Воздушный шар — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Воздушный шар в полёте Стилизованный воздушный шар

Возду́шный шар — летательный аппарат (аэростат), в котором для полёта используется газ, который легче воздуха. Состоит из заполненной газом оболочки и прикреплённой к ней корзины или прицепной кабины. В отличие от дирижаблей, воздушные шары не имеют двигателей для самостоятельного горизонтального движения в воздухе. В зависимости от наполнения, различают монгольфьеры (шары, наполненные нагретым воздухом), шарльеры (наполнены лёгким газом — как правило, водородом или гелием) и розьеры (воздушные суда, использующие одновременно газ и воздух, размещённые в отдельных оболочках).

Первыми воздушный шар в 1783 году изготовили братья Монгольфье. Созданный ими шар наполнялся горячим воздухом, благодаря которому поднимался вверх. Кроме того, в воздухоплавательной практике применяют следующие газы: водород, водяной газ, светильный газ, аммиак

[1] и гретый воздух.

Современные воздушные шары, используемые для демонстрационных и спортивных полётов, также как и шар братьев Монгольфье, в основном наполняются нагретым воздухом. С помощью пропановой горелки воздух нагревается, и, поскольку разреженный горячий воздух легче холодного, шар взлетает. В случае набора слишком большой высоты пилот дёргает за специальный шнур, соединённый с клапаном в оболочке воздушного шара — часть горячего воздуха выходит наружу, и воздушный шар опускается (снижается).

Основными недостатками воздушного шара являются:

  • отсутствие элементов управления — воздушным шаром невозможно управлять, так как он лет

ru.wikipedia.org

Воздушный шар с корзиной. Как хорошо отдохнуть на воздушном шаре.

Каждый из нас помнит ту великую полную радости песню со словами «Я улетаю на большом воздушном шаре», и как все хотели пуститься в это полное авантюризму великолепное путешествие. Сейчас фестиваль воздушных шаров это довольно обычное явление, да и само путешествие на воздушном шаре приобрело невиданный размах и популярность.

Полёт на воздушном шаре это поистине захватывающее явление. Вас переполняет кровь в жилах, вы не можете себя сдерживать и начинаете кричать на весь мир о своём превосходстве. Ведь вы действительно наблюдаете за всем миром свысока, как же ещё выразить подобное ощущение, если не использовать крик?

Самое захватывающее зрелище следует перед тем, как вы начнёте своё путешествие — когда перед вами та самая одинокая ткань начинает наполняться специальным воздухом, который медленно, но верно становится размером со здание. Только в это время можно осознать, как изменчива наша жизнь, не стоит доверять своим чувствам и ожиданиям. Ведь даже казалось бы не самая прочная ткань может поднять вам на множество метров вверх.

Краткий экскурс в историю

Сам воздушный шар, или, как его принято называть в научной среде аэростат, представляет собой летательный аппарат, по весу легче воздуха, работающий на законе Архимеда.

Первый полёт на воздушном шаре был совершён братьями Монгольфье. Именно с того времени начал набирать обороты экстремальный туризм, включающий в себя использование воздушного шара как средства передвижения. Так как основным минусом в работе воздушного механизма была маленькая грузоподъёмность, которая не позволяла использовать его для промышленного перевоза грузов, он идеально подходил для эстетического удовольствия жаждущих приключений людей.

Воздушный шар нашёл своё место на картинах и произведениях, которые миллионами тиражами разлетелись по всему миру. Среди них можно выделить роман Жюля Верна «Таинственный остров», в котором главные персонажи прилетают в город на воздушном шаре, «Волшебник Изумрудного города», в котором на воздушном шаре совершается путешествие из Канзаса в саму Волшебную страну, также путешествие на воздушном шаре запечатлено на картине Пала Синьеи-Мерше «Воздушный шар».

Положительные стороны и особенности туризма

Следует отметить, что заниматься этим видом экстремального туризма — отдельное дело для каждого. Но если вы обладаете повышенным или пониженным давлением, проблемами с кровеносными сосудами или имеете неуравновешенное состояние, то лучше не пробовать привести свою мечту в исполнение. Можно посчитать это дружеским советом.

Но если вы всё-таки намерены испытать на себе влияние «небесного» вида спорта, то обратите внимание на его основные плюсы и решайтесь скорее:

  • Лёгкость. За исключением ограничений по здоровье, заниматься данным видом туризма может каждый желающий. Особенно готовиться к путешествию не следует, о всём должны позаботиться организаторы мероприятия. От вас лишь требуется должным образом одеться, по погоде;
  • Безопасность. Всё оборудование проверяют при вас, таким же образом при вас надувают купол самого шара. На протяжении всего маршрута вы прикреплены к специальной служебной машине, которая не позволит вам ни на йоту отклониться от заданного маршрута, вам остаётся лишь наслаждаться великолепным маршрутом;
  • Красота. Да, это качество заслуживает отдельного пункта. Во время путешествия вы можете легко касаться макушек деревьев и лицезреть прекрасные виды. Людям, которые будут лицезреть на вас с земной поверхности попросту не будут доступны такие прекрасные виды.

glonasstravel.com

Монгольфьер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рисунок с описанием шара братьев Монгольфье 1783 года: «Вид и точные размеры Воздушного шара, который первый поднял людей в воздух». 1786

Монгольфье́р (фр. Montgolfière) — тепловой аэростат с оболочкой, наполняемой подогретым воздухом. Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье — Жозеф-Мишеля и Жак-Этьенна. Первый полет совершил в городе Аннонэ (Annonay, Франция) 5 июня 1783 года.

Однако история монгольфьера началась ещё раньше:

В 1306 году, в Китае, вероятно впервые в мире, — был открыт «аэростатический принцип полёта» и использован в развлекательно-увеселительных целях. Придворные фокусники и пиротехники, изготовили небольшую лёгкую сферическую оболочку, и наполнив её дымом — выпустили в воздух… После этого, как оказалось, малоизвестного события, в течение нескольких столетий, вплоть до начала XVIII в., изобретатели, исследователи и учёные — открывали варианты использования исключительно «аэродинамического принципа полёта» путём создания различных (по способу его реализации) типов летательных машин, но ни одна из них по своим лётным данным пока ещё не удовлетворяла требованиям — приемлемым для практического использования в качестве «воздушного судна»… В то же время, китайский развлекательный «аэростатический принцип полёта» — оказался в тени проводимых аэродинамических экспериментов и поэтому не рассматривался в качестве перспективного научно-технического направления в деле создания практически применимого воздухоплавательного транспортно

ru.wikipedia.org

10 фактов о воздушных шарах | Всё, что нужно знать о | Вопрос-Ответ

5 июня 1783 года, французы Жозеф и Этьен Монгольфье осуществили первый успешный запуск воздушного шара. Изобретение братьев не теряет своей популярности и по сей день. Как устроены воздушные шары, почему они летают и кому летать на них нельзя? 10 самых важных и интересных фактов – в материале AиФ.ru.

1. В основе воздухоплавания лежат законы физики, а если быть точнее, закон Архимеда. Нагретый воздух, находящийся в оболочке воздушного шара, обладает меньшей плотностью, чем холодный воздух, и благодаря этому способен подниматься вверх. Поэтому шар и летает. Если регулировать температуру воздуха в оболочке, можно менять высоту полета. Такие воздушные шары в честь братьев Монгольфье называются монгольфьерами.

Модель воздушного шара братьев Монгольфье. Фото: www.globallookpress.com

2. Летают также шары, наполненные газом легче воздуха (водородом или гелием). Их называют шарльерами. Однако водород сейчас практически не используется из-за его взрывоопасности. Есть также розьеры — комбинированные шары, в которых используется одновременно газ и горячий воздух.

3. Первый воздушный шар, который запустили братья Монгольфье, весил 140 кг, поднялся на высоту более 1,5 км  и пролетел 2,5 км.

4. На сегодняшний день, когда говорят о воздушных шарах, подразумевают именно монгольфьеры. Еще одно их правильное название – тепловые аэростаты. С середины ХХ века они стали очень популярны.

5. Принцип устройства теплового аэростата не претерпел больших изменений со времен его изобретения. Основные части, из которых он состоит, – это оболочка, гондола и тепловая установка, которая нагревает воздух. Однако же конструкция современных воздушных шаров принципиально отличается от конструкции шара братьев Монгольфье, при их создании используются совершенно другие материалы.

Фото: www.globallookpress.com

6. Монгольфьеры могут летать не только летом, но и зимой. Они рассчитаны на полеты при температуре воздуха от +40 до -20 градусов по Цельсию.

7. Тепловой аэростат может поднимать в воздух от 2 до 6 человек в зависимости от его типа.  Максимальная полезная нагрузка – 350-550 кг.

8. Аэростаты способны подниматься на высоту до 5 тысяч метров над землей, однако туристические полеты на воздушном шаре обычно проводятся на высоте 300 метров. Куда полетит воздушный шар, зависит от ветра. При сильном ветре летать нельзя. Уже при скорости ветра более 5 метров в секунду взлет и посадка могут быть нестабильными.

9. Аэростаты всегда снижаются постепенно, однако при посадке гондола нередко ложится на бок, поэтому беременным женщинам летать на воздушном шаре не рекомендуется. Также не рекомендуется брать с собой маленьких детей.

Фото: www.globallookpress.com

10. Обычные туристические полеты длятся пару часов, и за это время шар успевает пролететь от нескольких километров до нескольких десятков километров. Однако на воздушном шаре можно отправиться и в кругосветное путешествие. В 2002 году американский путешественник Стив Фоссет стал первым человеком, которому удалось это сделать. Он в одиночку облетел вокруг Земли. Чтобы преодолеть 34 тысячи километров, ему понадобилось чуть более 13 дней и 12 часов.

Смотрите также:

www.aif.ru

Кто изобрел воздушный шар? Братья Монгольфье. Воздушный шар с корзиной

Вопрос о том, кто изобрел воздушный шар, наверняка будет интересен каждому школьнику. Ведь данный летательный аппарат был создан в далеком 18 веке и выдержал проверку временем, так как его используют в воздухоплавании и в наши дни. Техника и материалы меняются и совершенствуются, однако принцип действия остался на протяжении веков все тем же. Именно поэтому обращение к личностям тех людей, которые придумали это новое удивительное средство передвижения, представляется особенно актуальным.

Краткая биография

Изобретателями воздушного шара были братья Монгольфье. Они жили в небольшом французском городке Анноне. Оба с детства увлекались науками, ремеслами, техникой. Их отец был предпринимателем, у него была своя бумажная фабрика. После его смерти старший из братьев Жозеф-Мишель унаследовал ее и впоследствии использовал для своего изобретения.

За свои научные достижения он впоследствии стал администратором знаменитой парижской Консерватории искусств и ремесел. Его младший брат Жак-Этьен был по своему образованию архитектором.

Он увлекался научными трудами выдающегося британского ученого-естествоиспытателя Джозефа Пристли, открывшего кислород. Это увлечение привело к тому, что он стал принимать участие во всех экспериментах старшего брата.

Предпосылки

Рассказ о том, кто изобрел воздушный шар, необходимо начать с объяснения условий, которые сделали возможным столь удивительное открытие. Ко второй половине 18 века уже был сделан ряд важнейших научных открытий, который позволил братьям реализовать на практике собственные наблюдения. Выше уже говорилось об открытии кислорода. В 1766 году другой британский исследователь Г. Кавендиш открыл водород – вещество, которое впоследствии стало активно использоваться в воздухоплавании. Примерно за десять лет до проведения знаменитого опыта с поднятием воздушного шара известный французский ученый А. Л. Лавуазье разработал теорию о роли кислорода в процессах окисления.

Подготовка

Итак, история о том, кто изобрел воздушный шар, тесно связана с научной жизнью второй половины 18 века. В данном случае важно отметить, что подобное изобретение стало возможно благодаря вышеперечисленным открытиям. Братья не только были в курсе последних научных открытий, но и пытались претворить их в жизнь.

Именно эта мысль и подтолкнула их к созданию шара.

В их распоряжении были все необходимые материалы для его изготовления: бумажная фабрика, оставленная им от отца, обеспечивала их бумагой, тканями. Поначалу они делали большие кульки, наполняли их горячим воздухом и запускали в небо. Первые несколько опытов подтолкнули их к идее создания большого шара. Поначалу они наполняли его паром, однако это вещество при поднятии быстро остывало, оседало в виде водяных осадков нас стенках материи. Затем было принято решение использовать водород, который, как известно, легче воздуха.

Однако этот легкий газ быстро испарялся и улетучивался через стенки материи. Не помогла даже обшивка шара бумагой, через которую газ все равно быстро исчезал. К тому же водород был очень дорогим веществом, и браться смогли раздобыть его с большим трудом. Нужно было искать другой способ для успешного завершения эксперимента.

Предварительные пробы

При описании деятельности тех, кто изобрел воздушный шар, необходимо указать на те препятствия, которым пришлось столкнуться братьям, прежде чем их эксперимент успешно завершился. После первых двух неудачных попыток поднять конструкцию в воздух Жозеф-Мишель предложил использовать не водород, а горячий дым.

Этот вариант показался братьям удачным, поскольку это вещество также было легче воздуха и, следовательно, могло поднять шар вверх. Новый опыт оказался успешным. Слух об этом успехе быстро распространился по всему городку, и жители стали просить братьев провести публичный опыт.

Полет 1783 года

Братья назначили испытание на 5 июня. Оба тщательно готовились к этому знаменательному событию. Они изготовили шар, который весил больше 200 килограммов. Он был без корзинки – того непременного атрибута, который мы привыкли видеть в современных конструкциях. К нему были прикреплены специальный пояс и несколько канатов для удержания его в нужном положении до тех пор, пока он воздух внутри оболочки будет нагреваться. Воздушный шар братьев Монгольфье имел весьма внушительный вид и произвел огромное впечатление на собравшихся. Его горловину поместили над костром, который разогревал воздух. Восемь помощников удерживали его за веревки снизу. Когда оболочка наполнилась горячим воздухом, шар поднялся вверх.

Второй полет

Воздушный шар с корзиной был также изобретен этим людьми. Однако этому предшествовал огромный резонанс, который имело открытие никому неизвестных исследователей из маленького французского городка. Этим открытием заинтересовались ученые из Академии наук. Сам король Людовик XVI проявил такой интерес к полету шара, что братьев вызвали в Париж. на сентябрь 1783 года был назначен новый полет. Братья прикрепили к шару ивовую корзину и утверждали, что она выдержит пассажиров. Они хотели полететь сами, однако в газетах развернулась острая дискуссия по поводу большого риска. Поэтому для начала было решено поднять в корзине животных. В назначенный день, 19 сентября, шар в присутствии ученых, придворных и короля поднялся наверх вместе с «пассажирами»: петухом, бараном и уткой. После небольшого полета шар зацепился за ветки деревьев и опустился на землю. Выяснилось, что животные чувствуют себя хорошо, и тогда было принято решение о том, воздушный шар с корзиной выдержит и человека. Через некоторое время первый в мире воздушный полет осуществили Жак-Этьен и известный французский ученый, физик и химик Пилатр де Розье.

Типы шаров

В зависимости от вида газа, которым заполняют оболочку, принято выделять три разновидности этих летательных устройств. Те, которые поднимаются с помощью разгоряченного воздуха, называются монгольфьерами – по фамилии его создателей. Это один из наиболее удобных и безопасных способов наполнения материи газом, который легче воздуха и, соответственно, может поднять корзину с находящимися в ней людьми. Разные виды воздушных шаров позволяют путешественникам выбирать наиболее удобный способ передвижения. Особое значение в данной конструкции имеет горелка воздушного шара.

Ее назначение состоит в том, чтобы постоянно нагревать воздух. В тех случаях, когда нужно опустить шар, необходимо открыть специальный клапан в оболочке для того, чтобы остудить воздух. Те шары, внутренность которых наполняют водородом, получили название шарльеры – по имени другого выдающегося французского химика-изобретателя, современника братьев Монгольфьеров Жака Шарля.

Другие типы аппаратов

Заслуга этого исследователя заключается в том, что он самостоятельно, не используя разработки своих выдающихся соотечественников, изобрел собственный шар, наполнив его водородом. Впрочем, его первые опыты были неудачными, так как водород, будучи взрывоопасным веществом, вступив в контакт с воздухом, взорвался. Водород является взрывоопасным веществом, поэтому его использование при наполнении оболочки летательных аппаратов сопряжен с определенными неудобствами.

Воздушные шары с гелием также называются шарльерами. Молекулярный вес этого вещества больше чем у водорода, он обладает достаточной грузоподъемностью, он безвреден и безопасен. Единственным недостатком этого вещества является его дороговизна, поэтому его используют для пилотируемых аппаратов. Те шары, которые наполняются наполовину воздухом, наполовину – газами, получили название розьеров – по имени другого современника братьев Монгольфьеров – упомянутого Пилатра де Розьера. Он разделил оболочку шара на две части, одну из которых наполнил водородом, другую – горячим воздухом. Он попытался осуществить полет на своем аппарате, однако водород загорелся, и он вместе со своим спутником погиб. Тем не менее придуманный им тип аппарата получил признание. Воздушные шары с гелием и воздухом, или водородом используются в современном воздухоплавании.

fb.ru

Аэростат — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2018; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2018; проверки требуют 14 правок. Воздушные шары и дирижабли:
1 — аэростат Монголфье;
2 — аэростат Шарля;
3 — аэростат Бланшара;
4 — аэростат Жиффара;
5 — свободный аэростат Жиффара;
6 — аэростат Дюпюи де Лом;
7 — аэростат Генлейна;
8 — аэростат Ренара и Кребса.[1] Современный монгольфьер

Аэроста́т (от греческого аэр — воздух, стато — стоять) — летательный аппарат легче воздуха, принцип действия которого основан на законе Архимеда[2]. Для создания подъёмной силы используется заключённый в оболочке газ (или нагретый воздух) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха[3].

Типы[

ru.wikipedia.org

Кто изобрел воздушный шар? | Техкульт

Мечта подняться над землей, преодолеть гравитацию и приблизиться к Солнцу с античных времен живет в душе человека. Известны исторические факты, свидетельствующие о том, что еще в древнем Риме и Китае предпринимались первые попытки это сделать посредством емкостей, наполненных дымом. В Средние века они продолжались, но получаемые воздушные шары были небольшими, недолговечными и неспособными поднять еще что-то, кроме себя. Кто же изобрел воздушный шар с большой подъемной силой, имеющий возможность переносить дополнительный вес? Все началось в конце XVIII века во Франции, которую можно считать родиной воздухоплавания.

Начало пути

Всё началось 5 июня 1783 года, когда сыновья французского бумажного промышленника Монгольфье создали огромный шар из бумаги, объемом 600 кубометров. Через решетку из виноградных веток он был наполнен дымом от костра и поднялся на 500 метров. Через 10 минут, когда дым остыл, шар приземлился в 2 км от места запуска.

Проработав все лето над усовершенствованием конструкции братья Монгольфье 19 сентября 1783 года отправили в полет первые живые души: барана, петуха и утку. А 21 ноября в достаточно крепкой и надежной корзине рискнули подняться в воздух два французских дворянина. Пролетев 9 км на высоте 1000 метров они вместе с шаром вернулись на землю невредимыми и стали почитаться как герои.

Но братья Монгольфье не были единственными, кто изобрел первые воздушные шары. Параллельно с ними над изобретением летательного аппарата работал другой француз: физик Шарль. Он создал более перспективную модель, вместо дыма использовав водород, этим намного продлив нахождение конструкции в воздухе и сделав возможными ее более компактные размеры. 27 августа 1783 года его изобретение — шар объемом около 200 кубометров из пропитанного каучуком шелка, успешно оторвался от земли и, покрыв расстояние в 28 км, почти через час благополучно приземлился.

Дальнейшая работа

Жак Шарль продолжил работу над своим летательным аппаратом. Он ввел усовершенствования, которые повысили прочность оболочки шара и в некоторой степени обезопасили полет. Он изобрел способ измерять высоту и контролировать ее в полете и при посадке. Его нововведения, веревочная сеть для шара, мешки с песком для балласта, клапан для газа, воздушный якорь, сделали его летательный аппарат настоящим транспортным средством, позволяющим достаточно быстро и безопасно перемещаться на большие расстояния.

Единственный недостаток, взрывоопасный водород, по прошествии лет был заменен на безопасный гелий, но продолжал применяться на непилотируемых шарльерах. В России первый полет шара и человека состоялся в 1804 году в Петербурге. Затем воздушные шары использовались в основном для научных исследований.

Усовершенствование воздушных летательных аппаратов велось и в дальнейшем. В настоящее время аэростаты – это не только средство для практических целей, но и красивейший и популярный вид спорта. А первые ученые, которые изобрели воздушный шар, навсегда остались в истории воздухоплавания и человеческой памяти.

www.techcult.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *