Содержание

Какие существуют виды кораблей? :: SYL.ru

Историки говорят, что мореплавание и судоходство как отдельные отрасли человеческой деятельности зародились около пяти тысяч лет тому назад. Первыми людьми, бросившими вызов водной стихии, были, по всей видимости, жители древнего Египта и Месопотамии. Вначале вполне насущные потребности, а затем тяга к неизведанному и жажда обретения новых богатств и сокровищ побуждали наших предков строить лодки, поднимать паруса и пускаться в дальние путешествия. Постепенно люди осваивали моря, открывали новые земли. Они научились ловить ветер и прокладывать путь по звездам. С тех пор человечество проделало огромный путь в освоении Мирового океана, овладело искусством проектирования и строительства разных видов кораблей для достижения экономических, военных и других целей. Именно этот огромнейший путь и будет рассмотрен в данной статье, поэтому, прочитав ее, вы точно найдете для себя что-то новое и интересное – то, чем можно будет поделиться с друзьями и близкими людьми. Ведь история – это всегда актуально и захватывающе.

Как вы лодку назовете…

Люди, не совсем сведущие в морском деле, склонны называть кораблями всякое увиденное более или менее большое плавучее средство. Но настоящие морские волки только ухмыльнутся, послушав такие объяснения. Так что же такое корабль и какие есть виды кораблей? Самым емким термином, который охватывает полную номенклатуру плавсредств, является «судно». Даже водные велосипеды – это суда. Любое сооружение, которое имеет водонепроницаемый корпус и перемещается, опираясь на водную поверхность (в том числе, под водой), относится к данной категории. Известно также такое понятие, как «воздушное судно». Этот термин применим к аппаратам, призванным покорять воздух.

Понятие «корабль», если речь идет о плавсредстве, имеет более узкое значение и применяется для обозначения, как правило, военных и крупных морских судов. В эпоху парусного флота так называли трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением. Современный русский язык вполне допускает применение понятия «корабль» в отношении гражданских судов разного назначения, несмотря на распространенную среди военных моряков точку зрения о том, что данное средство – это исключительно транспорт, несущий военно-морской флаг. При этом словосочетание «военный корабль» также является корректным и употребляется в том числе и как юридическое понятие.

По каким признакам классифицируют морской транспорт

Гражданские суда принято классифицировать по назначению. Различают транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и плавсредства технического флота. Транспортные суда, в свою очередь, бывают грузовыми, пассажирскими, грузопассажирскими и специальными. Они составляют основную часть флота. Существует множество видов кораблей, занятых грузовыми перевозками. Это балкеры (созданы для навалочных грузов), контейнеровозы, лихтеровозы (перевозят плавучие контейнеры-баржи), рефрижераторные и трейлерные корабли, лесовозы. К грузовым относят также наливные виды морского транспорта: танкеры и газовозы. Если судно способно взять на борт более двенадцати пассажиров, то его относят к пассажирским. При этом грузопассажирским называют то, у которого грузу отводится более 40 % площади. Пассажирские корабли обслуживают регулярные линии, в том числе – трансокеанские. Другой класс таких судов предназначен для туристических круизов. Существуют также плавсредства для местных сообщений. К специальному морскому транспорту относятся паромы (в том числе железнодорожные), транспортные буксиры и буксиры-толкачи. Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромное количество разновидностей и классификаций кораблей, остается лишь узнать о них подробнее.

Первые парусники

Наиболее древние изображения парусных судов относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Место их появления — долина Нила и побережье Персидского залива. Древние египтяне строили лодки из папируса и снаряжали их парусом. На них они могли не только передвигаться по Нилу, но и выходить в море. Известно об их экспедициях вдоль северо-восточного побережья Африки.

Пальму первенства среди древних мореплавателей заслуженно завоевали финикийцы. Они создали новые виды кораблей. Такие средства имели весла и прямоугольный парус. Они строили не только торговые лодки, но и военные корабли. Именно им приписывают разработку галер и изобретение тарана. Существует мнение, что финикийцы первыми обогнули всю Африку.

Греки переняли у финикийцев искусство строительства кораблей. Они смогли освоить Средиземное и Черное моря, пройти Гибралтар и достичь Британских островов. Они создали биремы и триремы – галеры с двух- и трехъярусным расположением рядов весел. Это были первые виды военных кораблей.

Основным движителем судов оставались гребцы на веслах, но с развитием и усовершенствованием парусного оснащения возрастала и роль ветра. Устанавливались морские торговые пути в Индию и на Дальний Восток, сокращались сроки морских переходов.

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары – боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры – более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Эпоха великих открытий

Пятнадцатый век ознаменовался великими морскими путешествиями и открытиями. Это стало возможным благодаря созданию новых, более совершенных видов морских кораблей, способных пересекать океаны. Именно тогда научились строить трехмачтовые суда. Изменился способ формирования обшивки корабля – доски набирались не внакрой, а вплотную одна к другой. Название типа обшивки стало поводом для наименования транспорта нового типа – каравелл. Самыми большими грузовыми судами в то время были трехмачтовые португальские карраки, имевшие две палубы. Корпус кораблей имел округлую форму – соотношение длины к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. Это позволяло улучшить мореходные качества, повысить безопасность длительных морских путешествий. Основными военными видами водного транспорта по-прежнему оставались гребные галеры, носящие паруса.

Корабли эпохи Возрождения

Основные черты парусного флота, который сохранился вплоть до середины 19 века, были обозначены в шестнадцатом веке. Именно в этот период европейские государства формируют регулярные морские флоты. Судостроители освоили новые типы кораблей с большим водоизмещением. Парусная оснастка включала разные типы парусов – традиционные прямоугольные и косые. Были созданы специальные морские пушки, которые начали размещать в несколько ярусов, очистив от них верхнюю палубу.

Основными видами кораблей 16 века были военные галеры и галеасы, военно-транспортные галеоны, каравеллы и карраки, транспортные ааки и флюйты.

В это же время военный флот получил боевое судно принципиально нового типа – линейный корабль. Его предназначением было завоевание господства в море за счет уничтожения вражеского водного транспорта артиллерийским огнем. И хотя первые образцы были далеки от совершенства как с точки зрения мореходных качеств, так и с точки зрения парусной оснастки, обозначилась главная тенденция развития военного флота. Теперь корабль становился самостоятельной боевой единицей, чья мощь определялась не наличием гребцов и пехоты на борту, а его пушечным вооружением и выучкой экипажа.

Новое время

В последующие десятилетия происходило дальнейшее развитие идей, заложенных корабелами Ренессанса. Виды кораблей 18 века впечатляют своим разнообразием, функциональностью и эстетическим совершенством.

В 18 веке линейные суда достигли предельно возможных для деревянных плавсредств размеров. Они были защищены броней, получили пушечное вооружение разных калибров. Отдельные линкоры несли до 130 пушек. Наиболее мощным был Британский флот, имевший в своем составе до 100 линкоров. В это же время Россия заявила о себе как о великой морской державе, захватив господство на Балтике и в Черном море. В эпоху Петра было построено около 60 линейных кораблей.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы – более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты – быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей – то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах – их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги – флайботы.

Военные средства современности

Современные виды военных кораблей, с точки зрения решаемых задач и вооружения, довольно разнообразны. Перечень их внушителен.

Основу мощи современного флота составляют авианесущие корабли и крейсеры (в том числе подводные). Они нужны для завоевания стратегического превосходства на море, нанесения ударов по территории противника, решения широкого круга военных задач. Эскадренные миноносцы (эсминцы) действуют в составе ударных авианесущих групп, могут самостоятельно уничтожать надводные и подводные вражеские суда, обеспечивают противоракетную и противовоздушную оборону, поддерживают высадку десанта. Специально для борьбы с подлодками и защиты их соединений используются большие и малые противолодочные корабли. Ракетные предназначены для нанесения неожиданных ракетных ударов на дальних расстояниях от целей. Противоминную оборону обеспечивают минно-тральные виды. Дозорную службу несут сторожевые плавсредства. А для перевозки и высадки десанта используются десантные корабли. Кроме того, современный флот немыслим без судов разведки и управления.

Заправлены в планшеты космические карты…

Еще в древности наши предки мечтали о полетах. Сказка о летучем корабле определила название летательного аппарата, которому суждено было покорить небо. Понятия «космический корабль» и «небесный корабль» использовал Константин Циолковский для обозначения аппаратов, способных совершить пилотируемый полет в космическое пространство. Если говорить о видах космических кораблей, то для начала необходимо обратиться к понятию «космический аппарат». Под ним понимают устройство, которое призвано выполнять разные задачи в космосе, а также на поверхности небесных тел. К категории таковых относятся и искусственные спутники Земли, и межпланетные станции, и планетоходы. Космический аппарат, который предназначен для транспортировки грузов или людей в космос, называется космическим кораблем. Его главным отличием являются герметичные отсеки или отсеки, поддерживающие режим жизнеобеспечения.

Виды космических кораблей классифицируются по типу доставляемых грузов, способу управления, по возможности возвращения и многоразового использования. Они бывают грузовые, автоматические и пилотируемые. Пилотируемые корабли содержат в своем составе спускаемые аппараты. Также существуют многоразовые грузовые и пилотируемые корабли. Среди наиболее известных можно назвать «Восток», «Союз», «Аполлон», «Шеньчжоу», «Спейс Шаттл».

Заключение

Мы познакомились лишь с некоторыми — самыми известными — видами кораблей. Список их можно продолжать весьма долго. И вряд ли он получится исчерпывающим. Потому что полет человеческой фантазии безграничен, а задачи, которые ставит жизнь, побуждают конструкторов и инженеров находить новые решения. Кто знает, какими будут корабли всего через каких-нибудь сто лет. и какие новые пространства им придется покорять… Об этом в настоящее время можно только догадываться. Главное — знать, какие есть виды кораблей сейчас. А об этом мы вам рассказали.

www.syl.ru

Какие бывают суда » Детская энциклопедия (первое издание)

Случалось ли вам наблюдать шумную, многообразную жизнь большого морского порта? Как по-разному выглядят стоящие на рейде и у причалов суда! Одни — высокие и стройные, с несколькими рядами иллюминаторов. Это пассажирские суда. В них есть уютные каюты и красивые салоны, плавательные бассейны, кинотеатры и многие другие удобства, которыми современная техника обеспечивает пассажира, отправляющегося в многодневное морское плавание. Другие своей маленькой надстройкой, приютившейся на корме, и стрелами мощных грузовых лебедок молчаливо рассказывают о трудовых буднях судов-грузовозов.

Танкер — специализированное судно, предназначенное для перевозки жидких грузов.

Почему грузовозы бывают различные? Морской транспорт перевозит самые различные грузы: руду и уголь — их грузят навалом, нефть и бензин — их заливают в специальные цистерны, промышленные изделия — их упаковывают в особые ящики, и т. д. Естественные свойства всех этих грузов различны. Кроме того, одни из них занимают много места по объему, но мало весят, другим же, наоборот, нужно мало места, но зато они тяжелые. Значит, надо специально приспосабливать суда для вполне определенных перевозок и для искусственного регулирования мореходных качеств в зависимости от загрузки.

Основная масса судов обычно и приспособлена для специальных грузов. Широко распространены суда, предназначенные для доставки штучных грузов, — сухогрузные суда.

Современное океанское пассажирское судно. Водоизмещение такого «плавучего города» — 80 тыс.Т.

Разнообразие этих грузов и транспортных линий заставляет строить такие суда тоже самых различных «калибров». Это могут быть небольшие корабли, грузоподъемностью 500— 1000 Т. Их обычно используют на малых транспортных линиях, обслуживающих порты одного побережья.

Многие сухогрузные суда имеют водоизмещение до 10 тыс. Т, но есть и значительно большие. Обычно судно, предназначенное для перевозки штучных грузов, имеет небольшое число пассажирских кают. Случается, что судно идет без полной загрузки. Тогда заполняются водой специальные цистерны, чтобы сохранить мореходные качества корабля.

Траулер — наиболее распространенный тип морского рыболовного судна.

Интересное специализированное судно — танкер. Он предназначен для перевозки нефти и других жидких грузов. Особенности танкера определяются целым рядом причин. Существует опасность возникновения пожара. Значит, на нем надо особо позаботиться о разделении грузовых помещений и машинного отделения. Кроме того, есть еще опасность перемещения (переливания) груза при качке, что может привести к потере остойчивости или к нарушению прочности судна. Значит, приходится грузовое помещение танкера разделить продольными и поперечными глухими переборками на небольшие отсеки — танки. Это в свою очередь позволяет не делать двойного дна под грузовыми помещениями, а водяной балласт при необходимости брать прямо в грузовые отсеки.

Современные танкеры — самые крупные грузовые суда. Они имеют сравнительно высокую скорость — до 20 узлов. Погрузочные устройства их позволяют не только быстро откачивать груз, но и перекачивать его из одного отсека в другой по выбору. Особые устройства есть на нем и для борьбы с пожаром.

Морской буксир.

Разумеется, об особенностях каждого специализированного судна (а их очень много) можно было бы рассказать немало интересного. Есть суда, построенные для перевозки руды (рудовозы), угля (углевозы), леса (лесовозы) и т. д. Есть суда-холодильники (рефрижераторные) и суда-паромы, предназначенные для перевозки целых железнодорожных составов. И каждое из них имеет свою конструкцию и особую «внешность».

В отдельный класс транспортных судов выделяются пассажирские. К ним предъявляется целый ряд специальных требований, и прежде всего по обеспечению безопасности плавания и удобства пассажиров.

Пассажирское судно должно иметь повышенную остойчивость, и в то же время на нем должна быть ослаблена качка. Самые разнообразные меры принимаются по устранению возможности возникновения пожара. На таком судне есть аварийные источники энергии и освещения, новейшие навигационные средства и достаточный запас спасательных средств. Морские пассажирские суда строят разных размеров — от океанских гигантов-лайнеров водоизмещением в 80 тыс. Т и более и до небольших судов каботажного плавания.

Плавучий самоходный кран. Такие суда-краны могут самостоятельно переходить из порта в порт.

Но моря и океаны — это не только бесчисленные транспортные артерии мира. В их глубинах природа хранит очень ценные для человека продукты. Для их добычи тоже есть специальные суда. Траулеры — самые крупные из них. Они обладают хорошими мореходными качествами и уходят на промысел далеко от порта. Рыбу они ловят тралом — огромным мешком из сети, который буксируют вслед за судном. Грузоподъемность крупного траулера — 400-800 Т.

Ловят рыбу и другие специализированные суда. Дрифтеры, например, ставят морские сети на поверхности, а быстроходные сейнеры охотятся за косяками рыбы с помощью кошельковой сети.

В суровых условиях Антарктики промышляют китобойные флотилии. Во главе флотилии плавучая база-завод по разделке и переработке китовых туш. Это — крупное судно водоизмещением в несколько десятков тысяч тонн, отлично оборудованное необходимой техникой. На нем созданы все условия для нормальной жизни большого экипажа в течение промысла. Флотилия состоит из 6-10 китобойцев — небольших быстроходных судов, обладающих прекрасными мореходными качествами и вооруженных гарпунными пушками.

Крейсер.

23 января 1959 г. спущен на воду новый флагман нашей китобойной флотилии — китобаза «Советская Украина». Это корабль высотой с десятиэтажный дом и длиной 218 м. Его водоизмещение — 44 тыс. Т. Он почти в два раза больше хорошо известной всем «Славы».

Существуют и другие промысловые суда, приспособленные, например, для охоты на тюленей или лова крабов.

Разнообразны по своему назначению и виду вспомогательные суда. Без них остальные суда не могут нормально работать. Вот на водной глади порта снуют небольшие портовые буксиры. Без них в порту нелегко маневрировать крупным океанским кораблям. Их самостоятельное перемещение может привести к аварии. Да и незачем запускать ради этого мощную судовую машину. Часто бывает нужно подвести к судну баржу с грузом или топливом — и здесь помогают буксиры.

Эскадренный миноносец.

В порту можно увидеть и суда, совсем не похожие на обычные, например землечерпалку или плавучий кран. Они необходимы для углубления проходов и для погрузочных работ.

К классу вспомогательных относятся ледоколы. Эти могучие и тяжелые суда, ломая льды, обеспечивают следующим за ними судам возможность нормальной навигации. Наконец, есть спасательные, экспедиционные, учебные суда.

Еще одна большая и важная группа — боевые корабли. Они отличаются друг от друга по задачам, которые должны выполнять, и поэтому в свою очередь делятся на классы.

История боевых кораблей — это беспрерывная борьба за улучшение средств нападения и защиты. Совершенствовались пушки, росла разрушительная сила снарядов — и в ответ на это корабли одевались все более толстым слоем брони, рождались новые способы защиты. Так постепенно определялись существующие в настоящее время классы кораблей.

Авианосец — плавучий аэродром.

Гигантские линейные корабли до самого последнего времени были, казалось, непобедимыми. Почти полуметровая броня защищает важнейшие их части. Вес ее измеряется тысячами тонн.

Орудия их главного калибра огромны, только один снаряд весит более тонны. Чем только ни вооружен, от чего только ни защищен, казалось бы, линкор! И все же этот огромный и могучий корабль потерял свое боевое значение. Его броня уже не служит надежной защитой от управляемых ракетных снарядов и ядерного оружия.

Крейсера значительно меньше линкоров, хотя и их водоизмещение достигает десятков тысяч тонн. Преимущество их в скорости.

Могучие турбины крейсера лишь немного слабее двигателей линкора, и поэтому скорость крейсера достигает 40 узлов.

Эскадренные миноносцы еще меньше. Их главное оружие — мины и торпеды. Очень необычен авианосец. Это плавучий аэродром. Его оружие — самолеты, всегда готовые подняться и с воздуха атаковать корабли, самолеты и базы противника.

Авианосцы в свою очередь делятся на подклассы. Есть тяжелые ударные авианосцы. У кораблей такого класса водоизмещение может достигать 60 и даже 90-100 тыс. Т. Более сотни самолетов несет на себе подобный плавучий аэродром. Существуют также средние и легкие авианосцы. Наконец, торпедные катера, сторожевые корабли, тральщики — все это особые классы боевых кораблей.

Подводная лодка.

Под воздействием новых средств нападения начинают меняться существующие в настоящее время классы боевых кораблей. Все чаще можно услышать теперь о кораблях-ракетоносцах. Подводные и надводные корабли, вооруженные управляемыми ракетными снарядами, обладают огромной ударной мощью.

Исключительное значение приобретает в последнее время подводная лодка. Возможность погружаться в воду, совершать там длительные переходы, а затем неожиданно атаковать неприятельский корабль — давно уже была ее серьезным преимуществом перед другими кораблями. Успехи техники последних лет намного усилили боевую мощь подлодок. Новейшие двигатели, в том числе атомные, позволяют строить подводные корабли с очень большим радиусом действия.

Развитие техники сейчас позволяет нам заглянуть в завтрашний день морского флота. Уже сейчас на наших реках все чаще появляются небольшие быстроходные суда на подводных крыльях. Строятся и крупные суда такого типа. Они значительно увеличивают скорость передвижения пассажиров. В различных странах проектируются и строятся первенцы атомного флота. Пройдет несколько лет, и они будут спущены на воду. Новейшие мощные атомоходы будут почти вдвое больше своих недавних предшественников.

Корабль на подводных крыльях.

Создаются проекты гигантских подводных кораблей. Например, конструируется подводный танкер водоизмещением в 30 тыс. Т. Он сможет совершать свои рейсы на самых трудных транспортных линиях, в любую погоду.

Пока все эти корабли напоминают еще своим внешним видом суда прошлого. Но в будущем их вид изменится.

Нередко можно встретить удивительные проекты кораблей будущего. Вот, например, один из них: корпус корабля находится под водой. В нем атомные реакторы, топливо, грузы. А высоко над ним, на поверхности моря, раскинулись крылья — основная, жилая часть корабля. В них и каюты пассажиров, и помещения команды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Двигатели и движители Стоянки кораблей

.

de-ussr.ru

Какие бывают корабли?

В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, чем корвет отличается от фрегата, большой противолодочный корабль — от большого десантного, а судно — от корабля.

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа. Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейского ракетного крейсера «Москва», являющегося флагманом российского Черноморского флота.

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-таки задать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Фото: mil.ru

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие. Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными («Петр Великий»), ракетными («Варяг»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Акула»), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Борей»). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник). По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. Эсминцы — филологическое наследие империи. Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы. С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27 («Адмирал Ушаков»). Большие противолодочные корабли (например, «Адмирал Чабаненко») близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены. Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, «Азов», являющийся кораблем второго ранга).

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты «Варшавянка» или «Лада»). Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского проекта 20380). С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения. В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

Алексей Токарев

defendingrussia.ru

Что такое корабль и какие виды бывают?

Что такое корабль? Это один из видов морских судов. Кораблями называют либо парусные суда многомачтового типа, либо судно вооруженных сил какой-либо страны, на котором имеется государственный флаг и военное вооружение. Военный корабль призван решать определенные боевые задачи как в военное, так и в мирное время. Размер такого судна всегда значительный. Суть корабля довольно неоднозначна, что связано с разной трактовкой данного термина.

История понятия

Чтобы ответить на вопрос, что такое корабль, необходимо разобраться с происхождением этого понятия. Термин имеет древнее происхождение. Он встречается еще в ранних русских летописях. Имеются наскальные рисунки парусных кораблей. Само слово могло появиться вне зависимости от других слов, либо происходить от одного из близких по звучанию, например, от испанского «карабела», греческого «карабос» или итальянского «каравелла». Возможно, родоначальником термина является русское слово «короб», которым назывался челнок древних славян, изготавливаемый из прутьев, обшитых кожей или древесной корой.

Во времена Петра Первого кораблем стали называть только морские судна, а речные назывались «судами». В настоящее время этим термином чаще обозначают военные морские суда, а также космические летательные средства (космический корабль).

Таким образом, на вопрос о том, что такое корабль, в разные времена отвечали по-разному.

Парусники

Понятие «корабль» обязательно включает в себя классические парусные лодки. Ими называют крупные судна на парусном ходу, чаще всего трехмачтовые или многомачтовые с прямыми парусами. Такие корабли различаются по назначению, архитектурным особенностям, видам вооружения. В настоящее время данный тип морских судов не используется в качестве транспортного средства, поэтому парусники остались лишь в виде музейных экспонатов.

Военный корабль

В морских вооруженных силах любые самоходные суда с наличием вооружения называют кораблями. К ним относятся не только классические надводные крейсеры, но и подводные лодки, катера и т. д.

Военный корабль является боевой единицей, принятой на вооружение армией той или иной страны, которая способна (как самостоятельно, так и вместе с другими военными кораблями) решать ту или иную боевую задачу.

Сейчас военным кораблем называют вооруженное судно в составе вооруженных сил государства, которое соответствует критериям Женевской конвенции об открытом море и Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН). Обязательными компонентами таких судов являются: наличие распознавательных знаков, вооружения, экипажа, военного офицера, воинской дисциплины. Военный корабль защищен от действия иностранной юрисдикции.

В соответствии с Корабельным Уставом ВМФ ВС СССР, под военным кораблем понимается само судно и экипаж, который называют личным составом.

Строение надводного морского корабля

Морской надводный корабль – это сложное самоходное инженерное строение. Его основу составляет стальной водонепроницаемый корпус. Внутри есть жилые и служебные помещения, различные механизмы, погреба, емкости для топлива, масел, воды, ящики для якорей. Над корпусом располагаются мачты, трубы, сооружения и механизмы, а также базовые надстройки.

По расположению надстроек морские суда делят на следующие виды:

  • гладкопалубные, где, помимо палубы, есть только рубки;
  • одноостровные, где имеется один из видов надстройки, например, кормовая;
  • двухостровные, где имеется 2 вида надстроек из трех возможных, например, средняя и носовая;
  • трехостровные, где имеются все три вида надстроек: носовая, средняя и кормовая. Первая также называется бак, а последняя – ют.

Воздушный корабль

Воздушные суда – это летательные аппараты, которые удерживаются в атмосфере за счет специфического взаимодействия с воздухом. Понятие «воздушный корабль» не очень популярно, поэтому их чаще называют самолетами.

Все воздушные корабли (судна) делят на пилотируемые и беспилотные. Всего выделяют 17 видов воздушных и иных летательных аппаратов, в том числе самолет, вертолет, аэростат, дирижабль, планер, винтокрыл и другие, еще более редкие виды.

Космический корабль

Под ним понимают пилотируемый летательный аппарат, предназначенный, прежде всего, для космических перелетов. Самым первым в истории космонавтики стал пилотируемый корабль Восток-1, на котором первый в истории космонавт – Юрий Гагарин – совершил облет Земли на первой космической скорости.

Наибольшие проблемы и риски для экипажа связаны с периодом взлета и приземления, которые пока еще недостаточно отработаны и могут стать причиной трагедий и материального ущерба. Поэтому профессия «космонавт» до сих пор является очень рискованной.

Внутри космического корабля создаются необходимые для жизни герметичные условия.

За всю историю человечества было использовано большое количество разнообразных летательных аппаратов.

Заключение

Таким образом, в статье был дан ответ на вопрос, что такое корабль. Хотя не всегда на него можно ответить однозначно. Была также рассмотрена история термина «корабль», его современная трактовка и разновидности кораблей. Значение данного слова в разные времена довольно сильно различалось.

fb.ru

Типы кораблей: классификация

Море всегда манило людей. Промышленность развивалась, появлялись новые устройства и машины, и вскоре на воду было спущено огромное количество кораблей и судов. Об их типах читайте в статье.

Что такое корабль?

Если верить толковому словарю, корабль – это большое судно, которое может использоваться в различных целях. Интересно, что данное слово не у всех ассоциируется с морем. Так, существуют космические корабли, которые не спущены на воду, а парят за пределами нашей планеты. С их помощью ученые получают информацию о вселенной, а также изучают изменения, происходящие с Землей.

Прежде чем рассказать, какие бывают типы кораблей, необходимо ответить на один вопрос. Его суть заключается в том, что в любом определении слова «корабль» встречается другое слово «судно». Почему так происходит? Дело в том, что «судно» – это более обширное понятие, включающее в себя все виды плавающих транспортных средств, начиная с лодок и заканчивая огромными лайнерами.

Какими бывают корабли?

Существуют различные классификации кораблей. Каждая из них объединяет совершенно непохожие судна по определенному признаку. Итак, тип корабля зависит:

  • От района, по которому пролегает маршрут.
  • От способа и рода движения.
  • От того, каким является основной двигатель.
  • От архитектуры судна и материала, из которого оно выполнено.

Те способы классификации кораблей, которые приведены в данной статье, считаются вспомогательными. Они официально приняты во всем мире. В то же время они не считаются основными. Самая важная классификация – это разделение судов на типы по их назначению.

Назначение кораблей

Типы кораблей бывают разными. Чаще всего их делят на группы по назначению. Итак, почти во всех странах мира принята следующая классификация судов:

  • Транспортные.
  • Служебно-вспомогательные.
  • Промысловые.
  • Корабли технического флота.

Транспортные корабли

Фундаментом флота любого государства являются транспортные суда. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы. Основные типы кораблей в данной категории:

  • Пассажирские. Именно в них выделяются отдельные каюты для людей, передвигающихся из одной точки на карте в другую. Они вмещают более двенадцати человек одновременно. Различают большое количество таких плавсредств. Даже некоторые типы парусных кораблей относятся к этой группе.
  • Грузовые. Они подразделяются еще на две группы: корабли общего назначения и специализированные.

Сухогрузные суда

Как говорилось ранее, грузовые корабли делятся на две большие группы. В свою очередь они подразделяются на более мелкие. Все зависит от того, что же будет перевезено с их помощью. Так, на сухогрузах общего назначения перемещают генеральные грузы. Конструкция таких судов вмещает несколько трюмов, одну, две или три палубы и машинное отделение.

Специализированные корабли используются в различных целях. На них перевозят скоропортящиеся продукты. Корабли, нагруженные ими, называются рефрижераторными. Если груз заранее был помещен в крупный контейнер, то его погрузят на контейнерное судно. Для того, что подготовлено для перевозки в прицепе, создан еще один тип кораблей — трейлерный.

Навалочные грузы, такие как руда, уголь, удобрения, строительные материалы и зерно, составляют более семидесяти процентов от того, что перевозится по морю. Поэтому суда, которые не имеют точного названия, становятся все популярнее и быстро заполоняют водные просторы. Лесовозы – это корабли для перевозки леса, пиломатериалов и прочего. Они сконструированы так, что их скорость не может достигать более 15 узлов. Однако они все равно часто используются по назначению.

Наливные судна

Если на сухогрузах перевозят то, что не может разлиться, то наливные суда созданы специально для транспортировки жидкостей. Это нефть и продукты на ее основе, различные газы, кислоты и химические вещества. Существует большое количество плавсредств, которые предназначены для перевозки жидких грузов. Далее перечислим основные типы кораблей (фото разных плавсредств можно увидеть в статье) в данной категории. Они составляют большую часть грузовых судов, спущенных на воду.

  • Танкеры — являются самыми популярными в своей группе. Они устроены так, что в их конструкцию входят переходные мосты, система защиты от пожаров. Они могут поднимать груз, вес которого измеряется тысячами тонн. И это – минимум. Наиболее тяжелые грузы, которые перевозятся на них, могут весить даже четыреста тысяч. Конечно, корабли, способные сдвинуть с места такую тяжесть, являются супертанкерами.
  • Газовозы – судна, предназначенные для перевозки природных, нефтяных и других газов. Вещества тщательно упаковывают, помещают в прохладное место. Грузы, которые помещают на эти корабли, взрывоопасны, поэтому для них разработаны специальные противопожарные системы.

Военные суда

Почти все государства обладают вооруженными силами. Поскольку большое значение имеют морские и речные пути, необходимо обеспечить защиту страны и с этой стороны. Поэтому строятся специальные корабли, которые применяются в военных целях. Они также могут использоваться для перевозки технических грузов и техники, например вертолетов.

Корабли типа «Мистраль» – универсальные. Они созданы для того, чтобы выполнять сразу несколько функций. Так, они могут проводить десантирование моторизированной воинской части на сушу. Они не только принимают, но и обслуживают боевые вертолеты. Кроме того, в них может находиться командный центр и даже плавучий госпиталь.

Типы кораблей России

На территории нашей страны используется та же классификация кораблей, что и во всем мире. То есть суда, плавающие в реках и морях России, также подразделяются на грузовые и пассажирские, транспортные и военные и другие. Конечно же, каждый человек, который так или иначе связан с морским делом и строительством кораблей, знаком и с менее распространенными типами классификации суден.

fb.ru

Какие бывают корабли? — Великая армия!

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа. Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейского ракетного крейсера «Москва», являющегося флагманом российского Черноморского флота.

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-таки задать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие. Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными («Петр Великий»), ракетными («Варяг»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Акула»), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Борей»). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник). По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. Эсминцы — филологическое наследие империи. Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы. С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27 («Адмирал Ушаков»). Большие противолодочные корабли (например, «Адмирал Чабаненко») близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены. Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, «Азов», являющийся кораблем второго ранга).

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты «Варшавянка» или «Лада»). Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского проекта 20380). С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения. В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

big-army.ru

Какие бывают корабли?

В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, чем корвет отличается от фрегата, большой противолодочный корабль — от большого десантного, а судно — от корабля.

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа. Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейскогоракетного крейсера «Москва», являющегося флагманом российского Черноморского флота.

 

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-такизадать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

 

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

АВИАНОСЕЦ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ». ФОТО: MIL.RU

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один —«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие. Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными («Петр Великий»), ракетными («Адмирал Лазарев»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Акула»), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки проекта «Борей»). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник). По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. Эсминцы — филологическое наследие империи. Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы. С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27(«Адмирал Ушаков»). Большие противолодочные корабли (например, «Адмирал Чабаненко») близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены.

 

Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, «Азов», являющийся кораблем второго ранга).

БДК «АЗОВ». ФОТО: А.БРИЧЕВСКИЙ

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты«Варшавянка» или «Лада»). Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского проекта 20380). С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения. В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

tehnowar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *