Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»
Ка-52 в тренировочном полете |
Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО “Hokum B”) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов.
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ КА-50 И КА-52
К началу 80-х гг. вооруженные силы США и НАТО располагали мощной группировкой специализированных вертолетов огневой поддержки, а наш транспортно-боевой Ми-24 при всех своих достоинствах был слишком большим и тяжелым для этого. Ответом на новый американский ударный вертолет АН-PA «Апач» должен был стать Ми-28, который виделся Заказчику как уменьшенный Ми-24 без кабины десанта. Именно на него делало ставку Министерство обороны, и когда появился альтернативный проект, сторонников у него оказалось немного.
Двухместные вертолеты Ми-28 и АН-64 создавались, чтобы «утюжить» боевые порядки противника, а одноместный Ка-50 должен был атаковать с большой дальности, и наведение ракет выполняла автоматика противотанкового ракетного комплекса «Вихрь». Он мог уничтожать любые танки, не входя в зону огня зенитной артиллерии и зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО. Четыре бортовых цифровых ЭВМ решали задачи навигации, применения оружия и защитных систем, а также контроля систем вертолета.
Новое всегда пробивает себе дорогу ценой больших трудов, и коллективу ОКБ им. Н.И. Камова приходилось тратить много сил не только на совершенствование своей машины, но и на преодоление сопротивления «активных скептиков», многие из которых носили генеральские погоны и занимали высокие посты. Государственные испытания подтвердили преимущества Ка-50 перед Ми-28, и он был рекомендован к принятию на вооружение.
Проверка шла в условиях, максимально приближенных к боевым (и это не газетный штамп!), и показала не только достоинства, но и недостатки машины. Было очевидно, что противник будет искать способы борьбы с Ка-50, увеличивая дальность боя и снижая время реакции своих систем ПВО. «Атаки» объектов, прикрытых новыми отечественными комплексами «Тунгуска», «Тор» и др., показывали, что Ка-50 хотя и имеет преимущество перед Ми-28, но вовсе не является неуязвимым.
Американские и израильские вертолетчики для снижения потерь ударных вертолетов выполняли разведку района атаки и целеуказание специальными вертолетами. В связке с АН-64А действовал наводчик OH-58D «Кайова». а на замену этой машине, чья история восходила к 60-м гг., консорциум «Боинг-Сикорский» проектировал новый разведывательно-ударный вертолет LHX (RAH-66). Наш вертолет-разведчик Ми-24К больше подходил для корректировки огня артиллерии и ракетных систем сухопутных войск, и ОКБ им. Камова предложило создать небольшую маневренную машину В-60Р, однако помешала «перестройка». Проект реализовать не удалось…
Не все ладилось и с бортовой автоматикой, доводка которой затормозилась. Хотя Ка-50 официально был запущен в серию, это отразилось на отношении к нему Минобороны, а отказ принимать и оплачивать готовые вертолеты поставил в тяжелейшее положение коллективы ОКБ и серийного завода «Прогресс» в г. Арсеньев.
Установка оптико-электронной системы ГОЭС-451 комплекса «Аргумент-2000» под носовой частью Ка-52 |
Понимая обоснованность некоторых претензий Заказчика, Генеральный конструктор С.В. Михеев нашел выход из создавшегося положения. При невозможности освоения еще одного изделия в условиях разразившегося в начале 90-х в постперестроечной России жесточайшего (не то, что нынешний!) кризиса, он предложил сделать такой вертолет на базе Ка-50, сохранив 95% общих агрегатов планера и систем. Новое оборудование обеспечивало решение всех боевых задач в любую погоду и ночью. В экипаж вошел оператор, выполняющий функции командира группы. Внезапно появляясь над полем боя, он оценивает обстановку, выделяет цели, распределяет объекты атаки между машинами своего боевого порядка, используя автоматизированный комплекс телекодовой связи, а также атакует сам. Подобный вариант рассматривался при проектировании одноместного Ка-50, но реализован был только в 90-х гг.
В 1994 г. проект и макет были представлены Государственной комиссии. Как только информация об этом была обнародована, ряд экспертов поспешили объявить о «провале концепции одноместного вертолета». Однако новая машина должна была не заменить, а дополнить группировку Ка-50, как американский RAH-66 дополнял основные силы АН-64. Но явно отличаясь от него по внешнему виду, тот «притягивал» бы на себя огонь ПВО, как это было во Вьетнаме: партизаны Вьетконга были проинструктированы о том, что в разнородной группе вертолетов в первую очередь надо выбивать легкие ОН-6 и ОН-58. командирские машины. Новый вертолет Ка-52 в общем строю мало отличался бы от обычных Ка-50.
Создание двухместного разведывательно-ударного вертолета стало не отходом от принципов, положенных в основу проекта Ка-50, а их творческим развитием в изменившихся условиях возможной войны или контртеррористической операции.
КОМПОНОВКА КА-52
В большинстве боевых вертолетов оператор вооружения и летчик располагаются друг за другом, и фюзеляж получается узким. Но длинная бронекоробка увеличивает разнос масс, делая вертолет инертным. В такой кабине летчик и оператор общаются через переговорное устройство, но в бою счет идет на доли секунды и все решить может простой жест (например, смотри — «стингер»!) и даже просто поворот головы. В ударных самолетах F-111, А-6, Су-24 и Су-34 летчик и штурман размещены бок о бок, и создатели Ка-52 «Аллигатор» выбрали такую же компоновку. Мидель при этом не пострадал — его задает широкая средняя часть фюзеляжа.
Серийный Ка-52 борт 51 в испытательном полете |
В двухместной машине старались использовать максимум серийных узлов и агрегатов — даже лобовое стекло представленного Госкомиссии макета представляло собой два бронеблока Ка-50. Но такой вариант забраковали из-за падения летных качеств и неудобной компоновки кабины и оборудования. Степень унификации Ка-52 с серийным Ка-50 уменьшилась до 65%, зато большинство недостатков вертолета удалось устранить.
Исполняя требования Заказчика и находя новые пути совершенствования машины, конструкторы сделали кабину с гнутыми боковыми и верхними стеклами, что улучшило обтекаемость всего фюзеляжа. Прочность носовой части повысили, заменив боковые двери поднимающимися боковыми створками. Большинство стрелочных приборов и телевизионный индикатор из ЭЛТ заменили многофункциональные ЖКИ.
Но главным отличием Ка-52 стал новый комплекс оборудования. В «шарике» за остеклением кабины находилась оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хорошую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км. Носовой обтекатель заняла большая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о препятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов — эта антенна обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.
«АЛЛИГАТОР» ЗАВОЕВЫВАЕТ НЕБО
В опытный образец Ка-52 «Аллигатор» был переоборудован серийный Ка-50. К декабрю 1996 г. машина была готова к испытаниям, но было решено представить ее на выставке «Аэроиндий-96», и полеты были отложены. Черный вертолет с бортовым номером 061 и надписью “Alligator” привлек всеобщее внимание, но участие в авиашоу несколько задержало начало испытаний. Наконец, 25 июня 1997 г. Александр Смирнов и Дмитрий Титов выполнили на Ка-52 первый полет.
Опытный вертолет Ка-52К |
Потяжелевший Ка-52 имел самую высокую нагрузку на метр ометаемой площади среди всех соосных вертолетов, и некоторые его летные качества по сравнению с Ка-50 понизились. Но у редуктора ВР-80 оставался запас по пропускаемой мощности, и естественным решением было заменить старые двигатели ТВЗ-117ВМА. Альтернатива им была создана совместно санкт-петербургским КБ им. Климова и запорожским заводом «Мотор-Сич».
Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф выросла с 222S до 2500 л.с, а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматическое восстановление режима при эаглохании. Назначенный ресурс двигателя составляет 3000 ч, а межремонтный 1500 ч, вариант ТВЗ-117ВМА-С63 (ВК-2500) имеет несколько меньшие мощности (2400 л.с. на взлете и 2700 л,с. на режиме ЧР), но расход топлива у него меньше, а ресурс больше — до первого ремонта 3000 ч и назначенный 7500 ч.
Еще одна группа проблем была связана с прицельными системами. Обзор вниз оптики «Самшит» был недостаточным, а ее заданные характеристики подтверждены на испытаниях не были. Надвтулочная антенна РЛС «Арбалет» не работала нормально, а полный отказ от локатора ограничивал всепегодность вертолета.
Отработка БРЭО Ка-52 заняла несколько лет. но в результате был создан новый прнцельно-пилотажный и навигационный комплекс «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково-прицельная система ГОЭС-451, оптическая часть которой смонтирована в носовой части фюзеляжа, под обтекателем РЛС. Они могут работать круглосуточно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого установлена в носовой части. Это оборудование, бортовой комплекс обороны, а также включающий три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50 интегрированы е единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».
Подготовка серийного производства Ка-52 на заводе «Прогресс» началась в 1997 г.. но из-за срыва финансирования начало поставок задержалось. Но время не было потрачено зря, и промышленность смогла поставить серийные Ка-52 в улучшенном варианте — он получил прицельно-пилотажный и навигационный комплекс «Аргумент-2000» и двигатели ВК-2500.
Первые четыре Ка-52 прибыли на базу Дальневосточного командования ВВС Черниговка 24 мая 2011 г. Ранее там базировался 319-й Краснознаменный ОВП им. Ленина, который был лидером в освоении Ми-24А. Полк в Черниговке планировалось полностью перевооружить Ка-52 к концу 2012 г. На практике этого не было сделано к указанному сроку, однако, вероятно, перевооружение все-таки будет произведено несколько позже. Переучивание на новую технику ведется в 334-м Центре боевой подготовки на авиабазе Торжок.
Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны Российской Федерации уже определен и выполняется. В 2012 г. изготовлен 21 вертолет Ка-52. Из них 5 переданы в Черниговку, а 16 — должны быть переданы в Кореновск в течение весны 2013 г.
Около ста машин собирается принять на вооружение Военно-Морской Флот России для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и среднего водоизмещения. Морской вертолет Ка-52К имеет систему уменьшения габаритов, усиленные шасси, коррозионная стойкость планера и систем повышена. Вооружение Ка-52К в корабельном варианте на первом этапе будет таким же, как и в армейском.
Сейчас испытания по тематике Ка-52К идут на опытном вертолете №061. Базирование Ка-52К предполагается на отечественных десантных и многоцелевых кораблях, а также на закупаемых во Франции ДВКД типа «Мистраль». Во время визита этого корабля в Петербург прошла «примерка» Ка-52, которая показала, что вертолет и корабль вполне «подходят» друг другу. Сейчас испытания машины на борту большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» уже завершены.
Остро дискутируется вопрос стоимости Ка-52. Она составляет около 30 млн. долл. США за единицу. Эксперты либерального толка «предостерегают» россиян от втягивания в новую гонку вооружений. Но есть ли альтернатива поддержанию обороноспособности страны на должном уровне? События в Африке и на Ближнем Востоке убедительно доказывают — такой альтернативы нет.
Цена серийного Ка-52 высока, однако она определяется высокими качествами машины и значительным количеством необходимых боевых систем БРЭО на борту. Например, РЛС на серийном вертолете Ми-28Н ОКБ им. Миля пока нет, а на Ка-52 имеется. Летные характеристики Кз-52 также оцениваются специалистами очень высоко. Существенное превосходство он имеет и перед западными аналогами, в том числе лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач», и во многом благодаря «фирменной» камовской соосной схеме.
ВООРУЖЕНИЕ КА-52 «АЛЛИГАТОР»
Развитие военной техники — это вечная борьба с противником и во время войны, и в мирное время. Хочешь мира — готовься к войне, как говорили древние.
В 1989 году советские войска покинули Афганистан, а в 1991 г. страны Запада начали войну против Ирака, который столь неудачно пытался вернуть ранее принадлежавшие ему земли. В этих кампаниях активно применялись вертолеты, и тогда ведущие мировые эксперты единогласно утверждали, что превосходство в армейской авиации вооруженных сил США и НАТО над СССР, а затем и Россией сохранится всегда Однако с тех пор утекло много воды и ситуация поменялась, что подтверждает новая война в Афганистане
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» с серийным противотанковым комплексом «Атака» |
Главным оружием боевого вертолета является противотанковый ракетный комплекс — ПТРК. Двухместный Ка-52 получил в наследство от Ка-50 комплекс «Вихрь». Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Динамическая защита — не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ.
Сравнительные испытания на Гороховецкем полигоне вертолетов Ка-50 с ПТРК «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Атака-ВМ» в сентябре-октябре 1986 г. показали преимущество первого комплекса. Сегодня это оружие превосходит и аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (КУВ) «Вихрь-М» с семейством ракег 9М4172.
Комплекс одной ракетой уничтожает танк с 1000-мм броней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми — осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд.
Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» эффективен, но дорог, технически очень сложен, и доводка его столкнулась с серьезными проблемами. Они не были своевременно устранены из-за дезорганизации и срыва финансирования оборонной промышленности в 90-х гг., сейчас оружейники наверстывают упущенное.
Открытая архитектура электроники Ка-52 «Аллигатор» позволяет применить ПТРК «Атака» в варианте с лазерной системой наведения. Сегодня базовая ракета этого комплекса 9М120 поражает танк с 800-мм броней и динамической защитой с вероятностью не ниже 0,65 одиночным выстрелом. Испытываются модификации 9М120М с увеличенной до 950 им бронепробиваемостью, «противодотовая» 9М120Ф с фугасной боевой частью и вариант воздух-воздух 9М220.
Комплекс «Атака-В» выпускается серийно для Ми-24 и Ми-28Н. Он сравнительно дешев, прост и надежен. Но современные средства ПВО армий НАТО могут уничтожить вертолет с дальности до 4 км с вероятностью до 100% за 4…10 с, а тот не успеет их сам обнаружить и обезвредить с помощью этого ПТРК. Только КУВ «Вихрь-М» вертолета Ка-52 может вести огонь за пределами радиуса досягаемости самоходных ракетных комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард».
Залп неуправляемых ракет С-8 эффективен против наступающей пехоты или бронетранспортеров |
В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, спроектированные для ударных самолетов. Но не только высокотехнологичные системы определяют облик современного боевого вертолета. Классическим его вооружением остаются неуправляемые ракеты, и Ка-52 несет 4 блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15-ти модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехоты — со стреловидными поражающими элементами и т.д. Американский АН-64 также несет 4 блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее — калибра 68 мм. а ведь кроме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64. Между тем опыт Афганистана и Чечни показал, что их применение часто является лучшим вариантом по критерию «стоимость — эффективность».
Еще одним явным преимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является пушка 2А42. Зарубежные эксперты критикуют ее за большую массу, и действительно — американское орудие М-230 весит 54,4 кг, а наше — 115 (вместе с установкой НППУ-80 вертолетов Ка-50 и Ка-52). Но М-230 ведет огонь на дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М799 — на дистанции 1500 м они пробивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град. Пушка 2А42 была создана для сухопутных войск, и это облегчает снабжение боеприпасами группировки мотострелковых войск или десантников, которую поддерживают вертолеты Ка-50 и Ка-52. Американское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиапушек — английской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже. Американский вертолет имеет традиционно больший боекомплект — 1200 снарядов против 470 у Ка-52, но обычно «Апач» берет лишь 320 снарядов.
Артустановки большинства вертолетов смонтированы под носовой частью it обеспечивают больший сектор обстрела, чем расположенная по правому борту в центре фюзеляжа несъемная пушечная установка НППУ-80 вертолета Ка-52. Это дает Ми-28 и АН-64 определенные преимущества, но за них приходится платить. Расположенная в «бороде» под фюзеляжем далеко от центра масс пушка делает вертолет инертным, отдача при стрельбе вбок мешает пилоту вести машину по намеченной траектории и отклоняет ее от линии прицеливания. Да и целиться вбок не так-то просто. Из-за этого экипажи предпочитают вести огонь прямо вперед, целясь всем корпусом вертолета, и Ми-24П с неподвижной пушкой ГШ2-30 оказался лучше, чем Ми-24В с подвижным пулеметом ЯкБ-12,7. Размещение пушки вблизи центра масс на Ка-52 обращает недостатки такого решения в преимущества, повышая маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в 4 раза выше, чем у Ми-28 и АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые весьма эффективны против легкобронированных целей и зенитных установок на малых дальностях.
В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям, и установка НППУ-80 здесь также весьма удобна, но камовский вертолет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух».
Вертолет Ка-52 несет 4 ракеты 9М39 «Игла-В». Эта модификация проверенного в бою переносного зенитного комплекса с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 сек при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.
В перспективе планируется ввести в состав вооружения Ка-52 новую многоцелевую ракету «воздух-воздух».
ЛЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КА-52 «АЛЛИГАТОР». ПРЕИМУЩЕСТВА СООСНОЙ СХЕМЫ
Сегодня вооружение вертолета становится все мощнее, а электроника все изощреннее, но летные характеристики по-прежнему остаются важнейшим фактором успеха. Боевые вертолеты отличаются от винтокрылых машин другого назначения высокой скоростью и маневренностью, и Ка-52 имеет здесь ряд существенных преимуществ.
Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего ротора рулевым винтом до 10-20% мощности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические характеристики выше на 6…10%. Особенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады.
Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независимость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении режима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков.
У соосного вертолета меньше моменты инерции и больше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления, Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать то, что другие не могут.
Одним из его специфических боевых маневров является плоский разворот, энергичное изменение курса без использования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжением, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 100 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 град. Противнику же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» позволяет безопасно садиться с малыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают. Летчик-испытатель Н.П. Бездетнов разработал этот метод и доказал, что соосный вертолет может садиться на ограниченную площадку с нужного направления вне зависимости от ветра. Сравнительно небольшие габариты существенно облегчают пилотирование в стесненных условиях.
Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «воронка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом») или огибая их вертикально маневром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью.
Менее жесткие ограничения по угловым движениям позволяют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град. и углами тангажа 90 град. Пока их делают только испытатели, но в перспективе они могут быть приняты и в войсках.
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» превосходит всех своих конкурентов по маневренности. Скорость американского вертолета XRAH-66 несколько выше, но он на вооружение принят не был.
НАДЁЖНОСТЬ И ЖИВУЧЕСТЬ КА-52
Ка-52 «Аллигатор» имеет высокую живучесть благодаря бронированию, радиальной компоновке и силовой схеме, а жизненно важные системы — гидравлика, электрика и управление —дублированы. Конструкция рассчитана не только на большие перегрузки и высокий ресурс, но и выдерживает боевые повреждения. Например, главный силовой элемент несущего винта представляет собой двузамкнутый контур, который сохраняет несущую способность при пулевом простреле. Бронирование защищает экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Предусмотрены меры ремонта агрегатов из композиционных материалов, которые составляют значительную долю конструкции.
Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной посадке. Сама соосная компоновка повышает выживаемость а бою. Летный эксперимент показал, что Ка-50 (и Ка-52) способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и Ми-28 не сохраняют управляемость при выходе из строя хвостового винта.
Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-выхлопные устройства, снижающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства предупреждения об атаке ракетами, облучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помеховое оборудование сведены в бортовой комплекс обороны, управляемый компьютером.
Но опыт войн свидетельствует о том, что потери любой самой совершенной техники неизбежны, и задача конструктора — обеспечить максимальные шансы выживаемости экипажа. Лучше всего, когда пилот имеет возможность выполнить безопасную вынужденную поездку, и чрезвычайный режим работы двигателя ВК-2500 дает резерв тяги для энергичного выхода из боя на одном двигателе, или при отказе в жару, в горах.
Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации планирует, вертолет использует самовращение ротора. Аэродинамическая симметрия и отсутствие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом.
Но авторотация возможна не всегда, и экипаж Ка-52 защищен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Такие меры предусмотрены и на Ми-28, и на «Апаче», но летчики Ка-52 (и Ка-50) имеют еще один путь к спасению — катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специально для вертолетов с учетом специфики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.
В заключение необходимо вспомнить еще об одной особенности Ка-52. Этот скоростной и маневренный вертолет по простоте пилотирования можно сравнить с легкомоторным самолетом первоначального обучения. В роли «летающей парты» он будет лучше АН-64, РАН-2 и других вертолетов НАТО. Пилотирование Ка-52 косит «инстинктивный» характер и легко усваивается как курсантом, так и тем, кто давно летает на обычных вертолетах. Это качество боевого вертолета позволило отказаться от траты денег на выпуск специальной двухместной учебной модификации.
КА-52 НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ
19 апреля 2000 г. Южная Корея объявила о намерении купить 40 вертолетов огневой поддержки. В тендере участвовали американские вертолеты Белл AH-1Z «Кинг Кобра», MDD — «Боинг» АН-64D и «Сикорски» AUH-60 «Блэк Хок», европейские «Еврокоптер Тигр» и Агуста A-129INT «Мангуста», а также российские Ми-28НЭ и Ка-52К (литера К в данном случае обозначала «Корея» или «коммерческий»), отвечавшие требованиям корейской армии. Было использовано принятое в Корее оборудование производства Франции, Бельгии и Израиля, также намечалось, модернизировать и использовать уже имеющуюся в этой стране базу обслуживания гражданских Ка-52 и двигателей Т63417ВМАР.
Корейская сторона была ознакомлена с производством вертолета и комплектующих, группа петчикоа ВВС Южной Кореи получила возможность совершить полеты на Ка-52 с боевыми стрельбами.
В конкурсе Ка-52К показал все свои сильные стороны и уникальные возможности, недоступные конкурентам, однако в вопросах закупок вооружений южнокорейское правительство всегда огладывается на «большого брата» с другого берега Тихого океана, и контракт заключен не был. Очевидно, что решение было продиктовано отнюдь не соображениям технического плана То же можно сказать и о переговорах о поставке двухместной модификации Ка-50-2 «Эрдоган» Турции. Интересовался Ка-52 и Китай, однако он предпочитает покупать не готовую продукцию, а лицензии.
Сравнивая экспортный потенциал Ка-52, Ми-28НЭ и АН-64D, можно отметить более высокую степень доводки бортовой электроники последнего благодаря последовательной работе в этом направлении и стабильному финансированию. Тем не менее, вооружение, эффективность которого зависит от работы БРЭО, все же мощнее у российских вертолетов. Несколько уступая в дальности, российские вертолеты лучше «апача» по скорости, маневренности и высотности, в т.ч. в жаркую погоду и в горах. В целом, если рассматривать лишь технические аспекты, то для Ка-52 более «опасным» конкурентом является Ми-28НЭ, однако есть и другие факторы — и они подчас сильнее.
Продвижение Ка-52 на внешний рынок продолжается, и стимулировать экспорт может широкая эксплуатация в российских вооруженных силах. Борьба за контракты предстоит жесткая, и не стоит ожидать джентльменского поведения от зарубежных конкурентов. Очевидно, покупателей стоит искать среди наших традиционных клиентов или стран, сохраняющих более-менее независимый курс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие на вооружение разведывательно-ударного и командирского вертолета Ка-52 «Аллигатор» обеспечивает качественный рост ударного потенциала армейской и морской авиации за счет расширения зоны поддержки войск и обеспечения совместных боевых операций круглосуточно в любых метеоусловиях. Повышение уровня автоматизации обмена боевой информацией дает возможность быстрее реагировать на изменение обстановки. Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объекты, и это крайне важно в период, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков. А планируемая модернизация на долгие годы гарантирует успешное применение Ка-52 как в локальных конфликтах «малой интенсивности», так и в «высокотехнологичной войне».
(«Наука и техника»)
www.modernarmy.ru
КА-52 » Аллигатор » | lemur59.ru
Идея увеличения экипажа вертолета до двух человек рассматривалась еще в середине 80-х гг. Тогда ОКБ прорабатывало проект двухместного варианта В-80 с расположением кабин по схеме «тандем», однако от него решено было отказаться еще до этапа постройки опытного образца: «одноместность» камовской машины была одним из принципиальных положений ее концепции, сформулированным еще в 1977 г., а позднее объективно доказавшим свое право на существование, несмотря на активное неприятие оппонентами. Для того чтобы понять, почему создатели «Черной акулы» вновь решили вернуться к двухместной машине, теперь, правда, уже в совершенно новом качестве, необходимо обратиться к событиям недавнего прошлого.
Еще в 1984 г., когда полным ходом шли сравнительные испытания В-80 и Ми-28,
МИ-28
УВЗ им. Н.И. Камова выступил с предложением о создании специализированного вертолетного оптико-электронного и радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых вертолетов-штурмовиков. Носителем такого комплекса должен был стать новый вертолет В-60, который проектировался также в многоцелевом, транспортном и корабельном вариантах. Подобный комплекс был призван повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, став для них своего рода воздушным командным пунктом.
К сожалению, известные события в экономике страны на рубеже 80-х и 90-х и в последующие годы значительно затормозили программу разработки нового вертолета.
Николай Ильич Камов
В связи с этим Генеральный конструктор ВНТК им. Н.И. Камова принимает решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию запущенного в серийное производство боевого Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы вооружения, могла бы использоваться не только как «командирский» вертолет, но и как штурмовик, способный вести самостоятельные боевые действия, в частности ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях.
КА-50 “ Чёрная акула “
Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования вертолету потребовался второй член экипажа. Однако и здесь камовцы «пошли своим путем», посадив пилотов рядом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетов в мире. Подобное решение, разумеется, не было продиктовано желанием «выделиться», а преследовало определенные цели. В частности, был учтен опыт коллег из самолетостроительного ОКБ Сухого, спроектировавших кабины фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-34 по аналогичному принципу. Размещение двух членов экипажа рядом, как свидетельствовал опыт испытаний и эксплуатации Су-24, значительно облегчало взаимодействие пилотов при выполнении боевого задания, особенно в сложных метеоусловиях и при полете на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов и органов управления.
Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 г. макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и не способствовала снижению его радиолокационной заметности. Видевшие полноразмерный макет фюзеляжа Ка-52 на МАКС-95 с сожалением констатировали, что вертолет утратил былое «изящество» «Черной акулы». Определенные замечания высказала и макетная комиссия, рекомендовавшая переделать переднюю часть фюзеляжа двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 г., когда в опытном производстве фирмы «Камов» началось изготовление первого образца Ка-52. Для этого решено было переоборудовать серийный Ка-50 (11-й летный экземпляр), носивший ранее бортовой номер 021 и «выставочный» номер Н317 и имевший черную окраску с эмблемой Black Shark.
У «Акулы» была демонтирована передняя часть фюзеляжа до 18-го шпангоута, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой, выполненной по чертежам Ка-52. Работы были завершены к ноябрю 1996 г., одновременно машину оснастили опытным комплектом оборудования с частичным использованием импортных элементов. В таком виде вертолет, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061, и предстал перед журналистами.
Серийное производство Ка-52 началось в конце 2008 года.
Ка-52 — двухместная модификация серийного ударного вертолета Ка-50. Отличается от предшественника новой носовой частью с двухместной кабиной и бортовым комплексом оборудования нового поколения.
Ка-52 предназначен для огневой поддержки наземных войск, уничтожения малоразмерных подвижных бронированных и небронированных целей, поражения живой силы и борьбы с малоскоростными воздушными целями. Ка-52 призван существенно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов, что достигается за счет аппаратурного обмена информацией в реальном масштабе времени и непрерывности командного управления в ходе боевой операции.
На Ка-52 установлен многофункциональный комплекс пятого поколения «Аргумент-2000», который является базовым комплексом для семейства аппаратов марки «Ка» различного назначения. «Аргумент-2000» отличается от своих предшественников открытой архитектурой построения. К числу унифицированных частей комплекса относятся БЦВМ «Багет-53», пилотажно-навигационный комплекс ПНК-37ДМ, обзорно-пилотажная система круглосуточного действия ТОЭС-520, бортовой комплекс связи БКС-50, комплекс обороны и другие. Вся необходимая информация в кабине выводится на многофункциональные цветные индикаторы и нашлемные индикаторы летчиков. Управление бортовым оборудованием у каждого пилота сосредоточено на многофункциональном пульте и на рукоятках рычагов управления вертолетом.
В состав комплекса «Аргумент-2000» в качестве подкомплекса входит двухканальная РЛС «Арбалет-52». Канал РЛС с носовой антенной и большой апертурой служит для поиска и атаки целей на удалении 15-20 км, а также для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях. Другой канал РЛС с надвтулочной антенной и меньшей апертурой обеспечивает круговой обзор в интересах противоракетной обороны вертолета и общего контроля воздушной обстановки.
Пилотирование Ка-52 днем и ночью осуществляется с использованием обзорно-поисковой системы (ОПС). Основу ОПС составляют ТОЭС-520, шарообразная головка которой размещена слева под носовой частью кабины экипажа, и нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ). ТОЭС имеет тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, а НСЦИ — нашлемные микродисплеи. С их помощью пилоты могут круглосуточно осуществлять обзор местности, обнаруживать препятствия и ориентиры, производить посадку на необорудованные и неосвещенные площадки. Для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях наряду с ТОЭС используется канал РЛС подкомплекса «Арбалет-52». Управление головкой ТОЭС производится автоматически от сигналов датчиков позиционирования, отслеживающих положения шлема пилота.
Поиск и атаку цели пилот производит с использованием поисково-прицельной системы (ППС). ППС включает многоканальную систему круглосуточного действия ГОЭС-451, шаровая головка которой расположена сверху на кабине экипажа. В ней на стабилизированной платформе размещены телевизионный, тепловизионный каналы, лазерный дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели и лазерная система наведения в цель ПТУР. Для обнаружения и атаки цели в сложных погодных условиях ГОЭС сопряжена с каналом РЛС подкомплекса «Арбалет-52». Изображение цели и окружающей местности индицируется на многофункциональных цветных дисплеях на приборной доске и дублируется на нашлемных микродисплеях НСЦИ. Управление головкой ГОЭС подобно управлению ТОЭС-520. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на индикатор на лобовом стекле.
Открытая архитектура комплекса «Аргумент-2000» вертолета Ка-52 базируется на интегрированной вычислительной системе высокого быстродействия и большого объема памяти, использует мультиплексные гостированные каналы обмена информацией и программно-математическое обновляемое обеспечение. Это позволяет успешно применять различные виды стрелково-пушечного, ракетного управляемого и неуправляемого вооружения.
Ка-52 на 85% унифицирован с серийным Ка-50. От него вертолет унаследовал несущую систему, крыло, оперение, шасси. Конструкция средней и хвостовой частей фюзеляжа также не претерпела изменений. Главное отличие — новая передняя часть с двухместной кабиной. Пилоты размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800, таких же, как на Ка-50. В кабину экипаж попадает через откидывающиеся вверх створки фонаря. Рычаги управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым: большую часть традиционных электромеханических указателей заменили четыре жидкокристаллических дисплея. На Ка-52 установлены модернизированные двигатели ВК-2500.
КА-52 в противолодочном испонении
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолета (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов,
пушка 2А42
ПТУР «Вихрь» с лазерной системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг),
Ка-52 может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ.
Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в ГосМКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12 и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5200 м. Х-25МЛ предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей: РЛС и пусковых установок комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и переправ, малотоннажных судов, железнодорожных эшелонов и других целей. Ракета имеет полуактивную лазерную систему самонаведения.
Благодаря установке двигателей ВК-2500 летные характеристики вертолёта, несмотря на возросшую массу, практически не изменились, по сравнению с Ка-50.
Общие данные | |
Экипаж, чел | 2 |
Масса, кг: |
|
максимальная взлётная | 10800 |
нормальная взлётная | 10400 |
Скорость, км/ч: |
|
максимальная | 310 |
крейсерская | 250 |
непревышаемая (на пикировании) | 350 |
Максимальная вертикальная перегрузка | 3 |
Потолок, м: |
|
практический | 3600 |
статический | 5500 |
Дальность действия, км | 520 |
Размеры планера, м: |
|
длина | 14,2 |
ширина | 7,3 |
высота | 4,9 |
Диаметр несущих винтов, м | 14,5 |
База шасси, м | 4,92 |
Колея шасси, м | 3,67 |
Основное вооружение | 30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь» |
Дополнительное вооружение | блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты «воздух-воздух» Р-73 и «Игла-В», ракеты Х-25МЛ |
|
|
Двигатель ВК-2500 | |
Мощность, л.с.: |
|
чрезвычайный режим | 2700 |
взлётный режим | 2400 |
крейсерский режим | 1750 |
Удельный расход топлива, г/л.с.·ч | 210 |
Размеры, мм: |
|
длина | 2055 |
ширина | 660 |
высота | 728 |
Сухая масса, кг | 300 |
lemur59.ru
Вертолет К-52 «Аллигатор» — С интернетом по жизни
Вертолет Ми-28Н “Ночной охотник”К-52 — российский вертолёт, командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» — двухместная модификация ударного Ка-50. Предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года с применением всех средств поражения Ка-50. Это командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов.
1. Вертолет Ка-52
Вертолет Ка-52 соосной схемы от своего предшественника отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолета могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована.
Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.
Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг.
2
Бортовой многофункциональный радиоэлектронный комплекс обеспечивает пилотирование, навигацию, решение боевых задач и применение средств поражения круглосуточно в любое время года. Структурно комплекс представляет собой мультиплексную многоуровневую систему на базе БЦВМ с большим объемом памяти и быстродействия.
Обзорно-поисковая и прицельная системы, включающие нашлемные индикаторы информации и целеуказания, обеспечивают круглосуточное и всепогодное обнаружение заданных целей и их атаку с помощью оптической, телевизионной, лазерной, тепловизионной и радиолокационной аппаратуры.
Перед презентацией винтокрылая машина получила название — «Аллигатор». «Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника«, — объяснил генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев.
3
К созданию нового поколения боевых машин фирма «Камов» приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет.
Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы». Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.
4
В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. «Черная акула» рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.
5
Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.
6
На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50.
Размещение летчиков в кабине по схеме «бок о бок» упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире.
Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей «для себя» и для одноместного Ка-50.
Тактико-технические характеристики:
Экипаж — 2 чел.
Диаметр несущего винта — 14,50 м
Длина вертолета с вращающимися винтами — 15,90 м
Масса:
Максимальная — 10400 кг
пустого вертолета — 7800 кг
Статический потолок — 3600 м
Практический потолок — 5500 м
Тип двигателя — 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность — 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)
Практическая дальность полета — 1160 км
Дальность действия — 520 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5 ед.
Вертикальная скороподъемность — 10 м/с
Максимальная скорость:
на пологом пикировании — 350 км/ч
в горизонтальном полете — 310 км/ч
полета вбок — 80 км/ч
полета назад — 90 км/ч
Вооружение
7
12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса «воздух-воздух», вертолет оборудован 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески.
stomaster.livejournal.com
CombatAvia — все о военной авиации России. Ударный вертолет Ка-52, описание и фотографии вертолета, тактико-технические характеристики, вооружение, модификации вертолета Ка-52, история создания Ка-52.
Описание вертолета
Фирма «Камов» выставила на суд общественности двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 »Черная акула». В ночь перед презентацией винтокрылая машина получила название — «Аллигатор». «Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника», — объяснил генеральный конструктор фирмы Сергей Михеев.
К созданию нового поколения боевых машин фирма «Камов» приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства обороны.
Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы». Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.
В разработке «Аллигатора» приняли участие иностранные компании. Французская «Thomson», например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры.
Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе «Прогресс», который в ближайшее время последует примеру фирмы «Камов» и войдет в состав ВПК «МАПО». Вступление в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК «МАПО» в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных программ в концерне.
По одной из версий «Аллигатор» готовится как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше ориентирован на внутренний рынок.
В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. «Черная акула» рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.
По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: «Апач» (США), «Тайгер» (Германия-Франция), «Ройвалк» (ЮАР). По критерию «эффективность-стоимость» Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.
Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.
На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме «бок о бок» упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей «для себя» и для одноместного Ка-50.
Тактико-технические характеристики
Экипаж — 2 чел.
Диаметр несущего винта — 14,50 м
Длина вертолета с вращающимися винтами — 15,90 м
Масса:
Максимальная — 10400 кг
пустого вертолета — 7800 кг
Статический потолок — 3600 м
Практический потолок — 5500 м
Тип двигателя — 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность — 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)
Практическая дальность полета — 1160 км
Дальность действия — 520 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5 ед.
Вертикальная скороподъемность — 10 м/с
Максимальная скорость:
на пологом пикировании — 350 км/ч
в горизонтальном полете — 310 км/ч
полета вбок — 80 км/ч
полета назад — 90 км/ч
Вооружение
12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса «воздух-воздух», вертолет оборудован 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески.
Модификации
Нет.
В начало !!!
www.combatavia.info
Рассказы о вооружении. убийственная красота Ка-52
Что можно сказать еще об этом вертолете? Действительно, словосочетание «убийственно красив» подходит лучше всего. Да, красив, и встреча с ним хоть немного неподготовленным может окончиться печальными строками в сводке потерь.
Технические характеристики:
Экипаж: 2 человека, пилот и оператор вооружения, но управлять машиной могут оба. Что весьма ценно в случае выхода из строя пилота.
Максимальная взлётная масса: 10 800 кг.
Силовая установка: 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»».
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме).
на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 300 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч
Практическая дальность: 460 км
Перегоночная дальность: 1110 км
Статический потолок: 4000 м
Динамический потолок: 5500 м
Вооружение
Стрелково-пушечное:
1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
Точки подвески: 6
Боевая нагрузка: 2800 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР Штурм-ВУ (дальность действия 6 км, с полуавтоматической многоканальной лазерной системой наведения)
ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах).
Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)
Ка-52 оснащен той же системой спасения экипажа, что и его предшественник, Ка-50. Система спасения экипажа основана на ракетно-парашютной системе К-37-800 производства НПП «Звезда». При получении команды на катапультирование, происходит отстрел лопастей несущих винтов и отстрел верхней части фонаря кабины. После чего приводится в действие реактивная система, которая за фал вытягивает спинки кресел с пристёгнутыми пилотом и оператором. После выключения реактивного двигателя привязные ремни автоматически перерезаются, и спинка кресла отделяется от пилота, вытягивая парашют. Данная система обеспечивает спасение экипажа в диапазоне скоростей от 0 до 400 км/ч и высот от 0 до 4000 метров.
Экипаж, конечно, может покинуть вертолет и без катапультирования. Но система спасения, наверное, наиболее ценное нововведение из всего, чем оснащен вертолет.
Еще хотелось бы сказать несколько слов о пушке.
В отличие от коллег отечественного производства, Ка-52 оснащён несъёмной одноствольной автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм.
Решение использовать не стандартную авиационную пушку ГШ-301, а более тяжёлую пушку, изначально разработанную В. П. Грязевым для БМП-2, было продиктовано стремлением обеспечить максимальную надёжность стрельбы, в условиях сильной запылённости и плохого охлаждения на низких скоростях и высотах.
Питание пушки ленточное, селективное. Пилот имеет возможность выбора бронебойных или осколочно-фугасных снарядов, а также темпа стрельбы (550 или 350 выстрелов в минуту).
Максимальный боекомплект пушки, в двух патронных ящиках, составляет 460 патронов. Очереди идут с автоматической отсечкой по 20 или 10 выстрелов.
Пушка размещена в районе центра масс вертолёта, что обеспечивает точность наведения на цель, недоступную многим коллегам. При нацеливании с помощью комплекса «Шквал-В» пушка способна отклоняться на −2°…+9° по горизонтали и +3°…-37° по вертикали. При помощи пушки возможно поражение целей на дистанции в четыре километра, то есть без входа в зону ближней ПВО противника.
То, что у пушки Ка-52 отсутствует возможность широкого угла наведения, с лихвой компенсируется высокой маневренностью вертолета.
На внутренние пилоны крыла могут подвешиваться контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибром 23 мм и общим боезапасом 500 патронов.
Наблюдая боевое применение Ка-52 на полигоне, можем отметить одну вещь: очень сложная для съемки машина. Что отстрел ракет, что стрельба из пушки велась с таких расстояний, до которых было очень сложно «дотянуться» оптикой.
Если электронные системы позволяют работать с таких расстояний (а они позволяют, результаты о том свидетельствовали), то можно только порадоваться.
Максимальная достигнутая скорость на вертолёте Ка-50 составила 390 км/ч, однако максимальная скорость серийных машин ограничена на отметке 315 км/ч. Крейсерская скорость полёта составляет 260 км/ч. Вертолёт способен передвигаться боком со скоростью 80 км/ч и назад со скоростью 90 км/ч. Используя топливо внутренних баков, вертолёт преодолевает расстояние в 520 км. В перегоночном полёте, с использованием четырёх подвесных топливных баков, Ка-50 покрывает расстояние в 1160 км. Статический потолок полёта ограничен отметкой в 4000 м, а динамический — в 5500 м.
Очень впечатляет пилотаж в исполнении подполковника Бакина из группы «Беркуты». Учитывая, что на всеобщее обозрение выставляются наверняка не все возможности машины, даже того, что было увидено, хватает для удивления и некоего щенячьего восторга от того, на что способен Ка-52 в умелых руках.
Как Бакин это делает — сложно сказать, но как это выглядит…
Есть ли у Ка-52 реальные конкуренты? Ну, гипотетически, да. Мы не будем сравнивать жестко, дедушку АН-64 «Апача» все-таки надо отправить на покой. Да и с производства он снят. Есть мысль попробовать сравнить «Аллигатора» с более-менее новыми машинами. Тут на ум приходят всего три из лагеря потенциальных:
Англо-итальянец Agusta A129 Mangusta, который относительно не стар, но все же, как нам кажется, будет изрядно послабее.
Американец Bell AH-1Z Viper, который если судить по цифрам ТТХ и ЛТХ — очень серьезная машина.
И еще один европеец, Eurocopter Tiger.
Все, как говорится, имеют потенциальную возможность встречи. Интересно было бы услышать мнение читателей на эту тему. «Гадюка», «Тигр» и «Мангуст» там, «Аллигатор» у нас. Кто кого?
/Роман Скоморохов, Роман Кривов, topwar.ru/
army-news.ru
Российские ударные вертолеты Ка-50 и Ка-52
Более тридцати лет назад, 17 июня 1982 года, летчик-испытатель Н. П. Бездетное совершил первый полет на опытном вертолете B-80, получившем впоследствии название Ка-50. Широкой общественности он известен также по прозвищу «Черная акула», которое закрепилось за ним после выхода на экраны в 1993 году одноименного российского кинофильма.
В 1970-х годах в армейской авиации Сухопутных войск основным боевым вертолетом был Ми-24, боевая эффективность которого не совсем удовлетворяла руководство Министерства обороны. К тому же в США уже проводили испытания нового ударного вертолета YAH-64 «Апач». Поэтому 16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета нового поколения, который бы по своим характеристикам мог противостоять заокеанскому оппоненту.
«ЧЕРНАЯ АКУЛА»
В 1977 году на Ухтомском вертолетном заводе им. Н. И. Камова под руководством главного конструктора С. В. Михеева началось проектирование боевой машины В-80 (прототипа Ка-50) по традиционной для морских, но инновационной для сухопутных вертолетов соосной схеме расположения несущих винтов.
Благодаря этой схеме расположения винтов Ка-50 может выполнять ряд маневров, практически недоступных вертолетам с одним несущим винтом. Например, на больших скоростях полета Ка-50 совершает такой горизонтальный маневр, как боковой вираж («воронка»): вертолет на скорости 100-180 км/ч выполняет боковое перемещение вокруг цели на неизменной высоте. «Черная акула» способна перемещаться боком со скоростью 80 км/ч и летать назад со скоростью 90 км/ч. Экипаж Ка-50 сокращен до одного человека благодаря разработке высокоинтегрированного бортового оборудования, обеспечивающего возможность автоматического пилотирования и боевого применения, а также обмена информацией между вертолетами в группе.
Высокая боевая живучесть вертолета достигается за счет бронирования кабины летчика и важнейших агрегатов, применения безопасно повреждаемых конструкций. Впервые в мире на вертолете установлено катапультное кресло К-37 с тянущей ракетной системой, обеспечивающее катапультирование летчика на любой скорости и высоте полета. Его безопасность обеспечивается предварительным отстрелом лопастей несущих винтов.
Основная задача боевого ударного вертолета — уничтожение бронетанковой техники противника, его средств ПВО, а также прикрытие своих наземных войск от атак боевых вертолетов противоборствующей стороны. Поэтому основу бортового вооружения Ка-50 составляют противотанковое управляемое вооружение, неуправляемые ракеты и 30-мм пушка 2А42.
Боевое крещение «Черной акулы» состоялось в ходе контртеррористической операции в Чечне, куда в декабре 2000 года прибыла боевая ударная группа в составе двух Ка-50 и одного вертолета разведки и целеуказания Ка-29. Вот несколько примеров их успешной работы. 9 января 2001 года на задание отправился Ка-50 в сопровождении Ми-24. При входе в горное ущелье в районе населенного пункта Комсомольское летчик «Черной акулы» уничтожил неуправляемыми ракетами склад боеприпасов боевиков. 6 февраля в условиях горно-лесистой местности группа в составе двух Ка-50 и одного Ка-29 обнаружила и с одного захода уничтожила с дальности 3 км двумя ПТУР «Вихрь» укрепленный лагерь боевиков.
«АЛЛИГАТОР»
В ноябре 1996 года публике был представлен Ка-52 «Аллигатор» — двухместный вариант Ка-50. В отличие от большинства других ударных вертолетов, в Ка-52 пилот и оператор вооружения располагаются не тандемом, а рядом. Введение в состав экипажа оператора вооружения позволило разгрузить пилота. Машина на 65 % унифицирована с Ка-50, унаследовав от «старшего брата» силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую часть фюзеляжа.
Ввиду очевидных преимуществ «Аллигатора» над одноместной машиной в 2009 году МО РФ прекратило закупки Ка-50 (выпущено 15 машин), сосредоточившись на Ка-52. В 2011 году подписан многолетний контракт на поставку МО РФ 140 Ка-52. Вертолеты выпускаются авиазаводом «Прогресс» в Арсеньеве. В настоящее время Ка-52 поступают на вооружение строевых частей в Черниговке (Дальний Восток) и Кореновске (Кубань). Цена серийного «Аллигатора» составляет около 30 млн долларов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ка-50
- Тип: ударный вертолёт
- Двигатель: 2 х ТВД ТВЗ-117ВМА мощностью по 2200 л. с. каждый
- Размеры, м:
длина: 14,21
высота: 4,93
диаметр несущих винтов: 14,5
размах крыла: 7,44 - Вес, кг:
пустой: 7700
взлетный: 10800 - Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 390
практический потолок, км: 5,5
дальность с боевой нагрузкой, км: около 520 - Вооружение:
— 2 х 23-мм пушки УПК-23-250 в подвесных контейнерах (2 х 500 патронов)
— НАР С-13(2 х 5 шт.)
— НАР С-8 (4 х 20 шт.)
— тяжелый НУРСС-24
— управляемое ракетное вооружение: ПТУР «Вихрь» (2 x 6 шт.). Возможна подвеска УР «воздух — воздух», пушечных контейнеров и бомб: ФАБ-500,
ФАБ-200, ФАБ-120, ФАБ-100; КМГУ-2; ЗБ-500; РБК-500; РБК-250.
warfor.me
Ка-52 — Вооружение
28 июня 2011Оглавление:
1. Ка-52
2. Вооружение
3. Модификации
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолета, Ка-52 может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в ГосМКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость от 0 до 1 440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.
Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолете средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» будут вооружены штурмовики Су-25ТМ, а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.
КА-52 будет оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолет имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом может осуществлять любой из пилотов.
КА-52 оборудован бортовым комплексом обороны Л-370В52.
Просмотров: 1579
www.vonovke.ru