Содержание

Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)

В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады и разорвав сухопутную связь Ленинграда со страной. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Еще до подхода немецкийх войск в городе началась подготовка к обороне. Строились укрепления на Лужском рубеже, под Красногвардейском (Гатчиной), под Колпино. Возводились оборонительные рубежи и в самом городе: вначале старались обходиться полевыми укреплениями и противотанковыми рвами. После прорыва Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов; после того, как немецкие войска вошли в пригороды Ленинграда и были там с огромным трудом, ценой больших потерь остановлены, началось возведение долговременных оборонительных сооружений в самом городе.
Несмотря на сходные условия постройки, в зависимости от предполагаемых задач строились различные типы сооружений. На севере города, где фронт с финнами поддерживал Карельский УР и прорыв почти исключался, строились легкие железобетонные огневые точки (ЖБОТ), а в большинстве случаев обходились полевыми укреплениями.
На юге города, где противник был намного более опасным, возводились капитальные пулеметные и артиллерийские сооружения; кроме того, в доты превращались угловые квартиры в нижних этажах каменных домов. В некоторых случаях, где до противника было большое расстояние, обходились сборными жботами и дотами из бетонных секций.
Сайт «Фортификация Ленинграда 1941-1943»: http://www.lendot.ru/

Фотографии в альбоме «Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

fotosergs.livejournal.com

Военные карты и схемы, относящиеся к операции «Искра»

СОВЕТСКИЕ КАРТЫ


Ленинградский и Волховский фронты. Прорыв блокады Ленинграда, 12.1-30.1.1943.


Прорыв блокады Ленинграда. Из «Истории второй мировой войны, 1939-1945 гг.»


Решение командира 136 сд на наступление в операции «Искра»


Отчетная карта 136 сд за период с 12 по 18 января 1943 года


Отчетная карта боевых действий 268 сд


НЕМЕЦКИЕ КАРТЫ

Отчетные карты 227-й пехотной дивизии.
Из Национального архива США (NARA. T. 315. R. 1706)


13 января 1943 года


14 января 1943 года


15 января 1943 года


16 января 1943 года


17 января 1943 года


ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

O-36-3-A-a

O-36-2-B-d

O-36-2-D-b

O-36-3-A-c

O-36-3-A-d-b


СОВРЕМЕННЫЕ СХЕМЫ


Свободная энциклопедия Wikipedia, автор: VT1978


Свободная энциклопедия Wikipedia, автор: VT1978

xn—-5-5cdfztilj2adckiy0h.xn--p1ai

Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)

Сегодня день снятия  блокады Ленинграда

Оригинал взят у fotosergs в Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)

В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады и разорвав сухопутную связь Ленинграда со страной. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Еще до подхода немецкийх войск в городе началась подготовка к обороне. Строились укрепления на Лужском рубеже, под Красногвардейском (Гатчиной), под Колпино. Возводились оборонительные рубежи и в самом городе: вначале старались обходиться полевыми укреплениями и противотанковыми рвами. После прорыва Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов; после того, как немецкие войска вошли в пригороды Ленинграда и были там с огромным трудом, ценой больших потерь остановлены, началось возведение долговременных оборонительных сооружений в самом городе.
Несмотря на сходные условия постройки, в зависимости от предполагаемых задач строились различные типы сооружений. На севере города, где фронт с финнами поддерживал Карельский УР и прорыв почти исключался, строились легкие железобетонные огневые точки (ЖБОТ), а в большинстве случаев обходились полевыми укреплениями.
На юге города, где противник был намного более опасным, возводились капитальные пулеметные и артиллерийские сооружения; кроме того, в доты превращались угловые квартиры в нижних этажах каменных домов. В некоторых случаях, где до противника было большое расстояние, обходились сборными жботами и дотами из бетонных секций.
Сайт «Фортификация Ленинграда 1941-1943»: http://www.lendot.ru/

Фотографии в альбоме «Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

linur2.livejournal.com

Блокада Ленинграда — линия обороны и карта окружения 1941 года

Битва за Ленинград и его блокада, продолжавшаяся с 1941 по 1944 год, являются ярчайшим примером мужества, несгибаемости и неугасаемой воли к победе советского народа и Красной Армии.

Предыстория и положение города

С самого момента своего основания Санкт-Петербург находился в весьма выгодном, но в то же время опасном для крупного города месте. Близость сначала шведской, а затем и финской границы лишь усугубляла эту опасность. Тем не менее, за всю свою историю Санкт-Петербург (в 1924 он получил новое имя – Ленинград) ни разу не был захвачен противником.

