Германский стальной шлем M35 M40

Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его массы, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать с помощью пресса из плоской заготовки легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Шлем из такой стали выдерживал давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. Масса М35 составляла примерно 1300 грамм. В результате немецкий шлем М35 визуально стал более обтекаемым и пластичным, а его контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Также стоит отметить что германский шлем, благодаря своему характерному силуэту и в силу того что в бою чаще всего видны головы солдат, работал и как система опознавания “свой-чужой” и позволял немецким солдатам на расстоянии визуально различать противников и союзников.

К началу Второй Мировой войны немецкий шлем М35 по праву считался лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (чтобы шлем не слетал с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара. Для крепления всей конструкции подшлемника непосредственно к шлему использовались три кламмера. Стоит отметить что немецкий шлем благодаря конструкции стандартного подшлемника образца 1931 года очень удобно сидел на голове, а использование при его изготовлении такого натурального материала как телячья кожа позволяло солдатам носить шлем длительное время в бою, не снимая его. В подшлемниках советских касок использовались заменители кожи, которые при длительном контакте с кожей головы натирали её или вызывали её сильное раздражение.

В 1940 году происходит модернизация шлема М35: сталь изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца (здесь также стоит упомянуть о том что в 1942 году появилась новая модель шлема М42, в этой модели ухудшилось качество металла, из которого изготавливался шлем, он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков)), упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; что позволило сократить время и количество операций, затрачиваемых на изготовление. Была немного изменена и геометрия шлема, но это отличие совершенно не бросается в глаза даже опытному специалисту. Также в виду дефицита алюминия, из которого изготавливали подшлемники первых моделей, он был заменен на более дешевый и доступный метал. Эта модель получила наименование М40. Характерной чертой шлема M35 и М40 являлся завальцованный край основания шлема. В Сети можно найти видеоматериалы, на которых немецкие рабочие запечатлены за работой в мастерских, когда они молотками бьют именно по загибаемому краю. Спешим прояснить данную ситуацию – процесс вальцевания ни в коей мере не был ручным, с помощью подобной ручной операции исправлялся лишь мелкий брак станочного производства.

Каски M35 и М40 изготавливались семи разных размеров: 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72. Процент касок размеров 60, 68, 70, 72 составил около 10% от их общего количества, так как число солдат с подобными размерами головы в армии было немного. Следует отметить что в первые два года после принятия шлема М35 на вооружение было изготовлено 1 400 000 штук всех размеров и около 1 000 000 штук до 1940 года когда на смену шлему М35 пришел шлем М40. Тем не менее шлем М35 и М40 использовался в течении всей Второй Мировой войны, а также и после ее окончания, не только в Германии но и во многих других странах.

В немецких войсках существовала традиция украшать могилы погибших солдат вешая на крест могилы шлем или кладя его у изголовья захоронения. Чтобы довести до вас атмосферу тех военных лет, хочу поделиться с вами одним эпизодом. Автор данной статьи видел фотографию в Сети, на которой была запечатлена виселица с телом повешенного русского крестьянина, на его груди висела табличка написанная на русском языке “я украл шлем с могилы немецкого солдата”…

Много споров возникает по поводу красок которые использовались для нанесения маскировочного покрытия. Немцы использовали свой цветовой стандарт RAL, разработанный и утвержденный в 1927 году. От партии к партии краска одного и того же цвета могла иметь немного отличающийся от идеала оттенок. Согласно имеющейся у нас информации в большинстве случаев использовались следующие марки красок:

RAL6011 apfel(reseda)grun на ранних этапах производства
RAL7009 feldgrau – знаменитый грязно-серо-зеленый “мышиный” оттенок
RAL6006 grauoliv
RAL6015 schwarzoliv
RAL7015 graublau – части люфтваффе

С правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой стороны наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине, СС или полиции в зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. С 1940 года стали наносить только одну декаль, указывающую на войсковую принадлежность. В дальнейшем отказались и от нее, а в войска был направлен приказ предписывающий стереть все декали в целях повышения маскировки.

Стоит отметить что шлем прослуживший в войсках не менее одного года в полевых условиях несколько раз перекрашивался, например из летнего варианта в зимний и наоборот, причем в условиях далеких от качества промышленного производства, в результате чего он полностью терял свой первоначальный “товарный” вид.

Для улучшения маскировки рядовые солдаты применяли дополнительные подручные средства. Одним из самых простых и распространенных решений стал обод из резины от автокамеры, под которыми было удобно крепить листву и мелкие ветки. С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно, так как на фронте немцы применяли противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленные на шлеме. “Ловчая птичья сеть” (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

С 1942 года к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5—7 шлёвками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

Германия поставляла свои каски армиям нескольких дружественных государств, на Пиренеи и в Южную Америку. В нескольких странах (Венгрия и Аргентина) шлемы выпускали по лицензии.

Германский шлем М35 и М40 стал очень удачным, отлично продуманным и качественно изготовленным продуктом защитной экипировки немецкого солдата сороковых годов. Из его недостатков следует отметить следующее. Конструкция подшлемника образца 1931 года была архаичной, его ремонт требовал специальных навыков и инструментов, не доступных в полевых условиях. Крепление общей конструкции подшлемника к шлему с помощью трех кламмеров имело и свои недостатки , так как со временем кламмера разбалтывались или даже ломались и подшлемник не сидел в шлеме намертво, а “гулял” внутри шлема со свободным ходом в несколько миллиметров. Тыльная часть шлема упиралась в спину если солдату было необходимо резко задрать голову для того чтобы посмотреть вверх. Геометрия шлема не позволяет устанавливать в шлем наушники для индивидуальной связи, что полностью исключило возможность использования шлема для экипировки современного солдата. Но надо отметить что в те годы, технологии не позволяли оснащать рядового солдата индивидуальной связью и об этом абсолютно не задумывались.

fishki.net

Немецкие шлемы моделей М35-42 — Амуниция-снаряжение

Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны (на фото — желтая точка) и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров). На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, от двух до четырех (на фото — серо-зеленая точка), скорее всего, таким образом маркировался номер партии (заказа).

Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров — 60, 62, 64, 66, 68, 70. Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.) Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.

Маркировка шлемов (на фото — ЕТ64)

Кроме штампованых клейм, на шлемы наносились чернильные штампы, которые ставились на внутренней поверхности шлема по центру каски. Размеры штампа — 6 на 3,5 см.

Штампы с надписями

«… fur Heer und Marine …» (для сухопутных и морских…)

«… fur Luftwaffe …» «(для военно-воздушных…)

Наличие штампа с подобным текстом свидетельствует о том, что различий по технологии и окраске при производстве шлемов для сухопутных и военно-морских частей, не было. Скорее всего, чернильные штампики ставились на шлемы на протяжении всего времени производства. Встречаются шлемы модели М42 с подобными штампами. Производство касок этой модели началось в августе 1942 года, следовательно можно сказать точно, что штампы ставились в течение 1942 года.

Комплектующие детали для подшлемников изготавливались отдельными предприятиями, на основании заказов основных производителей. О таком положении дел, свидетельствуют клейма на внешних обручах подшлемников. Внешний обруч с технологической точки зрения, является наиболее сложным элементом подшлемника.

В раннем (довоенном) варианте он изготавливался из профилированой алюминиевой полосы и по бокам, в местах креплений для подбородочного ремешка, усиливался двумя пластинами аналогичного профиля (см. фото — цифра 1). Пластины жестко крепились к обручу четырьмя заклепками. Именно на этих пластинах и располагалось клеймо. С одной стороны обруча это был штамп с указанием производителя (см. фото — цифры 2-3), а на другой пластине указывался размер шлема и размер головы под конкретный подшлемник. Например 64 n.A. 57. Буквы «n.A.» в клейме означают «neue artikel» (новый образец) — стандарт, принятый в связи с выпуском подшлемника образца 1931 года.

Встречаются два вида клеймления. Надпись в одну строку и надпись через горизонтальный разделитель в две строки (см. фото — цифра 4).

Скорее всего, производителей алюминиевых деталей для подшлемников было немного, наиболее часто встречаются клейма четырех предприятий:

1. Предприятие D.R.P. SCHUBERTH-WERK BRAUNSCHWEIG располагавшееся в Брауншвейге. По всей вероятности, около 1940 года, предприятие было реорганизовано, поскольку до этого времени клеймо было круглой формы (надписи располагались по кругу и в центре). В центре клейма был указан год производства, а в конце верхней круговой надписи SCHUBERTH-WERK были проставлены буквы K.G. (см. фото — цифра 2). Также встречается клеймо с построчным расположением аналогичного текста с указанием букв K.G.

Около 1940 года появляется клеймо в котором надписи располагаются горизонтально в четыре строчки, буквы K.G. замененены на привычное немецкое G.m.b.H., а указание года отсутствует (см. фото — цифра 2).

2. Предприятие с обозначением B.& C. BERLIN, горизонтальное клеймо в три строчки с указанием года производства (см. фото — цифра 3).

3. Предприятие имевшее клеймо из четырех букв — MLWZ с указанием года производства изделия. Данная абревиатура полностью совпадает с названием предприятия следующего в списке (см. пункт 4.). Обручи имеющие клейма двух видов — алюминиевые, следовательно производились в одно время (до 1940 года). Поэтому, скорее всего, мы имеем дело с одним производителем изменившим клеймо или использовавшим два вида клейм одновременно.

4. Предприятие Metall-Lederverarbeitung W.Z. .Bln.-Chburg 5 , стоит отметить, что среди изделий именно этого производителя присутствуют подшлемники наименее часто использовавшихся размеров — 60 и 70.

 

Клейма обруча подшлемника

В связи с началом активных и масштабных военных действий в 1940 году, Германия стала испытывать определенные трудности с сырьем и материалами военного назначения, к которым в частности относится алюминий из которого изготавливались детали подшлемников.

Шлемы модели М40 стали комплектоваться подшлемниками на основе деталей из оцинкованой стали (аналог оцинкованого кровельного железа) или из простого металлического листа с последующей окраской в серый цвет, что не исключало изготовления и установки алюминиевых комплектующих из старых запасов или замены в полевых условиях от шлемов пришедших в негодное к использованию состояние. Кламеры крепления подшлемника из латуни также были заменены на стальные. «Благодаря» этим изменениям, сегодня практически невозможно встретить стальные детали подшлемников в сколь-нибудь приличном состоянии. Исключением являются музейные образцы и шлемы «домашнего, чердачного» хранения.

С 1942 года предприятия рейха в связи с полным переводом промышленности на военные рельсы, перестали использовать клейма с обозначением названия фирмы-изготовителя и перешли на номерную систему идентификации Reichsbetreibsnummer (RBNr), когда каждому предприятию соответствовал индивидуальный цифровой код (номер).

Обруч из оцинкованой стали с клеймом производителя «RBNr.o/0256/OC38 1943»

Кожаные детали подшлемника могли производиться и наверняка производились на небольших предпрятиях или мастерских, поскольку такое производство не требовало серьезного технологического оснащения. Однако, клейма присутствовали и на таких небольших изделиях как подбородочные ремешки. На фото показаны два клейма от производителей из Билефельда и Берлина.

 

Клейма подбородочного ремешка

******

В процессе повседневной эксплуатации в экстремальных условиях, некоторые детали шлемов изнашивались или приходили в негодность в силу различных причин. Поэтому, можно довольно часто встретиь каски со следами ремонта в полевых условиях.

В первую очередь стоит отметить многочисленные варианты перекрашивания шлемов, в зависимости от времени года и потребностей маскировки: белые «зимние» шлемы, шлемы с закрашеными декалями, окраска защитного зеленого цвета поверх стандартной заводской краски (фельдграу «полевой-серый») для шлемов модели М35, включая нанесение камуфляжного окраса.

В полевых условиях, ремонтировались различные детали подшлемников, подбородочные ремешки и внешние и внутренние обручи. Можно довольно часто встретить накладку (заплатку) закрепляющую части лопнувшего обруча или фрагменты от разных обручей соединенных в один таким способом (см. фото).

Фрагмент ремонтного обруча

(накладка-заплатка и нестандартная шайба прямоугольной формы под серьгой крепления рамки ремешка)

www.nakop.ru

Немецкая каска | hochgebirgs.ru

ГЕРМАНСКИЕ ШЛЕМЫ 1931 — 1945 г.г.

После Версаля…
В результате поражения в Первой мировой войне Германия была вынуждена подписать в 1919 году Версальский мирный договор, по условиям которого, помимо огромных контрибуций и территориальных потерь, страна не могла иметь полноценную, современную армию. Всеобщая воинска повинность была отменена, а новая армия — Рейхсвер, должна была комплектоваться по найму. Офицеры служили 25 лет, унтер-офицеры и рядовые — 12 лет. Численность армии была ограничена количеством в 100 тысяч человек, причем офицеров могло быть только четыре с половиной тысячи. В распоряжении рейхсвера могло быть только 300 легких артиллерийских орудий и 250 минометов. Танки, зенитную, тяжелую и противотанковую артиллерию, а также военную авиацию по условиям Версальского мира Германия иметь не могла. Серьезные ограничения коснулись и военно-морского флота в части ограничения тоннажа военных судов, их количества и типов вооружения. Германия также не могла иметь Генеральный штаб и таким образом, была лишена возможности официально иметь единый центр военного строительства и планирования.

Такое положение одной из ведущих индустриально развитых стран Европы не могло продолжаться бесконечно. Первым прорывом изоляции Германии в послевоенной Европе можно считать достигнутые договоренности о сотрудничестве и взаимопонимании с Советской Россией подписанные в итальянском местечке Рапалло в 16 апреля 1922 года в рамках Генуэзской конференции.
Для Советской России договор означал прорыв в международной дипломатической изоляции. Первой признавая де-юре РСФСР, Германия получала доступ к ресурсам и военно-техническому потенциалу будущего СССР. Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Тесное сотрудничество, включая военное, между СССР и Германией продолжалось вплоть до второй половины 30-х годов, включая поставки значительных объемов сырья и материалов для германской промышленности.
Германия практически сразу после поражения в Первой мировой войне предпринимала попытки обойти кабальные условия Версальского договора в части организации, подготовки и осуществления военного строительства. В частности, было создано и функционировало Войсковое управление Руководства сухопутных сил фактически выполнявшее функции Генерального штаба.
Военные летчики и танкисты проходили обучение и тренировались в учебных центрах на территории СССР, которые оснащались и финансировались непосредственно из Германии. Справедливости ради, стоит сказать, что количесво курсантов этих школ было весьма невелико. В самой Германии, с начала 20-х годов были созданы и успешно действовали многочисленнные добровольные военизированные и «военно-спортивные» формирования, например Добровольческий корпус (Freikorps), ветеранская организация «Стальной шлем», Германский летный союз, Германский союз противовоздушной обороны и другие подобные организации, ставшие кузницей кадров для будущего Вермахта. В процессе обучения и восстановления военного потенциала Германии активно использовались возможности технологий двойного назначения, в частности гражданская авиация.
В 1932 году благодаря усилиям германского генералитета был принят так называемый «План А», согласно которому в течение пяти лет численность Рейхсвера должна была увеличиться в три раза. Причем, необходимо отметить, что в связи с с профессиональным 12-ти летним сроком службы рядовых и их неизбежного служебного роста по выслуге лет, соотношение количества унтер-офицеров различных рангов и собственно рядовых сложилось в пропорции 2:1. Благодаря этому обстоятельству, немногочисленный Рейсвер в очень короткие сроки, благодаря мобилизации мог быть развернут в полноценную по количеству и кадровому составу современную армию.
После прихода к власти 30 января 1933 года Адольфа Гитлера, процесс возрождения военной мощи Германии пошел ускоренными темпами, практически не встречая сколь нибудь серьезного сопротивления со стороны ведущих мировых держав. Согласно закона вступившего в силу 16 марта 1935 был создан Вермахт — вооруженные силы Германии, который формировался уже на основе всеобщей воинской повинности. В состав Вермахта входили: Heer — собственно армия или сухопутные войска, Luftwaffe — ВВС, Krigsmarine — ВМФ. Необходимо отметить, что все три составляющие части возрожденных вооруженных сил Германии, обладали значтительной степенью самостоятельности, автономным командованием, отдельными каналами снабжения и формирования военного заказа для промышленности.
Столь быстрое возрождение военной мощи Германии не было бы возможно, если бы на протяжении лет прошедших после окончания первой мировой войны не проводилась постоянная, скрытая, кропотливая и достаточно активная работа по организации в сфере военного строительства, военного производства и технологий. Интересной иллюстрацией этого процесса может служить разработка и создание германских стальных шлемов нового образца.

Первой ласточкой в деле обновления и модернизации стальных шлемов, стала разработка и принятие на вооружение в качестве стандартного образца, принципиально нового, по сравнению с моделями времен Первой мировой войны, подшлемника для германских касок. Подшлемники для шлемов М16, М17, М18 имели достаточно простую конструкцию состоявшую из обода (из толстой кожи для М16, а позднее металлического для М17, М18) и трех кожаных сегментов-подушек на которых располагалось по два лепестка с отверстиями для шнурка-стяжки.

Подшлемник образца 1916 года (слева) и подшлемник образца 1931 года

В отличие от моделей первой мировой войны, новый подшлемник представлял из себя достаточно сложную конструкцию. Подшлемник состоял из двух металлических обручей на один из которых крепилась кожа подшлемника (внутренний обруч), а другой монтировался непосредственно в шлем.(внешний обруч). Обручи соединялись между собой пятью плоскими пружинными полосами. Новый подшлемник получил наименование соответственно году выпуска и мы знаем его как подшлемник образца 1931 года.
Подробнее о конструкции, комплектации и изготовлении подшлемника 1931 года, можно узнать в соответствующих статьях (КОНСТРУКЦИЯ и ПОДШЛЕМНИК) этого исследования.
В первоначальной версии, подшлемник крепился к шлему при помощи четырех кнопок-кламеров, но уже в конструкции шлема М35 и последующих моделях шлемов для армии, стали использовалось только три кламера. Крепление на четыре кнопки осталось только в касках предназначеных для гражданских военизированных формирований — полиция, пожарные и т.д. В основном, это были шлемы модели М34.

******

Шлем М34
Разработка нового типа шлема, по причинам ограничений Версальского договора, проводилась не явно, а под видом создания защитного шлема для гражданских структур: полиции, пожарных и пр. Испытания опытных образцов проходили в 1933 — 1934 гг. под кодовым названием Vulcanfiber («Вулкан фибер»). Результатом этой работы, стало появление нескольких разновидностей шлема модели М34.

Полицейский шлем модели М34

Главными отличительными особенностями шлемов М34 можно считать:
а) Сравнительно небольшую высоту конусных полей,
б) Четко выделяющиеся углы (внешний и внутренний) при переходе от конусного поля к козырьку шлема,
в) Использование в производстве более тонкого (по сравнению с армейскими образцами) листового металла, что делало шлем более легким. Имеются сведения о производстве шлемов М34 из алюминия, но очевидных подтверждений этой информации встречать не приходилось.
г) Изготовление элементов вентиляции согласно шутливому выражению того времени в стиле «соль-перец», когда семь небольших отверстий располагаются в форме круговой розетки напоминающей отверстия в солонке.
д) Крепление подшлемника на четыре точки, когда между подшлемником и шлемом в зоне крепления кламера вставлялась дополнительная прокладка из пористого материала, прессованой пробки (см. фото).

Шлем пожарного на базе модели М34

Интересно, что среди германских шлемов одинаковых моделей всегда можно найти некоторые отличия: различные размеры отверстий, отличия в геометрии шлема, различия в формах отверстий вентиляции и вентиляционных заклепок. Если посмотреть на фотографии шлемов М34 представленных на этой странице, то можно отметить разницу в форме выступов для вентиляционных отверстий, на полицейской каске выступы имеют плавную, сглаженную форму. На шлеме пожарного выступы четко очерчены глубоким штампом (фото выше). На шлеме германского Красного креста выступы вообще отсутствуют, а на полицейском шлеме (фото ниже) выступов и отверстий нет совсем.

Шлем Красного креста и полицейский шлем М34 без отверстий вентиляции

Все различия встречающиеся на одинаковых моделях шлемов можно объяснить следующими обстоятельствами:
1. Шлемы были изготовлены разными производителями, которые применяли собственную оснастку и технологию, включая штамп-формы. Необходимо отметить, что шлемы гражданского назначения призводились разными предприятиями, как в Германии, так и за ее пределами. В отличие от военных образцов, призводителей которых было всего пять и располагались они только на территории Германии (см. раздел ПРОИЗВОДИТЕЛИ).
2. С течением времени технология совершенствовалась и соответственно изменялась.
3. Даже в цехах одного предприятия производилась замена оборудования оснастки и приспособлений.
4. В условиях военного времени, производство было оринтировано прежде всего на массовость, удешевление продукции и ее большую технологичность (простоту в производстве).
Именно эти обстоятельства, стоит считать основными причинами встречающихся отличий.

На базе шлема модели М34 была создана каска для подразделений противовоздушной обороны Luftschutz, получившая в кругах коллекционеров название «гладиатор», из-за своей оригинальной формы. Основная сфера каски имела аналогичную М34 форму, а конусные поля были значительно видоизменены. По линии соединения сферы шлема и конусных полей располагался бортик полкруглой формы выполненый в процессе штамповки изделия.
Подобные бортики можно встретить на шлемах для гражданских военизированых структур изготовленых на базе более поздних моделей армейских касок — М35, М40…

Шлем подразделений ПВО — Luftschutz

Шлем Luftschutz на базе шлема модели М40

На шлемах Luftschutz и других военизированных формирований, можно встретить все виды подшлемников использовавшихся на германских шлемах. Встречаются подшлемники образца 1931 года, шлемы с подшлемником изготовленным по образцу М16 из трех кожаных сегментов закрепленных на обруче, а также подшлемники состоящие из отдельных кожаных лепестков закрепленных на обруче (см. фото). Способы крепления подшлемника использовались как на четыре кламера, так и на три.

В заключении обзора германских шлемов «невоенного» назначения, необходимо сказать о существовании образца облегченного шлема предназначавшегося для пожарных, полиции и других структур. Шлем изготавливался на базе модели М34 из специально обработаной пластмассы доступной для технологии первой половины 30-х годов (вулканизированой фибры). Вентиляционное отверстие выполнялось в виде детали из шести разгибающихся внутрь шлема лепестков и было закрыто мелкой металлической сеткой (см. фото).

Шлем М34 из вулканизированой фибры

Для придания большей прочности, шлем имел металлическую окантовку по нижнему краю и окрашивался в черный цвет. Не исключено, что подобные каски благодаря небольшому весу и достаточно декоративному внешнему виду, могли использоваться не только для практических целей, но и для проведения церемониальных мероприятий, парадов и пр. Такие сведения встречаются в литературе посвященной шлемам Германии.

******

Шлем М35
В 1934 году обстоятельства изменились и уже не было нужды скрывать военное назначение некоторых разработок, начались проектные работы и испытания нового стального шлема предназначенного непосредственно для вооруженных сил. Свидетельством проведения подобных разработок можно признать наличие модифицированого шлема на базе модели М34 армейского образца. На фото мы видим появление скругленных углов при переходе от конусных полей к козырьку и вентиляционное отверстие выполненное в форме полой залепки, характерной уже для шлемов М35.

Шлем М34 армейского образца

Безусловно, что базовым прототипом при разработке нового шлема для армии стали «рогатые» шлемы времен первой мировой войны М16, М17, М18 с учетом результатов разработок и испытаний проведенных накануне, в начале тридцатых годов.
Основным разработчиком нового шлема стало предприятие Eisenhuttenwerk в Thale имевшее богатый опыт в производстве шлемов еще со времен первой мировой войны. Официально новый шлем был принят военными 25 июня 1935 года и получил наименование — М35. С 1 июля 1935 года шлем был поставлен на вооружение германской армии в структурах снабжения соданного незадолго до этого Вермахта.

От своих предшественников новая каска получила в наследство общие очертания присущие германским стальным шлемам — расширяющиеся вниз от основной сферы конусные поля и выступающий козырек. Однако внешний вид шлема притерпел некоторые изменения, его форма отличалась большей компактностью и обтекаемостью по сравнению с предшествующими моделями. За счет использования более тонкого листа из высококачественной легированной стали с добавками молибдена, шлем стал легче. Однако защитные свойства каски, благодаря качественному металлу, остались на уровне требований предъявляемых военными. Необходимо отметить, что в конце выпуска шлемов М35, скорее всего в начале 1940 года, произошли изменения в качественном составе металла, который стал соответствовать новой модели — М40 (см. ниже). Массивные втулки воздушных вентилей — «рога», были заменены на компактные втулки-заклепки. Шлем оснащался новым подшлемником образца 1931 года. Подшлемник крепился к шлему с помошью трех кнопок-кламеров, в отличие от модели М34 где крепление осуществлялось по четырем точкам.

Шлем модели М35

Шлем изготавливался методом штамповки из листовой стали толщиной около 1,5 мм. Процесс производства включал в себя несколько стадий штамповки, завальцовку нижнего края шлема, установку полых заклепок вентиляции, термообработку и окраску. На фотографии участка штамповки видны несколько прессов выполняющих последовательные операции штамповки. От плоской листовой заготовки круглой формы до готовой сферы шлема.

Участок штамповки шлемов. 1937 год

Участок термообработки (закалки) шлемов.

Участок упаковки шлемов.

Необходимо отметить, что вентиляционные заклепки в наружной части разных шлемов имеют определенные различия по форме — от конусной до сферической (см. фото). Различия можно наблюдать и в диаметрах сквозных отверстий заклепки, встречаются отверстия диаметром от 3 до 5 мм. Внешний диаметр заклепки составляет около 12 мм.

Вентиляционные втулки-заклепки шлема М35

В течение двух лет с момента принятия на вооружение (1935 — 1937 гг.), согласно статистическим данным, было изготовлено около 1,4 миллиона шлемов модели М35.

Среди определенной части реконструкторов германских стальных шлемов имеется мнение, что края каски завальцовывались вручную (!!!), однако весьма сложно представить в условиях массового производства, что в горячем цехе не один десяток человек орудуют молотками…. Молоток, даже в очень умелых руках, всегда будет оставлять на металле следы «забоины» и добиться гладкой и ровной поверхности которую мы встречаем на шлемах, при ручной обработке в условиях серийного производства — невозможно. Операция завальцовки, без всяких сомнений, была механической. Свидетельством механической обработки при операции завальцовки, являются довольно часто встречающиеся следы от оборудования в виде продольных канавок на завальцовке (см. фото).

Завальцовка края шлема со следами механической обработки.

Каски для различных гражданских, политических, военизированых структур и родов войск несли на себе соответствующие эмблемы (декали) выполненые по технологии переводных картинок в различных комбинациях, в зависимости от принадлежности. До 1940 года, все шлемы выпускавшиеся германской промышленностью имели две декали. Например, на шлемы сухопутных войск (Heer) ставились декали с изображением характерного орла серебристо-белого цвета на черном щитке на левой стороне шлема и декаль с изображением цветов германского флага (триколор) на правой стороне каски, цветные полосы размещались по диагонали по всей поверхности щитка. Подробнее о декалях можно посмотреть в разделе ОКРАСКА.

Декали различных структур и родов войск

******

Шлем М40
В марте 1940 года, в результате изменений технологического процесса изготовления стальных шлемов, германская промышленность приступила к выпуску касок модели М40. Изменения, в первую очередь, были обусловлены началом второй мировой войны, когда увеличение объемов производства, вопросы экономии ресурсов и технологичности производства диктовали необходимость применения более простых (и менее трудоемких) технологий и более дешевых материалов по сравнению с использовавшимися ранее. Общий вид каски модели М40 повторял контуры модели М35, однако вентиляционное отверстие изготавливалось уже не в виде отдельной детали (полой заклепки), а методом штамповки в процессе штамповки собственно шлема.

Шлем модели М40

Формы штампованых вентиляционных отверстий также отличались в зависимости от предприятия-производителя и времени производства. Выступы вентиляции могли иметь покатую, плавно поднимающуюся форму или быть четко очерчены глубоким штампом. Встречаются выступы вентиляции с четким конусным углублением переходящим в отверстие (см. фото).

Вентиляционные отверстия М40

Изменения коснулись и качественного состава стального листа. Молибден в качестве легирующей добавки перестал использоваться и был заменен менее дефицитными и боле дешевыми добавками, в частности — силикатом марганца. Изменения в составе металла повлияли на качественные характеристики шлемов. При неизменных требованиях к прочности шлемов, производители были вынуждены компенсировать потери в качестве за счет увеличения толщины используемого стального листа. Именно по этой причине, шлемы модели М40 имеют больший вес по сравнению со своими собратьями моделей М35 и М42. Особенно очевидно изменение весовых характеристик шлемов модели М40 для издеделий предприятия Quist Esslingen (Эсслинген). При взгляде на шлемы 40-й модели, часто бросается в глаза «рыхлая, пористая» поверхность металла, в отличие от гладкой и ровной поверхности шлемов М35.
Можно отметить, что в процессе зачистки ржавчины с использованием уксусной кислоты, шлемы модели М40 издают характерный запах ацетилена (карбида), что свидетельствует о изменениях в качественном составе металла. Один раз пришлось работать с каской М35, которая имела все признаки подобных изменений — характерный запах, рыхлая поверхность и увеличенные весовые характеристики. Можно было бы предположить, что этот экземпляр был поздней переделкой из М40 с вновь установленными заклепками вентиляции на место утраченных штампованых отверстий. Однако, каска была поднята под Ржевом собственноручно, что исключает возможнось поздних доработок. На основании этого факта можно сделать вывод, что изменения в качестве металла произошли уже в конце выпуска шлемов М35, незадолго до запуска в производство касок 40-й модели.
Вес шлемов может заметно отличаться в зависимости от размера, производителя, времени изготовления и модели каски. Например, шлемы 66 размера модели М35 без краски и коррозионных повреждений весят около 800-900 грамм, а каски того же 66 размера, но модели М40 весят около 1000-1100 грамм. Можно отметить характерное обстоятельство, что при увеличении размера шлема толщина металла изменяется в сторону уменьшения (утоньшения). Это объясняется увеличением глубины и внутренней поверхности штампа при использовании исходного листа одной толщины.

На шлемы М40 начинается установка подшлемников на основе фурнитуры из оцинкованого или окрашеного в серый цвет стального листа (обручи, кламеры и пр.). Однако, первые партии шлемов новой модели в течение 1940-го и в начале 1941 года, продолжали комплектоваться подшлемниками на основе алюминиевой фурнитуры из «старых» запасов. Ранние выпуски новых шлемов для Вермахта, по аналогии с касками М35 снабжались двумя декалями, позже с целью улучшения маскировки и удешевления производства использовалась только одна декаль. На шлемах ваффен СС, полиции и др. продолжалось использование двухдекальной символики. Шлемы модели М40 производились германской промышленностью до конца лета 1942 года, когда были заменены еще более технологичной моделью — М42.

******

Шлем М42
6 июля 1942 в качестве одной из мер полного перехода германской промышленности на военное производство, по требованию военных и с целью экономии производственных ресурсов, было предложено заменить достаточно трудоемкую операцию завальцовки края стального шлема на операцию отбортовки. Когда край стального листа не завальцовывался внутрь каски, а просто изгибался на внешнюю сторону шлема. 1 августа 1942 началось производство шлемов модели М42.

Шлем модели М42

Благодаря этим изменениям, процесс производства шлема был максимально оптимизирован и сокращен до четырех операций в процессе быстрой, горячей штамповки. По этой причине, практически на всех шлемах М42 можно заметить напряжение металла (вздутие, изгиб) в зоне перехода конусных полей в козырек. На большинстве шлемов М42, выступы вентиляционных отверстий были очерчены четким, глубоким штампом.

Вентиляционное отверстие М42

Шлемы первых выпусков снабжались одной декалью с обозначением рода войск на левой стороне шлема. Согласно инструкции от 28-ого августа 1943 с целью улучшения маскировки, удешевления производства и сокращения времени на изготовление шлемов было отменено использование декали с изображением орла и предписывалось, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя этих директив никто твердо не придерживался.
Массовое производство шлемов М42 продолжалось вплоть до начала 1945 года, когда большая часть Германии оказалась оккупированой союзниками, а промышленность была парализована в результате военных действий и налетов авиации.

******

Парашютный (Fallschirmjager) шлем М38
29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк.
По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.
Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.
Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.
Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, «обрезаную» пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ. Обрезка полей стандартного шлема в наши дни — это весьма распространенное явление, когда в процессе «реконструкции» обычный шлем М35 превращается в антуражный, престижный и как следствие значительно более дорогой «парашютный».

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.
В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Шлемы моделей М1936 и М37

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименоваие M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

Болты крепления подшлемника модели М38

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предидущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь.

Шлем образца 1938 года. М38

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.
Подбородочныйремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня.

Подбородочный ремень и обруч подшлемника М38

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.
Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.
Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.
Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем «творческой доработки» обычных касок.

 

hochgebirgs.ru

Про шлем М35 — ilipin

Прямо из столицы Протектората Богемии и Моравии Праги пришла посылка.


Посылка

Что же там такое? А вот что!


Новодельный подшлемник и кламмеры

Это пришла внутрянка, т.е подшемник в сборе и кламмеры для найденного в Волховских болотах стального гансшлема M35. Не прошло и года, как таки выполнил обещание нашедшим его krig42 и alexkots, восстановил до возможности использования по назначению — занятиями фошшизмом на дому пополнения музейно-дачной экспозиции.

История нахождения и реставрации шлема в картинках.


Так шлем пролежал почти 70 лет.


Первая примерка

Шлем оказался модели M35, т.е довоенного выпуска, с алюминиевыми ободами. Сгнила лишь кожа, что естественно, и стальные пружины держателей внутреннго обода. Все три кламмера пошли на выброс — ножки проржавели полностью. Но даже в таком состоянии, после контрасного душа и щетки изнутри железки неуловимо ощущается запах кожи, железа, леса, болот и того времени.


Очистил от грязи

После выдержки в муравьиной кислоте, купленной в лавке «все для пчеловодов» оказалось, что в паре мест ржа все-таки проела пару дырочек. Но в остальном предмет военной археологии вполне пригоден для использования по назначению.

Слоев краски насчитал от 4 до 5. Один из них точно был белый.  Декали закрашены после белого цвета еще 1 или 2 слоями, следовательно, эксплуатировался предмет эдак до 43 года минимум, может и 44. Вообще с краской решил ничего не делать, уж точно не перекрашивать, и декали новодельные не вкливать. Пусть будет максимально приближено к найденному в болотах оригиналу, с оригинальными следами, оставленными 70 годами.


Ржа ушла, проявилась краска.

А вот что прислали из Чехии. Делают реплики на отлично, пружинный алюминий, оригинальные штампы, мягкая кожа — как будто до сих пор в 3 рейхе производство действует, гы.

Поскольку внешний алюминиевый обод сохранился прекрасно, для максимального сохранения аутентичности решил его и оставить  заменив лишь внутренний, к которому крепиться кожа.


Новодельный подшлемник


Оригинальный подшлемник 57 размера.

Вот что получилось в результате после не очень долгих мучений по установке колец и пружин.


Шлем в сборе, не хватает только ремешка.


А вот и с ремешоком. Да, знаю, кламмеры можно и состарить.

Теперь нужно примерить, в процессе самое главное — не заржать!  57 размер  мне, оказывается, подходит идально, гы.

ilipin.livejournal.com

немецкий шлем М35 — Раритет

Шлем из сплава стали и никеля, покрытый небольшой ржавчиной, сферической формы.

Подшлемник из восьми кожаных лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. К началу Второй мировой войны немецкий шлем М35 считался лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти.) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (что бы каска не слетала с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Для мобильных частей вермахта — воздушно-десантных — стандартный пехотный шлем был заменен еще более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей.

Во времена Третьего рейха, производством шлемов  занимались пять предприятий, располагавшихся непосредственно на территории Германии,    между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях.

Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были    металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Завод Eisenhuttenwerk в Thale  производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным    из производителей шлемов. Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны.

Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для протвогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных.
Всего усилиями германской промышленности времен Третьего рейха, согласно статистике, было произведено около 25 (25 000 000) миллионов стальных шлемов.

В 1940 году происходит модернизация шлема М35, за счет упрощения изготовления вентеляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей, сталь так же изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.

К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой, одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска, он стал мягче от легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42. У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска. Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательное эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать, С 1940 года осталасть только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили, до конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широкого развития к середине войны достигло искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под который было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлевками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно т.к. на фронте немцы использовали противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленная на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

memory-tosno.ru

Стальной шлем м35, м40, м42

С 1918 года германские войска использовали два варианта стального шлема (Stahlhelm), которые были введены во время Первой мировой войны. Речь идет о моделях образца 1916 (М16) и 1918 (М18) годов. Несмотря на небольшие отличия, эти шлемы были практически идентичны.

В 1931 году шлемы стали делать с новым типом подшлемника, тем не менее они уже не отвечали современным требованиям, и их производство стали сворачивать. Одновременно шли работы над созданием новой модели.

Шлем М35

В результате в 1935 году появился стальной шлем (М35), ставшая неотъемлемым атрибутом германского солдата на протяжении всей Второй мировой войны.

Хотя шлем М35 был принят на вооружение в мае 1935 года, до 1937 года его массовое производство развивалось медленными темпами.

Так называемая немецкая каска изготавливалась из стального листа и была окрашена в яркий темно-зеленый цвет гораздо более светлого оттенка, чем предыдущие модели. На каждой боковой стороне размещались круглые вентиляционные отверстия.

Каска оснащалась подбородочным ремешком и подшлемником (образца 1931 года). Подшлемник состоял из амортизатора, вырезанного из цельного куска кожи, и алюминиевого обруча, крепившегося к стальной поверхности с помощью трех заклепок (кламмеров). Две заклепки находились по бокам, а одна на тыльной стороне.

Подшлемник, как и сам шлем, выпускался в пяти размерах. Размер шлема выгравировывался на внутренней поверхности правого отлива. Размер подшлемника ставился на кожаном лепестке черными несмываемыми чернилами. Отметки производителя (несмываемые чернила) располагались на стальной поверхности внутри шлема.

С левой стороны под вентиляционным отверстием рисовалась через трафарет (или переводным способом) эмблема Третьего рейха — щиток черного цвета с белым орлом со сложенными крыльями, сжимающий в когтях свастику. С противоположной  стороны располагался щиток с германским национальным триколором.

Шлем М40

В марте 1940 года шлем претерпел первую модификацию (М40). Вентиляционные отверстия стали сверлить непосредственно в стальном листе (модель М35 отличалась составной конструкцией вентиляционных отверстий). Окрашивали шлемы отныне в темно-зеленый цвет с матовым оттенком. Правда, в дальнейшем их неоднократно перекрашивали, поэтому существовало большое количество вариаций.

21 марта 1941 года вышло распоряжение, предписывавшее выпускать шлемы без щитка с триколором. Кроме того, подобный знак надлежало убрать со всех шлемов, уже находившихся в войсках. Тем не менее, приказ не всегда выполнялся, и многие военнослужащие использовали трехцветный щит до конца войны.

М42

Следующее значительное изменение имело место в 1942 году (М42): исчезла завальцовка нижних поверхностей шлема. Последнее нововведение датируется августом 1943 года, когда было упразднено использование имперской эмблемы. Однако, как и в случае с триколором, некоторые солдаты продолжали носить орлов на своих шлемах до мая 1945 года.

 

kriegs.ru

Немецкие каски и шлемы

Немецкая каска М-36 с Германским флагом на левой стороне. Аналогично окрашена в черно-оливковый цвет.

Внутренняя поверхность немецкой каски М-36. Хорошо видны теплоизолирующая прокладка, кожанный подшлемник и пористый материал, служащий как амортизационный материал.

Прострелянная насквозь немецкая каска М-38. Пуля вошла в лоб и прошла по диагонали навылет.

Немецкая каска М-38 с немецким триколором на стороне.

Внутренняя, кожанная часть каски, несущая информацио о немецком солдате: номер части, звание, имя, фамилия.

Каска немецких бойцов Люфтваффе. Слева расположен орел со свастикой, с права Германский триколор.

Каска 500 — го (а позднее 600) немецкого батальона СС. С боку расположена руническая надgись SS.

Типичная деталь для немецкой каски М-38 — штамп произоводителя

Немецкая каска М-36 немецкого санитара. Такой тип касок встречался очень редко. Окрашены каски были в белый цвет с яркими красными крестами.

Немецкий шлем модели 1935 г. М35

В 1935 году была спроектирована и одобрена  новая модель стального  шлема — модель 1935 (М35). Это была упрощённая версия его  непосредственных предшественников. Без выступающих вентиляционных  рожков для теперь ненужной лобовой пластины.
 Вентиляционные  отверстия проштамповывались с обеих сторон шлема втулкой  (уплотнительным кольцом). Форма краёв шлема закруглённая  и сглаженная  по сравнению с М16, М17 и М18. Новые сталелитейные технологии и методы  обработки стали позволили получить для возрождённой армии Германии  (Вермахта) надёжные, компактные, удобные шлемы. Шлемы выпускались в  шести размерах – 60, 62, 64, 66, 68, 70, оснащались подшлемником М31,  регулируемым для 11 размеров. Также было перепроектировано крепление к  шлему подшлемника.  Большое количество ранних шлемов М35 отправили в  Китай для националистической армии  Чан Кайши.
  Шлемы окрашивались в гладкий яблочно-зелёный цвет, с левой стороны для  армии наносилась декаль —  серебряный орёл, для флота – золотой орёл. С  правой стороны на всех шлемах наносили декаль с национальным щитом.   Для военно-воздушных сил шлемы М35 красились в сине-серый цвет, орёл  изображался в полёте т.н. «Droop-tail», декаль с орлом Люфтваффе  наносили с правой стороны, а национальный  щит с левой. Однако в 1936  году изображение орла было несколько изменено. 


   Различие вариантов орла Люфтваффе раннего (слева) и позднего образца.

Для СС шлемы красились в яблочно-зелёный цвет для военных условий,  и в чёрный – для парадов и торжеств. С правой стороны наносили декаль –  обрамлённый чёрным серебряный щит с двойной руной «зиг» чёрного цвета.  С левой стороны декаль —  обрамлённый чёрным красный щит с чёрной  свастикой в белом круге.
 Все шлемы М35 также как и шлемы периода  Первой мировой, имели  штамп на  левой стороне  козырька с маркой  производителя и размером. Наиболее массовыми были
   Eisenhuttenwerke Thale (ET),
   Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE),
  Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF),
   Quist Esslingen (Q).
  Шлемы разных производителей отличаются  в размере  отверстий  втулок,  качестве покраски и марке стали. Например, шлемы производства Quist  Esslingen почти всегда  отличаются лучшим качеством стали и покраски,  чем другие.


Основные типы декалей SS

    

CA Pocher
Известные как «первый тип», в основном встречаются на довоенныхи переходных шлемах,  а также  М35 1935-38 годов выпуска маркированных производителем ET. Очень редко можно найти на M40 и M42, если только это реюз или «зеркальные»  когда руны SS стоят на левой стороне шлема, часто это бывшие шлемы Полиции, или же когда руны установлены с обеих сторон.

Определяющими особенностями  CA Pocher являются руны, которые резкие заостренные очертания  и большинство довоенных декалей имеют заметный контур вокруг рун. Щит имеет угловатую форму.  Существует также и более «толстая» версия этой декали.

Приведенные ниже примеры декали производства «CA Pocher»:   на черном шлеме M35 Allgemeine SS  и пример  реюза M42 полиции  с установленной поверх декалью SS.


 


ET
Известные как «второй тип» стандартный тип декали СС для шлемов М35 и М40 с клеймом производителя ET и CKL (бывший ET) для шлемов M42, а также встречается на M42 производства EF. Эта декаль не бывает на шлемах NS, SE и Q любых типов, включая довоенные, переходные или коммерческие образцы.

У данного типа декали руны имеют менее острые очертания, чем у Pocher и щит с обеих сторон имеет скругленые углы.

 

 
Q
Данный тип встречаются только на шлемах производства Quist и только на моделях M35 и M40. Этот вариант считается среди коллекционеров SS шлемов, наиболее визуально привлекательным и пользуется большим спросом, особенно на двухдекальных шлемах M35. Один из наиболее распространенных шлемов СС M40 производства Quist имеет только одну декаль с рунами SS.

Отличительная особенность: левая руна визуально немного шире, чем правая. Соответственно расстояние между крайним нижним углом левой руны и контуром щитка меньше чем в верхнем правом углу. Существует также несколько «толстых» версии Q.

 

EF
Очень похож на Pocher  и встречается в первую очередь на шлемах производителя EF модели М42. На самом деле M42 EF является одним из самых распространенных из всех SS шлемов на середину войны.

Особенности: «острые» руны, щит имеет мягкий переход внизу и молочно-белую основу. Это тип декали практически не имеет других вариантов печати.

 


NS / SE (шампань)
Самый редкий из основных типов и, пожалуй, самым спорный из всех декалей SS. Он называется так из-за розовато-бронзового оттенка, который проявляется с течением времени. В основном встречаются на довоенных шлемах M35 производителя NS , иногда на M35 SE,   на М42 CKL (ET) и НКР (SE). Однако нет подтверждения что шлемы с клеймом CKL и номером выше 5000 имели декаль SS.
Еще встречаются образцы похожие на довоенные CA Pocher, которые вероятно использовались по мере необходимости, на короткие контракты, как правило с производителями NS и SE.

Особенности: фон щита имеет легкий оттенок «шампанского», руны похожи на ET. Щит с угловатым переходом внизу, встречаются с более толстыми  или тонкими контурами.

Вариации рун SS

 


«Толстые руны LAH»
Этот тип является пожалуй, одним из самых ранних известных вариантов декалей SS. Встречается как и  CA Pocher только на довоенных переходных, коммерческих и гражданских окрашенных в черный цвет парадных шлемах и на данный момент известно всего лишь только 5 штук боевых шлемов M35 производителя ЕТ, которые датируются примерно 1935 или 1936 годом. Из названных шлемов эту декаль можно найти на всех принадлежащих к членам Лейбштандарт Адольф Гитлер (LAH). Они являются одним из самых редких и самых востребованных типов среди коллекционеров SS.

Особенности: «толстые» руны. Общая форма щита с острыми углами и начертание рун как и у Pocher.

 

«Толстые руны NORDIC»
Встречается на шлемах северных илискандинавских подразделений, декаль на фото, например, нанесена на шлем подписанный именем члена датского Schalburg Korps. Данных шлемов шлемов очень мало на сегодняшний день. Вполне вероятно, что данный тип декали производился региональным подрядчиком для северных частей СС.

Особенности: деколь имеет сходство с CA Pocher, только руны гораздо толще.

 

 Австрийские SS
Эту декаль можно найти только на довоенных австрийских переходных шлемах окрашенных в землисто-коричневый цвет и возможно, на ранних австрийских шлемах членов Totenkopfverbande SS.


Пикельхельм обр. 1914 года



Шлем Гаед


М16


М16 (австрия)


М17



М18


М18 (кавалерист)


М18 (офицерский, парадный)

—————————————————————————
ww2


М35


М40


М42


М36 (воздушно-десантный)

www.feldgrau.info


М37 (воздушно-десантный)


М38 (воздушно-десантный)

—————————————————


М16 (утконос, полицейский)


М18 (полицейский)


М34 (полицейский)


М34 (полицейский)


М34 (полицейский)


М34 (полицейский)


М34 (пожарная)


М34 (пожарная)


М34 (пожарная)


Люфтшутц (гладиатор)


Люфтшутц (гладиатор)


Люфтшутц (гладиатор)


М35 (люфтшутц)


М42 (люфтшутц)

К вопросу о «рогах» на старых немецких касках (образца 1916-1918 гг):

Служили они для крепления бронелиста на лобную часть каски, это было сделано для защиты от попадания в лоб пули снайпера, но как правило при плпадании в этот лист, пуля конечно не пробивала каску, но ломались шейные позвонки часового, что в принципе не намного лучше.


А вот «зольдат» в полной боевой красе, т.е. кирасе


feldgrau.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *