почему оказалась непрочной диктатура цезаря

Возникшее между Помпеем и Цезарем военно – политическое противоборство разворачивалось на фоне нараставшего хаоса в Римском государстве. После двух лет общественных потрясений, в августе 50 года до н. э. Цицерон писал: «К сожалению я не предвижу мира и в этом году, и чем ближе подступает та распря, которая неизбежна (имеется ввиду столкновение Помпея и Цезаря), тем яснее видна эта опасность». Формальным поводом к открытому столкновению бывших триумвиров послужил отказ Помпея и сената предоставить возможность Цезарю заочно, без сложения полномочий проконсула в Галлии выставить свою кандидатуру на консульских выборах в Риме в 49 году до. н. э. Согласно сенатскому постановлению, Цезарь должен был сложить с себя командование, распустить все свои войска и как честный человек вернуться в Рим. Однако Цезарь опасался, «что он не может быть невредим, если расстанется с войском». Со своей стороны им были предложены компромиссные варианты. Так, он согласился распустить свои войска, но только в том случае, «если и Помпей сделает тоже самое».

Непримиримая позиция Сената и Помпея вынудила Цезаря начать военные действия, которые сравнительно быстро получили характер гражданской войны. В нее были втянуты практически все слои римского общества, а также многочисленные народы в провинциях. В преддверии намечавшейся вооруженной борьбы Цицерон прозорливо отметил: «В этих раздорах, как я предвижу, на стороне Гнея Помпея будет сенат и те, кто производят суд; к Цезарю примкнут те, кто живет со страхом и без надежд…». Такая оценка, сделанная Цицероном не случайна. В то время как сенатская аристократия защищала собственные интересы, программа Цезаря отражала более широкий спектр социальных интересов. Она предусматривала установление неограниченной власти по типу эллинистической монархии, где выражались бы интересы не только одного сословия (например сенатского), а всех римских граждан и населения римских провинций. Вероятно именно поэтому Цезарь сумел привлечь на свою сторону довольно много народу вскоре после того, как перешел реку Рубикон и вступил в Италию. 1 марта 49 года до н. э., т. е. спустя всего два месяца после выступления легионов Цезаря на Рим, Цицерон отметил: «Со мною много говорят люди из муниципий, много говорят сельские жители; они совершенно ни о чем не заботятся кроме полей, кроме усадебок, кроме своих денежек. И вот каков оборот дела: того в ком они ранее были уверены, они опасаются (Помпея), а любят этого, которого опасались (Цезаря)».

Быстрое продвижение армии Цезаря вглубь Италии вызвало массовый исход населения. «Повсюду началось паническое бегство в страхе и слезах» — отмечает Аппиан. Вскоре Рим заполнился потоком беженцев из окрестных городов и селений. В состоянии хаоса власти не смогли поддержать порядка ни уговорами, ни приказами. Поддавшись всеобщей панике, Помпей и большинство сенаторов бежали из Рима. По свидетельству античных авторов, по пути на Рим Цезарь старался повсюду проявлять свою лояльность и гуманное обращение, благодаря чему массовая паника прекратилась, и заняв Рим, Цезарь обнаружил его «в более спокойном состоянии, чем ожидал». Высокую оценку действиям Цезаря дал даже его политический противник Цицерон. Так, в одном из своих писем некоему Титу Помпонию он пишет: «…что за человек появился в государстве, сколь деятельный, сколь бдительный, сколь подготовленный. Клянусь, если он никого не казнит и ни у кого ничего не отнимет, то те, кто его чрезвычайно боялся, будут чрезвычайно любить его». Вместе с тем, завладев Римом, Цезарь дал понять оставшимся в нем сенаторам и должностным лицам, что отныне «все будет исходить только от него».

otvet.mail.ru

Контрольная работа по всеобщей истории 10 кл

1 вариант.

1. Дайте определение понятиям.

а) консерватизм, б) меркантилизм, в) правовое государство, г) этнос.

2.Назовите термин по определению:

1——- одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в 6 веке до н.э.

2.——- религия, распространенная в современной Индии. Возникла в 1 тыс. до н.э. . Представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Главные боги — Брахма, Шива Вишну.

3.——- политика покровительства отечественному производству, обычно путем повышения таможенных пошлин на импортные товары.

4.——— этико – политическое учение в Китае, зародившееся в 6 веке до н. э.

3. Назовите дату

1. Появление древних людей—

2.Разделение Римской империи на Западную и Восточную—

3. Возрождение в Западной Европе—

4. Кругосветное путешествие Магеллана—

5. Декларация Независимости США—

6. Заключение Тройственного союза Германии, Венгрии, Италии—

7. Союз трех императоров—

4 .Работа с документом.

Из книги А. Смита «Исследование о богатстве народов»

Возьмем для примера очень незначительное производство, на котором, однако, разделение труда часто очень заметно, а именно — производство булавок ( …)

Один рабочий тянет проволоку, другой выравнивает её, третий обрезает, четвертый заостряет, пятый обтачивает верхушку для насадки головки. Выделка головки также распадается на две или три отдельные операции: особая операция – насадить ее, другая — отполировать булавку; совсем особое, самостоятельное занятие — даже упаковка булавок в бумажки. Таким образом , главный труд— сработать булавку — распадается приблизительно на 18 различных операций, которые в некоторых заведениях исполняются каждая отдельными руками (…) Я видел (…) маленькую мануфактуру, где работало только 10 рабочих (…) эти 10 рабочих успевали сработать вместе более 48 тысяч булавок в день (…) то есть можно считать, что каждый рабочий сделал в день 4800 булавок. Но если бы эти рабочие работали в одиночку и независимо один от другого и если бы они не приспособились каждый к своей отдельной специальности, то, наверное, ни один из них не сработал бы и 20 булавок во весь день.

1. В чем А.Смит видел преимущества мануфактурной организации труда ?

2. За счет чего обеспечивалась его производительность?

Из трудов Плутарха и Ксенофонта о спартанцах:

Родитель не мог сам решить вопроса о воспитании своего ребенка, он приносил его в место(…) где сидели старшие члены Филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его . (…) если же ребенок был слаб или уродлив, его кидали в пропасть.

Всех детей, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе (…) Они жили и ели вместе на равных условия и приучались играть и проводить время друг с другом(…)Чтению и письму они учились из практической пользы остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, быть выносливыми в беде и побеждать в борьбе. Поэтому с летами их воспитание становилось суровее — им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми (…) Когда им исполнялось двенадцать лет, они снимали рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись (…) Спали они вместе (…) на подстилках из тростника (…) который собирали сами для себя, причем рвали его руками, без помощи ножа (…)

Время от времени старшины над молодыми спартиатами посылали тех, кто проявлял наибольшую сообразительность бродить по стране(…)они не брали с собой ничего, кроме короткого меча и необходимых съестных припасов. Днем они рассеивались по прикрытым местам, прятались там и спали, по ночам же выходили на дороги, и тех из илотов, которые попадались им в руки, они закалывали.

1. Охарактеризуйте систему воспитания спартанцев. Каким целям она служила? Какие качества развивались. у спартанской молодежи?

2 вариант.

1. Дайте определение понятиям.

а) либерализм, б)монополия, в)разделение властей, г) собственность.

2.Назовите термин по определению:

1.——- древняя религия индо-арийских племен, ранняя стадия формирования религии индуизма. Древние книги-Ведды.

2.——- национальная религия евреев, представляющая собой последовательный монотеизм, возникла во 2 тыс. до н. э. в Палестине.

3.——- форма правления, при которой верховная власть принадлежит религиозному лидеру.

4.——— теория о том, что источником верховной власти в государстве является весь народ, все его жители.

3. Назовите дату

1.Неолтическая революция—

2.Возникновение христианства—

3. Падение Западной Римской империи—

4. Возрождение в Италии—

5. Открытие Нового Света Христофором Колумбом—

6. Наполеоновские войны—

7. Буржуазные революции в Европе—

4 .Работа с документом.

Из памфлета Т. Мюнцера «Защитная речь» (1525 г.):

Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя- наши господа и князья. Они захватывают себе, что вздумается : рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле- все должно принадлежать им. И после этого они распространяют среди бедняков заповеди Божьи и говорят: Бог велел- не укради! Но для себя этот запрет они не считают

обязательным. Поэтому они и притесняют всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет. Если же у них кто-либо возьмет самую малость, то его отправляют на виселицу (…) Их власть не от Бога, они сподвижники дьявола, их повелитель — сатана.

Из памфлета М. Лютера «Против грабительских и разбойных крестьянских орд» (1525 г.):

Три года ужасных грехов против Бога и людей навлекают на себя эти крестьяне (…) Во-первых, они клялись своим господам в верности и преданности, быть покорными и послушными(…)

Но так как они своевольно и дерзко нарушают это повиновение(…) то они навлекли казнь на тело и душу, поступая как неверные , клятвопреступники, лживые, непокорные негодяи и злодеи (…) Во-вторых, так как они поднимают мятеж, дерзко расхищают и грабят монастыри и замки, которые им не принадлежат, то уже за это одно они два повинны смерти телесной и духовной (…) Мятеж не простое убийство, но подобен большому пожару, который воспламеняет и опустошает страну (…) Не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку…

1. Сравните взгляды двух проповедников — Т. Мюнцера М. Лютера. Чья позиция представляется вам более убедительной?

2. Как вы думаете, почему Лютер не поддержал идеи Мюнцера?

3 вариант.

1. Дайте определение понятиям.

а) парламентаризм, б) олигархия, в) суверенный, г) экспансия.

2.Назовите термин по определению:

1.——- религия, распространенная в современной Индии. Возникла в 1 тыс. до н.э. . Представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Главные боги — Брахма, Шива Вишну.

2. ——— политическая теория, обосновывающая принцип законности в международных отношениях.

3. ——— традиционная национальная религия японцев, в основе которой лежит культ божественной природы и предков.

4.———- теория о том, что источником верховной власти в государстве является нация, то есть полноправные граждане.

3. Назовите дату.

1. Первые Олимпийские игры –

2. Христианство становится официальной религией—

3. Возникновение христианства—

4.Возникновение ислама—

5.Изобретение книгопечатания Иоанном Гуттенбергом—

6.Возникновение Германской империи—

7. Французская революция—-

4.Работа с документом.

Из работы древнеримского историка Гая Светония Транквилла «Божественный Юлий. Жизнь 12 цезарей»:

Зрелища он устраивал самые разнообразные: и битву гладиаторов, и театральные представления по всем кварталам города и на всех языках, и скачки в цирке, и состязания атлетов , и морской бой (…).

Затем он обратился к устройству государственных дел.

Он исправил календарь (…) Он установил, применительно к движению Солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года (…) Он пополнил сенат, к старым патрициям прибавил новых (…) Тех, кто был лишен звания… по приговору суда за подкуп избирателей, он восстановил в правах. Выборы он поделил с народом (…) половина кандидатов избиралась по желанию народа, половина — по назначению Цезаря (…) Он допустил к магистратурам и сыновей тех, кто был казнен во время проскрипций (…) Суд он правил необычайно тщательно и строго (…) Его умеренность и милосердие как в ходе гражданской войны, так и после победы были удивительны. Между тем как Помпей объявил своими врагами всех, кто не встанет на защиту республики, Цезарь провозгласил, что тех, кто воздержится и ни к кому не примкнет, он будет считать друзьями (…)

Однако все это перевешивают его слова и дела иного рода: поэтому даже считается, что он был повинен в злоупотреблениях и убит заслуженно. Мало того что он принимал почести сверх всякой меры; бессменное консульство, пожизненную диктатуру (…) затем имя императора (император Гай Юлий Цезарь — так решил именовать его сенат, это было не титулом, а добавлением к личному имени )прозвание отца отечества, статую среди царских статуй (…) золотое кресло в сенате и суде (…) храмы, жертвенники изваяния рядом с богами (…) название месяца по его имени .И любые другие почести он брал и раздавал по собственному произволу.

1.Охарактеризуйте Цезаря, опираясь на приведенные сведения.

2. Опишите установленный им режим.

3.. Как вы думаете, почему власть Цезаря оказалась недолгой?

infourok.ru

Урок всеобщей истории 10 класс «Возвышение Рима»

III

1)

Господство над Италией

2) Пунические войны

а) Первая Пуническая война.

б) Вторая Пуническая война.

в) Третья Пуническая война.

3) Кризис Римской империи

4) Становление Римской империи

Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему: «Возвышение Рима». Посмотри основные этапы его формирования как государства. Вспомним из-за чего шли Пунические войны, а также, по каким причинам Римская империя вступила в кризис и как смогла снова восстановить свое могущество.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

1) этап целепологания и мотивации:

План изучения нового материала:

1)Господство над Италией

2) Пунические войны

3) Кризис Римской империи

4) Становление Римской империи

2) Работа с картой:

    1. На каком полуострове находится Италия?

    2. Какие острова находятся рядом?

    3. Какие племена проживали в Италии в 4в.

    4. Где жили галлы?

    5. С каким событием связано выражение «Как гуси Рим спасли»?

    6. Что означает выражение «Пиррова Победа»?

Работа с учебником( Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс):

При объяснении нового материала используется презентация «Возвышение Рима»

Карфаген был огромным городом, насчитывающим 600 тыс. жителей. В стране существовало хорошо развитое сельское хозяйство. В Карфаген стекались богатства со всех концов ойкумены: рабы, золотой песок, слоновая кость из Африки, олово из Британии, серебро из Испании, янтарь с берегов Северного моря. Колонии Карфагена были рассеяны по всему побережью Северной Африки, Южной Испании (Иберии) и на островах Средиземного моря. Власть в Карфагене находилась в руках небольшой кучки богатых людей (землевладельцев, купцов). Пуны были лучшими мореходами и ревниво охраняли свое господство в Средиземноморье.

Исходя из рассказа учителя и текста учебника учащиеся должны заполнить таблицу «Пунические войны»

дат

причины

последствия

264-241

Сицилия

Контрибуция

Италия, Корсика,

Сардиния

218-202

Реванш римлян

Карфаген

лишился колоний,

флота, боевых

слонов

У римлян к началу войны существовал торговый флот, а военные корабли они приобретали у других стран. Рим начал готовиться к войне с Карфагеном заблаговременно. За три года до нее началось строительство военного флота. У римлян оказался корабль карфагенян, который разбился о скалы. По его подобию и стали строить римские корабли. В Карфагене традиции создания флота были заимствованы у финикийцев, основателей города. Первые корабли римлян были громоздкими, неповоротливыми. От карфагенских они отличались тем, что к ним пристраивался абордажный мостик (длиной до 8 м), который в бою перебрасывался на корабль противника. Римские солдаты, находившиеся на кораблях, переходили на судно неприятеля, а далее их тактика боя была такой же, как и у сухопутной армии. Впоследствии римляне стали привлекать к строительству кораблей греков. Так появилась римская триема, сходная с триерой, обладавшая лучшими судоходными качествами, чем корабль пунов.

«Первая Пуническая война не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку (поводом для новой войны был захват пунами римской колонии в Испании – Сагунта). Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал (сведения о полководце см. в словаре «Исторические личности»). Он понимал, что при полном господстве на море римского флота следует делать ставку на стремительное наступления на Рим с суши, причем с севера, откуда не ждут вторжения. Кроме того, на севере Италии Ганнибал рассчитывал привлечь на свою сторону галлов, враждебных Риму. Беспримерный поход карфагенской армии начался с Пиренейского п-ва, из Нового Карфагена – города пунов».

Карфаген за 50 мирных лет оправился от разрушений и вновь набирал силу в средиземноморском мире. Это и вызвало недовольство Рима. Для оживления урока рекомендуется по ролям прочитать тексты из сценки в римском Сенате, где «принималось» решение о новой войне с Карфагеном. Карфагенское правительство было готово сдаться без боя, чтобы сохранить город. Оно выполнило условия Сената: дало 300 заложников из числа детей правящих семей, сдало оружие в обмен на свободу для жителей. Однако Рим предъявил новое условие. Это страшное условие пуны отвергли. Римляне не спешили штурмовать город, зная, что жители его безоружны. Однако они просчитались. Население днем и ночью ковало оружие, свозило в город продовольствие. Рабы были освобождены, и они пополнили ряды защитников города. Женщины отдавали свои волосы на канаты для метательных машин. Когда римляне наконец подступили к городу, то с удивлением обнаружили, что Карфаген готов к обороне. Началась длительная осада города. Карфаген был разрушен, руины сровняли с землей и распахали землю плугом. Впоследствии город будет восстановлен, но былого процветания не достигнет, превратится в провинцию Рима.

  1. Из-за чего начались разногласия в среде знати?

  2. Каково было положение рабов в Италии?

  3. Каковы причины кризиса Римской республики?

(работа с текстом учебника Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс)

Первым диктатором Рима был Сулла. Он провел множество реформ, закрепил прочно свою власть и в стране установилась диктатура, хотя он оставил прежними народные выборы.

Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс)

Документ 1: «Из работы древнеримского историка Аппиана «Гражданские войны».

  1. Какими методами Сулла установил свою власть?

  2. Почему ему потребовалось проводить выборы?

  3. Как бы вы охарактеризовали возникший в Риме режим?

В 60 г. до н. э. для борьбы за власть объединились три полководца Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Следует отметить, что Красс и Помпей, подавив восстание рабов в республике, не распустили свои армии, а использовали их для борьбы за личную власть. Мощь восстания напугала римлян, способствовала росту сторонников мнения о пользе сильного, единоличного правления, поэтому у полководцев нашлись сторонники, поддерживающие их личные устремления. Красс и Помпей ненавидели друг друга. Однако противники осознавали, что краткий срок пребывания на выборных должностях не позволяет широко пользоваться властными полномочиями. Поэтому они заключили союз друг с другом и Юлием Цезарем, обязывающий их во время пребывания у власти блюсти интересы не только свои, но и двух других членов триумвирата. Ученики, опираясь на анимационную схему презентации, анализируют путь Цезаря к вершинам власти, уясняя при этом функции должностей, которые он занимал.

Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс):

Документ 2: «Из работы древнеримского историка Гая Светония Траквилла «Божественный Юлий. Жизнь 12 цезарей».

  1. Охарактеризуйте Цезаря, опираясь на приведенные сведения.

  2. Сравните установленный им режим с режимом Суллы.

  3. Как вы думаете, почему власть Цезаря оказалась недолгой?

После убийства Цезаря власть перешла в руки Марка Антония. При нем внешние атрибуты республики сохранялись. Его режим получил название принципата.

Работа с документом: Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс

Документ 3: «Из работы древнеримского историка Диона Кассия «Римская история»».

  1. Дайте оценку системе управления, созданной Августом.

  2. Как вы думаете, почему им сохранялась внешняя атрибутика республиканского строя?

  3. Влияло ли это на характер власти?

Вывод:

Таким образом, возвышение Рима проходило скачкообразно. В ходе войн, которые ввел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался, благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом Рим смог оправится, и вступила на путь становления.

  1. Аппенинский полуостров

  2. Сицилия, Сардиния, корсика

  3. Галлы, кельты

  4. Галлы селились большими поселками, на месте которых потом возникли многие французские города.

  5. Когда галлы хотели напасть на Рим гуси с шумом разбудили римлян и спасли Рим.

  6. В 280 г. до н.э. римляне потерпели поражение, возникло выражение «пиррова победа», успех достигнут столь высокой ценой, что воспользоваться его плодами невозможно.

Задание 1:

Записать тему урока в тетради и нарисовать таблицу под названием «Пунические войны»

Пунические войны — три войны между римлянами и карфагенянами («пунами», т.е. финикийцами), продолжавшиеся с перерывами в 264—146 годах до н. э.

Задание 2:

Записать в тетради причины начала Первой Пунической войны, дату и итог первой части войны.

Задание 3:

Записать в тетради причины начала Второй Пунической войны, дату и итог войны.

Задание 4:

Записать в тетради причины начала Третьей Пунической войны, дату и итог.

Задание 5:

Ответить на вопросы.

Предполагаемые ответы:

  1. После войны выходцы из плебеев разбогатели и стали добиваться политического влияния, вступая в конфликты с членами сената.

  2. Рабы в Риме были дешевыми и их совсем не ценили, даже убивали и хоронили в тот же день когда умирал их хозяин.

  3. Причинами кризиса явились неправильная военная политика по отношению к жителям Италии, которые затем подняли восстания.

Задание 6:

1)Методы пресечения, жестких наказаний за маленькие преступления.

2)Для укрепления своей власти в лице народа и других государств.

3)Тоталитарный режим

Задание 7:

Записать в тетради значение слова триумвират — нахождение власти в Риме в руках трех лиц Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь.

Задание 8:

Ответить на вопросы на стр.106.

Задание 9:

Записать в тетради понятие принципат – сосредоточение власти в руках одного человека.

Задание 10:

Ответить на вопросы на стр.108.

multiurok.ru

Контрольная работа по всеобщей истории за курс 10 класса.

Documents

войти

Загрузить

×

  1. Искусство и гуманитарные
  2. Религиоведение
  3. Католицизм

advertisement

advertisement

Related documents

Case-study, тесты, задания, упражнения

Выполнение заданий по географии в 10-11 классах рассчитано на 1… допускается использование атласа.

Международная олимпиада по музыке 5-6 классы 1. Назовите композиторов:

Варианты вопросов

Document 899287

ИГРА – ВИКТОРИНА ИМЯ ТВОЁ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН
12 ÷ 4 = 20 ÷ 2

В мире знаний, или знаешь ли ты

Итоговая контрольная работа по музыке за 1 класс 1.

Задания школьного этапа Региональной олимпиады по кубановедению 10 класс

studydoc.ru

Урок всеобщей истории 10 класс «Возвышение Рима»

III

1)

Господство над Италией

2) Пунические войны

а) Первая Пуническая война.

б) Вторая Пуническая война.

в) Третья Пуническая война.

3) Кризис Римской империи

4) Становление Римской империи

Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему: «Возвышение Рима». Посмотри основные этапы его формирования как государства. Вспомним из-за чего шли Пунические войны, а также, по каким причинам Римская империя вступила в кризис и как смогла снова восстановить свое могущество.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

1) этап целепологания и мотивации:

План изучения нового материала:

1)Господство над Италией

2) Пунические войны

3) Кризис Римской империи

4) Становление Римской империи

2) Работа с картой:

    1. На каком полуострове находится Италия?

    2. Какие острова находятся рядом?

    3. Какие племена проживали в Италии в 4в.

    4. Где жили галлы?

    5. С каким событием связано выражение «Как гуси Рим спасли»?

    6. Что означает выражение «Пиррова Победа»?

Работа с учебником( Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс):

При объяснении нового материала используется презентация «Возвышение Рима»

Карфаген был огромным городом, насчитывающим 600 тыс. жителей. В стране существовало хорошо развитое сельское хозяйство. В Карфаген стекались богатства со всех концов ойкумены: рабы, золотой песок, слоновая кость из Африки, олово из Британии, серебро из Испании, янтарь с берегов Северного моря. Колонии Карфагена были рассеяны по всему побережью Северной Африки, Южной Испании (Иберии) и на островах Средиземного моря. Власть в Карфагене находилась в руках небольшой кучки богатых людей (землевладельцев, купцов). Пуны были лучшими мореходами и ревниво охраняли свое господство в Средиземноморье.

Исходя из рассказа учителя и текста учебника учащиеся должны заполнить таблицу «Пунические войны»

дат

причины

последствия

264-241

Сицилия

Контрибуция

Италия, Корсика,

Сардиния

218-202

Реванш римлян

Карфаген

лишился колоний,

флота, боевых

слонов

У римлян к началу войны существовал торговый флот, а военные корабли они приобретали у других стран. Рим начал готовиться к войне с Карфагеном заблаговременно. За три года до нее началось строительство военного флота. У римлян оказался корабль карфагенян, который разбился о скалы. По его подобию и стали строить римские корабли. В Карфагене традиции создания флота были заимствованы у финикийцев, основателей города. Первые корабли римлян были громоздкими, неповоротливыми. От карфагенских они отличались тем, что к ним пристраивался абордажный мостик (длиной до 8 м), который в бою перебрасывался на корабль противника. Римские солдаты, находившиеся на кораблях, переходили на судно неприятеля, а далее их тактика боя была такой же, как и у сухопутной армии. Впоследствии римляне стали привлекать к строительству кораблей греков. Так появилась римская триема, сходная с триерой, обладавшая лучшими судоходными качествами, чем корабль пунов.

«Первая Пуническая война не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку (поводом для новой войны был захват пунами римской колонии в Испании – Сагунта). Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал (сведения о полководце см. в словаре «Исторические личности»). Он понимал, что при полном господстве на море римского флота следует делать ставку на стремительное наступления на Рим с суши, причем с севера, откуда не ждут вторжения. Кроме того, на севере Италии Ганнибал рассчитывал привлечь на свою сторону галлов, враждебных Риму. Беспримерный поход карфагенской армии начался с Пиренейского п-ва, из Нового Карфагена – города пунов».

Карфаген за 50 мирных лет оправился от разрушений и вновь набирал силу в средиземноморском мире. Это и вызвало недовольство Рима. Для оживления урока рекомендуется по ролям прочитать тексты из сценки в римском Сенате, где «принималось» решение о новой войне с Карфагеном. Карфагенское правительство было готово сдаться без боя, чтобы сохранить город. Оно выполнило условия Сената: дало 300 заложников из числа детей правящих семей, сдало оружие в обмен на свободу для жителей. Однако Рим предъявил новое условие. Это страшное условие пуны отвергли. Римляне не спешили штурмовать город, зная, что жители его безоружны. Однако они просчитались. Население днем и ночью ковало оружие, свозило в город продовольствие. Рабы были освобождены, и они пополнили ряды защитников города. Женщины отдавали свои волосы на канаты для метательных машин. Когда римляне наконец подступили к городу, то с удивлением обнаружили, что Карфаген готов к обороне. Началась длительная осада города. Карфаген был разрушен, руины сровняли с землей и распахали землю плугом. Впоследствии город будет восстановлен, но былого процветания не достигнет, превратится в провинцию Рима.

  1. Из-за чего начались разногласия в среде знати?

  2. Каково было положение рабов в Италии?

  3. Каковы причины кризиса Римской республики?

(работа с текстом учебника Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс)

Первым диктатором Рима был Сулла. Он провел множество реформ, закрепил прочно свою власть и в стране установилась диктатура, хотя он оставил прежними народные выборы.

Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс)

Документ 1: «Из работы древнеримского историка Аппиана «Гражданские войны».

  1. Какими методами Сулла установил свою власть?

  2. Почему ему потребовалось проводить выборы?

  3. Как бы вы охарактеризовали возникший в Риме режим?

В 60 г. до н. э. для борьбы за власть объединились три полководца Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Следует отметить, что Красс и Помпей, подавив восстание рабов в республике, не распустили свои армии, а использовали их для борьбы за личную власть. Мощь восстания напугала римлян, способствовала росту сторонников мнения о пользе сильного, единоличного правления, поэтому у полководцев нашлись сторонники, поддерживающие их личные устремления. Красс и Помпей ненавидели друг друга. Однако противники осознавали, что краткий срок пребывания на выборных должностях не позволяет широко пользоваться властными полномочиями. Поэтому они заключили союз друг с другом и Юлием Цезарем, обязывающий их во время пребывания у власти блюсти интересы не только свои, но и двух других членов триумвирата. Ученики, опираясь на анимационную схему презентации, анализируют путь Цезаря к вершинам власти, уясняя при этом функции должностей, которые он занимал.

Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс):

Документ 2: «Из работы древнеримского историка Гая Светония Траквилла «Божественный Юлий. Жизнь 12 цезарей».

  1. Охарактеризуйте Цезаря, опираясь на приведенные сведения.

  2. Сравните установленный им режим с режимом Суллы.

  3. Как вы думаете, почему власть Цезаря оказалась недолгой?

После убийства Цезаря власть перешла в руки Марка Антония. При нем внешние атрибуты республики сохранялись. Его режим получил название принципата.

Работа с документом: Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс

Документ 3: «Из работы древнеримского историка Диона Кассия «Римская история»».

  1. Дайте оценку системе управления, созданной Августом.

  2. Как вы думаете, почему им сохранялась внешняя атрибутика республиканского строя?

  3. Влияло ли это на характер власти?

Вывод:

Таким образом, возвышение Рима проходило скачкообразно. В ходе войн, которые ввел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался, благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом Рим смог оправится, и вступила на путь становления.

  1. Аппенинский полуостров

  2. Сицилия, Сардиния, корсика

  3. Галлы, кельты

  4. Галлы селились большими поселками, на месте которых потом возникли многие французские города.

  5. Когда галлы хотели напасть на Рим гуси с шумом разбудили римлян и спасли Рим.

  6. В 280 г. до н.э. римляне потерпели поражение, возникло выражение «пиррова победа», успех достигнут столь высокой ценой, что воспользоваться его плодами невозможно.

Задание 1:

Записать тему урока в тетради и нарисовать таблицу под названием «Пунические войны»

Пунические войны — три войны между римлянами и карфагенянами («пунами», т.е. финикийцами), продолжавшиеся с перерывами в 264—146 годах до н. э.

Задание 2:

Записать в тетради причины начала Первой Пунической войны, дату и итог первой части войны.

Задание 3:

Записать в тетради причины начала Второй Пунической войны, дату и итог войны.

Задание 4:

Записать в тетради причины начала Третьей Пунической войны, дату и итог.

Задание 5:

Ответить на вопросы.

Предполагаемые ответы:

  1. После войны выходцы из плебеев разбогатели и стали добиваться политического влияния, вступая в конфликты с членами сената.

  2. Рабы в Риме были дешевыми и их совсем не ценили, даже убивали и хоронили в тот же день когда умирал их хозяин.

  3. Причинами кризиса явились неправильная военная политика по отношению к жителям Италии, которые затем подняли восстания.

Задание 6:

1)Методы пресечения, жестких наказаний за маленькие преступления.

2)Для укрепления своей власти в лице народа и других государств.

3)Тоталитарный режим

Задание 7:

Записать в тетради значение слова триумвират — нахождение власти в Риме в руках трех лиц Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь.

Задание 8:

Ответить на вопросы на стр.106.

Задание 9:

Записать в тетради понятие принципат – сосредоточение власти в руках одного человека.

Задание 10:

Ответить на вопросы на стр.108.

multiurok.ru

Разработка урока истории «Возвышение Рима»

III

1)

Господство над Италией

2) Пунические войны

а) Первая Пуническая война.

б) Вторая Пуническая война.

в) Третья Пуническая война.

3) Кризис Римской империи

4) Становление Римской империи

Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему: «Возвышение Рима». Посмотри основные этапы его формирования как государства. Вспомним из-за чего шли Пунические войны, а также, по каким причинам Римская империя вступила в кризис и как смогла снова восстановить свое могущество.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

1) этап целепологания и мотивации:

План изучения нового материала:

1)Господство над Италией

2) Пунические войны

3) Кризис Римской империи

4) Становление Римской империи

2) Работа с картой:

На каком полуострове находится Италия?

Какие острова находятся рядом?

Какие племена проживали в Италии в 4в.

Где жили галлы?

С каким событием связано выражение «Как гуси Рим спасли»?

Что означает выражение «Пиррова Победа»?

3) устное изложение:

(Приемы: объяснение, рассуждение, сравнительная характеристика, конспективное повествование. Средства: анализ документов, обобщающая беседа).

Работа с учебником:

При объяснении нового материала используется презентация «Возвышение Рима»

Карфаген был огромным городом, насчитывающим 600 тыс. жителей. В стране существовало хорошо развитое сельское хозяйство. В Карфаген стекались богатства со всех концов ойкумены: рабы, золотой песок, слоновая кость из Африки, олово из Британии, серебро из Испании, янтарь с берегов Северного моря. Колонии Карфагена были рассеяны по всему побережью Северной Африки, Южной Испании (Иберии) и на островах Средиземного моря. Власть в Карфагене находилась в руках небольшой кучки богатых людей (землевладельцев, купцов). Пуны были лучшими мореходами и ревниво охраняли свое господство в Средиземноморье.

Исходя из рассказа учителя и текста учебника учащиеся должны заполнить таблицу «Пунические войны»

дата

причины

последствия

264-241

Сицилия

Контрибуция

Италия, Корсика, Сардиния

218-202

Реванш римлян

Карфаген лишился колоний, флота, боевых слонов

У римлян к началу войны существовал торговый флот, а военные корабли они приобретали у других стран. Рим начал готовиться к войне с Карфагеном заблаговременно. За три года до нее началось строительство военного флота. У римлян оказался корабль карфагенян, который разбился о скалы. По его подобию и стали строить римские корабли. В Карфагене традиции создания флота были заимствованы у финикийцев, основателей города. Первые корабли римлян были громоздкими, неповоротливыми. От карфагенских они отличались тем, что к ним пристраивался абордажный мостик (длиной до 8 м), который в бою перебрасывался на корабль противника. Римские солдаты, находившиеся на кораблях, переходили на судно неприятеля, а далее их тактика боя была такой же, как и у сухопутной армии. Впоследствии римляне стали привлекать к строительству кораблей греков. Так появилась римская триема, сходная с триерой, обладавшая лучшими судоходными качествами, чем корабль пунов.

«Первая Пуническая война не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку (поводом для новой войны был захват пунами римской колонии в Испании – Сагунта). Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал (сведения о полководце см. в словаре «Исторические личности»). Он понимал, что при полном господстве на море римского флота следует делать ставку на стремительное наступления на Рим с суши, причем с севера, откуда не ждут вторжения. Кроме того, на севере Италии Ганнибал рассчитывал привлечь на свою сторону галлов, враждебных Риму. Беспримерный поход карфагенской армии начался с Пиренейского п-ва, из Нового Карфагена – города пунов».

Карфаген за 50 мирных лет оправился от разрушений и вновь набирал силу в средиземноморском мире. Это и вызвало недовольство Рима. Для оживления урока рекомендуется по ролям прочитать тексты из сценки в римском Сенате, где «принималось» решение о новой войне с Карфагеном. Карфагенское правительство было готово сдаться без боя, чтобы сохранить город. Оно выполнило условия Сената: дало 300 заложников из числа детей правящих семей, сдало оружие в обмен на свободу для жителей. Однако Рим предъявил новое условие. Это страшное условие пуны отвергли. Римляне не спешили штурмовать город, зная, что жители его безоружны. Однако они просчитались. Население днем и ночью ковало оружие, свозило в город продовольствие. Рабы были освобождены, и они пополнили ряды защитников города. Женщины отдавали свои волосы на канаты для метательных машин. Когда римляне наконец подступили к городу, то с удивлением обнаружили, что Карфаген готов к обороне. Началась длительная осада города. Карфаген был разрушен, руины сровняли с землей и распахали землю плугом. Впоследствии город будет восстановлен, но былого процветания не достигнет, превратится в провинцию Рима.

Из-за чего начались разногласия в среде знати?

Каково было положение рабов в Италии?

Каковы причины кризиса Римской республики?

(работа с текстом учебника)

Первым диктатором Рима был Сулла. Он провел множество реформ, закрепил прочно свою власть и в стране установилась диктатура, хотя он оставил прежними народные выборы.

Работа с документом:

Документ 1: «Из работы древнеримского историка Аппиана «Гражданские войны».

Какими методами Сулла установил свою власть?

Почему ему потребовалось проводить выборы?

Как бы вы охарактеризовали возникший в Риме режим?

В 60 г. до н. э. для борьбы за власть объединились три полководца Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Следует отметить, что Красс и Помпей, подавив восстание рабов в республике, не распустили свои армии, а использовали их для борьбы за личную власть. Мощь восстания напугала римлян, способствовала росту сторонников мнения о пользе сильного, единоличного правления, поэтому у полководцев нашлись сторонники, поддерживающие их личные устремления. Красс и Помпей ненавидели друг друга. Однако противники осознавали, что краткий срок пребывания на выборных должностях не позволяет широко пользоваться властными полномочиями. Поэтому они заключили союз друг с другом и Юлием Цезарем, обязывающий их во время пребывания у власти блюсти интересы не только свои, но и двух других членов триумвирата. Ученики, опираясь на анимационную схему презентации, анализируют путь Цезаря к вершинам власти, уясняя при этом функции должностей, которые он занимал.

Работа с документом:

Документ 2: «Из работы древнеримского историка Гая Светония Траквилла «Божественный Юлий. Жизнь 12 цезарей».

Охарактеризуйте Цезаря, опираясь на приведенные сведения.

Сравните установленный им режим с режимом Суллы.

Как вы думаете, почему власть Цезаря оказалась недолгой?

После убийства Цезаря власть перешла в руки Марка Антония. При нем внешние атрибуты республики сохранялись. Его режим получил название принципата.

Работа с документом:

Документ 3: «Из работы древнеримского историка Диона Кассия «Римская история»».

Дайте оценку системе управления, созданной Августом.

Как вы думаете, почему им сохранялась внешняя атрибутика республиканского строя?

Влияло ли это на характер власти?

Вывод:

Таким образом, возвышение Рима проходило скачкообразно. В ходе войн, которые ввел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался, благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом Рим смог оправится, и вступила на путь становления.

Аппенинский полуостров

Сицилия, Сардиния, корсика

Галлы, кельты

Галлы селились большими поселками, на месте которых потом возникли многие французские города.

Когда галлы хотели напасть на Рим гуси с шумом разбудили римлян и спасли Рим.

В 280 г. до н.э. римляне потерпели поражение, возникло выражение «пиррова победа», успех достигнут столь высокой ценой, что воспользоваться его плодами невозможно.

Задание 1:

Записать тему урока в тетради и нарисовать таблицу под названием «Пунические войны»

Задание 2:

Записать в тетради причины начала Первой Пунической войны, дату и итог первой части войны.

Задание 3:

Записать в тетради причины начала Второй Пунической войны, дату и итог войны.

Задание 4:

Записать в тетради причины начала Третьей Пунической войны, дату и итог.

Задание 5:

Ответить на вопросы.

Предполагаемые ответы:

После войны выходцы из плебеев разбогатели и стали добиваться политического влияния, вступая в конфликты с членами сената.

Рабы в Риме были дешевыми и их совсем не ценили, даже убивали и хоронили в тот же день когда умирал их хозяин.

Причинами кризиса явились неправильная военная политика по отношению к жителям Италии, которые затем подняли восстания.

Задание 6:

Методы пресечения, жестких наказаний за маленькие преступления.

Для укрепления своей власти в лице народа и других государств.

Тоталитарный режим

Задание 7:

Записать в тетради значение слова триумвират — нахождение власти в Риме в руках трех лиц Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь.

Задание 8:

Ответить на вопросы на стр.106.

Задание 9:

Записать в тетради понятие принципат – сосредоточение власти в руках одного человека.

Задание 10:

Ответить на вопросы на стр.108.

www.prodlenka.org

Единовластие Цезаря




Задание 1. Продолжите фразу.


А) от имени римского солдата – Цезарь платил мне двойное жалование и раздавал рабов, а также обещал раздать земельные участки после окончания службы.


Б) от имени римского бедняка – Цезарь устаивал для нас за свой счет развлечения и раздавал угощения.


Задание 2. От имени Цезаря продолжите фразу.


Мне нужна поддержка народа для того, чтобы придя к власти улучшить его положение и жизнь.


Задание 3. Какие события привели Цезаря к власти?


Цезарь пошел со своим войском на Рим в 49 году до н.э. Население Рима поддержала его, Помпей сбежал, опорой Цезаря стала армия и Сенат даровал ему пожизненно звание диктатора.


Задание 4. Дайте определение понятия.


Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанного ни перед кем отчитываться в своих действиях.


Задание 5. Заполните схему, используя материал параграфа.


Нужно вписать:


влиял на выбор консулов и народных трибунов;


его распоряжения имели силу законов;


влиял на состав Сената;


чеканил себя на монетах, воздвигал себе памятники.


Что обозначают даты?


49 год до н.э. – назначение Цезаря диктатором;


44 год до н.э. – убийство Цезаря.


Задание 6. Взгляните на Цезаря глазами его сторонников и противников. За что его хвалили и поддерживали один, критиковали и ненавидели другие?


Мнение сторонников:


Был наведен порядок у власти, частично решен вопрос с неимущими гражданами.


Мнение противников:


Недовольство единовластием Цезаря и лишением власти сенаторов.


Задание 7. Заполните пропуски в тексте.


Историк Плутарх в жизнеописании Гая Юлия Цезаря – полководца, писателя и государственного деятеля, рассказывает, что 47 году до н.э., возвращаясь из Египта в Рим, он выступил против понтийского царя с тремя легионами и в большой битве при городе Зёле уничтожил царское войско, а самого царя изгнал из Понта.


Сообщая об этом в Рим, Цезарь выразил внезапность и быстроту битвы тремя словами: Пришел! Увидел! Победил! По-латыни эти слова создают впечатление быстроты, стремительности, краткости.


Покорив галлов и одержав ряд других побед, Цезарь решил завладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией. Он нарушил этот запрет и, воскликнув: «Жребий брошен!», перешёл через пограничную реку Рубикон. Сегодня это выражение значит: совершить поступок, который уже не может быть отменён, принять опасное и бесповоротное решение. Когда изменить что-либо поздно, и человек престал сомневаться и начал действовать, мы говорим «Жребий брошен, Рубикон перейден!».


Последними в жизни Юлия Цезаря стали слова, обращённые к его другу и любимцу, который вступил в заговор против Цезаря. Смертельно раненный Цезарь воскликнул: «И ты, Брут!». Слова превратились в поговорку, выражающую горестное недоумение внезапной изменой друга.

resheba.me

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о