К началу Второй мировой войны наиболее явственно вырисовались все отрицательные стороны расположения Ленинграда. Финское государство, граница которого располагалась всего в 30-40 километрах от города, определённо было настроено против СССР, что создавало реальную угрозу Ленинграду. Кроме того, Ленинград был важен для Советского государства не только как социальный, культурный и экономический центр, но и как крупная военно-морская база. Всё это в совокупности повлияло на решение советского правительства во что бы то ни было отодвинуть советско-финскую границу подальше от города.

Именно положение Ленинграда, а также неуступчивость финнов, привели к войне, начавшейся 30 ноября 1939 года. В ходе этой войны, продолжавшейся до 13 марта 1940 года, граница Советского Союза была существенно отодвинута на север. Кроме того, стратегическое положение СССР на Балтике было улучшено арендой финского полуострова Ханко, на котором теперь располагались советские войска.

Также стратегическое положение Ленинграда было значительно улучшено летом 1940 года, когда страны Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) вошли в состав Советского Союза. Теперь ближайшая граница (по-прежнему финская) лежала от города на расстоянии примерно 140 км.

К моменту нападения Германии на Советский Союз в Ленинграде располагался штаб Ленинградского военного округа, которым командовал генерал-лейтенант М. М. Попов. В состав округа входили 7-я, 14-я и 23-я армии. Также в городе базировались авиационные части и соединения Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны (июнь-сентябрь 1941)

Карта 1941

На рассвете 22 июня 1941 года немецкие войска начали боевые действия против Красной Армии практически на всей западной границе СССР — от Белого до Чёрного моря. Одновременно с этим боевые действия против советских войск начались и со стороны Финляндии, которая, хоть и находилась в союзе с Третьим Рейхом, но войну Советскому Союзу объявлять не торопилась. Лишь после ряда провокаций и бомбардировки советскими ВВС финских аэродромов и военных объектов, финляндское правительство приняло решение объявить войну СССР.

В самом начале войны положение Ленинграда тревог у советского руководства не вызывало. Лишь молниеносное наступление вермахта, уже 9 июля овладевшего Псковом, заставило командование Красной Армии начать оборудование укреплённых линий в районе города. Именно это время в отечественной историографии относят к началу битвы за Ленинград — одной из наиболее протяжённых по времени битв Второй мировой войны.

Однако советское руководство не только укрепляло подступы к Ленинграду и сам Ленинград.

В июле-августе 1941 года советские войска провели комплекс наступательных и оборонительных действий, способствовавших задержанию наступления противника на город примерно на месяц. Наиболее известным таким контрударом Красной Армии является удар в районе город Сольцы, где были измотаны части 56-го моторизованного корпуса вермахта. Это время было использовано для подготовки Ленинграда к обороне и сосредоточения необходимых резервов в районе города и на его подступах.

Однако ситуация по-прежнему оставалась напряжённой. В июле-августе на Карельском перешейке в наступление перешла финская армия, которой уже к исходу 1941 года удалось овладеть обширными территориями. При этом земли, отошедшие к СССР по результатам советско-финской войны 1939-1940 гг., были захвачены финнами всего за 2-3 месяца. С севера противник подошёл к Ленинграду и встал на расстоянии 40 км от города. На юге немцы сумели прорвать советскую оборону и уже в августе овладели Новгородом, Красногвардейском (Гатчина) и к исходу месяца вышли на подступы к Ленинграду.

Начало блокады Ленинграда (сентябрь 1941 — январь 1942)

8 сентября немецкие войска вышли к Ладожскому озеру, заняв Шлиссельбург. Таким образом, сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Началась блокада города, продлившаяся 872 дня.

Неразорвавшаяся бомба

После установления блокады, командование немецкой группы армий «Север» предприняло массированный штурм города, надеясь сломить сопротивление его защитников и высвободить силы, остро требовавшиеся на других участках фронта, прежде всего, для группы армий «Центр». Однако героическая оборона частей Красной Армии, защищавших Ленинград, позволила вермахту добиться весьма скромных успехов. Немецкими войсками были взяты города Пушкин и Красное Село. Другим успехом вермахта стало рассечение советской обороны в районе Петергофа, ввиду чего образовался Ораниенбаумский плацдарм, отрезанный от ленинградской группировки советских войск.

В первые же дни блокады для советского руководства в Ленинграде остро встала проблема организации снабжения населения города и войск. Запасов в Ленинграде оставалось всего на месяц, что заставляло активно искать выход из ситуации. На первых порах снабжение города осуществлялось средствами авиации, а также за счёт морского пути через Ладогу. Тем не менее, уже к октябрю продовольственное положение в Ленинграде стало сначала бедственным, а затем и критическим.

Отчаявшись взять северную столицу СССР, командование вермахта приступило к методическим артобстрелам и авиабомбардировкам города. От этих бомбардировок больше страдало мирное население, что лишь усиливало неприязнь граждан Ленинграда к врагу. К тому же в конце октября-ноябре в Ленинграде начался голод, ежедневно уносивший от 2 до 4 тысяч жизней. До ледостава на Ладоге снабжение города не могло удовлетворить даже минимальных потребностей населения. Систематически снижались нормы выдаваемого по карточкам пайка, в декабре став минимальными.

Блокадный Ленинград

Однако в это же время войска Ленинградского фронта успешно отвлекали на себя довольно крупную группировку вермахта, не давая ей в критические для страны моменты прийти на помощь немецким войскам на других участках советско-германского фронта.

Уже в первой половине сентября 1941 года (данные в разных источниках варьируются от 8 до 13 сентября) командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии Г. К. Жуков. Его назначение хронологически совпало с яростным штурмом города немцами. В это критическое время над городом нависла реальная угроза если не его сдачи, то потери его части, что так же было недопустимо. Энергичные меры Жукова (мобилизация в сухопутные подразделения моряков Балтийского флота, оперативная переброска частей на угрожаемые участки) явились одним из решающих факторов, повлиявших на исход этого штурма. Таким образом, самый тяжёлый и яростный приступ Ленинграда был отбит.

Не имея времени на передышку, советское руководство начало планирование операции по деблокаде города. Осенью 1941 года были проведены две операции с этой целью, которые, увы, имели весьма скромные результаты. Советским войскам удалось овладеть небольшим плацдармом на противоположном берегу Невы в районе Невской Дубровки (этот плацдарм теперь известен как «невский пятачок»), который немцам удалось ликвидировать лишь в 1942 году. Однако главная цель — ликвидация Шлиссельбургского выступа и прорыв блокады Ленинграда — достигнута не была.

В то же время, когда вермахт начал решающее наступление на Москву, группа армий «Север» предприняла ограниченное наступление на Тихвин и Волхов с целью выхода к реке Свирь, на которой располагались финские войска. Эта встреча восточнее Ленинграда грозила городу полнейшей катастрофой, так как таким образом и морская связь с городом была бы полностью нарушена.

К 8 ноября 1941 года вермахту удалось овладеть Тихвином и Волховом, что создало дополнительные трудности для снабжения Ленинграда, так как была перерезана железная дорога, ведущая к побережью Ладожского озера. Однако в это же время войска советского Северо-Западного фронта сумели создать прочную оборону, которую немцам прорвать так и не удалось.Вермахт был остановлен в менее чем ста километрах от финских войск. Советское командование, правильно оценив состояние противника и возможности своих войск, приняло решение о переходе в контрнаступление в районе Тихвина практически без оперативной паузы. Это наступление началось 10 ноября, а 9 декабря Тихвин был освобождён.

Зима 1941-1942 гг. для многих тысяч ленинградцев стала роковой. Ухудшение продовольственного положения достигло своего пика в декабре 1941 года, когда нормы ежедневно выдаваемого продовольствия для детей и иждивенцев снизились всего до 125 граммов хлеба в день. Такая норма определила множество голодных смертей.

Ещё одним фактором, приводившим к большой смертности в Ленинграде в первую блокадную зиму, стал холод. Зима 1941-1942 гг. была аномально холодной, в то время как центральное отопление в Ленинграде фактически перестало существовать. Однако холодная зима была и спасением для ленинградцев. Замёрзшее Ладожское озеро стало удобной дорогой для снабжения осаждённого города по льду. Эта дорога, по которой машины с продовольствием шли вплоть до апреля 1942 года, получила название «Дороги Жизни».

Проспект 25 октября (Невский)

В конце декабря 1941 года последовало первое повышение нормы питания жителей блокадного Ленинграда, что позволило значительно уменьшить смертность населения от голода и болезней. В течение зимы 1941/1942 гг. произошло ещё несколько повышений норм выдачи продовольствия. Ленинград был спасён от голодной смерти.

Однако военная обстановка даже после освобождения Тихвина и восстановления сухопутной связи между Москвой и побережьем Ладожского озера оставалась сложной. Командование группы армий «Север» понимало, что наступление зимой и весной 1942 года осуществить ему не удастся, и обороняло позиции для длительной обороны. Советское же руководство не имело достаточных сил и средств для удачного наступления зимой 1941/1942 гг., поэтому вермахту удалось выиграть нужное время. К весне 1942 года немецкие позиции в районе Шлиссельбурга представляли собой хорошо укреплённый плацдарм.

Блокада Ленинграда продолжается (1942 год)

В январе 1942 года советское командование предприняло попытку прорвать немецкую оборону в районе Ленинграда и деблокировать город. Основной силой советских войск здесь была 2-я ударная армия, которой в январе-феврале удалось прорвать немецкую оборону южнее Ленинграда и значительно продвинуться на территорию, оккупированную вермахтом. Вместе с продвижением армии в тыл гитлеровских войск увеличилась и опасность её окружения, что не было вовремя оценено советским руководством. В результате весной 1942 года армия была окружена. После тяжёлых боёв из окружения удалось выйти лишь около 15 тысячам человек. Большинство солдат и офицеров погибло, часть вместе с командующим армией А. А. Власовым была пленена.

Вместе с этим немецкое руководство, понимая, что Ленинград взять не удастся, в течение весны-лета 1942 года предпринимало попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота с помощью авиаударов и артиллерийских обстрелов. Однако и здесь немцам не удалось достичь сколько-нибудь значимых результатов. Гибель мирных жителей лишь усиливала ненависть ленинградцев к вермахту.

В 1942 году обстановка в самом городе нормализовалась. Весной были проведены крупномасштабные субботники с целью убрать умерших за зиму людей и привести город в порядок. Тогда же были запущены многие ленинградские предприятия и трамвайная сеть, став символом жизни города в тисках блокады. Восстановление хозяйства города происходило в условиях интенсивных артиллерийских обстрелов, но люди, казалось, привыкли даже к этому.

Для противодействия артиллерийскому огню немцев в течение 1942 года в Ленинграде был осуществлён комплекс мероприятий по укреплению позиций, а также по контрбатарейной борьбе. В результате уже в 1943 году интенсивность обстрела города уменьшилась в 7 раз.

И хоть в 1942 году основные события советско-германского фронта разворачивались на юго-западном и западном направлениях, Ленинград сыграл в них немаловажную роль. По-прежнему отвлекая на себя крупные немецкие силы, город стал крупным плацдармом в тылу противника.

Весьма значимым событием второй половины 1942 города для Ленинграда стала попытка немцев овладеть десантом островом Сухо в Ладожском озере и тем самым создать серьёзные проблемы для снабжения города. 22 октября началось немецкое десантирование. На острове сразу же вспыхнули ожесточённые бои, нередко переходившие в рукопашные схватки. Однако советский гарнизон острова, проявив мужество и стойкость, сумел отбить вражеский десант.

Прорыв блокады Ленинграда (1943 год)

Карта операции «Искра»

Зима 1942/1943 гг. серьёзно изменила стратегическую обстановку в пользу Красной Армии. Советские войска вели наступательные действия на всех направлениях, и северо-западное не стало исключением. Однако главным событием на северо-востоке советско-германского фронта стала операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.

Эта операция началась 12 января 1943 года, и уже спустя два дня между двумя фронтами – Ленинградским и Волховским – оставалось лишь 5 километров. Однако командование вермахта, осознавая критичность момента, спешно перебрасывало в район Шлиссельбурга новые резервы с целью остановить советское наступление. Эти резервы серьёзно замедлили продвижение советских войск, но уже 18 января они соединились, прорвав тем самым кольцо блокады города. Тем не менее, несмотря на этот успех, дальнейшее наступление Волховского и Ленинградского фронтов завершилось ничем. Линия фронта стабилизировалась ещё на год.

Прорыв блокады

Всего за 17 дней после прорыва блокады по пробитому в Ленинград коридору была пущена железная и автомобильная дороги, получившее символическое название «Дороги Победы». После этого продовольственное снабжение города ещё более улучшилось, и смертность от голода практически сошла на нет.

В течение 1943 года существенно сократилась и интенсивность немецких артобстрелов Ленинграда. Причиной этому стали эффективная контрбатарейная борьба советских войск в районе города и тяжёлое положение вермахта на других участках фронта. К концу 1943 года эта тяжесть стала сказываться на северном участке.

Снятие блокады Ленинграда (1944 год)

В начале 1944 года Красная Армия прочно владела стратегической инициативой. Немецкие группы армий «Центр» и «Юг» понесли тяжёлые потери в результате боёв предыдущих лета-зимы и были вынуждены перейти к стратегической обороне. Из всех немецких групп армий, расположенных на советско-германском фронте, лишь группе армий «Север»  удалось избежать тяжёлых потерь и поражений, во многом ввиду того, что активные действия здесь с конца 1941 года практически не велись.

Снятие блокады

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградского-Новгородскую операцию, в ходе которой сумели разгромить крупные силы вермахта и освободить Новгород, Лугу и Красногвардейск (Гатчину). В результате немецкие войска были отброшены от Ленинграда на сотни километров и понесли огромные потери. Тем самым, произошло полное снятие блокады Ленинграда, которая длилась 872 дня.

В июне-июле 1944 года советские войска в ходе Выборгской операции отбросили финские войска от Ленинграда на север, благодаря чему угроза для города была практически ликвидирована.

Итоги и значение блокады Ленинграда

В результате блокады Ленинграда население города понесло значительные потери. От голода за весь период 1941-1944 гг. умерло около 620 тысяч человек. За этот же период погибло около 17 тысяч человек от варварских немецких артобстрелов. Основная часть потерь приходится на зиму 1941/1942 года. Военные потери при битве за Ленинград составляют примерно 330 тысяч убитыми и 110 тысяч пропавшими без вести.

Блокада Ленинграда стала одним из выдающихся примеров стойкости и мужества простых советских людей и солдат. В течение почти 900 дней, почти в полном окружении вражеских сил, город не только сражался, но и жил, нормально функционировал и делал свой вклад в Победу.

Значение битвы за Ленинград весьма трудно переоценить.

Упорной обороной войскам Ленинградского фронта в 1941 году удалось сковать крупную и мощную немецкую группировку, исключив её переброску на московское направление. Также в 1942 году, когда немецким войскам под Сталинградом требовались срочные подкрепления, войска Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями не позволяли группе армий «Север» перебрасывать дивизии на южное направление. Разгром же в 1943-1944 гг. этой группы армий поставил вермахт в исключительно сложное положение.

В память о величайших заслугах граждан Ленинграда и воинов, его оборонявших, 8 мая 1965 года Ленинграду было присвоено звание города-героя.

militaryarms.ru

Загадки блокады Ленинграда

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (википедия) (ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки — это меньше суточной потребности города)…»

Давайте и мы с вами немножко посчитаем. Для того, чтобы полуторками перевезти 360 000 тонн грузов, необходимо совершить 360 000 / 1,5 = 240 000 поездок, которые были выполнены за 152 дня (округлим до 150 дней, нам здесь высокая точность не нужна). На одни сутки приходится 240 000 / 150 = 1600 поездок. В сутках мы имеем 60 х 24 = 1440 минут.

Из этого следует, что, для того, чтобы обеспечить 1600 поездок в сутки по «дороге жизни», необходимо было, чтобы автомобили двигались днём и ночью с интервалом чуть меньше 1 минуты!

Но ведь «дорогой жизни» был лёд Ладожского озера, расчищенный от снега (по глубокому снегу обычные автомобили ездить не могут). Для езды по льду такой интервал вполне приемлем, ведь лёд — это не асфальт, и превышение нагрузки сразу же приводит к катастрофе и длительной остановке всей колонны.

Если всё было так, как нам сообщают историки и пропагандисты тех времён, то у врага была очень простая задача: периодически постреливать из пушек по озеру и портить дорогу.

Ведь ледяную дорогу испортить очень легко, а вот «отремонтировать» быстро невозможно! Нужно расчищать объезд, а на это нужно несколько часов, ведь трактор туда не пошлёшь — он слишком тяжёл.

Поэтому утверждение о том, что за 152 дня по «дороге жизни» было перевезено 360 тысяч тонн грузов, не кажется правдоподобным хотя бы только в силу приведённых расчётов! А ведь ещё нужно было обеспечивать круглосуточную, ритмичную разгрузку, погрузку и заправку автомобилей, и этот конвейер не должен был останавливаться ни на минуту!

Ещё нужно было иметь достаточно транспорта и горючего, чтобы подвозить то, что нужно отправлять на «большую землю» и вывозить то, что привозилось в окружённый район.

А сколько же автомобилей было задействовано в этой операции? Это можно приблизительно подсчитать.

По карте легко определить, что расстояние, которое нужно было преодолевать по Ладожскому озеру составляет около 30 км. Если мы предположим, что автомобили двигались со скоростью около 30 км в час; добавим 1 час на погрузку и 1 час на разгрузку; то получим, что каждый автомобиль делал 8 рейсов в сутки.

Следовательно, для того, чтобы сделать 1600 рейсов в сутки, нужно было иметь 200 автомобилей.

Конечно, это идеальный расклад. В действительности и время в пути могло быть больше 1 часа, и автомобили выходили из строя по разным причинам. Поэтому для обеспечения указанного объёма перевозок, число автомобилей можно смело увеличить в 2 раза.

И все эти 400 полуторок нужно было постоянно заправлять бензином. Расход топлива у них составлял около 20 литров на 100 км. За сутки каждый автомобиль, проезжавший 480 км, расходовал, как минимум, 100 литров бензина. На весь парк автомобилей каждый день нужно было доставлять не менее 40 тонн бензина…

Эта, работа, вполне выполнимая в мирное время при постоянном и достаточном финансировании, в военное время при постоянном, целенаправленном противодействии противника становится непосильной, почти невыполнимой задачей.

Нет, я не сомневаюсь в том, что попытка организовать снабжение города и области таким образом могла иметь место. Но я абсолютно уверен, что результаты этой работы были совсем другими.

fishki.net

Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 1.

Сегодня исполняется 70 лет со Дня окончательного снятия блокады Ленинграда.

_________________________________________

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.

В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.
Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.

Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

____________________________________________

К такой знаменательной дате, други мои, я и представляю вам эту  фотоподборку.


1. Жительницы прифронтовых деревень на строительстве оборонительных сооружений. Июль 1941 г.

2. Бойцы Волховского фронта сооружают противотанковые препятствия. 20 августа 1942 г.

3. Эвакуация. Ленинградцы во время посадки на пароход. 1942 г.

4. Погрузка убитых и раненых на грузовики на площади Восстания после очередного вражеского артобстрела. 1941 г.

5. Зенитная батарея на Университетской набережной. 1942 г.

6. Подразделение Сальтокса ведет ружейно-пулеметный огонь по врагу. Ленинградский фронт. 1942 г.

7. Командующий 54-й армией генерал-майор, Герой Советского Союза Федюнинский И.И. и бригадный комиссар Холостов Д.И. в землянке за обсуждением оперативного плана. Ленинградский фронт. 1942 г.

8. Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрей Александрович Жданов.

9. Подразделение сержанта Изьенкова форсирует реку. Ленинградский фронт. 1942 г.

10. Снайперы сержант Бедаш П.И. (справа) и ефрейтор Плехов И. выдвигаются на боевую позицию. Ленинградский фронт. 1942 г.

11. Командир авиачасти Королев (слева) поздравляет капитана Савкина с отличным выполнением боевого задания. Ленинград. 1942 г.

12. На базе гидротурбинного цеха Металлического завода им.Сталина по чертежам Кировского завода было налажено производство танков «КВ».  1942 г.

13. Артиллеристы-зенитчики ведут наблюдение в одном из районов Ленинграда. 1942 г.

14. У водоразборной колонки, установленной на углу ул.Дзержинского и Загородного проспекта. 05. 02.1942 г.

15. Транспортировка газгольдера на углу Лиговского проспекта и Разъезжей улицы. 1943 г.

16. Санитарки за оказанием помощи пострадавшим от вражеского обстрела. 1943 г.

17. Весной на «Дороге жизни». Ладожское озеро. 1942 г.

18. Бойцы ведут наступление на занятый немцами перелесок. На переднем плане – обломки сбитого немецкого самолеты. Ленинградский фронт. 1943 г.

19. Эскадренный миноносец Краснознаменного Балтийского флота «Стойкий» ведет обстрел гитлеровских позиций. Ленинград. 1943 г.

20. Бойцы продвигаются по территории Шлиссельбургской крепости. 1943 г.

21. Контролер-стахановка Балтийского завода, комсомолка Валя Карасева за работой. 14 марта 1942 г.

22. Стахановки лесозаготовок ленинградки Аня Виноградова и Тоня Седакова распиливают дерево. Ленинградская область. 23 марта 1942 г.

23. Стахановская бригада Морозовой за погрузкой дров в вагоны. Ленинградская область. 21 июля 1942 г.

24. Бойцы Ленинградского комсомольского противопожарного полка Васильевского острова Галина Курицына и Эрна Киви на посту. 1942 г.

25. Девушки – бойцы МПВО за расчисткой и уборкой города. Март 1943 г.

26. Ленинградки за расчисткой трамвайных путей на Московском шоссе. 23 апреля 1944 г.

27. Работники госпиталя Е.Скарионова и М.Бакулин за сбором капусты. 1942 г.

28. У книжного лотка на проспекте 25-го Октября. 1943 г.

29. В ожидании сигнала. Сержант К.П.Тяпочкин у аэростата в сквере на площади Чернышова.

30. Памятник Ленину под укрытием.

31. Траурная процессия на Невском проспекте.

32. Учебно-тренировочные занятия пожарного взвода Местной противовоздушной обороны на Невском проспекте у Казанского собора.

33. Учительница Е.М. Демина ведет урок в 7-м классе средней школы № 10 Свердловского района Ленинграда. На первом плане – ученицы Оля Руран и Зоя Чубаркова.

34. Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника.

35. Врач-консультант Л.Г.Мыскова со спящими новорожденными детьми в детских яслях № 248 Свердловского района. 1942 г.

36. Нина Афанасьева – она родилась в дни блокады. 1942 г.

37. Рабочая хлебозавода № 61 имени А.Е. Бадаева Эмилия Чибор укладывает хлеб в ящики для отправки в магазин.

38. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе поселка № 1. Ленинградская область. 1943 г.

39. Солдаты разгружают ящики с экспонатами Государственного Эрмитажа, возвращенными из эвакуации в г.Свердловск. 1945 г.

40. Подполковник Александр Иванович Клюканов, командир одного из пехотных подразделений, защищавших блокадный Ленинград.

41. Женщины занимаются перевозкой надолб на Московском шоссе в блокадном Ленинграде. Ноябрь 1941 г.

42. Советские солдаты проходят мимо надолб на Международном проспекте в блокадном Ленинграде. 1942 г.

43. Ленинградский пожарный оказывает помощь своему пострадавшему товарищу.

44. Женщины обрабатывают землю под огород на площади перед Исаакиевским собором в Ленинграде.

45. Ленинградцы рассматривают неразорвавшуюся и обезвреженную саперами немецкую авиабомбу.

46. Больная дистрофией женщина, лежащая на кровати в блокадном Ленинграде. 1942 г.

47. Первый санный обоз отправляется в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера. 24.11.1941 г.

48. Жители блокадного Ленинграда передвигают трамвайный вагон подальше от фасада разрушенного бомбардировкой дома. Октябрь 1942 г.

49. Зенитная батарея у Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде. 1942 г.

50. Уборка снега на площади Урицкого в блокадном Ленинграде.

51. Разрушение в результате немецкого артобстрела временного моста через Неву на линии Поляны — Шлиссельбург. 1943 г.

52. Бригада, завоевавшая право провести первый поезд из Ленинграда на «Большую землю». Слева направо: А.А. Петров, П.А. Фёдоров, И.Д. Волков. 1943 г.

53. Колонна красноармейцев двигается по Набережной Жореса в Ленинграде мимо пришвартованной плавбазы «Иртыш». Осень 1941 г.

54. Девушки-бойцы противовоздушной обороны несут боевое дежурство на крыше дома №4 по улице Халтурина в Ленинграде. 01.05.1942 г.

55. Командир советской подводной лодки Щ-323 капитан-лейтенант Федор Иванович Иванцов на палубе своего корабля в блокадном Ленинграде. 1942 г.

56. Движение транспорта по «Дороге жизни» в марте 1943 года.

57. Жертвы немецкого артиллерийского обстрела в Ленинграде. 16.12.1943 г.

58. Советская подводная лодка П-2 «Звезда» в Ленинграде. Май 1942 г.

59. Разведчик морской пехоты краснофлотец-орденоносец П.И. Кузменко. Ленинградский фронт. Ноябрь 1941 г.

60. Дети блокадного Ленинграда у грядок на Мытнинской набережной. 1942 г.

61. Советская подводная лодка «Лембит» у набережной Летнего сада в блокадном Ленинграде. 1942 г.

62. Командир советской подводной лодки Щ-320 капитан 3-го ранга Иван Макарович Вишневский (1904—1942) на палубе своего корабля. Ленинград. 22.11.1941 г.

63. Военком советской подводной лодки Щ-323 старший политрук А.Ф. Круглов беседует с личным составом в блокадном Ленинграде. Апрель-май 1942 г.

64. Постановка боевой задачи советским офицерам рядом с бронепоездом «Балтиец».

65. Советские священнослужители, награжденные медалями «За оборону Ленинграда».

66. Советский танк Т-26 из состава 55-й армии с громкоговорящей установкой для ведения устной агитации. Ленинградский фронт.

67. Командир отделения штурманских электриков советской подводной лодки М-96 старшина 2-й статьи В.А. Кудрявцев. Ленинград. Май 1942 г.

68. Старшина группы торпедистов советской подводной лодки М-96 мичман В.Г. Глазунов осматривает торпедный аппарат. Ленинград. Май 1942 г.

69. Советские подводные лодки М-79 и Щ-407 в блокадном Ленинграде. Март-май 1943 г.

70. Советская подводная лодка Щ-408 в блокадном Ленинграде.

71. Краснофлотец В.С. Кучеров чистит носовое 45-мм орудие советской подводной лодки Щ-407. Ленинград. 17.04.1942 г.

72. Расчет носового 45-мм орудия советской подводной лодки Щ-407 во время обучения. Ленинград. 17.04.1942 г.

73. Ленинградцы и красноармейцы у приказа войскам Ленинградского фронта о снятии блокады города. Январь 1944 г.

74. Жительница блокадного Ленинграда везет тело умершего на ручной тележке.

75. Первые немецкие пленные на улице Чайковского в Ленинграде. Сентябрь 1941 г.

76. Ленинградцы смотрят на первых немецких пленных. Сентябрь 1941 г.

77. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. 1942 г.

78. Красноармейцы-лыжники у фигур Атлантов Нового Эрмитажа в блокадном Ленинграде. 1943 г.

79. Расчеты 37-мм зенитных пушек 61-К Ладожской военной флотилии прикрывают «Дорогу жизни». 1943 г.

80. Сборка автоматов ППД на одном из ленинградских заводов. 1941 г.

81. Советский легкий крейсер «Киров» у Университетской набережной в Ленинграде. Январь 1944 г.

82. Советский легкий крейсер «Киров» в Ленинграде в первую блокадную зиму.

83. Советские женщины ремонтируют танки БТ-5 на одном из ленинградских заводов.

84. Изготовление артиллерийских снарядов на одном из ленинградских заводов. Июль 1943 г.

85. Батарея 85-мм зенитных орудий 52-К на площади Декабристов в Ленинграде. Апрель 1943 г.

86. Трупы умерших от голода на ленинградских улицах. 05.02.1942 г.

87. Ленинградцы на Загородном проспекте во время мороза -30. Январь 1942 г.

88. Эвакуируемые ленинградцы и трупы умерших от голода в порту Кобона, Ленинградская область. 12.04.1942 г.

89. Ленинградцы работают на воскреснике по очистке города на проспекте Володарского. 08.03.1942 г.

90. Ленинградцы берут воду из колонки на углу Загородного проспекта и улицы Дзержинского. Февраль 1942 г.

91. Ленинградские служащие отвозят на склад теплую спецодежду. Июль 1942 г.

92. Часовой на набережной 9-го января в блокадном Ленинграде. Декабрь 1941 г.

93. Футболисты ленинградского «Динамо» после матча с командой Краснознаменного Балтийского флота в блокадном Ленинграде. 30.05.1943 г.

94. Изготовление медалей «За оборону Ленинграда» на ленинградском монетном дворе. Январь 1943 г.

95. Ленинградцы на Суворовской площади смотрят салют в ознаменование снятия блокады. 27.01.1944 г.

96. Доставка обеда служащим одного из ленинградских предприятий в мае 1942 года.

97. Погрузка сколотого льда и снега в грузовой трамвай на проспекте 25-го октября в блокадном Ленинграде.

98. Разбор завалов после немецкого авианалета на Ленинград.

99. Советские военнослужащие у плаката «Окно ТАСС» на ленинградской улице. 1942 г.

100. Моряки-балтийцы и работники Главпочтамта на воскреснике по разборке разрушенных ленинградских зданий. Июль 1943 г.

Продолжение здесь http://aloban75.livejournal.com/551129.html

aloban75.livejournal.com

ЛИНИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ КАРТА… Карты и схемы

9 июля был занят Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной.

В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

17 июня 1941 года в Финляндии был издан указ о мобилизации всей полевой армии, и 20 июня отмобилизованная армия сосредоточилась на советско-финской границе. Там базировались самолёты ВВС Финляндии и германской 5-й воздушной армии. В тот же день парламент Финляндии проголосовал за войну с СССР. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу.

Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. 30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Легенда о том, что финская армия ставила только задачу вернуть отобранное Советским Союзом в 1940 г., была позднее выдумана задним числом.

8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города

Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации.

10 сентября несмотря на приказ Гитлера передать войскам группы армий ,,Центр» 15 подвижных соединений Фон Лееб начинает штурм Ленинграда. В результате оборона советских войск вокруг города оказалась прорвана. 4 сентября 1941 года немцы начали регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда. Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу.

Он был страшен в эти дни сентября». Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады.

Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов. 21-23 сентября, с целью уничтожения Балтийского флота находящегося в базе, германские воздушные силы произвели массированные бомбардировки кораблей и объектов военно-морской базы Кронштадт. Было потоплено и повреждено несколько кораблей, в частности тяжёлые повреждения получил линкор Марат, на котором погибло более 300 человек.

Немецкие военачальники протестовали против приказа стрелять в мирное население и говорили, что войска такой приказ выполнять не будут, но Гитлер был непреклонен. Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре — ноябре 1941 года. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.

Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей. Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов.

Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают. Смерть хозяйничает в городе.

Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Число жертв голода стремительно росло — каждый день в Ленинграде умирало более 4000 человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало 6—7 тысяч человек.

Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной

Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация.

Зима 1941—1942 по совокупным показателям является одной из самых холодных за весь период систематических инструментальных наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Среднемесячная температура апреля была близка к средним значениям (+2,4 °С) и составила +1,8 °С, в то же время минимум температуры составил −14,4 °С.

В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд

Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Свеча горела с двух концов» — эти слова выразительно характеризовали положение жителя города, жившего в условиях голодного пайка и огромных физических и психических нагрузок. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. и обслужили 60 тыс. человек.

Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее трёх миллионов человек. 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. По сохранившимся свидетельствам, руководство Ленинграда не испытывало трудностей в питании и отоплении жилых помещений. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива.

Далее по этому вопросу:

Похожие мысли:

naerewoks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *