Куликовская битва в живописи.
Подборка картин повешенных Куликовской битве.
Евгений Данилевский «К полю Куликову»
Александр Бубнов «Утро на поле Куликовом»
Виктор Васнецов «Единоборство Пересвета с Челубеем»
Игорь Панов «Куликово поле»
Сергей Присекин «С победой»
Павел Рыженко «Куликово поле»
Виктор Маторин, Павел Попов «Удар Засадного полка»
Михаил Шаньков «Засадный полк»
Виктор Маторин «Герой Куликовской битвы. Боброк Волынский»
Виктор Маторин «Хан Мамай»
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
historicaldis.ru
Битва Александра — Википедия
Альбрехт Альтдорфер | ||
Битва Александра. 1528—29 | ||
Die Alexanderschlacht | ||
масло. 158 × 120 см | ||
Старая пинакотека, Мюнхен | ||
(инв. 688[1][2]) | ||
Изображения на Викискладе |
«Битва Александра» (нем. Die Alexanderschlacht) — наиболее известная картина немецкого художника Альбрехта Альтдорфера. Также известна под названием «Битва при Иссе». Картина находится в Старой пинакотеке (Мюнхен, Германия).
Содержание
- 1 Описание
- 2 История
- 3 Литература
- 4 Ссылки
- 5 Примечания
Картина создавалась в 1528—1529 гг. по заказу герцога Баварии В
Картина «Битва архангела Михаила с Сатаной» — Artrue
Дата создания: около 1590 года.
Габариты: 318*220 см.
Битва архангела Михаила с Сатаной
Тинторетто, в молодости известный как Робусти, в эпоху позднего Ренессанса интересовался всеми видами искусства. В числе его увлечений работа над театральными костюмами, игра на лютне и механика. Стоит отметить, что шквал заказов, начавшийся после первых успешных работ, вынудил живописца писать огромное количество картин в короткие сроки, что сказывалось на качестве, что делает картины разных периодов необычайно разными по стилю и детализации.
Распятие
Описание
Эта картина — одна из последних работ автора, Тинторетто написал её за два-три года до смерти. На закате дней он особенно стал увлекаться темами Апокалипсиса (за сто лет до него другого великого художника — Дюрера — тоже занимала эта тема, он создал тогда потрясающие гравюры на дереве с этим сюжетом). Искренняя вера художника, его религиозный пыл рождают творческий замысел, в основе которого смутные предчувствия, необъяснимые страхи, тайные стремления. Ничего не осталось от земной уверенности и покоя, от свободного повествования о красоте мира, как это мы наблюдали у Веронезе. Даже формат картины становится высоким и узким, пространство бесконечным, краски теряют всякое отношение к дневному свету, к реальности. Такое движение и волнение в картинах не удавалось достичь, наверно, ни одному живописцу со времен Микеланджело Буонарроти.
Рай
Фигуры на картине парят, натыкаются друг на друга, внезапно устремляются вниз. Они неспокойны, не закреплены, не имеют «почвы под ногами». Диагональ направляет движение. Вверху справа изображен благословляющий Отец Небесный, от него исходит яркий свет, который сопровождает в бою архангела Михаила и его воинов. Вверху слева на полумесяце расположились Мадонна с Младенцем. Художники продолжали видеть в образе женщины в муках родов Марию, хотя в откровении Иоанна о ней не сказано.
Сюжет
Сюжет картины заимствован из 12-ой главы Апокалипсиса (Откровение святого Иоанна). Творение Тинторетто не является буквальной иллюстрацией Библии, художник сумел рассказать о своем видении текста, о своем представлении борьбы и победы Добра над Злом. И зритель чувствует гуманистический подтекст этой работы.
artrue.ru
Картина «Бородино»: описание. Бородино — картины сражения разных художников
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале XX столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
fb.ru
Картины Битв
Венеция, дворец ДожейТинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву. Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес. Все картины серии Взятие Парижа, Сражение при Кульме и Битва под Лейпцигом были начаты Зауервейдом, но закончены Виллевальде. Качайте бесплатно красивые, лучшие, широкоформатные картинки Битва на рабочий стол и устанавливайте их на свои мониторы. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва». Так появилась картина «Куликовская битва».
картины сражений – картина двойное счастье фен-шуй купить
Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Оно ещё имет другое название – «битва народов», поскольку в нем участвовало около полумиллиона человек, представителей европейских (и не очень европейских) стран. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Николаевская шинель с большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху.
– Он слишком молодым вздумал тягаться с нами. Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Эта авторская находка имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. Зауервейд тяготел больше к рисунку.
В ней его учителями были Великий Карл Брюллов и А. И. Комбинированная атака», «М. Бой изображен в ночное время. Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. В ближнем тылу с высокого холма наблюдали за ходом битвы три союзных монарха император России Александр I, австрийский император Франц I и король Пруссии Фридрих-Вильгельм III Под холмом расположились лейб-казаки, составлявшие их конвой.
Горцы и Шотландские Серые приветствовали друг друга криком: Вперед, Шотландия. Нидерланды (Фландрия). Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары».
В него вошла и батальная живопись. Лондон. Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович.
Конечно, картины на эту тему не могут претендовать на то особое значение, какое имела, например, панорама «Бородинская битва» Рубо. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач). М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов).
Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям. Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Холст, масло, 127 х 197 см.
Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. – Хороший ответ, молодой человек. Гусары везде выказывают удивительную храбрость. «Так вот он – Наполеон ишь тоже ведь человеком смотрит» – полная фраза одного из героев картины.
Эти картины ныне украшают один из залов Эрмитажа и значатся как произведения Виллевальде. Пушкина, М. Ю. В разгар сражения Наполеон бросает ударные силы на прорыв центра позиции союзников. Но русская гвардейская пехота успела перебраться через ручей и была спасена.
Именно вот таким образом и обратился Б. М. Так, «Сражение при Кульме» обозначено сдачей в плен французского генерала Вандама вместе с его штабом. Тем не менее, уроков хватило Виллевальде для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Нехорошева) Личное участие в боевых операциях – этот принцип стал обязательным для многих советских мастеров художников баталистов. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты.
Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. Рапп приказывает подвести пленных офицеров к Наполеону. В истории каждого полка есть сражение, которое стало его звездным часом. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли. Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Дерево, масло. Генерал хотел сдаться. В центре полотна на скачущей лошади – император Александр I. За ним слева – его свита.
Здесь они были контратакованы и полностью разгромлены уланами полковника Бро (4-й легкоконный). По воспоминаниям очевидца-англичанина, Опрокинув французскую пехоту, бригада утратила почти всяческий порядок: словно в припадке безумия, она помчалась к французским позициям, не обращая внимания на все усилия офицеров остановить ее и начала рубить саблями артиллеристов и колоть штыками лошадей вражеской батареи. – Ваш полк честно исполнил долг свой. Шотландские Серые прибыли к батальонам Пэка, которые расступились, пропуская кавалерию.
Картины, посвящённые Бородинской битве
Лермонтова, Т. Г. В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). 144, 8 x 193, 7 см. Прадо.
Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Мадрид. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Известно, что в Европе башкир и казаков называли «северными варварами». – Похвала великого полководца есть лучшая награда солдату. Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость. У гвардейских казаков это была Битва народов у Лейпцига.
Боевые Башкиры внушали ужас европейцам одним своим видом. Потери полка в тот день составили 56 человек, в том числе 4 офицера.
А что это за молодой человек с вами.
Красивые обои Битва на рабочий стол бесплатно, картинки Битва скачать здесь
Баталист и писатель. Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски». Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин.
В одной из стычек легкой русской конницы с французскими гусарами он был взят в плен и, живя в России, снова обратился к живописи. Так, герои картины «Вот он – Наполеон. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва.
На вопрос Наполеона: Кто старший. То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Многие художники прошлого при создании картин сражений опирались на свой жизненный опыт.
А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. 199 x 379 см. Во всех этих картинах, конечно, присутствует Александр I, как того требовал заказчик.
Штурм Геок-Тепе». Дезарно, Август Осипович (Auguste-Joseph Desarnot) – художник-баталист и гравер, родился во Франции в 1788 г., умер в Петербурге 15 апреля 1840 г. Наставником Дезарно в живописи был Гро. – спросил Наполеон.
Мягкий юмор художника сменяется горечью тяжелой утраты в картине «Сегодня ты, а завтра я. Кульм, 1813 год». В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы. Шли казаки с песнями. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. За границей художник пробыл недолго – всего два года, но успел написать там прекрасную картину – «Охотники на привале». На противоположном берегу, на холме, стоит Наполеон, окруженный многочисленной свитой. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
Страницы в категории «Батальные картины»
За ним устремились еще человек десять устроив таким образом живой мост. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». 2 февраля 1943 года».
Молодость не мешает быть храбрым. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин Чесменский бой, написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину.
- Битва платьев: Ксения Собчак против Катерины Грэм
- Варварская галерея / Батальная живопись
- Художники / Живопись / Зябкин Дмитрий Владиславович / Картины художника / Битва на Калке
- Запрашиваемая страница на сайте отсутствует
- Ностальгический клуб любителей кино
- Петр Кривоногов – Защитники Брестской крепости
- Словари и энциклопедии на Академике
У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Сражение под Лейпцигом 1813 года – одно из самых крупнейших в 19 веке.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. Почему же картина относится к батальному жанру. Война – это всегда смерть и опустошение. Для остальных офицеров император выбрал необычный способ награждения.
(На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И. Текучие мазки кисти, сочный цвет и повышенная эмоциональность его композиций создали ему репутацию величайшего барочного живописца к северу от Альп. А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Дерево, масло.
- Картины сражений в живописи художников
- Первая половина века: «Поднять из гроба знаменитых предков»
- Вторая половина века: недостижимая историческая достоверность
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Картины по стилям и направлениям
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Обои Битва для рабочего стола (299 штук)
Но он старается принять случившееся с достоинством. Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Он был выбит из седла унтер-офицером 4-го легко-конного полка Юрбаном.
После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. Других частей з этот момент поблизости не было. Национальная галерея.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. Нужно самому.
В «Битве под Лейпцигом» на переднем плане изображён штаб командования русской армии, а на втором плане союзные войска наступают на Лейпциг. На голове черный цилиндр. В 40–50-х годах XIX века задачи перед художниками-баталистами стояли часто слишком сложные. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности.
Только через десять лет (в 1827 г. ) Дезарно получил звание академика за картину изображающую ту стычку русских с французами, во время которой сам художник попал в русский плен. – Я командовал эскадроном Кавалергардского полка. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне. участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин. По словам одного из них – Н. С.
Каждому сражению должна соответствовать только одна картина. Но несколько шотландских драгун повернули коней, чтобы освободить своего командира. Тут их и встретили гвардейцы. Казалось, что его мастерство изящного колориста, композиционное чутье были врожденными.
И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года.
Союзные войска разгромили армию Наполеона. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь.
Ваше имя. Студия военных художников им. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
Георгия. Все офицеры (21 человек) получили желаемое, а 24 казака – знаки отличия Военного ордена.
Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о абсолютном поражении татар оживляет умирающего великого князя». – Вы командир Кавалергардского полка императора Александра.
В ходе битвы при Ватерлоо генерал Аксбридж, командовавший британской кавалерией, приказал бригаде драгун генерала Понсонби (полки: Королевский, Иннискилингский и Шотландские Серые) атаковать французские колонны дЭрлона. «Жандарм Европы», подавивший Польское восстание и революцию в Венгрии, а также преследовавший за инакомыслие (можно вспомнить хотя бы А. С. – смело ответил Сухтелен. – ему назвали князя Репнина. Или, быть может, самыми важными в сражении были совсем иные эпизоды. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград.
Однако дальше произошла катастрофа. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя. ». Зауервейд – основатель русской школы батальной живописи.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Свой образ она дополнила узким черным поясом, который завязала на талии. Нидерланды (Фландрия).
и драгуны устремились на дивизию Марконье. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Барокко. Для Виллевальде, несомненно, героями были рядовые русские кавалеристы, а не император.
Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко. – Это сын генерала Сухтелена. – С удовольствием отдаю ее вам. Рапп был сброшен с коня и отбивался обломком сабли. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. (Уланы вооружены пиками). В этой схватке погиб и генерал Уильям Понсонби.
В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. – Князь Репнин. Батальное искусство – не только область видения. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Видимое нас ведет в область размышлений.
Д. Вазари так писал об этой картине: «. Посещения императора были столь памятны, что Виллевальде написал впоследствии три картины, посвящённые им. Он служит корнетом у меня в эскадроне. В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии.
Барокко. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. Чтобы передать чувственный трепет жизни.
«Полтавская баталия».
aquareller.com
Куликово поле: 12 картин | Православие и мир
Куликовская битва стала зримым воплощением идей патриотизма. События, предшествовавшие битве, и само сражение на столетия остались в поле внимания творческих людей. Историки, писатели, скульпторы и живописцы не устают обращаться к батальной теме. В подборке Дарьи Рощеня – десять живописных полотен, отражающих знаменитое сражение.
21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.
Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.
XVI-XVII век: житийная икона
Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.
Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.
Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона
В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.
В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.
Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»
Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.
Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:
«Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории достойна вашего патриотизма и есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи, особливо пока мы еще не имеем красноречивых историков, которые могли бы поднять из гроба знаменитых предков наших и явить тени их в лучезарном венце славы… Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно может быть предметом вдохновений артиста и сильных действий искусства на сердце. Не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…
Мы приблизились в исторических воспоминаниях своих к бедственным временам России; и если живописец положит кисть, то ваятель возьмет резец свой, чтобы сохранить память русского геройства в несчастиях, которые более всего открывают силу в характере людей и народов. Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от монгольских варваров, ожидают монументов нашей благодарности на месте, обагренном их крови. Может ли искусство и мрамор найти для себя лучшее употребление?»
Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».
Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.
Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле
Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.
«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).
Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.
Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Вторая половина XIX века: недостижимая историческая достоверность
К середине XIX века история Куликовского сражения исчезает из поля зрения художников, уступая место сюжетам современности. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. В том пожаре погибли уникальные интерьеры, выполненные Растрелли, Монферраном, Кваренги, и были утрачены росписи, описывающие ключевые события отечественной истории. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом.
Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»
В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.
В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.
Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.
Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз
Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.
Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.
Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из уфимского купечества Михаил Нестеров. Впрочем, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества интересовала не только батальная сторона событий 1380 года.
Нестеров был тем художником, который одним из первых обратился к теме религиозной самобытности страны и сделал героем живописного полотна – святого отшельника. Троице Сергиева лавра, рядом с которой поселился художник (он гостил в имении Мамонтовых в Абрамцево), прочно вошла в его жизнь. Здесь он черпал вдохновение и силы.
Первой работой над образом святого стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-90). Работа была куплена Третьяковым, имела успех, но публикой была оценена неоднозначно. Зато сам Нестеров утвердился в своем желании написать «житие» великого подвижника земли русской, тем более что в 1892 году в России должно было отмечаться 500-летия со дня Успения преподобного Сергия, игумена Радонежского. Так появляется «Юность преподобного Сергия» (1892), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-97) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899).
С каждой новой работой образ святого становился все выразительнее, монументальнее и глубже. Не мог Нестеров обойти вниманием и встречу князя Дмитрия с преподобным Сергием.
Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова
Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.
Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.
XX век: главный герой – народ
В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).
Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»
Александр Бубнов окончил Высший художественно-технический институт. Увлекаясь творчеством художников-передвижников и русским реализмом, он сосредоточился на историческом жанре. Молодой романтик, Бубнов в начале своей творческой карьеры грешил чрезмерной идеализацией советской действительности. Но именно в годы Великой Отечественной войны, работая над агитационными плакатами и листовками, он серьезно обращается к историческому жанру.
В 1943 году Бубнов работает над своим программным произведением «Утро на Куликовом поле». Замысел «Утра» возник у художника еще в 1938 году. Первоначально темой его картины была история битвы на Чудском озере, однако обращение к документам и серьезное погружение в историческую литературу убедило Бубнова писать именно Куликовское сражение.
Полтора года работы над эскизами, поиск образов и пластических решений, долгая и тщательная проработка деталей, исключающая даже намека на бутафорность персонажей, позволили художнику создать характерное полотно. В картине есть не только историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого сражения – народ.
За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.
Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем
Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.
К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.
В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
1980-й: новая волна интереса
80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978
Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. 1980.
Левая часть – “Благословение на битву”
Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду “Куликова поля”».
Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, – вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть – “Предстояние”
Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Правая часть – “Проводы ополчения”
Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».
Читайте также:
www.pravmir.ru
тема войны в картинах художника. «Десант Николая Раевского у Субаши» и другие.
Со времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому — одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Недаром, едва выпустившись из Академии художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике. На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя — столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера».
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского
Важнейшее сражение той же войны, благодаря победе в котором Алексей Орлов получил почетное прозвание Чесменский. Оно произошло на следующий день после Хиосского — турки отступили из Хиосского пролива в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. На картине изображен момент, когда один из русских брандеров поджигает вражеское судно, а шлюпка с экипажем, покинувшим горящий брандер, подходит к нашему флагману «Три иерарха».
Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года
Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова
Победоносный бой во время Русско-шведской войны — и опять в царствование Екатерины Великой! Умела она подбирать командиров. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов. Столпотворение на море было огромным — только со стороны шведов участвовали 35 линейных кораблей и фрегатов и 366 малых кораблей. За победу Чичагов стал первым из флотоводцев, пожалованным орденом Святого Георгия I степени.
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова
Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, — редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (в 1829 году). 1890. Феодосийская картинная галерея
Сражение, изображенное на картине, случилось в 1829 году, когда русский бриг «Меркурий» патрулировал пролив Босфор. Из-за слабого ветра он не смог уйти от погони и был атакован турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Имея всего 18 пушек против 200 вражеских, маленький храбрый «Меркурий» сумел повредить обоих турок и, потеряв четырех человек убитыми, вернуться в Севастополь.
Десант Николая Раевского у Субаши
Десант Николая Раевского у Субаши. 1839. Самарский областной художественный музей
Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши — это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».
Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)
Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя). 1853. Центральный военно-морской музей
Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов — позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.
Фильмы про морские битвы Российской империи
Биографический
1946
93 мин
Биографический
1953
107 мин
Историческое
1953
94 мин
www.culture.ru