкций, приеняемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного-единственного сорта стали.
-Кобусэ — упрощённая конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия.
-Хонсаммай — наиболее распространённая конструкция. Боковые части клинка усилены дополнительными пластинами из стали средней твёрдости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и это не даёт ему сломаться. На некоторых старых клинках заметны подобные следы от ударов.
-Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть клинка защищена жёсткой железной полосой.
-Макури — упрощённая конструкция клинка, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твёрдой стали.
-Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
-Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи.
-Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твёрдого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твёрдой стали.
-Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Форма

Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он образовался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб отчасти объясняется и особенностью термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.

В пределах стандарта возможны множественные отклонения, зависящие отчасти от вкуса кузнеца и заказчика, отчасти от традиций конкретной кузнечной школы. Геометрия клинка диктуется и целью его применения: для сражения с противником в латах больше подходил клинообразный в сечении (и более прочный) меч, а в бою с незащищённым врагом эффективнее себя проявлял тонкий клинок, обеспечивающий хороший режущий удар.

Кузнец может наметить степень изгиба и его центр уже при ковке заготовки и подкорректировать их после закалки. Также меч может иметь равномерную толщину либо сужаться к концу, а сам конец (киссаки) может быть как длинным, так и коротким. Кузнец может придать рукояти меча (накаго) определённую форму, сделать заднюю часть лезвия округлой либо угловатой, выбрать форму линии закалки (хамон), а также определить структуру стали и её оптику. На незакалённые участки меча могут быть нанесены бороздки и гравировки.

Все эти факторы оцениваются знатоками в том числе и с точки зрения эстетики.

Монтаж


Следом за полировкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) при помощи конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча.

В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда применяется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он изготавливается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оборудованы специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

В полном монтаже катаны имеются следующие части:

-хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и вместе с этим фиксирующая гарду)
-цуба (гарда)


-сэппа (шайбы под цубой и над ней)
-фути (муфта между цубой и рукоятью)
-самэгава (покрытие рукояти из кожи скота или морского животного)
-цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может применяться шерсть; в настоящее время часто используют искусственный шёлк)
-мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
-касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.

В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.

Уход за клинком

Уход за катаной производится в определённой последовательности и прежде всего заключается в чистке, для которой используются различные принадлежности.

1.Зазубрины устраняются с помощью полировочных камней.
2.При помощи специальной бумаги, не содержащей кислоты, (рисовой бумаги — нугуйгами) поверхность очищается от грязи и старого масла (для смазки меча применяют масло камелии и гвоздики). Бумагу перед использованием следует хорошенько помять, для того чтобы избавиться от крупных частиц, которые могут оставить микроскопические царапины на мече (качество бумаги может различаться). При отсутствии рисовой бумаги допускается применение не содержащей хлора целлюлозной туалетной бумаги или непарфюмированных одноразовых бумажных салфеток, не содержащих активных веществ, таких как алоэ, например.
3.Испачканный меч можно очистить с помощью извести. Она имеет чистящие и полирующие свойства и при этом не царапает поверхность клинка. Используя лист рисовой бумаги и меловой порошок, можно оттереть остатки масла и загрязнения.
4.После чистки меч заново покрывается маслом. Для этого применяют новый лист целлюлозы или рисовой бумаги. Эфирное гвоздичное масло, продающееся в аптеках Европы, может нанести вред мечу и потому непригодно для этой цели. Масло нужно наносить в очень небольших количествах — так, чтобы образовалась тончайшая пленка. Эта масляная пленка защищает меч от ржавчины и влажности, содержащейся в воздухе. Для покрытия всей поверхности вполне хватает 1—2 капель. Излишки масла не должны оставаться на клинке, так как к ним пристают частицы дерева и пыль из ножен, и при движении клинка в ножнах на нём появляются царапины. Эту процедуру следует повторять в зависимости от влажности воздуха, не реже чем один раз в три месяца.
5.Любой меч можно разобрать на составные части: лезвие фиксируется в рукояти при помощи клинышка из бамбука, рога или дерева, реже из металла. Этот клинышек можно при необходимости вынуть — для этого имеется небольшой инструмент из латуни, похожий на молоток (мэкугинуки). Не следует самостоятельно производить какие-либо операции над хвостовиками старинных мечей (удалять ржавчину, полировать или покрывать маслом) — этим должен заниматься специалист, поскольку состояние хвостовика, особенно если на нём есть надписи, имеет значение при оценке возраста, подлинности и стоимости меча.

wartools.ru

катан — это… Что такое катан?

  • Катан — ( VI или VII век) святой епископ Бьютский. День памяти 17 мая. Святой Катан (Cathan, Catan), или Кадан (Cadan), согласно шотландцам, был епископом на острове Бьют. Там почивают его святые мощи. В честь него тамошние земли называют Килкатан… …   Википедия

  • катанёт — [катануть] …   Словарь употребления буквы Ё

  • КАТАН — Хома Котан зять Дубинского, винницкий мещанин. 1552. Арх. VII, 1, 606. Катанка, крестьянин, зап. 1618. Арх. III, 1, 249 …   Биографический словарь

  • Катан-Лиль (департамент) — Катан Лиль Административный центр: Лас Колорадас Площадь: 5 490 км² Население: ▼ 2 155 чел. (2010) Города и общины: Лас Колорадас Чакайко Сур Охо де Агуа Лас Кортадерас Фортин 1. мая Эль Маручо Пилолиль Катан Лиль Расположение …   Википедия

  • Катан, Янив — …   Википедия

  • Департамент Катан-Лиль — Катан Лиль Административный Центр: Лас Колорадас Площадь: 5.490 км² Население: 2.469 (2001) Города и общины: Чакайко Сур Лас Колорадас Охо де Агуа Лас Кортадерас Фортин 1. мая Эль Маручо Пилолиль Катан Лиль Расположение …   Википедия

  • катануть — катан уть, н у, нёт …   Русский орфографический словарь

  • κατανάλωση — [катан ал оси] ουσ. Θ. потребление, расходование …   Λεξικό Ελληνικά-ρωσική νέα (Греческо-русский новый словарь)

  • καταναλωτικός — [катан алотиткос]εκ. относящийся к потреблению, потребителю …   Λεξικό Ελληνικά-ρωσική νέα (Греческо-русский новый словарь)

  • Катания — КАТАНІЯ, коммерч. портъ и гл. гор. одноименной итал. провинціи на вост. берегу о ва Сициліи, у подножія вулкана Этны, ок. 130 т. жит. Обширная и удобная гавань для всякихъ судовъ, закрытая съ моря длин. моломъ. Ж. д. и телеграфъ. Пароход.… …   Военная энциклопедия

  • Колонизаторы — Количество игроков 3 4 Диапазон возрастов 12+ Время установки 2 3 минуты Длительность партии 1 4 часа Сложность правил Средняя Уровень стратегии Средний Влияние случайности Начальная расстановка, бросок кубиков …   Википедия

  • komi.academic.ru

    Катана — Lurkmore

    Halt! Страница огорожена от катануженых виабу и кухонных исторегов.
    Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение.

    «

    Анонимус:Хотелось бы выслушать ваше мнения о преимуществах и недостатках катаны.
    Историк:Для тех условий, в которых катана создавалась, она идеальна. Это плюс. Против танка малоэффективна. Это минус.

    »

    — расстановка точек.
    Анонимус всегда знает, что сказать по этому поводу.

    Катана (мунсп. 刀[1]) — ёпонская сабля[2], для порубания самураями друг друга вельми приспособленная. Благодаря пиару в кино, онемэ, играх, книгах и интернетах, традиционно считается убероружием, рубящим всё, что только под него попадет (настоящая катана должна перерубать сразу две рельсы, вместе с идущим по ним поездом), и дающим хозяину +9000 ко всем характеристикам (прибавка к харизме подтверждена практическим опытом). Посему катаны являются объектами яростного фапа многих оружейных фанатов, анимешников, японофагов и просто тех, кого задело медийным потоком.

    Фагготрия и проявление болезни

    «

    Настоящая катана рубит камень, но такую делают больше двадцати лет

    »
    «

    Катана-лучшее оружие!!!

    »
    — пунктуация сохранена

    Увлечение катаной проявляется в виде вышеупомянутых фраз, склонности к толчкизму и является ещё одной формой виабушности. Заражение происходит несколькими путями:

    1. Аниме — наиболее распространённый способ контузии катанузии.
    2. Фильмы и сериал «Горец» — разумеется, ГГ вооружен катаноидом от легендарного Масамунэ, которым он и в самом деле рубит камни, а в одной из серий товарищ Маклауд блокировал им удар цвайхандера, и при этом сумел уберечь лезвие от вмятины. Мало того, в расово неполноценном полнометражном фильме «Горец-2» главного злодея так и звали: Катана.
    3. Цикл Kill Bill — Катана, как известно, единственное нотариально заверенное церковью орудие мести.
    4. Кэндо, йайдо и прочее кобудо — по достижении высоких рангов катана становится предметом необходимости.
    5. Компьютерные игры (как правило, ролевые).

    Признаки и места выпаса катанозников

    Ха! Катаной же выходит вот так.

    Катанатония является по сути одним из субподвидов ФГМ у вапов. Самые явные симптомы:

    • Неприкрыто невежливое отношение к европейскому и ближневосточному вооружению. Про кольчуги, лямеляры и вплоть до лат с кольчужно-пластинчатыми доспехами, поциэнт говорит, что они-де не устоят перед ударом японской ручной вундервафли. Про оружие дежурная фраза — медленное и не настолько острое, как бэ намекая на незаточенную дубину, которая, собсно же, и эффективна против мощных доспехов. При этом, как правило, поциэнт нихуя не знает ни историю, ни чего-либо по металлургии, но этот прискорбный факт, однако, ни капли его не ебёт. Причем сравнение, как ни странно, идет с тяжеленными клинками тринадцатых—четырнадцатых веков в два кило и конечно же мега-эпичным цвайхандером, которым ландскнехты въёбывали по пикам швейцарской братвы. Катана (дайтэ) стала использоваться в пятнадцатом веке, когда в Европе вовсю пользовались таким аргументом, как длинный меч, он же бастард, он же полуторник, превратившийся затем в шпагу — всего на двести граммов тяжелее, зато длиннее, а за счёт баланса — маневренней и ничуть не медлительней. Если же это длинный меч для бездоспешного боя, то, пожалуй, ещё и острее. Характеристики же ближневосточного оружия катаноёбу, как правило, вообще не известны, что не мешает также недолюбливать и его, хотя характеристики у ятаганов, тулваров, клычей, шамширов, скимитаров и родной шашки намного круче, чем у катаны, а эпоха появления некоторых экземпляров раньше, чем дайтэ.
    • Превосходство самурая над всеми другими обладателями МПХ на протяжении всей истории. Европейские же рыцари и ближневосточные гулямы и мамлюки достойны удаления ссаными тряпками, чтобы не загораживали вид на Фудзи, осыпанную лепестками сакуры.
    • Озвучивание исторической, металлургической и археологической правды о сабже вызывает у виабушных катанофилов резкий припадок кошерного гнева, сопровождающийся угрозами покромсать дерзнувшего своим незаточенным декоративным экземляром катаны. Спорить с вышеуказанным субъектом то же самое, что топить урановые ломы в ртути.

    Встречаются больные в большом количестве в этом вашем вконтакте и на игровых форумах.

    Классический пример виабу-копипасты на форчановском /tg/:

    осторожно, виабу инсайд! 

    That’s it. I’m sick of all this «Masterwork Bastard Sword» bullshit that’s going on in the d20 system right now. Katanas deserve much better than that. Much, much better than that. I should know what I’m talking about. I myself commissioned a genuine katana in Japan for 2,400,000 Yen (that’s about $20,000) and have been practicing with it for almost 2 years now. I can even cut slabs of solid steel with my katana. Japanese smiths spend years working on a single katana and fold it up to a million times to produce the finest blades known to mankind. Katanas are thrice as sharp as European swords and thrice as hard for that matter too. Anything a longsword can cut through, a katana can cut through better. I’m pretty sure a katana could easily bisect a knight wearing full plate with a simple vertical slash. Ever wonder why medieval Europe never bothered conquering Japan? That’s right, they were too scared to fight the disciplined Samurai and their katanas of destruction. Even in World War II, American soldiers targeted the men with the katanas first because their killing power was feared and respected. So what am I saying? Katanas are simply the best sword that the world has ever seen, and thus, require better stats in the d20 system. Here is the stat block I propose for Katanas: (One-Handed Exotic Weapon) 1d12 Damage 19-20 x4 Crit +2 to hit and damage Counts as Masterwork (Two-Handed Exotic Weapon) 2d10 Damage 17-20 x4 Crit +5 to hit and damage Counts as Masterwork Now that seems a lot more representative of the cutting power of Katanas in real life, don’t you think? tl;dr = Katanas need to do more damage in d20, see my new stat block.

    Лечение

    • Троллинг фактами о том, что вывоз настоящих катан за пределы Японии на легальном уровне невозможен.
    • Сэппуку, более известное как харакири.

    Особенность оружия как такового

    Теперь поговорим непосредственно о японских мечах. Мне довелось видеть их не один десяток, и среди них встречались выдающиеся экземпляры как с позиции значимости в истории этого искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции почтительного отношения к возрасту изделий, которым не одна и не три сотни лет. Хочу заявить, что среди японских мечей большая часть – вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, я не видел ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия. Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. Я был рад прочитать в одной японской книге, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. Это мне понравилось, потому что так и должно быть по природе вещей, а из возраста сказок я давно вышел. Еще я нашел информацию, что полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время. Оно и понятно – зачем «напрягать» полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье — нападение на мятежный монастырь. Тут не до красоты, выжить бы! Итак, японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всем мире.

    Баженов

    В древней Японии наличие такой сабельки сигнализировало о причастности его владельца к самурайскому сословию уберменшей.

    Сама по себе катана изредка выковывалась из пакета сталей, чаще всего её делали из одного куска, без выебонов, а для того, чтобы тесак не тупился о первого крестьянина, проводили зонную закалку лезвия. Так как легировать сталь минусоглазые кузнецы не имели возможности, лезвие, закалённое до 57-60 HRC, часто выкрошивалось. Для простоты режущая кромка сводилась по всей длине на один угол, контрастируя с европейскими рубящими саблями, обычно имевшими три зоны заточки. Как только японцы стали в Корее добывать нормальную руду и получать европейскую полосовую сталь от купцов — все технологические извраты мгновенно прекратились.

    «

    Половина знания — хуже чем незнание

    »
    — Поговорка

    Среднестатистический анонимус, обладающий среднестатистическими же познаниями о сабже, знает, что особенность катаны заключается в многослойной ковке. Из этого знания был рождён миф о том, что нихонские кузнецы куют мечи годами, днём и ночью, складывая пополам несчастный кусочек металла сотни тысяч раз. При этом элементарные познания в математике и критическое мышление как бы должны натолкнуть на мысль, что уже на десятом складывании листа слоёв выходит 1024, при следующем − в два раза больше, и так далее. Случись какому-то кузнецу-задроту действительно сложить металл тысячу раз, предполагаемое количество слоев было бы равно 21000 = 1,07e+301 то есть (10301 — 10 и ещё 301 нулей), что, на секундочку, превышает количество атомов в тех ~5 мм толщины лезвия меча, всём мече, его хозяине, земле, солнечной системе и во всей обозримой вселенной, равное всего каким-то 1080. Кроме того, особый цимес прочности придаёт не столько многослойность самого металла, сколько прослойки с разным содержанием углерода и легирующих компонентов. При достижении определённого количества слоёв это чередование превращается в кашу, и весь прикол испаряется. Сколько металла выгорело бы за годы ковки, подсчитайте сами. А столь долгая обработка стальной полосы привела бы к полному её превращению в чугуниевое говно. Кстати, в одном маленьком индийском городке, производившем многие годы дамаск, все улицы вымощены бракованными железными чушками.

    Про происхождение нереальных сроков ковки

    В средневековой металургии до изобретения легирования широко применялась методика очистки заготовки, при которой железные слитки закапывали в землю на 5-10-15 лет. За это время некачественное железо ржавело и вымывалось из заготовки, а оставшееся имело более высокую прочность, чем первоначальный неоднородный слиток сырого железа. На Руси тоже так делали — по некоторым версиям, именно отсюда пошло понятие «Меч-кладенец». Время от времени такие заготовки доставали, очищали от ржавчины, перековывали и закладывали обратно в землю. Понятно, что технология долгая, затратная, поэтому меч из слитков двадцатилетней закладки ковался исключительно по спецзаказу королей, князей и прочих даймё и стоил при этом неимоверно дорого, состоятельному пацану попроще могли сковать меч из слитков 3-5-летней закладки. А дальше — испорченный телефон и вывод о «ковке годами». Простым же воинам оружие ковали массово, дёшево и без выебонов из обычного железа.

    Ковка мечей годами абсурдна также по сугубо практическим соображениям. Вспоминая историю обнаруживаем, что малюсенькая Япония постоянно сотрясалась междоусобными войнами. А в таких условиях ковать годами оружие мягко говоря нецелесообразно, потому штамповали те катаны так же, как в совке Т-34 — грубо и на скорую руку, зато массово. Да и кузнец, продавший за свою жизнь всего пару мечей, должен был продать бы их за очень дофига денег. Если над чем и изощрялись, то над именным оружием всяческих сёгунов, да и то те катаны имели больше показушное назначение, нежели боевое.

    Историческая справка

    Подобное оружейное решение в Ниппонии обусловлено её географическими и геологическими особенностями. Главное — на островах было крайне плохо с железом, а то, что имелось — было крайне низкого качества. Отсюда есть несколько следствий. Из-за присутствия только говеного металла ниппонским «Данилам» ничего не оставалось, как изобрести многократное складывание и проковку. Поглядите какой-нибудь учебник по кузнечному делу, этим способом разве что гвозди не ковали массово. Самодельщики зачастую ковали ножи из трубы, расплющивая её вертикально в кольцо и так далее, или из кручёных прутьев.

    Большинство катан в бою гнулись и крошились, да иногда так, что по взаимному согласию воины прекращали бой и начинали править своё оружие. А потом снова сходились. Существовала даже напутствие на этот случай в Будосёсинсю: «Если предстоит схватка на мечах, следует надеть доспехи и шлем; лезвие меча может погнуться, тогда понадобится сменить оружие. Старый меч следует отдать молодому оруженосцу, который, в свою очередь, передаст его носителю сандалий или конюху».

    До установления сегуната Токугава основным оружием самурая был вовсе не меч, а лук. Да-да, наши дорогие виабу-идиоты, самурай был прежде всего конным лучником[3], как какой-нибудь бескультурный турок, монгол или скиф, луркайте «inuoumono» (ака «стрельба по собакам»). Это обстоятельство тесно связано с тем, что японская государственная и военная элита (включая императорскую фамилию) имела северокорейское происхождение[4] и тесно контактировала на исторической родине не только с китайцами, но и со степняками — маньчжурами, чжурчжэнями и дальней родней вышеупомянутых монголов. Конечно, фехтование тоже входило в курс молодого бойца Сэнгоку Дзидай, но «реальный японский пацан» был просто обязан поражать цель на скаку. На худой конец, в поле грамотный воин пользовался копьём или нагинатой, удерживая сразу несколько супостатов в паре-тройке метров. Катана же применялась для рубки бездоспешных крестьян, или когда колчан уже опустел, копьё сломалось, а лошадь вообще убили и съели лютые вороги, в общем кошкодёром — типичное оружие последнего шанса, как пистолет у танкиста.

    Опосля войн (период Эдо ака сёгунат Токугава, продолжался лет эдак триста), катана, как постоянно носимый самураем с собою статусный предмет, стала объектом фапа как носителей, так и тех, кто им завидовал. К этому периоду относится ярко возросший пресловутый сословный гонор самураев. «Носитель дайсё» (пары катана + вакидзаси) якобы автоматически означало дворянина. Так как за ношение дайсё без права на таковое можно было схлопотать мгновенный секир башка, местная быдлота (навроде якудза и горожан понаглее) таскали с собою одиночные клинки «почти как у самураев». Естественно, что в мирное время самураи ходили по городу без доспехов, а значит порубание друг друга катанами из-за косо брошенного взгляда происходило быстро и эффективно. К тому же прекратившиеся войны (см. «массовое производство») и возросшая платежеспособность заказчиков (см. «статусный предмет») дали возможность некоторым талантливым от природы производителям невозбранно повыёбываться усовершенствовать навыки, что в некоторых случаях дало неплохие результаты, но не более того.

    Невысокому мнению катаноидов о европейском оружии, как ни странно, немало поспособствовали сами европейцы, наштамповавшие в девятнадцатом веке в промышленных масштабах дохрена парадных сабель откровенно говённого качества — сделанных хоть из хорошей стали, но на скорую руку, попроще, ибо в европах-америках-то всё уже давно решали пули и взрывчатка. Такой клинок в использовании заметно уступал кустарному восточному дамаску, сделанному хоть и не из столь хорошей стали, но зато на совесть (пучок перекрученных и скованных проволок и толковая ковка). В результате у офицеров колониальных войск, находившихся где-нибудь на востоке, и видевших местные клинки, которые и кольцом сворачивались и шёлк рубили, формировалось заниженное мнение о европейских клинках. Ветераны массово закупались восточными чудо-клинками, хвалились ими друзьям у себя в гостинных и поносили родное производство. В результате к началу Второй Мировой подобное мнение стало общепринятым.

    Ещё интересен для нас период двадцатого века, когда уже выработка самурайских мечей для японской «парадки» велась в 1920—1945 годах в промышленных масштабах. Катаны штамповались на заводах и выдавались солдатам как оружие ближнего боя. Лучшие тесаки получались из старых железнодорожных рельсов, а затачивали мечи «пятнадцатисуточницы», проститутки пойманные полицией. Зато уж потом, в годы американской оккупационной администрации, когда в Штатах возникла мода на мечи — такой соломы на уши навешали…

    После войны из самураев сделали бренд на экспорт и начали клепать аксессуары для доверчивых виабу. Так что все катаны, разрубающие камни и железные трубы, — это новодел с применением современной металлургии и сделаны не раньше начала двадцатого века в лучшем случае.

    Интересные факты

    Готичная катана по-немецки
    • Возможность разрубить человека пополам от плеча до пояса — не исключено, что правда. Тут под подозрение попадает пресловутая японская кухня, а точнее огромное количество риса, поглощаемое всем без исключения населением. Дело в том, что сей продукт способствует вымыванию кальция из костей, из-за чего они становятся мягкими. Дальше логика понятна. Не последнюю роль также играла хреновость японских доспехов, а также то, что с эпохи Эдо потасовки на катанах, как правило, происходили без доспехов.
    • Другая фишка — разбираемость катаны. Посему коллекционную ценность представляют не только цельнособранные мечи, но и клинки, цубы и менуки — элементы декора[5].
      • Существует даже особый вариант заделки клинка, предназначенный именно для хранения — т. н. «сирасая», ничем не украшенные ножны и рукоять без гарды из мягкого дерева акации, в которые клинок убирался «на покой» в период, когда его не предполагалось использовать. Кстати сказать, поскольку подобный меч не имел выступающих частей и его очень легко было спрятать в мешковатой японской одежде, то именно такой монтаж клинка ужасно полюбился японским братанам из якудзы и иже с ними.
    • В некоторых провинциях Японии железный песок изначально от природы содержит немного молибдена, дающего эффект легирования — главное для кузнеца было найти правильный песок, а дальше уже меч априори разрубал все поделки других кузнецов — как мечи, так и доспехи.
    • Автор манги Ghost in the Shell Ота Масанори носит псевдоним Масамуне Сиро, где Масамуне — имя легендарного кузнеца Средневековья, работам которого приписывали чуть ли не божественные характеристики; сейчас они признаны национальным достоянием Японии. Имя же главной героини ГИТСа, майора Мотоко Кусанаги, взято из древней легенды, в которой Кусанаги — название меча (по значимости на уровне Экскалибура). Главная хохма здесь в том, что Кусанаги — это вообще не катана, а цуруги — прямой меч континентально-корейского происхождения, близкий родственник китайского цзяня.
    • В Нихонии до сих пор существуют школы боевых искусств, берегущие традиции и считающиеся национальным достоянием, где любой может обучиться обращению с катаной и не только. Ну, и очень распространён такой героический вид спорта, как кендо, который суть безвредный, но эффектный и канонiчний бой на палках.
    • Между тем, прославленный Миямото Мусаси мастеров фехтования катаной с некоторого времени предпочитал побивать тренировочным деревянным мечом, чтобы сократить темпы наполнения сильно разросшегося личного кладбища.
    • А в этой стране, как ни странно, отдельно взятые мастера клепают катаны весьма высокого качества, которыми без проблем (но не без умения) легко порубается на части свёрнутая в трубку тростниковая циновка. Перформанс сей можно наблюдать на ярмарке-выставке «Клинок» в Нерезиновске. Там же эти циновки могут порубить, например, непальскими кукри, что намекает.
    «

    Они украли у нас Чебурашку, а мы в отместку делаем контрафактные катаны.

    »
    • В одной из серий Горца Маклауд выдал своей неудавшейся ученице катану пятисотлетней давности, якобы склеенную из пятисот слоёв стали. Во втором бою эта катана поломалась нафиг.
    • Не так давно одним из джапонских кустарей-затейников был произведен эксперимент — катана против стрелкового оружия. Результат можно заценить на Тытрубе — [1]. Хотя это отнюдь не оспаривает, что древние катаны могли крошиться или гнуться.
    • Широко распространённое мнение «самурайская катана аналогов не имеет» — миф. Таковым является германский KriegsMesser — суровое оружие наёмников, изогнутый клинок на двуручной рукояти, пользовавшийся популярностью наравне с двуручными мечами и фламбергами. Оружие оказалось позабытым после массового вооружения пехоты огнестрелом, ибо если двуручный меч был хотя бы мега-пафосным оружием, которым и благородному рыцарю было не зазорно помахаться, то кригсмессер такой родословной не обладал.

    Ссылки

    Примечания

    1. ↑ Дословно «лезвие» — оттуда использование китайского иероглифа «дао» с тем же значением. Само слово заимствовано из Кореи вместе с оружием.
    2. ↑ ГОСТ Р 51215-98. Оружие холодное. Термины и определения. Б. З. Сабли. Б.3.5. катана (дайте): Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см.
    3. ↑ Знаменитые штаны-хакама были необходимой одёжкой, чтобы продираться через кусты ключего кустарника.
    4. ↑ Свидетельством тому официальные генеалогии старой японской аристократии, их могильные курганы с корейскими росписями, инвентарём и погребальными практиками, кореизмы в японской военной и государственной терминологии и многое другое.
    5. ↑ Рукоятка делалась из дерева и обматывалась тканевой лентой, была расходным материалом и долго не жила. Не ломалась же сразу, ибо в месте соединения клинка с ней была муфта, сделанная обычно из мягких бронзы или латуни, и при ударе почти вся энергия гасилась, не передаваясь на рукоять.
    Катана. И холодное оружие согревает душу.

    lurkmore.co

    Катана Википедия

    Составные части катаны в полном монтаже

    Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч (дайто:). В современном японском слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары.

    Длина клинка — от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), общая длина с рукоятью условно ≈ 85-105 см (обычно 90-100 см). Если длина клинка меньше 2 сяку, то это короткий меч вакидзаси, а если больше 2,5 сяку, то это окатана (большая катана) или тати, но помимо размера, тати традиционно имеет больший изгиб и другую отделку с креплением (Аси) к доспехам.

    История развития[ | ]

    Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. 大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, яп. 小刀 сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоратив

    ru-wiki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *